На активы рпц можно обогреть заполярье. Церковный бизнес Дотации рпц

Казначей Сретенского монастыря – о том, что некоторыми СМИ преподносится как «горячие» темы: платит ли Церковь налоги? на что тратятся деньги жертвователей? почему храмы и монастыри вынуждены заниматься «торговлей»?

– Сегодня ходит много толков о том, что Церковь стала богатой, при этом бабушки относят в храм последние деньги, а священники ничем не брезгуют, совершая требы. Претензии к духовенству и монашествующим растут. Любое упоминание Церкви и ее доходов вызывает массу вопросов. Что на это можно ответить? И грешно ли быть богатым?

– Тема, которой вы касаетесь, многогранна. В Священном Писании признается факт, что существуют люди богатые и бедные, имеющие различный социальный статус. Когда Христос пришел на землю, Он сказал: «Блаженны нищие духом» (Мф. 5: 3). В другом случае Он говорит, что трудно богатому войти в Царствие Небесное – легче верблюду пройти через игольные уши (см.: Мф. 19: 24). И по всему тексту Евангелия мы можем сделать вывод, что Христос отдает предпочтение бедным. Он не говорит, что богатые не спасутся, но – что трудно надеющемуся на богатство войти в Царство Небесное. Следовательно, идеалом ученика Христова является тот, кто оставляет всё: дом, семью, имущество, – всецело вверяя себя в руки Учителя, и следует за Ним, неся крест.

Но в Евангелии есть и очень интересный сюжет – как одна женщина (мы не знаем ее имени, и она даже не называется богатой) принесла Господу миро стоимостью в 300 денариев и, разбив сосуд, помазала ноги Его (см.: Лк. 7: 37–48). В I веке стоимость этого мира равнялась годовому заработку военнослужащего. И вот неожиданно для всех Учитель бедности говорит: «…что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете…» (Мф. 26: 10–11). Когда Иисус входит в Иерусалим после , Он, как «Сын Давидов», принимает поистине царские почести: Его встречает народ с пальмовыми ветвями в руках и восклицая: «Осанна в вышних!» Итак, Христос, не имея никакого личного имущества на земле, принимает богатое приношение, когда хочет подчеркнуть Свое достоинство Царя Славы.

В Ветхом Завете постоянно указывается на то, что храму Божию, как месту пребывания Славы Господней, надо посвящать самое лучшее, приносить первые части от плодов, жертвы от домашнего скота, десятины и так далее.

На основании этого в церковной среде издревле существует различное отношение к имуществу. Одно дело – имущество, нажитое и используемое лично для себя и своей роскоши (обладание богатством ради его бесконечного умножения – греховно), другое дело – имущество, посвящаемое Богу, направляемое на украшение храмов, создание атмосферы благолепия на богослужениях для прославления Бога и Его святых. Это же касается и духовенства. Одно дело – личное имущество (в своем доме священник должен быть образцом кротости и нестяжания), другое дело – имущество церковное, включая священнические одежды, которые должны быть величественными, благообразными, поскольку за богослужением священник являет собой образ Христа.

В этом отношении примером для нас является , который был большим нищелюбом. Он раздавал деньги нуждающимся, устраивал дома попечения о больных и одержимых недугом пьянства. Но когда речь шла о его священнической рясе, наперсном кресте, он от подарков не отказывался и, как пастырь Христов, всегда ходил в солидной, добротной рясе.

Когда речь идет о достатке современных священнослужителей, никто не задается вопросом, ездит ли он на своей машине или ему дали автомобиль «по доверенности»? Живет ли он в своей квартире или скитается по арендованным комнатушкам? Главное для стороннего «наблюдателя» то, что священник в принципе позволил себе сесть в комфортный автомобиль – даже если его кто-то из прихожан везет в больницу причащать больного.

Конечно, существуют и недостойные примеры, когда священник, распоряжаясь храмовым имуществом, присваивает его себе. Но таких примеров немного. Наличие у священника вкусной трапезы или хорошей одежды – это зачастую плод заботы любящих его прихожан, желающих таким образом выразить свою благодарность за духовную и молитвенную помощь. На мой взгляд, это не самая большая этическая проблема на фоне тех крайностей, которые случаются в обществе, особенно в среде состоятельных людей.

– Значит, есть большая разница между пользованием и владением имуществом?

– Да, с правовой точки зрения, пользование и владение – это разные категории. Священник может, например, пользоваться приходской квартирой всю жизнь, но он не сможет завещать ее детям и внукам. Им придется самим зарабатывать себе на житье.

– Старый, но, наверное, не теряющий актуальности вопрос: почему торговля книгами и утварью прямо не называется торговлей? Разве можно спрятать за словами «распространение» и «пожертвования» очевидный факт торговли на приходах?

– Да, сейчас многие храмы «распространяют» книги и утварь за так называемые фиксированные пожертвования. Если предметы покупаются у третьих лиц и перепродаются с наценкой – это очень похоже на торговую деятельность, на перепродажу.

Чтобы ответить на этот вопрос, надо сделать небольшое отступление. Структурно Русская Православная Церковь состоит из множества юридических лиц, объединенных едиными нормами канонического права. Эти юридические лица могут быть разных типов: синодальные отделы, епархии, монастыри, приходы, семинарии, издательства, гимназии, православные детские дома и так далее. Их объединяет то, что они по своим уставам, как лозы винограда, связаны с единым корневым учредителем – Московской Патриархией – и зарегистрированы как религиозные организации. Во всех этих юридических лицах, разбросанных по стране и за рубежом, действуют единые внутренние правила, которые не противоречат гражданским законам – и даже древнее законов Российской Федерации – и признаются государством как имеющие силу внутренних установлений.

На этом основании продукция одной религиозной организации (книги, утварь, иконы) может быть передана другой религиозной организации внутри единой РПЦ без наценки и налогов. Ассортимент товаров, реализуемых при рядовом храме, как правило, и складывается из таких вот внутрицерковных обменов. Если конечный храм, продающий изделия в розницу, устанавливает свою наценку к исходной цене, он получает доход.

Но главное отличие данного вида деятельности от обычной торговли состоит в том, что данный доход не является «прибылью» – он в полном объеме направляется на уставную деятельность монастыря или прихода, в первую очередь – на социальное служение, а также на восстановление и украшение храма.

– Ну, хорошо, с книгами понятно. А как насчет пирожков, меда, чая? Это же не религиозные товары.

– Да, продукты питания не являются религиозными товарами. В то же время выращивание овец или коров, производство молочных продуктов, ловля рыбы являются исторически обоснованными занятиями монастырей. Мед, чай, квас, вино издревле при монастырях изготавливались и продавались. Сейчас же даже свой собственный мед тот или иной монастырь не может продать, не уплатив налоги государству. Конечно, если при монастыре или храме продукты питания продаются без уплаты налогов – это большой риск для религиозной организации. Но в настоящее время уже наметилась тенденция передачи торговли данными видами товаров от религиозной организации какому-нибудь индивидуальному предпринимателю или ООО. Поэтому, если на храмовой территории или возле метро стоит ларек с пирожками – не факт, что это «храмовая торговля». Вполне возможно, что это уже отдельное юридическое лицо, которое выплачивает храму аренду или помогает храму, но ведет коммерческую деятельность (торговлю) с соответствующей уплатой налогов и отвечает за свои действия перед государством самостоятельно, отдельно от прихода.

– Еще одна статья доходов Церкви – это организация .

– Тут надо сделать четкие разграничения: организация поездок паломнических групп – и прием паломников на территории того или иного монастыря.

