Гарни гегард армения. Армения. Гегард - армянская Петра. Как добраться до Гарни, Гегарда и Арки Черенца из Еревана

Эти места настолько популярны у туристов, что появилось новое слово, означающее целый день созерцания сумасшедшей красоты - "гарнигегард".
В Гарни есть остатки крепостной стены, языческий храм, руины христианской церкви, дворца и бань, источник с очень вкусной водой, древнейшие хачкары и скромный холм справа от входа. Под холмом - древние казармы, которые в мае этого года, когда я там была, еще не начинали раскапывать. По словам экскурсовода, раскопки должны были начаться этим летом или осенью. Значит, скоро музей под открытым небом станет еще интереснее. На этом месте еще в 3 тысячелетии до н. э. стояла циклопическая крепость, сейчас же можно увидеть строения 1 в н. э.

Самое интересное в музее, конечно, храм Митры. После восстановления храма из руин можно представить как выглядел когда-то его интерьер: в алтаре стояла ниша со статуей, в своде было квадратное отверстие, через который в храм светило солнце. В дни весеннего и осеннего равноденствия свет падал через него в бассейн и отражался от воды на лицо статуи.
Все, кроме статуи, можно увидеть и сейчас:

После принятия христианства храм сохранился благодаря материалу, из которого он построен. Базальт - холодный камень, и в жару он "работает кондиционером". Так бывшее сакральное место стало обычной беседкой, перед которой, чтобы загородить языческое безобразие, из туфа построили христианский храм. К сожалению, от него благодаря "сознательности" местных жителей, растащивших руины, оставшиеся после землетрясения, остался один фундамент. Туф отлично подходит для строительства домов - хорошо нагревается и сохраняет тепло. А из базальта ничего не построишь, камень слишком твердый и холодный. Зато можнно поживиться металлом. На фундаменте храма сейчас хорошо видны дыры, проделанные в камнях для добычи металла, которым скрепляли камни при строительстве. Камни клали без раствора, скрепляя древней "арматурой", которую из-за отличного качества металла в средневековье выковыривали из стен и использовали в хозяйстве. В итоге христианский храм растащили полностью, а языческий просто оставили лежать в виде груды камней. Это его и спасло: в ходе раскопок нашли больше 2/3 оригинальных блоков, из которых и построили в советское время копию храма. На фото отлично видно где оригинальные камни, а где поздние вставки: оригинальные с резьбой, а новые без нее:


А это все, что осталось от христианского храма.


Сейчас территория по вечерам подсвечивается, правда мы этого не видели - сезон открыли 1 июня, а я уехала за неделю до этого. Обидно!
Остатки стен под страшненькими коническими крышами рядом с фундаментом дворца - термы. Как и в других античных термах, в этом сооружении под полом кальдария топили печь и горячий воздух нагревал подпол (в стенах, похоже, такой системы не было). От воздуха нагревались плиты пола и керамические столбики, на которых он держался. Керамика, в отличие от воздуха, долго держит тепло, поэтому воздух в помещениях остывал медленно. Сейчас часть конструкции восстановлена:


Про дворец писать в общем нечего, так как от него мало что осталось. Внизу на фото любимое место всех туристов, приезжающих в Гарни - фундамент дворца и храм. 10 человек из 10-ти фотографируют храм с этой точки, добавлю и свои 5 копеек.


И последнее - вид храма с бывшей главной площади крепости.

Гегард
Если Гарни - очень светский комплекс, где даже храм напоминает то ли беседку, то ли дворец, то Геград - мистическое, невероятно сильное место. Не верится что это все создано человеком. Помещения, вырубленные в скале, кажется, были всегда, а резьба по целой скале больше похожа не на монастырь 10 века, а на создание то ли атлантов, то ли богов, то ли мифических героев.
Особенно сильное впечатление производит первая пещерная церковь монастыря - Авазан. Она высечена в скале на месте древней пещеры со священным источником, в честь которого основанный в 4 веке монастырь назвали Айриванком. Там настолько темно и тихо, что кажется что нет ни пола, ни стен, ни свода, а есть только падающая из ниоткуда в никуда вода. Ни пола, ни стен не видно, только вверху угадываются очертания перекрещивающихся сводов с потрясающей резьбой в форме сталактитов.
Единственное строение, не вырубленное в скале, и самое светлое из-за наличия в стенах окон - Катогике. За всю жизнь я была в 2-х местах, где было невозможно фотографировать: этот храм и тюрьма, в которой сидел Григорий Просветитель. В церкви я стояла и не могла поднять камеру минут 40. А может, и час - время остановилось. По своду и колоннам медленно полз луч света. Он был живой и плотный, так как состоял из густой светло-желтой пыли и дыма, но руки отказывались поднимать фотоаппарат, наводиться на резкость, что-то снимать... Пока свет не ушел со свода, выйти из транса было невозможно.
Усыпальница князя Проша Хахбакяна и его семьи. Рельеф над арками, вероятно, герб Прошьянов:


