Как умирает эго. Смерть эго: уничтожение и опыт Просветления. Когда Эго распадается, люди чувствуют, как будто распадется их личность. Они уже не уверены в своем месте в этом мире, не уверены, могут ли они быть и дальше полноценными человеческими существа

Пройдя через великие битвы с самим собой, воин обретает целостность.

Карлос Кастанеда

После долгих лет безупречности наступает такой момент, когда человеческая форма уже не может выдержать и уходит. Это означает, что приходит такой миг, когда энергетические поля, искажавшиеся в течение жизни под влиянием привычек, распрямляются. Несомненно, при таком распрямлении энергетических полей воин испытывает сильное потрясение и даже может погибнуть, однако безупречный воин непременно выживет.

Карлос Кастанеда. Колесо времени

Пробуждение кундалини – это катарсис на телесном и духовном уровне, зачастую связанный с экстремальными переживаниями, и, как следствие, с необычными состояниями сознания и восприятиями. Все откровения святых являются по сути результатом пробуждения энергии кундалини.

Писать Свою Книгу надо не на бумаге и не словами – а жизнью.

Итак, я начал писать книгу.

Я начал писать на клочках бумаги. Мысли приходят все интереснее и интереснее. Слова как бы спускаются сверху. Пишу правду, то, что чувствую. Пребываю в глубоком «здесь и сейчас». Пишу все, что приходит на ум, без цензуры, всю «чернуху». Про «грехи» свои пишу и про доблести. Записывая все, что приходит на ум, я начал исследовать мир своих самых интимных мыслей и тем самым осознавать себя. Я освободил то, что было подвергнуто цензуре. Попал в состояние «потока сознания». Открылся некий информационный канал…

Как у чукчи: что вижу – про то пою.

Или как в хайку, стихах Дзен:

Ветка без листьев.

Ворон сидит на ней.

Это осени канун.

Вначале писал с интервалами. Потом они начали сокращаться. И вот пишу непрерывно. Иду по улице и пишу. Что ни делаю – пишу. Боюсь мысль упустить. Горы листков и записок. Осознания сыпятся на меня как из Рога Изобилия.

Писать уже не успеваю, непрерывно наговариваю мысли – правду – на портативный магнитофон. Ясно все. Все взаимосвязи, то, как одно цепляется за другое. Все мысли фундаментальные, глобальные, чего бы они ни касались.

Лишь много позже я понял, что в результате углубленного самоанализа и самоосознания, в результате одиночества и накопления энергии, в результате приближения к области смерти – рождения, я начал распадаться как личность, терять дуализм в восприятии и, еще не осознавая того и неконтролируемо, входить в состояние «абсолютного знания» (или полного осознания). Об этом состоянии говорят просветленные мистики. Находясь в нем, понимаешь и видишь суть вещей, суть бытия и небытия, познаешь Бога.

Мир начал интенсивно разваливаться. Перестал быть таким, как раньше. Стал прозрачным. Не чувствуется глубина пространства и обычная трехмерность. Все то же, но одновременно и не то. Я начинаю воспринимать все, видеть все во всей простоте и сути, никак не интерпретируя – как чистую безликую энергию.

Пришел домой и полез на стенку. Состояние беспричинного страха максимальной интенсивности.

О похожих переживаниях экзистенциального страха говорят многие просветленные мистики. Например, йог Бхагаван Шри Рамана Махарши в книге «Весть Истины и Прямой Путь к Себе» (Ленинград, 1991) описывает самое важное событие в его жизни как внезапный и сильный страх смерти, который он испытал в 16 лет. Именно после этого переживания ему открылись духовные истины. Уже упомянутый мною Б.С. Гоэл отмечал, что конечная фаза пробуждения кундалини связана с тотальным нервным срывом, который по сути манифестирует собой смерть эго.

Все! Конец! Чудовищными усилиями психики стараюсь сохранить контроль. Распадается личность. Перестаю ощущать себя прежним, вообще каким‑либо, кем‑либо. Происходит процесс потери идентификации себя. Такой распад самоосознания человека и наступает в момент смерти. Потеря формы и эго. Смерть.

Это напряжение гораздо сильнее того, которое возникает в ситуации, когда, находясь в глубоком нокауте, ты все равно должен продолжать реальный бой. И если не будешь драться, то тебя убьют. Физическое состояние тоже на пределе – чудовищно колотится сердце, дыхание максимальной интенсивности. Хотя физически ничего не делаю – просто стою в квартире.

Под рукой случайно оказалась ручка и бумага, а не веревка, чтобы удавиться и выскочить из этого кошмарного напряжения. И я начал писать…

Итак, я начинаю писать бесконечную книгу. Я могу писать все время, и мое писание похоже на письмо на бесконечной бумаге, которая разматывается из бесконечного рулона – рулона Жизни, и я фиксирую момент Жизни буквами (пытаюсь фиксировать!) и пишу очень аккуратно.

И эту книгу невозможно написать! Ее можно лишь непрерывно дописывать – ведь она есть сама жизнь, осознание бесчисленного числа событий бытия. Эта книга пишется не на бумаге и не словами – осознаниями. Эта книга – путь. Она длиною в жизнь.

Ранее я писал горы записок, и это было быстро, неаккуратно и бесполезно – но это было Фактом.

Этот бесконечный рулон моей писанины можно резать на листки и брошюровать их в книги. Но все эти книги будут лишь одной Книгой, которую я пишу для себя и для всех одновременно и не пишу ни для кого, и единственная цель этой писанины – дать себе точку опоры и выйти из Великой Пустоты Бесконечности, в которую я попал. Из Пустоты – но Пустоты, заполненной до краев…

Эта Великая Пустота Бесконечности ужасна полным отсутствием желаний . И вот, чтобы выйти из нее, я сознательно силой своего напряжения формирую в себе желание – издать книгу, до которой мне, по сути, нет никакого дела, я только хочу быть, хочу существовать. Проклятая Сила, приведшая меня к Пустоте. И в то же время спасибо ей. Она показала мне нечто – назову это Мир, Вселенная, Пустота, Расслабление, Магия, Абсолют, состояние «видеть», как угодно – это не меняет сути. Я стал как сумасшедший монах, ищущий просветления, и единственное, что не дает мне исчезнуть, это то, что я сейчас изо всех сил формирую в себе желание писать эту книгу!

