Имел ли древнеегипетский бог Гор отношение к Рюриковичам? Египетская мифология: Хор За что отвечает бог гор

Хор (Гор) – эллинское имя одного из самых древних египетских божеств. Сами древние египтяне произносили его, вероятно, как «Хару». Бога Хора обычно изображали человеком с головой ястреба, на которую была надета египетская царская корона (пшент ).

Бог Хор (Гор)

Первоначальный смысл культа Хора и место, где он возник, точно не известны. Скорее всего, он был богом ясного, светлого неба. На это намекает перевод его имени («дальний », «горний », «тот, кто в высоте ») – связанный с ним образ величественно парящего в лазурной выси ястреба. На заре древнеегипетской истории поклонение Хору процветало в расположенном почти на самом юге страны Нехене («Городе Ястреба», по-гречески – Иераконполь). Поэтому часто считают, что начала культа этого бога восходят к Верхнему (Южному) Египту. Однако существует и мнение, что почитание Хора впервые возникло в древнейшем городе Бехдет (Дельта Нила) – то есть в Нижнем (Северном) Египте.

С древнейших времён культ Хора носил не только «природную» (небо), но и «общественную» окраску. Хор являлся покровителем устойчивого миропорядка и защитником монархической власти фараонов . Считается, что само государственное объединение Древнего Египта на рубеже IV-III тысячелетий до Р. Х. было произведено правителями, поклонявшимися Хору как верховному божеству. Священный сокол изображён на так называемой «палетке Нармера », которая относится к самому началу египетской царской истории.

Бог Гор. Видеофильм

В древнейших мифах боги Хор и Сет образуют пару непримиримых соперников, которые, однако, не могут существовать один без другого, друг друга обусловливают. Тогда они обычно признавались братьями. Но в конце эпохи Древнего царства , миф о Хоре и Сете был переосмыслен жрецами авторитетного религиозного центра, Гелиополя. Те ввели сюда образ Осириса – олицетворение умершего фараона. В этом новом богословии Хор (Гор) представлялся сыном Осириса. Жена и сестра последнего, Исида , зачала Хора от погибшего супруга при помощи волшебства. Хор признавался теперь уже не братом, а племянником Сета, убийцы Осириса. Придя в совершеннолетний возраст, он стал мстить за своего отца и вступил с Сетом в жестокую битву. После долгих усилий Хор одержал победу и низверг Сета с египетского трона, захваченного тем после гибели Осириса. Исида собрала части тела Осириса, разбросанные Сетом по всей земле, и воскресила мужа. Хор стал править над людьми, а Осирис – над душами мёртвых в загробном мире . Если Осирис признавался в Древнем Египте олицетворением умершего фараона, то Хор – царя живого, правящего. Побеждённый Сет был изгнан с плодородных, земледельческих земель Египта в окрестные пустыни.

До битвы с Сетом ребёнку-Хору пришлось преодолеть множество опасностей. Он с трудом избег гибели от руки дяди, который искал его, собираясь убить. Образ Бога-ребенка, страдающего от жизненных тягостей, сделался одним из главных воплощений Хора (Хор Младший, Гарпократ), повлияв, как считается, на возникновение культа младенца-Христа.

Исида и младенец Хор прячутся от Сета в болотном папирусе

Как олицетворённое Небо Хор позднее прославлялся в облике космического божества Хорахти («Хор обоих горизонтов»). Иногда оно объединялось с богом Ра (Ра-Хорахти). Глазами Хора считались солнце и луна. Считалось, что левый глаз Хора (Луна) был повреждён в битве с Сетом и поэтому светит не так ярко, как правый (Солнце). Однако тот же глаз был вылечен лунным богом Тотом и потому обрёл огромную волшебную силу, превратившись в магический символ (уаджет). «Глаз Хора» трансформировался во «Всевидящее око » многих позднейших учений (например, масонства ). Смену лунных фаз древние египтяне связывали с одним из любимейших своих религиозных представлений – идеей постоянного умирания во имя последующего возрождения.

