Как реставрировать икону в домашних условиях. Московский Иконописный Центр «Русская Икона. Как очистить оклад иконы от пыли

Как правильно чистить иконы - совет

Возможно ли почистить иконы в домашних условиях?

В первую очередь нужно знать, что иконы это не просто изделие из меди, латуни, бронзы или дерева, наподобие тех изделий, что называются ювелирными или же сувенирными. Ювелирные изделия, или например, монеты почистить можно без проблем – легко и просто в домашних условиях самому. А вот икону почистить – это, по сути, реставрация. Реставрация, суть которой заключается в том, чтобы не просто почистить, сделав икону сверкающей и блистающей, а именно воссоздать первоначальный ее вид, при этом, не изменив икону, не повредив, не поцарапав ее.

Поэтому если икона из меди или бронзы, или же она посеребренная, позолоченная, то в домашних условиях почистить такую икону, это всегда большой риск испортить ее, повредить. Поэтому самый лучший вариант, это обратится к специалистам-реставраторам.

Ну а если все-таки пробовать чистить икону самому в домашних условиях, то по советам самих же специалистов на этот счет, наиболее подходящим средством является применение водки или разбавленного водой спирта.

Ватный тампон необходимо увлажнить водкой или спиртом, и аккуратно пробовать протирать крайние места или уголок иконы, а не сам центр изображенных ликов. Сделать паузу, и посмотреть, как все проходит, все ли нормально. Если лак или красочный слой не стирается, не остается на тампоне, то лишь тогда продолжить этим методом протирать всю икону целиком. Иначе, если сотрется лак, или красочный слой, то икона останется без защитного слоя, и со временем в тех местах потемнеет, покроется окисью с элементами коррозии.

Есть еще конечно способы по чистке иконы в домашних условиях, которые применяют в народе. Это применение нашатырного спирта. Это конечно, если икона из меди или латуни, бронзы или серебра, золота. Икона чеканка, например, вот такая -

Медная икона после чистки нашатырным спиртом. Правая часть - светлая - почищена. Как правильно чистить иконы - совет

Наливают в ванночку, или соответствующею по размерам емкость нашатырный спирт, уровень которого чтобы только-только покрывал поверхность иконы, держат несколько минут (10 – 15 мин), замачивают, вся окись с иконы начинает сходить, затем вынимают и споласкивают теплой водой, и высушивают икону мягкими салфетками или тампонами.

Также применяют похожий метод «замочки» с помидорным соком (томатным) или рассолом, с соком лимона, вместо нашатырного спирта. Можно сделать содовую пасту с лимонным соком – сода и сок - протирая мягкой кистью икону с этим раствором, или тем же ватным тампоном протереть (можно использовать ватные палочки), затем сполоснуть водой и высушить салфетками.

В старину применяли клюквенный сок в качестве очищающего средства. Ухаживали за иконами, заботились о них, и протирали иконы растительным маслом (оливковым), тем самым поддерживая чистоту икон и избавляя их от окиси.

Еще раз отметим, что наиболее подходящее средство для чистки икон в домашних условиях это водка, или разбавленный водой на половину спирт.

Так же следует помнить и о том, что всю воду после очистки иконы не выливают в раковину, а выливают воду в нехожее место на улице.

По образованию химик (окончил химический факультет МГУ) и именно как химик в 1971 году был приглашен на работу в Научно-реставрационный центр им. академика И. Грабаря, где проработал почти 20 лет. Общение с реставраторами дало свои плоды, и когда Виктор Афанасьевич из-за тяжелой болезни вынужден был длительное время находиться дома, он увлекся реставрацией икон и иконописанием. А потом Божием Промыслом был приведен к отцу Артемию Владимирову в храм в Красном селе. Здесь он проработал 21 год как иконописец и реставратор, заведующий иконописной и реставрационной мастерской. «Счастливое время!» – отзывается Виктор Афанасьевич об этом своем служении. Как профессиональный химик, практик-реставратор и художник-иконописец, он знает многие секреты икон. И потому его советы о том, как обращаться с иконами и ухаживать за ними, что делать, если образ уже поврежден, и чего делать ни в коем случае нельзя, будут особенно полезны нашим читателям.

