Вокруг ситуации новодевичьем монастыре разгорелась информационная битва. Прот. Максим Козлов: Вместо рабы Божией Елены появилась монахиня Маргарита Игумения маргарита

В Интернете распространилась информация о том, что женщине с онкологически больным ребенком не разрешили присутствовать на службе в Новодевичьем монастыре из-за коляски, в которой находился ребенок.

Игумения Маргарита. Фото Юлии Маковейчук, taday.ru

Игумения Маргарита (Феоктистова) , настоятельница Новодевичьего монастыря, пояснила, что именно случилось в храме:

«В церковь зашла женщина с ребенком в детской прогулочной (не инвалидной) — коляске. Обычно родители оставляют детские прогулочные коляски в притворе церкви, но людям на инвалидных колясках, доступ в храм, конечно же, открыт. Почти на каждой воскресной службе в нашем храме молятся несколько прихожан в инвалидных колясках.

Сестра обратилась к женщине и предложила ей оставить коляску в притворе храме, как это и принято. Женщина же в ответ отреагировала неадекватно, очень эмоционально, нарушая этим ход совершавшегося богослужения. Она довольно шумно объяснила, что ее ребенок тяжело болен и они с ребенком в коляске остались в храме до конца службы».

27 декабря определением Священного Синода Русской Православной Церкви (журнал № 113) приняты следующие решения:

  1. Настоятельницу Спасо-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района монахиню Филарету (Гречину) освободить от занимаемой должности;
  2. Настоятельницу Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря игумению Серафиму (Исаеву) назначить настоятельницей Спасо-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района с освобождением от занимаемой должности;
  3. На должность настоятельницы Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря назначить настоятельницу Казанского женского монастыря села Колычево Егорьевского района монахиню Маргариту (Феоктистову) с возведением в сан игумении и освобождением от занимаемой должности;
  4. На должность настоятельницы Казанского женского монастыря села Колычево Егорьевского района назначить насельницу обители монахиню Марию (Макарову) с возложением креста по должности.

28 декабря в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополит Ювеналий в присутствии архиепископа Можайского Григория, епископа Серпуховского Романа, новоназначенных настоятельниц обителей и насельниц Новодевичьего монастыря сообщил об изменениях. Секретарь Епархиального управления протоиерей Александр Ганаба огласил определение Священного Синода. Затем митрополит Ювеналий возвел в сан игумении монахиню Маргариту (Феоктистову) и возложил наперсный крест на монахиню Марию (Макарову). Настоятельницам были вручены соответствующие указы и удостоверения.

После этого Его Высокопреосвященство произнес слово назидания:

«Возлюбленные о Господе! Мы с вами живем в такой ответственный период времени, когда Господом возлагаются на нас послушания, каких, может быть, не было в истории Русской Православной Церкви. После тех страшных гонений, которые Церковь испытала в ХХ веке, когда были закрыты монастыри, а многие-многие их насельники и насельницы приняли мученическую кончину, сейчас мы возрождаем монашескую жизнь и восстанавливаем оскверненные и порушенные святыни. Мы по наставлениям наших подвижников и подвижниц воссоздаем то, что утрачено и физически уничтожено. Каждый из нас на своем личном опыте познал, как это нелегко. Но в то же время Господь не посылает человеку креста, который он не в силах понести. И с любовью к Господу мы несем архипастырское и пастырское послушания и монашеский подвиг.

Почему я сказал в отношении наших трудов, что происходит небывалое в истории? Потому что трудно совместить и монашеское делание, которое предусматривает уединение, и миссию просвещения в нашем обществе, которое душой тянется к Церкви, но, может быть, не знает, как и шага шагнуть в Церкви. Поэтому многие дарования нужны каждому из нас, чтобы полностью, без остатка, посвятить себя служению Богу.

То, что вы слышали сегодня из решения Священного Синода, не объясняется недостатками или промахами в управлении обителями. Жизнь так стремительно развивается, что мы должны находить пути более динамичного решения тех вопросов, которые стоят перед каждым из нас, но в то же время мы должны учитывать внутреннее состояние и способности каждого человека, чтобы крест, который дается каждому, был посилен. Это — единственная причина, которая подвигла меня просить Святейшего Патриарха и Священный Синод произвести эти изменения.

