Традиции Рождества. Рождественский вертеп. История его появления в России Рождественские ясли

Рождественский вертеп — воспроизведение сцены Рождества Христова средствами различных искусств. Словом «вертеп» не принято называть изображения, являющиеся предметом религиозного поклонения.

Формы вертепа :
Вертепная композиция — воспроизведение сцены Рождества с использованием объемных фигур или фигурок, выполненных из различного материала. В католических странах именно такой вертеп получил наибольшее распространение.

Механический вертеп — развитие формы вертепной композиции, в котором отдельные фигуры анимированы при помощи скрытого механизма.
Вертепный театр — рождественское представление средствами кукольного театра, иногда также с участием людей-актеров. Был распространен, преимущественно, на территории Польши, Украины, Белоруссии, в некоторых регионах России. Вертепом в этом случае называют также особый ящик, в котором показывается кукольное представление.
Живой вертеп — вертеп, в котором роль всех или некоторых персонажей исполняют живые люди.
Все виды вертепов связаны с праздником Рождества. Как правило, скульптурно-декоративные композиции выставляются для просмотра, а театральные представления разыгрываются только в период рождественских праздников.


Рождественский вертеп. История появления.


Кукольные рождественские мистерии были известны в Европе с XVI века, и на протяжении веков формировались ее многочисленные разновидности: это касалось и архитектуры сцены, и текста представления. Вертеп как кукольный театр представлял собой переносной ящик из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который состоял из одного или двух этажей. В верхней части игрались драмы религиозного содержания, в нижней - интермедии, комические бытовые сценки. Верхняя часть "небо " обычно оклеивалась изнутри голубой бумагой, на задней ее стене были нарисованы сцены Рождества; или же сбоку устраивались макет пещеры либо хлева с яслями и неподвижные фигуры Марии, Иосифа, Богомладенца Христа и домашних животных.
Нижняя часть - "земля " или "дворец" - оклеивалась яркой цветной бумагой или фольгой, посредине на небольшом возвышении устраивался "трон", на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода. В дне ящика и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с прикрепленными к ним неподвижно куклами - персонажами драм. Кукол вырезали из дерева, изредка лепили из глины, красили и наряжали в матерчатую или бумажную одежду и закрепляли на металлических или деревянных стержнях. В Центральной и Западной Европе были популярны мистерии стационарные - непереносные. Их показывали на сцене, унаследованной от барочного театра. Такая сцена имела просцениум, в глубине - задник-перспективу, иногда по бокам кулисы. А вот постоянные чешские и итальянские вертепы строились под крышей, но как бы в открытом пространстве, то есть в пространстве, не ограниченном сценической рамой. Сцена такой мистерии поднималась кверху несколькими планами, причем куклы могли действовать на каждом этаже.


Персонажи и атрибуты.


Говоря о персонажах вертепа, необходимо упомянуть, что его композиция фиксирует, как правило, не какой-либо один момент Рождества Христова , но совокупность событий, чаще всего поклонение пастухов и поклонение волхвов, которые, согласно христианской традиции, произошли в разное время. В обширных многофигурных композициях в качестве отдельных сюжетов могут присутствовать и другие сюжеты Евангельской истории: Бегство в Египет, Избиение младенцев и др. Неизменными персонажами вертепа являются Дева Мария, Младенец Иисус и Святой Иосиф. В православных храмах вместо этих персонажей иногда используется икона Рождества, в то время как другие участники сцены представлены объемными фигурками. Младенец Иисус изображается лежащим в яслях. Если основным сюжетом вертепа является поклонение волхвов, то Иисус Христос изображается, в согласии с иконографической традицией, на руках у сидящей Матери.
Неаполитанский вертеп со множеством персонажей. Кроме того, в вертепе могут присутствовать следующие персонажи:
Вол и осел , которые, по преданию, согревали Младенца своим теплым дыханием. Несмотря на то, что в канонических Евангелиях данный элемент сюжета отсутствует, этих животных можно увидеть уже на ранних христианских изображениях.
Пастухи с овцами ; один из пастухов часто изображен несущим на плечах или в руках ягненка как символ Агнца Божия.
Три волхва . Согласно католической традиции, поклонение волхвов произошло в день Богоявления (6 января), и фигурки волхвов иногда прибавляются к композиции лишь в этот день.
Ангел . В православной традиции весть о рождении Спасителя пастухам принес архангел Гавриил.
В зависимости от масштабов вертепа, региональных традиций и фантазий автора, в композицию вертепа могут быть включены и другие персонажи, например, слуги волхвов, их верблюды, лошади и даже слоны, многочисленные жители Иудеи, разные животные и птицы, вплоть до персонажей местного быта и фольклора. Несмотря на то, что рождение Иисуса в Пещере Рождества в настоящее время не подвергается сомнению большинством христианских конфессий, в канонических Евангелиях нет прямого упоминания пещеры. Говорится лишь о яслях, в которых лежал Младенец. Вероятно этим объясняется то, что в традиционных вертепах католических стран вместо пещеры зачастую изображается хижина или иное строение, которое могли использовать пастухи. В большинстве случаев оно несет на себе черты региональной архитектуры. В православной традиции неизменно изображается пещера, что определяется не только традициями иконографии, но и самим названием «вертеп». Иногда над всей композицией изображается Вифлеемская звезда.

Вертеп - Кукольное Рождество.


