Кто такой упырь. Упырь в славянской мифологии - как бороться с упырями? Упырь этимология

В мифах разных стран встречаются опасные существа, происхождение которых всегда разнится. Эти существа питаются лишь людьми - либо раскапывают могилы и жрут мертвечину, либо нападают на путников и отрывают куски их тел. Острые когти и зубы позволяют нескольким таким особям убить и растерзать взрослого человека за считанные мгновенья. И эти опасные твари получили название - упыри.

Внешность упыря

В разных мифах упыри упоминаются по-разному. Общей чертой всегда является частичное разложение тела, отвратительный запах и острые когти с зубами. В первую очередь разница степень разложения этих существ - от поражения гниением всего тела, до частичных некрозов тканей. Второй чертой являются когти и зубы, они тоже различаются в зависимости от мифологии - их длина может быть небольшой, а может достигать и полуметра. Третьей чертой упырей является их рост - он всегда ниже человеческого, но тут есть различия - от половины человеческого, до трёх четвертей. При этом существа всегда сгорблены и кажутся медлительными, но горе тому, кто попытается удрать от такого - бегущую цель упыри будут преследовать молниеносно и без устали. А еще, убегающего человека они никогда не убьют сразу - они будут медленно терзать его тело, чтобы жертва могла пожить подольше и дольше страдала.

Привязаны упыри к кладбищам, тем местам, где их когда-то хоронили. На одном кладбище могут уживаться от одной до двадцати особей. При этом конкуренция среди этих особей отсутствует. Чем больше кладбище, тем больше упырей может на нём обитать и тем больше шанс, что они там есть. А если могильник еще и заброшенный, то упыри там будут почти точно. Крайне редко упыри покидают территорию кладбища, если только не идут на зов своего хозяина.

Упыри стайные существа. Они сбиваются в группы себе подобных, чтобы было проще охотится, выслеживать и загонять своих жертв. При этом в стаях отсутствуют вожаки. Примечательно, что все упыри существа бесполые (процесс разложения в первую очередь касается этой части тел), поэтому для них недоступен процесс размножения.

Хозяева упырей

У всех упырей есть хозяева. Это может быть маг, который поднял мертвеца из могилы. Но куда как чаще легенды ставят упырей на место прислужников . Ведь как известно, убитый вампиром человек без должных обрядов при погребении восстанет из своей могилы. С этим человеком вампир не стал делиться своей силой, а предпочёл оставить его в животном состоянии. Отвечая на зов хозяина, упыри могут преодолевать огромные расстояния не испытывая усталости. Они вообще не испытывают ничего кроме голода. Но страх перед хозяином может притупить даже это чувство. Упырям позволяется убирать следы вампирских трапез и уже это наполняет их чувством бесконечной радости. Правда, когда хозяин умирает упыри умирают следом за ним.

Дикие упыри

Не всем упырям суждено служить вампирам. Некоторые из них появляются на свет после смерти хозяина, некоторые в качестве наказания за грехи, совершённые при жизни. А некоторые восстают просто из-за того, что жаждут отмщения. Такие упыри ни с чем не связаны. Ни тёмная энергия кладбища, ни зов вампира, ни власть некроманта не в состоянии повлиять на них. Они могут покинуть кладбище и охотится в заброшенных и пустых местах. Они не гнушаются падали и звериной плоти, но самое большое лакомство для них - человек. Убить такого упыря очень непросто. Даже сложнее, чем выследить, ведь он может бесконечно странствовать нападая на одиноких путников или разоряя свежие могилы. Важно отметить, что встреча двух диких упырей не заканчивается образованием стаи. Дикие упыри, что вольно бродят по миру убивают себе подобных и пожирают их плоть.

Упырь – русское название живого мертвеца, зомби - нечисти, которая, чтобы существовать, питается кровью живых людей и животных. В других культурах известно понятие вампира (вурдалака), который, вставая из могилы по ночам, нападает на свою жертву. Есть мнение, что ввиду схожести описания этой нечистой силы суть их одна и та же, а само понятия и вурдалака взято из русской мифологии.

