Наузы — нити судьбы — славянское плетение узлов. Нить судьбы и те, кто её прядёт Что означает прясть нить судьбы

Сколько существует Богинь, плетущих нити Судьбы?

  1. вообще то не божье это дело нит и плести. человек сам себе плетет судьбу своим поведением
  2. Мойры, они же Парки.
    По Гесиоду, их было три Клото, Лахесис и Атропос; все они (у Гесиода и орфиков) дочери Ночи 10. Первая, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая е случайности, третья неотвратимость е решений. Платон в диалоге Государство изображает мойр сидящими на высоких стульях, в белых одеждах, с венками на головах; все они прядут на веретене Ананки (необходимости) , сопровождая небесную музыку сфер своим пением; Клото пот о настоящем, Лахесис о прошедшем, Атропос о будущем.
  3. разве не морена? или она ее обрезает?
  4. МОЙРЫ (M o i r a i, мойра, букв. "доля", "часть", отсюда "участь", которую получает каждый при рождении) — БОГИНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУДЬБЫ.

    С распространением ткачества у многих народов (хеттов, греков, римлян) мойры получают облик прядильщиц. Так впервые в греческой литературе их называет Гомер. Они мыслились в виде суровых старух, прядущих нити судьбы: КЛОТО с веретеном в руке, ЛАХЕСИС с меркой или весами, АСТРОПОС с книгой жизни и ножницами. РАЗРЫВ НИТИ-СМЕРТЬ.
    Философ Платон, преобразуя народные верования, рисует мойр силами высшего небесного правопорядка, женщинами в белых одеяниях, с венками на головах, вершащими под музыку небесных сфер настоящее, прошлое и будущее.
    Он называет их ДОЧЕРЯМИ БОГИНИ АНАНКЕ ("необходимости"), вращающей мировое веретено.
    С течением времени богини приобретают личные имена, это три божественные сестры — беспощадные властительницы судьбы, не принимающие апелляций от людей и неподвластные богам:
    ЛАХЕСИС, "дающая жребий", отвечает за прошлое, она назначает жребий еще до рождения человека и следит за его исполнением.

    ЛАХЕСИС, как бы разматывает и пропускает сквозь жизненные невзгоды, превратности судьбы, через всю жизнь смертного человека ту нить, которую для каждой судьбы прядет. Нарушить жребий невозможно, исполнить его помогают все боги.

    Ее сестра КЛОТО, "пряха", мойра настоящего, прядет нить, на которую нанизаны события настоящего времени в человеческой жизни.
    АСТРОПОС же — мойра будущего, "неотвратимая" — неотвратимо приближает будущее человека и перерезает ножницами нить человеческой жизни, тем самым обрывая ее.

    Отношения между мойрами и олимпийскими богами довольно сложные. Как результат архаики было то, что боги, несмотря на их могущество, также подчинялись мойрам и не знали ими предназначенного, над ними также властвовала не знающая жалости судьба. Так, Зевс, желая узнать веления судьбы, взвешивает жребий человеческих жизней на золотых весах.
    Однако существует вариант мифа, согласно которому олимпийский Зевс и был отцом мойр, рожденных Фемидой — богиней правопорядка и предсказания.

    Зевс, как верховное божество неба и как супруг Фемиды в этом случае рассматривался как Мойрагет, "водитель мойр" и в этом качестве почитался в Дельфах наряду с Аполлоном, пророком Зевса и защитником установленного им порядка. Так или иначе, богини сопричастны Зевсу, он именуется Морием. Эпитет Зевса "вершитель судеб" (надпись на жертвеннике в Олимпии) означает, по словам Павсания, что бог "знает человеческие дела и все то, что назначили мойры, и все то, в чем они отказали".

    В храме Зевса Олимпийского в Афинах над головой статуи Зевса находилось изображение мойр, и всем было очевидно, что "предопределение и судьба повинуются одному только Зевсу".
    В эллинистическую эпоху с мойрами конкурирует богиня Тихе (богиня случая) , характеризующая неустойчивость и изменчивость жизни.

