Нужно ли развязывать руки и ноги покойнику. Обычаи и приметы на похоронах: что нужно, а чего нельзя делать? Действия после похорон

Если забыли развязать руки и ноги покойнику

Из рассказа Кривошеевой М. Г.:

«При похоронах мы допустили серьезную ошибку. В спешке и волнении мы забыли развязать у моего отца руки и ноги. Вскоре после похорон мама стала говорить, что папа ей снится каждый день. В ее снах он то плачет, то жалуется, что ему нельзя ни ногой ступить, ни рукой перекреститься, что его из-за этого к воротам не подпускают. А иной раз он злился во сне и ругался, что из-за нас до сих пор стоит у каких-то ворот. Где-то через месяц после этого мама сказала мне, что она увидела сон и отец ей якобы сказал:

– Придется тебе ко мне прийти, не могу же я сам себя развязать. Собирайся, я жду.

Я стала успокаивать маму, говорить, что сны не всегда сбываются. А где-то еще через два дня мама мне утром говорит:

– Дочка, папка во сне сказал, что я договорился обо мне, восьмого числа увидимся.

И действительно, восьмого февраля мама умерла. Пишу я вам еще и потому, что дня через три после смерти мамы увидела я сон, будто мама говорит мне:

– Ничего не могу поделать с его завязками. Там узел на узле. Не обижайся, дочка, но мы и вправду не можем развязать завязки и без тебя никак не обойдемся. А у ворот нет сил стоять. Все мимо нас проходят в ворота, а мы с дедом стоим, как два столба. Хватит тебе месяца, чтобы собраться? Делай свои дела, да иди к нам, мы ждем.

Сами понимаете, Наталья Ивановна, как мне стало скверно на душе после этого сна. Я одной женщине рассказала, а она “утешила”, сказала, что вся семья друг за другом уберется.

Говорят, есть такая отчитка отвязаться от того, кому не сняли с рук и ног завязки. Прошу Вас не медлить и прислать мне эту отчитку. Очень на Вас надеюсь и прошу Христом Богом не отказать.

Талон на консультацию прилагаю. С уважением, Мария».

Отчитку я отправила Марии Григорьевне.

В этой книге я пишу заговор на случай, если кто-нибудь также допустит ошибку на похоронах и не развяжет покойника до того, как его опустят в могилу. Вначале читают молитву, а потом заговор.

О Всесвятый Николае, угодниче презрядный Господень, теплый наш заступниче и везде в скорбях скорый помошниче!

Помози ми, грешному и унылому, в настояшем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моимы чувствы, и во исходе души моея помози им, окаянному, умом Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения. Да Твое милостивное предстательство ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Матушка Богородица
Иисуса Христа родила, избавление миру дала.
Избавь, Господь, рабов Божьих (имена)
От мертвеца-ловца, от преждевременного конца.
От смерти напрасной, от гибели ужасной.
Дай, Господи, живым жить,
А мертвым гробы сторожить.
Глаза их закрыты, дома их забиты.
Губы их елеем смазаны,
Кого не развязали, развязаны.
Кто заговор этот знает,
Того он от покойника защищает.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Что мы делаем неправильно во время похорон

Похороны — это место, где присутствует дух умершего, где живой и загробный мир соприкасают-ся. На похоронах следует быть крайне осмотрительным и осторожными. Не зря говорят, что беремен-ным женщинам нельзя ходить на похороны. Не родившуюся душу легко перетянуть в загробный мир.

Похороны.
По христианским правилам усопшего следует хоронить в гробу. В нем он будет покоиться (храниться) до будущего воскресения. Могила усопшего должна соблюдаться в чистоте, уважении и порядке. Ведь даже Богородицу положили во гроб, а гроб оставили в могиле до того дня, когда Господь призвал Свою Мать к Себе.

Одежду, в которой умер человек, не следует отдавать ни своим, ни чужим. В основном ее сжигают. Если же родные против этого и хотят постирать одежду и положить, то это их право. Но следует помнить, что 40 дней эту одежду ни в коем случае не надевают.

ОСТОРОЖНО: ПОХОРОНЫ...

Кладбище - одно из опасных мест, в этом месте нередко наводят порчу.

И часто это происходит неосознанно.
Маги рекомендуют держать в памяти несколько практических советов и предупреждений, тогда вы будете надёжно защищены

  • К одной знахарке пришла женщина и рассказала, что после того, как по совету соседки выбросила постель покойницы (сестры), в её семье начались серьёзные проблемы. Ей не следовало так поступать.

  • Если вы увидели покойного в гробу, машинально не касайтесь своего тела - могут появиться опухоли, которые трудно будет вылечить.

  • Если на похоронах встречаете знакомого, то здоровайтесь кивком головы, а не прикосновением или рукопожатием.

  • Пока в доме покойник, не следует мыть полы и подметать их, можно таким образом накликать беду на всю семью.

  • Некоторые рекомендуют для сохранения тела покойного положить ему на губы иголки крест-накрест. Это не поможет сохранить тело. А вот иголки эти могут попасть в нехорошие руки и будут использованы для наведения порчи. Лучше положить в гроб пучок травы шалфея.

  • Для свечей нужно использовать любые новые подсвечники. Особенно не рекомендуется для свечей на похоронах использовать посуду, из которой едите, даже использованные пустые банки из-под консерваций. Лучше купите новые, а использовав, избавьтесь от них.

  • Никогда не кладите в гроб фотографии. Если послушаетесь совета, «чтобы он сам не был» и похороните вместе с покойником фото всей семьи, то вскоре все запечатлённые родственники рискуют пойти следом за усопшим.

и сточник

ПОХОРОННЫЕ ПРИМЕТЫ И РИТУАЛЫ.

Со смертью и последующим захоронением усопших связано множество поверий и ритуалов. Некоторые из них дожили до наших дней. Но подозреваем ли мы об их истинном значении?
Согласно христианскому обычаю, мертвец должен лежать в могиле головой на запад и ногами на восток. Так, по преданию, было захоронено тело Христа.
Еще в относительно недавние времена существовало понятие о «христианской» кончине. Она подразумевала обязательное покаяние перед смертью. К тому же, кладбища устраивались при церковных приходах. То есть на таком погосте могли быть похоронены только члены этого прихода.

