Архимандрит Александр (Заркешев): «Несмотря на все трудности, быть рядом с паствой. Архимандрит Александр (Заркешев): «Несмотря на все трудности, быть рядом с паствой Православные в иране

Исла́мская Респу́блика Ира́н (перс. جمهوری اسلامی ایران ‎ - Джомхури-́йе Эслɒми́-йе Ирɒ́н ), сокращенно - Ира́н (перс. ایران ‎ [ʔiˈɾɒn]), до 1935 также Пе́рсия - государство в Передней Азии. Столица - город Тегеран.

На западе граничит с Ираком, на северо-западе - с Азербайджаном, Арменией, Турцией и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, на севере - с Туркменистаном, на востоке - с Афганистаном и Пакистаном. С севера Иран омывается Каспийским морем, с юга - Персидским и Оманским заливами Индийского океана.

История Ирана по письменным источникам охватывает почти пять тысяч лет. Первое государство на его территории - Элам - возникло в Хузестане в III тысячелетии до н. э. Персидская империя при Дарии I Ахемениде простиралась уже от Греции и Киренаики до реки Инд. На протяжении многих веков господствующей религией был зороастризм. К XVI веку государственной религией Ирана становится ислам.

В 1979 году в Иране произошла Исламская революция под предводительством аятоллы Хомейни, в ходе которой была свергнута монархия и провозглашена исламская республика.

Иран обладает четвёртой по размеру ВВП (по ППС) экономикой в исламском мире и второй по размеру в Западной Азии (после Турции). Иран является одним из наиболее технологически развитых государств региона. Иран располагается в стратегически важном регионе Евразии и располагает крупными запасами нефти и природного газа.

В 2012 году Иран становится лидером Движения неприсоединения, став в августе на 3 года страной-председателем этого движения, являющегося второй по величине после ООН международной структурой.

Крупнейшие города

  • Тегеран
  • Мешхед
  • Кередж
  • Тебриз
  • Шираз
  • Исфахан
  • Ахваз

Православие в Иране

Подавляющее большинство иранцев исповедуют ислам. 90 % населения - шииты, 8 % - сунниты. В числе оставшихся - религиозные меньшинства бахаи, христиан, иудеев, зороастрийцев, мандеев, сикхов, индусов и других. Христиане , иудеи и зороастрийцы официально признаются меньшинствами и пользуются такими привилегиями, как зарезервированные места в Меджлисе. Имеет место ограничение прав бахаи.

Иранские христиане (перс. مسیحیان ایران ‎ от перс. مسیحی ‎ «христианский », «христианин ») составляют 0.2-0.5 % от общего числа верующих, что равняется около 169 тыс. человек. В 1975 году христиан насчитывалось около 1,5 % от общей численности населения. Относительно динамики численности христиан существуют противоречивые данные. Одни источники утверждают, что христианство в Иране переживает расцвет, другие, напротив, утверждают, что христианству в Иране грозит исчезновение. Официально христианство в Иране разрешено, однако им запрещено заниматься проповеднической деятельностью. Таким образом, большую часть христиан Ирана составляют этнорелигиозные общины армян и ассирийцев.

Иранских христиан можно разделить на две категории: этнические и не этнические. К этническим можно отнести армян и ассирийцев, которые обладают своей собственной лингвистической и культурной традицией. Не этнические христиане Ирана преимущественно состоят из протестантов, которые когда-то перешли из ислама в христианство и рассматриваются властями, как вероотступники.

После Исламской Революции 1979 года этническим христианам были дарованы базовые религиозные права: ведение служб, содержание религиозных школ, соблюдение праздников и т.д. Армянская община имеет два кресла в парламенте, а ассирийская одно. Тем не менее, этнические христиане подвергаются различным репрессиям со стороны властей Ирана. Христианам запрещается вести службы на персидском языке, строить новые церкви, а также они регулярно должны докладывать правительству о своей деятельности. Наряду с этим, они подвергаются более серьезным уголовным наказаниям за совершенные преступления, чем мусульмане.

