Танцевала с иконой и замерла.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. «Если бог есть, то пусть он меня покарает»

Здравствуйте. Верить или не верить в это чудо, но о том, что была девушка, танцующая с иконой Николая Чудотворца передавалась из уст в уста всеми верующими людьми.

Предание или правда?

Статья в газете «Дикий случай».

Еще в 1956 году в одной из газет города Куйбышева «Волжская коммуна», был напечатан фельетон, который назывался «Дикий случай».

Автор фельетона старался опровергнуть слухи, которые быстро разлетелись по городу о девушке, решившейся танцевать в Рождественский пост с иконой Николая Угодника. Говорили, что она окаменела. По преданию, это случилось в доме №84 по улице Чкалова, где проживала Зоя Карнаухова.


А случилось это в Новый год на вечеринке, которую устроила сама Зоя. Ее мать была верующим человеком, поэтому запретила дочери веселиться в пост, но дочка не послушалась и созвала гостей.

Все девушки пришли с женихами, а ее избранник, по имени Николай, опаздывал. Девушка сильно рассердилась, но нашла, по ее мнению, отличный выход: схватила икону Николая Чудотворца и начала с ней танцевать.

Опешившие подруги принялись ее уговаривать вернуть образ на свое место. Но Зоя словно ошалела. Она отвечала подругам, что если Бог есть, то он ее накажет. Девушка все кружилась и кружилась по комнате, пока в комнате не поднялся вихрь, не сверкнула молния. В этот миг грешница застыла там, где остановилась: а ее тело стало твердым, как камень.

Подоспевшие подруги пытались сдвинуть Зою с места, или хотя бы взять икону из окаменевших рук – ничего у них не получалось. Грешница так крепко застыла, что не подавала признаков жизни, только был слышен стук ее сердца. Все, кто присутствовал при этом происшествии, пришли в ужас.

Оказанная помощь была безрезультатной

Присутствующие вызвали Скорую помощь, пришли представители милиции, никто ничего не смог поделать. Врачи пытались сделать укол, но иголки ломались, словно они натыкались на мрамор. В доме отслужили молебен, но и это не помогло.

С этого дня девушка не могла ни есть, ни пить, но жизнь теплилась в ее теле. Зато среди ночи все могли слышать ее выкрики и мольбы, в которых звучала ее просьба - молиться за грехи людей. Икона все еще была в ее руках.


Однажды, на праздник Благовещения, к дому подошел старец, который попросил милиционеров, охранявших дом, пропустить его к девушке. Это был иеромонах Серафим Тяпочкин, служивший в местной церкви. Ему удалось убрать образ из рук грешницы.

После этого он сказал, что ей предстоит простоять в таком виде до самой Пасхи. Его слова сбылись: девушка стояла совершенно без движения целых 128 дней. Только на Пасху к ней вернулась жизнь, но ее тело стало слишком мягким.


Перед самой Пасхой она особенно громко кричала: Молитесь за свои грехи!» Когда спросили, чем она питалась все эти дни, Зоя ответила, что к ней прилетали голуби и кормили ее.

Через три дня она скончалась. Значит Бог простил ее, если к ней прилетали голуби, чтобы ее покормить.

Говорят, что многие люди, никогда не верящие в Бога, стали молиться, ходить в церковь, поститься, проходить обряд Покаяния и Причастия. Многие некрещеные люди покрестились и стали глубоко верующими людьми. В церкви так разбирали крестики, что всем не хватило.

Есть еще одна версия, что рассказ об окаменевшей девушке – выдумка, что в этом доме жила женщина с сыном, а звали ее Клавдия Болонкина. Действительно, в этом доме была вечеринка, на которой веселились Зоя Карнаухова с Николаем - молодым практикантом.

Николай действительно опоздал на вечеринку, тогда кто-то из девушек, а может быть это была Зоя, принялась кружиться в танце с образом Николая Чудотворца.

Мимо дома проходили монашки, которые и увидели этот греховный танец. Одна из них в гневе произнесла: «За такой грех обернешься ты соляным столбом!» Говорят, что хозяйка дома сама это рассказала.

А была ли девушка Зоя?

По утверждению настоятеля храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области отца Романа Державина, факт «Зоиного стояния» - был. Об этом настоятелю рассказал его отец. Говорят, что к этому дому постоянно шел народ, поэтому здесь поставили милицейскую охрану.

Слухи о Зое возобновились в 2000 году, после выхода в свет документального фильма «Стояние Зои». Через 9 лет, то есть в 2009 году был снят художественный фильм «Чудо», режиссера Александра Прошкина.

А совсем недавно, в 2015 году, люди увидели телевизионный фильм «Зоя» по пьесе Александра Игнашева, прочитали повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние».

Пропаганда сделала свое дело, к знаменитому дому на улице Чкалова, стекались православные паломники, что привело к установлению памятника Николаю Чудотворцу. А 12 мая 2014 года пожар уничтожил «Зоин» дом. Но многие люди говорят, что дом стоит до сих пор.

Уважаемые друзья, верить и ли не верить - право каждого человека. Но после этого случая ни одна девушка не отважилась повторить, так называемый «подвиг» Зои, а вот истинно верующих людей стало намного больше.

В нашей обыденной реальности порой случаются чудеса, а некоторые из них становятся известными всему миру. Так, в прошлом веке большой резонанс получило событие, случившееся в Куйбышеве. В народе ему дали название «Зоино стояние». Попробуем теперь разобраться и ответить на волнующий многих вопрос: эта всего лишь красивая и одновременно страшная легенда, про которую вспоминают до сих пор, или же реальный факт, который имел место быть? Тема нашей статьи: "Каменная Зоя - правда или миф?"

Как все начиналось?

По историческим меркам это чудесное событие случилось не так давно. Дело было в середине прошлого века в Куйбышеве, ныне этот город называется Самарой.

В 1956 году январским днем в одном из домов, а именно по улице Чкаловской, дом № 84, произошло необъяснимое явление. Вокруг жилища собралась толпа зевак, желающих лицезреть сие знамение. Новость быстро разлеталась среди людей: девушка по каким-то причинам превратилась в подобие статуи. Словно изваяние она застыла посреди комнаты, но была жива. Все жаждали хоть краем глаза увидеть это, и для пресечения беспорядков в течение недели здесь дежурил отряд конной полиции.

Разногласий в этой истории с самого начала уже немало. Так, по одной версии, в доме жила простая семья: мать и ее дочь Зоя. В тот день вечером ее верующая родительница ушла в церковь, а дочь устроила вечеринку, на которую она ждала своего жениха по имени Николай. Когда мать вернулась домой, она увидела свою дочь в окаменевшем состоянии и потеряла сознание. Сперва ее увезли в больницу, а после того, как женщина пришла в себя, она вернулась домой и начала усердно молиться.

