Православная энциклопедия "азбука веры"

В разделе на вопрос Кому пренадлежат эти слова?Я - Свет, а вы не видите Меня. Я - Путь, а вы не следуете за Мной. Я - Истина, а вы.... заданный автором ростбиф лучший ответ это очевидно цитата переделанная или взята из апокрифов...либо дописана кем то уже после составления Нового Завета... но не Библейская... .
но так сказать по Писанию мог только Иисус.
Это Его титулы
Свет миру
Путь
Истина
Жизнь
в полном объеме похожие слова в ев. от Иоанна
5Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
6Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
7Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.
Источник: Иоанна 8

Ответ от Надежда Журавель [гуру]
Говорят, среди песчаных дюн во Фландрии высится массивный деревянный крест с образом Спасителя в центре, под ним - почерневший от времени - резной текст:
"Я - Свет, а вы не видите Меня.... "


Ответ от Европеоидный [гуру]
Какому-то лоху! 🙂


Ответ от Доктор Григорий Хата [гуру]
Мне.. .
спасибо за поддержку!


Ответ от Посольство [гуру]
Господу нашему))


Ответ от Андрей Котов [гуру]
Самовлюблённым иудеям. Я... я... я... я... -только никому как-то нет дела.


Ответ от Osfalia [гуру]
Я - Свет, а вы не видите Меня
Я - Путь, а вы не следуете за Мной
Я - Истина, а вы не верите Мне
Я - Жизнь, а вы не ищите Меня
Я - Учитель, а вы не слушаете Меня
Я - Господь, а вы не повинуетесь Мне
Я - ваш Бог, а вы не молитесь Мне
Я - ваш лучший Друг, а вы не любите Меня
Если вы несчастливы, то не вините Меня
пусть ответят атеисты))

«Азбука веры» – ведущий православный интернет-портал, основанный в 2005 г. Включает в себя тематическую энциклопедию, состоящую из 5 основных разделов-ступеней, словарный раздел и ряд других проектов, ссылки на которые представлены на этой странице. Ежемесячная аудитория сайта составляет около 1,9 миллионов посетителей. У нас Вы найдёте тысячи книг и статей православных авторов.
Настоящий сайт вырос из сборника статей, которые накапливались его авторами по мере разрешения тех или иных сомнений. Мы сделали попытку классифицировать наиболее часто возникающие вопросы, которые появляются у людей, интересующихся религией. Христианству почти 2000 лет, и те проблемы, что иногда ставят ищущих в тупик, ясно и четко описаны и разъяснены множеством исследователей, как древних, так и современных. Наша основная задача – помочь читателю избавиться от стереотипов и суеверий, сориентироваться в многообразии голосов и мнений.

Господь сказал: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Самое главное во всей нашей кратковременной жизни – успеть услышать этот призыв и ответить на него.

В одном из храмов города Соликамска на стене написана икона Спасителя – «Спас Нерукотворный», а под ней – замечательные слова:

Я – СВЕТ, а вы не видите Меня;
Я – ИСТИНА, а вы не верите Мне;
Я – УЧИТЕЛЬ, а вы не слушаете Меня;
Я – ГОСПОДЬ, а вы не повинуетесь Мне;
Я – ПУТЬ, а вы не следуете за Мной;
Я – ЖИЗНЬ, а вы не ищете Меня;
Я – ваш БОГ, а вы не молитесь Мне;
Я – ваш лучший ДРУГ, а вы не любите Меня.
ЕСЛИ ВЫ НЕСЧАСТНЫ, ТО НЕ ВИНИТЕ МЕНЯ.

Как-то раз одному человеку приснился сон, будто идет он по песчаному берегу, а рядом с ним – Господь. И начал человек вспоминать события своей жизни. Вспоминал радостные – и замечал на песке две цепочки следов, своих и Господа. Припоминал несчастья – и видел лишь одну.
Опечалился тогда человек и стал спрашивать Господа:
– Не Ты ли говорил мне: если последую путем Твоим, Ты не оставишь меня? Почему же в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку? Почему Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?
И Господь ответил:
– Я люблю тебя и никогда тебя не покидал. Просто в пору бед и испытаний Я нес тебя на руках...

