Сообщение про мартина лютера 1483 1546. История в историях. Лютер в искусстве

Лютер, Мартин (1483 — 1546) — основатель лютеранской церкви, вождь религиозной реформации XVI века. Реформация представляла собой социальное движение, охватившее мелкую городскую буржуазию и широкие круги крестьянства и направленное против всех видов феодальной эксплуатации. Вследствие неразвитости общественных отношений и преобладания церковности во всех областях гражданской жизни, движение должно было неизбежно принять религиозную форму. Основной причиной Реформации был экономический гнет господствующих классов: духовенства во главе с папой, патрициата городов и феодалов деревни. На-ряду с этим большую роль сыграло также разложение католической церкви, выродившейся в голое орудие насилия и вымогательства и превратившей религию в свод безжизненных формальностей и обрядов. Могущественным толчком к началу Реформации послужили великие открытия XIV и XV в.в. (изобретение книгопечатания, усовершенствование артиллерии, открытие Америки и др.), расширившие умственный кругозор и способствовавшие развитию критической мысли буржуазии. Реформационное движение было начато Лютером в 1520 г. (сожжение папской буллы). Внешним результатом реформации явилось новое христианское учение — протестантизм в обеих его формах: лютеранская и реформатская церковь).

  1. МАРТИН ЛЮТЕР – ЛИЧНОСТЬ И ФИЛОСОФ

    Мартин Лютер родился 10 ноября 1483 г. в г. Эйслебене в Тюрингии (Германия). Его родители, Ганс и Маргарита Людер, переехавшие туда из Мёры, вскоре перебрались в Мансфельд, где Ганс Людер работал горняком в шахтах по добыче меди. Он достаточно преуспел для того, чтобы накопить денег и приобрести себе в 1491 г. место в числе членов магистрата этого городка. Некоторые воспоминания Лютера о детстве отражают суровую набожность и строгую дисциплину, которые были обычны для того века. Его школьные годы кажутся ничем не примечательными: латинская школа в Мансфельде, год школы в Магдебурге и в Эйзенахе. Весной 1501 г. он поступил учиться в Эрфуртский университет - один из старейших и лучших университетов, существовавших тогда в Германии. Там он прославился умением говорить долго и серьезно (за что получил прозвище «Философ») и игрой на лютне. Он прошел обычный курс обучения и окончил университет в 1502 г. со степенью бакалавра. Степень магистра он получил в 1505 г., заняв второе место из числа 17 кандидатов. В том возрасте, когда это удается лишь немногим студентам, он уже успел оправдать надежды отца и матери. Подобно многим другим родителям в то время, Ганс Людер мечтал о том, что его сын станет юристом, и с радостью платил немалые деньги за дорогие учебники, когда Мартин по его желанию начал изучать юриспруденцию. Но он был очень огорчен, узнав, что его сын, не посоветовавшись с родителями, решил стать монахом и нашел себе приют в августинском монастыре в Эрфурте.

    Имеющиеся данные о причинах решения Лютера уйти в монастырь немногочисленны. Одно из событий его жизни, о котором нет достаточно надежных подтверждений, относится ко 2 июля 1505 г. (согласно «Застольным беседам»). Лютер возвращался от своих родителей в Эрфурт после летних каникул и был застигнут сильной грозой возле деревни Штоттернхайм. Тогда он воскликнул в ужасе: «Помоги, Святая Анна, и я стану монахом!». В своем труде «Относительно монашеских обетов» Лютер говорит: «Не по свободной воле или из желания я стал монахом, но укрепленный пережитым мной ужасом и агонией внезапной смерти. Я дал тогда вынужденный, но и необходимый обет». Он продал большую часть своих книг, оставив себе только Вергилия и Плавта, и 17 июля 1505 г. ушел в монастырь в Эрфурте.

    Августинский орден в Эрфурте. Лютер вступил в нищенствующий орден св. Августина, который к середине XV века насчитывал более 2000 членов. Монастырь в Эрфурте был известен своим строгим, внимательным к поведению монахов уставом. Пересмотренный устав Августинского ордена был составлен в 1504 г. под руководством генерального викария ордена Иоганна фон Штаупица, который стал наставником Лютера. Лютер постригся в монахи в сентябре 1506 г. Через два года после поступления в монастырь, в апреле 1507 г., он был посвящен в сан священника, а в начале мая того же года отслужил свою первую мессу. Он изучил трактат по канону мессы, написанный знаменитым тюбингенским номиналистом Габриэлем Билем (умЕР в 1495 г.). По этому случаю отец Лютера примирился с сыном и сам с группой друзей приехал на торжество. Лютер впервые получил возможность лично объяснить отцу настоятельную необходимость своего призвания. Сердитое возражение «Не читал ли ты в Писании, что должно воздавать честь отцу и матери?» глубоко запало в его память.

    Виттенбергский университет. Лютер был отобран для продолжения теологических занятий. Некоторые из его университетских преподавателей были номиналистами - последователями «модного» в то время английского философа и теолога Уильяма Оккама, взгляды которого подрывали превалировавший тогда схоластический рационализм. В 1508 г. Лютер поступил преподавателем в Виттенбергский университет (основан в 1502 г.), где не только оккамизм имел сильных сторонников, но и школа реализма, находившаяся под защитой таких влиятельных ученых, как Мартин Поллих. Городок был невелик и очень отличался от Эрфурта, но, по крайней мере, университет развивался и смотрел вперед. Ввиду относительной удаленности Виттенберга, Лютер имел достаточно времени, которое мог посвятить собственным делам. «Шлосскирхе» («Замковая церковь», называемая церковью Всех Святых) была тесно связана с университетом, и курфюрст Саксонии Фридрих III Мудрый (1463-1525) оказывал щедрое и великодушное покровительство обоим. В марте 1509 г. Лютер получил в Виттенберге степень baccalaureus biblicus (библейского бакалавра). По возвращении же оттуда в Эрфурт он получил свою следующую степень - sententiarius (сентенциария), которая вовлекла его в истолкование «сентенций» - средневекового теологического учебника, написанного Петром Ломбардским.

    Иоганн фон Штаупиц, генеральный викарий немецких августинцев, сыграл очень важную роль в судьбе Лютера, будучи его учителем, другом и покровителем. Его попытка возродить более строгую дисциплину и объединить немецких августинцев, подразделявшихся на обсервантов (строго соблюдающих уставы) и конвентуалов (живущих в монастыре), привела к диспуту, и Лютер был одним из двух монахов, избранных, чтобы идти в Рим с сообщением о появлении оппозиции. Он совершил эту поездку, самую долгую в его жизни, приблизительно в конце 1510 г., и его чувства убежденного, пламенного католика оказались оскорблены легкомыслием римского духовенства. Он увидел, что на самых высоких духовных постах царит поглощенность сугубо мирскими делами. Миссия Лютера была провалена, он возвратился назад, став лояльным сторонником Штаупица.

