Припоминание душой идей. Познание как припоминание. Теоретические источники Платона

Платон – создатель объективного идеализма, великий учитель человечества.Родился аристократом. Настоящее имя – Аристокл.

Платон – прозвище за ширину его плеч. Был талантливым человеком. Увлекался поэзий, драматургией, живописью, гимнастикой, борьбой.

В 407 до н.э. встретил Сократа, стал его учеником. После сжег все свои сочинения и отдался философии. Жил в эпоху заката афинской демократии. Предпринимал огромные усилия для сохранения Афин.

Платон совершил 3 поездки на Сицилию.

Приезжал по приглашению тирана Дионисия. «Пока государством не будут управлять философы, либо правители не научатся философствовать, благополучия не достичь»

Дионисий продал Платона в рабы Спарте. Платона спас выкупивший его почитатель, предоставивший ему свободу.

Потом Платон бывал в Сиракузах 2 раза по приглашению Дионисия младшего.

Во время 2 визита его хотели казнить.

В 399 до н.э. умирает Сократ -> Платон уезжает из Афин. Совершает двенадцатилетнее путешествие: Египет, Вавилон, Финикия, Ассирия, Кирена. После возвращается в Афины создает академию.

Теоретические источники Платона:

  • Сократ открыл сферу умопосягательной реальности. Этические идеи.
  • Гераклит – идея изменчивого бытия и наделяет этой чертой мир чувств природы
  • Элеаты – у них Платон берет идею неподвижности целостного духовного бытия. И его чертами наделяет мир эйдосов
  • Пифагорейцы – создание мира на основе чисел, учение о математической закономерности
  • Софисты.

347 до н.э. он умер.

Фундаментальная социально-политическая идея Платона: пока в государстве не будут править философы, либо правители не научатся хорошо философствовать и власть не сольется с философией, никакого благополучия в государстве не достичь. Власть и философия должны быть единым целым.

Теория идей Платона

Образно называет ее “второй навигацией” (движение корабля на веслах. первая- под парусами)- объяснение чувственного мира духовными причинами.

Платон совершил революцию в философии.

Мир, который невозможно объяснить при помощи физики, Платон стремится объяснить духовностью. Подлинная сущность мира, первоосновы – Эйфосы.

Идея – не только мысль о предмете, но и

  1. Начало, порождающее чувственную реальность
  2. Идея- это образец, парадигма, глядя на которую Демиург творит чувственный мир
  3. Цель (телос), к которой устремляются чувственные вещи
  4. Смысловой предел вещи
  5. Мысль о предмете.

Идея обладает следующими чертами:

  • Объективна
  • Абсолютна
  • Неизменна
  • Совершенна
  • Духовна

Идея образует особый занебесный мир гиперуранию- это мир, где находятся идеи Платона.

Мир по Платону:

Идеи -> Природа -> Материя

Материя – не вещество, а особый род пространства.

Идеи + Материя = Природа

Идеи Платона образуют иерархию, а на вершине благо.

Благо – важное условие бытия (синоним бога)->

Идеи высших родов бытия: истина, красота, справедливость, мужество, благородство ->

Математические идеи: мера, пропорция, равенство, число ->

Идеи живых существ: человек, животные, рыба -> Идеи неодушевленного: река, море, горы.

Время у Платона – образ вечности.

Вещи причастны идеям.

Критика идей Платона:

  • Идея должна присутствовать в чувственной вещи целиком или частично, но невозможно и то, и другое
  • Если каждая вещь имеет идею, то идея должна быть и в отходах и в мусоре.

в конце жизни Платон опроверг эту теорию (концепция третьего человека)

Теория познания

Платон различал следующие формы познания:

  • Чувственное (вера и подобие; мнение и докса)
  • Мысленное и рассудок

Идеал познания: чувственность и рассудок

Познание у Платона – припоминание.

Душа, будучи бессмертной познавала и созерцала идеи, но вселившись в тело человека, она все забыла. Поэтому ей нужно напоминание для того, чтобы она вспомнила.

Знание – припоминание идей.(анамнезис)

В диалоге «Пир» Платон рассмотрел познание как от менее к более совершенному через любовь. Бог Эрот – символ познания.

Космология Платона Излагается в диалоге «Тимей».

В процессе создания космоса участвовал Демиург. Идеи, небытие, числа, пропорции.

Демиург создает смесь из бытия и небытия. Из этой смеси он создает мировую душу. Из нее же он создает смеси и население для земли. Из остатков – души людей и помещает их на звезды.

