Православное учение о жизни после смерти

Православие считает только началом. Представления о них несколько отличают восточное христианство от западного. Что происходит с человеком, когда он заканчивает жизненный путь? Можно ли искупить грехи, и чем еще характерны православные представления о душе?

Что есть душа, и почему ей необходимо спасение?

Как говорил православный святой Амвросий, тело для души – скорее бремя, чем польза. Смерть в православии воспринимается как освобождение от телесной скверны и начало новой, деятельной жизни. С момента смерти душа начинает свой путь к спасению и бессмертию. Земное же существование, по мнению православных – только «приготовление» к пути в Царство божие. Один из основополагающих догматов православной веры – догмат о спасении, освобождении души от мук ада. Согласно ему, спасение – проявление божественной любви к людям, но человек узнает, даровано ли оно ему, только после смерти и Страшного суда.

Смерть убеждает людей в том, что было, теперь уже нет. Однако, независимо от его идеологии, день рождения человека остается таким же даже после его смерти. День рождения не прекращается, потому что он помнит, что рождение и смерть не могут быть проигнорированы креационистским актом.

Есть те, кто считает ненужным праздновать день рождения покойного и, вероятно, это так. С другой стороны, даже фиксация вакуума совершенно бесполезна, но все удивляются, что делают это хотя бы раз в день. Празднование лет человека, который больше не дышит ноздрями и его легкими, может показаться пустой тратой энергии. Православная Церковь на протяжении веков празднует рождение Иисуса Христа, а также католиков и Девы Марии. Тем не менее, они тоже погибли на протяжении веков.

В православном каноне в течение жизненного пути Христа эта чистота подтверждалась чудесами, которые он совершал, его благими деяниями и любовью, которую Сын божий взращивал в людях. А после распятия его очищенная природа стала доступна всей пастве будущей церкви – через таинство причащения символического поедания жертвенной плоти (хлеба) и крови (вина) Бога-сына.

Как мать, как отец, удаляется из памяти в день рождения ребенка, как будто ничего не случилось? Это просто не может, возможно, даже немного привычка. Отец и мать на каждый день рождения торчат пирог со своим растущим ребенком. Иногда, однако, жизнь тиранична, а смерть еще больше. Торт разрезан для вашего ребенка.

Сегодня по-прежнему широко распространена греческая традиция. Зажгите свечи своим детям, и если вы не сможете их увидеть, включите их тоже. День рождения отмечает день рождения независимо от даты смерти. Святая Православная Церковь в своей чрезмерной материнской заботы всех смертей наших отцов и братьев, и для всех христиан, наши команды в память каждый умер христианином, за исключением в день его похорон, через несколько дней после его смерти, а также он отмечает в некоторых дней и всех умерших православных христиан.

Духовная работа над собой, борьба со страстями, раскаяние и вера, «исправление» от греха через следование заповедям в православии и воспринимаются как основа спасения. Смирение людей, которые терпеливо переносят посланные на их участь страдания – еще одно необходимое условие освобождения души. Окончательное решение о том, кто будет спасен, а кто нет, в восточном христианстве, как и в западном, принимает Бог после Страшного суда. Причем, в православии молитвы праведников могут облегчить участь усопшего, «уговорить» господа смилостивиться над грешником.

Для вновь запомненных, третий, девятый и 40-й дни - в возрасте одного года. В сороковой день - в памяти о том, что Господь Иисус Христос вознесся на небо в 40-й день и тот же день душа умершего слышит праведное определение Бога судьбы продолжать всеобщее воскресение и суд.

Также сделать мемориал заснули в их день рождения, именины и день пародии, как покойный был жив и бессмертный дух и никогда не будет полностью отремонтировать Господь Бог воздвигнет его тело. Обычай уйти как в любое время, так и в определенное время, все еще находится в Ветхозаветной Церкви. В христианской церкви это обычай восходит к его основанию. Об этом свидетельствуют древние христианские памятники. Все древние отцы и учителя Церкви единодушно утверждают, что память об умершем - это Апостольский Орден.

