Собор иконы казанской божьей матери. Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото. Архитектурная история собора

Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) - восстановленный православный храм, расположенный на углу Красной площади и рядом с . Имеет достаточно витиеватую историю, восходящую к Московской битве 1612 года и изгнанию из Москвы польско-литовских интервентов.

Первый деревянный храм на этом месте был построен ещё в 1625 году на деньги Дмитрия Пожарского, затем отстроен в камне в 1636 году. Пройдя через ряд реконструкций разных лет, в 1936 году был снесён. Современное здание храма построено в 1990-1993 годах по проекту архитектора Олега Журина, предположительно храм воссоздан в первоначальном облике.

Однокупольный храм включает 2 придела (северный - в честь святых Гурия и Варсонофия, южный - священномученников Ермогена и Тихона, патриархов Московских), повторяющих формы основного объёма в миниатюре, и изящную шатровую колокольню, которые соединяются галереей, опоясывающей здание с 3 сторон. Фасады оформлены в духе русского узорочья; особенно привлекают внимание ряды килевидных кокошников разного размера, которые скрывают переход от основного объёма здания к барабану главы. Над главным входом со стороны Красной площади размещены мозаичные иконы Богородицы и Христа, на фасадах со стороны Никольской улицы - Богородицы и Ермогена, патриарха Московского. Киот на восточном фасаде украшен мозаичным образом Георгия Победоносца.

История Казанского собора

Храм имеет славную историю, восходящую к Московской битве 1612 года и изгнанию из Москвы польско-литовских интервентов Вторым народным ополчением под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Список с иконы Казанской Божией Матери сопровождал ополчение при походе на Москву, и когда его войска сумели взять Китай-город и отбить Кремль у польско-литовских интервентов, Дмитрий Пожарский, согласно городской легенде, дал обет построить в честь победы храм.

Первый деревянный храм был построен на этом месте в 1625 году на средства князя Дмитрия Пожарского. В 1636 году его отстроили в камне по указу и на средства царя Михаила Фёдоровича; несмотря на достаточно скромные размеры, храм стал одной из главных церквей Москвы.

В 1760-х годах Казанский собор реконструировали на средства княжны Марии Долгоруковой, были снесены приделы, а в 1802 году по резолюции митрополита Платона была снесена шатровая колокольня, взамен которой возвели новую двухъярусную. В 1865 году здание "обновили": фасады переоформили в классическом стиле по проекту архитектора Николая Козловского, а колокольню надстроили третьим ярусом. Изменения в облике храма пришлись по душе далеко не всем - современники сравнивали его с "типовыми" сельскими церквями, отмечая, что его внешний вид не соответствует роли одного из главных московских соборов.

После Революции 1917 года и установления советской власти, в 1925-1929 годах храм начали реконструировать по проекту архитектора Петра Барановского с целью воссоздания его изначального вида, однако, в 1929 году было принято решение о сносе, так как культовое сооружение не соответствовало новому назначению Красной площади как месту торжественных мероприятий светского Советского Союза. Узнав о сносе, Барановский поручил провести тщательные обмеры здания, чтобы в будущем оно могло быть восстановлено; в 1936 году собор снесли. На его месте был возведён павильон в честь III Интернационала, затем здесь разместился общественный туалет.

В 1989 году Моссовет постановил восстановить "памятник воинской славы", и в 1990-1993 годах Казанский собор был вновь возведён по проекту архитектора Олега Журина, одного из учеников Барановского, став первым из полностью утраченных в советские годы храмов, воссозданных в первоначальных формах. Храм был открыт 4 ноября 1993 года, уже после распада СССР.

В настоящее время Казанский собор - действующая православная церковь, в стенах которой проходят службы. Тем не менее, будучи частью ансамбля Красной площади и одной из популярных , церковь хорошо известна в том числе и сторонникам других религиозных течений - как восхитительный памятник архитектуры.

Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади находится по адресу Никольская улица, 3 (на углу Красной площади и Никольской). Добраться до него можно пешком от станций метро "Охотный Ряд" Сокольнической линии, "Театральная" Замоскворецкой и "Площадь Революции" Арбатско-Покровской.

