Символические формы Кассирера. Что символизируют разные животные? Человек символическое животное кто автор

Человек утратил свою первоначальную природу. Мы не можем сказать, почему это произошло. Ученые говорят о влиянии космических излучений или радиоак­тивности месторождений радиоактивных руд, которые вызвали мутации в механизме наследственно­сти. Сходный регресс - угасание, ослабление или утрата не­которых инстинктов - не является, вообще говоря, абсолют­но неизвестным природному миру

«Частичная утрата, ослабленность, недостаточность, поврежденность коммуникации со средой обитания (дефект плана деятельности) и себе подобными (дефект плана отно­шений) и естьпервоначальное отчуждение, исключающее прачеловека из природной тотальности. Данная коллизия глубоко трагична. Как трагедия она и осмыслена в мифе об изгнании перволюдей из рая, причем в мифе метафорически воплощено представление об утрате как плана деятельности («съедение запретного плода»), так и плана отношений в со­обществе («первородный грех»). «Изгнанный» из природной тотальности, ставший «вольноотпущенником природы», как назвал человека Гердер, прачеловек оказывается существом свободным, то есть способным игнорировать «мерки вида», преступать непреложные для «полноценных» животных табу

Бородай Ю Психоанализ и «массовое искусство» // Массовая культура: иллюзии и действительность - М, 1975. - С 167.

(запреты) но лишь негативно свободным: не имеющим пози­тивной программы существования» 20

Социальность, культурные стандарты диктуют человеку иные образы поведения Инстинкты в человеке ослаблены, вытеснены чисто человеческими потребностями и мотивами, иначе говоря, «окультурены». Действительно ли притупление инстинктов - продукт исторического развития 9 Новейшие исследования опровергают такой вывод. Оказывается, слабая выраженность инстинктов вызвана вовсе не развертыванием социальности. Прямая связь здесь отсутствует.

Человек всегда и независимо от культуры обладал «приглушенными» неразвитыми инстинктами. Виду в целом были присущи лишь задатки бессознательной природной ориентации, помогающей слушать голос земли. Идея о том, что человек плохо оснащен инстинктами, что формы его по­ведения мучительно произвольны, оказала огромное влияние на теоретическую мысль. Философские антропологи XX века обратили внимание на известную «недостаточность» человеческого существа, на некоторые особенности его биологической природы.

Например, А.Гелен полагал, что животно-биологическая организация человека содержит в себе определенную «невосполненность». Однако тот же Гелен был далек от пред­ставления, будто человек на этом основании обречен, выну­жден стать жертвой эволюции. Напротив, он утверждал, что человек неспособен жить по готовым стандартам природы, что обязывает его искать иные способы существования.

Сравним у Тютчева"

Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой, - Они им чуют - слышат воды И в темной глубине земной... 21

Что касается человека как родового существа, то он был природно, инстинктуально глух и слеп.. Человек как биоло­гическое существо оказался обреченным на вымирание, ибо

Вильчек В М Указ соч - С 13 Тютчев Ф Стихотворения - Петрозаводск, 1983 -С 119

инстинкты в нем были слабо развиты еще до появления со­циальной истории. Не только как представитель общества он был приговорен к поискам экстремальных способов выжива­ния В роли животного он был осужден на гибель

Однако природа способна предложить каждому живому виду множество шансов Оказался такой шанс и у прачеловека. Не имея четкой инстинктуальной программы, не ведая, как вести себя в конкретных природных условиях с пользой для себя, человек бессознательно стал присматриваться к другим животным, более прочно укорененным в природе Он как бы вышел за рамки видовой программы. В этом прояви­лась присущая ему «особость»: ведь многие другие существа не сумели преодолеть собственную природную ограниченность и вымерли

Но чтобы подражать животным, нужны какие-то проблес­ки сознания. Нет, вовсе не нужны. Способность человека к подражанию не исключительна. Этот дар есть у обезьяны, у попугая... Но в сочетании с ослабленной инстинктивной про­граммой склонность к подражанию имела далеко идущие по­следствия. Она изменила сам способ человеческого сущест­вования. Стало быть, для обнаружения специфичности чело­века как живого существа важна не человеческая природа са­ма по себе, а формы его бытия.

Итак, человек неосознанно подражал животным Это не было заложено в инстинкте, но оказалось спасительным свойством. Превращаясь как бы то в одно, то в другое суще­ство, он в результате не только устоял, но постепенно выра­ботал определенную систему ориентиров, которые надстраи­вались над инстинктами, по-своему дополняя их. Дефект по­степенно превращался в известное достоинство, в самостоя­тельное и оригинальное средство приспособления к окру­жающей среде.

«Человек обречен на то, - пишет Ю.Н.Давыдов, - чтобы все время восстанавливать нарушенную связь с универсу­мом...» 22 . Восстановление этого нарушения есть замена ин­стинкта принципом культуры, то есть ориентацией на куль­турно-значимые предметы. Концепция символического, иг­рового приспособления человека к природному миру разрабо-

См.- Неомарксизм и проблемы социологии культуры - М., 1978 - С. 338

тана в трудах Э.Кассирера.

