Как устроен католический храм. Матрица мироздания сакральный базис внутренней планировки католических соборов. Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Католический храм

Храм является средоточием всей жизни приходской общины и выполняет многообразные функции. Здесь верующие осознают свое единство и сообща испытывают чувство встречи с Богом. Но главное предназначение храма в том, что он является местом проведения литургии.

Одно из отличий католического храма от православного заключается в том, что его главный алтарь обращен на Запад. Ведь на Западе, по учению Католической церкви, расположена столица Вселенского христианства, Рим, местопребывание папы римского – главы всей христианской церкви. В католических храмах, в отличие от православных, нет иконостасов. Алтари (их может быть много) дозволяется устраивать у западной, южной и северной стен храма. Алтарь в католическом храме соответствует православному престолу, но не алтарю: это накрытый покрывалом стол с богослужебными книгами и утварью. У алтаря происходит основное священнодействие.

Католические храмы чаще всего строятся в виде базилики, а также как купольные храмы в виде латинского креста. Крест в плане храма символизирует искупительную жертву Христа. Боковые нефы часто служат местами для капелл с самостоятельными алтарями. При сооружении алтаря в основу фундамента всегда кладут мощи какого-либо святого. Над алтарем помещается главный храмовый образ. Алтарь украшает дарохранительница – табернакль – для освященных гостий (делается обычно в виде шкафчика). На алтаре обязательно есть скульптурное распятие, чаша для причастия, патена – плоское блюдце для гостий, и корпорал – салфетка, на которую ставят чашу и патену, чтобы после освящения даров собрать с нее частицы хлеба. Иногда здесь же ставят циборий – чашу с крышкой для хранения гостий, и монстранцию – сосуд для выноса гостий во время религиозных процессий. Как правило, в больших католических храмах есть кафедра на возвышении, с которой произносится проповедь. В католических храмах, в отличие от православных, прихожанам разрешается сидеть во время богослужения. Его участники должны вставать только в определенные моменты – во время чтения Евангелия, возношения Святых Даров, благословения священника и т. д.

До V–VI вв. у священников не было особых литургических облачений, они появились позже, хотя и восходят к одеждам обычных римлян того времени. Облачения священников должны были напоминать о добродетелях и обязанностях священника. Перед свершением мессы священник надевает поверх сутаны – длинного одеяния со стоячим воротником, наглухо застегнутого снизу доверху, – белую длинную тунику, часто украшенную кружевами, так называемую альбу (от лат. alba – белая). Пояс в виде веревки или шнурка должен напоминать о веревках, которыми был связан Иисус во время ареста. Стола – лента, надеваемая на шею, – главная часть литургического облачения. Стола символизирует власть священника. Поверх всего этого надевается орнат (от лат. orno – украшаю), безрукавная накидка с вырезом – из бархата или парчи. Орнат должен напоминать священнику о грузе евангельского учения и символизировать его. Для других служб, совершаемых вне храма (например, для процессий), надевается белая рубашка до колен – комжа, и плащ. Его называют капа или плувиал, поскольку он должен защищать от дождя (от лат. pluvium – дождь). Священник носит на голове четырехугольную шапочку – биретту. Голову епископа украшает митра. Со времен Павла VI (1963–1978), который отказался от тиары как слишком дорогого убора для главы церкви бедных, папы также носят митру. Ступени священства и церковные чины различаются по цвету повседневной одежды священнослужителя – сутаны. Священник носит черную сутану, епископ – фиолетовую. Кардинальский пурпур – красная сутана кардинала – символизирует, что он готов до последней капли крови защищать Святой Престол. Основной цвет папской одежды – белый.

Как правило, католические храмы богато украшены живописными и скульптурными изображениями. На стенах в виде скульптурных рельефов или живописных картин изображается крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Это 14 так называемых «станций», то есть этапов крестного пути. В каждом католическом храме есть специальные кабинки для исповеди. Их окна обычно закрываются решетками и занавесками, чтобы обеспечить анонимность покаяния. При входе в храм помещается чаша со святой водой.

Католическая церковь, как и Православная, почитает иконы (от греч. eikon – образ, изображение). Икона – это почитаемое Церковью сакральное изображение, плоскостное или объемное. В католическом богословии икона трактуется прежде всего как свидетельство о том, что Бог принял подлинную человеческую природу, выразил себя в человеческой личности. Почитая иконописный образ, учит Церковь, христиане поклоняются Прообразу и Творцу всего сущего. Икона стала одним из способов фиксации и передачи учения Церкви. Культ икон в христианстве утвердился только в VIII в. в результате победы над иконоборческими движениями, связанными с несторианством и монофизитством. На VII Вселенском (II Никейском) соборе 787 г. иконоборчество было торжественно осуждено Западной и Восточной церквами. Однако в почитании икон между ними имеются различия. Восточная церковь признала икону как «богословие в образах», и в почитании икон боролась «не за красоту, а за истину». Близким по духу восточному богопочитанию является в католицизме только почитание чудотворных икон и статуй. Католическая иконопись по преимуществу является итальянской. Начиная с XIII в. развитие религиозного искусства на Западе испытывает все большее влияние индивидуального стиля художников. Начало этому процессу положил Джотто. В эпоху Возрождения на смену канонической иконе пришла религиозная живопись с новым пониманием священных образов. Согласно учению Тридентского собора об иконе, она, не заключая в себе самой Божественной силы, освящает молящихся через «отпечаток первообраза», то есть в силу своего отношения с первообразом. Католическая церковь тем не менее до наших дней сохранила отношение к религиозной картине как сакральному образу. В католической традиции принято, что сакральные изображения должны украшать храмы и другие места христианской жизни, иллюстрировать историю спасения, побуждать творить добро и содействовать процветанию христианских добродетелей. Много общего во внешних знаках почитания сакральных изображений у католиков и православных: это коленопреклонение, поклоны, каждение, зажигание перед иконами свечей и лампад.

II Ватиканский собор признал, что сакральная икона – одна из различных форм присутствия Христа среди верующих. Однако современный Кодекс канонического права (канон 1188) рекомендует священнослужителям и верующим соблюдать меру в иконопочитании: «Иконы необходимо размещать в умеренном количестве и с соблюдением необходимого порядка, дабы они не вызывали у верующих чувства удивления и не давали им повода для искажения набожности».

Каждый католический храм, начиная со времен Древней церкви, стремится обрести мощи и реликвии (от лат. reliquae – остатки, останки) какого-либо местного или особо почитаемого святого, а также предметы, связанные с жизнью Христа, Богородицы и святых. В католических храмах и монастырях в особых мощехранительницах, или реликвариях, хранятся реликвии – остатки одежды Христа, кусочки креста, на котором он был распят, гвозди, которыми он был прибит, и т. п., а также части облачения Девы Марии, ее волосы, молоко Богородицы и пр. Особо почитаемыми являются Святые Реликвии Страстей Господних. Со времен Средневековья и до наших дней обладающие реликвиями храмы и монастыри привлекают к себе многочисленных паломников.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Поучение 2-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Уроки из празднуемого события: а) мы должны чаще посещать храм Божий; б) должны твердо хранить данные обеты, и в) родители должны водить в храм своих детей с ранних их лет) I. Родители Пресвятой Девы Марии, праведные Иоаким

Поучение 3-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Что нужно, чтобы хождение в храм Божий приносило пользу?) I. Праведные родители Пресвятой Девы Марии, Иоаким и Анна, дали обет посвятить Богу на служение в храме Его дитя свое, если Бог им дарует его. Господь даровал им

2. Римско–католический экуменизм Хотя Римско–католическая церковь поначалу противилась целям, выраженным в программе ВСЦ, она затем решила широко сотрудничать с этим органом. Второй Ватиканский Собор (1962–1965), который все больше рассматривал папство в

Католический ответ: Тридентский собор об оправдании Вполне очевидно, что Католическая Церковь должна была дать официальный и определенный ответ Лютеру. К 1540 г. имя Лютера приобрело известность во всей Европе. Его сочинения читались и усваивались с различной степенью

Католический ответ: Тридентский собор о Писании Тридентский собор мощно отреагировал на то, что он посчитал протестантской безответственностью в отношении вопросов авторитета и толкования Писания. Четвертая сессия собора, закончившая свои заседания 8 апреля 1546 г.,