Что касается протестантов, то официально они признаны Тегераном. Несмотря на это, они подвергаются гораздо более суровым репрессиям и ограничениям со стороны властей, по сравнению с армянами и ассирийцами. Это объясняется тем, что они используют персидский язык, а также отличаются своим стремлением к прозелитизму. Верховный лидер Ирана Али Хаменеи и многие иранские чиновники считают новоиспеченных протестантов богоотступниками, работающими под прикрытием Запада.

В 2005 году одновременно с приходом к власти Махмуда Ахмадинежада, гонения на новообращенных протестантов и домашние церкви усилились. Все это происходит до сих пор под предлогом того, что евангелизм - это инакомыслящая форма христианства, связанная с Западом и Сионизмом, чья деятельность направлена против существующего в Иране исламского режима.

История

Первые христиане ступили на землю Ирана (Персия) не позже II века, если не считать легендарной миссии апостола Фомы. В списке епископов сирийской церкви 224 г. упоминается уже епископ Дайлама – области к югу от Каспия. К IV веке у них уже имелся собственный епископ в Ктесифоне. Первоначально к христианам относились подозрительно, видя в них агентов Рима, однако после раскола V века, персидские христиане становятся известны как несториане занимаются активной миссионерской деятельностью, обращая в свою веру целые племена. Расцвету персидского христианства кладет конец арабское нашествие VII века.

Современное состояние

Христианство исповедуется представителями национальных меньшинств - армянами, грузинами и ассирийцами. Христиане обладают определенной свободой вероисповедания - они могут производить и употреблять нехаляльную пищу, употреблять алкогольные напитки, они имеют своих представителей в маджлисе(по одному представителю от Халдейской и Ассирийской Церквей, два представителя от Армянской Церкви).

Православие в Иране (перс. کلیسای ارتدوکس شرقی در ایران ‎) - является одной из христианских деноминаций страны. Восточные христиане в Иране принадлежат к Древневосточным церквам и к Халкидонскому православию. В Иране действуют Ассирийская церковь Востока, Грузинская Православная Церковь, Армянская Апостольская Церковь, а также приходы Русской Православной Церкви.

Данные о количестве православного населения Ирана не точные и разнятся.

  • Армянская апостольская церковь в Иране имеет от 110 000 до 250 000 последователей.
  • Ассирийская церковь Востока в Иране имеет до 11 000 последователей.
  • Грузинская православная церковь в Иране имеет около 60 000 последователей.

Общее число христиан всех деноминаций в Иране на 2006 год составляло 109 415 человек (0,15 % от населения страны).

РПЦ в Иране

Идея о создании в Персии храма Русской Православной Церкви принадлежит Петру Великому. Впервые она была высказана в послании русского императора к персидскому шаху Солтану Хусейну.

По данным игумена Александра, до начала Первой мировой войны общее количество русских православных храмов в Персии было более 50. В настоящее время в Иране действуют три храма - Свято-Николаевский собор в Тегеране, построенный в 1945 году на деньги русских эмигрантов, новая Свято-Николаевская церковь в портовом городе Энзели, освященная в 2008 году. На русском православном кладбище в Тегеране стоит построенная в 1908 году Свято-Троицкая церковь, единственный из дореволюционных православных храмов, сохранившихся до настоящего времени. Но богослужения здесь совершаются крайне редко. В городе Бушере - в поселке российских специалистов, строящих АЭС, - действует часовня Казанской иконы Божией Матери, расположенная не в храмовом здании.

Тегеранская русско-православная община не превышает 100 человек. Она состоит из потомков русских эмигрантов, командированных в Иран работников российского посольства и российских бизнесменов. Церковь посещают приезжающие в Тегеран украинцы, белорусы, сербы, греки, болгары, грузины. Также сюда приходят и русские жены иранцев, хотя официально все они приняли ислам - этого требует закон страны.