философский учение платон государство

… Знание на самом деле не что иное, как припоминание: то, что мы теперь припоминаем, мы должны были знать в прошлом… Но это было бы невозможно, если бы наша душа не существовала уже в каком-то месте, прежде чем родиться в нашем человеческом образе. ("Федон")

… если, узнав однажды, мы уже не забываем, то всякий раз мы должны рождаться, владея этим знанием, и хранить его до конца жизни. Ведь что такое знать? Приобрести знание и уже не терять его. А под забвением… мы понимаем утрату знания… Но если, рождаясь, мы теряем то, чем владели до рождения, а потом с помощью чувств восстанавливаем прежние знания, тогда… "познавать" означает восстанавливать знание, уже тебе принадлежавшее. И, называя это "припоминанием", мы бы, пожалуй, употребили правильное слово. ("Федон")

Припоминать то, что там, на основании того, что есть здесь, нелегко любой душе: одни лишь короткое время созерцали тогда то, что там; другие, упав сюда, обратились под чужим воздействием к неправде и на свое несчастье забыли все священное, виденное ими раньше. Мало остается таких душ, у которых достаточно сильна память. Они всякий раз, как увидят что-нибудь, подобное тому, что было там, бывают поражены и уже не владеют собой, а что это за состояние, они не знают, потому что недостаточно в нем разбираются. ("Федр")

Жил Платон в древнегреческом обществе. Он был философом и ученым и даже писателем. Жизнь Платона была посвящена учению, и познанию нового …… Философия Платона - объективный идеализм. У Платона идеализм охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и об языке, и об искусстве

Поэзии, скульптуре, живописи, музыке, - и о красноречии, и о воспитании. Если в целом греки были создателями как бы "пробных систем" философии, то Платон создал "пробную систему" идеализма.

Философию Платон понимает как учение о сущем, том что является постоянным в окружающем мире. Мир чувственных вещей непостоянен и изменчив: материальные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Постоянными, вечными и неизменными являются идеи материальных предметов. Вечна человеческая душа и она вспоминает, в течение жизни, что с ней было ранее. Знание- припоминание(того что было раньше).

Учения о государстве…..Идеальным государством по мнению Платона является, когда тот, кто обладает знаниями должны править (философы). Дальнейшему отбору помогала система образования,благодаря новой системе образуется три социальных класса, составляющие основу государства. Этими классами являются правители - философы, стратеги - воины, задача которых стоять на страже безопасности государства, и производители-земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей. Эти три сословия соответствуют в принципе трем частям души. У философов преобладает разумная часть души, у воинов определяющей частью души является воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев преобладают чувственность и влечения, которые должны, однако, быть управляемыми, умеренными.

Философия – это «светлое пространство» , «понимательное место». Что здесь сказано?

Понимание как понимание невидимого». Как вы можете раскрыть этот тезис?

Философствовать – это значит генетически обезопасить себя от своей и чужой глупости.» В чем вы видите справедливость этих слов?

Каковы особенности мифологического мышления?

В нем нет разделения на субъекты и объекты, нет разделения на «я» и «мир». В мифе всегда выражено родовое сознание. В мифе нет «я».

Любое событие выражает общее некое событие. Это всегда метафоричное сознание. Одушевление всех неодушевленных предметов. Все одухотворено.

Миф-это исторически первая форма духовного приобщения человека к природе.

Некоторые особенности этого мышления являются следствием того, что «первобытный» человек еще не выделял себя отчетливо из окружающего природного мира и переносил на природные объекты свои собственные свойства, приписывал им жизнь и т. п.

Мифологическое мышление - разновидность мыслительной деятельности, архаическая форма осмысления действительности, в котором синкретически соединены первобытные верования, художественное освоение мира, зачатки эмпирических знаний.

Оно связано с чувственным восприятием действительности и облекается в образную форму, обобщение предстает в виде единично-типического, абстрагирующая способность развита слабо.

Отсутствует осознание отличия человека от внешней природы, индивидуальное сознание не вычленено из группового, не расчленяются образ и предмет, субъективное и объективное, принципы деятельности не отделены от деятельности.

Способность мышления фиксировать свойства вещей и закреплять данные свойства за данной вещью развита слабо, еще не сформированы логические структуры опосредования, обоснования, доказательства. Объяснение представляет собой рассказ о том, почему, откуда, каким образом, для чего что-то возникло.

Выводы часто основаны на принципе «после этого - значит вследствие этого».