Эта книга – как крик моей души, как соломинка, за которую я держусь в этом мире. Я так хочу вернуться назад: желать чего‑то мирского, земного – славы, денег… но не могу… Хочу показывать эту книгу всем, чтобы уйти из Пустоты и сформировать точки опоры. Будь трижды проклята эта Пустота, и в то же время я увидел что‑то и понял – спасибо ей.

И не дай Вам Бог, перенести все ужасы, всю скорбь и одновременно бесконечное счастье пребывания в этой Пустоте‑Наполненности, в Сияющей Пустоте, в Абсолюте! Не дай Вам Бог прийти к «многой мудрости», к знанию (Бога) – и в то же время к огромной печали. Недаром же библейский Екклезиаст или Проповедник сказал: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». Знание Бога – это «многое знание». Не поэтому ли все святые скорбят, на ликах икон нет улыбок?

Если я сейчас, перестав писать, не создам нового желания, то я уйду в Вечность…

Я существую, пока во мне есть сила сознательно поддерживать какие‑то желания. Я боюсь Пустоты вокруг меня и внутри меня и в то же время не хочу и не могу покинуть ее – это как черная дыра, и я стал ее пленником. Я несчастен в своем счастье, и наоборот. Бесконечно счастлив и ужасно несчастлив одновременно ! Состояние полного отсутствия дуализма. Читаешь ты или нет эту книгу, бред это или нет – уже ничего не изменит.

В принципе я уже все написал, и в то же время могу писать бесконечно долго. Дзеновское парадоксальное состояние – когда все уже завершено, но в то же время нет ничего окончательно завершенного. В каждой точке, в каждой букве – и вообще уже без букв содержится все – вся информация обо всем – и не содержится ничего. Наверное, я гений, и этим утверждением я хочу выйти из Пустоты и как‑то сформировать свое рассыпавшееся в ничто «я». Люди! Верните меня к себе, я ушел слишком далеко, чтобы самому вернуться обратно! Будь проклято все! И в то же время – о парадокс! – я счастлив в своем несчастье, (или наоборот?). Как все близко и одновременно бесконечно далеко друг от друга. Как все далеки от меня и я далек от всех. Тотальное одиночество…

Когда записал это, на минутку отпустило. Писать, писать! Чтоб хоть чуть‑чуть стало легче, хоть на миг. Это как наркотик – писание: писать и давать читать, чтобы хоть на миг возвращаться в обычный мир из черной дыры, засосавшей меня.

Хочу снова испытывать что‑то, что затрагивало бы меня – пусть даже это будет, например, унижение, страх. Хочу бояться!

Но ничего не трогает в этой черной дыре. Только на минуту ослабляется напряжение, как после приема наркотика наркоманом. А затем вновь забирает в Пустоту другого свойства, но опять же – в Пустоту. Из одной Пустоты – в другую. Бред! Все – Пустота. Сошел с ума.

Бизнесом, что‑ли заняться? Будут встречи, какие‑то разговоры… Встречи – пустые , сделки – опять пустые. Деньги, бумажки – все та же Пустота.

Или чтобы жизнь как‑то тряхнула и на некоторое время вытряхнула из Пустоты в Пустоту дел – это шанс забыться. Все Пустота и пустая Пустота всех Пустот. Дошел до ручки. Дзен – не Дзен – все едино принадлежит Пустоте и есть сама Пустота. Все из теста Пустоты, и само тесто – Пустота. Могу так играть – «Пустота» плюс другие слова – до бесконечности, и это будет все одно и то же и разное в то же время, и так же бесконечно могу писать…

Но это все ничего не меняет, это лишь жалкие попытки вернуть какие‑то точки опоры, вернуться в мир. Точки опоры уже расслабленны и уже не смогут стать хроническими напряжениями – они все исчезли.

Как исчезли все дуальности и интерпретации. Как исчезли все страхи, все программы, все комплексы – полноценности и неполноценности: все растворилось в Пустоте вместе со мной. Я умер…

Комплексы – это те же точки опоры. Хорошо бы иметь сейчас хоть какой‑нибудь комплекс‑страх – сексуальный, что ли. Все‑таки какая‑то точка привязывания к этому миру… Хоть что‑то будет задевать меня…

Хочу, чтобы звали сумасшедшим или еще как‑нибудь – лишь бы вернуться в мир! Ага! Сейчас нащупал, осознал одну точку – страх, связанный с сексом.

У меня, несмотря на достаточный сексуальный опыт, был страх реализоваться в запрещенной для меня сексуальной активности и раскрыться в ней. «Блудный грех», страх выйти из общепринятых норм в сексе, запрет на действия, считающиеся для меня неприличными. В общем, «первородный грех». При более глубоком рассмотрении за слоем сексуальной искушенности открывается слой сексуальной вины, который не осознается, и потому кажется, что его нет. И эта вина не зависит ни от количества и вида сексуальных контактов, бывших у человека, ни от числа детей у него и т. д. – это нечто иное: это неспособность воспринять секс «чисто», как энергию, без каких‑либо интерпретаций.

Так было сформировано мое (да, думаю, и не только мое) представление о сексе. Ведь сексуальное воспитание и сексуальная культура в бывшем Советском Союзе оставляли желать лучшего. (Секса в СССР нет!) Да и тысячелетняя обусловленность греховности секса религиями наложила свой отпечаток.

«Секс, опять секс!» – воскликнул как‑то Зигмунд Фрейд, исследуя проблемы и комплексы своих пациентов. Основным предположением Вильгельма Райха, основателя телесноориентированной терапии, было то, что сексуальный страх присутствует во всех невротических проблемах. Регламентирование сексуальной активности социальными условностями рождает конфликт у современного цивилизованного человека: хочется, но нельзя. Свободное течение сексуальной энергии – мощнейшей энергии человеческого существа – блокируется.

