Бурятия монах который медитирует много лет. Иволгинский дацан и нетленный хамбо лама итигэлов. А был ли монах

Об этой находке, сделанной в Китае еще в конце 1970-х годов, стало известно лишь относительно недавно. В самой Поднебесной о ней практически не писали. Подробности сообщил в интервью одной тайваньской газете профессор Института древних религий Ли Гуанчжу (Тайвань).

Труднодоступная местность в провинции Сычуань своей дикой красотой издревле привлекала искавших уединения философов и религиозных аскетов. Сейчас сюда наведываются археологи: здесь найдены остатки большого монастыря III-VII веков нашей эры.

Он интересен также тем, что к нему примыкают подземные катакомбы, относящиеся к еще более древним временам. Исследователи постоянно открывают в них новые коридоры и камеры, большей частью замурованные, в которых находят человеческие останки и ритуальные предметы. Находка, о которой идет речь, была сделана здесь в 1979 году.

Затопленную шахту, бывшую когда-то круто опускающимся коридором, вначале обследовали аквалангисты. Судя по отложениям на дне, вода стояла здесь не меньше двух тысяч лет. После ее откачки в шахту проникли археологи. Коридор, находящийся в естественной пещере, вел в недра гранитной горы. В его узких с низкими потолками камерах находились человеческие останки и различные изделия. Открытие ожидало археологов в самой дальней камере, замурованной, очевидно, еще в эпоху первых строителей катакомб — в IV веке до нашей эры.

Поскольку вода в нее проникнуть не могла, исследователи ожидали обнаружить там хорошо сохранившиеся вещи. Действительность превзошла все их ожидания. В камере были обнаружены две сидящие в позе лотоса человеческие фигуры в полуистлевших одеяниях даосских монахов. Напротив них у стены лежала собака. Сходство с живыми людьми было настолько велико, что сначала их приняли за великолепно сделанные скульптуры из воска. Поражала степень сохранности тел.

На мягкой коже не было заметно никаких признаков гниения. Полностью сохранились уши, нос, глазные яблоки, прикрытые веками, кисти рук. Создавалось впечатление, что эти люди испустили дух всего несколько часов назад!

Выносить тела из камеры археологи не рискнули, боясь их повредить. Операция по взятию на анализ частичек плоти вызвала у ученых шок: в тех местах, где тел касались скальпели, выступила кровь! При продолжении обследования выяснилось, что температура тел монахов составляла 17 °С, то есть была выше температуры в самой камере.

Также оказалось, что у монахов бьются сердца. Они пульсировали с частотой один удар в несколько минут. По сосудам слабыми толчками циркулировала кровь, легкие качали воздух. Получалось, что странные «покойники» не нуждались в кислороде, довольствуясь тем воздухом, который находился в камере, механически вбирая его и в том же составе выпуская обратно.

Тысячи лет сна

Обследовавшие монахов специалисты не сомневались в том, что они живы, но пребывают в глубокой летаргии. В таком же состоянии находилась и собака. Решено было попробовать вывести ее из спячки. К ней подвели кислород, подключили прибор искусственного дыхания и стимулятор сердечной мышцы.

Реанимационные процедуры привели к тому, что собака задрожала, лапы ее судорожно вытянулись, глаза открылись, и она тихо заскулила. Однако через четверть часа собака умерла. Ее сердце остановилось, а на теле вскоре появились признаки разложения.

По-видимому, вмешательство в необычный процесс жизнедеятельности организма животного оказалось губительным для него. Монахов решили не трогать вплоть до более детального изучения ситуации, включая подробный анализ неудавшейся реанимации собаки. Камеру снова замуровали. По словам профессора Ли Гуанчжу, камера с тех пор ни разу не вскрывалась. Также он сообщил, что перед монахами стоял сосуд, на дне которого сохранились засохшие остатки какой-то бурой жидкости.

Поначалу ее приняли за кровь, но анализ показал, что это что-то другое. Следы этого вещества обнаружили в гортани монахов, его пятна также виднелись на морде собаки. — Не тот ли это «эликсир бессмертия», о котором писали древние китайские авторы? — задается вопросом профессор. В Китае бытует несколько легенд о мудрецах, испивших чудодейственный эликсир и уснувших в недрах горы. Легенды указывают на разные местности и горы. Не исключено, что все эти сказания представляют собой отзвуки действительно происшедшего события — заточения в камере древних катакомб монахов, заснувших летаргическим сном. А чаша, которая стояла перед ними, и содержала тот самый эликсир.

Через медитацию в будущее Есть, однако, ученые, которые считают, что никаких особых «эликсиров бессмертия» для продолжительного, в сотни и тысячи лет, поддержания жизнедеятельности организма не требуется. В самом человеке заключены силы, способные надолго отсрочить смерть, надо только привести их в действие.

Буддийские монахи полагают, что эти силы приводятся в действие молитвами и медитацией. Одним из примеров подобного воздействия медитации на человека является феномен хамбо-ламы буддистов Восточной Сибири Даши-Доржо Итигэлова. В 1927 году, в возрасте 75 лет, он попросил монахов прочитать ему молитву-благопожелание для уходящего и погрузился в медитацию, во время которой его сердце остановилось. В своем завещании он указал, что не умрет, а лишь уйдет на тысячу лет. Для того чтобы люди могли убедиться, что он жив, лама велел осмотреть его через 75 лет.

Бухман (саркофаг), где он находился в позе лотоса, впервые был вскрыт группой лам в 1955 году. Убедившись в полной сохранности тела, ламы провели положенные обряды, сменили на Итигэлове одежды и вновь поместили в бухман. В 1973 году его тело было осмотрено повторно. А в 2002 году (спустя 75 лет после смерти Итигэлова) бухман был вскрыт в присутствии медиков и экспертов-криминалистов. Комиссия констатировала, что лама был внешне узнаваем и у него сохранились все признаки живого тела.