    Лютер получил степень доктора теологии 19 октября 1512 г. Степень была важна для Лютера, так как кроме всего прочего означала и перемену в общественном положении. Вскоре Лютер взял на себя обязанности профессора у Штаупица. Он вел кафедру библейской теологии. Это стало делом всей его жизни, и в толковании Библии студентам он видел выполнение духовной задачи, вызванной также его стремлением реализовать свои дарования и силы. Он продолжал эту деятельность до тех пор, пока слабое здоровье и преклонный возраст не заставили его в конце жизни отказаться от нее. Между лекциями, не отступая от своей обычной манеры проповедника, он начинал протестантскую Реформацию.

    Лютер чувствовал настоятельную внутреннюю потребность в истинной праведности, — в том, чего он не мог добиться епитимьями, монашеством или жертвоприношениями. Размышляя над одним местом из Послания к Римлянам, он открыл то, что он начал рассматривать как истинное значение Евангелия. Это проникло во все его учения, и он все более критически стал относиться к католической теологии, базирующейся на аристотелевских принципах. В 1515 году Лютер стал священником городской церкви Виттенберга. После долгих молитв он прикрепил к двери церкви Шлосскирхе (церковь при замке) в Виттенберге девяносто пять академических тезисов «О силе индульгенций». Разгорелся спор, и Рим обвинил Лютера в ереси. Его основным оппонентом стал Иоанн Эн, который обвинил Лютера в еретической враждебности к папе.

    На общем собрании августинцев Саксонии, проведенном 26 апреля 1518 года в Гейдельберге, Лютер защищался блестяще. Благодаря влиянию архигерцога Фредерика и Виттенбергского университета дело Лютера было представлено не в Риме, а перед кардиналом Каетаном в Аугсбурге. Каетан, разъяренный тем, что Лютер не желал отрекаться от своего мнения, жаждал арестовать его как еретика.

    В 1520 году Лютер опубликовал ряд объясняющих его позиции работ, которые и принесли ему известность среди богословов, духовенства, гуманистов и простых людей. Три из этих работ: «Открытое письмо к христианскому дворянству немецкой нации о реформе христианского сословия», «О вавилонском пленении церкви» и «О Христианской свободе». 10 декабря 1520 года Лютер красноречиво отказался подчиняться папе, привселюдно сжегши экземпляр папского послания.

    Лютера вызвали к ответу перед Немецким конгрессом в Вормсе, где он должен был отвечать на обвинение в ереси. И со скамьи ответчика, как с кафедры, Лютер произнес свою известную защитную речь.

    Он сразу же был отлучен от католической церкви. Друзья препроводили Лютера в безопасное место, замок Вартбург, поэтому Вормский экзит (смертный приговор) так и не был приведен в исполнение.

    Лютер составил в 1529 году «Большой катехизис» и «Малый катехизис». В них отражено его понимание христианского Евангелия, и основные принципы его веры оставлены для многих поколений лютеран. Его комментарии к книгам Бытие и Галатам стали широко известны. Его основная работа состояла в дальнейшем укреплении Реформации, и двадцать лет он посвятил переводу Нового Завета на немецкий язык.

    Лютер совершил еще один решительный поступок, который, хотя он и относился к его личной жизни, должен был оказать глубокое влияние на немецкую культуру и весь протестантский мир. Речь идет о женитьбе Лютера. В самом этом поступке не было ровным счетом ничего романтического. Под впечатлением от учения реформатора община монахинь покинула монастырь и прибыла в Виттенберг. На Лютера легла обязанность подыскать им жилье, мужей и вообще позаботиться об их положении. Одна из них, Катарина фон Бора, все же оказалась непристроенной. Лютер некогда заявлял, что сам ни за что не женится, однако в создавшейся ситуации он счел наилучшим выходом взять ее себе в жены и 27 июня 1525 они обвенчались. Лютер признавался, что не был пылко влюблен, но питал к жене уважение. Впоследствии он очень к ней привязался. Лютер и Катарина стали образцом немецкой семьи – патриархальной, чуждой романтизму и сентиментальности, но исполненной любви и взаимной нежности. У них было шестеро собственных детей; кроме того, Лютер и Катарина воспитали еще одиннадцать осиротевших племянников и племянниц.

    Последние годы жизни Лютера были омрачены хроническими недугами. Умер Лютер в Эйслебене 18 февраля 1546.

  2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ МАРТИНА ЛЮТЕРА

    В обстановке подъёма общественного движения в Германии, направленного в первую очередь против католической церкви, он выступил с 95 тезисами против индульгенций. Лютер вывесил тезисы 31 октября 1517 на дверях виттенбергской Замковой церкви. Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения, развитые им затем в других сочинениях, отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви. Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и Богом, Лютер объявил веру христианина единственным путём «спасения души», которое даруется ему непосредственно Богом (тезис об «оправдании одной верой»); он утверждал, что и мирская жизнь, и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность «отдаваться вере» (светское государство и его учреждения), занимают важное место в христианской религии. Лютер отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного Писания. Своими новыми положениями отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства Лютер ограничивал наставлением христиан в духе «смирения» и «сокрушения сердца», осознания человеком его полной зависимости от «милости божьей» в деле спасения его души. В религиозных воззрениях Лютера нашли отражение противоречивые настроения и колебания немецкого бюргерства начала XVI века, обусловленные его классовой незрелостью: с одной стороны, стремление «реабилитировать» светскую деятельность, с другой - консерватизм, выразившийся в сохранении католического положения о греховной природе человека.

    Тезисы Мартина Лютера были восприняты оппозиционными и революционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного строя, причём реформационное движение вышло за те границы, которые ставил ему создатель. Опираясь на общественное движение в Германии, Лютер отказался явиться на церковный суд в Рим, а на Лейпцигском диспуте с католическими богословами в 1519 открыто заявил, что во многом считает правильными положения, выдвинутые чешским реформатором Яном Гусом. В 1520 Лютер публично сжёг во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви. В том же году в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» он объявил, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.

