Церковь троицы живоначальной в никитниках год основания. Церковь троицы живоначальной в никитниках. «Государев жалованный изограф руку приложил»

В 30-е годы XVII века началось строительство каменного храма Живоначальной Троицы с Никитским приделом на месте сгоревшего деревянного Никитского храма. Ее возвел на свои средства живший по соседству богатый ярославский купец Григорий Никитников. Это сказочный .

Построена церковь Живоначальной Троицы в Никитниках так, что при взгляде на нее с разных сторон она воспринимается по-разному. Если смотреть с востока, храм кажется устремленным ввысь, но если зайти с запада, то он словно расплывается и распадается на составные части — четверик, вытянутая вдоль галерея и в высоту— колокольня, шатровое крыльцо... Сознательное нарушение симметрии к концу XVI века стало очень популярным архитектурным приемом.

В середине XVII века иконы для Троицкого храма в Никитниках пишут известные и . А сама церковь обретает одну из своих главных святынь — чудотворный список Грузинской иконы Божией Матери. Храм пользовался особым почитанием москвичей, даже сам царь делал вклады в его обустройство.

В XIX веке началась первая реставрация церкви Троицы в Никитниках. К работам привлекли известного . Он сделал весьма образное описание церкви. Вот лишь один из примеров:

«Верхний плоский и широкий карниз также кажется взятым с дерева, хотя отдельные его обломы кирпичной архитектуры, а вставленные на угол изразцы составляют как бы отголосок тогдашнего способа украшения кожи и материй металлическими бляхами и пуговицами, а металлов — дорогими камнями».

А еще Даль предположил, что шатровая колокольня, построенная в 1653 году, появилась на месте более древней деревянной звонницы...

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках в XX веке

Церковь Троицы в Никитниках, хоть и подверглась за свою историю некоторым переделкам, все же избежала участи многих древних храмов, изменявших свой облик до неузнаваемости — в соответствии с новыми вкусами. Музеефикация в XX веке помогла сохранить в храме уникальные интерьерные росписи.

XX век стал для храма Троицы в Никитниках невероятно насыщенным. Он начался с посещения церкви Николаем II. Царь лично распорядился, какие именно обновления в ней надо произвести.

Но потом настал 1917 год. Храм пострадал в ходе революционных боев в Москве, а через три года вообще был закрыт, богослужения в нем прекратились. Впрочем, по сравнению с другими закрытыми церквями Москвы Троице в Никитниках в каком-то смысле повезло — до начала Великой Отечественной войны в нем действовал музей Симона Ушакова, плюс к этому, в 1934 году, здание церкви передали в ведение Государственного Исторического музея. Усилиями специалистов началась новая научная реставрация храма. Она заняла почти 30 лет, и за это время удалось обнаружить уникальную настенную роспись, датируемую 1652 годом. Подлинные фрески были покрыты несколькими слоями более поздней живописи.

С начала шестидесятых годов прошлого века в Храме Живоначальной Троицы в Никитниках действовал музей древнерусской живописи. Со всех сторон церковное здание «облеплено» безликими и давящими коробками зданий ЦК КПСС, ныне Администрации Президента РФ — сомнительное стеклобетонное «художество» архитектора Скокана образца 1960-х. Новые здания полностью закрывают церковь отовсюду, увидеть ее целиком можно только, находясь совсем рядом. О былом господстве красного храма с зелеными куполами над Китай-городом больше нет и речи, архитектурная среда полностью уничтожена.


Саша Митрахович 15.03.2017 18:39


Первое же, что приходит в голову при взгляде на церковь Троицы в Никитниках, — как она не похожа на храмы, которые строили на Руси прежде! Куда делся аскетизм? Словно кто открыл окно, и ворвался праздничный вихрь красок. Ярко-красные стены, украшенные белокаменными резными наличниками и увенчанные зелеными крышами и главами над рядами цветных кокошников, — эти формы и эти цвета надолго стали образцом для архитекторов.

Не всем, впрочем, пришелся по душе этот праздник — узорочье приходило в Россию в непростой борьбе с консерваторами, говорившими об «обмирщении» храмовой архитектуры. В их доводах было рациональное зерно: действительно, все эти кокошники, теремки, килевидные бочки, гульбища — наследие гражданской архитектуры, богатых княжеских и боярских хором. Те, как правило, строились в дереве; узорочье смело перенесло эти художественные решения в камень.