Жаматун Папака и Рузакан, построенный в 1288 г. В правом углу в полу есть дыра, ведущая в нижнюю усыпальницу, несознательные туристы фотографируют через нее посетителей внизу. В этом помещении находятся гробницы князей Мерика и Григора (это надгробные плиты на полу):


Гавит:


Часовня Григория Просветителя перед входом в монастырь:

Общий вид монастыря, чтобы было понятно что где находится:


Слева стена со служебными помещениями, затем под аркой вход, дальше Катогике,а левее, за машиной - несколько часовен. Одна из них потрясает настолько, что просто теряешь дар речи. То, что видно, когда входишь туда, нельзя передать ни на фотографии, ни на картине. Часовня - просто небольшая ниша в скале в конце лестницы, над которой в скале вырублены 4 темных хачкара. Первые секунды не видно ничего, потом глаза привыкают к темноте и прямо в темном воздухе, из ничего начинает появляться крест. Закопченный за столетия камень растворяется в воздухе и материальными кажутся только желтый крест в красном круге, похожем на нимбы святых на иконах. К этой часовне ведет потрясающая лестница со стесанными полностью ступенями. Чтобы почувствовать древность, не надо ни дат, ни имен, ни исторических справок. Достаточно просто посмотреть на эти камни.


Еще на панораме виден огромный камень, лежащий прямо посередине площади. По рассказу одного из посетителей, приведшего в монастырь друга, он упал во время землетрясения. Тогда обрушилась большая часть скалы и упавшие с большой высоты камни повредили строения, поранили и убили монахов, и только один этот камень никому не причинил вреда. В качестве благодарности его оставили лежать на том месте. За достоверность подслушанной истории не ручаюсь:)
Напоследок хочу поддержать знакомую бабушку. Рядом с Гегардом местные бабушки продают гату. Пироги красивые, с фигурными украшениями из теста, вкусные, пышные, в общем прелесть. Мы втроем ели одну штуку 3 дня. Стоят - как сторгуешься, я купила за 2000, но, наверное, цену еще можно было сбросить. Мне очень понравилось, все было замечательно, пока я через неделю с голодухи не купила гату у бабушки в Гарни. Вот у нее настолько вкусно, что гегардовские пироги ни в какое сравнение не идут. Бабушка из дома напротив ворот в Гарни (на углу дороги и автостоянки, справа) печет сумасшедше вкусно - тесто плотное, сладкое, похожее на пряник, в общем я незаметно уплела по дороге четверть. Человек столько съесть не может, можно получить заворот кишок. Цены у нее кусаются, 3000 драм недешево, но качество потрясающее!
Цены такие: Стоимость автобуса из Еревана в Гарни... 200 драм (меньше 20 рублей!), вход в крепость Гарни 250 драм, экскурсия 1000 драм. Вход в Гегард бесплатный.

Летал я туда по делам всего на 4 дня. Невзирая на то, что дел этих было выше головы, и нас там чуть не смыло (дождь лил все это время) – удалось немного поездить, показать жене и дочке Армению. Побывали в Грани, Гегарде, Хор Вирапе. Насколько позволили низвергающиеся с небес потоки воды побродили по Еревану. К величайшему сожалению не удалось показать озеро Севан, но, надеюсь что это не был наш последний визит в Армению.

Гегард:

Хор Вирап:

А теперь по порядку.

Гарни.
Языческий храм Гарни (I в н. э), расположен в 28-ми км. от Еревана в долине реки Азат.
Храм является единственным сохранившимся на территории Армении образцом древнегреческой архитектуры.
Храм вместе с крепостными стенами был разрушен во время землетрясения в 1679 г. Основное здание храма - Храм Митры - было восстановлено в Советское время (начало реставрации в 1949 г.).
Храм был воздвигнут в честь популярного в Малой Азии бога Митры, культ которого проник в дальнейшем в Грецию и Рим. Слово "Митра" является синонимом греческого слова "Гелиос",что означает солнце, бог Солнца.

Камень даты основания. Этот камень с надписью на греческом языке и большим крестом, выбитом в его верхней части, указывает на дату постройки храма и дворца в I веке н. э.
Надпись, в частности, гласит: "Эллины! Царь Армении Трдат Великий в одиннадцатом году своего правления построил этот замок для царицы и эту крепость неприступную..."