Духовная жизнь бесплодна без Церкви, но так же бесплодно и посещение храма без участия в Богослужениях и Таинствах.

Святитель Николай Сербский для того, чтобы обрести истинное счастье, предлагает держаться несложных правил:

  1. думайте о Боге хотя бы столько же, сколько думаете о людях;
  2. бойтесь Бога хотя бы столько же, сколько боитесь людей;
  3. почитайте Бога хотя бы столько же, сколько уважаете людей;
  4. молитесь Богу хотя бы столько же, сколько просите людей;
  5. надейтесь на Бога хотя бы столько же, сколько надеетесь на людей;
  6. просите помощи у Бога хотя бы столько же, сколько просите у людей;
  7. исполняйте закон Божий хотя бы столько же, сколько исполняете человеческий;
  8. благодарите Бога хотя бы столько же, сколько благодарите людей;
  9. славьте Бога хотя бы столько же, сколько славите людей!".

Жизнь даётся человеку только один раз. И прожить её надо так, чтобы в этой жизни успеть встретиться с Богом. Даже если от этой Встречи будет обжигающе больно за бесцельно прожитые годы... Владимир Легойда

Святитель Макарий 16/29 янв.1547 г. Венчал на Царство Московское Иоанна Грозного, и Москва стала Третьим Римом (об этом и ). Слово на Рождество Христова – Святитель Григория Неокесарийского. Рождество Христово . Евангелие о Первенце – Святитель Николай Сербский. « » , – говорено Святителем Филаретом Московским в 1826 г.
Суббота перед Богоявлением : (1Тим. III,14-IV,5 , Мф. III,1-11 ). "Дом Божий, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины ". Следовательно, нам нечего вращать очи туда и сюда, чтоб высмотреть, нет ли где истины. Она – близ. Будь в Церкви , содержи все, что она содержит, – и будешь во истине, – будешь обладать истиною и жить по ней и в ней , и вследствие того истинной будешь преисполнен жизнью . [Духовнонемощные и еретики-паписты по внушению сатаны путают Церковь Христову со священноСЛУЖИТЕЛЯМИ. Ну подумайте сами, может ли служитель Церкви быть САМОЙ Святой СОБОРНОЙ Апостольской Церковью? А может находится в ИСТИНЕ "молитвенник" о "Великом Господине и Отце" своём папе Москровском Кирилле, совершающий своими ВОПЛЯМИ-"молитвами" МЕРЗОСТЬ запустения ?+ ] Вне Православной Церкви нет ИСТИНЫ . Она единая верная хранительница всего заповеданного Господом через Св. Апостолов и есть потому настоящая Апостольская Церковь . Иные потеряли Церковь Апостольскую, и, как по христианскому сознанию, носят убеждение, что только Апостольская Церковь может верно хранить и указывать истину, вздумали сами построить такую церковь, и построили, и имя ей такое придали. Имя придали, а существа сообщить не могли. Ибо Апостольская Церковь создана по благоволению Отца Господом Спасителем благодатью Св. Духа через Апостолов . Людям такой уж не создать. Думающие создать такую уподобляются детям, в куклы играющим. Если нет на земле истинной Апостольской Церкви, нечего и труды тратить над созданием ее. Но благодарение Господу, Он не попустил вратам адовым одолеть Св. Апостольскую Церковь. Она есть и пребудет по обетованию Его, до скончания века. И это есть наша Православная Церковь . Слава Богу! [Эти слова Святитель Феофан написал в конце 18-го века, когда о безумной жидовской толерантности (терпимости) к сатанизму и ересям в России и слышно не было!

Сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак . То есть поскольку они знали за собой много нечистого, то совесть имела в них нажженные знаки ИХ НЕЧИСТОЙ жизни, и потому порицала брак . Так как, если бы действительно чиста была их жизнь, то и совесть их была чиста и не порицала бы того, что Бог БЛАГОСЛОВИЛ . Подобно тому, как страдающий желудок осуждает пищу, тогда как сам внутри себя имеет дурные соки для пищеварения. Итак, что же? Мы разве не возбраняем вступать в брак? Никак. Но тех, кто не желает вступать в брак, направляем к хранению девства, внушая, что оно честнейшее; но отсюда не следует, что брак уже бесчестен , подобно тому, как из того, что золото честнейшее, не следует, что оно честнее честного, и лучшее – лучше хорошего, а не худого. Итак, могущий пусть берется за золото девства; а кто не может этого, пусть принимает серебро брака.
И употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и ПОЗНАВШИЕ истину вкушали с благодарением (1Тим. 4,3) . Что же? Разве для неверных не создал Бог брашен? Да, но они воздерживаются. Итак, что же? Ужели наслаждение не воспрещено? И очень, но не вкушение пищи. Ибо вкушение блюдет умеренность, а наслаждение не знает меры . Впрочем и наслаждение пищей не само по себе нечисто, но потому, что РАССЛАБЛЯЕТ душу предающихся ему. И познавшие истину . Все иудейское было образом, а теперь царствует истина . Иудеям запрещено было многое (Лев. 11,2 и след .), не как нечистое, но чтобы искоренить наслаждение, – чтобы они, будучи приведены в стеснительное положение от многих запрещений, – стали закапать быков и овец и таким образом познали, каких богов изобрели себе египтяне. Итак, под истиной разумей или веру во Христа, или просто – ту истину, о которой тотчас будет речь.
Ибо всякое творение Божие хорошо , и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением , потому что освящается словом Божиим и молитвою (1Тим. 4,4-5) . Если освящается что, то не значит ли это, что оно нечисто? Нет, Апостол делает ограничение. Сперва он по существу говорит что нет ничего нечистого [ибо всякое творение Божие хорошо ], потом с ограничением: допустим, говорит, что есть что-нибудь нечистое, но ТЫ имеешь врачевство: осени КРЕСТНЫМ знамением, возблагодари, воздай СЛАВУ Богу, – и нечистота исчезнет. Ибо благодарение ВСЁ очищает . [Обратим внимание, что это УТВЕРЖДАЕТ Святитель (УЧИТЕЛЬ Церкви Христовой), а нынешние доморощенные боги ОСЛОВ (от бог-ослов), что бесовская сила такая, утверждают, что этого ДРЕВНЕЙШЕГО врачества НЕДОСТАТОЧНО. Другим словами, по их КРИВОВЕРНОМУ мнению , бесовская сила сильнее и Креста Животворящего и Самого Бога! Но мудрый Святитель Феофилакт через века обличает КРИВОВЕРОВ:] а неблагодарный САМ нечист и скверен . Ужели таким образом мы можем очистить и идоложертвенное? ДА , если мы не знаем, что это идоложертвенное; но потому, что мы нарушили закон, повелевающий не приобщаться к трапезе демонов. [Вам понятно, что делают подвижники добродетелей падшего естествав? Правильно, они являются РУПОРАМИ слуг сатаны, и не столько извещая, сколько ОБЪЯВЛЯЯ, что ВСЁ со штрихкодами – это идоложертвенное, т.е. ВСЁ относится к трапезе демонов!!! Таким образом, борцы с ИНН, штрихкодами и другой дребеденью являются СЛУГАМИ сатаны! ] Следовательно, оскверняется ПРОИЗВОЛЕНИЕ твое от преслушания, а пища по природе НЕ БЫВАЕТ нечистой ». А как же быть ПРАВОСЛАВНЫМ христианам, ведь борцы с ИНН объявили, что ВСЁ идоложертвенное, что ВСЁ принадлежит трапезе демонов? К этому объявлению необходимо относиться, как ИНФОРМАЦИОННОЙ акции СЛУГ сатаны – если примем к исполнению и не будем потреблять ОБЪЯВЛЕННЫЕ продукты, то боясь совершить ПРЕСЛУШАНИЕ указаниям слуг сатаны, будем на послушании у них и примем ПОСИЛЬНОЕ участие в акции слуг сатаны, и тем похулим ВСЕМОГУЩЕСТВО Бога ; если отвергнем притязания СЛУГ сатаны на ВСЕ продуты, помеченные штрихкодами, и их УКАЗАНИЯ не есть чего-либо ОТВЕРГНЕМ , то мы сообщим БОГУ, что мы знаем о ВСЕМОГУЩЕСТВЕ Его, и тем ПРОСЛАВИМ Его . У каждого человека есть БОГОМ дарованная ЦАРСТВЕННАЯ свобода выбора, а потому думайте сами, решайте сами: быть ли на послушании у Всемогущего Бога или быть на послушании у бездуховных, БЕЗГРАМОТНЫХ недоумков, а то и у откровенных слуг мировой закулисы .
показано, что с марта 1917 года православное духовенство фактически заявило о своем отказе от православного мировоззрения . Ныне же ситуация с православным мировоззрением православного духовенства обострилась дальше некуда. Ересь папизма и цареборчества в Русской Православной Церкви цветет и пахнет так сильно, что безбожники, путая негодяев в рясах православных священнослужителей с Православной Церковью (БЕЗГРЕШНОЙ по самой своей сути!), отвергают не недостойных священнослужителей, а саму Церковь Христову и Самого Бога Вседержителя. Именно это-то и требуется жидам-изуверам (мировой закулисе)! Все максимы калашниковы, отвергая Бога, отвергая Церковь Христову, служат САТАНЕ, хоть и пыжатся изображать себя Русскими Патриотами! Иго-то жидовское ведь наложено Богом из-за отречения Россией от своего Царя-БОГОПОМАЗАННИКА, а значит и от Бога и от Церкви Православной, т.е. от ИСТИНЫ и от столпа и утверждения Истины . Огромнейшая доля вины в этом и недостойных священнослужителей, которые совершив грехи клятвопреступлений своих клятв (их присягу смотри ) и став невольными сотрудниками агентов мировой закулисы, приняли посильное участие в разрушении Российской Империи. Т.е. приняли посильное участие в служении САТАНЕ. И ныне, к великому нашему сожалению, продолжают в том же ПАПИСТСКОМ духе! Пророк же Иоанн Предтеча напоминает сегодня нам: Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3,10). Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф. 11,15) Ну а кто не слышит, тому пока или уже не надо! Мы ведь пишем только для тех, кого Иисус Христос за чистоту сердца избрал+ себе в удел, ибо это те, которые, усвоив открытое им, будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе (Иоан. 4,23). Будем только помнить предупреждение Иисуса Христа: негодного раба выбросят во тьму внешнюю : там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25,30) .