История диалога Московского Патриархата с шиитским духовенством берет начало в 1995 году, когда Иран впервые посетил митрополит Смоленский и Калининградский, ныне - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его визит был связан с переходом Свято-Николаевского собора в Тегеране, находившегося с момента основания в 1945 году в ведении Русской Зарубежной Церкви, а затем перешедший под юрисдикцию Московского Патриархата.

В конце 2010 года вниманию иранских властей был предложен документ, посвященный взаимоотношениям Церкви и общества, переведенный на фарси, - «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». На его презентации, проходившей на кафедре россиеведения Тегеранского университета, все иранские представители отметили сходство подходов РПЦ и исламских лидеров Ирана ко многим вопросам современности.

По словам заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Егорьевского Марка, власти в Иране с уважением относятся к представителям Московского Патриархата, никак не ограничивают перемещения священника храма в Тегеране. При православном храме в Тегеране существует дом престарелых, о которых заботятся прихожане. Как отметил епископ, беспрепятственно совершаются также богослужения в Бушере и Исфахане, где служат священник РПЦ из Тегерана.

Притеснения протестантов в Иране

В отличие от традиционных христианских конфессий, к протестантским деноминациям иранские власти относятся настороженно. Их деятельность находится под постоянным наблюдением спецслужб. Власти подозревают их в активном прозелитизме, подрывной деятельности и связях с западными спецслужбами. Большинство скандалов с арестами христиан в Иране, связаны именно с протестантами, хотя их всего 10 тысяч из 200-300 тысяч иранских христиан.

Святые

  • свмчч. Иоанн, Саверий, Исакий и Ипатий, епископы Персидские
  • мчч. Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист и иже с ними
  • прп. Маруф, епископ Месопотамский
  • свмчч. Нирс, епископ, и Иосиф, ученик его, Иоанн, Саверий, Исаакий и Ипатий, епископы Персидские; мчч. Азат скопец, Сасоний, Фекла, Анна и многие другие мужи и жены, в Персиде пострадавшие
  • свмч. Садок Персидский

Из православных храмов на территории Ирана следует особо упомянуть Свято-Николаевский собор в Тегеране.

Первый православный русский священник прибыл в Иран в 1597 году. Еще Петр I предложил персидскому шаху открыть в Иране православные храмы - ведь отношения между двумя странами все более развивались и многочисленным русским послам и купцам надо было отправлять свои религиозные обряды. Однако первые церкви открылись уже после смерти Петра I - с 1735 года вплоть до начала русско-иранской войны 1804-1813 гг. в русских консульствах в Исфагане и Реште действовали православные домовые храмы. В этот период присутствие православного духовенства в Иране было постоянным.

В 1864 году Александр II назначил постоянного посольского священника уже в Тегеран. В 1886 году был построен первый православный храм в столице Ирана - Святого Александра Невского, вернее не в столице, а на ее северной окраине (ныне уже Тегеран) - в резиденции российского посла.

В 1895 году на основной территории посольства (ныне - Торгпредство Российской Федерации) закончили храм Святителя Николая.

К сожалению, после октябрьской революции 1917 года оба посольских храма были закрыты, а затем разрушены. Многочисленная русская колония в Тегеране устроила православный храм Святителя Николая в арендованном доме на ул. Аромане. Домовый храм не мог вместить всех желающих помолиться, особенно по большим праздникам. Приходской Совет решил возвести в Тегеране новый храм.


В 1941 году на северной окраине Тегерана, напротив Миссии США, был приобретен земельный участок. Русский архитектор Н.Л. Марков сделал проект нового собора. Но начавшаяся Великая Отечественная война и последовавшие за ней события отодвинули постройку храма. Лишь в 1944 году состоялась торжественная закладка храма при большом стечении народа. При возведении фундамента прихожане бросали в основание церкви русские золотые монеты. Во многом благодаря усилиям архитектора Н.Л. Маркова строительство храма успешно продвигалось. 8 марта 1945 года были водружены кресты на купола храма. Был перенесен из молитвенного дома и установлен в новом храме иконостас Александро-Невской посольской церкви, что подчеркнуло преемственность православного храмостроительства в Тегеране. С восточной стороны одновременно с храмом был выстроен двухэтажный церковный дом, где разместились канцелярия и квартира священника.


