Экзорцизм: что это такое? Кто такой экзорцист

Экзорцизм – обряд изгнания бесов и демонов из человека. Он существует в самых разных культурах и религиях и призван с помощью молитв, заклинаний и других обрядовых действий избавить человека от сущности, которая сидит внутри и отравляет жизнь. Кто такой экзорцист – в этой статье.

Кто такой экзорцист и чем он занимается?

Об одержимости бесами упоминается еще в Новом Завете. Их умело изгонял Иисус Христос и его апостолы, а сегодня эту процедуру, которую, кстати, признают в качестве официальной, проводит духовное лицо низшего ранга. Но по понятным причинам на такое отваживаются не все священнослужители, ведь для этого нужно быть по-настоящему воцерковленным человеком, иметь непоколебимую веру в , огромную силу воли и самое главное – не бояться, потому как слабый человек может стать игрушкой в «руках» бесов, к тому же считается, что семья и близкие люди экзорциста тоже находятся в опасности.

Кто такой экзорцист зависит от контекста и культуры. Ими являются ламы, раввины, священники, шаманы, ведьмы, медиумы, знахари и т.д. Тем, кто интересуется, как стать экзорцистом, стоит ответить, что для этого нужно официально получить духовный сан, то есть выучиться на священнослужителя, или же пойти своей дорогой, то есть стать так называемым нео-экзорцистом. Последние обладают совершенно иным подходом и стилистикой. Прежде чем узнать, как стать экзорцистом в домашних условиях, необходимо удостовериться, что для этого имеются соответствующие способности – магические, эзотерические, способности к гипнозу и др. Даже не все из тех, кто проводит ритуалы от имени дьявола, берутся за изгнание бесов, потому как знают, какую опасность это таит.

Как проводится обряд экзорцизма?

Какой-либо определенной процедурой экзорцизм не является, поэтому тем, кто интересуется, как стать экзорцистом, стоит поближе познакомиться с обрядами, характерными для разных конфессий:

  1. Православные священнослужители, занимающиеся «отчиткой», как еще называют экзорцизм, собирают одержимых в храме и двигаются по проходу со святой водой и кадилом, кропя каждого и читая определенные молитвы. Они открыто призывают дьявола уйти именем Христа. Молитвы над беснующимися приводятся в современных требниках, а также более ранних трудах, например, Апостольских постановлениях, Требнике Петра Могилы и др. После изгнания демона священнослужитель призывает человека к праведной жизни и вере, иначе его пустую душу снова могут занять , причем в еще большем количестве.
  2. Католики проводят обряд похожим образом. Выполняют его в изолированном месте, например, часовне, где епархиальный епископ, получивший разрешение вышестоящих глав церкви, проводит обряд, читая молитву за терзаемого человека. Ему могут помогать светские, но произносить формулу экзорцизма они не имеют права.
  3. В иудаизме проводится ритуал, который называется диббук. Его проводит цадик, что переводится как «праведник». При этом в зависимости от способа проведения ритуала человек избавляется от беса либо через искупление грехов, либо демон изгоняется в ад, покидая тело через маленький палец на ноге, где после этого остается кровоточащая ранка.
  4. В исламе также проводится экзорцизм, более известный как «изгнание джина».

Где учат тому, как стать экзорцистом?

Тем, кто интересуется, где учат стать экзорцистом, стоит ответить, что такие уроки преподают в академии «Тру-Кросс», университете Athenaeum Pontificium Regina Apostolorum. Причем абитуриентов там обучают не только церковным предметам, но и основам психиатрии, чтобы они смогли отличить реальную одержимость от признаков шизофрении и других заболеваний.

Каким бы невероятным это не казалось в век компьютерных технологий, генной инженерии и космических исследований, экзорцизм – многотысячелетний старый как мир обряд изгнания демонов из человеческого тела, производимый вавилонскими жрецами, племенными шаманами и самим Иисусом, переживает бурное возрождение… Действительно ли он способен помочь тогда, когда бессильна наука и медицина?

Почти прекративший свое существование 200 лет назад, сегодня экзорцизм практикуется в подавляющем большинстве христианских стран, если в 1993 году съезд Международной ассоциации экзорцистов, проводимый Ватиканом с благословения Папы, собрал он лишь 6 человек, то летом 2000 года на нем присутствовало уже боле 200 экзорцистов. В Италии чисто экзорцистов за последние годы возросло с 20 до 300, в Испании – с 32 до 400. В США католическая церковь увеличила число официальных экзорцистов с 1 в 1990 году до 20 в 2000-м, кардинал Френсис Джордж по просьбе прихожан назначил экзорциста в Чикаго – впервые за последние 160 лет. Но эти цифры ничтожны по сравнению со статистикой протестантских приходов: согласно профессору теологии Роберту Баррену, сегодня в них насчитывается более 6 мелких раскольнических сект, которые проводят ритуал изгнания без разрешения церкви.

Среди причин резкого повышения интереса к древнему ритуалу экзорцизма называют растущее число сатанинских культов и веру в способность церкви помочь человеку в борьбе со злом, возрождающуюся на почве повсеместной бездуховности и очевидной ложности «новых» религиозных течений. Истории, вроде той, которая случилась в 1949 году, когда иезуитский священник Вильям Боудерн избавил мальчика из городка Ренье от вселившегося в него духа, лишь подстегивает интерес к экзорцизму. Считается, что мальчик стал одержим в результате оккультных экспериментов собственной тети, которая была медиумом и проводила в доме спиритические сеансы и которая погибла вскоре после того, как мальчик попал под воздействие демона. Эта история стала известна на весь мир, на ее основе был снят фильм «Изгоняющий дьявола» и, тем самым, положено начало горячим спорам между учеными и священнослужителями относительно того, что представляет собой Зло, как с ним бороться и насколько важным инструментом в этой борьбе является экзорцизм. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо проследить историю экзорцизма с самых ее истоков до наших дней.

Ритуал экзорцизма последняя надежда

На протяжении тысячелетий экзорцизм оставался главным и единственным оружием человека против злых духов и лукавых демонов.

– всех пугала тайная, невидимая сила, способная вселиться в человека и подчинить его себе, поэтому вряд ли на свете найдется народ, которому неведомо было бы понятие «одержимости», а значит, и понятия «экзорцизма». Амулеты, заговоры, обереги пользовались огромной популярностью, но экзорцизм затмевал их всех, потому что только он напрямую имел дело с демонами и даже самим Дьяволом в тех случаях, когда надеяться на защиту оберегающих символов было уже поздно. Истории известно бесчисленное количество задокументированных примеров истинной одержимости, рано как и ее успешного исцеления при помощи обряда экзорцизма . Возможно, часть случаев одержимости можно отнести на счет естественных причин – эпилепсии, истерии и лунатизма, но и после учета неправильного диагностирования, ошибок и преувеличений остается огромное количество примеров, которые невозможно объяснить иначе, кроме как вмешательством злой, враждебной и разумной сущности, остановить которую может только человек, изгоняющий демонов.

