Анаксагор учение об уме. Анаксагор: биография жизнь идеи философия: анаксагора. Жизнь и учение

«Человек является самым разумным из
животных вследствие того, что он имеет руки»

Анаксагор из Клазомен в М. Азии (ок. 500-428 до н. э.), древнегреческий философ. Выдвинул учение о неразрушимых элементах - «семенах» вещей (позже названных гомеомериями). Движущий принцип мирового порядка - ум (нус), организующий элементы.

Анаксагор из Клазомен - древнегреческий философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школы. Был обвинен в безбожии и изгнан (431). Автор учения о неразрушимых элементах - "семенах" вещей (гомеомерий ). Движущий принцип мирового порядка - ум (нус), организующий элементы.

Анаксагор (Ἀναξαγόρας) из Клазомен в М. Азии (ок. 500-428 до н. э.) - древнегреческий натурфилософ материалистического направления (хотя и последовательный); впервые профессионально преподавал философию в Афинах. Близостью к Еврипиду и Периклу возбудил недовольство со стороны реакционных противников рабовладельческой демократии; был обвинен в безбожии и избег наказания, переехав в Лампсак, где основал свою философскую школу.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 15-16.

Анаксагор из Клазомен (Anaxagoras) (ок. 500 - ок. 428 гг. до н.э.). Философ, приехавший в Афины в возрасте 20 лет и ставший первым афинским философом. Был учителем и другом Перикла. Враги Перикла обвинили его в нечестивости, однако он бежал из Афин, вероятно, в Лампсак, где основал свою школу и жил до смерти.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 445.

Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н. э.) - древнегреческий философ. Происходил из Клазомен в Малой Азии. Выдвинул учение о неразрушимых элементах - «семенах» вещей (позже названных геометриями). Имя Анаксагора упоминается Гумилёвым в 10 лекции по этнологии «Сфера мысли в этногенезе». Рассматривая греческих натурфилософов и их взгляды на проблему мироздания, Гумилёв скажет: «Анаксагор предположил, что в основе всего лежит эфир - очень тонкий газ» («Струны истории», 343).

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, - М., 2013, с. 44.

Анаксагор из Клазомен. Дошедшие до нашего времени свидетельства о философии Анаксагора (V в. до н.э.) весьма трудны для истолкования, однако, судя по всему, он рассматривал Вселенную как состоящую из «семян» всех определенных веществ - «Во всем заключается часть всего». Он полагал, что любые изменения происходят в результате перестановки составляющих веществ. Он также рассматривал разум, или рассудок (nous) как начало, отдельное от прочих веществ, вездесущее и вечное, являющееся оживляющим принципом всех живых существ и источником космического движения. Согласно Анаксагору, Земля имела плоскую форму и поддерживалась воздухом. При этом он доказывал вращение небесных тел и говорил о том, что луна получает свет от солнца. Очевидно, он также истолковывал явления затмений.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 436.

С марксистской точки зрения

АНАКСАГОР из Клазомен (в Малой Азии) (ок. 500-428 до н. э.) - древнегреческий философ-материалист, идеолог рабовладельческой демократии. По обвинению в безбожии был приговорен к смертной казни и спасся, покинув Афины. Признавал бесконечное качественное многообразие бесконечно делимых первичных элементов материи («семена вещей»), позже названных гомеомериями, из различных сочетаний которых образуются все существующие вещи. Движущей силой, обусловливающей соединение и разделение элементарных частиц, считал «нус» (ум), который понимал как легчайшее и тончайшее вещество. Космогония Анаксагора объясняет возникновение системы небесных тел из первичного беспорядочного смешения частиц вещества в результате их вихреобразного вращения.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 18.

Другие биографические материалы:

Далее читайте:

Исторические лица Греции (биографический справочник).

Греция, Эллада , южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Фрагменты:

Lanza D., Anassagora. Testimonianze e frammenti, Firenze, 1966.

Литература:

Рожанский И.Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М., 1972;

Он же. Аннаксагор. М., 1983;

Таннери П. Первые шаги древне-греческой науки. СПб., 1902, Гл.12;

Schofield М. An Essay on Anaxagoras. Camb.-N. Y., 1980.

Guthrie W. K.C. A History of Greek Philosophy, v. 2, Camb., 1971;

Sider D. The Fragments of Anaxagoras, Meisenheim am Glan. 1981;

Furth M. A. «Philosophical Hero»? Anaxagoras and the Eleatics. - «Oxford Studies in Ancient Philosophy», 9, 1991, p. 95-129;

Mansfeld J. The Chronology of Anaxagoras Athenian Period and the Date of his Trial. - «Mnemosyne», 32,1979, p. 39-60; 1980, 33, p. 17-95.

