Где больше всего евреев. Численность евреев в мире, отчет. Евреи и политика

Главный раввин Израиля сказал: «Мы должны срочно изменить закон о возвращении. Так, чтобы под него попадали только те, кто является евреем по Галахе. Израиль, конечно может решить, что он - государство-нянька для стран третьего мира, но пока такое решение не принято, мы должны прекратить привозить сюда неевреев. Нет никакой логики в том, чтобы создавать себе проблему, а потом изо всех сил пытаться ее решить, как это сейчас происходит с законом о гиюре. Я знаю случай, когда из-за одного деда - еврея, который вообще похоронен в Москве, благодаря Закону о возвращении, сюда приехало 78 человек - его дети и внуки. Они получили корзину абсорбции, все права, полагающиеся репатриантам, и привезли с собой нееврев и даже смешанные семьи. Как сказал Рамбам - «Прежде всего бедняки моего города». Я считаю, что сначала нужно позаботиться о евреях и тех неевреях, которые уже здесь находятся. Иначе можно будет спросить: а почему собственно только третье поколение, почему не четвертое?»

Таким образом рав Давид Лау отреагировал на опубликованную на сайте информацию о том, что, как выяснилось, в мире существует 23 миллиона человек, попадающих под Закон о возвращении, и только 14 миллионов из них - евреи по Галахе. То есть, 9 миллионов человек, не являющимися евреями с точки зрения ультра-ортодоксального иудаизма, теоретически имеют право стать гражданами Израиля, и это то, что так испу

гало уважаемого главного раввина. Эти статистические данные обнародовал в своем докладе профессор Дела Пергула в ходе своего выступления на конференции «Геры, возвращенцы и присоединившиеся: пополнение еврейского народа».

Нет сомнений, что высказывание Давида Лау отвратительно. По сути, он говорит всем тем 400 тысячам репатриантов из стран СНГ, которые не считаются евреями по галахе, что, с его точки зрения, страна не принадлежит им. И это главный раввин Израиля, человек, от которого во многом зависит жизнь всех граждан страны - все вопросы, касающиеся браков, похорон и т.д.

Проблема в том, что несмотря на всю боль и унижение, которые его слова могут причинить нам, русскоязычным репатриантам, это честнее, чем то, что делает израильское правительство. Вот уже 25 лет, как в соответствии с Законом о возвращении сюда приезжают репатрианты из стран СНГ, которые думают, что они здесь желанны, которых приглашал сюда Сохнут и другие еврейские организации. Но приехав в Израиль, через какое-то время, многие из них обнаруживают, что они не имеют право здесь жениться, и что если, не дай Бог, кто-то из них погибнет в бою, защищая эту страну, его похоронят не рядом с товарищами, а за забором. То же самое, кстати, касается молодых американцев - ортодоксов и реформистов, многие из которых здесь также не считаются евреями по галахе. На самом деле, среди западных стран, Израиль - единственное государство, где они, евреи-реформисты, не могут жениться по своим правилам и традициям.

Вот уже 25 лет, как израильские правительства обманывают нас, и мы расплачиваемся за этот обман. Давид Лау просто озвучил, то что происходит здесь в действительности - раввинат нас здесь видеть не желает. Мы ведь и так постоянно чувствуем это на себе. Это знают все репатрианты алии 90-ых, которым довелось жениться в Израиле. Потому что даже те, кто является евреем по галахе, должны для этого пройти серию издевательств, предназначенных исключительно для приехавших из стран СНГ. Мы это чувствуем, когда в процессе «подтверждения еврейства» сталкиваемся с тотальным непониманием нашей культуры и традиций. Это чувствуется по заносчивости и агрессивности раввинов, которые могут потребовать доставить к ним престарелую больную бабушку только для того, чтобы она произнесла специально для них несколько слов на идише. Или добиваться от вас имени кошерного мясника, услугами которого вы пользовались на Украине и требовать привезти оттуда справки стоимостью в несколько сот долларов.

Но настоящий абсурд в том, что когда ортодоксального раввина заставляют делать послабления при гиюре и заставляют нас проходить гиюр именно у него, это оскорбляет и его тоже. Иудаизм нельзя насадить насильно. Более того, иудаизм в течение многих тысяч лет избегал миссионерства и старался всячески затруднить процесс прохождения гиюра. Сегодня правительство оказывает давление на представителей религии, чтобы те не только облегчили гиюр, но и заставили нас его пройти чуть ли не насильно. Иначе вы ведь не сможете пожениться. В последнее время, правительственные учреждения даже начали специальную миссионерскую кампанию, направленную исключительно на женщин. Там им обещают легкий гиюр, который не потребует от них менять привычный образ жизни. Но это обещание - наглый обман, за последствия которого придется отвечать ортодоксальному раввину, перед всеми теми женщинами, которые обратятся к нему после этой широкой кампании.

То есть правительство отдает вопрос еврейства на откуп ортодоксальным раввинам, а потом требует от них делать послабления. «Если ты нам заплатишь - мы тебя защитим». «Защитите от чего?» «От нас». - вам это ничего напоминает? По таким законам испокон веков работает мафия и рэкет.

Можно, конечно, тихо злиться на слова Давида Лау, но можно и потребовать от тех, кого мы избрали своими лидерами, от тех, кто сидит сегодня в Кнессете и несет ответственность за страну, найти реальное демократическое решение проблемы. Возможно, некоторые израильтяне искренне согласны с равом Лау, но точно не все. И государство не имеет права ни навязывать его всем нам, ни заставлять его изменять своим принципам и убеждениям.

