Молитвы св. Бригитты Шведской. Бригитта ирландская История Бригитты Шведской

Роль женщины в обществе в средние века была не малозначительно, как мы привыкли об этом думать. Во все века, и средние не исключение, рождались сильные и амбициозные женщины. Такой была Святая Бригитта Шведская. Многое говорит о ней в местечке Вадстена, куда мы заехали по время нашего путешествия по Швеции.

Для меня всегда было загадкой: по каким признакам того или иного человека причисляли к лику святых.

Ну более-менее понятно с мучениками и Святым Франциском. Но вот с остальными как-то не очень, особенно со скандинавскими персонажами.

Однако мне совершенно очевидно, что Святыми признавали личности незаурядные и они как минимум должны были прославиться при жизни. В отсутствие средств массовой информации стать знаменитым было, мягко говоря, не просто.

Бригитта Шведская прославилась двумя вещами: своими откровениями, которые признаны как выдающиеся образцы средневековой литературы и основанием монашеского ордена со своим уставом. Кроме того, она совершала паломничества, давала советы власть имущим и помогала страждущим.


Монастырь Вадстена в наши дни

История Бригитты Шведской

Святая родилась в 1303 году в аристократической шведской семье. В 13 лет ее выдали замуж. Брак был удачным. С мужем они друг друга прекрасно понимали и у них родилось восемь детей.

Однако роль жены и матери Бригитту не устраивало, у неё начались ведения. Первое видение случилось у нее еще в семилетнем возрасте – она видела Деву Марию. В десять лет ее впервые увидела Христа.

В 1330 году она становится фрейлиной при дворе короля Швеции Магнуса II Эрикссона. При дворе она пыталась повлиять на решения короля, рассказывая ему свои откровения. Однако король не сильно к ней прислушивался, чем и заслужил ее презрение. Она не раз его упоминает в своих откровениях не с лучшей стороны.

Кстати «Откровения» Святой были записаны на латыни, которой она не знала. Предполагается, что эти откровения записывал ее духовник Петр.

Эти откровения интересны ещё и тем, что посвящены чисто женским вопросам. Например, как нужно одеваться, зачем нужны украшения и нужно ли подчиняться мужчинам? Представляете, даже в Средние века женщины задавали себе такой вопрос.

Ответ на этот вопрос она дает однозначный: конечно же нужно, ведь мужчина работает в поте лица. Другого ответа у средневековой женщины не должно было быть, хотя сама постановка такого вопроса уже говорит о сомнениях на этот счет.

Впрочем впоследствии святая разрешает это противоречие в уставе своего братства.

Монастырь Вадстена

Решение стать монахиней Бригитта приняла после смерти мужа. Он умер в 1341 году во время паломничества в Сантьяго-де-Компостело. И как положено в те времена, она увидела «откровение». В нем «голоса» велели создать ей монашеский орден.

Чтобы Бригитта могла создать монашеский орден, король Швеции выделил ей землю в Вадстене под будущий монастырь. Однако дама не нашла поддержки в лице папы римского Климента VI. Он из Авиньона отклонил ее прошение на учреждение нового ордена.


Задуманный Бригиттой монашеский орден предполагал создание совместного мужского и женского монастыря. При этом женщины должны подчиняться мужчинам в делах духовных, а мужчины женщинам в делах хозяйственных. Интересным фактом было то, что женщины вели затворнический образ жизни, а мужчины проповедовали за стенами монастыря.

Орден был утвержден уже после ее смерти, и основателем Вадстенского монастыря стала ее дочь Святая Екатерина.

Сейчас Вадстена — небольшой шведский городок, расположенный на озере Ваттерн. Строения бывшего аббатства разбросаны по целому кварталу. https://www.upplevvadstena.se/en/abbey.htm

Самая красивая достопримечательность Вадстены старинный замок.

Как Бригитта стала Святой.

За время пребывания в Риме Бригитта прославилась своим праведным образом жизни и милосердием. На семидесятом году жизни она отправилась в Вифлием и Иерусалим. Тем самым она исполнила обет Деве Марии, который дала много лет назад. Умерла она в 1373 г. в Риме, сразу после паломничества в Иерусалим. Ее тело было впоследствии перезахоронено в Вадстене.