У нас есть два закона, которые можно применять к «религиозным путешествиям»: закон об основах туристической деятельности и закон о религиозных объединениях. Туризм – это коммерческая деятельность, направленная на предоставление услуг по желанию клиента, по интересующим клиента правилам. Паломничество – это путь к самоограничению, к пристраиванию себя к созданным в Церкви духовным правилам.

Паломничество изначально имеет свой уникальный характер, отличный от туризма. Паломническая группа – это религиозная группа. Христианские паломничества к святым местам, в Иерусалим, в Рим, в места казни мучеников известны с IV века. Правители Европы и Азии издревле паломничества не только не облагали налогами, но и финансировали, украшали святые места дорогими вкладами. Дореволюционное Российское правительство строило паломнические центры на Святой Земле и заботилось о безопасности паломников. Паломники всегда отличались от туристов. У них была другая цель – не отдых, а молитва и поклонение святыне.

В настоящее время русские паломники перед отправлением в путешествие совершают молебны, с ними едет священник или религиозный наставник, куратор. Путешествующие носят религиозную одежду, соблюдают соответствующие правила, посты. Приезжая к месту паломничества, паломники идут, прежде всего, к святыне. При этом является ли святыня памятником архитектуры или нет – не важно. Паломника интересует сама святыня, и этим он отличается от религиозного туриста, который едет просто осматривать религиозные достопримечательности. Кроме того, паломников в монастырях могут привлекать к бесплатному труду, к послушаниям (например, к мойке посуды в трапезной, уборке в храме, ухаживанию за цветами на клумбе), а если паломники останутся на ночлег при монастыре – разбудят рано утром на богослужение. Религиозный туризм – это когда группа, например, китайцев едет осматривать Троице-Сергиеву Лавру или русские – посещают египетские пирамиды. Они ведь не молиться туда едут. Оттого они и не паломники, а – туристы.

Вернемся к доходам. Как ни парадоксально, основные доходы от организации паломнических поездок уходят третьим лицам. Билеты на самолет – покупаются у коммерческих авиакомпаний, автобусы – арендуются у транспортных фирм, питание в дороге – в светских кафе и ресторанах. Размещение на ночлег за границей, да и в нашей стране, чаще всего – в обычных гостиницах. Редко какой монастырь имеет при себе паломническую гостиницу. Паломники в Дивеево, к примеру, чаще всего живут и питаются в частном секторе, а не при монастыре.

Только крупные монастыри, например лавры, могут позволить себе строительство паломнических гостиниц. Да и в этом случае об особых доходах речь вести не приходится. После бесплатных размещений и обедов архиереев, духовенства, родственников монашествующих обители, учащихся семинарий, воскресных школ, трудников, малоимущих – самому монастырю, владельцу гостиницы, мало что остается от пожертвований, собранных с паломнических групп. Всё, что собирают с одних, тут же тратят на других. Учитывая, что паломники и сами люди предельно экономные, на паломнических гостиницах особо денег не заработаешь. Это так, миссионерская деятельность обители плюс послушание для своих послушниц или послушников.

– Так откуда же деньги у Церкви, у приходов? Как приход зарабатывает на жизнь, куда тратит деньги?

– Сейчас редко можно встретить трезвую оценку того, как формируется структура доходов и расходов рядового прихода. В прессе этот вопрос отходит на второй план. Бросаются в глаза какие-то пирожки, продающиеся на улице под вывеской монастырского подворья, или шарлатаны, которые собираются на так называемых «православных выставках» московского ВДНХ. Никому ведь не запрещено зарегистрировать свое ООО под названием вроде «Издательство “Святая Земля”». Но это не значит, что такое ООО является православной религиозной организацией и Церковь от деятельности таких структур получит доход.

Но мы отвлеклись. Итак, иногда создается впечатление, что доходы прихода формируются, прежде всего, от торговли. Это не верно. У любого храма, как правило, есть три самых распространенных типа доходов и расходов.

Первый – доходы от пожертвований за свечи, запись имен в синодики, от исполнения треб и так называемых заказных записок. Эти доходы в основном компенсируют расходы на коммунальные услуги по содержанию храма, жалованье духовенства и основных сотрудников (бухгалтер, уборщицы, хор). На большее этих средств не хватает. Благодаря пожертвованиям своих прихожан приход лишь сводит концы с концами при условии, конечно, минимального штата сотрудников и минимальных зарплат. Всякое же развитие –увеличение количества хоровых певцов, социально-благотворительная деятельность и т.д. – нередко становится возможным только благодаря «доходным» проектам: издательство, сельское хозяйство, рукоделия.

Второй тип доходов – от распространения книг и церковных изделий. Эти доходы «от торговли» идут на просветительские проекты, воскресные школы, детские дома, подарки заключенным, кормление нищих и т.д. Не будет этих доходов – у храмов не будет социально-значимых проектов. «Торговля» создает «резерв» для стабильного функционирования долгосрочных социальных проектов. Но на эти деньги новый храм не построишь, монастырские корпуса не отремонтируешь.

Третий тип доходов – целевые пожертвования на программы строительства и реконструкции. Речь идет о реставрации храмов, капитальном ремонте монастырских корпусов, благоустройстве прилегающей территории. На это нужны средства из внешних источников, которыми, как правило, являются целевые проекты по финансированию того или иного строительства. Для этих целей формируется Попечительский совет храма или монастыря, создается программа возведения храма или реконструкции какого-то корпуса, разрабатываются концепция дизайна, архитектурный проект, отправляются запросы потенциальным организациям-жертвователям. Меценатом такого проекта может выступить одна организация (коммерческая фирма, банк, фонд) или более десяти-двадцати-ста попечителей с разной долей вклада в общее дело.

При этом решением Попечительского совета права по управлению ходом финансирования строительства могут быть оставлены за религиозной организацией или переданы специально созданному благотворительному фонду. Если жертвователи доверяют храму или монастырю и эта религиозная организация умеет работать с большим потоком технических и финансовых документов, то деньги будут пересылаться благотворителями прямо на счет храма или монастыря, который будет непосредственным заказчиком строительства и благополучателем его результатов.

Но если монастырь или храм не способен самостоятельно вести управление финансированием строительства, Попечительский совет может поручить это дело отдельной организации, попечительскому фонду. В этом случае подозрений в «нецелевом расходовании средств» меньше, но и контроля со стороны храма также меньше. Если за реставрацию памятников федерального значения берется соответствующий орган государственной власти, он, конечно, предпочел бы именно этот принцип финансирования. Кроме того, некоторые государственные департаменты сами выступают как заказчики строительства, напрямую заключая контракты с подрядными организациями. Однако, если строители трудятся сами по себе, без участия общин, которые будут потом в этом храме молиться, есть вероятность того, что датчики и приборы будут установлены в таких местах, где их никак нельзя размещать с точки зрения храмового убранства (под куполом, в месте установки иконостаса, в алтаре и т.д.). Из-за этого в таком храме после окончания строительства будет трудно молиться, придется что-то переделывать.

При этом вне зависимости от того, государственные ли или частные деньги пошли на постройку храма, они не могут быть расходованы на иные цели. Если деньги дали на кирпичи, они могут быть потрачены только на кирпичи, а никак не на оплату хора.

Если сопоставить доходы «с записок» с целевым финансированием строительства, разница в суммах будет в десятки, сотни, тысячи раз. Поэтому, повторюсь, на записках и требах построить новый храм крайне трудно.

Не всякому храму достается внимание общества и государства. Государство, как правило, реставрирует только самые известные и посещаемые федеральные памятники, а коммерсанты – те храмы, в которых служат выдающиеся священники, хорошие проповедники, известные организаторы церковных проектов, почитаемые духовники. Община верующих формируется вокруг известного священника, а не федерального памятника.