Что происходит с душой после смерти

Тело человека после смерти по православным верованиям разлагается, а душа продолжает жить. У души сохраняется память, способности чувствовать, видеть и слышать. Причем, её чувства не ослабевают, а наоборот обостряются. Дух становится более чистым и тонким, освободившись от тела. Он не утрачивает потребности в любви и общении – еще несколько дней душа посещает те места, которые человек любил при жизни, встречается с душами умерших родственников, прощается с живыми.

Эти свидетельства, относящиеся к древним временам, кажутся лучшим опровержением против сектантов, которые отрицают необходимость обращения к умершему. Воспоминания о покойном - три типа: литий, похороны и анютины глазки. Литий обычно выполняется до коливо вареных зерен пшеницы с медом или сахаром по вкусу хорошо, чтобы быть в состоянии съесть с хорошим чувством в память о погибших.

Пшеничное зерно, брошенное в землю, разлагается на частицы, но сохраняет энергетические и жизненно важные соки для нового роста и дает хорошие плоды. Из-за этого это истинный образ умирающего человека, который в своем мертвом теле сохраняет фундамент для вечной жизни и возможности для будущего воскресения. Поэтому мы едим зерна пшеницы в память о мертвых, потому что благодаря этим символам укрепляется дух нашей веры в будущее воскресение. Подсластитель из этих зерен изображает сладость надежды, которая утешает и что мертвые не оскорбляйте без меры, как те, у кого нет надежды.

В те первые два дня, пока душа еще на земле, она тоскует по утраченному телу и близким. В это время усопший может являться живым – как во сне, так и наяву. Именно поэтому, например, в православной традиции в доме, где есть покойник, завешивают зеркала. Затем душа переходит в другой – бестелесный – мир. На третий день её муки от разлучения с любимым телом ослабевают. Но чтобы это произошло, нужно, чтобы по ушедшему отчитали молитвы в церкви. Затем душа возносится на небо для поклонения богу.

Паничидада, по своему составу, является аббревиатурой для похорон покойного. Ее название объясняется его исторической связи с Всенощного бдения, который говорит ближайшую аналогию в рамках целого ранга похороны так частично со всей всенощной - Утро. Христиане в первые дни христианства, через преследование, похоронили тех, кто умер ночью. Служба, которая сопровождала похороны, была в своем собственном праве в течение всего дня. С разделением погребального поклонения, которое появилось после признания христианства как доминирующей религии, их имена остались прежними.

В православной духовной литературе людей призывают не печалиться сильно о кончине близких: считается, что в ином мире им все равно лучше, чем в этом.

Мытарства души в православии

Прежде, чем попасть в Царство Небесное, душа православного в сопровождении двух ангелов проходит через мытарства – двадцать воздушных препятствий. Каждым из мытарств управляют бесы. Бесы фактически олицетворяют злые, а ангелы – добрые поступки, которые человек совершал при жизни. Если вторые перевешивают первые, круг мытарств считается пройденным, и человек переходит на следующий уровень, если нет – бесы берут его душу и уносят ее в ад.

Тем не менее, в Статуте Церкви также указаны особые времена для создания панишида. Таким образом, он приказывает ей быть казненным в пятницу вечером, когда Суббота получает услугу на заказ. Кроме того, панихиды проводятся у так называемых «родственников» после Литургии. Суббота Мезопустна. Посвящая воскресенье Месопустне, чтобы напомнить последний ужасный суд Христа, Церковь рассматривает ходатайства в этом суде не только для своих живых членов, но и для покойного, и поэтому просит Господа простить их.

Суббота Троицкая. В субботу перед праздником Св. Троица - это мемориал всем умершим благочестивым христианам в том смысле, что в случае спуска святого Дух закончил духовность для спасения человека, но в этом спасении также есть мертвые. Дух всякой души оживает. Суббота Димитровска. Это называется потому, что оно находится в субботу до того дня, когда празднуется память святого Димитрия из Салоников.