Храм Митры:

Развалины Церкви Св. Сиона и Часовни Маштоца

Внутри Храма Митры:

Римские бани:

Ущелье реки Азат:

Гегард.
Монастырский комплекс, расположенный примерно в 40 км. от Еревана в долине реки Азат.
Слово "гегард" (или, ближе по произношению, "гехард") переводится с армянского языка как "копье".
Точная дата основания монастыря неизвестна, но одна из версий гласит, что монастырь был основан в IV веке, в первые годы установления в Армении христианства как государственной религии. Полагают, что основателем монастыря был Св. Григор Лусаворич (Григорий Просветитель) - первый Католикос (епископ) Армении.
Некоторые храмы монастырского комплекса полностью выдолблены внутри скал.
Монастырь Гегард внесен ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия.

Хачкары на стене храма, вырубленного в скале:

Хор Вирап
(надо признаться, что, к своему стыду, раньше я здесь на разу не был…)
Монастырь Хор Вирап и древний город Арташат расположены на самой государственной границе с Турцией, на левом берегу реки Аракс. Хор Вирап находится неподалеку от языческого храма Анаит. Именно отсюда царь Арташес I, построив столицу в 189-188 гг. до н. э. начал воссоединение армянских земель.
Монастырь знаменит тем, что в нем находится яма-темница, в которой, кишащей скорпионами и змеями, томился 13 лет Св. Григор Лусаворич (Григорий Просветитель), духовный наставник и предводитель первых Христиан Армении, первый Католикос Армении.

Стена монастыря с башнями:

Хачкар (крест-камень):

Церковь Св. Богородицы:

Покои настоятеля монастыря:

Церковь Св. Григора Лусаворича (Св. Григория Просветителя):

Лестница ведущая в каменную темницу (яму Св. Вирапа), в которой 13 лет томился Св. Григор Лусаворич:

Вид на монастырь Хор Вирап с соседнего холма:

Это и есть граница. Слева - Армения, справа - Турция. Вдали видна пограничная вышка.

Вид из монастыря на Арарат, который наконец-то решил чуть-чуть показаться нам из-за туч:

Ереван

Вид на Ереван со смотровой площадки у памятника 50-ти лет сов. власти:

Кафе на ул. Абовяна:

Северный проспект - "вставная челюсть" Еревана. Никогда еще не видел ничего столь диссонирующего с окружающим:

Поющие фонтаны на Площади Республики:

В день отлета погода нас снова порадовала – на несколько часов прекратился дождь и я немного пофотоохотился из окна кафе в аэропорту Звартноц на самолет «авиакомпании», услугами которой не воспользуюсь никогда в жизни . Если интересно почему – спрашивайте, расскажу.

К северо-востоку от Гарни (Армения), выше по ущелью реки Азат, находится монастырь Гегард. В его своеобразии, без сомнения, отразился характер, окружающей монастырь, суровой и величественной природы: живописное ущелье, с отвесно громоздящимися друг на друга высокими скалами, очень извилисто, и, за поворотом круто спускающейся дороги, неожиданно открывается монастырь. В 1950-х годах у этого поворота поставлен указатель - львица на высоком пьедестале, поворотом головы, указывающая путь. Ее фигура стилистически связана с декоративным убранством монастыря, в частности, с изображениями фигур зверей на родовом гербе князей Прошянов.

Монастырь относится к типу крестово-купольных церквей с легкими и пропорциональными архитектурными формами. Внешний облик храма согласуется с его интерьером, особенно выразителен переход от сумрака низа до насыщенного светом высокого подкупольного пространства.

Из села Гарни следует подняться по ущелью реки Кармиргет, около 8 километров выше крепости. Это самый живописный, но и самый трудный путь, с несколькими переправами вброд через неглубокую, но быструю речку.



Клкиабельно 2000 рх

Более удобно для пешеходов асфальтированное шоссе, ведущее из села Гарни. Оно постепенно поднимается по западному склону хребта и, сделав несколько крутых поворотов, на шестом километре достигает сравнительно ровной площадки. Отсюда вправо ответвляется на Гегард новая асфальтированная дорога, спускающаяся по косогору в ущелье. Сделав 2-3 зигзага, она приводит к крутому обрыву над ущельем, на дне которого струится Кармиргет. Миновав каменистый проход, образующий естественные ворота, дорога круто спускается к реке. Это и есть Гехардское ущелье.


Время основания Гегарда точно не установлено. В одной из пещер Гегарда-дзора с древнейших времен функционирует источник ключевой воды, который считался, во времена язычества, священным. По традиции он продолжал почитаться, и после распространения в Армении христианства. В связи с этим, здесь в начале IV века, была основана обитель, получившая название Айриванк, то есть «пещерный монастырь». Современное название относится к XIII веку, когда сюда, было перенесено легендарное копье - гегард, которым был убит распятый Христос (ныне хранится в Эчмиадзинском музее).


