Что делать, если не могу проснуться на утренний намаз? Когда нельзя читать намаз? Запрещенные времена намаза

Как мы знаем для каждого намаза отведено свое время. Намаз нужно выполнять в промежутке между началом и концом этого времени. Но существует время, когда намаз делать – макрух (нежелательно). Есть еще время, когда можно совершать другие намазы, но определенный - нельзя.

‘Укба ибн ‘Амир (радиаллаху ‘анху) говорит: «Расулюллах ﷺ запретил нам читать намаз или хоронить своих мёртвых (т.е. читать намаз джаназа) в трёх случаях: во время восхода солнца, пока оно не поднимется над горизонтом полностью, во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату, и во время захода солнца, пока оно не зайдет полностью» (Муслим)

В следующие периоды намаз ничать нельзя
1) Восход солнца, 2) заход солнца, 3) зенит.

Рассмотрим подробно день начиная с рассвета и до рассвета следующего дня.

1. С рассвета до восхода солнца, то есть появления диска солнца на горизонте.

В это время совершается утренний намаз, состоящий из 4 ракатов. То есть сначала 2 раката сунна, потом 2 раката фарда. После 2-х ракатов фарда вплоть до восхода солнца нельзя выполнять никакой намаз. Пророк (мир ему и благословение) сказал: "После рассвета не следует совершать никаких (добровольных) молитв, кроме (молитвы в) два рака"ата (перед обязательной) утренней молитвой".

После рассвета, кроме двух рака‘атов утреннего сунната, читать другой суннат или нафль намаз является макрухом. Несмотря на стремление и желание читать намаз, Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после рассвета читал только два рака‘ата суннат намаза, кроме этого никакой другой суннат или нафль намаз он не читал.
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) передаёт от своей сестры Уммуль муэминин Хафсы (радиаллаху ‘анха), что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после рассвета не совершал никаких дополнительных (ни суннат, ни нафль) намазов, кроме двух лёгких рака‘атов сунната. (Бухари, Муслим)

В хадисе Абу Саид Худри радыяллаху анху, рассказывает что Посланник Аллахаﷺ сказал: "Нет намаза после утреннего намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после "асра (предвечерняя молитва), пока солнце полностью не зайдет" . После восхода солнца ½ часа. Если человек читал фаджр и в это время появилось солнце, то его намаз портится (в ханафитском мазхабе) и намаз нужно перчитывать как пропущенный (када).

2. Когда солнце находится в зените

В то время, когда солнце находится в зените как было ранее напизана в хадисе от ‘Укба ибн ‘Амир радиаллаху ‘анху "...во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату... "

3. Во время захода солнца.

За полчаса до захода солнца, когда солнце покраснело, ничего читать нельзя, кроме "аср (послеполуденного, икенде) намаза этого дня, в том числе каза "асра предыдущего дня. После прочтения "аср намаза вплоть до захода солнца. Абу Са‘ид Худри (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Нет намаза после утреннего намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после ‘асра, пока солнце полностью не зайдет» . (Бухари, Муслим). Если кто начал читать намаз "аср и успел выполнить хоть один ракаат и солнце начал заходить то он должен дочитать намаз т.е. намаз не нарушается.

4. После захода солнца

Не разрешается читать нафль намаз после захода солнца перед магриб намазом, потому что это становится причиной откладывания магриб намаза, когда его велено читать пораньше. Абу Аюб Ансари (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Моя община всегда будет во благах (или сказал, будет в присущем им от рождения состоянии, (то есть в исламе)), до тех пор, пока они не будут откладывать магриб намаз» . (Абу Дауд, Ибн Маджа).