Православные мытарства чем-то похожи на католическое чистилище, но в них нет мучений – просто душа, не прошедшая испытание, не доходит до Бога. Пройти же через препятствия человеку в православии часто помогает божья милость и милосердие. И все же, лик бесов ужасен и страшит усопшего, поэтому церковь призывает особенно сильно молиться о его душе именно на третий день, мысленно направить «всю любовь к ней».

Позже, вместе с умершими солдатами, в тот же день стали упоминаться другие умершие. Вместо Субботы Димитрова в Болгарии Православная Церковь приказала мемориалу погибшим провести в субботу перед праздником Святого Архангела Михаила. Во время Великой Почты анютины глазки проводятся в субботу второй, третьей и четвертой недель.

В качестве основания для поминовения умерших осуществляется в понедельник или во вторник после того, как Сент-Томас воскресенье служит с одной стороны, память о сошествии Иисуса Христа во ад, присоединился к Томми воскрешение, а с другой - разрешение церковной конституции, чтобы сделать обычное поминовение умершего в те дни, Из-за этого разрешения верующие отправляются на могилы своих покойных с радостным посланием о воскресении Христа. Следовательно, самый день памяти называется «Радоница».

Сорок дней - как решается участь души?

Третий день – только начало нелегкого пути души к вечному царству. На протяжении всех последующих тридцати семи дней после поклона Богу душа не знает исхода своей участи. Она не ведает, где точно будет пребывать – в небесной обители или бездне. И это только первый её, «частный», суд. На сороковой день она узнает, где воскреснет, чтобы предстать перед всеобщим Страшным судом.

Затем Церковь вспоминает всех православных воинов, которые упали, чтобы защитить Веру, Царя и Отечество, указав это воспоминание тому, что произошло на этом мероприятии. Церковь установила время для создания анютины глазки, она также установила дни, в которые она запретила им это делать. Таким образом, согласно уставу Св.

Вот ясная, правильная отметка времени, когда она разрешена, и это запрещено для обеда. Некоторые священники этого не замечают, и они делают панихиды в те дни, когда это запрещено. В связи с этим неприятности часто возникают, когда другие православные христиане, пришедшие из других городов, в которых священники проводят панихиды в запрещенные периоды, просят священников, которые руководствуются Уставом Церкви, совершать панические атаки, то эти священники вынуждены слушать возражения, разочарования и даже оскорбления словами: «Почему они служат в нас?».

Все мы обязательно умрем, раньше или позже. Это, пожалуй, единственное, что уравнивает абсолютно всех людей, живущих на Земле, независимо от их национальности, социального положения и материального достатка. Но что же происходит после смерти с душой человека? Рассказать о православном понимании этого непростого и важного вопроса мы попросили профессора Московской духовной академии А. И. Осипова.

Часто также можно увидеть или услышать, что многие православные христиане не совершают молитвенных мемориалов для своих почти мертвых людей в течение сорока дней после их смерти, думая, что это запрещено. Она испытывает беспрецедентную радость, наблюдая за первым, и дрожит от невыразимого ужаса при виде последнего. В течение первых трех дней она прячется вокруг и вокруг своих дорогих лиц и предметов, оставленных на земле, и, как будто она не может уйти от них.

Только в 40-й день она возвращается к Божьему лицу и слышит праведное определение своей судьбы в будущем к всеобщему воскресению и суждению. Что касается грешника, неподготовленного и отвергнутого церковным руководством, молитвы за него бесплодны. Отделившееся тело - мертвый член, вы не можете вернуть его к жизни, это отбивная, отрезанная деревом и, следовательно, безжизненная.

Что такое смерть?

О, если бы кто мог ответить на это! Помню еще с детства, у нас дома над дверью в комнату висела картина «Сего никто не избежит », на которой была изображена она, костлявая с косой. Это было и интересно, и страшновато. Но уже тогда этот незамысловатый сюжет закладывал в подсознание ребенка важнейшие для человека вопросы: что такое смерть, зачем я живу?