Кассирер намечает подступы к целостному воззрению на человеческое бытие как протекающее в символических фор­мах Он обращается к трудам биолога И.Юкскюля, последо­вательного сторонника витализма. Ученый рассматривает жизнь как автономную сущность. Каждый биологический вид, развивал Юкскюль свою концепцию, живет в особом мире. недоступном для всех иных видов Вот и человек по­стигал мир по собственным меркам.

Юкскюль начинает с изучения низших организмов и рас­пространяет их последовательно на все формы органической жизни По его убеждению, жизнь совершенна всюду - она одинакова и в малом, и в великом Каждый организм, отме­чает биолог, обладает системой рецепторов и системой эффекторов Эти две системы находятся в состоянии известного уравновешивания.

Можно ли, спрашивает Кассирер, применить эти принци­пы к человеческому миру 7 Вероятно, можно в той мере, в ка­кой он остается биологическим организмом. Однако челове­ческий мир есть нечто качественно иное, поскольку между рецепторной и рефлекторной системами у него развивается еще третья система, особое соединяющее их звено, которое может быть названо символической вселенной. В силу этого человек живет не только в более богатом, но и качественно ином мире, в новом измерении реальности.

Животные непосредственно реагируют на внешний сти­мул, у человека же этот ответ должен подвергнуться еще мысленной обработке. Человек живет уже не просто в физи­ческой, но и в символической вселенной. Это символический мир мифологии, языка, искусства и науки, который сплета­ется вокруг человека в прочную сеть. Дальнейший прогресс культуры только укрепляет эту сеть» ".

Кассирер отмечает символический способ общения с ми­ром у человека, отличный от знаковых сигнальных систем, присущих животным. Сигналы есть часть физического мира, символы же, будучи лишенными, по мысли автора, естест­венного или субстанционального бытия, обладают прежде всего функциональной ценностью. Животные ограничены

Cassirer E An essay on man: An introduction a philosophy of human culture. - New Haven, 1945

миром своих чувственных восприятии, что сводит их дейст­вия к прямым реакциям на внешние стимулы. Поэтому жи­вотные не способны сформировать идею возможного. С дру­гой стороны, для сверхчеловеческого интеллекта или для бо­жественного духа, как подмечает Кассирер, нет различия между реальностью и возможностью, все мысленное в силу самого акта мышления для него становится реальностью, так как реализуется во всех своих возможных потенциях. И толь­ко в человеческом интеллекте наличествуют как реальность, так и возможность

Для первобытного мышления, считает Кассирер, весьма трудно проводить различие между сферами бытия и значения, они постоянно смешиваются, в результате чего символ наделяется магической либо физической силой. Однако в хо­де дальнейшего развития культуры отношения между веща­ми и символами проясняются, как проясняются и отношения между возможностью и реальностью. С другой стороны, во всех тех случаях, когда на пути символического мышления выявляются какие-либо препятствия, различие между реаль­ностью и возможностью также перестает ясно воспринимать­ся.

Вот откуда, оказывается, родилась социальная программа" Первоначально она складывалась из самой природы, из по­пытки уцелеть, подражая животным, более укорененным в естественной среде Потом у человека стала складываться особая система Он стал творцом и создателем символов. В них отразилась попытка закрепить различные стандарты по­ведения, подсказанные другими живыми существами.

Таким образом, у нас есть все основания считать человека «незавершенным животным». Вовсе не через наследование благоприобретенных признаков он оторвался от животного царства. Для антропологии ум и все, что его занимает, отно­сится к области «культуры» Культура же не наследуется ге­нетически Из логики приведенных рассуждений вытекает следующее: тайна антропогенеза коренится в формировании человека как символического животного.

Несмотря на внушительность различных натуралистиче­ских интерпретаций, в конце XIX и начале XX века многие философы приложили немало усилий, чтобы защитить пред­ставление об «особости» человеческого существа. Они отри­цали возможность тотального истолкования человека в тер минах эмпирических наук. Специфически человеческое не­редко ускользает из сайентистской парадигмы. Даже социо логия и психология не способны, судя по всему, дать иде­альный образ человека и раскрыть проблему антропогенеза

В своей свободе и спиритуальности человек возвышается над природой. Человек не просто биологический феномен Он существо, которое, несмотря на все ограничения, имеет трансцендентную природу и обладает возрастающей способ­ностью подчинить природу человеческому контролю. Про­блема антропогенеза вынуждает выйти за пределы истолко­вания биологической природы человека. Она требует также осмысления глубинных вопросов человеческого существова­ния

Муравей : муравьи трудолюбивые, общительные, целеустремленные строители. Они символизируют терпение, самопожертвование, планирование, веру в будущее, завершение, накапливание энергии, работу, прижимистость, предусмотрительность, добродетель и порядок. Они связаны с Wang-ta Hsien, Деметрой и Церерой.

Летучая мышь: летучие мыши символизируют перерождение, реинкарнацию, ритуальную смерть, инициацию, столкновение со страхом, отказ от старых привычек, счастье, удачу, здоровье, состоятельность, долгую жизнь, мир, несчастье, беспокойство, хаос, неполное понимание, избежание препятствий, трансформацию и прошлые жизни. Они связаны с Shou-Hsing и Нижним Миром.