По другой версии, там жила Клавдия Болонкина и ее сын Николай. Именно он был парнем Зои и пригласил ее в гости. Она все ждала его в тот вечер, но он так и не приходил. Дальше рассказ шел по тому же сценарию.

Расследование журналистов

Несмотря на прошедшие десятилетия, разговоры об этом событии не утихают. В ходе проведенного журналистского расследования были сделаны выводы, что никакого чуда не было. Но что же случилось в то время на самом деле? Тот факт, что возле дома в те январские дни собиралась огромная толпа, привлеченная сюда стремительно разносящимися слухами, никем и не опровергался. Но имело ли тогда место настоящее чудо?

Причиной же этого столпотворения, по мнению специалистов, явился так называемый массовый психоз, подпитанный определенными социальными условиями, которые были тогда в стране. В тот период сменилась власть, культ Сталина уходил в прошлое, а сильные мира сего делали послабления в отношении церкви и верующих.

Об этом инциденте даже говорилось на партконференции, прошедшей в городе в конце января. Сохранилась стенограмма, в которой были высказывания секретаря обкома КПСС. В ней он опровергал реальность произошедшего.

Одна старушка сказала, что в доме том окаменела девушка, которая таким образом была наказана за богохульство. Слухи начали быстро распространяться. Кроме этого, органы милиции, приставленные тогда для соблюдения порядка, еще сильнее привлекали внимание народа, вызывая ажиотаж. Когда же правоохранительные органы оттуда ушли, вместе с ними и рассеялась толпа зевак, стремившихся посмотреть на «чудо». По словам очевидцев, в том доме жила только старуха, и ни о какой девушке и речи быть не может.

Исходя из проведенного расследования выходит, что это была выдумка той самой Болонкиной, которая и пустила ложную информацию. Пролить свет на достоверность фактов попытался документальный фильм «Каменная Зоя».

Опровергающая статья в газете

После этого события в одном издании был напечатан фельетон под названием «Дикий случай». Он обличал пропагандистских работников горкома, которые забыли о своих обязанностях по просвещению населения и внедрению научных знаний в умы людей. А о чудесах и религии в этой газете было написано как о пережитках прошлого.

Свидетели и слухи

Спустя три десятилетия начали появляться свидетели этой истории, но они не имели прямого отношения к произошедшему. Это были те, кто просто много слышал об этом от других людей, но конкретно своими глазами ничего не видел. Легенда, таким образом, начала обрастать все большими слухами и домыслами. По мнению некоторых, она уже не имела ничего общего с реальными событиями.

К вымыслам можно отнести те сведения, которые указывали на врачей скорой помощи, которые якобы приезжали к Зое, пытались с помощью уколов оживить ее и избавить от этого состояния. Также существует история о милиционерах, которые увидели застывшую девушку и вмиг от этого зрелища поседели. Говорили еще о некоем святом старце, который тогда приезжал в город и общался с окаменевшей отроковицей. В отношении этой информации нет никаких достоверных данных, и, по мнению некоторых, все они построены исключительно на сплетнях. Но так ли это на самом деле? При этом появилось не сразу, а спустя несколько десятилетий, позже девушке причислили фамилию Карнаухова.

Фильмы по мотивам легенды

В 2015 году сняли документальный фильм, показанный на канале ТВЦ, - «Линия защиты. Каменная Зоя». Также на основе этих событий в 2009 году режиссером Александром Прошкиным была снята картина «Чудо». Только действие этого фильма происходит в Гречанске - вымышленном городе. В этой картине были задействованы личности, которые на самом деле тогда не присутствовали там. Так, здесь фигурировал Никита Хрущев, который в те времена был руководителем страны.

В фильме «Чудо», снятом по сценарию Юрия Арабова, который проявлял интерес к православной тематике, снимались такие известные актеры, как Полина Кутепова и Сергей Маковецкий. Многие зрители, посмотревшие эту картину, воспринимают ее как документальную, но на самом деле в основе лежит только легенда, до сих пор не подтвержденная и обросшая множеством выдуманных обстоятельств.

Кроме этого, на НТВ был показан в 2011 году исторический детектив под названием «Дело темное. Каменная Зоя: правда или миф?»

Увековечивание истории

В 2010 году, по велению было принято решение об установлении памятного знака в честь легендарной Каменной Зои. Он находится на той самой известной улице. Скульптурное изображение Святителя Николая Чудотворца является своего рода напоминанием о давно минувшем событии, но при этом образ самой Зои здесь не присутствует. Однако ее имя упомянуто на табличке, которая есть на этом памятнике. В храме, расположенном на окраине Самары, люди молятся о чуде перед иконой Святого Николая Чудотворца. По краям расположены миниатюры, запечатлевшие кадры, связанные с тем давним событием.

Об этом упоминалось в фильме «Линия защиты. Каменная Зоя». В те времена люди нуждались в чуде, ибо старый порядок рухнул, а на смену ему должно было придти что-то новое. Религия начинала возрождаться, стало необходимым подтверждением ее силы. Случившееся поразило многих людей, и они стали стремительно обращаться к вере. В то время даже крестов не хватало для просящих.

О чем гласит эта легенда

Некая девушка по имени Зоя, она же работница трубного завода, гуляла со своими друзьями дома. Они танцевали и веселились. Хотя в Рождественский пост этого делать было не положено. Против этой затеи была и мать нашей героини. У девушки был жених Николай, но он по какой-то причине задерживался, а она все продолжала ждать его. Не выдержав, в порыве злости Зоя схватила икону Николая Чудотворца и начала вместе с ней кружиться в танце. Девушка произнесла следующие слова: «Если нет моего Николая, я тогда потанцую со святым Николаем». Тогда присутствовавшие на вечеринке подруги начали уговаривать ее, чтобы она так не делала, ведь Но в ответ им она лишь только сказала: «Если Бог есть, пусть он меня накажет!»

После этого случилось нечто необъяснимое. В комнате поднялся вихрь, засверкала молния, поднялся страшный шум, и … Зоя в тот же миг застыла, словно статуя. Она была вся ледяная и прижимала к груди икону. Ее ноги словно срослись с полом, и девушку невозможно было сдвинуть с места. Несмотря на отсутствие внешних признаков жизни, ее сердце билось. С тех пор не ела и не пила, но продолжала жить Каменная Зоя.

Фильм об этом событии неоднократно был поставлен режиссерами, однако эти картины так и не дали точного объяснения. В них рассказывается, как дежурившие на посту люди слышали, как девушка по ночам кричала: «Мама, молись! В грехах погибаем!» Весть об этом разнеслась по всему городу, и явление получило название «Зоино стояние». Приглашали священников для того, чтобы они читали молитвы. Но святые мужи не могли взять икону из рук Зои. В праздник Рождества в дом пришел отец Серафим и произнес такие слова: «Нужно ждать знамения в Великий день».