Католический ответ: Тридентский собор о таинствах Тридентский собор не спешил с выражением своего отношения к реформационным взглядам на таинства. Седьмая сессия Тридентского собора завершилась 3 марта 1547 г. изданием «Декрета о таинствах». Во многом это была временная

Раздел II. Католический культ «Освящающая задача Церкви» Культ в любой религии (от лат. cultus - почитание, поклонение) – это совокупность обрядовых действий, при помощи которых верующий воздает почести сверхъестественной реальности. Католический культ отличается

§105. Еретический и католический аскетизм Но мы должны сейчас провести разграничение между двумя разными типами аскетизма в христианской древности: еретическим и ортодоксальным, или католическим. Первый основан на языческой философии, второй - на христианских

98. Православный и католический взгляд на Святую Троицу. О философском смысле филиокве Арианство как течение христианской мысли к VI в. утратило свое значение. Однако разногласия в понимании Триединства в Святой Троице продолжали волновать богословов. Различия между

Римско-католический церковный год Нынешний римско-католический календарь явился результатом вышеописанного постепенного сокращения и переделки псевдо-Иеронимова календаря. Нынешний свой вид получил при папе Григории XIII, который поручил исправить его кардиналу

Римско-католический табель праздников В римско-католической церкви праздники по степени торжественности делятся на 6 разрядов. Праздники первых 4 разрядов, так как обнимают собою каждый около двух дней (некоторые имеют канун или вигилию, другие продолжаются на некоторых

МОДЕРНИЗМ КАТОЛИЧЕСКИЙ И БИБЛЕИСТИКА Под католич. М. подразумевается движение внутри католич. мысли, к–рое заявило о себе на рубеже 19 и 20 вв. и стремилось согласовать церк. принципы с состоянием культуры своего времени (философией, естествознанием, историч. наукой,

ГЛАВА III. КАТОЛИЧЕСКИЙ ДОГМАТ НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ БОГОМАТЕРИ Вера в личную безгрешность Богоматери в Православии есть, так сказать, благоуханное курение, молитвенное облако, сгущающееся из фимиама благочестивого Ее почитания в Церкви. Если задать себе вопрос, что именно

Католический храм св. Екатерины В один из дней 1828 г. в петербургском католическом храме Св. Екатерины было особенно празднично. Здесь при огромном стечении народа венчался Л.П. Витгенштейн, сын знаменитого фельдмаршала, «спасителя града Петрова», как его называли

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Московский Римско-католический приход

Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Зарождение Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Началось все с того, что к концу XIX века
в Москве количество католиков возросло и насчитывало около 35 тысяч
человек. Действующие на то время два католических храма: св. Людовика
Французского, что на Малой Лубянке и церковь святых апостолов Петра и
Павла (в настоящее время закрыта) не могли уместить такое количество
прихожан. Созрела необходимость строительства нового, третьего
католического храма в Москве.

В 1894 году начались организационные и
подготовительные работы для воздвижения нового филиального храма прихода
свв. Апостолов Петра и Павла. В 1897 году в журнале "Строитель" был
опубликован проект нового храма в неоготическом стиле, проект, который
победил на конкурсе, объявленном московскими поляками. Чтобы началось
строительство, необходимо было согласие царя Николая II и синода —
светского органа, наблюдающего за деятельностью русской православной
церкви.

Как только разрешение на строительство
было одобрено, многочисленная католическая община начала сбор средств, в
основном пожертвований, на строительство нового храма, для которого
было куплено 10 гектаров земли на Малой Грузинской улице. Деньги
собирали в основном поляки, проживавшие по всей Российской Империи и за
рубежом (из Варшавы пришло 50 тысяч рублей золотом), а также многие
католики иных национальностей, включая русских. Жертвовали и простые
рабочие, строители, железнодорожники.

Фасад Храма

Строительство...

Ажурную ограду вокруг будущего собора, а
также первый проект храма был разработан архитектором Л.Ф. Даукшой, но
строился костёл по проекту другого архитектора. Окончательный проект
храма разработал известный московский архитектор Фома Иосифович
Богданович-Дворжецкий. Храм представляет из себя базилику, которая в
плане имеет форму вытянутого латинского креста. Это знаменитая
крестообразная планировка, в которой изображение Христа на кресте
наложено на план типичной церкви. В данном случае голова Христа это
пресвитерий с расположенным в нём алтарём, туловище и ноги заполняют
неф, а раскинутые руки превращаются в трансепт. Таким образом, мы видим
буквальное воплощение идеи о том, что Церковь представляет Тело
Христово.

Орган собора - один из крупнейших в России

Главный восточный фасад этого собора
сильно напоминает знаменитый собор в Вестминстере (Англия). А
многогранный купол, увенчанный шпилями был навеян кафедральным собором в
Милане (Италия).

По законам готической архитектуры храм — это не просто сооружение для
молитвы. Здесь каждая деталь символична, и знающий человек, приходя в
храм, прочитывает как книгу архитектурное убранство и орнамент собора.

Вот, например, ступени, которые ведут к
порталу (главным воротам храма). Их ровно 11, что означает 10 заповедей и
последняя одиннадцатая, как символ Христа. И лишь только соблюдая эти
10 заповедей, человек входит в царствие небесное, которое в этом храме
символизируется порталом с резными дверями. Над дверьми виден золотой
знак, в котором распознаются 4 буквы: VMIC, которые читаются как Virgo
Maria Immaculate Conception, что переводится как Дева Мария непорочно
зачатая.

Костел строили с 1901 по 1911 гг. В декабре 1911 года состоялось
торжественное открытие новой церкви, хотя отделочные работы продолжались
до 1917 года. По некоторым сведениям, шпили на башенках храма были
поставлены только в 1923 году. На строительство храма ушло в общей
сложности 300 тысяч рублей золотом, что равносильно примерно 7 400 000$.

Смутные времена...

Октябрьская революция свергла царизм и
вместе с ним отвергла церковь, как православную так и католическую.
Советский союз создавался как атеистическое государство, борьба с
религией наряду с классовой борьбой была главной целью революции.
Сталинский террор достиг своего апогея в 1937 году — костёл на Малой
Грузинской был закрыт, последний польский священник о. Михал Цакуль был
расстрелян НКВД. Тысячи священников и монахов были уничтожены в лагерях.

30 июля 1938 года церковное имущество
было расхищено либо уничтожено, включая алтарь и орган. Фасад также был
испорчен. Организации, расположившиеся в разоренном храме, перестроили
его внутри: храм поделили на 4 этажа, изуродовав перепланировкой
интерьер этого ценного памятника церковной архитектуры.

В первые дни войны между Германией и СССР
в июне 1941 года, когда начались налеты немецкой авиации на Москву,
башенки костёла снесли, ведь они могли послужить ориентирами для
немецких летчиков. Печальное зрелище представлял костёл с обрубленными
башенками, словно культяпками.

После войны ситуация не изменилась — у
храма был снесен и шпиль, венчавший купол и отнят еще один участок
территории и присоединен к дому по Малой Грузинской улице. В храме
располагались и рабочие общежития, и овощехранилища, цеха и конторы.
Единственным действующим католическим храмом на то время оставался храм
Людовика Французского Парижской епархии.

Борьба и возрождение...

Постепенное разрушение храма продолжалось
до середины 70-х годов. И вот, в 1976 году московские власти будто
вспомнили про существование костёла и решено было передать его
управлению культуры, чтобы переделать его под зал органной музыки. Но
этого не случилось из-за нежелания отдавать помещения храма
расположившихся в здании организаций, которых насчитывалось в 4 этажах
храма около 15.

После 1989 года ассоциация «Дом Польский»
и московские католики впервые поставили вопрос о передачи Храма его
владельцам - католикам и Католической Церкви. Храм начинает потихоньку
возрождаться. С дозволения московских властей, 8 декабря 1990 года
священник Тадеуш Пикус служит первую Святую Мессу на ступенях Храма.
Несколько сот человек несмотря на зимнюю стужу молились о возвращении им
Храма.

