Церковь николая чудотворца в хамовниках часы работы. У николы в хамовниках

Одним из самых необычайно красивых мест Москвы является Храм святителя Николая, который находится возле московской станции метро «Парк Культуры». Святитель Николай православными христианами почитается как чудотворец, считается покровителем путешествующих, мореплавателей, особенно оберегает детей и сирот.

Всего несколько столетий назад на той площади, где в настоящее время стоит здание, располагалось поселение ткацких рабочих. Промышленники занимались продажей полотен, а ткачи стали именоваться, как «хамовники», то есть производители тканых изделий из дешевого сорта льна или шелка. Спустя некоторое время все поселение стало именоваться Хамовники.

В районе Хамовники расположены так же музеи, монастыри, исторические здания, которые стоит посетить и прогуляться по Фрунзенской набережной — ее по праву считают украшением района.

История возникновения

В дореволюционное время в Москве построили и возвели множество церквей. Но годы советского правления разрушили основное их количество, лишь Свято-Николаевская не испытала участи советского времени и разрухи на себе.

Именно поэтому в настоящее время Церковь Николая чудотворца считается одной из самых главных достопримечательностей района и всей Москвы. Возведена на все сбережения ткачей, проживающих в Хамовническом поселении.

Святитель Николай является для этих людей покровителем, потому церковь освятили в его честь. Изначально сооружение было построено из дерева, об этом свидетельствуют исторические сводки от 1625 г. Уже спустя чуть более 20 лет перестроили из камня — в 1657.

В настоящее время сооружение возведено на площади, находящейся чуть дальше от первоначального строения. Ее основу заложили еще в 1679 г., в годы правления Ф. А. Романова. Освещение церковного здания было проведено в летний сезон 1682 г.

Важно знать: возведено и освещено было основное строение, а чуть позже пристроили трапезную и колокольню.

Само строение церкви по внешнему виду похоже на строение кораблей, данная схема возведения церковных сооружений вступила в силу еще в конце 17 века. Шатровая часть колокольни – одна из самых масштабных по всей столице.

Нападение на собор



В 1812 г. Москва подверглась нападению французских войск. В ходе военной французской эпохи разрушены церковные здания и испорчено множество памятников культуры.

Под их воздействие попал и описываемый храм, который пострадал частично, но полностью не разрушен. После выведения французов из столицы, к 1849 году церковное сооружение было полностью реконструировано.

Николаевская церковь никогда не закрывалась. Исключение не составили и критические дни после прошедшей революции. Каждый желающий мог прийти в любой момент и молиться об облегчении своей судьбы и о тех, кто сильно нуждался в Божьей помощи.

В прошлом столетии храм так же был подвержен нападению большевиков. 1922 год стал годом, когда все православные церкви столицы были лишены своих ценностей. Из Хамовнического изъяли более пяти пудов церковных украшений и различной утвари, выполненной из золотых и серебряных металлов.

Большевики хотели полностью переделать Москву и создать из нее центр коммунизма, охватывающего мировые масштабы. В 1935 году был разработан план по переустройству Москвы, согласно ему столицу превратили бы в дворец Советов, от которого в разные стороны хотели возвести магистральные трассы.

Обратите внимание: на этом угрозы уничтожения святыни не закончились. Вскоре при строительстве комсомольского проспекта также поднимался вопрос о снесении церковного здания, но и эта угроза уничтожения святыни миновала. Теперь Божий дом доставляет огромную радость московским жителям, удивляя своей красотой и уникальным и сохраненным первозданным видом.

Направление одной из трасс должно было проходить через то место, где был возведен Николаевский храм. Но начавшаяся война стала помехой в осуществлении плана большевиков, Святой Угодник не оставлял свое творение.

Одна из святынь храма

Во все времена существования церкви одной из главных ее святынь являлась и является по сей день – икона Божией Матери, которую именуют «Споручницей грешных». Эта святыня обладает очень интересной историей.

Некоторое время икона с образом Божией Матери находилась в Николо-Одринском монастыре, где про неё многие просто позабыли. Но как-то раз в этот монастырь обратилась женщина, у которой был очень болен ребенок.