Единственное верное решение в такой ситуации, это допустить альтернативу. Чтобы те, кто хочет этого, проходили ортодоксальный гиюр, кто хочет - реформистский или консервативный, а уж кто не хочет - не проходил его вообще, или проходил тогда, когда созреет для этого, а не в срочном порядке, ради женитьбы. И пусть пока что он будет иметь возможность зарегистрировать брак в министерстве внутренних дел. Только так мы сможем избежать унижения и сохранить уважение к иудаизму и к самим себе.

И не стоит опасаться того, что свобода выбора приведет к ассимиляции. В США, где о религиозном диктате нет и речи и каждый может зарегистрировать свой брак просто в муниципалитете, население сегодня, в среднем, более религиозное, чем в Израиле. Потому что уважение к религии и к традициям нельзя навязать директивой сверху, это прививается воспитанием, семьей, это должно идти изнутри - и никак иначе.

Жаркие идут споры и нервные какие-то: сколько в мире евреев? «Сумма прописью» колеблется от 12 миллионов до 20. Есть в мире нашем и те, кто считает всех людей евреями. Только одни знают об этом, а другие не догадываются или знать не хотят. В любом случае,лиц еврейской национальности на нашей планете и в космосе гораздо больше, чем датчан, шведов, болгар, греков, цыган, чукчей и прочих. Однако, перечисленные и прочие не очень-то дергаются по поводу их количества. Сколько Бог послал – и ладно. Евреи же постоянно волнуются, корпят над цифирью своего народонаселения, хотя давно уже понятно, что все проблемы рода людского не в количестве лиц той или иной национальности, а в их качестве. Недавно господин Щаранский до смерти напугал общественность убылью народа еврейского, связанного с ассимиляцией. Раввин Дов Лившиц озаботился этими цифрами больше других. Читаю: «Председатель организации "Яд ле-Ахим" раввин Шалом Дов Лифшиц направил письмо председателю Еврейского агентства Натану Щаранскому и предложил сотрудничество в борьбе с ассимиляцией. Поводом для обращения стало заявление главы "Сохнута", согласно которому ежедневно численность еврейского народа сокращается на 500 человек».

Цифры и в самом деле чудовищные. Если им верить, всего лишь через век с небольшим евреи перестанут тревожить землян своим присутствием, но я почему-то убежден в другом: во - первых, «Рабинович выкрутится», так как яростные, подчас кровавые, но безуспешные попытки ассимилировать жестоковыйный народ длятся вот уже пару тысяч лет, а во-вторых, не вижу в этой самой ассимиляции настоящей угрозы Еврейскому государству и потомкам Иакова.

Евреям в истории, как правило, было не очень уютно, а часто и смертельно опасно, а потому потомками Иакова оставались самые мужественные, самые чистые и верные своему Богу и своим предкам души. Предатели, малодушные, ничтожные, слабые отсеивались – переставали евреями быть. О чем тут печалится? Это в свальной драке качество бьет количество. В честном поединке все наоборот. В результате отсева получился особый народ, сумевший завоевать 20% Нобелевских премий по всем областям наук и искусств. (В России 42% лиц, получивших Нобеля, – евреи). Кстати, и среди ассимилянтов разного рода лауреатов ни мало. Не так просто избавиться от «проклятия генов».

Волнует же меня иная, самая подлая и опасная «ассимиляция», напрямую грозящая мне лично, моим детям, внукам и, хочу верить, правнукам в Еврейском государстве.

Есть евреи, по папе и маме, бывает и по вере, причем ортодоксальной («Натурей карта») – самый опасный и тревожный вид тайных или открытых ассимилянтов. Они активны, подчас, влиятельны и популярны. По мне, какой-нибудь Исаак Хаймович, ставший Иваном Ивановым или Джоном Джонсом в тысячу раз безвредней, чем Изя Шамир, Амос Оз, Юли Тамир, Шломо Занд с прочими товарищами и господами никогда, надо думать, не помышлявшими о перемене фамилии и национальности. Мало того, при такой перемене они бы потеряли львиную долю своих доходов и популярности в юдофобской среде. Именно эти ассимилянты - новая и опаснейшая порода «выкрестов», обязанная своим возникновением, в первую очередь, появлению Еврейского государства, так как вся их деятельность и состоит в том, чтобы это государство разрушить.

«Иудаизм – это еврейская национальность плюс Тора. Разумеется, если еврей не соблюдает заповеди, он останется евреем – ведь его мать еврейка. У нас определяющее значение имеет национальность матери», - говорит рав Лифшиц. Он прав. Тора веками хранила народ жестоковыйный, но трагедия Холокоста доказала, что в эпоху оружия массового уничтожения и газовых камер одной веры мало, чтобы спастись от безумия людского.Возникло такое понятие, как гражданин Израиля. И, если весь смысл работы человека, службы в армии и в любой другой деятельности направлен на защиту Еврейского государства, мне совершенно плевать, кем была его матушка. При этом я решительно отказываюсь принадлежать к «народу», к которому принадлежат упомянутые мной поименно деятели. Ассимиляция в негодяйство и предательство такая же реальность, как смена веры. Проще говоря, каждый разговор на затронутую тему нужно вести с поправкой на сионизм. И смело скажем: «Нет расизму в жизни и в прессе!» Русский по маме солдат ЦАХАЛа, честно исполняющий свой долг, мне в тысячу раз милей, чем вся эта чистейшая по крови, «правозащитная» публика из партии «Мерец», «Шалом ахшав», «Бецелем» и подобных организаций, делающая все, чтобы «еврейский вопрос» на Ближнем Востоке был решен окончательно и бесповоротно.