Не смотря на то, что помещения Храма еще не были официально возвращены
его истинным владельцам, группа московских католиков учреждает приход
Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в январе 1990 года.
Особенностью этого прихода является то, что он очень тесно связан с
католическим монашеским орденом селезианцев. Этот орден был основан в
середине XIX века святым Джованни Боско, который главной целью своей
жизни решил сделать служение молодежи и катехизации. И по сей день этот
орден существует, занимаясь современными проблемами молодежи.

Современный вид собора, впереди новый алтарь

С 7 июня 1991 года каждое воскресенье во
дворе Храма стали совершаться Святые Мессы. C 29 ноября 1991 года в
Храме служат монахини-салезианки, которые проводят катехизацию,
преподают основы христианства. Одновременно началась благотворительная
деятельность, в частности - помощь больным и нуждающимся.

1 февраля 1992 года мэр Москвы Ю.М.Лужков
подписывает документ о постепенном освобождении Храма под церковные
требы (в срок до 2-х лет). Но выселить занимающего Храм с 1956 года НИИ
«Мосспецпромпроект» не удалось. 2 июля прихожане вошли в Храм и
самостоятельно освободили малую часть помещений. После переговоров с
представителями Мэрии отвоеванная часть храма осталась за приходом.

7 и 8 марта 1995 года верующие вторично
поднялись на борьбу за возвращение всех остальных помещений Храма.
Прихожане поняли, что без решительных действий с их стороны ситуация
вряд ли изменится. 7 марта, после общей молитвы о возвращении Храма, они
поднялись на четвертый этаж и стали выносить хранившуюся там рухлядь. В
это время другие прихожане разобрали стену на первом этаже, отделявшую
Приход от «Мосспецпромпроекта». 8 марта, прихожане продолжили
освобождение помещений Храма. Однако вмешалась милиция и ОМОН: люди были
изгнаны из Храма, при этом многие получили телесные повреждения, была
сильно избита монахиня, арестованы священник и семинарист.

Алтарь Пресвятой Богородицы

После этих событий, 9 мая 1995 года
архиепископ Тадеуш Кондрусевич был вынужден обратиться с открытым
письмом к президенту России Б.Н. Ельцину по поводу ситуации вокруг
Храма. В результате мэр Москвы Ю.М. Лужков подписал постановление о
переводе «Мосспецпромпроекта» в новое помещение и передаче Храма
верующим к концу 1995 г.

Вид сбоку

Наконец, 13 января 1996 года объединение
«Мосспецпромпроект» выехало из здания Храма. А 2 февраля приход
Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии получил документы на бессрочное
пользование зданием.

Сразу после возврата Храма католикам,
начались реставрационные работы, основную часть которых взяли на себя
архиепископ, настоятель, а также о. Казимир Шиделко, директор Детского
приюта им.Иоана Боско и многие другие. Окончанием реставрации с сентября
1998 года руководил о. Анджей Стецкевич.

Скульптура внутри храма

Благодаря пожертвованиям
благотворительных организаций Польши, Германии и католиков многих других
стран мира, а также молитвам и бескорыстной помощи прихожан, Храм вновь
приобрел свою первозданную красоту.

12 декабря 1999 года Государственный
секретарь Ватикана, Легат Папы Иоанна Павла II, кардинал Анджело Содано
торжественно освятил отреставрированный Храм, который с тех пор является
Кафедральным Собором Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Оргàн...

В 2005 году в соборе был установлен новый
орган, подаренный лютеранским собором «Basler Munster» швейцарского
города Базель. Этот орган фирмы «Kuhn» - относится к числу самых больших
органов в России (74 регистра, 4 мануала, 5563 трубы) и позволяет
стилистически безупречно исполнять органную музыку различных эпох.

16 января 2005 г. состоялась
торжественная месса с освящением соборного органа под предстоятельством
митрополита архиепископа Тадеуша Кондрусевича, инаугурация органа и
открытие Первого международного фестиваля христианской музыки «Музыка
соборов мира», в рамках которого на новом органе выступили органисты
самых известных храмов мира.

Текст составлен по материалам официального сайта собора

Вконтакте

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского (кроме двух храмов в Москве существует также католическая часовня святой Ольги).

При соборе есть библиотека и церковная лавка, редакция российского католического журнала «Католический вестник - Свет Евангелия», офис регионального отделения «Каритас» и благотворительный фонд «Искусство добра».

С 2009 года в стенах собора проходит образовательный курс Западноевропейская духовная музыка, дающий российским музыкантам знания и навыки в области григорианского хорала и органной импровизации.

Ryndman , CC BY-SA 3.0

История

В 1894 году совет Римско-католической церкви свв. Петра и Павла в Милютинском переулке обратился к московскому губернатору с просьбой разрешить строительство третьего католического храма ввиду роста католической общины Москвы. Разрешение было получено при условии строительства вдалеке от центра города и особо почитаемых православных храмов, без башен и наружных изваяний. Неоготический проект Ф. О. Богдановича-Дворжецкого, рассчитанный на 5000 молящихся, был утверждён, несмотря на несоблюдение последнего условия.

Участок для строительства был приобретён на Малой Грузинской улице, поскольку в этом районе проживало большое число католиков польской национальности, работавших на Московско-Смоленской железной дороге. Основной объём храма был построен в 1901-1911 годах. Деньги на строительство были собраны польской общиной, численность которой в Москве в конце XIX века достигала 30 тысяч человек, и католиками других национальностей по всей России. Ограда собора сооружена в 1911 году по проекту архитектора Л. Ф. Даукша.

Храм в неоготическом стиле, получивший название филиальной церкви Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, был освящен 21 декабря 1911 года.

Строительство храма обошлось в 300 тысяч рублей золотом, дополнительные суммы были собраны в 1911-1917 годах на отделку и приобретение церковных принадлежностей. Отделочные работы внутри храма продолжались до 1917 года.

В 1919 г. филиальная церковь была превращена в полноценный приход. Его настоятелем стал 34-летний священник о. Михал Цакуль (1885-1937).

В 1938 году храм был закрыт, церковное имущество разграблено, а внутри было организовано общежитие. Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башенок и шпилей. В 1956 году в храме расположился НИИ «Мосспецпромпроект». Была произведена перепланировка здания, полностью изменившая интерьер церкви, в частности, основной объём внутреннего пространства был поделён на 4 этажа. В 1976 году был разработан проект реставрации здания, где предполагалось разместить зал органной музыки, но этот проект так и не был реализован.


Artur Kamalin , CC BY-SA 3.0

В 1989 г. культурная ассоциация «Дом Польский», объединяющая московских поляков, поставила вопрос о необходимости возвращения здания храма его естественному владельцу - Католической Церкви. В январе 1990 г. группой московских католиков был образован польский католический приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. 8 декабря 1990 года, по случаю праздника Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, о. Тадеуш Пикус (ныне епископ) с разрешения властей впервые после 60-летнего перерыва отслужил мессу на ступенях собора. На этой первой службе присутствовало несколько сот человек. Постоянные богослужения возле храма стали проводиться с 7 июня 1991 года.

В 1996 году, после длительного скандального выселения НИИ «Мосспецпромпроект», храм был передан Католической Церкви. На протяжении нескольких лет в храме были проведены масштабные реставрационные и восстановительные работы и 12 декабря 1999 года Государственный секретарь Ватикана кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный Кафедральный собор.

В марте 2002 года московский кафедральный собор принял участие в совместной молитве Розария с папой Иоанном Павлом II и католиками нескольких европейских городов, организованной посредством телемоста.

12 декабря 2009 года в кафедральном соборе торжественно отмечалось десятилетие его повторного освящения, а 24 сентября 2011 года - столетие собора.

Архитектура

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - неоготическая трехнефная крестовидная псевдобазилика. По различным свидетельствам считается, что для архитектора прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстерском аббатстве, а прообразом купола - купол кафедрального собора в Милане. После восстановления собор имеет некоторые отличия от своего первоначального вида до закрытия в 1938 году, как собственно и до 1938 года он имел отличия от проекта 1895 года.

На шпиле центральной башенки установлен крест, на шпилях боковых башенок - гербы папы Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича. В нартексе (притворе) собора находится скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым. Над чашами с освящённой водой, у входа из нартекса в неф, слева в стену вмурован кирпич из Латеранской Базилики, а справа - медаль юбилейного 2000-го года.