Возможно, что «сексуальный комплекс», «сексуальный невроз» – это нечто типичное для среднего человека современного цивилизованного общества. У животных нет таких проблем, ведь они естественны, следуют природным, а не социальным законам, они не ограничены условностями и правилами социальной игры. У нет неврозов, порожденных цивилизацией. Заинтересованного читателя я отсылаю к работам Райха, Фрейда, или к подобным трудам психоаналитиков и психотерапевтов, а также к тантрическим учениям, к работам Ошо. Они глубоко раскрывают тему сексуальности человека и рассказывают, что сексуальную энергию можно использовать для духовной трансформации, достижения высшей духовной реализации и познания Бога‑Творца.

…И так хорошо мне стало от того, что нашел эту точку опоры, что даже не хочу мои запретные желания описывать, чтобы не потерять ее. Держаться за этот страх. Взрастить его, эту точку опоры – не хочу ее терять. Она единственное, что сейчас от меня осталось. Пусть я весь буду один большой страх, комплекс – но только не Пустота!

А может быть, не показывать никому то, что пишу, сделать это тайной – пусть будут точки опоры? Делать себе комплексы, осознанно взращивать их, лелеять страхи: ведь совсем не важно, что ты делаешь, если делаешь это осознанно. Не хочу назад в черную дыру! Все книги об одном и том же. Все одно и то же – жизнь и смерть, ненависть, счастье, радость, печаль… Все лишь формы бытия. Все – энергия. Ощущение абсолютного равенства всего перед всем.

Хочу страхов! Чем больше – тем лучше. Так хорошо со страхом! Так замечательно бояться! Хочу, чтобы было как раньше. Пустота, отпусти меня, пожалуйста, чтобы потом забрать опять. Ага – вот и страх смерти появился… Осознанно взращивать свои страхи – это тоже метод, чтобы вернуться к себе прежнему и собрать себя заново из пустоты бесформенности; бояться, но бояться не безучастно, лишь отрешенно наблюдая свой страх, а бояться как раньше – всем существом. Черт с ней, с книгой, с искусством. Хочу выйти из Расслабления, хочу быть как все, быть напряженным, пусть на день, на час, на секунду. Хочу отдохнуть от Великого Расслабления , от Пустоты. Уже слово «хочу» появилось. Желания появились! Желание что‑то скрывать. Желание спешить и дергаться. Это спасательный круг. Ха! Ха!

Пропади пропадом все творчество, вся гениальность. Не хочу их. Опять «не хочу»? Так недалеко до Расслабления. Осторожно!

Но пока вроде отпустило. Дай Бог, чтобы надолго. Буду всем рассказывать о своем состоянии, доказывать, что я прав, что я умен, силен, что гений – но только не в Пустоту. Или наоборот: пусть лучше буду дураком, ничтожеством, но буду! Лучше быть самым последним – но быть, а не исчезнуть в Пустоте. В Пустоте тебя нет, ты растворяешься в ней и исчезаешь отовсюду. Какая разница – ничтожество ты или гений, дурак или умный, слабый или сильный, трусливый или смелый… – главное, ты есть, ты не в Пустоте!

Буду напрягать себя медленным письмом, красивыми, аккуратными буквами. Может быть (хотел сократить до «м. б.»), этим напряжением создам точку опоры. Эврика! Вот метод: сознательно напрягаясь, создавать точки опоры.

…Сука! Опять чувствую приближение Пустоты. Еще немного бы продержаться, не поддаться ее всепоглощающему действию, еще бы чуть‑чуть!

Пойду на тренировку (думаю о будущем!). Метод: думать о будущем или прошлом – тогда появятся точки опоры. Тогда выйдешь из глубочайшего «здесь и сейчас», в которое я попал, расширяясь из небытия абсолютного нуля в какую‑то протяженную во времени и пространстве форму.

Пишу более или менее аккуратно. Перечитываю. Перечитывание написанного – тоже метод возвращения точек опоры. Он перемещает меня из «сейчас» в прошлое и тем самым создает осязаемое, существующее пространство временного континиума.

Могу писать бесконечно долго – это писание обо всем и ни о чем. Все уже написано в любом слове и вообще без слов. Но может, своим писанием я открою для себя еще какой‑нибудь метод, который позволит мне полностью собраться из распада, и этот метод сработает? Опять чувствую подход Пустоты – не хочу туда…

Хочу найти точки опоры и снова смотреть на мир глазами, а не «видеть» мир. Видеть, не смотря – видеть суть вещей, видеть не объекты, а энергию. Видеть не глазами, а осязать всем собою. Хочу от себя вернуться к себе прежнему. Зовите меня сумасшедшим, ненормальным, но хоть как‑нибудь зовите – я хочу кем‑то быть.

Хочу общаться с людьми, которые знали меня раньше, чтобы через это общение они «слепили» меня прежнего или не прежнего – но какого‑то, слепили мои точки опоры, мою личность. Может быть, они вернут меня к жизни своим отношением ко мне. Я приложу все силы, чтобы помочь им в этом, – я буду тщательно оправдывать все их ожидания.

Зачем мне бремя писателя или еще какое‑то – все равно какое? Вот опять появились слова «все равно». Боюсь этих слов… Какое хорошее слово «боюсь»! Прямо на душе легче стало. Боюсь, боюсь, боюсь! Могу писать сие слово бесконечно. Или буду с напряжением (но не с максимальным, максимальное опять приведет к Пустоте) писать книги – что‑то маленькое, ограниченное, конкретное – и этим, может быть, выйду из глобального Абсолюта – Абсолюта Пустоты. Не хочу в Пустоту, не хочу ее громадной, чудовищной энергии и давления (опять «не хочу»!).

Хочу думать с «напрягом». Сейчас буду усиленно вспоминать мысль, которую забыл, возвращаться к прежнему образу мышления, к прежнему себе. Ага! Вспомнил! Войти‑то в состояние вошел, а вот выйти теперь как? Скорее показать кому‑нибудь записи. И вроде не спишь, и вроде не бодрствуешь, вроде не жив, но и не мертв – великая равнина Пустоты и Вечности. Врагу не пожелаешь такого.

