Почему василий блаженный ходил нагой когда жил. Святой блаженный василий, христа ради юродивый, московский чудотворец - святые - история - каталог статей - любовь безусловная. Инфантильный подросток или обличитель неправды

Люди, которые встали на такой трудный путь, казались сумасшедшими, игнорировали все блага, безропотно разрушали град нескончаемых колкостей, неуважительного обращения, различных кар.

Говоря аллегорически, они пытались снискать путь к человеческим сердцам и душам, распространяли идеи добросердечия и сострадания, осуждали одурачивание и предвзятость.

Не всем людям удалось усмирить зерна гордости, не учитывать телесные надобности, стать благороднее иных духом. Один из таких – Блаженный Василий – славный и чтимый святой дурак.

Рождение и юность

Курс его бытия потрясающий (с самого начала). Декабрь 1469-го года (по иным сведениям – 1464). На церковное крыльцо ступает крепостная Анна (Богоявленский собор в деревне Елохово). Она пришла молиться о легком родовспоможении.

Звуки ее мольбы были услышаны Девой Марией. Там же у Анны появился на свет мальчик, назвали его Василием (нареченный Василий Нагой). Кристальная душа и распахнутое сердце – то, с чем он прибыл в мир.

Его отец с матерью – из крепостных. Они были благочестивы, чтили Христа, основывали свое бытие согласно его заповедям. С малолетства внушали своему сыночку учтивое и трепетное отношение к Богу. Василий вырос, и, желая хорошей лучшего сыночку, его отец и мать приняли решение приложить его к обувному делу.

Работа в качестве подмастерья

Молодой ученик выделялся усердием и покорностью. Его мастер так бы и не понял, каким необычным человеком был Василий, если бы не один неожиданный случай.

На порог ступил торговец. Человек подошел к сапожнику с просьбой о продаже ему хороших сапог, которые прослужили бы долгие годы. Василий, проливая слезы, сказал, что человеку не нужны сапоги, так как он умрет завтра, и это произошло именно так, как сказал Василий.

Дорога в Москву

Из-за этого инцидента Василий решил распрощаться с обувным делом и положить свою жизнь на тернистую дорогу глупости. До самой смерти он проживал без всяких расходов, незастрахованный от издевок и обид, имея только невидимого опекуна – веру и незыблемую любовь к Господу.

Он оставил своих родителей и поехал в столицу. Сначала люди с изумлением и колкостями восприняли чудного голого парня. Но вскоре горожане признали его человеком Божьим, Христа ради дураком.

Каким он был

Святой Василий (известный также как Василий Блаженный, Василий Дурак, Чудотворец Москвы или Блаженный Василий Московский, дурак для Христа) – русский православный святой, известный как «юродивый» или «святой дурак» Иисуса Христа. Он был официально канонизирован приблизительно в 1580 году.

Собор Василия Блаженного в Москве назван в честь святого. Первоначально ученик сапожника в Москве, он принял эксцентричный образ жизни, но помогал нуждающимся. Считается, что у него был дар ясновидения.

Он жил на самой Красной площади, когда это место служило главным рынком Москвы. Однажды святой Василий выбросил хлеба пекаря, и мужчина должен был признаться, что добавляет известку в муку. В 1547-ом святой Василий пришел в центральный собор в Москве и начал слезно молиться.

На следующий день произошел Великий московский пожар, и он начался в церкви именно там, где молился святой.

Говорят и о других чудесах святого Василия. Как-то торговец посоветовался с ним: церковные своды, которую он возводил, по трем неизвестным основаниям, рухнули. Святой дурак посоветовал ему найти бедного человека (Ивана в Киеве).

Последовав рекомендации, торговец нашел хлопца в бедном домишке (он заканчивал пустопорожнюю колыбель). Торговец спросил, что это значит. Бедняк растолковал, что так он решил выразить уважение своей матушке. Несчастный «зодчий» понял, почему Чудотворец послал его сюда.

На самом деле еще раньше он выгнал свою матушку из дома. Не пожалев о том, что он сделал, он желал воспеть Всемогущего за построенный храм. Создатель отказался принять дар от мужчины , который не был хорошей душой. Благословенный Василий помог этому мужчине: он покаялся, примирился с матушкой и она простила его.