— Его суставы сгибались, мягкие ткани продавливались, а взятые образцы кожи, волос и ногтей показали, что их органика ничем не отличается от органики живых людей, — рассказала доктор исторических наук профессор Г. Ершова. Никаких особых условий для хранения тела не создавалось. Поэтому столь высокая степень его сохранности поставила ученых в тупик. Буддисты же считают, что Итигэлов медитирует до сих пор и находится на пути к просветлению.

Это далеко не единственный пример. Во дворе храма Дау близ Ханоя вот уже свыше 300 лет сидит в позе лотоса бывший настоятель этого храма By Кхак Минь. К концу своих дней он прекратил принимать пищу и уединился в маленькой кирпичной часовне.

Перед тем как погрузиться в последнюю медитацию, он попросил монахов похоронить его только в том случае, если они почувствуют запах тления. «Если же тления не будет, то знайте, что я жив и возношу молитвы Будде», — сказал он.

В 1990-е годы эта старая история привлекла внимание вьетнамских ученых. Рентгеновское обследование «статуи», находившейся в часовне на окраине храма, показало, что это действительно человеческое тело. Причем оно не было забальзамировано, и это делает вдвойне удивительной его столь хорошую сохранность в условиях тропического климата, когда муссонные дожди льют месяцами и влажность долгое время держится на уровне 100%.

В том же храме находится полностью сохранившееся тело другого настоятеля, преемника By Кхак Миня. Сравнивая эти случаи с находкой в Сычуане, можно было бы предположить, что китайские монахи тоже погрузились в свой странный летаргический сон под воздействием молитв и медитации, если бы не одно «но». В келье находилась собака, погруженная в такой же сон! Выходит, воздействие на организм «спящих» оказала не одна только медитация. Очевидно, использовалось и какое-то вполне вещественное средство — может быть, тот самый «эликсир бессмертия», который человечество ищет уже не одну тысячу лет.

Игорь Волознев

Если вы до сих пор не верите в чудеса, вам пора побывать в Бурятии: там, в Иволгинском дацане в 40 минутах езды от Улан-Удэ, под стеклянным колпаком сидит человек, который скончался ещё в 1927 году. Он сидит в позе лотоса с прямой спиной, никем и ничем не поддерживаемый. Ученым невдомек, почему тело не только не разлагается, но и почему-то источает благоухание. А главное, почему любой, даже самый последний скептик, находясь подле испытывает трепет и вместе с тем чувствует огромный прилив душевных сил. Буддисты знают, что Даши-Доржо Итигэлов - их любимый Хамбо-лама, как и обещал когда-то, вернулся в мир живых и вновь принялся творить чудеса.

Одна из главных святынь Иволгинского дацана - дерево «бодхи», или баньяновое дерево, которое почитается всеми буддистами – по легенде, именно под ним Будда достиг полного просвещения. Для этого дерева в монастыре даже построена специальная оранжерея. Любой человек может обрести здесь исцеление, духовное или физическое - монахи лечат прихожан с помощью лекарств тибетской медицины, проводят обрядовые ритуалы.

Бытуют слухи, что дацан может подарить и исцеление – говорят, что таким чудодейственным даром обладает нетленное тело Хамбо Ламы Итигэлова, которому можно поклониться в Иволгинском дацане. Оно хранится в храме Чистой земли, который притягивает к себе буддистов со всего света. Как гласит легенда, Лама Даша Доржо Итигэлов, будучи уже глубоким старцем, сел в позу лотоса и покинул свое тело в начале прошлого века, повелев своим ученикам, чтобы они похоронили его, но достали из могилы, когда минет 70 лет. Ученики выполнили его наставления и сегодня, спустя более восьмидесяти лет после «смерти», Лама Итигэлов по-прежнему сидит в позе лотоса в главном дугане (храме) Иволгинского дацана.

Нетленное тело бывшего Главы буддистов России Ламы Даша Доржо Итигэлова, умершего 90 лет назад – это один из случаев энергоинформационной трансформации высочайшего уровня практики саморазвития Духа. Исследования экспертов демонстрируют потрясающие результаты: Итигэлова все признаки живого человека – мягкая кожа, подвижные суставы, отмечается и слабая активность мозга. Раз в полгода Лама даже прибавляет или теряет до полу-килограмма веса.

В строго определенные дни к ламе, «восседающему» под стеклянным колпаком, выстраиваются длинные очереди желающих прикоснуться к святыне, по слухам, здесь не редкость исцеления и исполнения желаний.

Кто такой Лама Итигэлов? В 1911-1917 гг. этот человек был главой всех буддистов Бурятии. Но на прием к нему шли люди самых разных конфессий, в том числе - сам Николай II с семейством: слава о целительских способностях Даши-Доржо Итигэлова достигла Санкт-Петербурга. Но рассказывать государю о том, какой страшный конец уготован ему самому и всей его семье Хамбо-лама не стал. Зачем? От судьбы не уйдешь… Он знал наперед, какие времена грядут, к чему готовиться. Увещевал других лам покидать Россию - спасаться. При этом сам никуда уезжать не торопился, пребывая в абсолютном спокойствии: «Меня они взять не успеют». Он вообще очень многое знал и умел, этот необычный лама. Написал великое множество трудов по буддизму. Досконально изучил тибетскую медицину и оставил огромный трактат по фармакологии. За его благословением охотилась вся Бурятия. Оно и понятно - как могло быть иначе, когда все солдаты, что получили благословение Итигэлова перед уходом на русско-японскую войну, вернулись домой целыми и невредимыми? А еще он мог ходить по воде, перемещаться в пространстве и предсказывать грядущие события. Но самое главное, он сумел подчинить себе время!