Различным воплощениям Хора поклонялись по всему Египту. Его великолепный храм находился в городе Эдфу. Ежегодно сюда «на свидание» с Хором привозили из Дендеры статую богини любви и красоты Хатхор . Этот обряд исполнялся вплоть до византийского времени. В Ком Омбо, «Хор Старший», мститель за Осириса, ассоциировался с крокодилоподобным богом Себеком . В конце античной истории поклонение «матери Исиде» и её сыну «Гарпократу» широко распространилось во всем Средиземноморье, не оставшись без влияния на образы Богоматери и младенца-Христа.

Как известно, одним из древнегреческих богов был Гор, который изображался в образе сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца и был сыном богини плодородия Исиды и бога производительных сил - Осириса.

Сам Гор являлся богом неба, царственности и солнца. Согласно древнеегипетской мифологии, Гор смог победить убийцу своего отца - бога ярости, разрушения, хаоса и смерти Сета и возглавил одну из "божественных династий" Древнего Египта. Именно после его правления все египетские фараоны олицетворялись с богом Гором и имели его символы. А может быть, мифология Египта рассказывает о реальных и давно минувших событиях далекой древности, а образ Гора - сокола на самом деле является эмблемой одной из реальных древних династий фараонов?

Так кто такой был Гор и почему именно изображение сокола было его "визитной карточкой" или гербом правящей династии? Если вспомнить историю то именно славян античные историки и писатели называли сколотами (соколами), и, как известно, именно сокол является гербом известной древнерусской династии Рюриковичей. Но это мы сейчас так считаем, а, может быть, княжеский род "Рюриковичей" имел свои корни в очень далекой древности среди царских династий скифов или даже еще раньше во времена арийской общности людей белой расы? И уж не представителем ли этого же царского рода был и Гор, правящий Египтом много тысячелетий назад?

Вот, например, что пишет А.Абрашкин в своей книге "Да, скифы мы!":


"Согласно египетским источникам, жители Палестины, проживавшие там с древнейших времен, состоявшие в постоянном сношении с Египтом и входившие в состав чужеземного населения восточной окраины дельты Нила, назывались хары (харии). Этим именем обозначался не только сам народ, но и обустроенная им страна. Она лежала на Сирийском прибрежье. По мнению египтолога Г.Бругша, под этим названием фигурировала Финикия, но вполне вероятно, что ее границы были значительно шире. В страну Хар и из нее ходили нагруженные товарами корабли, ее жители вели оживленную торговлю с Египтом, и если верить памятникам и папирусам, то на них смотрели в стране пирамид как на людей уважаемых и почетных... Наверное, читатель уже догадался, что хариями египтяне называли поселившихся в Палестине ариев, произнося первую гласную в их имени с глужим придыханием.

Хары имели свои поселения в Северном Египте, и у нас есть основания говорить об их влиянии на древнейшую историю Египта. В составе имен царей Раннего царства, например, неизменно упоминается бог Хор (Хар, Гор), представлявшийся в виде сокола. Всемирная история знает еще только один пример, когда бы имя верховного правителя государства соотносилось с соколом. Это русский князь Рюрик, имя которого сопоставляют с общеславянским соколоподобным богом огня и света Рарогом. Но более интересно даже не это. По-египетски имя Хора (Гора) означает "высота", "небеса" и отражает лишь часть функций бога, его способность парить в воздухе. Гораздо более полное отражение божественного имени мы находим в русском языке. Гор - это и гора, и гореть, это... и царь Горох, и Свято-гор и богатырь Горыня. Корень "хор" порождает не менее богатый ряд ассоциаций - "хор", "хорошо", "хоровод", солнце-бог Хорс. Русская этимология несравненно точнее характеризует образ египетского бога-сокола, а это верное указание на то, что рождался он на древнерусской (арийской) "почве".

