Понятие отражения. Его роль в объяснении происхождения сознания. Проблема сознания в философии. Сознание как отражение и деятельность Как результат отражения в сознании

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.

Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который становится предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и семиотики, кибернетики, информатики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания. С другой стороны, развитие специальных научных исследований стимулирует разработку и углубление собственно философской проблематики сознания. Так, скажем, развитие современной информатики, создание "думающих" машин, связанный с этим процесс компьютеризации человеческой деятельности заставили по-новому рассмотреть вопрос о сущности сознания, о специфически человеческих возможностях в работе сознания, об оптимальных способах взаимодействия человека и его сознания с современной компьютерной техникой. Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, соотношения научно-технического прогресса и природы, проблемы воспитания, общения людей и т.д. - короче говоря, все проблемы современной общественной практики оказываются органически связанными с исследованием сознания.

Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений. Тип, содержание и форма О. определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также способом их взаимодействия с отражаемыми явлениями. Вне и независимо от взаимодействия О. не существует. Результат процесса О. проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и в его внешних реакциях.

38. Наука и ее функции. Методы научного познания.

Соц. функции науки исторически изменяются и развиваются, как и сама наука. Развитие соц. функций представляет собой важную сторону самой науки. Современная наука кардинально отличается от той науки, кот. существовала полстолетия назад. Изменился ее характер взаимодействия с обществом.

В совр. науке и ее взаимодействии с различными сферами жизни общ-ва выделяют 3 группы, выполняемых ею социальных функций:

Культурно-мировоззренческие функции. (Период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений и формирование капитализма – эпоха Возрождения и новое время). Влияние на данном этапе обнаруживалось в сфере мировоззрения, во время борьбы теологии и науки.

Функции науки, как непосредственно производительной силы. (Эпоха Средневековья). Теология завоевала место верховной инстанции. В сфере зарождавшейся науки остались проблемы частного “земного” характера.

Функции науки, как социальной силы – научные знания и методы все шире используются при решении разных проблем, возникающих в ходе развития общества. Коперниковским переворотом наука оспорила у теологии право монопольно определять формирование мировоззрения. Это стало первым актом в процессе проникновения научного знания и научного мышления в структуру деятельности человека и общества; именно здесь обнаружились первые признаки выхода науки в социальную проблематику. В этом историч. порядке функции возникали и расширялись.

Что касается функций науки, как непосредственно производительной силы, то сегодня эти ф., представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими, изначальными, с учетом беспрецедентных масштабов и темпов современного НТП.

Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. «Ядром» сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание - знание, прежде всего, о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и страсти, рефлексы и рассуждения, и, наконец, слиянием с Богом. Сознание - это центр между первым и вторым. Т. е. сознание - это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. Мировоззрение эпохи Средневековья можно назвать геоцентрическим.

В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании нового духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти сверхчувственного, о согласии принять свое происхождение только через природную эволюцию. По сути, это начало антропоцентристского мировоззрения. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и возможность мира, мира, который он может понимать и действовать в нем. Человек своей деятельностью творит мир, Р. Декарт объявил, что акт «я мыслю» есть основание существования человека и мира. Во всем можно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, значит - существую. Поэтому сознание представляется как некий сосуд, в котором уже содержатся идеи и образцы того, с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в утверждении, что сознание открыто самому себе, т.е. является самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением, т.е. максимально рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, т.к. сознание тождественно предметному миру.

Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции.

Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных систем материального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях выступает в виде механической деформации, в общем же случае - в виде взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующих систем: в изменении их связей или направлений движения, как внешняя реакция или как взаимная передача энергии и информации. Любое отражение включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в другом.

В философии под отражением понимается способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Следы, запечатлевающиеся в другом объекте, называются информацией. Понятие «отражение» тесно связано с понятием «информация». Всякая информация обладает тремя основными параметрами: содержанием, количеством, ценностью. Проблема информации стала актуальной в современном мире, когда в результате компьютерной революции функции передачи и хранения информации практически переданы машинам.

К формам отражения в неживой природе относятся: механическая, физическая, химическая. Это так называемое «пассивное» отражение. Биологический вид отражения включает в себя раздражимость, чувствительность, психическое отражение.