    Но в 1520-1521, когда позиции разных примкнувших к Реформации классов стали определяться и на политическую арену выступил Томас Мюнцер, показавший новое, народное понимание Реформации, Лютер стал отходить от первоначально занятой им радикальной позиции, уточнив, что «христианскую свободу» следует понимать лишь в смысле духовной свободы, с которой телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима. От преследования по Вормсскому эдикту 1521 Лютер искал защиты не в народном лагере, а у князей, укрывшись в замке Вартбург курфюрста Фридриха Саксонского. С этого времени начинаются резкие выступления Лютера против радикально-бюргерских направлений Реформации (Карлштадт и другие) и особенно против революционной борьбы народных масс. Он указывал, что светская власть обязана охранять существующий общественный порядок силой меча. Во время Крестьянской войны 1524-1526 он требовал кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния

    Идеи религиозного обновления связаны у Лютера с признанием возможности человеческого спасения главным образом на основании веры и Божественного промысла. Он провозглашает тезис «возвращения к истокам» евангельской жизни, отвергая всю традицию, со времени начала христианства, как испортившую и омертвившую его. В связи с этим он возвращается к идее непогрешимости Писания — единственного источника истины. Поскольку церковь как институт погрязла в грехе, то объявляется свобода самостоятельного толкования библейских текстов. Лютер начал новый перевод Библии, так как к тому времени в этом возникла необходимость (перевод Евангелия осуществил и Эразм Роттердамский). В Германии этого времени циркулировали десятки тысяч экземпляров разных библейских книг. Издание Лютером Библии имело огромный успех, поскольку обеспечивало прямой доступ к ней множества людей. Лютер возродил старую (идущую от Петра Абеляра) идею о непосредственном общении человека с Богом без посредства священников. Выдвигая на первый план идею Божественного предопределения, Лютер отстаивал тезис о рабстве воли. Концепция предопределения предполагала строго определенную — сельскохозяйственную и ремесленную — деятельность человека, понятую как призвание и профессия, призывающую к совершенствованию и требующую рационального подхода для достижения успехов и выявления тем самым Божьего замысла.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Историческое значение деятельности Лютера состоит прежде всего в том, что его выступлением был дан толчок мощному подъёму движения всех передовых и революционных сил общества. Вместе с тем лютеровская Реформация, порвав с общенародным движением, центром которого она вначале являлась, сделалась впоследствии опорой власти феодальных князей. Важное значение имело провозглашение Лютером идеи независимости светского государства от католической церкви, что в эпоху раннего капитализма соответствовало интересам зарождавшихся буржуазных элементов.

    В историю немецкой общественной мысли Лютер вошёл и как деятель культуры - как реформатор образования, языка, музыки. Он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интересах борьбы с «папистами» стремился использовать народную культуру и многое сделал для её развития. Большое значение имел выполненный Лютером перевод на немецкий язык Библии (1522-1542), в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка.

    О нем было снято несколько фильмов: американо-канадский «Лютер» (Luther, 1973), два немецких фильма «Мартин Лютер (Martin Luther, оба в 1983) и немецкий «Лютер» (Luther; в российском прокате «Страсти по Лютеру», 2003).

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  3. Власов В.И., Власова Г.Б. История политических и правовых учений, –М.: Юристъ, 2003.

    История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста.–М.: ИКД «Зерцало-М», 2004.

    Кинг М.Л. Есть у меня мечта… Избранные труды и выступления. - М.: НАУКА, 1970.

    Миллер У. Р. Мартин Лютер Кинг. Жизнь, страдания и величие / Пер. с англ. В. Т. Олейника. - М. Рудомино: Текст, 2004.

    Рассолов М. М. История политических и правовых учений для студентов вузов. –М.: ИНФРА-М, 2005.

    Сочинения

    • Лекции о Послании к Римлянам (1515-1516)
    • К христианскому дворянству немецкой нации ()
    • О свободе христианина (нем. Von der Freiheit eines Christenmenschen , )
    • Против проклятой буллы Антихриста

    Биография

    Начало жизни

    Мартин Лютер родился в семье Ганса Лютера (1459-1530) - бывшего крестьянина, перебравшегося в Эйслебен (Саксония) в надежде на лучшую жизнь. Там его отец поменял профессию и занялся горным делом в медных рудниках. После рождения Лютера семья переехала в горный городок Максфельд, где отец стал зажиточным бюргером. В 1497 году 14-летнего Мартина родители отвели во францисканскую школу города Марбург . В эти времена Лютер с друзьями зарабатывали на хлеб пением песен под окнами набожных обывателей. В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в Эрфуртский университет. Дело в том, что в те времена все бюргеры стремились дать своим сыновьям юридическое высшее образование. Но ему предшествовало прохождение так называемого курса "свободных искусств". В 1505 году Лютер получил степень магистра свободных искусств и приступил к изучению юриспруденции. Тогда же, против воли отца он поступил в Августинский монастырь в Эрфурте. Существует несколько точек зрения, объясняющих такое неожиданное решение. Первая - угнетенное состояние вследствие "сознания своей греховности". Вторая гласит о том, что однажды Лютер попал в сильную грозу, и был настолько напуган, что дал обет монашества. Третья говорит о чрезвычайной строгости родительского воспитания, которую Лютер не смог пережить. На самом деле причину надо искать в окружении Лютера и в бытовавшем тогда в бюргерской среде колебании умов. На решение повлияло и знакомство со многими участниками кружка гуманистов. Лютер отзывался позже описывая свою монашескую жизнь как очень сложную, но тем не менее он был примерным монахом и с огромной тщательностью выполнял все свои задания. Лютер вступил в Августинский орден в Эрфурте. За год до этого должность викария ордена получил викарий Иоанн Штаупитц, в последствие ставший другом Мартина. Лютер принял монашеский обет в 1506 г., а в 1507 г. был посвящён в священники.

    В Виттенберге

    В 1508 г. Лютера отправили преподавать в новый университет в Виттенберге. Там он впервые ознакомился с работами блаженного Августина. Лютер одновременно преподавал и учился, чтобы получить степень доктора теологии. В 1511 г. Лютера отправили в Рим по делам ордена. Поездка произвела на молодого богослова неизгладимое впечатление. Именно там он впервые столкнулся и увидел воочию развращенность римско-католического клира. В 1512 г. он получил степень доктора богословия. После этого Лютер получил сан профессора теологии вместо Штаупитца. На Лютера возымели большое влияние номинализм и схоластика. Лютер постоянно ощущал себя в состоянии подвешенности и невероятной слабости по отношению к Богу, и эти переживания играли значительную роль в формировании его взглядов. В 1509 г. Лютер преподавал о Петре Ломбарде, в 1513-15 гг. - о псалмах, 1515-16 гг. - о послании к римлянам, в 1516-18 гг. - о посланиях к Галатам и иудеям. Лютер кропотливо изучал Библию, а помимо своих обязанностей преподавателя он являлся смотрителем 11 монастырей и проповедовал в церкви.

    Лютер говорил, что он постоянно пребывает в состоянии ощущения греха. После сильного кризиса Лютер открыл для себя иную интерпретацию посланий св. Павла. "Я понял," - писал он, - "что божественную справедливость мы получаем последствием самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас последствием самой веры". При этой мысли Лютер, как он сказал, почувствовал, что он родился вновь и чрез открытые врата вступил в рай. Представление о том, что оправдание верующий получает благодаря своей вере в милость Бога, Лютер разработал в 1515-19 гг.

