Эмоции, их классификация и функции. Определение и классификация эмоций

Обычно эмоцию определяют как особый вид психических процес­сов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций состоит в том,что они в зависимости от потребностей субъекта непосред­ственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций. Эмоции выполняют функции связи между действи­тельностью и потребностями.

Однако, как отмечает П.В. Симонов (1997), несмотря на ус­пехи, достигнутые в изучении мозговых механизмов психических процессов, в настоящее время не существует единой общеприня­той научной теории эмоций- Нет также точных данных о том, в каких центрах и каким образом эти эмоции возникают и каков их нервный субстрат.

По классификации эмоциональных явленийА.Н. Леонтьева выделяется три вида эмоциональных процессов: аффекты, собствен­но эмоции и чувства.

Аффекты - это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выражен­ными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальны­ми, например мнением руководителя, его отрицательной оцен­кой, принятыми санкциями. Отличительной особенностью аффек­тов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию.

Собственно эмоции в отличиеот аффектов представляют собой более длительно текущее состояние, иногда лишь слабо проявля-


ющееся во внешнем поведении. Они выражают оценочное лично­стное отношение к складывающейся или возможной ситуации, поэтому способны в отличие от аффектов предвосхищать ситуа­ции и события, которые реально еще не наступили. Собственно эмоции возникают на основе представлений о пережитых или во­ображаемых ситуациях-

Третий вид эмоциональных процессов - это так называемые предметные чувства. Они возникают как специфическое обобще­ние эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.д.). Предмет­ные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

По П.В. Симонову (1981), чувства - это эмоции, которые возникают на базе социальных и духовных потребностей. Учитывая роль вероятности удовлетворения потребности в происхождении эмоций, он рассматривает тревогу как реакцию на низкую вероят­ность избегания нежелательного воздействия- В отличие от тревоги фрустрация - это реакция на низкую вероятность достижения желаемой цели.

Особое место среди эмоциональных явлений занимают так называемые общие ощущения. Так, П. Милнер считает, что, хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так назы­ваемых общих ощущений (голод, жажда и т.д.), тем не менее в них обнаруживается много общего иих разделение достаточно услов­но.Одна из причин, по которой их различают, - разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно связывается с возбуждени­ем определенных рецепторов (температурных, болевых).На этом основании подобные состояния обычно и обозначают как ощуще­ния. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением каких-либо рецепторных поверхностей, поэтому их относят к эмо­циям. Другая причина, по которой эмоции противопоставляются общим ощущениям, состоит в нерегулярном их появлении- Эмо­ции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение следуют с определенными интервалами.

В настоящее время внимание исследователей привлекает еще одна категория эмоциональных явлений - настроение. Что такое настроение? У настроения нет специфического целевого объекта, как у эмоций, так же как и каких-либо специфических реакций. Следовательно, оно менее специфично, чем эмоция. К тому же субъективные переживания, связанные с настроением, по срав­нению с эмоциями менее интенсивны.


Исследователи, ориентированные на когнитивную теорию эмо­ций, понимают настроение как некоторое состояние чувствова­ния, возникающее в результате автоматически протекающих ког­нитивных процессов, о которых мы не осведомлены. Поэтому мы часто не осознаем, что находимся под впечатлением определенно­го настроения- Таким образом, настроение действует как контекст, подспудно трансформируя наши реакции на события.

По определению А.Изена (1веп А.), настроение- это течение или поток, гедонически ориентированных идей, мыслей и образов, из­влекаемых из памяти. Их объединяет общий гедонический тон (по­ложительный или отрицательный).

К. Прибрам (РпЬгат К.) подчеркивает оценочную функцию настроения, рассматривая его как некий мониторинг окружаю­щих жизненных обстоятельств. Функция настроения - информи­ровать об общем состоянии и потребностях индивида. Настроение стимулирует субъекта к поведению, которое улучшило бы его ге­донический тон. Поэтому одна из функций настроения - это его способность к саморегуляции.

Многочисленные экспериментальные данные говорят о том, что настроение - результат действия как реальных, так и вообра­жаемых событий или информации, извлекаемой из эмоциональной памяти. Клинические исследования указывают на ключевую роль гормональных и биохимических факторов в генезе настроения.

