Практикум по обществознанию 10. Введение. Требования к результатам обучения

ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ОБЩЕСТВО»

1вариант.

    Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

    Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме.

2 часть.

1.Выберите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Социальная революция , экономическая реформа , общественный прогресс , социальная динамика , коренные преобразования .

2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Природа , общество , экономика , политика , система

4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.

1) прогресс

2) структура

3) эволюция

4) реформа

6) стратификация

5.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный прогресс».

1) реформа

2) эволюция

3) революция

6.Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют пост­ин­ду­стри­аль­ное общество.

1) на­ту­раль­ное хозяйство

2) кол­лек­ти­вист­ские ценности

3) ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние мик­ро­про­цес­сор­ных технологий

4) пе­ре­ход к вы­пус­ку ма­ло­се­рий­ных изделий

5) пре­вра­ще­ние ин­фор­ма­ции в фак­тор производства

6) раз­ви­тие элек­трон­ных средств коммуникации

7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественных отношениях. В одном из предложений укажите виды общественных отношений. А в другом предложении укажите пример общественных отношений в одной из сфер общ. жизни.

8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобальные проблемы»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о глобальных проблемах. Одно предложение должно содержать информацию о видах глобальных проблем. А другое предложение должно содержать информацию о чертах глобальных проблем(путях решения глобальных проблем)

ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ОБЩЕСТВО»

2 вариант.

1.Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

2.Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме.


3.Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА

ФОРМЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Революция

Радикальное, качественное изменение, скачок в развитии общества, сопряжённый с открытым разрывом с предыдущим состоянием

Преобразование какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры

    Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме.

2 часть.

Социальный институт , общество как система , социальная группа , сфера об­ще­ствен­ной жизни , общественные отношения .

6.Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Со­ци­аль­ная революция , по­ли­ти­че­ская реформа , со­ци­аль­ная динамика , контр­ре­фор­ма в об­ла­сти образования , об­ще­ствен­ный прогресс

7.Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют по­ня­тие «аграрное общество».

1) традиционализм

2) коллективизм

3) фабрика

4) религия

5) боль­шая семья

6) сфера услуг

8.Ниже приведён ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, свя­за­ны с по­ня­ти­ем «глобализация».

1) интернационализация

2) протекционизм

3) интернет-сети

4) Все­мир­ный банк

5) ми­ро­вые рынки

6) на­ту­раль­ное хозяйство

9.Ниже приведён ряд терминов. Всё они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют тра­ди­ци­он­ное общество.

1) коллективизм

2) секуляризация

3) традиционализм

4) сословия

5) стабильность структуры

6) промышленный переворот

10. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественном прогрессе. Одно предложение, содержащее информацию о особенностях общественного прогресса; другое предложение о проявлениях общественного прогресса.9критериях общ. прогресса)

11. Используя обществоведческие знания, раскройте смысл понятия «социальный институт» ; составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об одном из социальных институтов в политической сфере жизни общества;(о признаках социального института),одно предложение, раскрывающее одну из функций любого социального института.

ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ОБЩЕСТВО»

Вариант 3.

1.Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице

ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ

2. Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме.

3.Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФОРМА ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Революция

Коренное качественное изменение всех или

большинства сторон общественной жизни,

затрагивающее основы существующего строя

Усовершенствование в какой-либо сфере

общественной жизни посредством ряда

постепенных преобразований, не

затрагивающих фундаментальных основ

4.Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме.

2 часть.

5.Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Социальная эволюция; общественное развитие; регресс общества; реформа; революция.

6.В приведённом ниже ряду най­ди­те понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных представленных понятий. За­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Социальный институт; семья; государство; бизнес; образование, рынок; политическая партия; СМИ.

7. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, свя­за­ны с по­ня­ти­ем «прогресс».

1) со­ци­аль­ная реформа

2) модернизация

3) стагнация

4) рост про­дол­жи­тель­но­сти жизни

5) па­де­ние уров­ня образования

6) рост уров­ня бла­го­со­сто­я­ния населения

8. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характерным чертам традиционного общества.

1) натуральное хозяйство

2) индивидуализм

3) сословная структура общества

4) глобализация

5) обычное право

6) патриархальность

9. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характерным чертам постиндустриального общества.