Все сказали, что желательно, чтобы этот вопрос, но чем выше наш церковное княжество рецепт назначенных дней памяти умерших, для того, чтобы быть единым во всех церквах, и которые бы Ли руководствоваться все в болгарской двоюродной православии церкви. «Знакомства умирающих» - смелые.

Вы говорите, что часто слышите разговоры о внезапной смерти. Люди говорят, что когда смерть неизбежна, тогда лучше внезапно прийти к концу и закончить жизнь. Это лучше, чем болезненная болезнь, которая заставит других пострадать. То, что ожидаемая смерть страшнее, чем внезапная. В вашем городе женщина погибла в автомобильной катастрофе, и руины дали ей много разговоров. Один сказал, что эта смерть была хорошей, другая - «более быстрая смерть, чем жизнь мучений». В конце концов, вы решили написать мне и попросить объяснения.

Как христианство отвечает на них? Оно говорит о двухсоставности человека. Важнейшей его частью, тонко материальной, как об этом пишут наши святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник (признавший это в конце жизни), является душа, имеющая три уровня. Высший уровень, присущий только человеку - дух (или ум), носитель самосознания, личности. Он бессмертен. Другие два уровня - чувствующий и растительно-питающий - общие с животным и растительным миром и часто вместе с телом именуемые плотью, или душевным телом, как писал апостол Павел: Есть тело душевное, есть тело и духовное (1 Кор 15 :42-44). Это душевное тело, или плоть, умирает и разлагается вместе с телом биологическим. Смерть есть разрыв между духом и плотью, или проще - между душой и телом. И только вера в бессмертие дает полноценный ответ на вопрос: зачем я живу? Достоевский особенно подчеркивал значение для человека веры в бессмертие: «Только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле» .

Никакой внезапной смерти не должно быть желательным, но нужно быть готовым к ней, когда она придет. Есть много канонических молитв, в которых мы просим Господа удерживать нас от всякого рода несчастий, включая внезапную смерть. Но тот, у кого есть жизнь и смерть, действовать в соответствии с Его святым Провидения на благо каждого человека, будь то дом из этого мира внезапно или через некоторое время.

Иногда Он приходит с внезапными грешниками смерти, иногда, хотя и реже, праведными. В Ветхом Завете мы читаем, как Бог наказал внезапной смертью сыновей Аарона за непреднамеренного их служения, восстают против Моисея, Анании и Сапфиры, который умер мгновенно, потому что он лгал апостолов. Многие преследователи христиан умерли от внезапной смерти, поэтому мы читаем в жизни святых мучеников. Но иногда праведный человек внезапно умирает, хотя очень редко.

2. Что происходит с душой человека в первые сорок дней после смерти?

По смерти плоти душа человека переходит в мир вечности. Но категория вечности неопределима в понятиях времени, она относится к тем простым вещам, о которых еще древнегреческий философ Платон писал, что «простые вещи не поддаются определению ». Поэтому на данный вопрос церковная традиция вынуждена отвечать на языке применительно к нашему сознанию, погруженному в поток времени. В церковном предании есть интересный ответ ангела прп. Макарию Александрийскому (IV в.) о происходящем с душой в эти дни: «… в продолжении двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней ангелами, ходить по земле, где хочет.., как птица, ища гнезда себе… В третий же день… вознестись всякой христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих.

Посылая внезапную смерть грешникам, Господь преследует две цели: наказание за грешника и назидание для остальных. После того, что случилось с Ананией и Сапфирой, большой страх охватил всю церковь и всех, кто ее слушал. Действительно, болезнь перед смертью очень важна. Многие грешники принесли вечное спасение. И тысячи грешников знали Бога и их собственную душу только на больничной койке. И когда-то называли эти две великие реалии игнорировали жизни горько сожалел и скорбел необоснованное жизнь, исповедь и причастие, и очистил слезами и кровью Христа достойны того, чтобы войти в мир Его небесных дворцов.

После повелевается от Него показать душе… красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней… По рассмотрении… она опять возносится ангелами на поклонение Богу.