    … Мимо меты, что поставил уклад, упованье, тревога,
    Издревле данный закон или власть беспредельно благая
    Мойра одна эту жизнь наблюдает — из высших блаженных,
    … Снежный Олимп населяющих, — боле никто, кроме ока
    Зевса, что всесовершенно, — и все, что у нас происходит,
    Ведает Мойра и всепостигающий разум Зевеса. lt;
    Дщери благого отца — о Лахесис, Клото и Атропа!
    Неотвратимые, неумолимые, вы, о ночные,
    О вседарящие, о избавители смертных в несчастьях.. .
    (Орфей)

  5. очень много. Любая женщина может быть богинью, если станет Православной Христианкой.

Она связывает две души, которые должны быть вместе, несмотря на время, место или обстоятельства.

Ничто и никто не может разорвать эту невидимую нить между двумя людьми, которые созданы друг для друга.

Рано или поздно они соединятся и будут вместе.


Красная нить между людьми

1. Красный цвет



Японская легенда о красной нити

Более развернутая версия этой истории основывается на японской народной легенде, которая, в свою очередь, возникла из китайской легенды-присказки.

Легенда гласит: каждый мужчина и каждая женщина рождаются с красной нитью, привязанной к мизинцу левой руки. Эта нить связывает людей между собой (оригинальная китайская версия говорит, что нитками связаны лодыжки влюбленных).


Она навсегда соединяет две родственные души, двух возлюбленных. Оба человека, связанные красной нитью судьбы, рано или поздно обречены быть вместе.

И этому ни расстояние, ни возраст, ни социальный статус, ни какие бы то ни было другие факторы не станут помехой.

Так или иначе, рано или поздно две души навсегда соединятся.

Эта нить не видна, и порой судьба плетет странные изгибы и узлы, которые могут создать трудности и преграды двум предназначенным друг другу людям.

Но каждый клубок, который будет распущен, каждый узел, который будет распутан, станет очередной ступенью к преодолению препятствий на пусти воссоединения родственных душ.

Легенда про красную нить

Во времена династии Тан (года царствования: 618 до 907 г. н.э.) жил юноша по имени Вэй, чьи родители умерли, когда он был еще очень молод.

Мальчик вырос и захотел жениться, но, к сожалению, как он ни старался, не смог найти подходящую для себя жену.

И вот однажды в поисках невесты он приехал в чужой город. Один из местных жителей, услышав историю парня, сказал ему, что дочь губернатора города станет для него отличной партией.

Мужчина предложил парню встретиться с отцом девушки и обсудить с ним все подробности. Тогда они решили снова увидеться на рассвете у местного храма, чтобы отправиться к губернатору.

Взволнованный Вэй пришел в храм еще до рассвета, когда в небе ярко светила полная Луна. На ступенях храма, прислонившись спиной к перилам, сидел старик, читая книгу при лунном свете.

Вэй с любопытством взглянул через плечо старика, но не понял ни одного слова, написанного в книге. Язык был парню неизвестен.

Заинтригованный, он поинтересовался у старика, что это за книга, и на каком языке она написана. Старик с улыбкой ответил, что книга эта из потустороннего мира.

Перед тем как ответить старик огляделся, потом сказал: мне поручено заботиться о человеческих судьбах, что касается вопросов браков и любви.


Тогда Вэй открыл свое сердце: "Я один в этом мире и очень долго ищу девушку для создания семьи.

В течение десяти лет я не могу найти невесту. Теперь я надеюсь жениться на дочери губернатора.

Посмотрев в книгу, старик ответил: "Нет. Это не твой человек. Сейчас твоей будущей жене всего лишь три годика. Когда ей исполнится семнадцать лет, ты на ней женишься.

Вэю не понравились слова старца и он спросил его, можно ли как-то изменить судьбу.


И сказал старик следующее:

"Красная нить связывает лодыжки мужа и жены. Никто не может её увидеть, но однажды повязанные ею, вы больше никогда не разделитесь.

Вы связаны ею уже при рождении. И ничто не способно разделить вас: ни расстояние, ни вероисповедание, ни социальный статус. Рано или поздно вы станете мужем и женой.