Что есть что в церкви

По легенде, десятилетней девочке трижды явилась Богородица и велела взять спрятанную в земле икону. В указанном месте нашли завернутый в кусок сукна образ Богоматери. Она оказалась чудотворной, и Иван IV выделил деньги на строительство монастыря на месте явления образа.

Казанский священник Гермоген при переводе на патриаршую кафедру в Москву забрал образ Казанской Божьей Матери с собой. В Казани остался список. А в 1721 году Петр I перенес чудотворный образ в Казанский собор Санкт-Петербурга.

Казанский храм на Красной площади в Москве построили на средства князя Дмитрия Пожарского.

На этом месте стояли пушечные амбары. Но они сгорели в начале XVII века. В 1625 году появилась деревянная церковь, куда Дмитрий Пожарский перенес образ Казанской Богоматери.

В 1632 году Казанский храм сгорел. Тогда государь выделил на восстановление церкви кирпич от строившегося в дворца. И в 1636 на месте сгоревшего выстроили каменный Казанский собор в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков и в память о погибших русских воинах.

В середине XVII века в Казанском соборе на Красной площади служил протопоп Аввакум.

Он не принял церковную реформу Никона, расколовшую православную церковь на никониан и старообрядцев, и возглавил борьбу против нововведений. Раскольников отлучали от церкви, ссылали в дальние монастыри, сажали в темницы. Самого Аввакума выслали с семьей в Тобольск, а затем в Даурию и Мезень. В 1666 его предали анафеме и сослали в Пустозерский острог. Там Аввакум 15 лет провел в земляной тюрьме. Тогда появилось «Житие протопопа Аввакума». Затем протопопа заживо сожгли.

Историческим для Казанского собора стал день 26 апреля 1755 года - там прошел торжественный молебен в честь открытия Московского университета. Собор стал приходским храмом этого учебного заведения. А в 1812 году здесь получил благословение М.И. Кутузов, и собор стал первым в Москве памятником Отечественной войны.

Но в 1936 году Казанский собор разрушили, поэтому в недавно отстроенной церкви нет ни одной реликвии.

Можно сказать, что Казанский собор спас историк архитектуры Петр Барановский. Когда разрушали храмы, он отчаянно пытался спасти древние сооружения. Благодаря Барановскому уцелели строения в Коломенском и собор . Архитектор даже объявил голодовку и лег у подножия храма, заявив, что умрет вместе с ним. В итоге Барановского сослали в Мариинск, но Василий Блаженный остался стоять на Красной площади.

Казанский собор спасти не удалось. К началу революции храм уже утратил первоначальный облик. Под руководством Барановского в 1927 году его начали восстанавливать, но в 1930 реконструкцию заморозили. Барановского отправили на строительство первых трасс БАМа, а церковь через 6 лет снесли. На ее месте устроили временное кафе и общественный туалет.

В 1990-х Казанский собор отреставрировали по точным обмерам и зарисовкам Петра Барановского. И 4 ноября 1993 года, в день Казанской иконы Божией Матери, церковь открыли для посетителей. При этом Казанский собор стал первым примером восстановления храма, полностью разрушенного в советский период.

Советское время

Воссоздание

Архитектура

Православный храм перед монетным двором на углу Красной площади и Никольской улицы в Москве. Главный престол освящён в честь Казанской иконы Божией Матери.

История

Появление храма связано с началом почитания Казанской иконы Божией Матери за пределами казанской епархии - сначала в Москве, а потом и во всей России. Список с иконы, сопровождавший второе ополчение из Ярославля, князь Дмитрий Пожарский поставил в своей приходской церкви Введения на Лубянке, во Псковичах.

В «Историческом путеводителе по Москве» (1796) появилось утверждение, что первый Казанский храм на Никольской улице, тогда ещё деревянный, был построен в 1625 году на средства князя Пожарского. Распространено предположение, что этот храм возведён по обету в честь изгнания из Москвы польско-литовских интервентов. Более ранним источникам про эту церковь, сгоревшую якобы в 1634 году, ничего не известно.

