Жировицкая икона — история, в чем помогает, значение. Чтение молитвы жировицкой иконе божьей матери Жировицкой иконе молятся о встрече с мужчиной

Чудотворная икона Божьей Матери почитается в православном мире как символ исцеления и наставления на путь истинный. Многие верующие отмечают ее великую помощь в обретении здоровья даже при сильных недугах.

История иконы

Появление иконы датировано 1470 годом. В Беларуси, в местечке под названием Жировичи, крестьяне обнаружили в глухом лесу образ Девы Марии, который отнесли своему хозяину. Тот решил спрятать находку у себя, но на следующий день случилось непредвиденное: икона вновь оказалась в лесу. Князь Александр Солтан увидел в этом Божественное знамение и повелел на месте нахождения иконы возвести храм. Через несколько лет произошло несчастье, и храм выгорел дотла, однако лик Богоматери остался нетронутым, что снова поразило людей. Икону обнаружили стоящей на камне рядом с горящей свечой. С этих пор Жировицкая икона Богородицы почитается ежегодно 20 мая по новому стилю.

Где находится икона

Икону во время Первой мировой войны перевезли в Москву, где она находилась до начала двадцатых годов, а затем вновь вернули в обитель. Сейчас святой образ находится в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы Жировицкого монастыря Минской епархии.

Описание иконы

На иконе изображена Божия Матерь с Младенцем Иисусом на руках. Он написан прильнувшим к материнской щеке, нежно обнимающим Деву Марию за шею. Подлинная икона выполнена на яшмовом камне.

О чем молятся Жировицкой иконе Божией Матери

Православные христиане обращаются к лику Богоматери за помощью:

  • при болезнях , недугах врожденный и приобретенных;
  • для защиты от пожара и других стихийных бедствий;
  • от потери памяти;
  • об обретении и истинной веры и наставлении на праведный путь;
  • для избавления от вредных привычек;
  • когда встают перед сложным выбором.

По свидетельствам очевидцев, Жировицкая икона исцелила мальчика, который был на пороге смерти, однако его мать, желая вернуть чадо, неистово молилась лику Святой, и мальчик чудесным образом выжил. Помогли молитвы и крестьянке, которая была больна чахоткой. Через молитвы к иконе было даровано множество исцелений, о которых говорят не иначе как о чудесах. Помогла икона и роженице, над которой читали молитвы в надежде на благополучный исход, и очередное чудо исцеления двух угасающих жизней дошло до наших времен, передаваемое устно и письменно. Помогла Богоматерь и священнослужителю, которому грозила скорая погибель из-за тяжелого недуга.

Молитвы иконе

Каждый может обратиться к Богоматери с искренней просьбой. Молитвы, идущие от самого сердца, обязательно будут услышаны.

«О премилостивая Дева Богородица! Позволь прикоснуться к благодати Твоей, не оставь нас, Божьих рабов, без благословения. К Тебе во скорбях своих обращаемся да мечтаем о скором исцелении недугов наших. Ты, чей свет указывает путь истинный на земле нашей грешной, чудеса творишь и лечишь души наши и тела. Коленопреклонно молим Тебя, Матушка, избави нас от страхов и смятения, не дай проискам диавольским завладеть нашим разумом, да позволь жить праведно, на Господа уповая. Не лишай нас слова доброго, пред Богом за нас произнесенного. К заступничеству взываю от козней людских, завистников неверных и печалей мирских. Осени своим знамением нас да избави от напасти стихийной, от воды большой да от пожарищ, от ветра сильного да от засухи, дабы не страдали мы от потерь, голода и холода. Твоя сила неисчерпаема, как и неисчерпаема милость Твоя. Аминь».

Любая искренняя молитва и чистые помыслы способны сотворить чудеса. Просить о помощи Жировицкую икону Богородицы может каждый верующий. 20 мая, в день празднования, молитвы имеют особую силу и способны исцелить каждого страждущего от недугов, болезней и пагубных пристрастий. Желаем вам мира и благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

19.05.2017 05:07

Матрона Московская - одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она...

Чудотворный список обладает достаточным почетом в христианском мире и считается символом божественного исцеления и наставления на истинный путь. Верующие находят в образе Божией Матери помощь в избавлении от самых страшных недугов.

На месте чудесного появления святыни образован Жировицкий храм, а 20 мая празднуется день этого списка.

История появления образа

Образ появился в 1470 г. около деревни Жировичи, что в Белоруссии.

Маленькие пастушки, гуляя в лесу, узрели необычайно яркий свет, излучаемый сквозь крону грушевого дерева. Когда они приблизились, перед очами детей предстала Жировицкая икона Божией Матери. Ребята благоговейно взяли святыню и передали её своему хозяину по фамилии Солтан, который запер образ в ларец. На другой день иконы не было обнаружено. Через время список был найден в том же лесу, а хозяин окрестности дал клятву соорудить на месте появления монастырь в честь Пресвятой Девы Марии.

  • Вокруг деревянной постройки образовали поселение и учредили приход. В 1560 г. храм Богородицы сгорел, и всем людям показалось, что святыню не удастся спасти. Однако через некоторое время сельские мальчишки увидели на месте пожара прекрасную женщину, которая держала в руках ту самую святыню. Образ поместили в недавно построенный каменный храм.
  • Слава Жировицкой иконы Божией Матери возрастает в XVIII в. В Риме намеревались открыть подобие этого списка. Во время ремонта в резиденции была найдена фреска-копия, написанная на стене. Она обладала чудотворной силой и исцелила стольника из города Мстислав.
  • В 1726 г. приняли решение о коронации иконы, так как исследователи обнаружили более 200 эпизодов содеянных ею чудес. На протяжении недели в Жировицком монастыре проходили торжественные служения в эту честь. На празднике причастилось 140 000 человек.
  • Прославляя образ, духовенство отдавало распоряжение о строительстве триумфальных арок по дороге к родному месту святого списка. Изображениями чудес, совершенных иконой, украшали Успенский храм.
  • Во время действий Первой мировой святой образ был переправлен в московский собор Богородицы. В родной дом список вернулся в 1922 г. после увещеваний архимандрита Тихона. В этом же году для образа Богородицы соорудили киот (украшенный шкафчик).

Что важно знать о православии:

На заметку! Икона Жировицкой Девы Марии долгое время почиталась Католической Церковью, несмотря на то, что берет свое происхождение в православных местах. Перед образом совершал моления последний польский король Станислав.

Икона Божией Матери Жировицкая

Месторасположение и особенности иконографии

Сегодня святыня находится в белорусском Успенском соборе. На территории мужского монастыря располагаются открытые целебные источники, где православные черпают воду для очищения тел и сознания. Духовенство отмечает святость камней, на которых обнаруживались образы Богородицы.

Паломничество к святому изображению не прекращается в течение нескольких веков.

Важно! Празднование в честь славного образа ежегодно проводится 20 мая. В этот день число верующих прихожан у монастыря достигает большого количества. Священнослужители каждый год устраивают торжественный ход с иконою, молебнами и песнопениями.

Святыня имеет небольшие размеры и овальную форму с малым сужением кверху, вырезана на полудрагоценной яшме. На списке изображена Божья Матерь и Младенец Иисус. Яшма имеет смесь зеленых и темно-красных оттенков, что создает оптическое впечатление охры. Эта святыня подвергалась реставрации и была склеена при помощи воска. На образе существовала надпись, прославляющая ангелов, но не сохранилась.

  • На святыне изображена Богоматерь с маленьким Христом, ее левая рука расположена на груди.
  • Голова Девы - непокрыта и чрезмерно склонена в правую сторону.
  • Младенец одет в короткую рубашку (хитон), поэтому его согнутые колени оголены. Христос прильнул к Матери, голова его запрокинута, а правая рука направляется к Марии.
  • Нимбы выполнены в форме эллипса, мафория (верхняя одежда) Богородицы обладает динамичными складками.
  • На святыне различают традиционные для вида иконографии греческие буквы имен Матери и Сына.