– В ваши руки отдавали иконы, которые пострадали от неправильного обращения. Какие элементарные вещи надо знать владельцу написанной иконы, чтобы ее не испортить?

– Никаких жестких воздействий: растворителей, чистящих средств. Знаете, как, бывало, иконы чистили? Кирпичом толченым, песком!

– Дерзновенно придумано…

– Представляете, что оставалось?.. Или чистили иконы золой, то есть щелочным раствором.

Очень вредно, когда икону чистят, не снимая оклада. Чистящие средства забиваются в щели, каменеют, их потом трудно удалить.

Максимум, что может человек делать дома, – удалять пыль ваткой, тряпочкой, салфеточкой. Не мокрой, а влажной. Со всеми остальными проблемами лучше идти к реставратору.

Обычно иконы темнеют из-за осаждения копоти, жирной. В крайнем случае можно и дома удалять жирные наслоения – детским мылом, потому что оно не щелочное.

– А если икона начинает осыпаться?

– По традиции иконы пишут на доске. Доски даже столетия спустя – живые, нестабильные, реагируют на влагу. За исключением очень смолистых досок. Мне приходилось реставрировать иконы, которые «повело», и они стали выпуклыми или даже вогнутыми. Исправить это сложно. Или при высыхании доска «садится», как ткань после стирки и сушки. А это приводит к вздутиям и осыпям левкаса.

Нужно выбирать такое место для иконы, чтобы были минимальные колебания температуры и влажности. Отчего случаются колебания? Летом идут дожди. Зимой сильно высыхает воздух в квартире. Открываем форточки, мороз «тянет влагу» из квартир.

– Как бороться с сухим воздухом?

– В Эрмитаже (я был как-то давно) клали тряпки на батареи, еще вешали на них самодельные банки с водой. Сейчас продаются увлажнители, влагомеры. Но кто ж это дома будет делать?..

После дождя сквозняк может икону попортить. Поэтому не надо вешать икону там, где сквозняки. Проверить отсутствие сквозняков можно просто – зажигалкой.

Не надо вешать там, где попадают прямые лучи солнца, иначе будут большие колебания температуры, икона начнет выкрашиваться. Систему отопления в комнате тоже приходится учитывать, когда подыскиваешь место для иконы.

Мы как-то отреставрировали икону. Через неделю приходит хозяйка: «У меня икона пополам треснула». Встречный вопрос: «Где она у вас была?» Хозяйка говорит: «В углу висела». Дальше выясняем: «Там случайно трубы отопления не было?» Она утвердительно кивает. Всё ясно! «Что вы хотите? Вы ее высушили. Древесина села, возникло напряжение, икона треснула. В полном соответствии с законами физики».

– Сопротивление материалов…

– И еще не надо иконы мазать маслом! Со временем в икону пыль въедается, она мутнеет, люди к празднику протрут подсолнечным маслицем – икона ярче становится. Заиграла. А потом на нее опять села пыль, стало еще хуже.

Подсолнечное масло – невысыхающее. Льняное масло, которое используют в живописи, через три дня высыхает. Но и его не надо лить, потому что оно темнеет.

– Потемнение иконы относится к числу классических проблем.

– Иконы покрывали олифой – это вареное льняное масло. При старении идут процессы полимеризации и окисления. При этом образуются хромофорные группы (окрашенные), за счет чего олифа со временем темнеет (помимо потемнения из-за копоти).

Под действием ультрафиолетового излучения солнца хромофорные группы разрушаются. На Руси это явление знали. И в марте, когда солнце наиболее жесткое, иконы выносили из храма на солнечный свет. Так иконы высветлялись.