Медведь : медведи символизируют целительство, божественность, неуязвимость, духа-помощника, защиту, самоанализ, правду, женскую восприимчивую энергетику, пророчество, выносливость, гармонию, терпение, защиту, месть, трансформацию, интуицию, ответы из Мира Снов, благожелательность, силу и храбрость. Они связаны с Артемидой, Зевсом, Каллисто, Dea Artia, Тором, Одином, Фрейей и скандинавскими богинями луны и воды.

Кот : Коты в роли защитников. Они символизируют силу, хитрость, ловкость, замкнутость, независимость и видение духов. Они связаны с Фрейей, Артемидой, Дианой, Либерти, Шасти, Баст и Пашт.

Койот : койоты - обманщики, которые учат вас не быть такими серьезными. Они символизируют уроки о себе, юмор, прихоть, ночь, оборотничество, возможность, тайну, творчество и опыт.

Олень : олень символизирует мягкость, грацию, быстроту, изобилие, интуицию, самоанализ, иной путь достижения цели, послание покровителей, любовь, безопасность, спокойствие, солнце, плодородие и аспект воина (олень-самец). Они связаны с Афродитой, Артемидой, Афиной, Дианой, Elaphaia, Дионисом, Аполлоном, Lu-Hsing, Cernynnos, Cocidius и Shou-Hsieng.

Собака : Собаки - служители и охранники. Они символизируют лояльность, дружбу, безусловную любовь, понимание, необходимость в одобрении, выслеживание, товарищество, интуицию и правду. Они связаны с Гула, Белит-или, Астартой, Аштаретом, Аменти, Кибелой, Артемидой, Дианой, Гекатой, кельтскими Богинями Матерями, Араун, Ноденс, Хель, Одином, Сарамам, лунными богинями, Кецалькоатлем и Ксолотлом.

Лиса : лисы обманщики. Они символизируют маскировку, наблюдение, приспособляемость, хитрость, семью, путешествия, единение, оборотничество, мудрость и невидимость. Они связаны с Энки, Дионисом и Инари.

Лягушка/Жаба: лягушки и жабы символизируют женскую энергетику, плодородие, воду, новую жизнь, новое начало, тайну создания, очищение, освежение, повторное наполнение, развеевание негативности, наполнение, позитивную энергетику, трансформацию, начало нового цикла, долгую жизнь, удачу, перемену удачи, начало новых проектов и процветание. Они символ Богини и связаны с луной. Они связаны с Хекет, Исидой, Хатор, Ch"ing-Wa Sheng, Афродитой, Сабациусом и Ахриманом.

Лошадь : лошадь символизирует силу, умение работать поодиночке и в группе, скорость, выносливость, выдержку, верность, дружбу, сотрудничество, путешествия, преодоление препятствий, лояльность, независимость, осторожность, безусловную поддержку, бескорыстие, свободу, силу, уравновешенность, сострадание и щедрость. Она связана с Эпоной, Куаннон, Анакитой, Вестой, Аполлоном, Митрой, Сурьей, Одином, Фрейей, Рианноном, Левкиппой, Велси и Велесом.

Леопард : см. пантера.

Лев : львы символизируют королевские права, спокойствие, семью, силу, смелость и расслабление. Они сильно связаны с солнцем и с Ра, Осирисом, Сехмет, Аполлоном, Дургой и божествами солнца вообще.

Ящерица : ящерицы символизируют понимание снов, мудрость, удачу, столкновение со страхом и конфронтацию, смерть и повторное рождение. Они связаны с миром снов, Гермесом, Сераписом, Ариманом и Моко.

Рысь : рысь - хранительница секретов. Рыси символизируют честность, открытость, непридирчивую вежливость, тайну, тишину, ясновидение секретов других, подозрение и бдительность. Они могут помочь в духовных навыках, особенно ясновидении.

Мышь : мышь символизирует тишину, тайну, предвидение, внимательное изучение, внимание к деталям, порядок, организованность, стеснительность, незаметность, невидимость, доверие, невинность, инициативу и открытия. Будьте осторожны, потому что они могут не разглядеть полную картину. Мыши связаны с Аполлоном и Зевсом.

Пантера/леопард: пантеры и леопарды символизируют неизвестное, тишину, молчание, тайну, ночь, исцеление, темноту, спрятанную правду, бесстрашие, быстроту, настойчивость, красоту, хитрость и силу. Они учат вас не опасаться будущего. Они связаны с Дионисом, Паном и Аргусом.

Богомол : богомол символизирует силу, приспособляемость и легкость в общении.

Кролик : кролики обманщики, товарищи ведьм и «хранители врат» ночи и иного типа сознания. Кролики символизируют плодородие, тайну, боязнь трагедии, долгую жизнь, быстрое мышление, крепнущую интуицию, болезнь и катастрофу. Они вызывают ваши умственные страхи в реальную жизнь. Они учат вас прекратить думать «что будет, если…». Они связаны с Эострой, Холдой, Андрасте, Фрейей, Гермесом, Афродитой, Эротом и Чандрой.

Енот : еноты символизируют изобретательность, приспособляемость, великодушие, заботу об окружающих, доброжелательность, отсутствие жадности, творчество, игривость, любопытство, новые идеи и новые работы или учебу. Они защищают тех, кто не может защитить себя.