Вот здесь я бы на месте Натана Щаранского и раввина Лифшица и стал бы бить тревогу, а лучше всего потребовал бы от государства хоть какой-то, пусть слабой, либеральной и демократической, но защиты от этого племени «термитов», без устали подтачивающих сваи, на которых стоит наш дом. Робкие попытки выяснить, на какие деньги, отечественные «правозащитники» трудятся, возможно, и внесут кое-какую ясность, но этого мало, очень мало, особенно если вспомнить с какой мстительной злобой эта публика расправилась с настоящим евреем, патриотом Израиля Меиром Кахане и его партией и с какой страстью она клянется в любви убийце-террористу Марвану Баргути и «свободолюбивому палестинскому народу».

СТАТИСТИКА ЗНАЕТ ВСЁ: ЕВРЕИ В США И МИРЕ

Павел ЗАВЛИН, Чикаго

Я, экономист, люблю и чту эту науку. Последним местом работы в России я был заведующим Санкт-Петербургским сектором Центра исследований и статистики науки при Миннауки РФ и РАН. Так, что со статистикой знаком не понаслышке

В последнее десятилетие еврейское население США уменьшилось на 7% и составляет ныне 5 2млн. чел., из них 185 000 человек называют себя «евреями по выбору». Подсчитать точное число - не такая простая задача.

Проще всего, казалось, было в бывшем Советском Союзе, где пресловутая пятая графа в паспорте работала в пользу демографов, но и там данные о количестве евреев оказались не соответствующими действительности. Так, после массовой иммиграции евреев в Израиль, США, Германию, Канаду и Австралию согласно официальной статистике в бывшем СССР никого не должно было остаться. Но еврейская жизнь в постсоветских государствах продолжается. Вопрос о том, кого считать евреем не сходит с повестки. Сегодня он стоит особенно остро в связи с наплывом иммигрантов из разных уголков света. ,

Страны: Израиль — 5 95о ооо, США — 5 300 000 ,Франция 490 000 , Англия — 290 000 , Аргеньина 240 300, Украина — 180 000 , Германия — 10о 000

Города: Тель -Авив — 2 700 000 , Нью Йорк — 2 100 000, Лос — Анджелос 585 000 , Майами- 535 000 , Париж — 350 000

В России наблюдается забавная ситуация: Андрей Буровский - автор исследования о евреях, считает, что 1 млн. человек ощущают себя в какой то степени евреями, так как в их жилах течет еврейская кровь (!?). Выгодно стало быть евреями - эмигрировать можно без проблем, благотворительная помощь осуществляется,

В США United Jewish Communities (UJC) опубликовала сведения проведенного исследования в 2005-2006 годов. Средний возраст еврейской общины становится выше, причем происходит это быстрее по сравнению с населением США в целом. На 2007 г. это - 45 лет (что на 6 лет старше, чем десять лет назад), тогда как средний возраст в целом по стране составляет 37 лет. Возрастная группа младше 17 лет составляет 16% еврейского населения страны, а группа старше 65 лет - 23%. По сравнению с другими этническими и национальными группами, населяющими США, евреи позже вступают в брак и в среднем имеют меньше детей. На сегодня уровень воспроизводства в семьях американских евреев ниже того уровня, который необходим для полноценного количественного замещения населения. Число детей на еврейскую семью претерпело большие изменения. В 1976 г. оно равнялось 2,12 на одну еврейскую женщину, а в 2006 г. - 1,45. Среди ортодоксальных евреев эта цифра значительно выше - до 4,4 ребенка. В семьях, созданных смешанными браками после 1990 г., проживают 870 000 детей в возрасте до 18 лет. 21% из них воспитываются как евреи, 44% воспитан в другой религии, 30% воспитывается в условиях отсутствия религиозных правил и норм. Даже из тех, кто воспитан как еврей, только 10-15% заключают брачные союзы с евреями.

Это значит, что почти все дети от смешанных браков потеряны как евреи.

В 2007 — 2008г было повторно проведено исследование на меньшей группе чем предидущее Ключевое открытие в ходе данного исследования пришлось на проблему смешанных браков. Этот вопрос весьма чувствителен и проблематичен для еврейских общин,». Число смешанных браков в общине продолжает расти и очень большими темпами. Их уровень сейчас достиг 74%. Было установлено, что 47% всех евреев в период с 1997 года вступили в смешанные браки, а болбше двух третей детей не воспитываются в еврейской традиции. Если в 1965 г. было смешанных браков 9%, в 1970 г. - 13%, в 80 г. - 38%, в 90 г. - 43%, в 2003 г. - 47%, то в 2007 г. - 72% . а в 2010 -74% . Элиах Бергман, помощник директора Гарвардского центра по изучению народонаселения предсказал, что если направление тенденций еврейской общины не изменится, община сократится к 2076 г. на 85-95%.