1) индустриализация

2) глобализация

3) ресурсосбережение

4) компьютеризация

5) информатизация

6) патриархальность

10.Используя обществоведческие знания, раскройте смысл понятия «глобализация»; составьте два предложения: Одно предложение, содержащее информацию о проявлениях глобализации в политической сфере; одно предложение, раскрывающее отрицательные последствия глобализации в любой сфере.

11.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об обществе. Одно предложение, содержащее информацию о признаках общества, одно предложение, раскрывающее структуру общества (качественную характеристику общества).

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

А. Г. ВАЖЕНИН

ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕСТ80ЗНАНИЮ

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионопьного образования

З-е издание, стереотипное

Москва Издательскии центр «Академия-

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

УДК 3(075.32)

Рецензенты:

доктор юридических наук. профессор кафедры методики преподавания общественно-политических дисциплин Московского государственного областного университета Е.А. Певцова;

заведующая днеВНЬПу1 отлелением , преподаватель Государственного образовательного учреждения

среднего профессионального образования «Московский политехнический колледж» Н. Б. Ходакова

Важенин А. г.

8129 Практикум по обществознанию : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. Г. Важенин. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 208 с.

IS8N 978-5-7695-5266-3

Практикум вместе с учебником ТО/о же автора «Обшсстнознание. состав­ ляет учебный комплект. В нем содержатся задания разного типа - репро­ луктинного и творческого, которые помогут студентам глубже и прочнее усвоить материал учебника, сформировать свою жизненную позицию В

сот ВС гстнии с моральными и ценностными нормами.

Дли с гулсигов образовательных учреждений среднего профсссиональ­ ного обра ювания.

УДК 3(075.32)

Учебное издание Важенин Алексей Геннадьевич

Практикум по обществознанию

Учебное пособие

Рсдактор с.А. Шаренкова. Технический редактор Н. И. Горбачева Компьютерная верстка: Л. М. Беляева

Корректоры В. Н. Рейбекель, О. Н. Тетерина

© Важенин А. г., 2006

© 06разовательно-издательекий центр «Академия.>; 2006

ISBN 978-5-7695-5266-3 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2006

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

ВВЕДЕНИЕ

Задания практикума рассчитаны на более прочное усвоение, повторение и закрепление знаний, полученных при изучении материала учебника. Некоторые задания содержат дополнитель­ ную информацию, расширяюшую кругозор учащихся.

Практикум включает в себя различные типы заданий.

Задания на установление соответствия между понятием и опре­ делением. В этих заданиях определения не совпадают с понятиями. Необходимо каждое из приведенных понятий соотнести с дан­ ным ему определением и, обнаружив ошибку, найти в ряду опре­ делений то единственное, которое раскрывает конкретное поня­

Задания на восполнение недостающих признаков понятий. В этих

заданиях из логического ряда исключены некоторые признаки ка­

кого-либо понятия. Следует дописать их, опираясь на те признаки

понятия, которые приведены в задании.

Задания на исправление ошибок в определениях. В них приводятся неверные утверждения. Нужно найти в учебнике подходящий ма­ териал и на его основе t1справить ошибку.

Задания на заполнение различных таблиц.

Задания на осмысление высказываний мыслителей, ученых, писа­ телей. Внимательно прочитав приведенные цитаты, нужно отве­ тить на вопросы, сформулированные в задании..

Задания на составление схем общественных явлений на основе предложенных понятий, взаимосвязь которых необходимо просле­ ДИТЬ по тексту соответствующего параграфа учебника. Схемы мо­ гут быть горизонтальными и вертикальными.

Например:

I Зкономическая I

I Lоциальная I

Политическая

I Духовная

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

Потребности

Первичные

Физиологические, потребность в безопасности

Вторичные

Социальные,

престижные,

духовные , I

Задания, связанные с решением правовых ситуаций.

Весь комплекс заданий поможет полнее усвоить материал учеб­ ника по каждой теме и позволит лучше ориентироваться в сфере обществознания.

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

ГЛАВА i

ОБЩЕСТВО

1. 1. Понятие общества

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­

Страна - это группа людей, складывающаяся на основе общ­ ности территории, экономических связей, языка, культуры, со­ знания своего внутреннего единства и отличия от подобных обра­ зований.

Государство - это определенная территория, имеющая госу­

дарственную принадлсжность.

Нация - это политическая организация, осуществляющая уп­ равление населением определенной территории.

Брачно-семейные отношения - это отношения в процессе про­ изводства и распределения материальных благ.

Производственные отношения - это отношения между различ­ ными социальными группами (например, богатыми и бедными людьми).

