Как Бог правит миром. Правь — высший мир славянских богов Бог есть он правит миром

Виллем ван Гемерен

Хотя идея правления миром явно не излагается в Бытии 1- 2, она служит идейным стержнем повествования о сотворении мира. Сущность Божьего правления ярко проявляется в том, что Он, по благоволению Своему и милости, участвует в жизни сотворенного Им мира. Бог царствует над творением, поскольку, как свидетельствуют повествования книги Бытие, небеса и земля существуют благодаря Богу, а не наоборот. Мир существует не по необходимости — напротив, Бог сотворил его по изволению Своему и продолжает участвовать в жизни творения, справедливо, чинно и премудро управляя им.

Завет правления

Постоянные отношения, в которых Бог состоит с природой, можно именовать заветом правления, хотя слово «завет» в этом смысле используется в Писании нечасто. В стихе книги пророка Иеремии, где упомянуто о Божьем «завете … о дне и ночи и уставах неба и земли» (Иеремия 33:25), слово «завет» (1/гИ) составляет параллель слову «уставы» (huqqot, Иов 38:33; Иеремия 31:35, и huqqim, Иеремия 31:36). В смене дня и ночи, времен года, а также морских приливах и отливах Иеремия усматривает Божье благоволение и милость к небу, Земле, Солнцу, Луне, звездам и морю. Благоволение и милость Творца к природе служит образом особых, заветных отношений Его с избранным Им народом. Иеремия говорит, что, если Бог хранит Свой завет с творением, Он тем более будет заботиться о Своих детях, с которым состоит в завете (стихи 35-36; 33:25-26), и о потомках Давида, которым Он также поклялся в верности (стих 26; ср. 2 Царств 7:15).

Говоря об отношении Бога к творению, я предпочел бы пользоваться словом «правление», а не словом «завет»; идея «правления» была глубоко укоренена в богословской вере Израиля. В Псалме 148 Божье царственное правление описано с помощью различных образов и понятий. Этот псалом призывает все творение славить Господа: он обращен к жителям небес и небесным светилам (ангелам, воинствам небесным, Солнцу, Луне, звездам), творениям, обитающим на земле и в море (морским существам, плодовым деревьям, кедрам, зверям, домашним животным, птицам, царям, народам, князьям, правителям, юношам, девицам, старикам и детям), а также неодушевленной природе и природным явлениям (молнии, граду, снегу, облакам, бурному ветру, горам и холмам). И здесь псалмопевец говорит о «повелении», или «уставе» (hoq, стих 6) как том, в чем проявляется правление Господа. Образ Владыки, наделенный здесь чертами антропоморфизма, выписан с трепетным отношением: имя Его превознесено и «слава Его на земле и на небесах» (стих 13). Наконец, в созвучных речениям Иеремии словах пророк говорит о том, как Бог заботится о Своем народе: «Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему» (стих 14). И пророк Иеремия, и псалмопевец начинают с общих истин, говоря о том, что Бог заботится обо всем творении, а затем рассказывают о том, как Он печется о Своем народе.

Свойства правления

Правлению Божьему свойственен порядок. Творя мир, Бог учредил порядок, и даже после грехопадения Он продолжал поддерживать его (Бытие 8:22). Сотворенный мир не является непредсказуемым образованием или рядом сменяющих друг друга бессвязных и бессмысленных обстоятельств. Человек не просто может изучать вселенную, — он призван делать это по повелению Создателя, Который правит творением по Своему совершенному замыслу.

Правление Божье служит свидетельством Его полновластия. Пророк Исайя изображает мир как проявление Божьей власти над творением. Пророк говорит о Боге, Искупителе Своего народа, как о Творце небес и земли (44:24). Бог делает ничтожными магические заклинания, чары и гадания языческих мудрецов (стих 25) и утверждает Свое Слово, изрекаемое пророками (стих 26). Его совет состоится, даже если для этого понадобится, чтобы иссохли реки (стих 27), или воцарился перс Кир (стих 28). Исайя возвещал Яхве как единого Бога, Который Словом Своим сотворил вселенную, тем самым заявив о Своей полной власти над миром (45:5-6), и Который явит всем родам, что Он «Господь, и нет иного» (стих 6). Затем пророк бросает вызов всем сомневающимся и насмешникам и сравнивает Творца с горшечником, Который властен вылепить из глины все, что ему угодно:

«Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?»» (стих 9)

Полновластие Творца проявляется в том, что по замыслу, премудрости и благодати Своей Он непрестанно совершает намерения Свои о мире и, в особенности, о детях Своих (стихи 11-25).