Во время опроса 63% американских евреев заявили, что чувствуют «эмоциональную связь с Израилем», хотя лишь каждый третий — четвертый из всех проживающих в стране евреев побывал на своей исторической родине. Лишь 26% американских евреев, согласно опросу ходят в синагогу, и ещё меньше - всего 18% - зажигают по пятницам свечи, соблюдая шаббат. Расклад внутри верующих евреев таков: 39% посещают реформистские синагоги, 33% -консервативные, 21% - ортодоксальные, 3% - реконструктивные и 4% исповедуют прочие разновидности иудаизма.

Ниже приводим наиболее интересные данные из этого исследования. : Eврейское население США - 5,2 млн. чел. (почти 40% численности евреев в мире) и 1,8 млн. «еврейских неевреев» происходят от смешанных браков, но сами себя евреями не считают. Число еврейских семей - 2,9 млн. .Процент евреев, состоящих в браке (на начало 2007 года) - 57%. Процент еврейских женщин, не имеющих детей в возрасте: Oт 18 до 24 лет - 90%; 25-29 - 70%; 30-34 - 54%; 35-39 - 36%; 40-44 - 26%. Среднее число детей, приходящееся на одну еврейскую женщину, - 1,4, а число детей, которое должна родить женщина для сохранения баланса численности населения, - 2,1.

Процент евреев, вступивших в смешанные браки с 1996 по 2006 год, - 47%. Процент евреев, вступивших в смешанные браки в 2006 году, - 72%. а в 2010 г- 74 % Процент смешанных семей, где детей воспитывают в еврейских традициях, - 26%. Процент евреев, регулярно посещающих синагоги, - 19%. Процент еврейских детей, посещающих дневные еврейские школы или йешивы - 23%. .

«Евреи по уму выше других наций «.показали Хампердинг с Кочраном и др «Это произошло в ходе генетико-эволюционного процесса», - утверждают авторы. И это только в том случае, если Хампердинг с Кочраном правы.. Но правы они или не правы, а факт остается фактом - ученые напоминают о том, что «история последних двухсот лет украшена множеством еврейских имен ученых, мыслителей, представителей интеллектуального мира, таких, как Оппенгеймер, Эйнштейн, Фрейд, Маркс, Кафка, Беллоу, Леви, Страусс, Ален, Дилан…». Ряд, конечно, не слишком равномерный, но приводится и статистика: Несмотря на то, что евреи составляют лишь 0,25% населения Земли, на их долю приходится 32% всех Нобелевских премий и 50% чемпионов мира по шахматам. . Это обясняется генотипом сформировавшимся естественным отбором в борьбе за выживание Из постоянно преследуемых выживали в основном евреи с высоким IQ . а единственная работа к которой они допускались было ростовщительство, сборщик налогов, бухгалтер и др требовавших ума и изворотливости Это ни в коей мере не расизм. Расизм - это признание какой-то одной нации, стоящей выше всех остальных и призванной господствовать над другими.

В заключение хочется отметить два момента. В своих выступлениях Ариэль Шарон часто приводил данные из исследований своего близкого друга математика Дова Вейсгласса, который утверждал: если бы евреи не были изгнаны римлянами и не подвергались гонениям в последующие 2000 лет, то тогда в нашем современном мире существовало бы не меньше 500-800 миллионов евреев, и они могли соревноваться в численности населения с китайцами и индийцами.

Приведу статистику, характеризующую роль евреев в жизни США. В стране (согласно «Форбсу») живут 108 миллиардеров евреев или 30% от общего числа, что составляет 1 на 49000 американских евреев. В среднем миллиардеров в США 1 на 800 000 человек. По некоторым штатам картина еще выразительнее. В самом богатом штате Калифорнии на 36 млн. жителей приходится 90 миллиардеров, а евреи, составляя 2% населени штата дают 31 миллиардера. В штате Нью-Йорк (19 млн. жителей- 49 миллиардеров) евреи составляют 5% населения и среди них 34 миллиардера или 70%. всех миллиардеров

Теперь от денег перейдем к «уму». В США живут 156 лауреатов Нобелевской премии в области наук (в среднем 1 на почти 2 млн. жителей), из них евреев - 71 или 1 лауреат на 80 000.

Теперь о власти. Ныне в сенате США из 100 членов 12 евреев. До 1950-х, их в сенате практически не было. Затем в 1950-х - 2, 1960-х - 3, 1970-х - 6, 1980-х - 8. , Сегодня их доля в сенате увеличилась в 6 раз! Это означает их все более полную интеграцию в высшую политическую элиту общества. Среди губернаторов штатов 2 еврея. Столь большое участие евреев, естественно, вызывает антисемитизм. У Черчилля есть известный афоризм - «Мы - не антисемиты, поскольку не считаем себя глупее евреев».