Состав олифы старинной до конца не известен. Ясно, что в ней было льняное масло. Но мастер мог добавлять и еще что-то, плавленый янтарь например.

– Что еще нам надо знать по реставрации икон?

– Иногда икону отдают на реставрацию «знакомому художнику». Мне попадались целиком записанные плохим художником иконы. Это не реставрация. Я смывал верхний слой, под ним открывалась приличная иконопись.

Бывает, написанную икону подгоняют по размеру – отпиливают Младенцу ножку. Чистое варварство!

– У меня икона была, из которой шпонка выпадала. Шпонка ведь препятствует выгибанию доски. Как к этому относиться?

– Чтобы предохранить иконы от коробления, врезали шпонки с обратной стороны иконы. После XVII века шпонки стали врезать в торец. Если шпонка сделана плохо, то напряжения такие большие, что шпонка вылетает. Это хорошо. Коробление доски всё равно идет, но шпонка в процессе уже не участвует. Если шпонка сделана надежно, не вылетает, то она может разорвать доску.

Доска усыхает быстрее с тыльной стороны. Потому что с лицевой стороны положен левкас, он играет роль влажностного барьера.

– От этого икона становится «выпуклой».

– Да. Большемерные иконы делают из нескольких досок, которые по-разному могут вести себя при высыхании. В Третьяковке я видел икону: одна половина плоская, а другая – полубочкой.

– Каждая доска иконы своей жизнью живет.

– Своей жизнью… Бывают еще повреждения такие: плесень съедает связующий клей в левкасе, и левкас начинает рассыпаться. Дунешь – он пылит. Это трудная ситуация, требуется специальная методика пропитки яичной эмульсией или жидким клеем.

Хуже всего, если владелец иконы начинает сам ее укреплять. Потому что процесс укрепления иконы – самый опасный. Даже опаснее, чем расчистка.

– Еще опаснее?

– Ну, есть, конечно, «умельцы» расчищать икону чрезвычайно жестко. Они нашатырным спиртом или ацетоном расчищают и… смывают краски.

Если икона начала шелушиться, то другие «умельцы» ее укрепляют каким-нибудь синтетическим клеем, например ПВА. Корпускулы этих клеев очень крупные, они в глубину левкаса не проходят и создают на поверхности левкаса пленку, которую просто так не снимешь. Пленка эта очень прочно связывается с олифой и красочным слоем и удаляется – вместе с ними.

У меня был однажды тяжкий случай с реставрацией. Я осторожно помещал каплю воды на икону, кончиком разогретого утюга кипятил каплю. Вода нагревала клеевую пленку, та становилась более податливой, и я скальпелем по миллиметру удалял пленку, расчищал.

– Понятно, ПВА в укреплении иконы не поможет.

– Вообще расчистка иконы должна начинаться с протирки слабым водным раствором детского мыла. Я это не всегда делал, и зря.

Важный момент для правильного хранения иконы: надо стремиться к тому, чтобы икона была в киоте. Он защищает икону от копоти, от пыли, от сквозняков и даже от температурно-влажностных колебаний.

Все эти разговоры: «Передавать ли Церкви ценные старинные иконы? Не пострадают ли они?» – чушь. При современной технике икону можно так запечатать, что ей в храме никакие внешние воздействия не страшны. С другой стороны, у нас в музеях иконы подчас хранятся жутко. На одной конференции хранитель рассказал, как у них прорвало канализацию, и сотрудники ведрами воду выносили из хранилища икон.

Везде следить нужно за иконами. В один храм меня пригласили реставрировать иконостас: с икон левкас отлетал. Почему? У них вверху фонарь открыт был. Поток воздуха шел от входа в храм и кверху через центр иконостаса – центральные иконы больше всего и пострадали. От сквозняка.

– Хотелось бы вернуться к проблеме киота. Икона без киота лучше видна, стекло ведь бликует.