Жировицкая икона - единственная среди белорусских списков, которая выполнялась на камне в плоском рельефе. Святыню относят к типу «Умиление» (Елеуса), который передает идею божественного заступничества.

На заметку! В 2013 г. белорусскими учеными была сделана голографическая копия этой святыни. Работы начались с разрешения авторитетных епископов Свято-Успенского монастыря деревни Жировичи.

Жировицкая Богоматерь

Исцеления перед святыней

С XVIII века по наши дни было написано множество трудов, характеризующих чудодейственную деятельность списка. В изданиях находятся искусствоведческие труды и богословские рассуждения. Авторы описывают большое количество случаев божественного исцеления перед образом Богородицы.

Читайте о других иконах:

Молитвы святому изображению Жировицкой иконы Божией Матери неоднократно помогали избавиться от бесплодия, победить хронические недуги и исправить врожденные аномалии.

  • Части камня из монастыря сохранили жизнь умирающей роженице и ее новорожденного ребенка.
  • Молитвы родственников больной чахоткой способствовали полному выздоровлению несчастной.
  • Летописям известен случай исцеления мальчика, над которым исполняли отходное песнопение. Мать ребенка горячо просила о спасении у изображения Девы Марии.
  • Жировицкая икона Божией Матери помогла крестьянину, который страдал иммунной патологией, не мог двигаться и практически потерял физические силы. Мысленно пообещав молиться ей, если обретет здоровье, он сразу же избавился от болезни.
  • К умирающей от неизлечимой болезни девушке во сне явилась Дева Мария, указывающая на смиренное моление перед образом. Несчастная велела привести её в Жировицкий монастырь, но умерла по пути. Погребение проводили на святом месте, но время процессии случилось чудо: девушка встала и отправилась преклонять колена перед святыней. Вскоре исцелившаяся постриглась в монахини и провела в храме остаток своих дней.
  • Иеромонах Николай продолжительное время мучился аневризмом. Болезнь дошла до ступени, где медицина уже не знает средств исцеления. Молясь образу Девы, иеромонах стал поправляться и в этот же день полностью избавился от недуга, хотя ранее уже готовился отойти в мир иной.
  • Во время причастия перед изображением Жировицкой Богоматери был зафиксирован случай избавления от дефекта речи у одной девушки. Её ротовая полость имела аномальное строение с самого рождения.
  • Бабушка полностью исцелилась от ревматизма после того, как ее больные суставы были помазаны елейным маслом из лампады, стоящей у святыни.
  • Девочка с серьезным заболеванием глаз исцелилась, испив воду из источника на территории монастыря. Медицина же настаивала на проведении оперативного вмешательства.
  • Искренне молящаяся мать сумела получить благословение от Богородицы, спасшей её умирающего сына. У ребенка обнаружили кисту мозга. Его состояние улучшилось после первого приезда в храм, а после пятого - новообразование совершенно исчезло.
  • Во время службы пожилая женщина получила исцеления от запущенного радикулита.

Значение Жировицкой иконы Божией Матери для всего христианского мира очень велико. Чудесным образом появившись в лесу перед двумя пастушками, она обрела Небесную славу и божественным образом исцеляла уже отчаявшихся людей от страшных недугов.

Лик Жировицкой Божией Матери обладает свойствами исцеления, помогает направить человека на истинную и правильную дорогу, поэтому подле нее молятся и обращаются к ней с самыми разными прошениями о помощи.

Как выглядит икона

Жировицкая икона Божьей матери изображает Деву Марию с Младенцем, которого она держит на руках. Мальчик крепко обнимает Богородицу за шею и прижимается к ее лицу своей щекой. Этот образ выполнен на яшме.

Голова Богородицы склонена в правую сторону и совершенно не покрыта. На мальчике из одежды только короткая рубаха, поэтому и ноги его не покрыты. Нимбы выполнены не в круглой, а в эллиптической форме.

Этот святой образ - единственный в Беларуси, который выполнялся в плоском рельефе на камнях.

Сегодня эта чудотворная икона расположена в храме, построенном в честь Успения Богородицы при Жировицком монастыре, относящемся к Минской епархии.

История святыни

История о том, как возникла эта прекрасная Жировицкая икона Божией Матери, считается одной из наиболее чудесных за всю историю христианской веры. В конце XV столетия она была обнаружена на территории леса простыми пастухами. Икона непонятным образом попала на ветви грушевого дерева. Произошло это неподалеку от небольшого городка Жировицы, на территории Беларуси. В качестве символа того места, где была обнаружена икона, написаны красивые цветы вокруг нимбов Девы Марии и Спасителя.

Икона была названа Жировицкой в честь поселения, возле которого ее нашли. После обнаружения пастухи передали икону Божией Матери хозяину тех территорий, Александру Солтану - вельможе литовского происхождения. Изначально этот человек не придал ей никакого значения, он даже не предполагал, что находка может оказаться ценной. По этой причине он просто положил ее в свой ларец и запер там.

Жировицкий монастырь в Белоруссии

Уже на следующий день случилось удивительное: икона снова была найдена на том самом месте, в ларце вельможа ее уже не обнаружил. Это событие было растолковано таким образом: сама Богородица желает, чтобы на том месте, где уже дважды была найдена икона, был построен храм. Небольшая деревянная церковь в ее честь там и появилась.

В начале XVI века церковь была полностью сожжена, но икона снова стала объектом чуда. Никто даже и не думал, что она могла сохраниться после такого пожара. Через некоторое время ее нашли. Она располагалась на одном из камней на горе, под которой ранее была та самая церковь. Перед ликом, изображенным на иконе, горела церковная свеча. Через некоторое время на этом месте был возведен еще один храм и мужской монастырь.

В течение последующих лет святой образ Богородицы и Спасителя успел повидать еще множество мест и городов, но вернулся в церковь при Жировицком монастыре.

Мольбы перед образом

К Жировицкой иконе с изображением Матери Божией обращаются в молитве с самыми различными просьбами. Молятся и возносят:

  • просьбы об исцелении;
  • мольбы об укреплении веры;
  • о помощи в поисках верного пути;
  • об избавлении от сомнений.

Известно множество случаев, в которых молитва перед этой иконой помогла людям и снова научила их верить в чудеса и радоваться каждому мгновению жизни.

  1. Обломки камней, взятые из монастыря, сохранили жизнь женщине и ее новорожденному младенцу.
  2. Благодаря тому, что родственники молились о здравии женщины перед святыней, она полностью оправилась от чахотки.
  3. Однажды был исцелен мальчик во время исполнения отходного песнопения. Все благодаря тому, что мать горячо читала молитву перед ликом Божией Матери.
  4. Икона помогла мужчине избавиться от тяжелого заболевания, из-за которого он не мог двигаться и утратил почти все физические силы.
  5. Одна пожилая женщина полностью вылечилась от ревматизма благодаря тому, что ее суставы были помазаны маслом, которое горело в лампе, стоящей перед святым ликом.
  6. У сына одной бедной женщины была обнаружена киста мозга. Она молилась перед святыней и даже привозила несколько раз мальчика в тот самый храм. После первого визита его самочувствие заметно улучшилось, а после 5 раза врачи провели обследование и не обнаружили злокачественного образования.