В 1917 году он сложил с себя полномочия главы буддистов России и на протяжении 10 лет совершенствовал свой дух. 15 июня 1927 года он созвал всех своих учеников и сказал им: «Приходите ко мне через 30 лет - посмотрите на мое тело. А через 75 лет я к вам вернусь». Растерянные стояли ученики круг учителя. Еще больше удивились они, когда тот сел в позу лотоса и попросил их прочитать буддийскую молитву «Благопожелание уходящему». Те отказались - ведь эту молитву читают лишь покойникам. Тогда Итигэлов сам произнес ее и в ту же секунду перестал дышать. Тело ламы поместили в кедровый гроб и предали земле. А откопали через 30 лет - в тайне от властей. Монахи убедились, что тело осталось нетленным, произвели необходимые обряды, сменили одежды и вновь погребли. Второй раз монахи убедились в сохранности тела в 1973 году, но извлекли Итигэлова из-под земли лишь 10 сентября 2002 года - ровно через 75 лет после смерти - в соответствии с волей учителя. Тут-то и началось самое интересное - для людей, далеких от буддизма, разумеется. Судмедэксперт, присутствовавший на эксгумации, осмотрел тело и попросил созвать комиссию: раньше он такого никогда не видел! Ведь лама был не просто узнаваем внешне - он сохранил все признаки живого существа: оставался теплым и у него по-прежнему была мягкая, эластичная кожа. У человека, 75 лет пробывшего в гробу, на месте были уши, глаза, пальцы, зубы, ресницы с бровями! У него гнулись все без исключения суставы! Итигэлова перенесли в Иволгинский дацан, специально построенный для него, переодели в новые одежды и посадили под стеклянный колпак, который если от чего и защищает, то только от пыли. Никаких других ухищрений для сохранения ламы буддисты не предпринимали. Но с тех самых пор тело не претерпело практически никаких изменений - разве кожа стала чуть грубее. Лама не экспонат, буддисты относятся к нему как к живому, а потому на «растерзание» ученых попали лишь опавшие волосы Итигэлова, чешуйки кожи и крошечный фрагмент ногтя. Исследователям из Российского центра судмедэкспертизы Минздрава РФ хватило и этого, чтобы признать невероятное: «Состояние тканей таково, что оно вполне соответствует прижизненной характеристике. Нам не известны случаи такой сохранности, это некая научная загадка… По многим параметрам тело Хамба-ламы производит впечатление тела живого человека…»

Надо ли говорить, что Иволгинский дацан стал вожделенной мечтой всякого паломника. Правда, попасть к ламе можно лишь несколько раз в году - по большим праздникам. В 2013 он будет принимать 12 июля, 9 сентября, 26 октября и 28 ноября. Не стремитесь попасть в дацан к открытию - будет толпа народа. Лучше всего приходить сюда к четырем часам вечера, когда поток паломников несколько рассеется. И все же будьте готовы к долгому ожиданию - благословения ламы жаждут многие, в том числе сильные мира сего. Сам Владимир Путин дважды посещал Итигэлова - не потому ли он дважды стал президентом России? Какой бы ни была дорога, что приведет вас к ламе, запомните несколько простых правил посещения дацана. Заранее запаситесь хадаком - дарственным шарфом: вы прикоснетесь им к шарфу Учителя и получите определенное благословение. В принципе, можно этого и не делать, как не обязательно во что бы то ни стало стараться дотянуться до рук Хамбо-ламы: он и без того заметит просящего и воздаст ему по вере и заслугам его.

Сам монастырь расположен посреди степи. С четырех сторон от людских глаз его окружает горная гряда. Несмотря на то что республиканский центр, расположен совсем близко, да и трасса в Улан-Удэ, проходит невдалеке, городские жители объезжают стороной это место, так как бытует мнение что здесь обитают шаманы. Это неудивительно, ведь уже при подъезде к дацану, на кустарниках висят разноцветные платочки, которые как считается хранят души умерших монахов. Во внутреннем дворе монастыря, который окружен обычным деревянным забором, стоит несколько пагод, отчего создается впечатление что это не Россия, а в лучшем случае Китай. В одном из таких храмов и покоится тело нетленного Ламы.«Уже сам факт появления Даша-Доржо на земле является загадкой» – говорит руководитель проекта по изучению феномена Итигэлова доктор исторических наук, профессор РГГУ, Галина Ершова «Девятилетним мальчиком, будущий монах явился наниматься на работу к одному из местных фермеров, держа в одной руке посох, а в другой череп. У буддистов это считается сакральным символом. До 15 лет Итигелов пас овец, а повзрослев сам добрался до Анинского дацана, что в Бурятии, где 20 лет постигал буддизм».

Став просвещенным монахом, Дашо-Доржи, занимался медициной и философией, обретя славу известного на всю Россию целителя. Легенды гласят что монах мог, как и Христос спокойно ходить по воде. В 1911 году Итигэлов был избран Пандито Хамба Ламой буддистского духовенства России. При жизни схимник пользовался очень большим уважением, и был близким знакомым Императора Николая II. Самодержец даже разрешил ламе отрыть в Петербурге буддистский храм.

После Октябрьской революции, Итигэлов предвидя репрессии сложил с себя полномочия духовного лидера, и удалился в родной дацан. Не задолго до своего ухода, предвидя уничтожение духовенства, лама призвал своих сторонников покидать страну Советов. А на вопрос почему он сам не уезжает отвечал «Меня они не успеют взять».

Летом 1927 года, монах собрал своих последователей, объявил что уходит, и начал готовится к смерти. Перед этим Итегэлов велел своим ученикам через 6 дней похоронить его в кедровом коробе. «Я к вам вернусь через 30 лет, тогда вы меня откопайте» – сказал на прощание схимник. Затем лама начал медитировать. На седьмой день голова Хамбо-ламы опустилась на грудь. Это был сигнал ученикам, что сознание великого учителя переселилось в Нирвану.

