Возвращение рождества на пески

На 6-й Советской заложили храм. Новая церковь воспроизведет ту, что более 80 лет назад взорвали большевики. Купола и кресты появятся среди переименованных Советских к следующему Рождеству. А колокольный звон обещают через два года.

ВПЕРЕД В ПРОШЛОЕ

У сквера на пересечении 6-й Советской улицы и Красноборского переулка от прошлого осталось только имя – Рождественский . Когда-то на этом месте стоял Храм Рождества Христова, который дал название улицам (ныне Советские) всего исторического района Пески.

Лаконичная Церковь на Песках строилась в 1781-1787 годах по проекту архитектора Петра Егорова . Покровительницей Песков стала икона Рождества Пресвятой Богородицы, к которой со всей России приезжали помолиться о детках и легких родах. А в 1934-ом новые власти взорвали церковь, разбили на ее месте скверик, а Рождественские улицы превратили в Советские.

О возврате улицам исторического названия говорили – и жарко спорили – последнюю четверть века. И вот, топонимическая комиссия возврат к прежним наименованиям одобрила .


Чтобы не забывать о советских названиях, на улицах предлагают разместить исторические справки. Случится ли это, пока не решено. Но уже точно известно, что вместе с именем району вернут и главный храм.

РОДИМОЕ ПЯТНО РЕВОЛЮЦИИ

Утром 17 февраля вокруг котлована глубиной с человеческий рост, что теперь на месте Рождественского сквера, собрался народ. Он же, вооруженный фотоаппаратами, выглядывал и из окон соседних зданий. На бетонном фундаменте, между торчащей арматуры, на импровизированном алтаре стоял золотой поднос. На нем – камень, которому предстояло стать закладным.


Пока священнослужители готовили алтарь – елей, святая вода, Библия, крест, кадило, – люди замерли. Будто замер, ожидая большой стройки, и подъемный кран, который удерживал на краю котлована полтора десятка бетонных плит.

Над фундаментов возвышалась надстройка метр на метр, всего в два ряда кирпичей. Внутри – отверстие для капсулы и место для закладного камня. Рядом – мастерки: к началу церемонии их полностью запорошило снегом.

– Снег нам уже не помеха, – пошутил один из батюшек. – Нас не догонят!


Наконец, прибыли все гости – представители городских и районных гостей, депутаты, известные петербуржцы. Выстроился хор.

– Целое поколение знало это место как полузапущенный скверик, – начал епископ Кронштадтский, викарий Санкт-Петербургской епархии и председатель попечительского совета по возрождению Храма на Песках Назарий. – Но оно было совсем другим. Уже очень скоро здесь будет возноситься молитва, и даже сама атмосфера района изменится. Это родимое пятно революции. И сегодня мы начинаем его уничтожать.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Епископ зачитал митрополичью памятную грамоту, затем ее закрыли в стальной цилиндр.

– Желаю, чтобы грамота никогда не была извлечена, – добавил Назарий. – Пусть она останется в фундаменте на века.


Началось освещение закладного камня. Когда служба подходила к концу, у капсулы уже ожидали ведра с цементом. Грамоту в свинце опустили на дно и залили раствором. Сверху положили трижды окропленный камень и щедро полили его елеем.

– Сегодня начинается восстановление исторической справедливости, – сказал генеральный ктитор храма, заслуженный строитель России, президент фонда «Созидающий мир» Вячеслав Заренков. – Это начало воссоздания храма, который более 150 лет служил центром притяжения православного Петербурга , на месте, откуда начиналось строительство города: здесь жили строители Петербурга, и они посещали Рождественский храм. Спасибо властям за разрешение, а митрополии – за доверие.


Уже к следующему Рождеству на храм планируют поднять купола и водрузить кресты. А на Рождество 2020-го, после работ по внутреннему убранству и отделке, церковь освятят.

– Что касается душевного, то это знак торжества справедливости, это эстетика, восстановление исторического облика, радость от воссоздания того, что когда-то было порушено, – объяснил настоятель храма, протоиерей Андрей Щербан . – А что до духовного, то для нас, верующих, это восстановление поруганной святыни, места молитвы и дома божьего.


Расходиться от освященного места не спешили.

– Когда рождается ребенок, ему дают имя, его крестят под каким-то именем, – и это становится данностью, с этим уже ничего нельзя поделать, – рассуждает депутат ЗакСа , актриса Анастасия Мельникова . – Но представьте, что кто-то вдруг решит, что человек должен зваться по-другому. Мы все совершаем ошибки. Но самое главное – понять это и постараться исправить. Сегодня был сделан не просто шаг на пути к исправлению этой ошибки, а огромный рывок вперед.