Если же человек умирал «без покаяния» - скажем, сводил счеты с жизнью, становился жертвой убийства или несчастного случая, или просто не принадлежал к конкретному приходу, то для таких усопших нередко устанавливался особый порядок захоронения. К примеру, в больших городах их захоранивали два раза в год, к празднику Покрова Богородицы и в седьмой четверг после Пасхи.Под хранение таких останков отводились особые места, именовавшиеся Убогими Домами, жальниками, буйвищами, гноищами или скудельницами . Там ставили сарай и устраивали в нем огромную общую могилу. Сюда и свозили тела тех, кто умирал внезапной или насильственной смертью - разумеется, при условии, что не было никого, кто мог бы позаботиться об их погребении. А в ту пору, когда не существовало телефона, телеграфа и других средств сообщения, смерть человека в дороге могла означать то, что близкие никогда о нем больше не услышат. Что же касается странников, нищих, казненных, то они автоматически попадали в разряд «клиентов» Убогих Домов. Сюда же отправляли самоубийц и разбойников.
В царствование Петра I в скудельницы стали свозить и анатомированные трупы из больниц. Кстати, там же хоронили и незаконнорождённых и сирот из приютов, содержавшихся при Убогих Домах - такая тогда была практика… Охранял мертвецов сторож, называвшийся «божедомом» .
В Москве имелось несколько подобных «трупохранилищ»: например, при церкви Иоанна Воина, на улице, которая так и звалась Божедомкой , при церкви Успения Божией матери на Могильцах и при Покровском монастыре на Убогих домах. В назначенные дни здесь устраивались крестный ход с панихидой. Погребение «погибших без покаяния» производилось на пожертвования богомольцев.
Подобная кошмарная практика была прекращена лишь в конце XVIII столетия, после того как Москва подверглась чумной эпидемии и возникла опасность распространения заразы через незахороненные трупы… В городах появились кладбища, а порядок захоронения при церковных приходах был упразднен.Существовало также немало обычаев, примет и ритуалов, касающихся проводов усопшего в последний путь. У русских крестьян преставившегося клали на лавку, головой в «красный угол» , где висели иконы, накрывали белым холстом (саваном), складывали руки на груди, при этом мертвец должен был «держать» в правой руке белый платочек. Все это делалось для того, чтобы он мог предстать перед Богом в подобающем виде. Считалось, что если у покойника глаза остаются открытыми, то якобы это к скорой кончине еще кого-то из его близких. Поэтому мертвецам всегда старались закрывать глаза - в старину для этого клали на них медные пятаки.
Пока тело находилось в доме, в кадку с водой бросали нож - это якобы не давало духу покойного проникнуть в помещение. До самых похорон никому и ничего не давали в долг - даже соли. Держали плотно закрытыми окна и двери. Пока в доме находился покойник, беременным женщинам нельзя было переступать его порога - это могло плохо сказаться на ребенке… Зеркала в доме принято было закрывать, чтобы в них не отразился покойник…
В гроб положено было класть исподнее, пояс, шапку, лапти и мелкие монетки. Считалось, что вещи могут пригодиться покойнику на том свете, а деньги послужат платой за перевоз в царство мертвых… Правда, в начале XIX в. этот обычай принял иной смысл. Если во время похорон случайно выкапывали гроб с ранее захороненными останками, то полагалось кинуть в могилу денежки - «взнос» за нового «соседа». Если же умирал ребенок, на него всегда надевали поясок, чтобы он мог собирать за пазуху плоды в райском саду…
Когда гроб выносили, полагалось трижды коснуться им порога избы и сеней, чтобы получить благословение от усопшего. При этом какая-нибудь старуха осыпала гроб и сопровождающих зернами. Если умирал глава семьи - хозяин или хозяйка, то все ворота и двери в доме обвязывали красной нитью - чтобы хозяйство не ушло вслед за хозяином.

Хоронили на третий день, когда душа уже должна была окончательно отлететь от тела. Этот обычай сохранился и сейчас, как и тот, что предписывает всем присутствующим бросить по горсти земли на опущенный в могилу гроб. Земля - символ очищения, в древности считалось, что она принимает всю скверну, которую человек накопил за свою жизнь. Кроме того, у язычников этот обряд восстанавливал связь новопреставленного со всем родом.
На Руси издавна считается, что, если во время похорон пойдет дождь, то душа усопшего благополучно отлетит на небо. Мол, если дождь плачет по покойнику, значит, тот был хорошим человеком
Современные поминки когда-то называли тризной. Это был особый ритуал, призванный облегчить переход в мир иной. Для тризны готовились специальные поминальные кушанья.кутья, представляющая собой круто сваренный рис с изюмом. Кутьей полагается угощаться на кладбище сразу после погребения. Русские поминки также не обходятся без блинов - языческих символов Солнца.
И в наши дни во время поминок ставят на стол рюмку водки, накрытую корочкой хлеба - для усопшего. Есть еще поверье: если на поминках со стола упала какая-нибудь еда, то ее нельзя подбирать - это грех.
На сороковины перед иконами ставили мед и воду - чтобы у покойного на том свете жизнь была слаще. Иногда пекли из пшеничной муки лестницу длиной с аршин - чтобы помочь усопшему взойти на небо… Увы, сейчас этот обычай уже не соблюдается.

Меняется мир, меняемся и мы. Многие за утешением и надеждой возвращаются к христианской вере. Стало привычным отмечать христианские праздники.
Рождество, Крещение, Святая Троица, Родительские дни... Однако то ли по незнанию, то ли по иным причинам зачастую старые традиции подменяются новыми.

К сожалению, нет сегодня вопросов, более окутанных всяческого рода домыслами, предрассудками, чем вопросы, связанные с погребением усопших и их поминовением.
Чего только не наговорят всезнающие старушки!

А ведь есть соответствующая православная литература, приобрести которую не составляет труда. К примеру, во всех православных приходах нашего города продается
брошюра "Православное поминовение усопших", в которой можно найти ответы на многие вопросы.
Главное же, что ДОЛЖНЫ мы уяснить: усопшие близкие люди прежде всего нуждаются
в молитвах за них. Слава Богу, в наше время есть, где помолиться. В каждом районе го-
рода открылись православные приходы, строятся новые храмы.

Вот что говорится о поминальной трапезе в брошюре «Православное поминовение
усопших:

В православной традиции вкушение пищи - продолжение богослужения. С первохристианских времен родственники и знакомые усопшего в специальные дни поминовения собирались вместе для того, чтобы в совместной молитве испросить у Господа лучшей участи душе умершего в загробной жизни.

После посещения церкви и кладбища родственники покойного устраивали поминальную трапезу, на которую приглашались не только близкие, но главным образом нуждающиеся: бедные и неимущие.
Т. е. поминки — это, своего рода, милостыня для собравшихся.

Первым блюдом отведывают кутью — сваренные зерна пшеницы с медом или отваренный рис с изюмом, которые освящаются на панихиде в храме

На поминальном столе не должно быть спиртного. Обычай употреблять спиртное— отголосок языческих тризн.
Во-первых, православные поминки — это не только (и не главное) еда, но и молитва, а молитва и нетрезвый ум — вещи несовместимые.
Во-вторых, в дни поминовения мы ходатайствуем перед Господом об улучшении загробной участи почившего, о прощении ему земных грехов. Но прислушается ли Верховный Судья к словам нетрезвых ходатаев?
В-третьих, «питие - есть веселие души». И после выпитой рюмки ум наш рассеивается, переключается на другие темы, скорбь о почившем уходит из нашего сердца, и довольно часто случается так, что к концу поминок многие забывают, для чего они собрались,— поминки заканчиваются обычным застольем с обсуждением бытовых проблем и политических новостей, а иногда мирскими песнями.

А в это время томящаяся душа усопшего напрасно ждет молитвенной поддержки от своих близких, И за этот грех немилосердия по отношению к усопшему взыщет с них Господь на Своем суде. Что, по сравнению с этим, осуждение от соседей за отсутствие спиртного на поминальном столе?