В центральном нефе два сектора скамеек, разделенных проходом. В начале каждого бокового нефа установлены исповедальни - конфессионалы. В конце левого нефа - часовня Божьего Милосердия, в которой установлена дарохранительница и алтарь Святых Даров. Оба боковых нефа отделены от главного нефа колоннадами, по 2 полуколонны и по 5 колонн в каждой колоннаде. Потолки главного и боковых нефов состоят из крестовых сводов, которые образованы диагональными арками. Боковые продольные нефы собора имеют по пять колонн-контрфорсов каждый. 10 основных контрфорсов на которые опирается главный объём храма, по древним канонам храмового зодчества символизируют 10 заповедей.

Стрельчатые оконные проёмы украшены витражами. Под оконными проёмами, на внутренних поверхностях стен, находятся 14 барельефов - 14 «стояний» Крестного пути.

За первой стрельчатой аркой потолка, между первой парой полуколонн, над помещением нартекса находятся хоры. Со времён Контрреформации, то есть с середины XVI века, хоры располагаются в задней части нефа, таким же образом расположены хоры и в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. По первоначальному проекту хоры должны были вмещать 50 человек певчих, но кроме самого хора на хорах был установлен орган.

Трансепт придаёт зданию собора в плане форму креста. Это схема в которой изображение Христа на кресте наложено на план типичной церкви. В данном случае голова Христа - это пресвитерий с расположенным в нём алтарём, туловище и ноги заполняют неф, а раскинутые руки превращаются в трансепт. Таким образом, мы видим буквальное воплощение идеи о том, что Церковь представляет Тело Христово. Подобная планировка называется крестообразной.

Алтарь

В пресвитерии собора находится самый важный элемент храма - алтарь, облицованный темно-зелёным мрамором, - место где приносится Евхаристическая Жертва. В алтарь помещены частицы мощей святого апостола Андрея, святого Зенона, покровителя Вероны, святого Григория Нисского, святого Григория Назианского, святых Космы и Дамиана, святой Анастасии, девы и мученицы, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии - дар Веронской епархии. На алтаре - изображение букв альфа и омега, первой и последней букв греческого алфавита, символ начала и конца, восходящий к тексту из Откровения Иоанна Богослова «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь» (Отк. 1:8). Справа от алтаря располагается амвон. Амвон собора так же как и главный алтарь, облицован темно-зелёным мрамором.

В задней части пресвитерия находится ещё одно возвышение из трёх ступеней, примыкающее к стене апсиды храма. Эта часть называется деамбулаторием. Здесь расположена епископская кафедра и места для духовенства.

Пресвитерий собора отделён деревянными резными перегородками от часовни Божьего Милосердия с алтарём Св. Даров и от преддверия сакристии. В пресвитерии, на стене апсиды - Распятие. Высота Распятия в соборе составляет 9 метров, фигуры Христа на кресте - 3 метра. По обе стороны от Распятия установлены 2 гипсовых фигуры - Матери Божьей и Евангелиста Иоанна. Обе скульптуры выполнены подмосковным скульптором С. Ф. Захлебиным.

В левой боковой части фасада, прямо за стрельчатой аркадой, расположено пять колоколов, изготовленных на знаменитой польской фабрике Фельчинских в Перемышле и подаренных Тарновским епископом Виктором Скворцом. Самый большой из колоколов весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные, в порядке убывания, называются: «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей» (в честь небесного покровителя архиепископа Тадеуша Кондрусевича), «Юбилей-2000» и «Святой Виктор» (в честь небесного покровителя епископа Скворца). Колокола приводятся в движение при помощи специальной электронной автоматики.

До закрытия собора в 1938 году

До закрытия собора в 1938 году алтарь собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве представлял собой трёхшпилевую готическую конструкцию с Престолом, которая возвышалась почти до потолка апсиды, в которой располагалась дарохранительница со Святыми Дарами. В пресвитерии стояли пальмы, а сам пресвитерий был отгорожен от нефа специальной оградой - балюстрадой.

В боковых нефах собора также стояли скамьи, так как боковые нефы, поначалу, служили как отдельные молитвенные помещения для мужчин и женщин - левый неф предназначался для женщин, правый для мужчин.

Субботний день экскурсии, мягко говоря, не благопориятствовал. Весь день моросил холодный дождик, солнца не было, темнеть начало рано. Поэтому, когда я подходил к ограде католического храма, я уже точно знал, что много народу не будет, но надеялся, что придет хоть кто-то. У ограды уже ошивался один смутно знакомый мне кемеровчанин - кажется, Захар Любов. Или Рахим, как его почему-то называют тут священники... Так как было ужасно холодно, а я был с упругой и дочкой - мы зашли внутрь. Тут же у меня два раза подряд зазвонил телефон. Сначала это был известный вам МихаТ, а потом - Рубин-хазрат. Я вышел, мы немного постояли в ограде храма. Через пару минут подошли Никита Голованов и еще незнакомые мне немолодые мужчина и женщина. Потом, в середине экскурсии, присоединилась еще одна дама. И это все. Как я и говорил отцу Андрею, с десяток не набралось.

Отец Андрей меня заранее предупредил, что не сможет провести нас по храму. И предупредил отца Павла - мол, придут тут такие, вопросы задавать будут... Отец Павел сначала был немного растерян, потому что, кажется, не совсем понимал, зачем мы приперлись. Но потом общение наладилось.

Как я уже писал раньше, отец Павел - поляк. По-русски говорит очень хорошо, хотя и с некоторым акцентом. Больше я о нем лично ничего не знаю.

Мы сели на скамеечки, отец Павел спросил, все ли мы верующие, на что я тактично промолчал. Потом он спросил, все ли тут православные, на что тактично промолчал уже Рубин-хазрат. А я выдал свою жену: она у меня, представьте себе, в глухом и диком молдавском селе была крещена как раз таки в католичестве. Этому обстоятельству отец Павел так обрадовался, что сразу стало ясно: нечасто, очень нечасто им тут приходится встречать католиков с детства.

На самые простые вопросы типа "А это что такое?" отец Павел отвечал очень подробно, начиная от сотворения мира. Мне было интересно, но Сонька откровенно засыпала, что и понятно. Я все его слова, конечно, пересказывать не буду. Проведу вам с помощью фотограмм краткий ликбез, чтобы, если судьба занесет вас под готические своды, вы не опростоволосились и понимали, что и где происходит.

Итак.


Начем с главного. Это (в красном овале) алтарь. Алтарь это центр храма во всех смыслах - от духовного до архитектурного.
Алтарь - это не христианское изобретение. За тысячи лет до Авраама и его потомков люди молились самым разным богам и приносили им жертвы - пищу, цветы, животных и даже людей, смотря по обстоятельствам. Жертва приносилась в особом месте - святилище. И чаще всего на особом сооружении - жертвеннике. Еще со времен палеолита жертвенник было принято устраивать из камней или даже из одного большого плоского камня. В разных культурах жертва либо приносилась на жертвенный камень в уже готовом виде, либо готовилась прямо на нем (барашков рэзали, например, или голубей, кур, человеков, опять же...). А потом или оставлялась или, чаще, сжигалась.
Современный христианский алтарь - это прямой потомок языческих жертвенников по своему смыслу, устройству и предназначению. Единственная разница: на нем не люди приносят жертвы Богу, а Бог однажды вечером в четверг, за ужином, поднес себя людям в виде хлеба и вина. С тех пор на алтаре подготавливаются Святые Дары - Тело и Кровь Христовы - и рядом с алтарем совершается таинство Святого Причастия (Евхаристии).
Я наивно полагал, что существует некий канон в отношении формы алтаря, материала, украшений. Оказалось, нет. Функционально, это самый обычный стол. И любой стол может быть использован в качестве алтаря, что и просиходит регулярно, когда церковные обряды совершаются в неподготовленном для этого помещении. Алтарь может быть любого размера и формы, даже круглым, хотя отец Павел признался, что круглых ему видеть не приходилось.
Бывают также легкие переносные алтари.
Еще важно: вам может показаться, что в православном храме алтаря нет. Это не так. Просто там, где мы на фото католического храма видим ведущие к алтарю ступени - в православном храме стоит стена: иконостас. А там, за этой стеной, скрытый от глаз верующих, стоит, по сути, такой же алтарь, на котором так же готовятся к Причастию вино и хлеб.