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР

(Anaxagoras) из Клазомен (ок. 500-428 до н.э.) - др.-греч. и ученый. Около 30 лет прожил в Афинах и явился фактическим основоположником афинской филос. школы. Был обвинен в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провел в Лампсаке. От сочинений А. до нас дошли 20 фрагментов.
Воззрения А. сформировались под воздействием милетской школы (прежде всего Анаксимена) и учения о бытии Парменида. Свое учение А. сформулировал в виде космогонической гипотезы, согласно которой начальное мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, слагавшуюся из бесчисленного множества мельчайших, чувственно не воспринимаемых частиц, или «семян», всевозможных веществ. В какой-то времени и в каком-то участке пространства эта смесь приобрела быстрое вращательное , сообщенное ей неким внешним по отношению к ней агентом - умом (нусом). Концепция ума, оказавшая значительное влияние на дальнейшее филос. («вечный » Аристотеля, «первичного толчка» в философии Нового времени), означала радикальное источника движения косной, инертной материи. А. описывал как «легчайшую» из всех вещей, которая ни с чем не смешивается, и утверждал, что он «содержит полное обо всем и имеет величайшую силу». Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко все большей организации Космоса был, согласно А., следствием исходного круговращения, вызванного умом.
Космический вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под действием скорости вращения происходит отделение темного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведенные в движение «семена» стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо «во всем имеется часть всего», каждая же кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований количество любого рода вещества остается неизменным, ибо «никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется». Эти принципы относятся не только к «семенам» качественно однородных веществ (получившим у перипатетиков наименование «гомеомерий»), но и к противоположностям теплого и холодного, светлого и темного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Др. особенности концепции А.: пустоты, признание бесконечной делимости вещества, относительности большого и малого, идея бесконечно малых физических величин.
А. был первым ученым, давшим правильное солнечных и лунных затмений.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

АНАКСАГОР

из К л а з о м е н (ок. 500-428 до н. э. ) , др.-греч. философ и учёный. Ок. 30 лет прожил в Афинах и явился фактич. основоположником афинской филос. школы. В кон. 30-х гг. был обвинён в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провёл в Лампсаке. От соч. А. до нас дошли 20 фрагментов - гл. обр. благодаря Симпликию.

Воззрения А. сформировались под воздействием милетской школы (прежде всего Апаксимена) и учения о бытии Парменида. Своё учение А. сформулировал в виде , гипотезы, согласно крой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, состоявшую из бесчисл. множества мельчайших, чувственно невоспринимаемых частиц, или «семян», всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь приобрела быстрое вращат. движение, сообщённое ей неким внешним по отношению к ней агентом - умом (нусом) . Концепция ума, оказавшая значит, влияние на дальнейшее развитие филос. мысли («вечный перво-двигатель» Аристотеля, идея «первичного толчка» в философии нового времени) , означала радикальное противопоставление источника движения косной, инертной материи. А. наделяет ум противоречивыми характеристиками, с одной стороны, описывая его как «легчайшую» из всех вещей, которая ни с чем не смешивается, с же, утверждая, что он «содержит полное знание обо всём и имеет величайшую силу». Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко всё большей организации космоса был, согласно А., следствием исходного круговращения, вызванного умом.

Космич. вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под действием скорости вращения происходит отделение тёмного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведённые в движение семена стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо «во всём имеется часть всего», каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества остаётся неизменным, ибо «никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется».

Эти принципы относятся не только к семенам качественно однородных веществ (получивший в перипатетической школе наименование «гомеомерий») , но и к противоположностям тёплого и холодного, светлого и тёмного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Другие особенности концепции А.: отрицание пустоты, признание бесконечной делимости вещества, утверждение относительности большого и малого, идея бесконечно малых физич. величин.

А. был первым учёным, давшим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.

Фрагменты: DK II, 5-44; L a n z a D., Anassagora. Testimonianze e frammenti, Firenze, 1966.

T a н н e p и П., Первые шаги др.-греч. науки, СПБ , 1902 , гл. 12; Рожанский И. Д., А. У истоков антич. науки, М., 1972 ; G u t h r i e W. K. G., A history of Greek philosophy, v. 2, Camb., 1971.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР из Клазомен (ок. 500-428 до Р. X.) – древнегреч. философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школы. Был обвинен в безбожии (он утверждал, что Солнце представляет собой раскаленную массу) и изгнан (431). Жил затем в Лампсакосе. Многообразие тел в природе он сводит к различным неизменным, неисчислимо многим и бесконечно малым элементам действительного мира («семена вещей», «гомеомерии»), которые вначале были в беспорядке смешаны и образовывали . Мировой «ум» (греч. « ») – тончайшее и легчайшее – приводит их в движение и упорядочивает: неоднородные отделяются друг от друга, а однородные соединяются – так возникают вещи. При этом ум заключен в материи, в которой он творит; однако не смешиваясь с ней, является чем-то «несоединимым» (греч. amykton, лат. immissibile). Этот взгляд имеет большое для схоластики. Ни одна вещь не возникает, а также не исчезает, а образуется из соединения уже существующих вещей, в результате отделения этих вещей друг от друга она обращается в , распадается. Познано может быть только неодинаковое и противоречивое.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АНАКСАГО́Р

(Ἀναξαγόρας) из К л а з о м е н в М. Азии (ок. 500–428 до н.э.) – древнегреч. натурфилософ материалистич. направления (хотя и непоследовательный); впервые профессионально преподавал философию в Афинах. Близостью к Еврипиду и Периклу возбудил недовольство со стороны реакц. противников рабовладельч. демократии; был обвинен в безбожии и избег наказания, переехав в Лампсак, где основал свою филос. школу.