Это страница 13. (Было написано 13 страниц рукописного текста. – Прим, автора.) Хороший дурной знак! Все перевернулось: что плохо для всех – для меня лучше и не надо, и наоборот. Попал в отрицательный мир, негативный мир Зазеркалья. Сдерживаю свое писание. Сознательно напрягаюсь, чтобы дать себе опору и не провалиться снова в Пустоту. Пустота – слово‑то какое ужасное. Раньше было слово как слово, а теперь!.. Все. Заканчиваю. КОНЧАЮ. (Смерть – это как тотальный, завершающий, окончательный оргазм, при котором из человеческого существа уходит вся его энергия. При обычном же оргазме происходит лишь частичный сброс энергии. – Прим, автора.) TschiiB. По‑немецки это – пока, до скорого. Чем больше стараешься напрячься, тем более расслабляешься – чертова черная дыра! Смерть??? Страница 13! Давление в Дыре – бесконечность!!! Я распят на моем внутреннем кресте!! Умираю!…Растворяюсь в Пустоте… В Бесконечности… В Абсолюте… Во Вселенной… Меня нет…

Очнулся…

Восприятие мира уже не то, что было ранее. Неустойчивое. Болтает. Время исчезло. Попал в непрерывность вечного «здесь и сейчас». Неимоверными усилиями сохраняю контроль. Вот он – страшный суд Божий в мой Судный День. Вот он – распад личности. Вот такое оно – прикосновение смерти, переживание небытия. Вот так, наверное, чувствует себя человек в аду… Вот оно, как сказал Кастанеда, «давление Больших Эманаций Орла» – Орла, как той Силы, которая правит судьбой живых существ.

Смерть – явление психофизическое. Человек может умереть как психическая субстанция, сохранив физическую оболочку. Умирая, он будет испытывать особые состояния восприятия и осознания – смерть, но если ему все‑таки удастся выжить и вернуться в тело, собрать заново свою личность, то он приобретет опыт реальной смерти и будет знать, что и как происходит в этот момент. Смерть – это распад личности, эго, разрушение осознания. Ощущение смерти – это переживание состояния тотальной непривязанности, глубочайшего погружения в «здесь и сейчас», полной бездуальности, потеря идентификации самого себя. Напомню: в момент смерти исчезают абсолютно все интерпретации, индивидуальное сознание растворяется в бесконечности и соединяется с вселенским, божественным – с Богом. Тебя как личности нет, когда ты пребываешь в Боге, ты вся Вселенная, ты Бог. Умирая, человек познает Бога в себе, встречается с Ним, проходит через Страшный Суд – но судит‑то умирающий себя сам, безжалостно судит. Бог – в тебе, а не снаружи. И единственное место, где его можно найти, – ты сам. Встреча с Богом – это встреча с самим собой, в частности со своими «темными» сторонами. Встреча с Богом, его суд – это вовсе не беседа с добрым бородатым мужчиной, сидящим на облаке в окружении ангелов, как иногда представляют себе приверженцы религиозных конфессий – а особое религиозно‑мистическое состояние восприятия человека в момент его смерти: ведь именно тогда мы попадаем в Его Царство. В момент смерти – распада личности – происходит глубинное осознание себя и понимание устройства Вселенной и Бога. В момент смерти человек сливается с Богом и познает Его в себе.

Бог – это универсальный творческий принцип, универсальная творческая энергия Вселенной. Познать Бога – значит и понять те глубинные эзотерические закономерности, по которым сотворен и по которым функционирует Универсум, познать взаимосвязь всего со всем во Вселенной. Бог безличен, он по ту сторону как мужского, так и женского начал. Дао – это другое название Бога, как сказал Ошо.

Находясь в состоянии «видеть», когда воспринимаешь суть объектов – их энергию, когда восприятие «пустотно», «чисто», не деформировано и не искажено, – можно понять и ощутить Бога. Бог – это нечто предельное. И находясь на пределе – в пространстве смерти –, человек встречается с Ним.

Смерть это всего лишь смерть. Особое измененное состояния сознания…

Моя вторая часть – «контролер», «я – отделенное» все фиксировала. И все записано лишь благодаря ей. Я только наблюдал (и тем осознавал) процесс разрушения моего эго, а по сути – процесс собственной смерти. Я был безучастным свидетелем своей смерти.

Пребывая в состоянии «контролера», абсолютно незаинтересованного свидетеля, я как бы потерял способность бояться или волноваться. Я лишь отрешенно и спокойно следил за своим максимальным страхом, чудовищным волнением, но сам не боялся и не волновался – изначальная суть меня, моя «самость» была спокойна. Я был отделен от этих чувств, они не захватывали меня, не управляли мною, не властвовали. И так я сохранял контроль всегда, что бы ни случилось, даже в момент своей смерти. «Дух воина должен быть спокоен, как гладь озера», – говорили мастера фехтования на мечах, ниндзя. Они находились в состоянии безучастного свидетеля. Их контролер спокойно и отрешенно наблюдал, как тело ведет бешеную, смертельную схватку, полностью осознавал все их действия, все с ними происходящее – даже их смерть.

Легенда. Когда Александр Македонский воевал в Индии, ему сообщили о необычном йоге. Македонский приказал йогу прийти к нему, но тот отказался. Разъяренный полководец бросился на поиски отшельника и нашел его сидящим на берегу реки. В гневе воин обнажил меч и крикнул, что если йог откажется повиноваться, то он отрубит ему голову. На что тот спокойно ответил: «Наивный человек! Как ты можешь убить меня? Я всего лишь буду наблюдать, как покатится моя голова. Ты не сможешь убить меня – мое вечное осознание самого себя, мою самость».

Не это ли состояние наблюдения за собою – состояние самости – имеют в виду религии, говоря о вечной жизни? На смену осознания себя как материального тела приходит осознание своей сущности в качестве бестелесного, вечного, нетленного духа, как безучастного, нематериального наблюдателя. Как самости , которая существует вечно, которая никогда не рождалась и никогда не умирала, а только меняет внешнюю оболочку. Вечную жизнь надо искать не на уровне физического тела, а в особом состоянии духа – так можно понимать идею вечной жизни, о которой говорят религии.

Высшая Сила вела меня… Я был отдан в распоряжение высших сил духовного порядка. Люди, спонтанно входя в аналогичные состояния, пишут книги, говоря, что текст был продиктован им «свыше», или рисуют картины «по велению Бога», или же мастера фехтования проводят поединок на мечах, утверждая, что оружие ведет «рука Всевышнего». В экстремальной ситуации, в бою не на жизнь, а на смерть, человек соединяется с Богом, проводит через себя его Силу. И тогда уже что‑то – можно назвать это «что‑то» словом Бог – действует вместо самого человека, помогая ему выжить. Так, например, не думает, что ему делать, попавший под автомобиль: все происходит спонтанно, помимо его сознательной воли, само по себе. «Что‑то» – Высшая Сила, Бог ведет потерпевшего и направляет его, спасая от смерти.