И с этим ничего уже нельзя поделать. Эту незримую красную нить нельзя обрезать или оборвать. Она навсегда связала вас вместе".

В современном язычестве давно принято считать, что богинями пряхами, то есть богинями, плетущими нить судьбы человека, являются две богини — Доля и Недоля (Среча и Несреча), а богинями покровительницами рождения — Рожаницами являются три богини — Макошь Лада и Леля. Но так ли это? Возможно, что и то и другое утверждение частично неверно? В этой статье я не будут утверждать, что все нижеизложенные предположения являются фактами. Скорее, это версия и материал к размышлению.

Начнём по порядку. Сначала разберём кто такие Доля и Недоля и возможно ли, что богинь-прях вовсе не две, а затем попытаемся разобраться с Рожаницами.

Доля и Недоля, которых также называют Среча и Несреча, считаются богинями, которые плетут нить судьбы. Доля плетёт ровную и счастливую жизнь, а Недоля плетёт проблемы, страдания и кончину человека. Удивительно, но при упоминании Доли и Недоли почему-то все забывают указать на , хотя Макошь, судя по мифологии славян, является хозяйкой судьбы человека. Если привести аналогичные верования других древних народов, то мы увидим поразительный факт, что практически везде богинь судьбы именно три.

1. У римлян — парки: Нона тянет пряжу, создавая судьбу; Децима наматывает кудель на веретено, распределяя различные пути жизни; Морта — перерезает нить, заканчивая жизнь человека.

2. У греков — мойры: Клото — прядёт жизнь, Лахесис — определяет судьбу; Атропос — перерезает нить жизни.

3. У скандинавов — норны: Урд — создающая судьбу (прошлое); Верданди — становление судьбы или путь судьбы (настоящее); Скульд — будущее.

4. У южных славян — судженицы. Имена суджениц неизвестны, однако о том, что их было три, говорит тот факт, что в период двоеверия образы суджениц перенеслись на трёх христианских святых — Богородицу, святую Петку (Параскева Пятница) и святую Неделю (святая Анастасия).

То, что славянское, германо-скандинавское, римское и греческое язычество имеют одно происхождение, ведущее свою историю от индо-европейцев, уже давно доказано. Естественно, что за тысячелетия многое из этих верований сильно исказилось, однако, как мы видим, некоторые основополагающие вещи остались на своих местах. Таким образом, можно предположить, что мы несправедливо называем только двух богинь судьбы Долю и Недолю, а Макошь, только как их владычицу, потому что, по всей видимости, Макошь, Доля и Недоля являются тремя пряхами (а как вы узнаете чуть позже богинями пряхами могут являться только две богини, они же богини-рожаницы Макошь и Доля). Макошь создаёт нить жизни (здесь же, кстати, мы можем увидеть и её статус Рожаницы), Доля плетёт судьбу (возможно, что не только хорошую, но и плохую), а Недоля перерезает нить жизни.

Теперь стоит разобрать, кто такие Доля и Недоля. Если мы вернёмся чуть назад к древнеримским паркам, то увидим, что третья богиня-пряха, перерезающая нить жизни — Морта. Морта очень созвучна с нашей богиней . Конечно, можно предположить, что это всего лишь созвучие, однако если разобрать более подробно образ Мораны, то это кажется не такой уж и неправдоподобной версией. Морана в славянской мифологии — богиня смерти, богиня, которая забирает жизнь. Неужели сразу две богини — Морана и Недоля — участвуют в смерти человека? Я не пытаюсь опровергнуть такой вариант, но мне кажется сомнительным, что древние славяне или тот пранарод, из которого вышли славяне, имели такой сложный и не совсем логичный пантеон. Если принять во внимание тот факт, что Морана является богиней смерти, которая перерезает нить жизни, то выходит, что она и есть эта самая Недоля, Несреча, Морта, Атропос, Скульд.