Она просила священников отслужить молебен возле иконы Божией Матери. После проведения молитвенного служения, ребенок стал восстанавливаться от тяжелой болезни и вскоре выздоровел.

Чудодейственная сила, которой обладает эта икона, была замечена многими, и слава о ней быстро распространилась. Вскоре список иконы появился и в храме святого Николая чудотворца, где было еще множество подобных случаев проявления исцеляющей силы иконы.

В хамовнической церкви Николая угодника чудотворная икона находится уже более 160 лет, согласно этому 2008 год был юбилейным.

Прихожане


Храм Николая чудотворца посещало огромное количество прихожан на протяжении всей истории его существования.

Один из известнейших литературных деятелей, который довольно часто приходил сюда – Лев Толстой.

Даже в некоторых его романтических произведениях описывается православная святыня и его иконы.

Место нахождения и контактная информация


Располагается здание по адресу: город Москва, улица Льва Толстого 2.

Телефон дежурного священника: 8-926-672-73-18.

Настоятелем церкви в настоящее время служит епископ Тихон из Подольска, который является также викарием Московской епархии (Зайцев Александр Викторович).

Подробнее о храме Николая Угодника в Хамовниках смотрите в следующем видео:

Первое упоминание о деревянном храме, находившемся в слободе ткачей, относится к 1625 г. Известно, что в 1657 г. он был уже каменный, а в 1677 г. церковь уже названа своим полным именем «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен». Ныне существующая церковь заложена несколько в стороне от первоначальной 21 мая 1679 г. при царе Федоре Алексеевиче, а освящение основного храма состоялось 25 июня 1682 г. Одностолпная трапезная с приделами и колокольня были пристроены позднее. Население Хамовной слободы росло. Это требовало расширения церкви очень чтимого святого. Поэтому церковь была расширена пристройкой придела Димитрия Ростовского.

Во время нашествия французов в 1812 году пострадал интерьер церкви, но к 1849 г. он был восстановлен с заменой значительной части внутреннего убранства. В 1872 году был устроен и 5 ноября этого года освящен придел во имя Божией Матери - «Споручницы грешных». Тогда же были обновлены паникадила и иконостас. Настенная роспись в интерьере церкви датируется 1845 г.

Храм не закрывался. В 1949 г. производился ремонт церкви, а в 1972 г. - ее реставрация с восстановлением всего керамического убранства и подлинной раскраски фасадов.



Главной святыней храма является чудотворная икона Божией Матери "Споручница Грешных". В 1847-1848 гг. в России свирепствовала эпидемия холеры. В г.Одрине в монастыре находилась чудотворная икона "Споручница Грешных", к ней то и стекались верующие, моля об избавлении от заразы. Молва об иконе дошла и до Москвы, список с нее и привез в Хамовнический храм один из богатых купцов. Вскоре народ стал замечать каждое утро исходящий от иконы свет. Чудеса множились: исцелялись слепые, глухие, страдающие пьянством и другими болезнями. В 1872 г. левый придел храма в Хамовниках, где на аналое пребывала чудотворная икона, был переосвящен в ее честь. По желанию дарителя образ никогда не украшался ризами, чтобы не скрывать истечение благодати.



Местность, где сейчас стоит храм Николая Чудотворца, изначально принадлежала кремлёвскому Чудову монастырю. Здесь за границами Земляного города, располагались митрополичьи конюшни, а соседствующая с ним слобода называлась Чудовкой. Но в начале ХVII века вместо конюшен появляется хамовная слобода. Хамовников, то есть ткачей, выделывающих хамовное (а попросту белое) полотно и скатерти для царского двора, перевели сюда из тверской деревни Константиново - поближе к заказчику. Новое поселение росло очень быстро: уже через двенадцать лет после этого основания, в 1638 году, в нём, согласно переписи, насчитывалось 38 дворов, а ещё через пятнадцать лет - почти сто. Объяснить столь бурный рост несложно - у ткачей было множество льгот, ведь слобода являлась одним из центров текстильного производства. К концу столетия здесь обосновался также царский Суконный двор, а к началу ХVIII века появилась казённая полотняная фабрика, ещё позже голландский предприниматель Тамес открыл весьма крупное по тем временам предприятие на 77 станков - фабрику "парусиных, лентовых и прочих" материалов.