Именно стараниями дочери святой — Екатерины она была канонизирована в 1391 г. Бригитта почитается католической церковью как покровительница Европы. Однако на родине к знаменитой монахини к ней неоднозначное отношение.


Еще королева Кристина как-то сказала, что желает чтобы ее скорее причислили к разумным, чем к святым. Имелась в виду конечно Бригитта и ее откровения, которые протестантская Швеция считает признаком слабоумия.

Уже в нашем веке шведские ученые решили исследовать два черепа, хранящиеся в соборе Вадстены, чтобы проверить предположение о наличие у святой Бригитты доброкачественной опухоли мозга, которая бы объясняла ее «видения». Однако в результате выяснилось, что черепа не принадлежат родственницам и вообще разница между умершими женщинами 200 лет. Так что какие именно мощи поддельные не представляется возможным уточнить.

Она почитается в Ирландии как Сама Пресвятая Дева. Праздник в честь святой Бригиты — один из самых любимых в Ирландии. Образ этой христианской святой сливается с древней богиней кельтов Бригит, покровительницей рожениц, стад и земледельческих трудов. Есть предание, которое говорит о том, что святая Бригита была родоприемницей у самой Пресвятой Девы. В образе этой святой переплелись две, казалось бы, противоположные традиции: народная и христианская. Ведь Бригита почиталась в древней Ирландии и как языческое божество.

В канун дня Святой Бригиты в деревнях на подоконникивыставляется сосуд с молоком или творогом, чтобы святая, проходя мимо, благословила труды хозяев. Часто нищие съедают предложенную для благословения пищу.Но ведь святая Бригита во время своей земной жизни кормила нищих, а так же принимала на ночлег странников и бродяг. Ещё святая Бригита считается покровительницей студентов и тех, кто хочет стать священником. Её житие порой не отличишь от древнего эпоса.

Святая Бригита была дочерью друида из Лейнстера и женщины-христианки из пиктского племени. Женщина, мать святой Бригиты отличалась необыкновенной красотой. Она была королевской рабыней, но затем король подарил её известному поэту, а тот продал её друиду. Так самое рождение святой окружено древней тайной. По преданию, во время рождения Святой Бригиты помещение озарилось небесным светом, и её матери было извещение о том, что её дитя станет необыкновенной святой.Девочка росла прекрасной, мудрой и строгой. Однажды во время путешествия вместе с матерью святая Бригита встретилась со своим отцом. Король, поражённый красотою и сообразительностью девочки, взял её к себе в дом служанкой. Святая Бригита тщательно исполняла все свои обязанности, хотя обращение с нею было очень строгое. Святая Бригита была верна христианской вере, в которой её воспитала мать, принявшая Святое Крещение от самого Патрика. Девушке приходилось противостоять языческому укладу жизни. Однако она так веровала во Христа и была так мудра, что ей видимо сопутствовала божественная благодать. По преданию, накануне одного торжества ей дали задание: наполнить молоком все имеющиеся в кладовой сосуды. Но даже все вместе коровы в королевских загонах не смогли бы дать столько молока. Святая Бригита уединилась для молитвы Богу в небольшой клети при кладовой, и молитвы её были услышаны. Затем ока наполнила водой оставшиеся пустыми сосуды, осенила их святым крестом, и воды в них превратилась в молоко. Это чудо: наполнение сосудов молоком или пивом, после совершалось неоднократно. На вопрос, как ей это удалось, девушка отвечала, что это сделал Господь Иисус Христос. Святая Бригита отличалась необыкновенной щедростью, живя ещё в доме матери. Однажды она раздала нищим весь запас масла, бывший в доме. Опасаясь гнева матери, Бригита помолилась Богу, и масло наполнило снова пустые сосуды. В другой раз она сняла с себя плащ и обувь, чтобы отдать нищему. Когда же она жила в доме короля Дубтаха, своего отца, она отдала его меч прокажённому.