Святой старец оставался голым и тащил за собой тяжелые цепи. Он упрекнул Ивана Грозного за то, что он не обратил внимания на церковь, и особенно за его жестокое отношение по отношению к невинным.

Представился ко Господу

Когда Василий Блаженный умер (2 августа 1552 года или 1557 года ), митрополит Московский Макарий служил на его похоронах со многими представителями духовенствами. Сам Иван Грозный повел себя как приятель Чудотворца и нес его гроб на кладбище.

Старец похоронен в Соборе Василия Блаженного (в Москве), который заказан для постройки Иваном IV (в память о захвате Казанского ханства). Собор также славен как «Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву». В 1588-ом году Федор Иванович добавил на восточную сторону часовню над могилой Святого Василия.

Василий Блаженный, самый известный из юродивых, которыми изобиловала Русь, родился в 1468 году в селе Елохово, что недалеко от Москвы, в семье благочестивых крестьян Иакова и Анны.

С детства он вел подвижническую жизнь, постоянно молился, и уже тогда в нем стали заметны первые ростки Божественной благодати. Мальчиком он был отдан в учение к сапожнику. Однажды в лавку зашел купец и заказал много новых сапог. Шестнадцатилетний Василий посмеялся над ним. Когда заказчик ушел, хозяин стал допытываться у юноши о причинах его поведения. Василий ответил, что странно заказывать столько сапог, сколько хватило бы на много лет, ведь этот человек на следующий день должен умереть. Его предсказание сбылось. После этого Василий не захотел больше ни оставаться у хозяина, ни возвращаться к родителям и направился в Москву.

Затерявшись в шумной городской толпе, он избрал подвижнический путь притворного безумия, чтобы как можно полнее приобщиться страданиям Господа нашего Иисуса Христа, полностью отказавшись от уважения со стороны людей. Не имея постоянного жилья ни даже пристанища, чтобы преклонить главу, он жил почти нагим на улицах и в общественных местах, ночи проводил в молитве на церковной паперти. Среди толпы он хранил молчание так же строго, как отшельники в пустыне; вынужденный говорить, он притворялся косноязычным. Не имея близких людей, отказавшись от мира и его привязанностей, он проявлял при этом великое сочувствие к несчастным, больным и угнетенным. Он часто посещал в тюрьме узников, посаженных за пьянство, чтобы обратить их к исправлению.

В эпоху, когда в обществе царили страх и угнетение, жизнь святого Василия служила живым укором неправедным боярам и утешением для обездоленных. Почти все его поступки имели пророческий смысл. Например, блаженный много раз бросал камни в углы домов, где жили благочестивые люди, а когда проходил мимо жилищ, хозяева которых коснели в грехах, целовал углы стен. Когда его спрашивали о причинах такого странного поведения, Василий отвечал, что в домах, где царит святость, нет места для бесов, и поэтому, видя их снаружи, он отгонял их камнями. Напротив, целуя углы нечестивых домов, он приветствовал ангелов, которые оставались снаружи, не имея возможности войти внутрь. На рынке он опрокидывал прилавки нечестных торговцев. Однажды, получив от царя деньги, он, вопреки обыкновению, не раздал их нищим, а отдал хорошо одетому купцу, который, потеряв состояние, не осмеливался просить милостыню и умирал от голода.

В 1521 году, когда татарское войско Мехмет Гирея угрожало Москве, святой Василий, проливая обильные слезы, молился за родину перед вратами Успенского собора в Кремле. Внезапно в церкви раздался ужасный шум, вспыхнуло пламя, и голос от Владимирской иконы Божией Матери возвестил, что Она оставляет Москву из-за грехов ее жителей. Святой усилил молитвы – и страшное явление исчезло. Мехмет Гирей, уже предавший огню городские предместья, был отброшен от города подоспевшим войском и бежал за пределы Руси.

