Конспект занятия знакомство с цифрой 4. Педразвитие. Сообщение темы и целей урока
Пыстогова Олеся Павловна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МКДОУ "ДС №42"
Населённый пункт:
город Анжеро - Судженск, Кемеровской области
Наименование материала:
Конспект НОД по ФЭМП
Тема:
"Знакомство с цифрой 4"
Дата публикации:
10.01.2018
Раздел:
дошкольное образование
КОНСПЕКТ НОД по ФЭМП
Средняя группа
Воспитатель: Пыстогова О.П.
«Знакомство с цифрой 4»
Программное содержание:
1. Познакомить с цифрой 4, как знаком числа 4.
Упражнять
определять
обозначать
положение
предмета
относительно себя (право, лево).
3. Закрепить умение соотносить предметы между собой по величине, используя в речи
слова «большой», «поменьше», «самый маленький».
1. «Отгадай и запиши»
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке,
Тут одна к ним прибежала,
Сколько вместе кошек стало?
Предложить детям нарисовать в прямоугольнике столько кружков, сколько кошек на
картинке.
Сколько нарисовали кружков?
Цифра четыре всех удивляет:
В локте согнутую руку
Никогда не опускает.
И. Блюмкин
Рассмотреть с детьми цифру 4, предложить обвести ее по точкам.
А сейчас я предлагаю вам проговорить чистоговорку: «У четырех черепашат по четыре
черепашонка». (Групповое и индивидуальное проговаривание.)
Ребята, я вам предлагаю найти цифру 4 среди множества других и обвести ее, как
показано на рисунке.
3. Физкультминутка «Считалка с башмачком»
Раз! Два! Три! Четыре!
По дорожке я скачу.
Раз! Два! Три! Четыре!
Дети скачут на двух ногах,
продвигаясь вперед.
Прыжки на месте.
Башмачок скакать учу.
Раз! Два! Три! Четыре!
Обломился каблучок.
Раз! Два! Три! Четыре!
Заблудился башмачок.
Дети приседают.
Разводят руки в стороны.
4. «Большой, поменьше, маленький»
В матрешке - матрешка.
В матрешке - матрешка.
А самая маленькая,
Как крошка.
Люблю я с матрешками
Часто играть,
Сперва разбирать их,
Потом собирать.
Собрать их недолго:
Минута, вторая -
И вырастет сразу матрешка большая.
Ребята, какого размера матрешки? (Ответы детей.)
Соедините линией матрешек одинакового размера.
5. Пальчиковая гимнастика «Четыре»
Раз, два, три, четыре,
Мы находимся в квартире,
Сосчитаем мы сейчас
Всё, что в комнате у нас.
Четыре стены, четыре угла
Четыре ножки у стола
У стула тоже четыре ножки,
Четыре угла у окошка,
На окне четыре горшка,
В горшках четыре цветка,
Хлопок ладонями, хлопок
кулачками.
Ритмичное сжимание и
разжимание кулачков.
Поочередное загибание
пальцев обеих рук.
У кота четыре лапы.
В люстре четыре лампы.
А теперь в своей квартире
Посчитайте по четыре.
Ритмичное сжимание и
разжимание кулачков.
6. «Закрась и нарисуй»
Стоит медведь на развилке дорог.
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг медведь в голове почесал
Той самой рукой, которой писал,
И мячик кидал, и шарик круглый держал.
Ребята, в какой руке мишка держит круглый шарик? (В правой, относительно себя.) А
овальный шарик? (В левой.)
Вам, необходимо раскрасить шарик в правой руке желтым цветом, а в левой
7. Самоконтроль выполненной работы.
Показать детям лист с правильно выполненными заданиями и предложить сравнить
образцом.
соответствует
попросить
нарисовать в правом нижнем углу зеленый кружок, если есть одна ошибка – желтый,
если ошибок много – красный.
Урок математики.
Класс 1
Учитель Шестакова Н.С.
Школа МОУ «ВСОШ № 37»
Тема урока: Число и цифра 4. Состав числа 4.