Воздействия ритуалом экзорцизма на демонов

Экзорцизм представляет собой метод воздействия на злых духов при помощи заклинаний, ритуалов и приказов, само же слово происходит от библейского «exorkizo», что переводится как «изгонять», «прогонять» или «выбрасывать», так что экзорцист – это тот, кто обладает умением и способностью изгонять из человека подчинившую его себе чужеродную зловредную сущность. В христианском мире экзорцистом может стать только священнослужитель. При присвоении ему сана экзорциста, священника от имени церкви наделяют властью «изгонять демонов» и «накладывать руки на одержимого, чтобы таким образом через силу Святого Духа и слова экзорцизма злые духи покидали тела бесноватых». В целом же провести обряд экзорцизма мог каждый священник, включая пастора, но, если он не был посвящен в сан экзорциста, ему требовалось специальное разрешение епископа.

В средние века экзорциста называли заклинателем, так же, как и некроманта, вызывавшего добрых духов. Он был единственной надеждой на спасение для несчастных одержимых и их страдающих родственников.

Экзорцизм и симптомы одержимости человека

Одержимого дьяволом человека легко узнать по ряду признаков, которые были систематизированы уже в 3 веке.

Как узнать одержимого демоном человека

  • Он обладает противоестественной физической силой (известны случаи, когда девушку или ребенка не могли удержать на месте трое крепких мужчин), содрогается в жутких конвульсиях, впадает в бешенство, мечется, вращается на одном месте с поразительной скоростью, причем как в стоячем, так и в лежачем положении.
  • Его кидает и бросает в разные стороны, тело приобретает невероятную гибкость и подвижность, принимая самые неестественные позы, глаза вылезают из орбит.
  • У одержимого демоном человека неожиданно начинаются приступы рвоты и беспричинного возбуждения, он говорит не своим голосом, зачастую на языках, ему не известных, ругается, грозится, произносит хулу на церковь, выкрикивает непристойные слова и оскорбления.

Так было с семьей Бернеров: осенью 1864 года супруги Джозеф и Анна-Мария и пятеро их детей стали жертвой неизвестной болезни, которую не мог излечить ни один лекарь и которую нельзя было назвать никак иначе, кроме как одержимостью дьяволом. Они вели себя так ужасно, что даже родственники боялись заходить в их дом. Аббат Чарльз Брей, осознавая трудность и опасность ситуации, направил к Бернерам трех теологов – экзорцистов: Штампфа, главу семинарии в Страсбурге, главного викария Фрейбургера и ректора университета Шестера. Однако, не смотря на все усилия экзорцистов, промучавшись пять лет, супруги Бернер скончались в 1869 году в состоянии полного помешательства. Зато детей спасти удалось: обряд длился двое суток, после чего экзорцисты представили Аббату подробный отчет обо всех тех жутких сценах, которые им довелось за это время увидеть. Этот случай стал знаменит на весь мир. В Америке, в городе Алсаче, по сей день стоит мемориальная доска, на которой написано: «память о несчастных Джозефе и Анне-Марии Бернер, страдавших и скончавшихся от одержимости демонами в 1869 году».

Однако временами одержимые дьяволом люди способны впадать в другую крайность: часами лежать в одном положение, при этом их тело напрягается, каменеет, так что не один сустав не сгибается, даже если к этому прикладывают усилия несколько человек. Иногда одержимые демоном имеют и могут в течение недели только мычать, шевелить губами и вращать глазами, а иногда они становятся глухи настолько, что выстрел из пистолета произведенный у самого ухо, не способен заставить их даже глазом моргнуть. Помимо этого, давно уже отмечен тот факт, что симптомы одержимости усугубляются и перерастают в неконтролируемые вспышки агрессии при появлении любого предмета, освященного в соответствии с церковным каноном, будь то святая вода, крест, медальон или четки. Приступы бешенства сменяются страхом: одержимые забиваются в самые дальние углы комнаты, воют, стонут, плачут, словно в агонии.

Интересно и то, что демоническая одержимость подозревается экзорцистами в тех случаях, когда у человека открывается дар ясновидения, когда он подвершен неожиданным атакам левитации, когда рядом с ним проявляются бесчеловечные сущности, например, приведения и полтергейст, и «языкознание», когда человек говорит на неизвестном ему языке, который он никогда раньше не изучал.

Тысячелетняя история экзорцизма

В Древней Греции все болезни считались посланной богами карой, и каждая попытка излечения рассматривалась как бунт против обитателей Олимпа. Известно, что Эпикура и Эскина, детей женщины, зарабатывавшей на жизнь изгнанием злых духов, презирали за то, что они помогали матери в ее «нечистой» работе. Это отношение к экзорцистам разительно отличается от принятого на Востоке: в Ассирии и Вавилоне жрецы, изгонявшие демонов, занимали высокое положение при храмах и пользовались уважением, так же, как и факиры — экзорцисты Индии, Персии и Египта. В Вавилоне, после того как жрец подтверждал, что человек одержим, бесноватого купали в воде Евфрата или поливали священной водой из «колодца Бездны», потом приводили в дом экзорциста, обоих облачали в черные одежды, оставляли наедине, после чего жрец совершал обряд изгнания демона из человека.

В Британском музее хранится одно из защитных заклинаний от демонов времен Ашурбанипала, начинающееся словами: «Изыди, коварный демон (экимму)», а при раскопках в Ниневии был обнаружен аккадский труд по экзорцизму под названием «Злые духи».

Египтяне, в свою очередь, считались самыми искусными экзорцистами древнего мира: история изгнания, демона из принцессы Ра-Нефе-ру, жены Рамсеса II, запечатлена на стеле в храме бога Хонсу.

Древние иудеи считали способность изгонять злых духов одним из божественных даров царя Соломона, доказательством его исключительной мудрости.

Основатель движения хасидов Баал Шем Тов считал, что злые силы, или «диббуким», можно изгнать из человека без боя, и разработанный им ритуал экзорцизма до сих пор практикуется иудейскими священнослужителями. В неканонической иудейской литературе содержатся заклинания для изгнания демонов из человека , примеры которых можно найти в Талмуде в книгах Абода Зара и Санхедрин. В Ветхом Завете, в Девятой Книге Судей и в Книге Царей также упоминаются «злые духи, пребывающие в людях». В еврейских хрониках рассказывается о не ком Елезаре, жившем во времена римского императора Веспасиана, который при помощи волшебного кольца изгонял духов из одержимых людей через ноздри.

