Как и когда занимать очередь к мощам николая чудотворца. Что нужно сделать перед тем, как поклониться мощам Николая Чудотворца — протоиерей Чаплин Советы паломникам к мощам николая чудотворца

В Россию впервые за 930 лет привезли мощи святого Николая Чудотворца . Святыня доступна для поклонения в Москве, затем ее перевезут в Санкт-Петербург. Ожидается, что поклониться мощам придут не менее полумиллиона паломников, во всяком случае, в первый день храм Христа Спасителя в Москве, где выставлены мощи, посетило не менее 25 тысяч человек.

Кто такой Николай Чудотворец

Николай Чудотворец, которого в России иногда называют Николаем Угодником , один из самых почитаемых в христианстве святых.

Он родился в третьем веке в греческой колонии в Малой Азии в христианской семье и с ранних лет посвятил себя служению богу и борьбе с пережитками язычества. Святителю Николаю приписывают многочисленные чудеса, он также славен добрыми делами и абсолютным бессребреничеством.

В западной традиции святой Николай ассоциируется с рождественским дедом Санта-Клаусом , поскольку есть предание, что святитель тайно помог бедным бесприданницам, бросив им кошель денег через дырку в крыше. Также Николая Чудотворца считают покровителем детей, поскольку именно они ждут от Санты рождественских подарков.

Кроме того, святой Николай считается покровителем купцов и мореплавателей. Это связано с тем, что святитель много путешествовал по морю и по преданию даже умел молитвой усмирять бурные волны. Также рассказывают, что он как-то воскресил матроса, разбившегося при падении с высокой мачты.

В православии Николай Чудотворец считается наиболее близким богу святым. Прозвище Угодник означает, что он угождал богу. На Руси святитель Николай с установления христианства считается не только покровителем мореплавателей (например, Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления в Санкт-Петербурге в народе называется попросту - Никола Морской), он еще и заступник бедных, больных, сирых и убогих. Он помогает безвинно осужденным и оклеветанным. Короче, очень русский святой, что уж тут говорить.

Мощи Николая Чудотворца

Умер святитель Николай в середине четвертого века в глубокой старости, оставшись в памяти христиан символом глубокой веры, добрых дел и милосердия. После окончания земной жизни святого его нетленные мощи находились в городе Мира на территории нынешней Турции. Однако чрезвычайно почитавшие его венецианские купцы опасались за сохранность святыни там, где власть постепенно переходила в руки мусульман. Поэтому, как нередко бывало в Средневековье, купцы, люди отчаянные, решили украсть мощи, что им и удалось сделать в 1087 году.

Украденные мощи купцы перевезли в Италию, где с тех пор часть их хранится в специально построенной крипте базилики Св. Николая в итальянском городе Бари. А поскольку городок миновали войны и другие катаклизмы, мощи хорошо сохранились до наших дней.

В Бари хранится бо льшая часть мощей святителя, здесь им могут поклониться паломники, в том числе из России. Другая часть мощей находится на противоположном конце Италии - в Венеции, на острове Лидо, в храме, также посвященном святителю Николаю.

Маленькие частицы мощей святого Николая находятся в десятках храмов по всему миру, есть они и России.

Из Бари в Россию привезены не все мощи, а только ребро святителя. В раке, покрытом защитным стеклом, - частица девятого ребра Николая Чудотворца, того, что у сердца. Считается, что это особенно важно для верующих. Николаю Угоднику молятся о здоровье, о материнстве, об удаче, икону с ликом святителя иногда берут с собой в дорогу.

Как мощи оказались в России

Договоренность о том, чтобы привезти мощи святителя Николая в Россию, была достигнута на исторической встрече патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска в прошлом году.

Почему мощи привезли именно сейчас

22 мая православные отмечают день Николая Чудотворца, как раз посвященный перенесению его мощей в город Бари. Это так называемый Никола Летний , день, в народной традиции связанный с переходным периодом между весной и летом.

Есть еще один важный праздник, посвященный Николаю Чудотворцу, - это так называемый Никола Зимний , который в православии отмечается 19 декабря и связан с днем окончанием земной жизни святого.

Есть ли в России другие частицы мощей святителя Николая

Да, есть, и немало. Например, в Александро-Свирском монастыре в Ленинградской области, в Александро-Невской лавре в Петербурге, в Свято-Даниловском монастыре в Москве, в Николо-Угрешском монастыре в Московской области, в храме святителя Николая в Котельниках и в других храмах.

Почему все хотят поклониться именно мощам, привезенным из Италии

Тут сыграло роль широкое освещение в прессе привнесения мощей в Россию. Кроме того, потрудиться в паломничестве к важной святыне считается делом богоугодным, поэтому трудности паломников не пугают.