Когда настроение достигает некоторого порога, оно привлека­ет внимание. Попав в фокус внимания, оно становится осознан­ным и может быть объяснено, включая его причины. Это может послужить толчком к трансформации настроения в эмоцию. На­строение, как осознаваемое, так и неосознанное, влияет на аф­фективные и когнитивные процессы, а также на поведение. Более сильное влияние оказывает осознанное настроение.При этом ин­тенсивность аффекта зависит от уровня внимания, которое будет уделено настроению-

Одно и то же явление одновременно может вызывать как эмо­цию, так и настроение, которые могут сосуществовать, влияя друг на друга. Если какая-либо эмоциональная реакция развивается во времени стремительно, то созданное ею настроение может сохра­няться часами, днями и неделями.

Действия человека небеспристрастны. Поэтому эмоция как субъективное переживание присутствует в составе каждой деятель­ности, каждого рефлекса (Соколов Е.Н., Данилова Н.Н., 1975). В структуре поведения, как в функциональной системе, эмоции принадлежит ключевая роль. Выделяют ведущие и ситуативные эмо­ции (ВилюнасВ.К., 1986). Они связаны с разными фазами поведе-


ния. Ведущие эмоции сигнализируют человеку о неудовлетворен­ности его потребностей и побуждают к поиску целевого объекта, стимулируя определенное поведение. Побудительной силой обла­дает и эмоциональная память об успешных действиях в прошлом, направленных на удовлетворение аналогичной потребности. Поло­жительные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей, включаются в акцептор результатов действия. С их помощью цель и средства удовлетворения потребности конкретизируются (Суда­ковК.В., 1997). В структуре поведенческого акта формирование акцептора результатов действия (цели) и эфферентного синтеза (предполагаемых способов действия) опосредовано содержанием ведущих эмоций. Ситуативные эмоции, возникающие в результате оценок отдельных этапов или поведения в целом, побуждают субъекта действовать либо в прежнем направлении, либо менять поведение, его тактику, способы достижения цели.

ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ

Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколь­ко регуляторных функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуника­тивную,

Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и представля­ют почти мгновенную и интегральную оценку поведения в целом, что позволяет определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов еще до того, как будет определена локализа­ция вредного воздействия. Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, он немедленно находит такое положение, которое уменьшает бо­левые ощущения.

Эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное пе­реживание выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации на основе возникшей потребности и интуитивного представления о возможностях ее удовлетворения. Эмоциональная оценка отли­чается от осознанных когнитивных оценочных операций ума, она выполняется на чувственном уровне. В самом деле,мы никогда не оцениваем истинную пищевую потребность в количестве белков, жиров, углеводов, витаминов, солей и т.д. Возникновения чувства голода уже достаточно.

Оценочная, или отражательная, функция эмоции непосред­ственно связана с ее побуждающей функцией. Согласно Оксфорд-167


скому словарю английского языка, слово «эмоция» произошло от французского глагола «тоиуо1г», означающего «приводить в движе­ние». Его начали употреблять вXVII в., говоря о чувствах (радость, желание, боль и т.д.) в отличие от мыслей. С.Л- Рубинштейн отме­чал, что эмоция уже в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него. Эмоция выяв­ляет зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетво­рение потребности. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отно­шение к нему, что и побуждает человека к действию. Два класса эмоций - ведущие и ситуативные, или производные (ВилюнасВ.К., 1986), - несут.функцию побуждения. Ведущее эмоциональное пере­живание, направленное на предмет - цель поведения, удовлетво­ряющего потребность, инициирует само адаптивное поведение. Ситуативные эмоциональные переживания, возникающие в резуль­тате оценок результатов отдельных этапов поведения, также по­буждают субъект действовать в прежнем направлении или менять тактику поведения и само поведение, средства достижения цели.

Анализируя ситуативные эмоции у человека, В.К. Вилюнас (1986) выделяет класс эмоций успеха-неуспеха с тремя подгруппа­ми:1) констатируемый успех-неуспех; 2) предвосхищающий ус­пех-неуспех; 3) обобщенный успех-неуспех. Эмоции, констати­рующие успех-неуспех, отвечают за смену проб в поведении, обоб­щенная эмоция успеха-неуспеха возникает в результате оценки деятельности в целом. Предвосхищающие эмоции успеха-неуспе­ха формируются на основе констатирующих в результате ассоциа­ции их с деталями ситуации. При повторном столкновении с ситу­ацией эти эмоции позволяют предвосхищать, предвидеть события и побуждают субъекта действовать в определенном направлении.