Существует даже предание, что к Зое являлся сам Николай Чудотворец. В день Благовещения пришел некий старец, уже в третий раз пытавшийся попасть в дом. Дежурные лишь услышали, что старик тот спрашивал у Зои, не устала ли она так стоять. Затем его и след простыл, он незаметно исчез. Тогда и пошли слухи, что сам святой был тогда в той комнате.

Так девушка простояла 128 дней, до самой Пасхи. В канун праздника она вновь стала взывать к тому, чтобы люди молились, ибо весь мир гибнет в грехах. С этого времени Зоя начала оживать и продолжала всех просить молиться о мире. После того как она очнулась, ей стали задавать вопросы и спрашивать, как она выжила на протяжении стольких дней. Ведь она не могла ни пить, ни есть в то время, когда находилась в окаменевшем состоянии. На это она отвечала, что ее кормили голуби. Ночные охранники были в ужасе, когда Зоя кричала о том, чтобы все молились, так как земля горит, и весь мир гибнет в грехах. Как говорит предание, на третий день Пасхи девушка умерла, прощенная Господом.

Есть версия, что после того, как Зоя ожила, ее забрали в больницу, где она и пробыла до конца дней. Имеет место быть и предположение о том, что она жила потом в монастыре. По прошествии времени до сих пор живет в памяти народа Каменная Зоя. Самара теперь ассоциируется у многих с тем давним событием и образом Святого Николая Чудотворца.

Показания очевидцев

После этого события тому самому священнику Серафиму задавали вопросы о его встрече с тем явлением. На них он отвечал уклончиво, но все же стало понятно, что именно он тогда смог взять икону у девушки, коей и была каменная Зоя в Самаре.

Но есть еще и показания свидетеля - пенсионерки Анны Федотовны. Она, как и многие тогда, хотела увидеть чудо своими глазами, но милиция, охранявшая дом, не пропускала никого. Тогда старушка решилась спросить у одного парнишки, так ли все на самом деле, как говорят. Но он ответил уклончиво, сказав, что им не велено сообщать ничего. Красноречивее слов были его седые волосы, которые он продемонстрировал женщине.

Была еще свидетельница, которая работала на «скорой помощи». Тогда она прибыла в дом, чтобы помочь девушке. Попытавшись сделать ей укол, она поняла, что это все бесполезно, ибо иголки гнулись и ломались о затвердевшую кожу. Эту женщину звали Анной Павловной Калашниковой, и она была родственницей священника Виталия Калашникова, который и поведал с ее слов об этой истории. Она, как и многие тогда очевидцы, дала расписку о неразглашении. Несмотря на это, женщина поведала о чуде многим людям.

Однажды из Куйбышева приехала верующая в тот храм, где служил Серафим. Она его увидела и тотчас же узнала в нем священника, который присутствовал при том событии. В большинстве случаев на вопросы о «Зоином стоянии» он отвечал уклончиво и не давал прямых ответов. Из повествования Александры Ивановны следует, что она встречалась с батюшкой Серафимом и спрашивала о местонахождении той иконы, которая тогда была в руках девушки. На это он лишь строго посмотрел на нее и промолчал. Но есть сведения, что икона находится в Ракитненском храме. Об этом говорила матушка Екатерина Лучина, но тогда это хранилось в секрете, ибо все опасались повторного ареста Серафима.

Дядя Светланы Чекулаевой был тогда участником застолья. Он и поведал своим близким о произошедшем, и с тех пор эта история стала их семейной легендой. Как рассказывает его племянница, он видел, что девушка застыла, перестала говорить и стояла, обняв икону. Дядя ее, как и те, кто с ним тогда был на той вечеринке, были осуждены на разные сроки. Эти факты были приведены в документальном фильме "Каменная Зоя" (ТВЦ).

Арест главного свидетеля

На отца Димитрия (Серафима) тогда сфабриковали дело, а власти приказали не разглашать о чуде всем, кто видел его. Священнику назначили несколько лет лишения свободы. После отбытия срока его направили служить в отдаленное село. В Покровском монастыре спустя долгие годы архимандрит Серафим поведал о том, что после того, как он взял икону, его арестовали на несколько лет, но Господь его вывел через 40 дней.

Таким образом, в Самаре теперь увековечены давно минувшие события, в которых фигурировал батюшка Серафим и та самая каменная Зоя. Фото памятника в Самаре наглядно нам демонстрирует это.

Научная версия

С этой точки зрения подобное окаменение объясняют Именно при нем наблюдается такое состояние, когда человек не может двигаться, разговаривать и совершать какие-либо движения. Было подтверждение одного ученого, который не опровергал приключившееся с девушкой, но объяснял это столбняком. Однако при этой болезни симптомы не могут быть выражены так сильно. Больного можно переносить с места на место, в этом же случае этого сделать было невозможно.

Заключение

Как и у этой, так и у каждой нашумевшей истории зачастую имеется много версий и разногласий. Особенно это касается чудес, о которых становится известно всему миру. В этом случае, как правило, рождается версия, которая всячески подтверждает случившееся явление, и есть в противовес ей объяснение скептиков, рассматривающих инцидент с научной точки зрения, а то и вовсе опровергающих его.

С одной стороны, было выдвинуто множество опровержений относительно правдоподобности истории. При этом есть свидетели, которые якобы указывают, что были в то время в доме на Чкаловской и ничего не видели. Но, с другой стороны, зачем властям в то время нужно было организовывать оцепление и заколачивать окна? Зачем они арестовали архимандрита Серафима, как это сделали и с другими свидетелями чуда? Да, можно это объяснить тем, что они таким образом боролись с религией и провокациями, но, может, за этим и кроется факт чудесного события, имевшего место быть на самом деле.

Как бы то ни было, стояние каменной Зои, будь оно скомпрометированным или же настоящим чудом, в свое время обратило в веру многих людей, придало сил и надежды в то непростое время. Именно в тот период народ особо остро нуждался в чуде, и оно, так или иначе, случилось.

Легенда об окаменевшей девушке, застывшей в начале 1956 года на несколько месяцев с иконой в руках, до сих про широко известна в кругах верующих. Однако мало кто знает, насколько "удачно" эта история затмила нашумевшее в Самаре дело о мужеложстве священника.

Содом и Гоморра в Куйбышеве: трансформация православной легенды

Холодным зимним утром января 1956 года, когда Клавдия Ивановна Болонкина убирала снег у своего дома на Чкаловской улице, в Куйбышеве, к ней обратилась пожилая женщина: «Это какая улица? А дом? А кто хозяйка пятой квартиры?» Когда выяснилось, что в квартире проживает сама Клавдия Ивановна, старуха начала ее торопить: «Ну, тогда, дочка, пойдем скорее, покажи ее, несчастненькую... Ах, какой грех!.. Ах, какое наказание!» Из слов старухи Клавдия Ивановна поняла, что в ее квартире якобы находится окаменевшая молодая женщина. Как выяснилось, старухе рассказали историю о некоей девушке, которой на вечеринке не досталось партнера для танца. Рассердившись, она сняла со стены икону святого Николая и стала кружиться с ней в такт музыке. Вдруг сверкнула молния, грянул гром, и девушку окутал дым. Когда он рассеялся, все увидели, что богохульница застыла с иконой в руках. (...)