Царь Иван IV Грозный любил блаженного Василия и относился к нему с большим почтением, так же как и святой митрополит Макарий. Однажды святой, приглашенный во дворец на царский пир, трижды вылил вино за окно. Когда царь с раздражением спросил его, что он делает, тот ответил, что гасит пожар в Новгороде. Немного погодя гонцы принесли известие о большом пожаре, действительно случившемся в Новгороде. Пожар, однако, не разгорелся, потому что некий человек странного вида ходил нагим по улицам и кропил горящие дома. Увидев Василия, гонцы узнали в нем человека Божия, погасившего пламя.

В другой раз, в 1547 году, святой стал горько плакать перед храмом Воздвиженского монастыря, в том месте, где спустя некоторое время начался большой пожар, опустошивший Москву. Вскоре после этого бедствия, когда царь присутствовал на Божественной литургии, блаженный, стоя в углу, внимательно смотрел на него. После литургии он сказал царю: «Ты был не в храме, а в другом месте». Царь стал протестовать, но Василий повторил: «Ты говоришь неправду. Я видел, как в мыслях ты ходил на Воробьевы горы, чтобы построить там себе новый дворец». С того момента царь стал опасаться святого и еще больше уважать. Но это уважение не мешало ему проявлять жестокость, ставшую притчей во языцех.

Святой Василий явился также людям на корабле, терпящем бедствие, и спас их от гибели. Он совершил еще множество чудес за 62 года своего подвига юродства.

В 88 лет святой заболел. Узнав об этом, царь вместе с семьей сразу же поспешил к нему, чтобы испросить его молитв. На смертном одре Василий изрек пророчества о будущем царства, затем его лицо осветилось, потому что он увидел сонм ангелов, явившихся принять его душу. Придя в восхищение, он почил в радости 2 августа 1557 года.

Весь город тогда наполнился благоуханием, и множество людей собрались на его похороны. Царь с сыновьями несли его на своих плечах до церкви, где их ждал митрополит с епископами. На могиле блаженного, которая стала источником исцелений для верных не только из Москвы, но и из других краев, построили храм в честь Покрова Божией Матери, в память взятия Казани. Позднее храм получил в народе прозвание собора Василия Блаженного.

Чудеса, связанные со святым, не прекращались. И в 1588 году, при митрополите святом Иове, Василий Блаженный был канонизирован. В этот день 120 больных получили исцеление у мощей святого.

Василий Блаженный почитается как покровитель Москвы.

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря

Василий Блаженный (1469-1552) – святой православной церкви и знаменитый московский юродивый. Его ещё называют Василий Нагой. Родился этот человек в селе Елохово близь Москвы. Мать родила ребёнка прямо на паперти местной церкви, когда пришла молиться о благополучных родах. Когда мальчику исполнилось 10 лет, то его отдали в ученики к сапожнику в Китай-город. Именно там, в сапожной мастерской, впервые и проявился провидческий дар Василия.

Василий Блаженный причислен к лику святых

Явился однажды к сапожнику посадский человек и заказал сшить ему сапоги. Когда заказчик ушёл, то Василий сказал хозяину, что этот заказ выполнять не нужно. Сапожник очень удивился и поинтересовался у мальца, почему это он не должен шить сапоги только что ушедшему человеку. На что мальчик ответил: «Сапоги он просил сшить через 5 дней, а сам умрёт уже завтра».

И действительно, слова подростка подтвердились, а по Москве прошёл слух о появлении ясновидца. Вскоре Василий ушёл из сапожной мастерской и стал юродивым. И в лютый холод, и в жару, и в дождь ходил в одной рубашке и босиком. Носил на себе железные цепи, спал, где придётся. Иногда спускался в московские подземелья и молился в кромешной темноте по многу часов. В конце молитвы появлялся таинственный свет и возникали видения из будущего.

Часто Василий Блаженный ночевал в Китайгородской башне у Варварских ворот. Уже при его жизни и долгие годы после смерти блаженного это место называлось Васильевским лужком.

В 1525 году возле Оки внезапно появился крымский хан Махмуд-Гирей с большим войском. Его отряды стали опустошать Коломенские места. Достигли подмосковного села Острова и сожгли монастырь Николы на Угреши. За несколько дней до этого Василий Нагой пришёл ночью к западным вратам Успенского собора и долго молился. Затем он стал ходить по Москве, предупреждая людей о большой беде.