Выходцы с Русской равнины побывали в Египте и, что называется, "приложили руку" к его истории. Но также совершенно очевидно, что роль пришельцев-северян должна была с каждым годом падать, а в какой-то момент они, как чужаки, однажды добившиеся власти над страной, вообще должны были превратиться во врагов. По-видимому, это произошло во время смуты в Египте и распада централизованной власти (XXII-XX вв. до н.э.). Именно с этим временем Помпей Трог связывает падение влияния "скифов" в Азии".

Пришельцы-хары отступили на земли Палестины и Сирии. Они объеинили вокруг себя и ряд других азиатских народов, проживавших на данной территории. Союз племен, образовавшийся на этих землях, египтяне называли страна Рутен. Это реальное, могущественное государство существовавшее в Передней Азии во II тыс. до н.э. Выдающийся египтолог Г.Бругш особо подчеркивал, что "в Ханаане составился великий союз народов единого происхождения, которых памятники называют общим именем "рутен"."... Египетские источники свидетельствуют о более чем полутысячелетнем противостоянии страны Рутен власти фараонов. В конце III тысячелетия до н.э. она стала центром сосредоточения ариев, мигрировавших в страны Средиземноморья. Сюда собрались беженцы и выходцы из Египта, Аравии и Месопотамии".

Кстати, похоже, что именно с этой арийской цивилизацией связан характерный ведический свастичный орнамент, который можно ясно увидеть на развалинах Баальбека, а также на обнаруженных на территории нынешней Турции древних мозаиках. Но вернемся к Древнему Египту. Так имеет ли род Рюрика или, вернее, его предков к царским символам Гора и династии египетских фараонов? Если имеет, значит какие-то отдаленные отголоски древних событий, свидетельствующие о посещении предками древних Русов земель Египта должны были сохраниться хотя бы в устной древнерусской традиции, до которой не смогли добраться фальсификаторы истории.

И оказывается, что упоминая о тех далеких событиях легко обнаруживается в "Сказах Захарии" в "Сказании о земле Орийской (Арийской)", где рассказывается о переселении предков древних русов под предводительством царя Сварога с гибнущей арктической прародины на землю Евразии. Когда, переселенцы нашли место для своего нового обитания, царь Сварог ушел с частью своих людей в Египет, чтобы помочь восстановиться его народу после глобального природного катаклизма и правил этим народом определенный срок.

Вот как об этих событиях рассказывается в самом "Сказании...": "Доплыли они до Великой речки, а там тоже люди по берегам стоят, уже дошли до них слухи о гибели земли Орийской. Принесли люди с Великой речки свежей еды, чистой воды и мяса и предложили возле них поселиться. И решили русы пока тут остаться. А царь Сварог сказал, что поплывет искать Египету - земли дальней. Остался русами Януш править, после Януша стал Вентырь, а Вентыря сменил Верша-царь, который верши для рыбы придумал.

Царь же Сварог со своими людьми плыл до Египету, и видели они по берегам огромных зверюг, которые погибли от холода, а также от голода и болезней. Много по свету царь Сварог ездил и других людей мирно жить учил - и как железо варить, землю раять, скот разводить, масло бить и сыр делать себе на потребу. И с тех пор как стали они жить и трудиться купно, то увидели, что меньше стало у них горестей. И правил царь Сварог в Египету тридцать лет, а когда вернулся, то Верша-царь уже свой век доживал".

Получается, что предки древних русов не только посещали Египет, но и правили там в качестве царей-фараонов. А значит, между соколиным гербом Рюриков и соколиной символикой Гора вполне может быть самая прямая связь. Получается, что убийство богом хаоса и разрушения Сетом египетского "допотопного" правителя - бога производительных сил Осириса - это аллегория, которая описывает картину гибели допотопной цивилизации и большей части египетского народа во время глобального катаклизма (Великий Потоп?). А победа Гора над Сетом вполне могла описывать приход на разрушенные катаклизмом земли Египта "царя Сварога" (Кстати, Сварог и Рарог вполне созвучны и, похоже, что происходят из единого корня) и восстановление под его началом погибшего египетского государства.