После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений… По этим различным местам мук душа носится тридцать дней… В сороковой день опять она возносится на поклонение Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по ее делам место».

Поэтому болезнь до смерти - это милость Бога. Не беспокойтесь, что наши близкие могут пострадать из-за нашей тяжелой болезни - эти страдания для их блага, они получат щедрую награду от нашего Создателя. Мир и благословение от Бога! Атанасий Атонски. Сын благочестивых родителей, рано осиротевший и воспитанный монахиней благородного происхождения. Он сам любил монашескую жизнь, поэтому, когда он вырос, он переехал в близлежащий Афонский монастырь Кимен, где он работал под властью преподобного Михаила Малеина.

Впоследствии он перебрался на Афон, где основал Великую Лавру с его именем и по сей день. Он умер, погребен под камнями, пока он был в связи с повтором является храмом монастыря, но прежде, чем предсказал его смерть, которая предупредила брат, утешая их: «Не печальтесь после катастрофы, что случилось бы со мной, и не соблазниться но знаете, что происходящий Бог благоволит к общему благу, потому что в одном случае они судят людей, а другой - Мудрый».

В эти дни душа как бы сдает экзамены на добро и зло. И они, естественно, могут быть сданы различно.

3. Мытарства - что это такое, и почему они так называются?

Слово «мытня» означает место, где взималась пошлина, брались налоги, штрафы. На церковном языке словом «мытарство» выражается производимое с девятого по сороковой день по кончине человека своего рода следствие по делу его земной жизни.

Мытарств обычно называют двадцать. Они распределяются по страстям, в каждую из которых входит много соответствующих грехов.

В житии, например, преподобного Василия Нового блаженная Феодо ра рассказывает о них в следующем порядке: 1) празднословие и сквернословие, 2) ложь, 3) осуждение и клевета, 4) объядение и пьянство, 5) леность, 6) воровство, 7) сребролюбие и скупость, 8) лихоимство (взяточничество, лесть), 9) неправда и тщеславие, 10) зависть, 11) гордость, 12) гнев, 13) злопамятство, 14) разбойничество (избиения, ударения, драки…), 15) колдовство (магия, оккультизм, спиритизм, гадания…), 16) блуд, 17) прелюбодеяние, 18) содомство, 19) идолослужение и ересь, 20) немилосердие, жестокосердие.

Все эти мытарства описываются в житии в ярких образах и выражениях, которые нередко принимаются за саму действительность, порождая искаженные представления не только о мытарствах, но и о рае и аде, о духовной жизни и спасении, о Самом Боге. Потому схиигумен Иоанн Валаамский писал: «Хоть и приняла Православная наша Церковь повествование о мытарствах Феодоры, но это видение частное человеческое, а не Святое Писание. Больше углубляйся в святое Евангелие и Апостольские послания». А иеромонах Серафим (Роуз) объясняет: «Всем, кроме детей, ясно, что понятие «мытарства» нельзя брать в буквальном смысле; это метафора, которую восточные Отцы сочли подходящей для описания реальности, с которой душа сталкивается после смерти… Но сами рассказы - это не «аллегории» и не «басни», а правдивые рассказы о личном опыте, изложенные на наиболее удобном рассказчику языке… В православных рассказах о мытарствах нет ни язычества, ни оккультизма, ни «восточной астрологии», ни «чистилища».

О причине столь неадекватного описания того мира свт. Иоанн Златоуст замечает, что «говорится так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых».

В связи с этим митрополит Московский Макарий (XIX в.) предупреждает: «…надобно твердо помнить наставление, какое сделал ангел преподобному Макарию Александрийскому… о мытарствах: “земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных”. Надобно представлять мытарства не в смысле грубом, чувственном, а сколько для нас возможно в смысле духовном, и не привязываться к частностям, которые у разных писателей и в разных сказаниях самой Церкви, при единстве основной мысли о мытарствах, представляются различными».