Высший уровень отражения - сознание человека - способность высокоорганизованной материи (головного мозга) отражать материальный мир. В качестве основного условия формирования сознания выступает предметно-практическая деятельность. Отражение присуще всей материи. Сознание нельзя свести лишь к функции отражения. Сознание - это результат общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. В самом общем виде можно сформулировать следующее определение сознания:

Сознание - это связанная с деятельностью мозга способность человека отражать и воспроизводить мир в идеальной форме, целенаправленно, творчески активно отражать действительность и преобразовывать ее в своих интересах.

К факторам, обусловившим возникновение сознания можно отнести следующие:

Внешний предметный и духовный мир;

Социокультурная среда (этические, правовые нормы, социальные идеалы);

Духовный мир индивида, жизненный опыт;

Мозг как макроструктурная природная система;

Космическое информационное поле.

Все выделенные источники взаимосвязаны при формировании актуального содержания сознания. Внешние источники преломляются через внутренний мир человека. В самом общем виде можно сказать, что источником сознания являются объективная и субъективная реальности, отражаемые человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата - головного мозга. Сознание неотделимо от мозга, связано с биохимическими, физиологическими процессами, в нем протекающими. Однако, мозг не источник, а орган сознания.

Сознание возникает как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда, общества и речи. Стержнем сознания является целеполагание. Таким образом, обладает сознанием, мыслит не сам по себе мозг, а человек при помощи мозга. Способность мыслить передается от поколения к поколению через формы культуры. Приучаясь активно действовать с предметами окружающего мира сообразно нормам культуры человек становится Человеком, обретая способность мыслить, иметь сознание. Степень и мера развития этой способности определяются прежде всего объемом той области культуры, которую этот индивид лично усвоил, превратил в собственное достояние. Таким образом, сознание формируется в результате естественноисторической эволюции материи и ее всеобщего атрибутивного свойства - отражения. В процессе эволюционного развития усложнение структурной организации материи порождает такой субстрат как мозг.

С появлением цивилизации и обособлением индивида возникает самосознание личности. Первоначально человек осознает свои действия, а на более высоком уровне - и свои мысли о предметах и действиях (рефлексия), свое тело и дух. Самосознание делает субъекта объектом изучения. Именно в процессе самосознания человек становится личностью. В процессе рефлексии не только происходит осознание того, что есть в человеке, но, одновременно, и переделка самого человека, его духовного мира. Таким образом, самосознание - это оценка человеком своих знаний, умений, идеалов, целей. Оно свойственно не только индивиду, но и социальным общностям, когда они поднимаются до осознания своего положения в обществе, своих интересов и идеалов.

Сознание развивается из всеобщего свойства материи - свойства отражения, которое означает способность одних материальных систем оставлять "след" в других в процессе их взаимодействия. Вследствие взаимодействия систем отношения между ними носят характер взаимоотражения. Отражение в простейшем виде есть особая функция взаимодействующих материальных систем, каждая из которых находится в состоянии динамического равновесия. Данное состояние постоянно нарушается внешними факторами, которые оказывают воздействие на систему, приводя либо к ее разрушению, либо к восстановлению прежнего равновесия. В ходе восстановления равновесия во взаимодействующих системах происходят изменения, носящие характер отражения. Отражение есть определенная сторона изменения, происходящего внутри системы под влиянием внешних условий. Оно выступает как способность материальных систем воспроизводить внутреннее строение воздействующих на них объектов или некоторые особенности их строения. Иными словами, отражение есть свойство материальных образований воспроизводить в ходе взаимодействия свойства и особенности других систем. В простейших случаях - это след на песке, отпечатки давно умерших животных, отталкивание тела при соударении его с другим телом и т.п.

Признание отражения всеобщим свойством материи свидетельствует о том, что в основе материи как объективной реальности содержатся предпосылки для возникновения сознания, которые реализуются в ходе ее развития. Вместе с тем неправомерны утверждения гилозоистов (Б. Спиноза) о том, что вся материя наделена способностью мыслить. Мышление - качественно особая, высшая форма отражения, присущая исключительно человеку. Само отражение специфически проявляется на различных уровнях организации материи: неживой природы, органической жизни и на социальном уровне.