"Грустный вальс "

+ Необходимо понимать, что искупить какой-либо СВОЙ грех грешник НЕ МОЖЕТ , это только барон Мюнхаузен мог, взяв себя за свои волосы, вытянуть из болота не только себя, но и свою лошадь! Искупитель, так же как и Чудотворец, ТОЛЬКО один – Иисус Христос. Правда, для усвоения Искупительной жертвы Иисуса Христа в ПОЛНОТЕ необходимо, УСВОИВ святого Царя Николая Второго, ПРОСЛАВИТЬ этого Угодника Божьего в . Ибо именно святой Император Николай Александрович, будучи Христом Господним , неся КРЕСТ служения для проживающих на территории Российской Империи , хоть и обладал (как и ВСЕ святые) падшим естеством (т.е. он обладал НЕСВОБОДНЫМ от греха естеством), но Он КЛЯТВОпреступником Соборного Обета 1613 года НЕ БЫЛ, а потому Он и мог, ВЫПОЛНЯЯ Волю Божью, принести Себя в жертву ради СПАСЕНИЯ всех от ПРОКЛЯТЬЯ Божьего .

"Разговор с Царем-Искупителем Николаем Вторым "
Алексей Мысловский

"Наш Царь грядёт, Его призвал народ!"
«Православная музыкальная дружина “Сыновья России”»
взята песня

В одном из храмов города Соликамска (Пермская обл.) на стене написана икона Спасителя - «Спас Нерукотворный», и при ней - замечательная надпись:

Я - СВЕТ, а вы не видите Меня;

Я - ИСТИНА, а вы не верите Мне;

Я - УЧИТЕЛЬ, а вы не слушаете Меня;

Я - ГОСПОДЬ, а вы не повинуетесь Мне;

Я - ПУТЬ, а вы не следуете за Мной;Я - ЖИЗНЬ, а вы не ищете Меня;

Я - ваш лучший ДРУГ, а вы не любите Меня.