А. принадлежит глубоких для своего времени идей, сделавших его одним из ведущих натурфилософов 5 в. до н.э. А. вместе с Эмпедоклом и атомистами выдвинул учение о неразрушимых элементах, к-рых он признавал, вопреки Эмпедоклу, количество и, вопреки атомистам, считал бесконечно делимыми. А. предвосхищал современное математич. учение о бесконечных множествах, в к-рых часть может быть не только конечной, но и бесконечной, и о бесконечно малом и бесконечно большом. А. признавал все части равными целому (А 46, Diels). Кроме того, А. отвергал наличие наименьшего и наибольшего элементов в бесконечности, а также считал все вещи одинаково большими и малыми, что тоже указывает на развивающееся у пего математич. бесконечности.

Разделяя все чувств, качества на элементы, бесконечные по качеству и количеству (он их назвал "семенами" или "вещами", позже они были названы гомеомериями), А. представлял себе каждый такой элемент тоже состоящим из бесконечного количества более мелких частиц, части к-рых эквивалентны целому. А. объяснял всякое разрушение разъединением на неразрушимые элементы, а всякое возникновение соединением одинаковых качеств, рассыпанных по всем элементам (там же, В 17), проповедуя, т.о., в своей натурфилософии "всё во всём" (там же, В 5–6).

Состоящую из элементов материю А. мыслил инертной массой; ее приводит в движение ум (νοῦς), в к-ром философы-идеалисты не замедлили увидеть духовное и личное начало (см. Гегель , Соч., т. 9, 1932, с. 288 и сл.; С. Н. Трубецкой, История древней философии, ч. 1, М., 1906, с. 141 и сл.). На самом деле А. понимал ум в виде некой тонкой и легкой материи и вводил это понятие лишь в качестве движущей причины, да и то проявившей себя, по-видимому, только в самом начале в виде единовременного толчка и затем предоставившей материи двигаться по собств. законам. В древности сомневались даже и в том, что ум, согласно А., есть действенная (А 57, Diels); Аристотель (там же, А 61) считал этот ум просто потенцией сущего; нек-рые историки философии трактовали его как телесный (В. Виндельбанд, История древней философии, М., 1911, с. 86 и сл.; Г. Гомперц, Греческие мыслители, т. 1, СПБ, 1911, гл. 4).

Соч.: [Фрагменты], в кн.: Маковельский А., Досократики, ч. 3, Казань, 1919, с. 104–61, и в кн.: Античные философы [Свидетельства, фрагменты и тексты], сост. А. А. Аветисьян, Киев, 1955; [Фрагменты], в кн.: Diels Н., Die Fragmente der Vorsokratiker..., 5 Aufl., Bd 2, В., 1935, S. 5–44.

Лит.: Дынник Μ. Α., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, с. 107–18; Лурье С. Я., Теория бесконечно малых у древних атомистов, М.–Л., 1935; его же, Очерки по истории античной науки, М.–Л., 1947 (см. Указатель имен); История философии, т. 1, М., 1957, с. 92–94; Bröcker W., Die Lehre des Anaxagores, "Kantstudien", В., 1942–43, Bd 42, S. 176–89.

А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР (Αναξαγόρας) из Клазомен (ок. 500428 до н. э.)-греческий философ и ученый. Ок. 30 лет прожил в Афинах и явился фактическим основоположником афинской философской школы. В конце 530-х был обвинен в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провел в Лампсаке. От его сочинений до нас дошли 20 фрагментов-главным образом благодаря Симпликию. Воззрения Анаксагора сформировались под воздействием Милетской школы (прежде всего Анаксимена) и учения о бытии Парменида. Свое учение Анаксагор сформулировал в виде космогонической гипотезы, согласно которой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, состоявшую из бесчисленного множества мельчайших, чувственно не воспринимаемых частиц, или “семян”, всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь Приобрела быстрое вращательное движение, сообщенное ей неким внешним по отношению к ним агентом-умом (нусом). Концепция ума, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие философской мысли (“вечный перводвигатель” Аристотеля, идея “первичного толчка” в философии Нового времени), означала радикальное противопоставление источника движения косной, инертной материи. Анаксагор наделяет ум противоречивыми характеристиками, с одной стороны, описывая его как “легчайшую” из всех вещей, которая ни с чем не смешивается, с другой же стороны, утверждая, что он “содержит полное знание обо всем и имеет величайшую силу”. Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко все большей организации космоса был, согласно Анаксагору, следствием исходного круговращения, вызванного умом.