Сегодня упырем чаще называют злого, коварного человека, способного своими действиями нанести существенный вред другим людям. Подтверждение тому – широко известные выражения: «всю кровь выпил (попортил)», «проел печень», «вынул душу» и т. д. Так кто же такой упырь?

Упырем становился человек, проклятый церковью, т. е преданный анафеме. Такому жестокому наказанию подвергались люди, совершившие множество аморальных поступков, преступлений, или высказывающих еретические мысли, а также занимающиеся колдовством, строго запрещенным в православии. Считалось, что человек, умерший после церковного проклятия, не может нормально разлагаться, потому что его грешную душу отвергла церковь, поэтому его хоронили за пределами кладбищ, подальше от селений, так как неприкаянная душа может притягивать или насылать на людей проклятия в виде мора и голода.

Также упырями становились и покойники, испорченные нечистой силой: если через гроб или могилу перепрыгнет черная кошка (символ нечисти), мертвец становился упырем. Жертвы упыря также становились упырями, причем, независимо от того, человек это или животное, взрослый или ребенок. Упыря – ребенка можно было узнать по двойному ряду зубов, волчьей пасти, а взрослый упырь проявлял себя в минуты возбуждения или голода вырастающими клыками. В момент нападения на жертву упырь отключал ее память - зомбировал, поэтому она (жертва) не знала, что сама стала упырем.

В русских мифах и сказаниях существуют рассказы о целых поселениях упырей, которые, делая набеги на соседние поселения, ищут для себя все новые и новые жертвы, а в их отсутствие начинают пожирать сами себя или погибают от голода.

Для защиты от упырей применялись разного рода заклинания, амулеты и обереги, но самыми действенными средствами считались крест с изображением Христа, огонь, чеснок и дикая роза.

При встрече с упырем пытались не только защититься от него, но и уничтожить. Самым действенным средством считался осиновый кол, загнанный в тело, лучше в сердце, упыря. Покойников, заподозренных в вампиризме, выкапывали из могилы, иногда хлестали осиновым кнутом и затем сжигали на осиновом хворосте. Позднее, под воздействием западной мифологии, не менее надежным средством от упырей стали считать серебряный кинжал или серебряные пули.

Не менее важным делом, чем защита живых людей от упырей, считалась защита от нападения упырей на покойников, чтобы они в могилах не превратились в упырей. Видимо, с этим связано множество обрядов и обычаев, которые строго соблюдаются и по сей день, если в доме находится умерший.

Считается, что лунный свет, как мощный источник энергии, может воскресить тело умершего, а также привлечь упыря, поэтому, до самого погребения ни в коем случае нельзя оставлять покойника одного, без присмотра и в темноте. В доме с умершим обязательно разводится огонь, зажигается свет, закрываются и занавешиваются окна. Чтобы душа умершего не спряталась в зеркале и не воскресила мертвого, зеркала также занавешивают непрозрачной тканью.

В настоящее время, признавая, что упыри – плод фантазии и мифологические персонажи, в СМИ довольно часто проскальзывают заметки о том, что проводимые эксперименты над телами умерших способны их зомбировать, то есть, превратить в упырей. Верить этому или нет – каждый решает для себя сам. Не забывая, впрочем, о том, что бумага, как известно, «все стерпит», а тираж издания напрямую зависит от количества сенсаций, далеко не всегда достоверных.

Одной из самых колоритных фигур славянской мифологии и магии является упырь. Многие, отвечая на вопрос «кто такой упырь», обычно отвечают – вампир. Но это не так, а почему – вы узнаете из данной статьи, а также узнаете его особенности и то, как с ним можно справиться.

Упырями в славянском мире называют мертвецов, встающих ночью из могилы и нападающих на людей и животных, преимущественно для того, чтобы высосать из них жизнь, которая символизировалась кровью. Поэтому упырей, под влиянием европейской мифологии, иногда еще называют вампирами. Хотя это не совсем так, хоть и очень похоже.