Напомним, активное паломничество в России было также к широко освещавшимся в прессе другим святыням: поясу пресвятой Богородицы и дарам волхвов.

Сколько времени мощи пробудут в Москве и Петербурге

Затем мощи будут перевезены в Петербург, о том, как будет проходить поклонение святыне в Северной столице, Федеральное агентство новостей расскажет позже.

Долго ли стоять в очереди

Нужно рассчитывать на несколько часов, в выходные дни это может занять до восьми часов.

Во сколько занимать очередь

На сайте РПЦ советуют приходить не позднее 17 часов, но по опыту известно - чем раньше - тем лучше. Можно занять очередь с ночи, чтобы попасть к святыне с утра.

Что брать с собой

Московские власти обеспечили паломников бесплатными туалетами, а также установили палатки с едой и напитками. Но еда и питье достаточно дорогие, цена за чай доходит до 120 рублей, что уже вызвало серьезные нарекания. Поэтому рекомендуется запастись едой и жидкостью, особенно актуальна чистая питьевая воды. Также очень важно надеть теплую удобную одежду - в Москве вновь ожидается похолодание - и удобную обувь. С собой нужно взять запасные носки, если есть планы стоять ночью, то шерстяные, не помещают шапки и куртки. Также крайне удобная и нужная вещь - складной стульчик.

Можно ли брать с собой детей

Это сугубо на усмотрение родителей и законных представителей несовершеннолетних, но никаких противопоказаний к паломничеству детей нет. Кроме того, к святыням такого рода идут, как правило, за здоровьем, так что взять с собой детей и больных, как говорится, сам бог велел. Для многодетных и инвалидов-колясочников, кстати, предусмотрен отдельный вход.

Не опасно ли прикладываться к святыне

Конечно, целовать стекло не слишком гигиенично. Но ничего страшного в этом нет, тем более что люди, идущие к святыне, настроены позитивно, а значит, их защищает вера и положительные эмоции. Организаторы поклонения знают о возможных рисках и принимают соответствующие меры по минимизации возможности распространения каких-либо инфекций. Что касается прикладывания детей, это опять-таки полностью на усмотрение их родителей или законных представителей. В любом случае уже почти лето, эпидемическая обстановка в Москве и Петербурге благополучная, так что можно на этот счет особо не беспокоиться.

От чего лечат мощи

Да, в общем, от всего, была бы вера. Но при наличии каких-либо серьезных заболеваний паломничество к святыне не должно поменять прописанные врачами медикаменты и процедуры. Как говорится, одно другому не мешает.

В Россию впервые в истории привезли частицу мощей самого почитаемого россиянами святого - Николая Чудотворца. Святыня пробудет в России до 28 июля.

Об этом Патриарх Кирилл и Папа римский Франциск договорились во время исторической встречи в Гаване. С 22 мая по 12 июля они будут доступны для поклонения в храме Христа Спасителя в Москве, а после их перевезут в Санкт-Петербург, предположительно в Александро-Невскую лавру.

Событие уникальное, почти тысячу лет мощи лежали в храме под многотонной мраморной плитой в итальянском городе Бари. В Москву святыню привезли в специальном ковчеге 21 мая, накануне для памяти Николая Чудотворца. Уже на следующий день верующие могли приложиться к святыне, что и сделали 18 тысяч 600 человек. В первые дни поток паломников был настолько большим, что пресс-секретарю Патриарха священнику Александру Волкову пришлось собрать журналистов и разъяснить правила паломничества: не стремиться на поклонение в первые дни и не создавать ажиотаж, не искать легкого пути к святыне. «Если мы и в Москве не можем отстоять трех-четырех-пятичасовую очередь, тогда зачем нам это все нужно? Смысл в том, чтобы человек совершил некоторое, хотя бы краткое паломничество к святыне, потратил хотя бы какое-то время, свои физические силы и применил бы какое-то усилие для того, чтобы поклониться святому угоднику Божьему. В противном случае в этом поклонении не будет никакого смысла. Как в магазине: пришел, взял что-то за какие-то деньги и пошел обратно. Это не магазин, а церковь», - сказал священник.

В Санкт-Петербург прибудут мощи святителя Николая Чудотворца

© РИА Новости / Игорь Руссак

Торжественная встреча мощей святителя Николая состоится 13 июля в Александро-Невской Лавре в Петербурге, допуск паломников к святыне начнется в 16.00, сообщает пресс-служба Смольного.

Метро откроют раньше

Ближайшую к Лавре Александра Невского станцию метро будут открывать на час раньше в те две недели, что в Петербурге будут находиться мощи святителя Николая Чудотворца. Закрывать подземку намерены чуть позже. Вестибюль станции «Площадь Александра Невского-2» будет открыт для входа пассажиров с 05.32 до 00.23. Такой режим действует с 13 по 28 июля, пока в Александро-Невской Лавре будет находиться христианская святыня.