Цели урока
Планируемые результаты обучения
Освоение предметных знаний
УУД
1.Познакомить с образованием числа 4, цифрой 4, изучить состав числа 4.
2.Учить правильно соотносить изученные цифры с числом предметов.
3.Формировать представление о четырёхугольнике.
4.Развивать память, внимание, наблюдательность, умение анализировать.
Число как результат счёта предметов и результат измерения величин
Число и цифра 4. Состав числа 4. Сложение и вычитание в пределах 4.
Познавательные: общеучебные – соотношение числа 4 с количеством предметов, письмо цифры 4; соотнесение цифры 4 и числа 4; образование числа 4 прибавлением 1 к предыдущему числу 3; вычитание 1 из 4; логические – осуществление синтеза как составление целого из частей (состав числа 4).
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность действий.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: осознают необходимость самосовершенствования.
Ход урока.
I. Организ ационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ребята, сядьте тихо, как снежинки на ладошку.
II .Актуализация знаний.
1.-Начинаем урок математики (на доске прикреплено слово математика). Читаем хором.
Сколько слогов в этом слове? (5) Как определяем количество слогов? (по количеству гласных).
Какое число следует за числом 5?
2.Конструирование геометрических фигур из счётных палочек.
(У каждого ребёнка по 6 палочек)
Сложите из палочек домик.
Переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.
Уберите 2 палочки. Какая фигура у вас получилась? (квадрат)
Какую ещё фигуру можно сложить? (ромб)
III .Постановка учебной проблемы.
1.Уточнение понятия о четырёхугольнике.
Чем похожи?(4 стороны, 4 угла) Чем отличаются построенные фигуры?(формой – квадрат, ромб).
2.Знакомство с числом и цифрой 4.
Сколько палочек вам понадобилось для выполнения задания?
Какой цифрой можно обозначить это количество?(4)
А какое количество обозначает эта цифра? (4)
На что похожа цифра 4? Подсказкой вам послужит загадка:
Гляди, четыре – это стул,
Который я перевернул.(на перевёрнутый стул)
Сколько ножек у стула?
Выложите цифру 4 из палочек. Назовите соседей цифры 4.
IV. Первичное закрепление.
В начале урока мы сели тихо, как снежинки. Посчитайте, сколько снежинок опустилось на наши ладошки? (4)
(поэтапный анализ готового образца написания цифры 4)
Физминутка.
1) - представьте себя в роли сказочного героя Буратино и напишите цифру 4 носиком.
2) – напишите цифру 4 правой ногой на полу.
3) – напишите цифру 4 на спине соседа.
4) – пишем цифру 4 в воздухе вместе с учителем.
V . Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой.
1. Написание цифры 4 по образцу в тетради. Стр.33 (Сначала учитель показывает написание на доске).
2.- Возьмите красный карандаш и подчеркните самую красивую цифру 4.
Возьмите зелёный карандаш, поменяйтесь тетрадью с соседом и подчеркните у него самую красивую цифру 4.
VI .Включение в систему знаний и повторение.
1. Состав числа 4. (На доске изображение яблони с 4 яблоками, 4 козочек).
В каком порядке могут козочки подойти к яблоньке и сорвать с него яблоко? (1 и 3; 2 и 2; 3 и 1; 1 и 1 и 1 и 1).
Всем ли козочкам хватит яблок?
Физминутка.
1 – подняться, потянуться.
2 – согнуться, разогнуться.
3 – в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На 4 – руки шире. Глазками поморгать,
Друг на друга посмотреть
И на место тихо сесть.
2.Сотнесение цифры с числом предметов, количеством точек на игральной кости.
Работа в учебнике стр.33 №2.
Соедините линией цифру с количеством точек на игральной кости домино. Нарисуйте соответствующее количество цветов.
*Игровая ситуация: необходимо помочь Машеньке, чтобы победить гусей – лебедей.
3. Разбивка фигур на части по форме и решение соответствующих буквенных и числовых равенств. Стр.33 №3.
На какие ещё части можно разбить эти фигуры
VII .Итог урока.
Чему научились?