Монахи вскрыли могилу как велел учитель в 1955 году. Тело Итигэлова оставалось без изменений. Сменив одежду схимнику, его закопали обратно. Вновь Хамба Лама был извлечен в 1973 году. Убедившись в сохранности тела, и проведя необходимые обряды, его опять закопали. Окончательно монаха подняли в 2002 году. При эксгумации присутствовали представители органов власти и судебно-медицинской экспертизы. Мощи буддистского святого не были тронуты временем.

«Мы внимательно осмотрели тело ламы, составили, как положено, протокол, подписали его» – говорит заведующий отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы доктор медицинских наук профессор Виктор Звягин «Тело находится в таком состоянии, словно он умер совсем недавно. Подвижность суставов, тургор кожи – все соответствует параметрам человека, умершего, может быть, день-два назад. Всякая фальсификация исключена. не только потому что верующие сочли бы это святотатством, но и потому что мы имели возможность сравнить свои наблюдения с материалами двухлетней давности, когда была произведена эксгумация. Никакие известные науке искусственные способы поддержания такого состояния тела вроде мумифицирования, бальзамирования и т.п. в этом случае не применялись. Нет следов вскрытия, извлечения головного мозга и внутренних органов, никаких уколов, разрезов и тому подобных воздействий мы не обнаружили.

Из Акта наружного осмотра эксгумированного тела Дашо-Доржи Итигелова, проведенного в помещении Иволгинского дацана:
«Кожные покровы тела светло-серого цвета, сухие, податливые при на нажатии на них пальцами. Мягие ткани трупа эластичны, подвижность в суставах сохранена. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, не обнаружено».

После проведения исследования частиц кожи, ученые пришли к сенсационным выводам. Клетки ламы не только не умерли, но и продолжают делиться. Иными словами, скорее всего все жизненные процессы в теле монаха продолжаются, только они замедленны в миллионы раз.

«В мировой практике это единственный официально зафиксированный случай такой сохранности тела» – утверждает Звягин «Конечно известны случаи мумификации и бальзамирования тел. Например в Петербурге это было модным в конце XIX века. Николай Пирогов сам приготовил раствор для хранения своего тела, которое более 120 лет сохраняется под Винницей. Но для этого, внутренние органы извлекались, и применялись специальные химические вещества. Не редкость обнаружения тел в вечной мерзлоте, но они быстро распадаются при соприкосновении с внешней средой».

В Бурятии произошло чудо - в Иволгинском дацане камеры зафиксировали передвижение тела Хамбо - ламы Итигэлова, который умер в 1927 году. Возможно ли такое на самом деле и почему люди готовы верить в нетленные мощи?

Кадр, снятый камерой видеонаблюдения в резиденции Хамбо Ламы Этигэлова

Директор Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова РГГУ, профессор Галина Ершова подробно рассказала “Новым Известиям ” о феномене тела бурятского ламы, о том, что увидели исследователи во время эксгумации. И не только об этом...

Почему люди поклоняются нетленным мощам, верят в их чудодейственность, даже если никогда их не видели и понятия не имеют, откуда они появились?

Этот феномен, кстати, хорошо понятен для русской культуры, где поклонение «нетленным мощам» в качестве залога ожидаемого возрождения приобрел особое значение еще в период Киевской Руси. Появление культа нетленных мощей сформировался, возможно, благодаря особым климатическим режимам пещер-катакомб в сочетании со специфической диетой обитателей Киево-Печерской лавры.

Как комментировал протоиерей Александр Мень, слово «мощи» означает «тело усопшего».

Александр Мень

Мощи святых могут находиться в разной степени сохранности. Останки подвижников Киево-Печерской Лавры нетленны (естественно мумифицированы), а в гробнице Серафима Саровского в 1903 году обнаружились лишь костные останки. Однако народная вера в «абсолютную нетленность» приводила впоследствии многих к разочарованию в вере - когда оказывалось, что большинство мощей всего лишь костные останки. Однако в оправдание этой народной веры хотелось бы отметить, что факты совершенной нетленности - наподобие произошедшего в Бурятии уже в наше время случая - столь редки, недолгосрочны и невероятны для обыденного сознания, что складывается парадоксальная ситуация: люди хранят в качестве почти мифа память о реальном событии сохранности тела, которое действительно со временем превращается естественным путем в целостную мумию. Но тот, кто не наблюдал сам этого уникального состояния, поверить в него просто не в состоянии.

- Это правда, что тело буддийского ламы эксгумировали по его собственной просьбе?

Да. Все это осуществилось лишь потому, что сам Итигэлов распорядился перед «уходом» достать спустя 75 лет свое тело. И 10 сентября 2002 года на территории кладбища неподалеку от Улан-Удэ произошла эксгумация - по инициативе главы буддистской церкви России Хамбо-ламы Аюшева, а так же с разрешения родственников, в присутствии официальных властей и специалистов по судебно-медицинской экспертизе.

В поднятом из-под земли коробе находился сидящим в позе лотоса пожилой мужчина, покрытый шелковыми тканями. При этом тело его оказалось полностью сохранным - с мягкими мышцами и эластичной кожей, сгибающимися суставами. Информация о бурятском ламе, который был извлечен из своего захоронения, попала в средства массовой информации. Общественность восприняла эту новость по-разному: часть людей просто не поверила, решив, что это «журналистский прикол» или «бурятская фальсификация», другие сочли, что это обычная мумия. Многие публикации поэтому были выдержаны в ерническом стиле.

- А что указывает на реальность феномена бурятского «чуда»?

Уже одно то, что тело после эксгумации оказалось полностью сохранным, а признаки мумификации или бальзамирования отсутствовали. Волосяной покров и ногти сохранены. При надавливании на кожно-мышечные покровы углубления восстанавливают нормальное состояние. Отсутствуют трупные пятна, кожа без признаков разложения и наличия грибков. Какие-либо ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба и от тела не определялись. После извлечения тело сохраняло свое положение без специальных приспособлений.

