Религия кальвинизм. Краткая историческая справка о кальвинизме. Современные богословы кальвинизма
В кальвинизме вероучительных книг очень много. Собственные символические книги имеют не только разные ветви кальвинизма, но даже и отдельные поместные толки одного и того же исповедания.
Главнейшими символическими книгами кальвинистов являются следующие:
Первый катехизис" Кальвина (1536) является переработкой основного богословского труда Кальвина "Наставления в христианской вере"; положен также в основу упоминавшегося выше Исповедания веры".
Целью написания "Наставления" было систематизировать изложение уже определившихся идей протестантизма и положить юнец беспорядочности учения и строя среди единомышленников.
при этом Кальвин далеко превзошел попытки своих предшественников по ясности, сжатости, силе изложения. В его учении протестантизм принимает сухой, рационалистический характер с четкими логическими рассуждениями и ссылками на текст Писания.
"Наставление" несколько раз переделывалось и расширялось втором и в наиболее известном последнем издании 1559 г. явилось суммой всего догматического и церковного учения кальвинизма.
Женевский катехизис" Кальвина (1545) отличается от "Первого катехизиса" вопросно-ответной формой изложения.
"Женевское соглашение" (1551) составлено Кальвином, содержит особо заостренную редакцию учения о предопределении. Принято кантональным советом Женевы.
148. "Галликанское исповедание", иначе "Исповедание веры французских Церквей" (1559) принято кальвинистами Франции. В основе своей оно тоже является произведением самого Кальвина.
Перечисленные вероопределения публиковались на французском и латинском языках.
Большим уважением у реформатов пользуется также "Гейдельбергский катехизис" (1563), составленный кальвинистами Германии на немецком языке.
Учение кальвинизма о Церкви и таинствах
Кальвинизм, как и лютеранство, является плодом реформационных движений XVI в. Так же, как лютеране, кальвинисты представляют собой религиозное общество, лишенное непрерывной апостольской преемственности в историческом и сакраментальном смысле, поэтому в учении кальвинистов о Церкви тоже не может быть твердой веры в непрерывное пребывание Церкви на земле и в непрерывное стояние исторической Церкви в истине.
Согласно учению Кальвина, всякое соединение людей, в котором раздается проповедь слова Божия и совершаются таинства (Крещение и Причащение), есть Церковь.
Несмотря на непримиримую вражду с католицизмом учение Кальвина о Церкви приближается к средневековому и заключает в себе много элементов теократии.
В то же время Кальвин принял основные положения лютеранской экклезиологии* Но картина анархии, в которую повергло протестантизм учение Лютера о всеобщем пастырстве, заставила Кальвина подумать о необходимости поднять авторитет и значение пастырей и церковной организации. Кальвин даже стремился государство втянуть в орбиту Церкви (Лютер скорее готов был допустить обратное: подчинить Церковь государству).
"Галликанское исповедание" всячески старается поднять авторитет новообразовавшейся Церкви и укрепить церковную дисциплину.
Таким образом, в ответе на вопрос, что же такое Церковь, Кальвин не поднимается выше Лютера. "Следуя слову Божию, мы говорим, что она есть общество верующих, согласившихся следовать этому слову" (ст. 27).
О таинствах кальвинисты учат, подобно лютеранам, в туманных выражениях, как о "знаках", "печатях" и «свидетельствах» .
149. В учении о Евхаристии Кальвин занимает среднее, колеблющееся, положение между Лютером, который признавал телесное присутствие Христа в Евхаристии, и Цвингли, который такое присутствие отвергал. Кальвин учил, что хлеб и вино - лишь знаки нашего духовного общения с Телом и Кровью Христа, но что в действительности вкушает их лишь избранник, благословенный истинной верой.
Покаяние не имеет в кальвинизме сакраментального значения. Пренебрегая вместе с лютеранами учительной ролью Церкви, Кальвин считал библейские книги единственным правилом веры. Ни указы, ни декреты, ни видения, ни чудеса не должны быть противопоставлены этому Священному Писанию" ("Галликанское исповедание", ст. 5).
Впрочем, кальвинисты придают некое значение и церковной традиции: древним символам веры (в частности, Никео-Цареградскому), Соборам и отцам Церкви. "Признаем то, что было определено древними Соборами и отвращаемся от всех сект и ересей, отвергнутых святыми учителями, как-то св. Иларием, св. Афанасием, св. Амвросием, св. Кириллом" (там же, ст. 6).
Учение Кальвина о спасении и безусловном предопределении
В основе учения Кальвина о предопределении (предестинации) лежит идея безусловного господства воли Божией, избирающей людей лишь" орудиями своими". Это полностью исключает мысль о человеческих заслугах, даже само представление о возможности свободы выбора в решениях людей. Сама по себе эта идея не нова и была развита еще блаженным Августином в начале V - конце IV в. и в основном разделялась всеми реформаторами XVI в., но в учении Кальвина она получила наиболее четкое и глубокое выражение. По его учению, предназначенные к вечному спасению составляют небольшую группу, избранную Богом в силу непостижимого решения, помимо всякой их заслуги. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто осужден на вечную гибель.
Здесь небезынтересно проследить ход рассуждений, приведших Кальвина к его учению о безусловном предопределении. В вопросах сотериологии Кальвин согласен с Лютером в том, о природа падшего человека совершенно искажена грехом. Все дела человека, даже лучшие, внутренне являются злом. "Все, что ходит от него, совершенно справедливо осуждается (Богом) и вменяется в грех ("Наставление"). Человек потерял свободу воли после падения он творит зло не свободно, а по необходимости.
