Кокопелли — индейский бог плодородия, неистовый дух веселья и озорства. Бог Квасура в северной традиции гадания и магии

Квасура известен как славянский Бог Веселья и Умеренности. Его имя созвучно с названиями двух напитков «квас» и «сурья». Сурья или иначе сурица – волшебный славянский напиток. Считается, что этот напиток был доступен только Богам, но Бог Китоврас , брат Квасуры, упростил приготовление напитка и он стал доступен людям. Иногда Квасуру считают Богом хмельных напитков, но, скорее всего, такое представление ошибочно. Хотя от кваса или сурьи, действительно, можно захмелеть, Квасура – именно Бог Умеренности, умения вовремя остановиться во время веселья.

История рождения Квасуры такая же, как у его брата кентавра Китовраса. Оба Бога появились из брызг источника живой воды. Источник был открыт, когда Семаргл , Бог Огня, ударил своим огненным мечом по камню, чтобы напоить Майю-Златогорку , только что родившую Коляду и Авсеня .

Квасура, как и Китоврас, сочетает в себе физическую силу и мудрость. В отличие от брата, занявшегося изучением магии, Квасура получил мирскую, житейскую мудрость, которой и учит людей.

Легенды и мифы о Боге Квасуре

Сохранилось мало легенд о Боге Квасуре, мы не знаем почти ничего о его участии в подвигах других Богов. Квасуру представляют высоким рыжеволосым и рыжебородым человеком, который появляется на пирах, где пьют сурью или хмельной мед. Квасура заразительно смеется, любит шутить, вовлекает других людей в свои забавы, от чего люди много пьют на пиру и быстро хмелеют. Однако, сам Квасура заметил, что если человек выпивает много сурицы, радость его лишь временна, а в душе такой человек часто печален. Потому Квасуру стали почитать Богом Умеренности, который учит людей видеть истинную радость жизни, а не тратить время зря в праздности и гуляниях.

Оберег – символ Бога Квасуры

Символ Бога Квасуры называют Обережник . Этот узор похож на четыре буквы «Г», которые пересекаются в центре, образуя ромб.

Этот оберег защищает от неуверенности, которая толкает человека на необдуманные поступки и праздное веселье, а вместо того приносит искреннюю радость. Кроме того, символ Обережник помогает справиться с болезнями, но не тела, а духа: от пристрастия к пагубным привычкам, уныния, тоски.

Бог Квасура в северной традиции гадания и магии


Символ Бога Квасуры Обережник изображен на одной из славянских Рез Рода.

Номер Резы – 29.

Реза Бога Квасуры появляется в раскладе, когда спрашивающий старается скрыться от своих проблем, пытается не замечать отсутствие в жизни искренней радости и подменяет её праздным весельем. Квасура предупреждает, что такое поведение вредит отношениям с близкими, делам, здоровью. Появление Резы Бога Умеренности – это совет изменить образ жизни, признать, что не всё сейчас хорошо, поверить в себя и начать искать выход из ситуации.

Подробнее о значении Резы Бога Квасуры в гадании в статье «

Бог Локи, хитрейший лгун, бог озорства и обмана, самый очаровательный из всех богов в скандинавской мифологии. Он хитер и коварен, ему было присуще редчайшее для мифологического персонажа качество - изменение характера. Когда-то, на заре времен он помогал в сотворении мира и бессчетное число раз помогал другим богам. Позже его проказы стали более злорадными, например когда он отрезал волосы богине Сив. А потом злоба окончательно овладела им, что проявилось, например, в убийстве Бальдра, которое Локи сам и подстроил.

Локи был женат трижды. Его первую жену звали Глют, и она родила ему двоих детей - Эйнмюриа и Эйза; все три имени связаны с огнем и его теплом, потому что Локи считался также и богом домашнего очага, спокойствия и отдыха, вот почему крестьяне почитали его как величайшего из богов. Дети от его второго брака были менее симпатичными. Великанша Ангброда родила Локи троих детей. Первая дочь -Хель, богиня смерти; один сын - Ёрмунганд, Мировой Змей, а другой - Фенрир, ужасный волк, угрожавший самому существованию богов. Третьей женой Локи была прекрасная Сигюн. Ее детей звали Нарви и Вали.