Есть предание о том, как святая Бригита отказалась от замужества ради Христа. Она была дочерью короля, умна, прекрасна собою и хорошо воспитана. К тому же достигла того возраста, в котором в то время обычно выдавали замуж. Вскоре один из Ольстерских королей посватался к святой Бригите и даже стал угрожать, что сложит на неё песнь поношения. Но святая Бригита не испугалась того, наоборот. Она вырвала свой левый глаз и протянула на ладони королю. Тот был испуган; взять одноглазую девушку в жёны он не мог. Так только он отказал, святая Бригита снова вставила вырванный глаз в глазницу, он прирос и снова стал видеть. На попытку возобновить сватовство девушка отвечала: «Я принадлежу Христу и уже обручена ему во Святом Крещении». Как и Сам Христос, как и святые первых веков христианства, она выбрала безбрачную жизнь.

Живя при дворе своего отца, святая Бригита совершила немало чудес и подвигов милосердия. Слава о ней распространилась по всей округе. Со временем король согласился предоставить ей свободу. Так святая Бригита получила возможность целиком посвятить свою жизнь служению Христову, делам милосердия и молитвы. Она отправилась с небольшой свитой из семи девушек в северный Лейнстер и получила из рук епископа Майкайла монашеское одеяние. Первая основанная ею обитель, в Кил Дайре, отличалась бедностью обстановки и хозяйства. Но святая Бригита подбадривала сестёр, учила терпению, поддерживала изнемогающих, лечила больных, старалась для всех быть всем. Вся её жизнь — единый пример милосердия. Слава о ней распространилась уже по всей Ирландии.

Некогда в канун Пасхи в Кил Дайре остался только мешок солода, кадка и две бадьи для приготовления пива. В округе Кил Дайре Маг Талах располагалось восемнадцать храмов, которые желали устроить пасхальные празднества с подкрепляющим и веселящим питьём. Несмотря на недостаток посуды и сырья, святая Бригита благословила приготовление пива. В одной бадье поставили сусло, а в другой бадье готовили пиво. Кадкою набирали пиво из первой бадьи и носили на подворья храмов. И пока сёстры несли кадку с пивом на подворье, в одной бадье сквашивалось новое сусло, а в другой бадье созревало пиво. Так все восемнадцать храмов получили достаточно укрепляющего напитка к пасхальным праздникам.

Святая Бригита не боялась лечить прокажённых — отверженных обществом людей. Ни в каком другом житии нет столько разнообразных случаев описания исцеления от проказы, как в житии святой Бригиты Килдарской. Порой к ней приводили и душевнобольных; святая Бригита, как Сам Спаситель, не брезговала никем, во всех она видела образ Божий. Ещё она обладала даром рассудительности. Порой к ней обращались едва ли не как к судье, когда все надежды на земную справедливость были исчерпаны.Предание говорит, что раз за исцелением к святой Бригите пришли несколько прокажённых. Святая Бригита провидела между ними раздор. И потому сначала исцелила одного, того, кто благодарил Бога. Однако он стал хвалиться тем, что был исцелен прежде остальных и, похвалившись, снова заболел. Но потом раскаялся в напрасной похвальбе и снова очистился от проказы. Затем святая Бригита исцелила и его товарищей. Когда же ссора между прокажёнными возобновилась, то проказа вернулась к тем, кто завидовал другу, а хвалящий Бога избавился от проказы совсем.

Студенты и священники Ирландии стремились к святой Бригите за помощью и поддержкой. Она считалась старицей, сосудом мудрости и многих других даров. Часто её называют женщиной-епископом; ведь с начала саксонского завоевания пятого и шестого столетий Ирландия оказалась оторванной от континентальной церкви, и ей пришлось выживать в очень трудных условиях. Один епископ спросил святую Бригиту, как она молится. По преданию, святая Бригита отвечала, что с юности её сердце обручилось со Христом и она уже никогда не просила назад этого дара. Память святой Бригиты Килдарской празднуется 1 февраля.

(Наталия ЧЕРНЫХ. Из книги "Зеленый остров святых")

via kamenah

Биография

О жизни св. Бригитты сохранилось мало достоверной информации.