Предвосхищающие эмоции успешно изучались в составе мысли­тельной деятельности при решении творческих задач (шахматных). Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания до­гадки, идеи решения, которая еще не вербализована-

П.В. Симонов (1987) выделяет у эмоций подкрепляющую фун­кцию. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызы­вающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлева­ются в памяти.Так, у сытой кошки нельзя выработать условные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода- Однако соединения индифферентного раздражите­ля с голодовым возбуждением еще недостаточно для выработки условных пищевых рефлексов. Требуется третий компонент -- воз-


действие фактора, способного удовлетворить существующую по­требность, т.е. пиши. В опытах Т.Н.Ониани, который сочетал вне­шний стимул с электрическим раздражением лимбических струк­тур мозга, вызывающим у сытой кошки потребность в еде, удалось выработать только условную реакцию избегания и страха. А услов­ные пищедобывательные рефлексы не формировались. Главная причина в том, что электрическая стимуляция лимбической струк­туры, использованная в качестве подкрепления, не содержала на­грады - удовлетворения потребности.

Не удается также выработать условнорефлекторный поиск пищи, если сочетать индифферентные обстановочные сигналы с состоянием, вызываемым пищевой депривацией. У такого живот­ного на обстановку эксперимента вырабатывается не поисковое пищевое поведение, а реакция страха и избегания, т.е. индиффе­рентный стимул связывается с реакцией избегания, которой жи­вотное реагирует на ситуацию длительного голодания, таккак эта реакция уменьшает страх.

Таким образом, реальным подкреплением для выработки ус­ловного рефлекса (классического и инструментального) является награда. Наградой голодному животному может быть пища. Само болевое раздражение не является наградой, ее дает лишь освобож­дение, избегание наказания. Получение награды ассоциируется с возникновением положительных эмоций. Поэтому «только интег­рация голодового возбуждения с возбуждением от фактора, спо­собного удовлетворить данную потребность, т.е. механизм, гене­рирующий положительную эмоцию, обеспечивает выработку ус­ловного рефлекса» (Симонов П.В., 1987- С. 79).

Подкрепляющая функция эмоций наиболее успешно была ис­следована на экспериментальной модели «эмоционального резонан­са», предложенной П.В. Симоновым. Было обнаружено, что эмо­циональные состояния животных, подвергнутых воздействию элек­трокожного раздражения, влияют на эмоциональные реакции других животных. Эта модель воспроизводит типичную для соци­альных взаимоотношений ситуацию распространения отрицатель­ных эмоциональных состояний в сообществе и позволяет изучать функции эмоций в наиболее чистом виде без непосредственного действия болевых раздражителей. В опытах Л.А. Преображенской, в которых собака-жертва подвергалась наказанию электрическим током на глазах у собаки-наблюдателя, у последней возрастала частота сердцебиения и увеличивалась синхронизация гиппокам-пального тета-ритма. Эти реакции указывают на появление у жи­вотного состояния негативного эмоционального напряжения. В та­ких условиях собака-наблюдатель способна выработать избегатель-


ный инструментальный рефлекс (в виде подъема лапы), прекра­щающий подачу тока собаке-жертве. При этом у нее снижается ЧСС и устраняется гиппокампальный тета-ритм, что означает исчез­новение отрицательного эмоционального состояния. Следовательно, наградой, на которой и вырабатывается данная инструментальная реакция, является избавление от отрицательного эмоционального напряжения.

Переключательная функция эмоций состоит в том, что они ча­сто побуждают человека к изменению своего поведения.

В естественных условиях поведение человека и животных опре­деляется многими потребностями разного уровня. Их взаимодей­ствие выражается в конкуренции мотивов, которые проявляются в эмоциональных переживаниях. Оценки через эмоциональные переживания обладают побуждающей силой и могут определять выбор поведения. Как было показано ранее на примере интеллек­туальных эмоций, «эмоциональное предчувствие решения задачи» побуждает к завершению действий в выбранной зоне поиска, а «предчувствие противоречия» - к изменению этой зоны. По су­ществу, эмоции успеха-неуспеха обладают способностью побуж­дать человека к переключению от одних действий к другим.

Переключательная функция эмоций наиболее ярко обнаружи­вается в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и соци­альной потребностью следовать определенной этической норме. Конфликт потребностей переживается в форме борьбы между стра­хом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок субъекта.

Важной функцией эмоций является коммуникативная функция. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интона­ции являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информироватьих о своем отношении к явлениям, объектам и т.д.