Но это потом. А пока, в 1625 году, в окладных книгах Патриаршего казённого приказа упоминается деревянная церковь Николая Чудотворца. Спустя четверть века о храме уже пишут как о каменном, а в 1677 году его называют храмом "Николая Чудотворца у митропольичьих конюшен". По данным, которые приводит в своей книге "Сорок сороков" известный исследователь Пётр Паламарчук, "нынешнее здание строилось при царе Фёдоре Алексеевиче, заложено 21 мая 1679 года, освящено 25 июня 1682 года. Одностолпная трапезная с подклетом и колокольнею пристроены несколько позднее: антиминс на престол св. Алексия выдан 17 декабря 1694 года. 15 сентября 1757 года дозволено слева в трапезной устроить придел Дмитрия Ростовского. 5 ноября 1872 года на его месте устроен придел Богоматери "Споручница грешных". Среди изографов, писавших иконы для храма, известно имя мастера Ивана Максимова. Он - автор иконы святителя Алексия, митрополита Московского, которая датируется 1686 годом, на ней есть изображение Московского Кремля со Спасскими воротами. Храм Николая Чудотворца в Хамовниках, с одной стороны, вполне типичен для московских посадских церквей - построен из кирпича, с применением белого камня, украшен поливными изразцами, основной объём с трапезной и шатровой колокольней расположены по одной оси... Московское барокко, да не совсем. Очень многое здешние зодчие заимствовали у ярославских мастеров узорочья: яркие россыпи уже упоминавшихся изразцов, жизнерадостная красно-зелёная раскраска самой церкви на фоне белой штукатурки...

Неоднозначно оценивают исследователи древней архитектуры и сам храм и колокольню. Так Михаил Красовский высказывался в несколько неожиданном ключе. Он считал, что "в это время начинает уже чувствоваться упадок самобытного стиля... Первый признак - вычурность и излишнее богатство деталей - виден на колокольне церкви Николы в Хамовниках... остаются прежние прекрасные пропорции, но от былого спокойствия и благородства мотивов не осталось почти ничего". С другой стороны, есть и версия, "оправдывающая" эту "вычурность", - согласно ей, под яркой раскраской колокольни и храма мастера просто решили "спрятать" некоторые промахи ремонтников, допущенные во время одного из поновлений, или использовать её просто для выделения архитектурных деталей, как предполагал автор путеводителя начала двадцатого века "По Москве".

Отдельно хочется сказать про колокола Никольского храма. Ещё в описаниях ХIХ века приводились сведения о надписях на двух из них. Первая гласила: "Лета 1685 году вылит сей колокол, лил сей колокол мастер Михайла Ладыгин". Вторая надпись сообщала, что "общим старанием и рачением приходских людей 1784 году мая 1 дня вылит сей колокол к церкви Николая Чудотворца, что в Хамовниках, лит на заводе Никифора Калинина, весу 300 пуд, лил мастер Яков Завьялов". Кроме того, отмечался и интересный подбор других колоколов и "необычность" храмовой колокольни. В дореволюционном путеводителе, в главе "По дворянской Москве", можно познакомиться с вот таким наблюдением: "Мы недаром в государевой хамовной слободе. Напоминанием о ХVII веке служит прелестнейший храм св. Николая Чудотворца в Хамовниках. Великолепна его высокая шатровая колокольня... Под "звоном" введён лишний этаж; это повышает саму колокольню и очень важно для распространения колокольного звука...".