До нас дошли три жития св. Бригиты (автором одного из которых был Килиан Ирландский), сохранившиеся в большом количестве рукописей и вариантах. Два жития написаны на латинском языке, которые принято называть Vita I , или Vita Prima , и Vita II . Третье житие написано на древнеирландском - Vita III , или Bethu Brigde (BB) . Все эти тексты имеют сложную рукописную традицию. Первое Житие (Vita I ) было написано между 650 и 725 гг. Однако, первое житие, по мнению медиевистов, не является самым древним. По своему стилю и трактуемым темам оно типично для ирландской житийной литературы восьмого и последующих веков. Второе житие (Vita II ), меньшее по объёму, является одним из четырёх произведений житийной литературы седьмого века, которые имеют автора - им был Когитос Килдэрский (лат. Cogitosus , память 18 апреля).

Согласно её житию, во многом носящему легендарный характер, её отцом был король-язычник Лейнстера , а матерью - рабыня из числа пиктов , обращенная в христианство св. Патриком .

Бригита прославляется не только своими чудесами, но и своей добротой и милосердием: она раздает еду бедным, исцеляет больных, никому не отказывая в помощи.

В руках Бригиты мясо, масло, угощение для гостей практически не иссякает, еды и питья хватает на всех. Эти сюжеты перекликаются с евангельским чудом с пятью хлебами и рыбами, с одной стороны, и со свойствами языческой богини плодородия Бригит . Чтобы молока хватило всем гостям, её коровы доятся три раза в день. Но главный её талант - пивоварение:

Это произошло перед Пасхой: «Что нам делать? - спросила Бригита у своих девушек. - У нас есть мешок солода. Нам надо поставить его бродить, ибо не можем мы остаться без пива на Пасху. В Маг Талах есть восемнадцать церквей. Как дать пива им на Пасху, праздник в честь Господа, чтоб это было питьем, а не едой? К тому же у нас нет сосудов». Это было правдой. В доме были только одна кадка и две бадьи. «Хорошо. Давайте готовить». Вот что было сделано: в одной бадье было приготовлено сусло, в другую его поместили бродить; и то, что было положено во вторую бадью бродить, и из него наполняли кадку и относили в каждую церковь по очереди и возвращались обратно, но, хотя они возвращались быстро, кадка успевала наполняться пивом. Восемнадцать полных бадей было вычерпано из кадки и этого хватило на Пасху. И ни в одной церкви не было недостатка на праздниках от Пасхи до Фомина воскресенья, благодаря трудам Бригиты.

Умерла св. Бригитта в основанном ей монастыре в г, но похоронена в г. Даунпатрик рядом со св. Патриком, вместе с которым она считается покровителем Ирландии.

Почитание св. Бригитты быстро распространилось сначала по Ирландии, а затем по всей западной церкви. Память св. Бригитты Ирландской в Католической Церкви - 1 февраля , в Православной Церкви - 23 января ст. ст.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в Ирландии
  • Умершие в Ирландии
  • Святые по алфавиту
  • Родившиеся в 451 году
  • Умершие 1 февраля
  • Умершие в 525 году
  • Святые Единой Церкви
  • Христианские святые VI века
  • Святые Ирландии
  • Женщины Средневековья
  • Ирландцы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бригитта Ирландская" в других словарях:

    Бригитта (англ. Brigitte) женское имя кельтского происхождения. В некоторых языках пишется с двумя или одной буквой «g». Известные носители Бригитта Шерзенфельд (1584 1736) шведская мемуаристка Брижит Бардо (род. 1934) … … Википедия

    - «Этаж наследия» (англ. Heritage Floor) композиция, составляющая единый объект с инсталляцией «Званый ужин» Джуди Чикаго, отдающей дань уважения достижениям и тяготам женского труда и имеющей форму треугольного банкетного стола на 39… … Википедия


Соломенный крест, используемый как амулет и как символ называют "Крест Святой Бригитты", связывая традицию использования его с христианской святой. Но мы понимаем, что корни здесь гораздо глубже и не удивительно, что традиция и верования, связанные с незамысловатым изделием из соломки - сохраняются по сей день.