Дети Локи и Ангрбод: Хель, Ёрмунганд и Фенрир

О скандинавском боге Локи сложено гораздо больше историй, нежели о других богах. Он мог быть добрым, помогал многим, развлекал их. Однажды великанша Скади поднялась в Асгард, чтобы отомстить за убийство своего отца Тиасси. Локи стал отвлекать ее, рассказывая разные скабрезные истории, и Скади сменила гнев на милость.

Иногда же Локи был чрезвычайно жесток. Однажды, прогуливаясь вместе с Одином и Хёниром по берегу реки, Локи заметил выдру, которая собиралась съесть лосося. Бог швырнул в нее камнем и убил. Но то была не простая выдра, а Оттер, один из сыновей короля троллей Хрейдмара. Так началась печально известная история о золоте Андвари и разорении семьи Хрейдмара.

Как известно, детьми Локи и великанши Ангрбоды были Хель, Ёрмунганд и Фенрир. Это был запрещенный богами брак, в пещере, но они росли так быстро, что Один узнал об их существовании. Он приказал Локи уничтожить их, пока они не выросли настолько, чтобы стать угрозой для всего мира. Один низверг Хель в Нифльхейм, и в этом мрачном царстве она стала богиней смерти. Змея Ёрмунганда он бросил в глубокое море, итак появился Мировой Змей, который, лежа среди моря, опоясал морское дно и кусает себя за хвост.

Третий сын Локи и великанши Ангрбоды волк Фенрир. Один его привел в для того, чтобы воспитать в нем доброту. Но Фенрир быстро увеличивался в размерах, и одновременно в нем росла свирепость. Тогда боги решили изготовить крепчайшую цепь и связать его так, чтобы он больше не смог угрожать им. После того как Фенрир разорвал две цепи, гномы соткали тончайшие путы - Глейпнир. Фенрир разрешил испытать на себе ее прочность, но только при условии, что кто-то из богов вложит ему в пасть свою руку в качестве гарантии, что никакое волшебство не будет использовано против него. Никто из богов не отважился. Тюр же вложил правую руку в пасть волку и тут же лишился ее. Потом волка посадили в подземное царство, где он дико выл. Чтобы заставить его замолчать, асы просунули ему в пасть меч: рукоять уперлась под язык, а острие - в нёбо, и кровь огромной рекой потекла из его глотки.

Боги скандинавских мифов пленяют Локи

Проказы Локи становились все более и более злобными. С его любовью ко лжи и чужим секретам он постоянно ссорил богов друг с другом. Одну из самых отвратительных выходок он совершил, отрезав великолепные золотые волосы Сив. В результате этого и его последующего пари с Брокком и Синдри Локи страдал от боли, потому что ему сшили губы.

Вскоре Локи отказался от мелких злодейств и им овладела мстительная страсть уничтожения. Он начал с Бальдра, а затемявился к богам на прощальный ужин и оскорблял их в самых едких выражениях. Боги посчитали, что с них довольно, и решили связать злодея. Локи мог изменять облик, и превратился в рыбу. Богам скандинавских мифов: , и Квасиру все же удалось поймать его. Они привели его в глубокую пещеру, заставили сына Локи Вали превратиться в волка и разорвать горло своему брату Нарви. Асы вынули его кишки и привязали Локи к трем огромным камням. Путы превратились в железо. Великанша Скади взяла ядовитую змею и повесила над головой Локи, чтобы яд капал ему на лицо до скончания дней. Каждая капля яда причиняла низвергнутому богу невыносимую боль. Во время великой битвы в час богам придется весьма пожалеть, что они так жестоко обошлись с Локи.

Просмотры 11 961

Возлюбленные дети мои!
Вы,- СВИДЕТЕЛИ!
Вчера я чуть не расстался с репутацией серьёзно Исследователя.
Пусть даже и НЕнаучного!
Я, старый человек, "попал не одной ногой в ведро", а сразу ДВУМЯ!
Да ещё и на голову одел выеденную половину арбуза. (Как у Горького А М. в школе!
Когда он подшутил так над своим учителем. за что и был исключён!) В Биллиарде такой удар кием называется "Штаны" (Два шара в две лузы. Да ещё под углом в 45 градусов.)........
.................... ........................... ..........................