Большую роль в изучении экспрессивных движений сыграла опубликованная в 1872 г. работа Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животного». Сравнивая проявление эмоций у человека и у домашних животных, он пришел к заключению, что движения мышц, при помощи которых человек выражает свои эмоции (ра­дость и печаль, гнев и страх, интерес и отвращение, стыд и пре­зрение), произошли от аналогичных двигательных актов наших предков. Согласно Ч. Дарвину полярные эмоции выражаются про­тивоположными движениями.

Современные исследователи согласны с Ч. Дарвином в том, что экспрессивные движения и особенно мимика выполняют важ-


ную адаптивную функцию. В ходе эволюции мимические сигналы развились в систему, позволяющую передавать информацию о со­стоянии и «намерениях» индивида.Так, выражение испуга сигна­лизирует об опасности и о намерении индивида спасаться бег­ством, тогда как эмоция гнева воспринимается как выражение намерения вступить в борьбу. С помощью «языка чувств» регули­руются социальные отношения у животных. Например, сигналы угрозы, исходящие от вожака, повышают бдительность или вызы­вают поведение «подчинения» у других особей.

Существуют генетически заданные универсальные комплексы поведенческих реакций, с помощью которых выражаются основ­ные фундаментальные эмоции.

ЧТО ВЫЗЫВАЕТ ЭМОЦИИ?

С точки зрения физиологии эмоция – это активное состояние системы специализированных структур мозга, которое побуждает организм изменить поведенческую реакцию в направлении минимизации или максимизации этого состояния. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

Однако, как отмечает П.В. Симонов, несмотря на успехи, достигнутые в изучении мозговых механизмов психических процессов, в настоящее время не существует единой общепринятой научной теории эмоций. Нет также точных данных о том, в каких центрах и каким образом эти эмоции возникают и каков их нервный субстрат.

Согласно классификации А.Н. Леонтьева выделяется три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства. Кроме этого выделяют также такие эмоциональные явления как общие ощущения и настроение.

Аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например, мнением руководителя, его отрицательной оценкой, принятыми санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию.

Собственно эмоции представляют собой более длительно текущее состояние, чем аффекты, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации, поэтому способны предвосхищать ситуации и события, которые реально ещё не наступили. Собственно эмоции возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях.

Третий вид эмоциональных процессов – это так называемые предметные чувства . Это эмоции, которые возникают на базе социальных и идеальных потребностей вследствие обобщения эмоций и связаны с субъективным представлением о предмете или явлении. Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения, сложившиеся у субъекта в процессе его деятельности


Рисунок 22. - Классификация эмоций.

Особое место среди эмоциональных явлений занимают так называемые общие ощущения , - это состояния, возникающие регулярно с определенными интервалами в связи с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых и т.д.). Общие ощущения отличает от других эмоциональных явлений меньшая степень субъективности переживаний. И хотя их принято отличать от эмоций, тем не менее, они имеют много общего и их разделение достаточно условно. Одна из причин, по которой их различают это разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Например, ощущение боли и тепла субъективно связывается с раздражением болевых и температурных рецепторов, поэтому подобные состояния обозначают как ощущения. Состояние же страха или гнева не связано с возбуждением каких-либо рецепторов, поэтому их относят к эмоциям. Кроме того, эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как ощущения, например, голод или жажда следуют с определенными интервалами.

В настоящее время выделена ещё одна категория эмоциональных явлений это – настроение, которое представляет собой поток гедонически ориентированных идей, мыслей и образов, извлекаемых из памяти. Настроение менее специфично, чем собственно эмоция. Функция настроения состоит в информировании человека о его общем состоянии и потребностях. Настроение стимулирует к деятельности, являясь важным регулятором деятельности человека. Настроение может быть осознанным и неосознанным. Достигая определенного порога, оно может трансформироваться в собственно эмоцию, однако эти виды эмоциональных явлений могут сосуществовать, влияя друг на друга.

Эмоции присутствуют в любой деятельности человека. Они могут осуществлять как целостную оценочную функцию, сигнализируя о степени удовлетворения потребности, так и поэтапную оценку и коррекцию деятельности.

Определение, функции эмоций. Классификация эмоций. Принцип единства интеллекта и аффекта (Л.С. Выготский).

План ответа

    Определение эмоций.

    1. Различные определения.

      Понимание эмоций.

      Характеристика эмоций.

    Функции эмоций.

    1. По Симонову.

      Перечень функций.

    Классификация эмоций.

Ответ:

    Определение эмоций.