Слова, мысли, идеи как бы спускались на меня сверху, из какого‑то информационного пространства – и я лишь записывал их, фиксировал на бумаге. Сам же, своей волей я не думал – «думалось», «анализировалось», «действовалось» за меня Высшей Силой…

Я следовал указаниям Силы – той Божественной Силы, которая ведет всех нас: на все Воля Божья! Я как бы стал ее послушником. Точно так же поступают в послушание люди, желающие стать монахами – но к какому‑то конкретному старцу, а не непосредственно к Богу, как я…

Надо отметить, что полностью восстановить линейную последовательность событий практически невозможно, так как они происходили как бы одновременно, многомерно, в разных плоскостях, в разных параллельных непрерывностях. Да простит меня читатель за некоторую прерывистость моего повествования, специфический стиль изложения, а также за повторения (похожие на рефрен в песне), позволяющие глубже, с различных ракурсов освещать события. Интенсивность моей жизни в тот период была очень велика, а переживания чрезвычайно многогранны. Я как бы находился в состоянии жизненной (или смертельной?) агонии. За короткий период я прожил очень долгую жизнь, даже не одну, а много жизней. Бывает, что один день дольше столетия…

Иногда бывает совсем непросто подобрать нужные слова и формулировки. Будьте снисходительны и не пытайтесь уличить меня в чем‑то, «ловя на слове», придирчиво выискивая ошибки или несоответствия. Не ищите никаких противоречий – их нет, как нет их в коанах Дзен… Споря, мы лишь запутаемся в словах.

Важны не слова – важно то, что ими передается. Старайтесь увидеть суть, читая между строк, взглянув на то, что лежит вне написанных слов. Так смысл дзеновского коана находится по ту сторону его слов. Воспринимайте истории этой книги не только как реальные события, но скорее как притчи, метафоры, передающие знания в символической форме, как аллегории, заставляющие задуматься.

  • Наркоэпидемия
    • Группы самопомощи при наркомании
  • Подготовка кадров
    • Против легализации
  • Наркоконфликтология
    • Термины
  • Клуб журналистов
    • Литература о наркомании
    • Варенье - это не конфитюр или как отличить повидло от конфитюра
    • Холодные обертывания – гарант завидной красоты и стройной фигуры
    • Бронхиальная астма
    МЕДИА ПОДДЕРЖИТЕ САЙТ

    Смерть эго

    С самого начала этого исследования мы подчеркивали, что смерть и перерождение являются ключом к каждому процессу посвящения («Энциклопедия религий» (6 том) критикует широкий общий подход, в котором сегодня рассматривается концепция посвящения, и все же она признает, что в данной концепции есть элемент, объединяющий 8 категорий событий, классифицируемых отдельно друг от друга. Следует отметить, что уже в работе Ван Геннепа пионера в этой области (хотя он занимался обрядами перехода, а не посвящением), приводится список стадий: отделение, предел, агрегация, где отделение подразумевает психологическую смерть прежнего окружения и статуса индивидуума, а предел относится к промежуточному состояние между психологической смертью человека и агрегаций). Рискуя повториться, позвольте еще раз быстро пройтись по основным пунктам этой концепции.

    В примитивных обществах отношения между посвящением и смертью настолько тесные, что многие процедуры посвящения аналогичны похоронным ритуалам («Энциклопедия религий», т. 3, с. 1131). Эти вещи взаимосвязаны: не только посвящение ведет к символической смерти, но и сама материальная смерть интерпретируется в инициатических теориях как часть процесса, неизбежно ведущего к возрождению3 (См. главу о смерти в М. EHade. Occultism, Witchcraft and Cultural Fashions. Chicago: University of Chicago Press, 1976).

    Эти антропологические описания по поводу двойственности смерти-посвящения имеют большое значение и в приложении к нашему собственному обществу. Мы уже выдвигали гипотезу о скрытой потребности в посвящении в нашем современном обществе. Массовое обращение к наркотикам и формирование эзотерических групп скорее всего является беспорядочным и отчаянным выражением данной потребности. Нашему обществу не хватает ритуалов посвящения как и не хватает ритуалов смерти, ведь смерть часто оказывается самой подавляемой темой нашего столетия подобно тому, как в прошлом веке была табуирована тема сексуальности.

    В свете сделанных предположений такие совпадения не случайны. Смерть и посвящение взаимосвязаны на архетипическом уровне. Они не только испытали одну участь подавления, но и принадлежат к одной подавляемой психической области. Именно в мире наркотиков тема смерти продолжает актуализироваться снова и снова. Часто встречаются люди, которые говорят, что обратились к наркотикам с желанием постепенно умереть. Даже когда нет речи о физической смерти индивидуума, может констеллироваться психическая смерть. К наркотикам часто обращаются из-за никчемности, бессмысленности, пустоты жизни, мертвого существования, наполняемого исключительно рефлекторными действиями.

    Когда у человека умирают все семейные ценности, привязанности и идеалы, он ищет жизненный опыт, достойный слова «жизнь», даже если этого чисто субъективный опыт, который можно разделить лишь с немногими избранными. Он чувствует нечто вроде прогрессирующей психической смерти, когда действие препарата проходит (вообще говоря, эффект от веществ бывает разным — героин, алкоголь, марихуана и др. Различаются по их действию). При использовании сильных наркотиков человек обычно переживает чувство смерти в период абстиненции, часто с сильными физическими симптомами, что вносит существенный вклад в физическое привыкание, о котором мы уже писали.