На голени и кисти руки при раздевании был немного поврежден кожный покров. В открывшейся ранке на фотографии, опубликованной в журнале Geo, отчетливо видно красную несвернувшуюся кровь. И свидетели утверждали, что кровь имела желеобразный вид.

Необычность состояния тела была такова, что находившийся на эксгумации врач судебно-медицинской экспертизы 3.М.Мандарханов отказался проводить осмотр тела самостоятельно и потребовал создания специальной комиссии.

- Ну и разве это не чудо?

Мне посчастливилось участвовать в исследовании биологических образцов. Нам было разрешено взять образцы отслоившегося эпидермиса со ступней, два среза ногтевой кромки и волосы. Так вот результаты показали, что Итигэлов целенаправленно, но не постоянно использовал бром (бромсодержащие растения), который привел к избыточному содержанию этого элемента в коже. В больших дозах бромиды угнетают процессы возбуждения в центральной нервной системе, включая спинной мозг, но почти не оказывают влияния на центры продолговатого мозга, который контролирует кислородное дыхание, кровообращение, частично соматическую нервную систему.

Мы предположили, что Итигэлов достиг своего состояния путем отключения жизненных энергообменных функций организма и вхождения в глубокую медитацию. Таким способом он сумел смоделировать анабиозоподобное состояние - временное прекращение жизнедеятельности. Само по себе это явление в живой природе не в новинку.

С XIX века было открыто, что после состояния «выжидания» могут вернуться к жизнии микроскопические червячки-коловратки, и рыбы и тритоны, и лягушки, и теплокровные - хомяки и мыши. Оживляли даже переохлажденных обезьян, когда они уже не дышали и сердце не билось. Известно немало случаев в разных странах, когда возвращались из такого состояния даже замерзшие люди. Народные русские лечебники содержали целые разделы, посвященные оживлению замороженных заживо. Длительное хранение в охлажденном состоянии жизнеспособной спермы и других живых компонентов давно уже не является «чудом».

- А что произошло с телом после извлечения из могилы? Оно не менялось?

В том-то и дело, что изменения были видны уже через два года. Итигэлова поместили в сакральную часть (поверх алтаря) главного храма Иволгинского монастыря. Через некоторое время начали наблюдаться определенные изменения. Во-первых, изо рта поначалу выделялась влага. Спустя несколько месяцев произошел достаточно ощутимый выброс влаги, осевшей на стенах стеклянного куба, в котором поначалу хранилось тело. Еще чуть позже на коже начала активно выделяться соль - на лице и остальном теле. Цвет кожи стал постепенно темнеть.

Повторный осмотр (организованный мною в рамках проекта) в присутствии д.м.н. В.Н. Звягина , зав. отделом идентификации личности судебно-медицинской экспертизы (Москва) и к.м.н. К.М. Югова, осматривавшего тело при эксгумации (Улан-Удэ), был проведен в ноябре 2004 г. В целом ткани стали более упругими, уже не образовывались характерные углубления при надавливании, хотя мышечные ткани еще сохраняли эластичность. Подвижность в суставах уже отсутствовала. По всей поверхности тела имелись отложения соли, от которых в некоторых участках лопалась кожа. При контакте ощущался достаточно приятный запах. Линия рта, как и глаз, уже не различается. По субъективной оценке Д.А. Горина , вес тела по сравнению с моментом эксгумации уменьшился примерно на 15 кг. Был составлен официальный «Протокол осмотра тела Хамбо ламы Даша-Доржи Итигелова», где отмечено, что за два года, прошедших со времени первоначального судебно-медицинского освидетельствования тела Хамбо ламы Итигелова (11.09.2002) появились первые незначительные признаки мумификации, выражающиеся в пергаментной плотности кожных покровов, в потере их эластичности, в отсутствии движений в суставах (это было отмечено в Протоколе).

- А известно о подобных практиках в мире? Или Итигэлов в этом оказался первым?

Конечно нет. В мире известно немало случаев случайной сохранности тел умерших, например, в Италии. В некоторых традициях существовали даже специальные практики, среди которых - регулировка дыхания, специальная диета, очистительные процедуры, медикаментозная поддержка. Специально эти методы были разработаны в индуистско-буддистском пространстве. Известны случае во Вьетнаме, Японии, Индии. Итигэлов явно следовал этим традициям. Известно, что он писал комментарии к «Дымбрыл Додво» (постижение Пустоты) - учению основателя тибетского буддизма Богдо Цзонхавы , который также пытался сохранить свое тело, но на седьмой день появились признаки разложения.

В буддизме, несмотря на разнообразные попытки, подобные практики не стали обыденностью, что связано и с трудностью осуществления,и с отсутствием канонических обоснований в рамках религиозной доктрины. Тем не менее лама Итигэлов, готовясь к смерти, сумел освоить таинства "нетленного тела".

БИОГРАФИЯ.
ХП Пандидо Хамба лама Даша-Доржо Итигелова, про которого известно многое. В 1911 г. он был избран ХП Пандито Хамбо-ламой "ламаисткого духовенства Восточной Сибири" и пробыл на этой должности до 1917г. В начале февраля 1913 г. присутствовал на праздновании 300-летия дома Романовых в Петербурге и открывал буддистский храм.

Организовывал госпитали в Первую мировую войну и получил от Николая П немало наград. На раненых он пожертвовал все свое состояние. Это был человек, активно живший интересами России и своего народа - и наверное в этом надо искать и разгадку его последнего удивительного деяния. Предсказывая изменения в стране в новом тысячелетии, он оставил свое тело, в качестве жертвенного послания, которое человечество не вправе потерять.

В сентябре 2002 г. исполнилось два года нахождения тела ламы вне захоронения - на открытом воздухе. Однако тело продолжает оставаться сохранным. Хотя наблюдающие за ним монахи отмечают некоторые изменения состояний - спонтанные выделения влаги и солей.