Я - ваш БОГ, а вы не молитесь Мне;

ЕСЛИ ВЫ НЕСЧАСТНЫ — ТО НЕ ВИНИТЕ МЕНЯ.

Многие люди думают, что, если они хоро­шо устроились в жизни, то благоденствие им гарантировано. Хотя бы в этой жизни. Но мы знаем, как часто бывают катастрофы, ава­рии, болезни; злоба и глупость человеческие тоже приводят к печальным последствиям. Так не лучше ли надеяться на Бога, в Нем полагать основу своей надежды, уверенно­сти в дне сегодняшнем и завтрашнем?..

«Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и ма­лейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? Посмотрите на лилии, как они ра­стут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не оде­вался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!» (Лк. 12, 24-28).

Какие утешительные слова. Вся надежда на Него! И Сам Христос об этом же: «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Цар­ствия Божия, и это всё приложится вам».

…Господи, научи меня во всем на Тебя полагаться и никогда не допускать даже самого малого колебания в этом. Сколько раз Ты давал нам какие-то испытания, а по­том, чуть замедлив (чтобы проявилась наша вера), замедлив, как когда-то к Лазарю (Ин. 11, 6), приходил и властно решал все наши проблемы… Помоги ни во что ставить житей­ские вопросы, зная, что Ты все устроишь, а наше дело - лишь с самоотдачей исполнять дела, на которые Ты нас поставил!

Смерть Иисуса Христа стала поворотным моментом в истории человечества. Наверное на земле почти нет людей, которые бы не слышали об Иисусе Христе и его жизни. Но в тоже самое время не многие осознают, что Иисус Христос действительно сделал для каждого человека на земле. Я предлагаю вам ознакомиться со статьей С. Трумэна Дэвиса, который пишет о физических аспектах страдания Иисуса Христа на кресте - в последние часы Его земной жизни.

Почти все жители земли слышали об Иисусе Христе. У многих дома есть Библии . Некоторые её пытались читать. И совсем немногие пытаются жить, согласно тому, что в ней написано. В данной статье автор описывает смерть Иисуса Христа с точки зрения медицины. Иисус Христос был распят на кресте - Он умер смертью, которой обычно казнили преступников. Он умер за каждого из нас. Прочтите эту статью и вы никогда уже не сможете забыть о том, что произошло в тот день...

В этой статье я хочу обсудить некоторые физические аспекты страстей или страданий Иисуса Христа. Мы проследим Его путь из Гефсиманского сада на суд, затем, после Его бичевания, шествие на Голгофу и, в конце концов, Его последние часы на кресте...

Я начал с изучения того, как практически осуществлялся акт распятия, т.е. истязания и лишения жизни человека, когда пригвождали к кресту. По всей видимости, первое известное в истории распятие совершили персы. Александр Македонский и его военноначальники возобновили эту практику в странах Средиземноморья — от Египта до Карфагена. Римляне переняли это у Карфагенян и быстро, как и все, что они делали, превратили это в эффективный способ казни. Известные римские авторы (Ливий, Цицерон, Тацит) пишут об этом. Некоторые нововведения и изменения описываются в древнеисторической литературе. Я упомяну только часть из них, имеющую отношение к нашей теме. Вертикальная часть креста, иначе ножка, может иметь горизонтальную часть, иначе древо, расположенную на 0,5 - 1 метра ниже вершины — как раз такую форму креста мы обычно считаем сегодня классической (позже он был назван латинским крестом). Однако, в те дни, когда наш Господь жил на Земле, форма креста была иная (наподобие греческой буквы "тау" или нашей буквы "Т"). На этом кресте горизонтальная часть располагалась в выемке на вершине ножки. Существует достаточно много археологических свидетельств того, что Иисус Христос был распят именно на таком кресте.