Святой Бригиттой христиане называли женщину, которая по преданию, сплела этот крест на смертном одре своего отца (по другой версии - богатого язычника), который, узнав о значении этого символа, решил перед смертью принять Крещение.Со временем женщина была канонизирована, поскольку совершила еще много иных богоугодных дел, памятник ей так же стоит и сегодня. Теперь Святая Бригитта Ирландская так же считается святой покровительницей Ирландии, как и Святой Патрик.

Такой крест стал практически неофициальным символом Ирландии, и форма его наглядно демонстрирует языческую символику солнцеворота. Обычно изготавливается из стеблей камыша, или из соломы, в центре располагается плетеный квадрат, от которого отходят закруглённые лучи.

С крестом ранее было связано множество ритуалов. Иногда этот символ все еще украшает дома католиков, особенно, в сельской местности. Многие верят, что крест св. Бригитты защищает дом от пожаров.

Такие кресты традиционно изготавливаются 1 февраля; этот день на гаэльском языке носит название Lá Fhéile Bhríde (праздник святой Бригитты).Однако, до того как в Ирландии повилось христианство, там почитали другую Бригитту или Бригид - кельтскую богиню, которую связывают с праздником Имболк, поскольку это один из ключевых шабашей года и включает в празднование некоторые огненные ритуалы, а Бригид и есть богиней огня. Это видно даже на христианском изображении в самом начале статьи - в руках у святой плошка с горящими угольями, хотя христиане, разумеется, вкладывают в это иной смысл.

Однако, меня заинтересовало, с чем связано использование именно соломки для плетения креста?

Здесь мы видим сохранившиеся элементы магии Хлеба.
Имболк на Колесе Года - цикл ведьмовских праздников, связанных с земледельческим календарем - находится ровно напротив Ламмаса, праздника Хлеба и урожая, что празднуют 1 августа. Поэтому, символами этих двух праздненств является Богиня в двух своих ипостатасях: Мать Хлеба в августе - зрелая, плодовитая женщина, образ собранного богатого урожая, что подарила людям земля.; Дева Хлеба в феврале - юная, девственная богиня, невеста, которой предстоит еще пробудиться к жизни от сна под теплым зимним снежным покрывалом, как просыпается весной земля.Считалось, по кельтским мифам, что зимой, когда все живое замирает и природа безмолвствует, Богиня, олицетворяющая природу, пребывала в Земле Духов (или Авалоне, Анноне), где отдыхала и вновь обретала молодость. В греческой мифологии, позднее, мы видим похожий мотив в истории о Деметре, похищенной в подземной царство.

Один из вариантов "Креста", только трехлучевой.
Если в августе, после сбора урожая, кельты использовали солому из последнего снопа для плетения женской фигурки, воплощения Богини - то обычно фигурка эта хранилась всю зиму в темноте и тишине на чердаке, как бы воспроизводя этим канву мифа. Богиня спала всю зиму....
То к весне она перевоплощалась в новой ипостаси - как молодая Луна, как юная девственница из образа Триединой, где она равноправна и сильна, как и Мать, как и Старуха - и превращалась в Деву Хлеба.
Нужно сказать, что плели к 1 февраля не только кресты. Это могли быть любые фигурки из соломы, с разными названиями - и подобные фигурки можно встертить на ярмарках народных умельцев до сих пор, и не только в Ирландии. Традиция почитания хлеба, как основной культуры, дающей жизнь, распространена и у славян.
Во время Имболка, в принципе, девичью ипостась Богини может символизировать даже простой пучок колосьев. Кроме того, та же фигурка, сплетенная из злаков последнего снопа, может быть просто наряжена невестой. Любую другую фигурку из пшеничной соломы называли просто "хлебной куколкой". Перед плетением колоски в прохладной воде для гибкости.
Одна из самых ранних форм хлебной куколки - вертикальная спираль. Еще более простые варианты - "Знак любви" или "Узел возлюбленного", их делают просто заплетая соломинки косичкой. Самый сложные - "Валлийские веера", котороые иногда еще более усложняются, если их обьединяют в круг по несколько штук.
Смысл всех этих хлебных маулетов, в том числе и Креста Святой Бригитты - использование их в качестве защитных амулетов и амулетов плодородия, и согласно Rhiannon Ryall , автору книги "West Country Wicca"("Сельское колдовство на Западе") , мужчины, покрывавшие крышу дома соломкой, вешали пару таких фигурок в противоположных коньках крыши в качестве защитных талисманов, причем одна из куколок символизировала Богиню, а другая Бога.
По мотивам Полин Кампанелли "Возвращение языческих традиций".
Богиня Брайд (Бригид, Бригита), чье имя означает "Невеста" - типичный образ универсальной богини плодородия.
По кельтским верованиям, на следующий шабаш, 1 мая или Бельтайн, Богиня-невеста соединится со своим женихом богом, или как его еще называли Король-Дуб...Король-Дуб имеет силу от святок до дня летнего солнцестояния, когда его побеждает Король-Падуб (остролист), символизирующий убывающее Солнце во вторй половине года.