Однако вся эта масса богачей, боссов и сильных мира сего практически ничем не помогают евреяи и Израилю. Больше того -сторонятся соплеменников

РS Я привел статью http://www.kontinent.org/article_rus_4966ab0c9b0a8.html в сокращенном виде,материал в основном о США. При этом, поскольку книга была опубликована в 2007 г, некоторые цифры я подправил, имеющимися у меня данными 2012 — 2013 г,чтобы быть точнее и ближе к сегодняшнему дню. Правда изменения по сравнению с оригиналом мизерные и никак не влияют на суть статьи,

К 1948 году, на момент создания государства Израиль, в нем проживало уже 650 тысяч, тогда как во всем мире в те дни было 11,5 миллиона евреев.
14-миллионной отметки количество евреев достигло к 1992 году, сейчас на планете живут 14 с половиной миллионов евреев. Из них 6 с половиной миллионов находятся в Израиле.
Уровень рождаемости в Израиле в 2016 году составил 3,11 на 100 человек.(181.405 новорожденных). С 1980 года рождаемость в Израиле выросла на 92%. В 2016 году 73,9% новорожденных родились у матерей-евреек, средний возраст женщин при рождении первого ребенка составляет 27,6 лет, при рождении второго - 29,6 лет. Третий ребенок рождается, когда его матери исполняется в среднем 31,9 лет.
Численность еврейского народа в мире достигла 14 310 000 человек. 54% еврейского населения планеты живет сегодня за пределами Израиля, только 46% - на исторической родине. 98% евреев сосредоточены в 17 странах мира (включая Израиль). Вот где, согласно данным израильского Министерства по делам диаспоры, сегодня существуют самые крупные еврейские общины:
Среди стран американского континента больше всего евреев живут в США – 5.700.000,
Канада - 385 000
Мексика – 67 000
Панама – 10 000
Аргентина – 230 000
Уругвай – 17 000
Чили – 18 000
Самая большая община в Европе – 585 000 евреев – проживает во Франции.
Великобритания - 270 000
Испания – 30 000
Швейцария – 19 000
Италия - 28 000
Германия – 150 000
Бельгия – 30 000
Голландия – 29 900
Швеция – 15 000
Венгрия – 47 000
Россия - 186 000
Украина – 63 000
Беларусь – 11 000
Турция - 17 000
Австралия - 112 000
Южная Африка – 70 000.
Конечно, это не весь список, еврейские общины сегодня существуют и во многих других странах.
На 01.01 2016 года число евреев в мире составляла 14,5 миллиона человек, что до сих пор меньше показателей 1939 года (16,6 миллиона). При этом за 70 послевоенных лет еврейское население на планете Земля росло со скоростью 0,33% в год.
При этом численность евреев в диаспоре уменьшилась более чем на четверть по сравнению с 1948 годом. На момент провозглашения независимости в 1948 в Израиле проживало 606 тысяч человек.
В 1948-1952 годах, когда евреи получили возможность свободно въезжать в Израиль, еврейское население страны увеличилось с 600 тысяч до 1,5 миллионов человек. А всего с момента основания Еврейского государства (с 1948 по 2015 годы) в Израиль репатриировались 3,2 млн. человек. Можно выделить две главные волны репатриации: первая – с 1948 по 1951 год и вторая – с 1990 по 1999 годы (1,35 млн. человек, или 42% всех репатриантов).
При этом со дня создания государства и до конца 2015 года из Израиля эмигрировали около 720 тысяч израильтян, включая тех, кто умер за границей.
А на 01.01.2016 года в Израиле проживало 6,5 миллионов евреев, что составляет 44% общей численности еврейского населения.
Численность еврейского населения в Израиле росла в 2014-2015 годах в среднем на 1,9% в год. За 5 лет (2010-15 гг.) число евреев в Израиле выросло на 9,2%, а в диаспоре оно уменьшилось на 0,5%.
С 1990 по 2015 год евреев в диаспоре стало меньше на 10%, в то время как в Израиле их стало больше на 60%. Главная причина уменьшения еврейского населения диаспоры - растущая ассимиляции. К примеру, в 1970-м году 17% евреев-граждан США вступали в межнациональные браки. В 2012 году - 58%.
При сохранении нынешней тенденции численность евреев в Израиле сравняется с численностью еврейской диаспоры к 2026 году.
Помимо еврейского населения Израиля, другой крупнейшей по численности общиной является еврейская община США. Причем, если данные по численности населения Израиля точны, то численность еврейского населения США, впрочем, как и любой другой общины, является оценочными.
Сейчас в США проживают 5,3 миллиона взрослых евреев (из них 5% родились в СССР). 1,3 миллиона еврейских детей в США получают хотя бы частичное еврейское образование. Рождаемость евреев в США 1,9%, что по европейским стандартам много. Но эта средняя температура по больнице. Дело в том, что в среде религиозных евреев многодетная семья - норма. А религиозных евреев в США проживает больше, чем в Израиле.
35% американских евреев принадлежат к реформистскому течению в иудаизме. 18% - к консервативному, а 10% - ортодоксы. 30% американских евреев считают себя иудеями, но не ассоциируют себя с каким-либо религиозным течением. А 22% американских евреев являются атеистами разной степени убежденности.
Если же исходить из израильского «Закона о Возвращении», согласно которому «Каждый, у которого бабушка или дедушка евреи, имеет право на поучение израильского гражданства», то право на возвращение на свою историческую родину в Израиль имеет не менее 9-ти миллионов граждан США.