В Китае на протяжении тысячелетий проводятся церемонии экзорцизма злых духов при помощи святой воды и огня.

В Японии с древнейших времен известен ритуал изгнания демонов Тенга, вселяющихся в человека, питающихся его энергией и вызывающих лихорадку, болезни и агрессию. Древний буддийский ритуал экзорцизма называется «чир-лог» и включает в себя чтение заклинаний и особый танец, отпугивающий злого духа.

Экзорцизм в христианской религии

Однако ни одна религия не уделяла экзорцизму столько внимания, сколько христианская церковь, главным образом потому, что сам Иисус не однократно изгонял демонов из одержимых. В Новом Завете, особенно в Евангелии от Матфея, существует много примеров экзорцизма, и все они базируются на вере в то, что демоны могут захватывать тела людей, заставляя их вести себя самым странным образом. В первом стихе девятой главы Евангелия от Луки говорится о том, что Иисус дал апостолам «власть над злыми духами», которую они использовали, изгоняя демонические сущности из бесноватых людей. Изучая Новый Завет, можно заметить, как относились к одержимости человека во времена Христа: жертв никогда не обвиняли, не критиковали и не считали одержимость свидетельством их греховности. Более того, считалось, что животные, как и люди, могут быть одержимы духами, в одном теле может одновременно находиться множество демонов, духи могут наделять свои жертвы сверхъестественными способностями.

В анналах истории остались тысячи рассказов о том, как несчастный одержимый демоном человек освобождался и возрождался к нормальной жизни после проведения над ним обряда экзорцизма. Святой Бенедикт, достойный, умный и образованный человек, писал о том, что при постройке монастыря, до этого служившей местом проведения сатанинских оргий, ему пришлось столкнуться со случаями одержимости у некоторых монахов и самостоятельно провести обряд экзорцизма. Медальон святого Бенедикта имеется в арсенале каждого экзорциста… как минимум с 1415 года.

Известен случай, когда одержимого демонами человека привели в обитель Сергия Радонежского. Несчастный бился и метался, рвал веревки и даже цепи, выкрикивал непристойные слова, но успокоился сразу же после того, как святой осенил его крестом и прочел молитву. Сущность покинула бесноватого человека, вскоре рассудок окончательно к нему вернулся, и он полностью поправился.

В Англии во времена правления Елизаветы пуританский священник Джон Даррелл прославился на всю Европу как успешный экзорцист, а его наставником был не менее знаменитый иезуитский миссионер Вильям Вестон, проводивший обряды экзорцизма в Испании, Франции и Англии. Осуществлял ритуал экзорцизма и сам Мартин Лютер.

Лучшие экзорцист

Первые экзорцисты, состоявшие на службе христианской церкви, появились лишь в III веке. В 251 году Папа Корнелий упоминает в письме Фабию «пятьдесят двух экзорцистов», состоящих на службе римской церкви, а также говорит о том, что организация их деятельности была осуществлена в 236 году его предшественником, Папой святым Фабианом Мучеником. Чуть позднее экзорцисты упоминаются в Десятом Каноне Антиохского собора в 341 году как занимающие равное положение с дьяконами, и с тех самых пор люди, изгонявшие демонов, составляли уважаемую прослойку в иерархии римской католической церкви. Они воевали с колдунами и ведьмами и излечивали одержимых, руководствуясь древним сводом специально разработанных правил, и при этом проходили серьезную физическую и духовную подготовку. От них требовалась скромность, смелость, выносливость, осторожность и благоразумие: нередко случалось так, что обряды затягивались на шесть-восемь часов, и известны случаи, когда неопытные экзорцисты погибали, будучи не в состоянии вынести подобное испытание. Зачастую погибали, да и продолжают гибнуть и сами одержимые.

Именно потому, что ритуал изгнания злых духов из человека , крепко держащихся за свои жертвы и неохотно их покидающих, представлял физическую, эмоциональную и духовную опасность для его участников, кандидатов в экзорцисты отбирали с особенной тщательностью. Они должны были знать наизусть молитвы и правила проведения обряда, уметь применять оберегающие символы, отличать признаки одержимости от лунатизма, игры воображения и определенного рода болезней, на протяжении долгого периода времени оставаться без еды, питья и сна и, конечно же, иметь благородные мотивы и глубоко верить в Бога.

Экзорцист проводил много времени в молитвах, в течение всего года соблюдал строгий пост, много читал, старательно учился. В целом, церковь сделала все возможное для того, чтобы как можно более надежно оградить институт экзорцизма от суеверий, непрофессионализма и трагических ошибок, а его участников - от травм. Раз за разом повторяется строгое предупреждение: к обряду изгнания духов из человека необходимо относиться со всей серьезностью, в противном случае последствия могут быть ужасны.

Ритуал экзорцизма

С 1614 года, когда с благословения Папы Павла V было создано первое руководство по проведению ритуала экзорцизма, католическая церковь признавала и признает девять способов изгнания злых духов, каждый из которых сопровождается чтением определенных молитв и псалмов.

  • Первые три способа применяются в случаях продолжительной одержимости демоном человека;
  • четвертый и пятый - закрепляют эффект первых трех, изгоняя из человека остатки нечисти;
  • шестой применяется в отношении инкубов и суккубов;
  • седьмой, включающий в себя особую «службу» для каждого дня недели, - для домов с привидениями;
  • а восьмой и девятый очищают человека от действия колдовских и демонических чар.

При этом на протяжении веков главным оружием экзорциста оставались молитва и заклинание, способные избавить от всех видов демонического воздействия. В крайних, самых сложных случаях церковь позволяла экзорцистам применять черную магию для освобождения человека от злых духов: известна история средневекового немецкого епископа, который вдруг начал страдать от болей, наведенных на него колдуном, и ничто не могло избавить его от мучений. С разрешения Папы епископ обратился за помощью к известной в данной местности ведьме, которая магическими заклинаниями изгнала из священнослужителя мелкого демона, причинявшего тому физические страдания.

Поскольку проведение ритуала всегда считалось небезопасным, экзорцист редко работал в одиночестве, как правило, ему ассистировали по меньшей мере три человека. Первый был молодым священником, сведущим в обряде изгнания демонов. Он должен был взять на себя проведение ритуала в том случае, если погибал главный экзорцист. Второй был врачом. Он помогал экзорцисту усмирять или удерживать жертву одержимости, следил за ее физическим состоянием и, если необходимо, давал лекарства. Третьим был крепкий, сильный человек, как правило, родственник жертвы.