Никольская церковь в Хамовниках принадлежит к числу тех "счастливых" московских храмов, которые избежали в ХХ веке закрытия. Более того, её регулярно реставрировали. Даже далёкая от религии власть признала в этом храме как минимум ценный памятник архитектуры. Церковь всегда оставалась действующей. Впрочем, потери храм всё-таки понёс - в безбожные 1930-е годы его лишили колоколов. Уникальный ладыгинский колокол чудом удалось спасти - долгое время он оставался в коллекции Государственного Исторического музея. Среди колоколов церковной звонницы он был вторым по весу - весил более ста пудов. Потом, в 1990-е годы, когда Церкви стали возвращать её святыни, колокол снова занял своё прежнее место. В советское время храм реставрировали, при этом никаких архитектурных изменений не вносили, только ограду передвинули немного ближе к зданию самой церкви, когда расширяли Комсомольский проспект. Кроме того, тогда же, в 1970-е годы, специалисты востановили керамическое убранство храма и подлинную раскраску фасада. В последний раз церковь поновляли совсем недавно - заново побелили, а яркие элементы декора покрыли новым слоем краски.

Нельзя не отметить, что одним из знаменитых прихожан хамовнической церкви святителя Николая Мирликийского был писатель Лев Толстой. Он жил по соседству и нередко заходил в храм. Другим знаменитым человеком, который бывал в храме, был Патриарх Алексий II. Известно, что на следующий же день после своей интронизации Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приехал в Хамовники, чтобы помолиться перед главной святыней храма - иконой Божией Матери "Споручница грешных".

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках - выдающийся памятник русской архитектуры, находящейся на стыке двух стилей: уходящего русского узорочья и набирающего обороты так называемого "нарышкинского" (или "московского") барокко. Композиция храма традиционна для церквей того времени и соотносится с известной концепцией храма-корабля, выстроенного с запада на восток по линии: колокольня - трапезная - основной объём - алтарь. Необычным и запоминающимся храм делает его яркая раскраска. По белым стенам стелется пёстрый ковёр красно-зелёных декоративных элементов. Белый цвет смотрится необычно, в остальном же "буйство красок" - это художественный приём узорочья, "нарышкинское барокко" играло больше белокаменной резьбой на красном фоне стен. А такой резьбы, кстати, на церкви Николы в Хамовниках почти и нет. Разноцветные наличники, изразцовые вставки и накладки, аркатурно-колончатые пояса барабанов, фриз под кровлей трапезной - всё тут геометрически правильно. Наличники хамовнического храма попроще тех, что делали мастера узорочья, и главное в них - не столько изящество белокаменной резьбы, сколько цвет. Центральные наличники второго света на южном и северных фасадах, в отличие от всех остальных, выполнены в виде короны. Поливные изразцы Никольской церкви не образуют сплошные фризы, а как бы разбросаны по фасадам отдельными акцентами. Маленькие плитки под кокошниками выступают за линию стен. На колокольне, напротив, изразцы образуют фактически сплошной орнамент восьмерика, расчленены его гранями и глубоко утоплены в стены.

Построенная чуть позднее шатровая колокольня - тоже, казалось бы, дань традициям: восьмерик на четверике, увенчанный шатром. Но как выполнен этот четверик! Как дерзко он поднимается над землёй! Мало того, что он выше восьмерика, ещё и крыльца, лепестками расходящиеся в разные стороны, как бы сообщают сооружению дополнительный ярус. Кстати, и восьмерик-то удваивается, на самом деле мы видим два больших восьмерика, объединённых между собой. В отличие от конструтивно упрощённой церкви, зодчие, работая над колокольней, явно не искали лёгких путей и создавали сложную вертикаль - провозвестницу изощрённых силуэтов барокко! На примере яруса слуха видно, что зодчие старались максимально усложнить колокольню. Окошек-слухов на ней тридцать два, каждое со своим наличником, и расположены они тремя ярусами (попарно в нижнем и среднем, по одному в верхнем). Бросается в глаза большой, богато украшенный крест центральной главы. Здесь мы видим целый набор символов: традиционная косая перекладина (подножие, чаша весов Страшного Суда), сильно развитые трилистники как напоминание о Святой Троицы, венчающая крест корона (знак того, что в храме побывала монаршая особа) и полумесяц у основания, символизирующий чашу.