Композиция Троицкой церкви сложна, но в основе ее лежит традиционный для русских храмов четверик. К нему с разных сторон примыкают другие элементы здания — два выделенных внешне придела, алтарная часть, трапезная и колокольня. Слитность всего сооружения обеспечивает двухъярусная галерея, оживляющая юго-западный фасад храма рядами одиночных арок внизу и двойных овальных, в тон аркам, проемов вверху. В северной части галереи — вход на колокольню, кровля его как раз приходится под ярус звона, создавая смелую и красивую асимметрию с нисходящими линиями входа собственно в верхний храм. Его крылечко тоже «позаимствовано» из гражданской архитектуры — такие часто можно видеть в палатах XVI века; в XVII столетии прием уже активно используется в церковном зодчестве.

Строителям московской церкви Святой Троицы в Никитниках удалось необыкновенно точно уловить соотношение пропорций, ни разу не перейдя ту грань, за которой причудливое сочетание вертикальных и горизонтальных объемов и формообразующих линий становится бесформенным, избыточным, безвкусным. Тяжеловесность подклета и галереи сводится на нет разно высотными вертикалями крыльца, приделов, колокольни, пятиглавия. Главный четверик перекрыт сомкнутым сводом, украшенным тремя рядами кокошников. Они опираются на антаблемент с достаточно мощным карнизом, состоящим из сплошной вереницы выступов и углублений. Эффектная игра светотени дополняет общее декоративное оформление Троицкой церкви.


Саша Митрахович 15.03.2017 18:53


Помимо главного храма, освященного во имя Святой Живоначальной Троицы, церковь в Никитниках имеет три придела: во имя великомученика Никиты, во имя святителя Николая Чудотворца и во имя Иоанна Богослова. В подклете располагается теплая церковь в честь Грузинской иконы Божией Матери, обустроенная уже в наше время.

Исторические интерьеры Троицкой церкви уникальны. Двухсветовой объем основного храма во всю высоту, включая свод центрального купола, покрыт очень хорошо сохранившимися росписями. Их яркий колорит и выраженная сюжетность —зримое воплощение начала новой эпохи в русском изобразительном искусстве. Красоту стенописи подчеркивает резной шестиярусный иконостас, сохранившийся от XVII века. На стенах алтаря — изображения апостолов, пророков, праотцев, а также Таинств Церкви.

Стены и своды Никитского придела также сплошь покрыты росписью. Одна из фресок изображает семью Никитниковых — весьма смело, надо сказать, со стороны изографа было включить в церковную роспись мирян, пусть даже и храмоздателей. Впрочем, именно в Никитском приделе такое изображение более чем уместно — под его полом, в родовой усыпальнице, погребены двое рано умерших внуков ярославского купца — Борис и Григорий.

Убранству Никольского и Иоанно-Богословского (в первом ярусе колокольни) приделов повезло значительно меньше. Оно сохранилось только фрагментарно, к его полноценной реставрации еще не приступали. Интересно изображение Христа с двумя серпами —символом Страшного Суда — на алтарной стене Богословского придела; здешняя стенопись посвящена апокалиптическим сюжетам. Никольский придел, «возобновленный» в начале XIX века, расписан, в соответствии с тогдашней «генеральной линией», в живописноакадемическом стиле. Но, возможно, под позднейшими записями реставраторов ждут дивные находки.

В главном храме и Никитском приделе обращают на себя внимание старинные медные паникадила. На них — двуглавые орлы; подобные символы не могли появиться просто так; весьма вероятно, что паникадила — царский дар церкви.


Саша Митрахович 15.03.2017 18:59


Волна 1990-х годов, когда старые храмы сотнями возвращались Русской Православной Церкви, каким-то образом обошла стороной церковь Троицы в Никитниках. Надо сказать, что еще в 1991 году власти Москвы приняли решение о передаче Троицкого храма верующим для совершения богослужений, — однако де-факто этого не произошло. До начала XXI века церковное здание по-прежнему оставалось в ведении Государственного Исторического музея.

В конце 1990-х годов были возобновлены богослужения в подклете Троицкой церкви — в отапливаемом «зимнем» храме Грузинской иконы Божией Матери. Дореволюционный Грузинский придел, устроенный в 1904 году, не сохранился: после закрытия храма в 1929 году и передачи его музею придел разобрали как «новодел», согласно традициям советской реставрационной школы. Спустя семьдесят лет обустраивать храм пришлось заново. В подклете Никитниковской церкви зазвучали молитвы, у икон затеплились свечи. На колокольню подняли большой колокол. Верхнюю церковь передали приходу на несколько лет позже — распоряжение о выселении музея было подписано только в декабре 2006 года.