Поэтому, когда новый храм строится для существующей уже общины верующих во главе со священником, то после завершения строительства храм не остается пустым. Община своими пожертвованиями сможет в дальнейшем поддержать функционирование храма.

– А может ли храм уйти от занятия торговлей? Скажем, расширить сборы пожертвований и за счет них финансировать разные социальные проекты? Ведь некоммерческие организации живут же как-то?

– И много таких? Как часто вы видите открытие новых детских спортивных клубов, домов престарелых? Вы слышите что-либо об обществах защиты природы, союзах поэтов, юных физиков и авиамоделистов? Сейчас хорошо живут только те некоммерческие организации, которые «питаются» с бюджета. Остальные НКО – еле живы, не развиваются, или им тоже приходится заниматься коммерческой деятельностью. Например, правозащитные организации нередко оказывают консультации на платной основе, клубы психологов – проводят тренинги за деньги. Некоммерческим организациям, чтобы выжить, тоже приходится «крутиться».

Хотелось бы затронуть вопрос, почему так трудно жить только на пожертвования. У нас нет культуры благотворительности, общественной поддержки бескорыстных дел на благо народа. Россия – одна из немногих стран мира, где благотворительность не поддерживается на законодательном уровне. Скажем, во многих европейских странах, в Соединенных Штатах благотворитель, желающий оказать поддержку некоммерческой организации, получает налоговые льготы. Например, в США предприниматель, оказавший помощь бой-скаутскому клубу, женской организации или протестантской церкви, считается уже исполнившим свой налоговый долг перед государством. Потраченные на некоммерческие организации деньги уменьшают сумму налогов, которые должны быть перечислены в государственную казну.

В России же фирма-спонсор отчисляет деньги на благотворительность только после уплаты всех налогов, с чистой прибыли. Получается парадокс. Коммерческая организация уплатила все налоги, перевела деньги приходу на строительство храма. А храм, покупая, к примеру, стройматериалы, снова уплачивает налог – НДС. Фактически это если не двойное, то – сугубое налогообложение. Итак, отсутствие налоговых стимулов у юридических лиц и общественной поддержки ведет к тому, что сфера бизнеса далеко не всегда заинтересована в благотворительной деятельности.

С физическими лицами тоже не все так просто. Да, для них, по Налоговому кодексу, существуют так называемые «налоговые вычеты». Если вы, скажем, со своей зарплаты пожертвовали благотворительному фонду защиты материнства деньги, то вы вправе претендовать на некий вычет по налогу на доходы физических лиц. Но, чтобы получить этот «вычет», нужно собрать бумаги, отнести в налоговый орган для пересчета своей налогооблагаемой базы, побегать по кабинетам, дождаться ответа. При этом система налогообложения сложна для понимания обывателя, и каждый год в ней что-то меняется. Не все имеют достаточно времени, чтобы этим заниматься; не все знают, что такое в принципе возможно. Да и смысл этим заниматься есть только у тех, у кого задекларированы большие зарплаты, кто жертвует большие суммы и их пожертвование оформляется тщательно заполненной квитанцией. Если дело касается небольших пожертвований, брошенных в ящик в храме, и тому подобных, заявленная государством налоговая льгота для физических лиц фактически недоступна.

Вывод такой: у нас на государственном, законодательном уровне нет стимулов, направленных на поддержку некоммерческих структур. Это касается всех НКО, не только религиозных организаций.

При этом приходы, священники как-то еще умудряются кормить бездомных, посещать тюрьмы, а туда без подарков не ездят, и их раздают заключенным всем подряд – верующим и неверующим. И родители, приводящие детей в воскресную школу, чаще всего люди небогатые, надеются, что «за счет храма» их детей обучат какому-то рукоделию, займутся с ними творчеством, куда-то бесплатно свозят на экскурсию. На это средств от записок и треб, как правило, у храма не хватает, их надо изыскивать, постоянно у кого-то просить. Или «крутиться», приторговывая православными изделиями на приходе, «зарабатывая» на социальные проекты. Вы думаете, что самим священникам нравится это дело? Они бы с радостью отказались от церковных производств и торговли, если бы был отрегулирован вопрос с законодательным поощрением социальной заботы и благотворительности.

– Существует ли контроль со стороны благотворителей за тем, как расходуются пожертвования? Скажем, если спонсор из другого региона, он же не может каждый день приезжать на стройку?

– Для этого существует определенная законом Российской Федерации система договорных отношений и стандарты подготовки отчетной документации. Каждый жертвователь может проверить первичные документы. Если они не будут предоставлены в порядке, установленном законом, он может прервать финансирование. Более того, если это предусмотрено договором и деньги использованы не по целевому назначению, жертвователь может взыскать сумму неистраченного пожертвования обратно.

Поэтому, повторюсь, деньги, идущие на строительство храма, не могут быть использованы на другие цели – оплату певчих или покупку автомобилей для прихода. Благотворитель контролирует все целевые расходы в первую очередь потому, что его самого может проконтролировать, например, Федеральная налоговая служба. Кроме того, налоговая служба может проконтролировать и деятельность прихода: если расход целевых средств документально не подтвержден, эти деньги как «нецелевые» могут быть обложены контролирующим органом налогом на прибыль.

Так что здесь двойная проверка: и благотворитель контролирует приход, и его же проверяют соответствующие государственные органы контроля. В этом случае религиозная организация уравнена с любой светской. Несмотря на то, что храм, религиозная община, как правило, ведет упрощенный бухгалтерский учет, когда дело касается целевого финансирования, отчетность составляется до мелочей. Все документы – от строительных смет, КС-2, КС-3 до последней накладной – должны быть достоверными и правильно оформленными.

– Ситуация с поиском средств не превращает ли настоятеля храма в «топ-менеджера»? Нет ли при этом опасности забыть основную цель служения – вместе с людьми молиться Богу?

– Можно ответить и «да», и «нет». Священник всегда обязан молиться Богу – и не только за благотворителей, но и за малых мира сего, для которых собственно и строится храм. Священник обязан всегда оставаться духовным пастырем, пастырем добрым. Бывает, что настоятелю храма приходится превращаться в «прораба» или «менеджера», когда нет квалифицированных помощников, нет средств, чтобы нанять человека со стороны, получавшего бы достойную зарплату профессионала – организатора стройки. Но у подобной ситуации, как правило, экономические причины: денег на стройку мало, а сделать надо очень много. Но при этом священник старается всё же не оставлять и социальные проекты – это тоже часть его призвания. Вот и приходится ему трудиться за двоих, троих, четверых специалистов.

Конечно, если по счастливой случайности староста храма – архитектор, строитель или хотя бы квалифицированный юрист, то настоятель с большой радостью переложит на него значительную часть хозяйственных обязанностей. Были бы такие «помощники», которые пришли в храм не за заработком, а ради труда во «славу Божию»…

– А что нужно для того, чтобы устроиться на работу в храм? Даже если не за заработок, а в виде добровольческого вклада в общее дело. Накладывает ли это дополнительные обязанности – поститься, посещать богослужения?

– В отношении религиозных требований приход храма как юридическое лицо очень толерантно относится к своим работникам. Никто не потянет сотрудника насильно на богослужение, исповедь или . Поэтому при храме можно встретить как верующих, так и неглубоко верующих работников. Кто-то воцерковляется в процессе работы в храме. Это уже личная воля каждого. Хотя у Церкви есть право прописывать в трудовом договоре некоторые ограничения, касающиеся проявления уважения к богослужению, к духовенству; принятого в храме стиля одежды, – это не противоречит Конституции, но используется редко. С одной стороны, и так всё понятно. Если ты пришел работать в храм, то на святом месте надо вести себя благочестиво. Но с другой стороны, есть и некоторые послабления.