Космический вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под воздействием скорости вращения происходит отделение темного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведенные в движение семена стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо “во всем имеется часть всего”, каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества остается неизменным, ибо “никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется”. Эти принципы относятся не только к семенам качественно однородных веществ (получившим в перипатетической школе наименование “гомеомерий”), но и к противоположностям теплого и холодного, светлого и темного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Другие особенности концепции Анаксагора: отрицание пустоты, признание бесконечной делимости вещества, утверждение относительности большого и малого, идея бесконечно малых физических величин.

Анаксагор был первым ученым, давшим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.

Фрагм.: DK II, 5-44; Lanw D. Anassagora. Testimonianze e franunenti. Firenze. 1966.

Лит.: Рожанский И. Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М., 1972; Он же. Анаксагор. М., 1983; Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. СПб., 1902, Гл. 12; Schoßeid M. An Essay on Anaxagoras. Cambr.-N. Y., 1980; Guthrie W. K. C. History of Greek Philosophy, vol. 2. Cambr., 1971; Sider D. The Fragments of Anaxagoras, Meisenheim am Glan. 1981; Furth М. A. “Philosophical Hero”? Anaxagoras and the Eleatics.- “Oxford Studies in Ancient Philosophy”, 9, 1991, p. 95-129; Mansfeld J. The Chronology of Anaxagoras Athenian Period and the Date of his Trial.-“Mnemosyne”, 32, 1979, p. 39-60; 1980, 33, p. 17-95.

И. Д. Рожанский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "АНАКСАГОР" в других словарях:

    Анаксагор - Анаксагор, сын Гегесибула (или Евбула), из Клазомен. Он был слушателем Анаксимена. Он первый поставил Ум (noys) выше вещества (hyle), следующим образом начав свое сочинение, написанное слогом приятным и возвышенным: Все, что имеется, было… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

    АНАКСАГОР - АНАКСАГОР Ἀναξαγόρας) из Клазомен (500 428 до н. э.), др. греч. философ и ученый, систематизатор основных проблем философии досокра товского периода (см. Досократики), первый крупный мыслитель, постоянно учивший в Афинах. ЖИЗНЬ. А.… … Античная философия

    АНАКСАГОР - (ок. 500 – ок. 428 до н. э.) Греческий философ из Клазомен (Малая Азия). Распространял свое учение в Афинах; пользовался расположением Перикла и Еврипида. Сохранились только фрагменты его главного философского труда «О природе», где выдвигается… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

Анаксагор. Принцип Анаксагора. Гомеомерия

античная философия диалектика мироздание

Первым крупным афинским философом стал Анаксагор (ок. 500-428 до н. э.). Он тоже был родом из Малой Азии, там усвоил взгляды Анаксимена из Милета; затем переселился в Афины. Анаксагор, как и большинство древнегреческих мыслителей, занимался не только философией. Он уделял большое внимание математике, астрономии, физике.

Перу Анаксагора принадлежит сочинение с традиционным для того времени названием «О природе», от которого до нас дошло около 20 отрывков. Он тоже искал первоначало, но, в отличие от милетцев, Гераклита и других, это была не одна какая-то стихия или вещество.

Мир казался ему слишком разнообразным, чтобы выводить все из воды, воздуха, апейрона или огня. «Каким образом из не-волоса может возникнуть волос и из не-плоти - плоть?» Там же, с. 40. - спрашивал Анаксагор. Для него ответ был ясен: это невозможно. Значит, делал вывод Анаксагор, «первоначалами являются мельчайшие частицы волоса, плоти, дерева и всех других вещей. Эти первоначала он назвал «семенами всех вещей», а Аристотель позднее - «гомеомериями» (буквальный перевод - «подобочастные»)» Там же, с. 40..

Каждая гомеомерия - это мельчайшая частица какого-либо вещества: крови, молока, золота, древесины, огня, железа и т.д. Гомеомерии вечны, их невозможно уничтожить. Причем каждая вещь содержит в себе семена всех вещей, Анаксагор выдвигает принцип: «Все во всем». Но каких-то гомеомерий всегда больше, они преобладают в данном предмете, поэтому предмет и становится тем, что он есть. Золото является золотом, потому что в нем преобладают гомеомерии золота, семена всех других вещей присутствуют в золотом кольце в исчезающее малом количестве. Так как гомеомерии вечны, то ничего не возникает заново и не исчезает бесследно: гомеомерии лишь соединяются или распадаются, образуя новые сочетания, новые предметы.

Движущая сила возникновения мира. Учение Анаксагора

Первоначальное состояние мира, по Анаксагору, - неподвижная смесь всех гомеомерий. «Все вещи были вперемешку... И пока все было вперемежку, ничто не было ясно различимо» Спиркин, А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2002. - С. 40., - писал Анаксагор. Для того, чтобы возник мир, необходимо было «подтолкнуть» эту смесь, привнести в нее движение.