Есть и еще одно косвенное свидетельство того, что некогда египетским народом правили именно люди славянской внешности. Так, совсем недавно российские археологи смогли понять, почему получить разрешение у египетских властей на проведение археологических работ очень сложно и совсем уж практически невозможно - при обнаружении реальных объектов, связанных с подлинной древнеегипетской историей, которые в тайне от общественности под предлогом "реставрации" уничтожаются и фальсифицируются.

Вот, например, что рассказала об этом российский археолог Е.Качалова, обнаружившая вместе со своим мужем странные белые пятна на месте древних фресок в одной из египетских гробниц в Долине царей: "В Египет мы путешествуем давно, начиная с 2002 года. И на что мы обратили внимание в одной из гробниц... Я обратила внимание, что очень много стерто лиц, просто стерто. Если, например, фигура египетская - бог Тот с головой ибиса, то у него голова целая. А если фигура человека, то головы у него нет. На месте головы просто штукатурка вся ободрана. То же самое касается каймы платьев египетских женщин. и мужчин. Весь орнамент по краю платья стерт, хотя само платье хорошо сохранилось... ".

При этом, археологи Елена и Игорь Качаловы совершенно случайно оказались в месте подобных "реставрационных работ" и своими глазами увидели как египетские рабочие стесывают зубилами со стен древние фрески, а затем на зачищенных местах рисуют по трафаретам новоделы и все это затем выдается за египетские "древности". Почему же уничтожаются древние фрески и изображения? Какую тайну, не вписывающуюся в официальную историю, столь тщательно замалчивают и скрывают фальсификаторы и их слуги? Известно - какую. Тайну о том, что народом Древнего Египта во времена далекой древности правили предки русов-славян, которые пришли туда со своими дружинами.
Вот, что по этому поводу сказал И.Качалов: "Мы своими глазами увидели как, формально говоря, портятся, а фактически срезаются старинные фрески для того, чтобы нарисовать нечто новое. Нарисовать другой орнамент, нарисовать других людей. Потому что старинные орнаменты, вдруг, каким-то неожиданным образом, могут напомнить нам о русской истории". Супруги Качаловы заявили, что египтяне уничтожают в первую очередь те изображения, на которых изображены светловолосые и голубоглазые люди, не имеющие отношения к нынешним египтянам, а также солнечные орнаменты с ведической символикой древних славян. Значит, именно эту историческую правду стараются столь тщательно скрыть от человечества и в первую очередь от самих славян.
Это подтверждает и Е.Качалова: "Идет какая-то специальная акция по сокрытию определенных исторических моментов. И на что мы обратили внимание, когда были в последней гробнице - там некоторые еще уцелевшие и не побывавшие под ножом чистильщика фрески. И лица у этих нарисованных людей - славянские, т.е. совершенно не такие вот раскосые глаза как у египтян. Были и изображения типа воина с бородой".

michael101063 ©

=======================================
Перепост всего текста

Скопируйте весь текст в рамке и введите его в поле HTML-редактора у себя в ЖЖ, войдя туда через кнопку "Новая запись". И не забудьте внести название в заголовок и нажать на кнопку "Отправить в...".

Бог Гор - символ объединенного Египта Гор (Горус, Хор, Хорус) – бог неба и солнца в облике сокола, один из главных богов Египта с древнейших времен. Гор переводится как «небо», «высота».

Гор – одна из самых многосимвольных фигур в египетском пантеоне богов.

Древнейшие представления о Горе

Сокол, как покровитель и олицетворение правителей Древнего Египта, присутствует уже на Палетке Нармера, которая датируется ок. 3000 г. до н.э.

Божество в виде сокола почиталось в различных районах Египта еще в додинастическое время, до объединения Верхнего и Нижнего Египта.

По одним древнейшим представлениям египтян, Гор почитался как хищный бог охоты, впивающийся когтями в свою жертву. По другим - он плыл по небу на небесной лодке.