Вместо расхожей атеистической фразы «Пусть земля будет ему пухом» помолитесь кратко:
«Упокой, Господи душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему все согрешения его вольные и невольные, и даруй ему Царствие небесное».
Молитву эту нужно совершать перед тем, как приступить к очередному блюду.

Не нужно убирать со стола вилки— в этом нет никакого смысла.

Не нужно и ставить в честь усопшего столовый прибор или того хуже — перед портретом ставить водку в стакане с куском хлеба. Все это грех язычества.

Особенно много пересудов вызывает занавешивание зеркал, якобы для того, чтобы избежать отражения в них гроба с покойным и тем самым уберечься от появления в доме еще одного покойного. Абсурдность данного мнения в том, что гроб может отразиться в любом блестящем предмете, а все в доме не зачехлишь.

Но главное — наша жизнь и смерть не зависит от каких-то примет, а находится в руках Божиих.

Если поминки совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной.

Если поминки пришлись на время Великого поста, то в будние дни поминки не совершаются. Они переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье...
Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминки приглашаются самые близкие родственники.

Поминальные дни, пришедшиеся на Светлую седмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы, переносятся на Радоницу — вторник второй недели после Пасхи (Родительский день).

Поминки 3-го, 9-го и 40-го дней устраиваются для родственников, близких, друзей и знакомых умершего. На такие поминки, чтобы почтить усопшего, можно приходить и без приглашения. В другие же дни поминовения собираются лишь самые близкие родственники.
Полезно в эти дни раздавать милостыню нищим и нуждающимся.


Обмывать следует покойника только в светлое время суток. Потом нужно выкопать ямку там, где люди не ходят, и воду после обмывания вылить туда.
- Пшеница из стакана, который стоял возле гроба, закапывается.
- Если выносят гроб, а возле двери кто-то завязывает узлы на тряпках, это порча.
- Завязки с рук и с ног покойника кладутся в гроб с покойником.
- Из окна на похороны не смотрят - это к тяжелой болезни.
- Если родственники сильно убиваются по умершему, нужно взять головной убор умершего (платок или шапку), перед входной дверью зажечь его и обойти все комнаты, читая «Отче наш». Остатки головного убора сжечь на улице и закопать.
- Если вы перешли дорогу перед покойником, и у вас образовалась опухоль «могильная кость», нужно взять правую руку покойника, всеми пальцами водить по опухоли и читать «Отче наш» трижды. После каждой отчитки трижды сплевывать через левое плечо. Или взять веревку, которой были связаны руки покойника, и повязать ее на опухоль. Носить 7-8 дней.
- Стружки после изготовления гроба нельзя сжигать, обычно их закапывают.
- Постель, на которой умер человек, нужно на три ночи занести в курятник, чтобы петух ее трижды отпел.
- На полотенце возле гроба нельзя наступать.
- Если вы боитесь покойника, то возьмитесь за его ноги.
- С умершего снимаются серебряные вещи.
- Возвратившись с похорон, нужно обязательно стряхнуть обувь, помыть руки и подержать над горящей церковной свечой.
- Увидев на улице похороны и покойника в гробу, не касайтесь машинально лица или туловища руками.
- Когда делают гроб, родные не должны участвовать в процессе изготовления.
- Если покойник в доме, то здороваются поклоном.
- Когда опускают гроб в могилу, полотенца, на которых его опускали, закапываются в ней.
- Если на покойном нет креста, то нужно надеть, а руки сложить так: левая внизу, правая сверху. В левую руку кладут икону (мужчине - Спасителя, женщине - Божьей Матери) или крест.
- Гроб ставится посреди комнаты головой к иконам. Свеча возле гроба горит в знак того, что умерший перешел в область света, лучшую загробную жизнь.
- Когда выносят гроб, лицо умершего должно быть направлено к выходу.
- В могиле усопший лежит лицом к востоку в ожидании второго пришествия Христа и в знак того, что идет от заката жизни к восходу вечности.
- Обмывать покойного нельзя беременным и женщинам с месячными. Старайтесь в доме не пролить воду - родственники будут сильно болеть.
- Если покойник в доме, нельзя стирать.
- Умер человек, не разрешайте кому-то находиться на его постели.
- Не кладите в гроб живые цветы.
- Если на лице у покойника горит румянец, значит, это был колдун.
- Когда покойника выносят из дома, нельзя забивать крышку, может быть еще покойник.
- Саван нужно шить на живую нитку и иголкой от себя.
- Во время похорон нельзя лузгать семечки или что-нибудь есть, а то будут болеть зубы и желудок.
- С похорон ничего нельзя брать, а тем более воровать.
- Когда деньги кладут в гроб или в могилу, за этим могут последовать денежные неудачи, всяческие материальные бедствия.
- На покойных не следует оставлять колец, браслетов, цепочек и иных цельных закругленных украшений. Бывает, что кольцо не получается снять, тогда его распиливают. Все это делается, конечно же, не из меркантильных побуждений. Наибольшую опасность все же представляют неразрезанные веревки, отчего в семье родственников покойного может быть еще одна потеря в течение года. Исправлять ошибку нужно как можно быстрее: на любых похоронах кладут в гроб ножницы с шепотком: «Развяжи (такого-то)».
- Забытые на покойном украшения, застегнутые пуговицы, узлы могут некоторое время причинять неудобства душе покойного, и тогда она может тревожить своих родственников тем или иным образом: от тяжелых снов до активного полтергейста: шумы неизвестного происхождения в доме, ощущение постороннего присутствия, звон посуды по ночам и т. д. По крайней мере, если что-то такое случается, то происходит это уже в течение первого года с момента смерти.