Итак:
Я вчера ШУМНО " Прокукарекал!"
В своих ДОнаучных Домыслах я предположил:
Размышляя о кактусах и Природе Иголок, я пришёл к выводу что люди были раньше РОГАТЫМИ.
Затем я УБЕДИЛ САМ СЕБЯ!
Радостный, побежал делиться с вами своей Радостью.
ЗАЧЕМ-ТО потащился в магазин.
Зачем-то купил газету "24 часа..."
Увидел в ней статью "Рогатые Люди!"
Трясясь от возбуждения, ОПОВЕСТИЛ ВСЕХ о своём "НАУЧНОМ ОТКРЫТИИ!"
НОЧЬЮ (!!!) Сел читать...
И... чуть сердечный приступ не заработал!
ОКАЗАЛОСЬ:
Статья не на стр. 2, как я радостно вопил ВСЕМ, кто хочет слышать.
А на стр. 19.
И про РОГАТЫХ людей там НИ СЛОВА!
От такой "шуточки" у меня в глазах потемнело.
При моём-то буйном характере мне стоило большого труда не выскочить на улицу.
Как герой Марк Твена (Самуила Клеменса).
См. его рассказ "Как я редактировал сельско хозяйственную газету".
Откуда и пошла "развесистая клюква". Которую надо ещё ПОТРЯСТИ!
....................... ....................... ......................

Теперь, когда я Успокоился, и могу снова смеяться (над собой!)
Я вспоминаю все "обстоятельства дела!"
И как раньше я, старый осёл, не видел, как Заботливо Бог Озорства натирал лестницу банановой кожурой, как бережно раскладывал арбузные корки, как трогательно обсчитал он всю траекторию полёта чтобы я не стукнулся головой пролетая вниз по лестницы не хуже пикирующего бомбардировщика.
А как славно рассадил зрителей.
Подготовил их к восприятию не хуже героев повести Бальзака "Прославленный Годиссар!"
Ну я-то ладно! Я,- "серый мужик!"
А сколько Истинных Учёных рассталось со своей НАУЧНОЙ Репутацией, честно заработанной.
А сколько переводчиков с японского было расстреляно из-за таких переводов как "слон в кожаных голенищах". Или как " овца совершила омовение!"
Когда-то я байку сочинил:
Бог Озорства (см. кинофильм "Маска". Откуда и я взял это понятие!) решил посмеяться.
Нашёл на планете молодого парня. Красивого как Брюс Ли.
И лет 5 его "прикармливал". Как золотых рыбок!
5 лет помогал мальчишке Бог Озорства разбивать кирпичи ГОЛОЙ РУКОЙ!
МАЛО ему показалось.
Стал мальчишка колоть ПЕЧНУЮ ТРУБУ своим красивым лицом.
5 лет помогал ему сверху Бог Озорства.
А на тысячу первое представление НЕ СТАЛ!
Представьте себе "картинку":
Тысячи зрителей ждут!
Мальчишка Эффектно разбегается. останавливается! Резко бъёт головой о кирпичную трубу...
И.... О. Ужас!
А мой "Мишка"- то есть компьютер! -(Бог Озорства и тут подшутил!)- начал какие-то мне картинки подсовывать...
................................ .......................... ..........................