В 1223 г. Св. Франциск Ассизский создал то, что сейчас было бы названо первой рождественской ясельной композицией или вертепом. Он рассадил в пещере людей и животных, создав живую картину рождества, представление для верующих. С этого момента традиция создания рождественских сценок стала ежегодной. Со временем фигурки меньшего масштаба стали вырезаться из дерева, из них составлялись искусно выполненные композиции. Особо популярны они были в XVII - начале XIX века. Поначалу вертепы выставлялись только в церквях, но со временем их наполнение становилось все более тщательным, подробно показывающим жизнь итальянского крестьянина, и в итоге вертепы были вынесены на улицу и стали демонстрироваться за пределами храмов. Затем знатные жители принялись соревноваться друг с другом, чей вертеп сделан искуснее, таким образом повлияв на развитие этого вида прикладного искусства.
Вертепные фигурки - одни из самых восхитительных предметов, которыми могут обладать коллекционеры кукол. Существовало много вариаций исполнения: в Италии обычно делали фигурки, чьи головы и конечности сделаны из терракоты, в Германии чаще использовали воск, также делали и полностью деревянные фигурки. Кроме отдельных фигурок и итальянцы, и немцы делали целые декорации. Как только вертепы переселились из церквей в дома и бедных, и богатых, мастера занялись изготовлением фигурок на разный вкус и кошелек, давая возможность игрушечным Святому семейству, ангелам, мудрецам, зверям и простолюдинам поселиться и в хижине, и во дворце.


Традиции вертепа.


В канун Рождества Христова по благочестивой традиции православные храмы украшаются вертепами. Слово “вертеп ” соответствует латинскому термину “praesepe”, означающему в переводе “ясли, кормушка для скота”. В христианском восприятии этот термин получил обобщенное значение как место Рождества Христова . Вертеп не имеет никаких стандартов ни по размеру, ни по количеству персонажей, ни даже по времени. Единственной константой в веках остается сцена у яслей, где лежит новорожденный младенец-Иисус. На Руси вертеп был известен с XVII столетия. Однако истоки кукольного рождественского театра гораздо древнее. На Украине этот театр был известен с XVI века. Именно Малороссия подарила России такую уникальную традицию. Украинский вертеп, в свою очередь, стал преемником польской традиции. А в Польшу рождественский кукольный театр пришел из католической культуры Европы. В начале десятого века в Риме существовала традиция представлять в храме сцены из жизни Христа. Это представление длилось несколько дней. Но сцена Рождества Христова никогда не разыгрывалась живым планом. Она присутствовала в храме на протяжении всего действа от Рождения до Смерти Спасителя. Богородицу, Иосифа и Младенца Христа изображали куклы, которых делали знаменитые скульпторы. Кукол, которым выпадала честь играть Деву Марию, в Италии называли марионетками.

Устройство вертепа . Вертеп был простым деревянным ящичком с прорезями. Делали этот театрик свободные от своего летнего земледельческого труда крестьяне долгими зимними вечерами. Сам вертепный ящичек представлял собой домик в два этажа. Верхний ярус этого домика, собственно, и представлял пещеру Рождества. В нем размещались маленькие ясли, в которых лежал спеленатый Младенец Христос; фигурки Иосифа и Девы Марии, склоненные над ясельками; вол и ослик. Соответственно этой рождественской сцене оформлялся и весь верхний ярус домика. Его оклеивали бумагой синего цвета или окрашивали в синий цвет. На крышу домика вырезалась рождественская Вифлеемская Звезда, возвестившая всему миру о чудесном рождении Сына Божия. Эта Звезда была сквозной. С внутренней стороны домика ее подсвечивали свечой. И она действительно сияла мерцающим светом во время рождественского представления. С внутренней стороны ящик обклеивали белой заячьей шкуркой. Белый цвет символизировал чистоту. В то же время заячья шкурка скрывала прорези в ящике, по которым двигались фигурки.
Ярусы делили домик на два пространства. Верхний ярус обозначал пространство небесное. Ведь с небес сходит на землю Младенец Христос. А нижний ярус – земное, в котором живем мы, грешные люди, со всеми своими страстями, радостями и надеждами. На нижнем ярусе театрик и будет представлять само кукольное действие, которое расскажет, что произошло в год рождения Иисуса Христа в городе Вифлееме, – народную драму-мистерию о жестоком царе Ироде. Именно царя Ирода и его воинов народ выведет кукольными персонажами и будет за них говорить речи. Подразумевается еще и третий, нижний, ярус – преисподняя, куда утаскивал черт Ирода. Это был один из излюбленных сюжетов театрализованных представлений на Руси в XVI – XVII веках и до “Петрушки” Игоря Стравинского. Тексты к вертепам писали священнослужители на основе Священного Писания. А представляли вертепы на Святки и на Рождество школяры. Так в старину называли воспитанников духовных семинарий. Так как деревянный кукольный домик-вертеп был тяжелым, то школяры тащили его на носилках. И он словно плыл в рождественской морозной ночи над деревенской дорогой, как спасительный ковчег, защищая землю от всего тревожного и опасного, происходящего в мире. Но зрелищность кукольного действа так и не станет в вертепе главной. Вертепные фигурки останутся иллюстрацией к духовному содержанию текстов. Тексты в рождественских вертепах в народной традиции представляли отстраненно. Их или распевали в духовных стихах, или сказывали, или просто проговаривали без всякой интонации. Вертепный театр был любимым развлечением для детей, которых в дореволюционной Росси в светские театры практически не возили. Ходили с ними с 25 декабря в течение Святочной недели, а иногда и до самого Великого поста, но после Святочной недели духовную часть показывать запрещалось, оставалась только светская.
Из какого же материала делали вертепных кукол? Здесь четких инструкций не было. В русской народной традиции кукол делали и объемными, из тряпочек, деревянных чурочек, и плоскими картонными фигурками. Но вот играть куклами так, как сейчас управляют ими в современных кукольных театрах, было нельзя. Народной православной этикой запрещалось привносить в вертепное действо индивидуальную, актерскую образную игру. Рождественский вертеп представлял народ верующий, православный. Индивидуальное же актерское ремесло несло в себе понятие неискренности и лжи. Плач Рахили, у которой убивают младенца, изображать в вертепе нельзя и, наконец, просто невозможно. Все фигурки в вертепе из любого материала были статичными, передвигались по прорезям с помощью деревянного стержня, на котором крепилась фигурка. Сам механизм вождения фигурок был скрыт в ящичке потайным дном. Однако у зрителей во время самого действа возникало ощущение чуда: будто фигурки сами выплывали из дверей домика и, плавно скользя, вертелись по прорезям в деревянном ящичке.