еЭЕ ОБ ТХВЕЦЕ XVII-XVIII ЧЧ. дЦ. чЙЛП РЙУБМ, ЮФП «ОБВМАДБС ЧУЕ ОБГЙЙ, ЛБЛ ЧБТЧБТУЛЙЕ, ФБЛ Й ЛХМШФХТОЩЕ, ПФДЕМЕООЩЕ ДТХЗ ПФ ДТХЗБ ПЗТПНОЕКЫЙНЙ РТПНЕЦХФЛБНЙ НЕУФБ Й ЧТЕНЕОЙ, ТБЪМЙЮОП ПУОПЧБООЩЕ, НЩ ЧЙДЙН, ЮФП ЧУЕ ПОЙ УПВМАДБАФ ФТЙ УМЕДХАЭЙЕ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙЕ ПВЩЮБС: ЧУЕ ПОЙ ЙНЕАФ ЛБЛХА-ОЙВХДШ ТЕМЙЗЙА; ЧУЕ ПОЙ ЪБЛМАЮБАФ ФПТЦЕУФЧЕООЩЕ ВТБЛЙ; ЧУЕ ПОЙ РПЗТЕВБАФ РПЛПКОЙЛПЧ; Й ОЕФ УТЕДЙ ОБГЙК, ЛБЛ ВЩ ДЙЛЙ Й ЗТХВЩ ПОЙ ОЙ ВЩМЙ, ФБЛПЗП ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЗП ДЕКУФЧЙС, ЛПФПТПЕ УПЧЕТЫБМПУШ ВЩ У ВПМЕЕ ЙЪЩУЛБООЩНЙ ГЕТЕНПОЙСНЙ Й У ВПМЕЕ УЧСЭЕООПК ФПТЦЕУФЧЕООПУФША, ЮЕН ТЕМЙЗЙПЪОЩЕ ПВТСДЩ, ВТБЛЙ Й РПЗТЕВЕОЙС» . нОЕ ЛБЦЕФУС, ЮФП ЬФП НОЕОЙЕ ЙФБМШСОУЛПЗП НЩУМЙФЕМС ПУФБЕФУС БЛФХБМШОЩН ДП УЙИ РПТ. й Ч УЧПЕК УФБФШЕ НОЕ ВЩ ИПФЕМПУШ ЛПУОХФШУС ПДОПЗП ЙЪ ФТЕИ ЧБЦОЕКЫЙИ «ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙК ПВТСДПЧ» - ПВТСДБ РПЗТЕВЕОЙС РПЛПКОЙЛПЧ, Б ФБЛЦЕ ФЕИ ЧЕТПЧБОЙК, ЛПФПТЩЕ У ОЙН УЧСЪБОЩ.
уФБФШС ПУОПЧБОБ ОБ НБФЕТЙБМЕ, УПВТБООПН МЕФПН Ч 2006 З. Ч У. бОДПНУЛЙК РПЗПУФ чЩФЕЗПТУЛПЗП ТБКПОБ чПМПЗПДУЛПК ПВМБУФЙ РП РТПЗТБННЕ «рПИПТПОЩ». гЕМША УФБФШЙ СЧМСЕФУС ПРЙУБОЙЕ ПВЩЮБЕЧ Й ПВТСДПЧ, УЧСЪБООЩИ УП УНЕТФША ЮЕМПЧЕЛБ, ЛПФПТЩЕ УХЭЕУФЧХАФ ОБ бОДПНУЛПН РПЗПУФЕ ОБ УЕЗПДОСЫОЙК ДЕОШ.
уБН РПИПТПООЩК ПВТСД НПЦОП ТБЪДЕМЙФШ ОБ ОЕУЛПМШЛП «ЬФБРПЧ».
1. рТЙЗПФПЧМЕОЙЕ Л УНЕТФЙ
вПМШЫЙОУФЧП РПЦЙМЩИ МАДЕК ЗПФПЧСФУС Л УНЕТФЙ ЪБТБОЕЕ. тБОШЫЕ УХЭЕУФЧПЧБМБ ФТБДЙГЙС УБНЙН ЫЙФШ УНЕТФОХА ПДЕЦДХ - УБЧБО («УБЧБО ВЩМ У ДМЙООЩНЙ ТХЛБЧБНЙ Й ЛХЛПМЕН (ЛБРАЫПОПН)»). ыЙМЙ УБЧБО ЙЪ ВЕМПК РПДЕТЦБООПК ФЛБОЙ, УФЕЦЛБНЙ ПФ УЕВС («Ч РСФЛХ»), ОЕ ЪБЧСЪЩЧБС ХЪМПЧ, «ЮФПВЩ НЕТФЧЩК ОЕ РТЙЫЕМ ЕЭЕ ЪБ ЛЕН-ОЙВХДШ ЙМЙ ОЕ ОБЫЕМ ДПТПЗХ ОБЪБД» . пДЕЧБМЙ УБЧБО РПЧЕТИ ЧУЕК ПДЕЦДЩ, РПДРПСУЩЧБМЙ, ОБ ЗПМПЧХ ЦЕОЭЙОЕ РПЧСЪЩЧБМЙ РМБФПЛ. йЪ ФБЛПК ЦЕ РПДЕТЦБООПК ФЛБОЙ ДЕМБМЙ РПЛТЩЧБМП Й ОБЧПМПЮЛХ. фЛБОШ ТЧБМЙ ТХЛБНЙ, ТЕЪБФШ ЕЕ ВЩМП ОЕМШЪС. уЕКЮБУ УБЧБО ОЙЛФП ОЕ ЫШЕФ, ОП УНЕТФОХА ПДЕЦДХ ФБЛЦЕ ЗПФПЧСФ ЪБТБОЕЕ. нОПЗЙЕ ЙОЖПТНБОФЩ ПИПФОП УПЗМБЫБМЙУШ ОБН ЕЕ РПЛБЪБФШ.
нХЦЮЙОЩ ДМС УЕВС Й УЧПЙИ ЦЕО ДЕМБМЙ ЗТПВЩ, ЛПФПТЩЕ ПВЩЮОП ИТБОЙМЙУШ ОБ ЮЕТДБЛЕ, ЮЕН-ОЙВХДШ ЪБРПМОЕООЩЕ, ЮФПВЩ ОЕ «ФСОХМ Л УЕВЕ» . дПУЛЙ ДМС ЗТПВБ УФТПЗБМЙ ПФ УЕВС. лТХРОЩЕ ЭЕРЛЙ УЦЙЗБМЙ ОБ ХМЙГЕ, Б НЕМЛЙЕ ЛМБМЙ ОБ ДОП ЗТПВБ. дМС РПДУФЙМЛЙ ЙУРПМШЪПЧБМЙ ВЕТЕЪПЧЩЕ МЙУФШС («УНПТЛБМЙ ЧЕОЙЛЙ»). рТХФШС ПФ ЧЕОЙЛПЧ УЦЙЗБМЙ ОБ ХМЙГЕ, ФБЛ ЛБЛ «ЕУМЙ ЭЕРЛЙ-ФП [ПФ ЗТПВБ] Ч РЕЮЙ ЦЕЮШ, ПОБ [РЕЮШ] ЪБИПМПДЙФ» , Ф. Е. РЕТЕУФБОЕФ ДБЧБФШ ЦБТ.
уЕКЮБУ ЗТПВЩ ОЕ ЗПФПЧСФ ЪБТБОЕЕ, Б РПЛХРБАФ ЙИ Ч НБЗБЪЙОЕ.
2. уНЕТФШ
еУМЙ РЕТЕД УНЕТФША ЮЕМПЧЕЛ УЙМШОП НХЮБЕФУС, ФП ЕЗП ЛТПРСФ ЧПДПК, ЮЙФБАФ ФТЙ ТБЪБ РПДТСД «уПО вПЗПТПДЙГЩ» (ЧБЦОП, ЮФПВЩ РТЙ ЬФПН ОЕ ВЩМП ЮХЦЙИ МАДЕК), ЪБФЕН ЛМБДХФ ФЕЛУФ РПД РПДХЫЛХ ХНЙТБАЭЕНХ Й ЮЕМПЧЕЛ УРПЛПКОП ХНЙТБЕФ. фБЛЦЕ ДМС ПВМЕЗЮЕОЙС ЧЩИПДБ ДХЫЙ ЙЪ ФЕМБ ПФЛТЩЧБАФ РЕЮОХА ФТХВХ.
лПЗДБ ЮЕМПЧЕЛ ХНЕТ, Ч ЛПНОБФЕ ЪБОБЧЕЫЙЧБАФ ПЛОБ, ЪЕТЛБМБ, ХВЙТБАФ ЖПФПЗТБЖЙЙ ХНЕТЫЕЗП Й ЪБЛТЩЧБАФ ФТХВХ, ЮФПВЩ Ч ДПН ОЕ РТПОЙЛМБ ОЕЮЙУФБС УЙМБ.
еУМЙ ХНЙТБМ ЛПМДХО Й УЙМШОП НХЮЙМУС, ФБЛ ЛБЛ ОЕ ХУРЕМ РЕТЕДБФШ ОЙЛПНХ УМПЧБ, ФП ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ УРПЛПКОП ХНЕТЕФШ, ЕНХ ВЩМП ОЕПВИПДЙНП ЧЩНПМЙФШ РТПЭЕОЙЕ РЕТЕД ЙЛПОБНЙ. рПУМЕ ЬФПЗП ЕНХ ДБЧБМЙ ЧЕОЙЛ, ЮФПВЩ ПО ОБЗПЧБТЙЧБМ ОБ ЛБЦДЩК РТХФЙЛ, ЧЩФБУЛЙЧБС ЕЗП ЙЪ ЧЕОЙЛБ Й ВТПУБС ОБ РПМ. дТХЗЙЕ МАДЙ, ОБИПДЙЧЫЙЕУС РТЙ ХНЙТБАЭЕН ЛПМДХОЕ, ОЕ ВТБМЙ ЬФПФ ЧЕОЙЛ ЗПМЩНЙ ТХЛБНЙ, ЮФПВЩ ОЕ ЧЪСФШ ОБ УЕВС ЕЗП ЗТЕИЙ. чЕОЙЛ ПУФПТПЦОП ЧЩОПУЙМЙ ОБ ХМЙГХ РПДБМШЫЕ ПФ ДПНБ Й УЦЙЗБМЙ. йЪ ТХЛ ХНЙТБАЭЕЗП ЛПМДХОБ ОЙЮЕЗП ОЕМШЪС ВЩМП ВТБФШ, ОЕ ТБЪТЕЫБМПУШ ФБЛЦЕ, ЮФПВЩ ПО ВТБМ ЪБ ТХЛЙ РТЙУХФУФЧХАЭЙИ, ФБЛ ЛБЛ УЮЙФБМПУШ, ЮФП ФБЛЙН ПВТБЪПН ПО РЩФБЕФУС РЕТЕДБФШ УЧПА УЙМХ. тБУУЛБЪЩЧБМЙ ФБЛЦЕ, ЮФП ЛПЗДБ ЛПМДХО ХНЙТБЕФ, ОБЮЙОБЕФУС ЗТПЪБ ЙМЙ ВХТС («УИПДЙФ ЧЙИТШ»).