"Внутри храма почти не осталось старины", - сетовали дореволюционные путеводители по Москве. Неудивительно, если вспомнить, что в пожар 1812 года церковь практически полностью выгорела. Вход в храм - традиционно через подколокольное помещение. Из трапезной раскрывается внутреннее пространство, которое, впрочем, не кажется столь же высоким внутри, сколь и снаружи. Наверное, дело в относительно низком расположении оконного ряда второго света - все окна храма располагаются визуально ближе к полу, нежели к потолку. Возможно, это оптическая иллюзия, создаваемая кривизной свода и тем, что свод этот - глухой: находясь внутри понимаешь, что барабаны главы церкви - чисто декоративные, участия в организации внутреннего объёма они не принимают. Сформированный в силу этого конструктивного решения сплошной купол, как и стены, необыкновенно богато расписаны. Росписи в храме встречаются везде, где нет икон, карнизов и лепнины с затейливым резным орнаментом. Позолоченнный иконостас храма - четырёхъярусный (без праотеческого чина). Он современен росписям и золотисто-голубыми тонами прекрасно гармонирует с ними. Венчает иконостас Распятие.

Приделы храма освящены во имя святителя Алексия митрополита Московского, и в честь хранящейся в храме чтимой иконы Божией Матери "Споручицы грешных". Они достаточно просторны и светлы, их стены также сплошь украшены яркими фресками. Храм реставрировался в 1896 (не вполне удачно), 1949 и 1972 годах. Советские реставраторы вернули церкви её первоначальный внешний вид.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №61, 2013 г.

Первое упоминание о деревянном храме относится к 1625, в 1657 он был уже каменный, а в 1677 церковь уже названа своим полным именем «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен».

Ныне существующая церковь заложена несколько в стороне от первоначальной 21 мая 1679 при царе Федоре Алексеевиче, а освящение основного храма состоялось 25 июня 1682. Одностолпная трапезная с приделами и колокольня были пристроены позднее.

В 1812 во время Отечественной войны 1812 года частично был разрушен интерьер здания, но был восстановлен к 1849. В 1845 в храме появилась настенная роспись. В начале XIX века возведены ограда и ворота.

Храм был реставрирован в 1896, 1949 и 1972 годах. Всё время оставался действующим.

В 1992 на колокольню был поднят колокол весом в 108 пудов.

В 2008 году Храм Св. Николая в Хамовниках праздновал 160-летний юбилей перенесения и прославления под его сводами .

Древний храм в новой истории

Хамовники – это один из самых старых районов современной Москвы. Несколько веков назад здесь располагалась слобода ткачей. Зарабатывали ремесленники себе на жизнь тем, что продавали сукно. Ткачей прозвали хамовниками, по наименованию производимого ими дешевого шелка «хамьян». Отсюда и получила слобода свое название – Хамовная, а совсем не от слова хам (как некоторые думают), которым мы награждаем невежественных людей.

Еще до революции в Хамовниках располагалось много известных храмов и монастырей. Некоторым из них не удалось избежать участи разрушения в годы безудержного гонения. Эта беда обошла стороной древний храм Николая Чудотворца, и по сегодняшний день он остается украшением старинного района.

Храм этот был построен на личные средства ремесленников-ткачей. Своим покровителем они считали святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского. В честь этого великого святого и была освящена церковь в Хамовниках. С начала своей истории она была деревянной постройки, упоминание о которой относится к 1625 году. А уже в 1757 году в летописи говорится о каменном храме. Архитектура напоминает корабль – такая схема строительства православных храмов была принята во второй половине 17 века. Стоит отметить, что шатровая колокольня Николо-Хамовнической церкви является одной из самых больших в столице.

В 1812 году, когда в Москве недолго хозяйничали французы, храм был частично разрушен и полностью восстановлен только к 1849 году. А несколькими годами ранее в нем появилась настенная роспись, которую современники могут увидеть и поныне.

Никольская церковь никогда не закрывалась. И даже в годы воинствующего безбожия люди могли придти и помолиться о тех, кому нужна была помощь в то нелегкое время. Как тогда, так и сегодня, люди, пришедшие в храм, обязательно преклоняют свои колени перед храмовой святыней – иконой Божией Матери «Споручница грешных».

Четыре года назад приход отметил памятную дату: 160 лет назад под своды храма был принесен и прославлен чудотворный образ Божией Матери.

