Разница между знаком и символом. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом Отличие символов от обычных знаков

Андрей Батурин, 24 октября, 2018

Студия WebEvolution выполняет разработку логотипов по 3 тарифным планам: «Экспресс», «Стандарт», «Товарный знак». У них есть особенности и отличия. Подробнее об этом можно прочитать на . Но сейчас поговорим о том, в чем разница между логотипом и товарным знаком, почему мы выделили такой тариф и чем регистрация фирменной символики выгодна владельцу.

Логотип

- запоминающийся графический символ компании, который выступает одним из основных компонентов фирменного стиля. Он может представлять собой начертание наименования фирмы, изображение, абстрактный символ-эмблему. Это определение следует из практики, законодательство точного значения не содержит.

Товарный знак

- обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или ИП. На него выдается свидетельство, за владельцем признается исключительное право. Это понятие и норма закреплены в ст. 1477 ГК.

Та же статья ГК в части 2 указывает на еще один термин. Речь о знаке обслуживания, способе индивидуализировать работу или услугу.

Так в чем же разница между логотипом и товарным знаком? Фактически получается, что для выделения продукта применяется товарный знак, для услуг или работ - знак обслуживания. А логотип может заказать любая компания, которая производит или продает товары, предоставляет сервис, оказывает услуги, выполняет работы.

Это понятная, но упрощенная формулировка. Различия между понятиями глубже, и содержатся они преимущественно в границах правового поля.

Чем отличается товарный знак от логотипа

В российских законах, которые регулируют авторские права, термин «логотип» отсутствует. Не предусмотрено такой правовой процедуры, как регистрация лого. Но имеется и подробно регламентируется регистрация товарного знака. Почему так получилось?

На интеллектуальную собственность распространяется защита государства. Получают ее не все, а лишь те, кто в установленном порядке обратился за оформлением знака. Он может быть:

  • Словесным.
  • Графическим.
  • Словесно-графическим.

Учет «запротоколированной» символики ведется по сферам. МКТУ распределяет виды деятельности по классам. Когда компания, торгующая стиральным порошком, хочет зарегистрировать наименование своего продукта, допустим, «Чистин», его уже не сможет оформить на себя другая организация, занимающаяся бытовой химией. Но если компания зарабатывает чем-то другим, к примеру, оказывает клининговые услуги, тогда сможет воспользоваться этим же наименованием.

Проще говоря, логотип - это незарегистрированный товарный знак. На него редко распространяется правовая защита. Соответственно, товарный знак - это, в том числе, прошедший регистрацию лого.

На эту юридическую операцию соглашаются далеко не все владельцы логотипов. Хотя после нее товарный знак гарантированно не сможет использовать никто другой. Точнее, сможет, но с риском быть сурово наказанным за факт обнаружения неправомерного применения. Штрафы за это доходят до 5 миллионов рублей.

Сложность в том, что процедура регистрации товарного знака:

  1. Непростая.
  2. Длительная.
  3. Не бесплатная, а вполне затратная.

Поэтому многие предпочитают ограничиться логотипом. Нельзя сказать, что он никак не охраняется законом об интеллектуальной собственности. Бывают случаи, когда компания и ее символ настолько известны, что все понимают, чей это лого. Яркий пример - РЖД. Общеизвестные эмблемы бренда нельзя использовать никаким другим субъектам, даже если они действуют в иной сфере.

Логотип должен быть уникальным! Как и иные атрибуты бизнеса: наименования, слоганы, доменные имена сайта. Чтобы случайно не нарушить чьи-либо права, нужно проводить проверку на тождество символики. Она, конечно, не сравнится с экспертизой у патентных поверенных, но даст свои результаты. Есть много онлайн-сервисов для поиска обозначений.

Как проходит регистрация товарного знака

Сервисы помогают найти точную копию символа. Тогда становится ясно, что использовать его нельзя. Но есть такое понятие, как сходство до степени смешения. Иными словами, логотип повторяет "коллегу" не точь в точь, но использует аналогичный шрифт, образ, цветовую гамму.

Роспатент при регистрации товарных знаков проверяет такое сходство и не станет выдавать свидетельство на знак, который похож на зарегистрированный. Отказ можно получить внезапно. Вы действительно можете не знать, что сходную символику уже кто-то разработал и оформил. При отказе внесенная госпошлина не возвращается!