    1. Различные определения.

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) - состояния , связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности.

Обычно эмоцию определяют как особый вид психических процессов , которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций.

В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (в наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.). Помимо этого узкого понимания понятие « эмоция » используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека .

Эмоции особый класс субъективных психологических состояний , отражающихся в форме непосредственных переживаний некого процесса и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности.

      Понимание эмоций.

Эмоции это:

    Субъективное состояние (« Мне страшно», «Мне больно»);

    Внешнее проявление (Удар –Бег, Удар – Ответный Удар / Проявление: мимическое, пантомимическое, поведенческое);

    Физиологический процесс. За эмоциями лежат конкретные нервные процессы;

    Реакция на что-то. Эмоция может только выразить субъективный смысл ситуации,предостави субъекту возможность рационально осознать его смысл.

    Оценка чего-то. Эмоции реакция на субъективно значимые состояния.

      Характеристика эмоций.

Отношение к отражаемым явлениям, как главное свойство эмоций представлено:

    В их качественных характеристиках , к которым относятся

    1. Знак – положительный или отрицательный;

      Модальность – специфическое свойство, отличающее удивление от тревоги, радость от отвращения, гнев о печали и т.д.

    В динамике протекания эмоций, их длительности , интенсивности и пр. параметрах

    В динамике внешнего выражения эмоций – эмоциональной экспрессии (мимике, пантомимике, интонационной стороне речи).

    Функции эмоций.

    1. По Симонову.

1.Отражательно-оценочная функция. Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, как ожидания и предсказания неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях.

2.Переключающая функция. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция - об удалении от него, субъект стремится усилить первое состояние и ослабить второе. Эта функция особенно ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности (борьба между чувством страха и чувством долга) и при оценке вероятности ее удовлетворения (например: переориентировка на менее важную, но легко достижимую цель: синица в руках побеждает журавля в небе).

3.Подкрепляющая функция. Непосредственным подкреплением является не удовлетворение каких-либо потребностей, а получение желательных или устранение нежелательных стимулов.

4.Компенсаторная функция. Будучи активным состоянием, система специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечение их из памяти. Именно в этом особенно наглядно обнаруживается компенсаторное значение эмоций. Эта функция не ограничивается гипермобилизацией вегетатики. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.

      Перечень функций.

Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколько функций эмоций:

1. Сигнальная функция эмоций . Эмоции также сигнализируют о значимости происходящего для человека: более значимое вызывает более сильные эмоции. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. По Леонтьеву, эмоции поставляют нам информацию «зачем и ради чего мы это делаем?» (отношение результата и мотива).

2. Отражательная ункция оценки) . Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное переживание выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации. Эта функция необходима для существования организма и личности, для их ориентировки в мире, для организации их поведения. В зависимости от того, какую оценку человек присваивает ситуации, он будет либо избегать ее, либо стараться в ней находиться, действовать.

3. Пусковая . Эмоции запускают деятельность.

4. Побудительная (стимулирующая) . Функция побуждения является мотивирующей ролью эмоций в психической организации человека. Эмоциональное переживание, содержащее образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему.

5. Организующая/дезорганизующая. Дезорганизующая функция: способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность (Э. Клапаред ) . Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несёт, всё зависит от условий, в которых она проявляется. Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций.

6. Регулирующая (подкрепляющая). Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта. Она указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия, которые их возбудили. Значимые события вызывают сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.Подкрепляет промежуточную деятельность и результат. Этуфункцию у эмоций выделял П.В. Симонов.

7. Аварийного выхода. Решение проблем. Резкий выплеск эмоций (слезы, крик, большая агрессия) – это и есть аварийный выход. Обычно такие способы реагирования называют регрессивными (возвращение на способы реагирования, которые были присущи ранее)

8. Коммуникативная (экспрессивная) . Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Эмоциональные связи являются основой межличностных взаимоотношений.

9. Предвосхищающая (эвристическая) . Содержит прогноз событий, удовлетворяющих мотивацию. Предвосхищающие эмоции успешно изучались в составе мыслительной деятельности при решении творческих задач (шахматных). Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована. Эмоции предопределяют решение творческой задачи.

10. Активации (мобилизующая/демобилизующая) . Эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо, в благоприятных ситуациях, его демобилизацию , настройку на внутренние процессы и накопление энергии (Кэннон, 1927) . Очевидно, что функции активации и мобилизации-демобилизации тесно связаны и последнюю можно рассматривать как одно из результативных проявлений первой.