Когда-то я работал на заводе "Поллиграф. маш!"
(затачивал фрезы вместе с моими учениками).
А рядом работал пенсионер Шлифовщик Высшего разряда. А сзади Парт.орг.
от которого зависело: Попаду я в психушку за "антисоветчину". Или нет!
А шутить мы любили не меньше героев Бальзака.
И вот целый ГОД мы "готовили Николая...(НЕ помню Отчества!)
По сценарию мы целый год подскакивали к нему. И "Тренировали РЕФЛЕКСЫ!"
По "традиции" мы выкрикивали: "Отдай деньги. паршивец!" (Как кот Базилио и Лиса в "Золотом Ключике!"- Когда грабили Буратино!)
По тому же сценарию этот пенсионер РОСКОШНЫ ЖЕСТОМ отмахивался от нас как от мухи. И трагическим баритоном, как в античной драме Софокла, рычал: "Молчи, СУКА!"
.......................... .............................. ............................
Стоит ли говорить, что однажды, в первые за 40 лет безупречной работы, пенсионер опоздал на работу! И пришёл ТОЛЬКО К ОБЕДУ!
Но КАКОЙ!!!
Он был синий, как Фантомас!
Только через месяц, он. со слезами на глазах, рассказал нам о своём несчастье:
Его жена работала на том же заводе.
И она точно знала, где у него ПРЕМИЯ!
Дальше догадаться не трудно!
На балконе стояли слаломные (!!!) лыжи!
Если у вас есть воображение (а оно у вас, коряпов, не пропадало!!!)- вы увидите и пенсионера с синим лицом...
А таких историй у меня было в жизни НАВАЛОМ!!!
Так что будьте Бдительны!
Бог Озорства НЕ СПИТ!
П.С. Всё. что здесь написано,- ПРАВДА!
Можете мне не верить.
Но,...это было.
дедушка.

Скандинавский бог Локи весьма популярен, это яркий, пафосный персонаж, который обычно вызывает улыбку и самые позитивные эмоции, несмотря на то, что асы и люди много натерпелись из-за его выходок. Локи - бог во многом уникальный. Он живет с асами в Асгарде, но сам происходит из рода Ётунов, его отец - Фарбаути («жестоко ударяющий»), а мать - Лаувейя («остров лиственниц»). Лаувейю асы знали под именем Наль, что значит «игла». Наль принесла маленького Локи в Асгард после смерти Фарбаути и вскоре умерла сама, надо думать - от горя.

Локи - бог, но нужно понимать, что он в корне отличается от тех, с кем живет, от асов и ванов Асгарда. В общем, это классический трикстер, то есть «обманщик», «хитрец». Собственно, асы приняли его к себе за невероятно изворотливый ум и умение находить выход из любой ситуации. Таким образом, Локи - бог обмана, колдовства, изменчивости, хитрости, коварства, интриг, кулуаров. Также Локи - бог человечества, в том смысле, что среди всех жителей Асгарда он больше всего напоминает простого смертного. Он в постоянном поиске, его интересуют тайны Вселенной, он задается вопросами, о которых другие просто не думаю. Но далеко не всегда его помыслы возвышенны. Локи - бог мстительный, завистливый, бесчестный. Однако он не так уж плох, ведь ему ведомы сострадание и жертвенность (пусть даже вынужденные). Достаточно вспомнить соответствующий эпизод «Младшей Эдды», который повествует о том, как Локи в образе кобылы отвлекает волшебного жеребца Свадильфари, благодаря чему мастер-ётун не сумел за одну зиму выстроить вокруг Мидгарда неприступную стену. Так Локи спас Фрейю от страшного замужества и помог асам сохранить достоинство.

Другая эддическая песнь рассказывает как Локи (бог озорства, помимо прочего) в очередной раз спасает честь Асгарда, став единственным, кому удалось рассмешить Скади, дочь великана Тьяцци, похитившего Идунн и ее золотые яблоки, даровавшие богам бессмертие. Кроме того, именно Локи в «Песне о Сигурде» отправляется к Брисингам за золотом, которое должно стать выкупом за убитую выдру, спасая, таким образом, Одина и Хёнира. Разумеется, Локи - бог неоднозначный, в том смысле, что в отличие от других героев скандинавских легенд, его поступки амбивалентны, порой он помогает асам и людям, а иногда его деяния идут им во вред. Кроме того, нельзя забывать, что во время Рагнарёка Локи будет биться на стороне Хель против асов и сойдется в смертельной схватке с Хеймдалем.

Скандинавский бог Локи: этимология, происхождение, семья

Бог Локи в скандинавской мифологии играет одну из ключевых ролей, но вопрос о происхождении его имени до сих пор остается открытым. Одна из основных версий (которая подтверждает идею о том, что Локи - бог огня, стихии с изменчивым нравом) основывается на предположении, по которому слово «локи» происходит от более древнего «логи», что в переводе со старо-скандинавского означает «огонь». Также предполагается, что Локи - производное от древнеисландского «lúka», что значит «запирать, завершать». Есть и другие версии, по которым скандинавский бог Локи сближается с культом медведя (от литовского «lokys» - «медведь») или культом волка (от греческого «Λύκος» - «волк»).