Текст молитвы

Молитва Жировицкой иконе Божьей Матери звучит следующим образом:

«О Премилосердая Госпоже, Дево Богородице! Киима устнама прикоснуся ко святыни Твоей, или киими словесы исповем щедроты Твоя, людем являемыя: никтоже бо, притекаяй к Тебе, отходит тощь и не услышан. От юности моея взысках помощи и заступления Твоего, и николиже лишен бых милосердия Твоего. Зриши, Госпоже, скорби сердца моего и язвы души моея веси. И ныне, коленопреклоненно предстоя пред пречистым Твоим образом, моления моя приношу Ти. Не лиши мя всесильнаго ходатайства Твоего в день скорби моея, и в день печали моея заступи мя. Тока слез моих не отвратися, Владычице, и радости мое сердце исполни. Прибежище и предстательство буди мне, Милостивая, и света Твоего зарями ум мой просвети. И не токмо о себе молю Тя, но и о людех, притекающих к заступлению Твоему. Церковь Сына Твоего во благости соблюди, и огради ю от злокозненных наветов враг, возстающих на ню. Архипастырем нашим посли помощь Твою во апостольстве, и сохрани их здравы, долгоденствующи, право правящих слово истины Господни. Пастырем испроси у Бога Сына Твоего ревность и бдение о душах врученнаго им стеда словеснаго, и дух разума и благочестия, чистоты и правды божественныя им низпосли. Испроси такожде, Владычице, у Господа властем предержащим и градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, всем же притекающим к Тебе дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве. еще же молю Тя, Премилосердая, осени страну нашу кровом Твоей благостыни, и избави ю от бедствий стихийных, нашествия иноплеменников и междоусобных нестроений, да вси, живущии в ней, в любве и мире пребывающе, тихое и безмятежное житие поживут, и благ вечных молитвами Твоими унаследивше, возмогут купно с Тобою восхваляти Бога на Небеси во веки. Аминь».

Перед тем как молитва будет прочитана, можно поставить свечку перед святым образом. Значение этой иконы для христианской веры довольно большое. Молитва перед этим образом обязательно будет услышана Девой Марией, главное, прочитать ее искренне, от всего сердца и открыть свою душу перед ней.

[Жировичская] (празд. 7мая), чудотворный образ на камне, явленный близ имения Жировичи (Жировицы, Журовицы; совр. Слонимский р-н Гродненской обл., Белоруссия), находится в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальном мон-ре (Минская епархия), принадлежит к числу главных из сохраненных святынь и исторических реликвий Белоруссии. Почитается православными, католиками и униатами.

Сказание о явлении иконы, которое сложилось, вероятно, во 2-й пол. XVI в. и было литературно оформлено жировицким иером. Феодосием (Боровиком) (Borowik. 1622), имеет сходные черты с повествованиями о явлениях Купятицкой, Леснинской, Рышковской, Пюхтицкой и др. чудотворных Богородичных икон. Ж. и. была явлена в лесу, в кроне цветущей дикой груши, стоящей под горой у источника. Пастухи, обнаружившие икону по исходящему от нее сиянию, отнесли образ владельцу этой местности, литов. подскарбию правосл. вероисповедания Солтану, к-рый спрятал его в ларец, откуда икона исчезла и вновь была явлена пастухам на том же дереве. Солтан построил на месте 2-кратного явления иконы церковь и поместил там Ж. и., украсив ее драгоценной ризой. Рядом с храмом впоследствии возникло поселение.

В одной из рукописных версий «Гистории» иером. Феодосия (Боровика), опубликованной П. Н. Жуковичем (Жукович. 1912), явление Ж. и. отнесено к кон. XV в., ко времени правления вел. кн. Литовского Казимира IV. В источниках XVII-XVIII вв. явление Ж. и. относят к 1473, 1480, 1549, 1576 гг. Церковная традиция соотносит это событие с 1470 г.; такая датировка, впервые приведенная в публикации каноника И. Нарди (Nardi. 1728), закрепилась в изданиях XIX-XX вв. Однако исторически наиболее достоверна предложенная в XVIII в. польск. историком И. Стебельским дата события 1494 г.; отождествление основателя правосл. церкви в Жировичах с личностью земского подскарбия Александра Юрьевича, родоначальника белорус. шляхетской династии Солтанов, совершившего паломничество в Палестину и служившего при дворах европ. монархов, не имеет достаточных оснований. Имение Жировичи было пожаловано грамотой от 20 марта 1493 г. вел. кн. Литовским Александром Ягеллончиком сыну Александра Юрьевича Солтана, «маршалку господарскому Ивашке Солтану Александровичу» († ок. 1495), к-рый построил в Жировичах церковь. Ее существование подтверждается копией документа 1516 г., хранящейся в архиве Литовской метрики (АЗР. 1848. Т. 3: . С. 252),- жалобы сына Ивашки Солтана Александровича, Александра, на жену своего опекуна Литавора Хрептовича; среди имущества перечислены ценности, забранные пани Хрептович из ризницы церкви в Жировичах. Высказывалось мнение (Mironowicz. 1991), что явление Ж. и. произошло в 1514 г., подобные гипотезы выдвигались со 2-й пол. XIX в. на основе несостоятельных попыток отождествления личности Александра Солтана с еп. Иосифом (Солтаном), бывшим в 1509-1519 гг. митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси (в Вильно), к-рый в действительности принадлежал к другому роду.

Сказание повествует, что спустя нек-рое время после постройки деревянная церковь в Жировичах сгорела, а чудотворная икона исчезла. Возвращавшиеся из школы дети увидели неподалеку от пепелища сидящую на камне и окруженную сиянием Деву. Приведя родных и священника, вместо Нее они обнаружили на камне невредимую Ж. и. и горевшую перед ней свечу. Камень, на к-ром, по преданию, произошло обретение после пожара Ж. и., имеет углубление, напоминающее след стопы и ладони. Полагали, что частички камня, названного «Стопа Богородицы», обладают целебными свойствами, помогают роженицам. В наст. время камень находится в алтаре ц. в честь Явления Жировицкой иконы Божией Матери, построенной в Жировицком мон-ре в 1672 г. (по др. сведениям, в 1769).

Обретение Ж. и. после пожара произошло, как предполагали, в 1520 г. или в 1560 г. Последнюю дату нельзя считать убедительной, поскольку строительство новой деревянной церкви в Жировичах на месте сгоревшей началось, вероятно, при жизни надворного маршалка литов. Александра Солтановича (ок. † 1554), 2-го после его отца, Солтана Александровича, владельца Жировичей. Синодик Жировицкого мон-ря, составленный в сер. XVIII в. на основе более раннего текста, называет А. Солтана «первым фундатором, при котором чудо сие показано в Жировицах» (Добрянский. 1882). Аргументом в пользу того, что обретение Ж. и. на пепелище произошло ранее 1560 г., может служить находившаяся в XVIII в. в числе ее украшений вотивная подвеска кор. Боны, выехавшей из Польши в Италию в 1556 г.

В 1555 г. владельцем Жировичей стал сын Александра Солтановича, надворный маршалок литовский с 1572 г. Иван Александрович Солтан († ок. 1577). Предположительно он начал строительство каменной церкви в Жировичах. Архивные документы 1572, 1575 и 1587 гг. подтверждают существование правосл. церкви в Жировичах и принадлежавшего ей монастырского надела. Возможно, в это время при церкви жили правосл. епископ (Турово-Пинский или Брестский) и монахи. В архивных документах 1580 г. описано чудо Ж. и.- воскрешение девушки Раины из белорус. правосл. шляхетского рода Войнов. Девушка тяжело заболела, и ей было видение, что исцеление наступит, если она совершит паломничество в Жировичи и посвятит себя служению Божией Матери. Когда родители везли Раину из Минска в Жировичи, она умерла. На 4-й день, после того как гроб с телом девушки простоял в церкви в Жировичах, она встала из него совершенно здоровой. Полагают, что чудо, о котором воскрешенная свидетельствовала перед Стефаном Баторием в Гродно, произошло ок. 1558 г. Достоверность ее рассказа подтвердили великий гетман и канцлер литовский Лев Сапега, Виленский католический еп. Бенедикт (Война), смоленский и мстиславский каштелян Иван Мелешко и Дорота Войнянка, сестра Раины. Их свидетельства занесены в дела королевской канцелярии, Раина Войнянка была утверждена королевским указом игуменией православного пинского Варваринского монастыря. Многочисленные случаи исцелений от Ж. и. были записаны в XVII-XIX вв., фиксируются они и в настоящее время.