Посмотрим с другой стороны, почему Морана могла быть третьей богиней судьбы. Сопоставим родственный пантеон богов. Из римского пантеона мы видим, что богиня мёртвых Прозерпина, которая соответствует нашей Моране, является дочерью Цереры, которая, в свою очередь, является соответствием нашей Макоши. В греческом пантеоне Персефона (Морана) является дочерью Деметры (Макошь). Таким образом вполне возможно предположить, что Морана была третьей пряхой потому, что является дочерью главной пряхи — Макоши. Поэтому именно Мара, Морана, Марена — дочь Макоши и богиня смерти является третьей богиней судьбы, оканчивающей жизнь человека.

Спрашивается: кто тогда богиня-судьбы — Доля, прядущая судьбу человека? На это также можно посмотреть с двух сторон — по родственным связям и по виду деятельности богини. Всем, кто знаком с язычеством, прекрасно известно, что дочерью Макоши (главной пряхи) является . Кем же ещё быть Доле, как не Ладой — дочерью Макоши и сестрой Мораны?! Больше того, Лада в мифологи славян — это богиня жизни, богиня любви и брака, богиня весны, покровительница рожениц. Именно она как нельзя лучше подходит под «роль» той самой Доли, которая занимается плетением судьбы человека. Здесь мы можем предположить, что тремя богинями судьбы в глубокой древности были Макошь и её дочери Лада и Морана. Доля и Недоля могли появиться впоследствии не как имена богинь, а как обозначение их деятельности, то есть Лада плетёт долю (судьбу др.слав), а Макошь перерезает нить жизни, то есть является недолей (конец судьбы).

С тремя богинями судьбы мы разобрались, а теперь можно перейти к богиням Рожаницам . Сегодня считается, что богинь Рожаниц также три — Макошь, Лада и . Так как мы не упоминали ранее этого имени, то стоит напомнить, что Леля является дочерью Лады — покровительница весны и любви. Богини Рожаницы, если судить по исследованиям историков-славянистов, в частности, по работам Бориса Рыбакова, являются одними из самых древних богов. Их изображения в виде лосих находят на древнейших археологических артефактах. Интересно, что древних лосих-рожаниц было две, а не три. Две Рожаницы изображены и на посуде, и в виде различных изделий, украшений и даже идолов. Третья Рожаница появилась после того, как исследователи славянской культуры стали интересоваться зодчеством, вышивкой и различными изображениями, где по большей части представлены именно три богини — одна в центре, часто на коне, в виде коня или лося, и две богини по бокам. Считается что это три богини-рожаницы, однако так ли это? Может быть, это мнение ошибочное и в виде трёх богинь древние и средневековые славяне изображали богинь-судьбы, а не Рожаниц?

Судя по всему, это действительно может быть так. Богинь-рожаниц по всей видимости должно быть две — Макошь и её дочь Лада. Богиню смерти Мару славяне не могли причислить к Рожаницам! Конечно, дочь Лады — Леля прекрасно подходит под третью Рожаницу, так как является покровительницей любви и браков, весны и молодости, рождения и рожениц. Настолько прекрасная богиня удивительно удобно встраивается в поверие о трёх Рожаницах, однако факты говорят о том, что их было две изначально, а под видом трёх изображали богинь судьбы, хотя, как вы узнаете далее, существенной разницы между ними нет.

Это не последняя головоломка в том, что касается Рожаниц и богинь судьбы. Здесь необходимо вспомнить также и поверие в и Рожаниц. Забегая вперёд, сразу стоит сказать, что, скорее всего, под Рожаницами и богинями судьбы понимали одних и тех же божеств, а разные наименования были необходимы для указания на те или иные сферы деятельности этих божеств, то есть, к примеру, Макошь как богиня-рожаница и Макошь, как богиня судьбы, Лада-рожаница и Лада богиня судьбы. Например, историк-славянист И. И. Срезневский сопоставлял Рожаниц или Рожаницу с греческими мойрами — богинями судьбы. А вот по мнению историка Н. И. Зубова, правильнее говорить не «Род и Рожаницы», а Рожаница и Род. По его мнению, Рожаница — это мать бога Рода. Неизвестно, было ли имя у матери Рода или для понимания её величия достаточно было назвать её рождающей Рода. По другим версиям, Рожаницы — это и вовсе те же души предков, которых также называли русалками, берегинями, вилами. Поэтому в древнем мире верили в верховного бога Рода и Рожаниц, то есть бесчисленных духов предков, которые обитают в этом мире или между двумя мирами. Также стоит упомянуть версию, по которой Род и Рожаницы состоят в «брачных» отношениях, то есть Род (род — родить, рожать) и Рожаница (роженица), как мужское и женское божество, покровительствующие плодородию на земле, то есть покровительствующие зарождению и процветанию всей жизни на земле. Однако все приведённые версии, кроме версии Срезневского, лично мне кажутся несостоятельными.