Изготовление вертепа.
Для изготовления вертепа вам понадобится средних размеров коробка. Декорацию можно оклеить цветной бумагой или фольгой. Для данного случая, уместно задрапировать конструкцию тканью. В этом случае хорошо подойдет темно-синий праздничный материал для внешней стороны, красный для внутренней, серый или коричневый – для земли, пола. В глубине вертепа, посредине, поставьте ясли с Младенцем, сделанные из маленькой коробочки и усланные соломой или сухой травой.

Справа от яслей посадите Марию, хорошо в красном или голубом одеянии, слева Иосиф в коричневом. Вокруг яслей животные. На переднем плане пастухи в сером одеянии и с посохами в руках. Если вертеп выполнен в виде домика, Ангела можно подвесить на ниточке к крыше конструкции, чтобы создать впечатление парения воздухе. Ясли у вертепа нет крыши, его можно поставить возле пастухов.

По вечерам в вертепе зажигается маленькая лампочка, и персонажи оживают… Для освещения подойдут новогодние гирлянды.

Персонажи вертепа . Мария, Иосиф, Младенец, ангелы, пастухи, животные. Три волхва, или «три царя», никогда не появляются по одному.


Рождественский вертеп


Каждый год в преддверии Рождества у христианских храмов происходит маленькое чудо – благодаря творчеству и умению людей оживает история рождения Иисуса Христа. С любовью и огромной выдумкой изготавливаются фигуры Марии, Иосифа, младенца в яслях, волхвов и пастухов. Они становятся действующими лицами сцены по известному евангельскому сюжету. Так возникает рождественский вертеп, и события двухтысячелетней давности как будто приближаются к нам.

В других странах эти маленькие сценки называют по-разному. По-английски - «Nativity scene» («Рождественская сцена»), по-немецки «Weihnachtskrippen» или «Christschau» («Рождественские ясли»), в Польше – «Шопка» (от слов «хлев» или «сарай»), «Батлейка» в Белоруссии, «Бетлегем» в странах Закарпатья и «Белен» в Италии (от трансформированного «Вифлеем») или «презепе», «презепио», то есть «кроватка». Русское название «Вертеп» происходит от старославянского термина, означавшего пещеру или потайное место. Именно с этим связано второе значение слова. В нашем языке вертепом еще называют убежище разбойников или притон.





Предание связывает возникновение традиции вертепов со святым Франциском Ассизским. В 1223 году Франциск, вернувшийся из паломничества в Вифлеем, обустроил рождественскую сценку в итальянском городе Греччо. По легенде, таким образом святой хотел донести до неграмотных верующих евангельское сказание как можно нагляднее. Для этого он в небольшой пещере установил ясли, положил в них куклу, изображавшую младенца Христа, привел туда ослика и быка и отслужил в этих декорациях праздничную рождественскую мессу. Простому люду такой творческий подход очень понравился, и родилась новая традиция, быстро распространившаяся среди христиан.






В православной традиции принято строить вертеп в виде пещеры, а в католической чаще изображается хижина как жилище пастухов. Материал и способ изготовления фигурок в разных регионах зависит от местных традиций и иногда связан с национальными промыслами. Чаще всего их делают из глины и раскрашивают или одевают в одежду из ткани, но могут быть деревянные, бумажные или другие варианты – воск, пластмасса, металл. Существуют и механические вертепы. В них фигурки могут двигаться под действием скрытого механизма. Сейчас такие машины приводятся в действие электричеством.


Кроме того, существует разновидность вертепа, ставшего прообразом кукольного театра. Это вертепный театр – переносная конструкция в виде домика, в котором разворачивается представление. В этом случае кукольник управляет фигурками, просовывая руку в пространство под «сценой».


Размеры вертепов могут сильно различаться. Так, самый большой механический находится в Польше и является детищем энтузиаста Томаша Кризы. По его имени он назван «Крызовы яслички». На гигантской конструкции длиной 12 метров и шириной 2 расположены около полутора тысяч фигурок, из которых около 130 движутся. Инженер-самоучка работал над этим вертепом всю жизнь, в течение 60 лет.


А вот самый маленький был изготовлен недавно с помощью нано-принтера и располагается в игольном ушке. Размер каждой фигурки меньше человеческой клетки. Создала его команда ученых из Вильнюса. Микроскопическое чудо было преподнесено в декабре 2017 года Папе Римскому в качестве подарка от президента Литвы.


Еще одна разновидность изображения евангельских сценок – живой вертеп. В качестве действующих лиц тут выступают люди, которые разыгрывают небольшие сюжеты на рождественскую тему. Обычно такие представления происходят под открытым небом, но могут быть и более интересные варианты, как, например, в Словении, где это развлечение традиционно является важной частью праздника.



Вертепы являются частью рождественского праздника как в православной, так и в католической традиции. Однако некоторые особенности праздника различаются в этих двух христианских конфессиях. Так, например, существует расхождение в датах:

Рождество Иисуса Христа - это один из главных праздников в христианской религии, его празднуют христиане всего мира. С празднованием связано множество разных традиций, и в их число входят вертепы рождественские.