Знаменитый московский юродивый совсем не боялся Ивана Грозного

Знаменитый московский юродивый был одним из тех немногих, кто совсем не боялся Ивана Грозного. Он прилюдно упрекал жестокого царя в неправедных действиях. Однажды государь пригласил юродивого к своему столу. Три раза подносили блаженному вино, а тот трижды выплёскивал его на пол.

Такое поведение рассердило Ивана Грозного. Если кто-то не принимал от царя угощение, то оскорблял его. Но юродивый объяснил нахмурившему брови государю: «Излиянием этого пития погасил я большой огонь в Великом Новгороде». И действительно, через 2 дня в Москве стало известно, что в Новгороде возник пожар, но люди с ним быстро справились.

Незадолго до смерти Василия Блаженного пришёл к нему Иван Грозный со своими сыновьями Иоанном и Фёдором. Царь попросил помолиться за них. Тогда ещё ничто не предвещало ссору государя с престолонаследником Иоанном. Но юродивый не стал это пророчествовать. Он только сказал, что царём Русской земли станет не Иоанн, а младший сын Фёдор.

Василий Нагой помогает женщине

Скончался знаменитый юродивый 2 августа 1552 года на 83-м году жизни. В похоронах принимали участие сам царь Иван Грозный и ближайшие к нему бояре. Погребение совершил митрополит Макарий. В 1588 году на Поместном соборе Василий Нагой был причислен к лику святых. Примерно в то же время к 9-ти церквам Покровского собора добавили ещё одну церковь – Василия Блаженного. Всенародное почитание московского юродивого было так велико, что храм получил ещё одно название – собор Василия Блаженного.

Когда царь Фёдор вступил на престол, то сутками замаливал в этом храме грехи отца. Так повелевал поступать являвшийся в сновидениях к молодому государю Василий Блаженный. Замаливать грехи надо было именно в соборе Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, так как именно в этом месте по приказу Ивана Грозного казнили тысячи людей.

В сновидениях юродивый предостерегал Фёдора Иоанновича, постоянно говоря: «Если убиенные не простят, то храм уйдёт в землю». В наши дни неизвестно, замолил ли сын грехи своего отца. Но специалисты отмечают, что постепенно идёт деформация собора Василия Блаженного. Причина заключается в многочисленных подземельях, пустотах, погребах, колодцах под самим собором и вокруг него. Ведь под центром Москвы находится огромный подземный город в несколько ярусов.

Чрезвычайно негативно воздействуют на уникальный памятник архитектуры подземные работы, городской транспорт, высокий уровень загазованности и другие отрицательные факторы современной столицы. А память о чудотворце жива по сей день. Празднуют её истинно верующие люди в день кончины Василия Блаженного 2 августа. Так решил патриарх Иов ещё в 1588 году.

Алексей Стариков

Блаженный Vasily Blajenniy Карьера: Святой
Рождение: Россия, 15.8.1552
Украшающий Красную площадь храм Покрова на рву повелось называть собором Василия Блаженного. Это справедливо, поскольку особый Васильевский придел, соединенный с Покровским собором, сооружен как раз над серебряной с золочением, усыпанной жемчугом и драгоценными камнями ракой. Именно здесь покоятся мощи святого, преставившегося 2 августа (в этот день, 15-го по новому стилю, Русская православная церковь отмечает его память) предположительно 1552 года.Чем же заслужил такую любовь москвичей юродивый Василий?.

ДОШЕДШИЕ до нашего времени биографические сведения о Василии Блаженном отличаются чрезвычайной скудостью и во многом напитаны ароматом легенды. Считается, что грядущий святой родился примерно 1464 года в сельце Елохове под Москвой (в настоящий момент это по сути дела середина столицы). Отец Иаков и мама Анна ещё мальчиком отдали его в подмастерья сапожнику, и уже в эту раннюю пору у него, как повествуется в житии, прорезался дар юродства. Василий в первую очередь посмеялся над купцом, заказавшим у его хозяина сапоги, а потом ударился в слезы по поводу ожидающей того скорой смерти. Предсказание вскоре сбылось. Так окружающие убедились, что худенький, невзрачный подросток, каковым был в ту пору грядущий подвижник, наделен способностью предвидеть человеческую судьбу. Небеса прямо подавали знак, в чем его предназначение, и Василий с 16 лет избрал себе поприще на всю бытие, покинув родительский здание и начав новости бродячую существование.