"Бригитта - (в Британии Бригантия), дочь Дагды, была важным женским божеством Ирландии, патронессой поэзии, ремёсел и врачевания, помогающая женщинам при родах. Иногда под именем Бригиты подразумевают три женских божества, покровительствующие мудрости, искусству исцеления и кузнечному мастерству.

Существует традиция представлять Бригиту птицей с человеческой головой, или тремя птицами - журавлями или петухами.

В Ирландии бытует традиция зарывать у трёх ручьев живого цыплёнка, дабы добиться расположения Бригиты (впоследствии - христианской святой Бригитты).

В ирландских сагах Бригита представлена супругой Бреса, бога полуфоморского происхождения, некоторое время, после первой битвы при Мойтуре с племенем Фир Болг, стоявшего во главе Племен Богини Дану. Бригит родила от Бреса трёх сыновей.

На севере Англии Бригиту почитают под именем Бригантия, что означает «вершина, королева». Ей особо поклонялись бриганты, господствовавшие на севере Англии до прихода римлян. Бригантия - богиня благосостояния, врачевания, войны и воды.

В Галлии богиня известна под именем Бригиндо. Это указывает на общекельтскую основу богини и на древность традиции поклонения ей.

Бригит нередко противопоставляют её матери Ану (Дану). Праздник Бригит - Имболк - отмечают 1 февраля, в пору, когда у овец появляется молоко.

Возможно, именно её Цезарь называл галльской Минервой.

О Святой Бригитте Ирландской, там же:
"О жизни св. Бригитты сохранилось мало достоверной информации.

До нас дошли три жития св. Бригиты, сохранившиеся в большом количестве рукописей и вариантах. Два жития написаны на латинском языке, которые принято называть Vita I, или Vita Prima, и Vita II. Третье житие написано на древнеирландском - Vita III, или Bethu Brigde (BB). Все эти тексты имеют сложную рукописную традицию. Первое Житие (Vita I) было написано между 650 и 725 гг. Однако, первое житие, по мнению медиевистов, не является самым древним. По своему стилю и трактуемым темам оно типично для ирландской житийной литературы восьмого и последующих веков. Второе житие (Vita II), меньшее по объёму, является одним из четырёх произведений житийной литературы седьмого века, которые имеют автора - им был Когитос (лат. Cogitosus).

Согласно её житию, во многом носящему легендарный характер, её отцом был король-язычник Лейнстера, а матерью - рабыня из числа пиктов, обращенная в христианство св. Патриком.

Бригита прославляется не только своими чудесами, но и своей добротой и милосердием: она раздает еду бедным, исцеляет больных, никому не отказывая в помощи.

В руках Бригиты мясо, масло, угощение для гостей практически не иссякает, еды и питья хватает на всех.