Сразу же встал вопрос о ремонте и благоустройстве верхнего храма. Возобновить богослужения в нем удалось к 2009 году; правда, до сих пор они проводятся только в дни больших церковных праздников — будничная жизнь прихода по-прежнему сосредоточивается в небольшом нижнем Грузинском приделе.

В начале 2010 года, в процессе очередных ремонтных работ, реставраторы открыли настенные росписи, датируемые ориентировочно 50-ми годами XVII века. Возможно, их автором был

Фото: Церковь Троицы Живоначальной в Никитниках

Фото и описание

Церковь Троицы Живоначальной была построена в 1628-51 гг. по заказу купца Григория Никитникова на территории его усадьбы. Ранее на этом месте стояла деревянная церковь Никиты Мученика на Глинищах, которая сгорела в одном из московских пожаров.

Церковь Троицы в Никитниках является интересным архитектурным памятником в стиле «русского узорочья». Этот храм впоследствии стал образцом для строительства многих московских храмов. Стройные пропорции центральной части церкви увенчаны пятиглавием, к основанию которого прилегают три ряда кокошников. Центральная глава – световая.

С северо-востока и юго-востока примыкают два придела, северный и южный. Северный придел имеет трапезную, как и главный храм. Шатровая колокольня отнесена в северо-западный угол храма и соединена с трапезными крытой галереей – папертью. Вся эта часть храма напоминает хоромы древнерусского деревянного зодчества. Вход в церковь оформлен шатровым крыльцом. Такие «хоромные» крыльца стали позднее пристраивать к более древним храмам. Крытая галерея и крыльцо, наличники двух главных окон южного фасада напоминают декор кремлёвского Теремного дворца. Южный придел храма был родовой усыпальницей Никитниковых и не имел входа со стороны улицы, а сообщался только с храмом.

Хорошо сохранившаяся многоцветная стенопись храма со множеством бытовых деталей была выполнена, предположительно, кремлёвскими мастерами (Я. Казанец, С. Ушаков и др.), и в дальнейшем стала образцом для росписей церквей XVII-XVIII веков в таких городах как Ярославль, Ростов, Кострома и Вологда. Эти же кремлёвские мастера позднее писали иконы для иконостаса храма.

В 1904 году в подклете был освящён придел Грузинской иконы Божьей Матери, по которому храм получил второе название.

Храм был закрыт в 1920 году, и в нём разместился филиал Государственного Исторического музея. В 1923 году в церкви был открыт музей живописи Симона Ушакова. В 1941-45 гг. музей был эвакуирован и вновь открыт после войны только в 1963 году.

В настоящий момент в храме возобновлены службы.

В самом центре Москвы, в двух шагах от Красной площади, почти напротив на Варварке, стоит храм Живоначальной Троицы в Никитниках. Немного у нас осталось таких удивительных церквей, шедевров дивного русского узорочья.

До недавнего времени пройти к нему было очень просто – от Васильевского спуска подняться вверх по улице Варварка и, не доходя до площади Варварских ворот, свернуть налево в Ипатьевский переулок. Можно и от метро “Китай-город” дойти.

Теперь Ипатьевский перегородили воротами, поставили шлагбаумы. Слава Богу, хоть в будний день с 9 до 18 есть щель для пешеходов. В выходные и праздники ворота закрыты на мудрёный электронный засов. И Старую площадь теперь забором перегородили. Благо, что пешеходов ещё пускают на Ильинку и к храму можно пройти по Никитниковскому переулку.

Об этой необыкновенной красоты церкви очень подробно рассказано на сайте храма. http://www.nikitniki.ru/istoriya. Это большая подробная статья научного характера. Наш рассказ предназначен не специалисту, а любопытствующему; мы остановимся лишь на самых ярких моментах истории и архитектуры храма.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках. История

Деревянный храм на этом месте стоял, вероятно, ещё в XVI веке. Называлась церковь «святого мученика Никиты на Глинищах». Скорее всего, она сгорела в пожаре 1626 года. Пожары в ту пору были обычным делом на Москве. Из охваченной пламенем церкви вынесли древнюю храмовую икону великомученика Никиты.

Несколько лет спустя, в 1631-1634 годах, богатый и благочестивый прихожанин, Григорий (Георгий) Леонтьевич Никитников построил нынешний храм во имя Живоначальной Троицы. В храме устроили придел во имя святого великомученика Никиты. То ли по этому приделу, то ли по имени домовладельцев Никитниковых, это место стало называться Никитниками, а храм – Живоначальной Троицы в Никитниках.