Указанные особенности мышления обнаруживаются в языке. Отсутствуют имена, фиксирующие родовые понятия, но имеется множество слов, обозначающих данный предмет со стороны его разных свойств, на разных стадиях развития, в разных точках пространства, в разных ракурсах восприятия.

Одна и та же вещь имеет разные названия, а различным предметам и существам (живым и неживым, животным и растениям, предметам природы и людям и т.д.) приписывается одно имя.

Это мышление проявляется и ныне, причем не только в «отсталых», но и в высокоразвитых культурах.

Учение о припоминании (теория припоминания) - учение Платона в области эпистемологии (теории познания).



Платон считал, что истинное познание - это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души. При этом различается чувственное и интеллектуальное знание (умопостижение, мышление).

Найти знание в самом себе – это значит припомнить.

Платоновское учение о припоминании (др.-греч. ἀνάμνησις) указывает в качестве основной цели познания припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души.

Теория познания Платона строится как теория воспоминания, руководящим началом при этом выступает разум или разумная часть души. По Платону, душа бессмертна, причем до рождения человека она пребывает в запредельном мире, где она наблюдает блистательный мир вечных идей. Поэтому в земной жизни души человека оказывается возможным постижение идей как припоминание о виденном прежде.

«И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно - люди называют это познанием - самому найти и все остальное, если только он будет мужествен и неутомим в поисках: ведь искать и познавать - это как раз и значит припоминать» (Менон).

Человек получает истинные знания, когда душа вспоминает то, что она уже знает. Знание как припоминание того, что было до рождения человека, является у Платона одним из доказательств бессмертия души.

В диалоге «Менон» Платон доказывает верность учения о припоминании на примере разговора Сократа с неким юношей. Мальчик никогда до этого не изучал математику и не имел никакого образования. Сократ же настолько хорошо поставил вопросы, что юноша самостоятельно сформулировал теорему Пифагора. Из чего Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с идеальным отношением сторон треугольника, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в этом случае - это не более чем принудить душу к припоминанию.

Гегель о Платоне: он принадлежит к всемирно-историческим личностям, а его философия – одно из тех всемирно-исторических творений, которые с момента возникновения «оказывали во все последующие эпохи величайшее влияние на духовную культуру и ход её развития».

Идеи – это архетипы, модели вещей объединяющие в единство комплекс вещей. Идея, поскольку она является образцом вещи, её сущностью, логически предшествует вещи. Идеи обладают своим собственным существованием в особом мире, вещи существуют только постольку, поскольку они подражают идее.

Душа играет важную роль в формировании «припоминания». В учении о «припоминании» (диалог «Федон») Платон показывает, откуда появляются рациональное мышление, знание. Средством его возникновения является душа. До тех пор пока человек живёт во власти чувств и мнений, он как бы существует, он – забыл свой другой аспект – способность рассуждать. Платон - «Тело – могила души». Но когда человек просыпается и «начинает диалог души с душой», тогда человек с помощью самого себя обретает идеи, которые делают возможным познание. «Знать – это вспоминать» - допустить предыдущее существование души, в ходе которого она созерцала идеи, т.е. идеи предшествовали вещам, которые созерцал человек.

Диалог «Менон» - человек может развить рациональные суждения по вопросам, ранее ему не известным. Здесь Платон интерпретирует выражение Сократа «познай самого себя». – результатом является способность души, исходя из самой себя, найти истину и рациональное значение вещей. Поэтому знание есть воспоминание, и что душа существует до и независимо от тела → она бессмертна. Идея – причина бытия, образец, цель, к которой стремится все сущее.

Учение о душе. Бессмертие души понимается Платоном как существование рациональной души, предшествующей всем телам, воплощающейся в них, проходящей через остальные тела, через отдельные жизни; аргумента бессмертия души: противоположности, воспоминания, сходство, душа как витальность.

1. Взаимопереход противоположностей. Все противоположности переходят друг в друга, и смерть переходит в жизнь. Если бы этого не было, все бы давно умерли. → после смерти душа не уничтожается, а переходит в иное состояние. Знание есть воспоминание душою того, что она созерцала до рождения.

2. Некоторые идеи не происходят из самих данных (мы не можем сказать, что две вещи равны, если не вспомним само понятие равенства).

3. Т.К. душа невидима, она подобна идеям, и как идеи неизменна и бессмертна.

4. Душа – источник жизни, т.к. она регулирует и господствует над телом. → Душа есть жизнь, она присутствует в идее жизни, → не может принять в себя противоположную идею, идею смерти.