За алтарем находятся Святые Дары. Собственно, это специальный пресный хлеб - в виде маленьких плоских лепешек, вино и освященная вода. Они стоят в нише под большим распятием и закрываются квадратной дверцей, которую вы видите на фото. Сама дверца квадратная, а на ней изображена золотая евхаристическая чаша - но это просто украшательство. Дверца может быть любых размеров и формы, украшенная или нет. Это совершенно не важно. Главное: Святые Дары всегда находятся у алтаря, они всегда (кроме нескольких минут во время богослужения) скрыты от глаз, и возле них всегда горит огонь - например, маленькая красная лампадка, которую вы видите справа от квадратной дверцы. А почему в кемеровском католическом храме дверца именно квадратная? Художник так видит!


Рядом с алтарем стоит вот такая узнаваемая штука, которую по-русски обычно называют кафедрой, но в церкви она называется "амвон" (от др. греч. "возвышение"), а кафедрой тут называют совсем другое. Изначально, амвон - это место, с которого учитель произносит слова учения, обращенные к ученикам. Любой учитель. Амвон, опять же, штука дохристианская. В церкви же - католической и православной - с амвона священник читает Святое Писание или проповедь. Разница в том, что у православных эти штуки чаще легкие и переносные, а у католиков более основательные. Амвон вполне может быть микрофонизирован, как мы видим. Интересно, что в православных храмах я пока микрофонов не видел.


А вот готичные стулья за амвоном - это и есть кафедра. Собственно, по-древнегречески "кафедра" и означает просто "стул". Во время службы на эти стулья-кафедру садится священник и те, кто ему помогает вести богослужение. Если храм посещает епископ или кардинал, то он занимает всегда самый высокий стул. В католичестве есть еще понятие "экс кафедра" - что-то вроде обращения высокого церквого начальства к народу.


Самое первое, что бросается в глаза православным, попавшим в католический храм - ряды скамеек. Они нужны не просто для того, чтобы ноги не уставали. На классической церковной скамейке сидеть, честно говоря, не намного удобнее, чем стоять. Дело в том, что положение сидя у католиком рассматривается как поза учения и послушания. Ученики всегда сидят перед учителем во время урока. Вот и верующие, пришедшие внимать слову Божьему, садятся. Впрочем, положения иногда меняются. Во время собственно молитвы верующие в католическом храме встают ("стоя" - это общепризнанная в христианстве молитвенное поза, основная в православии), иногда - опускаются на колени. Для колен - вон та узкая приступка внизу. Ну, просто чтобы не на пол опускаться.


Мраморная чаша, напомнившая мне фонтанчик в мечети, это купель. В нее наливают воду, освящают ее, а потом крестят младенцев. Как я понял со слов отца Павла, крещение младенцев в кемеровском католическом храме - событие редкое. Чаша стоит пустой.
У входа в храм, справа от двери, стоит похожая чаша поменьше. Она всегда полная. Входя в церковь, каждый верующий опускает в нее пальцы и потом крестится. Католики как-то связывают этот ритуал с расступающимися водами Иордана из истории еврейского исхода, но я, честно говоря, особой связи не уловил.


Икона на стене - встречается, оказывается, в католических храмах довольно часто. Причем, именно эта икона, а точнее, ее копии.
У нее долгая история. Она выполнена в восточно-церковном стиле и поэтому легко опознаваема православными. оригинал иконы долгое время находился в одном из католических храмов Европы, который потом был разрушен и икона считалась утерянной. Затем она была чудесным образом найдена, попала в руки Папы Римского и он, в середине 19 века, передал ее ордену монахов-редемптористов со словами "Сделайте так, чтобы ее узнали во всем мире". С тех пор монахи стараются. Хотя в остальном, конечно, иконы для католичества не характерны.


Ступеньки, ведущие к алтарю, амвону, кафедре, купели и Святым Дарам - отделяют основное помещение храма от "пресвитория". Раньше эта часть храма была доступна только священникам. Но после Второго Ватиканского Собора в 1962 году в пресвиторий разрешено входить мирянам, помогающим в богослужении и даже женщинам. С тех пор прихожане участвуют в богослужении уже не только как воспринимающая сторона, но, например, читают и поют с амвона вместо священника.
А дырки в ступеньках - это часть системы вентиляции этого конкретного храма. Вентиляция была задумана принудительной, но на необходимое оборудование денег не нашлось. Поэтому отверствия в настоящее время бессмысленны.


Это вид на молельный зал с балкончика, который тянется по противоположной от алтаря стене. На этом балконе стоят певчие - приходской хор. Всего певчих бывает человек десять-пятнадцать, что мало для храма, но приход небольшой и больше взять негде.


Тряпочкой накрыт маленький недорогой синтезатор. Настоящий орган - слишком дорогая и сложная штука для кемеровской церкви. Впрочем, для нетребовательных верующих звуки у инструмента вполне органные.


На балконе на отца Павла напал Никита Голованов с вопросами о том, как совмещается человеческая свобода и всеведение Господа...


Отец Павел отбивался как мог а Мог был крепким парнем...


Я предложил Никите прийти на следующий день со мной в группу катехизиса и позадавать вопросы, но он, конечно, не пришел. А зря. Меня там чуть не съели в воскресенье.


С балкона мы спустились в подвал. Там стоял, например, Священный Теннисный Стол Раскладной.


Здесь же находится приходской офис с обычной офисной мебелью и оргтехникой.


На каждой двери в храме, даже на дверях служебных помещений, вот такие буквы. Они имеют глубокий смысл, восходящий к ветхозаветной истории евреев, и обновляются каждый год при освящении помещения.


На стенах в храме висят картинки, нарисованные верующими - более или менее взрослыми. Картинки изображают сцены из церковной жизни или из Святого Писания.


Это главный стол храма. Ну, просто, самый большой стол. Он стоит в подвале, за ним проводятся собрания, а по вечерам и праздникам - общие трапезы. Так что этот зал еще и монастырская трапезная. Часть здания храма, где расположены жилые помещения для священнико в и монахинь - это настоящий монастырь. Постороним в монастырь вход закрыт.


Это уже известный вам зал, где иногда прихожане пытаются распять и съесть любопытствующих о церковной жизни кемеровских блогеров...


Портреты на стене - это руководители ордена редемптористов. Первый в ряду - основатель: неаполитанец Альфонс де Лигуори. Портреты не подписаны, потому что, как сказал отец Павел: "Это наша семья, вы ведь не подписываете имена на фотографиях в семейном альбоме".


Это герб ордена. Как видим, на нем глаз, который глупые юные кемеровчанки иногда считают знаком масонской ложи:)


В подвале стоит самодельный макет храма из картона. На нем детям объясняют, что к чему и для чего в церкви.


Нужные книги всегда должны быть под рукой у прихожан.


Кухня, на которой готовятся монастырские трапезы и праздничный угощения. Тесная и маленькая. Хотя, как видите, есть все, что нужно.


И, наконец, помещение, которое я до этого дня видел только в голливудских фильмах - исповедальня. Она скрыта за двумя дверьми в стене храма, сразу налево от входа.


Исповедальня разделена на два помещения. Одно - для священника, с двумя дверями. Это нужно, чтобы на входе-выходе священник не сталкивался с исповедуемым.


Второе - только с одной дверью и такой вот табуреткой. Сюда садится исповедуемый.


Два помещения исповедальни разделяет решетчатая перегородка. В принципе, как нам объяснили, перегородка может быть любой - стеклянной, матерчатой, металлической. Но обычно она выглядит именно так, как на фото. Решетка символизирует тюрьму, в которую себя помещает человек, потакая своим грехам.
Интересно, что в католичестве исповедь и причастие не связаны так жестко, как в православии. Кто не знает, в православной церкви вам будет дозволено причаститься только после исповеди. В католической можно исповедоваться и причащаться отдельно, вне всякой последовательности.


А это уже не в храме, конечно:) На автобусной остановке. Все-таки, как богат нынче рынок духовных услух. Каких только видов спасения и умиротворения не предлагают. А у кого-то душа требует плохой поэзии с грамматическими ошибками...