– Правильно. У меня тема в «Грабаре» была – небликующие стекла. Теоретически небликующие стекла есть в наличии. В музеях нет – это проблема финансовая. В Саратове завод выпускает модифицированные стекла, кажется небликующие тоже. Можно у них узнать, как с этой проблемой справиться.

– У нас небликующие мониторы давно не редкость, а на киотах стекла…

– Человек подходит к иконе и любуется на самого себя…

– Точно. Последний вопрос: горящая лампада и живые цветы перед иконой какое-то воздействие на нее оказывают?

– Думаю, малосущественное воздействие. От лампады, которая на расстоянии 15 см висит, проблем не будет. А вот когда горящие свечи ставят перед иконой и они на икону падают… С этим тоже приходилось работать. Приносят мне одну икону, а там несколько выгораний от свечей. Следить же необходимо!

– Спасибо вам за напоминание очевидных вещей и еще за те сведения об иконах, которые совсем не очевидны.

Реставрация икон - многоплановый и обычно весьма длительный процесс, для которого необходимо располагать обширными знаниями в различных областях. Вот лишь некоторые из них:
. Свойства древесины и методы удаления вредителей;
. Способы консервации ветхого дерева и шелушащегося красочного слоя;
. Химико-физические свойства левкаса, грунтовок, минеральных и масляных красок на разных основах;
. Процедуры удаления отложений масла, копоти, воска с поверхности икон;
. Методы аутентичного восстановления и сохранения живописи;
. Особенности живописных школ и иконописи разных регионов.

В зависимости от назначения иконы и её использования существуют разные варианты подхода к самому содержанию реставрационных работ:

1. Для продажи иконы, как правило, достаточно так называемого раскрытия - первичного удаления верхнего слоя грязи с поверхности иконы. Необходимость этого действия продиктовывается состоянием живописи и возможностью рассмотреть стилистические особенности живописной работы. Дальнейшие действия по реставрации, реновации или элементарной консервации обычно предпринимает покупатель - в соответствии со своими желаниями и целями.

Раскрыта, укреплена.
Частная коллекция


2. Современный научный подход к сохранению иконописного наследия заключается в раскрытии, консервации, укреплении и сохранении того, что возможно, без радикальных вставок, вклеек и дописывания иконы в тех местах, где поврежден красочный слой. Икона как предмет искусства и антиквариата хороша такой, какой она сохранилась во времени. К тому же бывает затруднительно воспроизвести стиль той или иной школы иконописи, особенно если сюжет встречается редко, а сохранность предмета оставляет желать лучшего.

3. Реставрация с обновлениями часто выполняется в тех случаях, когда икона предназначена в подарок, для использования в домашнем или общественном обиходе. В ситуации постоянной доступности коны для обозрения желательно придать ей достойный вид. Предпочтительнее и в этом случае обойтись минимально необходимыми вмешательствами, достаточными для восприятия иконы целостным художественным произведением, но существенно не меняющими её исторического облика.

4. Полная реставрация обычно предполагает восстановление изначального внешнего вида иконы. Такая реставрация включает в себя чинки древесной основы, дополнения слоя грунтовок и левкаса, дорисовку и подновление иконы в местах утрат и приобретённых механических или химических дефектов.

5. Церковная реставрация , то есть реставрация, выполненная мастерскими иконописи при храмах и монастырях, может ограничиваться любым из перечисленных выше способов. Но, увы, не редкость, когда старые иконы полностью переписываются, записываются, дополняются деталями и сюжетными элементами, которых не было в первоначальном варианте. В данном случае икона рассматривается как предмет культа, обновление которого позволит дальнейшую его эксплуатацию.

Даже неправильное раскрытие способно серьёзно повредить и даже уничтожить икону , поэтому прежде чем решать её судьбу, необходима консультация со специалистами. Раскрытие может выявить важные детали, которые повлияют на атрибуцию и оценку иконы, поэтому заниматься этим должжны профессионалы. Хороший реставратор учится всю жизнь, и зачастую опыт играет определяющую роль в выборе тех или иных методик работы с иконой.