Истоки происхождения упырей

Отвечая на вопрос «кто такой упырь», необходимо, в первую очередь, разобраться с тем, откуда он появился, так как пониманием происхождения всегда позволяет более глубоко узнать предмет исследования. Что касается упырей, то самые ранние упоминания об упырях встречаются уже в древнерусских поучениях против язычников. Хотя сейчас, конечно же, затруднительно установить какими они представляюсь в ту пору, но согласно позднейшим поверьям, упырем в загробном существовании мог стать человек, рожденный от нечистой силы или испорченный ею, покойник, через гроб которого перескочила черная кошка (черт) или при похоронном обряде которого были допущены некоторые ошибки, например, не завешены зеркала в доме, а также нечистый («заложный») покойник – самоубийца или умерший неестественной смертью, особенно колдун.


Как становятся упырями

На славянских территориях широко распространено убеждение, что превращению покойника в упыря способствовала чаще всего «нечистая» смерть или его неправедная жизнь. И если человек был большим грешником, то земля не примет его, он станет выходить из могилы и мстить живым. Как видите, ответить на вопрос «кто такой упырь», сказав просто, что это вампир, не совеем верно, поскольку в языческой культуре есть множество нюансов, отличающих упыря от европейского «кровососа».

Несоблюдение определенных моментов похоронного ритуала также могло стать причиной превращения покойного в упыря. Одним из самых строгих предписаний являлось завешивание зеркал в доме, где находится умерший. Считалось, если душа увидит свое отражение, то покойный будет вставать из могилы, то есть его окончательный переход в мир иной так и не состоится.

Как недопустимое нарушение расценивалось присутствие у гроба черных котов, особенно если животное оцарапает или запрыгнет на умершего. Данный запрет объясняли тем, что нечистая сила в облике животного пытается «испортить» покойного, что неминуемо приведет к его превращению в упыря.

Упырь и его особенности

Согласно народным представлениям, «нечистый» мертвец, ставший вампиром, не подвержен тлению, и он лежит в гробу лицом вниз. Подобный факт сохранности трупа встречается практически в каждой вампирской истории, и именно по этому признаку селяне обычно устанавливали, является ли покойный упырем или нет.

Упыри боятся солнечного света, поэтому время их «бодрствования» ограничено темной частью суток, и они до рассвета спешат вернуться в свои могилы или склепы.

Внешний облик упыря

Во внешности упыря часто называют такие отличительные черты как мертвенная бледность кожи и налитые кровью глаза, либо наоборот, красное лицо. По многим поверьям, упырь обладает острым языком, напоминающим змеиный, и звериные клыки, которыми он прокусывает кожу жертвы, чтобы пить из нее жизнь.


Что делает упырь

По ночам упырь выбирается из могилы и бродит по земле до первых петухов. В некоторых областях вампиров представляют глухими или слепыми и считают, что мертвого вампира носит на спине живой собрат, а точнее одна из жертв.

Упыри также считались виновниками и других бед. В частности верили, что человек, ставший упырем, может по ночам приходить к своей жене или одинокой вдове, которая после посещений ночного гостя начинает быстро худеть, увядать, терять силы и вскоре умирает.

Упыри, в которых превратились умершие колдуны, также опасны и тем, что не оставляют своих колдовских занятий и могут наводить морок и порчу на людей, скот и предметы.

Как защититься от упыря

Понимание того, кто такой упырь, неизбежно порождает вопрос, а как защититься от него. В качестве оберега от упырей и ходячих покойников у славянских народов большой популярностью пользовались разнообразные жгучие или колючие растения, в частности чеснок, который развешивали по дому. Очень действенным средством является и крапива - ее забивали в щели домов, раскладывали на крыльце и на подоконниках.

Хорошей защитой считались также терн и боярышник. Ветки и шипы этих растений помещали в воротах и над окнами домов на ночь.

Естественно, охранительную функцию выполняют и различные сакральные предметы - иконы, ладан, освященные свечи, просфоры и тому подобное. Поэтому упырь не может проникнуть в дом, где находятся иконы или горят освященные восковые свечи.

У южных и западных славян в защитных целях часто использовали сети или невод: умершего на ночь покрывали рыбацкой сетью, чтобы он не стал вампиром и «не утащил с собой кого-нибудь». Умерших иногда даже хоронили вместе с сетью, полагая, что упырь не сможет выйти из могилы и навредить кому-нибудь, пока не развяжет все узлы на сети.