150 Последовательно развивая таким образом эти положения, Кальвин дошел до учения о безусловном предопределении Богом - одних людей к вечному спасению, других к вечной гибели - главному положению своей сотериологии "Учение о предопределении носит на себе печать особенного духовного склада самого Кальвина, его сурового и жестокого характера, холодного и рационалистического подхода к богословским вопросам.
Сотериологическое учение Православной Церкви коренным образом отличается от взглядов Кальвина и Лютера. Оно исходит из изложенного в Священном Писании Божественного предопределения, вытекающего из Божественного предведения. Их же предуведе, тех и предустави. - (Рим. 8, 29).
Кальвин же учит о предопределении безусловном, которое совершается независимо от духовного состояния человека и его образа жизни, и говорит о нем в самых решительных выражениях. Отвергнув свободу человека, он доходит до утверждения, что зло совершается по воле Божией, и в своих высказываниях на эту тему иногда производит впечатление одержимого.
"Когда мы не понимаем, как это Бог хочет, чтобы происходило то, что Он же запрещает, вспомним о своем бессилии и ничтожестве, а также о том, что свет, в котором живет Бог, не напрасно назван неприступным, ибо он окружен тьмою" ("Наставление", кн. I). И далее: "Что бы ни предпринимали люди и даже диавол. Бог всегда держит в руках руль".
Закон Бога предписывает безвольному человеку "непосильное для него, чтобы убедить человека в его собственном бессилии" ("Наставление").
Кальвин сожалеет, что святые отцы (исключая Августина) не учат о потере человеком свободы воли. Кальвин недоволен, в частности, тем, что Иоанн Златоуст "возвеличивает силы человеческие".
По природе человек способен только на зло. Добро - дело благодати. Не от нашего усмотрения, по словам Кальвина, зависит повиноваться действию благодати или противиться.
Так же, как Лютер, Кальвин отвергает участие человека в деле своего спасения (синергизм). Так же, как Лютер, он учит, что человек оправдывается верой в свое спасение.
151. О добрых делах в "Наставлении" говорится следующее: "Хотя Бог, совершая наше спасение, возрождает нас для благотворения, мы исповедуем, что добрые дела, которые мы совершаем под водительством Св. Духа, не играют роли в нашем оправдании".
Верующий, по учению Кальвина, должен быть безусловно уверен в своем спасении, ибо спасение совершается Богом независимо от дел человеческих.
Кальвин возражает святым отцам, которые "держали людей в страхе и неуверенности", так как ставили спасение в зависимость от дел.
"Бог однажды в Своем вечном и неизменном совете решил, кого Он желает привести к спасению, а кого желает предать погибели". "Когда спрашивают, почему Бог так делает, надо отвечать: потому, что Ему так угодно".
Вот как далеко заходит Кальвин в развитии мысли Лютера о том, что человек - это соляной столб. Кальвин как бы совсем забывает, что, по словам Священного Писания, Бог всем человеком хощет спастися (I Тим. 2, 4), и как бы не замечает того, в каком резком противоречии находится все его учение с духом Евангелия.
Подводя краткий итог православной оценке кальвинистской доктрины о безусловном предопределении, можно сказать следующее: Священное Писание ясно свидетельствует об условности предопределения Божия. Об этом говорят, например, представления будущего Страшного Суда в Евангелии (Мф. 25, 34-36, 41-43). О благодати как силе Божией, спасительной для всех людей, а не для некоторых только, читаем у того же апостола Павла, на которого ссылался Кальвин: Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков... (Тим. 2, 11-12).
Обойти текст Священного Писания, сохранив при этом убедительность суждения, нельзя, поэтому кальвинисты и толкуют те и иные места Священного Писания аллегорически: что момент благодатного попечения рассматривается как попечение о мире в целом, которое Спаситель дал для всех человеков в том плане, спасительно для человечества. А для рода человеческого спасительно и полезно, чтобы одни погибли, а другие спаслись. Поэтому путем такого рода истолковательной экзегезы можно принять и такое место.
152. Еще одно известное место из Первого Послания к Тимофею (2, 4): Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания тины. Таким образом, предопределение Божие имеет в виду лишь спасаемых. Нигде в Священном Писании не говорится о предопределении к погибели. Предопределение к спасению следует понимать как выражение непреклонной воли Божией „, сделать все необходимое для спасения тех, кто хорошо пользуется своей свободной волей: "...Со страхом и трепетом совершайте свое спасение" (Фил. 2, 12); "Кто ищет благодати и свободно покоряется ей" (Окружное послание восточных патриархов, 1848 г.). Еще одна цитата из "Точного изложения православной веры" преподобного Иоанна Дамаскина: "Предопределение Божие есть предвидящее, но не принудительное". И в завершение этого раздела - цитата богослова XX в. Николая Никаноровича Глубоковского. В своем известном труде о Посланиях апостола Павла он писал:
"Предопределение говорит единственно то, что есть в мире греховное человечество, не окончательно погибшее и поэтому удостаиваемое Божеского милосердия".
Что же касается учения Кальвина о безусловном предопределении, то оно было осуждено Иерусалимским Собором восточных патриархов (1672) и его проповедники преданы анафеме. И никто ее пока не отменял. Однако нельзя не учесть то, что нынешние кальвинисты и реформаты не делают особого акцента на учении о предопределении, то есть оно не выдвигается ныне как основной момент доктрины. Но и никакого тайного или авторитетного отказа от него ни одной из ветвей нынешнего кальвинизма декларировано не было. Поэтому, хотя на практике того акцентирования (прямо-таки упивания у Кальвина этой жестокостью Божией) на делении на спасаемых и погубляемых ныне, конечно, в реформатстве нет, однако и осуждения или отказа от этой доктрины также не было.