Род и Рожаницы покровительствуют жизни. В представлениях древних славян покровители жизни были не только божествами, дающими жизнь, но и предопределяющими судьбу человека. Некоторые историки делают предположение, что такое поверие пошло от того, что судьба древнего человека зависела от урожая в этом году, то есть от того, как распорядятся Рожаницы. Впоследствии такое поверие привело к тому, что изначальные богини рождения жизни и плодородия стали и богинями судьбы, которые плетут судьбу всему живому.

И ещё одно, что может прояснить путаницу между Рожаницами и богинями судьбы. Здесь стоит вспомнить тот исторический факт, что в глубокой древности верховным было божество женского рода — Макошь. Впоследствии, когда наступил патриархат и стали почитаться по большей части именно боги мужского пола, вдруг появляется Род, который выполняет те же самые функции, что и Макошь. То есть можно с большой степенью уверенности сказать о том, что Род — это мужская замена Макоши, и тогда всё встаёт на свои места. Проще говоря, сделаем вывод :

В древности существовали богини рождения, то есть богини порождающие всю жизнь на земле. Рыбаков их называет двумя небесными лосихами. Для нас они — Макошь и её дочь Лада. Впоследствии Макошь превращается в Рода (род — рождение). Лада остаётся Рожаницей. Под воздействием поверий в то, что боги рождения заведуют судьбами людей, Макошь и Лада становятся богинями судьбы. Здесь опять же есть старшинство — хозяйка Макошь, которая создаёт человека (рождает) и богиня, которая прядёт саму судьбу человека (Лада или Доля). Однако каждый человек проходит через рождение, жизнь и смерть. Поэтому к богиням-пряхам, прибавляется третья богиня, которая перерезает нить жизни, — Мара (Недоля).

Мо́йры - в древнегреческой мифологии были богинями судьбы.

Для древних греков было принято придавать форму божествам и богам, которые представляли и объясняли смысл жизни.

Мойры в некотором роде были чем-то большим, чем просто предсказательницами судьбы, они взяли под свой контроль весь человеческий цикл-от рождения до самой смерти. Фактически, они руководили жизнью людей различными способами.

Мо́йры

Согласно мифу, богини были дочерьми Зевса и богини правосудия, Фемиды.

Имена трех Мойр были Клото, Лахесис, Атропос, каждая из которых владела отдельным даром, который превратил их в уникальных существ.

Первоначально считалось, что у каждого человека своя судьба - мойра. Позже стали считать, что все три сестры участвовали в жизненной судьбе каждого человека с самого его рождения.

Клото пряла нить человеческой жизни, Лахесис - разматывала и пропускала её сквозь жизненные невзгоды, а Атропос - перерезала нить человеческой жизни (обрывала жизнь).

Боги, несмотря на их могущество, также подчинялись мойрам. Над ними также властвовала не знающая жалости судьба. Греки представляли мойр в виде суровых старух: Клото с веретеном в руке, Лахесис с меркой или весами, Атропос с книгой жизни и ножницами. В Риме мойры назывались парками.

Считалось, что Судьбы появятся в течение трех дней после рождения кого-то, чтобы решить свою судьбу человека. Три Мойры представляли собой цикл жизни, по существу отвечающих за Рождение, Жизнь и Смерть.

Они вращаются (Clotho), вытягивают (Lachesis) и режут (Atropos) нить Жизни.

В отличие от хорай, их братьев и сестер, изображались как уродливые и пожилые женщины,которые заставляли людей бояться их собственной судьбы.

Сидели рядом три сестры,
«Венерин волос» взяв,
Они браслет плели, быстры,
Из мягких, тонких трав.