Такой движущей силой стал Ум (по-гречески - «Нус»). Нус - творец космоса, он движет миром, благодаря ему из хаотичного состояния и возник организованный мир различных вещей. Причем Нус - единственная абсолютно чистая, простая сила, не смешанная ни с чем другим: «Ум - бесконечен, самодержавен и не смешан ни с одной вещью, но только он один существует сам по себе. Ибо... если бы Он был смешан с чем-нибудь другим, то Он участвовал бы во всех вещах... Эта примесь мешала бы ему, так что Он не мог бы править ни одной вещью столь хорошо, как теперь... Он - тончайшая и чистейшая из всех вещей; Он обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу» Волкогонова, О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. - М.: ИД «ФОРУМ»6 ИНФРА-М, 2006. - С. 49-50..

Силой Нуса начинается мировое круговращение, во время которого гомеомерии разделяются и соединяются, что приводит к возникновению различных предметов, вещей. Причем холодное, тяжелое, плотное и влажное собирается в центре и из него образуется земля, а горячее, сухое, светлое и легкое устремляется вверх и образуется небо. Вокруг устроенного таким образом мира находится вращающийся эфир. Вращение эфира отрывает от земли камни. Эти камни от трения при вращении возгораются, - так появляются звезды, Луна и даже Солнце. Они не падают на землю вследствие вращения эфира или, как мы сказали бы сегодня, центробежных сил.

Учение Анаксагора очень оригинально. Все его предшественники считали, что число первоначал конечно. Анаксагор впервые предположил, что число начал составляет бесконечное множество материальных элементов, которые приводятся в движение духовной силой - Умом, или Нусом. Но особый интерес у Анаксагора вызывала проблема превращения вещей, переход одного качества в другое. Почему белый и чистый снег при таянии дает мутную воду? Потому что качества жидкого и мутного уже содержались в снеге, хотя качества твердого и белого в нем преобладали. Во всем есть часть всего, - вот основной принцип философии Анаксагора.

Если взгляды Анаксагора еще нельзя назвать ни материалистическими, ни идеалистическими, - с одной стороны, гомеомерии материальны, с другой - Ум-Нус является вечным духовным началом космоса, - то натурфилософию Демокрита(ок. 460 - ок. 370 до н.э.) мы уже с полным правом можем назвать материалистической.

Философия анаксагора. Валентин Фердинандович Асмус: античная философия

Анаксагомр -- древнегреческий философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школы. Один из самых выдающихся ионийских философов, сын богатых и знатных родителей, родился в Клазоменах около 500 года до н. э., небольшом, но в то время, процветающем приморском городке малоазийской Ионии. С ранних лет Анаксагор отказался от удовольствий, на которые мог рассчитывать по своему богатству, и пристрастился к философии. Был первым философом, который осел в Афинах.

Привлечённый кипучей умственной жизнью Афин, начавшейся после блестящих побед над персами, 45-летний Анаксагор переселился туда, вступил в близкие отношения с Периклом и первый стал излагать философию в общедоступной форме. Кроме самого Перикла, его учениками были Фукидид, физик Архелай и Еврипид.

В философском учении Анаксагора есть черты, сближающие его с предшествовавшим ему материализмом, и есть черта совершенно новая. Эта черта -- утверждение Анаксагора, будто существующий мировой строй образовался и продолжает образовываться деятельностью «ума», который приводит в порядок первоначально беспорядочные, хаотически смешанные материальные частицы - семенах вещей, которые он называл гомеомериями. В них, в отличии от его предшественников, он видел основу мира. Согласно Анаксагору, мир вечен, он несотворим и неуничтожим. Отдельные вещи состоят из отдельных семян. Характер вещи, ее свойства зависят от преобладания того или иного типа семян. Возникают все вещества из "подобочастных" частиц-семян, что выражается в двух постулатах: "все во всем", "из всего - все". Семена, из которых состоят вещи, понимались Анаксагором как инертные неподвижные частицы. Движущим толчком, который приводит в движение эти семена и заставляет их соединяться и разъединяться, является ум (нус). Если бы Анаксагор под своим «умом» понимал бестелесное, чисто духовное начало, то его учение походило бы на возникшее в XVII в. учение Декарта, который предполагал в природе существование двух совершенно различных, не имеющих между собой ничего общего начал, или субстанций: субстанции телесной, протяженной, с одной стороны, и субстанции духовной, мыслящей -- с другой. Тогда в Анаксагоре следовало бы видеть одного из родоначальников древнегреческого идеализма. Есть однако, веские основания полагать, что вводя «ум» в качестве движущей силы и начала, упорядочивающего первоначальный хаос, Анаксагор понимал под «умом» не столько духовное, мыслящее начало, сколько материальную -- механическую -- движущую силу. анаксагор философия разум

В области познания Анаксагор считал, что главная роль принадлежит чувствам. Однако он не абсолютизировал чувственное познание, понимая, что чувствам не достает надежности, истинности, их показания требуют исправления. Более того, он придавал особое значение уму в процессе познания, считая, что семена, из которых состоят вещи, не могут восприниматься непосредственно, мы знаем об их существовании посредством ума, они постигаются только умом.