Не менее 90% американских евреев является ашкеназами. Самая известная община сефардов в районе Нью-Йорка (более 25 тысяч сирийских евреев) проживает в Бруклине и Нью-Джерси, большинство их предков прибыли сюда из Халеба в начале 20-го века.
В Израиле же принято считать, что число ашкеназов и сефардов в стране примерно равно. Точно посчитать это вряд ли возможно, так как браки между ашкеназами и сефардами являются повседневным явлением.
В Израиле проживает порядка 130 000 репатриантов из Эфиопии – как евреев, так и членов их семей, а также т. н. «фалашмура», то есть потомков крестившихся эфиопских евреев. Мужчины-эфиопы в смешанные браки практически не вступают. Каждая пятая женщина-эфиопка вступает в смешанный брак (с евреями-гражданами Израиля не эфиопского происхождения).
Эфиопские районы - Кирьят-Нордау в Нетании, Кирьят-Моше в Реховоте и Рамат-Элиягу в Ришон ле-Ционе.
Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) у американских евреев - 2,1 ребенка на одну женщину. Но это как раз та самая средняя температура по Соединенным Штатам. Потому что ортодоксов, у которых в США в среднем 4,1 ребенка в семье, насчитывается в этой стране полмиллиона человек. У остальных же американских евреев в семье в среднем 1,8 ребенка на одну женщину.
Причем две трети американских евреев, не придерживающихся религиозных традиций, вступают межнациональные браки.
Большинство американских религиозных евреев живет в Нью-Йорке. А в Нью-Йорке, главным образом, в Бруклине: в Уильямсберге, Бедфорде - Стайвесанте, Краун-Хайтсе и Боро-Парке. Бруклинские хасидские общины растут очень быстрыми темпами. В религиозных еврейских семьях принято иметь по 5-10 детей.
В Нью-Йорке живёт самая большая община бухарских евреев после израильской (50 тысяч человек). Они живут компактно в районе Куинс. В районе бухарских евреев расположена улица Сергея Довлатова (Sergei Dovlatov way).
Что же касается Израиля, то в 2014 году 75% евреев Израиля были «сабрами» - то есть родившимися в Израиле. За 2014 год население страны увеличилось на 162 тысячи человек (2%). За это время в Израиле родилось 176 тысяч человек, умерли 44 тысячи человек, и приехали 32 тысячи новых репатриантов.
По данным бюро статистики, в 2016 году впервые в истории Еврейского Государства сравнялась рождаемость среди еврейских и арабских женщин. Рождаемость в обоих секторах составляет 3,13 ребёнка на женщину.
В Израиле в 2014 году было 14 городов с населением более 100 000 человек, а в шести из них жителей свыше 200 тысяч. Это Иерусалим, Тель-Авив, Хайфа, Ришон ле-Цион, Ашдод и Петах-Тиква.
Более 40% населения Израиля проживает в центре страны: 17% в Тель-Авивском округе и еще 24% в соседних округах Гуш-Дан и Шарон. На периферии, включая север и юг страны, проживает 31% населения. Еще 28% проживают в районах, считающихся промежуточной зоной между периферией и центром - это районы Хайфы и Иерусалима (в каждом из них проживает 12% населения) и район Иудеи и Самарии, в котором проживает 3% населения.
В Израиле имеется 5 городских агломераций помимо большого Тель-Авива, которую называют «Гуш Дан».
5 фактически сросшихся в один город имеющих самостоятельный статус населенных пунктов это:
1. Район Шфела (города Нес-Циона, Реховот, Ришон-ле-Цион, Беэр-Яаков и Явне);
2. Район Шарон (Рамат-ха-Шарон, Герцлия, Раанана, Кфар-Саба и Ход-ха-Шарон) - кстати, самый престижный район страны;
3. Пригороды Хайфы - «Крайот» (Кирьят-Моцкин, Кирьят-Бялик, Кирьят-Хаим и Кирьят-Ям);
4. Агломерация на юге Хайфского округа (Зихрон-Яаков, Пардес-Хана-Каркур, Хариш и Ор-Акива).
5. Иерусалим и окрестности. Иерусалим – самый густонаселенный город Израиля. По данным ЦСБ на 2013-2014 годы, население Иерусалима составляло 829.900 человек – из них 307.600 арабы (37%), 522.300 евреи (63%). Прирост населения в 2013 году, по данным ЦСБ, составил 14.600 человек, при этом 7.400 человек покинули пределы Иерусалима.
Под "Восточным Иерусалимом" Израиль подразумеваются все арабские кварталы города. То есть, "Восточным Иерусалимом" считаются, Джабль Мукабр и Абу Тор, расположенные на востоке города, Шуафат, Бейт-Ханина и Кафр Акаб, расположенные на севере города, Сильван в историческом центре столицы Израиля, и даже Бейт Сафафа, находящаяся на юге города, но севернее еврейского района Гило.
Однако ни Гило, ни восточный Тальпиот, ни Рамот, ни Писгат-Зеэв, ни другие еврейские кварталы, построенные после Шестидневной войны на освобожденных в ходе этой войны территориях, Израиль к "Восточному Иерусалиму"не относит.
Арабское население Восточного Иерусалима гражданами Израиля не являются, а имеют статус “Постоянного жителя Израиля”, хотя во официальных справочниках они включены в графу "арабское население Израиля".
При определенных обстоятельствах этом статус можно потерять (а вместе с этим разрешения на работу, пособий и медицинского страхования). Всего с 1967 года этого статуса были лишены около 14 тысяч человек. на 2014 год, в районах Иерусалима, аннексированных в 1967 году, проживали 300 тысяч арабов (60% от населения этих районов и 99% от арабского населения Иерусалима) и 20 тысяч евреев. В целом по Иерусалиму, с начала 2010 года по 15 июня 2016 года было выдано 8.964 разрешений на жилищное строительство, из них около 1.080 – на жилищное строительство в арабских районах города.