Но в 1979 году, после Исламской революции, собор закрылся. Причем это никак не было связано со сменой режима в стране. Русская Зарубежная Церковь (а именно ей принадлежал собор) больше не присылала священников.К началу 90-х годов отсутствие священника, а также продолжающийся отъезд из страны русских людей постепенно привело к уменьшению численности прихожан. Казалось, что недалек тот день, когда русский православный приход в Тегеране прекратит свое существование. Но этого не случилось. Произошедшие в СССР, а затем в России изменения затронули и Иран. Сотрудники Российского посольства, торгпредства и других российских организаций в Иране начали активно посещать Свято-Николаевский собор в Тегеране. В 1995 году Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Патриарха Алексия II постановил принять русский православный приход при Свято-Николаевском храме в г. Тегеране в юрисдикцию Московского Патриархата и направить в Иран игумена Александра (Заркешева) на должность настоятеля Св.-Николаевского храма.



В 1998 году Свято-Николаевский собор в Тегеране наконец-то приобрел законченный вид - купола русской церкви заиграли золотом. Так, как это первоначально было задумано архитектором Николаем Львовичем Марковым и изображено им еще в 1944 году на акварельном эскизе будущей церкви. Купола храма были покрыты материалом «под золото» - нержавеющей сталью с нитрид-титановым напылением. Точно такое же покрытие имеет Храм Христа Спасителя в Москве.

В августе-сентябре 1999 года в Свято-Николаевском соборе художниками-реставраторами из Москвы были проведены реставрационные работы по восстановлению первозданного вида иконостаса храма. Пять старых икон было отреставрировано, а одна - икона Святителя Николая - написана заново. Это объясняется тем, что первоначально иконостас был предназначен для посольского Александро-Невского храма в Тегеране, но в 1921 году, при обустройстве Свято-Николаевского молитвенного дома, храмовая икона Св. Александра Невского была заменена в иконостасе на весьма посредственно написанный образ Святителя Николая.

В 2000 году исполнилось 55 лет со дня освящения Свято-Николаевского собора в Тегеране (1945 г.). К престольному празднику Святителя Николая Чудотворца, 19 декабря, были приурочены юбилейные торжества. Прибывшими из Москвы художниками Александром и Екатериной Ивановыми были расписаны внутренние своды Свято-Николаевского собора. Роспись произведена в лучших традициях древнерусской живописи.

19 декабря 2005 года, в свой престольный праздник - день памяти Святителя Николая Мирликийского, Николаевский собор в Тегеране отметил два юбилея: 60-летие со дня освящения собора (1945 год) и 10-летие воссоединение тегеранского прихода с Московским Патриархатом (1995 год).

У Свято-Николаевского храма есть и своя богадельня. Еще в 1941 году в Тегеране был создан первый дом престарелых, куда переселяли одиноких русских стариков, не имевших средств к существованию. В нынешней богадельне на первом и втором этажах живут женщины, на третьем - мужчины. Директор здесь - церковный староста Эммануил Ширани. Пенсии стариков, живущих в доме, перечисляются заведению. За некоторых платят родственники. Есть и те, у кого нет никого и ничего. Таких содержат бесплатно.

«Когда я сюда приехал, в богадельне было 8 русских стариков, - рассказывает отец Александр. - Сейчас из них остался один - дедушка Шурик. Однако мы принимаем и армян, и ассирийцев - местных христиан. На 30 стариков - 25 человек персонала, четырехразовое питание, круглосуточное медицинское обслуживание».

Отец Александр приютом для стариков явно гордится: бесчисленными инспекциями иранских органов соцзащиты богадельне присвоена высшая категория.

Рост русской колонии в Тегеране в конце XIX века вызвал необходимость организации достойного места упокоения почивших ее членов. В 1894 году был приобретен участок земли в пяти верстах от Тегерана в районе Дулаб, где и было устроено русское православное кладбище, недалеко от армянского и католического кладбищ.