История рождественского вертепа в европейских странах

В 1223 году святой Франциск Ассизский создал первую рождественскую композицию. Так, он поместил людей и животных в пещеру, и они разыгрывали там сцены из Рождества. Зрителям это зрелище очень понравились, и они решили, что его нужно повторять каждый год. Первоначально вертепы рождественские давали представления только в храмах, но со временем они появились на городских площадях и рынках. Над созданием и оформлением вертепа и его персонажей работали лучшие скульпторы и художники, а сценарии для вертепа создавались поэтами и музыкантами.

Истинное признание им удалось получить в шестнадцатом веке нашей эры. Именно тогда в Европе развивается кукольный театр-вертеп. Такой театр представлял собой небольшой ящик, сделанный из дерева или картона. Он состоял из двух этажей, верхний этаж ящика обычно был предназначен для религиозных представлений, посвященных Рождению Христа, а на нижнем этаже разыгрывались бытовые рождественские сцены.

История рождественского вертепа в России

На территории Российской Империи вертепы рождественские появились в конце шестнадцатого века. Расцветом для российского вертепа становится восемнадцатый век. Тогда обычного театра в России как такового не было, поэтому был популярен театр-вертеп. Он был главным развлечением на святках и часто заменял собой театр в богатых купеческих домах.

Но увидеть представление вертепа можно было не только в чьем-то доме. Все чаще представления проходили на ярмарках, на них можно было купить билет. Но с развитием театра в России вертепы рождественские начали терять свою популярность. После Октябрьской революции 1917 года они вообще были запрещены. В Советскую эпоху такие представления на территории России не проводились. С 1980-х годов начинается возрождение народных традиций, и рождественский вертеп, сценарий которого известен всему миру, снова начинает вызывать интерес у обычных людей.

Рождественские традиции, связанные с вертепом

Рождественский вертеп в России являлся частью праздника Рождество. В этом праздновании соединились языческие и христианские традиции.

В канун Рождества, сочельник, в домах варили кашу, это был ритуал, призванный принести в семью богатство и благополучие. Каша называлась кутья. Считалось, что в этом занятии хозяевам дома помогают Воды и Земли. Кашу надо было варить на огне, разожженном с помощью трения. Это считалось священным огнем пращуров.

Священный огонь служил для того, чтобы разжигать полена. Обрядовое полено называлось «бодняк», с его помощью огонь переносили из одного очага в другой. Огонь в языческой традиции считался божеством, которому поклонялись. А на ужин в праздник приходили духи предков, и считалось, что после ужина им нужно что-нибудь оставить.

Важную роль в этом празднике играл Коляда. Это существо не имеет точного определения - божество или колдун, эльф или леший. Коляда стоял в углу дома, на него надевали венки и украшения.

С именем Коляды связаны колядки. Это песни, которые дети пели во время празднования Рождества. Собиралась шумная компания, ходила по селу, пела песни, просила угощение у хозяев домов. Многие колядующие наряжались козами и коровами. Их появление в сельских дворах символизировало богатство и приплод скота.

В случае когда хозяева давали колядникам много угощений, то им пели красивые песни, колядки. После пения песен колядники делили между собой собранное угощение или устраивали пирушку.

Оформление рождественского вертепа

Вертеп - это деревянный ящик, поделенный на два этажа. Верхняя часть ящика оклеивается голубой бумагой, в вертепе это «небо». Нижнюю часть оклеивают блестящей бумагой, рисуют на ней разные цветные узоры. Посреди нижней части находится трон царя Ирода, главного отрицательного персонажа рождественского действа.

Главные действующие лица здесь куклы, и вертеп - это место, где происходит управление куклами. Для того чтобы ими управлять, внизу вертепа делаются прорези, через них кукловод управляет действием. Куклы бывают разные. Особенно интересными фигурки для вертепа были во Франции. В Средние века они обычно были деревянными, иногда их делали из глины. Глиняных кукол раскрашивали, делали им одежду из хлопка или ситца. Они закреплялись на деревянных или стальных стержнях. Создатели вертепов при изготовлении кукол проявляли всю свою фантазию, и рождественский вертеп, поделка для которого была интересна для любого мастера, считается одним из самых выдающихся произведений в истории мирового искусства.

Персонажи вертепа

Уже понятно, что вертеп - это культурный феномен, который оказал влияние на историю многих стран мира и на их культуру. Задача вертепа - рассказать о целой совокупности событий, которые произошли в момент Рождества Христова. Рождественский вертеп, сценарий которого создавался на основе библейских мотивов, освещает в основном рождение Христа и поклонение волхвов. Но при этом для построения сценария могут использоваться и другие библейские события. Так, это могут быть бегство в Египет, явление Марии и так далее. Главные персонажи вертепа, которые присутствуют в нем всегда - это Иисус Христос, Дева Мария, а также Святой Иосиф. Если вертеп разыгрывает поклонение пастухов или волхвов, то Иисус Христос изображается в виде Младенца, который сидит у Матери Марии на руках.

В рождественский вертеп, шаблоны которого изучаются многими людьми, входят также животные. Так, в вертепах многих стран присутствуют вол и осел, которые согревают Младенца Иисуса своим теплым дыханием. Пастухи, которые приходят на поклонение к Младенцу, часто несут на руках животных. Чаще всего они несут ягнят. Ягненок является символом христианства с самых ранних пор. Вообще, в плане животных фантазия создателей театрального действа неограниченна. Во время представления в вертепе могут присутствовать верблюды, на которых приехали волхвы, лошади, птицы, слоны, представители местной флоры и фауны. Предполагается, что действие вертепа происходит в пещере, иногда показывается хижина. И над всем происходящим присутствует

Персонажами вертепа могут быть и волхвы, которые пришли поклониться Младенцу из дальних стран. Они приносят Ему подарки.