Обретение храмом своей главной святыни

История этого события такова. Хранился образ в Николо-Одрином монастыре, что в Орловской губернии. Икона эта была всеми забыта, пока жена одного купца, чей сын был подвержен сильнейшим припадкам, не пришла в монастырь и не попросила отслужить молебен перед образом «Споручницы грешных». Молебен был отслужен, после чего двухлетний больной ребенок выздоровел. После произошедшего икона была перенесена в монастырский храм, где в дальнейшем еще не раз являла свою чудодейственную силу молящимся, и поныне она хранится в Николо-Одрином монастыре.

А в Николо-Хамовническом храме оказался другой образ. В 1846 году из орловского монастыря в Москву был отправлен иеромонах, чтобы сделать в столице ризу для чудотворной иконы. Его приютил у себя подполковник Д.Н. Бонческул. Желая отблагодарить хозяина за оказанное гостеприимство, иеромонах прислал ему список с чудотворного образа, который был помещен в домашнем киоте вместе с другими иконами. Вскоре к этому списку отовсюду стали стекаться люди и получали от чудесного образа исцеление.

На иконе был замечен необыкновенный блеск и капли масляной влаги. Миром этим стали помазывать больных, после чего они становились здоровыми. Видя чудеса, которые происходили от образа, Дмитрий Бонческул пожертвовал икону «Споручница грешных» Никольскому храму в Хамовниках. Вот так и оказался чудотворный образ в нашем храме и по сегодняшний день остается главной его святыней.

Настоятель храма и приходская активность

Сегодня настоятелем храма является викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Подольский Тихон (Зайцев). На сегодняшний день при храме действуют воскресная школа и молодежная группа, которая было организована весной 2010 года, по благословению настоятеля Преосвященнейшего епископа Тихона.

В настоящее время численность молодежной группы составляет 29 человек. Встречи проводятся еженедельно по субботам в 15:00 в помещении при храме. После окончания встреч члены молодежной группы принимают участие в вечернем богослужении в храме, а также в Божественной Литургии в воскресные и праздничные дни.

Для неформального общения, обсуждения и координации работы была создана группа в социальной сети «В контакте» — «Молодежная группа храма святителя Николая в Хамовниках» (http://vkontakte.ru/club19982954). В ней проводятся интерактивные обсуждения планов работы, времени встреч и других актуальных вопросов, связанных с деятельностью молодежной группы на приходе, выкладываются фотографии с различных мероприятий, паломничеств и экскурсий

В рамках встреч молодежной группы проводятся совместные чаепития, обсуждения различных проблем церковной и общественной жизни, просмотры и обсуждение художественных кинофильмов актуальных вопросов церковной и общественной жизни. Участники группы принимают участие в социальном служении, осуществляемым приходом.

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках была построена в 1679-1682гг. несколько в стороне от старой каменной церкви в ткацкой (хамовной) слободе, поставлявшей белое (хамовное) полотно для царского двора. Эта слобода принадлежала Чудову монастырю и населена была тверскими мастерами, переселенными сюда в конце XVI века. После 1694г. к церкви были пристроены трапезная и шатровая колокольня. Перестройки почти не затронули этот необычный яркий храм - только в 1757г. к трапезной слева был пристроен придел св. Димитрия Ростовского (позднее, в 1872г., переосвященный в честь иконы Богоматери «Споручница грешных»).

Храм - кирпичный, отделан белым камнем и красно-зелеными поливными изразцами.

Интерьер храма значительно пострадал во время войны 1812 года, но к 1849г. был восстановлен. В 1848г. в храм была пожертвована чудотворная икона «Споручница грешных», скопированная с образа, хранившегося в Николаевском Одрине монастыре Орловской губернии.

В советское время храм не закрывался; сохранились колокола на колокольне, а в 1949 и 1972 гг. была проведена реставрация здания. Ограда храма, относящаяся к 1880-м гг., также сохранилась и только была передвинута ближе к церкви при расширении Комсомольского проспекта.

Храм Николы в Хамовниках - один из редких сохранившихся почти без перестроек с момента возведения, и по праву может называться одним из красивейших московских храмов.