Я помню, с каким дерзновением, надеждой, но и опасением начинала свои труды 80-летняя старица, которая не прошла искус монашеской жизни, в качестве игумении возобновленного Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря. Матушка Серафима (Черная) за пять лет, конечно, сотворила чудо, ревностно изо дня в день, до последнего издыхания неся свой игуменский крест. Без всяких бытовых условий первые насельницы проходили здесь послушание. Они старались показать пример монашеского послушания, смирения и терпения и не посрамили моего упования. Я должен был заботиться о том, чтобы во всех монастырях, находящихся в моем ведении, теплилась молитва и возрождалась монашеская жизнь, а вместе с тем восстанавливались и церковные здания. После кончины игумении Серафимы я должен был подыскать достойную замену.

Тогда я видел, как в Спасо-Бородинском монастыре матушка Серафима успешно несет свое игуменское послушание. Буквально от ее сердца я оторвал этот монастырь, призвав на служение в Новодевичью обитель. Матушка Серафима тогда, конечно, без желания сюда переходила, но полностью приняла как волю Божию решение Святейшего Патриарха и Священного Синода. И все эти годы она усердно несла послушание, заботясь и о монашеском возрождении, и о благоукрашении этого храма, где мы осуществляем с утра до вечера молитвенный подвиг. И сегодня я хотел бы выразить Вам, дорогая матушка Серафима, личную благодарность за Ваше послушание и за те годы, в которые Вы осуществляли здесь управление этой святой обителью.

Возвращая Вас в Спасо-Бородинский монастырь, я знаю, что Вам очень много предстоит трудов. Во-первых, там стесненные условия, может быть, они немного стали лучше после того, как Вы оттуда уехали. Там нет таких прекрасных бытовых условий, которые созданы здесь, в этой святой обители. Но я думаю, что там появились возможности для строительства нового дома для сестер. Сейчас Правительство России благоприятно относится к возвращению Церкви святых обителей, храмов, земли — всего, что принадлежало монастырям. Впереди вас ждет дальнейший созидательный подвиг, какой осуществляют все наши настоятели и настоятельницы монастырей.

В благословение Вам, дорогая матушка Серафима, я хочу вручить образ Рождества Христова, потому что мы встречаемся в период Рождественского поста и в преддверии Рождества Христова. Пусть Господь, принесший мир на землю, даст мир Вашей душе, благословение, силу и любовь! С этими мыслями направляйте же свои стопы любимую Вами обитель и продолжайте там свое монашеское делание.

Я представляю, что для матушки Маргариты не так легко сегодня вступать в управление этой обители по двум причинам. Во-первых, я думаю, в ее сердце тревога о судьбе Казанской обители, где она первая начала при возобновлении монашеской жизни устройство этого монастыря. С другой стороны, она знает, какие труды ее ожидают. Но, с помощью Божией, дорогая матушка Маргарита, я думаю, Господь управит Ваше служение, и так, как Вы показали себя при возрождении Казанской обители, Вы продолжите здесь те ревностные труды, которые совершали и блаженнопочившая игумения Серафима, и матушка игумения Серафима, которая сегодня передает Вам управление этой обителью.

Конечно, по-человечески очень трудно бывает расставаться, привыкать к переменам. Но я хочу одно только сказать: мы составляем единое братство и сестричество нашей епархии, и, вне зависимости от того, в каком месте это послушание проходит, мы связаны святым послушанием и монашеским деланием. И каждый не по своему характеру, не по своим обычаям управляет обителью, а по уставу, по сложившимся традициям и с благословения Правящего архиерея. Поэтому я хотел бы сказать сестрам, что ничего не изменилось и не изменится в обители с заменой настоятельницы. Каждая остается при своих послушаниях. По-человечески, конечно, наши взаимоотношения будут сохраняться, и мы будем общаться в молитве. У нас есть обычай паломничества, есть обычай на праздник ездить друг к другу, все это будет продолжаться.

Я очень надеюсь, дорогая матушка игумения Маргарита, что то положение, которое обязывает в этом святом месте заниматься и восстановительной, и социальной, и просветительской деятельностью, поможет возрождать то, что было до закрытия монастыря. Вы должны будете учесть и новые возможности, которые открывает перед нами Господь.