© Алексей Корнеев

Цель настоящей заметки - сообщить читателю некоторые исторические сведения об упырях, т. е. такие сведения, которые относятся к известному времени и месту и даже к определенному лицу. Но, разумеется, в этом случае нельзя обойтись без указания на общие представления народа об упырях.

Афанасьев, обобщив народные верования малороссов и белорусов в упырей, пришел к тому выводу, что упыри - это злобные, блуждающие мертвецы, которые при жизни своей были колдунами, вовкулаками и вообще людьми, отверженными церковью, каковы: самоубийцы, опойцы, еретики, богоотступники и проклятые родителями. Несмотря на то, что приведенное определение очень широкое, оно, однако, не охватывает всего содержания, заключающегося в понятии упырь. Нужно, следовательно, обратиться к самим народным воззрениям.

По одним представлениям нашего народа, упырь есть ублюдок от чорта или вовкулака и ведьмы. Отсюда и поговорка: «упырь и непевный у сим видьмам родич кревный». Но он живет, как обыкновенный человек, отличающийся лишь злостью. По другому верованию, упыри имеют только образ человеческий, а в сущности они настоящие черти. Есть и такое верование, что упыри - это трупы ведьм, колдунов и других людей, в которых после их смерти поместились черти и приводят их в движение. Упырем, впрочем, может сделаться всякий человек, если только его овеет степной ветер. По внешнему виду упырь в одних местах ничем не отличается от обыкновенного человека, в других местах его представляют человеком с очень румяным лицом. На правой стороне Днепра есть еще особый вид упырей. Упырями там называют детей с большой головой, с длинными руками и ногами, словом, страдающих размягчением костей, или английской болезнью. Такие уроды «без костей» носят название одмины (по-великорусски обмениш, или седун), потому что их подбрасывает людям нечистая сила взамен выкраденных человеческих младенцев. В Проскуровском уезде Подольской губернии народ знает деление упырей на две категории - живых и мертвых. Отличительные признаки мертвеца-упыря те, что у него лицо красное, лежит он в гробу навзничь и никогда не разлагается; у живого лицо тоже красное, хотя бы он был и старик, и кроме того чрезвычайно крепкое телосложение. Эта крепость телосложения необходима ему потому, что, по местному верованию, ему приходится таскать на своей спине мертвого упыря; последний без первого не может быть вреден, так как он не может ходить.

По общераспространенному верованию малороссов, упыри-мертвецы днем покоятся в могилах, будто живые, с красным или, лучше, окровавленным лицом. Ночью встают из гробов и бродят по свету. При этом они летают по воздуху или вылазят на могильные кресты, производят шум, пугают путников, гоняясь за ними. Но более страшны они тем, что, входя в дома, бросаются на сонных людей, в особенности на младенцев, и высасывают у них кровь, причиняя этим смерть. Хождение их по свету продолжается, как и остальной нечисти, до тех пор, пока не запоют петухи. Чуму и другие эпидемические болезни, также засуху, неурожаи и другие общественные бедствия тоже приписывают упырям и упырицам. Упырь-одмина, кажется, не вредит людям, тем более что он вовсе не ходит, а лишь может сидеть или лежать на одном месте. Он приносит даже пользу, потому что, отличаясь предведением будущего, занимается предсказыванием того, что должно случиться с людьми. Такой упырь, собственно говоря, никогда не умирает; когда его похоронят, он появляется в другом месте и начинает вновь предсказывать будущее.

Избавлялись от упырей, выходивших из могил, тем, что откапывали их трупы и пробивали грудь осиновым колом. Но это средство не всегда помогало. Тогда считали необходимым прибегнуть к более радикальному средству - сжечь труп упыря. А если за упыря признавали живого человека, то он должен был погибнуть на костре. И действительно, в старину у нас, как и на Западе, во время засух и мора сожигали на огне упырей и ведьм. Для того, чтобы окончательно лишить упыря возможности вредить людям, перед сожжением его прибегали к разным символическим действиям: завязывали ему глаза, забивали глотку землей и т. п.