Кто не пришел на экскурсию - зря. Хотя, храм открыт всегда, и вы можете посетить его в любой день. Тем более, вы теперь знаете в общих чертах, как он устроен.

Пока люди праздновали: остатки Нового года, день рождения Толкина, Рождество по юлианскому календарю - я писала-писала статью. Про устройство католического храма. Как-то раз, копаясь в турсайтах, встретила описание милой Сеговии, автор обзора сказанул, что кафедральный собор тамошний достаточно осмотреть снаружи - внутри там и нет ничего. Босюсь, я минут пять предавалась фантазиям о том, что в голове у данного автора и почему так получилось. Чтомы видеть, нужно смотреть, чтобы видеть, нужно понимать и быть готовым открыть для себя что-то новое. Людям, готовым это сделать, неважно, верующие они или нет и какой конфесии, и адресуется эта статья.

Собственно, перед вами черновик статьи - без картинок и не полностью отредактированный. Но мне захотелось похвастаться и получить от вас, френды, обратной реакции, каких-то замечаний и вопросов. В полностью готовом виде статья появится на моем (совместным с организацией Una Voce) свеженьком сайте для паломников и путешественников. Кстати, на сайте будут помещаться материалы не только авторства меня и друзей и родственников кролика, а кого угодно, лишь бы по теме. Так что - вэлком к сотрудничеству!

Католический храм

Каждое сооружение, созданное руками человека, имеет свое предназначение, свои функции. Странен и никому не нужен жилой дом, в котором невозможно жить, концертный зал, в котором нельзя проводить концерты. Возможно, с течением времени здание перестанет использоваться по своему назначению, но сама его конструкция подскажет нам, для чего же все-таки оно было построено. Вся архитектура здания указывает на его назначение, его детали призваны направлять внимание и мысль заходящего на определенные вещи. Ни одна деталь в здании не является случайной, все подчинено единому замыслу и цели.

Все вышесказанное относится и к католическим храмам. Часто можно услышать или самим задаться вопросами об отличительных элементах традиционной католической архитектуры и церковного убранства. Зачем нужна алтарная преграда? Зачем - статуи? Зачем - скамеечки для коленопреклонения? Зачем - колокола и колокольни? И что все это значит? Ответив на эти вопросы, мы получим более полное представление не только об устройстве храма, но и о символах и обрядах католичества, а главное – о внутренней сути католической веры.

Несмотря на различие архитектурных стилей, храмы в своей основе имеют нечто общее, ведь назначение этих зданий за две тысячи лет не изменилось. Итак, для чего же строились и строятся храмы? Прежде всего – для совершения богослужений, литургических служб. Ни один католический храм не строится так, чтобы в нем нельзя было проводить службы. Все остальные функции храма важны, но вторичны по отношению ко главной и подчинены ей. Следовательно, самое важное место храма – алтарь, на котором совершаются мессы. Вся архитектура храма всегда, за крайне редкими исключениями, устроена так, чтобы выделить, подчеркнуть важность алтаря, и, соответственно, совершаемого на нем действа. Подробнее об алтаре мы расскажем чуть позже.

Другая важная функция храмов – быть «проповедью в камне» о деяниях Христа и Его Церкви, быть зримым воплощением христианской веры. Именно этому служит убранство храма, его статуи, росписи и витражи. Устремленность к Богу всей Церкви, местной общины и каждого конкретного человека выражается, прежде всего, в вертикальном характере храмового строения. Это означает, что вертикальные элементы преобладают над горизонтальными. Здание в целом или его элементы по крайней мере зрительно кажутся выше, чем длиннее. Если храм невозможно сделать слишком высоким, добавляются архитектурные элементы, делающие его высоким зрительно.

Так как часто над храмом и его частями трудились лучшие мастера, то он представляет и немалую художественную ценность. Как мы уже говорили, храм учит и евангелизирует. Это достигается не только благодаря его форме и предназначению, но и посредством произведений изобразительного искусства. Церковное искусство рассказывает библейские истории, говорит о Христе, о святых и о самой Церкви. Оно - неотъемлемый компонент католического культа, поскольку христианская вера основана на Воплощении Слова: Слово (Бог) стало плотью - Он принял телесную человеческую природу.

Дом Божий непосредственно связан с Небесным Иерусалимом, с общением святых и ангелов. Здесь красота создает условия, поднимающие душу человека от мирского и преходящего, чтобы ввести ее в согласие с небесным и вечным. Архитектор Адамс Крэм - наверно, величайший из церковных зодчих конца XIX столетия - писал, что "искусство было, и всегда пребудет, величайшим средством духовного впечатления, которым может обладать Церковь". По этой причине, добавляет он, искусство - величайшее выражение религиозных истин.
Религиозное изобразительное искусство затрагивает - или должно затрагивать - все части церковного здания, как снаружи, так и внутри. Священное искусство принимает множество форм. В западной церковной архитектуре это, прежде всего, статуи, рельефы, картины, фрески, мозаики, иконы и витражи. Не вдаваясь в долгие рассуждения, можно сказать, что Церковь обладает огромной сокровищницей священного искусства и чудесной традицией, которой может следовать.

Удачные произведения церковного искусства подчеркивают архитектуру и литургию и привлекают наш разум к Богу своей красотой и смыслом. Священное искусство не заключается в самом себе, цель его – не внутри него самого, но вовне. Оно служит чему-то иному, и своей красотой славит Небеса, а не себя самое. Религиозное искусство следует воспринимать, имея в виду его главную задачу, а не просто как совокупность художественных приемов.

Все остальные функции храма – вторичны по отношению к этим двум главнейшим. И, хотя в разные времена на храмы налагались дополнительные функции – например, как на место паломничества, или ввиду постройки органа, что вносило в архитектуру храма определенные изменения, - основной план здания остается неизменным. Чтобы понять храм, нужно все время иметь в виду его основное назначение.

Давайте подойдем к храму и осмотрим его. Для полного впечатления к храму лучше подходить пешком, пройти хотя бы полквартала, чтобы храм открылся в городском пейзаже. Обычно перед входом в храм находится площадь – она предназначена не только для выделения храма как архитектурного сооружения, но и для собрания народа. На площади перед собором святого Петра в Риме многочисленные верующие собираются послушать Папу Римского и получить его благословение. Многие площади спроектированы знаменитыми архитекторами и достойны осмотра. На площадях часто помещаются дворцы епископов, ратуши, общественные и административные здания. Площадь – связующее звено между городом и храмом, и осмотр храма нужно начинать именно с нее.

Еще мы бы советовали прежде, чем заходить в храм или начинать фотосъёмку, остановиться на минуту, сосредоточиться, убрать все лишнее из мыслей, чтобы должным образом воспринимать увиденное. Верующим людям хорошо бы прочесть молитву, а неверующим – минутку помолчать и настроиться.

Приближаясь к храму (пешком или на машине), еще до того, как нашему взору предстанет все здание или хотя бы его фронтон, мы, скорее всего, видим колокольню. Это один из главных вертикальных элементов, привлекающих наш внимание к церкви как визуально (ее видно издалека), так и звоном колоколов, служащих как тому, чтобы отмечать время, так и для призыва к молитве или богослужению.

Появление церковных колоколов датируется по меньшей мере VIII в., когда они были упомянуты в писаниях Папы Стефана III. Их звон не только призывал мирян в церковь на Мессу (эта функция до сих пор сохраняется - или, по меньшей мере, должна сохраняться), но и, в монастырях, поднимал монахов на чтение ночной молитвы - заутрени. К Средним векам каждая церковь была оборудована по меньшей мере одним колоколом, а колокольня стала важной чертой церковной архитектуры.

В южной Европе, особенно в Италии, колокольни часто возводились отдельно от самой церкви (ярким примером служит знаменитая наклонная башня в Пизе, построенная в XII в.). На севере же, как и - впоследствии - в Северной Америке они чаще становились составной частью церковного здания. Во многих храмах можно войти на колокольню, но только не во время звучания колоколов, конечно.