От сооружений Айриванка почти ничего не сохранилось. По сведениям армянских историков IV, VIII и X веков, в монастыре, кроме культовых зданий, имелись благоустроенные жилые и хозяйственные сооружения. Айриванк сильно пострадал в 923 году от Насра, наместника арабского халифа в Армении, который разграбил ценное имущество, в том числе, уникальные рукописи, и сжег прекрасные строения монастыря. Немалый ущерб причинили землетрясения.

Позднейшее название монастыря - Гегард, церковные легенды связывают с хранившимся здесь некогда копьем, по преданию тем самым, которым был пронзен на кресте Христос одним из стороживших его римских легионеров. Ромбовидная пластина-наконечник этого копья, уложенная в реликварий, сохраняется в музее Армянской церкви в Эчмиадзине.

Хроники армянских историков IV, VIII и X веков сообщают о величественных храмах, удобных жилищах монастырской братии и многочисленных хозяйственных постройках Айриванка-Гегарда. Монахи здесь давали пристанище и пищу запоздалым путникам, нерешавшимся после наступления темноты проходить через ущелье Гарни.

В IX и X веках монастырь неоднократно опустошался захватчиками-арабами и в 923 году был разграблен и сожжен. Погибло множество ценных рукописей и прекрасных строений, до нашего времени не дошло ни одного первоначального сооружения древнего монастыря.

Существующий ансамбль Гегарда относится к XII-XIII векам. Первой, при князьях Закаре и Иванэ Долгоруких, не позднее 1177 года, была построена часовня св. Григория Просветителя. Расположена она высоко над дорогой, в сотне метров от входа в монастырь. Частично она вырублена в скальном массиве; композиция ее, по-видимому, во многом продиктована формой, существовавшей здесь, пещеры. Часовня, в плане прямоугольная, с подковообразной апсидой, обложена с востока и северо-востока проходами и приделами, высеченными на разных уровнях и, даже, друг над другом. Сохранившиеся на сводах, следы штукатурки с остатками фресок темной тональности свидетельствуют о том, что внутри часовня была расписана. Вставленные в наружные стены и высеченные, на прилегающих к ней поверхностях скал, хачкары с разнообразным орнаментом оживляют внешний облик часовни.

В 1215 году был возведен главный храм - Катогике, четырехколонный притвор к нему был пристроен десятью годами позднее. К 1240 году относится окончание работ над первой пещерной церковью монастыря - Авазан (Бассейн), она была высечена на месте древней пещеры с родником.

Во второй половине XIII века монастырь был куплен князьями Прошянами. Их стараниями тогда же были построены пещерная церковь Аствацацин, усыпальница рода Прошянов, усыпальница Папака из рода Прошянов и его супруги Рузукан. Эти шедевры подземной архитектуры принесли Гегарду заслуженную славу. В это же время в скалах, окружающих монастырь, были устроены многочисленные пещеры-кельи, где пребывали в уединении члены монастырской братии: в одной из них обитал известный армянский историк XIII века Мхитар Айриванеци.

Не менее живописны рельефы восточной стены. Входы в небольшую молельню и церковь Аствацацин имеют прямоугольные обрамления, объединенные двумя рельефными крестами. Нижний помещен в рамке, а верхний, с лежащими на дверных обрамлениях горизонтальными ветвями, окружен розетками геометрического узора, такими же, какие высечены и на гранях сомкнутого сводчатого завершения интерьера. На порталах молельни вырезаны, очень распространенные в орнаментации и книжной миниатюре XIII века, изображения сирина - фантастической птицы с женской головой в короне, а в церкви - человеческие фигуры с согнутыми в локтях руками, в длинных одеяниях и с нимбом вокруг головы. Не исключена возможность, что эти фигуры принадлежат членам княжеской фамилии, связанными со строительством данных помещений.

Основные, предназначенные к осмотру памятники Гегарда занимают середину монастырского двора. Расположенные по его периметру жилые и хозяйственные постройки неоднократно обновлялись, а иногда и перестраивались от фундамента в XVII веке, некоторые реконструированы в XX веке.

В немногих храмах Армении можно встретить такое богатое скульптурное убранство; растительная и геометрическая орнаментика здесь щедро комбинируется с объемными изображениями животных. Не менее привлекательны высеченные под барабаном купола рельефы с изображениями голов животных, птиц, человеческих масок, различных розеток, образующих своеобразный скульптурный фриз.