3. пВНЩЧБОЙЕ Й ПДЕЧБОЙЕ РПЛПКОЙЛБ
рПУМЕ ФПЗП ЛБЛ ЮЕМПЧЕЛ ХНЕТ, ЕЗП ОБ ДЧБ ЮБУБ ЛМБДХФ ОБ РПМ ОБ УПМПНХ ЙМЙ РПМПЧЙЮПЛ. уОЙНБАФ ЧУЕ ХЛТБЫЕОЙС Й ПДЕЦДХ (РТЙЮЕН ЕЕ ОЕ ТБЪТЕЪБМЙ, Б ТБЪТЩЧБМЙ). рТЙЗМБЫБАФ «НЩМШОЙГ» (ЦЕОЭЙО, ЛПФПТЩЕ ПВНЩЧБАФ РПЛПКОЙЛБ), ПВЩЮОП ДЧХИ РПЦЙМЩИ ЦЕОЭЙО.
юЕТЕЪ ДЧБ ЮБУБ РТЙУФХРБАФ Л НЩФША. дМС ЬФПЗП ВЕТХФ ПВНЩМПЛ, НПЮБМЛХ, ТБУЮЕУЛХ, РПМПФЕОГЕ Й ФЕРМХА ЧПДХ. чУЕ ЬФЙ РТЕДНЕФЩ ПВСЪБФЕМШОП ЛМБДХФ Ч ЗТПВ Ч ОПЗЙ РПЛПКОЙЛХ, ЮФПВЩ ЛПМДХОЩ ОЕ ЧПУРПМШЪПЧБМЙУШ ЙНЙ Й ОЕ ОБЧЕМЙ РТЙ РПНПЭЙ ЬФЙИ РТЕДНЕФПЧ ОБ ЛПЗП-ОЙВХДШ РПТЮХ. чПДХ РПФПН ЧЩМЙЧБАФ РПДБМШЫЕ ПФ ДПНБ, РПДУФЙМЛХ УЦЙЗБАФ ОБ ХМЙГЕ.
пДЕЧБФШ РПЛПКОЙЛБ ОБЮЙОБАФ ФПМШЛП РПУМЕ ФПЗП, ЛБЛ ФЕМП ПВУПИОЕФ. ч ЬФП ЧТЕНС ТБЪЗПЧБТЙЧБАФ У НЕТФЧЩН, РТПУСФ ЕЗП ОЕ УПРТПФЙЧМСФШУС, УЗЙВБФШ ТХЛЙ Й ОПЗЙ. уЮЙФБЕФУС, ЮФП РПЛБ ЮЕМПЧЕЛ ОЕ РПИПТПОЕО, ПО ЧУЕ УМЩЫЙФ Й ЧЙДЙФ. лТЕУФЙЛ ЧЕЫБАФ ЕНХ ОБ ЫЕТУФСОПК ОЙФЛЕ. оЕМШЪС ОБДЕЧБФШ УЕТЕВТСОЩК ЛТЕУФЙЛ, Б ФП «ОБ ФПН УЧЕФЕ ОЕЮЙУФБС УЙМБ РПЛПА ОЕ ДБУФ» . лТЕУФ ХНЕТЫЕЗП ОПУЙФШ ПУФБЧЫЙНУС Ч ЦЙЧЩИ ЛБФЕЗПТЙЮЕУЛЙ ЪБРТЕЭБМПУШ. тХЛЙ РПЛПКОЙЛБ УЛМБДЩЧБАФ ОБ ЗТХДЙ ФБЛ, ЮФПВЩ РТБЧБС ВЩМБ УЧЕТИХ. ч ОЕЕ ЧЛМБДЩЧБАФ РТПРХУЛ (РПДПТПЦОХА), ФП ЕУФШ НПМЙФЧХ УЧ. оЙЛПМБА юХДПФЧПТГХ; ОБ ЗТХДШ ЛМБДХФ НБМЕОШЛХА ЙЛПОЛХ, ОБ МПВ — ЧЕОЮЙЛ.
рПЛПКОЙЛХ УЧСЪЩЧБАФ ТХЛЙ Й ОПЗЙ, ЮФПВЩ ПОЙ ОЕ ТБУИПДЙМЙУШ («ЮФПВЩ ПО [РПЛПКОЙЛ] ЪБУФЩМ»), ОП РЕТЕД ФЕН ЛБЛ ИПТПОЙФШ, ЙИ ПВСЪБФЕМШОП ТБЪЧСЪЩЧБАФ, ЮФПВЩ «ПО [РПЛПКОЙЛ] ОБ ФПН УЧЕФЕ НПЗ ИПДЙФШ» . оЙФЛХ, ЛПФПТПК ВЩМЙ РЕТЕЧСЪБОЩ ТХЛЙ Й ОПЗЙ РПЛПКОЙЛБ, ПУФБЧМСАФ Ч ЗТПВХ.
ъБФЕН НЕТФЧПЗП ЛМБДХФ ОБ УФПМ ОПЗБНЙ Л ЧЩИПДХ, Б ЗПМПЧПК Л ЙЛПОБН РПД ХЗМПН 45°.
юЕТЕЪ УХФЛЙ ФЕМП РЕТЕЛМБДЩЧБАФ Ч ЗТПВ. оБ ЛТЩЫЛХ ЗТПВБ РТЙВЙЧБАФ ТБУРСФШЕ.
ч ФПК ЦЕ ЛПНОБФЕ, ЗДЕ УФПЙФ ЗТПВ, УФБЧСФ ОБ ПФДЕМШОЩК УФПМЙЛ УЧЕЮЙ, ИМЕВ, УПМШ, ЮБК Ч ЮБЫЛЕ, ЛХУПЛ ТЩВОЙЛБ Й ДТХЗЙЕ РЙТПЗЙ. ьФБ ЕДБ УФПúФ ДП УПТПЛПЧПЗП ДОС. лПЗДБ ЮБК Ч ЮБЫЛЕ ЧЩУЩИБЕФ, ЕЗП ОБМЙЧБАФ УОПЧБ. рПУМЕ УПТПЛПЧПЗП ДОС ЬФХ ЕДХ ЧЩВТБУЩЧБАФ ОБ МЕЧЩК (ПФ ЧИПДБ) ХЗПМ ДПНБ, ЮФПВЩ ОЙЛФП ОЕ ЧЙДЕМ.
юФПВЩ ФЕМП ОЕ УФБМП ТБЪМБЗБФШУС, РПЛБ ПОП ЕЭЕ ОБИПДЙФУС Ч ДПНЕ, РПД НЩЫЛЙ РПЛПКОЙЛХ ЛМБДХФ УЩТЩЕ СКГБ, РПД ЗТПВ — РЙМХ ЙМЙ ФБЪ У НБТЗБОГПЧЛПК ЙМЙ ЛТБРЙЧХ. фЕМП РТПФЙТБАФ УРЙТФПН, ТСДПН У ЗТПВПН ЛМБДХФ ДЧБ ПУЙОПЧЩИ РПМЕЫЛБ, Ч ЛПНОБФЕ ЛБДСФ ЙМЙ ЦЗХФ НПЦЦЕЧЕМШОЙЛ.
фЕМП ДЕТЦБФ ДПНБ ДЧПЕ УХФПЛ. рПУМЕДОАА ОПЮШ ТПДОЩЕ ОЕ УРСФ, УЙДСФ Х ЗТПВБ ЙМЙ Ч УПУЕДОЕК ЛПНОБФЕ. ч ЛПНОБФЕ У РПЛПКОЙЛПН ОЕ ПУФБЧМСАФ ЛПЫЛХ, ЮФПВЩ ПОБ ОЕ ПВЗТЩЪМБ ЕНХ МЙГП (ОПУ).
дБМЕЕ УФПЙФ УЛБЪБФШ ОЕУЛПМШЛП УМПЧ П УЧСЭЕООЙЛЕ. оЕЛПФПТЩЕ УЕНШЙ РТЙЗМБЫБАФ УЧСЭЕООЙЛБ ОБЛБОХОЕ РПИПТПО. фПЗДБ ФПФ ЧУА ОПЮШ ЮЙФБЕФ ОБД ХНЕТЫЙН НПМЙФЧЩ, Б ЪБФЕН ПФРЕЧБЕФ ЕЗП РП РТБЧПУМБЧОПНХ ПВЩЮБА. пДОБЛП ЬФП РТПЙУИПДЙФ ДПЧПМШОП ТЕДЛП, ФБЛ ЛБЛ Ч бОДПНУЛПН РПЗПУФЕ ЧЩУПЛБС УНЕТФОПУФШ Й ОЕФ УЧПЕЗП РПУФПСООПЗП УЧСЭЕООЙЛБ (УЧСЭЕООЙЛ ПДЙО ОБ 7 ДЕТЕЧЕОШ, РТЙЕЪЦБЕФ ОБ бОДПНУЛЙК РПЗПУФ ТБЪ Ч ОЕДЕМА).