В отношении высокоинтеллектуального труда предпочтение отдается профессионалам вне зависимости от глубины их веры. Профессиональный бухгалтер может со временем воцерковиться, главное – чтобы он или она всегда исполняли свои обязанности бухгалтера профессионально. Если юрист посещает храм регулярно, но не может оформить документы на землю – какой с него толк? Лучше пусть продолжает молиться, а землю оформляет – другой.

С другой стороны, низкоквалифицированный труд может использоваться настоятелем как способ оказания материальной помощи социально обездоленным людям, верующим или же попавшим в затруднительное положение, которые хотят не просто получить от храма подачку в виде «материальной помощи», но – честно заработать себе копейку. Так, для некоторых категорий тружеников – немощных, малограмотных, освобождающихся из тюрем, безработных – работа при храме часто последний шанс для трудоустройства. В других местах с ними просто никто не захочет возиться.

– Какие специалисты в первую очередь нужны?

– В первую очередь нужны верующие певцы. Они нужны везде, открытые вакансии есть всегда. Ведь прихожане хотят, чтобы богослужение было красивым, умилительным. Три-четыре хороших певца нужны любому храму, особенно если они поют не только ради денег. Везде нужен хороший бухгалтер, хотя и не всегда на полный рабочий день, если приход маленький. Для ведения делопроизводства, оформления документов на землю, здания и сооружения большим приходам может потребоваться секретарь или юрист. Требуются лица строительных специальностей, слесари, сантехники, которые не пьют и знают свое дело.

К сожалению, несмотря на то, что в наших храмах золота мало, в последнее время участились попытки ограблений. Поэтому может потребоваться и сторож. Проблему для храмов сейчас представляют не только воры, но, к сожалению, и бомжи, которые могут питаться при этом же храме. Их жалко, но они нередко заходят на богослужение в грязной, пачкающей одежде, пристают к прихожанам, уносят оставленные случайно сумки, даже пытаются ограбить ящики для пожертвований. Это, кстати, показатель уровня нашей духовной культуры.

Вернемся к востребованным специальностям. Если храм ведет какое-то строительство, нужны профессиональные архитекторы, прорабы, а лучше – строительная организация, которая может произвести все работы по разумной смете.

Некоторые приходы по целевым строительным проектам согласны платить за услуги профессиональной подрядной организации. Но, к сожалению, иногда бывает, что разбалованные на государственных заказах фирмы не понимают предъявляемых требований. Храму нужна качественная работа, а не «распиливание» бюджета. Нужно исполнение договора с фиксированными сроками и сметами, а не постоянное приращение смет, пользуясь слабой строительной подготовкой настоятелей. Сейчас, к сожалению, большая трудность – найти подрядчика, который не ворует, не «осваивает средства», а нормально, качественно работает, укладываясь в сроки, прописанные договором.

Кроме того, настоятель храма, работая с подрядчиком, не знает, кого последний возьмет себе в субподрядчики. Скажем, заключается договор с серьезной, хорошо зарекомендовавшей себя фирмой с названием типа «Русь братская», а по факту конечными строителями оказываются низкоквалифицированные граждане среднеазиатских республик. Эти субподрядчики не только работают плохо, но еще и меняются как перчатки. В конечном итоге их работы не стыкуются друг с другом, и не ясно, кто в результате будет отвечать за ввод здания в эксплуатацию, нести гарантийные обязательства. В общем, хороший прораб и честный строитель – сейчас большая редкость! А они храмам очень нужны.

– А как сам приход соблюдает Трудовой кодекс?

– В отношении всего, что касается трудовой дисциплины, отпусков, больничных, материальной помощи, храм – такое же юридическое лицо, как и любая светская организация. Приход обязан составлять штатное расписание, заключать трудовые договора с сотрудниками, вести отчисления в Пенсионный фонд, фонды социального страхования, платить налоги с доходов своих работников. Должен проводиться инструктаж по технике безопасности, должны быть предусмотрены меры пожарной безопасности. Отпуска, премии, материальная помощь – оформляться распоряжениями настоятеля и т.д. То есть надо соблюдать трудовую и налоговую дисциплину в полном объеме.

– Вопрос, который сейчас периодически задается коммерсантами: а платит ли Церковь налоги?

– Это иллюзия, что Церковь налогов не платит. Церковь, как и любое юридическое лицо, является, по Налоговому кодексу, налогоплательщиком. Проще перечислить две-три статьи, по которым у Церкви есть льготы, чем пересказывать весь остальной Налоговый кодекс, который никаких послаблений не дает. Церковь налоги платит.

Если при монастыре есть основные средства нерелигиозного назначения, например пахотная земля или сельхозпостройки, за них платится налог на имущество. Если приход продает имущество нерелигиозного назначения или сдает помещения в аренду – с этого платится НДС и налог на прибыль. С автомобилей уплачивается транспортный налог. Приход храма обязан не только отчислять налог на доходы физических лиц, но и – нести на себе социальные выплаты. Даже за несвоевременное предоставление расчетов в Пенсионный фонд на храм или монастырь могут наложить громадный штраф.

Есть только две налоговые льготы, которыми многие приходы стараются воспользоваться. В первую очередь это льгота по налогу на прибыль. Так, пожертвования от совершения богослужений, треб и иной религиозной деятельности, а также распространение религиозной литературы налогом на прибыль не облагаются. Другая льгота – по налогу на добавленную стоимость (НДС) в отношении предметов религиозного назначения, по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ в марте 2001 года. По данному перечню не подлежит обложению НДС реализация богослужебной или религиозно-просветительской литературы, свечи, ладан, иконы, разные церковные изделия, крестики, в том числе некоторые ювелирные изделия, диски аудио и видео и т.д. Перечень широкий. Но к этой льготе, как ни странно, не относятся такие традиционные обрядовые предметы, как платки и обручальные кольца.

– У вас на любой вопрос есть складный ответ. Всё же непонятно: в стране экономика развивается еле-еле, а храмы и монастыри растут как на дрожжах. Как это возможно?

– Может быть, это говорит о том, что храмы востребованы обществом? Несмотря на все трудности в экономике, появляются же благотворители, желающие оставить после себя на земле такой исторический след, как храм.

А может, в Церкви просто меньше воруют? Любой настоятель, даже тот, кто носит хорошие туфли и ездит в комфортном автомобиле, как никто другой заинтересован в том, чтобы со стройки никто ничего не «отпилил». И поэтому прилагает все усилия, чтобы все пожертвования «на храм» – до последней копейки – пошли по целевому назначению. Если это кирпич – то пусть будет куплен самый качественный кирпич, пусть будут лучшие стройматериалы, надежная электропроводка, самые долговечные входные двери и прочее. Это вопрос эффективности расходов.

При этом в российской глубинке попечительские советы не создаются, деньги собираются всем миром, с каждого по возможностям. Например, на юге России, на Украине прихожане жертвуют не деньгами, а своим собственным трудом, приносят на стройплощадку продукты, цемент, изделия из дерева, листовое железо. Порой и сам удивляешься, на какой риск идут некоторые настоятели приходов, когда начинают строительство, не имея полной суммы бюджета на храм. Они очень сильно рискуют, но очень надеются, что с Божией помощью полную сумму денег со временем где-то изыщут. Я знаю таких батюшек, которые закладывали даже собственные квартиры, ночевали на стройке, работали как грузчики и прорабы, лишь бы построить красивый храм самым рациональным образом, а затем – подарить его людям. Об этих подвижниках пресса, к сожалению, молчит…

– То есть не всё так плохо?