В 1969-1988 годах в Израиль из СССР приехало 174 тысяч репатриантов. Плюс к этому по состоянию на 1 марта 2015 года израильским гражданством обладали порядка 860 тысяч человек в возрасте 18 лет и старше, родившихся в бывшем СССР и прибывших в Израиль на ПМЖ в 1989 – 2014 годах. В данном случае речь идет только о гражданах Израиля, получивших израильское гражданство согласно «Закону о Возвращении».
Кроме того, ежегодно израильское гражданство получают 5 тысяч человек как вступившие в брак с гражданами Израиля. В подавляющем большинстве это граждане (вернее гражданки) России, Украины и Белоруссии.
В Израиле постоянно проживает 150 тысяч российских граждан. В данном случае имеются ввиду лица, имеющие одновременно как израильское, так и российское гражданство (или российской гражданство и израильский вид на жительство).
Кроме евреев в Израиле проживают национальные меньшинства. Основная масса израильских арабов-мусульман (все они сунниты) проживает в вади Ара. Вади (низменность)Ара - это территория в нижней Галилее, на которой расположены крупные арабские города и населенные пункты, в частности Умм эль-Фахм, Тайбе, Калансуа, Джальджулия и другие, часто сливающиеся один с другим.
Другое меньшинство, арабы-христиане. 161.000 израильтян (2% от населения) исповедуют христианство. 80% из них арабы-христиане. В Нацрате (Назарете) - их около 22,4 тысяч человек, в Хайфе - 14,6 тысяч, в Иерусалиме - 11,9 тысяч, в Шфараме - 9,6 тысячи. В целом же в Палестине, как и во всем арабском мире, численность христиан стремительно снижается. христиане Вифлеема после Второй мировой войны насчитывали 85 процентов от населения, сегодня – около 10 процентов, в Иерусалиме их численность сократилась с 55 процентов в начале ХХ века до двух процентов в настоящее время, в Назарете христиан сейчас менее 25 процентов.
В Израиле так же имеет место миграция христианского населения из арабских в еврейские населенные пункты. Причина - Израиль они воспринимают как свое государство, судьбу которого они хотят разделить. Выхода у христиан другого нет - мусульмане их преследуют и существовать в своей среде не дают. Так что или уехать куда-нибудь в христианскую страну или стать лояльными гражданами Израиля.
Арамейцы. Говорящих на диалектах арамейского языка израильтян власти делят на три группы: около 10 тысяч маронитов (две тысячи из них - бывшие военнослужащие ЦАДАЛа), полторы тысячи ортодоксальных маронитов и около пятисот маронитов-католиков. Арамейские христиане проживают в районе Гуш-Халав (Джиш), но отдельные небольшие общины существуют в Хайфе, Назарете, Акко и Иерусалиме.
В старом городе Иерусалима имеется так армянский район.
Помимо христиан в Израиле проживают друзы, порядка 150 тысяч. Далият аль-Кармель (20 тысяч человек) – крупнейший друзский город в Израиле. Он расположен в Хайфском округе. Кроме того, на принадлежащих Израилю Голанских высотах высотах (в 4-ех деревнях: Буката, Масадэ, Эйн-Кинья и Маджаль-Шамс) проживает 23 тысячи друзов, но они израильского гражданства не имеют.
На севере страны есть две деревни - Кфар-Кама и Рехания, где компактно проживает около 3 тысяч черкесов.
Раджар - единственная в Израиле алавитская деревня. Она была захвачена, вместе с четырьмя друзскими деревнями, во время Шестидневной Войны. Населяющие деревню алавиты охотно согласились с суверенитетом Израиля и все получили израильское гражданство.
Но самыми многочисленными национальными меньшинствами в Израиле являются мусульмане разных национальностей (бедуины и палестинцы). Сам термин, "Палестинский народ", придумали в СССР в 1964 году, в рамках обоснования создания Организации Освобождения Палестины (ООП). По замыслу его авторов, под “арабским народом Палестины” подразумевались арабы, живущие на территории Палестины. Впервые он был употреблен в вводной части палестинской хартии (декларации политических требований), написанной в Москве в том же 1964 году. Хартию утвердили 422 члена палестинского национального Совета, тщательный отбор которых производился в КГБ".
Под "палестинским народом" изначально понималось все население Палестины говорящее по арабски. В настоящее время под этим термином понимается суннитское население Палестины не бедуинского происхождения.
На конец 2016 года мусульманское население Израиля составило 1,52 миллиона человек (или 17,7% от общего населения).
Самая большая община мусульман (320 тысяч) проживает в восточном Иерусалиме, составляя 36,2% от всего населения города и 21% от мусульманского населения Израиля, к также в арабских городах на севере Израиля (район Вади Ара): Сахнин, Бак-эль-Гарбия, Ум-эль-Фахкм, арабская часть Назарета и другие, более мелкие.
В Хайфе, Лоде и Яффо проживают значительные арабские общины, хотя подавляющее большинство населения этих городов - евреи.
На юге Израиля проживает порядка 150 тысяч бедуинов. 60 тысяч в главном бедуинском городе Рахате, а так же небольших бедуинских поселения, главным образов вокруг Беэр-Шевы.