От кризиса к легенде

Слухи об «окаменевшей девушке» не только отражали изменение в настроениях верующих после смерти Сталина. Они странным образом вписываются в ситуацию локального церковного кризиса, который вспыхнул в ряде городов за несколько недель до описываемых событий. До Московской патриархии из Куйбышевской епархии доходили не только слухи о чуде на Чкаловской улице: в феврале 1956 года патриарх и члены Священного синода ознакомились с письмом куйбышевского священника, в котором рассказывалось о сексуальных домогательствах одного иеромонаха в отношении кандидата в духовную семинарию, а также о попытках куйбышевского епископа замять это дело.

При этом бросаются в глаза три вещи. Во-первых, хотя эти события, на первый взгляд, и не связаны с историей на Чкаловской улице, удивляет временнóе совпадение: мать пострадавшего семинариста сразу обнародовала случившееся - в начале декабря 1956 года, за несколько недель до волны слухов и столпотворения на Чкаловской улице. Во-вторых, в центре обеих историй находятся молодые, но уже довольно взрослые по тогдашним меркам люди: в истории с «окаменевшей» - фабричная работница лет восемнадцати, во второй истории - семнадцатилетний юноша, который, однако, в отличие от «Зои», исправно посещал церковь и помышлял об обучении в духовной семинарии. Чтобы подготовиться к учебе в семинарии он обратился к иеромонаху, настоятелю своего прихода, который и стал его домогаться. В-третьих, мать жертвы позаботилась о том, чтобы и факт домогательства, и попытки иеромонаха Серафима (Полоза) купить молчание потерпевшего стали достоянием общественности. Мать не только обращалась с жалобами к другим священникам, но, судя по всему, и в милицию, так как уже в декабре 1955 года против Полоза было возбуждено уголовное дело, по которому дали показания священники ряда куйбышевских приходов. В околоцерковных кругах и среди прихожан активно обсуждалось поведение епископа, который повысил обвиняемого в церковной должности, а священников, давших показания, уволил или перевел на другое место.

В результате давление на епископа Иеронима (Захарова) усилилось, и он был вынужден покинуть епархию в конце мая 1956 года. Иеромонах Серафим (Полоз) был приговорен за «насильственное [...] мужеложство» (статья 154а УК РСФСР). В позднем СССР преследования за настоящий или выдуманный гомосексуализм были эффективным методом расправы с неугодными. Однако в случае Серафима (Полоза), который ранее примыкал к лояльному внутрицерковному течению «обновленцев», нет никаких оснований полагать, что это было именно так. Поскольку показания матери и других священников звучат вполне убедительно, а обвинения были восприняты всерьез и в церковных структурах, можно предположить, что сексуальные домогательства действительно имели место. Епископ Иероним откровенно говорил с уполномоченным по РПЦ о том, в чем его обвинили в Московской патриархии в мае 1956 года:

«Из-за иеромонаха Полоза мне приходится иметь большие неприятности. Как только я пришел в патриархию на синод, на меня сразу набросились: “Что вы наделали, уволили Сагайдаковского, изобличившего Полоза в преступлениях, увольняете других и не приняли своевременно мер по отношению к Полозу, довели дело до суда”».

Вся эта история выставляет «чудесный» рассказ о «Зое» в несколько ином свете. В легенде о «стоянии» можно легко обнаружить следы скандала с гомосексуальным домогательством: в обеих историях речь идет о святотатстве и (сексуально коннотированном) грехе, хотя и с характерным перевертыванием действующих лиц. В то время как молодой человек стал жертвой домогательств священника, в истории с «Зоей» молодая женщина играет роль грешницы, которая как бы домогалась (посредством иконы) святого. Традиционные представления о женщине как искусительнице и чистоте священника таким образом восстанавливаются. Путем превращения грешного иеромонаха в кощунствующую «деву» грех экстернализировался дважды: во-первых, как грех, совершенный женщиной, которая, во-вторых, не могла принадлежать к духовенству. Божья кара над грешницей восстанавливала справедливость на уровне легенды. В легенде, таким образом, присутствуют и антиклерикальные мотивы, так как «Зою» наказывает не церковь, а непосредственно божественная сила. Праведный, «невинный» молодой человек в легенде сливается с образом святого Николая, таким образом развеивается и связанная с гомосексуализмом тень, а скандал, связанный с домогательством, сублимируется в осквернение иконы. В этом виде случившуюся историю можно было рассказывать в воцерковленной среде. В таком контексте в легенде об «окаменевшей» можно отыскать еще один сюжетный пласт.

Сюжет о Содоме и Гоморре, с которым прихожане (возможно) сравнивали свою епархию в те месяцы, включает в себя и историю жены Лота (Быт. 19:26), которая, несмотря на запрет, оглянувшись на картину истребляемых гнезд разврата, была обращена в соляной столб, - подобно застывшей «Зое». Таким образом, «легенда о Зое» транслировала на поверхность социума нарратив непоколебимого христианского канона, требуя от верующих теснее сплотиться вокруг церкви. Но на уровне «скрытого смысла» (hidden transcripts ) в легенде остаются элементы истории о домогательстве и потрясенной скандалом епархии. Если прочесть эти скрытые уровни легенды, то история окаменевшей девушки предстает троекратным чудом. На одном уровне легенда передает весть о чудесном вмешательстве бога и его присутствии: несмотря на неспокойные для верующих времена, кощунство все же наказывается, а партийные функционеры лишь демонстрируют свою беспомощность. На следующем уровне возникновение этой истории есть истинное чудо и для дискредитированного местного православного клира, так как церкви Куйбышева не опустели после скандала с домогательством, как этого можно было бы ожидать. Распространение слухов об окаменевшей девушке, напротив, привело к росту числа людей, приходящих в храмы. Третье чудо следует искать в самом нарративе легенды, развитие которой получило в годы кризисных постсоветских 1990-х годов очередной толчок.