Вопросы, занимавшие Анаксагора, восходили к парменидовскому учению о бытии. Что надо понимать под истинным бытием, которое не меняется, не увеличивается и не уменьшается, но всегда остается равным самому себе, -- вот проблема, стоявшая перед мыслителями V в. Каждый из них решал эту проблему по-своему. Решение Анаксагора было в известном смысле наиболее радикальным. Истинное бытие, по его мнению, присуще всем качественно-определенным вещам окружающего нас мира, иначе говоря, всем физически однородным веществам, и прежде всего тем веществам, из которых состоят животные и растительные организмы. Анаксагор называл их «существующими вещами». Они существуют не потому, что доступны нашему восприятию (они могут и не восприниматься нами, как это имеет место в первичной смеси). Они существуют в строгом онтологическом смысле -- в смысле парменидовского бытия. Каждая из этих вещей есть и не может не быть. Таким образом, важнейшее положение теории материи Анаксагора: все «существующие вещи» не возникают и не уничтожаются, а существуют всегда в одном и том же количестве.

Предмет созерцательного постижения Анаксагора--космос, мировой строй, природа, человек как существо природы. В центре анаксагоровского учения о природе находилась космогоническая концепция -- концепция происхождения и эволюции космоса. В этом отношении Анаксагор был прямым продолжателем традиций мыслителей милетской школы К. Маркс писал: «Анаксагор первый физически объяснил небо и, таким образом, -- в другом смысле, чем Сократ, -- приблизил его к земле». Подобно своим предшественникам, Анаксагор считал, что мир получил развитие из неопределенного и бесформенного первичного состояния. Оно не совпадало у него ни с водой, ни с воздухом и вообще ни с каким из конкретных чувственно воспринимаемых веществ, хотя и имело вполне вещественную, материальную природу. Первичное состояние мира, по Анаксагору, представляло собой смесь всех веществ, которые потом обнаруживаются в этом мире, -- или (как писал сам Анаксагор) всех «существующих вещей». Эти вещества были раздроблены на бесконечно малые, не воспринимаемые нашими органами чувств частички, перемешанные настолько совершенным образом, что ни одно из веществ не преобладало ни в какой точке пространства.

Большое прогрессивное значение для своего времени имели развитые Анаксагором представления о небесных светилах как о раскаленных каменных глыбах и данное им объяснение солнечных и лунных затмений. И самое главное во всем этом -- стремление рационально объяснить все акты и явления природы, не прибегая ни к каким потусторонним или сверхъестественным силам. Правда, это стремление было присуще не одному Анаксагору: оно было характерной чертой всех досократовских учений, но у Анаксагора эта черта выражена особенно отчетливо.

В целом, в философии Анаксагора много внимания уделялось практическим вопросам. Высказывались интересные взгляды о частных вопросах естествознания, но были и ложные наблюдения и обобщения. В определенной связи с его общей теорией был и взгляд на природу восприятия. Анаксагор опирался на обобщение определенных наблюдений, ибо то, «что является таким же холодным и одинаково теплым, как мы, не греет нас и не охлаждает, когда до него дотрагиваешься». Дальнейшее обобщение этих наблюдений привело к разработке принципа относительности восприятия. Кроме того, Анаксагор оперировал понятием «порога сознания». Он знал, что порог различен для различных видов животных и людей и различных органов; заметил зависимость восприятия от строения чувственных органов, которые он все-таки понимал наивно. Он считал, что животные, имеющие большие и чистые глаза, видят лучше и на большем расстоянии, чем те, которые имеют маленькие глаза, поскольку они видят меньшие предметы и на более близком расстоянии. Зная факт чувственной окрашенности восприятия, Анаксагор думал, что любые восприятия являются реакциями на противодействие, связанное с болью, которую мы ощущаем, в любом случае, когда есть большая интенсивность восприятия: «блестящие цвета и сверхмерный звук вызывают боль, настолько сильную, что мы не можем ее выдержать достаточно длительное время».

Таким образом, все мысли и стремления Анаксагора были направлены на раскрытие и учения закономерностей, лежащих в основе явлений окружающей нас природы.

Два столетия,протекшие с момента предсказания Фалесом Милетским солнечного затмения,действительно случившегося 28 мая 585 г.до н.э.бы­ли не только эпохой расцвета классической греческой культуры,но именно с этого отсюда берут начало основные традиции всей европейской цивили­зации.

В плане социально-политическом в течение этих двух столетий дости­гает своего наивысшего развития,а затем обнаруживает черты неотврати­мого упадка политическая форма греческого города-государства.В плане геополитическом - это эпоха расцвета Афин,которые сделались общеприз­нанным политическим и культурным центром Эллады.