В средние века экзорцист начинал ритуал с того, что обзывал демона самыми ужасными ругательствами в надежде, что он выдаст свое истинное имя. И таким образом передаст часть власти над собой в руки священнослужителя. Попытки заставить демона выдать свое настоящее имя сопровождались вспышками агрессии со стороны одержимого. Бесноватого обмазывали маслом, благовониями и привязывали к кровати или стулу. Ритуал изгнания требовал от экзорциста железной воли и огромных физических сил, так как, по свидетельству очевидцев, одержимые неким таинственным образом всегда оказывались связаны с порабощающими их демоническими сущностями и, как правило, не хотели от них избавляться. От больного же требовалось по возможности очистить мысли и прогнать страх. При несоблюдении этих простых условий успеха ожидать не приходилось. Несмотря на огромное количество способов изгнания зловредного духа из человеческого тела или какого-либо места, общая картина во всех случаях остается одинаковой: экзорцист должен быть священнослужителем, дверные и оконные щели в комнате, где происходит обряд изгнания, равно как и вход в дом, необходимо залить церковным воском. На дверях нужно нарисовать мелом или повесить кресты, в помещении разжечь огонь с благовониями, при этом перед началом ритуала экзорцист обносит дом одной из лучин, произнося молитвы. В каждой комнате со словами: «Я изгоняю тебя, о нечистый дух, во имя Отца, Сына и Святого Духа», разбрызгивается освященная в храме святая вода. Во всех видах христианского экзорцизма для защиты тела было принято «запечатывать» девять его отверстий святой водой, так как считалось, что демоны могут проникнуть в человека с едой и питьем и даже при дыхании. По сей день этот ритуал производится каждым, кто готовится сразиться с дьявольскими силами.

Кстати, в России вместе с возрождением православия в храмах возобновлена практика экзорцизма и проводятся специальные службы - отчитки.

Существует ли объяснение одержимости демоном человека?

Отрицаемая материалистами, она совершенно реальна для каждого, кто верит в существование невидимого мира духов. Возможно, именно поэтому одно из наиболее интересных объяснений феномена одержимости было предложено спиритуалистами, утверждающими, что обитатели мира духов постоянно ищут контакта с живыми, давая о себе знать через наши органы чувств. Духи, с которыми при помощи особых способностей и в определенных обстоятельствах можно установить контакт, нередко выдают себя за души почивших, но в действительности являются разумными, злобными сущностями - демонами или нечистыми духами. Их расчет состоит в том, чтобы, воспользовавшись ситуацией, найти жертву среди участников сеанса и, подчинив ее себе, питаться живой энергией.

Для того чтобы отрицательной энергии было больше (а злым духам нужна именно разрушительная энергия), необходимо поместить человека в экстремальные условия: в этом и лежит причина тех страданий, которые выпадают на долю одержимых. Недаром духи чаще всего избирают домом объект, связанный с негативными переживаниями: кладбища, дома, в которых происходили трагедии и убийства, «нежеланных» детей, последователей сект и культов. Более того, опыт показывает, что каждый второй одержимый участвовал в свое время в спиритических сеансах, пользовался гадальными досками, занимался оккультными науками: ведь мало уметь вызвать духа, нужно еще и уметь защититься от него. Как писал известный исследователь Арктики и частый посетитель спиритических сеансов доктор Кейн:

«Бойтесь духов, так как спиритизм открывает дорогу к одержимости».

Одним из наиболее интересных симптомов одержимости, свидетельствующим в пользу сверхъестественной природы феномена, является уникальная осведомленность больного: он знает важные вещи, которые не могут быть ему известны. Он знает подробности личной жизни совершенно незнакомых ему людей, тонкости самых разных наук и ремесел, события, происходящие в отдаленных местах. Объяснить этот феномен с научной точки зрения невозможно. Но экзорцисты считают, что такое «невозможное знание» или «предвосхищение» принадлежит не самому человеку, а поработившему его духу, потому и выплескивается оно лишь в те минуты, когда одержимый «уступает себя» демону, то есть говорит не своим голосом и не от своего лица, и никогда в нормальном состоянии. Невозможное знание часто встречается и среди людей, считающихся душевнобольными, и тоже исключительно во время приступов, и поскольку медики объяснить наличие «предвосхищения» не могут, возможно, стоит задуматься над тем, что «знающие» люди нуждаются в помощи не психиатра, а священника. Недаром ведь, согласно официальной мировой статистике, экзорцисты оказались в состоянии помочь довольно большому числу людей с диагнозами «шизофрения» и «эпилепсия», в действительности страдавшими от одержимости.

Прежде чем экзорцист подтвердит истинность одержимости демоном человека, обратившегося к нему за помощью человека, больному приходится пройти ряд испытаний и многое рассказать о себе. И такое практикуется не только сегодня, так было и сотни лет назад. Уже в XV веке теологи предупреждали экзорцистов о том, что необходимо быть крайне осторожными при «постановке диагноза», поскольку, как писал святой Альфонс Лигори, «в большинстве случаев одержимость является лишь игрой воображения, выдумкой или слабостью». В наше время церковь настаивает на том, чтобы экзорцисты обучались основам психологии, знание которых поможет отделять симптомы истинной одержимости от различных проявлений психиатрических заболеваний. Многие странные, ненормальные формы поведения, связываемые с одержимостью, например, пена изо рта, агрессивность, голосовые изменения, сильнейшие судороги, галлюцинации, могут быть вызваны и душевными заболеваниями. В то время как многие «истинно» одержимые могут вести себя тихо, спокойно и ничем не отличаться от всех остальных людей.

Экзорцисты в наши дни

В 1999 году Ватикан впервые за последние 350 лет издал новый, пересмотренный сборник правил проведения обряда экзорцизма на семнадцати страницах, переведя его с латыни на основные мировые языки. До этого пересмотр сборника осуществлялся Собором в 1614 году. Главными в новом издании стали пункты, гласящие, что экзорцисты должны проводить больше времени в молитве с одержимым, что ритуал избавления одержимого человека от демона можно проводить только с разрешения епископа и только в отсутствие представителей средств массовой информации. Изгоняющим духов священникам запрещается давать интервью, рассказывать о ритуале экзорцизма и о себе. Помимо этого, правила требуют, чтобы весь обряд проходил в спокойной обстановке при полном контроле со стороны экзорциста: «при ритуале не должны наблюдаться истерия, искусственность, сенсационность и театральность». Как и раньше, обряд начинается с общих приготовлений, молитвы, благословений и кропления святой водой, накладывания рук на одержимого и рисования креста.