    Таким образом, невозможно не заметить связи, существующей между обращением к наркотикам и бессознательной темой смерти и возрождения. Битва жизни и смерти — это несомненно матрица любого важного жизненного поступка, но эта матрица особенно очевидна в случае наркозависимости (Это касается не только современного употребления наркотиков. Например, немецкий трактат по интоксикации, датированный 1830 г., утверждает, что за бюргерскими предубеждениями против интоксикации стоит не физическая опасность, а страх смерти. См. G. Mattenklott. Der Ubersinnliche Lieb, Hamburg: Reibek, 1982. pp. 225-226). Прием наркотиков не является частью противопоставления жизни и смерти в некотором обобщенном абстрактном контексте. С каждой дозой человек может буквально (а не просто метафорически) лишиться жизни, и если он не заходит слишком далеко, наркотик заставляет обращаться к нему снова и снова. Каждая доза, более или менее бессознательно связанная с ожиданием смерти и возрождения, создает эту смерть «de facto». Это ожидание, как мы знаем, является амбивалентным, и элемент «смерти» легко может начать превалировать не только физически, но и смысле глубокого психического опыта. Но в то же время, это ожидание в своей чистой форме есть попытка создать нечто вроде самопосвящения.

    Эта по большей части бессознательная попытка осуществляется сегодня в такой исторической и культурной ситуации, которая благоприятствует неизбежному переоцениванию значимости парадигматических мифологий и мастеров, способных каким-то образом сориентировать в отношении этих переживаний. При такой попытке посвящения не соблюдается различение сакрального и профанного, и не оказывается священному должного уважения, как это делалось с древних времен. Здесь также игнорируются подготовительные и очистительные жертвоприношения, которые сопровождали и ограничивали потребление наркотиков в примитивных обществах. Эта попытка на грани провала не столько из-за неадекватности и рискованности самой затеи, сколько из-за того, каким способом и при каких обстоятельствах ее осуществляют.

    Несмотря на все предпринятые попытки ритуализировать потребление наркотиков, наблюдаются две ошибки при обращении к этим веществам — наивность и недальновидность. Дело не только в недостаточном внимании к токсикологическим моментам, недооцениваются соответствующие культурные и психологические препятствия. Тело человека реагирует на наркотики признаками отравления параллельно тому, что его психика неспособна интегрировать данный опыт.

    Попробуем выйти за пределы культурной наивности и взглянуть на эту неудачную инициацию с архетипической точки зрения. Выполняет ли свою функцию модель посвящения, порыв к переживанию смерти и возрождения? До определенной степени мы вынуждены признать, что эта модель активируется, причем констеллируются обе части посвящения. С другой стороны, динамика архетипа всегда запускает обмен между двумя противоположными полосами и развиваться по пути амбивалентности (Даже популярная психология и народная мудрость утверждают, что в любви есть доля ненависти и наоборот. Но обратим внимание на более специфическую архетипическую тему. Например, битва героя против тьмы или против первичного хаоса бессознательного, о которой уже упоминалось, дает импульс рождению сознания и сильного эго, но она может также зайти слишком далеко и привести к хрупкому эго, которое однажды будет поглощено бессознательным (так происходит в психозе), превращая, таким образом, победу в свою противоположность). Попытка посвящения может закончиться парадоксально — победой смерти, а не возрождения.

    Чтобы быть точнее, следует отметить, что при приеме наркотиков возникает ранняя фаза, которую можно было бы назвать фазой смерти. Она заключается в освобождении от текущего напряжения и беспокойства, так что можно назвать смертью обусловленности.

    Высшие цели и сильные эмоции не утрачиваются (они на самом деле ощущаются экзальтированно), но исчезают именно беспокойства, которые нас одолевали до настоящего момента. Известно, например, что солдаты порою прибегают к алкоголю перед атакой (не только в наше время, об этом упоминал еще Гомер), и, как было ясно из Аламутской легенды, «ассасины» получили это имя после ритуального приема гашиша перед совершением убийств.

    Логично предположить, что алкоголь и гашиш нужны для придания храбрости перед лицом смерти. Но такое объяснение по существу нам ничего не говорит. С психологической точки зрения здесь тавтология. Что есть смелость? Это отрицание смерти или связь с ней случайна? Может быть, помощь от алкоголя и гашиша заключается не в приглушении мыслей о смерти, а наоборот, в нетравматичном знакомстве с ней через возникновение ощущения пребывания вне обусловленности обычными проблемами. Не случайно в традиционных обществах подобные цели ставились при подготовке к смерти.

    Используя аналитическую терминологию, можно сказать, что человек, принявший наркотики, переживает более или менее интенсивную смерть своего эго отход от той позиции сознательности, рациональности и просвещенности, к которой мы привязаны из-за доминирующего императива Европейской культуры. Это наблюдение может помочь нам понять некоторые факты. Потребление наркотиков считается преступлением, особенно на Западе, в первую очередь потому, что в нем усматривается попытка подрыва психологии Западного человека. Стремительное распространение наркозависимости в обществах, переживающих ускоренную модернизацию, может быть истолковано как бессознательная и отчаянная попытка многих людей компенсировать психическую односторонность, вызванную этим процессом. Становится понятнее, почему на Западе наркотики часто и, возможно, бессознательно связаны с другими формами отвержения доминирующей культуры.

    Совершенно невероятно, чтобы краткий и неглубокий опыт «смерти эго» после приема наркотиков (чувство «легкости бытия») соответствовал необходимости смерти в архетипе посвящения или, чтобы этот опыт смог удовлетворить эту потребность. Такая «смерть» не принимается сознательно и не переживается как настоящая смерть, это лишь сброс лишнего напряжения. Когда эго нейтрализовано, спонтанно активируется бессознательное, причем происходит это целиком благодаря галлюциногенам и реже при использовании других веществ.

    В целом, в первые минуты после приема наркотиков психика, не переживает ощущения смерти, а лишь измененное состояние сознания. Момент, в котором переживание смерти проявляется наиболее сильно, возникает позже, когда подействует наркотик. Если рассматривать наркозависимость как бессознательную попытку самопосвящения, то больше всего нас поражает обратный порядок посвящения — возрождение в начале, а смерть в конце.

    Международная некоммерческая организация "European Cities Against Drugs" - "Европейские города против наркотиков"


    Head Office ECAD: City Hall, S-105 35 Stockholm, Sweden
    E-mail:

    Copyright © 2001 - 2015 Все права защищены

    \

    Стремительное развитие эзотерики и распространение всевозможных духовных практик приводит к тому, что все большее количество людей проходит через духовный кризис или духовную трансформацию личности.

    Сейчас многие тянутся к Знаниям, ищут для себя новые пути духовного развития.