В 1-й пол. XVII в. Ж. и. была хорошо известна в среде верующих. Основанный в 1613 г. в Жировичах василианский монастырь стал одним из главных мариальных санктуариев Великого княжества Литовского. Благотворителями обители были совладельцы Жировичей Иван Мелешко и Доминик Солтан. В 1616 г. вел. канцлер литов. Лев Сапега в числе богатых даров мон-рю пожертвовал и драгоценные украшения для Ж. и.

В 1629 г. в Жировичах началось строительство новой каменной Успенской ц., ремонт и достройка к-рой были проведены в 70-80-х гг. XVII в. В XVII-XVIII вв. стараниями жировицких монахов издавались книги и гравюры, прославлявшие Ж. и. В 1623 г. в Вильно была издана в переводе со старобелорус. на польск. язык «Гистория» иером. Феодосия (Боровика), в 1625-1629 гг. было осуществлено 3 ее переиздания. До сер. XVII в. вышло 8 печатных изданий, прославлявших Ж. и. (в т. ч. 2 панегирика о поклонении чудотворному образу в Жировичах королей Владислава IV и Яна Казимира), в XVIII в.- 5 книг и большое число гравюр для паломников. Начиная с кор. Владислава IV, совершившего паломничество (9-10 дек. 1644) к чудотворному образу Божией Матери в Жировичи, сложилась традиция приезжать на поклонение Ж. и. накануне важных событий Речи Посполитой: кор. Ян Казимир совершил паломничество в 1651 г., отправляясь в поход против Богдана Хмельницкого, кор. Ян III Собеский - 29 апр. 1683 г., накануне битвы с турками под Веной. В XVIII в. Август II Сас и Станислав Август Понятовский совершали поездки в Жировичи для поклонения Ж. и.

Полагали, что заступничеством Ж. и., вывезенной монахами в 1660 г. в близлежащий Бытенский Успенский мон-рь, Жировицкая обитель была спасена от разорения во время русско-польск. войны (1654-1667).

Сведения о Ж. и. включены в сборник архиеп. Иоанникия (Галятовского) «Небо Новое» и в изданную в Мюнхене в этот период энциклопедию чудотворных икон и скульптур Девы Марии католич. мира, в к-рой использованы сведения о наиболее почитаемых в Великом княжестве Литовском иконах Божией Матери, собранные ректором Виленской иезуитской академии А. Кояловичем. Оба издания способствовали прославлению Ж. и. в православной Левобережной Украине, в России, в католич. Европе. В 1715-1716 гг. сведения о Ж. и. вместе с подписанной на польском языке гравюрой Д. Петцольдта включены в рукописный свод Богородичных икон «Солнце Пресветлое», составленный сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым (НБ МГУ. Ф. 293. № 10536-22-71 и ГИМ. Муз. 39).

В 1-й трети XVIII в. Ж. и. почиталась во всей Речи Посполитой. Этому способствовало обнаружение (15 авг. 1718) под осыпавшейся штукатуркой фресковой копии Ж. и. в притворе рим. ц. во имя мучеников Сергия и Вакха, переданной (1639) папой Урбаном VIII василианам русской провинции для их резиденции. Высказывалось предположение, что фреска исполнена в XVII в. кем-то из монахов-василиан, прибывших в Рим из Великого княжества Литовского. Первыми насельниками миссии при рим. ц. во имя мучеников Сергия и Вакха стали прибывшие 15 июля 1639 г. из Жировичей монахи Иосафат (Исаакович) и Филипп (Феодосий?) (Боровик) (Kulczynski. 1732). Запечатленный на фреске образ прославился чудесами исцелений и почитается под именем «Мадонна дель Пасколо» (итал. Пасколо - Жировичи, житница). В 1719 г. фреска была отреставрирована Л. Г. да Кава, учеником рим. худож. В. Ломберти, выполнена ее живописная копия и послана в Жировичи (исчезла, вероятно, во время первой мировой войны). Получивший от рим. образа исцеление Михаил Загорский, подстолий мстиславский, пожертвовал серебряную ризу и венцы. 13 сент. 1730 г. состоялось перенесение фрески в главный алтарь придела во имя Жировицкой иконы Божией Матери ц. во имя мучеников Сергия и Вакха.

В 1726 г. постановлением папского капитула, исследовавшего более 200 чудес Ж. и., утверждено решение о ее коронации, которая состоялась 8 сент. 1730 г. В течение 8 дней в Жировицком монастыре шли торжественные богослужения, в те дни причастились ок. 140 тыс. чел., при коронации присутствовало 38 тыс. верующих. По дороге из Слонима в Жировичи на средства магнатских фамилий Великого княжества Литовского, духовенства и мещан было установлено 7 триумфальных арок. Успенский храм декорировали 7 большими овальными живописными композициями с изображением чудес Ж. и. 2 золотые короны, изготовленные в Риме трудами прокуратора ордена василиан Бенедикта Трулевича и освященные папой Бенедиктом XIII, возложил на икону униат. Киевский митр. Афанасий Шептицкий в сослужении епископов Владимирско-Брестского Феофила Годембы-Годебского и Турово-Пинского Георгия Булгака. Расходы, связанные с коронацией, взяла на себя кнг. Анна Радзивилл, мать папского посла, доставившего короны для Ж. и.

В 1839 г. Жировицкий мон-рь перешел к правосл. Церкви. Ж. и. находилась в это время в местном чине иконостаса Успенского собора, справа от царских врат. Среди чудес Ж. и., описанных в XIX в., особо отмечалось спасение Жировицкого мон-ря от пожаров 7 марта 1836 г., 3 нояб. 1854 г., 10 апр. 1863 г. Во 2-й пол. XIX в. были установлены службы Ж. и. с молебном Божией Матери, акафистом и коленопреклоненной молитвой 7 марта, 10 апр., 3 нояб. В воскресные дни и в дни, посвященные памяти Божией Матери, в мон-ре после вечерни соборно совершали акафистное служение перед Ж. и. Праздничные службы, посвященные Ж. и., проходят в дни Пятидесятницы, Воздвижения Креста Господня, Рождества Христова, Сретения, памяти вмч. Георгия, Рождества св. Иоанна Крестителя, Покрова. В XIX в. на Покров сходилось до 30 тыс. паломников из Минской, Гродненской, Ковенской, Виленской, Подольской губерний и Подляшья (Ярашэвич. 2001).

В 1915 г. Ж. и. в серебряном окладе и с др. ценностями была эвакуирована в Москву, в собор Покрова Пресв. Богородицы на Рву , после его закрытия - в Екатерины великомученицы мужской монастырь в г. Видное Московской обл. В янв. 1922 г. стараниями жировицкого архим. Тихона (Шарапова) Ж. и. была возвращена в Жировичи (по преданию, он вывез ее в банке с вареньем), но уже без оклада. Монахи Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры выполнили для Ж. и. киот (1922), в к-ром образ хранился до 2008 г., пока не получил новый киот. В 1938 г. с Ж. и. совершались многолюдные крестные ходы по городам и деревням Зап. Белоруссии, собранные средства шли на ремонт Успенской ц. Жировицкого мон-ря. Несмотря на гонения польск. и советских властей в 20-70-х гг. XX в., паломничества к Ж. и. не прекращались.