В 2013 году суммарный коэффициент рождаемости женщин-мусульманок составлял 3,4 ребенка на одну женщину, по сравнению с 4,7 ребенка на одну женщину в 2000 году. в последние годы общий уровень рождаемости среди мусульман снизился: в то время, как в 2000 году в среднем на одну мусульманку приходилось 4,7 детей, то в 2016 году этот показатель составил 3,29 ребенка. Но это, все равно, больше, чем в остальных секторах: на одну еврейку приходится 3,16 ребенка, а на христианку – 2,05 ребенка. Самый низкий уровень рождаемости среди друзов – 2,21 детей на одну друзскую женщину.
Соответственно, сокращаются и темпы роста мусульманского населения страны в целом: с 3,8% в 2000 году до 2,4% в 2013 году. Самые высокие темпы прироста населения наблюдаются у бедуинов, численность которых приближается к 200 тысячам. Рост рождаемости у евреев составил 1,7%, у друзов 1,5% и у христиан - 1.6%. Живущие главным образом на севере страны палестинцы по своему демографическому поведению так же стремительно приближаются к стандартам еврейского населения.
Рождаемость в еврейских семьях в Израиле растет, а в среде израильских арабов - снижается. По данным Центрального бюро статистики, в 2013 году в Израиле общий показатель рождаемости вырос на 0,2 процента (всего родилось 171 207 младенцев). В еврейском секторе в минувшем году родилось 127 409 детей, что на 1,3% больше, чем в 2012 (125 409). А в семьях, исповедующих ислам, родилось 34 766 детей, что на 5,5% меньше по сравнению с 2012 (36 766).
В целом же, в 2013 году среди израильских арабов родилось 39 028 ребенка, что на 3,5% ниже, чем в 2012 году, когда появилось 40 433 младенцев. В арабских семьях христианского вероисповедания в 2013 году на свет появилось 2 602 ребенка, в друзском секторе - 2 350 детей.
В 2015 году впервые количество детей, приходящихся на арабскую (граждане Израиля) и еврейскую мать, сравнялось. По 3,1 ребенка на женщину в обеих группах. Арабская рождаемость падает, спускаясь к показателю ниже трех детей на мать, а еврейская поднимается к трем с половиной. В связи с мощным приростом еврейского населения, количество жителей в Израиле растет на миллион каждые семь лет. Рождаемость арабов в Иудее и Самарии уже опустилась до 2,7 детей на мать и продолжает снижаться.
В среднем 21 из каждых 1000 еврейских женщин родила в 2013 году. В 2000 году эта цифра составляла 18,3 на 1000. Средняя рождаемость среди арабских женщин, напротив, упала до самого низкого уровня за все время наблюдения: 24,8 на 1000, по сравнению с пиком в 35 рожениц на 1000 женщин в том же 2000 году.
Доля возрастной группы населения "0-14" лет у евреев выросла с 25,8% от всего еврейского населения в 2000 году до 27,2% в 2015 году. Доля той же возрастной группы у арабов Израиля уменьшилась с 41% в 2000 году до 34% в 2015 году.
Уровень рождаемости в светских еврейских семьях составляет в среднем два ребенка, в национально-религиозном лагере - 4,3, в ультрарелигиозной среде - 6,5.
Еще один, на мой взгляд, любопытный факт. В Иудее и Самарии проживают 60 тысяч поселенцев-граждан Соединенных Штатов Америки, что составляет 15% от их общего числа. Это при том, что всего в Израиле проживают 170 тысяч репатриантов из США. Каждый десятый американский поселенец в Иудее и Самарии - кандидат наук.
Средняя продолжительность жизни женщин в Израиле по данным на 2012-й год - 83,6 года, мужчин - 79,9 лет.
В Израиле постоянно находится порядка 50.000 иностранных рабочих, занятых в области оказания помощи больным и престарелым. Большинство таких работниц приезжают с Филиппин. Имеется также меняющееся число граждан Таиланда занятых в сельском хозяйстве и граждан Китая и других стран, занятых в строительстве.
Кроме того, право на работу, главным образом в строительстве и сельском хозяйстве, получают десятки тысяч жителей оккупированных Израилем территорий. Но их число постоянно меняется. И они не живут в Израиле, а утром приезжают на работу, а вечером уезжают домой.
Беженцев Израиль в принципе не принимает. Беженцы в Израиле: 250 вьетнамцев в прибывшие в страну семидесятые годы 20-го века, сотня боснийцев в 1993 году, 112 албанских мусульман в 1999 году и 6000 христиан-ливанцев в 2000 году.
Но в стране проживает примерно 300 тысяч нелегальных иммигрантов (не считая нелегалов - жителей оккупированных Израилем территорий).
За свою недолгую историю Израиля было пять лет, когда эмиграция из страны была больше, чем репатриация. Это было в 1954-м, 1976-м, 1982-м и 1986-87 годах.
В последние годы число эмигрантов (человек, не пребывавший в Израиле на протяжении года, но до этого проживший в стране непрерывно более 90 дней) из Израиля составляет 0,7 человека на каждую тысячу жителей - это рекордно низкий показатель для стран OECD.
В 2000 году этот коэффициент составлял для Израиля 3,8 человека на каждую тысячу жителей, для Швейцарии он был равен 6,9, для Украины - 10,5 человека. На 01.01.2014 г 680 тысяч израильских граждан, евреев и арабов (которые, кстати, составляют примерно треть эмигрантского потока), постоянно живут за рубежом.
Из них 280 тысяч родились в Израиле, а 400 тысяч получили израильское гражданство по «Закону о Возвращении». Примерно 300 000 эмигрантов из Израиля проживает в США. Из них 64% - евреи.