4. чЩОПУ ФЕМБ
чЩОПУ ФЕМБ РТПЙУИПДЙФ Ч 12 ЮБУПЧ ДОС. «рТЙЫЕДЫЙЕ РТПУФЙФШУС У РПЛПКОЩН ДПМЦОЩ ЧОБЮБМЕ РЕТЕЛТЕУФЙФШУС, РПДПКФЙ Л ЗТПВХ, РПЛМПОЙФШУС Й УЛБЪБФШ: “рТПУФЙ НЕОС, ЕУМЙ ЛПЗДБ ЮЕН ПВЙДЕМ, Б ФЕВС вПЗ РТПУФЙФ”. фПМШЛП РПФПН ЪДПТПЧБАФУС УП ЧУЕНЙ РТЙУХФУФЧХАЭЙНЙ» .
хФТПН, Ч ДЕОШ РПИПТПО, Х ЗТПВБ ЪБЦЙЗБАФ УЧЕЮЙ: РП ПДОПК Ч ЗПМПЧБИ, Ч ОПЗБИ Й У ВПЛПЧ. тБОШЫЕ РЕТЕД ЧЩОПУПН ЧП ЧТЕНС РТПЭБОЙС РТЙЮЙФБМЙ, ОП УЕКЮБУ ЬФБ ФТБДЙГЙС ХФЕТСОБ. рМБЮХФ ПВСЪБФЕМШОП Ч РМБФПЛ, ЮФПВЩ УМЕЪЩ ОЕ ХРБМЙ Ч ЗТПВ, «ЙОБЮЕ РПЛПКОЙЛ ОБ ФПН УЧЕФЕ НПЛТЩН ВХДЕФ» . рПУМЕ РТПЭБОЙС УЧЕЮЙ ЗБУСФ, ПЗБТЛЙ ЛМБДХФ Ч ЗТПВ. зТПВ ЧЩОПУСФ ЮХЦЙЕ МАДЙ (ТПДУФЧЕООЙЛБН ФБЛЦЕ ОЕМШЪС ВЩМП ЛПРБФШ НПЗЙМХ), ЧРЕТЕД ОПЗБНЙ, ЮФПВЩ НЕТФЧЩК ОЕ ОБЫЕМ ДПТПЗХ ПВТБФОП. уОБЮБМБ ЧЩОПУСФ ЧЕОЛЙ, РПФПН ЙЛПОЩ, ЪБФЕН ЛТЩЫЛХ ЗТПВБ Й УБН ЗТПВ. фБВХТЕФЛЙ Ч ДПНЕ УТБЪХ ЦЕ ПРТПЛЙДЩЧБАФ. уМЕДПН ЪБ ЗТПВПН РП ЙЪВЕ ЙДХФ ДЧЕ ЦЕОЭЙОЩ. пДОБ ЦЦЕФ ОБ ЦЕМЕЪОПК МПРБФЛЕ «ЖЕТЈУХ» (НПЦЦЕЧЕМШОЙЛ) Й ПЛХТЙЧБЕФ ЙЪВХ, Б ДТХЗБС ВТЩЪЗБЕФ ЧУМЕД ЧПДПК.
тБОШЫЕ ЗТПВ ДП ЛМБДВЙЭБ ОЕУМЙ ОБ ОПУЙМЛБИ. фЕРЕТШ ДМС ЬФПЗП ЙУРПМШЪХАФ НБЫЙОХ. ъБ ЗТПВПН ДП УБНПЗП ЛМБДВЙЭБ ВТПУБАФ ИЧПКОЩЕ ЧЕФЛЙ.