С сер. 80-х гг. XX в. ежегодно 20 мая на поклонение чудотворному образу приходят тысячи паломников, им раздают воду из источника, у к-рого произошло явление Ж. и. (в наст. время источник выведен в склеп Успенского собора Жировицкого мон-ря). 20 мая 1994 г. торжественно праздновали 500-летие явления Ж. и. С тех пор этот праздник отмечается при совпадении с днями Вознесения Господня или отдания Пасхи. После поздней литургии образ износится крестным ходом из Успенского собора к Явленской ц., где под открытым небом совершается молебен с акафистом Божией Матери. С 2000 г. 7 марта, 10 апр. и 3 нояб. (дни спасения обители от пожаров) к рядовым службам добавляется канон перед Ж. и. и поется великое славословие (кроме случаев, когда 7 марта и 10 апр. совпадают с периодом Великого поста, со Страстной или Светлой седмицами). В нач. XXI в. восстановлен обычай обносить Ж. и. крестным ходом вокруг селения, как правило, это бывает 21 мая.

В теплое время года Ж. и. находится в местном чине иконостаса Успенского собора Жировицкого мон-ря, слева от царских врат. В день памяти Казанской иконы Божией Матери (4 нояб.) после соборного акафиста перед Ж. и. образ переносится в нижнюю Никольскую ц., под левый клирос, где пребывает зимой, на его место в Успенском храме ставится копия в киоте, которая была выполнена из змеевика по размеру оригинала в 1994 г. свящ. Андреем Льяновым. В ризнице мон-ря находится живописная копия Ж. и. XIX в. в окладе XVII в. (предположительно времени коронации иконы). Более 30 лет с сер. 50-х гг. XX в. звездообразный ковчег с Ж. и. располагался в Никольском храме на ветвях дерева (смонтировано семинаристами под рук. иером. Иоанна (Снычёва) (впосл. митрополит С.-Петербургский и Ладожский)); сейчас он помещается в деревянном резном киоте.

Чудотворная Ж. и. (5,7×4,1×0,8 см) подобна камее или нагрудной иконке. Образ Богоматери с Младенцем дан в невысоком рельефе на овальной яшмовой пластине с небольшим сужением кверху, оборот иконы гладкий. Яшма оттенков зеленого и темно-красного, или гематитового (пурпурного), цветов, оптическое смешение к-рых создает впечатление охристого цвета. Уже в 1621 г. отмечалось, что изображение на Ж. и. сильно стерто, сглажено. В наст. время оно трудноразличимо: прочитываются лишь общий контур и нек-рые детали. Икона подвергалась реставрации: расколовшаяся на части, она была склеена воском, его следы, видимые по линии стыка сколов, ошибочно принимали за 3-й оттенок цвета яшмы (Kulczynski. 1732). На поверхности камня видны следы термической деструкции кварцевых зерен. Надпись: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую», замеченная в XVII в. и вошедшая в иконографию Ж. и., на этом образе не сохранилась. Возможно, она размещалась на ободке утраченного металлического обрамления Ж. и. Несмотря на необычную овальную форму, Ж. и. типологически соотносима с произведениями белорус. мелкой пластики XIII-XV вв.: каменными и резными по кости иконками, созданными под влиянием визант. традиции в Полоцке, Турове, Новогрудке, Минске, Гродно (Городне). К их числу принадлежит и более поздняя каменная Леснинская чудотворная икона Божией Матери.

Ж. и. относится к иконографическому типу «Умиление», к изводу, наиболее близкому к иконографии Феодоровской иконы Божией Матери; по сравнению с ними письмо Ж. и. отличает большая экспрессия в передаче движения фигур. Богоматерь, представленная почти поколенно с Младенцем Христом на правой руке, держит левую руку у груди, Ее непокрытая голова сильно склонена вправо и прикасается к головке Сына. Младенец в коротком хитоне, к-рый оставляет открытыми согнутые колени, прильнул к Матери, правая рука направлена к Ней, голова запрокинута. Нимбы имеют эллипсовидную форму; угадывается крещатый рисунок нимба Младенца, динамичные складки на мафории Божией Матери; различимы традиц. греч. буквы в обозначении Их имен.

Первое графическое воспроизведение Ж. и., помещенное в переиздании книги иером. Феодосия (Боровика) (1628), в наибольшей степени соответствовало иконографии оригинала. Надпись: «Честнейшую Херувим…» - на гравюре отсутствует. Ренессансный орнамент фона гравюры, возможно, воспроизводил рисунок 1-го серебряного оклада Ж. и. Описания XVIII и XIX вв. дают представление о 2-м киоте в стиле барокко, утраченном после 1915 г. Золотой овальный, закрытый хрусталем киот, осыпанный по периметру в один ряд мелкими бриллиантами, был вмонтирован в серебряную позолоченную пластину (округлой формы?) весом 2 фунта 1 лот. Над образом находилось 2 маленьких венца, также осыпанных бриллиантами. Выше - большая корона с золотой филигранью, над ней медный глобус, покрытый эмалью, с 17 крупными жемчужинами. Вокруг Ж. и. были размещены 16 серебряных вотивных табличек, 7 медалей с надписями, медаль в память коронования иконы, неск. серебряных ножек и сердец, серебряные пластинки с изображением Сурдегской иконы Божией Матери и Ж. и. Это обрамление было размещено на большой деревянной доске, обложенной серебром и украшенной позолотой: в чеканном рельефе вверху представлена сцена коронования Пресв. Троицей Божией Матери, Которая стоит на серпе полумесяца. По сторонам чудотворного образа - 2 святителя; ниже - праведные Иоаким и Иосиф Обручник. Композиция несохранившегося барочного оклада-обрамления Ж. и. сходна с решением гравюры на меди, выполненной в 1682 г. в Вильно Л. Тарасевичем по рис. П. Бацевича. На последней вверху изображена «Троица Новозаветная» на облаках, посередине в овале с кириллической надписью: «Честнейшую Херувим…» - Ж. и., воспроизведенная в меру чудотворного образа. Икону поддерживают 2 ангела с пальмовыми ветвями в руках, внизу - апостолы Петр (с ключами и моделью храма, напоминающего Явленскую ц. в Жировичах, что указует, вероятно, на церковь в Лидде, где Божия Матерь впервые явила людям Свой нерукотворный образ) и Павел (с мечом в левой руке). Внизу гравюры - плат с надписью по-польски: «Изображение в натуральную величину чудотворного образа Нашей Девы Марии Жировицкой».

В 1713-1714 гг. Г. П. Тепчегорским была выполнена гравюра Ж. и., это изображение стало 1-м среди воспроизведений Ж. и. в составе гравюр и живописных икон свода чудотворных образов Божией Матери, созданных в России в кон. XVIII-XIX в.

Среди гравированных воспроизведений Ж. и. XVIII - нач. XIX в. известны белорус. лубок (ГМИИ) с изображением поклонения явленной на грушевом дереве Ж. и. пастухов и шляхтича А. Солтана; изданная в Италии металлогравюра с текстом молитвы Мадонне дель Пасколо (Ягеллонская б-ка Краковского ун-та).