После сообщения народных верований об упырях, укажем на отдельные лица, которых народ признавал за упырей.
По словам Голенбиовского, при короле польском Станиславе Августе был упырь в Белоруссии. Был и на Полесье в Лосицах упырь Курейко, которого назвали так потому, что он пел по-петушиному. Курейко повесился на подволоке в 1824 году; по смерти, как и при жизни, каждый вторник пел, свистал и плясал.

В с. Новоселках, пишет Новосельский в книге, изданной в 1857 году, лет сорок тому назад родился мальчик без кости; голову имел большую, как взрослый человек, ноги длинные, подобные тычинам, а лицо и глаза очень умные. Подросши, он не мог ходить, а всегда сидел в мерке, обложенный подушками. На седьмом году начал предсказывать. Предсказывал только поутру; кто приезжал днем, должен был ожидать до следующего дня и только поутру получал ответ на свой вопрос. Ясновидение его открылось таким образом. Отец мальчика имел пасеку, которую стерег дед. Однажды перед рассветом мальчик начал звать отца и будить его, чтобы тот как можно скорее отправлялся на пасеку, иначе воры убьют деда и покрадут мед. Отец не поверил, повернулся на другой бок и хотел заснуть, но сын снова стал кричать ему, чтобы как можно скорее бежал, потому что непременно убьют деда. Наконец отец послушался, пошел, пришел на пасеку и там действительно застал двух воров, которые выбирали мед из ульев, а в стороне увидел связанным своего старого отца. С того времени начали верить в предсказания мальчика-калеки; вскоре весть о нем распространилась по всей окрестности: на поле за селом всегда стояло множество повозок и возов тех людей, которые приезжали за предсказаниями к ясновидящему. На десятом году жизни своей он умер. Говорят старые люди, что он не умер: только тело его похоронили, а он где-то далеко снова появился и предсказывал. При этом Новосельский замечает, что в 1852 году в Подольской губернии такой самый калека без кости, Ивась, предсказывал будущее, как об этом было сообщено в корреспонденции Адама Плуга в «Газете Варшавской» [...]
Может быть, в основании настоящего народного рассказа нет никакого реального факта. Но вот действительный случай, из более далекого прошлого.

Летом 1727 года киевский полковник Антон Танский прислал в Малороссийскую генеральную войсковую канцелярию крестьянина Семена Калениченка вместе с его показанием, в котором тот признал себя за упыря и вместе с тем заявлял, что в некоторых местах Малороссии вскоре будет эпидемия на людях.

Кажется, что все вышеуказанные упыри принадлежат к разряду незлобных, ясновидящих. Но вот факты, относящиеся к известным в истории личностям. Этих упырей можно назвать антисоциальными упырями.

О том самом Антоне Михайловиче Танском, который представлял упыря Семена Калениченка в войсковую генеральную канцелярию, сложилась следующая легенда.

Танский богат был деньгами и землями. Первые он получил в виде приданого за женой, дочерью Палия, вторые получил в виде дара от Петра I, а еще более награбил от бедных казаков и посполитых. Тем не менее имя его часто поминалось между строителями и благотворителями храмов. Однажды он подарил целое барило червонцев монахам Афонской горы, пришедшим просить подаяния на свои обители и избравшим его дом местом складки всего собранного ими по Украине. Но зависть и скупость одолели его, и он решился воспользоваться всем напрошенным добром. Слугам своим он велел утопить монахов в Днепре, а сокровища их принести к себе. Спасшийся один из монахов рассказал о случившемся своему архимандриту, который и прибыл в Украину с целью уговорить Танского возвратить заграбленное. Но Танский от всего отперся. Тогда архимандрит наложил на него клятву: «за то, что Антон Танский погубил невинные души, утаил церковные деньги, земля не примет его; добро его, приобретенное неправдою, исчезнет, яко воск от лица огня, перейдет к чужим людям, и род его изведется». «Поховали его сыны,- продолжает легенда,- ще не вспилы и добром подилытысь, як щось страшне почало диятысь. Тильки що зайде сонце и трохи прытемние, як из домовины вылазить старый полковник: борода по пояс, очи палають пекельным огнем, з рота поломья сыпле, права рука на серци, в ливий пернач держать, и ходить вин, поки пивни не заспивають, а тоди застогне, так що чуб угору лизе,- и зное лагодиця в домовину. Думали - гадали сыны, що им робити, бачуть, що правду казав пророк игумен. Позвали печерского архимандрита, роскопали могилу, аж лежить старый Тансысий, неначе живый, тильки борода од росла и кигти повырастали. Узяли сыны осиковый кил и пробили Танського наскризь, а архимандрит прочитав молитву и положив заклятте, щоб не выходив билыи из домовины. И тепер стари люде показують ту могилу, да прокляв Танського игумен; да часом опивночи щось страшно, страшно стогне под землею, неначе терпить несказанну муку».