Удаленность русского православного кладбища от двух посольских церквей в Тегеране создавала неудобство в отпевании усопших. Поэтому в октябре 1906 года была создана Свято-Троицкая кладбищенская церковь. Сегодня это единственный сохранившийся храм из большого числа православных церквей, открытых в Персии до русской революции 1917 года. До 1998 года в этой церкви отпевали усопших прихожан, пока городские власти не запретили совершать захоронения на русском кладбище, мотивируя это тем, что кладбище находится в городской черте. Но ежегодно на Святую Троицу, в престольный праздник, здесь совершается Божественная Литургия.


Здесь похоронены врачи, инженеры, учителя, офицеры, священники, предприниматели, люди разных профессий и рода занятий. Покоится на кладбище генерал Александр Иванович Выгорницкий - востоковед, военный переводчик, разведчик. Он был первым русским офицером, который выучил язык хинди. Напротив церкви - могила последнего командира Персидской казачьей дивизии полковника Николая Митрофановича Вербы. Покоится на кладбище: Антон Васильевич Севрюгин - первый фотограф в Персии, он был придворным фотографом шахов Каджарской династии; Николай Львович Марков - архитектор, построивший в Тегеране множество общественных и частных зданий; грузинские князья Микеладзе и Мачабели; архимандрит Виталий (Сергиев) - последний начальник Русской Духовной Миссии в Урмии, приехавший в Персию с Валаама в 1903 году; и множество других людей - известных и не известных.

В годы Великой Отечественной войны на территорию Ирана были введены советские войска, которые обеспечивали прохождение военных грузов из портов Персидского залива в Советский Союз. Благодаря этому маршруту военно-технического снабжения советской армии удалось удержать нацистов от прорыва к нефтяным богатствам Каспийского моря и захвата Кавказа. На территории Ирана не велось боевых действий, однако находившиеся здесь советские солдаты умирали от болезней и погибали в результате несчастных случаев.


В 1944 году в тегеранском аэропорту при посадке потерпел катастрофу советский военно-транспортный самолет, который пилотировал старший лейтенант Илья Филиппович Афанасьев. Шесть человек экипажа и находившиеся на борту пассажиры погибли. Захоронены они были на русском православном кладбище в Тегеране. Прихожане храма вспоминают, что всего было пятнадцать гробов, над которыми горько плакали русские женщины, искренне жалевшие легших в чужую землю молодых русских парней.

Территория страны входит в Тегеранскую , Антропатенскую и Исфаханскую епархии ААЦ. Также на территории страны находится епархия Ирана Ассирийской церкви Востока.

Данные о количестве православного населения Ирана не точные и разнятся.

Общее число христиан всех конфессий в Иране на 2006 год составляло 109 415 человек (0,15 % от населения страны) .

РПЦ в Иране

По данным игумена Александра, до начала Первой мировой войны общее количество русских православных храмов в Персии было более 50. В настоящее время в Иране действуют три храма - Свято-Николаевский собор в Тегеране, построенный в 1945 году на деньги русских эмигрантов, новая Свято-Николаевская церковь в портовом городе Энзели , освященная в 2008 году . На русском православном кладбище в Тегеране стоит построенная в 1908 году Свято-Троицкая церковь, единственный из дореволюционных православных храмов, сохранившихся до настоящего времени. Но богослужения здесь совершаются крайне редко. В городе Бушере - в поселке российских специалистов, строящих АЭС , - действует часовня Казанской иконы Божией Матери, расположенная не в храмовом здании.

Тегеранская русско-православная община не превышает 100 человек. Она состоит из потомков русских эмигрантов, командированных в Иран работников российского посольства и российских бизнесменов. Церковь посещают приезжающие в Тегеран украинцы , белорусы , сербы , греки , болгары , грузины . Также сюда приходят и русские жены иранцев, хотя официально все они приняли ислам - этого требует закон страны.