Крыса : крысы символизируют плодородие, состоятельность, хитрость, робость, скупость, мудрость, изобретательность, осторожность и предвидение. Они связаны с Дайкоку и Ганешей.

Скорпион : Скорпионы символизируют месть, возврат негативной энергии тем, кто ее отправил и темную магию. Они часто считаются знаком зла. Они связаны с Югом и Солнцем, Иштар, Нанной, Сидури Сабиту, Сетом, Селкет, Изидой, Дадофори и Сабациусом.

Змея : Змеи символизируют знание, перемены, сотворение, мудрость, секреты, тайну, реинкарнацию, бессмертие, сексуальность, воспроизводство, элемент Огня, двойственность, солнечное/лунное, добро/зло, исцеление/яд, жизнь/смерть/перерождение. Они являются ранним символом Великой Матери Земли. Они связаны с Изидой, Тотом, Апопом, Гермесом, Сабациусом, Белом, Ра, Ариамном, Митрой, Кади, Кадру, аккадским Нингурсагом, Атаргатис, Сирией, Асклепием, Гигеей, Персефоной, Аполлоном, Герой, Афиной, Гекатой, Геей, Домовым, Шакти, Анантой, Сузану, Уга-Джин, Ну Куа, Фу Кси, Бриджит, Кецалькоатлем, Кулкульканом, Соатликью, coyolxauhqui, Вицлипуцли и Julungghul.

Паук : пауки ткачи и обманщики. Они символизируют рок, женскую энергетику, творческую энергию, мудрость, творчество, новую жизнь, запутанность, осторожность, божественное вдохновение, начало проекта, зачатие, трудолюбие, предупреждающие сигналы, иллюзии. Они могут служить знаком, предупреждающим об опасности. Они связаны с Нит, Иштар, Атаргатис, Афиной, Мойрами, Норнами, Холдой, Инктоми, Kokyangwuti, Tsitsicnako и Суссистанако.

Белка : белки символизируют собрания, предвидение, энергию, нерациональное поведение, хранение, сплетни, предупреждение, перемену, открытие, правду, уравновешенность и гармонию. Они посланники Богов и шалуны. Они предупреждают вас об осторожном отношении к бесполезному накопительству и учат легко относиться к жизни.

Тигр : тигры быстро действуют, они хитры и незаметны. Они символизируют ярость, королевское достоинство, бесстрашие, авторитет, аспект воина, отсутствие промедлений и силу воли. Они связаны с Дугой, Шивой, Дионисом и Цай Чен.

Жаба : см. лягушка.

Черепаха : черепахи символизируют долгожительство, силу, выдержку, мудрость, терпение, умение становиться в защитную позицию, энергию богини, приземление, щиты, предательство, упорство и замедление темпа для того, чтобы насладиться жизнью. Они связаны с элементами земли, воды и луны. Они связаны с Праджапати, P"an Ku, Паном, Афродитой, Венерой, Гермесом и Меркурием.

Волк : волки символизируют семью, обучение, сотрудничество, проницательность, тайну, силу, лидерство, лояльность, свободу, индивидуальность, духовную энергию, связанную с луной (спрятанная мудрость), деление знанием и мудростью, хитрость, охоту, поиск, самоанализ, слушание, магию, сны. Они связаны с луной и с Wepwawet, Зевсом Ликейским, Аполлоном, Аресом, Марсом, Сильванусом, Сернанносом и Одином.

Дельфин/морская свинья : дельфины и морские свиньи являются проводниками в Нижний Мир и посланниками мира снов и прогресса. Они символизируют радость, игривость, отсутствие запретов, силу, быстроту, море, красноречие, магию (особенно магию воды), открытия, общение, доверие, правду, равновесие, гармонию, дыхание, ритм узоры и расслабление. Они связаны с Водой и Астартой, Иштар, Изидой, Аполлоном Дельфийским и морскими божествами вообще.

Рыба : рыбы символизируют любовь, плодородие, победу над смертью, целительство, пророчество, изобилие, благосостояние, гармонию, регенерацию, детей, беременность и появление любви в вашей жизни. Они связаны с Луной, Водой, Атаргатис, Иштар. Дерсето, Изидой, Афродитой, Фрейей, Венерой, Дагоном, Посейдоном и Kuan Yin.

Выдра : выдры символизируют игривость, уравновешенную женскую энергию, любопытство, радость за себя и других, отсутствие ревности и зависти, отсутствие беспокойства, талант, верность, общественную жизнь и счастье. Они обманщики. Они связаны с элементами Земли и Воды и связаны с Сернанносом.

Тюлень : тюлени символизируют игривость, родительские обязанности и защиту (особенно защиту во время путешествий по воде, при полном изменении жизни, при разводе или болезненном разрыве с любимым человеком, от сплетен и опасностей).

Кит : киты символизируют элегантность, древние учения, историю, ясный слух, телепатию, духовные способности, исцеление посредством музыки и звука, смерть и перерождение, инициацию, воды жизни, регенерацию, море, музыку, долгожительство, семью и друзей, обучение магии, магию стихий и доверие. Киты хранят знание. Они связаны с Дерсето.