Паломников обеспечат бесплатной водой

Допуск паломников к святыне в Свято-Троицком соборе начнется с 16.00. С 14 июля до 27 июля поклониться святым мощам можно будет с 7.00 до 22.00. На пути движения паломников к собору будут работать автолавки с выпечкой, чаем и кофе, паломников обеспечат бесплатной водой, будут установлено порядка сотни биотуалетов.

У лавры постоянно будут дежурить две бригады скорой помощи. Несанкционированная торговля будет пресекаться. Ежедневно в районе монастыря будут работать около 500 волонтеров. Для оперативного решения возникающих у паломников вопросов с 13 июля будет работать «горячая линия».

Социальная очередь

Регулировка очереди паломников начнется от выхода из станции метро «Площадь Александра Невского», на Чернорецком переулке будет снято движение транспорта. Колонна будет размещаться в Чернорецком переулке, на Тележной улице и улице Профессора Ивашенцова. Движение к Свято-Троицкому собору будет проходить через площадь Александра Невского, Лаврский проезд, 2-й Лаврский мост, по набережной реки Монастырки, далее – главные ворота Лавры и главный вход в собор.

Кроме того, для детей до 2 лет в сопровождении одного родителя, а также для инвалидов I группы будет организована льготная очередь. Она будет формироваться под контролем представителей социальных служб.

28 июля состоятся торжественные проводы мощей святителя Николая Чудотворца. Из Санкт-Петербурга святыня вернется обратно в Бари.

Ковчег с мощами одного из самых почитаемых христианских святых впервые за 930 лет покинул Папскую базилику итальянского города Бари (Италия). Святитель Николай - один из самых почитаемых святых во всем христианском мире. Каждый год тысячи православных верующих прибывают в Бари, чтобы поклониться честным мощам великого угодника Божия. Однако для большинства православных России такие дальние паломничества трудноосуществимы. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил надежду, что молитва у чудотворных мощей святителя Николая послужит укреплению веры в сердцах людей.

О чем просить святого?

Николай Чудотворец считается защитником путешественников, нуждающихся, несправедливо осужденных, вдов и сирот. Чаще всего к святому обращаются с просьбой исцелить от тяжелой болезни, помочь в безвыходной ситуации, избавить от нужды, выйти замуж, сохранить мир в семье.

Учитывая летнее время и возможность длительного пребывания в очереди, рекомендуется:
- взять с собой запас воды в пластиковой бутылке (в пластмассовых бутылках по 0,5 л);
- одеваться по погоде (с учётом прогнозов метеослужб);
- находиться в головном уборе;
- при наличии медицинских показаний - взять с собой лекарственные препараты, которые вы регулярно принимаете.

https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В православии есть некоторое количество святых, которых почитают веряне более всего. Среди них выделяют Святого Николая, образ которого находится практически в каждом доме рядом с ликами Богоматери и Иисуса Христа. Также в любом храме можно найти лик святого, приложиться и произнести ему молитву. Кроме того, каждый верующий обращается к нему со своими самыми заветными желаниями и надеется на сотворение чуда, ведь недаром его называют Чудотворцем.

Кто такой Николай Чудотворец

Есть такая информация, что сразу после смерти святого, начало исходить миро от мощей Николая Чудотворца, после чего к нему потянулись вереницы паломников.

У него есть несколько имен, но наиболее он известен именно как Чудотворец. Его считают покровителем сирот, путешествующих и заключенных. Этого святого очень хорошо знают дети, ведь это именно его с подарками они ждут перед Рождеством. Самым известным его рождественским подарком стало преподнесение приданного трем дочерям разорившегося богача. Таким образом, они смогли найти себе достойных мужей. Многие говорят о том, что это было рождественским чудом. И его считают прообразом Санта Клауса.

Люди обращаются к нему в молитвах для того чтобы:

  • умиротворить враждующих,
  • сотворить чудо,
  • исцелить от заболеваний,
  • уберечь от напрасной смерти,
  • спасти невиновно осужденных и т.д.

Где находятся мощи Николая Чудотворца

Умер святой в городе Миры, где и были похоронены его останки. Но так как со временем они начали мироточить, то было принято решение о постройке базилики над могилой. Затем чуть позже на ее месте возникла церковь Святого Николая, которая сбереглась и до наших времен. Именно в ней до 1087 года пребывали мощи Угодника Божьего. Но так случилось, что итальянцы из города Бари решили украсть мощи и перевезти их к себе на родину. Они забрали останки и перевезли их в город Бари, где поместили в церкви святого Стефана. Через год была построена и освящена новая церковь – Базилика святого Николая, в которой и до сегодняшнего дня находятся останки.