Чтобы не попасть в подобную ситуацию, можно пользоваться услугами специализированных организаций. Патентные бюро проведут проверку, выполнят поиск, в том числе на наличие схожих логотипов.

А теперь внимание: важная информация! , который мы предлагаем клиентам, включает предварительную проверку. Занимается этим патентный поверенный, который сотрудничает с нами на постоянной основе. Подробности - ниже.

Процесс регистрации длительный, занимает от десяти месяцев до полутора лет. Есть плюс - с момента подачи заявления до выдачи свидетельства владелец получает приоритетное право на использование обозначения. Свидетельство на товарный знак выдается на 10 лет, затем его нужно продлить, что тоже займет длительное время - примерно год.

Зато в результате регистрации вы получаете всю полноту прав на свою фирменную символику и можете:

  • Отстаивать нарушенные интересы в суде и требовать компенсаций!
  • Продавать права использования на знак заинтересованным лицам.
  • Организовать франшизу и извлекать из этого прибыль.
  • Развивать и продвигать бренд без риска того, что конкуренты могут «увести» ваш логотип.

Разработка логотипа по тарифу «Товарный знак»

  • Разработка начинается с заполнения брифа. Когда он готов, формируется задание, и мы подписываем договор.
  • Первым шагом мы вместе выберем концепцию логотипа. Определившись с ней, работаем с формой, далее подбираем шрифт и цвет. Ограничений по количеству правок нет!
  • Далее проводится поиск сходных товарных знаков.
  • За пять рабочих дней мы готовим, как минимум, три идеи для разработки логотипа и демонстрируем вам. Ваши комментарии помогут двигаться в нужном направлении.
  • Поэтапно, мы прорабатываем идею, получаем обратную связь, дорабатываем логотип, пока вы его не одобрите. И тут снова запускается поиск на наличие сходных знаков.

Разработка ведется на высоком профессиональном уровне. Все ваши идеи воплощаются, а пожелания – учитываются.

Обратите внимание, что подготовка документов и пошлина в Роспатент оплачиваются отдельно!

У этого тарифа есть очевидный плюс: вы получаете товарный знак. При этом вероятность отказа Роспатента в его регистрации сведена к минимуму. Патентный поверенный может помочь вам и в дальнейшем при общении с инстанцией. Сделайте первый шаг в этом направлении - позвоните нам!

Знаки - это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы - SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п.

Символ - это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ - это синтез знака и образа.

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.

Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тайнами. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. Даже отдельный звук с учетом всех его сторон - высоты, длительности, тембра, громкости - представляет собой знак-интонацию. Он может свидетельствовать о робости или уверенности, скованности или свободе, нежности или грубости.

Можно говорить и о пластических знаках, воспроизводящих жест, движение. В человеческом характере всегда присутствует стремление творить - потребность исследовать, изобретать, строить, решать сложные, запутанные проблемы. Одной из таких проблем была научная идея создания вечного двигателя (перпетуум мобиле). Его изобретение оказало бы огромнейшее влияние на развитие мировой экономики. И только музыке как искусству временному подвластно воплощение образа «вечного движения». Его символом стали инструментальные пьесы «Pегреtuum mobile» («Вечное движение») самых разных композиторов: Н. Паганини, Ф. Мендельсона, Н. Римского-Корсакова и др.

Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы - зерно-интонацию, из которой вырастает вся Симфония №5 Л. Бетховена. И таких примеров в музыкальном искусстве множество.

Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны. В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. Примером может служить средневековое христианское искусство. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб - символы таинства причащения; цветы лилии или ириса - символ Богоматери.

Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный - цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый - цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.

С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом - религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья, в бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека.

Многие произведения XVII в. носят символический характер, который зачастую передается представленными в них предметами: бокалами с вином, хлебом, рыбой, увядшими цветами, часами и др. Иногда обычные предметы, необычно соединенные в одной композиции, представляют собой сложные для разгадывания образные коды. Особенно это характерно для распространенного в XVII в. натюрморта, называемого ванитас (vanitas - суета сует) и напоминающего человеку о бренности его существования. На них изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные инструменты (звук отзвучал – значит, умер), которые воспринимаются как зашифрованные сообщения. Художники, работающие в сюжетах ванитас, говорили о тщете земного существования, о быстротечности бытия. Само название картины «Суета сует» говорит о бренности земной суеты - погони за богатством, властью, удовольствиями.