Изготовление вертепа

Рождественский вертеп - поделка, которую вы можете изготовить сами своими руками. Для изготовления вертепа своими руками вам понадобится небольшая коробка. Ее можно раскрасить в разные цвета, можно оклеить разноцветной тканью. Эта коробка будет символизировать пещеру, в которой находились Дева Мария и Иисус Христос.

Дно коробки можно сделать серым или коричневым, ее внешнюю сторону можно сделать синей, внутренние стенки обычно делают белыми или красными.

Сделать рождественский вертеп своими руками может любой человек, главное - иметь терпение и стараться. После изготовления вертепа нужно заняться изготовлением кукол. Самый простой вариант - вырезать их из бумаги или из картона, а потом раскрасить. Если вы хотите, чтобы фигурки были объемными, то ясли с Младенцем можно сделать из коробочки спичек. Эта коробочка раскрашивается в красный и коричневый цвета и приклеивается ко дну вертепа. Для изготовления других фигурок вы можете нарезать полоски из цветной бумаги, затем свернуть их в конус. Отдельно можно нарисовать на бумаге головы и приклеить их к конусам. Рождественский вертеп (своими руками), фото которого вы сделаете с удовольствием, доставит радость вам и вашим детям.

Существует большое разнообразие вариантов таких вертепов.

Покупка рождественского вертепа

Если нет времени делать вертеп самостоятельно, то многие начинают выяснять, вертепы рождественские - где купить. Зарубежные производители игрушек уже давно предлагают потребителям в своих странах самые разные варианты вертепов. В России и в странах СНГ этот бизнес только развивается.

Компания Lego, которая специализируется на создании разнообразных игрушек для детей, предлагает потребителям купить игрушечный набор, состоящий их пластмассового домика и пластмассовых фигурок. Это фигурки святого семейства, волхвов и пастухов, животных. Также пластмассовые вертепные наборы предлагают известные компании - производители игрушек Fisher Price и Playmobil. Для тех, кто любит мягкие игрушки, предлагает рождественские вертепы компания Talicor. Это плюшевые домики с открывающейся дверцей, внутри которой находятся фигурки.

Самые маленькие любители вертепов получают в подарок вертепы рождественские, сделанные из дерева. Деревянные вертепы с выпускает немецкая компания Selecta. Вертепы рождественские, которые она выпускает, абсолютно безопасны для здоровья малышей и дают им много возможностей для игры и творчества.

Сценарии рождественского вертепа в Средние века

Неотъемлемой частью рождественского вертепа являются слова для вертепа. В Средние века для вертепных спектаклей обычно составлялись вертепные пьесы. Особенностью этих пьес являлось то, что они были в основном безавторскими. Текст вертепной пьесы придумывался обычно самим владельцем вертепа. При этом владелец вертепа не придумывал все сам, а брал готовые словесные формулы и уже на их основе придумывал свою пьесу.

Сценарий вертепной драмы выглядел так. На сцену выходили Пан и Пани, а также Ангел, которые поздравляли присутствующих с наступлением Великого праздника Рождества. Исполнялась колядка «Нова радость стала». Приходили пастухи или волхвы и приносили свои дары Младенцу. Иногда рассказывалось про изгнание Адама и Евы, про их жизнь в раю и последующий уход оттуда.

Важное место занимает в сценарии сцена избиения младенцев в Вифлееме. Царь Ирод повелел своим воинам убить всех детей в Вифлееме, и воины выполнили его приказ. В том числе он погубил и своего собственного сына. Узнав об этом, за Иродом пришли черти из ада и забрали его с собой. Завершается представление прославлениями в адрес Иисуса Христа.

В зависимости от страны, в которой разыгрывался вертеп, сценарии и действующие лица могли отличаться. В восточно-украинских вертепах действующими лицами являлись также Запорожец, Цыган и Медведь. Фигурировали и исторические персонажи, такие как Александр Македонский, Пор Индийский. В русских вертепах добавляется сцена Крещения Господня.

Сценарии рождественского вертепа в наше время

Вертепы рождественские и в наше время остаются популярными. Так, в городе Сарове в 2011 году был поставлен рождественский спектакль, автором сценария и режиссером которого является Роман Сванидзе. Этот профессиональный драматург создал сценарий рождественского вертепа специально для детей, этот сценарий рассчитан на то, что спектакль будет показываться на улице. Часто сценарии для рождественского вертепа создаются учениками воскресных школ разных городов России.

Традиции вертепа в нашей стране пока еще не очень развиты, что объясняется тем, что вертепы рождественские у нас долго были запрещены. Но постепенно традиции возрождаются, появляются новые персонажи в рождественском действии. Так, в Москве был разыгран рождественский вертеп, в котором в качестве персонажей вертепного действа присутствовали хоббиты - герои произведения Джона Толкиена «Властелин колец». Хоббиты принимали участие в прославлении Рождества Иисуса Христа.

Рождественский вертеп в наше время остается популярным, даже, несмотря на то, что жизнь во многом изменилась и течение жизни стали определять современные технологии.

Лучшие рождественские вертепы мира

Вертепы рождественские оказали неизгладимое влияние на культуру и традиции народов мира. В последние годы все чаще появляются масштабные реализации рождественских вертепов в самых разных странах мира.

В Испании, в провинции Эстремадура, в регионе Бадахос, на подземной парковке был размещен один из самых больших в Европе рождественских вертепов. Этот вертеп занял площадь 270 квадратных метров, фигурки, которые находятся на его площади, все роста около 20 сантиметров.