Воскресение «Зои», или Кому принадлежит вся слава избавителя

Один вопрос так и остался открытым: что потом произошло с «Зоей»? Различные варианты, имеющие хождение с 1991 года (в том числе и в бесчисленных Интернет-публикациях), можно интерпретировать не только как результат усилий согласовать относительно правдоподобные версии произошедшего (или как процесс согласования в поисках правдоподобного толкования), но и как попытку приспособить «чудо» к местной религиозной идентичности. Центральную роль здесь играл (и продолжает играть) журналист Антон Жоголев, пишущий с 1991 года для региональной православной газеты «Благовест». В начале 1992 года он опубликовал подробное описание «стояния Зои Самарской» - статья содержала много выдержек из архивных материалов (впрочем, без ссылок) и воспоминаний свидетелей. Последовавшая вскоре перепечатка материала в сборнике «Православные чудеса. Век ХХ»помогла дальнейшему распространению легенды за пределы региона. За девушкой окончательно закрепилось имя «Зоя», устоялись и некоторые элементы сюжета (новогодняя вечеринка, разочарование «Зои», тем, что ее жених «Николай» не пришел); однако отдельные вопросы о подробностях спасения «Зои» в статье остались открытыми. В тексте 1992 года Жоголев делает несколько предположений о том, кто являлся избавителем девушки: он упоминает горячие молитвы ее матери, письмо патриарху Алексию с просьбой молиться за «Зою», наконец, молитву некоего иеромонаха Серафима, которому якобы удалось вынуть икону Николая Чудотворца из «Зоиных» рук. Приводятся и другие версии. На Благовещение в доме Зои появился некий неизвестный старец, который исчез чудесным образом - и был опознан Зоей как сам святой Николай. Только к Пасхе, но уже без всякого постороннего вмешательства «Зоя» ожила, однако через три дня после Светлого Воскресения «Господь забрал ее к себе».

Почти десять лет спустя Жоголев представил новую версию избавления «Зои», где в центр повествования был помещен иеромонах Серафим, которого автор идентифицировал как Серафима (Полоза). Якобы «имя отца Серафима (Полоза) стало известно верующим по всей стране», и «Москва» решила применить к нему проверенный метод привлечения к уголовной ответственности за гомосексуализм. На самом деле оппозиционеров под этим предлогом стали преследовать только в 1970-е годы, на что намекает сам Жоголев. По словам Жоголева, по истечении срока наказания патриарх Алексий (Симанский) назначил иеромонаха (несмотря на всю «клевету») в единственный тогда в республике Коми приход. До своей смерти в 1987 году Полоз поведал о своем участии в куйбышевских событиях только двум лицам, которые в свою очередь не захотели напрямую подтвердить этот факт. Сам Жоголев признался, что один многолетний сотрудник Самарской епархии до сих пор убежден в правомочности обвинений против Полоза. Однако приговор был вынесен советским - то есть враждебным церкви - судом.

«Доброе имя отца Серафима (Полоза) восстановлено. Состряпанная атеистами провокация, направленная против великого самарского чуда, рухнула под напором неопровержимых свидетельств».

Однако Жоголев был не единственным, кто попытался связать чудесное избавление «Зои» с куйбышевскими священниками и таким образом повысить авторитет и престиж местной епархии. Далеко от Самары был еще один претендент на славу спасителя «Зои» - умерший в 1982 году старец Серафим (Тяпочкин), особо почитаемый в Белгородской и Курской епархии. В первом тираже биографии старца содержатся воспоминания «духовных детей», которые утверждают, что Серафим сам намекал, что это он смог вынуть икону из рук «Зои». Новое, исправленное издание 2006 года в специальной главе «Отец Серафим и Зоя из Куйбышева» разъясняет однако, что в 1956 году Тяпочкин не жил в Куйбышеве и сам открыто отрицал свое участие в избавлении «Зои». Тем не менее, впоследствии оба варианта получили распространение и на страницах других изданий. К версии Жоголева о Серафиме (Полозе) как истинном избавителе присоединился крупнейший еженедельник страны «Аргументы и факты»:

Говорят, он был настолько светел душой идобр, что даже обладал даром предсказания. Они смог забрать икону иззастывших рук Зои, после чего предрек, что ее“стояние” закончится вдень Пасхи. Так оно и вышло.

Новый вариант ответа на вопрос об избавителе «Зои» предложил режиссер Александр Прошкин в вышедшем на экран в 2009 году фильме «Чудо».Прошкин придерживается версии о чистом, еще «невинном» иноке, который избавил Зою от остолбенения. Комичным образом согласно кинематографической версии в спасение «Зои» включается и случайно оказавшийся в Куйбышеве Никита Хрущев, который, выступая в роле доброго царя, заботится обо всех нуждах своих подданных и инициирует поиск девственного юноши (коим оказывается сын преследуемого властями священника). Тот, подобно сказочному принцу, пробуждает спящую красавицу Зою. С этого момента фильм, который до того вполне серьезно повествовал о чуде как о документальном факте, превращается в пародию.

фильм "Чудо", собравшего в России (по версии портала КиноПоиск) $50 656:

Другой источник ]]> http://www.pravmir.ru/kamennaya-zoya/ ]]> сообщает о возникновении легеды следующее:

На улице Чкалова за полвека мало что изменилось. В центре Самары сегодня царит даже не ХХ, а XIX век: вода в колонке, отопление печное, удобства на улице, почти все постройки в аварийном состоянии. О событиях 1956 года напоминает лишь сам дом № 84, а также отсутствие поблизости автобусной остановки. «Как ликвидировали во времена “Зоиной смуты”, так и не восстановили», — вспоминает жительница соседнего дома Любовь Борисовна Кабаева.

— Сейчас хоть пореже стали приезжать, а года два назад все как с цепи сорвались. На дню раз по десять паломники приходили. И все спрашивают одно и то же, а я одно и то же отвечаю — язык отсох.

— А что отвечаете-то?

— А что тут ответишь? Ерунда все это! Я сама в те годы еще девчонкой была, а мать покойная все хорошо помнила и мне рассказала. В доме этом когда-то жил не то монах, не то священник. А когда в 30−е годы начались гонения, он не выдержал и отрекся от веры. Куда делся, неизвестно, а только дом продал и уехал. Но по старой памяти сюда часто заходили религиозные люди, спрашивали, где он, куда делся. А в тот самый день, когда Зоя якобы окаменела, в доме у Болонкиных действительно гуляла молодежь. И как на грех в тот же вечер какая-то очередная монахиня приехала. Она заглянула в окно и увидела, как одна девица танцует с иконой. И пошла по улицам причитать: «Ах ты, охальница! Ах, богохульница! Ах, сердце твое каменное! Да Бог тебя покарает. Да ты вся окаменеешь. Да ты уже окаменела!» Кто-то услышал, подхватил, потом еще кто-то, еще, и пошло-поехало. На следующий день к Болонкиным попер народ — где, мол, баба каменная, давай показывай. Когда люди ее вконец достали, она вызвала милицию. Те выставили оцепление. Ну, а народ у нас как обычно думает? Раз не пускают, значит, точно что-то скрывают. Вот и все «Зоино стояние».
]]>

Якобы под новый, 56-й год в одном из домов Самары некая девушка Зоя принялась вальсировать с иконой Николая Чудотворца - да вдруг застыла, как соляной столп. Без воды и пищи, не сходя с места, простояла она вплоть до Пасхи. На праздник “воскресла”, но рассудок покинул ее навсегда.“Стояние Зои” официально признано Самарской епархией. До сих пор на свято место стекаются паломники со всей России. Но что же стало с реальной грешницей?