    Кто я? Зачем я? Откуда пришел? Куда я иду?

    И когда человека перестают удовлетворять варианты ответов со стороны власти, образования, общества, религии, он отправляется в Путь. С чем путник может столкнуться? Какие подводные камни ожидают его на Пути?

    Понятие духовного кризиса ввел основатель трансперсональной психологии, американский психиатр чешского происхождения с более чем тридцатилетним опытом исследовательской работы в области необычных состояний сознания, Станислав Гроф.

    До этого психиатрия, наложив свои трафареты на духовные переживания человека, относила мистические состояния и деятельность мировых религий и духовных течений в область психопатологии.

    К духовному кризису может привести любое острое переживание или стресс.

    Но особенно часто провоцируют духовный кризис личности всевозможные духовные практики, увлечение эзотерикой, глубокая религиозность. Эти практики как раз и предназначены для того, чтобы являться катализатором мистических переживаний и духовных перерождений.

    Традиционные духовные практики ориентированы на освобождение от зависимости от материального мира. Основным звеном этой зависимости является человеческое Эго.

    Именно на разрушение Эго-программ направлены усилия идущих по Пути духовного развития.

    Основное переживание духовного кризиса - человек не видит смысла жизни, дальнейшее будущее видится мрачно, не покидает ощущение, что он упускает нечто очень важное и ценное. Процесс сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, человек переживает почти полный провал в личной, социальной, общественной жизни или в сфере здоровья.

    Пережив роковые моменты, он освобождается от влияния Эго, обретает более высокий уровень осознанного мышления.

    Традиционная психотерапия в этом случае может играть только вспомогательную роль. Человека, проходящего стадии духовного кризиса не нужно лечить! Но ему можно помочь максимально безболезненно пройти через трансформацию. Но, по большому счету, со своим духовным кризисом человек может справиться только сам, наедине с самим собой.

    Проявления духовного кризиса очень индивидуальны ,…

    двух одинаковые кризисов не существует, однако можно наблюдать основные формы кризиса. У людей часто эти формы накладываются одна на другую.

    Находясь в духовном кризисе, люди вдруг испытывают дискомфорт в прежде хорошо знакомом мире.

    Надо сказать, некоторые с этим дискомфортом уже рождаются.




    Переживание «безумия»

    Во время духовного кризиса роль логического ума часто ослабевает, и на первый план выходит красочный, богатый мир интуиции, вдохновения и воображения. Неожиданно возникают странные и беспокоящие эмоции, и некогда привычная рациональность не помогает объяснить происходящее. Этот момент духовного развития порой бывает очень пугающим.

    Пребывая целиком во власти активного внутреннего мира, полного ярких драматических событий и захватывающих эмоций, люди не могут действовать объективно и рационально. Они могут видеть в этом окончательное уничтожение любых остатков здравого рассудка и бояться, что приближаются к полному, необратимому безумию.

    Символическая смерть

    Ананда К.Кумарасвами писал: «Ни одно существо не может достичь высшего уровня бытия без прекращения своего обычного существования».

    У людей тема смерти вызывает, по большей части, негативные ассоциации. Они воспринимают смерть как пугающее неизвестное и, когда она приходит в качестве части их внутреннего опыта, они испытывают ужас.

    У многих людей, переживающих духовный кризис, этот процесс бывает быстрым и неожиданным. Внезапно они чувствуют, что их комфорт и безопасность как будто исчезают, и они движутся в неизвестном направлении. Привычные способы бытия больше не годятся, но их еще только предстоит заменить новыми.

    Еще одну форму символической смерти представляет собой состояние отрешенности от различных ролей, отношений, мира и самого себя. Оно хорошо известно во многих духовных системах в качестве главной цели внутреннего развития.

    Важным аспектом переживания символической смерти при внутреннем преображении является смерть Эго. Для завершения духовной трансформации необходимо, чтобы прежний образ существования «умер», Эго должно быть разрушено, открыв путь новому «Я».

    Когда Эго распадается, люди чувствуют, как будто распадется их личность. Они уже не уверены в своем месте в этом мире, не уверены, могут ли они быть и дальше полноценными человеческими существами.

    Внешне их старые интересы больше не имеют значения, системы ценностей и друзья меняются, и они теряют уверенность в том, что правильно ведут себя в повседневной жизни.

    Внутренне они могут переживать постепенную утрату личности и чувствовать, что их физическая, эмоциональная и духовная сущность неожиданно и насильственно разрушается.

    Они могут думать, что на самом деле умирают, внезапно оказавшись перед необходимостью взглянуть в лицо своим глубочайшим страхам.

    Очень трагическим недоразумением на этом этапе может стать смешение желания смерти Эго с побуждением действительно покончить с собой. Человек может легко спутать желание того, что можно назвать «эгоцидом» - «убийством» Эго, - с влечением к суициду, самоубийству.

    На этой стадии людьми нередко движет мощное внутреннее убеждение, что нечто в них должно умереть. Если внутреннее давление достаточно велико и если отсутствует понимание динамики смерти Эго, они могут неправильно истолковать эти чувства и воплотить их во внешнем саморазрушительном поведении.

    От себя еще добавлю следующее.

    Повышенная ответственность или Многие знания - многие печали


    Рано или поздно на человека, вставшего на Путь, обращают внимание высшие силы разной направленности, как темные, так и светлые.

    Некоторые ищущие поначалу мечутся то туда, то сюда, переживая много искушений и испытаний. Однако рано или поздно человек обязан сделать свой Выбор.

    Принято выделять два основных Пути - оккультный и мистический.

    Путь Оккультиста . Он изучает Божественный Закон и использует его в своих целях. Он опирается на разум и волю, а не на любовь. Он учиться управлять умом, что бы тот стал полезным сотрудником в исполнении его цели.

    Путь Мистика . Это путь любви и жертвы. В своем выборе он всегда руководствуется сердцем. Любовь дает ему возможность отождествить себя с Богом.

    У людей, вставших на Путь, резко возрастает способность влиять на окружающий мир, людей и обстоятельства .

    Если такого человека оставить «без присмотра», он может наломать много дров.

    И однажды человек явно понимает, что он «под колпаком». Когда индивидуум определяется со своим направлением в Пути, его начинают вести соответствующие силы.