Вертеп сделан максимально близко к реальности. Так, это целый ландшафт, на котором есть реки, очень похожие на настоящие, долины, города. Модель средневекового города изображена очень реалистично. Торговые рынки и площади, храмы, улицы - все это действительно изображает средневековую Европу. Фигуры, которые участвуют в сценах, были изначально белыми, и работники раскрасили их красками. Для того чтобы создать такое произведение искусства, им понадобился месяц. Цель создания этого вертепа - развлечь туристов, которые появляются в городе, и оживить торговлю.

В княжестве Монако в декабре 2014 года было открыто «Рождественское путешествие», целью которого стало ознакомление гостей страны и жителей с рождественскими обычаями разных стран мира. Здесь можно было увидеть самые разные вертепы. Вертепы рождественские были размещены на площади перед государственным Министерством иностранных дел Монако. Ведущую роль там заняли вертепы Франции и Германии. На в Монако проходят показы вертепов Америки и Южной Африки. А точная копия Вифлеема стоит перед кафедральным собором. Выставка вертепов начинается в декабре и заканчивается 11 января.

Учитывая, что Рождество в разных странах мира проходит в разное время, то и празднуется этот праздник в разные даты. Если в католических странах Рождество празднуется 25 декабря, то в православной традиции его празднование попадает на 7 января. Поэтому на 7 января приходится празднование Рождества в восточнославянских странах.

В этот день в Киеве устраивается празднование Рождества в старинных традициях. Особенно красивый праздник устраивает народный музей архитектуры и быта «Пирогово». Сначала гости слушают литургию, потом начинаются народные гуляния и развлечения. У гостей праздника появляется возможность попробовать блюда национальной украинской кухни. И в этот день происходят представления вертепа. Именно в Пирогово есть возможность воссоздать народные украинские традиции, потому что в этом музее максимально точно показана обстановка украинского села в восемнадцатом-девятнадцатом веках, когда рождественский вертеп был главным развлечением для людей. Поэтому сюда приезжают много туристов не только с Украины, но и из других стран мира. Рождественский вертеп, фото которого вы можете увидеть на календаре этого музея, является одной из главных достопримечательностей этой местности.

Проходят народные гуляния в этот день и в киевских парках. Люди катаются на санках, лепят снеговиков, водят хороводы и поют песни. По улицам ходят ряженые, поют песни, показывают сцены из Библии.

В Санкт-Петербурге в январе можно увидеть фигуры рождественских вертепов, сделанные изо льда. Посмотреть на это уникальное зрелище можно в Петропавловской крепости. Ледяные фигуры размещаются там в Нарышкинском бастионе. Мастера будут создавать скульптуры изо льда прямо на глазах у посетителей, в ночное время у скульптур будет подсветка, и скульптуры могут постоять там до марта 2015 года.

Монреаль славится своими церквями. Среди них немало поражающих богатым убранством. Великолепие монреальской базилики Нотр-Дам привлекает тысячи туристов со всего мира. Но накануне Рождества и Нового года монреальские церкви становятся еще более нарядными. Их украшают гирлянды, венки из омелы и остролиста, букеты рождественской пуансеттии ... И почти в каждой церкви мастерят презепио или вертепы. Вот об этом - наш сегодняшний рассказ.

Коллекция И.Лапиной

Коллекция И.Лапиной

Коллекция И.Лапиной

Коллекция И.Лапиной

Рождественский вертеп

Рождественский вертеп - это картина Рождества младенца Иисуса: маленькая пещера, в ней - хлев, там - три основные фигуры: сам Иисус, Дева Мария и Иосиф. Помимо них, часто присутствуют образы пастухов, волхвов, ангелов, а также животных: быков, ослов, коз и овец. Иногда добавляются детали окружающего ландшафта или городского пейзажа.

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен его волос...
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
"Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!"
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: "Смотри скорей!.."

С. Чёрный

Будапешт, собор Св. Матьяша. Фото А. Барановой

Вертеп на Кафедральной площади в Вильнюсе. Фото В. Леонова

Вертепы в Италии

Италия - родина вертепов

Вертепы пришли к нам из Италии. Согласно традиции после 8 декабря, а точнее, после одного из главных католических церковных праздников, Дня непорочного зачатия Девы Марии, в домах, в церквях и на площадях начинают мастерить презепио (ит.) - скульптурные сценки, изображающие рождение Иисуса Христа.

Слово "рresepio" происходит от латинского praesepire (ограждать) или praesaepium (стойло, хлев, ясли). Сейчас более употребительно второе значение этого слова - "ясли" и "детская кроватка".

Кто не знает старинную римскую базилику Санта Мария Маджоре. Но мало кто знает что с VII века она была известна под другим названием "Sancta Maria ad Praesepe". Считается, что именно в ней хранятся фрагменты деревянных яслей, в которые Дева Мария положила маленького Иисуса Христа. В этой базилике сохранился и самый старый презепио, дошедший до наших дней. В 1280 году по заказу Папы Гонория IV он был высечен из мрамора скульптором Арнольфо ди Камбио.

А в Умбрии в городке Ассизи уверены, что возникновение вертепов связано со Святым Франциском Ассизским, который установил первые "ясли" в 1223 году в Греччо. По свидетельству, в том же году папа Гонорий III дал благословение на создание вертепов перед Рождеством. Через сто лет после Франциска Ассизского вертеп во время Рождественских праздников делали уже во всех итальянских церквях.