Понимание блага. Благо и справедливость у Платона совпадают. Познать, что такое благо, означает выход за пределы отдельного, понять, что есть благо для всех, т.е. понять, что такое общее, «публичное» благо. Такое благо является формой гармонии, согласия. Зло порождается недостатком знания. Если люди усвоят, что есть правильное с помощью необходимого знания, они обретут благо. Если человек будет направляться людьми, обладающими знанием блага, будет подражать им, то он станет вести добродетельную жизнь. → Знание блага – критерий образа жизни. Правильная жизнь только одна и она для всех. Принципы морали стоят выше Бога: добродетель предшествует Богу, и Бог есть благо тогда, когда он действует в соответствии с добродетелью. Бог – совершенное благо. Условия высщего человеческого блага: 1)участие в вечной природе идей 2)воплощение идей в действительности 3) наличие разума о обладание знаниями 4) владение ненаучным 5) чувственные удовольствия (противостояние мира идей и мира небытия)

Теория «идеального государства». Политические мотивы (несправедливое осуждение Сократа) во многом определили характер платоновской философской системы. Первый вывод – в государстве, основанном на изменчивых и субъективных мнениях и на частных интересах, не может быть справедливости. Работа «Государство» - создание портрета идеального государства. Образец – Республика, управляемая философами, аргументы обращены к человеческому телу.

Три части человеческого тела голова, туловище, конечности. Голова – вместилище разума, туловище – воли, конечности – желаний. Каждому из этих качеств души соответствует добродетель. Цель разума – мудрость, воля – мужество, желания – должны быть обузданы. Конструирование государства по образу человеческого организма: три части – три класса. Класс правителей – класс философов (рациональная душа, добродетель – мудрость), класс воинов (добродетель – мужество), класс ремесленников (желания должны быть обузданы).

Справедливость основана на природных дарованиях. Люди отличаются между собой врождённой одарённостью, в зависимости от того, из чего состоит их душа: золото, серебро, бронза. Этой зависимостью определяется принадлежность к классу. Чтобы преодолеть неравенство, нужно, чтобы никто из людей не знал, чей он сын, а родители не должны знать своих детей.

Другие черты Государства – общность имущества, общность женщин, правителей, воинов, чтобы избежать алчности и соперничества. Идеальное государство не должно иметь обширную и заселённую территорию, чтобы избежать источника внешних войн и внутренних распрей.

Критика этой концепции за абстрактность, утопичность, тоталитаризм. Платон выделяет 5 форм правления – аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания, отдавал предпочтение аристократии, устроенной по принципу правления лучших (аристократов) и самых мудрых. Характеристика каждой из форм дана через анализ политич. Строя Афин и Спарты.

Государство – воплощение справедливости, которое не может воплощаться через отдельных индивидов и их добродетели, она может существовать только в той связи, которая ведёт к всеобщему. Никто не может быть тем, кем он должен быть, т.е. справедливым сам по себе. В государстве каждый теряет себя как частного индивида в рациональности государства.

Критика теории государства Платона. Общество, управляемое избранными, сводит на нет развитие общества. Согласно платоновскому учению, правителей можно готовить к принятию безошибочных решений. Но неошибающихся людей нет, и люди учатся на опыте своих ошибок. Тираническое правление приведёт к тому, что люди никогда не реализуют своих возможностей, т.к. им не будет предоставлена возможность нести ответственность самостоятельно за совершённые действия.→ общество никогда не достигнет нравственной самостоятельности, которое присуще зрелому обществу.

Гносеология Платона основана на его объективно-идеалистической онтологии и идеалистической психологии. В своей теории познания он выступает против материализма и сенсуализма.

Выступая против материалистического сенсуализма Демокрита, Протагора и других античных мыслителей, Платон отрицает роль чувственного познания как источника знания и противопоставляет теоретическое мышление чувственному восприятию. Идеалистически восприняв рационализм элеатов, противопоставлявших чувства , дающих лишь мнения, и разум , постигающий истинное знание неизменного бытия, Платон, всячески принижая роль чувственного восприятия, абсолютизировал рациональную ступень познания.

На основе различия двух миров - мира идей и мира чувственных вещей - Платон проводит различение родов знания. Противопоставляя друг другу чувственное восприятие и теоретическое мышление, он обосновывает положение о том, что ощущения не могут быть источником истинного знания, их область лишь мнение, истинное же знание - это сфера ума. Истинное познание есть постижение идей, оно доступно лишь разуму и совершается посредством понятий.

Согласно Платону, знание имеет своим предметом общие и подлинные сущности (идеи), мнение - чувственные вещи. К сфере теоретического мышления относятся идеи как предмет знания и числа как предмет размышления, а к области мнения - природные чувственные вещи и подражания им (произведения ремесел и искусства).