Свыше семи десятилетий вершил геройский поступок юродства тот самый мужчина, заслужив более того почитание со стороны митрополита Макария. Как и все нищие той эпохи, он не имел никакого постоянного пристанища, жил большей частью на улицах, только редко соглашаясь заночевать в домах пожилых одиноких старух, а ходил без малого обнаженным. Неслучайно первоначально его так и прозвали Василий Нагой.

Как и положено юродивым, он непрерывно совершал вызывающие громогласный социальный резонанс поступки безумные с точки зрения житейской морали, но проникнутые глубинным философским смыслом, в духе известных речений апостола Павла из его Первого послания к коринфянам: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; Мы безумны Христа для, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

Что же такого необычного позволял себе Василий Нагой?

Дьявола он постоянно может открыть во всяком образе и везде его преследует

ПРЕЖДЕ всего тот самый юродивый нередко ведет себя на рынке как распоясавшийся погромщик уничтожает хлеб, квас и другие доброкачественные товары, потому как они принадлежат бессовестным торговцам, заламывающим грабительские цены. В дома добродетельных с виду горожан он швыряет камни и более того целует углы жилищ, в которых совершаются кощуны, то есть всякого рода непотребства. Житие святого проясняет, что если у первых снаружи толпится свора бесов, рвущихся угодить в обитель, то у вторых внутри плачут ангелы

Царь дает Василию Нагому золото он не раздает его, как следовало бы ждать, нищим, но полностью всю сумму вручает купцу в чистой одежде, тот, что лишился состояния, но не решается хлопотать милостыню Царь подает ему кубок с вином он выливает его в окно, чтобы, как выясняется, потушить пожар, разбушевавшийся за навалом верст, в далеком Новгороде. Наконец юродивый решается более того расшибить чудотворный образ Богоматери в церкви у Варварских ворот оказывается, на этой доске под святым изображением нарисован бес. Дьявола он завсегда может открыть во всяком образе и повсеместно его преследует, пишет о Василии единственный из историков церкви. Так он узнал его в нищем, тот, что собирал навалом денег у людей, посылая в награду за милостыню привременное счастье. Нетрудно скумекать, что в расправе с нищим-бесом, учиненной Блаженным, заключена мораль, направленная острием супротив безмерного корыстолюбия, маскирующегося показным благочестием: Собираеши счастьем христианские души, в сребролюбивый нрав уловляеши.

По молитвам грешного Василия

ИЗ ЖИТИЯ святого мы узнаем, что царь Иван Грозный сообща с супругой царицей Анастасией незадолго до кончины Блаженного посетил его и получил благословение. Однако легенды рисуют юродивого Василия непримиримым борцом супротив царской деспотии, обличавшим ее жестокость, самодурство, приверженность к роскоши. Например, во время Божественной литургии в храме Василий укоряет Грозного за то, что тот мыслями был не на богослужении, но на Воробьевых горах, где строился новоиспеченный высочайший дворец. Хотя в храме полным-полно народа, юродивый говорит, обращаясь к царю, что за литургией никого не было, но токмо трое: первостепеннный митрополит, вторая благоверная царица и третий он, грешный Василий.

Предсказания юродивого касались не только отдельных личностей, но временами носили общенациональный нрав, затрагивая судьбы многих соотечественников. Так было в начале лета 1521 года, когда Василий беспрерывно молился о спасении Москвы от татарского нашествия. Прошли считаные недели, и крымский хан Мухаммед-Гирей впрямь подошел к стенам русской столицы и встал в поле. Однако города он не взял и ушел вспять в степь. Москвичи посчитали это диковинка результатом заступничества Василия Блаженного. Но временами нагой мудрец чувствовал близкое бессилие изменить ход событий. 23 июня 1547 года, посредством 5 месяцев позже венчания на царство Ивана Васильевича (ещё не получившего печального прозвища Грозный), Василий пришел в Воздвиженский монастырь и единый день то молился перед иконами на коленях, то тяжко рыдал в храме. На следующий день страшное зарево охватило всю Москву. Выгорело полгорода, охватывая царские хоромы. Сохранилось невпроворот и других свидетельств о чудесных пророчествах юродивого Василия.