Я подошёл у них спросить,
Что это за браслет;
- Тебе прядём мы жизни нить,
Богини мне в ответ.

Увидев их веретено,
Я молвил им, смеясь:
«Прядите нить, мне всё равно,
И рвите в нужный час».

/Роберт Геррик /

В греческой мифологии три дочери Зевса и Фемиды, богини судьбы: Клото прядет нить жизни, Лахесис распределяет судьбы, Атропос в назначенный час обрезает жизненную нить. Мойрам соответствуют римские Парки.

У древних греков были три Парки, которые пряли нити жизни. Но и каждый, познавший мудрость, знает, что существуют три Парки, которые не переставая прядут каждая свою нить, и все три выпряденные нити свиваются в одну и образуют крепкую нить судьбы, которая связывает или освобождает человеческую жизнь на земле.
Эти три Парки - не женщины греческой легенды; они - три силы человеческого сознания: сила воли, сила мысли и сила действия. Это и есть те Парки, которые прядут нити человеческой судьбы, но они находятся не вне человека, а внутри его. Его судьба делается им самим, а не навязывается ему произвольно внешними силами; его собственные силы, ослепленные неведением, прядут и сплетают те нити, которые связывают его; но точно так же его собственные силы, направляемые знанием, освобождают его от им же наложенных на себя цепей.
(безант)

Три мойры (лат. parcae — парки). В греческой и римской религии духи, которые, как считалось, определяли участь человека — не только собственно события его жизни, но также ее продолжительность, которую они устанавливали при его рождении. Был ли Юпитер, всемогущий отец богов, подвластен их воле — вопрос, ответы на который в античности были различны. Вера в их существование сохранилась до наших дней в некоторых частях Греции, где их умилостивляют после рождения ребенка. Обычно они изображаются прядущими нить жизни и отмеряющими и отрезающими назначенную длину. У Клото веретено (или — реже — прялка), Лахесис держит катушку, Атропос, самая ужасная из них, готова перерезать нить своими ножницами. Но твердого согласия в том, что касается их функций, нет. Иногда Клото перерезает нить, а Лахесис отмеряет ее своим жезлом. Возле них стоит корзина с катушками. Они нередко составляют часть большой аллегорической композиции, и в особенности сцен с фигурой СМЕРТИ (скелет с косой), которая может ехать на своей колеснице. См. также МЕЛЕАГР. Их описал Платон в своем диалоге "Государство" (10: 617).

(лат. родительницы). Их греческое наименование мойры (распределительницы), а также латинское фаты (богини судьбы) соответствуют скандинавским норнам. Парок считали или дочерьми ночи (греч. Нике), или, как их сестер (оры, горы), дочерьми Зевса и Фемиды. В изобразительном искусстве они представляются как пряхи (см. Веретено). Первая, Клото, прядет нить жизни, вторая, Лахесис, сохраняет ее, в то время как третья, Атропос ("Неотвратимая"), ее обрезает и этим кладет конец жизни человека. Иногда они изображаются также с веретеном, свитком и весами. Римские парки первоначально были богинями рождения с именами Децима и Нона (по девятому месяцу после зачатия), однако под греческим влиянием и на римских парок была распространена тройственность (ср. Трехликость) с наделением каждой из них соответствующей функцией при определении судьбы..

Пусть испытает все то, что судьба и могучие Парки
В нить бытия роковую вплели для него при рожденье".

Прядение (подобно пению) эквивалентно порождению и поощрению жизни. Отсюда вытекает толкование Шнайдера: "несчастливый — то плохой прядильщик, который оставил свой моток пряжи (т.е. свой продукт) сушиться на берегу реки и обнаружил, что его унесло" (51). Парки, подобно феям, являются пряхами. Множество подобных персонажей присутствует в легендах и в фольклоре..

У греков Уран связывает своих соперников. Он есть судьба. Тут же присутствуют силки Кроноса как проявление времени. Парки прядут и ловят в свои сети.

Личные судьбы вплетаются в у зор до тех пор, пока нить жизни не обрезают Мойры (в Риме — Парки, в Скандинавии — Нормы) — олицетворение Судьбы.