Церковь Рождества Христова на Песках Классицизм

Утраченное здание

1781-1787 - арх. Егоров Петр Егорович

В XVIII в. строительством дворцов и придворных зданий ведала Контора (Канцелярия) строения домов и садов, сыгравшая важную роль в русском искусстве. В первые полвека существования Петербурга мастера Канцелярии жили на правой стороне Невы, что было неудобно, ибо центр города со временем переместился на левый берег реки. Поэтому в 1752 им были отведены участки за Лиговским каналом, в местности, именуемой Пески, которая была перед этим четко распланирована.
Пески были уже отчасти заселены, и с 1720-х здесь стояла деревянная церковь. К 1737 ее, правда, разобрали, и для мастеровых Канцелярии на углу позднейшего Греческого пр. и 6-й Рождественской ул. пришлось строить новое здание, освященное 11 марта 1753 и просуществовавшее всего 35 лет. Оно было переделано из путевого дворца, перевезенного из Усть-Ижоры. Храм быстро обветшал, и в 1757-1759 П. Неелову и Игнатию Росси пришлось его ремонтировать. 18 июня 1766 церковь была расширена приделом Всех святых.
По проекту П. Е. Егорова 18 сентября 1781 на главной площади слободы был заложен каменный, на 2000 человек, храм. Он строился в стиле классицизма: с ионическим портиком на фасаде, большим куполом (высотой 13 саж.) и двумя звонницами по углам. К концу 1783 каменщики Степана Судакова выстроили здание вчерне. Своим видом оно напоминало Троицкий собор Александро-Невского монастыря. При постройке использовались камень и дерево, оставшиеся от разобранных дворцовых построек. Первый Всесвятский придел был освящен 6 ноября 1787, Рождества Богородицы - 8 сентября 1788, а ровно через год состоялось освящение главного придела. Резчики Канцелярии во главе с И. Ф. Дункером исполнили пяти- и трехъярусные иконостасы, живописцы И. И. Бельский, А. П. Антропов, И. М. Тонков - образа, Ф. Д. Данилов и Ф. А. Щербаков - роспись. Лепку делали Иван Никитин и Андрей Лобашов.
Главный придел митрополит Гавриил освятил в присутствии Цесаревича Павла и его супруги. В 1826 этот придел был сделан теплым. Здание церкви неоднократно реставрировалось и перестраивалось. Архитектор Я. В. Ветлужский поручил в 1850-1851 В. Ф. Небольсину и А. И. Шевцову перенести боковые приделы с середины храма к алтарной части. По эскизу знатока древнерусского орнамента Ф. Г. Солнцева, члена прихода, для этих приделов в мастерской Е. Скворцова были сделаны из липы новые иконостасы, а П. С. Титов расписал стены. Тогда же заменили главный иконостас. Дополнительные образа для него исполнил А. Федоров.
При пожаре, случившемся в слободе в конце мая 1859, здание пострадало мало и было вскоре приведено в порядок. Новыми работами в нем в 1886-1887 руководил И. П. Ропет. В это время были пристроены ризница и притвор, проведен капитальный ремонт, главный неф украшен росписью. К столетию здания, в 1898, интерьер был полностью отреставрирован. Тогда же храм и сад обнесли кованой решеткой.
Покровительницей Песков была храмовая местночтимая икона Рождества - ей по обычаю молились о помощи при родах и в воспитании детей. В 1901 после чудесного сна была обретена в земле небольшая икона свв. Гурия, Самона и Авива, которая быстро приобрела в округе известность как покровительница брака. Кроме хороших образов XVIII века, в храме хранилась того же столетия серебряная утварь и четыре Евангелия в дорогих окладах елизаветинской эпохи. В 1842 все престолы были украшены серебряными рельефами.
Поскольку окрестное население было довольно бедным, храм многое делал для развития благотворительности. В 1856-1866 его священником был Александр Васильевич Гумилевский, который в 1863 создал приходское благотворительное братство со школой, приютом, богадельней и даже своей церковью вмч. Георгия Победоносца при Христо-Рождественском Александро-Иосифском братстве. В 1862-1891 на этой ниве усердно потрудился настоятель прот. Василий Матвеевич Маслов. Перед революцией в церкви настоятельствовал прот. Николай Григорьевич Смирягин. При нем в 1896 была открыта бесплатная столовая для бедных.
Хотя церковь считалась известным памятником архитектуры, летом 1934, через несколько месяцев после закрытия, ее разобрали, и на этом месте разбили сквер. Последний настоятель прот. Григорий Александрович Сербаринов был арестован и в 1938 расстрелян.
Инициатива православной общественности города восстановить храм к 2000-летию христианства отклика у городской власти не нашла. В 2005 г. была образована община. ( 2010 г.и., С. 120-121; Наталия)

Границы Христорождественского прихода составляют: Вторая улица Песков, Александровский рынок, Малоохтенский проспект, Калашникова пристань от Малоохтенского проспекта до Большой Болотной улицы, Конногвардейская улица до Сухопутного госпиталя и набережная Лиговки до Второй улицы Песков. Церковь находится в самом центре Песков, по 6-й улице, между Слоновою и Дегтярною.

Местность, известная ныне под именем Песков, заселена сравнительно поздно; заселение ее началось только с 1752 года. Вот что известно о начале заселения Песков: марта 1-го дня 1748 года канцелярия строения домов и садов, рассуждая о том, что находящиеся в ее ведении мастеровые разных наименований, которые должны быть ежедневно на работах в дворцах Ея Величества, а также в мастерском дворе, что за Литейным двором, жительствуют вдали от своих работ, по всем островам, и притом дважды в год, при вскрытии и закрытии реки Невы должны на немалое время или совсем лишаться своих домов, или же не бывать на работе, отчего в нужнейших работах чинится остановка, и интересу Ея Величества бывает немалый ущерб, и желая, чтоб те мастеровые жили в одном месте, - просила главную полицийместерскую канцелярию отдать в ее ведомство пустые места, находящияся в Московской части перед Бассейной, по обе стороны Литовского канала, для заселения их мастеровыми ее ведомства. По многой о том переписке, наконец, 1752 г. июля 10 дня главная полицийместерская канцелярия объявила: пустые места, находящиеся по сторону Литовского канала, т. е. близ самого Итальянского сада и Бассейной, оставить впредь до рассмотрения, а пустые места, находящиеся по ту сторону Литовского канала, т. е. нынешние Пески, отдать служителям канцелярии под строения домов и садов. По получении сей промемории заселение Песков началось немедленное и быстрое. Места раздавались даром, но исключительно только мастеровым ведомства канцелярии строения домов и садов. Даже впоследствии до самого конца прошлого столетия обыватели Песков имели право продавать свои домов никому другому, кроме мастеровых и других служащих ведомства канцелярии строения домов и садов. Кто из служащих в сем ведомстве переходил в другое ведомство, тому не дозволялось долго оставаться в своем доме на Песках, а он должен был спешить продать его кому - либо из служащих в том ведомстве. Пустопорожние же места, числившиеся за кем-либо из служащих в ведомства канцелярии строения домов и садов, по смерти их, или в случае выбытия их в другое ведомство, отбирались даже без вознаграждения за них в ведомство канцелярии, как неотъемлемая ее собственность.