История диалога Московского Патриархата с шиитским духовенством берёт начало в 1995 году , когда Иран впервые посетил митрополит Смоленский и Калининградский, ныне - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его визит был связан с переходом Свято-Николаевского собора в Тегеране, находившегося с момента основания в 1945 году в ведении Русской Зарубежной Церкви, а затем перешедший под юрисдикцию Московского Патриархата

По словам заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископа Егорьевского Марка, власти в Иране с уважением относятся к представителям Московского Патриархата, никак не ограничивают перемещения священника храма в Тегеране. При православном храме в Тегеране существует дом престарелых, о которых заботятся прихожане. Как отметил епископ, беспрепятственно совершаются также богослужения в Бушере и Исфахане, где служат священник РПЦ из Тегерана .

Первый русский священник появился в этой стране четыреста лет назад. Здесь работали и жили многие наши соотечественники, после революции нашли приют русские эмигранты. Вдали от Родины они особенно нуждались в духовном окормлении.

Иран – страна исламская, все женщины, включая православных, обязаны носить
платок и плащ, несмотря на сильную жару

Первые

Со второй половины XVI века, когда вследствие победоносных войн царя Иоанна Грозного граница Руси приблизилась к Ирану, между двумя странами стали активно развиваться торговые, а затем и дипломатические отношения. Первое официальное русское посольство было направлено в Тегеран в 1588 году, а через десять лет при третьем посольстве, которое возглавлял князь Василий Тюфякин, уже состоял постоянный священник – иеромонах Никифор.

Трагически сложилась судьба этого посольства: моровое поветрие унесло жизни большей части сотрудников и самого посла. Тогда дипломатическую миссию возглавил отец Никифор. Примечательно, что шах Ирана проявил к нему такое уважение, что во время переговоров усадил православного священника выше других послов, на самое почетное место.

Урмийская миссия. В 1898 году в Иране была создана Миссия Русской Православной Церкви для ассирийских христиан с центром в городе Урмия. Произошло это после присоединения Ассирийской Церкви Востока к Русской Православной Церкви. Для содействия Урмийской Миссии в 1904 году в Петербурге было основано Кирилло-Сергиевское братство. Тогда же был рукоположен в епископа архимандрит Илия (Абрагамов). Через год Миссия имела двух епископов и более 60 священников и диаконов, располагала 40 храмами и 60 школами с 2000 учащихся. При Миссии даже действовал пансион на пятьдесят человек.
С началом Первой мировой войны часть Миссии была эвакуирована в Российское Закавказье. После революции Русская Церковь не могла уже поддерживать Урмийскую Миссию. Ее последним начальником был епископ Верненский и Семиреченский Пимен (Белоликов) – будущий новомученик Российский, пострадавший от большевиков в г. Верном. Его память совершается 3/16 сентября.
В 1921 году епископ Илия вступил в общение, а затем и присоединился к Русской Православной Церкви Заграницей. Годом позже Архиерейский Синод РПЦЗ назначил начальником Урмийской Духовной Миссии архимандрита Виталия (Сергиева), который формально оставался в этой должности до своей кончины в 1946 году

Идею об учреждении в Тегеране русского православного храма впервые высказал Петр Первый. Но церкви открылись уже после смерти императора: с 1735 года вплоть до начала Русско-иранской войны 1804–1813 годов в русских консульствах в Исфахане и Реште действовали православные домовые храмы.

Во второй половине ХIX века значительное расширение торговых связей между Ираном и Россией привело к увеличению русской колонии в Тегеране. По личному указу Александра II в Российскую Императорскую Миссию был назначен постоянный священник.

Никольский храм в Тегеране

В 1895 году в Тегеране, на территории Российской Императорской Миссии, был освящен храм во имя Святителя Николая Мирликийского. Но просуществовал он недолго – в 1921 году в результате переговоров советского правительства с персидским послом Мошевероль-Мемелеком был подписан договор, по которому в Персии были закрыты все религиозные миссии, а земли, постройки и все церковное имущество безвозмездно передавалось в вечное владение персидскому народу.