Вождем Реформации в Швейцарии в середине XVI в. стал француз Жан (Иоанн) Кальвин. В вероучении и в учении о нравственности, в учении о Церкви и церковных обрядах Кальвин пошел гораздо дальше Лютера. Главной особенностью его учения является учение о безусловном предопределении, согласно которому Бог от вечности предопределил одних людей ко спасению, а других к погибели. Это учение легло в основу второй после лютеранства ветви протестантизма - кальвинизма.
Кальвинисты называют себя реформатами, а свое общество Реформатской или Евангелическо-реформатской церковью.
Однако за последователями учения Кальвина, которое распространилось на многие страны Европы, исторически закрепились и другие названия, характерные для национальных исповеданий этого учения (см. раздел "Распространение и развитие кальвинизма. Гугеноты. Пуритане").
Жан Кальвин
Жан Кальвин (1509–1564) родился на севере Франции в семье податного чиновника, состоящего также должностным лицом при епископе.
Отец готовил сына к духовной карьере. Юноша получил тонзуру, то есть был причислен к клиру Римско-католической Церкви, но имел ли он сан католического пресвитера - неизвестно. В молодые годы Кальвин изучал юридические науки, римско-католическое богословие и философию. Помимо латинского языка, хорошо знал греческий, немного еврейский.
В 30-х гг. XVI в., проникшись сочувствием к протестантизму, Кальвин порвал с Римско-католической Церковью и вынужден был бежать из Франции, где новое учение жестоко преследовалось. Кальвин поселяется в Женевском кантоне, который незадолго до этого вступил на путь Реформации, и возглавил реформационное движение в Швейцарии.
В 1536 г. он опубликовал свой основной труд - "Наставление в христианской вере" ("Institutio religionis christianae") на латинском и французском языках, где изложил основы нового богословия. Учение о пассивности человека в деле спасения и о безусловном предопределении, изложенное в "Наставлении", стало отличительной чертой его богословия. В своем учении Кальвин показал себя еще большим рационалистом, чем Лютер и Цвингли. В том же году он издал так называемый "Первый катехизис" и в дополнение к нему - "Исповедание веры". В "Исповедании", написанном по-французски, излагалось реформатское вероучение, которое предписывалось Кальвином "гражданам и жителям Женевы" как обязательное. Не желающие принимать его должны были покинуть пределы Женевы.
Женева приняла Кальвина в качестве своего духовного руководителя. В этом качестве он проявил себя человеком чрезвычайно требовательным, строгим и суровым до жестокости. Характерно, что, заявив себя непримиримым врагом Римско-католической церкви, Кальвин не только не осуждал средневековых инквизиционных методов борьбы с инакомыслящими, но сам первым в протестантизме применял в своей теократической общине пытки и кару смертью за ересь. Кальвин был сторонником слияния Церкви с государством и осуществлял эту идею на практике в Женевском кантоне, абсолютным повелителем которого он стал. Религиозно-нравственная жизнь женевцев была поставлена под наблюдение особого трибунала - "консистории". Были запрещены танцы, песни, развлечения, яркие наряды. Из храмов вместе с живописью и другими видами искусства была изъята всякая пышность ритуала и обстановки.
Личность Кальвина резко отличается от большинства реформаторов: это ученый, теоретик - и в то же время организатор, политик, умело направлявший массы. Обладая слабым здоровьем, он тем не менее всю жизнь вел исключительно активную деятельность по формированию догматических основ нового вероучения, защите своего учения и распространению его в европейских державах - Англии, Шотландии, Нидерландах, Германии, Польше. Он отстаивал свое учение в борьбе с германскими лютеранами и французскими протестантами, положив начало эпохе кровавых столкновений за веру. Кальвин является признанным авторитетом в вопросах богословия и деятельным участником во всех делах, связанных с общеевропейской Реформацией. При Кальвине Женева становится центром подготовки образованного протестантского духовенства и проповедников для романских земель, издателем и распространителем Библии во Франции и приобретает репутацию "святого города".
Вероучение кальвинистов. Символические книги кальвинистов
В кальвинизме вероучительных книг очень много. Собственные символические книги имеют не только разные ветви кальвинизма, но даже и отдельные поместные толки одного и того же исповедания.
Главнейшими символическими книгами кальвинистов являются следующие:
"Первый катехизис" Кальвина (1536) является переработкой основного богословского труда Кальвина "Наставления в христианской вере"; положен также в основу упоминавшегося выше "Исповедания веры".
Целью написания "Наставления" было систематизировать изложение уже определившихся идей протестантизма и положить конец беспорядочности учения и строя среди единомышленников. В этом Кальвин далеко превзошел попытки своих предшественников по ясности, сжатости, силе изложения. В его учении протестантизм принимает сухой, рационалистический характер с четкими логическими рассуждениями и ссылками на текст Писания.
"Наставление" несколько раз переделывалось и расширялось автором и в наиболее известном последнем издании 1559 г. явилось суммой всего догматического и церковного учения кальвинизма.
"Женевский катехизис" Кальвина (1545) отличается от "Первого катехизиса" вопросе-ответной формой изложения.
"Женевское соглашение" (1551) составлено Кальвином, содержит особо заостренную редакцию учения о предопределении. Принято кантональным советом Женевы.
"Галликанское исповедание", иначе "Исповедание веры французских Церквей" (1559) принято кальвинистами Франции. В основе своей оно тоже является произведением самого Кальвина.
Перечисленные вероопределения публиковались на французском и латинском языках.