Правлению Божьему свойственна верность. Бог обладает полнотой всей власти над миром, однако это власть не диктатора, а благого, благодетельного Владыки. Вселенная не только сотворена из ничего, но сохраняется в своей тварной сущности благодаря непрестанному взаимодействию с нею Бога, Который, утверждая ее в Своей непреходящей верности, не дает ей «ускользнуть» от Него и ввергнуться в небытие; поэтому вселенная обладает такой устойчивостью, которую она не могла бы сохранять сама по себе, являясь сложнейшей системой взаимозависимых объектов и процессов.

Божье правление в христологическом ракурсе

Правление Бога над творением можно рассматривать в христологическом ракурсе. Мир был создан, но не был освящен. По представлениям древних евреев, мир складывался из несвятого и святого, чистого и нечистого. То, что в повествовании о творении повторяется слово «хорошо» (или звучит фраза «хорошо весьма»), указывает на то, что Богу было угодно взирать на вселенную с благоволением. Однако освятил Он лишь день Субботний! Мир в целом оставался неосвященным. Вследствие грехопадения и последовавших за ним преступлений (Бытие 3-11; см. Часть 2), освящение было уже не только возможным, но необходимым. Израиль, живший в окружении нечестивых народов, был призван стать святым народом Божьим и жить свято перед лицом Всевышнего. Для израильтян повествование о творении имело эсхатологический смысл. Получив особый статус заветного народа, израильтяне вкусили обетовании Божьих и получили уверение в том, что в Земле обетованной их ждет большее благословение. Поэтому пророки, облеченные силой и вдохновением свыше, вещали о грядущем восстановлении всего сущего в мессианскую эпоху. Иисус, Второй Адам, положит начало этой великой эпохе искупления, которой с надеждой ожидает все творение (Римлянам 8:19-21).

По замыслу Бога Отца, Сын Его Иисус должен был стать Искупителем вселенной (Колоссянам 1) и привести все сущее к Богу. Христологический ракурс представляет собой резкую противоположность понятиям порядка, власти, верности и благости, поскольку Бог не пощадил Сына Своего ради искупления человечества и мира. Торренс пишет: «Именно благодаря величайшему проявлению любви Божьей к миру в Иисусе Христе [язычники] познали, что мир не только создан Богом, но и бесконечно любим Им». И хотя в мире нередко происходят общественные потрясения и стихийные бедствия, хотя он порой представляется хрупким, вера во Христа порождает в нас убежденность в «постоянстве любви премудрого Бога».

Библейское учение о Божьем правлении над сотворенным миром соотносится с доктриной об искуплении. Творение имеет цель, Їеїов. Бог, Который по благоволению, благодати и могуществу Своему правит творением, направляет его к цели: новому творению в Иисусе Христе, Сыне Его (Галатам 6:15). Мы ожидаем откровения нового творения в полноте, а Бог уверяет нас в том, что Он постоянно печется обо всем творении в целом и, в особенности, о Своих детях. Наш Господь Иисус засвидетельствовал о любви Отца к творению, сказав, что Бог Отец повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Матфея 5:45), и что Тот, Кто печется о птицах небесных и лилиях полевых, знает о нуждах Своих детей (6:25-32).

Пески, бинты, погони и злые силы - на все это можно вдосталь насмотреться в новом приключенческом блокбастере режиссёра Алекса Куртцмана «Мумия» производства кинокомпании Universal Pictures. Премьера его на русскоязычном пространстве состоялась 8 июня, спустя 85 лет после выхода оригинального фильма и 18 лет - после его ремейка 1999 года.

В главных ролях снялись Том Круз (Ник Мортон), София Бутелла (Аманет), Аннабелль Уоллис (Дженни Хэлси) и Рассел Кроу (доктор Джекилл и мистер Хайд).

Основная фабула такова: Ник Мортон - боец спецподразделения в Северном Ираке - отправляется на поиск сокровищ и попадает в странную подземную пещеру, где находит саркофаг с мумией египетской принцессы. Вместе с ученым-антропологом Дженни Хэлси и группой солдат находка отправляется в Лондон по воздуху. Однако в небе случается инцидент и самолет терпит крушение, в котором выжить удается Нику и мумии.

К слову, это первый раз за всю многолетнюю историю фильмов о мумиях, когда ожившее мумифицированное зло играет женщина, что придает картине этакий лёгкий феминистический налет. Суть в том, что в свое время судьба несправедливо обошлась с принцессой Аманет, и вот спустя пять тысяч лет она просыпается ото сна, обретает свободу, и теперь ей ничто не помешает обрушить всю свою ярость на человечество. Её трудно остановить даже целой армией, поскольку восставшая из мертвых мумия повелевает стихиями и хорошо знакома с магическими ритуалами. К счастью, существует человек, которому под силу тягаться с разгневанной дочерью фараона. Правда, сразу он и не подозревает о своём предназначении. А ещё Аманет ожидает неприятный сюрприз в виде одного эксцентричного знатока древнего мира.