Российские ученые привезли из Бурятии в Москву уникальные частички тела хамболамы Даша-Доржо Итигелова. Сам нетленный великий учитель находится в Иволгинском монастыре, под Улан-Удэ. А до этого 75 лет своей жизни лама провел в могиле. Именно так своей жизни. Уже предварительные результаты анализа биоматериала показали, что наука впервые столкнулась с феноменом "бессмертия" давно почившего человека. К сожалению, глава Буддийской традиционной сангхи России вскоре запретил биомедицинские исследования тела монаха. Однако анализ полученных прежде результатов продолжился. Сейчас у московских экспертов появились первые выводы, которые смело можно назвать сенсационными. Ими они поделились с корреспондентом "Версии".

По словам ученых, занимающихся исследованием феномена, для начала нужно понять, как стало возможным, что частички тела хамбо-ламы оказалось в их руках. Ведь буряты не раскапывают могилы и даже посещение кладбища для них крайне тягостная процедура. Но Итигелов оставил ясное завещание, которое монахи и выполнили. Значит, лама был уверен, что завершит свою миссию. Но какую? Для этого нужно обратиться к его биографии.
Одна из легенд гласит, что лама мог ходить по воде.

Даша-Доржо Итигелов был главой буддистов Восточной Сибири с 1911 по 1917 год. Получил известность как философ и врач. Всю жизнь он провел в Бурятии и лишь один раз выезжал за пределы Сибири на празднование 300-летия дома Романовых. В годы Первой мировой войны организовывал госпитали и получил несколько правительственных наград. Вокруг его имени уже при жизни ходили легенды. Одна из них гласит, что монах мог, как Христос, ходить по воде.

Обстоятельства смерти и погребения хамбо-ламы в 1927 году очень нетрадиционны для буддизма. Окруженный учениками, Даша-Доржо Итигелов сел в позу лотоса и приказал извлечь его тело из могилы через некоторое время, пообещав вернуться живым. Потом начал читать сам по себе молитву сопровождения умершего и погрузился в глубокую медитацию. Когда ученики сочли, что налицо все признаки смерти, тело ламы в той же позе лотоса поместили в кедровый саркофаг и похоронили на сельском кладбище.

Авторитет учителя был непререкаем. Ученики навещали Даша-Доржо с тех пор дважды: в 1955 и 1973 году. Они убеждались в нетленности тела, переодевали Итигелова и вновь опускали в могилу. В сентябре 2002 года тело Итигелова эксгумировали, изъяв из саркофага с соблюдением всех юридических процедур. Судмедэксперты составили акт, в котором отметили целостность кожного покрова, ногтей, волос, мягкость и эластичность тканей, подвижность суставов хамбо-ламы. Стало понятно, это не мумификация, не бальзамирование, не дубление и даже не результат сохранения тела в условиях вечной мерзлоты, а некое иное, до сих пор никому не известное состояние.

Лабораторный анализ подтвердил, что тело монаха живет .

"Когда научная группа прибыла в Бурятию, нынешний хамбо-лама Дамба Аюшеев, на наше счастье, предоставил нам необходимый биологический материал пять волосков и срез ногтя, рассказывает руководитель проекта по изучению феномена Итигелова, доктор исторических наук, профессор РПУ Галина Ершова. А также несколько частичек кожи, которая отпала, когда монахи переодевали Итигелова. Сейчас мы завершили серию возможных анализов предоставленных образцов. В лаборатории судебно-медицинской экспертизы их проводил доктор медицинских наук, профессор Виктор Звягин величина мирового масштаба в такого рода экспертизах. В частности, он исследовал останки членов царской семьи".

Изначально предполагалось, что органика, живые белковые соединения в теле ламы будут разрушены, а ткани консолидированы за счет неорганики, как это бывает в мумиях. Оказалось, совершенно наоборот! Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции клеток Итигелова имеют прижизненные характеристики. Профессор Звягин, человек с огромным опытом, был поражен.

На прямой вопрос корреспондента, жив хамбо-лама или мертв, Галина Ершова ответила не сразу.

Я опасаюсь задеть чувства верующих. Сейчас Итигелов, понятно, не жив ­он ведь не может подняться и пойти. Но, уходя в иной мир в состоянии медитации, он погрузился не в смерть, а в другое состояние. Результаты исследований позволяют предположить, что лама искусственно ввел себя в анабиоз. Это то, что происходит с некоторыми видами живых организмов в услових стресса. Но как достичь этого состояния? Остановить.дыхание, кислородный обмен? Если нет кислорода, в организме начинается цепная реакция разрушения. Или Итигелов использовал какое-то поверхностное, как йоги называют, "легкое дыхание", которое продолжалось десятилетия? Кстати, в завещании ламы указана ключевая для буддистов цифра 75 лет. Она привязана к этапам просветления Будды". То есть его хоронили живым?
Безусловно. Получается, все это время в могиле он тоже был живой?

Да, я полагаю, что это было именно так. Состояние хамбо-ламы Итигелова изменилось уже после того, как его извлекли из могилы, практически у нас на глазах. Просто тогда не обратили внимания на некоторые очевидные признаки. Есть такое явление: в момент смерти организм резко теряет влагу. А у Итигелова, когда он был извлечен из могилы и находился вне короба, начался резкий исход влаги из тела. Стеклянный куб, в который его посадили монахи в монастыре, вдруг запотел. Это и был момент окончательного ухода великого учителя. И одновременно триумф. Он ведь вернулся живым, как обещал!

Именно такая была у ламы задумка. Я не знаю, верил ли он, что сможет заставить тело вновь повиноваться себе: ожить, встать. Вряд ли. Даша-Доржо был врачом и прекрасно понимал, что такое атрофия мышц без движения восстановить их функциональность практически невозможно. Но он рассчитывал оставаться в состоянии медитации-спячки до тех пор, пока его не извлекут из саркофага. Итигелов вошел в состояние анабиоза, чтобы доказать беспредельность духовной силы. Он знал, что выдержит оговоренный срок. Я им искренне восхищаюсь.