“Я ПОВЕРИЛ ОТ РОЖДЕНЬЯ В БОГОРОДИЦЫН ПОКРОВ...”

Протоиерей Вячеслав Винников

ХРАМ И ДОМ В ХАМОВНИКАХ

Стоит среди Хамовников великолепный храм о пяти главах с колокольней, которая падает, как Пизанская башня, но никак не упадёт, потому что Господь её хранит... Рядом стоят Хамовнические казармы, перед которыми прежде был деревянный храм великомученика Георгия Победоносца. В казармах тоже был храм, от которого сохранилась колокольня, затем там сделали клуб, куда я мальчишкой бегал в кино, не зная, что смотрел фильмы в церкви для православных солдат. Напротив стоит наш “шефский дом”, построенный при Екатерине Второй, с колоннами, с широкими подъездами для карет и повозок и с глубоким подвалом, в котором мы и жили.

Что за дивное виденье: светящийся красно-зеленым убранством храм и речка, за которой Нескучный Сад с вековыми липами и деревянные домики с палисадниками. Я родился в 1938 году и ещё захватил этот старомосковский вид: во дворах разводили кур, кроликов, стояли голубятни, летом спали в сараях на сеновалах… При мне же всё крушили, ломали, вгрызались и врезались в матушку-землю Хамовническую, чтобы всё уничтожить, чтобы и памяти от неё не оставить. Храм сломать, а на его месте поставить какую-нибудь уборную, - так, наверное, мечталось строителям новой жизни, да не вышло... Слава Богу, что не всё искромсали, духу и силы им, разбойникам, не хватило, - святитель Николай спас святое место, и теперь можно прийти сюда и помолиться: за себя, за других и за строителей этого храма.

Гуляем, бывало, с матушкой, а перед глазами - храм стоит, хоть и окруженный большими новыми домами, а все равно лучше всех, красивей всех и доступней всех, не пройдешь, чтобы не посмотреть, не взглянуть и не поклониться, и никуда от него не денешься, как будто сам святитель Николай стоит на твоем пути и напоминает о себе - о том, что он твой помощник в скорбях, в болезнях, в невзгодах. Зайди и поставь свечу, преклони перед ним колени, и исчезнет из жизни все смрадное, темное, греховное, останется только светлое чувство оттого, что этот храм стоит, что он есть. Что он прошел через все бури и штормы и что сохранил его святитель Николай Мирликийский чудотворец, а Божья Матерь выбрала его жилищем для своего чудотворного образа и стала нашей Хамовнической Споручницей грешных.

Хамовники... Выстояло все-таки название. Сейчас, правда, рядом шумит Комсомольский проспект, а раньше был Хамовнический плац, Хамовническая набережная, Хамовнический вал (сейчас восстановили), слобода Хамовническая, Долгохамовнический переулок (сейчас улица Льва Толстого), Тёплый переулок, может быть, согретый храмом (сейчас улица Тимура Фрунзе). Искалечили, исковеркали всю российскую землю безбожники-коммунисты.

Мама любила Москву прошлою, ушедшую. Рассказывала, как ездили извозчики, какая Москва была спокойная, тихая, как хорошо было в ней жить... Потом появились первые трамваи, но и они не нарушали тишины николаевской Москвы с её рынками и площадями, открытыми, просматривающимися вдоль и поперек, с её названиями улиц и переулков.…