Большим уважением у реформатов пользуется также "Гейдельбергский катехизис" (1563), составленный кальвинистами Германии на немецком языке.
Учение кальвинизма о Церкви и таинствах
Кальвинизм, как и лютеранство, является плодом реформационных движений XVI в. Так же, как лютеране, кальвинисты представляют собой религиозное общество, лишенное непрерывной апостольской преемственности в историческом и сакраментальном смысле, поэтому в учении кальвинистов о Церкви тоже не может быть твердой веры в непрерывное пребывание Церкви на земле и в непрерывное стояние исторической Церкви в истине.
Согласно учению Кальвина, всякое соединение людей, в котором раздается проповедь слова Бытия и совершаются таинства (Крещение и Причащение), есть Церковь.
Несмотря на непримиримую вражду с католицизмом учение Кальвина о Церкви приближается к средневековому и заключает в себе много элементов теократии.
В то же время Кальвин принял основные положения лютеранской экклезиологии. Но картина анархии, в которую повергло протестантизм учение Лютера о всеобщем пастырстве, заставила Кальвина подумать о необходимости поднять авторитет и значение пастырей и церковной организации. Кальвин даже стремился государство втянуть в орбиту Церкви (Лютер скорее готов был допустить обратное: подчинить Церковь государству).
"Галликанское исповедание" всячески старается поднять авторитет новообразовавшейся Церкви и укрепить церковную дисциплину.
Таким образом, в ответе на вопрос, что же такое Церковь, Кальвин не поднимается выше Лютера. "Следуя слову Божию, мы говорим, что она есть общество верующих, согласившихся следовать этому слову" (ст. 27).
О таинствах кальвинисты учат, подобно лютеранам, в туманных выражениях, как о "знаках", "печатях" и "свидетельствах".
В учении о Евхаристии Кальвин занимает среднее, колеблющееся, положение между Лютером, который признавал телесное присутствие Христа в Евхаристии, и Цвингли, который такое присутствие отвергал. Кальвин учил, что хлеб и вино - лишь знаки нашего духовного общения с Телом и Кровью Христа, но что в действительности вкушает их лишь избранник, благословенный истинной верой.
Покаяние не имеет в кальвинизме сакраментального значения. Пренебрегая вместе с лютеранами учительной ролью Церкви, Кальвин считал библейские книги единственным правилом веры. "Ни указы, ни декреты, ни видения, ни чудеса не должны быть противопоставлены этому Священному Писанию" ("Галликанское исповедание", ст. 5)
Впрочем, кальвинисты придают некое значение и церковной традиции: древним символам веры (в частности, Никео-Цареградскому). Соборам и отцам Церкви. "Признаем то, что было определено древними Соборами и отвращаемся от всех сект и ересей, отвергнутых святыми учителями, как-то св. Иларием, св. Афанасием, св. Амвросием, св. Кириллом" (там же, ст. 6).
Учение Кальвина о спасении и безусловном предопределении
В основе учения Кальвина о предопределении (предестина-ции) лежит идея безусловного господства воли Божией, избирающей людей лишь орудиями своими. Это полностью исключает мысль о человеческих заслугах, даже само представление о возможности свободы выбора в решениях людей. Сама по себе эта идея не нова и была развита еще блаженным Августином в начале V - конце IV в. и в основном разделялась всеми реформаторами XVI в., но в учении Кальвина она получила наиболее четкое и глубокое выражение. По его учению, предназначенные к вечному спасению составляют небольшую группу, избранную Богом в силу непостижимого решения, помимо всякой их заслуги. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто осужден на вечную гибель.
Здесь небезынтересно проследить ход рассуждений, приведших Кальвина к его учению о безусловном предопределении.
В вопросах сотериологии Кальвин согласен с Лютером в том, что природа падшего человека совершенно искажена грехом. Все дела человека, даже лучшие, внутренне являются злом. "Все, что исходит от него, совершенно справедливо осуждается (Богом) и вменяется в грех ("Наставление"). Человек потерял свободу воли. После падения он творит зло не свободно, а по необходимости.
Последовательно развивая таким образом эти положения, Кальвин дошел до учения о безусловном предопределении Богом - одних людей к вечному спасению, других к вечной гибели - главному положению своей сотериологии. Учение о предопределении носит на себе печать особенного духовного склада самого Кальвина, его сурового и жестокого характера, холодного и рационалистического подхода к богословским вопросам.
Сотериологическое учение Православной Церкви коренным образом отличается от взглядов Кальвина и Лютера. Оно исходит из изложенного в Священном Писании Божественного предопределения, вытекающего из Божественного предведения (Их же предуведе, тех и предустави. - Рим. 8, 29).
Кальвин же учит о предопределении безусловном, которое совершается независимо от духовного состояния человека и его образа жизни, и говорит о нем в самых решительных выражениях. Отвергнув свободу человека, он доходит до утверждения, что зло совершается по воле Божией, и в своих высказываниях на эту тему иногда производит впечатление одержимого.
"Когда мы не понимаем, как это Бог хочет, чтобы происходило то, что Он же запрещает, вспомним о своем бессилии и ничтожестве, а также о том, что свет, в котором живет Бог, не напрасно назван неприступным, ибо он окружен тьмою" ("Наставление", кн. I). И далее: "Что бы ни предпринимали люди и даже диавол, Бог всегда держит в руках руль".
Закон Бога предписывает безвольному человеку "непосильное для него, чтобы убедить человека в его собственном бессилии" ("Наставление").
Кальвин сожалеет, что святые отцы (исключая Августина) не учат о потере человеком свободы воли. Кальвин недоволен, в частности, тем, что Иоанн Златоуст "возвеличивает силы человеческие".
