Храмы в Кхаджурахо: история и особенности индийской архитектуры.

Суббота, 12 Ноября 2011 г. 18:10 + в цитатник

Городок Кхаджурахо (Khajuraho) является вторым местом по популярности среди туристов после Тадж-Махал. Название Кхаджурахо переводится как "финиковая пальма". Кхаджурахо известен своими храмами, которые датируются 9-11 веками, из 85 храмов, построенных в то время, уцелело 25. Храмы уничтожались мусульманами и причиной этому были очень откровенные скульптуры, украшавшие эти храмы.


Храмы стоят на высоких платформах и ориентированны по сторонам света. Сверху храмы немного напоминают крест с двумя перекладинами. По задумке архитекторов, купола храмов должны были быть похожи на Гималайские вершины - обитель Индуистских богов.


Храмы выполнены из больших гранитных плит и покрыты плитами песчанника(в некоторых местах Использованы плиты песчанника достигающие толщины 1,5 м) на которых и вырезаны скульптуры(колоссальность труда невозможно представить). Скульптуры разрушаются, песчанник очень мягкий камень. ЮНЕСКО выделило сумасшедшие деньги на их защиту путем напыления полимерной пленки. Работы уже начались.


Храмы в целях рекламы называют Храмами Любви.
На самом деле это не так. Из более чем 10 тысяч скульптурных групп(на этих 9 храмах) любви посвящено только 96, из которых 86 находяться высоко и их осмотр очень затруднен. Это скорее "Книга по домоводству". Скульптуры показывают как мыть голову и расчесывать длинные волосы, как сеять и пахать, как собирать плоды, как воевать и справлять свадьбу, как строить дома и делать мебель, как судить и виды наказаний, и так далее.


Храмы все действующие, во время службы Лингво Шивы поливают кокосовым молоком, символизирующим мужское семя. Очень много людей на рассвете и закате, днем тоже идут, но очереди нет. Каждый касается Лингво Шивы рукой. Мужчинам это дает силу и мужество, женщинам красоту и помощь в зачатии и родах. Кроме того можно попросить за близких родственников. Поэтому можно увидеть здесь и дряхлых стариков.
Внутри храмов очень тесно, сыро, темно.


По вечерам на территории храмового комплекса устраивают свето-музыкальное шоу. Зрелище потрясающее. После него в местном театре проходит представление с танцами храмовых танцоров.






Кхаджурахо. Любовные Игры Индийских Богов

Храмы в Каджурахо - второе место по посещаемости в Индии после Тадж Махала.
Место стало столь знаменито благодаря уникальным эротическим скульптурам, которые украшают храмы.

То что мы увидели в Каджурахо невероятно.
Вся поверхность храмов украшена различными скульптурами.
Такой чрезвычайно тонкой и реалистичной работой по камню я еще не встречала.
Недаром барельефы считаются одними из лучших скульптур Индии.

Когда-то Каджурахо был столицей государства Чандела, чьи раджи правили центральной Индией с IX по XIII век.
В IX-XI веках было построено 85 храмов. Арабские путешественники описывали большой город и храмы с массой идолов, которые оскорбляли взоры правоверных мусульман.
В XIII веке мусульмане завоевали эти земли и столицу поглотили леса.
Только в 1838 года британский военный инженер Д.С. Барт случайно обнаружил в джунглях – "чудесное место, именуемое Кхаджурахо".

К сегодняшнему дню из 85 сохранилось только 25 храмов. Но то что сохранилось уникально.
Это надо видеть!

По одной из версий в скульптурах изображена свадьба индуистского бога Шивы и его супруги Парвати.
«Камасутра» когда-то была именно отражением сцен божественной свадьбы.

Одна из теорий индийской философии гласит: "Чувственное удовлетворение гораздо раньше приводит к освобождению души, чем запрет на него".

Кандарья Махадев (Kandariya Mahadeva Temple) - это вершина искусства династии Чандела. Он посвящен Шиве. Его святилище, воплощение горы Меру – символа Земли и Вселенной, украшают около 900 скульптур.