Город греха

Расследованием удивительного происшествия на улице Чкаловской много лет занимается самарский религиозный журналист Антон Жоголев. Его брошюры с “проповедями” о чудесах Николая Чудотворца лежат в каждом местном храме. Но визиту репортера “МК” специалист по куйбышевскому чуду почему-то не обрадовался: “Я отказываюсь говорить на эту тему!” - отрезал он.

Это чудо несомненно имело место, в очевидцах ходит пол-Самары, - заверили меня в пресс-службе Самарской епархии. - В декабре 56-го года работница трубочного завода Зоя Карнаухова устроила вечеринку по поводу приезда ее жениха Николая. В дом номер 84 по Чкаловской улице явилось семь девиц и семь юношей, стали они танцевать парами. Только у Зои кавалера нет. Тогда девушка сняла с полки икону Николая Чудотворца и пустилась в пляс. “Не греши!” - испугались подруги. Но в ответ девушка звонко смеялась: “Пусть пока Николка со мной потанцует! А если есть Бог, пусть он меня накажет!” Не успела Зоя и два круга отвальсировать, как застыла посреди комнаты, что соляной столп. Не откликалась на призывы друзей, и даже несколько человек не могли сдвинуть ее с места. В дом повалил народ, но вскоре власти выставили охрану и никого не пускали узреть “стояние”: религиозные чудеса в советское время не приветствовались.

Для обследования застывшей девушки вызвали врачей. Неподалеку от Чкаловской улицы проживают сестры санитарки “скорой помощи” Анны Калашниковой, которая якобы пыталась сделать Зое укол.

Поздним вечером Аня прибежала домой со словами: “Вы тут спите, а вся Самара на ушах стоит”, - говорит 71-летняя Лидия Калашникова. - И она видела застывшую девицу с иконой в руках. Та выглядела как манекен, но сердце еле уловимо стучало. Врачи думали, что у пациентки столбняк, и пытались ввести лекарство, но иглы шприцев не входили в тело, будто оно и впрямь сделалось каменным. Мы с сестрой Ниной тут же бросились к тому дому: вся Чкаловская улица была запружена народом. Люди ломились в деревянные ворота двора, однако милиция разгоняла зевак. Те, кто успел увидеть чудо, рассказывали об этом любопытным.

Кто замел каменные следы?

На светлый праздник Пасхи прибыл к Зое один из местных священников Серафим Тяпочкин - только ему и удалось вынуть из рук Карнауховой икону, - говорят сотрудники епархии Самары. - После чего грешница наконец пошевелила онемевшими членами, упала на колени и воздела руки к небу: “Земля в огне - молитесь!”. А когда ее спрашивали: “Кто тебя кормил и поил все это время?” - отвечала: “Голуби!”.

Я задала резонный вопрос: если была реальная девушка с фамилией, столь известная всей Самаре, то куда же она подевалась после чудесного исцеления?

Кто же в советское время обрадуется религиозной агитации? - продолжают работники пресс-службы. - И так вокруг чуда скандал развернулся. Поэтому дальнейшие события доподлинно неизвестны. Но Зоя Карнаухова вдруг исчезла. Скорее всего положили ее в психиатрическую больницу, после чего она сменила фамилию и вместе с семьей переехала из города. А священника Серафима Тяпочкина лишили сана и сослали в лагерь. И больше о его судьбе ничего не было слышно. КГБ надежно замел следы, так что никаких документов вы о Зое не обнаружите…

Однако самарский краевед Валерий Ерофеев не один день просидел в Государственном и партийном архиве Самарской области, где нашел официальные свидетельства касательно религиозного чуда.

20 января 1956 года в Куйбышеве как раз проходила 13-я областная партконференция, и первый секретарь обкома Михаил Ефремов поставил на ней вопрос ребром, - Валерий Ерофеев показывает репортеру “МК” копию его выступления.

“В Куйбышеве распространены слухи о произошедшем якобы чуде на Чкаловской улице. Записок по этому поводу штук 20. Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов… Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь - и одна охальница начала танцевать с иконой и окаменела, одеревенела... И пошло, начал собираться народ... Тут же выставили милицейский пост. Где милиция, туда и глаза. Выставили конную милицию, а народ, раз так, - все туда. Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило снять все посты, охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев там не было, живет там старуха”.

Местные власти решили заняться “идеологическим просвещением жителей Куйбышева”. И по заданию бюро было дано поручение редакции газеты “Волжская коммуна”, где вскоре появился фельетон под названием “Дикий случай”.

Как видите, ни о каких трех месяцах “стояния” речи не идет. Интересно, что и имя Зоя Карнаухова не фигурирует ни в одном из документов. Впервые оно прозвучало в прессе аж через четыре года после этого массового психоза, - продолжает Валерий Ерофеев. - В статье говорится, что дом принадлежит старухе Клавдии Болонкиной и ее существование действительно подтверждают соседи. Было ли такое историческое лицо - Серафим Тяпочкин, тоже пока никем не доказано. Епархия отказывается предоставлять о нем какие-либо документы. Видимо, их просто не существует.

“Одна монахиня сказала”

Железные ворота в скандально известный двор по улице Чкаловской заржавели. А в 56-м году калитку аж снесла с петель обезумевшая толпа. К адресу здания номер 84 здесь относится сразу несколько деревянных строений. Например, дом, где, по преданиям, стояла Зоя, считается пятой квартирой.

В окна низенькой избушки с покосившейся крышей заглядывает заросший старичок, похожий на бомжа. Оказывается, паломник из Волгограда.

Поцелуй порог дома, где явил чудо святой Николай! - прошамкал он мне сквозь бороду.

При вас стесняюсь, - говорю.

Целуй порог, грешница!

В дом паломник ступать и сам постеснялся. А мне, чтобы пройти в низкую дверь, пришлось нагнуться. Впустил нынешний хозяин дома Евгений Курдюков.

Мы участников тех событий не застали - переехали сюда после перестройки, - вздохнул хозяин, провожая репортера в тесную комнатушку. Представить здесь вечеринку с танцами на 15 человек невозможно. - Говорят, тут она стояла, - Курдюков указывает на грязный пол. - Половицы с тех пор не меняли. Но следов топора я на них не обнаружил. Да и вообще, мы с дочкой Наташей в это никогда не верили. Я Афганистан прошел, еще там понял, что чудес не бывает. А люди - те, конечно, доверчивы: батюшки им мозги пудрят. И больные к нам приходят - прикладываются к этому месту. Мы говорим: “Что же вы - грязно! Глистов подцепите!” “Что вы, - говорят, - от святого места - и глистов?!”

Дверь соседней 3-й квартиры открывает Любовь Кабаева.