В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его отношение к миру отличается тем, что он видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи. А потому другое название натюрморта - штильлебен (голланд. stillleven, нем. stilleben, анг. still life) - тихая (безмолвная) жизнь.

Для художника не существует «безгласных вещей», для него все - «выразительное и говорящее бытие» (М. Бахтин).

Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога (1853-1890) отражают его мятежную, независимую от канонов и норм, одинокую душу. Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помощью экспрессивных, психологически насыщенных цветов.

«Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека», - говорил художник. Эмоциональный накал во много раз усиливался благодаря используемому мастером приему наложения краски мелкими штриховыми линиями и волнообразному ритму их движения.

Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо (1881-1973). Персонажами его натюрмортов часто были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.

Искусство как универсальный способ общения ИСКУССТВО - ПРОВОДНИК ДУХОВНОЙ ЭНЕРГИИ Особая сила искусства состоит не только в том, что оно доводит до нас информацию, но и о том, что может быть, еще важнее: оно является проводником духовной энергии. Искусство благотворно воздействует на эмоции человека: вдохновляет, вселяет надежду, заставляет сопереживать. Виктор Попков «Шинель отца» Своеобразный автопортрет художника. На картине художник изобразил себя в старой шинели, оставшейся от погибшего на войне отца. На дальнем плане витают бесплотные тени вдов, выполненные в скорбно-малиновом цвете. Полотно передает личные переживания художника, но еще оно восстанавливает духовное родство поколений, преемственность героических традиций, отдает благодарную дань военному прошлому. Сама шинель - символ всех скорбящих по погибшим на войне. Василий Суриков «Утро стрелецкой казни», 1881 Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни. сознание и свои чувства. На картине два главных героя — молодой Пётр, сидящий на коне возле кремлёвских стен, и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Он полон сознания своей правоты. Между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональную линию, которая зрительно демонстрирует противостояние этих персонажей. Зрители сопереживают стрельцам, проникаются их душевным состоянием. Ведь каждый из них по-своему переживает последние минуты жизни: одни - в состоянии страха и отчаяния, другие - в бессильной злобе, непокорности судьбе, третьи в слезах и молитвах. ИСКУССТВО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБЩЕНИЯ ЗНАКИ И СИМВОЛЫ ИСКУССТВА С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом. ЗНАК И СИМВОЛ Как вы понимаете эти термины? В каких выражениях мы используем эти слова? Чем отличается знак от символа? Знаки — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы — SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п. Знак всеми понимается одинаково Символ — это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ — это синтез знака и образа. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности. Понимание символа зависит от эрудиции человека и его интуиции. Символ может быть обозначен числом, свойством, формой. Например, число 7 — символ совершенства и завершённости (семь дней в каждой фазе луны, семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели, семь добродетелей, семь смертных грехов, семь таинств Семь смертных грехов, способных погубить душу: гнев, гордыня, сладострастие(похоть), лень, чревоугодие, алчность(жадность) и зависть. Иероним Босх (ок. 1460 -1516) Семь смертных грехов В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб — символы таинства причащения; цветы лилии или ириса — символ Богоматери. Симон Ушаков икона «Тайная вечеря» С. Боттичелли «Благовещение» Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный — цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; зеленый — цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни. Троица. Андрей Рублев. С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом — религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья. Адриан ван Утрехт. Натюрморт с букетом и черепом. Карло Кривелли «Мадонна» В бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека. Многие произведения ХVII в. носят символический характер, который зачастую передается представленными в них предметами: бокалами с вином, хлебом, рыбой, увядшими цветами, часами и др. Питер Клас. Натюрморт с крабом Симон-Ренар де Сен-Андре. Натюрморт ванитас (vanitas — суета сует), напоминающий человеку о бренности его существования. Натюрморт ванитас (vanitas) На этих натюрмортах изображены: черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные инструменты (звук отзвучал-значит, умер) Юриан ван Стрек. Суета сует Само название картины говорит о бренности земной суеты - погони за богатством, властью, удовольствиями. В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его отношение к миру. Шлем с плюмажем, охотничий рог и шпага символизируют воинскую доблесть и земные развлечения. Череп, обвитый колосом, рисунок, изображающий голову мальчика, обозначают юность, смерть и будущее воскресение. Издание «Электры» Софокла в голландском переводе поэта Иоста ван Вондела намекает на бессмертие искусства перед бренностью земной славы. . Череп — напоминание о неизбежности смерти. . Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь». . Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. . Песочные и механические часы — быстротечность времени. . Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств. . Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу. . Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. . Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. . Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений. . Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук. . Глобус, как земли, так и звездного неба. . Портреты, анатомические рисунки, письма символизируют человеческие отношения.