Отражение в органической природе определяется характером и уровнем поведения живых систем. В процессе эволюции усложняются и специализируются органы чувств организмов, которые достигают наивысшей степени совершенства с возникновением нервной системы.

Элементарной и исходной формой отражения, присущей всем живым организмам, является раздражимость, означающая избирательное реагирование на внешние воздействия. Раздражимость выражает способность живых организмов целесообразно отвечать на кратковременное воздействие среды. Она есть одно из неотъемлемых свойств жизни, выступающей основой биологического отражения. Становление раздражимости обусловлено активностью живого, не имеющей аналога в неорганической природе. Назначение активности - обеспечить такое взаимодействие организма и среды, которое необходимо для сохранения системы и ее устойчивого воспроизведения.

По мере усложнения форм взаимодействия организмов с внешней средой, по мере дифференцирования и усложнения живого развивается и новая форма отражения - чувствительность, т.е. способность отражать отдельные свойства вещей в виде субъективных ощущений. Становление чувствительности связано со способностью реагирования не только на факторы внешней среды, имеющие жизненно важное значение, но и на те из них, которые косвенно связаны с ними. Чувствительность возникает уже на уровне простейших животных, однако особое значение приобретает на уровне высших, имеющих специализированные органы чувств, содержащие наборы рецепторных клеток и способных отвечать на определенный вид энергии электрическими импульсами, циркулирующими в нервной системе. Основная функция органов чувств сводится к восприятию определенных стимулов и передачи информации о них в нервную систему.

Понятие информации - одна из важнейших характеристик процесса отражений. В научной литературе до сих пор отсутствует единство в определении информации. Ее трактуют по-разному: "мера упорядоченности отражения", "отраженное разнообразие", "мера организации", "закодированное сообщение", "целесообразно упорядоченная структура объектов и воздействий" и др. Можно в общем рассматривать информацию как функционально упорядоченное отражение, актуально обнаруживающееся при возникновении первичных биосистем. Жизненные процессы во всех своих проявлениях предстают как ин- формационные отношения. Раздражимость и чувствительность - элементарные формы биологической информации.

Ещё более сложный характер в органической природе имеет психическое отражение, выражающее способность живых организмов анализировать сложные комплексы одновременно воздействующих раздражителей и отражать их в виде целостного образа ситуации. Психическое отражение - это особая форма приспособления живых существ к изменяющимся внешним условиям в ходе длительного эволюционного развития.

Развитие психического отражения осуществлялось в процессе длительной биологической эволюции и прошло ряд ступеней. Возникновение простейшей нервной системы и органов чувств обусловило появление элементарной

сенсорной психики, выражающей способность отражения отдельных свойств среды. Дальнейшее усложнение коры головного мозга привело к отражению животными целостности вещей и возникновению перцептивной психики. И наконец, совершенствование мозга обусловило возможность чувственного восприятия животными объективного соотношения вещей в виде предметных "ситуаций".

Совершенствование форм психического отражения - действительности послужило важнейшим фактором морфофизиологического прогресса на пути к становлению сознания. Вместе с тем морфофизиологический прогресс, связанный с появлением центральной и периферической нервной системы, привел к более точному реагированию на изменение факторов внешней среды и возрастанию способности живых организмов полнее осваивать жизненные ресурсы. Это оказало влияние на организацию Деятельности живых систем и, соответственно, на формы отражения ими действительности.

Рассмотрение форм отражения на различных уровнях организации живой материи позволяет раскрыть биологические основы сознания, выявить соотнесенность Физиологического и психического. Психическое - это свойство мозга, функция особым образом организованной материи. Поэтому и сознание функционирует только в процессе деятельности мозга. Творческая деятельность мозга, как отмечал И.О. Павлов, принадлежит не одному какому-то отделу мозга, а многим, которые в различные моменты времени могут попеременно включаться и выключаться. Таким образом, активный участок мозга постоянно перемещается по всему пространству больших полушарий.