В западные приделы второго этажа ведут изящные лесенки. Такое количество самостоятельных молелен в одном храме, где богослужения могли бы совершаться одновременно, едва ли вызвано только архитектурными соображениями.

Жаматун Папака и Рузукан высечен в 1288 году во втором ярусе, севернее усыпальницы Прошянов. Попасть в него можно по крутой наружной лестнице и узкому коридору в скальном массиве, на южной стороне которого высечены многочисленные кресты.

В скальных массивах, окружающих основные пещерные сооружения и ограничивающих западную сторону монастырской территории, на разных уровнях, высечено более двадцати различных по форме и размеру помещений, из которых, находящиеся в западной части комплекса предназначены для хозяйственных нужд, остальные представляют собой маленькие прямоугольные часовни.

Имеются основания полагать, что это было вызвано желанием состоятельных прихожан обладать в храме постоянным собственным местом. Конечно, это место покупалось, что было выгодно и церкви.

К западу от главного храма находится притвор, одну из стен которого заменяет утес. Почти одновременно с сооружением притвора строители углубились в толщу туфобрекчии (мелкозернистой горной породы, легко поддающейся обработке), изваяв в ней в два яруса несколько помещений, которые и по сей день вызывают неподдельное изумление у многочисленных посетителей своими архитектурными формами и богатой скульптурной отделкой, характерными для армянского искусства XIII века.

Две северные двери по сторонам ниши ведут из притвора в иссеченные в скале помещения первого яруса. Через левую посетитель проходит в небольшую церковь Авазан с планом в виде неполного креста без южного крыла, которое нельзя было поместить из-за недостаточной толщины оставшейся скалы, выходящей в притвор.


Восточное крыло церкви занято алтарной апсидой, убранной полуколонками и арочками. В северном - устроены два бассейна для воды, которая струится из подземного родничка, пользующегося суеверным уважением у женщин, лишенных радостей материнства.

На месте южного крыла в стене высечены три небольшие ниши, они разделены полуколонками и охвачены общим обрамлением, украшенным тонкой резьбой.

Скала внизу имеет светло-серый оттенок, переходящий к куполу в теплые тона, что в сочетании с более ярким освещением верха особенно рельефно выделяет дуги арок и веера сталактитов. Через правую дверь входим в сумрачную усыпальницу, слабо освещенную из отверстия в вершине восьмигранного шатра, венчающего своды.

Прямо перед входом - лоджия с массивным столбом, от которого перекинуты арки к стенам. Здесь похоронены князь Прош и члены его семьи. Это следует из восьмистрочной надписи, помещенной на южной стене церкви Аствацацин. Над арками всю стену занимает барельеф, изваянный очень строго, без излишних подробностей.

В тени под сводом - голова быка, держащего цепь, которой охвачены шеи двух львов. Между львами, ниже цепи - орел, когтящий ягненка. Полагают, что здесь изображен герб княжеского рода Прошянов.

Западная стена украшена полуколонками с арочками, восточная - большим орнаментированным крестом между дверью и маленькой часовенкой. Светлое пятно двери прорезает синеватый сумрак усыпальницы. Можно подумать, что за нею зажжена большая люстра, освещающая богато убранную резьбой церковь Аствацацин. На самом деле свет спокойно льется из проема в вершине купола, озаряя сиянием свод и стройный барабан.

Барабан свода разбит арочками на двенадцать частей и переходит в четыре арки, покрытых рядами резных трилистников, идущих в шахматном порядке, точно пчелиные соты. Арки опираются на стройные полуколонны, которыми украшены внутренние углы стен церкви, образующие в плане крест. Алтарная апсида на возвышении украшена орнаментом из ромбов, полуколонками с арочками и превосходным карнизом. По сторонам ее в стенах вмонтированы две панели, имитирующие большие хачкары.

Церковь Аствацацин имеет три придела, два - подле алтаря и третий в северном крыле. Южное крыло помещено столь близко к поверхности, что строитель смог открыть в нем окно, через которое видна стена стоящей рядом Катогике. Поднявшись по наружной лестнице к западу от притвора и пройдя через узкий коридор в скале, попадаем во второй ярус подземных сооружений.

Это усыпальница сына Проша, князя Папака и его супруги Рузукан. Просторное помещение с четырьмя колоннами посредине, соединенными арками между собой и со стенами, освещается через отверстие в сферическом куполе. Света в нем достаточно лишь в летнее время, когда солнце стоит лишь высоко над головой.