Каменный храм для размещения «лубянского» списка с Казанской иконы был построен на средства царя Михаила Фёдоровича и освящён патриархом Иоасафом I в 1636 году. Ещё через 11 лет к нему был пристроен придел в честь казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия. На церемонии освящения присутствовал сам царь Алексей Михайлович. Шатровая колокольня, вероятно, была пристроена к четверику с северо-западной стороны, как было принято в церковном зодчестве начала XVII века, для колоколен, единовременных храмам.

Несмотря на миниатюрность, храм стал одной из важнейших церквей Москвы: его настоятель занимал одно из первых мест в ряду московского духовенства. Один из них «расколоучитель» Григорий Неронов. В его старообрядческом житии служба в храме XVII века описана следующим образом:

Строительная история Казанского собора сложная. В конце 1760-х гг. храмовый комплекс был реконструирован на средства княжны М. А. Долгоруковой. При этом был снесён «за ветхостью» придел свв. Гурия и Варсонофия. Перестройка верхних торговых рядов почти закрыла вид на собор с Красной площади. Нижний ярус колокольни был обстроен лавками. Духовенство требовало сноса Аверкиевского придела, в котором давно перестали вести службу.

В первой половине 1802 года по резолюции митрополита Платона была разобрана прежняя шатровая колокольня, и к 1805 году выстроена на другом месте новая двухъярусная, позднее (1865) ставшая трёхъярусной. В 1865 году фасады храма оформили в классическом стиле по проекту архитектора Н. И. Козловского. После такого «поновления» храм мало отличался от тысяч церквей трапезного типа, раскиданных по русским весям. Это отмечал сам настоятель храма А. Ф. Некрасов:

Размеренный ход жизни в приходе был ознаменован несколькими яркими событиями. Во время французской оккупации 1812 года, по свидетельству А. А. Шаховского, «в алтарь Казанского собора втащена была мёртвая лошадь и положена на место выброшенного престола». Казанская же икона остававшимся при храме протоиереем Мошковым была спрятана.

8 (21) июля 1918 г., во время службы в соборе, патриарх Тихон произнёс проповедь о расстреле Николая II. В сентябре того же года из собора была похищена его главная святыня - список с иконы Казанской Богоматери, почитавшийся как чудотворный.

В 1925-30 гг. под руководством Петра Дмитриевича Барановского на средства обновленческого прихода была проведена серьёзная реконструкция и реставрация храма, в ходе которой ему был возвращён предполагаемый первоначальный облик. В деталях точность проведённой реконструкции оспаривается, что неизбежно при скудости документального материала: например, снесённая в 1802 году шатровая колокольня на всех сохранившихся изображениях выглядит по-разному.

К 1929 году Барановским были воссозданы древние кокошники и предполагаемый декор стен, но реставрационные воздействия ещё не коснулись навершия и колокольни, когда было принято решение о сносе храма. Культовые сооружения не соответствовали новому назначению Красной площади как места проведения торжественных церемоний социалистического светского государства. Узнав об этом, Барановский распорядился выполнить обмеры собора с северным приделом; эти документы пригодились потом при его воссоздании.

Решение об уничтожении храма было исполнено в 1936 году, в разгар сталинской реконструкции района Манежной площади. На его месте был выстроен павильон в честь III Интернационала (автор проекта Борис Иофан); позднее это место занимал общественный туалет. Руководство Центрального музея Ленина предполагало в северо-восточном углу Красной площади возвести ритуальный зал для приёма в пионеры.

Воссоздание

Казанский собор - первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах.

Воссоздание было осуществлено в 1990-1993 годах по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (МГО ВООПИиК). После принятия решения Моссовета о восстановлении «памятника воинской славы» (1989) начался сбор пожертвований. Автором проекта стал архитектор О. И. Журин, один из учеников П. Д. Барановского. Восстановлению храма препятствовала община будущего храма. Как вспоминает Журин, её представители

Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) предоставлены правительством Москвы. Освящён патриархом Алексием II 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году).

Фотографий дореволюционной стенописи не сохранилось, однако историку С. Смирнову удалось установить темы росписей. Отталкиваясь от его изысканий, художники из Палеха и Брянска в 1990-е гг. расписали храм в ретроспективной, канонической манере.

Архитектура

Казанский собор представляет характерный для первой половины XVII века тип квадратного в плане бесстолпного одноглавого храма с горкой кокошников, восходящий, вероятно, к старому собору Донского монастыря. Среди храмов московского посада к этому типу принадлежала церковь Николы Явленного на Арбате. Храм с трёх сторон окружён открытыми галереями, которые ведут к шатровой колокольне у северо-западного угла и в северо-восточный придел Аверкия Иерапольского.

По замечанию П. А. Раппопорта, в расположении кокошников и особенно в сочетании крупных кокошников с мелкими проявилось стремление русских зодчих к обогащению яркой, мажорной композиции более дробными деталями - предвестие наступления эпохи «узорочья».

Святыни

  • Особо чтимая икона Божией Матери «Казанская» с мощехранительницей.
  • Список чудотворной иконы, хранившийся в соборе до 1918 года, с 1930 года пребывает в Богоявленском соборе в Елохове.

Название «Казанский собор» вызывает, наверное, у большинства путешественников ассоциации с величественным красавцем-храмом, который находится на одноименной площади в Санкт-Петербурге.

Однако и в Москве, на Никольской улице, совсем рядом с стоит собор с таким же именем и не менее богатым прошлым. Название оба храма получили от иконы Казанской Божией Матери, с которой связаны многие события истории России.

О ее обретении существует такая легенда: через 27 лет после взятия Казани Иваном Грозным в городе случился пожар, в результате которого сгорело много домов, в том числе, и стрельца Онучина. Его маленькой дочери Матроне во сне явилась Богородица и попросила откопать икону под развалинами дома. Эта просьба была выполнена.

Так и явилась свету чудотворная икона, которая стала в некотором роде спасительницей земли русской. С нее было сделано множество списков (копий), с одним из которых ополчение князя Пожарского отправилось освобождать Москву от поляков. 4 ноября (22 октября) 1612 года был отслужен молебен перед этой иконой, и начался штурм , завершившийся триумфом.

13 лет спустя князь Пожарский в знак благодарности чудотворному образу за дарованную победу на собственные средства построил деревянный собор, который и стал называться Казанский. Однако вскоре очередной московский пожар его уничтожил, и с 1635 по 1636 год храм восстанавливали, используя в качестве стройматериала кирпич.

В итоге получился небольшой собор. Украсили его своеобразными кокошниками, благодаря им он выглядел нарядно и торжественно.

Цветовая гамма храма (сочетание золотого, красного и белого цветов) была выбрана согласно византийской православной эстетике. В ней золото символизирует Божественное сияние, красный цвет – очищающий от греха огонь, белый – чистоту и святость. Это в полной мере отражало главный смысл Казанского собора – храма воинской доблести православной Москвы. Чудотворная икона помогла изгнать польских интервентов, перед ней молился Петр I в преддверии Полтавской битвы, а Кутузов – перед решающим сражением с Наполеоном. В этом соборе свято чтится память всех воинов, сложивших головы за русскую землю.

Однако судьба храма оказалась воистину мученической, его переделывали, сносили и восстанавливали. Так в конце XIX века под руководством архитектора Н. Козловского был изменен фасад, убраны кокошники, в результате чего получилась стандартная, по словам митрополита Леонтия, «сельская церковь». Эта переделка пришлась не по вкусу не только духовенству, но и прихожанам, которые собрали средства на возвращение храму первоначального вида. С 1925 по 1930 г. архитектор П. Барановский произвел реконструкцию, однако 6 лет спустя Казанский собор снесли, построив на его месте сначала павильон в честь Интернационала, а затем общественное отхожее место.

В 1990-1993 г. по фотографиям и чертежам П. Барановского собор был восстановлен. Чудотворная икона Казанской Божией Матери вернулась в него и продолжает оберегать Россию от бед.

  • Казанский собор у Красной площади ‒ удивительно красивый архитектурный памятник позднего русского Средневековья в стиле «нарышкинского барокко ».
  • Здесь можно прикоснуться к святыням : иконе Казанской Божией Матери, иконе Божией Матери «Воспитание», мощевику с частицами 83 святых угодников.
  • Чудотворная икона Казанской Божией Матери была обретена в Казани в 1579 году и с тех пор является символом покровительства Богоматери над Русью.
  • Собор открыт каждый день , по утрам и вечерам в нем проходят православные службы.

На углу Красной площади и Никольской улицы, рядом с и ГУМом стоит удивительная по красоте церковь ‒ Казанский собор. Она погружает в атмосферу загадочной старомосковской жизни, в последний этап позднего русского Средневековья. Святыни храма: икона Казанской Божией Матери, мощевик с частицами 83 св. угодников, икона Божией Матери «Воспитание». Собор открыт без перерывов и выходных. Утром и вечером здесь проходят православные службы.

История Собора

История Собора Казанской Иконы Божией Матери началась в середине XVI в. при , когда он завоевывал Казань. Населяли Казанское ханство в большинстве своем татары-мусульмане. По легенде, ночью перед одним из боев, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы царь услышал звон московских колоколов, а вскоре Казань пала. Через несколько лет в Приволжье явилась икона, которая стала совершать чудесные исцеления, после чего многие татары уверовали в православие - и смирились с правлением московского царя. Эта икона, обретенная в 1579 году в Казани девочкой Матроной и чтимый список которой был в том же году доставлен в Москву, стала всенародной святыней, символом покровительства Богоматери над Русью.

Позже икона Казанской Божьей Матери сыграла важную роль в еще одном поворотном моменте русской истории. Она сопрово ждала второе народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, освободившее в 1612 году Москву от польских интервентов.

Считается, что после победы князь Пожарский дал обет построить церковь в честь святыни, с который он прошел путь к освобождению Москвы. Первый, деревянный, храм был построен на средства князя. Чуть позже на его месте возвели каменный собор по велению царя Михаила Федоровича Романова. Здесь служили известные старообрядцы: Григорий Нейронов и протопоп Аввакум. Казанский собор был приходской церковью Московского Университета, в нем получил благословение победитель Наполеона - фельдмаршал Михаил Кутузов.

Второе рождение

В конце XVIII в. храм был реконструирован в стиле классицизма. Церковь утратила несколько приделов и превратилась в непримечательное здание, мало чем отличающееся от характерных построек. В начале 1800-х годов разобрали и шатровую колокольню, которую заменили современной. Печальная участь ждала церковь в советское время. В 1930-х гг. было принято решение о сносе здания. Красная площадь должна была стать местом проведения социалистических демонстраций, и церкви там было не место.

Восстановлению наследия мы обязаны великолепному архитектору-реставратору советского времени П. Барановскому (1892-1984), который, узнав о сносе, распорядился сделать точные обмеры церкви. В 1990-1993 гг. на их основе было осуществлено воссоздание храма, причем не в классическом, а в первоначальном, древнерусском стиле. Настенну ю фресковую живопись также стилизовали под старину.

Уютная небольшая церковь является настоящим комплексом: тут есть колокольня, два придела, основной храм и объединяющая все части галерея. Казанский собор стоит на перепаде высот, поэтому со стороны Исторического музея туда ведет пологая, как бы приглашающая внутрь широкая лестница. Дальше посетитель попадает на галерею. Судя по нехарактерно большому для средних веков размеру окон, галерея изначально была открытой, однако позже помещение застеклили.

Самая красивая часть хр ама ‒ это завершение. Вся церковь выполнена в стиле, характерном для «нарышкинского барокко». Для него типичны контрастные цвета (красный, зеленый, белый), богатая наружная декорация стен и «пена» кокошников ‒ декоративный прием, который скрывает переход от основного объема церкви к куполу. Сама церковь принадлежит к типу одноглавых бесстолпных, то есть внутри помещения нет ни одной опоры. Еще два купола снаружи принадлежат приделам.

2016-2019 moscovery.com