Возвели храм близ большого купеческого двора ярославского гостя Никитникова. Разбогатели Никитниковы на рыбном и соляном промысле. В то время по величине двора мерили богатство и состоятельные жители старались расширить свои земельные владения. Никтитниковы в этом преуспели – их двор распространялся на 37 саженей в длину и 31 сажень в ширину. Для сравнения скажем, что соседний церковный двор занимал площадь 11 х 19 саженей.

Богат был двор Никитниковых. Павел Алеппский писал, что дом купца по красоте и обширности не уступал роскошным каменным палатам царских дьяков. Кроме каменных палат на их усадьбе стояли многочисленные деревянные хоромы – колодец, баня, конюшня, сараи, амбары, скотный двор. Но из всех построек сохранился лишь храм Живоначальной Троицы.

В память о сгоревшей деревянной церкви, один из пределов нынешнего храма освятили в честь святого великомученика Никиты. Да ещё и имя святого было созвучно фамилии купца. Именно этот придел стал родовой усыпальницей заказчиков храма. Но возможно, что совсем не созвучие имён побудило Никитникова устроить предел во имя этого святого. Ведь именно Никите молятся о богатстве и благополучии.

Святой Великомученик Никита Воин. Храм Живоначальной Троицы в Никитниках

По преданию святой Никита Готский жил на берегах Дуная в IV веке. Он всей душой проповедовал христианство и воевал с язычниками. Но после того, как к власти пришёл предводитель язычников Атанарих, Никиту схватили, мучили и сожгли в 372 году. Но по легенде, тело святого огонь не опалил, а Атанарих запретил предавать его тело земле. Но благочестивый христианин, друг святого, Мариан, спрятал и похоронил тело святого Никиты в своём доме. И стал дом Мариана богатым и благополучным. И те дома, где хранят икону великомученика Никиты, почитают и молятся святому, умножаются изобилием и богатством. Никитниковы стремились к благополучию и, вероятно, поэтому, устроили придел святого в храме Живоначальной Троицы. Так и вышло, хоть храм и считался приходским, но, в первую очередь прославлял и увековечивал семью заказчика.

Святыни храма Живоначальной Троицы в Никитниках

Икона Грузинской Божией Матери

Первоначально образ Грузинской Божией матери находился в Грузии. В 1622 году во время одного из набегов шаха Аббаса на Грузию персы захватили множество православных святынь в надежде продать их русским купцам. Их чаяния оправдались. В 1629 году приказчику ярославского гостя Егора (Георгия) Лыткина Стефану Лазареву предложили образ Богородицы, усыпанный жемчугами, унизанный драгоценными камнями. Примерно в то же время Егор Лыткин во сне получил извещение о том, что для него куплен драгоценный бисер и повеление отправить его в дар в Чёрную Гору. Когда Лазарев привёз хозяину образ Богородицы, купец понял, о каком бисере шла речь в его ночном видении. По совету и благословению патриарха Филарета в 1629 году бесценный образ Богородицы отправили в монастырь на Чёрной Горе на Пинеге Архангельской области. В том же году монастырь стал называться не Черногорским, а Красногорским, а икона Богоматери – Грузинской, по месту её первоначального нахождения.

В 1654 году, когда в Москве свирепствовала чума, из Черногорской обители в Троицкую церковь привезли чудотворную икону Грузинской Божьей Матери и многие, молившиеся перед этим образом, исцелились. Перед тем, как вернуть икону в монастырь с неё сделали список и оставили в церкви Живоначальной Троицы в Никитниках. С тех пор многие москвичи называли храм в Никитниках церковью Грузинской Божией Матери. А в 1904 году в подклете церкви освятили придел в честь этого образа.

Икона не только прославилась многочисленными чудесами исцеления, но в советское время спасла храм от разрушения. Говорят, что когда «вождь народов» узнал, что храм освящён в честь Грузинской иконы Божией матери, он произнёс: «Очень правильное название». И храм не разрушили.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках. Владимирская икона Божией Матери “Насаждение древа государства Российского”

Любопытно, что попытка снести храм предпринималась в ….1871 году. Для расширения строительства деловых зданий необходимо было место, занятое храмом. Тогда за церковь вступилось московское императорское археологическое общество и не допустило сноса.
Владимирская икона Божией Матери “Насаждение древа Государства Российского” – ещё одна особо почитаемая икона храма. В храме находится список с образа, написанного Симоном Ушаковым. Подлинник хранится в коллекции ГТГ.