Интересное объяснение происходящего на мытарствах предлагает святитель Феофан (Говоров): «…мытарства представляются чем-то страшным; а ведь очень возможно, что бесы, вместо страшного, представляют нечто прелестное. Обольстительно-прелестное, по всем видам страстей, представляют они проходящей душе одно за другим. Когда из сердца, в продолжении земной жизни, изгнаны страсти и насаждены противоположные им добродетели, тогда что ни представляй прелестного, душа, не имеющая никакого сочувствия к тому, минует то, отвращаясь от того с омерзением. А когда сердце не очищено, тогда к какой страсти наиболее питает оно сочувствие, на то душа и бросается там. Бесы и берут ее будто друзья, а потом уж знают, куда ее девать… душа сама бросается в ад».

Но мытарства не есть что-то неизбежное. Их миновал (по слову Христа: ныне же будешь со Мною в раю - Лк 23 :43) Благоразумный разбойник, так же восходили на небо души святых. И любой христианин, живущий по совести и искренне кающийся, освобождается благодаря Жертве Христовой, от этого «экзамена». Ибо Сам Господь сказал: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит (Ин 5 :24).

4. Зачем нужно молиться за умерших?

Апостол Павел написал удивительные слова: вы - тело Христово, а порознь - члены. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор 12 :27, 26). Все верующие, оказывается, составляют один живой организм, а не мешок гороха, в котором горошины толкаются между собой, да еще больно ударяют друг друга. Христиане - клетки (живые, полуживые, полумертвые) в Теле Христовом. И все человечество - одно тело. Но как на всем организме и на любой его клеточке отзывается каждое изменение состояния отдельного органа или клетки, так и в человеческом обществе. Это универсальный закон нашего бытия, который открывает завесу и над тайной молитв за умерших.

Молитва по своему действию есть дверь для вхождения в душу благодати Христовой. Поэтому молитва, совершаемая с вниманием и благоговением (а не бессмысленным ее вычитыванием), очищая самого молящегося, оказывает исцеляющее действие и на усопшего. Но одна внешняя форма поминовения, даже богослужебная, без молитвы самого молящегося, без его жизни по заповедям, является не более, как самообманом, и оставляет усопшего без помощи. Святитель Феофан откровенно писал об этом: «Если никто [из близких] не воздохнет от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящей не будет. То же и проскомидия, то же и обедня… Служáщим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне… Да и где им на всех наболеться?!»

Молитва особенно действенна, когда она сопрягается с подвигом. Господь ученикам, не сумевшим изгнать беса, ответил: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф 17 :21). Этим Он указал на духовный закон, по которому освобождение человека от рабства страстям и демонам требует не только молитвы, но и поста, то есть подвига и тела, и души. Святой Исаак Сирин писал об этом: «Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души». То есть действенность молитвы за усопшего прямо обусловлена степенью жертвенности и борьбы со своими грехами самого молящегося, степенью чистоты его клеточки. Такая молитва способна спасти любимого человека. Ради этого, чтобы изменить посмертное состояние человека, она и совершается Церковью с самого начала своего существования!

5. Что такое - Божий суд, можно ли на нем оправдаться?

Вы спрашиваете о Последнем суде, который часто называется Страшным?

Это последний акт в истории человечества, открывающий начало его вечной жизни. Он последует за всеобщим воскресением, в котором произойдет восстановление всей духовно-телесной природы человека, в том числе и полноты воли, а, следовательно, ивозможности окончательного самоопределения человека - быть ему с Богом или навсегда уйти от Него. По этой причине Последний суд именуется Страшным .

Но Христос на этом суде не окажется греческой Фемидой - богиней правосудия с завязанными глазами. Напротив, перед каждым человеком во всей силе и очевидности откроется нравственное величие Его крестного подвига, Его неизменная любовь. Поэтому, имея печальный опыт земной жизни и ее «счастья» без Бога, опыт «экзаменов» на мытарствах, трудно предположить, чтобы всё это не тронуло, точнее, не потрясло сердец воскресших людей и не определило положительного выбора падшего человечества. В этом, по крайней мере, были убеждены многие Отцы Церкви: Афанасий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, Амфилохий Иконийский, Ефрем Сирин, Исаак Сирин и другие. Они писали о том же, что слышим в Великую Субботу: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим». Эта мысль повторяется во множестве богослужебных тестов Православной Церкви.