Что больше всего запомнилось?
Какое задание заинтересовало больше всего?
О чём бы хотелось рассказать родителям?
Наталья Яманаева
Конспект занятия «Счет до 4. Число и цифра 4»
Цель : познакомить детей с образованием числа 4 , учить их считать до 4, познакомить с цифрой 4 .
Последовательность действий
1-я часть.
Воспитатель вызывает ребенка.
Лена, поставь на верхнюю полоску 2 гриба. (выполнение задания)
Денис, поставь на нижнюю полоску 3 яблока. (выполнение задания)
Даша, поставь такую цифру , сколько у нас грибов и сколько яблок. (выполнение задания)
Воспитатель задает вопросы.
Сколько грибов?
Сколько яблок?
3 яблока.
Чего больше, грибов или яблок?
Яблок больше, чем грибов.
Чего меньше, яблок или грибов?
Грибов меньше, чем яблок
Какое число больше , 2 или 3?
3 больше, чем 2.
А насколько число 3 больше , чем 2?
- Число 3 больше , чем 2 на 1 (или на 1 больше) .
Какое число меньше , 3 или 2?
2 меньше, чем 3.
А насколько число 2 меньше , чем 3?
- Число 2 меньше , чем 3 на 1 (или на 1 меньше) .
Что надо сделать, чтобы грибов и яблок стало поровну.
Нужно добавить 1 грибок.
Сколько будет грибов, если 1 грибок добавим?
Будет 3 грибочка.
Давайте вместе сосчитаем . Всего 3 грибочка. Как получили число 3 ?
Да, если к 2 добавим 1, будет 3.
А какую цифру ставим теперь ?
Тут 3 и тут 3. Теперь, что мы можем сказать про грибы и яблок?
Грибов столько же, сколько яблок. Поровну.
А теперь посмотрите, что я делаю. Добавляю еще 1 гриб.
Грибов стало больше или меньше?
А сколько их стало? Считаю один, два, три, четыре (воспитатель выделяет интонацией слово «четыре» ). Всего 4 грибочка (воспитатель с помощью указки, обводит все грибы круговым движением) . Давайте вместе сосчитаем.
(Дети вместе с воспитателем еще раз считают грибочки) .
Как у нас получилось число 4 ?
Да, правильно, когда к 3 добавим 1, получается 4. А число 4 обозначается вот такой цифрой (воспитатель показывает цифру и ставит вместо 3 ) . Значит, какое число больше 3 или 4 ?
4 больше, чем 3.
А насколько число 4 больше , чем 3?
- Число 4 больше , чем 3 на 1 (или на 1 больше) .
Какое число меньше , 4 или 3?
3 меньше, чем 4.
А как вы думаете, как получить 4 яблока?
Нужно к 3 яблокам добавить 1 яблоко.
Да, правильно, когда к 3 добавим 1, получается 4. 4 это 1-1-1-1, а 3 это 1-1-1 (показывать) .
Физкультминутка.
«Назови цифру » .
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Каждому по очереди показывает 1 цифру (от 1 до 4) . Ребенок должен назвать ее. Если он называет неверно, переадресуется вопрос следующему. В этой игре каждый ребенок должен быть опрошен 2-3 раза.
«Один, два…» .
1,2 – стоит ракета.
3,4 – самолет.
1,2 – хлоп в ладоши,
А потом на каждый счет .
И на месте походили.
2-я часть. (работа с раздаточным материалом)
Подвиньте карточки с 2-я полосками и пеналы. На верхнюю полоску положите 3 капельки. (Дети выкладывают капельки на верхнюю полоску) .
Сколько капелек вы положили на верхнюю полоску?
3 капельки.
Воспитатель подходит, к двоим-троим детям, и пересчитывает грибочки на их полосках.
Теперь на нижнюю полоску положите столько же цветочков сколько капелек. Положите так, чтобы каждый цветочек был под каждой капелькой.
(Дети выкладывают цветочки на нижнюю полоску) .
Что можно сказать о количестве капелек и цветочков?
Цветочков столько же, сколько капелек. Поровну.