Иконография образа призвана прославлять Великую Заступницу и Покровительницу земли русской. Древо Государство Московского Божием промыслом насадил собиратель русских земель Иван Данилович Калита, а взрастил и поливал виноградную лозу Московский Митрополит Пётр. Благодатной почвой стал Успенский собор Московского Кремля. На кремлёвской стене стоят: слева царь Алексей Михайлович, справа царица Мария Ильинична с царевичами – старшим Алексеем Алексеевичем (умер в 16 лет) и младшим Фёдором Алексеевичем, будущим третьим государем династии Романовых.

В медальонах на ветвях древа изображены святые, благоверные князья, блаженные и преподобные Древней Руси.

Хранится в церкви и другой особо почитаемый образ Казанской (Тобольской) Божией Матери.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках и Симон Ушаков

В 1923 году в храме открыли музей живописца Симона Ушакова. Прославленный изограф в 1657-58 годах написал несколько икон для храма. Рядом с храмом, напротив церкви в Ипатьевском переулке находятся палаты XVII века, их принято называть палатами Симона Ушакова.

Знаменитый московский краевед Сергей Романюк считает иначе. “Однако же они ему не принадлежали: когда надо было спасать редчайшее здание палат от вандалов, то ревнители нашей истории прибегли ко лжи во спасение. Назвали эти палаты именем знаменитого художника, чтобы придать дополнительный вес своим аргументам и таким образом спасти их”, – пишет Романюк в книге “Китай-город”.

На сайте храма сообщается, что имя Симона Ушакова и его родных записано в синодик церкви, что даёт основание думать, что знаменитый царский изограф жил в приходе Никитниковской церкви. Есть сведения, что Симон Ушаков был домовладельцем до 1668 года. Сохранилась челобитная иконописца, в которой он сообщает: «А дворишко у меня малое и в грязи в Китай-городе и хоромишек построить для иконного письма и для учеников негде». Просьбу его уважили и С.Ушаков переехал на Посольскую улицу.

Архитектура храма Живоначальной Троицы в Никитниках

“Московско-русский» стиль”- так специалисты определяют архитектурный характер церкви.
Историк архитектуры, Н. В. Султанов так определяет черты этого стиля:

«С помощью технических познаний западных зодчих и тех восточных и византийских художественных элементов, которые были у нее под руками, а также и обоих собственных, Московская Русь создает ту своеобразную и причудливую архитектуру, которая известна под названием «московской». Этот московско-русский стиль достигает своего наибольшего, хотя далеко не полного, развития в XVI и XVII вв. и представляет нам образцы самостоятельного русского искусства».

Самыми яркими примерами московско-русского стиля профессор Султанов называет Покровский собор (храм Василия Блаженого), Дьяковскую церковь, храм Грузинской Божией Матери и Троицкую церковь в селе Останкино.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках очень похож на деревянную теремную постройку. Фасад у неё совсем не правильный, а состоит из отдельных частей. Четверик храма со всех сторон окружают разные постройки – с востока – алтарь, с запада – колокольня и паперть, с севера – трапезная с приделом святого Николая Чудотворца, а с юго-востока примыкает отдельный придел святого Никиты мученика. Вся церковь стоит на высоком подклете и это ещё больше делает его похожим на деревянную хоромину.

План церкви Живоначальной Троицы в Никитниках

Храм асимметричен и с разных точек зрения воспринимается по-разному. Если подойти к нему с запада, из Ипатьевского переулка, то перед нами разворачиваются все его части – и высокий четверик и растянутая трапезная, и колокольня и удивительно лёгкий шатёр крыльца.

А с Никитского переулка храм выглядит как стройный сказочный теремок, устремлённый ввысь пятиглавием на высоких барабанах. Световой барабан только один, центральный.

Тот, кому знакомы каменные храмы Ярославля, непременно увидит некоторое сходство в деталях убранства ярославских церквей и храма в Никитниках. В Ярославле в Николо-Надеинском храме колокольня также стоит над северо-западным углом галереи. А резной орнамент на западном портале очень похож на резьбу деревянных сеней ярославской церкви Ильи Пророка. Наверное, в строительстве церкви принимали участие ярославские каменных дел мастера. Сам Григорий Никитников был ярославским гостем и вполне мог пригласить своих земляков.

Белокаменный узор храма уравновешен и совсем не перегружен, он оставляет ощущение целостности. А вот характер белокаменных деталей поражает разнообразием. Наличники с валиками, ширинки с цветными изразцами и кокошники поражают разнообразием форм и почти не повторяются.

Такое пышное убранство храма делает его похожим скорее на гражданское здание. Ещё одна «светская» черта в архитектуре храма – его окна.

Они различаются по размеру и расположены неравномерно. Объясняется это разным назначением внутренних помещений.