Одновременно с началом заселения Песков заложена и деревянная церковь на Песках во имя рождества Христова, с приделом во имя Всех Святых. Церковь заложена в 1752 г.; главный престол освящен в 1753 г. марта 11 дня, а придел во имя Всех Святых освящен 1706 г. июня 13 дня. По преданию, церковь эта находилась на углу 6-й улицы Песков и нынешнего Греческого проспекта. Существовала она до устройства настоящей каменной церкви, когда и была разобрана.

Настоящая каменная церковь, с двумя каменными при входе колокольнями, заложена в 1781 г. сентября 18 дня, окончена строением в 1787 г. Церковь сия трехпрестольная; главный престоле - во имя Рождества Иисус-Христова; из придельных - один во имя Рождества Богородицы, а другой - во имя Всех Святых. Прежде других освящен придельный престол во имя Всех Святых, именно 1787 г. ноября 6 дня. После него освящен второй придельный престол во имя Рождества Богородицы 1788 г. сентября 8 дня. Последним освящен главный престол во имя Рождества Иисус-Христова 1798 г. сентября 8 дня.

Как первая деревянная церковь была выстроена на счет казны, под непосредственным ведением канцелярии строения домов и садов, так и вторая каменная выстроена также на казенный счет, под непосредственным ведением гоф-интендантской конторы, заменившей собою означенную канцелярию.

Архитектором при строении настоящего храма состоял некто Егоров, украшение его живописными иконами принадлежит Бельским, Антропову, Данилову, Танку, Густышеву и Щербакову, которые все служили в гоф-интендантской конторе и были прихожанами сей церкви. Первоначально приделы во имя Рождества Богородицы и Всех Святых помещались среди церкви по бокам, - первый по левую сторону, а второй по правую, и они только были теплые, главный же храм во имя Рождества Христова, отделявшийся от приделов среди церкви стеклянною с дверями перегородкою, был холодный. Теснота помещения, особенно в зимнее время, с умножением народонаселения в приходе, вынудила причт со старостою, с разрешения епархиальной власти, в 1826 г. снять означенную перегородку, и, устроив зимние переплеты в окнах и поставив где нужно печи, сделать всю церковь теплою. Работы совершены были на церковный счет и стоили 3 000 руб. ассигн. Однако и после того стеснение церкви приделами, стоявшими посреди ее, было очень ощутительно при постепенно возраставшем народонаселении прихода. Для устранения сего стеснения причт со старостою ходатайствовал в 1848 г. о перенесении боковых приделов на место ризницы и пономарской, помещавшихся рядом с главным алтарем. По проекту архитекторов Швецова и Небольсина, утвержденному 22 января 1849 г., алтари с середины церкви сняты, и, по пробитии в стенах арок, устроены в течение 1850 и 1851 гг. на месте ризницы и пономарской, рядом с главным алтарем, причем придел во имя Рождества Богородицы (ради достоинства Богородицы) помещен по правую сторону главного алтаря, а придел во имя Всех Святых - по левую. Работы по перенесению алтарей производил СПб купец Егор Скворцов под наблюдением архитектора Ветлужского; им же, Скворцовым, устроен и вызолочен тогда новый иконостас по рисунку академика Солнцева, а г. Титовым, по рисунку того же Солнцева, вся церковь покрыта клеевою живописью. На все эти перестройки и поделки употреблено было до 13 000 руб., частью сборной, а большею частью церковной кошельковой суммы.

Священник Базилевский при содействии церковного старосты СПб купца Николая Зиновьева очень много сделал для благолепия храма и благоустройства вообще церковного имущества. При нем холодная церковь сделана теплой; все местные образа покрыты серебряными ризами с вызолоченными венцами на доброхотные пожертвования; сделана на главный престол изящная серебряная одежда весом 2 пуда 33 ф. на сумму собранную самим священником Базилевским.; приобретен колокол в 254 пуда на сумму, собранную от прихожан; выстроен в 1832 г. для церковно-священнослужителей на 18 саженях каменный двухэтажный с подвалами дом, и другой для вдов и сирот духовного звания, деревянный одноэтажный; сделана вокруг церкви железная на каменном фундаменте ограда.

Священник Гумилевский не был настоятелем церкви, но нельзя пройти молчанием того обстоятельства, что по его личному ходатайству и его личными заботами в 1861 г. впервые заведен был в Христорождественской церкви настоящий хор певчих, которым он исключительно заведовал до самого своего выхода из прихода. Но главная заслуга священника Гумилевского для прихода, известная чуть не всей России, состоит в устройстве им приходской благотворительности, отцом которой он по справедливости должен быть назван у нас. (см. 6-я Советская ул., 21).