Еще с большей несомненностью утверждается факт об упырстве генерального обозного Василия Бурковского, бывшего ранее черниговским полковником. Это тот Бурковский, известный богач, которому кн. Голицын предлагал гетманство, после устранения Самойловича, за 10 000 рублей, и который по скупости отказал боярину. Как известно, Мазепа вымолил у скупого богача взаймы эту сумму и купил себе гетманство. Бурковский, по семейному преданию, сообщаемому Маркевичем, был не только скупой, но и злой человек. Он ел скоромное в страстную пятницу, таскал к себе дочерей и жен своих крестьян, самих крестьян тиранил: одевал их в медвежьи меха и травил меделянами. Он умер в Чернигове и был похоронен в Троицком монастыре. На другой день после похорон его видели едущим на шестерке вороных коней по Красному мосту, что на речке Стрижне. Кучер, форейтор, лакеи и три собеседника в карете были черти. Распространилась молва, упыря прокляли, и он с поездом провалился в Стрижень. Пошли, открыли гроб и нашли в нем упыря красносиним, с открытыми глазами; его пробили осиновым колом. Все это происшествие было изображено масляными красками на стене Троицкого собора, и только в первом десятилетии нынешнего столетия закрашена легенда об упыре.
В числе актов, заимствованных из Киевского центрального архива и напечатанных в исследовании В. Б. Антоновича о колдовстве, помещен один, в котором передается такой случай сожжения упыря.

Во время эпидемии в 1738 году жители села Гуменец обходили ночью в церковной процессии вокруг села, чтобы избавиться от болезни. Встретив шляхтича Матковского, который в это время ходил по полям с уздой и отыскивал своих лошадей, гуменчане жестоко избили его, приняв за упыря, виновника мора. На другой день жестоко мучили и сожгли на костре. Замечательно, что в числе лиц, принимавших участие в деле, были не только крестьяне, но и шляхтичи, также местный священник и дьячок. Когда громада колебалась, можно ли жечь Матковского, один из шляхтичей поощрял громадян, говоря: «сжгите скорей, я дам сто злотых: хочет он нас и детей наших погубить, так лучше пускай сам пропадает». А священник выражался: «Я до души, а вы до тела, сжгите как можно скорей». Пред сожжением Матковскому замазывали рот свежим навозом, а глаза завязывали большой тряпкой, обмоченной в деготь.

Так же поступил народ во время чумы 1770 года в м. Ярмолинцах Подольской губернии с захожим из Турции Иосифом Маронитом. Маронит был иностранец, несколько лет занимавшийся лечением. впрочем, очень удачно. Прежде, нежели сжечь, его опустили в бочку с дегтем.