– Трудностей очень много, в том числе и в Церкви, – этого никто и не отрицает. Но хорошего неизмеримо больше!

Кипрская церковь заявила, что готова продать свои активы и помочь островному государству выйти из финансового кризиса. сайт изучил опубликованные данные об активах российской патриархии и подсчитал, куда можно было бы вложить вырученные с их продажи деньги.

Свое заявление предстоятель Кипрской православной церкви архиепископ Хризостом II сделал после встречи с президентом Кипра Никосом Анастасиадисом в среду, 20 марта. Архиепископ отметил, что церковь могла бы заложить принадлежащие ей активы, чтобы инвестировать полученные средства в гособлигации. Предстоятель не пояснил, о каких активах идет речь. Но по данным Associated Press, Церкви Кипра принадлежит существенное состояние.

Бизнес РПЦ

Русская православная церковь на протяжении многих лет занимается предпринимательством. При этом, официально доходы РПЦ остаются тайной за семью печатями.
Юридическое лицо, от имени которого РПЦ занимается бизнесом, называется "Московская Патриархия Русской Православной Церкви". Одним их важных источников дохода Церкви является фонд ХХС, оборот которого составляет около 40 млн рублей в год.

Одним из крупнейших активов патриархии является «ХПП Софрино РПЦ», который вполне официально поставляет церковную утварь, в частности, иконы, свечи и одежду. Впрочем, последний раз данные о ее доходе публиковались больше 15 лет назад и составляли 120 млн рублей, за это время приход церкви вырос на две трети. Кроме того, РПЦ принадлежит несколько крупных компаний по оказанию ритуальных услуг.

Тем не менее, по данным журнала "РБК", область бизнес-интересов РПЦ касается не только свечей и икон, но и гостиниц с заводами. В период с 2003 по 2010 годы подконтрольное РПЦ ЗАО "АО Витал" владело четвертью "БМВ Русланд", впоследствии эту компанию ликвидировали, ООО "БМВ Русланд Трейдинг".

Кроме импорта машин, клирики ведут бизнес в строительстве, ресторанном и гостиничном бизнесе, торговле, сельском хозяйстве и производстве продуктов питания. Например, РПЦ принадлежат около 40% акций банка "Пересвет", который по состоянию на 2012 год занимает 84-е место в рейтинге российских банков.

Кроме того, РПЦ принадлежит гостиница "Даниловская" в Москве. По некоторым данным, вместе с "Софрино" гостиница приносит до половины общего дохода церкви, данные о котором не оглашались с 1997 года. По информации РБК, все подконтрольные РПЦ коммерческие предприятия по самым скромным оценкам приносят до 600 млн руб. в год.

На что хватит активов РПЦ

По данным издания, стоимость активов РПЦ приближается к 2,3 млрд рублей. Если Церковь последует примеру кипрских клириков и решит продать их, чтобы помочь государству, то полученной суммы хватило бы, скажем, на утилизацию бесхозного химзавода в Бийске (Минпромторг РФ намерен выделить 2,3 млрд руб. на утилизацию бывшего оборонного предприятия «Полиэкс» в Бийске) или восстановление "Ленфильма " (совет директоров киностудии оценил ее возрождение в 1,5-2 млрд рублей). Можно было бы обогреть большую часть жителей Заполярья, проложив там теплотрассу (Евразийский банк развития выдал ОАО "Апатит" кредит на 2,7 млрд рублей для строительства тепломагистрали Кировск-Апатиты).

Впрочем, 2 млрд рублей – слишком маленькая сумма для преобразований в рамках целого государства, РПЦ она принесет больше пользы, уверяют аналитики. "Прибыль, получаемая РПЦ в результате коммерческой деятельности, используется для финансирования текущей деятельности церкви (содержание аппарата и инфраструктуры, организацию религиозных мероприятий и т.д.). В общем-то, изымать прибыль церкви государство не имеет никаких юридических оснований. Это же относится и к активам РПЦ, распоряжаться которыми по своему усмотрению государство не вправе. Собственно, на данном этапе в этом и нет никакой необходимости, т.к. размер активов церкви и её доходов в масштабах федерального бюджета крайне незначителен, а репутационный ущерб, который понесёт государство в результате обозначенных вами действий, крайне велик, – сказал аналитик "ФИНАМ" Анатолий Вакуленко. - Что касается поддержки тех или иных направлений жизни общества, то осуществляемая бюджетная поддержка существенно более эффективна, чем потенциально вырученные средства от продажи активов РПЦ, как, впрочем, и остальных религиозных конфессий".

Закрытое Акционерное Общество
"Русская Православная Церковь"в 2014 году получит
1 млрд 158 млн рублей из бюджета.

Русская православная церковь (РПЦ) получит из федерального бюджета 1 млрд 158 млн руб. в 2014 году и еще 600 млн - в 2015 году в качестве финансирования объектов епархиального управления.
Средства выделяются в рамках федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и культурное развитие народов России". Соответствующая поправка была внесена депутатами Государственной думы при подготовке ко второму чтению проекта федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годы и одобрена в ходе заседания комитета по бюджету и налогам.

Еще 50 млн руб. будет выделено из бюджета на реставрацию Николаевского женского епархиального монастыря в Тверской области и 25 млн руб. - на завершение работ по реставрации Тульского кремля. Также в одобренных поправках предусматривается выделение 2,1 млрд руб. на центры временного содержания иностранных граждан, передает РБК. http://www.opentown.org/news/24409/
Чиновники давно договорились с ООО "РПЦ" и используют ее в своих интересах, а также в пропагандистских целях.РПЦ зарегистрирована, как юридическое лицо – некоммерческая религиозная организация «Московская Патриархия Русской Православной Церкви». Ей напрямую принадлежит, по данным СПАРК, 145 монастырей, церквей и епархий (которым, в свою очередь, тоже принадлежат церкви и монастыри). Все они имеют статус религиозных организаций. Он позволяет не платить налоги с земли, на которой стоят церкви и монастыри, на сами здания церквей и монастырей, наконец, не платить НДС с продажи церковных книг, свечей, с отпеваний и крещений.
Информация о структуре доходов РПЦ – тайна, охраняемая более бережно, чем работа космодрома «Байконур». Туда хотя бы журналистов пускают. О финансах церкви публично говорилось только на архиерейских соборах, что до половины доходов – это пожертвования частных лиц и компаний. Откуда берётся всё остальное? Пресс-служба Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, а также Синодальный информационный отдел не стали отвечать на вопросы для этой статьи.Проблема в том, что в законе не перечислены конкретные объекты, освобождающиеся от налогов, а даны весьма расплывчатые формулировки – «религиозное назначение» и «религиозная деятельность». Благодаря этому, церковь не платит налоги не только с икон, но и, например, с компьютеров, а также с принадлежащих ей заводов. Последнее – серьёзная проблема для Федеральной налоговой службы, которая даже была вынуждена обратить внимание своих региональных отделений на то, что, по крайней мере, земельный налог такие заводы платить должны.
Помимо приходов, на балансе организации «Московская Патриархия Русской Православной Церкви» на 8 августа этого года висело пять коммерческих организаций. Самая крупная из них – уже упомянутая «ХПП Софрино РПЦ». Это такой официальный поставщик церковной утвари, икон, свечей и одежды. Последний раз информация о финансах этой компании озвучивалась в 1997 году. Тогда её оборот достигал 120 млн. рублей в год в переводе на сегодняшние деньги. Но с тех пор количество приходов РПЦ выросло на 67% (с 18 тысяч). С большой долей вероятности обороты «Софрино» выросли на столько же и достигают тогда 200 млн. руб. в год.
Вторая компания – ЗАО «Православная ритуальная служба». Она не столь интересна, как её «дочка» с похожим названием – ОАО «Ритуальная православная служба». Это одна из крупнейших компаний на московском рынке ритуальных услуг (совладельцем является правительство Москвы) с оборотом, по данным СПАРК, в 133 млн. рублей за прошлый год. Год назад компания чуть не лишилась «лицензии» на похоронное дело – из-за огромного количества жалоб на недоброкачественную работу.
Третья компания – это «Банкхаус Эрбе», болтающийся в середине четвёртой сотни рейтинга банков. РПЦ также признавала, что является соучредителем банка «Пересвет», занимающего 69 место по размеру активов на август этого года.
Остальные активы довольно предсказуемы – это издательский бизнес – «Издательство московской патриархии» и «Патриарший издательско-полиграфический центр»; информация о финансах не раскрывается.Даже только по скудной информации об официальных источниках доходов становится очевидно, что активы РПЦ превышают 1 млрд. долларов – а это входной порог в золотую сотню Forbes.
Самый громкий скандал в истории РПЦ случился в 1997 году. Тогда журналист «МК» Сергей Бычков опубликовал статьи, обвинявшие церковь в торговле табаком и алкоголем под видом гуманитарной помощи, что позволяло не платить налоги. По данным Государственного таможенного комитета, РПЦ ввезла в Россию 18 млрд. сигарет и 21 млн. литров вина, из-за чего бюджет недополучил более 1 трлн. рублей. После скандала льготы были отменены, даже несмотря на то, что журналист Бычков проиграл все поданные против него церковью иски.