Работа коры больших полушарий головного мозга неотделима от рецепторного отдела, непосредственно воспринимающего внешние раздражения. Рецепторный (периферический) отдел нервной системы осуществляет трансформацию внешней энергии в специфическое нервное возбуждение. Это возбуждение по проводниковому пути от рецептора проводится к промежуточным центрам мозгового ствола (ретикулярная формация). Здесь происходят рефлекторная связь с различными эфферентными системами, а также взаимодействие с различными анализаторами. В корковом отделе нервный материальный процесс приобретает новое качество: возникает его высшее проявление - сознание. Именно на этой стадии совершается тончайший анализ внешних раздражителей, которые через биоэлектрические и биохимические процессы в результате сложной деятельности мозга, его анализаторов трансформируются в ощущения и другие формы психического отражения, регулирующие приспособительное поведение животного, деятельность человека.

Связь психических явлений, сознания с деятельностью мозга не подлежит сомнению, однако констатация этого факта не позволяет в полной мере объяснить тайны сознания. Для более глубокого их познания необходимо раскрыть внутренние механизмы, закономерности деятельности мозга, лежащие в основе психики, сознания.

Понятие психики шире, чем понятие сознания. Под психикой человека понимается совокупность явлений его внутреннего субъективного мира, отличного от внешнего мира вещей, включая тело человека. Основными составляющими компонентами психики выступают ощущения, восприятия, представления ("внешние чувства"); разум, абстрактное мышление, формами которого выступают понятия, суждения, умозаключения; эмоции - горе, радость, волнение, страх ("внутренние чувства"); воля.

Сознание не тождественно психике, ибо психическое включает в себя и подсознательное (бессознательное, неосознанное). Например, мигание глаз, вздрагивание при испуге, сон, гипноз, лунатизм и т.п. Эмоции также могут быть сознательными и бессознательными.

К сознательному относятся такие психические явления, которые проходят через мышление (разум), осознаются человеком. Мышление подчиняет чувства, эмоции, волю. Можно говорить о большей или меньшей степени сознательности. Но в целом человеческая деятельность характеризуется решающей ролью сознательных поступков и действий.

Существование психики невозможно вне функционирующего мозга, от уровня структурной организации которого зависит и уровень его отражательной способности.

Качественное отличие психики человека от психики животных заключается в том, что человек обладает способностью предвидения отдельных последствий своей; деятельности, характера и направленности развития природных и социальных процессов. В этом плане человек, по словам К. Маркса, "не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю" (29. Т.23. С. 189). Помимо этого, человек отличается ценностным отношением к действительности, в то время как животное не отделяет себя от природы.