Колокольня – это одна из разновидностей церковных башен, придающих зданию храма неповторимый вид. Церковные башни (в современном смысле слова) впервые появились в начале Средневековья, возводясь в аббатствах и кафедральных соборах, выстроенных в романском стиле. С годами они обрели многочисленные варианты и типы, вздымаясь высоко в небеса и став заметными с больших расстояний. Согласно религиозной теории, самое высокое место церковного здания символизирует Бога на Небесах, и слово «башня» иногда используется как символическое обозначение самого Господа Бога. Церковные башни являются настолько характерным элементом храма, что можно смело относить все постройки с башнями к религиозным зданиям, даже если они уже успели сменить свое назначение, как, например, Национальный дворец в Марфе (Португалия).

Поскольку башни не являются обязательным элементом богослужения, а стоят дорого, то их строительство часто откладывалось. В результате многие башни так и не были завершены, а другие, хоть и увенчаны шпилями, выглядят совсем иначе, чем были задуманы, и это заметно. Постройка башни обходилась общине или сеньору в копеечку, потому наличие башни говорит о том важном месте, какое занимала церковь в глазах общества. По виду башен можно определить иерархию церквей, более важные церкви имеют более высокие и сложные башни. Нет четкого правила о расположении башен, потому они могут быть где угодно – спереди ли сзади храма, сбоку или же посередине, над средокрестием.

Еще один выдающийся элемент церкви - это купол или шпиль, увенчанный крестом. Купол - круглый или, реже, овальный - стал популярен на Западе во времена Возрождения. Он оказывает большое влияние как на внешний, так и на внутренний вид храма. В интерьере он способствует ощущению вертикальности и запредельности (символизируя небесное царство) как своей высотой, так и тем, как именно сквозь окна в нем лучи света проникают в помещение. Снаружи же купол и шпиль визуально позволяют определить здание как церковь, выделив его из городского или сельского пейзажа. В старых европейских городах, если есть время и желание, можно неплохо ознакомиться с местными храмами, находя их только по крестам на шпилях и колокольнях.

Снаружи храма также могут быть видны и другие архитектурные элементы. Пилястры – вертикальные выступы стен, напоминающие колонны. Они служат для утолщения стен, чтобы те смогли выдержать вес свода. Обычно они «подпирают» потолочные балки, подчеркивая логическую взаимосвязь разных частей здания. Пинакли наверху добавляют прочности, создавая дополнительную силу, направленную вниз.

Когда мы подходим ближе, то видим фасад, то есть переднюю стену здания. Как лицо создает образ человека, так же и фасад создает образ здания. Часто именно он запоминается больше всего. Нередко фасад включает в себя колокольню или другие башни, статуи или более простые скульптуры, окна и, наконец, главную входную дверь. В условиях городской застройки, когда над церковью могут нависать другие здания, фасад принимает на себя дополнительную задачу - храм определяется уже по нему. В больших соборах имеется несколько фасадов, имеющих собственные имена. Например, три фасада храма Святого Семейства в Барселоне (Испания) называются фасад Рождества, Страстей и фасад Славы, символизирующие, соответственно, три важнейших события в жизни Христа и всего христианского мира и оформленные надлежащим образом.

Фасад и ведущие ко входу ступени – второй, после площади, пункт перехода от профанного (внешнего мира) к священному (интерьеру церкви). Часто именно фасад имеет больше всего возможностей для евангелизации, научения и катехизации, поскольку включает в себя произведения искусства, названного "слугой религии". Церковный фасад подобен тексту на обложке книги: его вид вкратце рассказывает о том, что мы найдем внутри. Основной фасад, часто расположенный ассоциируется с триумфальным входом в Небесный град. Архитекторы сосредотачивали у входа богатые фигурные украшения и надписи.

Обычно католические храмы обращены главным входом на запад, а алтарной частью – на восток. Однако бывают и исключения, обусловленные причинами не богослужебного характера. Такой причиной может быть необходимость вписать церковь в городскую застройку. Например, знаменитый собор святого Петра в Риме обращен алтарем на запад, потому что стоит на холме к западу от города, и правильная ориентировка здания была бы неудобна для входящих.

Одна из частей церковного фасада, лучше всего известная широкой публике, это розетка - большое круглое окно, располагающееся обычно над центральным входом. Полоски витражного стекла, лучами расходящиеся от центра, уподобляются лепесткам распустившейся розы. Есть и другие типы круглых окон, украшающих фасады западных церквей, но все они своим происхождением обязаны круглому отверстию, имеющемуся в классических зданиях Древнего Рима, таких, как Пантеон - оно называлось oculus ("око").

Фасад, конечно же, не имел бы смысла, не будь в нем дверей, ведущих внутрь церкви. Двери эти - или, как их иногда называют, порталы - имеют большую важность, поскольку в буквальном смысле являются Вратами Неба (Porta Coeli), вратами Дома Божьего (Domus Dei). Главный вход в церковь, символизирующий Христа, Который сказал «Я есмь дверь», означает не только вход в здание, а и вступление в христианскую общину и все с этим связанное.

Уже в XI столетии украшение порталов (ниш, в которых располагаются дверные створки) статуями и рельефами стало важной чертой церковной архитектуры. Сцены из Ветхого Завета и из жизни Христа обычно изображаются над входом в церковь в треугольниках, называющихся тимпанами. Порталы должны одновременно вдохновлять и звать. Они привлекают сердца к Богу, а тела - в церковь. Лучше всего известны средневековые порталы, украшенные изображениями неба и земли, однако любая церковная дверь – потенциальный символ стремления человека к Небесам.

Сами двери храма также могут быть украшены различными сценами и символическими фигурами.

Третий и последний переходный пункт на пути из внешнего мира в интерьер церкви это нартекс, или притвор. Он служит двум основным задачам. Во-первых, нартекс используется в качестве вестибюля - здесь можно отряхнуть снег с ботинок, снять шапку или сложить зонтик. Во-вторых, в нартексе собираются процессии. Поэтому его называют еще "галилеей", так как процессия из нартекса к алтарю символизирует путь Христа из Галилеи в Иерусалим, где Его ждало распятие.

Внутреннее помещение храма традиционно делится на три смысловые части. Вышеупомянутый нартекс символизирует переход от светского мира к миру Божественного, неф означает Новый сад возрожденной земли, и алтарь и пространство вокруг него – преддверие Небес.

Существует знаменитая и весьма ценная схема, в которой изображение Христа наложено на план типичной церкви-базилики. Голова Христа это пресвитерий, раскинутые в стороны руки превращаются в трансепты, а туловище и ноги заполняют неф. Таким образом, мы видим буквальное воплощение идеи о церкви, представляющей Тело Христово. Не случайно очертания этого плана напоминают распятие. Подобная планировка называется крестообразной, напоминающей распятие Иисуса на кресте.

Термин базилика означает буквально "царский дом" - вполне подходящее название для дома Божия, поскольку мы понимаем Иисуса как Христа-Вседержителя, Царя царей. На планировке базилики основывалась бóльшая часть церковной архитектуры последних 1700 лет. Церковь, построенная по этому образцу, вписывается в прямоугольник с соотношением сторон два к одному. Вдоль всей ее длины обычно тянутся два ряда колонн, отделяющих боковые приделы от центрального нефа. Бывают храмы, даже и древние, иной планировки – например, круглой, или сложной формы, как Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

В строгом смысле слова базиликой называют храм с нечетным количеством нефов (проходов к алтарю), это базилика архитектурная. В католической церкви базиликой также называется особый статус храма, присвоенный ему Папой Римским.

Если планировка церкви веерообразная, или представляет вписанные друг в друга геометрические фигуры – значит, эта церковь построена почти наверняка в XX веке.

Пройдя сквозь нартекс, мы оказываемся в основном помещении церкви, которое именуется нефом - от латинского navis, "корабль" (отсюда же - "навигация"). Обычно неф является самой большой частью церкви, местом, где, между входом и алтарем, расположены скамьи для участвующих в богослужении прихожан. Длинные кровельные балки нефа часто сравнивают с корпусом судна. И саму церковь издавна сравнивают с ковчегом, позволяющим странником безопасно достичь цели своего путешествия – Царствия Небесного. Неф служит защитой от мирского греха и одновременно дорогой, ведущей на Небеса.