В надежде избежать исков, я подхожу к вопросу монументально – анализирую базы данных СПАРК, просматривая епархию за епархией, дочку за дочкой, внучку за внучкой, и обнаруживаю невероятный факт. Ещё год назад через сеть аффилированных компаний РПЦ торговала машинами BMW, являясь соучредителем ООО «БМВ Русланд» вместе с австрийским подразделением BMW (БМВ ОСТЕРРАЙХ ХОЛДИНГ ГМБХ, зарегистрированным в Австрии). (Цепочка длинная: РО «Московская патриархия» владеет 100% «Фонда православного ТВ», которому принадлежит 25% ЗАО «АО Витал», а тот, в свою очередь, контролирует 25% ООО «БМВ Русланд». Эта компания была зарегистрирована в 1999 году. До 2005 года, видимо, через неё концерн BMW Russia продавал свои, собранные на калининградском заводе «Автотор» машины). Пресс-служба BMW Russia отказалась от комментариев для этой статьи.
Концерн BMW от союза с РПЦ явно выиграл – предыдущий патриарх Алексий II был лучшей рекламой автомобилей этой марки. В 2002 году концерн подарил патриарху лимузин L7. В собранном вручную автомобиле был установлен 12-цилиндровый двигатель мощностью 350 лошадиных сил, а салон был оборудован телевизором, видеомагнитофоном, факсом и компьютером с выходом в Интернет (сети Mobile WiMAX и Yota появятся только через шесть лет). Кроме того, патриарх передвигался на автомобилях BMW во время своих региональных визитов, о чём концерн не забывал трубить в своих пресс-релизах. Замечу, что BMW поддерживает хорошие отношения не только с православными, но и со всем христианским миром: в 2005 году концерн подарил BMW X5 Папе Римскому Бенедикту XVI.
По данным СПАРК, сфера интересов РПЦ куда шире алкоголя, табака и бумеров. Сюда входят пищепром: аффилированная с РПЦ компания «Даниловская мельница» производит муку, «Покров калужской епархии» – хлебобулочные изделия, как и названная в честь иконы богоматери ООО «Спорительница хлебов». Общепит: знаменитая «Даниловская трапезная» (активы 6 млн. рублей на начало 2009 года), 10% крупнейшей в Сибири сети фаст-фуда «Подорожник» (выручка 267 млн. руб. на начало 2009 года). У РПЦ есть своя кинокомпания «Илья Муромец» (выручка 4 млн. руб. на начало 2010 года) и продюсерский центр «Покров», придумавший 3D-персонажа Анку Золотое Перо. Развивает церковь и туризм: ей принадлежит «Православный паломнический центр», предлагающий поездку в Турцию на 8 дней за 36 тысяч рублей, гостиница «Университетская» с десятью конференц-залами и два детских лагеря – «Радонеж» в Новосибирске и «Хороборово» в Ярославле.
Больше всего вопросов к РПЦ возникает из-за подписанного ещё в конце прошлого года закона о реституции. По нему церкви передаётся всё имущество религиозного назначения, находящееся в госсобственности. Один из главных идеологов законопроекта Владимир Путин оценил объём имущества в 12 тысяч памятников культуры по всей России. Стоимость этих активов он так и не объявил. Но вот возможный доход от них составит минимум 500 млн. рублей в год – такую сумму озвучивал директор Государственного исторического музея Александр Шкурко, оценивая объёмы потерь музейного сообщества. Впрочем, сумма может быть и выше – ведь церкви переходят не только бывшие музеи, но и детские сады, школы, больницы.

По закону о реституции, им должно быть выделено альтернативное помещение, но в региональных бюджетах денег на это нет. Так что с пикетами на улицы выходят представители самых разных сообществ от Калининграда, где построенные ещё до войны кирхи в ущерб местной протестантской общине переданы РПЦ, до Челябинска, где церкви перешёл органный зал. Всего, по данным фонда «Здравомыслие», зарегистрировано более 70 вызывавших нарекания случаев передачи имущества.

Что происходит с перешедшим к РПЦ имуществом? Оно активно реставрируется. Причём на деньги из госбюджета, которые получают аффилированные с РПЦ компании. Например, в июле прошлого года Минкультуры выделило на реставрацию двух храмов в Ставропольской и Владикавказской епархии 9,9 млн. рублей (договоры № 2491-01-41/10-АЕ и № 2490-01-41/10-АЕ). Подрядчиком выступило ООО «Архитектурно-строительный центр “Храм”», которое на 100% самой епархией и контролируется, по данным СПАРК. Аналогичная ситуация в Калужской епархии. В позапрошлом году «дочка» епархии ООО «КЕПРО» получила от Минкультуры 41 млн. рублей на восстановление четырёх храмов, по данным СПАРК. И опять же ситуация, в которой епархия выступает одновременно и заказчиком, и подрядчиком, провоцирует батюшек на грехи.Вот, например, священник Александр Павлович из Тобольска с 1 декабря 2003 года по 23 января 2006 года возглавлял ООО «Сибирский зодчий», которое на 100% принадлежит Тобольской епархии и которое реставрировало принадлежащие епархии храмы. Компания обанкротилась. Очевидно, что не так просто было обанкротить компанию, у которой был постоянный подряд на выполнение работ в той же церкви. Но в некоторых случаях схемы по банкротству используются для вывода активов. И, собственно, суд Тобольско-Тюменской епархии признал батюшку виновным и запретил ему служить. Надо отметить, что решения епархиальных судов не имеют юридической силы и не могут официально определять виновность лица, добавляет Роман Терёхин. Но даже решение епархиального суда было отменено судом высшей инстанции – общецерковным. Основанием послужили отсутствие аудиторского заключения и должного количества свидетелей – при этом ни тех, ни других общецерковный суд даже не попытался привлечь.