Да не было никакой “каменной Зои”! Но вообще-то одна девушка была… - противоречиво начала она свой рассказ. - Мне тогда три годика было, а мама, Виктория Зубович, часто рассказывала об этом. Как анекдот. Да и хозяйку того дома, Клавдию Болонкину, я застала. Женщина пьющая, сама торговала пивом из бочки. И сынок ее Вадим по скользкой дорожке пошел - воровал по чужим карманам. В тот злополучный вечер в январе 56-го года он как раз собрал друзей, чтобы отметить свой выход из тюрьмы. Была среди них и странная девушка, которую все считали юродивой: в Бога шибко верила. Вот и пустилась кружить с иконой Николая Чудотворца - видать, от наплыва религиозных чувств. А окна тут низкие, без занавесок - все с улицы видно… И как раз проходила по двору одна монахиня - заглянула в комнату, увидела танец и оскорбилась. Идет дальше по улице и девушку поносит: “За такой грех обернешься ты соляным столбом!” Народ услышал - побежал смотреть, что происходит. Как в фильме: “Все побежали - и я побежал…” А Клавдия Болонкина, не будь дурой, тут же наплела, что в доме одеревенела грешница с иконой, и стала пускать в комнату только за десятку с носа. Одни выходят: “Там ничего нет”. А другие не верят: “Врешь, просто говорить вслух боишься!..”

Рассказ последнего соседа - очевидца тех событий Владимира Чигурова - краевед записал на кассету незадолго до его смерти. Он подтверждает, что слухи по городу стала распускать оборотистая старушка Клавдия Болонкина. И все-таки “массовый психоз” достиг невероятного размаха. “19 января толпа лезла через ворота с криками: “Где тут каменная девка?!”. Когда стемнело, гости вооружились факелами и угрожали: “Сожжем-ка мы это дьявольское место!” Я испугался и взял дубинку. На следующий день выставили милицию, а меня пригласили на беседу с двумя кагэбэшниками. “Защищай свой дом - если что, стреляй прямо по толпе”. Я сказал: “У меня есть ружье”. Несколько дней столпотворение продолжалась - милиция еле сдерживала зевак. Некоторых пускали в дом, чтобы те рассеяли слухи, но очевидцы все равно не верили властям: “Грешница находится в потайном погребе!” Столько дураков в одном месте сразу я больше никогда не видел”.

По словам соседей, семья Болонкиных еще в 80-х годах перебралась в город Жигулевск Самарской области, но там их следов найти не удалось.

В психбольнице Самары девушка с таким именем никогда не обследовалась. А вот люди, застывшие, как Зоя, в медицинской практике встречались.

Диагноз такой есть - кататонический ступор, - говорит главврач Михаил Шейфер. - Это психическое отклонение, при котором больной не может пошевелиться. Застывает, словно статуя. При этом тело настолько поддается его убеждению, что будто деревенеет - иногда несколько санитаров не могут сдвинуть такого больного с места. И это вовсе не паралич, ведь на самом деле организм человека при этом функционирует в нормальном ритме…

Репортер “МК” обзвонил и всех однофамильцев известной грешницы в Самаре. И тайна появления ее имени и фамилии нам приоткрылась.

Зоя Карнаухова? - отозвался 60-летний Александр Павлович Карнаухов. - Да, это тетушка моя была, сестра отца. Раньше она жила в Самаре. Я был ребенком, когда это все произошло, и не особо верил в легенду. Но тетушка Зоя как человек религиозный столько говорила о чуде, что прямо на нем помешалась. И уже сама начала отождествлять себя с той грешницей. И соседи над ней посмеиваться стали - “каменной Зоей” называть. Но все видели при этом, что с головой у тетки не все в порядке, хотя на учете в психиатрической клинике она не состояла. С тех пор и “прославилась” наша фамилия незаслуженно на весь город. А тетушка под старость переехала в поселок Самарск и скончалась там от сердца. Фотографий ее у меня не сохранилось, да и не надо об этом писать… - от встречи с журналистом Александр Карнаухов отказался.

Некоторые представители церкви убеждены, что на Пасху Бог творит чудеса. Но если прихожане узнают, что им полвека намеренно дурили голову нелепыми байками, - укрепится ли от этого их вера?

По библейской притче, иногда лучше не оглядываться назад, чтобы не обернуться соляным столпом…

Глазами очевидцев

“Милиционерам строго запретили рассказывать, что они там видят. Но один молодой парень на наш вопрос: “Ну что, все стоит?” - просто снял с себя фуражку, а под ней оказалось несколько поседевших от ужаса прядей! По его словам, когда он был в комнате, Зоя вдруг закричала откуда-то из чрева: “Молитесь! Грядет судный день!” Другой милиционер схватил топор и попытался разрубить половицы, к которым приросла девушка, но в лицо ему прямо из пола брызнула кровь!”

Самара-Москва

СТОЯНИЕ ЗОИ

Эта история, потрясшая весь православный мир, случилась в простой советской семье в городе Куйбышеве (ныне Самара) в 1956 году . Работница трубного завода, некая Зоя Карнаухова, решила с друзьями встретить Новый год и пригласила их к себе домой на вечеринку. Шёл Рождественский пост, и верующая мать просила Зою не устраивать вечеринки, но та настояла на своем. Вечером мать ушла в церковь помолиться.

Гости собрались, а Зоин жених Николай еще не пришел. Играла музыка, молодежь танцевала; только у Зои не было пары. Обиженная на жениха, она взяла из красного угла икону святителя Николая Чудотворца и сказала: "Нет моего Николая - потанцую со святым Николой". На совет подруги не делать такого кощунства она дерзко ответила: "Если Бог есть, пусть Он меня накажет!" С этими словами она пошла танцевать по кругу. На третьем кругу в комнате поднялся невообразимый шум, вихрь, засверкал ослепительный свет. Веселье обратилось в ужас. Все в страхе выбежали из комнаты. Одна Зоя осталась стоять с иконой святителя, прижав ее к груди, - окаменевшая и холодная, как мрамор.

Никакие усилия прибывших врачей не могли привести ее в себя. Иглы при уколе ломались и гнулись, как будто встречая каменное препятствие. Хотели взять девушку в больницу для наблюдения, но не могли сдвинуть ее с места: её ноги как бы срослись с полом. При отсутствии внешних признаков жизни Зоя была жива: медицинское обследование подтвердило, что сердцебиение у девушки не прекратилось, несмотря на окаменение тканей. С этого времени она не могла ни пить, ни есть.

Весть о чуде быстро разнеслась по городу. Первые дни дом был окружен множеством народа: приходили и приезжали издалека верующие, медики, духовные лица, просто любопытные. Но скоро по распоряжению властей помещение было закрыто для посетителей: подходы к дому перекрыли, и его стал охранять наряд дежурных милиционеров. А приезжим и любопытным отвечали, что никакого чуда здесь нет и не происходило.

О всем случившемся известили патриарха и просили его помолиться о помиловании Зои. Патриарх ответил: "Кто наказал, Тот и помилует" .