Церковь в настоящее время владеет двумя каменными двухэтажными, с подвалами, домами и одним деревянным одноэтажным, при которых числится усадебной земли 813 кв. саж. Оба каменные дома сполна заняты квартирами членов причта и сиротствующих семейств членов причта умерших. Один только деревянный небольшой домик отдается в аренду, и приносит 300 руб. в год церкви доходу. Оба каменные дома выстроены на церковную кошельковую сумму и стоили по 20 000 руб. Один из них выстроен в 1832 г., другой в 1867 г. Точных сведений о постройке деревянного дома не имеется, несомненно только, что выстроен он не позже начала двадцатых годов настоящего столетия. До 1832 г. причт помещался в деревянных домах, бывших на месте настоящих каменных; дома эти и вся усадебная земля, находящаяся ныне при церковных домах приобретены церковью в начале столетия, именно от 1802 по 1805 г., покупкою частию у бывших священников церкви, частию у гоф-интендантской конторы. До начала настоящего столетия причт жил частью в собственных домах, частью на наемных квартирах.

С давнего времени церковь дает в своих домах помещение и определенное денежное пособие вдовам и сиротам умерших членов ее причта. В настоящее время пользуются сим благотворением церкви две вдовы священников, одна дочь диакона и четыре вдовы причетников. Вдовы священников, сверх квартиры с отоплением, получают в год от церкви пособия по 120 руб., дочь диакона и три вдовы причетников по 60 руб. и одна вдова причетника 40 руб., всего же в год церковь выдает сего пособия 520 рублей.

(«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 5

18 сентября 1781 г. заложили каменный храм по проекту архитектора П. Е. Егорова. В 1787 г. храм был построен за счет казны. Композиция церкви несколько напоминала композицию Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры . Это крестообразное в плане здание, увенчанное куполом на круглом барабане. Западный фасад подчеркнут двумя одноярусными башнями-колокольнями и небольшим ионическим портиком входа.

В 1886-1887 гг. к церкви были пристроены ризница и притвор, проведен капитальный ремонт храма - работы вел архитектор И. П. Ропет.

К столетию в 1898 г. интерьер храма был полностью отреставрирован.

Церковь находилась на пересечении 6-й Рождественской ул. и Рождественского (ныне Красноборского) переулка.

7 апреля 1863 г. известным священником Александром Гумилевским при церкви было основано первое в России приходское Христорождественское братство для оказания помощи бедным прихода. 22 октября 1896 г. братство открыло бесплатную столовую для бедных, которая действовала до 1918 г.

Дом Христо-Рождественского Александро-Иосифского братства - 6-я Советская ул., 21 (перестроено).

В 1934 г. церковь снесли. В настоящее время на месте храма сквер.

(по материалам [ 44 ], [ 57 ])

Закладка храма Рождества Христова на Песках состоялась 17 февраля 2018 г. Чин освящения закладного камня совершил епископ Кронштадтский Назарий. По завершении богослужения в фундамент будущего храма была заложена капсула с памятной грамотой. (ИА "Вода живая", 17.02.2018 mitropolia.spb.ru)

Страница недвижимость в Санкт-Петербурге, СПб , земельные участки, земля в Центральном районе , земельные участки метро Чернышевская и места Советская 6-я ул.

Церковь Рождества Христова на Песках была построена в 1787 году по проекту архитектора Петра Егорова. В 1932 году храм был закрыт, а в 1934 его разобрали. Также были переименованы окрестные улицы, прежде носившие название Рождественские, они стали Советскими, а Рождественский переулок Красноборским. Территорию отдали под сквер.

С 2004 года на территории бывшего храма велись раскопки, было установлено, что сохранился фундамент церкви. Проект воссоздания здания был разработан архитектором Рафаэлем Даяновым, председателем попечительского совета храма стал наместник Александро-Невской лавры, епископ Кронштадтский Нахарий. В 2014 году было выдано разрешение на строительство копии исторического здания на этом месте. Тем не менее, до недавнего времени работы на площадке не велись, по всей видимости, из-за отсутствия средств.

Как рассказал сегодня основатель и руководитель холдинга «Эталон» Вячеслав Заренков, несколько недель назад к нему обратились с предложением стать ктитором Рождественской церкви - то есть головным инвестором ее воссоздания. После некоторого размышления строитель дал свое согласие, на сегодня финансовая и организационная сторона строительства уже полностью обеспечена, заверил он. Затраты на строительство составят порядка 280 млн рублей, рабочие выйдут на площадку уже в ближайший понедельник, заявил господин Заренков. Функции технического подрядчика и заказчика возьмут на себя структуры «Эталона», подрядчиком работ начального цикла останется фирма «Геострой», уже трудившаяся на объекте ранее. Ктитор заверил, что работы удастся завершить за один год.

Директор Архитектурного бюро «Литейная часть-91» Рафаэль Даянов, автор проекта воссоздания, добавил, что общая площадь храма составит порядка 1000 квадратных метров. Облик здания будет несколько отличаться от того, что можно увидеть на предреволюционных фотографиях - вид церкви будет соответствовать оригинальному проекту 1781 года, более поздние пристройки восстанавливать не станут. Кроме того в новую версию храма обещают организовать доступ для маломобильных граждан. Подвал здания обещают отдать под выставку об истории церкви, там же выставят археологические находки, сделанные во время исследования участка, на котором стояла церковь.

Сотрудников на Restate: 5 Богатырский пр., 3 корп. 3, ст. м. «Пионерская» Санкт-Петербург ,

ул. Заставская, д. 31, корпус 2 196084 Санкт-Петербург ,
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это

Также по теме

В XVIII веке строительством дворцов и придворных зданий ведала Контора (Канцелярия) строения домов и садов, сыгравшая важную роль в русском искусстве. В первые полвека существования Петербурга мастера Канцелярии жили на правой стороне Невы, что было неудобно, ибо центр города со временем переместился на левый берег реки. Поэтому в 1752 им были отведены участки за Лиговским каналом, в местности, именуемой Пески, которая была перед этим четко распланирована.