То есть что происходит? Государство через Минкультуры выделяет средства на реставрацию храмов. Эти средства в ряде случаев уходят к аффлированным с РПЦ компаниям. И реставрационные работы – великий соблазн для батюшек. Как заказчики, они должны думать о том, чтобы краска была хорошего качества. Но как подрядчикам, да ещё и выполняющим работы на ограниченные суммы, им, наоборот, важно удешевить стоимость краски. И хорошо ещё, если эти аффилированные компании (а таковые, по данным openspace.ru, есть у всех епархий), выполняют работы, а не банкротятся.
Вспомним июль 2009-го, когда патриарх Кирилл приехал на Украину, где произнёс программную речь о минусах общества потребления: «Если всё общество встанет на путь такого безудержного потребления, то и земля наша, ресурсы её этого не выдержат!». Когда патриарх наклонился к иконе, фотографы запечатлели его руку со швейцарскими часами Breguet классической модели: корпус сделан из белого золота, ремешок – из кожи крокодила, механизм автоматический, есть будильник. Цена на эту модель колеблется между 28 и 36 тысячами долларов.
Другой повод для сплетен вокруг патриарха – вовсе не сплетня, а яхта «Паллада», которую в 2005 году «Лукойл» подарил Валаамскому монастырю.«Паллада» – эксклюзивное судно класса люкс, его описание можно найти в каталогах самых известных яхт. Оно было построено на верфях голландско-российского консорциума Timmerman Yachts в 2003 году по проекту голландского архитектора Гвидо де Грота. Яхта рассчитана на комфортное размещение 8 человек, плюс имеются каюты для четырёх членов экипажа. На борту устроены гостиная с домашним кинотеатром и барной стойкой, столовая с обеденным столом на 8 персон и несколько спален, часть из которых имеют королевских размеров двуспальные кровати. Полы покрыты белыми коврами. Белая кожаная мебель изготовлена из элитных пород дерева. Яхта оснащена современным оборудованием: в том числе системой электронной картографии, радиолокационной станцией «СОНАР», приёмником навигационных предупреждений, камерами швартовки и носовым подруливающим устройством.Когда Патриарх Кирилл путешествовал на «Палладе» в Ярославскую и Ростовскую епархию, его пресс-служба, освещавшая через светские СМИ это событие, деликатно именовала «Палладу» «небольшим судном». Да уж действительно маленькое «корытце», а теперь – о стоимости и теххарактеристиках.
Стоимость судна составляет $4-6,7 миллиона долларов. Годовое обслуживание подобных яхт обходится в среднем в 10-20% от стоимости. Для яхты построен собственный причал.
Общая длина – 32 м.Ширина – 7,45 м.Принимая в дар яхту с языческим именем «Паллада», святые отцы пообещали дать ей более подходящее православное название – «Всецарица». Как поясняется на сайте Валаамского монастыря – в честь Иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица», написанной на Афоне и подаренной Валаамскому монастырю афонской братией. Сейчас эта икона является одной из святынь обители и находится в храме Преподобных Сергия и Германа Валаамских.
Богоматерь подождёт? С момента «воцерковления» яхты прошло уже шесть лет, но языческую «Палладу» так и не перекрестили в православную «Всецарицу» и по сей день. И даже государственные гербы, которые были ей положены по статусу, пока на яхте ходил президент России, до сих пор красуются на её бортах.
Да уж, действительно, небольшое судёнышко, как бог велел. Ну, а что же говорят в ЗАО РПЦ? На сайте Валаамского монастыря указано, что яхту ЗАО РПЦ подарила компания «Лукойл» ну и т.д., видно, замаливали грехи свои от всей души.http://ru-an.info/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%BA%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB-%D0%B8-%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B9-%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%85-%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0/

Федеральной бюджет Российской федерации выделит на РПЦ в 2014 году 1 млрд. 758 млн. рублей. Это положение уже вступило в силу, поскольку комитет по бюджету и налогам полностью одобрил данные затраты.

Такую большую сумму, не учитывая других расходов, РПЦ получит в рамках программы:

"Укрепление единства российской нации и культурное развитие народов России"

Фактически тут возможен самый настоящий распил, и сомневаться в этом не приходится. Притом, что инициатива исходит от депутатов государственной думы.

Надо учесть, что на реставрацию храмов выделяют отдельные суммы. Так, например, 50 млн. рублей выделяется из бюджета на реставрацию Николаевского женского епархиального монастыря в Тверской области и 25 млн. на завершающие работы по реставрации Тульского кремля.

Выглядит все так, что РПЦ получает такую приличную сумму просто за то, что «она есть». Сколько дорогих машин, квартир можно купить поповской верхушке?

А утверждение, что якобы РПЦ укрепляет единство – абсурдно. Это ведь даже не доказано. О культурном развитии и говорить не приходится, учитывая тот факт, что сами проповедники «культурных ценностей» отстаивают точку зрения, согласно которой библию не стоит проверять на экстремизм . Т.е. с точки зрения культуры тут тоже полный провал. Ведь если бы стали проверять, то признаки экстремизма нашли бы сразу. Более того, они признали, что если библию цитируют экстремисты именно с целью пропаганды, то это тоже можно запретить.

Фактически здесь идет речь об организации, в которой нет ни единства, поскольку их идеология во многом занимается разжиганием розни по религиозному признаку, ни культуры, т.к. если проверить их книги беспристрастно, то там есть все признаки разжигания розни, ненависти и даже оправдания рабства (что запрещено в современности).

Многие говорят, что время разное. Да, это так. Однако для чего тогда в современности нужны эти ветхие тексты, если они, собственно говоря, не представляют вообще никакой актуальности? За их буквальное цитирование в некоторых местах можно попасть под статью или же в психбольницу (если кто-нибудь попытается повторить подвиг пророка Иезекииля, к примеру).

Получается, что значительная сумма передается в пользование людям со странной репутацией непонятно за что. Просто очевидно, что эти деньги пригодились бы любой социальной сфере, за которую в том числе платят налогоплательщики. А поскольку церковь в РФ пока еще отделена от государства по закону, то это расходование средств является антиконституционным и даже аморальным.

И не стоит забывать, что церковь – это не бедные «мученики» и «аскеты». Это одна из самых богатейший организаций в России. У них не только тысячи объектов недвижимости, налоговые льготы: церковь не платит земельных, имущественных налогов и налогов на прибыль, поскольку считается, что якобы коммерческой деятельности в церквях нет. А также занимается бизнесом , используя собственное положение.

В лентах новостей нет-нет да появится информация о мифическом бюджете РПЦ, о неимоверных тратах православного духовенства, о законодательстве, делающем церковь практически неприкосновенной. Немудрено, что на фоне этого многие задаются вопросом: "Облагается ли церковь налогами в России?" Ответим на него максимально подробно.

Что такое церковь

Чтобы разобраться, платит ли церковь налоги в России, определимся, чем же по сути является РПЦ с "деловой" точки зрения. Религиозные организации в нашей стране считаются полноценными участниками хозяйственных отношений - ведут определенную деятельность, владеют каким-либо имуществом - движимым, недвижимостью, землей. Логично, что они при всем этом вправе называться юридическими лицами.

Кроме всего перечисленного, религиозные организации занимаются специфичной культовой деятельностью - проводят определенные обряды и церемонии, собрания и мероприятия. Ст. 8 ФЗ №125 "О свободе совести и нерелигиозных объединениях" определяет понятие "церковь" так: добровольное объединение групп граждан, которое образовано для распространения веры и совместного ее исповедания, помимо всего прочего, зарегистрированное в роли юридического лица.