Когда мама говорила об Остоженке, то в глазах её была радость, а когда упоминала Метростроевскую, то появлялась на лице её печаль и какая-то безысходная грусть. Так же и в названии “Хамовнический плац” звучала тихая радость, а “Фрунзенский плац” резал слух как что-то несуразное и к плацу никакого отношения не имеющее. Да и Теплый переулок с улицей Тимура Фрунзе никак не сопрягался, не сочетались Большие кочки, Малые кочки с Третьей Фрунзенской. Когда мы жили на Хамовническом плацу, это была одна жизнь, хамовническая, а когда стали жить на “фрунзенском ” и жизнь стала “ фрунзенской”, другой. Хорошо бы назвать проспект Хамовническим, - все бы заиграло, засветилось, другими прекрасными красками, “охамовничилось” и “обниколилось”, освятилось бы от храма Николая Угодника... Ведь если маму, называешь мамой, это одно, а если “предком”, то это совсем другое, чувствуете какая разница, так и в названиях улиц... Всё имеет своё лицо, лицо Божие или личину антихриста, который даже в названиях улиц успел потрудиться и оставить свою нечисть. Сейчас модно искать нечистую силу в разных мелочах, ищут “зверя” там, где его нет, а вот то, что мы за годы советской власти совсем “озверинились” и продолжаем жить на улицах с безбожными названиями, никого не волнует. А мою маму волновало, часто перечитывала она книгу П.Сытина “Прошлое Москвы в названиях улиц”, очень любила старые чудные названия: начало сегодняшнего Комсомольского проспекта, например, было Большой Чудовкой, названной по Чудову монастырю в Кремле (здесь, кажется, было его подворье). И скорее бы мы вновь смогли назвать Москву белокаменной, первопрестольной, златоглавой, колокольной, сорок-сороковой, богомольной, православной - с правильными названиями улиц... Да поможет нам в этом Господь! Будем жить по-Божьи, вернутся и Божьи названия, которые давали улицам наши деды и прадеды. По вере да по жизни нашей и будет нам...

Адрес: ул. Льва Толстого, 2

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках была построена в 1679-1682гг. несколько в стороне от старой каменной церкви в ткацкой (хамовной) слободе, поставлявшей белое (хамовное) полотно для царского двора. Эта слобода принадлежала Чудову монастырю и населена была тверскими мастерами, переселенными сюда в конце XVI века. После 1694г. к церкви были пристроены трапезная и шатровая колокольня. Перестройки почти не затронули этот необычный яркий храм – только в 1757г. к трапезной слева был пристроен придел св. Димитрия Ростовского (позднее, в 1872г., переосвященный в честь иконы Богоматери «Споручница грешных»).

Храм – кирпичный, отделан белым камнем и красно-зелеными поливными изразцами. Исследователи относят его к стилю московского барокко конца XVII века. При этом храм сохраняет черты древнерусской архитектуры, но уже несколько стилизованные: фасады не разделены лопатками, а по углам украшены колонками, утопленными в стену и пестро раскрашенными. Южный и северный фасады венчает ряд из трех ложных закомар с килевидными завершениями, а восточный и западный – из пяти ложных закомар меньшего размера. Над ними поставлен ряд кокошников – переход к кровле с пятью главами. Кокошники окружают и каждый барабан. Необычайно красивы окна храма – обрамленные резными разноцветными наличниками, близкими скорее к стилю русского узорочья. Примечательно и то, что под нижними закомарами не проведен карниз, отчего стены храма выглядят выше и кажутся устремленными ввысь. Барабаны украшены в соответствии с остальным зданием цветными аркатурно-колончатыми поясами и фризом.

Шатровая двухъярусная колокольня – одна из самых высоких шатровых колоколен в Москве, с глухим первым ярусом-четвериком. Второй ярус восьмигранный, состоящий из ряда арочных проемов, завершающихся кокошниками с килевидным верхом, перекликающимся с основным объемом церкви. Сам шатер – с тремя рядами отверстий-слухов (всего 32 отверстия), увенчанный маленькой главкой. Каждое отверстие в шатре колокольни обрамлено узорчатыми наличниками.

Интерьер храма значительно пострадал во время войны 1812 года, но к 1849г. был восстановлен. В 1848г. в храм была пожертвована чудотворная икона «Споручница грешных», скопированная с образа, хранившегося в Николаевском Одрине монастыре Орловской губернии.

В советское время храм не закрывался; сохранились колокола на колокольне, а в 1949 и 1972 гг. была проведена реставрация здания. Ограда храма, относящаяся к 1880-м гг., также сохранилась и только была передвинута ближе к церкви при расширении Комсомольского проспекта.

Храм Николы в Хамовниках – один из редких сохранившихся почти без перестроек с момента возведения, и по праву может называться одним из красивейших московских храмов.