По природе человек способен только на зло. Добро - дело благодати. Не от нашего усмотрения, по словам Кальвина, зависит повиноваться действию благодати или противиться.
Так же, как Лютер, Кальвин отвергает участие человека в деле своего спасения (синергизм). Так же, как Лютер, он учит, что человек оправдывается верой в свое спасение.
О добрых делах в "Наставлении" говорится следующее:
"Хотя Бог, совершая наше спасение, возрождает нас для благотворения, мы исповедуем, что добрые дела, которые мы совершаем под водительством Св. Духа, не играют роли в нашем оправдании".
Верующий, по учению Кальвина, должен быть безусловно уверен в своем спасении, ибо спасение совершается Богом независимо от дел человеческих.
Кальвин возражает святым отцам, которые "держали людей в страхе и неуверенности", так как ставили спасение в зависимость от дел.
"Бог однажды в Своем вечном и неизменном совете решил, кого Он желает привести к спасению, а кого желает предать погибели". "Когда спрашивают, почему Бог так делает, надо отвечать: потому, что Ему так угодно".
Вот как далеко заходит Кальвин в развитии мысли Лютера о том, что человек - это соляной столб. Кальвин как бы совсем забывает, что, по словам Священного Писания, Бог всем человеком хощет спастися (1 Тим. 2, 4), и как бы не замечает того, в каком резком противоречии находится все его учение с духом Евангелия.
Подводя краткий итог православной оценке кальвинистской доктрины о безусловном предопределении, можно сказать следующее: Священное Писание ясно свидетельствует об условности предопределения Божия. Об этом говорят, например, представления будущего Страшного Суда в Евангелии (Мф. 25, 34–36, 41–43). О благодати как силе Божией, спасительной для всех людей, а не для некоторых только, читаем у того же апостола Павла, на которого ссылался Кальвин: Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков... (Тим. 2, 11–12).
Обойти текст Священного Писания, сохранив при этом убедительность суждения, нельзя, поэтому кальвинисты и толкуют те или иные места Священного Писания аллегорически: что момент благодатного попечения рассматривается как попечение о мире в целом, которое Спаситель дал для всех человеков в том плане, что спасительно для человечества. А для рода человеческого спасительно и полезно, чтобы одни погибли, а другие спаслись. Поэтому путем такого рода истолковательной экзегезы можно принять и такое место.
Еще одно известное место из Первого Послания к Тимофею (2, 4): Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Таким образом, предопределение Божие имеет в виду лишь спасаемых. Нигде в Священном Писании не говорится о предопределении к погибели. Предопределение к спасению следует понимать как выражение непреклонной воли Божией сделать все необходимое для спасения тех, кто хорошо пользуется своей свободной волей: "...Со страхом и трепетом совершайте свое спасение" (Фил. 2, 12); "Кто ищет благодати и свободно покоряется ей" (Окружное послание восточных патриархов, 1848 г.). Еще одна цитата из "Точного изложения православной веры" преподобного Иоанна Дамаскина: "Предопределение Божие есть предвидящее, но не принудительное". И в завершение этого раздела - цитата богослова XX в. Николая Никаноровича Глубоковского. В своем известном труде о Посланиях апостола Павла он писал:
"Предопределение говорит единственно то, что есть в мире греховное человечество, не окончательно погибшее и поэтому удостаиваемое Божеского милосердия".
Что же касается учения Кальвина о безусловном предопределении, то оно было осуждено Иерусалимским Собором восточных патриархов (1672) и его проповедники преданы анафеме. И никто ее пока не отменял. Однако нельзя не учесть то, что нынешние кальвинисты и реформаты не делают особого акцента на учении о предопределении, то есть оно не выдвигается ныне как основной момент доктрины. Но и никакого авторитетного отказа от него ни одной из ветвей нынешнего кальвинизма декларировано не было. Поэтому, хотя на практике того акцентирования (прямо-таки упивания у Кальвина этой жестокостью Божией) на делении на спасаемых и погубляемых ныне, конечно, в реформатстве нет, однако и осуждения или отказа от этой доктрины также не было.
Распространение и развитие кальвинизма. Гугеноты. Пуритане
Деятельность Кальвина проходила в середине XVI в., когда Католическая Церковь стала вновь возрождаться и организовала сильную реакцию. В этих условиях основной задачей протестантизма было принять четкие церковные формы и организоваться для решительного отпора, поднявшись над разрозненными усилиями реформы в отдельных странах.
Продолжатели дела Кальвина действовали в иной исторической обстановке, где царил дух церковной реакции и Церковь искала сближения с народными, антимонархическими силами. Кальвинисты выводят теорию сопротивления нечестивой и тиранической власти, учение о скрепленном Богом договоре между народом и королем; республиканские формы церковного устройства переносятся на церковную жизнь.
Помимо небольшого уголка романской Швейцарии, где зародилось учение Кальвина, оно распространяется на Германию, преимущественно на западе, под названием Реформатской Церкви, в Нидерландах, во Франции, где они были известны как гугеноты, в Шотландии и Англии - под общим названием пуритан и в Польше.
В Германии кальвинизм не играл первенствующей роли и до середины XVI в. условия терпимости на него не распространялись.
В Нидерландах (Бельгии и Голландии) он получил распространение преимущественно среди низших классов, особенно в городах, и носил революционный характер. Значительную политическую роль сыграли нидерландские кальвинисты в борьбе против господства Испании во второй половине XVI в. Дальнейший раскол на религиозной и политической почве существенно ослабил кальвинизм в Нидерландах.