Правовая база и церковь

Рассмотрим правовые акты, так или иначе относящиеся к налогам церкви государству в России:

  • ФЗ №7 "О некоммерческих организациях": церковь вправе заниматься предпринимательством, а также создавать ряд собственных предприятий и организаций.
  • "О госрегистрации ИП и юридических лиц": церковь и ее отделения подлежат обязательной государственной регистрации.
  • Упомянутый ранее ФЗ №125, ст.11: для религиозных организаций подразумевается специальный порядок госрегистрации.
  • НК РФ, ст.3, пп.1: продукция религиозного значения освобождается от обложения НДС.
  • Постановление Правительства РФ №251 (31.03.2001): документ содержит полный список предметов и услуг, реализуемых церковью и освобожденных от НДС.
  • Соглашение "О ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера": ввозимая религиозная импортная продукция облагается налогами не выше тех, которые применяются к аналогичным товарам на территории государства-хозяина.

Доходы церкви

Платит ли церковь налоги в России и с каких доходов? Это весьма интересный вопрос для российских граждан. Перечислим основные пункты, из которых складывается прибыль религиозной организации:

  • пожертвования верующих за требы, поминовения;
  • пожертвования меценатов, спонсоров;
  • продажа свечей;
  • продажа книг и религиозной атибутики;
  • "кружечный" сбор после службы;
  • доход от деятельности коммерческих церковных организаций;
  • передача ряда объектов церкви в ;
  • поступления из госбюджета РФ.

НДС для церкви

Говоря о том, какие налоги платит церковь в России, нужно обязательно коснуться тех платежей, от которых религиозная организация освобождена или же которые отчисляет казне в льготном порядке. Первым делом обратим внимание на НДС - приведем список того, что продажа непосредственно церковью дает ей право не уплачивать госказне этот 18%-й налог:

  • Предметы религиозного поклонения: иконы, статуи, жертвенники, голгофы и т.д., а также элементы, которые составляют с ними неделимое целое: покровы, иконные рамы, ризы и т. д.
  • Предметы убранства интерьера, архитектурные элементы: иконостасы, гробницы, раки, кадила, подсвечники, врата, оконные решетки, троны, алтарные шкафы и т. д.
  • Предметы атрибутики православной религии: кресты, пояса с молитвами, посохи, медальоны, штандарты, хоругви, жезлы, ладанки, художественные формы пасхальных яиц и т. д.
  • Необходимые элементы и вещества, без которых невозможно провести богослужение: ладан, елей, кадила, свечи, миро, приборы для соборования, херувимы, печати для просфор и артоса и т. д.
  • Одежда церковнослужителей: мантии, пояса, поручи, палицы, набедренники, фелони, косынки, фартуки и пр., а также держалки, вешалки, футляры, цепи, древки и т. д. для них.
  • Бумажная продукция: богослужебные книги (Священное Писание, молитвословы, святцы, ноты, чинопредставления, религиозные календари и др.), религиозно-образовательные, просветительские книги, официальные бланки и печатные товары религиозных организаций (грамоты, дипломы, открытки, послания, молитвы, канонические изображения, фото и др.)
  • Видео- и аудиопродукция церкви: материалы, наглядно обучающие, просвещающие, иллюстрирующие элементы учения, религиозной практики, богослужения и т. д.
  • Ремонтные и реставрационные работы, необходимые для храма, - если они проводятся организацией, имеющей лицензию на такую деятельность.

Важно отметить, что освобождение от НДС по перечисленным пунктам доступно не только непосредственно для церкви, но и для коммерческой фирмы, чей уставной капитал - это целиком вклад религиозного объединения.

Налог на имущество для церковных организаций

Ст. 381 НК РФ освобождает церковь от уплаты налога от имущества, но только в отношении той движимой и недвижимой собственности, которая непосредственно используется для осуществления религиозной деятельности. Церковное общежитие, корпус для братии и т. д. уже будут облагаться данным налогом в тех же размерах, что и для других российских налогоплательщиков. Но здесь есть одно но: налог на имущество - региональный, а значит, в соответствии с НК РФ, ст. 12, п. 3, субъекты могут самостоятельно установить его размер для некоммерческих плательщиков. Для религиозных организаций его делают равным нулю.

Земельный налог для церкви

Спрашивая о том, освобождена ли церковь от налогов в России, коснемся и такого важного для бюджета поступления, как земельный налог. Участки, принадлежащие церкви, освобождены от него в двух случаях - если она имеет:

  • Земли, принадлежащие по праву бессрочного пользования.
  • Территории, на которых сооружены храмы, церкви, часовни, а также сооружения как религиозного, так и благотворительного назначения. К последним относятся:
    • здания для осуществления определенных богослужений, молитвенные, культовые корпуса, помещения для собраний, обрядов, церемоний;
    • паломнические центры и гостиницы для паломников, принадлежащие непосредственно церкви;
    • - семинарии, духовные школы, религиозные училища и общежития для учащихся;
    • благотворительные столовые, общежития и больницы, православные детдома, образовательные учреждения, имеющие статус благотворительных и т. д.

Согласно письму Министерства финансов № 03-06-02-02/41. от земельного налогообложения освобождается весь участок, принадлежащий церкви, даже если на его территории расположены сооружения, не относящиеся к выше перечисленным. А НК РФ (с. 395, п. 4) сообщает, что льготной будет земля, являющаяся собственностью православной церкви, но на которой расположены постройки и сооружения других религиозных конфессий.

В продолжение темы "Платит ли церковь налоги в России?" письмо Минфина №03-05-04-02/31 от 7 мая 2008 года предупреждает, что участок, принадлежащий религиозной организации, но имеющий на свой территории только здания и сооружения для продажи атрибутики, литературы и т. п., без присутствия построек религиозного и благотворительного назначения, полноценно облагается земельным налогом.

Религиозная организация и налог на прибыль

Налог на церковь в России - это еще и налог на прибыль. Согласно НК РФ, ст. 246, п. 1 религиозная организация является его плательщиком. Однако для нее и здесь предусмотрен ряд льгот - при составлении налоговой базы не учитывается следующее:

  • Имущество (в т. ч. деньги) и имущественные права, которые пришли в церковный бюджет в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также в результате продажи своей профильной атрибутики и литературы.
  • Целевые поступления (кроме тех, что относятся к подакцизным). Сюда входят:
    • пожертвования и взносы;
    • имущество, перешедшее по завещанию, наследству;
    • имущество, полученное на осуществление уставной деятельности;
    • гранты от лиц и организаций, включенных в Перечень Постановления правительства №485 (28.06.2008).

Целевые поступления не облагаются налогом только в том случае, когда они были израсходованы строго по назначению - в налоговый орган церковью обязательно предоставляется подробный отчет.

Налоги, уплачиваемые церковью

Платит ли церковь налоги государству в России? 91 % интересующихся этим вопросом не могут найти, что же облагается налоговыми сборами из деятельности и имущества церкви. Религиозная организация уплачивает следующее:

  • Транспортный налог: со всего транспорта, находящегося в ведении церкви, уплачивается налог в тех объемах, что и для других налогоплательщиков.
  • Подакцизные сборы (НК РФ, ст. 181): косметика и парфюмерия, спиртосодержащие вещества, лекарственные, профилактические средства и т. д. Отметим, что ювелирная продукция, в т. ч. и продаваемая церковью, не является подакцизным элементом.

Итак, платит ли церковь налоги в России? Ответ будет положительным, однако с целым рядом но - ведь в РФ религиозные организации наделены большим рядом налоговых льгот.