Но, возможно, найдутся и такие, ожесточение которых станет сущностью их духа, и тьма ада - атмосферой их жизни. Бог не нарушит и их свободы. Ибо ад, по мысли преподобного Макария Египетского, находится «в глубине сердца человеческого». Потому двери ада могут быть заперты только изнутри самими его обитателями, а не запечатаны архангелом Михаилом семью печатями, чтобы оттуда никто не смог выйти.

Об этом я достаточно подробно пишу в своей книге «Из времени в вечность: посмертная жизнь души».

6. Что такое рай, в котором будут спасшиеся?

А что ответили бы вы на вопрос: что такое семимерное пространство? Пикассо, например, попытался нарисовать скрипку в четырехмерном пространстве и получилась абракадабра. Так и все попытки изображения рая (и ада) всегда будут такой же скрипкой Пикассо. О рае лишь одно подлинно известно: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2 :9). Но это самая общая характеристика рая в передаче нашего трехмерного языка. А по существу все его описания являются лишь самыми слабыми изображениями вещей небесных.

Можно лишь добавить, что скучно там не будет. Как влюбленные могут бесконечно общаться друг с другом, так в неизмеримо большей степени спасенные в раю будут пребывать в вечной радости, наслаждении, счастье. Ибо Бог есть Любовь!

7. Что такое ад, в который попадают погибшие?

Слава Богу, я его пока не знаю и знать не хочу, ибо на библейском языке знание означает единение с познаваемым. Но слышал, что в аду очень плохо, и что он тоже находится «в глубине сердца человеческого», если в нем нет рая.

С адом связан серьезный вопрос: конечны или бесконечны адские мучения? Сложность его заключается не только в том, что тот мир закрыт от нас непроницаемой завесой, но и в невозможности выразить нашим языком понятие вечности. Знаем, конечно, что вечность это не бесконечная продолжительность времени. Но как это понять?

Проблема усложняется еще тем, что Священное Писание, святые Отцы, литургические тексты говорят как о вечности, так и конечности мучений нераскаянных грешников. При этом Церковь на своих соборах никогда не осудила ни одного из Отцов ни той, ни другой точки зрения. Тем самым она оставила этот вопрос открытым, указав на его тайну.

Поэтому прав был Бердяев, когда сказал, что проблема ада «есть предельная тайна, не поддающаяся рационализации».

Конечно, трудно не обратить внимание на мысль святого Исаака Сирина:

«Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними [грешниками] здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там - такой человек думает невыразимо богохульно о Боге… Такой … клевещет на Него». Но он же и предупреждает: «Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания - степень страдания в ней».

Но одно бесспорно. Поскольку Бог есть любовь и премудрость, то очевидно, что для каждого человека вечность будет соответствовать его духовному состоянию, его свободному самоопределению, то есть будет для него наилучшей.

8. Может ли измениться посмертная участь человека?

Если бы там невозможно было изменение духовного состояния души, то Церковь не призывала бы с самого начала своего существования молиться за усопших.

9. Что такое - всеобщее воскресение?

Это воскресение всего человечества к вечной жизни. В последовании утрени Страстной Пятницы слышим: «избавль всех от уз смертных воскресением Твоим ». Учение об этом является главнейшим в христианской религии, ибо только оно оправдывает смысл жизни человека и всей его деятельности. Апостол Павел даже так пишет: Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор 15 :13-14, 19). Он сообщает и о том, как оно произойдет: вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор 15 :52).

А вот что пишет в своих знаменитых «Словах подвижнических» о силе воскресения святой Исаак Сирин: «Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в славе?… Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздает Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость - воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости - привести нас в бытие, когда мы не существовали».