Пески были уже отчасти заселены, и с 1720-х здесь стояла деревянная церковь. К 1737 ее, правда, разобрали, и для мастеровых Канцелярии на углу позднейшего Греческого проспекта и 6-й Рождественской улицы пришлось строить новое здание, освященное 11 марта 1753 и просуществовавшее всего 35 лет. Оно было переделано из путевого дворца, перевезенного из Усть-Ижоры. Храм быстро обветшал, и в 1757-1759 П. Неелову и Игнатию Росси пришлось его ремонтировать. 18 июня 1766 церковь была расширена приделом Всех святых.

По проекту П. Е. Егорова 18 сентября 1781 на главной площади слободы был заложен каменный, на 2000 человек, храм. Он строился в стиле классицизма: с ионическим портиком на фасаде, большим куполом (высотой 13 саж.) и двумя звонницами по углам. К концу 1783 каменщики Степана Судакова выстроили здание вчерне. Своим видом оно напоминало Троицкий собор Александро-Невского монастыря. При постройке использовались камень и дерево, оставшиеся от разобранных дворцовых построек. Первый Всесвятский придел был освящен 6 ноября 1787, Рождества Богородицы - 8 сентября 1788, а ровно через год состоялось освящение главного придела. Резчики Канцелярии во главе с И. Ф. Дункером исполнили пяти- и трехъярусные иконостасы, живописцы И. И. Бельский, А. П. Антропов, И. М. Тонков - образа, Ф. Д. Данилов и Ф. А. Щербаков - роспись. Лепку делали Иван Никитин и Андрей Лобашов.

Главный придел митрополит Гавриил освятил в присутствии Цесаревича Павла и его супруги. В 1826 этот придел был сделан теплым. Здание церкви неоднократно реставрировалось и перестраивалось. Архитектор Я. В. Ветлужский поручил в 1850-1851 В. Ф. Небольсину и А. И. Шевцову перенести боковые приделы с середины храма к алтарной части. По эскизу знатока древнерусского орнамента Ф. Г. Солнцева, члена прихода, для этих приделов в мастерской Е. Скворцова были сделаны из липы новые иконостасы, а П. С. Титов расписал стены. Тогда же заменили главный иконостас. Дополнительные образа для него исполнил А. Федоров.

При пожаре, случившемся в слободе в конце мая 1859, здание пострадало мало и было вскоре приведено в порядок. Новыми работами в нем в 1886-1887 руководил И. П. Ропет. В это время были пристроены ризница и притвор, проведен капитальный ремонт, главный неф украшен росписью. К столетию здания, в 1898, интерьер был полностью отреставрирован. Тогда же храм и сад обнесли кованой решеткой.

Покровительницей Песков была храмовая местночтимая икона Рождества - ей по обычаю молились о помощи при родах и в воспитании детей. В 1901 после чудесного сна была обретена в земле небольшая икона свв. Гурия, Самона и Авива, которая быстро приобрела в округе известность как покровительница брака. Кроме хороших образов XVIII века, в храме хранилась того же столетия серебряная утварь и четыре Евангелия в дорогих окладах елизаветинской эпохи. В 1842 все престолы были украшены серебряными рельефами.

Поскольку окрестное население было довольно бедным, храм многое делал для развития благотворительности. В 1856-1866 его священником был Александр Васильевич Гумилевский, который в 1863 создал приходское благотворительное братство со школой, приютом, богадельней и даже своей церковью (см. церковь вмч. ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА при Христо-Рождественском Александро-Иосифском братстве). В 1862-1891 на этой ниве усердно потрудился настоятель прот. Василий Матвеевич Маслов. Перед революцией в церкви настоятельствовал прот. Николай Григорьевич Смирягин. При нем в 1896 была открыта бесплатная столовая для бедных.

Хотя церковь считалась известным памятником архитектуры, летом 1934, через несколько месяцев после закрытия, ее разобрали, и на этом месте разбили сквер. Последний настоятель прот. Григорий Александрович Сербаринов был арестован и в 1938 расстрелян.



Церковь находится в самом центре Песков, по 6-й улице, между Слоновою и Дегтярною. Местность, известная ныне под именем Песков, заселена сравнительно поздно; заселение ее началось только с 1752 года. Вот что известно о начале заселения Песков: 1 марта 1748 года канцелярия строения домов и садов, рассуждая о том, что находящиеся в ее ведении мастеровые разных наименований, которые должны быть ежедневно на работах в дворцах ее величества, а также в мастерском дворе, что за Литейным двором, жительствуют вдали от своих работ, по всем островам, и дважды в год при вскрытии и закрытии реки Невы должны на немалое время или совсем лишаться своих домов, или же не бывать на работе, отчего в нужнейших работах чинится остановка, и интересу ее величества бывает немалый ущерб, и желая, чтоб те мастеровые жили в одном месте, просила главную полицийместерскую канцелярию отдать в ее ведомство пустые места, находящияся в Московской части перед Бассейной, по обе стороны Литовского канала, для заселения их мастеровыми ее ведомства. По многой о том переписке, наконец, 1752 г. июля 10 дня главная полицийместерская канцелярия объявила: пустые места, находящиеся по сторону Литовского канала, т. е. близ самого Итальянского сада и Бассейной, оставить впредь до рассмотрения, а пустые места, находящиеся по ту сторону Литовского канала, т. е. нынешние Пески, отдать служителям канцелярии под строения домов и садов. По получении сей промемории заселение Песков началось немедленное и быстрое. Места раздавались даром, но исключительно только мастеровым ведомства канцелярии строения домов и садов. Даже до самого конца прошлого столетия обыватели Песков имели право продавать свои домо никому другому, кроме мастеровых и других служащих ведомства канцелярии строения домов и садов. Кто из служащих в сем ведомстве переходил в другое ведомство, тому не дозволялось долго оставаться в своем доме на Песках, а он должен был спешить продать его кому - либо из служащих в том ведомстве.