  • Лекция № 2. (продолжение темы)
  • 4. Функции философии.
  • 5. Философия в структуре мировоззрения
  • 6. Проблема метода в философии.
  • 7. Проблема классификации философских направлений. Исторические типы философии.
  • Лекция № 3. Античная философия
  • 1. Древняя Греция – родина европейской философской мысли.
  • 2. Основные этапы и проблемы античной философии.
  • 3. Натуралистический этап (VII–IV вв. До н. Э.). Проблема первоначала.
  • 4. Сократический этап – (IV в. До н. Э.). Учение об эйдосах.
  • 5. Эллинистический этап (III в. До н. Э. – VI в. Н. Э.). Вопрос об «атараксии».
  • Лекция № 4. Средневековая философия
  • 2. Исходные принципы средневековой философии
  • 3. Периодизация средневековой мысли. Апологетика и патристика (III - V).
  • 4. Пять классических доказательств существования Бога.
  • Лекция № 5. Философия эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения
  • 1. Философия эпохи Возрождения (XV – XVI вв.).
  • 2. Философия Нового времени.
  • 3. Философия Просвещения.
  • Лекция № 6. Немецкая классическая философия
  • 2. Философия Иммануила Канта (1724 - 1804).
  • Лекция № 7. Современная западная философия
  • 1. Общая характеристика эпохи
  • 2. Философия марксизма.
  • 3. Философия ф. Ницше.
  • 4. Фрейд - основоположник психоанализа.
  • 5. Теория «коллективного бессознательного» к. Юнга
  • 6. Философия экзистенциализма (на примере творчества а. Камю).
  • 7. Философия неотомизма п. Тейяра де Шардена.
  • Лекция № 8. Русская философия
  • 1. Предфилософия допетровской Руси (X – нач. XviiIвв.).
  • 2. Становление и развитие русской философии (XVIII - XIX вв.).
  • 3. Русская философия хх века.
  • Раздел II. Философские проблемы и категории Лекция № 9. Учение о бытии (онтология)
  • 1. Понятие бытия. Различные концепции.
  • 2. Атрибуты бытия. Движение. Пространство-время.
  • 3. Проблема единства и многообразия мира.
  • Лекция № 10. Учение о развитии (диалектика)
  • 1. Диалектика как теория развития, ее сущность, структура и методологическое значение.
  • 2. Основные законы диалектики.
  • 3. Основные категории диалектики.
  • Лекция № 11. Природа человека и смысл его существования
  • 1. Основные этапы в истории исследования человека.
  • 2. Марксистское понимание сущности человека.
  • 3. Содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
  • Лекция № 12. Учение об обществе (социальная философия)
  • 1. Философские представления об обществе.
  • 2. Предмет и функции социальной философии.
  • 3. Понятие общества: его признаки, особенности.
  • 4. Специфика философского исследования общества.
  • Лекция № 13. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
  • 1. Понятие ценности. Ценность и целеполагание.
  • 2. Теории ценностей.
  • 3. Нравственные ценности и мораль.
  • 4. Религиозные ценности.
  • 5. Эстетические ценности и искусство.
  • Лекция № 14. Проблемы сознания
  • 1. Постановка проблемы сознания в истории философии.
  • 2. Понятие сознания. Сознание как высшая форма отражения.
  • 3. Естественнонаучные представления о сознании как свойстве мозга. Психическое и физиологическое. Сознательное и бессознательное.
  • 4. Структура сознания. Сознание и самосознание.
  • 5. Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.
  • Лекция № 15. Познание (гносеология)
  • 1. Познание как отражение человеком внешнего мира.
  • 2. Диалектика субъекта и объекта в познавательной и практической деятельности человека.
  • 3. Совпадение диалектики, логики и теории познания.
  • 4. Проблема научной истины. Абсолютное и относительное, теоретическое и практическое.
  • 5. Чувственное познание и его формы.
  • 6. Логическое познание и его формы.
  • Лекция № 16. Научное познание
  • 1. Научное познание как один из видов познавательной деятельности.
  • 2. Уровни научного познания и их методы.
  • 2. Общенаучные методы познания.
  • Лекция № 17. Философские проблемы науки и техники
  • 2. Из истории изобретения техники.
  • 3. Сущность техники как предмет познания.
  • 4. Ноосфера и ноотехносфера.
  • Лекция № 18. Будущее человечества (философский аспект)
  • 1. Римский клуб и исследование глобальных проблем.
  • 2. Глобальные проблемы современного мира и возможные способы их разрешения.
  • 3. Современная техническая цивилизация и ее будущее.
  • Библиография
  • 2. Понятие сознания. Сознание как высшая форма отражения.

    Несмотря на то, что сегодня конец XX века, когда наука ответила уже на многие тайны мировоззрения, вопрос о сущности сознания по-прежнему решается на уровне хотя и оригинальных, но гипотез. По-прежнему нет ответа на вопросы; вся ли материя обладает сознанием или нет, и как возникло сознание? Современная наука считает, что сознание существовало не всегда, оно возникло в процессе перехода одной формы материи в другую, более сложную, в результате чего возникла живая материя. Современная наука считает, что сознанием обладает только живая материя. Если к решению этого вопроса подходить неисторически, а это уже было в истории философии, то мы получим утверждение, которое высказывали представители философского направления, получившего название гилозоизма. В частности, Б.Спиноза и Робинэ утверждали, что сознание присуще всей материи, что мыслит не только человек, но и камень, а различие между ними количественные.

    Сегодня известно, что в неживой материи никакого сознания нет, но есть свойство, сходное с ощущением, которое является основой для возникновения сознания, - отражение.