В этом космическом аспекте он тесно связан с солнцем, особенно утренним, как следует из одного из имен бога Ра – Горахути («Гор обоих горизонтов»). Большой сфинкс Гизы носил имя «Гор в горизонте». Солнце и луна рассматривались как глаза Гора.

Гор - покровитель фараонов

Гор (Хор) всегда тесно связан с фараоном. Одно из пяти имен земного правителя Древнего Египта – имя Гор.

На знаменитой статуе фараона Хефрена - cтроителя второй по величине пирамиды Египта - сокол (Гор) прикрывает своими крыльями его голову. Фараоны, как считали древние, были земной персонификацией Гора.

Связь между Гором и владыкой Египта возникла еще в додинастический период и сохранялась во все периоды и эпохи истории Древнего Египта - то есть более 3000 тысяч лет! Поэтому это божество не только одно из самых древних, но и одно из самых стабильных и постоянных богов в Древнем Египте.

В отличие от множества других божественных персоналий Гор никогда не утрачивал своего важного положения в иерархии египетских богов , пантеон которых насчитывал многие сотни богов.

У греков и римлян, завоевавших Египет, но быстро воспринявших и перенявших многое из египетской культуры, Гор также имел большую популярность и статус великого божества.

Многообразие Гора

Такая стабильность во многом объясняется тем, что в боге под именем Гор объединились разные божества, которых почитали древние египтяне в облике сокола с древнейших времен.

Современные исследователи выделяют две основные ипостаси Гора. Первым можно назвать Гора Бехдетского, который был сыном бога солнца Ра. Он сопровождает ладью своего отца в его путешествии по Нилу, поражая гарпуном всех врагов Ра во главе с Сетом . Гор Бехдетский считается мужем богини Хатор и отцом Гора-Сематауи. В Эдфу расположен грандиозный храм, посвященный Гору Бехдетскому.

От Гора Бехдетского отличается Гор, который был сыном Осириса и Исиды и боролся со своим дядей Сетом, убившим его отца. Мы особенно хорошо осведомлены о борьбе между Гором и Сетом благодаря многим различным источникам.

Этот сюжет упомянут в «Текстах пирамид », «Текстах саркофагов» и «Книге мертвых », имеется полная версия на папирусе. Различные греческие авторы, такие как Плутарх, также сделали запись частей или всего этого древнеегипетского мифа.

Известны и другие боги - Горы. Гор Старший или Великий Гор, который позже включен в качестве десятого бога в гелиопольскую эннеаду (он считался братом Осириса и Исиды), Гор-ребенок и другие.

"Глаз Гора" - "уджат"

Амулет "Глаз Гора" Важный эпизод мифа - тот, когда Гор теряет глаз - чудесное око, вырванный жестоким Сетом. Позже он возвращает глаз с помощью бога Тота или богини Хатор (по другой версии мифа). Поскольку Гор принес свое чудесное око Осирису, чтобы воскресить его к новой жизни (Гор дает проглотить око Осирису, и тот оживает), «глаз Гора» стал одним из важнейших священных символов и амулетов у древних египтян.

Стилизовнный "глаз Гора" в виде иероглифа повсеместно встречается в Египте в текстах, а также в качестве отдельных рисунков, элементов рельефа и т.д. "Глаз Гора" - "уджат" - был одним из самых распространенных амулетов в Древнем Египте. Его носили в первую очередь с целью защиты от ранений.

Иконография Гора

На изображениях Гор обычно предстает как сокол или как человек с головой сокола. На голове у него, как правило, соединенные вместе белая и красная короны - символ объединенного Верхнего и Нижнего Египта.

Однако может изображаться и в облике других сильных и мощных животных с головой сокола.

Как Гор-ребенок обычно изображается как нагой мальчик, он часто изображается с своей матерью Исидoй, сидящим у нее на коленях - позе, которая позже стала также традиционной для Девы Марии и младенца Иисуса в христианском искусстве.