Не смотря на то, что своей свехпопулярностью Каджурахо обязан именно эротическими скульптурам, они составляют не более 10% скульптур украшающих храмы.

Много изображений апсар или небесных танцовщиц, в чьих венах тек солнечный свет.

Или просто бытовых сцен

В скульптурах запечатлели любовные игры богов

Такие посетители присутствуют почти в каждом храме:)

Храмы условно делят по их месторасположению на три группы Западную, Восточную и Южную (Western, Eastern, Southern Group of Temples).
Они относятся к разным религиозным направлениям в индуизме. Какая-то часть из них посвящена Шиве, какая-то Вишне, некоторые Джайну Тиртанкарасу.
Эти фотографии Западной группы храмов. Она лучше всего сохранилась и наиболее известна.
Мы пришли как только встало солнце и пару часов наслаждались осмотром храмов практически в одиночестве.

Эротические скульптуры только на внешних стенах храма. Внутри их нет.
Объясняют - это тем, что только полностью познав свою сексуальность, можно достичь пункта, когда секс уже не будет иметь значения и войти в храм.

Внутри храма 11-го века Вишванатх

А вот эту скульптуру описал писатель из моего детства:

"На консолях внутри святилища некогда были восемь статуй апсар, из которых уцелела только одна. Эта сурасундари глубоко потрясла молодого художника.
Как утешение в суровой борьбе, как обещание радости, обнаженная сурасундари, украшенная лишь пояском, браслетом и ожерельем, реяла между чудовищами. Склонив голову, апсара оглядывалась через плечо, повторяя позу правого зверя, но в немыслимом извороте по вертикальной оси тела. Скульптура была повреждена, ноги ниже колен совсем отбиты, и, несмотря на это, Даярам не мог оторвать взгляда от изваяния, созданного будто не долотом скульптора, а самой матерью природой.
Дневной свет, и без того скудный в темном святилище, быстро угасал. Рамамурти, наконец, нашел в себе решимость уйти. На прощание он осветил карманным фонариком статую с правой стороны. Солнечная красавица посмотрела на него через плечо, как живая, маняще и уверенно, а свет фонаря в его дрожавшей от волнения руке игрой теней придал странную жизнь ее блестящему телу.
...Искать больше было нечего, самое лучшее, что создало древнее искусство его страны, находилось тут, на расстоянии вытянутой руки."
И. Ефремов "Лезвие бритвы" 1963 г.

Храм Адинатх

Рядом с этой группой храмов есть маленький, но любопытный музей. Вход 5 рупий.

Окно в музее

Южная группа наиболее удалена. Мы побывали только в Дуладео (Dulhadev Temple) , самом позднем из храмов Кхаджурахо. И на этом остановились.
Дуладео построен в XII веке и посвящён Шиве.
Смело можно было бы пропустить, т.к. барельефы выглядят куда проще, чем храмах Восточной и Западной группы. Пожалуй, интересен только тем, что можно увидеть как угасало исскуство мастеров.

А еще Дуладео запомнился исчезновением нашего моторикши. Вышли после осмотра, рикши нет. Удивились, т.к. возил он нас долго, а денег мы ему еще не платили. Подождали. Полдень. Палящее солнце. И никого вокруг. Подождали еще. Никого и ничего. Пришлось прогуляться по жаре в компании с осликами до первых признаков цивилизации:)

Последний взгляд на барельефы западной группы храмов

Сестра после насыщенного дня

И завершу рассказ еще одной цитатой из Ефремова:
"Человеческие статуи поразительной жизненности и красоты, посвященные теме физической любви, составляют одно целое со стенами храмов. Десять веков простояли эти солнечные изваяния перед взорами множества поколений, и еще бесконечно долгие годы они будут изумлять тех, которые еще придут, волнуя и возвышая их великолепной красотой человека!"

Практическая часть.

Как доехать.