Похороны Блаженного на 88-м году жизни собрали на Красной площади великое многолюдство, отпевал же его в присутствии царя и бояр сам Макарий, митрополит Московский. Похоронили знаменитого на всю Русь провидца примерно церкви Святой Троицы, что стояла на рву, на том самом месте, где затем взятия Казани зодчие Барма и Постник по приказу царя создали собор таковой дивной красоты, какой Русь ещё не знала.

Оригинал взят у ykontakte в

Оригинал взят у lat_elenka в Как жил и кем был Василий Блаженный?

2 августа 1552 года умер самый известный юродивый Руси, Святой Московский чудотворец Василий Блаженный. Его популярность была так велика, что уже несколько веков имя святого обрастает все новыми легендами.

Миф первый: Василий Блаженный был дурачком

Наиболее распространенное заблуждение, касающееся многих юродивых на Руси. Родилось оно из-за непонимания самого смысла юродства. Разумеется, были так называемые блаженные от рождения, но большинство принимали юродство, странничество осознанно, как подвиг во имя Христа. Насколько можно судить по сохранившимся преданиям, именно таков был Василий Блаженный. В юности он учился сапожному ремеслу, но уже в 16 лет встал на путь подвижничества. И до самой смерти не изменял ему. Все его поступки, казавшиеся, поначалу глупыми выходками городского сумасшедшего, имели свое объяснение и глубокий смысл. Вот ходит юродивый по торговым рядам, и вдруг скидывает с лотка пироги. Шум, гам! Торговцы нещадно бьют Василия, а тот только благодарит их. А потом выясняется, что в пироги да калачи подмешивали ушлые купцы всякую гадость. Часто они сами и признавались в этом, испытывая стыд перед обличившим их юродивым.
Прозорливость, мудрость, умение сопоставлять факты, - вот черты, отличавшие Василя Блаженного, но никак не слабоумие, которое порой приписывают юродивому. Его предсказания, облеченные в форму притч не всегда были понятны, но все чаще люди убеждались в его чудесном провидческом даре, и слава о нем пошла далеко за пределы Москвы. Ценил и побаивался подвижника сам Иван Грозный, а тот не боялся сказать ему правду. Вот приглашает царь на свое тезоименитство Блаженного в палаты, потчует вином. А юродивый один за другим выливает три бокала в окно. На гнев же царя отвечает, что таким образом потушил пожар в Новгороде. Позже гонцы, посланные проверить эти слова, подтвердили: в то самое время, когда Василий Блаженный находился в платах, человек, схожий с ним обликом, появился в пылающем городе, и помог залить огонь. Великий пожар действительно был в 1547 году.
Юродивый мог только прикидываться дурачком, удивляя и эпатируя своими иносказаниями публику. Это осознанная роль, игра, маска, за которой скрывается обличитель пороков человеческих, раскрывающий людям правду о самих себе, которую они боятся признать.