Я думаю, что мы нуждаемся в увеличении насельниц в этой обители, потому что сестры, хотя и безропотно, и с большим усердием несут послушания, что я всегда отмечаю, но думаю, что надо порой давать и послабления, и отдых. У вас есть прекрасное подворье, где можно время от времени пребывать, когда утомляются душа и тело, и здесь, конечно, можно будет ослаблять послушание, когда монастырь увеличится числом насельниц. Я думаю, что сюда нужно принимать деятельных сестер, которые будут не только совершать молитвенное правило и богослужение, но и участвовать в реставрационных работах, и, особенно, в просвещении тех, кто приходит сюда и как турист, и как паломник, и как человек ищущий Бога.

Когда назначают людей, говорят об ответственности, о больших задачах, а человек, который принимает эти послушания, напоминает о своем недостоинстве и о своем убожестве. То, что Вы, дорогая матушка Маргарита, прошли путь созидания Казанской обители, свидетельствует о том, что Вы перенесете наработанный опыт и на этот монастырь. И если Вы там с любовью относились к каждой сестре, то и здесь то же самое мы ожидаем от Вас, потому что в любой обители настоятельница и насельницы живут по принципу семьи, и настоятельница для сестер является матерью.

Сегодня одна из юных монахинь принимает на себя подвиг управления Казанского монастыря. Монастырь этот отдален от центра, от города Москвы, находится в сельской тиши, но там непочатый край трудов, потому что только часть колокольни и маленький новый корпус занимают монахини, остальная территория занята психоневрологическим интернатом, где проходят лечение больные люди. Думаю, что в скором времени состоится полная передача этого монастыря, и там предстоят большие труды по восстановлению обители. Сейчас налажены взаимоотношения монастыря с администрацией больницы, предусматривающие духовное окормление пациентов, это непомерный труд и подвиг.

Я также надеюсь, что увеличится число насельниц в Казанском монастыре, что Вы продолжите те героические труды, которые несла матушка Маргарита с первого дня возобновления там монашеской жизни. Я думаю, что все мы будем стараться помогать Вам, молиться о Вас, заботиться о возрождении обители, а Вы в своих трудах не унывайте. Не унывайте при неудачах, потому что не все от нас зависит. Порой Господь нам посылает испытания, а потом, когда мы разрешаем какие-то проблемы, исполняет неописуемой радостью наши сердца, и мы видим, что Господь и Царица Небесная никогда нас не оставляют!»

Владыка митрополит преподнес также в благословение и игумении Маргарите, и монахине Марии иконы Рождества Христова с молитвенными благопожеланиями.

Биография игумении Маргариты (Феоктистовой, 0),
настоятельницы Богородице-Смоленского
Новодевичьего монастыря

Монахиня Маргарита (Феоктистова Елена Юрьевна) родилась в 1963 г. в городе Егорьевске Московской области в семье служащих. Отец — Феоктистов Юрий Федорович 1939 г.р., мать — Феоктистова Лидия Георгиевна 1939 г.р.

С 1971 по 1981 гг. обучалась в средней общеобразовательной школе № 10 города Егорьевска. В 1982 г. вышла замуж за Кокенова Бориса Ивановича 1956 г.р. В 1996 г. разведена. Имеет двоих детей: сын — Феоктистов Сергей Борисович 1983 г.р., дочь — Кокенова Виктория Борисовна 1989 г.р.

В 1981 г. поступила, а в 1987 г. окончила санитарно-гигиенический факультет I-го Московского медицинского института им. И.М.Сеченова.

После окончания I ММИ им. И.М.Сеченова с 1987 по 1992 гг. работала в лаборатории легионеллеза НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф.Гамалеи Министерства здравоохранения СССР в Москве.

С 1994 по 1995 гг. работала заведующей клинико-диагностической лабораторией комплекса детства и родовспоможения Егорьевского районного территориально-медицинского объединения.

С 1995 по 1997 гг. — врач лаборатории экспресс-диагностики НИИ урологии в Москве.

С 1997 по 1999 гг. — врач лаборатории клинической иммунологии, лаборатории ксенотрансплантации, СПИД-лаборатории в НИИ трансплантологии и искусственных органов в Москве.

С 1999 по 2004 гг. — врач вирусодиагностической лаборатории Медицинского центра Управления делами Президента РФ в Москве.

С 2002 г. являлась председателем приходского совета Казанского храма села Колычево Егорьевского района Московской области.

27 августа 2003 г. в Троицком храме города Егорьевска Московской области пострижена в рясофор с наречением имени Елена, в честь преподобной Елены Московской (Девочкиной). По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия постриг совершал благочинный церквей Егорьевского округа иеромонах Никодим (Лунев).