Вертикальная часть обычно постоянно находилась на месте казни и осужденный человек должен был нести древо креста, весившее около 50 килограмм, от тюрьмы до места казни. Без каких-либо исторических или библейских доказательств художники средневековья и эпохи Ренессанса изображали Христа, несущего целиком весь крест. Многие из этих худож ников и большинство скульпторов сегодня изображают ладони Христа, в которые вбиты гвозди. Римская историческая летопись и экспериментальные доказательства говорят о том, что гвозди вбивались между костями запястья, а не в ладони. Гвоздь, вбитый в ладонь, разорвет её сквозь пальцы под действием веса тела осужденного. Это ошибочное мнение, возможно, явилось результатом недопонимания слов Христа, обращенных к Фоме: “Посмотри руки мои”. Анатомы, как современные, так и древние, всегда считали запястье частью руки. Небольшую дощечку с надписью о преступлении осужденного обычно несли впереди процессии, а затем прибивали к кресту над головой. Эта табличка вместе с древком, прикрепленным на вершине креста, могла создать такое впечатление формы, характерной для латинского креста.

Страдания Христа начинаются уже в Гефсиманском саду. Из многих аспектов я рассмотрю только один, представляющий физиологический интерес: кровавый пот. Интересно, что Лука, который был врач среди учеников, единственный, кто упоминает об этом. Он пишет: "И в мучениях еще усерднее молился Он. И словно капли крови, падал на землю пот Его". Современные исследователи использовали все мыслимые попытки, чтобы подыскать объяснение этой фразе, очевидно пребывая в ложной уверенности, что этого не может быть. Много напрасных усилий можно было бы избежать, если обратиться к медицинской литературе. Описание явления гематидроса или кровяного пота, хотя и очень редко, но встречается в литературе. Во время большого эмоционального стресса, мельчайшие капилляры в потовыделяющих железах разрываются, что приводит к смешиванию крови и пота. Одно лишь это могло вызвать у человека состояние сильной слабости и, возможно, шока.

Мы опускаем здесь места, связанные с предательством и арестом. Должен подчеркнуть, что важные моменты страданий Христа отсутствуют в этой статье. Возможно, это огорчит Вас, но для того, чтобы следовать нашей цели — рассмотреть только физические аспекты страданий — это необходимо. После ареста ночью Христа привели в Синедрион к первосвященнику Каиафе. Здесь Ему наносят первую физическую травму, ударяя по лицу за то, что Он молчал и не отвечал на вопрос первосвященника. После этого охранники дворца надели Ему повязку на глаза и издевались над Ним, требуя сказать, кто из них плевал на Него и бил по лицу.

Утром Христа, избитого, жаждущего и изнеможенного от бессонной ночи ведут по Иерусалиму в Преторию Крепости Антония, место, где находился прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Вам, конечно, известно, что Пилат попытался переложить ответственность за принятие решения на тетрарха Иудеи Ирода Антипу. Очевидно, что у Ирода Христу не причиняли физических страданий и Он был приведен обратно к Пилату.

И вот затем, уступая крикам толпы, Пилат приказал освободить мятежника Варавву и осудил Христа на бичевание и распятие. Существует много разногласий среди авторитетных ученых относительно того, что бичевание служило прелюдией к распятию. Большинство римских писателей того времени не связывают вместе эти два вида наказания. Многие исследователи считают, что первоначально Пилат приказал бичевать Христа и этим ограничиться, а решение о смертной казни через распятие было принято под давлением толпы, утверждавшей, что прокуратор не защищает данным образом кесаря от человека, называющего себя Царем Иудейским.

И вот идет подготовка к бичеванию. С узника срывается одежда, и его руки привязывают над головой к столбу. До конца не ясно, пытались ли соблюдать римляне иудейский закон относительно бичеваний. У иудеев был древний закон, по которому запрещалось наносить более, чем сорок ударов. Фарисеи, всегда следившие за неукоснительным соблюдением закона, настаивали на том, чтобы число ударов было тридцать девять, т.е. в случае ошибки при счете закон, тем не менее, не был бы нарушен. Римский легионер приступает к бичеванию. В руках у него плеть, которая представляет собой короткий кнут, состоящий из нескольких тяжелых кожаных ремней с двумя маленькими свинцовыми шариками на концах.