"Золотые подвижники" не редкость в Тибете.

Сейчас Галина Ершова занимается поиском аналогов "феномена Итигелова" в буддийском юго-восточном религиозном пространстве. Есть версия, что высохшие фигуры медитирующих лам, покрытые либо лаком, либо золотом, могли быть явлениями этого порядка живыми людьми, находящимися в трансе.

Уникальное явление наводит на мысль: не с этим ли связана буддийская практика "медитировать на учителя", продолжает профессор. Видимо, эти люди были навечно связаны с информационным пространством, или, выражаясь буддийскими понятиями, с пусто-той. Но были не мертвыми, а телесно и духовно принадлежащими еще нашему миру. Они становились своеобразными резонаторами, которые помогали монахам в трансе войти в общее информационное поле, прикоснуться к пониманию космоса. "Медитировать на кого-то" это значит полностью отождествиться с неким духовно сильным человеком, и уж он потом переносит ищущего в другие миры и пространства.

Тела этих подвижников можно видеть в храмах Тибета и Юго-Восточной Азии. Вероятно, на заре истории они проделали тот же духовный путь, что и Итигелов, перед тем как уйти в физическую смерть. Впрочем, достоверных свидетельств нет. Итигелов единственное явление из научно описанных. Как считает Ершова, он реализовал свою задачу. Это был человек, активно живший интересами своего народа, наверное, в этом и надо искать и причину его последнего удивительного деяния. Предсказывая изменения в стране в новом тысячелетии, он оставил свое тело в качестве жертвенного послания, которое человечество не вправе потерять.

Как это ему удалось сделать, по-прежнему остается загадкой. Сейчас готовится вторая экспедиция, финансируемая проектом "Неизвестная планета", уже в Тибет и Юго-Восточную Азию, чтобы на месте изучить вопросы психофизиологии медитацию, практику управления собственным телом, технику йоги, дыхание. Специалисты считают, что надо по крайней мере попытаться понять заложенные в человеке способности, которые приводят к такому состоянию тела, какое наблюдается у Итигелова, и выразить их в научных терминах. Одновременно будет изучаться почва и геология региона. Уже есть договоренность и с НАСА американцы предоставят космические снимки местности в разных диапазонах. Для чистоты исследования необходимо знать, нет ли в районе бывшего захоронения хамбо-ламы каких-то излучений и почвенных аномалий.

Итигелов может вернуть душу в тело.

В настоящее время тело Даша-Доржо Итигелова находится в Иволгинском дацане центре российских буддистов, в 30 километрах от Улан-Удэ. "Для нас феномен Итигелова в том, что он атеистов заставил сомневаться в своем неверии, у сомневавшихся убрал колебания в их правоте, верующих укрепил в силе духа. Он оставил послание, не сказав при этом ни слова", ­считает нынешний глава Буддийской традиционной сангхи России хамбо-лама Дамба Аюшеев.

Буддисты по-прежнему относятся к Итигелову как к живому человеку, находящемуся в особом состоянии сознания и телесности. Они считают, что ни знания, ни острый ум не могут сделать человека подобным Даша-Доржо. Для этого нужно испытывать великое сострадание ко всем живым существам, стать бодхисаттвой "идеальным существом, которое исполнено сострадания ко всему сущему, но не хочет вкусить свободы до тех пор, пока несвободны все остальные...".

И несмотря на то что официальная буддистская церковь отрицает возможность возвращения души ламы в тело, монахи считают, что Даша-Доржо при желании может ожить. Такой же точки зрения придерживается и Далай-лама.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодняшний наш рассказ о чудесном возвращении спустя долгие десятилетия, об обретении веры и уникальных возможностях человеческого разума. Читайте про «спящего» бурятского монаха Даши Доржо Итигэлова.

Возможна ли медитация на протяжении более 85 лет? Почему состояние, в котором пребывает самый известный на сегодняшний день нетленный монах в Бурятии, Даши Доржо Итигэлов, выходит за пределы понимания и современных научных представлений? Возможно ли говорить о феномене жизни после смерти?

Сведения, изложенные в нашей статье, переворачивают привычные представления об устройстве мира.

Сначала немного исторических фактов

Буддизм на территории современной Бурятии уходит корнями во 2 век до нашей эры. Однако о массовом проникновении религиозного учения в Забайкалье можно говорить лишь, начиная с 17 века.

После того, как в 1722 году официально были определены государственные границы между Монголией и Россией, племена бурятов заняли свое место в составе Российской империи.

1741 год ознаменовался еще одним значимым событием для последователей Будды: царствующая Елизавета Петровна подписала указ, в котором буддизм получил признание, как официальная государственная религия, а ламы обрели подтверждение своей главенствующей роли в рамках конфессии.

Начиная со второй половины XIX века школы и монастыри становятся оплотом прогрессивного духовного, научного развития для бурятов.

Демонические времена для всех религиозных конфессий настали с событиями 1917 года. Назвав религию «опиумом», 18-й год прошлого столетия ознаменовался выходом закона, отделяющего все религиозные течения от государства.

Буддизм в борьбе власти с инакомыслием не стал исключением. Происходило масштабное уничтожение созданных веками и накопленных духовных знаний. Более 1800 лам, отличавшихся высоким уровнем образованности, подверглись репрессиям, сотни отправлены в тюрьмы, на каторгу, были расстреляны. Буддийские храмы превращались в скотобойни, цинично разрушались.

Следующий период оттепели и начинающегося возрождения приходится уже на послевоенное время, когда в 46-м году прошлого века было получено разрешение открыть два дацана: Иволгинский в Бурятии и Агинский в Агинском национальном округе Читинской области.


Период, начиная с 1991 года, можно смело назвать вторым настоящим возрождением буддийского движения на территории России.