Именно в это время происходит критический момент развития филосо­фии,когда Парменид впервые поставил проблему бытия - первую подлинно философскую проблему,сформулированную ясным и недвусмыленным обра­зом:как можно мыслить бытие,если бытие это то,что есть,в отличие от того,что только кажется или является.Без всякого преувеличения можно сказать,что философская онтология(учение о бытии)- а вместе с ней и настоящая философия вообще-началась с Парменида.Даже у Гераклита фило­софская проблематика еще очень затемнена мифопоэтической оболочкой,в

которую он облекал свои учения.

Но Парменид не только поставил философскую проблему бытия,но и решил ее - решил прямолинейно:"бытие есть,а небытия нет".Истинное бы­тие,согласно заключениям Парменида,едино,нераздельно,неизменно и не­подвижно,весь же чувственно воспринимаемый мир,состоящий из множества возникающих,меняющихся и исчезающих вещей,лежит за его пределами.Для того,чтобы спасти положение,Пармениду пришлось дополнить учение об ис­тинном бытии учением об "мнениях смертных",в котором он изложил космо­логическую концепцию.

Но подобная двойственность не могла удовлетворить более поздних философов.К ним относились Левкипп,Эмпелокл и Анаксагор.Все они пыта­лись найти такое решение проблемы бытия,которое снова восстановило бы

единство мира,расколовшегося у Парменида на две сферы,не имевшие друг

с другом ничего общего.В результате возникли три философские и однов­ременно естественнонаучные концепции,которые сделались классическими парадигмами для многих последующих поколений ученых,занимавшихся фило­софией природы.

Но все они,Эмпедокл,Левкипп и Анаксагор,были по духу как и фило­софами,так и естествоипытателями.Поэтому предложенные ими решения проблемы бытия сводились к отысканию внутренней структуры чувственно воспринимаемых вещей,которая не противоречила бы требованиям,предъяв­лявшимся Парменидом к истинному бытию.

Концепция Эмпедокла в наибольшей степени соответствовала привыч­ным традиционным взглядам о четырех элементах,в числе которых обяза­тельно фигурируют огонь,вода и земля,которые были известны еще в глу­бокой древности.Наоборот,учение Левкиппа,развитое его учеником Демок­ритом,было для того времени новым и абсолютно оригинальным.

О жизни Анаксагора известно довольно мало,но все же больше,чем о жизни некоторых его современников и предшественников. Анаксагор родил­ся около 500 г. до н.э. в Клазоменах - небольшом,но в то время процве­тавшем приморском городке малоазийской Ионии.Отец Анаксагора,Гегеси­бул,был зажиточным человеком,оставившем после своей смерти значитель­ное состояние.Однако у Анаксагора уже в раннем возрасте пробуждается страстный интерес к научным изысканиям и абсолютное равнодушие к любой практической деятельности.Поэтому он уже в скоре уступает полученное им в наследство имущество ближайшим родственникам,а сам покидает Кла­зомены и отправляется странствовать.Неизвестно,совершил ли он,подобно Демокриту,поездки в страны Ближнего Востока,но в какое-то время Анак­сагор появляется в Афинах и там обосновывается.

Переезд Анаксагора в Афины связан с глубокими историко-культурны-

ми последствиями:он символизировал перенесение ионийской учености на

аттическую почву.Афины,бывшие до этого родиной государственных деяте­лей,полководцев,обрели,наконец,первого крупного философа.Анаксагора можно считать основоположником афинской философской школы,давшей в последствии миру многих блестящих мыслителей,таких как Платон и Арис­тотель.

Несмотря на то,что Анаксагор не обладал правами афинских граж­дан,он вскоре занимает значительное место в духовной элите города,чему несомненно способствовала дружба с вождем демократической партии Пе­риклом,в дальнейшем ставшим фактическим правителем афинской республи­ки.

Многие источники называют Перикла учеником Анаксагора,Прямое уче­ничество вряд ли могло иметь здесь место,но можно считать несомнен­ным,что Перикл уважал Анаксагора и прислушивался к его мнениям и сове­там.

К концу 30-х годов Vв.до н.э.,когда положение Перикла в качестве главы государства стало менее прочным,его политические противники воз­будили судебные преследования лиц,которые были к нему близки,в том числе и Анаксагора.Анаксагор обвинялся в безбожии и в распространении учения о небесных светилах,противоречивших традиционным религиозным представлениям.Философу грозит смертный приговор;при содействии Перик­ла он тайно покидает Афины.

Последние годы Анаксагор проводит в Лампсаке- богатом торговом городе на берегу Геллеспонта.Умер он в 428г. до н.э.,окруженный поче­том и уважением лампсакских граждан.В течение длительного времени пос­ле смерти философа лампсакцы устраивали в его память ежегодные детские празднества.