    Реформаторская деятельность

    18 октября 1517 года папа Лев Х выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях "Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира". Лютер взрывается критикой роли церкви в спасении, которая выражается 31 октября 1517 года в 95 тезисах . Тезисы были также отправлены епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому. Стоит добавить, что выступления против папства были и раньше. Однако они носили несколько другой характер. Будучи возглавлены гуманистами, выступления против индульгенции рассматривали ее с точки зрения человечности. Лютер же критиковал догмы, т.е христианский аспект учения. Слух о тезисах распространяется молниеносно и Лютера вызывают в 1519 году на суд и, смягчившись, на спор в Лейпциг , куда он отказывается явиться, памятуя о судьбе Яна Гуса . Тогда Папа Римский Лев X предает Лютера анафеме в 1520 году (в настоящее время католическая церковь планирует его «помиловать» ). Лютер публично сжигает во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявляет, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.

    Папу Римского поддерживает Император Карл и Лютер ищет спасения у Фридриха Саксонского в замке Вартбург ( -). Там ему якобы является дьявол , но Лютер приступает к переводу Библии на немецкий язык.

    В работе Аугсбургского рейхстага 1530 года Лютер не участвовал, позиции протестантов на нем представлял Меланхтон .

    Последние 13 лет своей жизни Лютер страдал от болезней пищеварения.

    Историческое значение деятельности Лютера

    Одним из центральных и востребованных положений философии Лютера считается концепция «призвания» (нем. Berufung ). В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется благодать Бога . Бог предназначает человека к определенному виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться, исполняя свое призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного .

    Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству

    Сама концепция «призвания» появляется у Лютера в процессе перевода фрагмента Библии на немецкий язык (Сирах 11:20-21): «пребывай в труде (призвании) своем»

    Основной мыслью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан. "Человек спасает душу не через Церковь, а через веру" - писал Лютер. Он опровергал догмат божественности личности папы, что было ярко продемонстрировано в дискуссии Лютера со знаменитым богословом Иоганом Экком в 1519 году. Опровергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, т.е православную церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного предания и соборов ставил под сомнение.

    Лютер и антисемитизм

    Лютер в искусстве

    О Лютере было снято несколько фильмов: американо-канадский «Лютер» (Luther, ), два немецких фильма «Мартин Лютер» (Martin Luther , оба в ) и немецкий «Лютер » (Luther ; в российском прокате «Страсти по Лютеру», )

    Основатель евангелическо-лютеранской церкви. Родился в Эйслебене (в Саксонии) 10 ноября 1483 года. Он происходил из крестьянского сословия, был сыном рудокопа и получил в семье строгое религиозно-нравственное воспитание. В 1501 г. он поступил в эрфуртский университет, где, изучая право (по желанию отца), занимался в то те время философскими науками, а также усвоил себе все необходимые приемы диалектики. Одновременно с этим Мартин Лютер изучал латинских классиков и вступил в близкие сношения с представителями эрфуртского гуманизма – Рубианусом и Лангом. В 1502 г. Лютер получил степень бакалавра, а в 1505 г. магистра философии.

    В том же году незначительное; событие послужило толчком к перемене в жизни Лютера, положившей начало его будущей деятельности. Гроза, застигшая его в горах, произвела глубокое впечатление на его пылкую натуру; Лютер был, по собственному его выражению, «объят страхом, ниспосланным с неба», и с той поры стал мучиться сомнениями в возможности достигнуть спасения при греховности человеческой природы. Он оставил рассеянную жизнь, поступил в августинский монастырь в Эрфурте и принял священническое звание (1507). Однако, несмотря на жизнь, полную труда и покаяния, страх божественной кары не оставлял Лютера, и в тиши своей кельи он переживал не одну тяжелую минуту грусти и отчаяния. Решительный переворот в его душевном мире произвёл один старый монах, разрешивший все его сомнения простым указанием на главу об отпущении грехов. Ревностное изучение Святого Писания, с одной стороны, и беседы с приором августинского ордена, Штаупицем, с другой – содействовали укреплению в Мартине Лютере сознания о возможности достижения вечного спасения силою одной веры.

    Портрет Мартина Лютера. Художник Лука Кранах Старший, 1525

    Совершив в 1511 г., по поручению своего ордена, путешествие в Рим, Лютер ужаснулся, увидев глубокую испорченность католического духовенства, Тем не менее из Рима он вернулся еще верным сыном католической церкви, глубоко верующим в её безграничный авторитет. Еще до поездки в Рим Мартин Лютер начал читать во вновь учреждённом виттенбергском университете лекции об Аристотеле; сделавшись доктором теологии (1512), он начал чтения о посланиях апостола Павла, произнося в то же время частые проповеди в виттенбергских церквах на тему о Божьей благодати, достигаемой помощью веры, сделавшейся краеугольным камнем его учения.

    95 тезисов Лютера (кратко)

    Вскоре Лютеру представился случай открыто выступить врагом римской церкви. Злоупотребление папскими индульгенциями достигло тогда крайних пределов. Торговавший этими индульгенциями монах Тецель появился также в окрестностях Виттенберга (1517), именно в то время, когда там праздновалась годовщина освящения местной дворцовой церкви, По обычаю того времени подобные празднества сопровождались публикациями, прибивавшимися к дверям храма; Лютер воспользовался этим и прибил к церковным дверям 95 тезисов, в которых указал на различие между покаянием, как актом внутреннего, нравственного мира, и существующей церков ной системой покаяния. Успех 95 тезисов был чрезвычайный: в течение 14 дней они успели обойти всю Германию и были встречены всеобщим сочувствием. В начале 1518 г. 95 тезисов подверглись осуждению со стороны папского цензора; а в 1519 г. папский теолог Экк вызвал Мартина Лютера на публичный диспут в Лейпциге (касавшийся главным образом вопроса о главенстве папы), после которого совершился окончательный разрыв между Лютером и римской церковью.

    Сожжение Лютером папской буллы

    Неутомимо работая пером, Мартин Лютер стал развивать в своих сочинениях учение о праве на священство всех верующих, о религиозной свободе, о том, что церковь не нуждается в земном заместителе в лице папы, и потребовал, между прочим, причащения под обоими видами и для мирян. Эти учения и его связь с такими отъявленными врагами Рима, как Гуттен , окончательно навлекли на Лютера гнев папы. В 1520 г. появилась папская булла, отрешившая его от церкви, на которую Лютер ответил новым сочинением: «О свободе христианской личности», а буллу торжественно сжег вместе с папскими декреталиями пред воротами Виттенберга. От наказания за этот поступок Лютера спасло только заступничество курфюрста Фридриха Мудрого, бывшего до избрания Карла V наместником императорского престола.

    Как в вышеупомянутом, так и в других изданных в том же году сочинениях («К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианского состояния» и «О вавилонском пленении церкви») Мартин Лютер призывает христианство к борьбе против заносчивых требований папы и духовенства, требует уничтожения порабощавшей народ системы отпущения грехов и указывает на непосредственное сближение с Богом путем веры, как на единственный источник успокоения и блаженства.