Эти сюжеты перекликаются с евангельским чудом с пятью хлебами и рыбами, с одной стороны, и со свойствами языческой богини плодородия Бригит. Чтобы молока хватило всем гостям, её коровы доятся три раза в день. Но главный её талант - пивоварение:

Это произошло перед Пасхой: "Что нам делать? - спросила Бригита у своих девушек. - У нас есть мешок солода. Нам надо поставить его бродить, ибо не можем мы остаться без пива на Пасху. В Маг Талах есть восемнадцать церквей. Как дать пива им на Пасху, праздник в честь Господа, чтоб это было питьем, а не едой? К тому же у нас нет сосудов". Это было правдой. В доме были только одна кадка и две бадьи. "Хорошо. Давайте готовить". Вот что было сделано: в одной бадье было приготовлено сусло, в другую его поместили бродить; и то, что было положено во вторую бадью бродить, и из него наполняли кадку и относили в каждую церковь по очереди и возвращались обратно, но, хотя они возвращались быстро, кадка успевала наполняться пивом. Восемнадцать полных бадей было вычерпано из кадки и этого хватило на Пасху. И ни в одной церкви не было недостатка на праздниках от Пасхи до Фомина воскресенья, благодаря трудам Бригиты.

"Крест Святой Бригитты" над дверями церкви.
Известно, что около 468 г. она обратилась в христианство. Около 480 г. ею был основан монастырь в местечке Килдаре на месте бывшего языческого святилища друидов (ирл. Cill Dara - Храм Дуба). Умерла св. Бригитта в основанном ей монастыре в 525 г, но похоронена в г. Даунпатрик рядом со св. Патриком, вместе с которым она считается покровителем Ирландии.

Почитание св. Бригитты быстро распространилось сначала по Ирландии, а затем по всей западной церкви. Память св. Бригитты Ирландской в Католической Церкви - 1 февраля, в Православной Церкви - 23 января ст. ст."

В православной традиции - преподобная Бригитта, игуменья Кильдарская, царевна Ирландская.


О жизни св. Бригитты сохранилось мало достоверной информации.

До нас дошли три жития св. Бригиты, сохранившиеся в большом количестве рукописей и вариантах. Два жития написаны на латинском языке, которые принято называть Vita I, или Vita Prima, и Vita II. Третье житие написано на древнеирландском - Vita III, или Bethu Brigde (BB). Все эти тексты имеют сложную рукописную традицию. Первое Житие (Vita I) было написано между 650 и 725 гг. Однако, первое житие, по мнению медиевистов, не является самым древним. По своему стилю и трактуемым темам оно типично для ирландской житийной литературы восьмого и последующих веков. Второе житие (Vita II), меньшее по объёму, является одним из четырёх произведений житийной литературы седьмого века, которые имеют автора - им был Когитос (лат. Cogitosus).

Согласно её житию, во многом носящему легендарный характер, её отцом был король-язычник Лейнстера, а матерью - рабыня из числа пиктов, обращенная в христианство св. Патриком.

Бригита прославляется не только своими чудесами, но и своей добротой и милосердием: она раздает еду бедным, исцеляет больных, никому не отказывая в помощи.

В руках Бригиты мясо, масло, угощение для гостей практически не иссякает, еды и питья хватает на всех. Эти сюжеты перекликаются с евангельским чудом с пятью хлебами и рыбами, с одной стороны, и со свойствами языческой богини плодородия Бригит. Чтобы молока хватило всем гостям, её коровы доятся три раза в день.

звестно, что около 468 г. она обратилась в христианство. Около 480 г. ею был основан монастырь в местечке Килдаре на месте бывшего языческого святилища друидов (ирл. Cill Dara - Храм Дуба). Неоднократно Бригита посещала Килбрайд, где встречалась с Бригой, поныне почитаемой в тех краях. Бригитта была приемной матерью другой почитаемой ирландской святой Дарлугдах.

Умерла св. Бригитта в основанном ей монастыре в 525 г, но похоронена в г. Даунпатрик рядом со св. Патриком, вместе с которым она считается покровителем Ирландии.

Почитание св. Бригитты быстро распространилось сначала по Ирландии, а затем по всей западной церкви. Память св. Бригитты Ирландской в Католической Церкви - 1 февраля, в Православной Церкви - 23 января ст. ст.