У Гора было четыре сына - Амсет , Дуамутеф , Кебексенуф и Хапи, игравшие важную роль в погребальных обрядах древних египтян.

Каждый из сыновей Гора персонифицировал одну из четырех каноп - сосудов, в которых находились забальзамированные внутренние органы покойного.

Бог Гор в Древнем Египте, если говорить кратко, является одним из самых древних богов во всем пантеоне. Его мать - богиня Исида, а отец - Осирис. Богу Гору противопоставлялся брат Осириса по имени Сет.
Бог Гор - символ неба, царственности. Это божество знаменито тем, что каждый фараон при жизни считался его воплощением. Изображали бога в виде человека с соколиной головой, а также его символом был солнечный диск с распростертыми крыльями.

Согласно мифологии, родился бог Гор после того, как был убит его отец, бог Осирис. Исида забеременела магическим образом. Существует легенда, что Гор в детстве был обычным ребенком, не отличающимся от любого другого египетского малыша. Он рос, развивался, иногда даже болел.
Предназначение бога Гора заключалось в том, что он должен был сразиться с убийцей своего отца - Сетом. Сцена их сражения - одна из самых известных легенд во всей древнеегипетской мифологии.

В самом первом поединке, состоявшимся между Гором и Сетом, Гор потерпел поражение, и лишился глаза. Лишь после нескольких последующих поединков Гору удалось вернуть свое божественное око и с его помощью воскресить отца, Осириса. Само око Гора у древних египтян стало амулетом - священное око уаджит. Люди носили его на теле в качестве оберега и даже хоронили вместе с мумиями. Также существует легенда, касающаяся рук божества. Бог Сет осквернил Гору руки. Тогда богиня Исида отсекла их и бросила в болото. Однако бог Гор обратился за помощью к богу Себеку, изображаемому в качестве крокодила, и он вернул его руки из болотных глубин. После Гор отнес их к богу Ра и тот сотворил аналогичные. Оставшаяся пара рук стала священной реликвией, которая хранилась в городе Нехен.

Также, согласно легендам, у бога Гора были собственные сыновья, однако в мифологии им уделено немного внимания. Все они напоминают мумии с головами животных - собаки, павиана, сокола и только у одного сына была голова человека. Сыновья Гора считались защитниками умерших, охраняющих внутренние органы. Именно поэтому сосуды, в которых бальзамировщики хранили внутренности умершего, были выполнены в форме сыновей божества.
Что касается культа этого божества, то поклонялись Гору во всем Египте, однако везде по-разному, в зависимости от региона. В каждой области были свои изображения этого божества и праздники в его честь. Это связано с тем, что в Древнем Египте обитало большое количество хищных птиц, и каждая из них находила отображение в образе бога Гора.

Следует отметить, что даже после окончания эпохи великих фараонов культ бога Гора в Древнем Египте оставался прежним - Птолемеи построили целый храмовый комплекс, посвященный этому божеству.

Гор (Хор или Хорус) – один из самых значимых египетских богов. Ему поклонялся весь Древний Египет, начиная со Среднего царства и вплоть до Птолемеев и римского периода. Это божество имело много форм, и некоторые из них египтологи рассматривают как отдельные. В то же время разные формы характеризовали одно и то же многослойное божество. Они взаимодополняли друг друга в той плоскости, в которой древние египтяне воспринимали множественные грани реальности.

Самая ранняя форма этого божества выполняла функции защитника и опекуна фараонов Верхнего Египта. Затем бог Египта Гор стал неразрывно связан с жизнью в противовес Осирису, который олицетворял собой царство мёртвых. В соответствии с мифологией между этими божествами были семейные отношения. Осирис считался отцом Гора, а последний выступал как соперник бога пустынных бурь Сета.