По мнению Юнга, знак, всегда замещает что-то другое. Он заключает в себе определенный известный смысл, который можно выразить другим образом. Основной признак знака - способность реализовывать функцию замещения. Слово замещает вещь, предмет, понятие; деньги замещают стоимость, общественно необходимый труд; карта замещает местность; продолжая мысль - логотип замещает образ фирмы, марка товара замещает образ этого товара. "Знак всегда меньше, чем представляемое им понятие, тогда как символ всегда заключает в себе больше, чем его очевидное и сразу приходящее на ум значение". Символ - это естественный и спонтанно возникающий продукт, в отличие от знака, символ есть что-то "само в себе - динамическое и живое".

Следует отметить, что простые идеи, выраженные символом, несут эмоциональную окраску, приобретают новую силу, расширяют свой смысл от частного случая к обобщению. Так, стилизованное изображение сердца на логотипе центра переливания крови будет являться лишь знаком, но сердце, вырезанное на дереве или выложенное из маргарина в рекламном объявлении соответствующего продукта, есть уже символ, а не знак.

Другое очень важное различие между символом и знаком состоит в том, что знак имеет по своей природе практическое, недвусмысленное значение: "не курить", "опасность", "выход", "вход", "проезд закрыт". Символ же имеет гораздо больше значений, иногда противоречащих друг другу. Поэтому, если для символа многозначность является положительным качеством, - чем более многозначен символ, тем он содержательнее, то для знака многозначность явление негативное, - чем однозначнее понимается знак, тем конструктивнее его можно использовать.

Система "архетип - архетипический образ (символ) - знак" действует как основа архетипического моделирования образа марки. Этот метод основан на понимании человеческой психики как элемента коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное и его структурные элементы - архетипы - проявляются в сознании человека в сновидениях, мифах и легендах через архетипические образы (символы), которые служат центральными элементами в формировании образа торговой марки.

Таким образом, рекламные образы марок являются в данной методике отражением архетипов коллективного бессознательного человека, которые представлены в рекламном творчестве с помощью архетипических символов и их функциональных заменителей - знаков.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что основным содержанием знаков-символов является пропаганда заключенной в них идеи или идейной концепции. В случае благословения крестом - идеи Христа, пожертвовавшего собой ради спасения всех людей на земле; в случае с крейсером Аврора - идеи большевистской революции и преображения мира по своим канонам; в пьесе Ионеско - попытку понять страшную трагедию, пережитую народами Европы во время нашествия фашистских полчищ в период Второй мировой войны; в случае с семейным альбомом - удовлетворение сладких воспоминаний о прошедших временах, ушедших навсегда и отображенных на фотографиях. В обычных же знаках основной их функцией является функция обозначения предмета или явления, в них отражаемого. Это не единственная их функция, но она служит главным стимулом существования знака такого рода.

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.

Знаки - это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы - SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п.

Символ - это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ - это синтез знака и образа.

Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков. Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны.

В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. Примером может служить средневековое христианское искусство. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб - символы таинства причащения; цветы лилии или ириса - символ Богоматери.

Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный - цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый - цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.

Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога (1853-1890) отражают его мятежную, независимую от канонов и норм, одинокую душу. Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помощью экспрессивных, психологически насыщенных цветов.

Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо (1881-1973). Персонажами его натюрмортов часто были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.