Все изложенное приводит к тому заключению, что в старину верование в упырей не носило одного отвлеченного характера; народ не довольствовался тем, что вообще признавал существование на свете упырей. Нет, он стремился приурочивать свои представления к известным, действительно существовавшим личностям. В особенности в моменты крупных общественных бедствий, мора, голода и т. п. воображение народа болезненно настраивалось и отыскивало виновников этих бедствий (упырей) в своей среде. В упыри обыкновенно зачислялись люди, чем-либо отличавшиеся от прочих, например, калеки, знахари, умершие «не своей смертью», также люди, отличавшиеся хищным и злостным нравом. Впрочем, в минуты общественных бедствий всякому легко было попасть в упыри, все зависело от случайности. Причинами, поддерживавшими настоящее верование, как и многие однородные, кроме невежества и общего склада миросозерцания, были: болезненные галлюцинации и иллюзии чувств (например, видели упыря, выходящего из могилы, где похоронено такое-то лицо); открытие людей, заживо погребенных, лежавших во гробу ниц, с изодранной одеждой, искусанными руками, окровавленным лицом и т. п.; собственное сознание в упырстве подозреваемых лиц, сознание, вынужденное пытками и истязаниями или просто произнесенное в состоянии помешательства. Самые факты обвинения тех или иных лиц в упырстве и публичное сожжение их должны были сильно поражать воображение масс и далеко распространять настоящее верование. Социальные причины, имевшие место у нас в прошлом столетии, также должны были поддерживать веру в упырей. Это именно существование целой категории лиц, которые стремились всеми неправдами захватить чужие земли и обратить крестьян и казаков в свою собственность. Те из указанных лиц зачислялись в упыри, которые отличались особенной свирепостью по отношению к крестьянам и казакам.

Голенбиовский в книге «Lud polsky» говорит, что в Польше в старину верили в существование упырей люди всех сословий; только сочинение Богомольца «Diabel w swojej postaci» и более широкое просвещение уничтожило этот предрассудок, не искоренившийся в народе и доселе. Тоже самое было и у нас в Украине: в прошлом столетии вера в упырей была присуща не только простому народу, мелкому панству, сельскому духовенству, но и лицам, занимавшим высокие посты в местном управлении, как, например, малороссийским полковникам. Впрочем, надобно сказать, что и тогда уже встречались у нас люди настолько просвещенные, что относились вполне скептически к этому верованию. В подтверждение приводим промеморию Малороссийской войсковой генеральной канцелярии в Малороссийскую коллегию от 19 июля 1727 года по делу Семена Калениченка.

«Сего 1717 году, июля 15 дня, полковник киевский Антоний Танский прислал в войсковую енералъную канцелярию человека Семена Каленниченка и при оном его допрос, в котором допросе показал себе быть упиром, и якобы в городе Глухове и в Лохвици, прийдучой Спасовки сего 1727 году, меет быть моровое поветре. Пре то з войсковой енеральной канцелярии оный Калениченко и подлинный его допрос при сем в малороссийскую коллегию посылается. А по усмотрению упира оного разсудила войсковая енеральная канцелярия его быть несостоятельнаго ума, и потому оние его слова от него показана знатно по некотором в уме помешательству. О чом коллегия малороссийская да благоволит ведать».

Славянская мифология – богатейший культурный пласт, оставленный нашими предками-язычниками. После Крещения Руси славяне, не готовые моментально отказаться от привычных традиций, привнесли в христианство долю языческого . Поэтому ответ на вопрос, кто такие упыри и вурдалаки, нужно искать в старославянской мифологии.

Кто такой упырь?

Если пользоваться современной терминологией, упырь – это вампир, выбирающийся из могилы по ночам для того, чтобы утолить свой голод. Но, в отличие от европейских «кровососов», настоящие упыри в России не гнушались и плотью жертвы. Существовало поверье, что если упырь не съел тело жертвы, а лишь выпил всю кровь – убитый сам станет чудовищем.

В дохристианской традиции упыри это духи, приносящие смерть, засуху и мор. Им хватало одного прикосновения к человеку, чтобы тот в скором времени умер от неизвестной болезни. После принятия христианства на Руси славянский упырь – заложенный покойник, не получивший церковного отпевания и погребённый в неосвящённой земле. Кроме этого, шанс стать чудовищем получали:

  • самоубийцы;
  • пьяницы;
  • колдуны;
  • завзятые еретики и грешники.

Женщина упырь – это бывшая колдунья и еретичка. Не найдя покоя после смерти, он по ночам возвращается домой и перебирает столовые приборы. Людей, которых ненавидела при жизни, она мучает, старается довести до смерти, особенно часто упырица издевается над нелюбимыми невестками, вытаскивая их за косу на улицу.


Как выглядит упырь?

Славянские упыри были абсолютно не похожи не только на современные представления о вампирах, но даже на своих зарубежных собратьев. Легенды описывают их как оборотней, способных по своему желанию принимать любой облик или становиться невидимыми. Часто упырь принимал облик мертвеца с железными зубами, глаза которого горели адским огнём.