13 сентября 2005 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия пострижена в мантию иеромонахом Никодимом (Луневым, 0), благочинным церквей Егорьевского округа с именем Маргарита в честь великомученицы Маргариты Антиохийской.

6 октября 2005 г. определением Священного Синода приход Казанского храма села Колычева преобразован в Казанский монастырь, монахиня Маргарита (Феоктистова) назначена настоятельницей монастыря с возложением наперсного креста по должности. 12 декабря 2007 г. удостоена губернаторского знака «Благодарю».

Биография монахини Марии (Макаровой, 0),
настоятельницы Казанского женского монастыря

Монахиня Мария (Макарова Вероника Сергеевна) родилась 16 декабря 1980 г. в городе Егорьевске Московской области. Мать — Макарова Любовь Николаевна, 1953 г.р., отец — Макаров Сергей Михайлович 1951 г.р., врач. В 1996 г. окончила среднюю школу города Егорьевска. В период учебы в средней школе обучалась также в Детской школе искусств на музыкальном отделении по классу фортепиано. В 1996 г. поступила в Московский областной музыкально-педагогический колледж, который окончила в 2000 г. по специальности «учитель музыки». В 2000 г. пришла в Троицкий храм города Егорьевска певчей, а с 2003 г., помимо пения на клиросе, несла послушание в просфорне.

В 2001 г. поступила на заочное отделение Московского государственного открытого педагогического университета имени М.Шолохова (факультет педагогики и психологии, 0), который окончила в 2006 г. В 2005 г. поступила в Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет на миссионерский факультет заочного сектора. Замужем не была.

В период осенних и весенних месяцев 2001—2002 гг. трудилась в Свято-Троицком Ново-Голутвином монастыре. В 2005 г. в течение трех месяцев несла послушание певчей в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в Горненском монастыре.

15 февраля 2006 г. приняла иноческий постриг с наречением имени Вера. Совершил постриг благочинный церквей Егорьевского округа иеромонах Никодим (Лунев).

18 декабря 2007 г. принята в число сестер Казанского женского монастыря села Колычева Егорьевского района Московской области.

19 декабря 2007 г. приняла монашеский постриг с наречением имени Мария, в честь святой преподобномученицы Марии (Мамонтовой-Шашиной) (память 19 сентября / 2 октября). Совершил постриг благочинный церквей Егорьевского округа игумен Никодим (Лунев).

6 мая 2012 года древнейший на Руси список Иверского образа Божией Матери, принесенный с Афона в 1648 году, в . О том, как стало возможным возвращение иконы из Государственного Исторического музея в обитель, рассказывает настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Маргарита (Феоктистова).

— Матушка Маргарита, как удалось договориться о передаче Иверской иконы?

— Никто ни о чем не договаривался, это было единоличное решение . Конечно, вопрос о возможности передачи иконы обсуждался в СМИ, но никаких целенаправленных переговоров по поводу ее возвращения в обитель мы не вели.

На протяжении нескольких последних лет Владимир Путин неоднократно встречался с . Владыка рассказывал ему об истории обители и ее святынях и, может быть, тогда Владимир Владимирович запомнил, что икона Божией Матери «Иверская» пребывала у нас в монастыре и что это такая великая святыня, которую непременно нужно вернуть. И вот на днях он принял соответствующее решение. Для всех нас эта новость стала большой неожиданностью, и до того, как икону привезли в монастырь, я не могла поверить, что ее действительно нам возвращают.

— Икона всегда пребывала в монастыре?

— Да, с тех пор, как царь Алексей Михайлович поставил ее в Смоленском соборе монастыря, она всегда была здесь. Только один раз, в 1913 году, по случаю празднования 300-летия Дома Романовых, ее вынесли для всеобщего поклонения в Митрополичьи палаты Чудова монастыря в Московском Кремле.

— А после революции?

— Икону вместе с другими монастырскими ценностями передали в филиал Государственного Исторического музея, который находился тут же.

— После возрождения монашеской жизни насельницам обители разрешали приходить к ней?

Нет! Она просто находилась в музейных фондах. В последнее время, уже когда я стала настоятельницей, икону дважды в год передавали для поклонения верующим в Успенский храм Новодевичьего монастыря. И поскольку в музее она находилась в самых обычных условиях, а не в каком-то специальном музейном климате, во время передачи в храм условия ее содержания практически не изменялись.