Над головой - сталактитовый купол с окном в вершине, одинаковый по рисунку с куполом притвора и не уступающий ему по изумительной тонкости резьбы. Его несут две пары перекрещивающихся арок, которые опираются на полуколонны, выступающие из стен центральной части церкви. Три крыла, открывающиеся в подкупольную часть между колоннами, имеют вид глубоких сводчатых ниш, окаймленных арками несколько вычурной формы, исполнимой лишь в монолите скалы.

Сейчас трудно сказать, как был технически осуществлен весь этот сложный замысел подземной архитектуры. Откуда начинали и как вели в скале работы; как производили в скале подземную разбивку, которая должна была в строгой последовательности направлять инструмент мастера. Здесь нужно было работать наверняка, без брака, ибо стоило только сделать лишнее или неосторожное движение рукой, как на тщательно обработанной поверхности архитектурной детали или в узоре убранства появился бы непоправимый изъян, который в обычной наземной постройке можно устранить заменой испорченного камня.

И действительно, тут все продумано, взвешено и аккуратно выполнено. Все высеченные помещения имеют в вершине центрального свода световое отверстие. Можно предположить, что именно с него начинались работы по иссечению в скалах этих уникальных произведений.



Кликабельно 3000 рх


Кликабельно 4000 рх




Кликабельно 1600 рх



Кликабельно 2000 рх


Գեղարդավանք , ), дословно - «монастырь копья». Название монастырского комплекса происходит от копья Лонгина , которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте , и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина .

Окружающие монастырь утёсы являются частью ущелья реки Гохт, которое, как и монастырский комплекс, включено в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Часть храмов монастырского комплекса полностью выдолблены внутри скал, в то время как другие являются сложными сооружениями, состоящими как из обнесенных стенами помещений, так и с комнатами, выдолбленными глубоко внутри утёса. На территории монастырского комплекса имеются многочисленные вырезанные на каменных стенах и отдельно стоящие хачкары - традиционные армянские каменные памятные стелы с крестами. Гегард является одним из наиболее часто посещаемых туристами мест в Армении.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Монастырь был основан в IV веке на месте священного источника, берущего начало в пещере. Поэтому изначально он получил название Айрива́нк (арм. Այրիվանք ), что означает «пещерный монастырь». Согласно преданию, основателем монастыря был Св. Григорий Просветитель .

    Первый монастырь в IX веке был разрушен арабами . Из более ранних сооружений Айриванка не уцелело ничего. Согласно сведениям средневековых армянских историков, монастырский комплекс включал в себя помимо религиозных строений, также хорошо оснащённые жилые и служебные строения. В 923 году Айриванк очень серьёзно пострадал после захвата его Насром, вице-регентом арабского халифа в Армении, разграбившим все ценности, включая уникальные рукописи, и сжёгшим величественные монастырские сооружения. К менее значительным разрушениям привели землетрясения.

    Несмотря на то, что имеются надписи, датируемые 1160 годом, главная часовня была построена в 1215 году под покровительством братьев Закаре и Иване Закарянов , военачальников грузинской царицы Тамары , отвоевавшей бо́льшую часть Армении у сельджуков . (притвор), частично свободно стоящий, частично вырезанный в скале, был построен ранее в 1225 году, а церкви, высеченные в скалах, - в середине XIII века. После этого монастырь был приобретён князем Прошем Хахбакяном, являвшемся наместником Закарянов и представителем рода Хахбакянов . За короткий период Хахбакяны (Прошяны) построили пещерные сооружения, принёсшие Гегарду заслуженную славу - вторая пещерная церковь, родовая гробница, жаматун Папак и Рузакан, зал для собраний и обучения (обвалившийся в середине XX века), а также многочисленные кельи. Комната, протянувшаяся из северо-восточной части гавита, в 1283 году стала гробницей князя Проша Хахбакяна. Была также высечена смежная комната с гербом рода Прошянов - орёл, держащий в своих когтях ягнёнка. Ступени на западе гавита ведут к погребальной комнате, высеченной в 1288 году для Папака Прошяна и его жены Рузакан. В 1200-х годах Прошяны оборудовали монастырский комплекс системой водоснабжения. В те времена Гегард был также известен как «Монастырь семи церквей» и «Монастырь сорока алтарей». Со всех сторон монастырь окружают скалы, пещеры и хачкары.

    Некоторое время монастырь не был действующим, а главная церковь зимой использовалась как убежище от карапапахских кочевников до того, как был приведён в прежнее состояние несколькими монахами из Эчмиадзина после присоединения к Российской империи . До наших дней действующие церкви монастыря являются объектом паломничества и одной из главных достопримечательностей Армении.