Если поиски упыря доходили до раскапывания могилы, оказывалось что:

  1. Мертвец не подвержен гниению.
  2. Его одежда разорвана.
  3. Руки и ноги искусаны до костей.

Существуют ли упыри?

Сложно с уверенностью сказать, что упыри существуют, но и опровергнуть это убеждение тоже невозможно. Изучением этой проблемы в России никогда тщательно не занимались. А вот в Европе в середине XVIII века случаи вампиризма расследовались на самом высоком уровне. Личный врач императрицы Марии Терезии Герард ван Свитен и известный учёный-богослов Антуан Августин Кальме в своих трактатах высказали абсолютно противоположные мнения на этот счёт. Кому из них верить – решать вам.

Чем отличается упырь от вурдалака?

Сейчас считается, что упыри и вурдалаки - одни и те же существа, немного отличающиеся своими привычками и способностями. Появлением этого заблуждения мы обязаны А. С. Пушкину и его стихотворению «Вурдалак». На самом деле поэт, скорее всего, неправильно записал слово «волколак», обозначавшее волка-оборотня. Литературную традицию продолжил в 1839 году А. К. Толстой, написавший готический рассказ «Семья Вурдалака».

Свидетельства об упырях

Первое летописное упоминание о упырях датировано XI веком и произошло в Полоцке. Тогда на улицах города по ночам раздавался топот и человек, неосторожно вышедший на улицу, вскоре умирал от неизвестной болезни. Сразу после появления упырей в Полоцком княжестве, во всей Киевской Руси начались беды:

  • эпидемии;
  • засуха;
  • нападения половецких племён.

Более поздние рассказы о упырях появлялись в сказках и побывальщинах, героем которых часто выступал солдат, которому с помощью хитрости и везения удавалось ускользнуть от упыря. Больше всего эти поверья были распространены в южных губерниях, на территории современных Украины и Белоруссии.


Как бороться с упырями?

Методы борьбы с этими чудовищами были похожи у многих народностей. Если возникало подозрение, что деревню терроризирует упырь, жители шли искать могилу, на которой была бы разрыта земля или имелись ещё какие-то признаки того, что покойнику не лежится спокойно в гробу. Либо, если недавно умирал человек, о котором говорили, что он знался с нечистой силой, раскапывали его могилу. Потом делали следующее.

  1. Переворачивали труп вниз лицом.
  2. Вбивали в спину осиновый кол.
  3. Подрезали сухожилия и ломали кости на ногах.
  4. Подрезали сухожилия над пятками и засыпали в рану щетину.
  5. Отрезали голову, вбивали в неё что-то железное и клали в ноги.
  6. Чтобы полностью уничтожить упыря, его необходимо было сжечь.

При встрече с упырём защищались крестом или сильной бранью, считалось, что нечисть боится ругательств. Ещё можно было отвлечь чудовище маком, рисом, пшеницей – чем-то мелким и имевшимся в больших количествах – упыри в славянской мифологии в таком случае немедленно начинал считать зёрна и не могли остановиться, пока всё не пересчитают.

Для защиты дома использовались:

  1. Куски железа, брошенные в огонь или разложенные на подоконнике;
  2. Кресты, выжженные над оконными и дверными проёмами свечой, со Страстного Четверга;
  3. Врагами считались собаки, рождённые первыми или имеющие над глазами пятна, напоминающие ещё одну пару глаз.

Книги про упырей

  1. «Упырь» А.К. Толстой . История о молодом дворянине, побывавшем на балу у упырей.
  2. «Упырь» А.Н. Афанасьев . Обработка русской народной сказки о девушке, вышедшей замуж за упыря.
  3. «Оборотный город» Андрей Белянин . Книга написана в жанре юмористического фэнтези и рассказывает о казаках, охраняющих порядок в городе, где живут ведьмы и упыри.

Кино про упырей

  1. «Вий» . Экранизация повести Н.В. Гоголя, заслужившая признание и в СССР и за рубежом.
  2. «Упырь» . Российское и очень необычное кино про вурдалаков и упырей, запугавших криминальных авторитетов.