Убранство порталов и окон южного фасада очень напоминает декор Теремного дворца Кремля. Скорее всего, наряду с ярославскими зодчими в строительстве Никитниковской церкви участвовали и царские мастера. Архитектор Л.В.Даль и вовсе предполагал, что такой замысловатый вид храму придал не строитель, а иконописец, сам Симон Ушаков.
Белокаменное кружево верхних ярусов дополнено цветными изразцами, вероятно, работы белорусских мастеров.
Хочется обратить особое внимание на главный вход, увенчанный шатровым крыльцом. Его украшают двойные арочки с резными гирьками из белого камня.

Крыльцо выдвинуто в сторону улицы и как бы приглашает посетителя зайти внутрь и полюбоваться храмом.


Внутреннее убранство храма Живоначальной Троицы в Никитниках

Поднимаемся вверх на высокое крыльцо и попадаем внутрь трапезной. Широкая арка справа зовёт в главный храм. Небольшая дверь слева ведёт в Никольский придел.
В главном храме Живоначальной Троицы роспись выполнена масляной краской поверх фресок. Темы росписей – Евангельские события и притчи Христа.

Голосники

Под сводами храма расположены голосники. Голосники – горшки из обожжёной глины. При строительстве церкви их специально заделывают в кирпичную толщу стены отверстиями внутрь церкви. Считается, что голосники необходимы для усиления звука внутри храма. Но русский архитектор Лев Владимирович Даль (1834-1878) утверждал, что прежде всего, голосники нужны для уничтожения отголоска. Когда звуковая волна поднимается вверх, то голосники задерживают её, дробят своими отверстиями.

Великолепен иконостас храма. Он не совсем обычный, не 5-ти, а 6-ти ярусный, середины XVII века. Полуколонки изящного рисунка прикрывают места соприкосновения икон. Иконостас покрыт такой прочной позолотой, что её состав удивляет даже специалистов. Резьба нижней части иконостаса отличается от верхней. Скорее всего, она была выполнена несколько позже.

В местном ряду иконостаса есть иконы строгановского письма, выполняли их мастера Оружейной палаты. Яков Казанец, Симон Ушаков и Гаврила Кондратьев написали икону “Благовещение с акафистом”. Тот же знаменитый Симон Ушаков создал образы Владимирской Богоматери “Насаждение древа Государства Российского” и “Великий Архиерей”.

Царские врата, вероятно, расписывали мастера из Палеха. Однако в сцене Благовещения и изображениях евангелистов на царских вратах очень заметно академическое влияние. Скорее всего, палешане работали в Москве в конце XVIII или начале XIX века.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках. Престолы

В храме пять престолов:

Во имя святой Живоначальной Троицы Во имя святого великомученика Никиты-Воина Во имя святого Иоанна Богослова

Богослужения в храме возобновились в 2004 году, а в 2007 году церковь официально вернули московской патриархии.

Церковь Троицы в Никитниках производит такое же впечатление, как если вы раскрыли раковину и нашли редкой красоты жемчужину. Ведь она окружена современными “никакими” зданиями и от этого её удивительной красоты убранство завораживает и восхищает. Белокаменная резьба настолько изящна, что кажется, будто она сделана из легчайшего кружева и выткана из шёлка. Храм очень радостный, он как будто весь движется вверх, увлекает за собой и ты вместе с кокошниками движешься ввысь! А потом, подойдя к широкой галерее немного успокаиваешься, рассматривая арочные окна разного ритма и узора. Церковь будто сама подводит зрителя к колокольне, основательной, словно укорененной в землю и опять – тот же порыв вверх.

По долгу службы часто подхожу к храму, показываю его туристам. Люблю наблюдать, как меняется настроение людей при виде этого архитектурного чуда древне-русских зодчих. Как бы не равнодушен был человек, как бы спокойно не относился он к архитектуре, подойдя к церкви Живоначальной Троицы в Никитниках еще никто не обходился без восторженного возгласа: “Ах!”и не уходил без яркого впечатления, которое производит этот храм.

Источники
С.К.Романюк “Москва. Китай-город”, Москва, АНО ИЦ “Москвоведение”, ОАО “Московские учебники”, 2007
“Сорок сороков”, составитель П.Паламарчук, Москва, АО “Книга и бизнес”, АО “Кром”, 1994
Сайт храма Живоначальной Троицы в Никитниках http://www.nikitniki.ru/istoriya.
С.Баранов “Храм Живоначальной Троицы в Никитниках” Москва, “РЕМАРКО”, 2010
Сайт “Иконы России” http://www.iconrussia.ru/iconography/2134/

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке) - эталон московского узорочья середины XVII века, выстроенный ярославскими купцами в Китай-городе. Эта постройка составляет веху в истории русского зодчества, она послужила образцом для множества московских храмов второй половины XVII века.