Пчела : Пчелы символизируют трудолюбие, сообщество, концентрацию, планирование и экономию, работу с духами умерших, процветание, чистоту, достижение так называемого невозможного, рождение, смерть, воскрешение, удачу, неудачу и мудрость Иного Мира. Они связаны с Бриджит, Ра, Вишну, Кришной, Индрой, Афродитой, Деметрой, Кибелой, Артемидой, Дианой, Реей, Зевсом, Дионисом, Паном и Приапом.

Бабочка : бабочки символизируют радость, свободу, жизнь одним моментом, трансформацию, цикл рождение-смерть-перерождение, умственные силы, магию, предсказание жизненного цикла, понимание своего места в цикле жизни, вдохновение, бессмертие, досуг, красоту в старости, долгожительство, любовь, счастье, фальшь, тщеславие и душу. Они связаны с элементом Воздуха, Орами и Zochiquetzal.

Ворона/грач: вороны и грачи символизируют изобретательность, выживание, смерть, зов к магии и тайне, окружающим нас, закон, сверхъестественное, тайны творения, оборотничество, перемену, гармонию, справедливость, целостность, плохие предзнаменования, дерзость, ловкость, хитрость, пророчество, красноречие и предсказание. Это обманщики, связанные с Морриганом, Варуной, Рея Крония, Аполлоном, Macha и Babd.

Стрекоза : стрекоза символизирует иллюзию, сны, перемену, просвещение, безответственность, ненадежность, слабость, нестабильность, быстроту и видение правды. Они посланцы мира стихий и богов/богинь. Они связаны с Летом.

Орел : орлы символизируют благородство, ясность видения, равновесие между миром духов и повседневной жизнью, возможность подняться над повседневностью, молнию, подъем над материальным в поисках духовного, соединение с миром духов, своевременный дождь, дух воина, бесстрашие, острое зрение, войну, свободу, величие, авторитет, силу, победу и смелость. Они связаны с божественным и с Солнцем, так же как и с Воздухом, Огнем и Духом. Они связаны с Нинурта, Мардуком, Ашуром, Паном, Зевсом, Индрой, Вишну, митрой и Одином.

Сокол : соколы символизируют свободу, быстроту действия, дальновидность, магию, астральные путешествия, ясное видение и целительство. Они помогают умирающим умереть. Они связаны с Хорсом, Цирцеей, Ра, Менту, Фрейей и Одином.

Ястреб : ястребы - наблюдательные и восприимчивые посланцы мира духов. Они символизируют охватывание полной картины, использование ваших талантов, приметы, сны, смелость, защита, мудрость, просветление, правду и опыт. Они связаны с Хорсом, Птахом, Реху, Секером, Аменти, Аполлоном, Артемидой, Индрой, Ахура Маздой и Митрой.

Колибри : колибри символизируют свободу движения, энергию, радость без устали и питание нектаром жизни, завершение того, что считается невозможным, нахождение радости в жизни и учение из опыта, цветы, любовь, красоту, искусство, расслабление и бесстрашие. Они связаны с Кецалькоатлем и Вицлипуцли.

Сова : совы символизируют мудрость, возможность видеть утаенное, тайну, быстроту, темноту, свободу, сны, оборотничество, секреты, предзнаменования, ясновидение, астральную проекцию, магию, обман, наблюдение, полную правду, ночь, смерть и неудачу. Они связаны с Нижним Миром и Луной. Они связаны с Богиней в общем, а так же с Афиной, Мари, Лилит, Анат, Гвинн ап Нудд, Blodeuwedd, Yama и Cailleach. Амбарная сова: амбарные совы видят, не видя, и слышат, не слыша; они слышат невысказанное и видят, не обладая физическим зрением.

Ворон : вороны символизируют магию, внутренние страхи, изменение в сознании, целительство, избавление от болезни, неизвестное, шалости, приспособляемость, ум, изобретательность, смерть, войну, кровопролитие, битву, прорицание и разрушение, необходимое для созидания. Они посланцы мира духов. Они связаны со Стариком, Солнцем, Одином, Аполлоном, Афиной, Хроносом, Асклепием, Брахмой, Морриганом, Babd, Nantosuelta и Lugh.

Лебедь : лебеди символизируют грацию, целительство, измененные состояния, интуицию, трансформацию, переходы, духовный рост, предчувствия, предзнаменования, божественность духа, достоинство, моногамию, дояльность и тишину. Они связаны с Аполлоном, Афродитой, Музами, Венерой, Зевсом, Сарасвати, Брахмой и Деви.

Дракон : Драконы являются учителями, воинами и защитниками. Они символизируют Великую Богиню Мать, матриархат, доброжелательность, божественность, королевское достоинство, сверхъестественное, бесконечность, изменения, магию стихий и духовное наставничество. Они связаны с Митрой, Хорсом, Аполлоном, Индрой, Аруной и Сомой. Восточные драконы более змееподобны и часто усаты. Они символизируют власть правителя, мужественность, янь, процветание, дождь, мудрость и утаенные секреты. Западные драконы более напоминают рептилий, более массивны и часто обладают крупными крыльями, напоминающими крылья летучей мыши. Они символизируют огонь, конфронтацию, опасность и уединение.