Сейчас Каджурахо небольшая деревенька полностью ориентированная на туристов.
Но из-за популярности места в этой деревне даже есть свой аэропорт с регулярными рейсами из Дели.
Так что самый быстрый вариант - это самолет.
Мы ехали из Агры на поезде до Джанси. Успели на последний автобус Джанси-Каджурахо, но он был битком. Ехать несколько часов стоя нам не хотелось. Ночевать в Джанси тоже. Поэтому наняли такси.
Переплатили солидно. Меня подкупили слова о новой машине с кондиционером и практически не торгуясь поехали за 1500 рублей. Ошибочка. Водитель посчитал, что счастье привалило - богатые белые туристы. И всю дорогу пытался отжать больше денег. Канючил настолько назойливо, что на середине пути мы вышли из машины, чтобы ловить попутку. Это привело в чувство этого "милого человека". Так что дальше ехали в тишине.
***Когда в эту поездку по Индии в моей речи стал превалировать мат, сестра предложила все нецензурные обозначения заменить на "милые люди", прижилось:))
Но о людях расскажу отдельно:)

Где жить:

Мы выбрали Hotel Surya Khajuraho
Взяли люкс с выходом из номера в сад.
Большой номер с кондиционером, шкафом, дополнительным диваном. Чистое белье. Первое место, где сразу все было на месте (обычно полотенца, туалетная бумага, мыло появлялись только после похода не ресепшн). Плохо работающий душ. Один раз отключилась вода на несколько часов. Стоил номер после небольшого торга 650 рублей.
Завтрак был включен, но не понравился.

Вход на территорию Западной группы храмов для иностранцев 250 рупий.
Она открыта для посещения от рассвета до заката.
Остальные группы можно посетить бесплатно.

) статьёй . Где чуточку расскажем и во множестве покажем места в Индии, где всё ещё сохранились более менее в целостности такие вот храмы.

Храмы любви в Индии расположены во множестве в храмовом комплексе Каджурахо — древнем заброшенном городе, который стоял, поглощённый джунглями, на протяжении столетий. Чему и обязана его сохранность по сравнению с более доступными аналогами.

Впервые наш город Каджурахо, как столица государства Чанделла, упоминается в записях Абу Рихан аль-Бируни, арабского путешественника начала XI века. Хотя достоверных сведений о времени постройки не сохранилось, считается, что храмы были воздвигнуты в период с 950 по 1050 г.г. нашей эры, в правление династии Раджпутов, когда Каджурахо становится религиозным центром государства.

Во времена последующего мусульманского завоевания Индии множество индуистских храмов было разрушено, но Каджурахо сохранился до наших дней, хотя из первоначальных 85-ти сооружений в целости пребывают лишь 22.

По предположениям историков, храмовый комплекс уцелел благодаря тому, что жители Каджурахо, опасаясь вторжения с севера афганских племен, покинули город в XIV веке, службы прекратились, и постепенно джунгли поглотили и сам город, и подступы к нему.


Лишь в 1838 году британский военный инженер Д.С. Барт случайно открыл эту уникальную группу храмов. В настоящее время монументы безупречно восстановлены, но раскопки на месте бывшей столицы Чанделла продолжаются по сей день.


Храмы Каджурахо поражают воображение:

  1. И многочисленностью скульптур: тысячи и тысячи барельефов плотно покрывают всю внешнюю поверхность зданий.
  2. И филигранностью работы: формы тела, позы, движение, мимика выполнены поистине потрясяюще, а прорисовка деталей удивительна для столь величественных сооружений.
  3. И разнообразием изображенных сюжетов: здесь и бытовые зарисовки, и батальные композиции, и различные животные, и, конечно, прекрасные эротические сцены, выполненные с редкой, поразительной откровенностью и мельчайшей детализацией.

О происхождении и предназначении храмов спорят и по сей день.

Нельзя не упомянуть местную легенду, рассказывающую о появлении этих сооружений с изящными чувственными скульптурами. В далекие времена в Каджурахо жила прекрасная девушка Эмавати, дочь брамина. Однажды вечером она купалась в реке Рати. Бог Луны увидел юную красавицу, и воспылав к ней страстью, соблазнил ее.


От этого союза был рожден ребенок, названный Чандраварманом. Но Эмавати была отвергнута родными и вынуждена была скрываться в густых джунглях, где она вырастила сына, став для него не просто матерью, но и учителем во всех житейских делах.