По просьбе матери были приглашены священники, чтобы взять из окаменевших рук Зои икону святителя Николая. Но и они даже после чтения молитв не могли этого сделать.


В праздник Рождества Христова приехал о. Серафим Тяпочкин (тогда еще о. Димитрий) , отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. После этого он взял икону из рук Зои и сказал: "Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть на Пасху)! Если же оно не последует, недалек конец мира". Посетил Зою и митрополит Крутицкий и Коломенский Николай , который также отслужил молебен и сказал, что нового знамения надо ждать в Великий день (то есть на Пасху), повторив слова благочестивого иеромонаха.

Перед праздником Благовещения (в тот год оно было в субботу 3-й недели Великого поста) приходил благообразный старец и просил допустить его к Зое. Но дежурные милиционеры отказали ему. Он приходил и на другой день, но и опять, от других дежурных, получил отказ. В третий раз, в самый день Благовещения, охрана его не задержала. Дежурные слышали, как старичок ласково говорил Зое: "Ну что, устала стоять?" Прошло какое-то время, старец все не выходил. Когда заглянули в комнату, его там не обнаружили. Все свидетели происшедшего убеждены, что являлся сам святитель Николай.

Зоя простояла 4 месяца (128 дней), до самой Пасхи , которая в том году была 23 апреля (6 мая по новому стилю). В ночь на Светлое Христово Воскресение она стала оживать, в мускулах появилась мягкость, жизненность. Телом Зоя ожила, но рассудок её уже не был прежним. В первые дни она всё кричала: "Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!" С научной и медицинской точки зрения трудно представить, как организм молодой девушки мог продержаться 128 дней без еды и воды. Столичные учёные, приезжавшие в ту пору в Самару ради такого сверхъестественного случая, так и не смогли определить «диагноз», который поначалу приняли за некий вид столбняка. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, о земле, горящей в беззакониях.

Как ты жила? - спрашивали ее. - Кто тебя кормил?

Голуби, голуби меня кормили, - был ответ, в котором ясно возвещается помилование и прощение от Господа.

Молитвами святителя Николая Господь помиловал её, принял ее покаяние и простил ее грехи.

Все случившееся настолько поразило живущих в городе Куйбышеве и его окрестностях, что множество людей, видя чудеса, слыша крики и просьбы молиться за людей, гибнущих во грехах, обратились к вере. Спешили в церковь с покаянием. Некрещеные крестились, не носившие креста стали его носить. Обращение было так велико, что в церквах недоставало крестов для просящих. Со страхом и слезами молился народ о прощении грехов, повторяя слова Зои: "Страшно. Земля горит, в грехах погибаем. Молитесь! Люди в беззакониях гибнут".

На третий день Пасхи Зоя отошла ко Господу, пройдя тяжелый путь - 128 дней стояния пред лицем Господним во искупление своего прегрешения.

Дом, где всё случилось, стоит до сих пор и стал местом паломничества для любопытствующих со всей страны. Говорят, что в скором времени дом должны снести, а на его месте Самарская епархия возведёт небольшую часовню.

Дом 84 на ул.Чкалова в Самаре

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Советская печать не смогла умолчать об этом происшествии: отвечая на письма в редакцию, некий ученый подтвердил, что, действительно, событие с Зоей не выдумка, однако представляет собой случай столбняка, еще не известный науке. Но, во-первых, при столбняке не бывает такой каменной жесткости и врачи всегда могут сделать укол больному; во-вторых, при столбняке можно переносить больного с места на место и он лежит, а ведь Зоя стояла, и стояла столько, сколько не по силам простоять даже и здоровому человеку, и притом ее не могли сдвинуть с места; и, в-третьих, столбняк сам по себе не обращает человека к Богу и не дает откровений свыше, а при Зое не только тысячи человек обратились к вере в Бога, но и веру свою явили делами: крестились и стали жить по-христиански. Ясно, что не столбняк был тому причиной, а действие Самого Бога, Который чудесами утверждает веру, дабы избавить людей от грехов и от наказания за грехи.

Когда спустя годы архимандриту Серафиму (Тяпочкину) задавали вопросы о его встрече с Зоей, он всегда уклонялся от ответа. Вспоминает протоиерей Анатолий Литвинко, клирик Самарской епархии. "Я спросил отца Серафима: "Батюшка, это вы взяли икону из рук Зои?" Он смиренно опустил голову. И по его молчанию я понял: он". Батюшка скрывал это по своему смирению. Да и власти могли вновь начать на него гонения из-за большого притока паломников, желавших приложиться к чудотворной иконе святителя Николая, которая всегда была в храме, где служил отец Серафим. Со временем власти потребовали убрать икону, скрыть от народа, и она была перенесена в алтарь.

Старец Серафим (Тяпочкин) (1894-1982)

Совсем недавно отыскался человек, поведавший о самарском чуде нечто новое. Им оказался уважаемый в Самаре настоятель Софийской церкви священник Виталий Калашников: "Анна Павловна Калашникова - тетка моей матери - в 1956 году работала в Куйбышеве врачом "скорой помощи". В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: "Вы тут спите, а город уже давно на ногах!" И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась (хотя и давала подписку), что сейчас была в том доме по вызову. Видела застывшую Зою. Видела икону святителя Николая у нее в руках. Пыталась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ломались, и потому сделать укол не удалось. Все были потрясены ее рассказом. Анна Павловна Калашникова проработала на "скорой" врачом потом еще много лет. Умерла в 1996 году. Я успел пособоровать ее незадолго до смерти. Сейчас еще живы многие из тех, кому она в тот самый первый день нового года рассказала о случившемся"".

Вот что в 1989 году рассказал игумен Герман, насельник Оптиной пустыни (в 50-е годы он прислуживал в кафедральном соборе Куйбышева): "Чего не видел, о том говорить не буду, а что знаю, то скажу. Улицу оцепили, взяли подписку о неразглашении. Настоятелю собора позвонил уполномоченный и попросил объявить с амвона в ближайшее воскресенье, что никакого чуда нет. Отец настоятель ответил: "Разрешите я поеду посмотрю и расскажу людям то, что видел". Уполномоченный задумался на минуту и пообещал вскоре перезвонить. Повторный звонок раздался через час и о. настоятелю сказали, что ничего объявлять не надо. Поскольку в народе было много разговоров, даже местные советские газеты не смогли обойти молчанием это чудо и попытались выставить его как "обман попов". Вскоре после этого случая о. Серафиму дали три года". Ему запретили рассказывать о взятии иконы у Зои и после отбытия срока направили служить в отдаленное село Днепропетровской епархии, а затем перевели в село Михайловское.

По мотивам данной истории в 2009 году был снят художественный фильм, режиссёра Александра Прошкина «Чудо». Участие в фильме приняли такие актёры, как Константин Хабенский, Сергей Маковецкий и Полина Кутепова.