Фото Е.Лапиной

Фото Е.Лапиной

Фото Е.Лапиной

Фото Е.Лапиной

Даже короли мастерили вертепы - традиции и особенности

Постепенно в каждом итальянском городе возникали свои обычаи и особенности сооружения вертепов. Любопытно, что мастерили их даже сами короли! Так, в Неаполе в XVIII веке король Карл III Бурбон лично делал фигурки для вертепов, а придворные дамы их украшали. В его правление создание вертепов стало настоящей профессией. Особые мастера лепили персонажей из глины, воска или дерева. Глиняных потом обжигали. Художники расписывали статуэтки. Были даже портные, готовившие для них одежду с украшениями и вышивкой. Именно с тех пор возникла традиция одевать фигурки в праздничное облачение. Тогда же возникли "живые" вертепы. Богачи и аристократы, надевая особые костюмы, разыгрывали сцены Рождества.

До сих пор в Неаполе в лавках антиквариавта продают фигурки для домашнего вертепа. Здесь есть традиционные статуэтки ручной работы всех размеров и всех видов. Эти магазинчики открыты круглый год.

Современные мастера, занимающиеся созданием вертепов, старательно бьют рекорд за рекордом! Миниатюрные вертепы они каким-то образом помещают в старые лампочки, раковины мидий... Неаполитанский художник Альдо Карило, изготовил, пожалуй, самый маленький вертеп в мире: размером с булавочную головку.

Традиция рождественских вертепов в Болонье восходит к XVI веку. Здесь сохранился вертеп 1560 года, где фигурки высотой 60 см. На рождественских ярмарках в этом городе и сегодня продают множество всевозможных статуэток для вертепов. Но они отличаются от роскошно одетых неополитанских. Их делают из подручных материалов: глины, гипса, папье-марше, однако при этом искусно расписывают.

В Генуе уже с XVIII века стали изготавливать фигурки не только для церквей, но и для обычных жителей. Антон Мариа Маральяно - один из самых знаменитых мастеров вертепов того времени. Он создал до сих пор сохранившийся презепио, который можно увидеть в храме Santuario di Nostra Signora di Carbonara.

На Сицилии искусство рождественских вертепов испытало сильное влияние неаполитанской школы. Первые презепио появились в XV веке. Всем местным жителям известно имя мастера Андреа Манчино. Его работы до сих пор хранятся в церкви Сhiesa dell’Annunziata в Термини Имерезе. В первой половине XVII века на Сицилии стали делать движущиеся фигуры, вырезанные из дерева. В этот период появляются вертепы и за пределами церкви их персонажи становятся более реалистичными и богаче украшенными. Художники стали использовать для них такие драгоценные материалы, как золото, серебро, перламутр, слоновую кость и коралл.

Джузеппе Ваккаро Бонджованни
(Giuseppe Vaccaro Bongiovanni), 19 в.
Фото О. Поповой

На севере Италии в городке Лутаго (провинция Больцано) в музее Maranatha хранится самая большая в Европе коллекция вертепов. Здесь есть вертепы старинные и ультрасовременные, например, вертеп Swarovski. Есть вертеп, присланный из России. Есть зал с выставкой миниатюрных вертепов, рассказывающих о жизни Иисуса. Есть вертепы с деревянными фигурами в натуральную величину.

В Ватикане во время правления папы Пия ХII и Иоанна XXIII для вертепов создавались большие фигуры из дерева. Сейчас они хранятся в Музеях Ватикана. А вот на площади Св. Петра первый вертеп был установлен при папе Павле VI. Любопытно, что что полномасштабные деревянные фигуры для него были сделаны из того же дерева, что и скрипки Страдивари.

Живые вертепы

В наши дни сохранились и традиции "живых вертепов". Со времен Франциска Ассизского в больших городах и маленьких деревушках прихожане церквей, монахи, местные жители или профессиональные актеры разыгрывали небольшие сценки или представления на евангелтскую тематику в период с Рождества и до Богоявления.

Живые вертепы можно увидеть по всей Италии. Самый крупный в мире во Фрасасси. Несколько лет назад в его сценах участвовали 160 человек. С 1336 года рождествественское действо разыгрывают в Милане. Служители церкви Санта-Мария-делле-Грацие на лошадях следуют от одной церкви к другой, изображая волхвов, и приносят дары и подарки к импровизированному месту рождения Иисуса.

С 1972 года возобновилась традиция живых вертепов в Греччо. Все сцены и диалоги взяты из текстов Томмазо да Челлано, который занимался изучением биографии Святого Франческо. Здесь представляют шесть живых картин, живых сцен - получается великолепный исторический спектакль.

Невозможно рассказать о всех вертепах в итальянских городах. В каждом из них - свои традиции, свои изюминки.

Римская выставка - вертепы из сахара, пробок и кукурузных листьев...

Два года назад накануне Рождества в Риме на площади Народа (Piazza del Popolo) проходила международная выставка "100 вертепов". Там можно было увидеть вертеп, сделанный из 890 пробок, вертепы из сахара, кукурузных листьев, гипса, зубочисток, ткани, риса, сухого хлеба и даже страусиного яйца. В экспозиции представлены вертепы, выполненные из традиционных материалов профессиональными художниками из 14 регионов Италии и 16 зарубежных стран. Выставка "100 вертепов" проводится с 1976 года, а ее инициатором был журналист Манлио Меналья.

Оратория Сен-Жозеф в Монреале - музей вертепов со всего мира

Теперь мне хочется перенестись в Монреаль. Думаю, мало кто в Италии, на родине вертепов, знает, что за океаном, во французской Канаде, в Монреале, в крупнейшей базилике города Оратории Сен-Жозеф (Св. Иосифа) есть великолепный музей, где хранятся вертепы из многих стран мира. Каждый год в дни Рождества я посещаю ее с огромным удовольствием. Несколько лет назад была рада вдвойне: перуанцы прислали не только свой вертеп, но и прекрасные ярко раскрашенные колокольчики-вертепы. Несколько я привезла в подарок участникам "Колокольной галереи".