Такова внешняя канва жизни Анаксагора.Труднее сказать что-либо о

его научной биографии,в частности об эволюции его философских воззре­ний.Интерес к науке,как уже было сказано,пробуждается у него в ранный молодости.Живя в Клазоменах,недалеко от Милета,Анаксагор мог без труда отыскать и прочесть сочинения знаменитых милетцев - Анаксимандра и Акаксимена,оказавшие,судя по всему,громадное влияние на формирование его собственного мировоззрения.Не случайно позднейшие доксографы назы­вают Ангаксагора учеником Анаксимена.Непосредственно слушать Анаксиме­на Анаксагор,конечно,не мог,даже будучи мальчиком:последний великий представитель милетской школы умер,по-видимому,еще до рождения Анакса­гора,но основная проблематика анаксименовского сочинения оказалась в центре внимания клазоменца.Это была космологическая проблематика,точ­нее говоря это было учение о происхождении и структуре космоса,расс­матриваемого как нечто единое целое.

Об Анаксагоре рассказывают,что в молодости он любил наблюдать за небесными явлениями с вершины Миманта,находившегося по соседству с Клазоменами.Астрономом в строгом смысле слова слова Анаксагор никогда не был,и его астрономические познания даже в последний период его дея­тельности оставались весьма примитивными.

Космос поражал Анаксагора совершенной разумной организацией,кото­рая,как ему представлялось,не могла быть результатом действия сле­пых,беспорядочных сил.В мире должно существовать некое организующее и упорядочивающее начало,которое приводит в действие весь ход мирового процесса и определяет устройство космоса как единого развивающегося целого.Впоследствии он обозначит это начало термином nous,т.е.Разум.

Физическая теория Анаксагора,явившаяся предметом особого внимания Аристотеля,с одной стороны,а с другой - современных исследователей ан­тичной философии,была разработана,по видимому,была разработана в позд­ний период жизни философа.

Афинские легенды рисуют нам Анаксагора как человека,целиком пос­вятившего себя науке,т.е.как ученого-профессионала.В Греции середины Vв.до н.э. это был новый,дотоле небывалый тип человека.Все предшест­венники Анаксагора,-Фалес,Пифагор,Гераклид,Парменид-были государствен­ными деятелями,поэтами,религиозными вождями,но профессиональных ученых в позднейшем смысле слова среди них не было.

Весьма необычным,с точки зрения греков,было у Анаксагора отсутс­твие узкого патриотизма,приверженности к родному полису.Покинув Кламе­зоны,Анаксагор,как известно,никогда не стремился туда вернуться.Как сообщает Диоген Лаэртский,на вопрос:"Неужели родина тебя нисколько не интересует?"-Анаксагор ответил,указав на небо:"Помилуй бог!Родина очень даже интересует меня!".А когда Анаксагор умирал в Лампса­ке,друзья спросили его,не желает ли он быть перевезенным в Клазоме­ны,он сказал:"Совсем этого не нужно:ведь путь в подземное царство отовсюду одинаково длинен".

Подобный космополитизм,осознание себя гражданином вселенной,пред­восхищ ал мироощущение философов эллинической эпохи,но отнюдь не был типичен для Vв.до н.э.

Вторая черта Анаксагора как человека - равнодушие к материальным благам.Отказавшись от полученного им в наследство имущества,Анаксагор полагал,что тем самым он обрел внутренюю свободу,столь необходимую для философа,посвятившего себя поискам истины.По свидетельству Аристоте­ля,Анаксагор не считал счастливым ни богача,ни властелина,говоря,что он не удивился бы,что если бы по настоящему счастливый человек пока­зался бы толпе глупцом.В этом отношении Анаксагор полностью соответс­твовал аристотелевскому идеалу философа,ведущего умеренный,"созерца­тельный"образ жизни.Кроме того,он был неизменно серьезен,и по-видимо­му,не отличался особой общительностью - свойство,объясняющее,поче-

му,живя в одном городе с Сократом,он никогда с ним не беседовал.

Еще одна черта Анаксагора,отмечавшаяся древними авторами,-твер­дость духа в любых,даже самых тяжелых для него обстоятельствах.Извест­ны слова Анаксагора,сказанные им при получении известия о смерти сы­на:"Я знал,что родил его смертным".

Из всей совокупности свидетельств об Анаксагоре выступает образ человека,который бесспорно должен был внушать уважение всем,кто с ним встречался.Этот образ Анаксагора перешел в века и сделался прототипом идеального образа мудреца и философа вообще.

Взгляды Анаксагора резко расходились с господствовавшими в то время религиозными представлениями.Утверждения Анаксагора,что звезды-э то раскаленные камни,оторванные от Земли силой космического круговра­щения,что Солнце - это огромная воспламенившаяся глыба,а Луна - те­ло,во многом подобное Земле и,может быть обитаемое,не могли не вызвать возмущения у ревнителей старых традиций и обычаев.Убеждение в божеской сущности небесных светил было одной из неотъемлемых черт греческой,да и вообще любой политеистической религии.Это убеждение преодолевалось медленно и с трудом,о чем свидетельствует то обстоятельство,что Платон еще причислял небесные светила в богам,а Аристотель,пришедший в своей метафизике к весьма абстрактной форме монотеизма,редко противопостав­лял их вещам подлунного мира,поскольку они состоят из эфира - элемента небесных сфер,имеющего особую,божественную природу.