    Лютер на Вормсском сейме 1521 и в замке Вартбург

    В 1521 г. Мартин Лютер был потребован к ответу пред императором Карлом V и рейхстагом; явившись на имперский сейм в Вормсе , он перед лицом властей и многочисленного народа смело отстаивал свое учение и решительно отклонил предложение отречься от своих идей.

    Лютер на Вормсском сейме. Картина А. фон Вернера, 1877

    На обратном пути, по инициативе покровителя его, саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, на Лютера «напали» замаскированные «разбойники», привезшие его в Вартбург, где он, скрываясь под чужим именем, нашел безопасное убежище от всяких преследований и мог спокойно отдаться своей литературной и реформаторской деятельности. Здесь Лютер совершил один из капитальнейших трудов своей жизни – перевод Библии на немецкий язык.

    Лютер в Вартбурге (где он жил под именем Йорга). Художник Лука Кранах Старший, 1521-1522

    Реформация Мартина Лютера (кратко)

    Недолго, однако, он удержался в Вартбурге. Фанатические крайности его последователей , иконоборство, нерешительность Меланхтона в виду этих событий вызвали Лютера из его убежища. Он снова появился в Виттенберге и силою горячей проповеди восстановил спокойствие, после чего ревностно отдался устройству преобразованной церкви, обнимая своей реформаторской деятельностью богослужение (которое стало производиться на немецком языке, и многие обряды которого были заменены молитвой и пением гимнов), церковное устройство, школьное дело и т. д., результатом чего явились его сочинения: «О порядке богослужения в общине», «Книга церковных песен», «Большой катехизис», «Малый катехизис» и др. Отрицая безбрачие духовенства, Мартин Лютер женился (1525) на Катарине фон Бора (тоже бывшей монахине), затем стал уничтожать монастыри, обращая их имуществе на устройство школ, больниц и пр.

    Портрет Мартина Лютера и его жены Катарины Бора. Художник Лука Кранах Старший, 1525

    Смелый религиозный реформатор, Лютер, однако, твердо стоял за существующий политический строй, резко осуждая всякую попытку к его изменению. Таким образом, он явился горячим противником партии Мюнцера , а во время Крестьянской войны в 1525 г. горячо осуждал действия крестьян и анабаптистов в двух сочинениях: «Призыв к миру» и «Против крестьян – грабителей и убийц». Точно также реформаторская деятельность Цвингли встретила в нем противника. Помимо религиозно-обрядовых несогласий со швейцарскими реформаторами, Мартин Лютер был крайним противником идеи вооруженная сопротивления, вследствие чего совершенно отклонил обширный план Цвингли и ландграфа гессенского относительно совместного действия всех реформационных сил для борьбы с папством и католической монархией. Окончательный разрыв между лютеранской или саксонской и южногерманской и швейцарской реформацией последовал на религиозном диспуте в Марбурге (1529) так что на аугсбургском рейхстаге 1530 г. саксонские немцы выступили уже со своим особ, исповеданием веры («Аугсбургская конфессия»), которым завершился процесс образования лютеранской церкви. Однако, и в следующие годы Лютер продолжал неутомимо работать над начатым делом, оставаясь до конца верным своим идеям: в этом духе были им составлены в 1537 г. Шмалькальденские артикулы; руководствуясь теми же идеями, он отклонил посреднические предложения в Регенсбурге в 1541 г. и приглашение на Тридентский собор в 1545 г.

    Личность Лютера

    Пылкий, порывистый, подчас неумеренно резкий, когда дело касалось его религиозных убеждений, в частной жизни Мартин Лютер отличался ясностью духа, добродушными юмором, веселым нравом и теплым, сострадательным отношением к людям. Внутренняя, душевная жизнь его представляла, однако, меньше спокойствия: не раз переживал он тяжелые, мрачные минуты, борясь с дьяволом, мучимый фантомами, грозившими помутить его сознание. К этому присоединялись еще частые телесные страдания, развившиеся в мучительную болезнь, которая свела его в могилу. До самой своей смерти Лютер продолжал действовать в Виттенберге в качестве проповедника. Он умер 18 февраля 1546 г. в Эйслебене, в том самом городе, где родился и куда отправился за несколько дней до смерти. Тело его похоронено в Виттенберге.

    Значение Лютера

    На памяти Мартина Лютера остается упрек в потворстве его высокопоставленным друзьям – князьям. Но эта слабость отчасти искупается его духовными и нравственными качествами. Не менее важны услуги, оказанные Лютером немецкой литературе. С ним начинается новый период в истории немецкого языка; слог его проповедей, брошюр, трактатов полон энергии, силы и выразительности, и потомки ценят Мартина Лютера не только, как церковного реформатора, но и как одного из популярнейших писателей Германии.

    Лютер Мартин

    (Род. в 1483 г. – ум. в 1546 г.)

    Немецкий религиозный и общественный деятель, теолог, глава Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма (лютеранства – первого протестантского направления в христианстве), переводчик Библии на немецкий язык. Отвергал идею о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между Богом и человеком. Объявил веру христианина единственным путем спасения, которое даруется непосредственно Богом (доктрина «об оправдании только по вере»), а задачу новой церкви видел в том, чтобы помочь верующему самостоятельно читать и постигать смысл Священного Писания.

    Среди тех, кто был призван вывести церковь из мрака папства к свету более совершенной и чистой веры, Мартин Лютер занимает одно из самых выдающихся мест. Ревностный, пламенный и преданный, не знающий другого страха, кроме Божьего, Лютер вошел в историю Германии не только как глава Реформации, но и как деятель культуры, своим переводом Библии утвердивший общенемецкий национальный язык, как реформатор образования и музыкальной культуры. Для христиан всего мира Лютер, не признающий иного основания для веры, кроме Священного Писания, явился тем человеком, через которого Бог совершил великую работу по преобразованию церкви и просвещению.

    Жарким летним днем 1505 года Мартин Лютер, тогда еще совсем юный студент университета, погостив у родителей, возвращался в Эрфурт. В пути, у небольшой деревушки Штоттернгейм его внезапно застала гроза. Небо стремительно затянулось тучами, хлынул дождь, разразилась ужасная буря. Страшный удар молнии швырнул Мартина на землю. Пытаясь подняться, он в ужасе закричал, обращаясь к святой покровительнице своего отца: «Святая Анна, помоги мне! Я стану монахом». Воззвавший таким образом к святой позднее прославился тем, что отрекся от культа святых. Тот, кто клялся принять монашеский обет, впоследствии отверг институт монашества. Бывший верный сын католической церкви потряс всю структуру средневекового католичества. Преданный папский слуга, Мартин Лютер впоследствии отождествил папу с антихристом. Нанесенный им удар по церковным канонам оказался сокрушительным. В то же время эта противоречивая личность пробудила христианское сознание в Европе. Если христианская цивилизация и сохранилась на Западе, то немалую роль в этом сыграл именно Мартин Лютер.