Так как во время своего набега из гробницы была похищена большая часть останков, то небольшие фрагменты местные жители старались спрятать. Но во время крестового похода итальянцы нашли их и вывезли в Венецию, где на острове Лидо была построена церковь святого Николая, где они и хранятся.

Также этого святого считают покровителем моряков. В русской православной церкви есть 3 дня почитания чудотворца Мирликийского:

  • 19 декабря – день смерти,
  • 22 мая – день привоза мощей в город Бари,
  • 11 августа – рождество.

Многие спрашивают о том, в каких храмах есть мощи Николая Чудотворца. Ответ на этот вопрос не сложен. Есть большое количество храмов, где находится хотя бы небольшая частичка мощей. Ознакомится с более детальным перечнем, можно на страницах интернета.

Как прикладываться к останкам

Если Вы все-таки решились на посещение храма с мощами святого, то стоит знать, как правильно приложиться к мощам Николая. Есть определенные негласные правила прикладывания к останкам святого, которые стоит знать каждому верующему:

  • подходя к лику, Кресту или Евангелию – не стоит спешить, толпиться и толкаться;
  • сумки и пакеты желательно кому-то оставить;
  • не принято прикладываться с накрашенными губами;
  • перед прикладыванием нужно сделать 2 поясных поклона, крестясь при этом, а третий – после; делать это надо не после целования, а после помазания.
  • при прикладывании не разрешается целовать святых в лик.

А самым основным правилом является, что совершать данные действия необходимо с чистыми помыслами, искренней верой и светлыми мыслями.

Священник Максим Крижевский, старший преподаватель кафедры Культурологии ПСТГУ

Встреча со святым

- В храмах Москвы есть множество великих святынь. Но если привозят, вот как сейчас, мощи святителя Николая , одного из самых известных и любимых в России святых, частицы мощей которого есть во множестве московских храмов, все бегут. Зачем?

— Ну, смотрите: вот приезжает к вам очень дорогой для вас человек. Можно, наверное, помахать ему издалека. А можно подойти и пожать ему руку.

Святыня — это не просто останки, вещи, чудотворные иконы или какие-то предметы, которыми святые пользовались при жизни.

Все, что связано со святыней — это событие , связанное с жизнью святого в Царстве Божием, и может быть, с моей жизнью на земле.

И в этом свете вопрос, зачем идти к одной святыне, частицы которой есть в других храмах, получает новый смысл.

Я сам в какой-то мере поддался этому соблазну и начал рассуждать так же «технологично»: есть в одном месте, зачем же бежать в другое?

Когда в 2011 году к нам в Москву привозили Пояс Пресвятой Богородицы, я тоже сначала так подумал: ну что, я служу, причащаюсь, к частице Ризы Богородицы в Соборе Христа Спасителя прикладываюсь регулярно. И когда меня от Патриархии послали на послушание беседовать со стоящими в очереди в храм Христа Спасителя, и я прикоснулся к Поясу, я понял: это же Богородица приехала! Сама Пресвятая Богородица пришла в нам! Как же не пойти, не встретиться с Ней?

То, что Ее Пояс привезли в Россию, причем впервые, — ведь это сюжет из Ее жизни, совершенно новый сюжет, событие, которое происходит здесь и сейчас! Да, Она присутствует в Москве и в других святынях, но впервые Ее Пояс был вывезен с Ватопеда, горы Афон, Ее удела. Это Она о нас так сегодня позаботилась, так выразила свою любовь!

Думаю, так и с мощами святителя Николая.

Ведь для христианина время — категория нелинейная. Когда мы празднуем Благовещение, мы же не просто вспоминаем, как более 2000 лет назад архангел Гавриил принес Деве Марии и всему миру Благую весть. Мы празднуем это как Благую весть, которую мир получает вновь и вновь!

Как и другие праздники, как и Воскресение Господа мы не просто вспоминаем за каждой литургией, а приобщаемся Его воскресению.

Вот, например, икон Богородицы очень много, но каждый ее образ — это событие в Ее исторической жизни, Ее участие в жизни какого-либо человека.

И человек чувствует это, хотя и не всегда может объяснить, почему ему так хочется прийти, вроде нет конкретных просьб. Но есть радость встречи.

Я потом очень благодарил Бога за то, что меня туда направили в эти дни. Я смотрел на людей и думал, что сам бы поленился прийти, сидел бы и умничал, а когда все увидел, то понял, что происходит, какой я бесчувственный.

Многих искренне верующих отпугивает сама мысль о том, что придется «пробиваться» к святыне, в толпе, в ажиотаже, а помолиться хочется в тишине и «без свидетелей».

А на литургии мы тоже молится «без свидетелей»? Слово «литургия» в переводе с греческого означает «общее дело». И на ней, между прочим, выстраивается очередь к причастию, иногда длинная.