    Отражение – всеобщее свойство материи, а сознание не является таковым, но оно является всеобщим в потенции, которая реализуется там и тогда, где и когда наличествуют пригодные для жизни мыслящих существ условия. Отражение – это способность материальных систем к воспроизведению, к взаимодействию.

    В силу своей внутренней активности материя порождает различные формы отражения. Так, в неживой природе широко распространены изоморфные отображения, отпечатки, возникающие в результате взаимодействия двух или более объектов (след, вмятина, царапина, намагничивание и т.д.). Как свойство живого, организма выступает раздражительность, которая проявляется в виде физиологических реакций, еще не связанных с возникновением образа объективного мира. Она средство управления, регулирования приспособительного поведения.

    Дальнейший этап в развитии форм отражения после раздражимости связан с возникновением у более высоких форм живой материи нового свойства – чувствительности, то есть способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм.

    Ощущения, составляют начальную форму психики животных. Психика не является свойством живой, материи вообще. Она есть свойство высших форм органической материи. Психика – это способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.

    Психика как форма отражения присуща и человеку. Под психикой человека понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего, субъективного мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные процессы.

    При изучении действий животных и людей на уровне психики часто возникает вопрос: «Думают ли животные?» Да, думают, но не так, как люди.

    По шкале швейцарского зоолога А. Нортмана способности мышления человека, оцениваются в 214 баллов, дельфина – в 195, слона – 150, обезьяны – 63, зебры – 42, жирафа – 38, лисы – 8, а самого глупого существа – бегемота – 18 баллов. Животные не осознают ни своих действий, ни своего места в мире и среди себе подобных. Животное не обладает ни сознанием, ни тем более самосознанием. Итак, сознание есть высшая форма отражения. Сущность его состоит в том, что оно есть особое свойство мозга давать идеальное отражение реального мира. К такому пониманию сущности сознания ближе всего подошла марксистская философия. Марксистское понимание сознания характерно тем, что материализм подчеркивает, что сознание содержит в себе противоречия. Сознание, с одной стороны, материально, а с другой нет. Когда марксистская философия говорит о материальности сознания, это значит, что сознание не самостоятельно существующая сущность, а свойство высокоорганизованной материи, т.е. мозга, отражать в себе окружающий мир. Основываясь на вышеназванном понимании сущности сознания, попытаемся определить, что такое сознание.

    Сознание – это знание чего-либо, осознание результатов общественного познания и преобразования мира. Сознание включает не все знания, а лишь ту часть, которая добыта в процессе жизненного опыта итак или иначе воспроизводится при решении конкретных задач, удовлетворении потребностей. Другая же часть знания, будучи не нужной в данной обстановке, может не осознаваться человеком. Это положение означает, что между сознанием и материей существуют и различие, и связь, и единство. Различие состоит, во-первых, в том, что сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств, возникающее на определенной ступени ее развития, во-вторых, в том, что составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные копии последних.

    Единство и связь между сознанием и материей также раскрываются в двух аспектах. С одной стороны, психические явления и мозг тесно связаны между собой как свойство и материальный субстракт, которому это свойство принадлежит и без которого оно не существует; с другой - возникающие в сознании психические образы сходны, тождественны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.

    Глубочайшей сущностью сознания в гносеологическом плане является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознание образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли. Идеальность сознания есть не что иное, как отражение действительности в форме знаний, эмоций, воли, видов и способов (логики) практической деятельности человека.

    Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями, – способностью прежде всего отражать в материальных формах языка, знаков и превращать их посредством деятельности в реальные предметы. Например, если бы людям каменного века каким-то образом попала книга о конструировании автомобилей, то они не смогли бы ее «идеализировать», то есть преобразовать в идеальное, в понятие, осмысленное представление о ней, так как в их жизни еще, не сложились те нормы действительности, которые обусловили бы уровень знаний и деятельности, обобщенные в этой книге.

    Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане понятие «идеальное» позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения и тем самым конкретизировать материалистическое понимание сущности сознания, его противоположность материи. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношения материи и сознания, отношения сознания к материальному миру.

    В то же время идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью. Идеальное есть не что иное, как материальное, «пересаженное» в человеческую голову и преобразованное в ней.

    "