11. Катарсическая. Помогает снять гнев, раздражение.

12. Приспособительная. Анохин: эмоции имеют приспособительное значение. Они дают понять насколько успешна деятельность, отношение к объекту (опасен, не опасен). Эмоции осуществляют процесс сопоставления результата с целью в акцепторе действия.

13. Переключательная .Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения. Ярко обнаруживается при конкуренции мотивов в которых определяется доминирующая потребность (реализация в борьбе между страхом и чувством долга)

14. Функция становления и организации субъективного образа. Большой теоретический интерес представляет функция эмоций, отчетливо намеченная в работах В . Вундта и выявляющая роль эмоциональных переживаний в становлении и организации субъективного образа. Согласно Вундту, эмоциональный тон ощущений (или более сложных «единиц» отражения), воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общие равнодействующие переживания, соответственно организуя в восприятии и сами эти «единицы» (ощущения, представления и т. п.). Только в силу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело. Таким образом, эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражений.

    Классификация эмоций.

    1. Настроение, эмоции и аффекты.

Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты.

Настроение – это слабовыраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе. Настроения имеют следующие особенности :

    Слабая интенсивность. Удовольствие не доходит до сильного проявления, грустное настроение выражено не ярко и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.

    Значительная длительность. Медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода.

    Неясность, «безотчетность». Слабо осознаются причины, вызвавшие настроение. Если объяснить человеку причины его настроения, оно нередко быстро у него проходит.

    Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент.

Собственно эмоции – это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т.д. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления.

Аффект – быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Особенность аффектов:

    Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих собственных поступках. Возбуждение охватывает подкорковые центры, которые, будучи освобождены в данный момент от сдерживающего и контролирующего воздействия всей коры, вызывают яркое внешнее проявление переживаемого эмоционального состояния.

    Кратковременное проявление, отличающееся своеобразными особенностями течения эмоционального переживания. Аффект, являясь интенсивным процессом, не может длиться долго и очень быстро себя изживает.

    Безотчетность эмоционального переживания . Она бывает меньшей или большей, в зависимости от силы аффекта, и выражается в снижении сознательного контроля за своими действиями. В состоянии аффекта человек полностью захвачен эмоциональным переживанием и в то же время слабо осознает его характер и значение.

    Диффузный характер эмоционального переживания (резко выраженный) . Сильные аффекты захватывают целиком личность человека и все его жизненно важные проявления. Особенно резкие изменения при аффектах наблюдаются в деятельности сознания, объем которого сужается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятий, тесно связанных с переживанием эмоций. При очень сильных аффектах нередко перестраиваются и резко изменяются привычные установки личности, характер и содержание отражения объективной действительности; многие явления и факты воспринимаются иначе, чем обычно, выступают в новом свете, происходит ломка сложившихся ранее установок личности.

      Классификация по А.Н. Леонтьеву.

По классификации эмоциональных явлений А.Н. Леонтьева выделяется три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства.

Аффекты - это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например мнением руководителя, его отрицательной оценкой, принятыми санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу событиям.

Собственно эмоции в отличие от аффектов представляют собой более длительно текущее состояние, иногда лишь слабо проявляются во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Собственно эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые еще реально не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность – спсособность к обобщению и коммуникации.

Третий вид эмоциональных процессов - это так называемые предметные чувства . Они возникают как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

    Принцип единства аффекта и интеллекта.

Выготский использовал понятие аффекта в более широком смысле, нежели принято.

Проблема единства аффекта и интеллекта рассматривалась Л.С. Выготским как краеугольный камень теории психического развития ребенка. Однако это единство проявляется как динамическая, а не стабильная связь аффекта с интеллектом. "Все дело в том, что мышление и аффект представляют части единого целого - человеческого сознания". Единство аффекта и интеллекта, согласно Л.С. Выготскому, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики друг на друга на всех ступенях психического развития и, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, меняющейся, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Еще в 30-е гг. Л.С. Выготский указывал на необходимость рассмотрения развития аффекта и интеллекта в динамическом единстве. Но до сих пор развитие познавательных сил ребенка и развитие аффективно-потребностной сферы рассматриваются как процессы, имеющие свои независимые, взаимно не пересекающиеся линии. В педагогической теории и практике это находит выражение в отрыве воспитания от обучения и обучения от воспитания".