Одновременно с началом заселения Песков заложена и деревянная церковь на Песках во имя рождества Христова, с приделом во имя всех святых. Церковь заложена в 1752 г.; главный престол освящен в 1753 г. марта 11 дня, а придел во имя всех святых освящен 1706 г. июня 13 дня. Существовала она до окончательного устройства настоящей каменной церкви, когда и была разобрана.

Настоящая каменная церковь, с двумя каменными при входе колокольнями, заложена в 1781 г. сентября 18 дня, окончена строением в 1787 г. Церковь трехпрестольная; главный престоле - во имя рождества Иисус-Христова; из придельных - один во имя рождества Богородицы, а другой - во имя всех святых. Прежде других освящен придельный престол во имя всех святых, именно 1787 г. ноября 6 дня. После него освящен второй придельный престол во имя рождества Богородицы 1788 г. сентября 8 дня. Последним освящен главный престол во имя рождества Іисус-Христова 1798 г. сентября 8 дня.

Как первая деревянная церковь была выстроена на счет казны, под непосредственным ведением канцелярии строения домов и садов, так и вторая каменная выстроена также на казенный счет, под непосредственным ведением гоф-интендантской конторы, заменившей собою означенную канцелярию.

Архитектором при строении настоящего храма состоял Егоров, украшение его живописными иконами принадлежит Бельским, Антропову, Данилову, Танку, Густышеву и Щербакову, которые все служили в гоф-интендантской конторе и были прихожанами сей церкви. Первоначально приделы во имя рождества Богородицы и всех святых помещались среди церкви по бокам, первый по левую сторону, а второй по правую, и они только были теплые, главный же храм во имя рождества Христова, отделявшийся от приделов среди церкви стеклянною с дверями перегородкою, был холодный. Теснота помещения, особенно в зимнее время, с умножением народонаселения в приходе, вынудила причт со старостою, с разрешения епархиальной власти, в 1826 г. снять означенную перегородку, и, устроив зимние переплеты в окнах и поставив где нужно печи, сделать всю церковь теплою. Работы совершены были на церковный счет и стоили 3 000 руб. асс.

Однако и после того стеснение церкви приделами, стоявшими посреди ее, было очень ощутительно при постепенно возраставшем народонаселении прихода. Для устранения сего стеснения причт со старостою ходатайствовал в 1848 г. о перенесении боковых приделов на место ризницы и пономарской, помещавшихся рядом с главным алтарем. По проекту архитекторов Швецова и Небольсина, утвержденному 22 января 1849 г., алтари с середины церкви сняты, и, по пробитии в стенах арок, устроены в течение 1850 и 1851 гг. на месте ризницы и пономарской, рядом с главным алтарем, причем придел во имя рождества Богородицы помещен по правую сторону главного алтаря, а придел во имя всех святых - по левую.

Работы по перенесению алтарей производил с.-пб. купец Егор Скворцов под наблюдением архитектора Ветлужского; Скворцовым же устроен и вызолочен тогда новый иконостас по рисунку академика Солнцева, а г. Титовым, по рисунку того же Солнцева, вся церковь покрыта клеевою живописью. На все эти перестройки и поделки употреблено было до 13 000 руб., частью сборной, а большею частью церковной кошельковой суммы.

Два священника, диакон и два причетника, положенные при Христорождественской церкви по штату, получают из государственного казначейства жалованье, потому что церковь издавна была ружною церковью: старший священник получает в год жалованья 16 руб. 01 коп. сер., второй 13 руб. 54 коп., диакон 10 руб. 10 коп., причетники по 6 руб. 07 коп. Кроме сего, с суммы, положенной разными лицами на вечное поминовение в количестве 5 583 руб., причт пользуется процентами, но главное содержание причт имеет от дохода, получаемого от прихожан при богослужениях и требоисправлениях. Квартиры у всех членов причта церковные, с отоплением от церкви же.

Церковь владеет двумя каменными двухэтажными, с подвалами, домами и одним деревянным одноэтажным, при которых числится усадебной земли 813 кв. саж. Оба каменные дома сполна заняты квартирами членов причта и сиротствующих семейств членов причта умерших. Один только деревянный небольшой домик отдается в аренду, и приносит 300 руб. в год церкви доходу. Оба каменные дома выстроены на церковную кошельковую сумму и стоили по 20 000 руб. До 1832 г. причт помещался в деревянных домах, бывших на месте настоящих каменных; до начала настоящего столетия причт жил частью в собственных домах, частью на наемных квартирах.

С давнего времени церковь дает в своих домах помещение и определенное денежное пособие вдовам и сиротам умерших членов ее причта. В настоящее время пользуются сим благотворением церкви две вдовы священников, одна дочь диакона и четыре вдовы причетников. Вдовы священников, сверх квартиры с отоплением, получают в год от церкви пособия по 120 руб., дочь диакона и три вдовы причетников по 60 руб. и одна вдова причетника 40 руб., всего же в год церковь выдает сего пособия 520 рублей.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 5, Санкт-Петербург, 1876 г. в типографии Департамента Уделов (Литейный проспект д. № 39).