Если вы собираетесь пополнить стан иконоведов-любителей или стать профи иконного рынка, базовые навыки по раскрытию и реставрации могут пригодиться вам в работе, особенно, если вы отправляетесь в путешествие по поиску забытых сокровищ. Однако не следует забывать, что качественная реставрация требует соответствующих условий работы, инструментария и оборудования. В полевых условиях далёкой экспедиции можно провести лишь пару осторожных тестов, а основную работу всё равно желательно доверять профессионалам.


Реставрация иконы в домашних условиях - непростая процедура, которая поможет сохранить красоту семейной реликвии. Чтобы не испортить качество изображения, необходимо взять на вооружение полезные советы.

Очистка икон производится разными способами, выбор зависит от того, из какого материала выполнен образ.

Живописные иконы

Чтобы не повредить цветовую гамму, выбранную художником, не стоит покрывать поверхность минеральными или растительными маслами. Такие вещества со временем меняют оттенки красок.

Чистка

Мягкой салфеткой начинают протирать с уголков, краешков, проверяя реакцию защитного слоя на действие очищающего состава. Двигаясь к центру, постепенно снимают загрязнения, если слой, защищающий живопись, не страдает. Делают такие составы для чистки:

  1. Мыльный раствор. Снимает следы копоти, используют 5-процентный раствор детского мыла, но изредка.
  2. Скипидарно-спиртовой состав. Смешивают желток яйца, скипидара и спирта по две части, холодной воды кипяченой - пять частей. Кистью наносят на красочный слой, спустя несколько минут снимают ватным тампоном.
  3. Спиртовой раствор. Водка или спирт смешивается с водой в равных частях. Ватный тампон смачивают в жидкости и осторожно протирают поверхность.

Дезинфекция

Не рекомендуется обильно мыть водой деревянную основу. Плесень, поселившуюся с изнанки, выводят с помощью мягкой щетки или ватного тампона, губки. Для этого соду пищевую разводят столовым уксусом и аккуратно протирают смесью пораженный участок. Уничтожают грибок и при помощи перекиси водорода.

Укрепление

Спасают изображение от дальнейшего разрушения нанесением эмульсии из яичного желтка, трех частей воды и двух частей водки. Жидкость тщательно смешивают. Икону пропитывают составом в местах, где появились вздутия, трещины, отслоение и шелушение краски. Просушивают в горизонтальном положении и повторяют процедуру несколько раз, прижимают отставшие чешуйки к основе.

Отстающий вместе с грунтовкой красочный слой укрепляют лишь натуральными средствами. Используют рыбий или мездровый клей, слабым 3–5-процентным раствором которого пропитывают поврежденные места.

Защита

Восстанавливают защитный слой с помощью покрытия льняной олифой. Боковые поверхности и тыльную сторону обрабатывают смесью скипидара с воском (3:2), это обеспечит защиту дерева от жучков-короедов.

Если деревянная основа покоробилась, выгнулась, нельзя выпрямлять ее под прессом. Трещинки и сколы выравнивают смесью клея с мелом или опилками. С тыльной стороны заливают горячим воском лопнувшие места.

Металлические иконы

Почистить икону из бронзы, золота или серебра от налета и потемнений нелегко, если поверхность имеет резную фактуру. Еще сложнее сохранить целостность иконы, когда она комбинированная, важно не задеть живописный рисунок. Нельзя применять абразивные пасты: твердые частицы оцарапают поверхность.

Медь

Образа на основе чеканки из меди поддаются очищению с помощью зубного порошка, пасты ГОИ. В старину оклады икон чистили клюквой, бочковыми помидорами. Продуктами натирали металлические части, оставляли на небольшой срок в таком виде, потом салфеткой протирали насухо.