Психологическая теория и педагогическая практика тесно связаны, и оказывают друг на друга взаимообусловливающее влияние. Современная практика общественного воспитания дошкольников свидетельствует не только об отрыве воспитания от обучения, но и о явной деформации педагогического процесса в сторону однобокого доминирования образовательных ценностей над воспитательными. Детский сад в значительной мере превратился в учебно-образовательное учреждение. В распорядке и организации жизни детского сада главное место занимают занятия, которые во многом похожи на школьные уроки. С воспитателей спрашивают в первую очередь выполнение программы, а родители более всего озабочены тем, как их ребенок подготовлен к школе. Подготовка же к школе в массовом понимании сводится к элементарной грамотности: умению читать, писать, считать. Эмоциональная жизнь ребенка, как правило, вынесена за рамки организованного педагогического процесса как в детском саду, так и в школе. События, взволновавшие ребенка и оставившие след в его душе, чаще всего остаются его личным делом и не получают должного внимания со стороны педагогов.

Высшим психическим функциям «в такой же мере присуща иная интеллектуальная, как и иная аффективная природа. Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого – человеческого сознания» - Выготский.

Что такое Эмоции? Значение и толкование слова emotsii, определение термина

1) Эмоции - - непроизвольное проявление или выражение внутреннего состояния человека (индивидуума), носящее индивидуальный характер. В некоторых культурах и случаях иногда считается принятым эмоции подавлять, в других демонстрировать. Физиологически и психологически эмоции являются информационным потоком, помогающим либо мешающим индивидууму ориентироваться в окружающем его мире и так или иначе систематизировать "жизненный опыт ".

2) Эмоции - (франц. emotion от лат. emoveo - потрясаю, волную) - субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. и охватывающие практически все виды чувствительности и переживаний. Сопровождая любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации). Положительные эмоции - связаны с удовлетворением различных потребностей организма и, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные эмоции - связаны с неудовлетворением потребностей организма, приводя к пассивности в жизнедеятельности либо стимулируя активность, направленную на избегание вредных воздействий. Развитие эмоций в онтогенезе - связано с тем, что определенные объекты и ситуации, предшествовавшие непосредственно возникновению эмоций, приобретают способность вызывать их (формируются предметные эмоции, имеющие предвосхищающий характер). В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются т.н. аффекты, бурные кратковременные эмоции. Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит другие психические процессы и "навязывает" определенный закрепившийся в эволюции способ "аварийного" разрешения ситуаций (например, бегство, агрессию), который оправдывает себя лишь в типичных биологических условиях. Таким образом, посредством как элементарных, так и более сложных форм эмоций индивид приобретает видовой опыт. Ориентируясь на эмоции, он совершает необходимые действия (например, избегание опасности, продолжение рода), целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта. Осуществляя функцию положительного и отрицательного подкрепления, эмоции способствуют научению полезным формам поведения и устранению не оправдавших себя. Развитие эмоций в условиях общества детерминировалось необходимостью их направления на новые социально значимые явления. Формирование эмоций человека - важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Дифференцированные и устойчивые эмоции возникают на основе высокоразвитого сознания человека и удовлетворения его социальных потребностей. Высший продукт развития эмоций человека - чувства (интеллектуальные, эстетические, нравственные). Эмоции влияют на содержание и динамику восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления. Эмоции различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями чаще всего лежит в основе неврозов. Важную роль играют эмоции в этиологии и синдромах также и других психических заболеваний. Хотя эмоциональная реактивность человека в известной мере зависит от его индивидуальных (типологических) особенностей, решающее значение в формировании эмоций принадлежит правильному воспитанию, особенно в раннем детском возрасте. Богатый мир эмоций, отражающий разнообразие социально ценных мотиваций, характеризует творчески активную, гармонично развитую личность.

3) Эмоции - (лат. emovere - возбуждать, волновать) - эффективная форма проявления моральных чувств (в отличие от волевой формы их выражения-побуждений). Если чувство представляет собой устойчивое субъективное отношение человека к ч.-л. (любовь к родине или к др. человеку, ненависть к врагу), то Э, - это переживание того или иного чувства в определенный момент, в конкретной ситуации, Сам процесс протекания Э. (изменение деятельности сердца и легких, прилив или отлив крови, сокращение мышц, обострение или подавление обычных реакций, изменение выражения лица, интонации, жестов и т. п.) изучается психологией и физиологией. Этика занимается лишь социальным содержанием Э. (анализирует, как они выражают отношение человека к об-ву и влияют 3 на его поведение). К моральным Э. можно отнести, напр., переживание чувства одобрения и осуждения, удовлетворения, радости, симпатии и неудовлетворенности, антипатии, а также гнев, стыд, и отвращение, негодование, сочувствие, но лишь в том случае, когда в вид проявляется моральная оценка человеком своих собственных или чужих поступков. Такую эмоциональную форму нравственной оценки следует отличать от внешне так же проявляющихся переживаний, но за к-рыми не скрывается ничего, кроме личных интересов, склонностей, привычек, симпатий, антипатий.