Социальные отношения - это отношения, возникающие в про­

цессе управления обществом и борьбы за власть. Аlежнацuоналъные отношения - это система связей, с ПОМОЩЬЮ

которых общество приобретает целостность и устойчивость. Политические отношения - это отношения между представи­

телями разных наций.

Общественные отношения - это личные отношения, связан­ ные с воспроизводством человека и воспитанием детей.

Задание 2. На основе rv1атериаJrа учебника охарактеризуйте пред-

ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

Американский социолог Э. Шилз выделил следующие при­ знаки общества:

браки заключаются между представителями объединения;

пополняется за счет детей представителей этого объедине­

....................................... ,

обладает собственной системой управления;

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, тра­ диции и пр.), которые находят выражение в определенной

культуре.

Популяции муравьев и пчел называют: социальными или общественными животными;

Разновидностями общественных отношений являются:

производственные отношения;

межнациональные отношения;

Структуру общества составляют:

социальные общности;

........................................,

в науке выделяют следующие социальные институты:

политическии;

...................................... ,

духовный.

Задание 3. Исправьте ошибки в приведенных ниже определениях понятия «общество».

Общество - это:

Продукт совместного времяпрепровождения людей.

Обособившийся от природы биологический вид со всей сово­ купностью заранее определенных форм СОВ!\1еСТJ!ОЙ деятельности

Определенная группа людей, объединившихся для совмест­ ного выполнения какой-либо трудовой деятельности.

Продукт материального обмена между людьми, определен­ ная организация их жизни, включающая многообразные эконо­

мические связи и отношения между ними.

Весь процесс исторического развития человечества. Политико-правовая организация данной страны, имеющая

определенную структуру.

Совокупность индивидов, имеющих общий интерес, на ос­ нове которого строятся их отношения, регулируемые необязатель­ ными правилами поведения (нормами), поддерживаемые и охра­ няемые государственной властью.

Задание 4. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Сде­ лайте вывод о взаимодействии общества и человека.

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

Марк Аврелий об обществе и человеке: «Ты живешь в нем, им

и для него».

Сенека: «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше обще­ ство - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не

поддержал другого».

Л. Н. Толстой: «Человек немыслим вне общества». Э.ДюркгеЙм: «Общество - это наиболее могущественный фо­

кус физических и моральных сил, какой только существует в мире. Нигде в природе не встречается такое богатство разнообразных материалов, сосредоточенных в такой степени. Не удивительно поэтому, что из общества выделяется своеобразная жизнь, кото­ рая, реагируя на элементы, ее составляющие, преобразует их и поднимает до высшей формы существования».

И. Гердер: <,В одиночестве человек - слабое существо, в едине­ нии с другими - сильное. Глубокий, проникающий в сердце взгляд

друга, слово его совета, его утешения раздвигают и поднимают

низко насевшее над ним».

К. Маркс: «Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуще­ ствленный натурализм человека и осуществленный гуманизм при­ роды»; «Прежде всего следует избегать того, чтобы снова проти­ вопоставлять "общество" как абстракцию индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни - даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллек­ тивного ... является проявлением и утверждением общественной

Л. Фейрбах: «Общение облагораживает и возвышает, в обще­ стве человек невольно, без всякого притворства держит себя ина­

че, чем в одиночестве».

Задание 5. Прочитайте суждение одного из ведущих американ­ ских социологов - Р. миллса. Какой смысл автор вкладывает в понятия «общество», «институт»? Какие общественные институ­ ты выделяет Р. Миллс? Приведите примеры функционирования

этих институтов.

«Под институтом Я понимаю общественную форму определен­ ной совокупности социальных ролей. Институты классифициру­ ются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образо­ вательным и т.д.), образуют институциональный порядок. Ком­ бинация институциональных порядков образует социальную струк­

Общество - это конфигурация институтов, которые при сво­ ем функционировании ограничивают свободу действий людей. В современном обществе насчитываются пять институциональных порядков: 1) экономический - институты, организующие хозяй­ ственную деятельность; 2) политический - институты власти;

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

Практикум предназначен для подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ. Может использоваться совместно с учебником А. Ф. Никитина, Г. И. Грибановой, А. В. Скоробогатько, Д. С. Мартьянова «Обществознание. 10 класс» и другими учебниками, входящими в Федеральный перечень. Пособие включает в себя систему методически отобранных и адаптированных разноуровневых заданий, составленных в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Предисловие.