Местность, известная в Петербурге под названием Пески, начала заселяться в XVIII веке в основном мастеровыми людьми. С 1720-х годов здесь стояла деревянная церковь. К 1737 году её разобрали. В 1752-1753 гг. для переселенных в этот район служителей "Канцелярии строения домов и садов", ведавшей строительством дворцов и придворных зданий первые полвека существования С.-Петербурга, был выстроен взамен прежнего новый, также деревянный, храм. Однако быстрый рост населения Песков вскоре потребовал более обширного храма. Его заложили 18 сентября 1781 года. В 1781-1789 гг. здесь, на площади, получившей впоследствии название Рождественской, был выстроен каменный трехпрестольный храм. Для обширной каменной церкви архитектор П. Е. Егоров избрал стиль классицизма. Композиция Рождественской церкви отчасти напоминала композицию Свято-Троицкого собора лавры. Она представляла собой крестообразное в плане здание, увенчанное куполом высотой 13 сажен на круглом барабане. Западный фасад церкви подчеркивался двумя одноярусными башнями-колокольнями и небольшим ионическим портиком входа.

В целом архитектурные формы компактного здания церкви отличали простота и лаконичность. Как и первая, деревянная, каменная песковская церковь строилась за счет казны. Первый придел - во имя Всех Святых был освящен 6 ноября 1787 года, придел Рождества Пресвятой Богородицы - 8 сентября 1788 года, а ровно через год - главный, который митрополит Гавриил освятил в присутствии цесаревича Павла Петровича с семьёй. Резчики канцелярии во главе с И. Ф. Дункером исполнили пяти- и трехъярусные иконостасы, живописцы Ф. Д. Данилов и Ф. А. Щербаков - роспись, И. И. Бельский, А. П. Антропов, И. М. Тонков - образа.

Храм неоднократно подвергался наружным и внутренним переделкам. В 1826 году главный придел был сделан теплым. В 1850-1851 гг. архитектор Я. В. Ветлужский поручил В. Ф. Небольсину и А. И. Шевцову перенести боковые приделы с середины храма к алтарной части. По эскизам знатока древнерусского орнамента профессора Ф. Г. Солнцева в них были выполнены новые иконостасы из липы, П. С. Титовым расписаны стены. Тогда же был заменен и главный иконостас, дополнительные образа для которого исполнил А. Фёдоров. В 1886-1887 гг. архитектор И. П. Ропет пристроил к церкви ризницу и притвор, произвел капитальный ремонт храма. Главный неф был украшен росписью. К столетию храма, в 1898 году, весь интерьер был полностью отреставрирован.

Покровительницей Песков почиталась храмовая икона Рождества Христова, которой, по обычаю, молились о помощи при родах и воспитании детей. Кроме хороших образов XVII и XVIII веков в храме хранилась утварь из серебра того времени. В 1842 году серебряными рельефами были украшены все престолы. Христорождественская церковь, вмещавшая до трех тысяч человек, отличалась богатой отделкой интерьера; службы в ней велись по книгам XVIII века.

Окрестное население было довольно бедным, поэтому храм много делал для развития благотворительности. В 1856-1866 гг. его священником был А. В. Гумилевский, который в 1863 году создал первое в России приходское Христорождественское благотворительное братство со школой, приютами для мальчиков и девочек, общежитием для сирот и воспитанников приюта, богадельней и даже своей церковью. 22 октября 1896 года братство открыло бесплатную столовую для бедных.

Церковь, огражденная кованой решеткой, удачно стояла на пересечении 6-й Рождественской улицы и Рождественского переулка. Хотя церковь считалась известным памятником архитектуры, единственное в городе крупное произведение Егорова было разобрано летом 1934 года, а на его месте разбит скучный сквер.

http://piters.in/nohram



Храм Рождества Христова на Песках был построен в 1781-1789 годах по проекту Петра Егорова. При нем с 1863 года действовало первое в России благотворительное общество - Христорождественское Александро-Иосифовское братство. В 1934 году храм был разобран, на его месте разбили сквер. Последний настоятель священномученик Григорий Сербаринов был расстрелян в 1938 году. Приход воссоздаваемого храма был зарегистрирован 27 мая 2005 года. В конце 2014-го было получено разрешение на строительство храма на прежнем месте. 8 мая 2015 года был освящен поклонный крест.

Пресс-конференция, посвященная началу активных восстановительных работ по возрождения храма Рождества Христова на Песках, прошла в пресс-центре ТАСС в Санкт-Петербурге 10 августа 2017 года.

Участниками пресс-конференции стали председатель попечительского совета по воссозданию храма Рождества Христова на Песках, наместник , ктитор храма меценат Вячеслав Заренков, глава администрации Центрального района города Андрей Хлутков, депутат Заксобрания г. Санкт-Петербурга, заслуженная артистка России Анастасия Мельникова, президент ассоциации «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Александр Вахмистров, главный архитектор проекта, член градостроительного совета и совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга Рафаэль Даянов.

Открывая пресс-конференцию, владыка Назарий поздравил всех присутствующих с праздником в честь Смоленской иконы Божией Матери, а также напомнил, что в ближайшее воскресенье будет отмечаться День строителя. «С 1985 года, когда я принял священнический сан, я занимаюсь реставрацией и строительством. И хотя я не профессиональный строитель, тем не менее, близко связан с этим делом», — отметил он.