Ритуал экзорцизма начинается со слов «Я приказываю тебе, Сатана…», а заканчивается приказом «Изыди!». Само же описание ритуала экзорцизма занимает девяносто страниц и книга называется «Обо всех видах экзорцизма », теологи и священники Ватикана работали над ним последние двадцать лет.

Новый вариант обряда экзорцизма сохранил символизм и язык средневековья. О том, что Ватикан крайне серьезно относится к древнему ритуалу, свидетельствует тот факт, что в 2000 году Папа Иоанн Павел II лично помогал изгонять демонов из девочки, которая «говорила языками» и чужими голосами, демонстрируя самые разные признаки одержимости. После проведения ритуала экзорцизма священниками, Папа благословил ребенка, и девочка была объявлена излеченной. Этот случай не единственный: в 1982 году Иоанн Павел провел успешный обряд экзорцизма вместе с кардиналом Жаком Мартином. Об излеченной женщине известно лишь то, что ее звали Франциска Фабрицци. Главный экзорцист Рима Габриэль Аморт провел сотни ритуалов изгнания демонов, в том числе и в присутствии Папы. Аморт считает ошибкой современных священнослужителей недостаточно серьезное отношение к экзорцизму и советует им не жалеть соли, масла и святой воды в борьбе со злыми духами. Главный экзорцист Нью-Йорка отец Джеймс Лебар утверждал, что на протяжении последних тридцати лет проводит обряд экзорцизма не реже 30-35 раз в год. Однако самым сильным экзорцистом по праву считается отец Кандидо Амантини, который вплоть до своей кончины в 1992 году проводил обряды изгнания духов из человека практически ежедневно, более того, в очередь к святому отцу выстраивалось по шестьдесят человек в день! Известно, что во время последнего своего ритуала отец Амантини сказал духу, мучавшему девушку: «Изыди! Господь уже давно приготовил для тебя большую раскаленную печку!», на что демон ответил: «Ты не знаешь, о чем говоришь! Не Бог придумал ад, Он даже не задумывался над этим. Ад создали мы!».

Ведущий мировой экзорцист отец Джереми Дейвис, который до принятия сана был врачом, утверждает, что рост активности церкви в последние десять лет привел к тому, что с каждым годом число совершенных обрядов экзорцизма неуклонно увеличивается, и что экзорцисты давно не были так загружены работой, как в наши дни. Дьявол все заметнее укрепляется в современном мире, пороки процветают, стремительно растет , все явственнее проявляется общая религиозная непросвещенность, и — это ведет к тому, что все большее число людей нуждается в помощи экзорцистов. Согласно отцу Дейвису, «человек пытается построить новый мир без Бога, новую Вавилонскую башню и уже начинает пожинать плоды своей гордыни и глупости».

Как проявляется одержимость

Многие признаки одержимости мы можем найти в мистической литературе и произведениях жанра фэнтези, где подобным образом характеризуется разного рода нечисть (вампиры, оборотни и т.п.). Скорее всего, эта традиция пошла как раз от описаний в разного рода трактатах обряда экзорцизма и признаков того, что в человека вселился злой дух. Вот некоторые из этих признаков:

  • Человек не посещает церковь, так как в храме ему становится плохо - он чувствует сильный страх, теряет сознание, его охватывает паника.
  • Человек не терпит прикосновение святой воды - она вызывает натуральные ожоги. Такой же эффект дает и прикосновение к кресту и к любому серебряному предмету.
  • Чтение молитв и крестное знамение при одержимом человеке может привести к тому, что человек падает и начинает биться в конвульсиях.
  • От колокольного звона и от паров ладана у человека начинаются страшные головные боли.
  • Человек без причины вдруг начинает хулить Бога и возносить дьявола.
  • От одержимого шарахаются животные, а те звери, которые живут у него дома, стараются убежать или заболевают и умирают. Особенно чутко реагируют на наличие беса в человеке кошки и собаки.
  • Человек начинает злоупотреблять наркотиками или алкоголем, хотя раньше за ним такое не водилось.
  • Человек становится злым и раздражительным. Он чурается людей, старается больше времени проводить в одиночестве. Он может спать несколько суток подряд и весьма странно реагирует, если его пытаются будить.
  • Спокойный до этого человек становится буйным, он везде ищет повод для драки или для каких-то других разрушительных действий, плюется, метя при этом в глаза другому человеку.
  • Человека мучают чужие голоса, он исполняет их приказы - ломает какие-то предметы (чаще всего имеющие отношение к церкви), убивает или совершает попытки суицида.
  • У человека меняется голос - он становится низким, хриплым, часто напоминает не человеческую речь, а звериный рык.
  • Человек становится невероятно силен, особенно активно это проявляется, когда кто-то при нем пытается произносить имя Бога для того, чтобы оградить этого человека от дьявола или читать над этим человеком очищающие молитвы. В таких случаях даже хрупкий и слабый на вид человек может разорвать на себе веревки, бросить в экзорциста тяжеленный стол или выбить железную дверь.

    Причины одержимости

    В современном мире не так уж и много способов стать обладателем своего «личного» беса. Однако любое обращение к потусторонним силам может стать причиной одержимости. Так, например, при проведении спиритического сеанса вполне можно стать вместилищем для демонов и приходящих на зов злых духов.

    Феномен спиритизма не изучен, и есть предположение, что вместо тех, кого вызывают (Наполеона, Ленина, Достоевского или душ умерших родственников), приходят только бесы, которые ищут наиболее слабого человека для того, чтобы он стал для них временным пристанищем.

    Наибольшей опасности подвергаются те спириты, которые не доводят обряд заклинания духов до конца, те, кто не может или не умеет обезопасить себя от тех, кого они вызывают. Оставаясь в помещении после завершения спиритического сеанса, духи никуда не уходят - они ищут для себя вместилище. Этим вместилищем чаще всего оказываются люди. Реже - предметы или животные.

    Еще одной причиной одержимости может стать присутствие непосвященного и слабого человека при обряде экзорцизма - изгоняемые злые духи, ища пристанища, входят в них, и уже «наблюдатели» становятся потенциальными «пациентами» экзорцистов.

    Как проводится обряд экзорцизма в наше время

    В православной церкви обряд экзорцизма может проводить только специально посвященный в это человек. Считается, что только тот, кто приближается к святости, имеет возможность успешно изгонять дьявола. К сожалению, часто за это берутся люди, которые сами не отличаются праведной жизнью или недостаточно сильны в своей вере, и это приводит не к исцелению страждущего, а к летальному исходу.