— А когда музей вывели из монастырских помещений?

— Это был очень парадоксально: с одной стороны, нам вернули здания, с другой стороны, нашу святыню, икону Божией Матери «Иверская», которая даже как музейная единица всегда оставалась в монастырских зданиях, увезли в Государственный Исторический музей на Красной площади! Мы все очень переживали, казалось, что вернуть ее в монастырь в этой ситуации просто нереально. Произошло просто невероятное!

— Но каким образом?

— Невозможное человеку возможно Богу. Единственное, что тут можно сказать, что Пресвятая Богородица Сама захотела, чтобы Ее образ вернулся в нашу обитель, и вот так быстро все устроила именно через Владимира Владимировича. А почему — кто из людей может сказать? Бог знает.

— Икона будет храниться, как и раньше, в Смоленском соборе?

— Нет. Сначала ее принесут в Смоленский собор, и Патриарх Кирилл вместе с владыкой Ювеналием в сослужении духовенства совершат перед образом молебен, а потом священники перенесут его в Успенский собор нашего монастыря, и Иверская икона останется там навсегда. В этот же день будет совершено всенощное бдение в честь этого святого образа, а утром — Божественная литургия.

— Икона была написана в XVII веке, а в соборе ведь совсем не музейный климат. Вы не боитесь, что икона разрушится?

— За сохранность этой иконы, как и икон из иконостасов, которые были переданы монастырю ранее, будет отвечать Московская епархия, а оказывать помощь в реставрационных работах и обеспечении ее сохранности будет Министерство культуры. Иверская икона будет помещена в специальный ковчег с системой климат-контроля, а следить за ее состоянием будут специалисты.

— Что для Вас значит это возвращение иконы?

— Когда входишь в Смоленский собор и поднимаешь глаза вверх, видишь надпись: «Дом Мой». И вот завтра Она возвращается в Свой дом. Слава Богу!

Беседовала Ольга Богданова

«Татьянин день» /Патриархия.ru

Материалы по теме

Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение Успенского собора Саровской пустыни

Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Успенского собора Саровской пустыни

Святейший Патриарх Кирилл посетит Саров и Дивеево

Москва, 8 декабря - АиФ-Москва. Информация о том, что женщине с онкологически больным ребенком не разрешили присутствовать на службе в Новодевичьем монастыре, распространилась в интернете.

Якобы, женщину попросили уйти из-за коляски, в которой находился ребенок.

Настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Маргарита (Феоктистова) пояснила, что в храм действительно зашла женщина с ребенком в детской прогулочной, а не инвалидной коляске.

«Сестра обратилась к женщине и предложила ей оставить коляску в притворе храме, как это и принято. Женщина же в ответ отреагировала неадекватно, очень эмоционально, нарушая этим ход совершавшегося богослужения. Она довольно шумно объяснила, что ее ребенок тяжело болен и они с ребенком в коляске остались в храме до конца службы», - приводит Православие и мир слова игумении Маргариты.

В СМИ сообщалось, что девочка больна раком.

Блогеры утверждают, что инцидент в Новодевичьем монастыре имел место быть.

«Хоспис находится рядом с Новодевичьим монастырем, и Соня с мамой туда отправились на службу. Довольно быстро в храме к ним подошла монашка и сказала, что детям в церкви нельзя находиться на коляске, коляску необходимо оставить за оградой, а ребенка надо держать на руках. Сонина мама не стала этот бред слушать и осталась на службе (я бы ушла). Тогда к ней подошли сразу две монахини и уже более жестко выпроводили: «Нельзя с коляской!». Рассказ про то, что Соня болеет раком и, может быть, это ее последние дни, не помог», - пишет на своей странице в Facebook менеджер детской программы фонда помощи хосписам «Вера» Лидия Мониава.

Другие блогеры считают, что произошло недоразумение, а не злой умысел - девочка была в обычной коляске, сестры не поняли сразу, что ребенок болен. Обычно монастыри и храмы просят своих прихожан оставлять детские коляски в притворе, это общепринятое правило, связанное с тем, как организовано пространство во время службы. В пользу этой версии говорит тот факт, что после объяснений монахини приняли ситуацию и больше никаких замечаний в адрес мамы не было. Об этом пишет и сама женщина, и волонтер Лидия Мониава, с чьей подачи разгорелся информационный скандал.