В XVII в. появились живописные списки Ж. и. Среди них - икона работы Никиты Иванова Павловца (1669, СПГИАХМЗ) и почитаемая чудотворной в Карпатах Городищенская икона, на ней в левом нижнем углу под овалом с традиц. молитвенным текстом, обрамляющим образ, имеется погрудное изображение донатора (замок-музей в Ланьцуте, Польша). Предположительно прототипом для создания этих икон послужила упомянутая фреска в рим. ц. во имя мучеников Сергия и Вакха (возможно, отсутствующие в росписи надпись на церковнославянском: «Честнейшую Херувим…» - и изображения ангелов утрачены при реставрации в 1719). Этот образ украшен серебряным чеканным позолоченным окладом (1730), серебряными коронами (на фоне - позолоченные металлические греч. буквы имен Спасителя и Богоматери и чеканные звезды) и обрамлен стукковой рамой в стиле барокко (1730). Одна из его ранних живописных копий (1719) предположительно находится в наст. время в главном алтаре Андреевского костела г. Слонима и почитается чудотворной. Икона написана на холсте овальной формы, по краю к-рого проходит кириллическая надпись: «Честнейшую Херувим…», окружена многочисленными табличками, коронами и др. драгоценными подношениями. О непонимании воспроизводимого церковнослав. текста молитвы свидетельствуют мн. ошибки, неточности в написании букв. С этой иконы неизвестным белорус. художником 1-й пол. XVIII в. был сделан список, чтимый в Успенской ц. с. Бытень. На ней развернутый текст начала молитвы «Достойно есть» воспроизведен без ошибок, над головами Богоматери и Младенца добавлены изображения корон. При живописном воспроизведении Ж. и. цвета одеяний не имели жесткой регламентации. На иконах из Слонима и Бытеня в соответствии с католической традицией Божия Матерь представлена в одеянии 3 цветов - красном платье, синем мафории и белом (светло-розовом) повое, Младенец - в коротком золотисто-охристом хитоне.

2 западнополесские иконы сер. XVIII в.- одна создана иконописцем Томашем Маковским для Пречистенской ц. в дер. Дивин (МДБК), другая датирована 1751 г. (НХМ) - выполнены в технике резьбы по левкасу. Написаны лики и кисти рук, ножки Младенца. Одежды Божией Матери и Младенца выполнены в невысоком рельефе, к-рый посеребрен и позолочен. Характерная для иконографии Ж. и. овальная обводка на обеих копиях иконы отсутствует. На происходящей из с. Верхов на Волыни иконе (1745, не сохр.) из собрания Волынского церковного древлехранилища изображены Ж. и. в облаках и под ними коленопреклоненные донаторы - ткач Вербский с супругой и дочерью.

Среди живописных списков Ж. и., прославленных чудесами и получивших собственные имена,- Ляданская и Раковская иконы Божией Матери. Ляданская чудотворная икона, созданная не позднее 1-й трети XVIII в., была семейной реликвией литов. мечника Игнатия Завиши и его жены Марцибеллы (в девичестве Огиньской), помещена ими в основанный (1732) на их средства василианский Благовещенский мон-рь в Лядах близ Минска. Др. список Ж. и. находится в правосл. Преображенской ц. (1793) мест. Раков под Минском; икона упоминается как чудотворная уже в архивных описаниях церкви кон. XVIII - нач. XIX в. Она выполнена на холсте в живописной манере, по иконографии близка к спискам Ж. и., восходящим к фреске из Рима; расположенный по овалу текст написан латиницей, его буквы вырезаны из серебряной пластины.

Значительное число живописных списков Ж. и. XVIII-XIX вв. находится в храмах Белоруссии и Подляшья - в гродненском в честь Рождества Пресвятой Богородицы женском монастыре , в церквах деревень Черняны, Заболоть, Милейчице (выполнена в 1851 иконописцем из г. Кобрина Теодором Василевичем).

В 1871 г. в Москве А. Морозовым была отпечатана литография, на которой изображение Ж. и. обрамлено по овалу венком цветов. Оно стало основой для мн. живописных списков и цветных печатных воспроизведений Ж. и. в наст. время (напр., икона в манере рус. академической иконописи XIX в. в Софрино, исполненная по заказу архим. Стефана (Корзуна; ныне архиепископ Пинский и Лунинецкий)). На них мафорий Богоматери традиц. для восточнохрист. иконописи цвета (пурпурно-красный, коричневый), может быть написан золотом или иметь белый цвет. Совр. белорусские иконописцы привносят в свои интерпретации извода Ж. и. иконографические черты образов «Богоматерь Феодоровская» и «Богоматерь Владимирская», изображают Младенца в длинном золотисто-красном хитоне, покрытом лучами ассиста. Таковы икона письма архим. Зинона (Теодора) в Жировицком мон-ре, списки Ж. и. в храмах Минска, Белостока, др. городов и сел Белоруссии и Польши.

В расширенном изводе изображение Ж. и. представлено в сиянии на грушевом дереве: несохранившееся панно 1730 г., написанное к коронации Ж. и.; гравюра 1742 г. в рукописном списке братии Жировицкого монастыря. Сюжет поклонения пастухов обретенной на грушевом дереве Ж. и. помещен на клейме царских врат посл. трети XVIII в. в Явленской ц. Жировицкого мон-ря, в музее к-рого хранится находившаяся ранее в иконостасе Успенской ц. икона с изображением коленопреклоненных перед явленным на груше образом святителей - небесных покровителей униат. иерархов: митр. Иосифа Вельямина Рутского и архиеп. Иосафата Кунцевича. Иконы XIX и XX вв. с изображением поклонения пастухов явленной на груше Ж. и. есть во многих церквах Белоруссии. Менее распространен встречающийся на белорусских иконах XIX-XX вв. сюжет явления Ж. и. после пожара с изображением восседающей на камне в сиянии света Богоматери с чудотворной Ж. и. в руках: уже упомянутое живописное панно 1730 г.; роспись кон. 50-х гг. XX в. в Успенском храме в Жировичах, выполненная белорусским художником-самоучкой В. Ковальчуком по благословению жировицкого архим. Антония (Мельникова).

С нач. 90-х гг. XX в. в честь Ж. и. освящены церкви и часовни в Витебске при доме инвалидов, в г. Берёзовка Гродненской обл., в дер. Лапичи Осиповичского р-на Могилёвской обл. (Белорусский Экзархат).

О существовании чинопоследований в честь Ж. и. в униат. период сведений нет. Ныне поется тропарь Ж. и. «Помощи от Тебе требующия...», восходит к 1-й четв. ХХ в. Его начальные слова ориентированы на 1-й тропарь 8-й песни молебного канона 8-го гласа «Многими содержимь напастьми...», тропарь поется на 2-й глас. Особый тропарь («Пред святою Твоею иконою...») полностью повторяет тропарь Почаевской иконе Божией Матери и, как полагают, введен в употребление архим. Тихоном (Шараповым) в нач. 20-х гг. XX в., когда почитание Почаевской иконы стало доминировать среди правосл. населения Польши. По отношению к Ж. и. этот тропарь имеет нек-рую несообразность (упоминание об «агарянских нашествиях»). Величание Ж. и. составлено по образцу величания Почаевской иконе Божией Матери. Начальные слова кондака 4-го гласа «Величия Твоя кто исповесть...» повторяют седален по 3-й песни канона из службы чудотворной иконе Божией Матери «Неопалимая Купина», которая была составлена в нач. ХIX в. архим. Фотием (Спасским). Нек-рые части службы Ж. и. уподоблены текстам службы иконе Божией Матери «Неопалимая Купина». Автором большинства богослужебных текстов в честь Ж. и. и акафиста ей считают прот. Константина Зноско. К церковному употреблению их благословил митр. Варшавский и всей Польши Дионисий (Валединский) в кон. 20-х гг. XX в. Служба в честь явления Ж. и., текст к-рой вошел в богослужебные Минеи Московской Патриархии, отредактирована в сер. 80-х гг. XX в., при митр. Филарете (Вахромееве).

Ж. и. посвящены стихотворные произведения, богословские, филологические, краеведческие и искусствоведческие исследования.

Ист.: Главная церковная и ризничная опись Жировицкого Успенского второклассного монастыря // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2745.