Выше был приведен миф, в котором говорится, что Локи - бог из рода ётунов, а не асов. Но есть и другие легенды, которые противоречат этой версии. Некоторые исследователи полагают, что скандинавский бог Локи был сыном первородного инеистого великана Имира, вероятно - его первенцем, появившимся задолго до Одина. По этой версии его братья и сестры - Хлер (вода), Ран (море), Кари (воздух), и тогда вполне логичной выглядит мысль о том, что сам Локи - бог огня.

Скандинавский бог Локи не одинок, в том смысле, что у него есть семья, да еще какая! Его первая жена - , могучая воительница-великанша, а его дети известны всем нам - это богиня Хельхейма по имени Хель, хтонический змей Ёрмунганд, адский волк Фенрир. От своей второй жены, Сигюн (ее происхождение неясно) у скандинавского боги Локи есть два ребенка - Вали и Нарви. Судьба этой пары весьма печальна. После того как бог Локи (в скандинавской мифологии этот сюжет является исключением во многих смыслах) окончательно «достал» асов своими выходками, его старшего сына (по всей видимости, Вали) обратили в волка и натравили на младшего (Нарви). Кишками убитого Нарви Локи привязали к скале, над которой разместили огромную ядовитую змею. Яд каплет на лицо Локи и тот корчится от невыносимой боли (скандинавы верили, что в этом кроется причина землетрясений). Однако это происходит нечасто, так как Сигюн (аллегория верной жены и безутешной матери) держит над лицом Локи чашу, таким образом, защищая его от яда. Но когда чаша переполняется, Сигюн отходит, чтобы вылить яд, тогда же яд, капающий из пасти змеи, попадает на лицо Локи.

Бог Локи в скандинавской мифологии: (не)справедливо осужденный?

Бог Локи в скандинавской мифологии играет важную сюжетообразующую роль. Как мы уже выяснили, он часто мешал асам, но и помогал им в той же мере. Такие вещи как Гунгнир (копье Одина), Мьёльнир (молот Тора), Скидбладнир (корабль Фрейра), Драупнир (кольцо Бальдра), Гуллинбурсти (вепрь Фрейра) появились у владык Асгарда именно благодаря хитрости и мудрости бога Локи. В скандинавской мифологии трудно найти более удачливого «добытчика» магических артефактов! Тем не менее, бог Локи (картинки с его изображением можно встретить в древних исландских списках) был осужден на вечные муки. Строго говоря, в контексте этой истории нет ничего удивительного в том, что в последней битве он сражается с асами на стороне свой дочери.

Как же выглядит бог Локи? Изображение этого хитреца дается в «Младшей Эдде» Снории Стурлуссона, там Локи невысок и хорош собой, вероятно, у него длинные волосы и борода. Этому описанию соответствует известное изображение бога Локи на страницах «Edda Oblongata», исландского манускрипта семнадцатого века. Вообще, изображения бога Локи широко представлены у европейских живописцев XVIII-XIX веков, но трудно сказать, насколько они объективны. Гораздо более любопытны английские картины XI века, но там упор сделан в большей степени на его жену Сигиюн, а не на самого бога Локи. Картинки современного происхождения зачастую не имеют никакого отношения к историческим оригиналам, особенно если речь идет о Хиддлстоне в образе харизматичного марвеловского злодея.

В завершении стоит отметить, что бог Локи (изображения из оригинальных исландских источников представлены выше, их нетрудно отличить от более поздних по характерной технике) действительно является самым неоднозначным персонажем скандинавской мифологии. В этом смысле нельзя не вспомнить знаменитую «Перебранку Локи» из «Старшей Эдды». В том эпизоде трикстер обвиняет богов и богинь Асгарда в трусости, лжи, бесчестии и нецеломудренности, причем все его обвинения - справедливы. Кроме того, Локи признает свою вину за смерть Бальдра. Этот эпизод мы часто забываем, хотя, по всей вероятности, именно в нем раскрывается подлинный образ героя.


Дионис, греч. Вакх, лат. Бахус - сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма, бог вина, виноделия, виноградарства.