    Посвященные же священнослужители сначала выясняют, каким образом человек стал одержимым, какой именно демон или бес в него вселился, то есть, как надо называть этого демона во время обряда. Затем над одержимым читается молитва. Эта молитва - самая длинная из всех известных, ее прочтение занимает около 20 минут.

    После обряда экзорцизма священнослужитель долго беседует с человеком, наставляет его на путь истинный. Раньше вместе с молитвами, как уже было сказано, одержимого били палками. Сейчас все проходит более гуманно.

    Тем не менее, не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Одержимый не сидит и не ждет, пока над ним отчитают положенную молитву, демон внутри человека сопротивляется изо всех сил, поэтому исцеляемый вырывается, пытается убежать, иногда даже два сильных и крепких помощника священнослужителя не могут удержать одержимого.

    И в этом состоит главная опасность - если обряд будет прерван или не доведен до конца, человек, из которого изгоняют дьявола, может погибнуть.

    В век высоких технологий и сильно развитой медицины разговоры об одержимости и экзорцизме могут показаться кому-то фантастическими. Но только не тем, кто с этим на самом деле сталкивался, и для кого обряд экзорцизма оказался единственным способом вернуться к нормальной жизни, а не закончить свои дни в психиатрической больнице. Так что, несмотря ни на что, не стоит сбрасывать со счетов то, что если кто-то во все это не верит, то этого не существует.