5. Во время хутбы

Во время хутбы тоже не разрешается читать намаз. Когда имам выходит на минбар для хутбы (любой), надо внимательно слушать хутбу.
В хадисе, который передал Сальман Фарси (радиаллаху ‘анху) сказано: «Потом совершит предписанный намаз, и пусть молчит, когда имам читает хутбу» . (Бухари). В другом хадисе Урва ибн Зубейр (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт: «Не разрешается читать никакой намаз после того, как имам сел на минбар» . («Мусаннаф ибн Аби Шейба»)
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Когда кто-нибудь из вас войдёт в мечеть, и в это время имам сидит на минбаре, то не разрешается читать намаз и разговаривать, пока он не закончит хутбу» . (ат-Табрани в «Му‘джимуль кабир», «Маджма‘уз заваид»).

Джума-намаз

Желательные молитвы

Желательные молитвы - это те молитвы, выполнение которых не является обязанностью мусульманина и за не совершение которых на мусульманина не ложится грех.

Аввабин

Желательный намаз совершаемый между четвертым (магриб) и пятым (Иша) намазами. Количество ракаатов: от 6 до 20 по желанию.

«Кто выполнит 6 ракаатов после намаза аль-магриб, тот получит прощение прегрешений, даже если их так много, как пены в океане».

Сборник хадисов Тибрани

Витр

Духа

Ишрак

Количество ракаатов: от 2 до 4. Время выполнения: через 15-20 минут после полного восхода солнца.

Хадис: Кто выполнит утренний намаз (фаджр) с группой, и продолжая сидеть на том же месте, читает зикр до восхода солнца, а потом выполнит 2 ракаата намаза-ишрак, тот получит награду как за 1 хадж и 1 умру.

Передал Тирмизи

В хадисе от Тибрани говорится о выполнившем намаз-ишрак, что все его грехи будут прощены, и если он умрёт в этот же день, то окажется в Раю. А в хадисах от Тирмизи и Абу Дауда сказано, что Аллах станет помогать в выполнении работы в течение всего дня тому, кто выполнил намаз-ишрак. Лучше всего выполнить намаз-ишрак как описано в первом из приведённых хадисов, тем не менее намаз-ишрак можно также прочесть через 15-20 минут после восхода солнца, даже если после утреннего намаза и до намаза-ишрак занимался не зикром, а земными делами. Но в таком случае награда, несомненно, будет намного меньше. Великий исламский ученый Султан Баху (рахматуллах ´алейх) передал в своём духовном наследии, что намаз-ишрак чрезвычайно важен. Своим последователям он советовал регулярно выполнять этот намаз, так как это приносит большое благословение – в моменты распространения первых солнечных лучей духовность возрастает в тех, кто читает намаз-ишрак.

Кусуф и Хусуф

Истиска

Намаз-вуду

Намаз-тасбих

Тахаджуд

Тахият-уль-масджид

Хаджат

Каср-намаз

Каср-намаз (араб. قصر الصلاة ‎‎ - сокращённая молитва ) - видимое объединение двух намазов, применяемое, когда человек находится в пути. Первый из намазов читается в самом конце предписанного времени, а второй в самом начале, из-за чего создается видимость объединения намазов. Если путник (мусафир) находится в пути во время наступления первой молитвы, то он останавливается для ее совершения только во время наступления следующей, и объединяет их, откладывая первую на время второй (джаму тахир).

То есть когда Солнце полностью встало. Можно ли так читать, если пропустил фаджр-намаз?

Пусть Аллах вознаградит вас за ваши старания в этом и в том мире. Аминь! (Швеция)

Ответ:

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Машааллах, мы высоко ценим Ваше искреннее желание исполнять все пять ежедневных намазов. Да примет Аллах Ваши старания и да облегчит Он это для Вас! Аминь.

В самом деле, в пунктуальном исполнении пяти ежедневных намазов заложена огромная польза как для этого мира, так и для . В одном из хадисов сказал, что если человек регулярно и правильно исполняет пять фард-намазов, Аллах приведет его дела в порядок. («Мустадрак Хаким», хадис 965, передал Абу Хурайра)

В Коране Аллах особо обратил наше внимание на пунктуальное исполнение намаза в положенное для него время:

حَافِظُوا عَلَى الصَّلَوَاتِ وَالصَّلَاةِ الْوُسْطَى وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ

«Оберегайте все намазы, и (особенно,) средний намаз. И стойте перед Аллахом смиренно.»