В диалоге «Теэтет» устами Сократа утверждается, что чувства не могут быть источником знания. Поэтому знание не есть ни ощущение, ни чувственное восприятие, ни правильное мнение.

Очевидно, что Платон - последовательный противник сенсуализма. Отрицая возможность апостериорного (послеопытного) знания, он допускает лишь априорное (доопытное) знание. Это возможно, потому что некогда, по мнению мыслителя, душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее, т.е. понятия, идеи, общее как таковое. Поэтому душа видела все, и вся реальность для нее доступна как по эту сторону мира, так и по другую. Она содержит знания в самой себе. Но эти знания требуют припоминания, так как, соединившись с телом, душа забывает то, что знала до того, как снизошла на Землю.

Теория припоминания составляет суть гносеологического учения Платона, основанного на тезисе «знание - это припоминание» . Познание - это «анамнез», т.е. некая форма воспоминания того, что душа некогда знала, а впоследствии забыла.

В диалоге «Менон» даны два пути припоминания: мифорелигиозный и диалектический.

Мифорелигиозный предполагает орфико-пифагорейскую направленность, высвечивающую путь пробуждения в душе забытого знания, нахождения его в ней: «ведь найти знания в самом себе - это и значит припомнить» 1 . Если это так, то всякий человек «найдет знания в самом себе» , в своей душе, которая познает и понимает, ибо «правда [истина] обо всем сущем живет у нас в душе» . Душа извлекает из своих глубин истину, которой владеет как своей сутью. Такое извлечение из себя и есть метод анамнеза (греч. anamnesis - припоминание, воспоминание).

Диалогический путь - это использование сократовской майевтики , помогающей рождению истины. В диалоге «Менон» мальчик-раб, не сведущий в геометрии, в результате наводящих вопросов Сократа, как бы припоминая, решает одну из теорем Пифагора. Пример с мальчиком-рабом, не знающим геометрии и справившимся с задачей, решение которой ему не было подсказано никем, еще раз подтверждает положение о том, что источник знания - душа человека. Тем самым посредством логического мышления, далекого от какого бы то ни было мифа, любой человек на основе аргументации способен извлечь из своей души истину, которой до сего времени не знал и которой его никто не учил.

Итак, рациональная ступень познания предшествует чувственной. Платон не согласен с положением о том, что понятия возникают из данных чувственного опыта путем обобщения этих данных. Его гносеология является одним из первых вариантов априорного знания, утверждающем тезис о том, что человеку свойственны до- опытные формы знания. В этом случае со всей определенностью можно констатировать факт открытия «априорного» в западной философии.

Учение о знании как о припоминании явилось исходным пунктом идеалистического априоризма в более поздних формах западноевропейской философии, в частности в учении немецкого философа И. Канта. Однако если термин «априори», означающий знание, изначально присущее сознанию, у Канта используется в субъективно-идеалистическом смысле, то у Платона - в объективноидеалистическом. Платоновский мир идей - абсолютная объективная реальность, которая посредством припоминания (анамнеза) становится предметом ума.

Идеи познаются посредством интуиции разума, независимой от чувственного восприятия окружающего мира. Вещи чувственного мира отражаются во мнениях, которые не дают достоверного знания. Математические феномены занимают промежуточное положение между знанием и мнением. На основе этого строится классификация познавательных способностей человека и различных видов знания.

В учении Платона можно различить четыре вида знаний.

  • (1) Знание идей, полученное душой до соединения с телом на Земле. Это истинное знание постижимо посредством припоминания (анамнезии).
  • (2) Знание числа, которое в определенной мере соотносится с истинным знанием. Это знание является предваряющим более глубокое постижение диалектики и знание идей.
  • (3) Знание вещественного мира, которое опирается на чувственное восприятие и воображение. Это мнимое знание, содержащее как истину, так и заблуждение.
  • (4) Знание материи, которое основано на некотором искусственном или ложном суждении (высказывании). Это знание непостижимо ни чувственным восприятием (материя неконкретна), ни разумом (материя - не идея).

Каждый вид знания соотносится с определенной формой бытия и реальности. Чувственному восприятию соответствуют две ступени познания: (1) прообразы и образы вещей (знание материи), (2) конкретные вещи (знание вещей). Рациональное осмысление соответствующих форм бытия предполагает также соотнесенные с ними две ступени познания: (1) математическое «размышление» (знание чисел), (2) постижение диалектики идей (знание идей).