    Гегард известен также и реликвиями, которые хранились в нём. Самая важная из них - копьё, которым сотник Лонгин пронзил тело Иисуса Христа , распятого на кресте, как считается, привезённое апостолом Фаддеем, отчего и произошло название монастыря, которое используется и по сей день - Гегардаванк, впервые записанное в документальном источнике в 1250 году. Это обстоятельство сделало монастырь популярным местом для паломничества армян в течение многих веков. Реликвии апостолов Андрея и Иоанна были подарены в XII веке. Благочестивые посетители в течение последующих веков одаривали монастырь землёй, деньгами, рукописями и т. д. В одной из пещерных келий в XIII веке жил известный армянский историк Мхитар Айриванеци . Кроме легендарного копья, в Гегарде не уцелело ни одного произведения прикладного искусства. На конце рукоятки копья имеется присоединённая к ней ромбовидная пластина, на которой вырезан греческий крест с расширяющимися концами. В 1687 году для копья, хранящегося сейчас в сокровищнице Эчмиадзина, был изготовлен специальный оклад из серебра, позолоченный снаружи, который является характерным для Армении XVII века изделием ручной работы.

    Гегард древний монастырь, основанный еще в 4 веке на месте источника, берущего начало в пещере. По преданию основателем монастыря был Григорий Просветитель (да, да, тот самый, что отметился в , о котором было рассказано выше). В 9 веке монастырь был почти полностью разграблен и уничтожен арабами, известными приверженцами религии мира и добра. Свой вклад в разрушение монастыря внесли и многочисленные землетрясения, так что до наших дней он дошел далеко не в своем изначальном виде.

    По некоторым данным в монастыре долгое время хранилось то самое копье, которым было пронзено тело распятого Иисуса. В связи с этим Гегард является очень значимым религиозным объектом и местом паломничества. Само копье и поныне цело, но находится в Эчмиадзине, а в Гегарде оно представлено в символическом виде:

    Гегард – очень примечательный объект, причем, с моей точки зрения, главная его особенность состоит в наличии весьма причудливо расположенных и объемных помещений, уходящих вглубь горы.

    Ведь ничто так не способствует уединению, как нахождение где-нибудь в глубине пещер, среди тишины, прохлады и каменных сводов. С этим связана чрезвычайная любовь монахов к рытью и долблению различных пустот везде, где только это возможно, чем многие поколения жителей Гегарда не преминули воспользоваться.

    И действительно, внутренние пространства монастыря впечатляют. Но давайте по порядку.

    Дорога в Гегард: выход из сумрака

    Итак, Ереван . К воротам подъехал наш экипаж – черная Волга в белую шашечку со знакомым водителем внутри. Я, Юля, Феликс и Марет загрузились в салон, и мы выехали на туманные улицы. Сначала долго пробирались к выезду из Еревана, потом вдоль дороги понеслись размытые туманные кусты и черно-белые домики, и, также как и во время нашей поездки в Цахкадзор, ничто не намекало здесь на наличие где-то за толстым слоем облаков ослепительно яркого теплого солнца.

    Однако по мере удаления от Еревана и подъема в горы туман делался все более желтым и светящимся, где-то наверху обозначилось ослепительно яркое размытое пятно жидкого золота. Еще немного, и мы выныриваем из туманного моря. И опять поражаемся: как? Как это возможно? Ослепительное солнце, иней на ветках, чистое голубое небо и горный серпантин, несущийся под колеса.

    Вообще, Ереван у меня ассоциировался с Гилирадом из книги М. Семеновой. Помните? Был там проклятый город, в котором все время царили тучи и холод.

    Посмотрите следующие два фото, они сделаны из машины с разницей в 20 минут. Ну ведь магия же!



    Оставив Гилирад Ереван далеко позади, мы остановили машину и вышли полюбоваться дивными видами этого неба, солнца, гор и заснеженного ущелья по правую руку. Пока мы смотрели и фотографировали, тетя Марет нашла у дороги какой-то куст с морожеными ягодами и принялась его обирать.


    Гегард был уже рядом. На площадке перед входом тусовались продавцы сувениров и еды, в частности, такой гадости, как ягодный лаваш.

    Поднимаемся в гору по дороге, обходящей внешнюю стену монастыря (а после тех арабов монастырь был отстроен уже в виде крепости).


    Пройдя через арку, оказываемся в длинном монастырском дворе. Здесь стоят свежевыкрашенные лавочки и информационные стенды, в том числе и с текстом Брайля.

    Гегард: план помещений монастыря

    Приведу план помещений, переснятый с упомянутого стенда. На самом стенде имеется также подробное и запутанное описание построек и их истории, в частности, что кем построено, кому перепродано и каким архитектором создано, но я ограничусь лишь краткими выдержками.