5. рТЕДБОЙЕ ФЕМБ ЪЕНМЕ
оБ ЛМБДВЙЭЕ ФПЦЕ РТПУСФ РТПЭЕОЙС Х РПЛПКОЙЛБ Й РТПЭБАФУС У ОЙН. ъБФЕН ОБ ЗТХДШ РПЛПКОЙЛХ УЩРМАФ ЛТЕУФПН ОЕНОПЗП ЪЕНМЙ, «ЮФПВЩ У ЪЕНМЕК РПЪОБЛПНЙМУС» . уЮЙФБЕФУС, ЮФП РПУМЕ ЬФПЗП РПЛПКОЙЛ ВПМШЫЕ ОЙЮЕЗП ОЕ УМЩЫЙФ. ч НПЗЙМХ ВТПУБАФ НЕДОЩЕ НПОЕФЩ ДМС «ЧЩЛХРБ ЪЕНМЙ» . тПДОЩЕ ФБЛЦЕ ВТПУБАФ ОБ ЗТПВ РП ЗПТУФЛЕ ЪЕНМЙ.
иПЪСКОЙЮБФШ Й ХВЙТБФШ Ч ДПНЕ ПУФБАФУС ОЕУЛПМШЛП ЦЕОЭЙО. рПМ, РПЛБ ХНЕТЫЙК ВЩМ Ч ДПНЕ, ОЕ РПДНЕФБМЙ, ФБЛ ЛБЛ, УПЗМБУОП РПЧЕТША, ЕУМЙ РПДНЕФЕЫШ, ФП РПЛПКОЙЛ ВХДЕФ УПТПЛ ДОЕК «РБИБФШ ОБ ФПН УЧЕФЕ» . рПЬФПНХ ХВЙТБАФУС Ч ДПНЕ ФПМШЛП РПУМЕ ЧЩОПУБ ФЕМБ. пФЛТЩЧБАФ ФТХВХ, ЪБФБРМЙЧБАФ РЕЮШ. чЕУШ НХУПТ УНЕФБАФ Л РПТПЗХ Й УЦЙЗБАФ Ч РЕЮЙ. нПАФ РПМ ПДОЙН ЧЕДТПН ЧПДЩ, РСФСУШ ОБЪБД Л РПТПЗХ. фЭБФЕМШОП НПАФ РПТПЗ. оХЦОП ХУРЕФШ ХВТБФШУС Ч ЙЪВЕ, РПЛБ ЗТПВ ОЕ ПРХУФЙМЙ Ч НПЗЙМХ. рПФПН ОБЛТЩЧБАФ ОБ УФПМ. ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ УФБЧСФ ОБ ОЕЗП УПМПОЛХ Й ИМЕВ.

6. рПНЙОЛЙ Ч ДЕОШ РПИПТПО
чЕТОХЧЫЙИУС У ЛМБДВЙЭБ ЦЕОЭЙОЩ ЧУФТЕЮБАФ ОБ ХМЙГЕ, РПМЙЧБАФ ЙЪ ЛПЧЫБ ЙН ОБ ТХЛЙ ЧПДХ, Ч ЛПФПТХА РТЕДЧБТЙФЕМШОП ПРХУЛБМЙ ЛТЕУФЙЛ, Й ДБАФ ЧЩФЕТЕФШ ТХЛЙ ЧУЕН РТЙУХФУФЧХАЭЙН ПДОЙН РПМПФЕОГЕН.
оБ РПНЙОЛБИ ОБ ПВЭЙК УФПМ УФБЧСФ МЙЫОАА ЮЙУФХА ФБТЕМЛХ, МПЦЛХ Й ЮБЫЛХ. еУМЙ ЧП ЧТЕНС РПНЙОПЛ ХРБДЕФ РПД УФПМ МПЦЛБ, ЕЕ ОЕ РПДОЙНБАФ ДП ЛПОГБ РПНЙОПЛ. пВСЪБФЕМШОПК ЕДПК ОБ РПНЙОЛБИ СЧМСАФУС ЛХФШС, ЛЙУЕМШ, ТЩВОЙЛ Й ТЩВБ. ъБ ХЗПЭЕОШЕ ОБ РПНЙОЛБИ ОЕ ВМБЗПДБТСФ.
уХЭЕУФЧХЕФ ФБЛЦЕ ПЮЕОШ ЧБЦОЩК, РП НОЕОЙА БОДПНГЕЧ, ПВТСД, ЛПФПТЩК РТЕДПИТБОСЕФ ПФ РПСЧМЕОЙК РПЛПКОЙЛБ РПУМЕ ЕЗП УНЕТФЙ. дМС ЬФПЗП ЧПЪМЕ РПТПЗБ РТЕДЧБТЙФЕМШОП УЛМБДЩЧБАФ ЛХЮЛХ ФПОЛЙИ РПМЕОШЕЧ-ЫЕРПЛ. лБЦДЩК РТЙЫЕДЫЙК ОБ РПНЙОЛЙ ВЕТЕФ РП ЬФПНХ ФПОЕОШЛПНХ РПМЕЫЛХ, ЪБОПУЙФ Ч ДПН Й ЛМБДЕФ Х РЕЮЙ, РТЙ ЬФПН ПВСЪБФЕМШОП ЪБЗМСДЩЧБС Ч ХУФШЕ РЕЮЙ. еУМЙ ЛФП-ФП ЪБВЩЧБМ ЪБЗМСОХФШ Ч РЕЮШ, УРЕГЙБМШОП ЗПЧПТСФ: «рПЗМСДЙ-ЛБ, ХУФШЕ-ФП Х РЕЮЙ РБМП» .
еУМЙ ХНЕТЫЙК ОЕ ДБЕФ РП ОПЮБН РПЛПС, ДЧЕТШ ЪББНЙОЙЧБАФ, ФП ЕУФШ РПУМЕ ЪБЛТЩФЙС ДЧЕТЙ ОБ ОПЮШ, ЗПЧПТСФ: «рТПФЙЧ ОПЮЙ - ЛПУФПЮЛБ, ЗДЕ ДОАЕЫШ, ФБН Й ОПЮХЕЫШ. бНЙОШ. бНЙОШ. бНЙОШ» . ъБФЕН ОЕПВИПДЙНП РЕТЕЛТЕУФЙФШ ЧУЕ ПЛОБ Й ДЧЕТЙ.
фЕН ОЕ НЕОЕЕ, ОЕУНПФТС ОБ ЧУЕ ЬФЙ РТЕДПУФПТПЦОПУФЙ, РТБЛФЙЮЕУЛЙ ЛБЦДЩК ЙОЖПТНБОФ ТБУУЛБЪЩЧБМ П ФПН, ЛБЛ ПО ЧЙДЕМ РПЛПКОЙЛПЧ (ЧП УОЕ ЙМЙ ОБСЧХ); ОБРТЙНЕТ: «нОЕ УОЙФУС НБНБ [ХНЕТЫБС ОЕУЛПМШЛП МЕФ ОБЪБД], НБНБ УОЙФУС. с ЗПЧПТА: “пК, НБНБ, НБНБ! ” рМБФПЛ ПОБ ОБ УЕВС ВЕМЕОШЛЙК ОБФСЗЙЧБЕФ, ОБСЧХ ЧЙДЕМБ… ИПЮХ ЧУФБФШ ФПМШЛП У РПУФЕМЙ, ЛБЛ ЧУЕ РПФЕТСМПУШ» ; «ч БЛЛХТБФ ЫЕУФПЗП ОПСВТС, С ФХФ ЬФП ЙУРХЗБМБУЙ, ЛБЛ МЕЦХ, ЛБЛ ЪБФПРБМП Ч ХЗМХ, УМЩЫХ, ЮФП ДЧЕТЙ ПФЛТЩМЙУШ Й ЪБФПРБМП, ФБЛ ХЦ ФПРБФ, ЙДЕФ. б ЧПФ ДП ЬФПК ДЧЕТЙ ДПЫМП, Х НЕОС ДЧЕТЙ-ФП ЪБЛТЩФЩ ВЩМЙ, С УТБЪХ: “пК, зПУРПДЙ, ВМБЗПУМПЧЙ”. й ЧПФ ЧУЕ ПФЧБМЙМПУЙ”» .
еУМЙ ЮЕМПЧЕЛ ВПЙФУС РПЛПКОЙЛПЧ, ЕНХ УПЧЕФХАФ РПКФЙ ОБ РПИПТПОЩ Й РПДЕТЦБФШ ХНЕТЫЕЗП ЪБ ОПЗХ. «дБ С УМЩИБМБ ПФ УФБТЩИ, ЮФПВЩ ОЕ ВПСФШУС, ДБЛ РТЙЫЕМ Л РПЛПКОЙЛХ [ЙНЕЕФУС Ч ЧЙДХ ОБ РПИПТПОЩ] ДБ ЪБ ОПЗЙ РПДЕТЦБМ» .