Грифон : Грифоны являются охранниками. Они символизируют духовное просвещение, времена года, связь между духовной энергией и космическими силами. Они связаны с Солнцем, Небом, Землей, Немезидой и Аполлоном.

Пегас : пегасы символизируют вдохновение, поэзию, грацию, свободу от земных забот, астральный уровень, трансформацию зла в добро, славу и красноречие. Они связаны с Деметрой и Осирисом.

Феникс : Феникс является символом воскресения, перерождения, духовного роста, силы и энергии для преодоления жизненных испытаний, огня и королевского достоинства. Это символ луны/солнца, связанный с Осирисом, Ра и Цирцеей.

Единорог : единороги являются символом невинности, доброй воли, славы, благополучия, целительства, мягкости, чистоты разума, личной силы, наивности, радости, жизни, природы и свободы. Они связаны с Артемидой, Дианой и богинями луны вообще.

Что посмотреть

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) - посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость - самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу.

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности - на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

Сцены из супружеской жизни

Театр «Гешер» совместно с тель-авивским Камерным поставили спектакль на вечный сюжет Ингмара Бергмана - «Сцены из супружеской жизни». По химическому составу крови этот спектакль довольно схож с бергмановским оригиналом; вероятно, оттого столь естественна игра двух актеров, Итая Тирана и Эфрат Бен-Цур. До того, что её и игрой-то сложно назвать, а если и так, то игрой в высшей совершенной степени.
Режиссер постановки Гилад Кимхи не только исследует под микроскопом грамматику эмоций, механизмы связи между мужчиной и женщиной - он, вслед за Бергманом, производит аутопсию современной супружеской жизни вообще. И жизнь эта, тесная и душная, как чужой ботинок, засасывает в себя зрителя. В ботинке к тому же оказывается камешек, и это уже сущий ад. «Ад - это другие», говорил Сартр. «Но когда другие перестают вам принадлежать, ад становится раем», мог бы сказать Бергман.

Раннего Шекспира, или «Как вам это понравится»

В тель-авивском Камерном театре играют пьесу «Как вам это понравится» в постановке Уди Бен-Моше. Точнее, ломают комедию, где при дворе свергнутого герцога плетутся интриги, а в заповедном лесу бродят счастливые и далекие от политики & практической жизни странники, изгнанники, философствующие актеры. В пространстве «дворец» - холод и тьма, люди с лицами наемных убийц; в пространстве «лес» - листва, и поэзия, и овечки с лицами добрых клоунов. Видеоарт и селфи, юмор века катастроф и скоростей - в переводе Дана Альмагора есть место дню сегодняшнему. И это нормально, думается, Шекспир бы оценил.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы - вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля - что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде . Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто - в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.

Что послушать

Kutiman Mix the City

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни ». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь - это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д"искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre . А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д"искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена ФраяИстинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Точка зрения, согласно которой источником культуры является символопроизводящая деятельность человека, получила разработку в трудах ведущего представителя марбургской школы неокантианства Э. Кассирера (1874–1945). Он рассматривает культуру как процесс самоосвобождения человека, в ходе которого последний создаёт свой символический универсум: язык, миф, искусство, религия. Почему? Ответ на этот вопрос Кассирер пытается найти, сравнивая реакции животных и ответы человека на внешние раздражители. Животные реагируют на внешний стимул непосредственно, у человека же этот ответ должен подвергнуться ещё мысленной обработке. В чём же причина этого различия? Если сравнивать человека с животным с биологических позиций, то есть все основания считать человека “неполноценным животным”. Неполноценность эта проявляется в отсутствии инстинктивной программы поведения, обеспечивающей животному способы его поведения и приспособления к окружающей среде. Утратив инстинкты, человек частично утратил и характерную для животного мира способность к коммуникации со средой и себе подобными и как биологическое существо оказался обречённым на вымирание. Однако инстинктами не исчерпываются возможности животных приспосабливаться к окружающей среде. По мере усложнения животного организма только генетически закреплённой программы поведения ему недостаточно, и природа дополняет её способностью подражания. При относительно устойчивой среде обитания эта способность подчинена инстинктам и не имеет самостоятельного значения. Для человека, несдерживаемая никакими рамками, она становится той соломинкой, которая позволяет ему не только удержаться “на плаву”, но и выйти за рамки видовой программы. Дефект (отсутствие инстинктов) постепенно превращался в достоинство, в самостоятельное и оригинальное средство приспособления к окружающей среде. Однако для того, чтобы подражать, животным сознание не нужно. Как же и почему человек его обретает? Дело в том, считает Кассирер, что подражание даёт возможность человеку найти и закрепить полезные навыки, однако оно не даёт возможности передать эти навыки другим поколениям. Иными словами, благоприобретённое посредством подражания генетически не передаётся. И человек вырабатывает особое средство для оценки и дифференцирования этих навыков – сознание и особый способ их передачи – культуру. Культура, таким образом, мыслится Кассирером как символическая вселенная , в которой живет человек. Её мир – мир символов – отличается от физического мира тем, что символы лишены, по мнению автора, естественного (субстанциального) бытия и обладают прежде всего функциональной ценностью.