Курс «Обществознание» призван сформировать у школьников познавательные и практические умения получать и осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать, оценивать полученные данные, решать познавательные задачи, соотносить практические ситуации и примеры с теоретическими положениями. Знания и умения курса помогают школьникам осваивать современный мир, активно участвовать в политической, экономической, социальной деятельности. Представленное вашему вниманию пособие предназначено для практической работы на уроке и дома с материалами курса «Обществознание» в 10 классе. Практикум может использоваться старшеклассниками, изучающими курс по учебнику А. Ф. Никитина и др. «Обществознание. 10 класс» (ООО «ДРОФА») или любому учебнику по обществознанию для 10 класса, входящему в Федеральный перечень учебников.

Предисловие.
ГЛАВА I. ЧЕЛОВЕК. ПОЗНАНИЕ.
ГЛАВА II. ОБЩЕСТВО.
ГЛАВА III. КУЛЬТУРА, МОРАЛЬ, ДУХОВНОСТЬ.
ГЛАВА IV. ПОЛИТИКА.
Ответы.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обществознание, практикум, 10 класс, Кишенкова О.В., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Повторение и контроль знаний, обществознание, 10-11 классы, интерактивные дидактические материалы, Сорокина Е.Н., 2015
  • Обществознание, 10 класс, технологические карты уроков по учебнику под редакцией Боголюбова Л.Н., Буйволова И.Ю., 2015

Следующие учебники и книги:

Обществознание. Практикум. 10 класс: профильный уровень. Боголюбов Л.Н. и др.

2-е изд. - М.: 2010. - 160 с.

Пособие содержит задания, позволяющие организовать по каждой теме курса обществознания профильного уровня все основные виды учебной и практической деятельности в соответствии с современными требованиями. Практикум может быть использован и при изучении базового курса.

Формат: pdf

Размер: 38 Мб

Смотреть, скачать: ноябрь .2019г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Просвещение" (см. примечание)

Оглавление
Введение 5
Глава 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность 9
1. Место философии в системе обществознания. Философия и наука
2. Древние мыслители о мире человека 14
3. Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время 17
4. Общественная мысль России 20
5-6. Основные профессии социально-гуманитарного профиля 23
Глава 2. Общество и человек 30
7. Происхождение человека и становление общества
8. Сущность человека как проблема философии 33
9. Общество и общественные отношения 38
10. Социальная система и ее среда 41
11-12. Типология обществ 44
13. Культура и цивилизация 50
14. Факторы изменения социума 56
15. Проблема общественного прогресса 61
16. Свобода выбора и ответственность за выбор 66
Глава 3. Деятельность как способ существования людей 70
17. Деятельность -
18. Деятельность в сфере духовной культуры 75
19. Трудовая деятельность 77
20. Политическая деятельность 83
Глава 4. Сознание и познание 87
21. Онтология и теория познания
22. Истина и ее критерии 90
23. Жизненный опыт и здравый смысл 93
24. Основные особенности научного мышления 96
25. Социальное познание 100
26. Теоретическое и обыденное сознание 104
27. Самосознание и развитие личности 106
Глава 5. Личность. Межличностные отношения 111
28. Индивид, индивидуальность, личность
29. Возраст и становление личности 115
30. Направленность личности 118
31. Общение как обмен информацией 124
32. Общение как взаимодействие 129
33. Общение как понимание 133
34. Малые группы 135
35. Групповая сплоченность и конформное поведение 139
36. Групповая дифференциация и лидерство 142
37. Семья как малая группа 146
38. Асоциальные и криминальные молодежные группы 151
39. Конфликт в межличностных отношениях 156

Практикум рассчитан на учащихся 10 классов, заинтересованных в углубленном изучении обществознания. Чтобы достичь в этом хороших результатов, потребуется не только тщательное изучение учебного текста, но и значительная самостоятельная работа, которая позволит полнее освоить научное содержание курса и приобрести предусмотренные программой умения. Эти знания и умения необходимы как для успешной сдачи экзаменов, открывающих путь в высшую школу, так и для эффективного освоения социальных и гуманитарных наук на студенческой скамье. Программа данного курса содержит минимальный перечень самостоятельных, лабораторных и практических работ, опыт выполнения которых обязательно должны приобрести все учащиеся. Ниже жирным шрифтом воспроизводится этот перечень с краткими комментариями.