Если говорить о съемках, то зрителя определённо ждет классика жанра. Честно признаюсь, мы уже избалованы спецэффектами и фильмами ужасов разного порядка, потому бегущие за героями ожившие мертвецы, размахивающие остатками рукавов одежды, мне показались слегка смешными. Что не умаляет отлично снятых сцен в воздухе во время крушения и подводных эпизодов. Хороши и апокалипсические кадры. Но в какой-то момент все же приходит в голову ироничная мысль: «Вот что бывает, если по-настоящему рассердить красивую женщину (даже если она - мумия)». И на ту же тему звучит фраза Ника, обращённая к принцессе: «Прости, мы никогда не будем вместе, и дело не во мне, а в тебе». Ничего удивительного - барышня довольно своеобразно себя ведёт, всячески покушаясь на своего избранника. Правда, цель у неё - даровать тому власть над смертью. Ну, а чем это закончится, смотрите в кинокартине.

Порадовал и миляга доктор Генри Джекилл/мистер Хайд. В фильме он изучает биохимию, нейрохирургию, интересуется инфекционными болезнями и, кроме прочего, является адвокатом. Интересно прозвучала его реплика: «Если зло патогенно, то непременно должно найтись лекарство». Хорошо, если бы так произошло и в нашей реальности. В данном же сценарии основной упор сделан на моральном аспекте борьбы и сосуществования добра и зла внутри человека. Тот же Генри в финале картины небезосновательно заявляет: «Порой одолеть монстра под силу лишь другому монстру». Только вот что возобладает внутри существа в итоге - человек или монстр? Этот вопрос пока остаётся открытым.

Тем более что Universal Pictures затеяла большой проект, в котором вслед за Marvel, Walt Disney Pictures и Warner Brothers решила создать свою новую киновселенную - Dark Universe («Темная Вселенная»), которую будет заселять различными героями, рассказывая в последующих фильмах о таких персонажах, как Человек-невидимка, Дракула, Ван-Хельсинг, Человек-волк, Горбун из Нотр-Дама, Призрак Оперы, Франкенштейн и т. д. Ну, а первой на поле боя была выпущена Мумия.

Что ж, старт неплохой, однако настоящий интерес вызывает продолжение. В финале фильма хочется узнать, что же будет в следующих сериях. И это выглядит вполне удачно и обнадёживающе.

Из истории создания фильма

Сценарий создан Джоном Спэйтсом и Кристофером МакКуорри. Этот перезапуск «Мумии» отличается от классической трилогии своим подходом к мифологии и тем, что действие происходит в наши дни.

Слоган фильма «Welcome to a new world of gods and monsters» («Добро пожаловать в новый мир богов и монстров») - цитата из фильма «Невеста Франкенштейна» (1935), производством которого также занималась студия Universal Pictures. В том фильме снимался Борис Карлофф, который сыграл роль Имхотепа в оригинальном фильме «Мумия» (1932). Кроме того, эта фраза была использована, когда придумывали название для фильма «Боги и монстры» (1998), где снимался Брендан Фрейзер, который, в свою очередь, снимался в фильме «Мумия» (1999).

Съёмки начались 3 апреля 2016 г. в Оксфорде, а затем частично проходили в Суррейи в Лондоне. Позже съёмочная группа переместилась в Намибию, где за две недели сняла последние сцены и закончила съёмочный процесс 13 августа 2016 г.

Сцена в невесомости снималась реально, без добавления компьютерной графики. На это ушло 2 дня и 64 дубля. Все происходило во Франции, недалеко от Бордо, в настоящем самолете, который поднимался на высоту около 13 километров, а затем в нём на 20 секунд отключали двигатели, чтобы появилось ощущение невесомости. В эти секунды и велась съемка. Почти всех, кроме Тома Круза и Аннабелли Уоллис, при этом сильно тошнило, но актеры в результате остались очень довольны тем, что сцену удалось снять вживую, без применения компьютерной графики.

Том Круз проходил кастинг на роль главного героя фильма образца 1999 года, однако режиссер Стивен Соммерс предпочел ему Брендана Фрэйзера. И теперь, спустя 18 лет, Круз все-таки играет главную роль, но уже в перезагрузке франшизы.

Это не первый фильм ужасов с участием Тома Круза. Ранее он снимался в картине «Интервью с вампиром» (1994). Однако это первое сотрудничество между Томом Крузом и Расселлом Кроуном.