(Коран, 2:238)

Своевременное исполнение намаза настолько важно, что Посланник Аллаха сказал, что из всех деяний это самый добродетельный поступок. Записано в сборниках «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслим», что Ибн Мас " уд (радиаллаху анху) спросил Посланника Аллаха о том, какой поступок является лучшим из всех. Он ответил: «Совершать намаз в установленное для него время» . Тогда Ибн Мас " ответил: «Хорошее отношение к своим родителям» . Ибн Мас " уд спросил: «А после этого?» Он ответил: «Борьба на пути Аллаха» . («Сахих аль-Бухари», хадис 2782; «Сахих Муслим», хадис 137)

عن عبد الله بن مسعود، قال : سألت رسول الله صلى الله عليه وسلم أي العمل أفضل؟ قال : « الصلاة لوقتها » قال : قلت ثم أي؟ قال : « بر الوالدين » قال : قلت : ثم أي؟ قال : « الجهاد في سبيل الله »

В ранее приведенном аяте («Оберегайте все намазы, и (особенно,) средний намаз. И стойте перед Аллахом смиренно.» ) Аллах особо выделил средний намаз. Ибн Мас " уд, и (радиаллаху анхум) считали, что здесь подразумевается фаджр-намаз. Отсюда мы узнаем, что из всех пяти ежедневных намазов Аллах придал особое значение именно утреннему намазу. Поэтому долгом мусульманина является прилежность в пробуждении на фаджр-намаз.

Ниже приводятся несколько советов для пробуждения без особых трудностей на фаджр-намаз:

а) Перед ночным сном вознесите Аллаху, чтобы Он обязательно даровал Вам возможность проснуться и совершить фаджр-намаз.

б) Поставьте будильник и не держите его вблизи от себя. Положите его подальше, но не настолько далеко, что Вы не сможете услышать звонок. Положите его так, чтобы для отключения звонка Вам пришлось проснуться и дойти до него. Вероятно, к моменту выключения будильника Вы пробудитесь в достаточной степени, чтобы вдохновить себя на совершение фаджр-намаза.

в) Попытайтесь заснуть сразу после иша. Избегайте того, чтобы ложиться слишком поздно, поскольку это приведет к тому, что проснуться на фаджр-намаз будет трудно. Если есть проблемы с ранним засыпанием, может помочь стакан теплого молока. Произнесение и саляма Пророка также поможет вызвать сон.

г) Перед отходом ко сну обновите свое намерение, что Вы точно проснетесь на фаджр-намаз, а когда проснетесь, вспомните о его важности, соберите все свое мужество и поборите искушение продолжить сон. Аллах очень любит, когда человек борется с искушениями ради Его довольства, и Он наверняка благословит Вас.

д) Помните, что вовремя совершая фаджр-намаз, Вы тем самым начинаете свой день с благого дела, что высоко ценится Аллахом. Из-за этого Аллах сделает весь оставшийся день легким для Вас и заверит облегчение Ваших задач.

е) Помните, что в хадисе сказано, что человеку, совершающему фаджр-намаз в предписанное время, гарантируется защита Аллаха. («Сахих Муслим», хадис 261, передан Джундубом)

  • 3. Во время захода солнца.
  • 4. После захода солнца
  • 5. Во время хутбы

Как мы знаем для каждого намаза отведено свое время. Намаз нужно выполнять в промежутке между началом и концом этого времени. Но существует время, когда намаз делать – макрух (нежелательно). Есть еще время, когда можно совершать другие намазы, но определенный - нельзя.