Добавьте 1 цветок.
Сколько стало цветочков? Сосчитает, Лера.
Один, два, три, четыре – считает Лера.
Как у вас получилось 4 цветочка?
Значит, какое число больше 4 или 3 ?
4 больше, чем 3.
А насколько число 4 больше , чем 3?
- Число 4 больше , чем 3 на 1 (или на 1 больше) .
Какое число меньше , 4 или 3?
3 меньше, чем 4.
А насколько число 3 меньше , чем 4?
- Число 3 меньше , чем 4 на 1 (или на 1 меньше) .
Обозначьте количество капелек и цветочков цифрами . (Дети выкладывают цифры ) .
Итог занятия .
С какой мы цифрой познакомились ? (4)
И мы познакомились, что 4 больше, чем 3. (Показать на лишний предмет) .
А насколько число 4 больше , чем 3? (Число 4 больше , чем 3 на 1 (или на 1 больше) .
Публикации по теме:
Цель: познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8. Задачи: 1. Образовательные задачи: познакомить с числом и цифрой 8, закрепить.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы «Счет до 8, цифра и число 8» Счет до 8, цифра и число 8 Задачи: тренировать способность детей к сравнению групп предметов по количеству с помощью составления пар.
Конспект занятия по элементарному счету «Число и цифра 7. Порядковый счет» Тема занятия: «Число и цифра 7. Порядковый счет» Цель занятия: формирование представлений о числе и цифре 7; порядковом счете. Задачи: продолжать.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с числом и цифрой 4.
2. Познакомить детей с образованием числа 4.
3. Закрепить обобщающее понятие по лексической теме «Посуда».
4. Развитие мышления через отгадывание загадки.
5. Продолжать учить соотносить количество предметов и цифру.
6. Развивать тактильное восприятие через узнавание на ощупь количества предметов.
7. Развивать двигательную координацию через упражнения с четками, пальчиковую гимнастику.
8. Продолжать укреплять мышцы пальцев руки через массаж с массажными кольцами.
9. Продолжать развивать графомоторные умения через штриховку, обводку по пунктирным линиям и рисованием кругов.
ОБОРУДОВАНИЕ.
Кукольный театр: «Три медведя и маша», кукольная посудка, чашки-заготовки, цифры, счетные палочки, карандаши, четки, мягкие мешочки (на плотный картон нашить пуговицы, разное количество, сверху надеть мешочки из ткани), массажные кольца (су-джок).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Давайте поздороваемся:
(Пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, перекрестные движения – пожимают друг другу руки).
Здравствуй солнце золотое.
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок,
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую.
(Сиротюк)
2. Устный счет.
2.1. -Проходите за столы.
Возьмите четки в кулачки, посчитаем до пяти.
Все вместе: 1,2,3…
2.2. «Мешочки».
У вас на столах лежат мягкие конверты. Возьмите их, и нашупывая пальчиками определите количество пуговиц.
Сколько пуговиц у Виолетты? И т.д.
Молодцы все справились.
3. Счет до 4-х, число и цифра 4.
3.1. – У нас сегодня гости. А кто, узнаете, если отгадаете загадку:
Он в берлоге спит зимой
Под большой сосной
А когда придет весна
Просыпается от сна.
Правильно Медведь.
Как вы догадались, что медведь?
Давайте пройдем, сядем на подушки и посмотрим, сколько к нам пришло медведей в гости?
Один, два, три. Три медведя.
Как гостеприимные хозяева, что мы должны сделать для гостей?
(напоить чаем)
Возьмем чашки и расставим вместе с детьми.
Сколько поставим чашек для медведей?
Что можно сказать о количестве чашек и гостей?
Их поровну. Гостей столько же, сколько и чашек.
— посмотрите, к нам пришла еще одна гостья – Машенька.
Пригласим Машу к столу.
Сколько теперь слало гостей? Посчитаем – 4.
Чего теперь больше: чашек или гостей? (гостей)
Как сделать поровну?
Правильно, нужно поставить еще одну чашку, и тогда их будет тоже …4.
3.2. Цифра 4.