Ист.: Borowik Th. Historia abo Powieść zgodliwa przez pewne podanie ludzi wiary godnych, o obrazie przeczystey Panny Mariey Zyrowickim cudotwornym... W powiećie Słonimskim, y o rozmaitych cudách... pilnie zebrana y... to drugi ráz w druk podána. Wilno, 1622, 1628 (рус. пер.: Гисторыя або Повесть людей розных веры годных о образе чудотворном Пренайсветлейшое Девы Марии Жировицком в повете Слонимском… собраная през многогрешного о. Феодосия // ИОРЯС. 1912. Т. 17. Кн. 2. С. 245-249); Dubieniecki J. Historia de imagine B. V. Mariae Żyrovicensi. Wilno, 1653; Иоанникий (Галятовский), иером. Небо Новое, з новыми звездами сотворенное. Львов, 1665. Л. 104б-129а; Drews J. Methodus peregrinationis menstruae Marianae ad imagines Deiparae Virginis. Vilnae, ; Nardi I. Relazya historyczna o zjawieniu obrazu Najsw. Panny Zyrowickiej pod rzadem Bened. Urlewicza. Suprasl, 1728; Kulczynski I. Il diaspro prodigioso di tre colori ovvero Narrazione istorica della tre immagini miracolose della Beata Vergine Maria la prima in Zyrowice in Lituania, la secondo in Pascolo di Roma e la terza copia della seconda parimente in Zyrowice detta da; quei popoli Romana. R., 1732.

Лит.: Николай (Редутто), архим. О Жировицкой чудотворной иконе Божией Матери и о Жировицкой обители // Литовские ЕВ. 1863. № 3. С. 83-100; Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публ. б-ки, церковно-слав. и рус. Вильна, 1882. С. 187; Паевский Л. C., свящ. Древнее сказание о Жировицах и о чудотворном образе Жировицкой Богоматери. Гродна, 1897; Диковский Н. Р., прот. Коронование Жировицкой иконы Богоматери. Гродна, 1902; РИБ. 1903. Т. 20: Литовская метрика. С. 871-872; Жукович П. Н. Неизданное рус. сказание о Жировицкой иконе Божией Матери: В связи с историей рус. дворянского рода Солтанов Жировицких // ИОРЯС. 1912. Т. 17. Кн. 2. С. 175-244; Минея (МП). Май. Ч. 1. 1987. С. 283-296; Пуцко В. Жыровiцкi рэльеф // Помнiкi гiсторыi i культуры Беларусi. Мiнск, 1989. № 2. С. 23-24; Kempfi A. O Żyrowicach i żyrowickim wizerunku Matki Bożej // W drodze. Poznań, 1989. N 5; Mironowicz A. Jozafat Dubieniecki: Historia cudownego obrazu żyrowickiego // Rocznik Teologiczny. Warsz., 1991. Т. 33. N 1. S. 195-215; Ярашэвiч А. А. Жыровiцкi абраз Мацi Божай // Рэлiгiя i царква на Беларусi: Энцыкл. даведнiк. Мiнск, 2001. С. 113, 470-471; Приходы и мон-ри Белорусской Православной Церкви: Справ. Минск, 2001; Chomik P. Kult ikon Matki Bożej w wielkim księstwie litewskim w XVI-XVIII wieku. Białystok, 2003. S. 49-58; Попов В. В. Явление чудотворной иконы Божией Матери «Жировичская» по письменным источникам XVI-XVIII вв. // Минские ЕВ. 2004. № 1. С. 59-62.

Прот. Георгий Соколов,С. Ф. Евтушик, Ю. А. Пискун

Икона Божией Матери «Жировицкая»

Жировицкая или Жировичская икона Божией Матери - икона Богородицы, явившаяся в Жировичах (Слонимский район, Гродненская область, Беларусь). Почитается чудотворной в Православной церкви и Католической церкви (включая Белорусскую грекокатолическую церковь). Одна из наиболее почитаемых святынь в Беларуси. На месте явления иконы стоит Жировичский монастырь.


Икона округлой овальной формы, вырезана на яшме, и размером 5,7×4,1×0,8 см. подобна камее или нагрудной иконке. Образ Богоматери с Младенцем в невысоком рельефе на овальной яшмовой пластине с небольшим сужением кверху; оборот иконы гладкий. Оттенки самой яшмы зелёного и тёмно-красного цветов. Смешение этих цветов оптически создаёт впечатление охристого цвета. Икона из яшмы подвергалась реставрации: расколовшаяся на части, была склеена воском. Ранее на иконе была надпись: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую» (не сохранилась). Богоматерь на иконе представлена с Младенцем Христом на правой руке, левую руку держит у груди, Её непокрытая голова сильно склонена вправо и прикасается к голове Сына. Младенец в коротком хитоне, который оставляет открытыми согнутые колени, изображён прильнувшим к Матери, правая рука направлена к Ней, голова запрокинута. Нимбы имеют эллипсовидную форму; на мафории Божией Матери динамичные складки; различимы традиционные для данного вида икон греческие буквы в обозначении Их имён.
Среди белорусских чудотворных икон Жировичская является единственной, выполненной в плоском рельефе на камне. Жировичская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление), отражающему идею о богоматеринском заступничестве. Иконография Умиления сложилась в древнем коптском искусстве Египта.

Явление иконы Божьей Матери «ЖИРОВИЦКАЯ» произошло в 1470 г. в местечке Жировицы Гродненского уезда (ныне – Белоруссия). В лесу, принадлежащем православному литовскому вельможе Александру Солтану, пастухи увидели необыкновенно яркий свет, проникавший в виде пламени сквозь ветви грушевого дерева. Пастухи подошли ближе и увидели на дереве небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Пастухи отнесли её к своему господину. Однако вельможа не придал особого значения рассказу пастухов, но образ взял и запер его в ларец.


Обретение Жировицкой иконы

На следующий день у Александра Солтона собрались гости, и хозяин решил показать им находку, но иконы в ларце не оказалось. Через некоторое время пастухи опять нашли образ Богородицы на том же месте и опять принесли его своему господину. На этот раз Александр отнёсся к иконе с большим благоговением, нежели прежде, и дал обет на месте явления иконы Богородицы соорудить храм. Скоро небольшой деревянный храм был сооружен, и в него перенесли икону Пресвятой Богородицы.

Ок. 1560 г. храм сгорел, несмотря на усилия жителей потушить пожар и спасти икону. Все прихожане думали, что она погибла. Но, однажды, крестьянские дети, возвращаясь из школы, увидали чудное явление: Дева, необыкновенной красоты, в лучезарном сиянии, сидела на камне у сгоревшего храма, а в руках у Нее была икона, которую все уже считали сгоревшей. Дети поспешили вернуться и рассказать о видении родным и знакомым. Все приняли этот рассказ о видении за Божественное откровение и вместе со священником отправились к горе. На камне, возле зажжённой свечи, стояла Жировицкая икона Божией Матери, при чём, нисколько не пострадавшая от огня. На какое-то время икону поставили в доме священника местного прихода, а сам камень огородили. Когда построили новый каменный храм, туда поставили чудотворную икону.

В нач. XVI в., при этом храме возник монастырь. В 1613 г. монастырь перешёл к грекокатоликам и находился в их руках до 1839 г.

С сер. XVI в. Ян Солтан начал строительство каменного храма. Однако строительство неожиданно было остановлено в связи с передачей Жировичей под заклад кобринскому еврею Ицхаку Михалевичу и переходом наследников рода Салтанов в протестантизм. В 1605 хозяином Жировичей стал мстиславский каштелян Иван Мелешко. Он с женой Анной и канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега стали основателями униатского монастыря. Первым игуменом базилианского мужского Жировичского монастыря стал Иосафат Кунцевич, будущий униатский архиепископ полоцкий. Монастырь вскоре получил широкую известность благодаря чудотворной иконе Богоматери.

Когда в июне 1660 г. войска гетмана литовского Павла Сапеги и Стефана Чарницкого победили под Полонкой, победа была приписана чудотворному покровительству Божией Матери, особо почитаемой в Жировичах.