Конечно, когда на литургии тебя теснят со всех сторон, это не способствует молитве. Понятно и желание уставших от многолюдия москвичей побыть с Богом в тишине. Но поэтому в этом вопросе нет никаких руководств и инструкций: когда, кому и у какой святыни надо побывать.

Если у церковного человека есть сомнения, он может спросить у духовника, если нет - он поступает так, как подсказывает сердце.

Вот побывал человек в Иерусалиме, приложился ко многим святыням, а тут в Москву тоже привезли святыню, - надо идти «обновлять благодать»?

Разве мы не регулярно молимся, исповедуемся, причащаемся? Когда мы после причастия грешим и теряем благодать, мы с сожалением о своих грехах приносим покаяние и укрепляемся Святыми Христовыми Тайнами.

Во всем этом есть повторяемость. Вся жизнь в Церкви строится по определенному кругу: суточному, годичному. Повторяются службы, праздники.

Наша человеческая природа энтропийна, человеку свойственно забывать, остывать.

Мы сейчас помним, переживаем, а в какой-то момент нам для укрепления и поддержки опять необходимо вернуться в то же символическое окружение, чтобы снова понять, как общаться с Богом.

Мы нуждаемся в восстановлении и обновлении своих сил, очищении своей памяти. Не случайно святые отцы называют исповедь вторым крещением, когда восстанавливается мир человека с Богом, с Церковью.

А если у человека нет личных отношений с тем святым, мощи которого привезли, нет никакого особого чувства близости? Но этот святой велик, все идут. Может человек сохранить дистанцию или это будет как-то неблагочестиво?

Это будет искренне. Бог видит наше сердце и лучше понимает, что у нас на душе, чем мы сами. Не всегда можно понять, надо или не надо идти к святыне.

Общение с Богом происходит на глубоко личном уровне, а каждый человек уникален. И что именно происходит в тайне общения души с Богом, никому не ведомо.

Какой этап отношений сейчас у человека с Богом - кто точно на это ответит? Никакие схемы здесь не подходят, они могут быть только ориентирами.

Один мой знакомый считал приезд Пояса не то что пиаром, но все же некой акцией. Но к Поясу пошел, сохраняя при этом скепсис.

А когда приложился, с ним произошло невероятное: он ощутил такой мир в душе и любовь к нему Пресвятой Богородицы, что словами почти ничего не мог выразить, кроме восклицаний: «Как хорошо!».

Вот то, чего мы, православные, порой боимся, помня о хранении чувств, трезвении и пр. А тут не сработала защита, пробило этого скептика, потом он так радовался, как ребенок. Человек этот много лет уже в Церкви.

Но и хорошо, что мы всего не знаем, потому что в противном случае возникал бы соблазн свести все к схеме, превратить в технологию. Господь хранит тайну, потому что он уважает нашу свободу.

«Развели православные язычество»

Паломники в очереди в храм Христа Спасителя к дарам волхвов. Фото с сайта rtvi.com

Нередко можно услышать обвинения верующих, стремящихся непременно приложиться к святыне, освятить на ней какие-то предметы, в язычестве, магизме. Действительно, зачем прикладываться? Бог по-другому не услышит?

Бог и по-другому услышит. Один священник, дежуривший в храме Христа Спасителя во время пребывания Пояса Богородицы, мне рассказывал, что исцеления были в самой очереди, то есть у тех, кто еще не прикоснулся к Поясу, а только собирался. И таких исцелений было больше, чем непосредственно у святыни.

Но никакого язычества в самом желании прикоснуться к святыне нет.

Разве можно упрекнуть в язычестве кровоточивую жену, прикоснувшуюся к одежде Господа, тут же получившую исцеление, да еще и похвалу от Него? («Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя». Мф 9: 20-22).

Святыня и оставлена нам Богом для того, чтобы мы могли и телесно, а не только умозрительно, мистически, духовно, участвовать в богообщении.

Бог сотворил мир из материи, освятив ее духом, наш Спаситель был богочеловеком, Сама Церковь - это Тело Христово, — на этом основании и стоит наше отношение к святыне.

В основе природы святыни - действия тех божественных нетварных энергий, о которых свт. Григорий Палама говорил, что они не есть Сущность, но из Нее исходят.

Эти энергии присутствуют в каждой точке исторического существования Бога и его святых. Собственно, эти точки мы и называем святынями.

Для верующего человека они остаются источниками благодати.

Святой Иоанн Дамаскин писал, что «святые и при жизни исполнены были Св. Духа, когда же скончались, благодать Святаго Духа присутствует и с душами, и с телами их в гробницах, и с фигурами, и со святыми иконами их, - не по существу, но по благодати и действию».

Почему святыни не всем «помогают»?

Христос похвалил кровоточивую жену за ее крепкую веру, по которой она получила исцеление. Но многие приходят с очень крепкой верой и даже с последней надеждой, но не все получают помощь. Почему?