Первый советский посланник в Тегеране Ф.А. Ротштейн начал свою деятельность с разорения Никольского посольского храма. Все святыни были выброшены на улицу. Это вызвало возмущение церковной общественности, верующие устроили митинг на площади Бахаристан перед меджлисом. Они простояли там трое суток и добились своего – власти разрешили открыть в Тегеране русский православный храм. Его устроили на первом этаже арендованного частного дома на улице Аромане. Архимандрит Виталий (Сергиев) стал его настоятелем. Отсутствие связи с Родиной привело к тому, что в 1920-х годах Никольский приход оказался в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей.

От войны до наших дней

Небольшой домовый храм не мог вместить всех желающих помолиться. В феврале 1941 года на северной окраине Тегерана был приобретен участок под строительство нового храма. Средства собирали всем миром. Проект выполнил русский архитектор Н.Л. Марков. Но тут началась Великая Отечественная война, постройку пришлось отложить.

Торжественная закладка нового церковного здания состоялась лишь в августе 1944-го. А в марте следующего года уже были водружены кресты на купола, в следующем месяце храм освятили. Летом 1961 года при храме открылась церковно-приходская школа, в ней обучались более семидесяти детей. Вскоре на храмовой территории было построено новое здание школы и библиотеки. В те же 1960-е благодаря трудам настоятеля архимандрита Викторина (Любях) при храме был создан русский дом престарелых в Тегеране. Старики содержались за счет Церкви и на пожертвования благотворителей. В 1970-х храм Святителя Николая получил от Архиерейского Синода РПЦЗ статус собора.

После исламской революции 1979 года многие иностранцы, в том числе и русские граждане, покинули Иран. Священников сюда больше не направляли, и постепенно Никольский собор пришел в запустение. До 1995 года приход формально находился под юрисдикцией Зарубежной Церкви, но около 20 лет не имел пастырского окормления. В феврале 1995-го храм был принят в юрисдикцию Московского Патриархата и получил, наконец, настоятеля – архимандрита Александра (Заркешева).

Сейчас Никольский приход в Тегеране состоит из потомков русских эмигрантов, которые постоянно проживают в стране и имеют иранское гражданство, а также сотрудников Посольства РФ, торгпредства, российских организаций, находящихся в Иране, и членов их семей – всего около 250 человек. Посещают храм и православные из посольств Белоруссии, Болгарии, Грузии, Греции, Кипра, Румынии, Украины. Иногда сюда приходят даже мусульманки, чтобы попросить у Пресвятой Девы Марии (Хазрате-Мариам) чего-то очень важного.

В 1998 году храм приобрел законченный вид, купола были покрыты материалом «под золото», как первоначально задумывал архитектор. Московские художники провели реставрационные работы по восстановлению иконостаса. Пять старых икон было отреставрировано, а икона Святителя Николая написана заново. В следующем году художники Александр и Екатерина Ивановы расписали внутренние своды храма в лучших традициях древнерусской живописи.

Отстояли христианские кладбища

В конце 1996 года власти Тегерана утвердили новый план благоустройства и реконструкции города, по которому христианские кладбища в районе Дулаб должны были снести, разбив на их месте парк. По инициативе настоятеля Николаевского собора и тегеранского архиепископа Армянской Григорианской Церкви посольства Российской Федерации, Армении, Грузии, Польши, Италии и Франции направили в МИД Ирана дипломатические ноты с разъяснением недопустимости сноса кладбищ. В результате территория христианских кладбищ в районе Дулаб была внесена в реестр памятников старины и в настоящее время охраняется государством.

Где еще православному помолиться в Иране?

На побережье Каспийского моря в портовом городе Энзели в 2008 году был освящен Свято-Николаевский храм. В настоящее время его приход состоит из пятнадцати человек – потомков русских эмигрантов начала прошлого века.

Российские специалисты, строящие АЭС на южном побережье Персидского залива, в своем поселке в городе Бушере обустроили в специальном помещении православную часовню Казанской иконы Божией Матери.