  • Изгнание приведений, духов, демонов или прочих существ, способных, как верили, беспокоить человека или вселяться в него, или место, которое он часто посещает. В зависимости от степени одержимости и от того, насколько злым оказывается дух, экзорцизм колеблется между дружеской, убеждающей беседой и тщательно разработанными ритуалами, вынуждающими существо изойти именем Всевышнего или местного бога.
    Слово "экзорцизм" происходит от греческого "экзосия" — "клятва". Оно переводится на латынь как "адюре" (adjure), на русский как "приносящий присягу". "Экзорцировать" значит не столько изгонять, сколько "привести духа или демона к присяге" или призвать высшие силы, чтобы они принудили существо действовать вопреки его желаниям. Американский памфлет "Экзорцизм" (1972) утверждает, что экзорцизм связывает силы зла посредством триумфа Христа, Его могуществом и Его церковью. Христианские ритуалы изгнания
    бесов, особенно в римской католической церкви, начинаются со слов: "Adjure te, spiritus nequissime, per Deum omnipotentem”, которые переводятся так: "Привожу тебя, злейший дух, к присяге Всемогущему Богу". Евангелия повествуют, что Иисус Христос изгнал множество демонов, но он не экзорцировал, так как ему не требовалось взывать к высшему существу.
    Ритуалы экзорцизма существовали повсеместно с античных времен. Во многих культурах, где верили, что духи регулярно вмешиваются в дела людей, экзорцизм был повседневным явлением. К экзорцисту обращались при болезнях, вызванных злыми духами, так же, как обращаются к врачу в случае физического недуга. Экзорцизм демонов, полтергейста, нежелательных или злых духов, энергий или
    «измысленных форм» (искусственных духов, созданных магическим ритуалом) является обычным во всем мире. Кто является экзорцистом, зависит от контекста и культуры. Чаще всего это священники, раввины, ламы, шаманы, знахари, медики, ведьмы и медиумы. Можно сказать, что формы экзорцизма зависят от психиатрической или психологической трактовки личных расстройств, при которых, как чувствует пациент, он одержим чуждой личностью. В христианстве экзорцизм ассоциируется с одержимостью бесами. Это считается злом, делом рук дьявола. Свидетельством одержимости является способность жертвы левитировать, показывать нечеловеческую силу, отрекаться от религиозных слов и предметов, говорить на чужих языках. Последняя особенность являлась сильнейшим доказательством для католической церкви. Она позволяла обратиться к епископу, чтобы тот разрешил экзорцизм.
    Священники сами изгоняли бесов при помощи младших лиц духовного звания, целителя и, возможно, члена семьи. Жертва испытывала боль, невероятные психические сдвиги, спазмы, тело ее издавало отвратительные звуки, жертва плевалась, потела, ее рвало, она страдала поносом. По комнате могли прокатываться волны жара и холода. Могли перемещаться предметы: мебель, одежда, ковры, лампы и игрушки. Обычно их убирали, чтобы они не летали по комнате и не ломались.
    Со спиритуальной точки зрения христианский экзорцизм — это дуэль между дьяволом и экзорцистом за душу жертвы. При этом не существует никакого убежища. Во время ритуала священник и его помощник должны быть относительно безгрешны, ибо дьявол может швырнуть их грехи им в лицо и сурово критиковать их. Каждой хитроумной уловке дьявола экзорцист должен противопоставить открытое требование уйти именем Христа, грозя, если дьявол не подчинится, непрекращающейся болью и проклятием. Кроме того, экзорцист должен быть тверд в вере, что могущество Иисуса Христа превосходит все.
    Среди христиан формальный ритуал экзорцизма существовал только в римской католической церкви. Это Римские ритуалы (Rituale Romanum), относящиеся к 1614 году. Менее формально экзорцизмы проводились протестантскими священниками.
    Не следуя определенной процедуре, экзорцист использует молитвы, ругательства, электрошок, побои, голод, запахи благовонных субстанций, субстанции, имеющие отвратительный вкус, которыми потчуют жертву. Очень хорошо действуют черемица, розовое масло и рута. Соль в Средние века была в Европе большой редкостью. Верили, что она приносит духовную чистоту. Соль всегда использовалась в ритуалах изгнания бесов, используется она и по сей день. Также применяют вино, символизирующее кровь Христа.
    Католики стали наиболее известными среди экзорцистов. Некоторые священники представляли ритуал для публики на площадях, призывая демонов Люцифера, Намброфа, Бечета, Наштарота и Набама изойти. В XX веке церковь уже не придает столь большого значения одержимости бесами и их изгнанию. Однако в 1991 году власти разрешили Американской радиовещательной компании заснять и показать в прямом эфире по телевизору настоящее изгнание беса из молодой девушки. Впервые в истории церкви экзорцизм был показан по телевидению, в шоу "20/20". Жертву рвало, она грозила кулаком, изменившимся голосом говорила непристойности. Но экзорцизм был не столь драматичен, как ожидали зрители, основываясь на сенсационных процедурах в фильмах типа "Экзорцист". Скептиков он не убедил. Экзорцизм не привел к выздоровлению, девушка вскоре вновь обратилась к психиатрам. Тем не менее, представители церкви сообщили: они верят, что дьявол продолжает досаждать людям.
    Мысль о том, что демон может овладеть невинным человеком, является важным постулатом для примерно восьми миллионов Пятиреберных христиан (Pentacostal Chr) Соединенных Штатов. Пятиреберные и так называемые "Боговдохновенные " ("Charismatics"), практикуют "избавляющее пасторство", при котором тот, кто объявляет себя "наделенным даром", изгоняет бесов и лечит наложением рук. Пастырь или целитель с помощниками, часто всей конгрегацией, противостоят дьяволу молитвами, призывая его изойти. Если жертва в самом деле одержима, бесы в конце концов обнаруживают себя, выкрикивая названия грехов, которые являются их сутью, как Вожделение, Зависть, Жадность. Если жертва возвращается к Христу, конгрегация радостно возносит благодарственные молитвы.
    Иное место занимал экзорцизм в идуаизме. В Ветхом Завете упоминается одержимость и изгнание злых духов. В Книге Царств Саул одержим бесом, который изгоняется Давидом, играющим на лире. В Книге Товита Товит узнает об экзорцизме от ангела Рафаила. Талмудистская литература I века н.э. упоминает экзорцистские ритуалы. Самый известный экзорцизм — диббук.
    В индуизме, буддизме, исламе и анимизме существует множество духов и приведений, ответственных за болезни и неприятные ситуации, которые могут ритуально изгоняться. В некоторых шаманистских традициях шаман всходит в экстатический транс, отправляясь на поиск, отвоевывая душу человека, захваченную демоном, а затем изгоняет демона.
    Мирские и церковные эксперты придерживаются более современных взглядов на одержимость и экзорцизм. Американский медиум и психолог, Карл Уикленд, и его жена, Анна, верили, что духи редко были злыми, скорее они смущались и попадали в плен ауры живого человека. При этом они вызывали умножение или раздвоение личности, душевные расстройства от "простых умственных отклонений до... всех типов слабоумия, истерии, эпилепсии, меланхолии, контузии, клептомании, идиотизма, религиозной и суицидальной маний, амнезии, психической инвалидности, алкоголизма, аморальности, функциональной содомии, жестокости и других видов преступлений" — писал Уикленд в книге "Тридцать лет среди мертвых" (1924). Уикленды использовали для освобождения духов уговоры и слабый электрошок.
    Кэнен Джон Д.Пирс-Хиггинс, английский священник, также применял уговоры. Доктор Мартин Израел, священник, старший преподаватель патологии Лондонского университета, соглашался с этим методом, добавляя, что большинство бестелесных созданий являются членами семьи или друзьями жертвы, пытающимися закончить свои земные дела.
    Английский священник, преподобный Дж.С. Нейл-Смит, из Хемпстеда, Англия, объявил, что провел более восьмисот успешных экзорцизмов как из людей, так и из мест. Он верил и в смятенных духов, и в злых демонов, считая, что не знающие покоя существа наполняют комнату холодом, а демоны — сухим зноем. Несмотря на то что для изгнания сущностей преподобный Нейл-Смит читал литургию, он полагался больше на убежденность, что духи уйдут, и в его силах вынудить их сделать это.
    Дональд Пейдж, медиум и экзорцист, полагается на руководства свыше для изгнания нежелательного духа. Он чувствовал вибрации духов, определяя по ним степень их злобности, иногда улавливал неприятный запах. Пейдж заявлял, что может видеть ауру пациента, и, если дух проникает в ауру, он удаляет его оттуда, принимая в себя, прежде чем отослать. В этом случае пациент видит, как дух изменяет Пейджа, придавая ему свой облик, демонстрируя черты, характеризующие данного духа: враждебность, застенчивость, слабоумие, агрессивность или даже злобу. В зависимости от степени одержимости иногда необходимо провести несколько сеансов экзорцизма. Пейдж верит, что, наблюдая его трансформацию, пациент будет более устойчив к попыткам духа овладеть им.
    В Калифорнии психиатр доктор Ральф Эллисон пишет в книге "Раздробленное сознание" (1980) о том, что за годы исследований его пациенты, особенно те, кто страдал раздвоением личности, проявляли признаки одержимости демонами. Наравне с обычным лечением им был рекомендован экзорцизм. Одна пациентка, наркоманка по имени Кэрри, страдала от страха задохнуться и умереть в канун следующего Нового года. Медиум сообщил, что Кэрри одержима духом молодой женщины по имени Бонни, умершей в 1968 году от превышения дозы наркотика.
    Эллисон сначала отверг эту версию. Но когда состояние пациентки ухудшилось, попробовал изгнание духа. Сначала он загипнотизировал Кэрри. Затем заговорил с ней, пытаясь определить, не была ли Бонни одной из сторон ее личности. Кэрри сказала, что нет. Под глубоким гипнозом она просила избавить ее от Бонни. Эллисон подвесил над Кэрри хрустальный шар и призвал Бонни оставить жертву в покое, сказав, что, когда шар перестанет вращаться, он поймет, что Бонни ушла. Дух оставил Кэрри. Девушка больше не боялась встречи Нового года. Исчезла и боязнь задохнуться.
    В христианстве не существует формальных ритуалов изгнания духов из мест. Подобный ритуал может состоять в том, что священник кропит землю святой водой и воскуряет ладан, требуя, чтобы дух покинул это место.
    Различные магические ритуалы якобы усмиряют духов, беспокоящих окрестности, особенно если они обитают на кладбище, в частности духов убийц и самоубийц, Для этого нужно начертить на земле магический круг, защищающий человека от приведения. В полночь заклинающий встает в круг и вызывает приведение, материализующееся с сильным грохотом. Затем заклинатель требует объяснения, чем вызваны появления духа. В соответствии с учением приведение ответит на все вопросы глухим голосом. Обычно причина кроется в незавершенном деле. Если изгоняющий духа пообещает выполнить последнее желание приведения, оно исчезает и больше не появляется.
    Если тревожащий дух появляется в доме, то ритуал чуть видоизменяется. Экзорцист входит в дом в полночь, неся свечу, компас, распятие и Библию. Он чертит магический круг, внутри него рисует крест. На крест заклинатель ставит стул и стол. Он садится на стул, кладет Библию и распятие на стол, зажигает свечу. Приведение появляется с шумом и решает все вопросы перед тем, как кротко уйти. Если изгоняющий — священник, то он окропит духа святой водой или покажет ему распятие. На самом деле такие ритуалы проводятся редко, или во всяком случае редко придерживаются подобной схемы. Иногда привидения не отвечают на вопросы, и экзорцизмы, выполняемые священниками, не удаются.
    В Китае привидения из домов традиционно изгоняет даосский священник. Сначала в месте, где обитает дух, воздвигается алтарь, затем зажигаются благовонные палочки и возлагаются на него. Одетый в красное платье, синие носки и черную шляпу священник заходит в дом. В левой руке он держит чашку, в правой — меч. Даос делает семь шагов налево и восемь направо и поет: "Бог неба и земли, облачи меня многими полномочиями, чтобы я мог изгнать из этого жилища злых духов всех видов. Если какой-то из них не подчинится мне, дай мне силу приказать повелителям демонов для безопасной защиты". Обращаясь к демону, священник добавляет: "Исчезни быстро, как свет", кладет меч, подбирает пучок ивовых прутьев, опускает их в чашку и кропит зольной водой в углах дома в соответствии со сторонами света. Он снова берет меч и с чашкой идет к восточному углу и произносит: "У меня есть власть, Тай-Шаонг, Лу-Киван". Даос отпивает из чашки и выплевывает воду со словами: "Убей зеленых духов, вызванных несчастливыми звездами, или позволь им уйти". Ритуал повторяется во всех углах, но вместо зеленого упоминается красный, белый и желтый цвета.
    Помощники священника бьют в гонги и барабаны. Даос говорит:
    "Злые духи востока (запада, юга, севера), посылаю вас обратно на восток (запад, юг, север)". Священник идет к выходу, делая магические знаки в воздухе руками и мечом, и объявляет, что дом очищен от приведений.