В этом Музее выставлено более 300 экспонатов со всех континентов, из многих стран мира. Картина фантастическая! Что за умельцы, работающие с удивительной любовью и выдумкой. А материалы? Вертепы сделаны из дерева, металла, бронзы, камня, глины, фарфора, папье-маше. Здесь есть крупные сцены, есть миниатюрные - например, в кувшине.

Белорусский мастер все выполнил из соломки. Россия прислала традиционное яйцо с рождественской росписью. Украинцы –знаменитая резьба по дереву.

Африканцы сделали вертеп из знаменитого эбенового дерева. На выставке представлены картины, работы на дереве, на шелке, плетение. Вызывает улыбку вертеп, где все фигурки - пингвины: мама, папа, младенец, даже гости с дарами. По всей видимости, он прибыл из Антарктиды А из Австралии? Ну, конечно, там в качестве героев задействованы знаменитые австралийские животные: мишка коала, вомбат, утконос. А вместо ослов или верблюдов - страусы.

Еще 48 фотографий:

Вертепный театр - кукольная Рождественская драма, которую под пение псалмов вперемежку с проговариванием отдельных слов играли на ярмарках и гуляниях. Во время колядок дети ходили с вертепным театром от дома к дому, перевозя вертепный ящик (театральную ширму особой конструкции) на санях.

Устройство вертепа

Вертепный ящик - разновидность театральной ширмы высотой с человеческий рост, изготовленной специально для Рождественского действа. Кукольник стоит сзади и видит сцену через потайные отверстия в задней стенке ящика. Чаще всего его делали двухъярусным: на верхней полке происходили сцены с участием Святого семейства; а на нижней - располагались покои царя Ирода.

photo credit: booth.ru

Кукол изготавливали с деревянными или проволочными палочками снизу - держась за них, кукловод перемещал кукол по специальным прорезям в полу (их зрителям видно не было, поэтому складывалось впечатление, что куклы двигаются самостоятельно).

Чтобы кукол было видно, у края каждой из двух «сцен» устанавливали короткие свечки. Вертепщик либо сам зажигал их, либо выходила кукла с факелом-лучиной и зажигала каждую свечку. Отблески свечей играли на лицах кукол и оживляли их. Поэтому даже в современных вертепах люди, возрождающие традицию, по-прежнему используют свечи - статичный электрический свет обескровливает представление.

photo credit: booth.ru

Над вертепным ящиком устанавливали «Вифлеемскую звезду». Внутри неё была спрятана свечка, поэтому свет звезды был мерцающим.

Как возник вертепный театр

Во многих европейских странах на Рождество в церквях устанавливали ясли с фигурками младенца-Иисуса, Богородицы, пастухов, овец и быков. Эта традиция жива до сих пор - вертепы во католических странах ставят и в церквях, и даже дома.

Потом эти «инсталляции» (говоря современным языком) переросли в представления. Так стали называть и народный кукольный театр, где с помощью кукол рассказывали историю Рождества.

Как вертеп попал в Россию

В Российскую империю вертеп попал из Польши: сначала на Украину и в Белоруссию, а затем и в Россию. Его играли на городских гуляниях и ярмарках, с ним дети ходили по домам в Святки - колядовать.

В Украине и в Белоруссии традиции исполнения вертепа отличались, соответственно, и в России вертеп играли по-разному - в зависимости от того, откуда в регион пришла традиция исполнения. В Сибири вертеп играли по украинской традиции, например, а в Смоленской, Псковской и Новгородской губерниях - по Белорусской.

Играли ли вертеп в Нижнем Новгороде

На Нижегородской ярмарке вертеп тоже показывали.

В конце XIX века Н.Н. Виноградов - исследователь вертепной драмы - повстречал на Волге новгородских вертепщиков, ехавших в Нижний Новгород на ярмарку. Они прямо на палубе теплохода показывали своего «Царя Ирода».

Каждый из вертепщиков пьесу знал наизусть с незначительными изменениями (а в их варианте пьесы было на тот момент 17 сцен, из них семь - комические). Они рассказали, что в Новгороде на тот момент было несколько вертепных театров, путешествовавших по стране, заезжавших периодически и в Нижний Новгород. О нижегородских вертепщиках того времени сведений, к сожалению, нет.

Играют ли сейчас вертеп в Нижнем Новгороде

Традиция начала возрождаться в 1980-х годах. Свои вертепы делают приходские и воскресные школы и, конечно же, фольклорно-этнографические коллективы. Среди них нижегородские: молодёжный фольклорный театр «Вечёра», фольклорно-этнографический ансамбль «Птица-Жар», фольклорный ансамбль «Журалейка», фольклорно-этнографический ансамбль «Свети-Цвет».

Вертеп в исполнении молодёжного фольклорного театра «Вечёра».

В начале 2015 года в Дмитриевской башне Нижегородского кремля даже прошёл фестиваль Рождественских вертепных театров.

Вы сами можете сделать вертеп и играть его со своими детьми.

Где в Нижнем Новгороде посмотреть вертеп в новогодние праздники

С 5 по 16 января 2016 года вертеп можно будет увидеть в Нижнем Новгороде в рамках святочной рождественской интерактивной программы «Каракулька» на Щелоковском хуторе. Кроме вертепного театра в программе: пение «колядок и таусенек», святочные гуляния, зимние крестьянские игры и катания на лошадях.

Видео: Смерть царя Ирода (Рождественское вертепное действо)

А на десерт предлагаем вам посмотреть Рождественское действо в исполнении московского театра «Бродячий вертеп»: Александр Греф и Елена Слонимская стояли у истоков возрождения вертепа; Рождественская мистерия ожила во многом благодаря им.

Приятного просмотра!