Золото, серебро

Ценные металлы очищают с помощью водки, в которой смачивают тампон или ватную палочку, если нужно прочистить рельефную поверхность. Слабым раствором уксусной или лимонной кислоты, нашатырного спирта протирают золотые и серебряные иконы. После очистки изделия обязательно промывают чистой кипяченой водой.

  • не допускают застоя влажного воздуха в помещении;
  • ограждают иконы от прямых солнечных лучей;
  • устанавливают горящие свечи не ближе чем 15 см от образа;
  • поддерживают в помещении ровную температуру без резких скачков.

Следует помнить, что воду, которой очищали икону, нельзя выливать в раковину. Для этого используют место на улице, где никто не ходит.

Конечно, сложную реставрацию дилетанту не одолеть. Но бережного ухода иногда вполне хватает, чтобы продлить реликвии жизнь.

Старинные иконы, а подчас и целые домашние иконостасы, нередко встречаются в наших домах. Иконы, передаваемые по наследству, — это не только память о наших ушедших родных, не только произведение искусства, но и святыня. Иконописцы называют икону богословием в красках. Старинные иконы требуют особого внимания, ухода, и от нас зависит, увидят ли их наши внуки и правнуки. О том, как хранить иконы, нам рассказали в реставрационно-иконописной мастерской Свято-Введенского женского монастыря монахини Рахиль и Христина.

– Как ухаживать за старинными иконами?

– Хранить старинную икону, написанную на дереве, довольно сложно, и относиться к этому надо серьезно. Иконы, которые пережили безбожное советское время, – все чудотворные, ведь они уцелели во всех пожарах, грабежах, гонениях, а это настоящее чудо. Рекомендации по уходу за старинной иконой просты. Располагайте иконостас вдали от отопительных приборов, батарей, обогревателей. Следите за температурным режимом в помещении и влажностью, чтобы не началось растрескивание, расслоение живописного слоя, очищайте от пыли. Протирать иконы от пыли можно только сухой и мягкой тряпочкой. В крайнем случае, если икона очень сильно загрязнена, едва влажной. Это относится и к окладу. Если вы видите, что на иконе появились трещины, сходите к специалисту-реставратору. Самостоятельно восстанавливать икону нельзя.

– Бывает, что комнату нужно окропить святой водой, и капли попадают на иконостас. Не вредно ли это?

– Если попало две-три капли, то это не страшно, но если с кропила прольется много воды, это обязательно скажется на иконе, особенно если вода попадет под оклад.

– Можно ли узнать возраст иконы?

– Старинные – всегда на дереве. Действительно ли икона старинная или писана под старину, определить поможет реставратор.

– Надо ли реставрировать икону?

– Если вы нашли икону на чердаке или в подвале, протерли от пыли, то все равно в сухом помещении икона продолжит разрушаться. Перед тем как ставить такую икону в домашний иконостас, ее необходимо показать специалисту, профзаклеить. Можно не реставрировать ее полностью, но укрепить надо. И укрепление, и профзаклейку, и расчистку может делать только специалист. Если вы попытаетесь сделать это самостоятельно, икона может быть безвозвратно испорчена. К нам в мастерскую иногда попадают иконы после непрофессионального ухода, некоторые восстановить уже невозможно.

– Что делать, если икона настолько потеряла свой вид, что ее трудно назвать образом?

– Тогда ее лучше отнести в храм или в монастырь и попросить сжечь. Если у вас есть приусадебный участок, дом в деревне или недалеко речка, сожгите сами в таком месте, чтобы пепел не попирался ногами, по нему не ходили люди, не бегали животные. Закопайте пепел в чистом месте или ссыпьте в реку.

Относитесь с благоговением к любой иконе, даже если она бумажная. Современные иконы, которые напечатаны в Софрине, тоже бывают памятными, дорогими подарками. Их лучше располагать в помещении так, чтобы на икону не попадал солнечный свет. Типографская краска очень неустойчива, и на солнечном свету икона быстро выцветет.

монахини Рахиль и Христина
газета «Жизнь православная» 2009 #10 (88)