‘Укба ибн ‘Амир (радиаллаху ‘анху) говорит: «Расулюллах ﷺ запретил нам читать намаз или хоронить своих мёртвых (т.е. читать намаз джаназа) в трёх случаях: во время восхода солнца, пока оно не поднимется над горизонтом полностью, во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату, и во время захода солнца, пока оно не зайдет полностью» (Муслим)

В следующие периоды намаз ничать нельзя
1) Восход солнца, 2) заход солнца, 3) зенит.

Рассмотрим подробно день начиная с рассвета и до рассвета следующего дня.

1. С рассвета до восхода солнца, то есть появления диска солнца на горизонте.

В это время совершается утренний намаз, состоящий из 4 ракатов. То есть сначала 2 раката сунна, потом 2 раката фарда. После 2-х ракатов фарда вплоть до восхода солнца нельзя выполнять никакой намаз. Пророк (мир ему и благословение) сказал: "После рассвета не следует совершать никаких (добровольных) молитв, кроме (молитвы в) два рака"ата (перед обязательной) утренней молитвой".

После рассвета, кроме двух рака‘атов утреннего сунната, читать другой суннат или нафль намаз является макрухом. Несмотря на стремление и желание читать намаз, Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после рассвета читал только два рака‘ата суннат намаза, кроме этого никакой другой суннат или нафль намаз он не читал.
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) передаёт от своей сестры Уммуль муэминин Хафсы (радиаллаху ‘анха), что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после рассвета не совершал никаких дополнительных (ни суннат, ни нафль) намазов, кроме двух лёгких рака‘атов сунната. (Бухари, Муслим)

В хадисе Абу Саид Худри радыяллаху анху, рассказывает что Посланник Аллахаﷺ сказал: "Нет намаза после утреннего намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после "асра (предвечерняя молитва), пока солнце полностью не зайдет" . После восхода солнца ½ часа. Если человек читал фаджр и в это время появилось солнце, то его намаз портится (в ханафитском мазхабе) и намаз нужно перчитывать как пропущенный (када).

2. Когда солнце находится в зените

В то время, когда солнце находится в зените как было ранее напизана в хадисе от ‘Укба ибн ‘Амир радиаллаху ‘анху "...во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату... "

3. Во время захода солнца.

За полчаса до захода солнца, когда солнце покраснело, ничего читать нельзя, кроме "аср (послеполуденного, икенде) намаза этого дня, в том числе каза "асра предыдущего дня. После прочтения "аср намаза вплоть до захода солнца. Абу Са‘ид Худри (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Нет намаза после утреннего намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после ‘асра, пока солнце полностью не зайдет» . (Бухари, Муслим). Если кто начал читать намаз "аср и успел выполнить хоть один ракаат и солнце начал заходить то он должен дочитать намаз т.е. намаз не нарушается.

4. После захода солнца

Не разрешается читать нафль намаз после захода солнца перед магриб намазом, потому что это становится причиной откладывания магриб намаза, когда его велено читать пораньше. Абу Аюб Ансари (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Моя община всегда будет во благах (или сказал, будет в присущем им от рождения состоянии, (то есть в исламе)), до тех пор, пока они не будут откладывать магриб намаз» . (Абу Дауд, Ибн Маджа).

5. Во время хутбы

Во время хутбы тоже не разрешается читать намаз. Когда имам выходит на минбар для хутбы (любой), надо внимательно слушать хутбу.
В хадисе, который передал Сальман Фарси (радиаллаху ‘анху) сказано: «Потом совершит предписанный намаз, и пусть молчит, когда имам читает хутбу» . (Бухари). В другом хадисе Урва ибн Зубейр (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт: «Не разрешается читать никакой намаз после того, как имам сел на минбар» . («Мусаннаф ибн Аби Шейба»)
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Когда кто-нибудь из вас войдёт в мечеть, и в это время имам сидит на минбаре, то не разрешается читать намаз и разговаривать, пока он не закончит хутбу» . (ат-Табрани в «Му‘джимуль кабир», «Маджма‘уз заваид»).