7. рПНЙОЛЙ Ч ФЕЮЕОЙЕ ЗПДБ
уЮЙФБЕФУС, ЮФП ДХЫБ РПЛПКОПЗП ОБЧЕЭБЕФ ДПН ДП 40-ЗП ДОС.
рПНЙОБАФ РПЛПКОЙЛБ ОБ 2-К, 9-К, 20-К, 40-К ДЕОШ, РПМХЗПДЙЕ Й ЗПДПЧЭЙОХ.
дП 40-ЗП ДОС ЪБЛТЩЧБАФ НПЗЙМХ ИЧПКОЩНЙ ЧЕФЛБНЙ, Б РПФПН УОЙНБАФ Й УЦЙЗБАФ ЙИ. л ЬФПНХ ДОА Ч ДПНЕ УФБТБАФУС ЧУЕ РЕТЕУФЙТБФШ Й ЧЩНЩФШ. рПУМЕ УПТПЛПЧПЗП ДОС УЦЙЗБАФ ПДЕЦДХ, Ч ЛПФПТПК РПЛПКОЙЛ ХНЙТБМ.
у 40-Н ДОЕН ФБЛЦЕ УЧСЪЩЧБАФ РПЧЕТШЕ, ЮФП ЕУМЙ Ч ФЕЮЕОЙЕ ЬФЙИ 40 ДОЕК РПУМЕ УНЕТФЙ ПДОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ ХНТЕФ ЧФПТПК, ФП ОХЦОП ЦДБФШ Й ФТЕФШЕК УНЕТФЙ.
еУМЙ ЛФП-ФП ЙЪ ВМЙЪЛЙИ ПЮЕОШ УЙМШОП ФПУЛПЧБМ, ЕНХ ТЕЛПНЕОДПЧБМЙ РТПЮЕУФШ ЧП ЧТЕНС ХНЩЧБОЙС ХФТПН УМЕДХАЭЙК ЪБЗПЧПТ: «чПДБ-ЧПДЙГБ, ТЕЛБ-ГБТЙГБ, ЪБТС-ЪБТОЙГБ, УПКНЙФЕ У НЕОС ФПУЛХ-РЕЮБМШ, ХОЕУЙФЕ ОБ УЙОЕ НПТЕ, Ч НПТУЛХА РХЮЙОХ, ЗДЕ МАДЙ ОЕ ИПДСФ, ОБ ЛПОСИ ОЕ ЕЪДСФ. лБЛ Ч НПТУЛПК РХЮЙОЕ УЕТЩК ЛБНЕОШ ОЕ ЧУФБЕФ, ФБЛ Й Х ТБВБ вПЦШЕЗП (ЙНС) ФПУЛБ-РЕЮБМШ Л ТЕФЙЧПНХ УЕТДГХ ОЕ РТЙУФХРБМБ ВЩ Й ПФЫБФЙМБУШ ВЩ, Й ПФЧБМЙМБУШ ВЩ. бНЙОШ» .
вПМЕЕ ТБУРТПУФТБОЕООЩК УРПУПВ «УОСФШ ФПУЛХ» УМЕДХАЭЙК: ОБДП ЧЪСФШ РМБФПЛ, Ч ЛПФПТЩК ФПУЛХАЭЙК РМБЮЕФ, Й ОЕЗМХВПЛП ЪБЛПРБФШ Х НПЗЙМЩ ЙМЙ Ч НПЗЙМХ.
й Ч ЪБЧЕТЫЕОЙЙ НОЕ ВЩ ИПФЕМПУШ ПФНЕФЙФШ, ЮФП УФЕРЕОШ ЧБТЙБФЙЧОПУФЙ ЙУРПМОЕОЙС ПВТСДБ РПЗТЕВЕОЙС ХНЕТЫЙИ Х ТБЪОЩИ УЕНЕК ОБ бОДПНУЛПН РПЗПУФЕ ПЮЕОШ НБМБ, Б УФЕРЕОШ УПИТБООПУФЙ РПИПТПООЩИ ФТБДЙГЙК — ПЮЕОШ ЧЕМЙЛБ.