Французские кальвинисты (гугеноты) в учении о строе Церкви стояли ближе других к родоначальнику направления. В середине XVI в. во Франции насчитывалось до двух тысяч кальвинистских общин, а в 1559 г. собрался первый церковный синод гугенотов. Особенно охотно принимало кальвинизм дворянство, в среде которого чисто религиозные стремления переплетались с политико-социальными и кальвинистский идеал народовластия оказывался удобным предлогом для возвращения дворянству политических прав. Поэтому, начав свою деятельность как церковная организация, гугеноты в скором времени превратились в политическую партию, во главе которой стояли Бурбоны. Вражда с католической партией Гизов и политические интриги светских монархов привели к ряду религиозных войн, принесших гугенотам некоторые льготы. Тем не менее вторая половина XVI в. характеризуется наиболее ожесточенным столкновением гугенотов с правительством и католическим большинством после так называемой Варфоломеевской ночи, когда в ночь на 24 августа 1572 г. Екатериной Медичи, регентшей при малолетнем сыне - короле Карле IX, было организовано массовое избиение гугенотов. В конце XVI в. гугеноты получили официально признание как политическая организация, действующая под контролем французского короля. С развитием среди гугенотов веротерпимого и свободомыслящего направления они постепенно теряют силу как политическая организация и в 1629 г. полностью теряют политические права.
В Шотландии кальвинизм стал распространяться в середине XVI в. и имел тесную связь с политической оппозицией против династии Стюартов. Вождем его стал Джон Нокс, ученик Кальвина, сочетавший черты его сурового характера с качествами политического агитатора и народного трибуна. Он сумел поднять религиозное восстание, добился низложения династии "нечестивых государей" и введения в Шотландии кальвинизма, получившего название Пресвитерианской Церкви. Эта Церковь имела синодальную организацию и предоставляла значительные права священникам, избиравшимся церковными советами.
Кальвинизму в Шотландии пришлось еще раз выдержать борьбу в правление Марии Стюарт, желавшей восстановить католические богослужения. После ее низложения пресвитерианство достигло в Шотландии полного торжества.
В Англии кальвинизм развивается после введения Реформации государственной властью и вследствие этого в оппозиции не к католицизму, а к официальной Протестантской Церкви - англиканству.
Еще при Елизавете и даже раньше - при архиепископе Кранмере в английском протестантизме наметилось радикальное направление, представители которого были недовольны сохранением в англиканской Церкви епископата и римо-католического обряда. Они добивались полного "очищения" Церкви от папистических традиций и полной ее кальвинизации.
Все считавшие необходимым дальнейшее очищение Церкви получили название "пуритан" (от латинского слова purus - чистый). С точки зрения официальной Церкви они были "нонконформисты", то есть отвергавшие единообразие учения и культа (они назывались также диссентеры - разногласные). Пуритане составили сильную оппозицию королевской власти.
Движение пуритан не было однородным. Отделившись от господствующей Епископальной Церкви (1567), одни из пуритан учредили церковную организацию, управляемую выборными пресвитерами, отчего стали называться пресвитерианами, другие пошли еще дальше. Считая пресвитерианство недостаточно радикальным, представители крайнего пуританства - конгрегационалисты, или индепенденты, отвергли пресвитерианское устройство и провозгласили полную самостоятельность отдельных общин (конгрегации) не только в вопросах управления, но и в вопросах веры. За пределами общины не должно быть для верующего никаких авторитетов, никакой власти.
До XVII в., при Елизавете Тюдор, оппозиция пуритан носила чисто религиозный характер. Положение изменилось в XVII в. при Стюартах, когда религиозная оппозиция соединилась с политической. Пуритане стали борцами за политическую свободу. Церковные представления их были перенесены на политическую почву и обратились в конституционные и республиканские теории; не допуская королевского верховенства в церковных делах, они боролись против абсолютизма в государстве.
Тяжелые испытания в начале этой борьбы заставили многих пуритан выселиться во вновь основанные колонии в Северной Америке, здесь английский кальвинизм, распавшись на многие секты, затихает и утрачивает свое влияние и внутреннюю силу.
В Польше кальвинизм сыграл переходящую роль. Ранее него здесь распространялись лютеранство и учение Чешских братьев. Кальвинизм с его республиканско-аристократической организацией был особенно близок к стремлениям шляхты, которая в борьбе за политическую реформу сильно враждовала с духовенством. Кальвинистская церковь под названием "гельветического исповедания" была организована в Польше Яном Ласким в 1556–1560 гг. Но просуществовала она недолго, и под давлением сильной католической реакции влияние кальвинизма было полностью разрушено.
© Все права защищены
, основанное Ж.Кальвином. Вероучение кальвинизма последовательно развивает принципы протестантизма : священной (богодухновенной) книгой признается только Библия, отвергается католическая церковная иерархия и ее посредничество в деле спасения ; отрицается свобода воли человека; грех признается явлением неизбежным; спасает только личная вера (sola fide); из семи таинств сохраняются крещение и причащение, но как символические обряды (Христос лишь воображаемо присутствует в евхаристии), упраздняются монашество, почитание святых, икон, пышный католический культ. Отличительной чертой кальвинизма является доктрина абсолютного предопределения , согласно которой Бог еще до сотворения мира в силу непостижимого решения «избрал» одних людей к спасению, других – к вечной погибели и никакие усилия не могут спасти тех, кто обречен на погибель.