Потому что вера нужна не только дерзновенная, но и смиренная. Не только в то, что Господь силен нас исцелить, помочь, но и в то, что Ему лучше ведомо, что человеку нужно: поболеть или исцелиться, что-то получить или подождать.

Это смиренная вера помогает принять Его волю, не настаивать на своем. Ведь Бог помогает исцелиться, если это помогает нашему спасению, то есть важно не только в земной жизни, но и в жизни вечной.

«Да будет воля Твоя», - таков истинный мотив любого христианского прошения, в этом и проявляется согласие двух воль, Божественной и человеческой, - синергия, как говорят богословы.

Спаситель Сам нам подает такой пример согласия с Божественной волей и послушание ей, и послушания не по долгу, тем более корысти, а по любви.

Только в христианстве отношения между творением и Творцом - это отношения любви. Конечно, бескорыстные отношения с Богом, когда уже нет страха, по слову ап. Иоанна, а есть только любовь, — это наша цель, по сути, это святость. Но мы к этому призваны, и Бог дает нам эту возможность, снисходя к нашей немощи, младенчеству, предлагая идти путем сначала наемника, а потом сына.

Именно доверие Богу, признание Его воли большей, нежели своя, открывает для человека подлинные отношения с Богом, отношения со-бытия, причастия Его божественной жизни.

И именно в этом - принципиальная разница с язычеством.

Христианские философы эту разницу видят к двух модусах отношения человека к Богу и миру: иметь или быть?

Христианин, приступая к святыне, хочет не иметь, а быть, то есть он хочет не просто что-то получить от Бога, а он хочет быть «вместе с Богом», приобщения Богу. Для него именно это - самое важное.

Язычник, приступая к святыни, хочет иметь. В «иметь» есть некая интровертная направленность.

Для язычника идол - средство, использовав которое согласно определенной инструкции (ритуалу), можно получить то, что просишь. Это отношения чистой выгоды, корысти. Сам идол при этом человеку просящему может быть вовсе неинтересен, он для него - источник того, что можно взять.

Приступая к святыне или к тому, что он считает святыней, язычник предполагает, что он должен знать особый код, пароль. Таким образом он уже изначально предполагает свою способность управлять ею. Языческая молитва может заканчиваться каким-то юридическим определением, типа: дай мне то-то, а я тебе за это то-то. И это в лучшем случае.

Есть ритуалы, когда надо какое-то количество раз протанцевать вокруг костра, и все получится. А вот если не получится, то тут можно с «богом» и расквитаться.

Например, у якутов в некоторых древних традициях шаманизма есть такая форма, как наказание «богов», если они не помогают.

Я сделал все, что положено! Честно исполнил все предписания, но если «бог» не помог, я его высеку, я даже его выкину и нового вырежу (из дерева, кости), раз старый испортился.

Конечно, в этих практиках еще не было понятия о монотеистическом Откровении, поэтому для них вопрос, откуда у нового идола возьмется божественная сила, не стоял. Работал принцип: есть пароль, я его набрал и вошел, а если не вошел, надо что-то делать.

Этот принцип работает в языческой религии и сегодня, несмотря на то, что некоторые его культы стремятся к монотеистическому сознанию. Но всегда в язычестве нарушается равновесие синергии.

Как мировоззрение, отношение к миру, пусть и неотрефлектированное, язычество очень распространено. Не секрет, что многие люди, идущие сегодня ко христианским святыням, идут с чисто языческими мотивами. Может быть, неосознанно.

И тогда, если они не получают просимого, возникает разочарование, обида: как же так, был, стоял, приложился, а то, что просил - не получил. Значит, зря ходил? Не сработало?

А почему не получил, на благо ли это ему - во всем этом человек разбираться не хочет, потому что это предполагает труд, честное заглядывание в себя, и можно встретить то, что тебе не понравится, а это внесет беспокойство в жизнь. Но именно такой взгляд на себя и мог бы стать первым шагом к истине.

Но, на самом деле, просящий человек всегда что-то получает от Господа, да, не всегда то, что сам просит, но то, что ему нужней в данный момент. И очень важно прислушаться, чтобы не пропустить — что же хочет дать тебе вот сейчас Господь?

А между двумя полюсами: иметь и быть, в общем, все мы находимся, кто-то к какому-то полюсу ближе, кто-то дальше. Наверное, в абсолютной точке полюса «иметь» находится Денница.

Нужны ли святому фотографии наших близких?

Было замечено, что православные прикладывают к святыням фотографии близких, которые не могут прийти. Это неправильно? Почему? Добрая воля есть: человек верит, очень хотел прийти, и близкий думает: пусть он тоже прикоснется к святыне. Он поступает так из любви, мотив хороший.