Тяжелая плеть со всей силой снова и снова опускается на плечи, спину и ноги Христа. Вначале тяжелые ремни рассекают только кожу. Затем они врезаются глубже в подкожную ткань, вызывая кровотечение из капилляров и подкожных вен, и, наконец, приводя к разрыву кровяных сосудов в мышечной ткани.

Маленькие свинцовые шарики сначала образуют большие и глубокие кровоподтеки, которые при повторных ударах разрываются. Под конец этой пытки кожа на спине свисает длинными клочьями и все это место превращается в сплошное кровавое месиво. Когда руководящий этой экзекуцией сотник видит, что узник близок к смерти, бичевание, наконец, прекращается.

Христу, находившемуся в полусознательном состоянии, развязывают руки, и Он падает на камни, залитые Его кровью. Римские воины решают теперь позабавиться над провинциальным евреем, заявляющим, что Он - Царь. Они набрасывают на Его плечи одежду и дают Ему в руки палку в качестве скипетра. Но нужна еще корона, чтобы завершить эту забаву. Они берут небольшой пучок гибких веток, покрытых длинными шипами (обычно используемых для костра) и сплетают венок, который надевают на Его голову. И снова происходит обильное кровотечение, поскольку на голове расположена густая сеть кровеносных сосудов. Наглумившись вдоволь и разбив Его лицо, легионеры берут у Него трость и бьют Его по голове, чтобы терновые шипы еще глубже врезались в кожу. Устав, наконец, от этой садистской забавы, они срывают с Него одежду. Она прилипла уже к сгусткам крови на ранах и её срывание, также как и неосторожное снятие хирургической повязки, вызывает мучительную боль, почти такую же, как если бы Его снова хлестали плетью, и Его раны опять начинают кровоточить.

Из уважения к еврейской традиции римляне возвращают Ему одежду. Тяжелое древо креста привязывают к Его плечам и процессия, состоящая из осужденного Христа, двух разбойников и отряда римских легионеров, возглавляемых сотником, начинает свое медленное шествие на Голгофу. Несмотря на все усилия Христа идти прямо, Ему это не удается, и он, спотыкаясь, падает, так как деревянный крест слишком тяжел и было потеряно много крови.

Иисус пытается встать, но силы оставляют Его. Сотник, проявляя нетерпение, заставляет некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, взять и нести крест вместо Иисуса, Который в холодном поту и теряя много крови, пытается идти Сам. Путь длиной около 600 метров от крепости Антония до Голгофы, наконец, завершен. С узника снова срывают одежду, оставляя только набедренную повязку, что позволялось евреям.

Начинается распятие и Христу предлагают выпить вино, смешанное с миррисом - слабоанастезирующую смесь. Он отказывается от нее. Симону приказывают положить крест на землю и затем быстро кладут Христа спиной на крест. Легионер проявляет некоторое замешательство перед тем, как он вбивает тяжелый, квадратный, кованый гвоздь в запястье руки и пригвождает её к кресту. Он быстро проделывает то же самое с другой рукой, стараясь не тянуть её слишком сильно, чтобы дать некоторую свободу в движениях. Древо креста затем поднимается и водружается на вершине ножки, после чего прибивается табличка с надписью: ИИСУС НАЗОРЕЙ, ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ.

Левую ступню прижимают сверху к правой пальцами вниз и вбивают гвоздь в подъем ступней, оставляя колени слегка согнутыми. Распятие жертвы завершено. Его тело повисает на гвоздях, вбитых в запястье, что вызывает мучительную, нестерпимую боль, которая отдает в пальцы и пронзает всю руку и мозг — гвоздь, вбитый в запястье, давит на срединный нерв. Пытаясь уменьшить нестерпимую боль, Он приподнимается, перенося вес Cвоего тела на ноги, прибитые гвоздем к кресту. И вновь жгучая боль пронзает нервные окончания, расположенные между плюсневыми костями ступни.