Внешний вид мумии и пол были изменены после того, как создатели фильма увидели сцену с появлением Апокалипсиса, которую показывают после титров фильма «Люди Икс: Дни минувшего будущего» (2014).

Студия Universal одно время занимала лидирующую позицию в жанре ужасов. Начиная с фильма «Дракула» (1931) и последующие несколько десятилетий студия была известна именно по проектам в этом жанре.

Остаётся добавить, что кинокартину «Мумия» можно посмотреть в кинотеатре «Беларусь» по 21 июня включительно.

Ирина ДАРЬИНА

Кто все-таки управляет этим миром? Если Бог, то почему в молитве "Отче наш" есть строка: " да будет воля Твоя и на земле, как на небе". Почему дьявола называют князем мира сего?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

В священных новозаветных книгах слово мир употребляется в двух значениях: 1. космологическом и 2. духовно-нравственном.

1. Мир Божий, космос, сотворенный премудрым Творцом, вся вселенная. Этот мир имеет свои законы и непреходящую красоту. Его имел ввиду Господь, когда сказал: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» (Мк.14:9). Мир этот любит Бог настолько, что «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Бог – Владыка неба, земли и преисподней, т.е. всего тварного мира. Об этом говорит псалмопевец: «Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс.138:8-10).

2. Мир – отпавшая от Бога часть человечества: «Он [Утешитель], придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня» (Ин.16:8-9). Дела этого мира злы (Ин.7:7) и подлежат суду. По слову св. апостола «весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19). Поэтому он говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин.2:15). Мир ненавидит учеников Христовых. Спаситель призывает их к мужеству: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16:33).

Диавол назван князем мира (Ин.14:30), мироправителем тьмы века сего (Ефес.6:12) потому, что правит отпавшей от Бога частью человечества. Люди, далекие от духовной жизни, даже в малой степени не представляют, насколько их дела, мысли и даже чувства направляет мироправитель тьмы и его слуги. Они убеждены в своей «свободе» и очень не любят об этом слышать, считая все это надуманным. Однако духовному взору святых это открыто. «Поведал о себе авва Антоний: я видел все сети диавола распростертыми поверх земли; увидев это, я воздохнул и сказал: горе роду человеческому! кто возможет освободиться от этих сетей? На это сказано мне: смиренномудрие спасается от них и они не могут даже прикоснуться к нему» (Отечник ). Св Макарий Великий пишет: «Того и Бог блюдет, кто в дебри мира сего при всяком случае остерегается сетей и тенет, кто со страхом и трепетом свое спасение содевает (Фил. 2, 11), со всею внимательностью обходит сети, тенета и похоти века сего, взыскует же Господней помощи и по милости Господней надеется спастись благодатью» (Духовные беседы. Беседа 4.5).

Слова да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли - молитвенное прошение. Мы молим Небесного Отца, чтобы сподобил нас исполнить Его святую волю на земле. Тертуллиан изъясняет: «Взываем, да будет воля Твоя, не потому, чтоб мог кто-либо помешать быть воле Божие, но молим, да исполняется воля Его во всех нас <...> Чтоб могли мы сие исполнить, имеем нужду в воле Божией (в благоволении и помощи)».


В древнеславянской и современной языческой философии всё мироздание делится на три части – Явь, Навь и Правь. Простыми словами – это мир материи, загробный мир и мир Богов у славян. Правь – это высший мир. Правь – это место обиталища наших светлых Богов. Только самые светлые души могут попасть в это прекрасное место. Кроме того, это ещё и светлые законы, которые установлены Правью над всеми остальными мирами.

Пребывая в мире Яви или Нави, мы всегда находимся в нерушимой системе, созданной Правью. Мы — её частицы, которые выполняют некие функции в мирах, что находятся ниже. Постоянно совершенствуясь на пути духовного развития, целью всего человеческого существования является возвращение в своё настоящее обиталище, дом для каждого духа — Правь. Это и является смыслом жизни, а Правь — целью смысла жизни. Люди, которые игнорируют это, вынуждены тысячелетиями вертеться в кругах перерождения, так и не поняв основную суть всего бытия.



От данного термина также пошли множество слов: править, праведный, правдивый, правый и даже правда. Всё это указывает на то, что законы Прави являются истинными и нерушимыми. Многие современные славяне-язычники считают, что термин “православный” также переводится как Славящий Правь. Это довольно неоднозначное толкование. Разбор этого слова лингвистами довольно убедительно доказывает, что это вовсе не так (в переводе с греческого, «православный» — это «правильное суждение» или «учение»). С другой стороны, современные славяне вполне могут себе позволить взять это слово и дать ему новый смысл. Однако это уже будет похоже на подмену понятий. Наверное, гораздо лучше для этого подойдёт термин «Правьславящий».