Именно этот мальчик стал со временем основателем великой династии правителей Чанделла (вероятно, убив всех обидчиков мамы — или, судя по барельефам, не убив…), и во имя своей матери он построил множество храмов, воспевающих силу человеческой страсти, красоту женщины и величие любви.

Насколько правдива легенда, неизвестно, но точно можно сказать лишь, что храмы группы не принадлежат к какой-либо одной религии. Некоторые из них посвящены Вишну, некоторые Шиве, другие Джайне Тиртанкарасу, однако общность архитектуры и композиции говорит о том, что это все-таки единый комплекс.


Так что смотрим, как умели древние, и завидуем 🙂






Или же, как говорит Ошо Раджниш:

Каджурахо не сравнимо ни с чем. В мире сотни тысяч храмов, но ни одного подобного тому, что можно увидеть в Каджурахо. Всё в храмах Каджурахо таинственно. Должно быть, для создания каждого из них потребовались сотни лет и тысячи мастеров. Я никогда не встречал ничего, что можно назвать настолько совершенным. Даже Тадж-Махал имеет свои недостатки, Каджурахо - нет. Более того, Тадж-Махал это только прекрасная архитектура; Каджурахо - это вся философия и психология Нового Человека. Я пытаюсь, чтобы его красота стала отблеском сердец моих саньясинов. Не только красота каменных статуй, но красота человеческой реальности. Красота людей, которые способны любить, которые действительно настолько живы, что заражают этой полноценностью жизни весь мир.


По материалам http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post152287092/

Затерянный среди джунглей, расположен уникальный храмовый комплекс под названием Кхаджурахо. Он был построен династией Чандела, которая правила здесь с IX по XIII век. В обиходе часто можно встретить название «Каджурахо», что не совсем верно: на хинди название храма правильнее звучит как «Кхаджурахо». В чем состоит истинный смысл архитектурного стиля данного комплекса сооружений, ученые-историки и искусствоведы до сих пор по сей день. Однозначно можно лишь сказать, что индийский храм посвящен любви и красоте.

Как добраться до Кхаджурахо?

Город в Индии, где находится знаменитый на весь мир храм любви, тоже носит название Кхаджурахо, и расположен он в штате Мадхья-Прадеш. Доехать до него можно из Нью-Дели (это около 600 км) или же через Орчху (420 км от Агры). Автомобильные дороги здесь оставляют желать лучшего, однако, если вы хотите в полной мере ощутить на себе все своеобразное очарование Индии, прокатитесь до Кхаджурахо . В противном случае можете воспользоваться услугами местного аэропорта, осуществляющего регулярные рейсы в Дели и обратно.

Храмовый комплекс Кхаджурахо

Строительство храмов пришлось на период возрождения индуизма. В столице династии Чандела - древнем городе Кхаджурахо - было построено 85 храмов, посвященных вишнуизму, шиваизму и джайнизму, и, кроме того, различных бытовые и хозяйственные постройки. Все эти сооружения, включая дворец правителя, со временем были разрушены. В частности, их уничтожали мусульманские войска, считая чересчур откровенные индийские скульптуры развратом. До наших дней дожили лишь 25 древних храмов. В 1838 году их заново открыл миру англичанин Берт, инженер и военный, обнаруживший городок среди джунглей. Вокруг храмового комплекса была построена туристическая деревня, со временем обросшая отелями, магазинами, барами и закусочными.

Все храмы Кхаджурахо построены из песчаника, но есть и три гранитных здания. А объединяет все постройки единый североиндийский архитектурный стиль - нагара. Для него характерна компактность и вытянутость построек, отсутствие вокруг них стен и обилие скульптурных композиций внутри и снаружи зданий. Купола храмов внешне напоминают Гималайские горы - обитель древних богов.



Все 25 ныне существующих храмов любви делятся на три большие группы: западную, восточную и южную. Они немного отличаются между собой религиозными нюансами, но все по-своему интересны и красивы.



Храмы находятся под защитой ЮНЕСКО. Недавно организация даже взяла на себя обязанность по предотвращению разрушения этих ценных исторических объектов.