    Раньше ему, как и всем людям, казалось, что он может сделать все, что придет в голову, его ограничивали лишь совесть и государственные законы.



    И тут он начинает понимать, что любое его действие, мысль, эмоция, вызывает так называемый эффект кругов по воде.

    Человек уже явно видит связь между своими действиями и их последствиями. И все это отслеживается высшими силами, которые, явно или не очень явно, начинают корректировать его поведение.

    Происходят непонятные события, приходят видения, смутные позывы, иногда прямые указания. Это могут быть всевозможные «случайности», мешающие исполнению задуманного.

    Это могут быть телесные ощущения: ноги не идут, горло перехватило, голова заболела, грудь сдавило, в боку закололо (у каждого свое). Всевозможные эмоциональные реакции, например, резко портится настроение при мысли о предполагаемом действии.

    Так называемая отработка случаются все чаще. Отработка по сути - это восстановление баланса. Эффект бумеранга.

    Здесь вступают в действие законы кармического воздаяния. А так как человек на духовном Пути начинает интенсивно проживать свою карму, то отработка приходит к нему в несколько раз быстрее, чем к обычному человеку. Самый простой пример: сказал гадость прохожему, отошел на несколько метров в сторону, упал.

    Кроме того, к такому человеку предъявляются повышенные требования.

    Он уже не может позволить себе легкомысленность, как прежде. От него уже требуют осознанности и неукоснительного соблюдения Законов (речь идет не о государственных законах).

    Ребёнок приходит чистым, на нём ничего не написано; нет никаких указаний на то, кем он должен быть, - ему открыты все измерения. И первое, что необходимо понять: ребёнок - это не вещь, ребёнок - существо. Ошо

    Перед тем, как постучаться в нужную дверь, человек стучится в тысячи неверных дверей. Ошо.

    Не ждите совершенства, и не просите и не требуйте его. Любите обычных людей. Нет ничего плохого в обычных людях. Обычные люди - необычны. Каждый человек так уникален. Уважайте эту уникальность. Ошо.

    Внутри каждого пожилого человека есть молодой, недоумевающий о том, что случилось. Ошо.

    Без тебя эта Вселенная лишится какой-то поэзии, какой-то красоты: будет не хватать песни, будет не хватать ноты, будет пустой промежуток. Ошо.

    Выйдите из головы и войдите в сердце. Меньше думайте и больше чувствуйте. Не привязывайтесь к мыслям, погрузитесь в ощущения… Тогда оживет и ваше сердце. Ошо

    Если вы солгали однажды, то вы будете вынуждены лгать тысячу и один раз, чтобы скрыть первую ложь. Ошо.

    Чудеса происходят каждый миг. Ничего другого и не происходит. Ошо.

    Если вы спокойны, весь мир становится спокойным для вас. Это как отражение. Всё, чем вы являетесь, отражается полностью. Каждый становится зеркалом. Ошо.

    Причины внутри нас самих, снаружи только оправдания… Ошо

    Самый бесчеловечный акт, который может совершить человек - превратить кого-либо в вещь. Ошо.

    Величайший в мире страх - это страх перед мнениями других. В то мгновение, когда ты не боишься толпы, ты больше не овца, ты становишься львом. Великий рев раздается в твоем сердце - рев свободы. Ошо.

    Только изредка, очень редко, ты позволяешь кому-то в себя войти. Именно это и есть любовь. Ошо.

    Если вы можете ждать вечность, вам не нужно ждать совсем. Ошо.

    Просто наблюдай, почему ты создаешь проблему. Решение проблемы находится в самом её начале, когда ты её только создаешь, – не создавай её! У тебя нет никаких проблем – достаточно понять только это.

    Любовь терпелива, все остальное нетерпеливо. Страсть нетерпелива; любовь терпелива. Как только вы понимаете, что терпение значит любовь, вы понимаете все. Ошо.

    Если не меняешься прямо сейчас, то никогда не изменишься. Не нужно бесконечных обещаний. Ты либо меняешься, либо нет, но будь честен. Ошо.

    Голова всегда думает о том, как больше получить; сердце всегда чувствует, как больше дать. Ошо.

    Когда вы думаете, что обманываете других, вы обманываете только себя. Ошо.

    Единственным критерием для жизни является блаженство. Если вы не чувствуете, что жизнь - это блаженство, тогда знайте, что вы идёте в неправильном направлении. Ошо.

    Что плохого в том, что кто-то смеется без причины? Зачем нужна причина, чтобы смеяться? Причина нужна, чтобы быть несчастным; чтобы быть счастливым, причина не нужна. Ошо.

    Сделай жизнь вокруг себя красивой. И пусть каждый человек почувствует, что встреча с тобой - это дар. Ошо.

    Если ты не умеешь говорить «Нет», твое «Да» тоже ничего не стоит. Ошо.

    Падать - часть Жизни, подниматься на ноги - ее Проживание. Быть Живым - это Подарок, а быть Счастливым - это ваш ВЫБОР. Ошо.

    Единственный человек на земле, которого мы в силах изменить, это мы сами Ошо.

    У меня нет никакой биографии. И все что считается биографией – абсолютно бессмысленно. Когда я родился, в какой стране я родился – не имеет значения. Ошо.

    Страдания - результат серьезного отношения к жизни; блаженство - результат игры. Воспринимай жизнь как игру, радуйся ей. Ошо.

    Когда вы больны, вызывайте врача. Но самое главное, зовите тех, кто вас любит, потому что нет лекарства более важного, чем любовь. Ошо.

    Женщина, влюбленная в тебя, может вдохновить тебя на такие высоты, о которых ты даже и не мечтал. И она ничего не просит взамен. Ей просто нужна любовь. А это ее естественное право. Ошо.

    Всё, что пережито, можно перешагнуть; то, что подавлено, перешагнуть невозможно. Ошо.

    Любая заимствованная истина есть ложь. Пока она не пережита тобой самим, это никогда не истина. Ошо.

    Пока вы не можете сказать «нет», ваше «да» не будет иметь никакого смысла. Ошо

    Не принимайте жизнь как проблему, это мистерия потрясающей красоты. Пейте из неё, это чистое вино! Будьте полны ею! Ошо.