Родился в Фивах, но в то же время местом его рождения считались Наксос, Крит, Элида, Теос и Элефтерия. Дело в том, что его рождение происходило довольно сложным путем. Накануне рождения Диониса ревнивая супруга Зевса, решила погубить ребенка. Под видом старой няньки она навестила Семелу и подговорила ее попросить Зевса, чтобы он предстал перед ней во всей своей силе и славе. Зевс не мог отказать Семеле, так как ранее поклялся ей водами Стикса (самой нерушимой клятвой), что выполнит любое ее желание. К тому же эта просьба льстила его мужскому самолюбию, и он явился ей в громах и блеске молний. Случилось то, чего ждала Гера: молнии подожгли царский дворец и испепелили земное тело смертной Семелы. Умирая, она успела родить недоношенное дитя. Зевс предоставил свою возлюбленную ее судьбе, но ребенка защитил от огня стеной густого плюща, выросшего вокруг него по воле бога. Когда пожар утих, Зевс извлек сына из укрытия и зашил его в свое бедро, чтобы доносить. В положенное время (через три месяца) Дионис «родился заново» и был отдан Зевсом на попечение (см. также статью «Семела»).


Гермес не был женат и в качестве вестника богов то и дело отлучался из дому, так что о серьезном воспитании маленького Дионис не могло быть и речи. Поэтому Гермес передал Дионис сестре Семелы Ино, жене орхоменского царя . Узнав об этом, Гера наслала на Афаманта безумие, надеясь, что он убьет Дионис Но тот погубил только своих собственных сыновей и жену, так как Гермес вовремя вмешался и спас Дионис Затем он доставил Дионис в Нисейскую долину и вверил его нимфам, которые спрятали мальчика в глубокой пещере, заросшей виноградной лозой, и взрастили, несмотря на все козни Геры. Там Дионис впервые попробовал вино, богом которого сделал его Зевс. Оттуда же Дионис принес первый саженец виноградной лозы, чтобы вручить его афинскому пастуху Икарию в благодарность за радушный прием. Дионис научил Икария разводить виноград и делать из него вино, но этот подарок не принес пастуху счастья.


Весть о рождении Дионис и об его опьяняющем напитке люди восприняли со смешанными чувствами. Некоторые тут же с восторгом стали предаваться его культу, другие опасались, как бы из этого чего не вышло, третьи решительно воспротивились ему. (Об этом можно прочесть в статьях «Ликург», «Пенфей», «Миний».) На пути Дионис попадались и случайные недоброжелатели, вроде тирренских пиратов, которые похитили его, приняв за царского сына и рассчитывая на богатый выкуп. На корабле Дионис сбросил оковы, оплел виноградными лозами весь корабль, а сам превратился во льва. Пираты в страхе бросились в море и превратились в дельфинов (за исключением кормчего, который уговаривал разбойников отпустить Дионис). Постепенно люди все же признали божественную силу Дионис и до сих пор воздают должное его дару - вину (иногда даже больше, чем полезно для здоровья).

Справедливость требует отметить, что для греков Дионис был не только богом вина, виноделия и виноградарства, но и покровителем фруктовых деревьев и кустов, плоды которых он наливал соком, и в конечном счете в нем видели бога плодоносящих сил земли. Поскольку виноградарство и садоводство требуют усердия, тщательности и терпеливости, Дионис почитали как дарителя этих драгоценных качеств и богатства, которое приходит к усердным и умелым. Как бога вина Дионис чтили прежде всего за то, что он избавлял людей от забот (одно из его имен - Лиэй, т. е. «освободитель») и дарил им радость жизни. Своими дарами Дионис освежал дух и тело, способствовал общительности и веселью, воспламенял любовь и стимулировал творческие силы художников. Этим дарам цены не было и нет - но только в том случае, если поклонники Дионис придерживаются старого мудрого правила: «меден аган» - «ничего сверх меры».