Таким образом, культура первоначально возникла из самой природы, из попытки выжить, подражая животным. Потом у человека начала складываться особая система передачи знаний и навыков. Он стал творцом и создателем символов. В них отразилась попытка закрепить различные стандарты поведения, выработанные человеком. И Кассирер приходит к выводу: тайна культурогенеза коренится в формировании человека как символического животного.

Рассмотренные концепции отвечают на основные вопросы, возникающие в связи с осмыслением проблемы происхождения культуры: Что является источником культуры? Как из этих источников культура возникает? Какую роль в жизни человека она играет? Каждая из них имеет свои достоинства и свои недостатки. Наиболее разработанной и убедительной, по нашему мнению, является символопроизводящая версия культурогенеза. Она даёт представление о тайне антропогенеза, разъясняет происхождение культуры в понятиях современной науки, выглядит вполне логичной. Однако и этой концепции присущ свой недостаток – остаётся в стороне вопрос о трансцендентальной, сакральной природе культуры.

Контрольные вопросы

    В чём трудности орудийно-трудовой концепции культурогенеза?

    Возможно ли объяснить культуру из натуралистических предпосылок?

    Правда ли, что играть может только человек?

    Отчего культура, возникнув из игры, отдалилась от неё?

    Чем объясняется возникновение табу и тотемов в культуре?

    Как можно раскрыть формулу “человек – символическое животное“?

Животные и птицы символизируют инстинктивную жизнь; плодородие и изобилие; инстинктивные и эмоциональные порывы, которые необходимо обуздать, прежде чем вступать в сферу духовного; пассивное участие и животную природу людей: "невозможно найти животное, которое не имело бы хоть какого-то сходства с человеком".

Фигурки животных

Кот (кошка) – символ гармонии и покоя, талисман, охраняющий домашний очаг, женский оберег. Независимые, грациозные и изящные существа, символизирующие царственность, женственность и долголетие, а также домашний уют. Фигурки кошек - лучший подарок к новоселью, и в дом, где нужен комфорт и покой.
Существует огромное количество вариантов изображения кошек.
Традиционная индонезийская кошка объемная с лицевой стороны и плоская со спины с плотно прижатыми к телу лапами, выполняется в широкой цветовой гамме, иногда украшается тканью (батиком), скорлупой, ротанговой лианой либо бечевкой.
Следующий тип кошек – кошка, стоящая на четырех лапах с поднятым вверх хвостом. Часто его называют кот- «ювелир», поскольку длинный хвост используется как подставка-шест для колец. Поднятый вверх хвост у кота символизирует оптимизм и процветание.
Популярный тип котов – кот-рыбак. Форма сувенира позволяет усаживать его на краешек стола, полки или ниши. Кот-рыбак символизирует покой, размеренность и мудрость, присущую всем рыболовам. Отверстие для удочки можно использовать как подставку для ароматических палочек.
Коты, которые изображаются вдвоем или в n-ом количестве, символизируют любовь, дружбу и поддержку, кот с котенком является символом материнства и продолжения рода.
Коты также могут выступать в качестве подставки-зажима для книг, подставки для CD, подставки для салфеток или шкатулки.

Собака – символ верной дружбы, отзывчивости и преданности. Также она является охранным талисманом для ее обладателя. Олицетворяет верность, бдительность, знатность. Фигурки собак могут выступать в качестве подставки-шеста для колец, стойки для CD, пепельницы.

Корова – символ материнства и плодородия, доброты, спокойствия и гармонии с окружающим миром.

Свинья - символ богатства, плодородия и долголетия. Соответственно китайской мифологии свинья является хранительницей добрых снов.

Тигр – символ грации, уверенности, силы, целеустремленности и ловкости. Тигру свойственна хищная натура, он – добытчик, победитель и любимец женщин.

Лев – символ благородства, царственности, грации, вальяжности, силы и смелости. Он является талисманом сильных мира сего, прибавляя обладателю уверенности в собственных силах и удачи. Считается, что фигурка льва способствует обогащению владельца и повышает рейтинг его популярности.

Слон – символ богатства, власти, силы. Этот талисман символизирует непобедимость и защиту от негативных сил. Если композиция слонов представлены в виде пары или втроем, то она подразумевает любовь, семейные узы и счастье.
…Издавна считалось, что мир стоит на мощных телах слонов – добрую службу сослужила сила и внушительный вид этих животных. Слон с поднятым вверх хоботом находится в боевой позиции и является защитным талисманом для его обладателей.

Жираф – символ благородства и достоинства (благодаря своей осанке), любознательность и дальновидность (благодаря длинной шее).

Верблюд – символ выдержки, терпения, трудолюбия, способности преодолевать препятствия.

Лошадь – символ работоспособности, гордости, упорства в достижении цели, свободолюбия и стремительности.

Зебра – символ жизненной гармонии. Такую символику она получила благодаря особому окрасу шкуры: полоса белая, полоса черная.

Дракон – восточный символ абсолютной удачи и счастья. Так как дракон является сказочным существом, то он покровительствует мечтателям, людям с богатым внутренним миром и безграничной фантазией. Дракон симпатизирует смелым.