Все зависит от того, каким смыслом человек наполняет это действие, как он сам себе объясняет эту связь: почему он решил принести именно фотографию? И от этой связи очень многое зависит. Как люди церковные, мы должны понимать, что просто молитвы достаточно, я подошел, от всего сердца помолился, зачем же еще прикладывание фотографии?

- Получается, если я сам прикладываюсь, это нормально, а фото близкого - уже магизм? Непонятно.

Если, прикладывая фотографию, я святому так намекаю, чтобы он «запомнил» в лицо моего ближнего, которого надо исцелить, подстраховываю святого, на всякий случай, от ошибок, тогда я выстраиваю, пусть неосознанно, связь магическую, манипулирую святыней.

Сам термин святой - святость - означает отделенный от обычного, профанного. И если мы к святыне прикладываем какой-то предмет, то он тоже должен быть уже не профанным.

Он должен значить что-то в наших отношениях с Богом, иметь богослужебное символическое значение. Можно прикладывать крестики, иконки, четки, можно даже платок, который вы надеваете в храм, для молитвы. А, прикладывая предмет, не имеющий отношения к нашей духовной жизни, мы пытаемся привнести в область священного несвященные смыслы. Вот есть традиция, что крещальную рубаху потом не надевают.

Есть и такая традиция, что предметы, вещи из храма нельзя использовать в простом быту, обиходе. Например, если ковер лежал в алтаре, его нельзя стелить ни в трапезной части храма, ни в притворе. То есть существует определенная иерархия предметов в наших отношениях с Богом. Обратного хода нет - это неблагочестиво.

- Если человек идет к святыне, не понимая четко даже своих мотивов, принесет ли это ему пользу?

Мы очень мало знаем о том, как и с чем человек идет к святыне. В очереди к Поясу я видел детей, которые уже в детскую очередь не проходили, но все равно были еще маленькими для многочасового стояния, их привела мама, поставила и они стояли по 10 часов, не понимая, в чем они участвуют, и не имея к тому личного отношения. Может, это малодушие, но мне до сих пор больно их вспоминать. Не знаю, надо ли бы было их вести? Я не мог себе ответить на этот вопрос.

Конечно, ребенок может получить милость от Бога по вере матери, даже если она не церковная, но она пришла, привела ребенка, значит, она на что-то надеялась, это уже усилие и направление воли. Не знаю.

Но в очереди были и такие, которые пришли даже не по языческим соображениям, а по принципу: все идут и я должен, ведь чем больше толпа, тем большим психологическим магнетизмом она обладает. А если человек не понимает смысла происходящего, ему легче подпасть под эффект массового психоза. И вот пришел такой человек, и что? А мы не знаем. Господь видит сердце человека. Может быть он, отстояв в очереди, вдруг испытал к окружавшим его людям какие-то чувства сострадания, и Пресвятая Богородица коснулась и его сердца. Это тайна.

Есть мнение, что если бы не было предварительных объявлений о том, что, например, Спиридон Тримифунтский помогает в решении финансовых проблем, а Пояс Богородицы - исцелиться от бесплодия, а святитель Николай — вообще «во всем», паломников было бы гораздо меньше.

Пожалуй, большинство людей, приходящих к святыням, которые в последнее время привозят в Москву, - это люди нецерковные. И им очень не хватает разъяснений: что такое святыня, зачем к ней идти? Думаю, Церкви такую работу нужно начинать еще до того, как святыню привезут. И не в церковных СМИ, где все это есть, а по центральным каналам ТВ провести несколько передач с разъяснением в понятных для людей формулировках, может быть, с прямой связью в вопросах- ответах.

Это поможет предупредить и нелепые ситуации, которые случаются, и несчастные случаи. И многие подходили бы к святыне уже с совершенно другим отношением. Конечно, всегда нужно взвешивать свои силы. Если человек не имеет возможности по состоянию здоровья или другим причинам, например, выстоять длинную очередь, в этом нет ничего предосудительного. Во время обострения болезни есть другие возможности молиться Богу, чем стоять по 20 часов на холоде, жаре или ветре.

Святыня «в тираже»?

Сегодня стало очень много копий святынь, например, копий отпечатка стопы Богородицы, Гроба Господня. Такое тиражирование сакрального не грозит благочестию?
- От того, что крестов много, наше отношение ведь к Кресту не меняется. Копирование - это один из способов выражения смысла, инструмент человеческой памяти. Повторение для религиозных культур - наиболее распространенная форма такой передачи смысла. Есть «эксклюзивные» повторения - отпечаток стопы Пресвятой Богородицы в Почаеве, на горе Вознесения, другие святыни, связанные с непосредственным физическим контактом святого. Но любая икона - уже копия. Принцип копирования получил осмысление на Седьмом Вселенском соборе (787).