В сторону Ильинки от Варварки тянется закрытый сейчас для «посторонних» Ипатьевский переулок с Церковью Живоначальной Троицы в Никитниках. Место это долго не застраивалось и называлось «Глинищи» из-за глинистой почвы.


По царскому указу в 1622 году приехал в Москву и обосновался в Китай-городе успешный ярославский купец Григорий Леонтьевич Никитников. Рядом с его двором располагался деревянный храм святого мученика Никиты на Глинищах, сгоревший в 1626 году. Но сохранилась местная храмовая икона второй половины XVI века с изображением мученика Никиты Готского в воинском одеянии и его житием.


Св. Никита принял крещение от епископа Феофила, участника Первого Вселенского собора. Вместе со знаменитым Вульфилой он участвовал в распространении христианства среди готов и воевал в войсках вождя Фритигерна против гонителя христиан Атанариха.


После возвращения к власти Атанариха Никита был подвернут истязаниям и казнен через сожжение в 372 году. Согласно житию, огонь не опалил тело мученика. Некий праведник и друг Никиты Мариан сначала спрятал, а потом похоронил в своем доме его тело, за это его дому было ниспослано богатство.


Так же существовало поверье, что каждый дом, в котором почитали память Никиты-воина, получит богатство и изобилие. Можно предположить, что такая легенда привлекала Григория Никитникова. Да и «фамилия» его была созвучна с именем святого. Поэтому происхождение названия «Никитники» можно толковать двояко, то ли от древней церкви, то ли от фамилии владельца усадьбы.


Но как бы там ни было в 1628-1634 гг. на средства этого купца Никитникова на месте сгоревшей деревянной церкви была построена новая в камне, которая дошла до нас в первоначальном виде.


Один придел Церкви Живоначальной Троицы, в подклете, был освящен во имя иконы Грузинской Божьей матери, поэтому церковь иногда называют церковью Грузинской Богородицы.


Образ Грузинской иконы считался чудотворным. Ему приписывали чудо избавления Москвы от моровой язвы в 1654г. Это был список иконы, которую персидский шах Аббас, завоевавший Грузию в 1622г., продал русским купцам. Подлинник иконы находится в Красногорском монастыре на Пинеге.


В советское время храм был передан Государственному историческому музею. В 1923-41 гг. здесь действовал музей Симона Ушакова, с 1963 года - музей древнерусской живописи. В 1991 было принято решение вернуть церковь верующим, ныне богослужения ведутся в подклете храма. Музей закрыт.


Буквально напротив входа в храм находится вход в Управление делами президента РФ, а именно Путина В.В. Поэтому этот храм иногда называют «президентским». Бытует поверье, что сотрудники Управления часть рабочего дня проводят в этой церкви, и поскольку своих грехов иметь не могут, то отмаливают нас, грешных, погрязших в пороках.


Рядом с храмом расположен дом №12 по Ипатьевскому переулку. Правое строение этого дома имеет непосредственное отношение к Никитниковской церкви. Это старинные палаты, построенные в середине XVII века, пример каменной жилой застройки, которая постепенно начала вытеснять в Москве деревянные дома.


В 1670г. палаты были отданы под мастерские Симону Ушакову, одному из первых русских живописцев. Именно его имя и спасло древние палаты от уничтожения в советское время.


Симон Ушаков — знаковая фигура в истории русской живописи. Родом из посадских, в 1648г. поступил на царскую службу в Серебряную палату, где работал «знаменщиком», т. е. сочинял рисунки для украшения утвари и ювелирных изделий, а также рисунки для знамен, географических карт, вышивок и церковных облачений.


Постепенно он завоевал большой авторитет при дворе Алексея Михайловича. Ушаковская мастерская писала иконы и фрески для Архангельского, Успенского соборов Кремля, церкви Троицы в Никитниках. Ушакова принято считать основателем русской живописи.


До него на Руси писали только иконы, а Ушаков начал рисовать портреты светских людей, так называемые парсуны — переходный жанр между иконописью и светским портретом. Они по-прежнему рисуются на досках, напоминают святые лики, но уже появляется богатая светотень, прием, который Симон Ушаков воспринял от итальянских мастеров.