Церковь всегда готова придти на помощь человеку вне зависимости от того, насколько человек предан вере. Подселение демонов полностью меняет человека. Его тело и душа больше ему неподконтрольны. Изгнание бесов можно доверить только служителю церкви. Для проведения ритуала следует изучить всю информацию о предстоящем мероприятии.

Речь идет о древнем магическом способе изгнания вселившегося в человека беса или дьявола. Ритуал возник благодаря Римской католической церкви. Успешность обряда зависит от силы веры священника и энергетики христианства. Во время изгнания экзорцист обращается к Господу Богу и призывает все святые силы.

Процесс излечения проходит обязательные этапы. Необходимо создать специальные условия для проведения обряда иначе исход событий может быть плачевным не только для одержимого, но и для окружающих людей.

Первым шагом должна быть установка причины плохого состояния больного. Признаки одержимости и психических расстройств очень схожи между собой. Экзорцист обязан тщательно исследовать жертву на предмет умственного и психического состояния. Какие-либо лекарственные препараты даются одержимому только с позволения врача.

Дополнительной помощью выступает искренняя вера родных и близких в исцеление одержимого. Требуется частое посещение храма и чтение молитв с просьбой о послании сил больному.

После изгнания в памяти жертвы остаются все переживания, связанные с испытаниями. Однако обо всей сути происходящего одержимому неизвестно.

  1. Обряд проводится экзорцистом в присутствии свидетелей. Обязательно ведется видео фиксация происходящего.
  2. Больного помещают в его спальню. В комнате должна остаться только кровать одержимого и столик, на котором ставится распятие, свеча, молитвенник и святая вода. Все посторонние предметы (мебель, ковры, светильники, занавески) следует убрать во избежание их перемещения по комнате.
  3. Закрытые двери и окна обезопасят окружающих людей от пагубного влияния злых сил. Люди, выбранные в качестве ассистентов, должны обладать чистым сердцем, крепким физическим и психическим здоровьем. Задачей экзорциста является проинформировать свидетелей обо всех возможных явлениях во время обряда. Дьявол будет пытаться смутить и испугать присутствующих непристойностями, отвратительными ругательствами. Ассистенты должны стойко выдерживать вид крови, мочи и экскрементов.
  4. Если в помощи нуждается женщина, то экзорцисту понадобится присутствие родственницы женского пола.
  5. Священник соблюдает пост и исповедуется перед началом обряда. Это касается и свидетелей.
  6. Жертве вручается распятие. Над одержимым читается молитва, человек поливается святой водой. Экзорцист обязан выпытать имя дьявола, цель прихода.
  7. Священник обращается с молитвой к Господу, просит у него сил для себя и одержимого. Текст также направлен на демона, от него требуется немедленный уход из тела одержимого.
  8. По завершению обряда экзорцист просит у Господа защиты для жертвы на будущее.

Этапы

  • Первым этапом выступает само осознание экзорцистом наличия чужеродного разума.
  • Злой дух изо всех сил пытается замаскировать свое присутствие. Священник обязан противостоять обману и выяснить имя демона.
  • Сущность демона раскрыта, экзорцист называет его по имени. Следует самый сложный этап для всех присутствующих. Одержимый, а точнее бес внутри него, оскорбляет окружающих, шумит, кричит и совершает непредсказуемые поступки. Демон подает голос, отзываясь об одержимом в третьем лице.
  • Человек мучается от голосов, беспорядочных звуков. Ритуал должен продолжаться непрерывно. Любые явления игнорируются экзорцистом.
  • Голоса становятся неслышны, наступает этап самого страшного духовного и физического давления. Демон остается один на один с волей Господа. Экзорцист вступает в схватку с демоном, заставляет дух обличить свою сущность. Сила священного слова начинает побеждать козни злого подселенца.
  • Завершается ритуал этапом изгнания. Божья воля доминирует над бесом, высвобождая жертву от влияния нечистой силы. Инородная сущность рассеивается, ассистенты чувствуют умиротворение и спокойствие.

Текст для обряда

«Обращаюсь к тебе, дух нечистый, злом посланный. Ты самый грех, обман, кощунство, блудодейство, убийство. Мы молим Господа Бога о силах, которые помогут изгнать тебя. Величие и сила его воскресят душу раба Божьего (имя) и настигнут судом страшным дух дьявольский. Господь, помоги нам изгнать беса из плоти и души раба Божьего. Ты, коварный враг, покинь тело, которое ты занял, очисть его от своей сущности. Да закончится властвование твое над всем миром, да разрушиться царство твое, пусть сгниют твои стрелы отравленные, будь ты уничтожен, повержен, разрушен и покорен, как был распростерт ты в Египте, Иерихоне, Голиафе и Амане. Ты раб человеческий и мы сильны над тобой. Мы в силах истерзать тебя за твои деяния. Мы изгоняем тебя из тела тобой терзаемого. Подвергаем тебя огню адскому и вечному. Пусть сила Господня торжествует над тобой. Отпусти и убирайся, где бы ты ни крылся. Запрещено тебе навсегда возвращаться в это тело и владеть душой этой.»