    Церковь Катогике (или Катохике)

    Перед нами возвышается церковь Катогике. Проходим через резную дверь и оказываемся в гавите (2).

    Здесь просторно, свод подпирают четыре приземистые колонны.

    По центру помещения возвышается причудливый купол со световым отверстием по центру.


    В углах чадят свечи в корытцах с песком, а через стрельчатые окна в помещение врываются хорошо видимые в дымке солнечные лучи.


    С противоположного от входа конца гавита расположен вход, собственно, в церковь Катогике (1). Здесь присутствуют какие-то элементы оформления помимо каменной резьбы и, вообще, в сравнении с аскетичным убранством остальных помещений, церковь сия роскошна.

    Если здесь посмотреть наверх, то можно увидеть уходящий ввысь купол со световым барабаном и люстрой:

    Гавит и церковь – самостоятельные каменные постройки (на плане обведены черным). А вот влево из гавита идут два прохода, уводящие уже в помещения, целиком выдолбленные в недрах скалы.

    Скальная церковь Авазан

    На плане – помещение №3. Название образовано от слова «бассейн» (вспоминаем фамилию великого русско-армянского художника-мариниста, галерея которого есть в , и проводим аналогии). Как и все прочие помещения – темное и гулкое, увенчанное куполом со световым окном. Здесь есть небольшой бассейн, наполняемый из источника, вода из которого течет по канавке к выходу, а затем исчезает где-то под полом.

    Усыпальница Прошьянов

    На плане — помещение №4.

    Прошьяны – одна из армянских аристократических династий, выкупившая у правящей верхушки Гегард в 13-м веке. Усыпальница представляет собой небольшую церковь, где останки самих Прошьянов скромно захоронены в нише под их родовым гербом. Герб являет собой хороший пример геральдической шизы: на нем изображены два льва, скованные железным кольцом, которое зубами держит бык, и орел с овцой в когтях (все персонажи композиции, кроме быка, попавшего в тень, видны на фото).


    Из усыпальницы можно попасть в церковь Сурб Аствацацин (как мы уже знаем, это означает «Св. Богородицы»). Здесь, как и во всех остальных помещениях, царит тишина и полумрак.


    Свет сюда попадает через отверстие в куполе со своеобразной резьбой.


    Возможно, у некоторых граждан возник вопрос: а каким именно образом выдалбливались эти весьма впечатляющих размеров помещения?

    Если верить написанному, то их выдалбливали сверху вниз (в полном соответствии со спелеопостулатом «не вскрывай систему вверх»). Т.е., сначала намечалось место, где будет световое отверстие в куполе, затем делалось это отверстие, и далее – вниз, вниз и вниз. Дело небыстрое. Создание помещений 3 и 4 заняло более 40 лет.

    Обойдя все помещения и вдоволь насладившись местом, выходим на улицу, поднимаемся по лестнице и ныряем в еще одну темную нору, которая приводит нас в еще одну пещерную церковь (на плане не отображена).

    Гегард, пещерная церковь на 2 ярусе, аскетичные интерьеры

    Причем, ее пол расположен где-то на уровне потолка помещений первого яруса. В частности, в углу находится отверстие полметра в диаметре, через которое можно разглядеть какое-то смутно знакомое место. Так это, оказывается, помещение №4, в котором мы были несколькими минутами ранее, только теперь мы взираем на него через дырку в потолке.


    Если вы повнимательнее посмотрите на приведенное выше фото герба Прошьянов, то увидите светлое пятнышко слева сверху — эту же самую дырку, вид снизу.


    Подивились сей поразительной кривизне пространства, послушали эхо, полюбовались куполом, на чем сочли культурную программу выполненной.

    Ну, вот мы снова на улице. Ах, сколько еще, наверное, тайн скрывает этот монастырь! Сколько здесь потайных проходов, колодцев и гротов. Но все это остается за кадром.


    Мы же проводим фотосессию типа «в рядочек перед камерой» и выходим из монастыря.

    Такое дело, как посещение Гегарда, конечно, надо отметить, поэтому мы немного отъезжаем от святой обители и выходим из машины, чтобы еще раз полюбоваться заснеженными склонами и распить по стопке самогона дяди Феликса.


    Пока мы распиваем самогон, тетя Марет обирает очередной куст

    Пока мы бродили здесь, под голубым небом и зимним солнцем, мы, конечно, уже начали забывать, что пару часов назад выбрались из непроглядного молочного тумана.


    Но мы спускаемся все ниже и ниже, солнце сначала заволакивает дымкой, потом оно растекается в бесформенное пятно, а муть вокруг из золотистой постепенно превращается в белесую.

    Ну, что ж, снова здравствуй, сумрачный Ереван!