Никитников переулок – один из самых коротких в Москве, здесь почти нет зданий – это фактически проулок между несколькими крупными постройками. Известность ему придает церковь Троицы Живоначальной, что в Никитниках. Ее изображения можно встретить во всех учебниках архитектуры, а над фасадами и интерьерами потрудились лучшие мастера своей эпохи. Лишь местоположение у нее не очень «выигрышное»: здания ХХ века загородили ее почти со всех сторон, уничтожив прекрасный старомосковский пейзаж, а сама церковь едва не была утрачена из-за строительного бума.

Название переулка и церкви появилось благодаря стараниям купца Григория Леонтьевича Никитникова, перебравшегося в Москву из Ярославля. Именно он вместо сгоревшего в 1626 году деревянного храма святого великомученика Никиты начал строить в 1628 году каменную церковь святой Троицы. Возведение ее несколько раз останавливалось и затем возобновлялось, декоративные элементы оттачивались и добавлялись – в результате существующий облик церковь приобрела в 1651 году, а внутренняя отделка продолжалась и позднее. При этом Никитников создал не только приходской храм, но и собственную домовую церковь с семейной усыпальницей в южном приделе святого Никиты – после смерти он, как храмоздатель, будет здесь похоронен. Изначально здание церкви соединялось специальным переходом с домом Никитникова, стоявшим рядом. Кроме того, купец использовал обширный церковный подклет (нижний этаж) в качестве хранилища своих товаров.

Московское церковное зодчество второй половины XVII века во многом происходит от церкви Троицы в Никитниках: заложенные в ней принципы узорочья будут использоваться практически до времен Петра I. Декоративное пятиглавие с пирамидой кокошников, поставленных в несколько рядов и украшенных зелеными изразцами, широкие шатровые крыльца (из двух, существовавших у Троицкой церкви, сохранилось одно), шатровая колокольня, богато декорированные наличники окон – все это станет образцом для новых московских церквей. Особое внимание привлекает окно на южном фасаде, выходящем в переулок: в боковых частях его наличника видна тонкая резьба с изображением попугаев. Не менее замысловато украшен и соседний портал: есть версия, что белокаменная резьба ранее была еще и покрашена в разные цвета. Но самое главное, что у этого декора есть немало общего с убранством окон Теремного дворца 1636 года в Кремле, что позволяет увидеть в них общее авторство. Не исключено, что Никитников нанял царских мастеров для постройки и отделки своей церкви. Тем более что для ее иконостаса образа выполнялись в Оружейной палате Кремля, над некоторыми из них трудился лучший мастер своего времени – Симон Ушаков. В то же время есть и деталь из ярославских храмов: в частности, колокольня поставлена над северо-западным углом церковной галереи. Росписи же, созданные русскими мастерами, в качестве прообраза имеют голландские гравюры середины XVII века на библейские сюжеты.

Кроме главного Троицкого престола и придела святого Никиты в церкви также существовал придел святого Николая Чудотворца, созданный потомками Григория Никитникова, а в пространстве под колокольней был устроен придел святого Иоанна Богослова.

Известно и другое народное название Троицкой церкви – во имя Грузинской иконы Божьей Матери. Этот образ 1654 года, хранившийся в храме, стал широко известен среди москвичей как чудотворный, и церковь начали называть по нему. Но лишь в 1904 году на средства церковного старосты А.В. Александрова, в память о посещении храма императором Николаем II, в подклете церкви был создан одноименный придел.

В 1871 году Московскому археологическому обществу пришлось приложить немало усилий, чтобы не допустить сноса Троицкой церкви ради возведения комплекса деловых зданий. Он все же появился по соседству в 1901 году под названием «Боярский двор», закрыв вид на церковь со Старой площади, но, тем не менее, храм не был затронут.

После революции церковь Троицы в Никитниках, отнесенная к памятникам I категории, была отреставрирована и передана Историческому музею в качестве филиала. Окружающая застройка, включая одноярусный дом причта, снесена в 1960-х годах, а на ее месте возникли многоэтажные корпуса ЦК КПСС, окончательно перегородившие вид на храм практически со всех сторон. Из господствующей над окружением, церковь Троицы в Никитниках стала зажатой между громоздкими зданиями. Но, тем не менее, она сохранила не только внешний облик, но интерьеры: росписи, иконостасы, решетки. В 1990-х годах церковь в качестве музея была закрыта, принято решение о передаче здания православной общине. Однако лишь в 2000-х годах богослужения возобновились в подклете, в приделе Грузинской иконы Божией Матери. С 2010 года, после долгой и кропотливой реставрации, во время которой пришлось спасать пошатнувшееся крыльцо храма, возобновились богослужения в главном храме. Однако реставрационные работы еще не полностью завершены.