Архитектурные и скульптурные особенности индийского храма любви Кхаджурахо

Несомненно, главной особенностью, прославившей этот храмовый комплекс на весь мир, является эротическая направленность многих скульптурных композиций. Благодаря им Кхаджурахо в Индии и за ее пределами часто называют храмом секса или храмом камасутры. Но справедливости ради стоит отметить, что подавляющее большинство скульптур с откровенным эротическим и сексуальным содержанием располагаются на значительной высоте, и их сложно рассмотреть.



Кроме любовных сцен, скульптуры храмов показывают нам различные эпизоды из жизни членов династии Чандела, а также богов и апсар - небесных дев, отличающихся неземной красотой. Изображенные в форме барельефов, они занимаются повседневными делами: строят дома, играют свадьбы, сеют зерно, моют и расчесывают волосы и т. п.

Путешествуя по городам Индии, обязательно посетите храм любви с его необычной средневековой архитектурой. По легенде, прикосновение к статуям помогает мужчинам обрести мужскую силу, а женщинам гарантирует помощь в зачатии детей и, конечно, красоту.

Когда-то давно, более тысячелетия назад, один из представителей индийской династии Чандела основал столицу в городе Кхаджурахо. Этой династии мы должны быть благодарны за то, что она остановила нашествие мусульманской армии Махмуда Газневи, создала великолепные храмы и позволила нам сегодня приобщиться к Индийской истории и культуре. Сделав свое доброе дело, династия Чандела затерялась в глубинах 13 столетия и с тех пор упоминаний о ней не было.

Пятьсот лет никто не вспоминал о Кхаджурахо. И вот в 1838 году англичанин Т. Берт (Т. S. Burt) , инженер по образованию и, конечно, военный по специальности, сквозь непроходимые джунгли добрался до местечка Кхаджурахо и заново открыл его миру.

С тех пор, почти уже двести лет миру доступны около 25 храмов из 85 построенных когда-то древними индийцами. Храмы стали объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Деревня обрела туристическую часть, выстроив из бетонных блоков отели, торговые палатки, подобие отделений банков и другие туристические атрибуты, призванные выскребать кошельки туристов, в обмен на религию, культуру и экзотику (эротику).

Слава Кхаджурахо, как и слава Ангкора в Камбодже, разлетелась по всему миру. Вообще, судьбы этих комплексов очень похожи. Ангкор открыл миру француз, но на деньги англичан, всего лишь через три десятка лет после открытия Кхаджурахо. И так же оказалось, что храмы были недоступны лишь цивилизованной Европе, но не местным жителям, которые в меру сил своих и возможностей поддерживали существование дорогих их сердцу строений.

А на что не хватало сил и средств местного нищего населения, то благополучно разрушилось. В Камбодже этому способствовали климат, солнце, дожди и дерево-разрушитель баньян. В Индии обошлось без баньяна, но результат, тем не менее, близок – более 60 храмов утеряны навсегда. Кстати, как и в Ангкоре, не сохранилось никаких гражданских построек, в том числе и царского дворца, который в столице огромной империи должен был быть обязательно. Либо же он был деревянным и канул в лету, как и дворцы ангкорских правителей и многих правителей государств Юго-Восточной Азии. А право жить в каменном дворце-храме принадлежит только богам…

Кхаджурахо находится примерно в 620 километров от Нью Дели, столицы Индии, и чуть более, чем в 420 километрах, от Агры, откуда мы через Орчху и добирались. Дороги в Индии не самые хорошие, но нам ли, россиянам, говорить про плохие дороги в Индии? Как говорится, посмотри на себя.

Само поселение разочаровало. Деревней Кхаджурахо уже не назовешь, городом еще не назовешь. Около 25 тыс человек. По индийским меркам это ничто. Грязь, мусор, стройка и ремонт повсюду. Новые строения разваливаются гораздо быстрее старых, построенных тысячелетие назад. Город целиком и полностью живет на содержании у средневековых храмовых комплексов, несущих в мир сокровенные знания и тайны древней эротики и порнографии.
