По словам владыки, воссоздание храма Рождества Христова на Песках — это решение целого комплекса проблем. Церковь была архитектурной доминантой района, вокруг которой формировались жилые постройки, а нынешние Советские улицы ранее назывались Рождественскими. Владыка с благодарностью вспомнил инициаторов возрождения этого храма, а также упомянул настоятеля протоиерея Андрея Щербана, который уже некоторое время кропотливо создает приход.

«То, что возрождение храма не быстрый процесс, — показатель того, что все делается серьезно и с душой. С Божией помощью мы в скором времени начнем работы. В следующем году исполняется 220 лет со дня освещения храма. Мы не будем скоропалительно говорить о сроках, но надеемся, что к этой дате завершатся хотя бы основные строительные работы», — заключил епископ Назарий.

Президент ассоциации «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Александр Вахмистров рассказал о том, что Христорождественская церковь на Песках считалась храмом всех петербургских строителей. На близлежащих улицах жили люди, которые активно участвовали в строительстве Санкт-Петербурга. А. Вахмистров отметил, что он с большим удовольствием вошел в состав попечительского совета по возрождению храма и заявил, что общественные и строительные организации будут оказывать активное содействие.

Глава администрации Центрального района Андрей Хлутков в своей речи подчеркнул важность начала активного этапа по возрождению храма Рождества Христова на Песках. Работы начинаются в понедельник, 14 августа. Этому этапу предшествовала большая исследовательская и историческая работа, были подняты и проанализированы все документы, которые максимально помогли восстановить планировочные решения и архитектурные формы храма.

Район, доминантой которого был храм Рождества Христова, дошел до наших дней практически неизмененным в своей планировке. Согласно историческим документам, благословение на возведение многих зданий в Санкт-Петербурге было получено именно в стенах храма Рождества Христова на Песках, он был практически свидетелем исторического и строительного развития города. Разрешение на воссоздание храма было получено в декабре 2014 года. Были различные сложности, препятствовавшие началу работ, но к сегодняшнему дню они все решены.

Глава Центрального района выразил благодарность всем, кто участвовал в исторических изысканиях — архитектурному бюро, Российскому этнографическому музею. Отдельные слова благодарности прозвучали в адрес Вячеслава Заренкова, благодаря которому появилась возможность перевести проект в практическую плоскость.

Заслуженный строитель России меценат Вячеслав Заренков, ктитор будущего храма, объяснил, что для того, чтобы построить любое сооружение, нужно решить несколько основных проблем: получить разрешение на строительство, разработать проект, организовать в полном объеме финансирование и определить генерального подрядчика и технического заказчика проекта. В случае с храмом Рождества Христова на Песках все эти проблемы на данный момент решены. Вячеслав Заренков предполагает, что особых сложностей возникнуть не должно, и поэтому храм, скорее всего, будет построен в течение года.

Архитектор Рафаэль Даянов отметил, что Христорождественский храм — особо важный объект для строителей и архитекторов, поскольку, как уже было сказано, был центром строительный слободы и духовным центром для первых строителей Санкт-Петербурга.

Храм будет возрожден по оригинальному проекту архитектора Петра Егорова, без поздних пристроек и надстроек. Храм Рождества Христова — небольшой, трехпридельный, с двумя башнями-колокольнями, — по архитектурному решению напоминает Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Храм будет располагаться в центре сквера, сам сквер затронут никак не будет. Было много спекуляций на тему уничтожения сквера, но это не так, и на генеральном плане отчетливо видно, что храм займет то свободное место, которое занимал в предыдущие времена.

Депутат Законодательного Собрания Анастасия Мельникова напомнила журналистам цитату из фильма «Покаяние» 1984 года: «К чему дорога, если она не приводит к храму?» Анастасия Рюриковна не согласна со своими коллегами из Заксобрания, которые высказывали мысль о том, что городу не хватает кислорода, а храмов достаточно.

«Если есть историческое свидетельство, что на этом месте стоял храм, который много значил для нашего города, то почему нужно говорить "нет" — просто ради того, чтобы сказать "нет"? Никаких решающих аргументов против возрождения этой церкви не прозвучало, — подчеркнула она. — Все разрешения получены, все нормы соблюдены, КГИОП очень строго следит за документацией и ее исполнением. Средства из бюджета на восстановление храма Рождества Христова не расходуются».

В цокольном этаже храма будет создана историческая экспозиция, посвященная храму, чтобы люди знали и историю создания самой церкви, и то, какими трудами она была возрождена.

«Я родилась и выросла в Санкт-Петербурге и совершенно убеждена, что этот храм необходим. Мы должны помнить всех тех, кто создал это чудо и хранил его, сколько мог. Это наш долг перед детьми и внуками, чтобы они видели город в том обличье, в котором он создавался», — добавила Анастасия Мельникова.

Участники пресс-конференции ответили на вопросы журналистов.

Храм Рождества Христова на Песках построен в 1781-1787 годах архитектором Петром Егоровым в стиле строгого классицизма. В XVIII-XX веках являлся градостроительной доминантой и духовным центром Рождественской части Санкт-Петербурга. Взорван в 1934 году в ходе проведения в СССР «пятилетки безверия» (1932-1937 годы).

Храм признан объектом культурного наследия — памятником истории и культуры народов Российской Федерации, взят под охрану государства распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга от 19 июля 2013 года как исторический участок — достопримечательное место «Церковь Рождества Христова на Песках», центр исторического поселения (слободы) строителей Санкт-Петербурга.

Планируется полное воссоздание церкви по старым планам, фотографиям и описаниям.

Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru

Материалы по теме

В Казанском соборе Северной столицы прошла конференция «Три века церковного строительства в Санкт-Петербурге»