Что мы знаем про Итигэлова

Пандито Хамбо Лама XII возглавлял буддийскую конфессию на бурятской территории на протяжении с 1911 по 1917 годы. Его образ является предметом поклонения не только бурятской ветви учения, но и всего буддистского сообщества в целом.

Это нетленный монах в Бурятии, который продолжает пребывать в состоянии медитации вот уже более 85 лет. Его жизнь, уход и возвращение окутаны тайной. Но давайте обо всем по порядку.

Этапы пути

Согласно сохранившимся данным, Даши Доржо Итигэлов родился в мае 1852 года и рано осиротел. В пятилетнем возрасте от был принят батраком в одну из семей, однако хозяева, увидев в мальчике исключительные дарования, способствовали тому, чтобы ребенок оказался в Анинском дацане.


Начиная с пятнадцатилетнего возраста и на протяжении целых 23 лет, Итигэлов постигал тонкости буддийского учения, тибетских знаний по медицине и другим наукам. С 1898 года самостоятельно преподавал философию буддизма, достигнув уровня ламы.

1911 год ознаменован важным событием: Итигэлов избирается Пандито Хамбо Ламой XII, став главой буддийского движения на территории Восточной Сибири. На этом посту он известен своими исключительными патриотическими чувствами как к народу Бурятии, так и к России в целом.

Так, в период первой Мировой войны под его руководством открывались госпитали для лечения раненых, а созданное им благотворительное общество помогало собирать денежные средства, продукты питания, медицинское оснащение для фронта. За проявленный патриотизм заслуженно был представлен к императорским наградам того времени.

«Чтобы обрести отдушину в вечности, надо постоянно помогать людям». (Даши Доржо Итигэлов).

Последние годы жизни

Существует версия, что причиной, по которой Итигэлову в 1917 году пришлось покинуть свой руководящий пост, стала болезнь.

Однако, согласно сохранившимся свидетельствам, он предвидел приход советской власти, предстоящие репрессии, гонения, разрушения, с которыми придется столкнуться последователям Будды и принял решение, отказавшись от поста, начать подготовку к своему предстоящему возрождению, продолжая просто служить в монастыре.

Достигнув 75 лет, Пандита Хамбо Лама XII Даши Доржо Итигэлов в день полной луны в июне 1927 года собрал учеников и, предварительно оставив им указания, погрузился в самадхи и достиг нирваны.


Завещание ламы

Уходя, Итигэлов заручился обещанием учеников, что те выполнят его последние прижизненные наставления. Указания касались того, каким образом следует распорядиться телом Учителя:

  • По достижении ламой уровня нирваны, необходимо было поместить его в саркофаг из кедрового дерева, сохранив привычную для медитации позу лотоса, и захоронить.
  • Обязанность учеников – периодически контролировать состояние тела ламы. Были названы конкретные даты в 57-м и в 73-м году прошлого века. Если, осматривая тело, были бы отмечены признаки тления плоти, тело нужно было придать огню.
  • Открыть кедровую усыпальницу необходимо было ровно спустя 75 лет. Именно через этот срок Великий лама назначил свое возвращение.

Захоронение проверялось по указанию главы буддийского движения того времени дважды, в 1955 и в 1973 годах. Каждый раз обнаруживалось отсутствие каких-либо изменений в состоянии Итигэлова.

Возвращение

По прошествии указанного срока, воля монаха исполнилась. В 2002 году, 10 сентября, после необходимых юридических процедур, состоялось извлечение из-под земли деревянного саркофага. К удивлению всех присутствующих, ожидавших увидеть нечто похожее на мумию монаха, обнаружилось, что лама продолжает оставаться в той же позе лотоса, как живой человек, который медитирует много лет.


Его кожные покровы, волосы, ногтевые фаланги, все части тела выглядели таким образом, словно он пребывает в состоянии, подобном спячке. Все суставы сохранили подвижность, не было никаких признаков разложения биологических тканей. Спустя 75 лет произошло удивительное возвращение Пандито Хамбо Ламы XII, как он и обещал.

Неразгаданная тайна монаха

К изучению феномена Итигэлова были привлечены лучшие научные сотрудники-криминалисты, медицинские эксперты. Более трех лет длились исследования. Биологический материал, который удалось получить: участки кожи, ногтевых фаланг и волос монаха, подвергались детальному изучению при помощи новейшей современной техники.


Выводы, которые сделали эксперты, коротко можно изложить так:

  • отсутствуют какие-либо признаки бальзамирования тела или его искусственной консервации;
  • сохранены все внутренние и наружные органы, органы чувств, совершенно отсутствуют признаки их разрушения;
  • при спектральном анализе образцов ткани не было обнаружено данных, характерных для разрушения белковых молекул, ткани выглядели так, как будто монах до сих пор жив;
  • тургор кожи сохранен, все суставы подвижны, отсутствуют специфические запахи, сопровождающие процессы разложения плоти;
  • тело оказалось способно к поддержанию и сохранению тепла до 34 градусов, тогда, как температура окружающего воздуха в момент произведения измерений колебалась от 17 до 23 градусов.

Ученые столкнулись с необъяснимым, с точки зрения современной науки, явлением. До сих пор неизвестно, как можно назвать состояние, в котором пребывает монах, ведь на клеточном уровне было достоверно подтверждено присутствие некого подобия признаков жизнедеятельности.


На основании проведенных научных исследований, учеными была сформулирована гипотеза о великой роли мысли, сознания, неизученных возможностях головного мозга.

«Будьте чистыми среди моря грязи опасного смутного времени...»

Эти пророческие слова Пандито Хамбо Ламы XII звучат, как наставление современному мировому сообществу. Монах является автором более 50 философских трактатов, однако, лучший учебник, оставленный им в назидание всем живущим – это его тело, демонстрирующее силу мысли и духа над плотью.

Заключение

Уважаемые читатели, если вам понравилась наша статья, поделитесь ею с друзьями в своих социальных сетях.