    Вполне естественно, что Лютер был сложным и противоречивым человеком. Последователи превозносят его как пророка Господнего и избавителя Германии. Противники-католики называют сыном погибели и губителем христианства, а фанатики-радикалы сравнивают с Моисеем, который вывел детей Израиля из Египта и оставил умирать в пустыне.

    Но кем бы ни был Мартин Лютер, прежде всего он был человеком религиозным. Выходец из наиболее консервативного по своим религиозным убеждениям слоя населения – крестьянства, он родился в городе Эйслебен в Тюрингии. Его отец, Ганс, и мать, Маргарет, были крепкими, коренастыми немецкими крестьянами. В сущности, непосредственно возделыванием земли они не занимались, поскольку Ганс, как сын, не имеющий права на наследство, оставил крестьянское хозяйство и стал рудокопом. В этом деле ему сопутствовала удача, которую он относил к помощи Св. Анны, покровительницы представителей этой профессии. В конце концов Ганс стал владельцем нескольких литейных. Но нельзя сказать, что в семье был достаток. Лютеры жили обычной крестьянской жизнью: немудреной, простой, иногда грубоватой и доверчивой. Они были очень набожными людьми. В верованиях этих необразованных крестьян элементы древнегерманского язычества переплетались с христианской мифологией. В их представлениях леса и вода были населены эльфами, гномами, русалками и ведьмами. Злые духи насылали бури, наводнения и болезни, искушая людей впасть в грех и уныние. Лютер никогда так и не освободился от подобных представлений. «Многие местности, – говорил он, – населены бесами. Ими полна Пруссия, а Лапландия – ведьмами. В моих родных краях…есть такое озеро, что если бросить в него камень, то во всей местности разразится буря, поскольку в водах его полным-полно плененных бесов».

    Дисциплина в родительском доме была строгая и даже суровая. Позднее Лютер вспоминал: «Матушка однажды высекла меня до крови за какой-то несчастный орех». Некоторые биографы полагают, что именно суровые нравы, царившие в семье, толкнули юношу в монастырь. Так это или нет, доподлинно неизвестно, но сомнений в том, что Мартина любили и уважали в семье, нет. Образование Лютер получил в церковных школах, где царили тоже достаточно строгие нравы. Школа не только не освобождала от усвоенных с детства верований, но скорее подкрепляла их. Детей учили религиозным песнопениям, они присутствовали на мессах и вечернях, а в святые дни участвовали в красочных процессиях. В каждом из тех городов, где довелось учиться Мартину Лютеру, было множество храмов и монастырей… Все обучение – дома, в школе, в университете – было направлено на то, чтобы вселить страх перед Богом и благоговейное отношение к церкви. Основой школьного обучения являлась зубрежка, подкрепленная розгами. цель обучения состояла в том, чтобы школьники получили навыки устной речи в латыни. Мартин был старательным учеником, учиться ему нравилось. Он был обычным беззаботным мальчишкой – любил музыку, хорошо играл на лютне и восхищался красотой природы Германии.

    В 1501 г. Лютер поступил в Эрфуртский университет и через четыре года окончил его со степенью магистра «свободных искусств». Родители хотели, чтобы Мартин продолжил учебу и выучился на юриста. Они прочили сыну успешную карьеру и выгодный брак, что позволило бы ему содержать их в старости. Когда Лютер получил степень магистра, отец даже стал обращаться к нему на «вы». Но вопреки родительской воле Мартин не стал изучать юриспруденцию, а постригся в монахи. Лютера давно мучил вопрос об участи человека в мире. Его эпоха была эпохой настоящего культа смерти, зародившегося столетием ранее после эпидемий «черной смерти» – чумы, но наибольший страх ему внушала даже не смерть, а последующий суд и угроза вечного проклятия. В верованиях или душевных порывах Лютера не было ничего особенного, если не считать их страстности. Мысли о смерти весьма угнетали его, но в этом он был вовсе не одинок. Человек, позднее восставший против монашества, стал монахом по той же самой причине, что и тысячи других, а именно: для того чтобы спасти свою душу. Большинство биографов считает, что непосредственным поводом к его решению явилась неожиданная встреча со смертью в тот памятный июльский день 1505 года. Мартин постригся в монахи, избрав обитель с суровыми порядками – реформированную общину августинцев.

    Среди остальных монахов августинского монастыря Лютер выделялся незаурядными способностями. В сентябре 1506 г. он принес последние обеты и уже весной стал священником. Каждый день он начинал с молитвы: «Хорошо помолиться, – говорил он часто, – лучше, чем наполовину выучить задание». Он вел очень строгий образ жизни, стремясь постом, бдением и бичеванием искоренить свои дурные наклонности, чего не мог достичь монашеским послушанием. Лютер постился иногда трое суток подряд. Он отказался от полагавшихся ему одеял и чуть не простудился насмерть. «Я и в самом деле был благочестивым монахом, – говорил он впоследствии, – и исполнял предписания ордена точнее, чем даже могу это выразить словами. И если бы кто-либо из монахов своими подвигами мог бы заслужить царство Небесное, то и я, без сомнения, имел бы на это право». В результате суровых добровольных лишений он потерял много сил, начались судороги и обмороки, от которых он никогда уже не мог полностью избавиться. Но, несмотря на все усилия, его страждущая душа не находила покоя.

    После принятия Лютером священнического сана он был приглашен на преподавательскую работу в Витгенбергский университет. Там он занялся изучением Библии на языках оригинала. В 1512 г. университет присвоил ему степень доктора богословия. Лютер быстро выдвинулся на преподавательском поприще и регулярно проповедовал в приходской церкви. Его красноречие покоряло слушателей: сила и ясность излагаемой им истины воздействовали на ум, а его воодушевление трогало их сердца.

    Целеустремленное изучение Библии и сочинений средневековых мистиков привели Мартина Лютера к разрыву с католической доктриной оправдания посредством «добрых дел» и к утверждению личной веры как единственного пути спасения. Решение проблемы пришло к Лютеру не в результате внезапного озарения, но в результате чтения Священного Писания, которое ему пришлось изучать особенно пристально, когда он был назначен на кафедру библейской экзегезы. Подготовив и прочитав в период с 1513 по 1516 г. курсы лекций, посвященных изъяснению Псалмов и посланий апостола Павла, Лютер пришел к убеждению, что спасение человека зависит исключительно от Божьей благодати, которая стала доступной только благодаря жертвенной смерти Христа. Для спасения человеку необходимо только уверовать и принимать все то, что сделал ради него Бог. Это убеждение и легло в основание богословской системы Лютера, центром которой стало учение об оправдании верой. Он утверждал, что всякий человек отвечает сам за себя перед Богом. Именно в этом и заключалась суть индивидуализма Лютера. Чтобы таинство оказалось действенным, необходима личная вера. Из такой теории вполне логично следовал вывод, что церковь должна состоять лишь из людей, обладающих горячей личной верой; поскольку же число таких людей всегда невелико, то церковь должна быть сравнительно небольшим собранием. Лютер неоднократно и совершенно недвусмысленно говорил об этом.