В XVIII в. слава Жировичской иконы возросла в связи с открытием в Риме копии иконы. В 1718 г. в римской базилианской резиденции начался ремонт, при котором в сакристии обнаружили написанную на стене фреску-копию Жировичской иконы. В 1719 г. фреска была отреставрирована Л. Г. да Кава, учеником римского художника В. Ломберти; выполнена её живописная копия, и послана в Жировичи (исчезла, вероятно, во время первой мировой войны). Получивший от римского образа исцеление Михаил Загорский (подстолий мстиславский), пожертвовал серебряную ризу и венцы.
13 сентября 1730 г. состоялось перенесение фрески в главный алтарь придела во имя Жировицкой иконы Божией Матери - придел во имя мучеников Сергия и Вакха.

В 1726 г., постановлением папского капитула, исследовавшего более 200 чудес Жировицкой иконы, было утверждено решение о её коронации, состоявшейся 8 сентября 1730 г. Накануне праздника коронования в Жировичи пришли три процессии паломников из Вильно, Минска, Мира. В процессии из Мира принимал участие полк янычар, принадлежащий Радзивиллу. На протяжении 8 дней в Жировицком монастыре шли торжественные богослужения, во время проведения которых причастились около 140 тыс. человек. Непосредственно при самой коронации иконы присутствовало 38 тыс. верующих. В ежевечерних богослужениях вместе с униатскими священниками участвовали римско-католические монахи ― бенедиктинцы, францисканцы, кармелиты, доминиканцы. Базилианин Скальский написал прославляющую икону песню на польском языке «Жировичи любви криница».

В черте города Слонима по дороге, ведущей в Жировичи, были построены 6 триумфальных арок. Арки были построены на средства: 1) базилиан и жителей Слонимского повета; 2) митрополита Афанасия Шептицкого; 3) Людвига Потея ― воеводы виленского; 4) Радзивиллов ― Иеронима и Николая); 5)Михаила Вишневецкого ― канцлера и великого гетмана литовского; 6) магнатского рода Сапег.


Жировицкая икона на фронтоне монастыря, с изображением молящихся пастушков

Успенский храм декорировали семью большими овальными живописными композициями с изображением чудес Жировицкой иконы. 2 золотые короны (изготовленные в Риме трудами прокуратора ордена василиан Бенедикта Трулевича и освященные папой Бенедиктом XIII), возложил на икону униатский Киевский митрополит Афанасий Шептицкий, в сослужении епископов Владимирско-Брестского Феофила Годембы-Годебского и Турово-Пинского Георгия Булгака. Расходы, связанные непосредственно с самой коронацией, взяла на себя вдова Кароля I Стнислава Радзивилла Анна Катажина, мать папского посла, доставившего короны для коронации.

Всё это время Жировицкая икона Божией Матери пользовалась почитанием католиков. В 1744 г. к Жировичской иконе приезжал король Речи Посполитой Август III и молился перед нею. В 1784 г. перед нею молился последний король Польши Станислав Август Понятовский.

В 1839 г монастырь был возвращён православным и стал первым местом восстановления православного богослужения в западнорусском крае. Но слава Жировичской иконы не угасла. Свидетельством этого является многочисленная литература и песнопения, прославляющие чудеса Девы мари Жировичской.

Во время Первой мировой войны, в 1915 г., Жировицкую икону Божией Матери, в серебряном окладе и с другими ценностями, перевезли в Москву, в собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, после его закрытия - в Екатерины вмц. мужской монастырь в г. Видное Московской области.

В январе 1922 г., стараниями жировицкого архимандрита Тихона Шарапова, икона вновь была возвращена в Жировичи (по преданию, он вывез ее в банке с вареньем), но уже без оклада. Монахи Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры выполнили для Жировицкой иконы киот в 1922 г., в котором образ хранился до 2008 г., пока не получил новый киот.
В 1938 г. с Жировицкой иконой совершались многолюдные крестные ходы по городам и деревням Западной Белоруссии. Все собранные на пожертвания средства шли на ремонт Успенской церкви Жировицкого монастыря. Даже несмотря на все гонения со стороны польской, и, особенно, советской властей в 20-70-х гг. XX в., паломничества к чудотворной Жировицкой иконе не прекращались.

Находится Жировичская икона Богоматери в иконостасе с левой полночной стороны Царских врат главного храма монастыря ― собора Успения Богоматери.
Первым известным письменным пересказом легенды о Жировицкой иконе является написанная в 1622 г. жировичским монахом Феодосием на старобелорусском языке «Гистория або повесть людей розных, веры годных о образе чудовном пренасвятейшое девы Марии Жировицком в Повете Слонимском, вовсем згодливая, коротко выписанная и с немалою працою и старанием собранная през много грешного отца Федосия».

В 1622 г. в Вильно издана и книга «История, или рассказы людей, достойных доверия о чудотворной иконе пречистой Девы Марии Жировичской». Книга переиздавалась в Вильно в 1625 г., 1628 г., в Супрасле в 1629 г., 1653 г., 1714 г. В 1639 г. издана «История о чудотворной иконе жировичской Девы Марии». В 1644 г. два дня в Жировичах провел король Речи Посполитой Владислав IV с женой Цецилией Ренатой. В этом же году издана и новая книга о жировичской иконе ― А. Дубовича «Связь земных планет». В 1719 г. в Риме вышла книга ксендза Игнатия Володько «Пресвятая Дева Жировичская», в 1729 г. книга каноника Изидора Нарди «Исторические известия о копии иконы Девы Жировичской». Во второй пол. XVIII в. выходит еще несколько книг об иконе. В настоящее время библиография весьма обширна.

Существует множество письменных и устных свидетельств о сотворенных чудесах и исцелениях. На месте явления иконы, как и рядом с ним, находятся источники, считающиеся чудотворными.


Жировицкая икона Божией Матери

Пред иконой Пресвятой Богородицы Жировицкая молятся при гонениях на Православие, при сомнениях, об избавлении от пожаров, при всякой немощи телесной.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Жировицкой»

О, Премилосердная Госпоже, Дево Богородице! Киима устнама прикоснуся ко святыни Твоей, или киими словесы исповем щедроты Твоя, людем являемыя: никтоже бо, притекаяй к Тебе, отходит тощ и не услышан. От юности моея взысках помощи и заступления Твоего, и николиже лишен бых милосердия Твоего. Зриши, Госпоже, скорби сердца моего и язвы души моея веси. И ныне, коленопреклоненно предстоя пред пречистым Твоим образом, моления моя приношу Ти. Не лиши мя всесильнаго ходатайства Твоего в день скорби моея, и в день печали моея заступи мя. Тока слез моих не отврати, Владычице, и радости мое сердце исполни. Прибежище и предстательство буди мне, Милостивая, и света Твоего зарями ум мой просвети. И не токмо о себе молю Тя, но и о людех, притекающих к заступлению Твоему. Церковь Сына Твоего во благости соблюди, и огради ю от злокозненных наветов враг, возстающих на ню. Архипастырем нашим посли помощь Твою во апостольстве, и сохрани их здравы, долгоденствующи, право правящи слово истины Господни. Пастырем испроси у Бога Сына твоего ревность и бдение о душах врученнаго им стада словеснаго, и дух разума и благочестия, чистоты и правды божественныя им ниспосли. Испроси такожде, Владычице, у Господа властем предержащим и градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нели-цеприятие, всем же притекающим к Тебе дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве. Еще же молю Тя, Премилосердная, осени страну нашу кровом Твоея благостыни, и избави ю от бедствий стихийных, нашествия иноплеменников и междоусобных нестроений, да вси, живущии в ней, в любве и мире пребывающе, тихое и безмятежное житие поживут, и благ вечных молитвами Твоими унаследивше, возмогут купно с Тобою восхваляти Бога на небеси во веки. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Жировицкая»
Тропарь, глас 5