В этот момент происходит еще одно явление. По мере того, как накапливается усталость в руках, волны судорог проходят по мышцам, оставляя за собой узлы неослабевающей пульсирующей боли. И эти судороги лишают Его возможности приподнять свое тело. Из-за того, что тело полностью повисло на руках, грудные мышцы парализованы, а межреберные мышцы не могут сокращаться. Воздух можно вдохнуть, но нельзя выдохнуть. Иисус изо всех сил пытается подтянуться на руках, чтобы сделать хотя бы маленький глоток воздуха. В результате накопления углекислого газа в легких и крови судороги частично ослабевают, и появляется возможность приподняться и сделать выдох, чтобы затем получить спасительный глоток воздуха. Несомненно, именно в этот период времени Он произносит семь коротких фраз, которые приведены в Святом Писании.

Первую фразу Он произносит, когда смотрит на римских воинов, деливших Его одежду, бросая жребий: "Отец, прости им, ибо они не ведают, что творят".

Вторую, когда обращается к раскаявшемуся разбойнику: "Истинно говорю тебе, сегодня будешь со мною в раю".

Третью, когда видит в толпе свою мать и убитого горем юного апостола Иоанна: "Вот сын твой, женщина" и "Вот мать твоя".

Четвертую, являющуюся первой строфой 21 Псалма: "Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня?"

Приходят часы непрекращающихся мук, судороги пронзают Его тело, возникают приступы удушья, жгучей болью отдается каждое движение, когда Он пытается приподняться, так как раны на спине вновь раздираются о поверхность креста. После этого следует другая агония: сильная сдавливающая боль возникает в груди из-за того, что кровяная сыворотка медленно заполняет околосердечное пространство, сжимая сердце.

Вспомним слова из 21-го Псалма (стих 15): "Я пролился как вода, все кости мои рассыпались, сердце мое сделалось как воск, расстаяло посреди внутренности моей". Все почти кончено. Потеря жидкости в теле достигла критической точки, сдавленное сердце еще пытается перекачивать густую и вязкую кровь через сосуды, измученные легкие делают отчаянную попытку втянуть хоть немного воздуха. Чрезмерное обезвоживание тканей приносит мучительные страдания.

Иисус издает крик: "Меня мучает жажда!" - это пятая Его фраза. Вспомним другую строфу из пророческого 21-го Псалма: "Сила моя иссохла, как черепок, язык мой прильнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной".

Губка, смоченная в дешевом кислом вине Поска, которое было в ходу у римских легионеров, подносится к Его губам. Он, видимо, ничего не пил. Страдания Христа достигают крайней точки, Он чувствует холодное дыхание смерти. И Он произносит Свою шестую фразу, которая не является всего лишь причитанием в предсмертной агонии: "Вот теперь все".

Его миссия искупления грехов человеческих завершена и Он может принять смерть. Еще одно последнее усилие, Он снова упирается разбитыми ступнями ног, выпрямляется, делает вдох и издает Свою седьмую и последнюю фразу: "Отец, в Твои руки передаю дух Мой".

Остальное известно. Не желая омрачать субботу перед Пасхой, евреи попросили о том, чтобы казненных сняли с крестов. Обычным методом, используемым для завершения казни через распятие, было перебивание костей голени. Тогда жертва не сможет больше приподниматься на ногах и вследствие большого напряжения в мышцах груди наступает быстрое удушье. Ноги у двух разбойников были перебиты, но когда воины подошли к Иисусу, то увидели, что в этом нет необходимости, и таким образом сбылось Писание: "Кость Его да не сокрушится". Один из воинов, желая убедиться в том, что Христос умер, пронзил Его тело в области пятого межреберья по направлению к сердцу. В Евангелии от Иоанна гл. 19 ст. 34 говорится: "и сразу кровь и вода хлынули из раны". Это говорит о том, что вода вышла из объема вокруг сердца, а кровь — от пронзенного сердца. Таким образом, у нас есть достаточно убедительные посмертные доказательства, что наш Господь умер не обычной при распятии смерти от удушья, но от сердечной недостаточности вследствие шока и сдавливания сердца жидкостью в области перикардии.

Итак, мы увидели то зло, на которое способен человек по отношению к другому человеку и к Богу. Это весьма неприглядная картина, которая производит угнетающее впечатление. Как же мы должны быть благодарны Богу за Его милосердие к человеку — это чудо искупления грехов и ожидание пасхального утра!

С. Трумэн Дэвис
Перепечатка из журнала Аризона Мэдисин. Март, 1965.