    Поводом для решительного разрыва Лютера с католической церковью стала известная практика продажи индульгенций. Термином «индульгенция» обозначалось даруемое церковью освобождение от наказания за грехи. Первоначально можно было получить освобождение только от наказаний, налагаемых папой на земле, однако за полвека до Лютера папская власть была распространена также и на наказания, налагаемые Богом в чистилище. Получившие такое освобождение расплачивались за это материальными пожертвованиями по установленному тарифу. Доминиканский монах Иоганн Тецель, занимавшийся распространением индульгенций, заверял своих слушателей: «Чуть только монета в ларце зазвенит, душа из чистилища вон отлетит». Протестуя против продажи индульгенций в Германии, в 1517 г. Лютер обнародовал 95 тезисов, в которых обличал эту торговлю как нарушение учения Священного Писания. В своих тезисах Лютер резко выступил против идеи о какой-либо связи между взиманием денежной платы и отпущением грехов или освобождением от наказаний. Он отрицал распространение юрисдикции папы на чистилище. Таким образом, Лютер выступил не против злоупотребления индульгенциями, а против самой идеи индульгенций. Тезисы, бившие в самое чувствительное место: по «карману» папы, произвели глубокое впечатление на многих. О Лютере пошли толки, что «он и есть тот человек, которого все давно ждали», – и все радовались тому, что на немецкой земле выискался наконец такой смелый человек, который решился противостоять широко распространившейся лжи.

    В ответ на смелый вызов Лютера Ватикан обвинил его в ереси. Ему было предложено отречься от своих мнений, но этого не последовало. Перед Мартином Лютером явственно замаячил костер. Его противники предрекали, что не пройдет и пары недель, как еретик будет сожжен, однако влиятельные силы в Германии дружно выступили на его защиту. Это были немецкие националисты, возглавляемые рыцарем Ульрихом фон Гуттеном, видевшим в Лютере освободителя Германии, из которой все соки высасывает ненасытное папство. Это были и гуманисты, возглавляемые Эразмом Роттердамским, который воспринимал Лютера как поборника свободной научной мысли, притесняемой папой. Лютер отказался предстать перед папским судом, а в 1520 г. публично сжег папскую буллу, отлучавшую его от церкви. Это уже было откровенным мятежом. Еще через год Лютер был вызван в Вормс на имперский сейм, где император Карл V приказал ему отречься от своих взглядов. Хотя, может быть, Лютер и не сказал известных слов «На том стою и не могу иначе», в них, однако, хорошо отражается суть его ответа.

    Теперь разрыв с Римом был окончательным. Шансы на выживание у Лютера были невелики, однако Фридрих поддержал его, и император ничего не смог с этим сделать. Вскоре Лютер стал центральной фигурой антипапской оппозиции. Он разработал радикальные доводы против официального католического учения, которые составили фундамент протестантизма. Лютеранство укрепилось и уже не могло было быть силой вырвано с корнем. По приказу курфюста Фридриха Лютера тайно укрыли в Вартбургском замке, где он приступил к переводу Нового Завета на немецкий язык и за несколько месяцев закончил его. Затем вместе со своими помощниками Лютер 12 лет трудился над переводом Ветхого Завета. Лютеровская Библия имеет не только религиозное значение, но и принадлежит общей культуре. Она помогла донести Писание до простого народа, а также сформировать современный немецкий язык. Лютер был убежден, что Писание должно быть доступно всем. «Простая дочь мельника, – писал он, – ежели она верует, может его правильно понимать и толковать». В «Послании о переводе» (1530 г.) Лютер указывал на ценность живого народного языка. В качестве ориентира он принял один из саксонских диалектов, который с тех пор стал литературным общенемецким языком. Отказ от рабского следования оригиналу сделал перевод Лютера творческим и высокохудожественным. Книгопечатание открыло Библии широкую дорогу. За 30 лет после первого издания вышло около 100 тыс. экземпляров – тираж для той эпохи непревзойденный. Влияние лютеровской Библии сравнимо разве что с произведениями Шекспира.

    Когда Лютер снова появился на общественной арене, Реформация уже получила широкое распространение не только в Германии, но и в соседних странах. Протестантизм создал альтернативу католичеству и привел к кровавому крестьянскому восстанию, которое Лютер, однако, резко осудил. Против своего желания он положил начало многовековому расколу западного христианства. Однако его дело имело и позитивные последствия. Сегодня с этим согласны даже католики. «Несмотря на различия во мнениях в отдельных вопросах, католические историки и богословы признают религиозную глубину и духовную силу молитв Лютера, подлинно христианские намерения его критики тогдашней церкви», – говорил кардинал И. Хеффнер. Влияние Лютера вышло далеко за пределы его родины, лютеранство имеет множество последователей.

    В своей жизни Лютер совершил еще один решительный поступок, который, хотя он и относился к его личной жизни, должен был оказать глубокое влияние на немецкую культуру и весь протестантский мир. Речь идет о его женитьбе. В самом этом поступке не было ровным счетом ничего романтического. Женой Мартина стала монашка Катарина фон Бора. Под впечатлением от учения Лютера община, в которой состояла Катарина, покинула монастырь и прибыла в Виттенберг. На проповедника легла обязанность подыскать монашкам жилье, мужей и вообще позаботиться об их положении. Так вышло, что только одна – Катарина фон Бора оказалась непристроенной. Лютер некогда заявлял, что ни за что не женится, однако в создавшейся ситуации он счел наилучшим выходом взять ее себе в жены и 27 июня 1525 г. они обвенчались. Лютер признавался, что не был пылко влюблен, но питал к Катарине уважение. Впоследствии он очень привязался к жене. Мартин и Катарина стали образцом немецкой семьи – патриархальной, чуждой романтизму и сентиментальности, но исполненной любви и взаимной нежности. У них было шестеро собственных детей; кроме того, Лютеры воспитали еще одиннадцать осиротевших племянников и племянниц. Своим примером Мартин Лютер оказал очень сильное влияние на институт семьи. Фактически семья была той единственной сферой, которую Реформация действительно затронула глубоко.