По своему происхождению Дионис - не греческий бог, а, скорее всего, фракийский или малоазийский; его второе имя - - лидийско-фригийского происхождения. Уже в древнейшие времена его культ распространился по всему греческому (а затем и греко-римскому) миру, хотя мифы свидетельствуют, что этот культ не везде развивался беспрепятственно. Имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма «Б» 14 в. до н. э., найденных в Кноссе. Однако Гомер еще не называет Дионис в числе главных богов. По словам Гесиода, супругой Дионис была , которую он отбил у Тесея, когда тот остановился на острове Наксос по дороге с Крита. От связи Дионис с Афродитой родился Приап, бог плодовитости (см. также «Загрей» и «Иакх»).


Культ Дионис в Греции, пишет Плутарх, «вначале был простым, но веселым, однако позже его празднества становились все более шумными и необузданными». (Один из эпитетов Дионис: «Бромий», т. е. «шумный», «бурный».) Под влиянием восточных культов они кое-где превратились в подлинные вак-

ханалии в нынешнем смысле слова, их участников охватывал экстаз, т. е. исступление (духа из тела). Особенно необузданными были ночные празднества, в которых участвовали женщины в костюмах спутниц Дионис (вакханки, менады, бассариды, фиады). В Беотии и Фокиде эти его почитательницы даже набрасывались на тела жертвенных животных и пожирали сырое мясо, веря, что этим они причащаются тела и крови самого бога. Подобным образом развивался его культ и у римлян, перенявших его в конце 5 в. до н. э. В 186 г. до н. э. было даже принято специальное постановление сената против излишеств и разгула на этих праздниках.


В Афинах (и вообще у ионийцев) наиболее долго сохранялся первоначальный характер Дионисовых празднеств. Они устраивались несколько раз в году, самые значительные (Великие Дионисии) - в конце марта. В истории культуры прежде всего запечатлелись их заключительные представления, в ходе которых хор певцов, облаченных в козлиные шкуры, исполнял песни в сопровождении танца - так называемые дифирамбы. С течением времени из этих дифирамбов развилась греческая трагедия - один из ценнейших вкладов греков в общечеловеческую культуру. Собственно, «трагедия» означает «песнь о козле» или «песнь козлов», а певцы в козлиных шкурах изображали козлоногих спутников Дионис - сатиров. Из шуточных песен на деревенских дионисиях развилась греческая комедия. Многие произведения Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана, которые до сих пор не сходят со сцены, впервые были сыграны именно на афинских дионисиях. Под юго-восточным склоном Акрополя до сих пор сохранился театр Дионис, построенный в 6 в. до н. э., где эти игры проходили более полутысячелетия.


Греческие художники часто изображали Дионис, причем в двух видах: как серьезного зрелого мужчину с густыми волосами и бородой или как юношу. На одной из лучших античных статуй - «Гермес с Дионис» Праксителя (ок. 340 до н. э.) Дионис изображен ребенком. Сохранилось множество изображений Дионис на вазах и рельефах - отдельно, с сатирами или вакханками, с Ариадной, с тирренскими разбойниками и т. д.

Европейские художники изображали Дионис с не меньшей симпатией, чем античные. Из статуй прежде всего выделяются «Вакх» Микеланджело (1496-1497), «Вакх» Поджини (1554) и «Вакх» Торвальдсена (ок. 1800). Из картин - «Вакх и Ариадна» Тициана (1523), две картины Караваджо: «Вакх» (1592-1593) и «Молодой Вакх» (создан чуть позже), «Вакх» Рубенса (1635-1640, находится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже).




Из многочисленных скульптур, картин, фресок в картинных галереях и замках Чехии и Словакии отметим рисунок Романо «Процессия Вакха» в Моравской галерее в Брно и «Вакха с виноградной лозой и Амуром» Де Фриза в Вальдштейнском саду в Праге (литая копия оригинала, увезенного в 1648 г. шведами).



Дионис, статуя которого стояла на сцене каждого античного театра, в новое время опять попал на сцену, в основном - заслугами композиторов. В 1848 г. оперу-балет «Торжество Вакха» написал Даргомыжский, в 1904 г. «Триумф Вакха» - Дебюсси, в 1909 г. оперу «Вакх» - Массне.

В современном языке Дионис (Вакх) иносказательно - вино и связанное с ним веселье:

«Раздайтесь, вакхальны припевы!»
- А. С. Пушкин, «Вакхическая песня» (1825).