Основу кальвинистской церкви составляют автономные сообщества (конгрегации), управляемые консисториями в составе пастора, диакона и старейшин, выбранных из числа мирян. Конгрегация полностью независима в решении духовных вопросов. Наибольшее воздействие на развитие не только протестантизма, но и западного общества в целом оказало учение Кальвина о взаимоотношении светской власти и церкви. В отличие от лютеранства , резко разграничивавшего сферу Евангелия и мирского закона, кальвинизм утверждал обязанность государства не только сотрудничать с церковью в управлении обществом, но и следовать ее предписаниям, неуклонно добиваясь божественной справедливости. Эту установку Кальвин проводил на практике во время своего правления в Женеве, постепенно сосредоточив всю религиозную и светскую власть в руках послушной ему консистории.
Предельно сблизивший церковную и мирскую сферы деятельности, кальвинизм представлял собой не только церковь, но и монолитное религиозно-политическое движение, игравшее заметную роль в социальных битвах своей эпохи. Согласно кальвинизму, Бог время от времени посылает на землю «небесных мстителей», чтобы сокрушить «кровавые скипетры тиранов», т.е. противников Реформации. Эта идея давала кальвинистским деятелям веру в собственное провиденциальное призвание, неиссякаемую силу и энергию в борьбе с монархами и католическими иерархами. Примером может служить деятельность «железного канцлера» О.Кромвеля и шотландского проповедника Дж.Нокса. Существенную роль в становлении капитализма сыграла развитая последователями Кальвина оценка профессиональной трудовой деятельности как наилучшей формы служения Богу, а ее успехов – как косвенного свидетельства «избранности». Поскольку, согласно доктрине кальвинизма, вне церкви нет спасения, то любое диссидентство является преступлением против закона и оно должно быть устранено. Но становление буржуазного строя, идеалов индивидуализма и свободы совести все очевиднее вступало в противоречие с религиозным деспотизмом. Так было в Англии начала 17 в., когда в борьбе с кальвинизмом, получившим здесь название пресвитерианства, стали возникать разновидности сектантства (баптисты, квакеры, методисты и др.), выступавшие за веротерпимость и полное разграничение светской и церковной власти. Ключевую роль при этом играла полемика относительно свободы воли человека. История повторилась в Северной Америке: там первые пресвитериане-колонизаторы попытались установить теократический режим в Новой Англии, что вызвало активное сопротивление других протестантских конфессий. В 20 в. влияние кальвинизма на протестантскую теологию заметно возрастает (неоортодоксия, евангелическое христианство, религиозные правые). Сейчас наиболее сильные кальвинистские церкви (реформаторские, пресвитерианские, конгреционалистские) действуют в Нидерландах, США, ФРГ, Франции, Шотландии, ЮАРСм. лит. к ст.
Кальвини́зм
- направление протестантизма , наиболее чётко сформулированное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином .
Основными конфессиями, исповедующими кальвинистское богословие, являются пресвитерианская , реформатская и конгрегационалистская церкви. Вместе с тем, кальвинистские взгляды имеют распространение и в иных протестантских конфессиях, включая баптистов , методистов , пятидесятников и евангельских христиан .
История
Доктрина, вероучение
Среди других отличий кальвинизма от иных христианских конфессий можно отметить следующие:
- Признание богодухновенности только Священного Писания - Библии (см. sola scriptura), откуда следует признание погрешимости любых церковных соборов:
«31.4. Все синоды и соборы, созываемые с апостольских времен, будь то общие или поместные, могут ошибаться и многие ошибались, поэтому их решения не являются сами по себе правилами веры или практической деятельности, но принимаются в помощь им (Ефесянам 2:20; Деяния 17:11; 1 Коринфянам 2:5; 2 Коринфянам 1:24)» (Вестминстерском исповедании веры , Глава 31. О Синодах и Соборах, пункт 4)
- Отсутствие монашества. Потому что, по мнению кальвинистов, Бог создал мужчин и женщин для создания семьи и рождения детей:
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Библия, Бытие 1:28)
«утешайся женой юности твоей, груди её да упоявают тебя во всякое время, любовью её услаждайся постоянно» (Библия, Притчи 5:18-19)
- Отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, ликвидация церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквях отсутствуют настенные изображения).
- Принятие доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека и всего мира, его спасения или осуждения) (главы 3, 5, 9-11, 17 Вестминстерского исповедания веры):
«Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей… верующих по действию державной силы Его» (Библия, Ефесянам 1:4-5,11,19; 2:4-10)
«уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деяния 13:48)
«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Иоанна 15:16)
«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф. 11:25-26)
- Признавая доктрину о двойном предопределении, кальвинисты тем не менее говорят, что спасение подается только по вере во Христа и дела веры для спасения не нужны, но по ним определяется истинна твоя вера или нет. Есть дела, значит есть вера.
Спасённый человек имеет другую природу. Как гусеница изменилась и превратилась в бабочку, и уже больше физически не может быть гусеницей, также и истинно спасенный Христом грешник в принципе имеет другую природу - он ненавидит грех (то есть нарушение Закона Моисеева), хочет творить добро, и не хочет возвращаться ко злу. Говоря кратко, в кальвинистском богословии спасённым называется человек, который: 1. познал свои грехи через проповедь и внимательное изучение Закона Моисеева (первые 5 книг Библии и их толкование в остальных книгах Библии) ("ибо законом познается грех" (Римлянам 3:20)) 2. опять-таки через проповедь и изучение Библии он познал святость Бога, Который не терпит даже один грех, ибо Адаму и Еве было достаточно одного греха, чтобы навсегда быть изгнанными из рая (они съели запретный плод, вместо того, чтобы заниматься любовью и рожать детей, выполняя заповедь Божью "плодитесь и размножаётесь" (Бытие 1:28) 3. он познал суд Божий – что всякий грех несовместим со святостью Бога, а потому проклят Богом и поэтому за свои грехи каждый грешник по Закону Божьему достоин смерти и ада (Бытие 2:17; 3:17-19) 4. он осознавший милость Божью во Христе – что безгрешный Спаситель Иисус Христос умер на кресте вместо него за его грехи, в чём заключается абсолютно незаслуженный им дар Божий прощения его грехов только по благодати Божией.