Миф второй: Василий Блаженный ходил нагим и зимой, и летом

Василий Нагой - второе прозвище юродивого. В житии его описывается, что ходил он без всякой одежды в любое время года, и даже приводится предание, как женщины посмеялись над его видом, и тут же ослепли. А вернул святой зрение только одной торговке, которая перед ним покаялась. Однако с этой легендой пересекается другая. В ней Блаженный принимает в дар лисью шубу и ходит в ней в мороз. Когда же лихие люди захотели его обмануть и попросили укрыть шубой якобы умершего товарища, юродивый так и сделал. Но как только разбойники завладели желанной добычей, они увидели, что мнимый мертвец, и вправду умер.
Нагота Блаженного, скорее, символ презрения ко всему земному, бренному на пути к Царствию Небесному. Он был наг и бос, так как не имел никакого имущества, но как видим, не отказывался от подаяния. Этот образ жизни принимало большинство русских юродивых, но, конечно, абсолютно голыми они не ходили. Просторная холщовая рубаха прикрывала тело, часто проглядывающее в прорехи, отсюда - понятие о наготе.
Разумеется, прижизненных изображений Василя Блаженного не сохранилось, а на всех иконах мы видим его нагим. Этот иконописный образ и создал еще одну легенду о великом подвижнике.
Миф третий: Василий Блаженный не имел угла, и жил на улице
Был наг, бос, не имел имущества и жил на улице. Бездомность юродивого дополняет его образ святого странника. Однако и этот факт нельзя ни опровергнуть, ни подтвердить доподлинно. И все же есть свидетельства, что юродивый все-таки имел крышу над головой. В Пискаревской летописи читаем: «в животе блаженного Василия житие его было на Кулишках у боярыни вдовы именем у Стефаниды Юрловы». Последняя - личность отнюдь не легендарная, богатый боярский род владел многими землями. В одном из списков жития святого так же упоминается, что он преставился в доме у некой вдовицы. Вполне возможно, речь идет о Юрловой. То, что юродивый жил в богатом доме, однако не является фактом удивительным и нисколько не противоречит нравам и обычаям того времени. Состоятельные вдовы имели обыкновение призревать у себя сирых и убогих, творили щедрую милостыню и давали кров божьим людям.

Миф четвертый: храм назвали в честь Василия Блаженного, потому что он юродствовал у его строящихся стен


Чем дальше отодвигаются исторические события, тем большими небылицами и домыслами они обрастают. Некоторые считают, будто Василий Блаженный и Иван Грозный - один человек (да-да! находятся и такие), а уж про собор на Красной площади даже экскурсоводы рассказывают несообразности. Говорят, будто он был построен Иваном Грозным в честь Василия Блаженного. Другой вариант - собор возводился Иваном Грозным, а Василий Блаженный юродствовал рядом с его стенами, вот народ и прозвал храм в его честь. Оба факты исторически неверны. А возникли, скорее всего, потому что хоронили этого святого, умершего в 1552 году (есть сведения, что в 1551) так, как ни одного другого юродивого на Руси. Гроб его нес сам царь с боярами, а отпевал юродивого митрополит Макарий.
Храм же начали строить только в 1555 году в честь взятия Иваном Грозным Казани. Полное название его - собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву или Покровский собор. Связь же с Василием Блаженным такова - юродивый был похоронен на кладбище Троицкой церкви во Рву. И после смерти Блаженный творил чудеса, свидетельств мало, но говорят об исцелениях, которые происходили на его могиле. Поэтому в 1588 году он был канонизирован. В этом же году по велению государя Федора Иоанновича один из приделов Покровского собора посвятили св. Василию Блаженному. Но популярность и почитание святого были так велики, что вскоре об истинном названии забыли, и по сей день храм на Васильевском спуске (тоже прямая связь с именем святого) во всем мире известен как храм Василия Блаженного.

Миф пятый: Суриков изобразил Василия Блаженного среди персонажей картины «Боярыня Морозова»

Еще одно историческое несоответствие, о котором частенько забывают посетители Третьяковской галереи, рассматривающие грандиозное полотно Василия Сурикова, посвященное расколу русской церкви в 17 веке. А ведь надо просто сопоставить даты. Юродивый, изображенный художником, никак не может быть Василием Блаженным. Святой жил при двух царях Василии Третьем и Иване Четвертом (Грозном), и умер задолго до событий, начавшихся в царствование Алексея Михайловича. Но то, что художник, создавая своего юродивого, вдохновлялся мощным образом Василия Блаженного, несомненно.
Можно также утверждать, что черты великого подвижника и обличителя неправедной власти, воплотил в своем блаженном Николке по прозвищу Железный Колпак и Пушкин (драма «Борис Годунов»). Так уж повелось, что переломные моменты российской истории не могут обходиться без святых юродивых, которые «не боятся могучих владык. А княжеский дар им не нужен. Правдив и свободен их вещий язык. И с волей небесною дружен» (А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»).