Хотя нельзя не согласиться, что проблема тиражирования святынь есть. Мы видим, как на каждом углу висят календари с иконами вместе с календарями с котятами.

Но главная опасность девальвации святыни - в неблагоговейном к ней отношении. Если вам не удается сохранить здоровое духовное напряжение, внимание и любовь к святыням, лучше не надо прикладываться к ним, не покупать их изображение.

Надо соизмерять свои действия и свои возможности. Ведь почитание икон - это тоже духовный труд. Иконы нужны для того, чтобы им молиться. Они дают возможность ощутить себя в присутствии Бога, Богородицы, святых. И если вы не чувствуете способности молиться тем иконам, которые вы дома развесили, благочестивее будет даже оставить только те, которым вы молитесь, читаете тропарь, а остальные поставить одна за другой, чем вообще их игнорировать.

Паломничество к мощам святителя Николая связано с немалым напряжением сил при нахождении в очереди. Для того чтобы постараться получить пользу для своей души, важно правильно подготовиться к нему, понять, как все будет происходить.

  • Нахождение в очереди - данность, которая может принести духовную пользу паломнику. Не тратьте время понапрасну: возьмите с собой текст акафиста святителю Николаю, молитвослов, Евангелие. Пока вы ожидаете, вы уже совершаете труд ради приближения к Святителю, а он видит и слышит вас, радуется вашей любви и вере. Уже в очереди на набережной вы можете читать акафист, молиться своими словами и просить за тех, кто Вам дорог и о себе. Как показывает опыт, так время пройдет быстрее, а вы успеете вдумчиво попросить обо всем и обо всех.
  • Очередь проходит вдоль набережной Москвы-реки, она защищена ограждением и разбита на отсеки. Это позволяет людям не стоять в затылок друг другу и не спешить: при переходе из отсека в отсек не важно, в начале группы вы находитесь или в конце.
  • Во время нахождения в отсеке вы можете присесть в специально стоящем здесь автобусе, опереться на ограждение набережной. Некоторые берут с собой складные стульчики и коврики-пенки.
  • По благословению Святейшего Патриарха все, кто встал в очередь до ее закрытия (как правило, в 18.00), пройдут к мощам в этот день. Соответственно, встав в очередь, вы можете уже никуда не торопиться и не беспокоиться.
  • Когда мы приходим в храм (как, впрочем, и в любое другое время), у нас на груди должен быть нательный крест. Желательно, чтобы одежда соответствовала традициям христианского благочестия: у женщин - платок (шапочка, шляпка - не важно), юбка ниже колен, закрытые плечи. У мужчин - закрытые плечи и колени. Впрочем, никакого специального контроля на этот счет не осуществляется, к мощам пускают всех. Если вы приехали поклониться святыне, и одеты не в соответствии с приведенными выше канонами - попросите у Бога прощения и смело идите в храм. Важнее, конечно, не форма, а ваш душевный настрой.
  • Позаботьтесь и о своем комфортном самочувствии. Если день солнечный - возьмите с собой шляпу или панаму, солнечные очки, солнцезащитный крем. Ввиду капризного характера нынешнего лета, не забудьте зонт или дождевик, ветровку. В холодную погоду одевайтесь соответственно. При необходимости, возьмите с собой лекарственные препараты, которые Вы постоянно принимаете.
  • В целях обеспечения безопасности, не допустим проход в очередь с: жидкостями в стеклянной таре, воспламеняющимися жидкостями (в том числе духами и дезеодорантами), колюще-режущими предметами.
  • Если вы идете прикладываться с детьми - подумайте, чем занять их во время ожидания. Малыш не может долго пребывать в молитвенной сосредоточенности или просто ждать. Важно, чтобы паломничество осталось в его памяти как светлая, добрая веха жизни. Возьмите для ребенка книжку, блокнот с карандашами. Подготовьте его: перескажите житие святителя Николая, объясните происходящее. Поясняйте то, что он видит в храме: кто такие священники, почему на них такие облачения, кто изображен на иконах и т.д.
  • Следует быть готовыми к тому, что прикладываются к мощам очень быстро. Это оправданно: если дать каждому паломнику хотя бы на две-три секунды больше времени, стояние в очереди для других продлится в два раза дольше. Именно поэтому стоит посвятить молитве время ожидания в очереди.
  • Если вы хотите приложить к мощам святителя Николая иконки, нательный образок - заранее возьмите их в руку и приложите к боковой стороне ковчега, в котором почивают мощи, в тот момент, когда сами будете прикладываться устами к его верхней части.
  • Записки на молебен, совершаемый духовенством у мощей святителя Николая, лучше написать заранее (дома или стоя в очереди). Подать их вы сможете в храме - пункты приема записок и продажи свечей расположены таким образом, что вы можете подойти к ним как до поклонения, так и после него.