Эмоции

Непроизвольное проявление или выражение внутреннего состояния человека (индивидуума), носящее индивидуальный характер. В некоторых культурах и случаях иногда считается принятым эмоции подавлять, в других демонстрировать. Физиологически и психологически эмоции являются информационным потоком, помогающим либо мешающим индивидууму ориентироваться в окружающем его мире и так или иначе систематизировать "жизненный опыт ".

(франц. emotion от лат. emoveo - потрясаю, волную) - субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. и охватывающие практически все виды чувствительности и переживаний. Сопровождая любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации). Положительные эмоции - связаны с удовлетворением различных потребностей организма и, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные эмоции - связаны с неудовлетворением потребностей организма, приводя к пассивности в жизнедеятельности либо стимулируя активность, направленную на избегание вредных воздействий. Развитие эмоций в онтогенезе - связано с тем, что определенные объекты и ситуации, предшествовавшие непосредственно возникновению эмоций, приобретают способность вызывать их (формируются предметные эмоции, имеющие предвосхищающий характер). В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются т.н. аффекты, бурные кратковременные эмоции. Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит другие психические процессы и "навязывает" определенный закрепившийся в эволюции способ "аварийного" разрешения ситуаций (например, бегство, агрессию), который оправдывает себя лишь в типичных биологических условиях. Таким образом, посредством как элементарных, так и более сложных форм эмоций индивид приобретает видовой опыт. Ориентируясь на эмоции, он совершает необходимые действия (например, избегание опасности, продолжение рода), целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта. Осуществляя функцию положительного и отрицательного подкрепления, эмоции способствуют научению полезным формам поведения и устранению не оправдавших себя. Развитие эмоций в условиях общества детерминировалось необходимостью их направления на новые социально значимые явления. Формирование эмоций человека - важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Дифференцированные и устойчивые эмоции возникают на основе высокоразвитого сознания человека и удовлетворения его социальных потребностей. Высший продукт развития эмоций человека - чувства (интеллектуальные, эстетические, нравственные). Эмоции влияют на содержание и динамику восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления. Эмоции различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями чаще всего лежит в основе неврозов. Важную роль играют эмоции в этиологии и синдромах также и других психических заболеваний. Хотя эмоциональная реактивность человека в известной мере зависит от его индивидуальных (типологических) особенностей, решающее значение в формировании эмоций принадлежит правильному воспитанию, особенно в раннем детском возрасте. Богатый мир эмоций, отражающий разнообразие социально ценных мотиваций, характеризует творчески активную, гармонично развитую личность.

(лат. emovere - возбуждать, волновать) - эффективная форма проявления моральных чувств (в отличие от волевой формы их выражения-побуждений). Если чувство представляет собой устойчивое субъективное отношение человека к ч.-л. (любовь к родине или к др. человеку, ненависть к врагу), то Э, - это переживание того или иного чувства в определенный момент, в конкретной ситуации, Сам процесс протекания Э. (изменение деятельности сердца и легких, прилив или отлив крови, сокращение мышц, обострение или подавление обычных реакций, изменение выражения лица, интонации, жестов и т. п.) изучается психологией и физиологией. Этика занимается лишь социальным содержанием Э. (анализирует, как они выражают отношение человека к об-ву и влияют 3 на его поведение). К моральным Э. можно отнести, напр., переживание чувства одобрения и осуждения, удовлетворения, радости, симпатии и неудовлетворенности, антипатии, а также гнев, стыд, и отвращение, негодование, сочувствие, но лишь в том случае, когда в вид проявляется моральная оценка человеком своих собственных или чужих поступков. Такую эмоциональную форму нравственной оценки следует отличать от внешне так же проявляющихся переживаний, но за к-рыми не скрывается ничего, кроме личных интересов, склонностей, привычек, симпатий, антипатий.