Когда есть четыре предмета пишут цифру «4». (показ большой цифры).
А Маша решила убрать чашки и перевернула стульчик:
Уронила Маша стул в квартире,
Стал похож он на …четыре!
4. Закрепление образа цифры 4.
Михайло Потапыч и Марья Ивановна задали Мишутке и Маше задания, а они не могут с ними справиться. Давайте им поможем.
Они принесли их с собой в конверте.
Посмотрим, что там.
Вывешивается образец «Стул».
Что это?
Возьмите цветные листы бумаги и выложите из счетных палочек стул.
(справа – две палочки, слева — уголок).
А если вы аккуратно перевернете листок с палочками, у вас получится цифра …4
Молодцы, все справились с заданием.
5. Нахождение цифры 4 среди других цифр.
(Работа на карточках).
Найдите все цифры 4 и обведите в кружок, красным карандашом.
Молодцы и с этим заданием справились.
6. «Укрась чашечки».
Чтобы чашки были красивыми надо их украсить.
Задания разные для детей: дорисовать кружочки по пунктирным линиям, дорисовать половинки, заштриховать зеленым карандашом.
Сколько кружочков получилось у Димы?
У Данила?…
Покажите друг другу, какие чашечки у вас получились.
7. Массаж.
Чтобы пальчики отдохнули, давайте сделаем массаж. Встанем в кружок, возьмем массажные кольца.
(на каждый пальчик одеваем кольцо в соответствии со строчками стихотворения).
Толстый пальчик и большой, вдоль по улице пошел.
Указательный с порога, указал ему дорогу.
Средний рядышком бежал.
Безымянный топал рядом и корзиночку держал.
А мизинчик младший братец, на печи весь день лежал, никуда не побежал.
(на обеих руках).
8. «Магазин».
Михайло Потапович и Марья Ивановна попросили Машу и Мишутку сходить за покупками. Им нужно помочь.
Возьмите деньги.
Вот возьми Виолетта и купи столько вилок. (показ монеты-карточки с цифрой).
Сколько купишь вилок?
Сколько купила вилок?…..
Как назвать все эти покупки одним словом?
Посуда.
Чего больше: ложек или вилок?
Чего меньше: чайников или кружек?
Чего больше: кружек или тарелок?
Сколько тарелок? (3)
Сколько чашек? (4)
Как сделать поровну? (Добавить тарелку)
Что можно сказать про тарелки и чашки? Их поровну.
9. Итог
Молодцы. Со всеми заданиями справились. Помогли Маше и Мишутке.
Вспомним, как вы помогали им.
С какой цифрой познакомились?
Давайте пригласим Машу и Мишутку к нам на занятия, чтобы они вместе с нами учились и сами справлялись с заданиями, которые им задает Михайло Потапович и Марья Ивановна -Попрощаемся с гостями.
"Число 4. Цифра 4"
Цель: закрепление числа и цифры 4.
Задачи.
1. Закрепить образование и состав числа 4, цифру 4.
2. Закрепить умение соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 цифрой.
3. Развивать логическое мышление..
4. Развивать математическую речь, умение работать самостоятельно.
5. Воспитывать умение слушать других детей, формировать положительную мотивацию к учению.
Материалы к занятию.
Демонстрационный – изображения: груша, клубника, карточки с цифрами 1, 2, 3,4 Раздаточный - геометрические фигуры, цветные фишки, дни недели, тетради «Учимся считать», простые и цветные карандаши.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, проектор.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Тип занятия: закреплениеизученного материала.
Ход занятия
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой (Слайд 1)
Прозвенел для всех звонок, начинаем мы урок:
Поудобнее садитесь.
Не шумите, не вертитесь.
Все внимательно считайте.
А спрошу вас - отвечайте.
Вам условие понятно?
Это слышать мне приятно.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
Кто активно будет работать на уроке, тот получит весёлую звёздочку.
2. Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.
1) Устный счет
Давайте хоромпосчитаем все вместе от 0 до 4, от 4 до 0.