В блокнот паломнику:

Приход Свт. Николая Чудотворца

Shahid Mofateh 129, Teheran, Iran

Тел.: +982 18 830 1067

E-mail: [email protected]

Настоятель: архимандрит Александр (Заркешев)

Елена Прокофьева, Галина Дигтяренко

фото Федора Дядичева

Свято-Николаевский собор в Тегеране (Иран) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры по всему миру

История русской православной церкви в Иране насчитывает более 400 лет. Когда-то это было огромное сообщество, объединенное духовными ценностями. Но на сегодняшний день здесь осталась лишь небольшая община, одна из главных сокровищ которой - Свято-Николаевский собор в Тегеране.

Первый русский приход был основан в Древней Персии в конце 16 столетия иеромонахом Никифором. В самом Тегеране было два православных храма - храм Святого Александра Невского и храм Святителя Николая, возведённый в 1895 году на основной территории посольства (сейчас здесь располагается Торгпредство Российской Федерации). Со временем православие в Иране развивалось, и к 1917 году в стране было построено более 50 русских православных церквей. Однако в течение трех лет после Русской революции все храмы были закрыты и постепенно разрушены.

Тогда русская колония в Тегеране временно разместила православный храм Святителя Николая в арендованном доме на ул. Аромане. Временный храм не мог вместить всех желающих, и приходской совет решил возвести в Тегеране новый храм.

В 1944 году состоялась торжественная церемония начала строительства Свято-Николаевского собор на северной окраине Тегерана, а в марте 1945 года на его купола уже устанавливали кресты. В храме разметили иконостас Александро-Невской посольской церкви, а рядом со зданием храма поставили двухэтажное строение - церковный дом, в котором располагалась канцелярия и проживал сам батюшка. Также при соборе есть богадельня, где живут престарелые русские христиане, пенсию для которых переводят заведению родственники, если они есть, остальные содержатся здесь бесплатно. Кроме того, двери богадельни открыты для армян и ассирийцев.

История русской православной церкви в Иране насчитывает более 400 лет.

В 1979 году в Иране свершилась Исламская революция, что повлекло за собой отказ Русской церкви присылать в Иран священников, и соответственно, закрытие православного храма. Только в 1995 году сюда послали нового богослужителя, и работа Свято-Николаевского собора возобновилась. Сам собор в это же время был принят под юрисдикцию Московского Патриархата.

В 1998 году церковь была отреставрирована, купола ее были покрыты специальным материалом золотого цвета (нержавеющей сталью с нитрид-титановым напылением), как купола московского Храма Христа Спасителя. Спустя год художники-реставраторы восстановили иконостас храма, вернув ему первоначальный вид. В декабре в связи с престольным праздником Святителя Николая Чудотворца из Москвы приехали художники, чтобы покрыть росписью внутренние своды Свято-Николаевского собора.

Внешний облик Свято-Николаевского собора несет в себе своеобразные черты мусульманского архитектурного стиля. Вокруг собора стоит высокий забор, а у входа - звонница. Внутреннее убранство храма выполнено в классическом стиле. Сегодня Свято-Николаевский собор в Тегеране проводит богослужения по воскресеньям и праздничным дням, а также церемонии венчания и крещения. Число прихожан небольшое, в основном это иранские граждане, чьи предки переехали из России еще до революции. Также сюда наведываются для молитв сотрудники и семьи миссии России в Иране, торговых представительств, работающих в стране, сотрудники Белорусского, Болгарского, Грузинского, Греческого, Кипрского, Румынского и Украинского посольств.

С ростом русской колонии в Тегеране в конце 19 века возникла необходимость организовать русское православное кладбище для достойного места упокоения соотечественников на иранской земле. В 1894 году в пяти верстах от Тегерана в районе Дулаб был приобретён участок земли под русское православное кладбище, недалеко от армянского и католического кладбищ.

Как добраться

Свято-Николаевский собор и православное кладбище в Тегеране находятся напротив восточной стены бывшего посольства США - улица Shahid Dr. Mofatteh, д. 129. Рядом находится станция метро Taleghani (Талегани).