    Но самым большим все же было воздействие Лютера на религиозную сторону жизни нации. Общины слушали его проповеди, пели его литургию. Отцы читали и перечитывали своим семьям составленный Лютером катехизис. Лютеровская Библия ободряла впавших в уныние и утешала умирающих. Совершенно естественно, что немцы гордятся таким своим соотечественником. Однако, вглядываясь в прошлое в поисках личности, которую можно было бы наиболее естественным образом сравнить с Лютером, сложно обнаружить среди немцев фигуру того же масштаба. Один немецкий историк сказал, что за триста лет был лишь один немец, который действительно понимал Лютера, – Иоганн Себастьян Бах.

    50 великих дат мировой истории Шулер Жюль

    Мартин Лютер (1483–1546)

    Мартин Лютер (1483–1546)

    Вернемся к персонажу, об отлучении которого мы рассказали. Сын саксонского крестьянина Мартин Лютер в 1505 г. постригся в монахи, заботясь о спасении души. Эта тревога продолжает его мучить и в духовном сане, он боится, что не сможет устоять перед грехом. Именно тогда благодаря чтению Священного Писания (и в особенности св. Павла) к нему приходит прозрение. Человек не сможет обеспечить свое спасение через деяния (акты смирения или дарения церкви), если к этому не добавить веру. Только грешник, который покаялся и предал себя в руки Божьи, получит от Него прощение и будет спасен.

    В 1515 г., чтобы собрать средства на строительство храма Св. Петра в Риме, папа Леон X решил, что индульгенции (грамоты об отмене наказаний, которые грозят грешнику или на земле, или в чистилище) можно предоставлять верующим, которые внесут свою лепту на храм Св. Петра в Риме как за себя, так и за уже умерших. Некий проповедник дошел до того, что сказал: душа умершего грешника вылетает из чистилища вместе со звуком падающей в церковную копилку монеты…

    Лютер резко выступил против подобной практики, и именно здесь лежат истоки конфликта, о котором мы говорили и который привел его к отлучению.

    Подвергнутый государственной опале рейхстагом (собрание князей и городов Священной империи), т. е. поставленный вне закона в 1521 г., Лютер был спрятан его покровителем курфюрстом Саксонии в замке Вартбург, где переводит на немецкий язык Ветхий Завет (позже он переведет всю Библию). Этот немецкий перевод Библии станет первым образцом современного немецкого литературного языка.

    Принципы будущей реформатской церкви были сформулированы в 1530 г. перед рейхстагом в Аугсбурге: «аугсбургское исповедание веры» рвет с католичеством во многих пунктах. Оно отвергает власть папы, монашеские обеты и церковное безбрачие (сам Лютер женился в 1525 г. на бывшей монашке).

    Оно признает только два из семи таинств (крещение и причащение обоих видов - хлебом и вином, хотя причастие вином было отменено еще в средние века по соображениям гигиены). Богослужение упрощено: чтение отрывков из Библии, проповеди, пение псалмов или гимнов, молитвы - все на народном языке, а не на непонятном большинству верующих латинском, как прежде.

    Идеи Реформации будут восприняты многими социальными слоями, в частности крестьянами, восставшими в 1524 г. против феодализма в центральной Германии. Лютер осудит мятежников «крестьянской войны» и призовет князей их уничтожить. Лютер и лютеранство перейдут под покровительство князей, которые присоединились к новой доктрине. После войны между императором, защитником католичества, и немецкими протестантскими князьями мир в Аугсбурге (1555) признал право князей и городов выбирать вероисповедание и навязывать его своим подданным.

    Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора Рыжов Константин Владиславович

    Мартин Лютер Великий немецкий реформатор родился в ноябре 1483 г. в Эйслебене, главном городе тогдашнего графства Мансфельд в Саксонии. Родители его были бедные крестьяне из деревни Мера того же графства, незадолго до того переселившиеся в город, чтобы искать заработка на

    Из книги Повседневная жизнь инквизиции в средние века автора Будур Наталия Валентиновна

    Ян Гус, Иероним Пражский и Мартин Лютер На всей территории Священной Римской империи в Средние века постоянно вспыхивали восстания против католической церкви и папы римского. В XV веке началась эпоха борьбы за перемены, получившая в истории название эпохи Реформации.

    Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

    Из книги Испанская инквизиция автора Холт Виктория

    7. Мартин Лютер В то время как католическая церковь столь безуспешно сражалась за удержание господства на всех землях, в Европе для нее назревала большая угроза.Несколькими годам раньше Мартин Лютер прикрепил свои знаменитые тезисы к двери Виттенбергской церкви, чем

    Из книги Человек в зеркале истории [Отравители. Безумцы. Короли] автора Басовская Наталия Ивановна

    Мартин Лютер: рождение новой церкви Мартин Лютер - основатель лютеранской церкви, которая по сей день играет в мире заметную роль. Мыслитель, богослов, филолог, писатель начала XVI века, переводчик «Библии», заложивший основы немецкого литературного языка. Его «95 тезисов»

    Из книги История Нового времени. Эпоха Возрождения автора Нефедов Сергей Александрович

    МАРТИН ЛЮТЕР Я тут весь перед вами… Да поможет мне бог. Мартин Лютер. Мартин Лютер был сыном рудокопа из городка Эйслебен на востоке Германии; его отец работал в каменоломнях, а мать собирала в лесу дрова. С трудом, нищенствуя и голодая, ему удалось закончить школу и

    Из книги Инквизиция: Гении и злодеи автора Будур Наталия Валентиновна

    Ян Гус, Иероним Пражский и Мартин Лютер На всей территории Священной Римской империи в Средние века постоянно вспыхивали восстания против католической церкви и папы Римского. В XV веке началась эпоха борьбы за перемены, получившая в истории название эпохи

    Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

    Из книги С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

    Мартин Лютер и его реформационные идеи Реформация (от лат. reformatio - «преобразование») - религиозное и социально-политическое движение в Европе XVI в., выдвигавшее требования реформы католической церкви и преобразования порядков, санкционированных ее учением.Начало

    Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

    9.4.5. За какую мечту боролся Мартин Лютер Кинг? Имя Майкл родившийся в 1929 г. мальчик получил от отца, пастора баптистской церкви, в честь основателя протестантизма Мартина Лютера. Кинг стал священником, бакалавром, затем доктором богословия, священником в штате Алабама. Он

    автора Мудрова Анна Юрьевна

    Лютер Мартин 1483–1546Деятель Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма.Мартин Лютер родился 10 ноября 1483 года в городе Эйслебене в Тюрингии (Германия). Его родители, Ганс и Маргарита Людер, переехавшие туда из Мёры, вскоре перебрались в Мансфельд, где Ганс

    Из книги Великие исторические личности. 100 историй о правителях-реформаторах, изобретателях и бунтарях автора Мудрова Анна Юрьевна

    Кинг Мартин Лютер 1929–1968Лидер Движения за гражданские права чернокожих в США.В семье пастора баптистской церкви в городе Атланта 15 января 1929 года родился первенец, мальчик. Его назвали Майкл. Мать Мартина до замужества преподавала в школе. Детство Кинга пришлось на годы

    Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич