Сообщение о василии блаженном кратко. Нестандартное милосердие василия блаженного. Василий Блаженный: житие

1468, село Елохово под Москвой — 2 августа 1557, Москва
Василий Блаженный — русский святой, юродивый: иногда его называют «Василий Нагой».

Премудрость смиреннаго, — говорит Иисус, сын Сирахов, —вознесет главу его и посреде вельмож посадит его.Премудрость его поведят языцы, и хвалу его исповесть церковь (Сир. 11, 1; 39, 13)

Черты сии премудрого ясно раскрываются в жизни смиренного раба Божия Василия Блаженного, Московского чудотворца; его богомудрое юродство вознесло главу его и посадило его с князьями людей своих; многие восхвалили разум его, и имя его в память вечную будет; хвалу его от лет древних поведает Святая Церковь, ублажая его как единого от людей Божиих.


Блаженный Василий родился в декабре 1468 года, по преданию, на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Дата определяется исходя из указания большинства источников «лет живота блаженнаго в 88». Поскольку год кончины 7065 не вызывает сомнения, то и получаем 7065-88=6977 (1468 г.). Родители его Иаков и Анна были из простых, и когда отрок вырос, его отдали в обучение сапожному ремеслу. Во время учения блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его необыкновенный человек. Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносить их за год. Блаженный Василий прослезился: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик даже не обует новые сапоги, так как вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.

В 16-летнем возрасте блаженный Василий бежал из дома родительского, но не в безмолвную пустыню, где бы мог удобнее восходить благоговейным помыс лом в горняя, но удалился (что могло бы казаться странным) в многолюдный град Москву, где, по слову псаломскому, не оскудевают беззакония, неправда, лихва и лесть. Преподобный показал своим примером, что не место спасает че ловека или полагает преграды его спасению, но благочестивый человек освя щает всякое место, ибо он жил во граде как в пустыне и в народе пребывал как бы в обители кающихся.

Избрав необыкновенным местом для своего подвижничества многолюдный град, блаженный избрал и необыкновенный путь ко граду Небесному — юродство Христа ради. В продолжение всей своей подвижнической жизни он всегда имел пред своими глазами страшный день воздаяния Господня и не носил никакого одеяния, но пожелал быть всегда нагим, как бы уже предстоящим нели цемерному судилищу Сына Божия. Ни зимою, ни летом, никогда не имел он у себя крова, ни даже какого-либо малого вертепа, то есть пещеры, но страдал от мороза и от палящего зноя. Как первозданный Адам прежде своего преступления, наг ходил он и не стыдился, свыше украшенный душевной кра сотой, не радея о своем теле и вменяя нестер пимый мороз как бы в некую теп лоту, ибо тело праведника, согреваемое благодатью Божией, сильнее было и стужи, и огня.

Странны были поступки блаженного: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били блаженного, а он
с ра достью принимал побои и благодарил за них Бога. Затем обнаруживалось, что калачи были испечены из муки с вредными примесями, а квас был негодным. Таким образом, в действиях блаженного открывался особый поучительный смысл. Почитание блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, об личителя неправды.

Один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел
в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» — спросил купец. «Родную матушку, плачу (то есть воздаю) неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись
в Москву, он возвратил мать домой, принес покаяние в содеянном поступке, испросил у нее прощение. После этого он благополучно завершил воз ведение храма.

Постоянно истомляя плоть необычайным воздержанием и подвигами, превышавшими силы человеческие, сохранял блаженный Василий душу свободной от страстей, обитая посреди народа и молвы житейской, как бы на одиноком столпе, и безмолвствуя, как бы совершенно безгласный, чтобы утаить от людей свою добро детель. Духовное его обращение к Богу выражалось и в самом теле святого, ибо глава его всегда была поднята к небу и очи устремлены горе; посему и Господь прославил еще на земле угодника Своего чудными знамениями и даром прозрения будущего.

Когда ночью тайно ходил преподобный по святым церквам на молитву, ему, как доброму молитвеннику, церковные врата сами собою отверзались. Летописец по вествует о чудном видении, которое открыл Бог блаженному Василию в 1521 году пред грозным нашествием Махмет-Гирея. Пришел он однажды ночью к соборной церкви Богоматери и долго стоял пред святыми вратами, уныло на них взирая и тайную совершая со слезами молитву к Богу. И тогда слышали некоторые близ него стоявшие шум великий внутри церкви и видели в ней страшное пламя, которое исходило из всех ее окон, так что вся церковь казалась огненной, и по времени утихло пламя. И в другой раз, повествует летописец, человеколюбивый Бог, не хотящий конечной погибели нашей, но да престанем от злобы и да не уповаем на мимотекущее богатство, попустил быть страшному пожару 21 июня 1543 года, и опять было о том заблаговременно откровение блаженному Василию.

После сих пожаров, в полдень 8 июля, пришел блаженный в монастырь Воздвижения Честного Креста, стал пред дверьми церкви, которая в то время были деревянные, и, взирая на них, плакал неутешно. Дивился мимо ходивший народ, не понимая причины его плача, и только узнали впоследствии, когда на другой день возгорелся страшный пожар и пламя из церкви распространилось на соседние улицы. Выгорела Неглинная, Большой Посад и весь Великий торг и самый двор Царский с Митрополичьим — все сие исполнилось в мгновение ока: не только деревянные храмы, но и каменные распадались и железо рас топлялось, как олово.

Сколько ни старался утаить своим юродством высоту своей добродетели блаженный Василий, не мог, однако, укрыться, по слову евангельскому, град, стоящий верху горы. Случилось однажды блаженному Василию в день тезоименитства царского быть приглашенным в палаты. Принял он в руку заздравную чашу и до трех раз выливал ее из окна, возбудив тем негодование царя, который подумал, что им пренебрегает блаженный. Но св. Василий дерзновенно сказал державному: «Престань от гнева твоего, о царь, и ведай, что излиянием сего пития угасил я пламя, которым объят был весь Новгород, и престало запаление». Сказав сие, устремился вон из палат царских; погнавшиеся за ним не могли его настигнуть, ибо, когда прибежал к Москве-реке, прямым путем пошел он по водам и сделался невидим. Ужаснулся царь, видевший это из своего терема. Хотя и почитал он Василия за святого мужа, но, однако, усомнился в том, что возвещал он о пожаре Великого Новгорода, и, заметив день и час, послал туда гонца. Тогда лишь обнаружилась истина. Горожане свидетельствовали посланному, что во время всеобщего запаления города внезапно явился нагой человек с водоносом, который заливал пламя, и оно потухло. Это был самый тот день и час, когда преподобный бежал с пира царского. Тогда еще большим уважением исполнился царь к блаженному Василию. Спустя несколько времени случились в Москве люди новгородские, они узнали святого Василия, что это был тот самый, который потушил запаление города. Весь народ прославил Господа, дивного во святых Своих.

Пришло на мысль царю соорудить себе дом на Воробьевых горах, и приступил он к строению. Пришедши однажды в день праздничный в церковь, помышлял царь о том, как бы довершить ему благолепно здание. Пришел в тот же храм и святой Василий и, утаившись от лица царского, встал в углу, взирая на царя и внутренним оком наблюдая, что совершается в мыслях его. После Божественной службы взо шел царь в свои палаты и вслед за ним блаженный Василий. Держав ный стал вопрошать его: «Где ты был во время литургии?» Блаженный отвечал ему: «Там же, где и ты». И когда царь говорил, что не видел его, блаженный опять возразил: «Я же видел тебя и даже там, где ты истинно был, в храме или в ином месте». «Нигде не был я, как только в храме», — сказал царь. «Нет, — обличил блаженный тайную его мысль, — я видел тебя мысленно ходящим по Воробьевым горам и строящим дворец свой. И так ты не был во храме Господнем, а Василий там был, ибо после пения "Всякое ныне житейское отложим попечение” со святыми Херувимами поклонялся он Богу, ни о чем земном не помышляя. Стоять же в храме и помышлять житейское значит не быть в нем». Умилился царь и сказал: «Так истинно было со мною» — и еще более стал бояться бла жен ного как обличителя тайных его мыслей.

«Истинное свидетельство и от враг приносится», — поет Святая Церковь, восхваляя блаженного Василия. Действительно, и самые враги Христовы поведали чудодейственную силу Божию видимым предстательством о них блаженного. Случилось кораблю персидскому, в котором было много народа, плыть по Каспийскому морю. Поднялся сильный шторм и волны начали заливать корабль, кормчий не правил кораблем, ибо утратил путь посреди бурной стихии — уже не было больше надежды на спасение. Вместе с персами находились на корабле несколько православных христиан, вспомнили они в час опасности блаженного Василия и сказали плывшим с ними неверным: «Бысть у нас на Руси в Москве блаженный Василий, который ходит по водам, и волны его слушают: он имеет великое дерзновение ко Христу Богу нашему и силен избавить от потопления корабль наш, погружаемый волнами, и спасти нас». Едва произнесли слово сие, увидели обнаженного мужа, стоящего на водах, который, взяв корабль их за руль, направил через бурные волны. Вскоре утихли волны и престал ветер, и все спаслись от предстоящей гибели. Возвратив шиеся в свою землю персы рас ска зали своему правителю о бывшем чуде. Шах написал об этом царю Иоанну Грозному, и когда некоторые из спасенных персов прибыли в Москву по торговым делам, то встретили на улицах города блаженного Василия и в нем узнали того самого мужа, который избавил их от потопления.

Один из вельмож московских любил блаженного Василия, и сам Василий нередко посещал его. Однажды, когда юродивый пришел к нему в лютый мороз, боярин стал умолять его, чтобы по крайней мере в такое суровое время прикрыл наготу свою. «Истинно ли желаешь сего?» «Истинно желаю, — отвечал боярин, — чтобы ты облекся в мои одежды, ибо люблю тебя от всего сердца». Улыбнулся блаженный и сказал: «Добро, господин мой, делай как хочешь, ибо и я тебя люблю». Обрадовался боярин и вынес ему собственную лисью шубу, покрытую красным сукном, и Василий, облекшись ею, пошел по улицам и площадям города. Лукавые люди, увидев издали святого в столь необычайной одежде, умыслили коварно испросить у него шубу. Один из них лег на дороге и представился как бы мертвым, другие же, когда приблизился к ним юродивый, пали пред ним на землю и просили подать им что-либо для погребения лжеумершего. Вздохнул блаженный Василий из глубины сердца о их окаянстве и спросил: «Истинно ли мертв их товарищ и давно ли скончался?» Они отвечали, что в сию только минуту, и блаженный, сняв с себя шубу, покрыл мнимо усопшего, говоря: «Писано во псалмах: лукавнующие потребятся». Когда праведник отошел, обманщики обнаружили, что их товарищ действительно мертв.

Проповедуя милосердие, блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего, и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.

Сурово осуждал блаженный Василий тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем при влечь благословение Божие на свои дела. Однажды блаженный увидел беса, который принял облик нищего. Он сидел у Пречистенских ворот и всем, кто подавал милостыню, оказывал немедленную помощь в делах. Человек Божий разгадал лукавую выдумку и прогнал беса. Ради спасения ближних блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустив шихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Пришел как-то он в корчемницу, хозяин которой был зол сердцем и с бранью подносил вино, часто повторяя имя демонское. Блаженный Василий стал в дверях и, скорбя духом, смотрел на приходивших пить. Вслед за ним взошел человек, тря сущийся телом от многого пьянства, и стал просить корчемника скорее дать ему за деньги вина, но тот от нетерпенья в порыве злобы крикнул на него: «Лукавый не возьмет тебя, пьяницу, мешающего мне подносить лучшим тебя». Услышав такое слово, оградил себя крестным знамением пришед ший, принимая из рук его вино, а блаженный Василий, как бы юродствуя, громко за смеялся и рукоплескал ему, говоря: «Хорошо сделал ты, человек, так и всегда делай, чтобы спастись от невидимого врага». Бывшие в корчемнице спрашивали о причине смеха, и разумно отвечал им Христа ради юродивый: «Когда корчемник призвал имя лукавого, то с его словом он взошел в сосуд; когда же хотевший пить вино оградил себя крестным знамением, вышел из сосуда демон и бежал из корчмы. Я же засмеялся от великой радости и хвалю помнящих Христа Спаса нашего и осеняющих себя во всех делах своих крестным знамением, которым отражается вся сила вражия».

Проходил по торжищу Христа ради юродивый, где сидели женщины, про дававшие свое рукоделие. Посмеялись они наготе его и все ослепли. Одна из них, будучи разумнее других, как только почувствовала, что лишается зрения, воспользовавшись остатком света, устремилась вслед за блаженным Василием, умоляя его остановиться. Со слезами припала она к ногам его, раскаиваясь в своем согрешении, и блаженный добродушно сказал ей: «Прозришь, если исправишься». Он дунул ей на глаза, и она прозрела. Исцеленная умолила его возвратиться к ее подругам, сидевшим на торжище в слепоте своей, человек Божий снисходительно исполнил ее желание и всем им возвратил зрение.

Многие замечали, что когда святой проходил мимо дома, в котором совер шалось молебное пение, или читали Божественное Писание, или беседовали о Боге, он собирал камни и с улыбкой метал их в углы сего дома. Когда же спрашивали люди, которые привыкли вопрошать о странных его действиях, для чего бросает камни, он отвечал: «Отгоняю бесов, которым нет места в таком доме, исполненном святыни, чтобы и вне его не прилеплялись, и мысленно благодарю владыку дома, что не дает им у себя места». Если же проходил мимо такого дома, где пили вино, или пели бесстыдные песни, или плясали, то со слезами обнимал углы дома и на вопросы мимо ходивших отвечал: «Неподобающее христианам творится в этом доме. Спаситель повелел нам непрестанно молиться, да не внидем в напасть, а не суетными делами утешаться; сказано в Евангелии: Горе вам, смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете (Лк. 6, 24). Дом сей изгоняет от себя блюстителей своих — Ангелов святых, приставленных нам от купели, ибо не терпят они таких непот ребных дея ний. И поелику не обретается им места, сидят они на углах, скорбные и унылые, и я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников». Внимая такой разумной беседе юродивого, умилялся народ и благодарил Бога за столь чудного советника.

Камнем разбил на Варваринских воротах образ Божьей Матери, который с давних пор считался чудотворным. На него набросилась толпа паломников, стекавшихся со всей Руси с целью исцеления, и начали его бить «смертным боем».
Юродивый сказал: «А вы поскребите красочный слой!».
Удалив красочный слой, люди увидели, что под изображением Богоматери скрывается «дьявольская харя».

Несмотря на лишения и невзгоды, испытанные при жизни, блаженный Василий достиг глубокой старости. Когда же, по Божьему усмотрению, настало время земному обратиться в землю, предсмертная болезнь объяла праведника, и в первый раз возлег он на одре. Услышав о его близком преставлении, царь Иоанн с супругой своей Анастасией и детьми Иоанном и Феодором пришли принять его благословение. Блаженный уже при последнем издыхании пророчески сказал царевичу Феодору: «Все прародителей твоих твоим будет и будешь им наследник». В это время необычайная радость осияла лицо блаженного Василия, ибо созерцал он пришествие к нему Ангелов Божиих, в руки которых предал праведную свою душу, а от тела святого распространилось чудное благовоние.

Скончался святой 2 августа 1557 года в возрасте 88 лет, 72 из которых провел в подвиге юродства. Почти весь город собрался на погребение великого угодника Божия.

Указание некоторых источников на 1552 (7060) год, как год кончины Блаженного, нельзя принять, поскольку он не согласуется с фактами погребения Блаженного. Укажем на главные из них: во-первых, царь Иоанн Грозный, который, как указывают все источники, присутствовал при погребении и нес гроб Блаженного, не мог это сделать 2 августа 1552 г., поскольку за месяц до этого выступил из Москвы в Казанский поход и был 2 августа под Алатырем (недалеко от Казани), во-вторых, посещение Блаженного Василия царем Иоанном Грозным с царицей Анастасией и с сыновьями Иоанном и Федором перед кончиной не могло состояться в 1552 г., поскольку царевич Иоанн родился в 1554 г., а царевич Феодор — в 1557 г. Традиция считать 1552 г. годом кончины Блаженного Василия восходит, видимо, к печатным Святцам 1646 г. Известный нам старейший список Жития Блаженного Василия, находящийся в августовской Минее Четье 1600 г. Чудовского собрания Синодальной библиотеки (ГИМ, Син. № 317), приводит 1557 год, как год кончины Блаженного (Ср.: Протоиерей И. И. Кузнецов. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Московские чудотворцы... С. 359-362).

Умилительное было зрелище: сам царь и князья несли тело его в церковь, а митрополит Московский Макарий (память 30 декабря/ 12 янаря) с сонмом духовенства совершил погребение святого.

Тело его было положено у Троицкого храма, что на Рву, где в 1554 году был построен Покровский собор в память покорения Казани.В 1588 году по повелению Феодора Иоанновича был устроен придел во имя Василия Блаженного на месте, где он был погребён; для его мощей была изготовлена серебряная рака.

Покровский собор (Храм Василия Блаженного)

Прославлен блаженный Василий Поместным церковным Собором 2 августа 1588 года по благословению Святейшего Патриарха Иова (память 5/18 апреля и 19 июня/2 июля). Еще до прославления ему была написана служба соловецким старцем Мисаилом.

Много различных исцелений и чудес происходило у гроба блаженного Василия. Многие из них засвидетельствованы современниками. Православные москвичи с особенной духовной теплотой почитают память Василия Блаженного.

В описании облика блаженного Василия имеются подробности: «Наг весь и в руке посошок». Почитание его было столь сильным, что Покровский собор и пристро нный к нему придел и доныне именуются храмом Василия Блаженного.

Вериги святого Василия Блаженного хранятся в Московской духовной академии.

Молитвы блаженному Василию, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу

Молитва первая
О великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, преблаженне Василие! Услыши ны многогрешныя, ныне вопиющыя к тебе и призывающыя имя твое святое: помилуй ны припадающыя днесь к раце мощей твоих: приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим, и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых враг безгрешно прейти, и христианскую кончину непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
(от слепоты, болезни ног, кожных болезней)
О блаженная душе, о премудрости исполненный разуме: возсия бо нам светонезаходимое солнце веселия, просвещая Российское царство: от бесов уязвленных исцелитель, паче же и самих бесов прогонитель, слепым прозрение, хромым хождение, сляченным исправление, болящим всем исцеление и здравие: от бед и скорбей избавление, печальным утешение.

Молитва третья
О угодниче Христов, преблаженне Василие! Услыши ны, многогрешныя, ныне вопиющия к тебе: помилуй ны, раб Божиих (имена), и умилосердися над убожеством нашим! и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо, от видимых и невидимых враг, и безгрешно прейти, и христианскую кончину непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити, со всеми святыми, во веки веков.
Тропарь блаженному Василию, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу

Тропарь, глас 8
Житие твое, Василие, неложное и чистота нескверна! Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением, и мразом, и теплотою солнечною, и слотою (ненастьем) и дождевным облаком, и просветися лице твое яко солнце: и ныне приходят к тебе российстии народи, цари же и князи, и вси людие, прославляющие святое твое успение. Тем Христа Бога моли, да избавит ны от варварскаго пленения и междоусобныя брани, и мир мирови подаст и душам нашим велию милость.

Тропарь, глас 8
Якоже бо солнце и луна наготою своею не срамляются, тако и ты, угодниче Христов Василие наг сый, не срамляшеся, восприят бо ризу Адама первозданнаго, юже он ношаше прежде в раи, ты же сию на земли поносил еси; и был еси добрый купец: елико имеяше, вся остави и купи мздою терпения своего село, на немже сокровен безценный Бисер, Христос. Сего ради явися всем грешным образ покаяния и вселися в райскую широту, и, предстоя Христови, не забуди град, в немже обита, и люди, преблаженне, и моли спасти души наша.

Кондак, глас 4
Духом Божиим водим, преблаженне Василие, отрясл еси мирский мятеж и жития треволнения возгнушался еси, и совлекся одеянии тленных, и облекся в ризу безстрастия, убежал еси ловления льстиваго миродержца, и был еси странен во твоем языце, и паче земнаго богатства избрав богатство небесное, увязлся еси венцем терпения, и ныне, преблаженне Василие, моли Христа Бога о творящих святую память твою, да зовем ти: радуйся, преблаженне Василие.

15 августа православные отмечают день памяти святого Василия Блаженного — московского чудотворца и юродивого.

Василий Блаженный родился в декабре 1468 года на паперти Елоховского храма (ныне Богоявленский собор в Басманном районе Москвы), куда его мать пришла с молитвой о благополучных родах.

Родители отдали сына учиться сапожному делу. Когда мальчику исполнилось 16 лет, в мастерскую зашёл купец и заказал сапоги. Тогда Василий со слезами сказал: «Сошьём тебе такие, что и не износишь их». Он пояснил удивлённому мастеру, что заказчик не обует сапоги, потому что вскоре умрёт. Через несколько дней пророчество сбылось.

Затем Василий бежал из дома в Москву. Именно в этом многолюдном городе, полном соблазнов, грехов и лихих людей, Василий Блаженный решил своим примером показать идеал нравственности и совершить подвиг юродства. Буквально слово «юродивый» означает «уродливый», «ненормальный». Юродивые намеренно вели себя как безумные «Христа ради», чтобы соответствовать христианской истине, изречённой Спасителем: «Царство Моё не от мира сего». На Руси синонимом слова «юродивый» было слово «блаженный» .

Религиозный подвиг юродства состоит в отвержении всех благ — дома, семьи, денег, правил общественного приличия и уважения людей. Известно, что Василий Блаженный ходил без обуви и одежды даже зимой, за что его прозвали Василий Нагой. Он изнурял себя строгим постом, постоянно молился и носил вериги . Юродивый пытался наставить сограждан на путь истинный. Делал он это весьма необычным способом. Например, бросал камни в дома, где жили благочестивые люди. По словам Блаженного, возле домов праведников стояли бесы, поскольку не могли войти внутрь, и угодник Божий отгонял их камнями.

Когда же Василий Блаженный проходил мимо жилищ грешников, он, наоборот, целовал углы стен. Юродивый говорил: «Дом сей изгоняет от себя блюстителей своих — Ангелов святых, приставленных нам от купели, ибо не терпят они таких непотребных деяний. И поелику не обретается им места, сидят они на углах, скорбные и унылые, и я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».

Или вдруг Блаженный опрокинет лоток с калачами уличных торговцев либо прольёт кувшин с квасом. А потом обнаруживалось, что торговец клал в калачи мел вперемешку с мукой, а квас был испорченным.

Ради спасения ближних Василий Нагой посещал питейные заведения и тюрьмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть хорошее, ободрить их и поддержать.

Вскоре горожане стали с большим уважением относиться к юродивому, признав в нём борца с грехом и неправдой.

Какие чудеса совершил Василий Блаженный?

До наших дней дошли предания о многих чудесах, совершённых Василием Блаженным.

Василий Блаженный, барельеф. Фото: Википедия

После смерти Василия Блаженного почти весь город собрался на его похороны. Сам Иван Грозный и знатные князья несли гроб в церковь, а митрополит Московский Макарий совершил погребение Блаженного. Тело его было положено на погосте у Троицкого храма, где в 1554 году был построен Покровский собор в память покорения Казани. Там был устроен придел в честь Василия Блаженного.

Покровский Собор. Фото: www.globallookpress.com

В 1588 году, при митрополит е святом Иове , Василий Блаженный был канонизирован. В этот день 120 больных получили исцеление у мощей святого.

В католической церкви «блаженный» — это человек, которого Церковь считает спасённым и пребывающим на небесах, но в отношении которого не устанавливается общецерковное почитание, разрешено только местное. Часто беатификация является предварительной ступенью перед канонизацией праведника.

Вериги Василия Блаженного хранятся в Московской духовной академии.

*** Между улицей Варварка, Старой площадью, Китайгородским проездом и Славянской (Варваринской) площадью в 1534- 1538 годах была сооружена стена Китай-города и башня с воротами, которые были названы Варварскими (Варваринскими).

**** Вознесенский монастырь — разрушенный в 1929 году женский монастырь в Московском Кремле. Находился около Спасской башни слева и почти вплотную примыкал к кремлёвской стене.

15 августа православные отмечают день памяти святого блаженного Василия, Московского чудотворца. Вспомним 5 фактов о нём

1. Елохово

Василий Блаженный и Иоанн Большой колпак. XVII век

Согласно старинной московской легенде, мать родила Василия прямо на паперти храма Владимирской иконы Божией Матери, куда она пришла молиться о "благополучном разрешении". Произошло это в лето 1469 года от Рождества Христова в пригородном подмосковном селе Елохово. Сегодня на этом месте Богоявленский кафедральный собор (Елоховский собор).

2. Василий Нагой

Преподобный Василий Блаженный, московский чудотворец. Московская икона. Конец VI - начало VII века

Когда Василий подрос, его отдали учиться ремеслу у мастера-сапожника. Как-то к ним мастерскую зашел московский купец и заказал сапоги, "чтобы за год сносить было нельзя". Тогда отрок Василий очень удивил своего мастера... "Сошьем тебе та­кие, что и не износишь их", - сказал он. Когда заказчик ушел, мальчик объяснил сапожнику, что тот даже не успеет обуть новые сапоги...Через несколько дней купец умер.

В шестнадцать лет Василий бросил и мастерскую, и хлебное ремесло сапожника, отправившись Москву. С этого времени и до самой смерти он совершал подвиг юродства: жил большей частью на улицах, не имея постоянного пристанища; ходил почти обнаженным, желая быть всегда нагим, "как бы уже предстоящим нели­цемерному судилищу Сына Божия". Его так москвичи первоначально и прозвали - Василий Нагой.

3. Лисья шуба

Преподобный Василий Блаженный, московский чудотворец. Русская икона XIX века

Однажды внимание лихих людей, привлекла роскошная лисья шуба Василия, которую ему подарил один сердобольный боярин. Воры захотели обманом выманить ее, расчет был таков: один из них притворится мертвым, а его напарники попросят у Василия шубу на погребение. Так и поступили. Василий покрыл притворщика своею шубою, но видя обман, сказал: "буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся". Когда юродивый ушел, воры обнаружили, что их товарищ мертв.

4. Адописная икона

Внутреннее убранство Собора Василия Блаженного в Москве

Василий Блаженный сделал страшное: камнем разбил на Варваринских воротах образ Божьей Матери, который с незапамятных времен считался чудотворным. Конечно же на него сразу набросилась толпа паломников, которые стекались сюда со всех уголков Русина святой поклон и исцеление. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы кто-то в толпе не расслышал слова юродивого: "Краску-то поскоблите!" Василий оказался прав, под верхним слоем, под ликом Богоматери, была - "дьявольская харя"! Под образом Девы Марии скрывалась самая настоящая адописная икона...

5. Иван Грозный

Икона святого Василия Блаженного. Средник - XVI век, сцены жития - конец XIX века. Покровский собор на Красной площади. Изображение с сайта varvar.ru

Один из самых известных московских юродивых - Василий Блаженный. На Руси всегда почитали юродивых Христа ради - людей, живших в мире по закону евангельского духа, и своей жизнью обострявших до предела противоречие между житейским и небесным, отчего их жизнь порой казалась безумием. Презирая внешние «приличия», они нередко и сами притворялись «дураками», чтобы скрыть святость и прозорливость и обличить мир в духовной спячке. Право на обличение святым давало бесстрастие и чистое сердце.

Инфантильный подросток или обличитель неправды?

Сколько сейчас случаев, когда шестнадцатилетние подростки бездумно бьют стекла автомобилей, портят вещи, стараются «выразить себя» через вызывающую одежду, прическу.

На первый взгляд, святой Василий в свои 16 порой казался похожим на молодых инфантилов: ходил неформально одетый в рубище и вериги (или раздетый), безобразничал в общественных местах - бросал на рынке калачи с прилавков, выливал квас с кувшинов у торгующих.

Ответная реакция продавцов не запаздывала: в ярости они били блаженного чем ни попадя, принимая его за безумного. Но позже оказывалось, что продукты, которые святой опрокидывал, были негодны к употреблению: испорчены, а то и отравлены.

И торговцы понимали, что это не дурачок, а настоящий юродивый, святой, который за безобразием скрывает свою помощь, уберегает от дурной славы, а сам принимает побои.

Если не идет доброе дело

Икона святого Василия Блаженного. Конец 16 - начало 17 века. Изображение с сайта varvar.ru

У одного купца не получалось возвести храм: как только искусные мастера устанавливали каменные своды, строение с грохотом валилось на землю. Так было трижды. Растерянный купец пришел за помощью к святому Василию Блаженному: доброе дело, искусные мастера, а дело не идет. Почему?

Блаженный отправил купца в Киев, велев ему найти там убогого Иоанна и спросить совета у него. Конечно, он мог и сам ответить купцу, но блаженные часто скрывали свою прозорливость, чтобы избегнуть славы и гордости. Купец немедленно отправился в указанное место, а когда зашел к Иоанну в дом, увидел следующую картину: бедняк сидел в своей хижине и качал колыбель, в которой не было ребенка.

Купец спросил у Иоанна, зачем он это делает. В ответ услышал: «Я качаю родную матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». В то мгновение купец осознал:

построить храм он не мог из-за того, что выгнал свою мать из дома.

Возвратившись, купец первым делом попросил прощение у родительницы, и вернул ее к себе в жилище. После этого храм был построен.

Лукавый дух под видом нищего

Современная икона святого Василия Блаженного со сценами из жития. Изображение с сайта sophiya.net

Василий Блаженный учил людей не делать добро формально, а тем более корыстно. Сердце человека ему было открыто, и он знал, что нередко человек, подающий милостыню, рассуждает приблизительно так: «Я помогу этому бедняку, а Господь за это пошлет мне успех в делах». Обличая такое «милосердие», Василий Блаженный говорил, что лукавый дух специально принимает на себя вид нищего: когда ему кто-то давал деньги, он тут же устраивал его житейские вопросы, подталкивая таким образом человека к добру в духе «ты - мне, я - тебе». Настоящее милосердие бескорыстно и сострадательно, говорил святой.

Сам блаженный в первую очередь помогал тем, кто не просил о помощи, хотя в ней и имел нужду.

Например, был один купец, который в течение трех суток не имел даже крошки хлеба во рту, но не решался просить милостыню, так как был богато одет. Святой отдал ему дорогие царские подарки, которые сам недавно получил.

Лаской и молитвой

Московский чудотворец Блаженный Василий. Художник Виталий Графов, 2005 год. Изображение с сайта bankgorodov.ru

Как часто можно услышать колкие слова осуждения в адрес тех людей, которые сбились с жизненной колеи: вот такой сякой, пьет, не работает, только перед компьютером сидит… Но гневом и осуждением людские пороки не исправишь…

Блаженный часто подходил к корчмам, где ласково беседовал с «опустившимися», пытался вселить в них надежду.

И многим это помогало вернуться к нормальной жизни. Конечно, за лаской святого стояла его огненная молитва, быстро доходившая до Бога.

А если святому доводилось проходить возле дома, из которого доносились звуки хмельного гулянья и брани, он обнимал угол этого дома и плакал. Когда блаженного просили объяснить, почему он обнимает углы трактиров, он говорил: «Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».

Любовью тушил пожары

Василий Блаженный. Книжная миниатюра, 19 век. Изображение с сайта varvar.ru

Однажды Иван Грозный пригласил блаженного для беседы в царские палаты. В знак уважения блаженному поднесли кубок с вином. Блаженный его вылил. Поднесли еще раз - опять вылил, и так три раза. Царь Иоанн Васильевич разгневался. А Василий сказал, что он так тушит новгородский пожар.

Вскоре гонцы царя подтвердили слова блаженного: по свидетельству новгородцев, во время пожара всюду видели нагого мужа с водоносом, заливающего пламень огненный, отчего пожар прекратился. Известно и чудесное тушение святым Василием страшного московского пожара в 1547 году.

Преставился Василий Блаженный 2 августа (по новому ст. - 15) 1552 года. Погребение его возглавил сам митрополит Московский Макарий. Мощи блаженного первоначально были положены в церкви Святой Троицы (что на Рву).

При сыне Ивана Грозного Федоре Иоановиче летописи пишут о многих свершавшихся чудесах от мощей святого Василия.

В 1560-х годах на месте храма Святой Троицы был выстроен собор Покрова Божией Матери на Рву. Один из приделов воздвигли над могилой святого Василия Блаженного, и с тех пор собор иначе как его именем в народе не называли.

Василий Блаженный (Василий Нагой) – наиболее знаменитый юродивый Руси, высокочтимый святой православной церкви, чудотворец и мудрый провидец, современник Ивана Грозного , покровитель Москвы.

Он предсказал пожар 1547 года, когда была уничтожена треть столичных построек, пострадали Кремль и ряд церквей; чудесным образом погасил пожар в Новгороде, предвидел восхождение на трон следующего царевича – Федора, а не Ивана. Он предрек разрушение храмов и последующее их восстановление, сопровождающееся одержимость людскую златом, а также наступление золотого века для России после 2009 г.


В год канонизации юродивого (1558) ему посвятили один из приделов Покровского собора, сооруженного в ознаменование покорения столицы Казанского ханства, и вскоре этот один из красивейших памятников архитектуры стали называть в народе его именем – храмом Василия Блаженного. Его считают главным православным символом российской столицы и даже всей страны.

Детство и юношество

Будущий великий подвижник появился на свет предположительно в конце 1468 года в селе Елох (Елохово), причем, прямо на крыльце у входа в церковь (ныне Богоявленский собор на территории Басманного района российской столицы), куда его мама Анна прибыла помолиться о помощи при родах. Она, как и ее муж Иаков, была простой и благочестивой крестьянкой.


Семейная пара долгое время не имела детей. В надежде обрести счастье материнства и отцовства они усердно молись, постились, ходили на богомолье, старались жить по заповедям божьим. И всевышний их услышал, подарил долгожданное чадо.

Рос мальчик в атмосфере любви и почитания господа, царившей в их семье. Грамоте его не учили, но отдали обучаться сапожному ремеслу. Учился он старательно, усердно и вскоре прекрасно освоил изготовление разного рода обуви.

Однажды в их лавку зашел заезжий торговец хлебом и заказал пошить сапоги. В ответ на его просьбу юноша неожиданно рассмеялся, а затем горько заплакал. Позже он объяснил хозяину свой душевный порыв тем, что купец якобы не успеет обуть новых сапог – умрет.

И действительно через три дня их заказчик скончался. Так впервые открылся по воле божьей его дар провидения.

Безумство «Христа ради»

До шестнадцати лет юноша сапожничал, а затем втайне от родных ушел в Москву. В большом городе, полном соблазнов, в стремлении достичь идеала нравственности он начал аскетический путь юродства, обличая общество в его пороках, отсутствии добродетелей, в отступлениях от христианских ценностей и притворяясь лишенным рассудка.

Он презрел все земное, отказался от правил приличия, дома, семьи, мучил себя постами, ношением вериг (цепей, ныне хранящихся в столичной духовной академии), постоянно молился, бродил без обуви и почти без одежды даже в мороз. Москвичи его стали именовать Василием Нагим, а на иконах он впоследствии изображался обнаженным.

Многим жителям речь подвижника и его деяния порой трудно было понять и объяснить. Но за внешне несуразными и порой просто возмутительными поступками святого всегда крылась глубинная христианская идея. Таким образом он пытался научить нравственной жизни.


К примеру, он целовал углы стен домов, где проживали безбожники и нечестивцы, объясняя это тем, что там находятся скорбные ангелы, загнанные в угол от греховных деяний хозяев. В то же время угодник божий бросал камни в жилища добропорядочных людей, утверждая, что у их стен стоят бесы, не имеющие возможности войти внутрь.

Или вдруг юродивый брал и опрокидывал на рынке лотки с хлебом, квасом и прочими товарами. Затем – с благодарностью принимал побои за содеянное. Однако позже выяснялось, что пострадавший от его выходки пекарь в муку для выпечки подмешивал мел, квас был прокисшим и другие разбросанные им продукты также не отличались хорошим качеством.

Мультфильм о жизни Василия Блаженного

По легенде, один раз он и вовсе, казалось, обезумел – бросил камень в икону Богородицы у Варварских ворот Китай-города, считавшуюся чудотворной. На юродивого налетели разгневанные верующие, ругали и били несчастного. Когда же по его совету с поверхности иконы был удален видимый слой краски, то под святым образом все в ужасе обнаружили нарисованного черта. Это была адописная икона. Верующие, стоя перед ней, сами того не ведая, поклонялись самому дьяволу, и их моление приводило не к желаемому, а к противоположному результату.

Со временем большинство горожан стало относиться к благочестивому подвижнику с должным уважением, признавая совершенную уникальность его альтруистичной личности борца с несправедливостью и грехом. Но были и такие, кто не воспринимал его всерьез. Известен случай, когда торговки, смеявшиеся над наготой странника, вдруг ослепли, но затем покаялись. Он их простил и исцелил.


В другой раз лукавые люди хотели воспользоваться его добротой и забрать роскошную шубу, подаренную ему в стужу сердобольным боярином. Один из них лег и сказался мертвым, а другие стали просить помощи якобы на погребение. Бездомный и босой странник не пожалел своей единственной ценной вещи, накрыл шубой мнимого покойника. Когда же ее подняли, то увидели, что их приятель и вправду умер.

В течение более 70 лет подвижничества Василий Нагой совершал силой божией чудеса, предсказывал будущее, проповедовал милосердие. Он заходил в темницы, кабаки, трактиры, поддерживал и наставлял даже преступников и опустившихся людей, часто помогал нуждавшимся. Был случай, когда он отдал полученные от царя дары не бедным и нищим, вопреки обыкновению, а внешне благополучному купцу. В действительности этот человек находился в отчаянном положении, разорился, голодал, но испрашивать подаяния стыдился.


Особое место в преданиях о московском блаженном занимают его отношения с Иваном IV. Грозный самодержец любил юродивого, ценил за прозорливость, уважал за мудрость. Он даже побаивался его как человека, умевшего читать мысли, и звал «провидцем сердец». Божий угодник однажды его порадовал, предсказав взятие столицы Казанского ханства. Но в другой раз он смело пристыдил царя, когда во время Божественной литургии тот был рассеян и думал не о предмете моления, а о строительстве нового дворца. Неоднократно он также обличал различные пороки жестокого монарха.

Смерть

Несмотря на жизнь, полную тяжких испытаний, Василий Блаженный дожил до глубокой старости. В 88 лет он тяжело заболел и слег. Узнав об этом, самодержец с царицей Анастасией и детьми навестили его. Блаженный сообщил им последнее пророчество о будущем царства – указал на младенца Федора и заявил, что все достояние прародителей достанется ему.


В августе 1557 (по другим данным 1552) он почил в радости, потому что будто бы увидел ангелов, пришедших по его душу. На похороны собрался почти весь город. Провожали блаженного с невиданными почестями: сам царь оплакивал усопшего и нес его гроб, а службу об упокоении совершал преосвященный митрополит Макарий. Тело погребли на погосте возле Троицкого храма.

Память

Ниспосланные свыше чудеса, связанные с именем юродивого, продолжали свершаться и после его смерти. В 1588 он был причислен к лику святых. По повелению царя Федора Ивановича на месте погребения тогда был сооружен придел, где установили серебряную раку с мощами юродивого. В день канонизации более ста страждущих получили избавление от недугов, включая некую Анну, прозревшую после двенадцати лет слепоты.

Великие предсказания пророчества Василия Блаженного

Память о чудотворце, приносящем людям радость исцеления и помощь, жива и поныне. Ее празднуют в день смерти святого 2 августа.