Неф почти всегда разделен на два или четыре сектора скамей расположенным по его центру проходом, ведущим к пресвитерию и алтарю. В больших церквях с боков его ограничивают дополнительные проходы. Нефы могут иметь разную высоту и отделяются друг от друга рядами колонн. Галереи сверху могут иметь разное назначение – быть хорами для певцов или же, как в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура (Рим) служить местом для женщин, которые во времена постройки церкви молились отдельно от мужчин. Галерея в Эксетерском соборе (Англия) предназначалась для музыкантов и певцов украшена изображениями играющих на музыкальных инструментов ангелов.

В высоких церквях неф, тоже высокий, может состоять из нескольких элементов, как бы из нескольких этажей. Например, снизу идут пролеты из групп колонн, выше располагается галерея, а еще выше – витражные окна. Высокие здания дают дополнительную возможность «проповеди в камне» и подчеркивают стремление верующего вознестись ввысь, к Господу.

Поперечные нефы, пересекающие под прямым углом основной неф крестообразного храма, называются трансептами. Трансепты часто украшены каменной резьбой и витражами. В готических соборах трансепты широкие, не уступающие по ширине основному нефу. Часто главный вход в храм (или тот, в который пускают туристов и паломников), в старых готических храмах располагается не в центральном нефе, а в трансепте.

В нефе, а также на фасаде часто можно увидеть вертикальные элементы – колонны и столбы. Подпирая кровлю, столбы в то же время символизируют подпирающих Церковь – святых или добродетели. Капители – верхние части колонн – украшены завитками, листьями и цветами. Иногда и нижняя часть колонны – база - изображена в виде какого-либо животного. Столбы, в отличие от колонн, не имеют капителетей и базы, хотя бывают и исключения. Пучки столбов, характерный элемент готической архитектуры, очень напоминают колонну необычной формы. Столбы и колонны служат не только подпорками для кровли, они еще разграничивают визуально пространство храма. С их помощью внутреннему помещению придается необходимая церкви визуальная вертикальность.

В нефах церквей располагается множество элементов интерьера. Некоторые из них – обязательные, другие могут присутствовать в одних храмах и отсутствовать в других. Однако все эти элементы нужны и важны, часто они представляют собой единую художественно-смысловую композицию.

При входе в неф (место священное), обычно видны чаши со святой водой. Здесь верующие благословляются ею, напоминая себе о своем крещении и о грехах. Осенять себя перед входом в церковь крестным знамением, смочив предварительно пальцы святой водой - древний способ очиститься, вступая в дом Божий.

Св. Карл Борромео, сыгравший большую роль в формировании архитектуры католической Контрреформации, указывает следующие правила, касающиеся формы и размера чаши для святой воды, а также материала, из которой она должна делаться. Он пишет, что она "должна быть изготовлена из мрамора или цельного камня, без пор или трещин. Она должна покоиться на красиво сложенной опоре и располагаться не снаружи церкви, а внутри ее, и, по возможности, справа от входящего". В некоторых церквах как чаши используют раковины моллюска – тридактны гигантской. В современных храмах в древние чаши со святой водой часто ставят небольшие емкости, в которых и находится святая вода. Смысл этого сугубо утилитарный, никакого глубокого символизма в этом действии нет. Чаши со святой водой обязательно есть в каждом храме.

Еще один элемент церковного здания, имеющий прямое отношение к нефу, это баптистерий - место, специально предназначенное для крещения. Ранние баптистерии возводились в качестве отдельных зданий, но позднее их стали делать в виде помещений, пристроенных непосредственно к нефу. В старых церквах чаша баптистерия большая, рассчитанная на погружение взрослого человека, позже купель стала гораздо меньше, теперь она предназначена для младенцев. Обычно они имеют восьмиугольную форму, указывающую на воскресение Христа на "восьмой день" (воскресенье следует за субботой - седьмым днем библейской недели). Таким образом, число восемь представляет новый рассвет для христианской души. В некоторые века было принято помещать крещальную купель непосредственно в нефе. Тогда она сама приобретала очертания восьмиугольника.

Религиозное изобразительное искусство, связанное с купелью и баптистерием, опирается чаще всего на сюжет о крещении Христа св. Иоанном Крестителем. Другой популярный образ - голубь, представляющий Святого Духа, поскольку крещение это ниспослание Святого Духа на душу крещаемого.

Пожалуй, чаще всего неф не обходится без скамей для сидения, оборудованных скамеечками поменьше - для коленопреклонения. Скамьи обычно делаются из дерева и снабжаются спинкой, а скамеечки нередко обиваются мягкими подушечками. Сбоку на скамьях или на их спинках могут помещаться изображения.

Традиционно скамьи располагаются в одном общем направлении, то есть одна за другой, лицом к пресвитерию. В некоторых крупных церквах, куда приходит много паломников, скамьи делаются съемными или вообще отсутствуют. Например, в базилике св. Петра вместо них ставятся стулья, или же прихожане вообще стоят. Однако это отнюдь не норма католического обычая, а, скорее, исключение, причина которого - необходимость дать достаточно места для огромного стечения народа, нередко бывающего на Мессах и других церемониях.

Скамьи способствуют тому, чтобы неф выглядел по-церковному; они - часть католического наследия и известны на Западе по меньшей мере с XIII в., правда, тогда у них не было спинок. К концу XVI столетия большинство строившихся католических храмов имели деревянные скамьи с высокими спинками и скамеечками для коленопреклонения. Но еще до того, как скамьи вошли в употребление, значительную часть Мессы верные проводили на коленях и стоя, а скамьи ставили только для важных особ – королей или сеньоров данной местности. В музеях с коллекциями средневекового искусства можно увидеть эти роскошные скамьи с деревянными резными балдахинами. Красивый мозаичный пол многих старых церквей объясняется именно тем, что скамьи ставили редко и не для всех.

Собственно говоря, коленопреклонение всегда было отличительной позой участника католического богослужения - во-первых, в знак почитания Христа, а во-вторых - в качестве позы, выражающей смирение. Нельзя забывать, что католический культ включает как преклонение перед Христом, так и смирение перед Богом. Скамья предназначена для того, чтобы сделать и то, и другое максимально удобным. В этом качестве она стала неотъемлемой частью интерьера католических церквей.

Еще одна важная часть нефа это хоры. Они предназначены для тех прихожан, кто особо обучен вести литургическое пение. По причинам акустического характера хоры обычно располагаются на одной из осей здания.

Во многих старинных церквях хоры располагаются в передней части нефа, возле алтаря, но это было введено в обыкновение лишь в те времена, когда все певчие были клириками. Насколько известно, первый городской храм, в котором хоры были организованы таким образом, это церковь св. Климента в Риме, закрытый хор которой (называющийся schola cantorum) был помещен в нефе в XII в. Но в монастырских церквах этот обычай существовал еще почти за шестьсот лет до того, поскольку пение давно стало важной частью монашеской молитвы. Многие общины веками пели литургию и сохраняют этот обычай до сих пор.

В наши дни, со времен Контрреформации (то есть с XVI века), хоры чаще располагаются в задней части нефа, на галерее. Прихожанам гораздо лучше поется, когда сзади и сверху их направляют умелые певцы и орган. Расположение хоров и органа на возвышении продиктовано акустическими причинами и предназначено для улучшения музыки.

Поскольку пение воспринимается в первую очередь на слух, нет обязательной нужды в том, чтобы члены хора были видны остальным прихожанам. Ведь они участвуют в Мессе как молящиеся, а не как артисты. Поэтому нам на них смотреть не обязательно, а вот им - поскольку они ведь тоже верующие - весьма полезно смотреть во время богослужения в ту же сторону, что и все остальные - в направлении алтаря Жертвоприношения.

Для удобства певцов на хорах располагаются кресла для них, часто – они идут рядами друг напротив друга. Эти кресла также могут быть произведениями искусства, как в соборе в Толедо (Испания). Их красота свидетельствует о том значении, какое придается музыке и пению в богослужениях. Большинство таких сидений – откидные.

Аналой – подставка для больших богослужебных книг, также устанавливается в хорах. Стоящий за аналоем священнослужитель, возглавляющий службу часов, нараспев читает начало торжественного псалма, который подхватывают певчие.

Вокруг хоров иногда можно видеть высокую ограду, узорчатую или сплошную, отделяющую хоры, а также – алтарную часть от основного нефа. На ограде собора Нотр-Дам-де-Пари изображены все основные сцены из жизни Иисуса, от рождения до Вознесения на Небеса.