2) Игра “Покажи число”. (слайд 2, 3, 4, 5)
(дети работают с цифрами)
Какое число находится между числом 1 и 3? 2
Какое число следует за числом 3? 4
Какое число находится перед числом 2? 1
Молодцы!
3) Поставь цифры к домикам .
Ребята, а какое сейчас идет время года? Осень
- Вот подул осенний ветер и сдул номера домиков.
Нужно их восстановить по порядку (Слайд 6, 7 )
Посчитаем полученный ряд чисел (1, 2, 3, 4).
Назовём домики по порядку (какой? 1-ый, 2-ой, 3-ий, 4-ый)
4.) Упражнение на внимание : показ карточек: «Какой фигуры не хватает?» (Слайд 13)
Сейчас, ребята, вы должны быть особенно внимательны.
Какой фигуры не хватает? (Слайды 9,10,11)
Учащиеся показывают пропущенные геометрические фигуры.
3. Сообщение темы и целей урока
Сегодня на уроке мы повторяем знакомое нам число и цифру.
Догадайтесь сами.(Проблемная ситуация)
Лапок у кошки сколько?
Ножек у стула сколько?
О какой цифре я говорю? (Четыре)
Правильно, это число и цифра 4.
4. Работа по теме урока. Закрепление числа 4.
Работа со счетным материалом.
Образование числа 4 - математические задачки ( слайд 12-18)
Работа со счетным материалом
а) Сколько груш собрал Павлуша? (4) Сколько ягод собрала Маша? (3)
Сравните, чего больше: количество груш или количество ягод?
Как сделать поровну? (Надо добавить ещё одну ягоду.)
Практическая работа
б) На столах у детей цветные фишки, каждый работает с раздаточным материалом. Один ребенок работает у доски.
Положите 3 кружка желтого цвета. Добавьте 1 кружок красного цвета. Сколько всего стало фигур?
Как получили 4? (3+1)
А что получится, если к одному кружку красного цвета добавить 3 кружка желтого цвета? (Тоже 4: 1+3)
Когда переставляются части, результат не изменяется.
Как по-другому можно получить число 4? (2+2)
5. Физминутка (Слайд 19-22)
Сколько точек будет в круге столько раз поднимем руки... (Слайд 20)
И присядем столько раз, сколько бабочек у нас... (Слайд 21)
И нагнемся столько раз. Сколько ёлочек у нас... (Слайд 22)
А сейчас тихо-тихо сядут девочки... А мальчики ещё тише.
6. Закрепляем цифру 4. (Слайд 24, 25)
Число четыре записывают каким знаком? - цифрой 4.
На что похожа эта цифра? Демонстрация работ детей
Прописываем цифру в воздухе.
Физминутка для пальчиков «Семья»
Работа в тетради «Учимся считать» - письмо цифры 4.
7. Состав числа 4 . Игра «Назови соседа» (Слайд 26)
8. Закрепление представлений о числе и цифре 4.
Древние люди считали четверку символом устойчивости и прочности. Ведь они связывали ее с квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света:
юг, запад, север, восток.
Теперь назовите четыре времени года.
( Весна, лето, осень, зима.)
- А ещё четыре стихии в древности считались основными: огонь, земля, вода, воздух.
9. “Мыслительная минутка” (Слайд 27)
Подвижная игра «Займи своё место»
– Назовите части суток. Сколько их? 4.
Детям выдаются таблички с названием частей суток, и предлагается «занять своё место».
Проверка (Слайд 36). Сначала утро, день, вечер, ночь
10. Итог занятия. Рефлексия (C лайд 28)
С какое число повторили? Какую цифру закрепили писать? Как можно получить четыре?
Ребята, мне очень понравилось путешествовать с вами, вы были молодцы!
Давайте оценим свою работу. На партах у вас лежат смайлики, но у них нет рта! Сейчас надо будет нарисовать смайлику рот: если урок вам сегодня понравился, то смайлик нарисуйте радостный с улыбкой, а если на уроке вам было не интересно, то нарисуйте -грустный.
А теперь покажите свои смайлики! Этот смайлик остаётся вам на память.