Примечания
Ссылки
- Соломенская Пресвитерианская Реформатская Церковь Киева
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Кальвинистская Церковь" в других словарях:
- [от греч. kyriake (oikía) божий дом], 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе общности вероучения и культа; главные отличительные признаки Ц.: наличие более или… … Большая советская энциклопедия
Церковь в Уэльсе - Церковь в Уэльсе, одна из автокефальных англиканских церквей.Существует в качестве самостоятельного образования с 1920, когда четыре епархии Церкви Англии, действующие на терр. Уэльса, потеряли статус епархий государственной церкви и были… … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Церковь - 1) Орг ция духовенства и верующих христ. религии (по отношению к др. религиям используется крайне редко). Осн. признаками Ц. являются иерархич. структура духовенства, его эмансипация от мирян, наличие общей догматич. системы верования, канонич.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь - (нидерл. Nederlandse Hervormde Kerk) кальвинистская деноминация. Распространена в Нидерландах (14% верующих), Намибии, ЮАР. В 2004 году прекратила свое существование, влившись в Протестантскую церковь Нидерландов. На момент… … Википедия
- (Reformed Church of England, Established Church, Anglican Church), епископальная церковь, гос. церковь в Англии, одна из протестантских церквей; ее культ и организац. принципы ближе к католич. церкви, чем у др. протестантских церквей.… … Советская историческая энциклопедия
Реформация 95 тезисов Формула согласия Контрреформация Движения и деноминации … Википедия
Реформация Реформация 95 тезисов Формула согласия Контрреформация Движения и деноминации Протестантизм Реформация в Германии Лютеранство Анабаптизм … Википедия
Отношение к древним церковным соборам в кальвинизме гораздо более серьёзное, чем в православии и уж тем более, чем в баптизме. Да, поскольку человеку свойственно ошибаться, то и одни соборы противоречили другим. Поэтому - чисто по логике - противоречие между решениями соборов доказывает, что по крайней мере одни точно ошибочны. Но если православные слепо отвергают одни и принимают другие, но кальвинисты анализируют соборы с точки зрения высшего авторитета - Библии. Наша позиция по соборам отражена в Вестминстерском исповедании веры 1648 года : "Глава 31. О Синодах и Соборах
31.4. Все синоды и соборы, созываемые с апостольских времен, будь то общие или поместные, могут ошибаться и многие ошибались, поэтому их решения не являются сами по себе правилами веры или практической деятельности, но принимаются в помощь им. (Ефес. 2:20; Деяния 17:11; 1 Коринф. 2:5; 2Коринф. 1:24)" Кальвинистская церковь является юридически одной из самых древних христианских конфессий на территории России
. Так, если раскол православия на никонианство и старообрядчество произошел 13 мая 1667 года, то первая кальвинистская община (реформатская) появилась в России за 38 лет до этого - в 1629 году в Москве, т.е. кальвинизм существует в России почти 400 лет. Вторая кальвинистская община в России возникла в 1669 году в Архангельске, затем в 1689 году кальвинистские общины были созданы в Вологде и Ярославле. Реформатские приходы формировались, прежде всего, из англичан и голландцев, приглашенных на службу в России. После основания Санкт-Петербурга в городе были образованы три реформатские общины - французская, немецкая и нидерландская.
Более того, протестантизм (библейское христианство без икон и монашества) существовал на территории России гораздо раньше, чем православие. Так, в Краснодарском крае были найдены иконоборческие христианские храмы, датированные 8 веком по Р.Х. [Н.Е.Алёшин, Н.В.Алёшина, Лев Исавр, Краснодар, 2001]. Поскольку они были иконоборческими, то это были именно протестантские храмы.
Затем, в 861 году миссионеры Кирилл и Мефодий перевели Библию на славянский язык и учили славян христианской вере, а чтение Библии на национальном языке - это то, за что всегда боролись именно протестанты, и против чего боролись католики и православные. И князь Владимир установил на Руси православие в качестве государственной религии лишь в 989 году, т.е. по крайней мере с 8 века по 10 век среди славян существовало именно библейское христианство - протестантизм, в котором не было икон. Поэтому протестантизм является древнейшей христианской конфессией на территории России .
Традиционными конфессиями христианской церкви , практикующими крещение младенцев, являются католицизм, православие и протестантизм. Протестантизм существует в виде 2-х разновидностей - лютеранство и кальвинизм . Как исторически в России доминирует православие, в Италии и Испании - католицизм, также и в странах Северо-Западной Европы и Северной Америки - кальвинизм, а в Северной Европе - лютеранство.
Отдельно от этих конфессий стоит анабаптизм, не признающий крещение младенцев и практикующий хаотический метод толкования Библии . От средневековых анабаптистов произошли мормоны, адвентисты, общество Сторожевой башни, пятидесятники, харизматы. Все эти анабаптистские конфессии для повышения своего авторитета очень любят сами себя называть протестантами и причислять себя к настоящим протестантам - лютеранам и кальвинистам, но на самом деле они не являются протестантами по тем простым причинам, что:
- протестантскую Реформацию в Европе делали не они, а только лютеране и кальвинисты.
- эти конфессии возникли в 19-20 веках, т.е. гораздо позже протестантской Реформации 16 века.
Сообщи другу об этом сайте
Для эффективного благовестия распространяйте ссылки на этот сайт или