Мышь, крыса – «любимое животное Будды». Олицетворяет настырность, ловкость, хозяйственность и долголетие. Существует легенда о «ладонях Будды»:
…Однажды Будда решил наделить всех животных определенными качествами и
почестями. Животные выстроились в очередь соответственно росту и весу, вследствие чего бедная маленькая крыса оказалась последней. Расстроилась крыса, но не отчаялась. Бык в очереди был первым, поклонился Будде, и хитрая крыса не долго думая, ухватилась за его хвост, взбежала по спине и плюхнулась Будде прямо в ладони. Пораженный ловкостью крысы, Будда обожествил ее и выделил среди других, наделив даром долголетия и выживаемости.

Змея – на Востоке является символом мудрости, красоты и обновления (благодаря своему природному свойству сбрасывать кожу).

Лягушка – «Хранительница Богини озер» - символ ловкости, смелости и изобретательности. Является талисманом богатства, долголетия и процветания.

Черепаха – символ мудрости, долголетия и терпения. В древности считалось, что Земля стоит на черепахе, следовательно, она является символом силы, упорства и терпимости. Черепаха может быть представлена в виде пепельниц, подсвечников, подставок для бутылок или элемента декора сувениров.

Ящерица, варан – являются хранителями домашнего очага и защитными талисманами для дома. Благодаря природным качествам они олицетворяют ловкость, выносливость и способность приспосабливаться к окружающей обстановке. В Египте ящерица олицетворяла молчание. В греческом символизме ящерица означала божественную мудрость и удачу.

Рыба – символ истины и финансового успеха. Рыбы символизируют знания и мудрость. Фигурки рыб (особенно популярны коралловые рыбки) очень оригинальны по тонкости резьбы и яркости окраса.

Обезьяна – символизирует хитроумие и защиту от неудач. Три обезьяны с прикрытыми глазами, ушами и ртом означают следующее: "Не вижу зла, не слышу зла, не говорю о зле", и являются благожелательным и охранным символом. Они являються спутниками бога Ваджраякши, в функции которого входила защита людей от духов, болезней и злых демонов.

Фигурки птиц

Птицы являются олицетворением полета души, любви, счастья, а также вдохновляют на развитие, процветание и возвышение над неудачами. Цапли и фламинго особенно популярны у резчиков деревянной скульптуры и очень удачны для подарков, как символ утреней зари, продолжения жизни и долголетия.

Сова – символ терпения, мудрости и долголетия. Иногда они могут быть представлены в виде зажимов для книг.

Утка – символ семейного счастья, любви, верности и покоя. Утка-мандаринка (в шапочке с острыми шпилями) символизирует богатство, процветание и благополучие.

Петух – восточный символ красоты и разностороннего развития.

Пеликан – символ зажиточности, бережливости благодаря вместительному клюву.

Цапля – символ любви и счастья в семейной жизни. Эта символика возникла благодаря китайской легенде о богине любви и счастья Аматэрасу, одежда которой была украшена изображениями птиц – цапель и журавлей. Цапля является тотэмным животным Аматэрасу. Птица ногами ходит по болоту, что символизирует будни семейной жизни, а крылья ей даны для полета – полета души и сердца, следовательно для любви.

Птица удачи – состоит из металлической головы на пружине и тела из неочищенного кокосового ореха на металлических ногах с хвостом из проволоки. Символизирует творческий потенциал, счастье и удачу.

Тукан - птица, приносящая своему хозяину удачу. Туканов всегда изображают
смотрящим левым глазом (символ удачи).

Журавль - в Китае и Японии журавль символизирует долголетие, мудрость, преданность, честь. Согласно легенде, журавли собираются в круг для защиты своего короля, при этом одной ногой они стоят на земле, а другой сжимают камень: если журавль засыпает, камень падает и будит его, - именно благодаря этому журавль считается также персонификацией бдительности (эпизод с камнем восходит к работам Аристотеля).
В Китае изображение журавля, летящего к Солнцу, - символ общественных устремлений, его белоснежное тело - чистоты, красная голова - огня жизни.
В Японии журавль прежде всего символ мудрости.
В Египте двухголовый журавль - символ процветания.
В Древней Греции крики журавля во время миграции возвещали время весеннего сева и начала уборки урожая.

Какаду - попугаев люди держат в неволе с глубокой древности и очень ценят. Пионерами тут были, вероятно, древние индийцы, в чьем представлении каждый благородный человек должен был научить говорить хотя бы одного попугая. Европейцы впервые познакомились с попугаями в Индии. Первыми были воины Александра Македонского. Птицы быстро завоевали популярность в Греции, а позднее и в Риме. С наступлением средних веков сведения о ручных попугаях в Европе исчезают и появляются вновь во времена Крестовых походов (11-13 века). Удивительные способности попугаев к подражанию человеческой речи произвели впечатление на Западную церковь, и попугаев объявили стоящими к Богу ближе, чем другие животные. С завоеваниями эпохи географических открытий появились новые виды попугаев из Нового Света. Эти птички попали «в моду», их чучелами украшали высокие прически, неразлучников, как символ верности, непременно дарили возлюбленным. В России в наше время наблюдается настоящий бум увлечения попугаями.
Орел – в Китае означает Солнце, власть, воителя, храбрость, упорство, острое зрение, бесстрашие.