Более сказать о городе нечего. Разве только – вымотавшись физически и морально внешним видом храмов и их содержимым, мы решили перекусить в кафе, под очень европейским названием, что-то вроде Елисейские поля или Венская рапсодия. За точность названия не ручаюсь, но смысл передан верно. Присели за столик с видом на храмы. В углу заметили простенькую кофемашину. Уже вдохновило. Обслуживал официант, вида бомжа с казанского или павелецкого вокзала. Грязная засаленная куртка, штаны – ну, это беда просто, а не штаны. А вилки и ложки, похоже, достались в наследство из советской студенческой столовой. Алюминиевые, с неотмываемым налетом следов предыдущих посетителей. Ножей нет. Да и не до них уже. Что ели и пили, даже не помню. Но помню САЛФЕТКИ! Их давали только европейцам. Из полуразорванного кармана куртки, по-всему давно немытой рукой, служитель общепита вынул пачку в десятка полтора салфеток, которые были разорваны пополам для увеличения их количества, тщательно отслюнявил две половинки и гордо отдал их нам. (Носите салфетки с собой. Обязательно!) Многолетний сальный налет с приборов они не снимут, но до безопасного слоя, где бактерии в войне между собой поубивали друг друга, может быть, помогут дотереть. Кофе из граненого стакана, после нашего пребывания в нескольких городах Индии, ни вопросов, ни подозрений, ни последствий не вызвал. Самое удивительное, что, несмотря на всю грязь в Индии, последствий для желудка не было ни разу. Или иммунитет, испугавшись Индийской действительности, включил свои могучие тайные силы или… даже не знаю, чем объяснить сей странный факт.

Храмы в Кхаджурахо для удобства можно разделить на две группы: бесплатную – Восточную и Южную и платную – Западную. Правда, все, что в Индии бесплатно, можно считать условно бесплатным. В любом случае с вас постараются тем или иным образом получить деньги. За разуться, за вход, за показать где, кто и как, за пройтись рядом с вами, за рассказать, даже если вы не понимаете языка и еще есть много всяких причин, по которым вы просто обязаны расстаться со своими индийскими рупиями. Кстати, доллары в Индии не все любят. Простому индийцу их не поменять и не потратить честно.

Платная Западная часть храмов огорожена забором. Билеты для иностранцев довольно дорогие. Для местных мы цену не узнавали. Но, сколько бы ни попросили, для простых людей это все равно дорого. Но и на территории западной группы мы встречали индийцев, под любым предлогом выпрашивающих рупии. Кроме них, по большей части были делегации, военные, командированные, наверное, для поднятия боевого духа, или прилично выглядящие граждане в дорогих нарядах.

По легенде Кхаджурахо был основан сыном Чандры, Бога Луны, Чандраварманом. От него же пошла, как полагают, династия Чандела, носящая еще и другое имя – Чандратея или потомки Чандры. В городе, который нынче носит название Варанаси, а в те далекие времена назывался Каши, жил королевский священник-брамин. А у него была дочь неписанной красоты – Хемавати. Решила Хемавати искупаться при свете луны, да на беду увидел ее бог луны Чандра. Загляделся Чандра на нее, залюбовался, и не заметил, как спустился на землю и в порыве любви вступил с ней связь. И, конечно же, сложилось так, что Хемавати понесла. Большие беды ждали бедную красавицу за беременность вне брачных уз. Но Чандра, чтобы спасти ее, велел ей покинуть отчий дом и спрятаться в далекой затерянной деревне. А до деревни той было более четырехсот километров, между прочим. Так Хемавати попала в Кхаджурахо и родила мальчика и назвала его Чандраварманом. И был Чандраварман сыном бога и земной женщины. Чандра обещал Хемавати, что сын ее станет царем. И во искупление греха матери, предстоит ему совершить жертвоприношение и построить восемьдесят пять храмов, украсив их скульптурами. Информации о том, как и что рассказывала Хемавати своему сыну и как убеждала построить храмы и как объясняла, чем их украсить, до нас не дошло, и судить о ее рассказах мы можем лишь по скульптурам, высеченным на стенах храмов. Похоже, что рассказы были долгие, подробные и часто повторялись. А Чандраварман был хорошим и благодарным слушателем.