Главный миф о Горе гласит, что бог Сет убил Осириса и разрубил его тело на части . Жена убитого Исида нашла останки мужа, сложили их вместе, и проводник в мир мёртвых Анубис сделал из них мумию. После этого Исида превратилась в самку коршуна, распласталась над мумией и забеременела. Так был зачат, а затем и рождён Гор. Мать прятала его от Сета в непроходимых болотах дельты Нила. Когда ребёнок вырос и возмужал, то отправился мстить за убитого отца.

Он сражался с Сетом долгих 80 лет и, в конце концов, одолел его. Во время одной из битв Сет вырвал у своего противника левый глаз. Но его подобрал Анубис и закопал в землю. Когда с Сетом было покончено, Гор выкопал глаз, вдохнул в него жизнь, и тот превратился в животворящее око. Его проглотил мумифицированный Осирис и ожил. После этого Гор начал править на земле, а его оживший отец отравился царствовать в мир мёртвых.

Гор оживляет мумию Осириса

С тех пор Гор приобрёл статус бога неба, солнца, войны и охоты. Фараоны стали считать себя воплощением этого божества на земле. А до этого они считались воплощением бога Ра. То есть Гор и Ра приобрели одинаковый статус, и в более поздний период египетской цивилизации первый вытеснил второго.

Древние мифы отправили Ра на небо плавать в лодке с солнечным диком на голове и освещать землю, а Гора приблизили к людям, сделали его самым почитаемым и великим из божеств. Изображали Гора в виде человека с головой сокола. Венчала её корона Верхнего и Нижнего Египта. Бога Ра тоже изображали с головой сокола, но венчала её не корона, а солнечный диск.

Особый интерес в мифологии вызывает противостояние Бога Египта Гора и Сета . Они поделили Египет между собой. При этом к первому отошли плодородные земли возле Нила, а второй забрал бесплодную пустыню и прилегающие к ней земли. Египтологи пытаются связать конфликт богов с реальными политическими событиями, которые происходили в Древнем Египте. В начале своей истории Верхнее царство (юг Египта) покорило Нижнее царство (север Египта). Возможно это как-то связано с мифом о вражде двух богов.

Противостояние Гора и Сета: Гор стоит справа, Сет слева, между ними находится Осирис

При этом нельзя Гора и Сета буквально приравнивать к двум половинам страны. У каждого из этих божеств были культовые центры по всему Египту. Поэтому миф о противостоянии двух богов скорее можно отнести к противоборству двух городов. Так в Верхнем царстве существовало два больших города: Нехен и Нагада. Гор был покровителем Нехена, а вот Нагада тяготела к Сету. Возможно, что конфликт между этими городами и отразился в древних мифах.

Очень важным символом в древнеегипетской мифологии был глаз Гора . Он нёс в себе функцию защиты. На древних изображениях этот глаз часто изображали рядом с матерью Гора Исидой. Похоронные амулеты также делали в виде глаза Гора. Так на одной мумии их нашли целых семь – из золота, фаянса, сердолика. По понятиям древних египтян такие амулеты защищали умершего в загробной жизни и отвращали зло. На египетских кораблях, на носу, было принято рисовать этот символ, чтобы обезопасить себя во время морского путешествия.

Глаз Гора

А почему бог Египта Гор на всех своих изображениях показан с головой сокола? Эта птица символизировала величие, власть, а также была неразрывно связана с охотой. Вот поэтому бога неба, солнца, войны и охоты увековечили с соколиной головой. А чтобы подчеркнуть неразрывную связь с фараонами, надели на соколиную голову корону Верхнего и Нижнего Египта.

Женой этого божества считалась богиня красоты, женственности, любви, веселья и плодородия Хатхор . Изображали её в виде женщины, голову которой венчала корона в виде коровьих рогов с солнечным диском внутри. Она, как и муж, защищала фараонов и заботилась о богатых урожаях.

Эта богиня родила четырёх сыновей. Все они стали верными слугами Осириса и связали свои судьбы с загробным миром. В древнегреческой мифологии аналогом Хатхор являлась Афродита.