До принятия пострига игумения Маргарита работала врачом в НИИ трансплантологии и искусственных органов, а также в детской реанимации. Игуменья Маргарита - кандидат медицинских наук, а до того как стать настоятельницей Новодевичьего монастыря много лет поднимала из руин монастырь в Московской области, который делил территорию с психиатрической лечебницей. Мать Маргарита и несколько сестер опекали тяжелых душевнобольных.

6 мая древнейший список иконы Божией Матери «Иверская» будет возвращен в Новодевичий монастырь. Решение о передаче образа Владимир Путин принял на днях. О том, как стало возможно возвращение иконы из Государственного Исторического музея в обитель, рассказывает настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Маргарита (Феоктистова).

- Матушка Маргарита, как удалось договориться о передаче Иверской иконы?

Никто ни о чем не договаривался, это было единоличное решение Владимира Владимировича Путина.

Конечно, вопрос о возможности передачи иконы обсуждался в СМИ, но никаких целенаправленных переговоров по поводу ее возвращения в обитель мы не вели.

На протяжении нескольких последних лет Владимир Путин неоднократно встречался с митрополитом Ювеналием. Владыка рассказывал ему об истории обители и ее святынях и, может быть, тогда Владимир Владимирович запомнил, что икона Божией Матери «Иверская» пребывала у нас в монастыре и что это такая великая святыня, которую непременно нужно вернуть. И вот на днях он принял соответствующее решение. Для всех нас эта новость стала большой неожиданностью, и до того, как икону привезли в монастырь, я не могла поверить, что ее действительно нам возвращают.

Икона всегда пребывала в монастыре?

Да, с тех пор, как царь Алексей Михайлович поставил ее в Смоленском соборе монастыря, она всегда была здесь. Только один раз - в 1913 году, по случаю празднования 300-летия Дома Романовых, ее вынесли для всеобщего поклонения в Митрополичьи палаты Чудова монастыря в Московском Кремле.

А после революции?

Икону вместе с другими монастырскими ценностями передали в филиал Государственного Исторического музея, который находился тут же.

После возрождения монашеской жизни насельницам обители разрешали приходить к ней?

Нет! Она просто находилась в музейных фондах. В последнее время, уже когда я стала настоятельницей, икону дважды в год передавали для поклонения верующим в Успенский храм Новодевичьего монастыря. И поскольку в музее она находилась в самых обычных условиях, а не в каком-то специальном музейном климате, во время передачи в храм условия ее содержания практически не изменялись.

А когда музей вывели из монастырских помещений?

Это был очень парадоксально: с одной стороны, нам вернули здания, с другой стороны, нашу святыню, икону Божией Матери «Иверская», которая даже как музейная единица всегда оставалась в монастырских зданиях, увезли в Государственный Исторический музей на Красной площади! Мы все очень переживали, казалось, что вернуть ее в монастырь в этой ситуации просто нереально. Произошло просто невероятное!

Но каким образом?

Невозможное человеку возможно Богу. Единственное, что тут можно сказать - что Пресвятая Богородица Сама захотела, чтобы Ее образ вернулся в нашу обитель, и вот так быстро все устроила именно через Владимира Владимировича. А почему - кто из людей может сказать? Бог знает.

Икона будет храниться, как и раньше, в Смоленском соборе?

Нет. Сначала ее принесут в Смоленский собор, и Патриарх Кирилл вместе с владыкой Ювеналием в сослужении духовенства совершат перед образом молебен, а потом священники перенесут его в Успенский собор нашего монастыря, и Иверская икона останется там навсегда. В этот же день будет совершено всенощное бдение в честь этого святого образа, а утром - Божественная литургия.

Икона была написана в XVII веке, а в соборе ведь совсем не музейный климат. Вы не боитесь, что икона разрушится?

За сохранность этой иконы, как и икон из иконостасов, которые были переданы монастырю ранее, будет отвечать Московская епархия, а оказывать помощь в реставрационных работах и обеспечении ее сохранности будет Министерство культуры. Иверская икона будет помещена в специальный ковчег с системой климат-контроля, а следить за ее состоянием будут специалисты.

Что для Вас значит это возвращение иконы?

Когда входишь в Смоленский собор и поднимаешь глаза вверх, видишь надпись - «Дом Мой». И вот завтра Она возвращается в Свой дом. Слава Богу!