Когда заканчивается 3 четверть у школьников. Синдром третьей четверти

Каникулы, каникулы - прекрасная пора, и нам не нужно просыпаться в 7 утра! Но каникулы закончились, в 7 утра будит мама, а на улице темно и холодно. Опять в школу, опять уроки, контрольные и так долго до весенних каникул. Третья четверть - самая тяжелая по многим причинам. Попробуем сделать все, чтобы учеба не стала стрессом для школьника. ЭКВАТОР УЧЕБНОГО ГОДА

В конце второй четверти ребята подходят к экватору - середине года. Первое полугодие заканчивается, и учителя часто нагнетают обстановку, подводят итоги, обращают внимание на двойки и грозят проблемами во втором полугодии. И этот промежуточный итог очень сильно влияет на эмоциональное состояние учеников. Возвращаться в школу элементарно страшно и волнительно, ведь там ждут трудности.

ЧТО ДЕЛАТЬ

На старте учебного процесса садитесь вместе с ребенком и анализируйте. Смотрите, какие оценки были за полугодие по каким предметам. Где порядок, а где надо подтянуть. Нарисуйте план в голове у ребенка или на листе бумаги. «По английскому ты был молодец, вон как много пятерок! А математикой в этом полугодии будем почаще заниматься, поднажмем!»

Такой план поможет:

Во-первых, вернуть ребенка мыслями в учебный процесс;

Во-вторых, показать ему, что вы с ним, вы вместе, вы его поддерживаете и обязательно поможете. А это для школьника очень серьезная мотивация к обучению. Ошибка, когда родители говорят: сам запустил литературу, сам и выбирайся! Увижу двойку - убью;

В-третьих, такой анализ - это ваш шанс как следует ПОХВАЛИТЬ своего ученика. Хвалите обязательно! Это важнее миллиона пятерок.

ПОЧЕМУ ТАК ТЯЖЕЛО САДИТЬСЯ ЗА ПАРТУ ИМЕННО СЕЙЧАС?

Вот вы в первые рабочие дни после праздников наверняка стол разбираете, с коллегами новости обсуждаете, потягиваетесь... А от детей-то мы требуем быстро и активно включиться в учебу с первого же урока после каникул. А это жестоко.

Долгие каникулы - это хороший отдых, но они жутко выбивают из колеи. Резкий спад нагрузки после накала в учебе в декабре приводит к тому, что школьники теряют учебную форму. Родители ведь редко сажают за уроки в праздники да еще и позволяют абсолютно все - валяться перед телевизором, спать до полудня, ложиться поздно. А это чревато последствиями. Новогодние праздники заканчиваются, и в момент надо рано вставать, много сидеть и делать ненавистное домашнее задание! Кроме того, учителя после праздников сверяются с программой и выясняют, что не успевают! Начинаются бешеная гонка и куча заданий на дом.

ЧТО ДЕЛАТЬ

1. Чуть мягче с домашним заданием Если видите, что ребенок переутомляется, то лучше делать уроки на 70 процентов. Ничего страшного, если из 7 заданий сделаете 5.

Самое подходящее время для домашки - с 15 до 18 часов.

Начинать выполнение домашней работы лучше с письменных заданий.

Хороший вариант: предложите ребенку самому выбрать, с чего начать. Пусть первым сделает тот урок, который ему больше нравится. Таким образом мы создадим ситуацию успеха. Ребенок займется тем, что ему нравится, у него хорошо получится, вы его похвалите, и он будет делать все остальное с настроем, что он все может и все у него получится!

Делайте перерыв между уроками. Сделали русский - прогулялись за хлебом. Сделали математику и английский - попрыгали и поиграли.

Главное, чтобы перерывом между уроками не стали компьютер и телевизор. Ведь они тоже сильно утомляют мозг и глаза.

2. Больше спишь - больше знаешь

Сон очень важен. Не меньше 9 - 10 часов. Следите, чтобы ребенок рано ложился, ведь самый эффективный сон (отдых, расслабление, разгрузка) - до полуночи. Укладывая спать, не устраивайте репрессии. Вчера можно было смотреть телик до ночи, а сегодня «быстро спать, быстро спать!!!». Так вы спать не уложите, а только поругаетесь. Сейчас очень важно, чтобы не начали портиться отношения между родителем и ребенком.

Будите с запасом. Прозвенел будильник, но есть еще пять минут - поваляться. Идеально сделать элементарную зарядку, чтобы разбудить организм. Потом душ, завтрак.

Если ребенок не может проснуться, позвольте ему пропустить первый урок и поспать. Объясните проблему учителю.

3. Свежий воздух - светлая голова

Мозгу, который все время учится, нужен кислород. А кислород - это движение и воздух. Если совместить - совсем здорово! В идеале на воздухе школьнику нужно бывать два-три часа в день. Как минимум три раза в неделю устраивайте обстоятельное гулянье - каток, лыжи, горки.

4. Витамины

Фрукты-овощи зимой у нас сомнительно натуральные, так что посоветуйтесь с врачом и подберите комплекс витаминов. Важен витамин С, который не только борется с простудами, но и помогает усваиваться железу. Придают сил животные белки и омега-3 жирные кислоты. Помощниками для мозга называют витамины группы В (В6, В12). С утра готовьте завтрак отличника - кашу с медом и сухофруктами.

ПРИЗНАКИ ШКОЛЬНОЙ УСТАЛОСТИ

У взрослых это называется выгоранием, а у детей мы это называем ленью. Нет сил ни на что. Школьник теряет интерес не только к учебе, но и к любимым играм.

Плохо ест.

Снижается успеваемость даже по любимому предмету.

Вечером ребенку трудно заснуть, а утром вы не можете его добудиться.

Все время болеет, жалуется на плохое самочувствие, «не вылезает из соплей».

Стал плаксив или агрессивен, часто обижается.

В 1-м классе - до 1 часа

Во 2-м классе - до 1,5 часа

В 3 - 4-м классах - до 2 часов

В 5 - 7-м классах - до 2,5 часа

В 7 - 8-м классах - до 3 часов

В 9 - 11-м классах - до 4 часов

Сроки каникул могут устанавливать сами родители

Увы, мало кто из родителей знает, что сроки каникул устанавливает не образовательное начальство, а администрация учебного заведения. Есть общий принцип: продолжительность всех школьных каникул между первой и второй, второй и третьей, третьей и четвертой четвертями не должна в сумме превышать одного месяца. Поэтому обычно Департамент образования Москвы, Министерство образования Московской области публикуют сроки каникул. Но обратите внимание: сроки эти рекомендованные! Чиновники закон знают.

Так вот, родительский комитет школы вправе обратиться к директору и попросить установить другие, более удобные сроки каникул.

Мало того, во многих учебных заведениях уже давно после советов с мамами и папами, физиологами и детскими психологами установили удобное для детей расписание. Где-то прямо с 1 сентября учатся по три-четыре недели, а потом дают ребятам недельную передышку. Где-то вводят дополнительные выходные для учеников как раз в конце февраля - начале марта, когда ребята уже почти выдохлись тянуть школьную лямку.

Главное - уложиться в прокрустово ложе учебного года и завершить изучение программы к 24 - 25 мая.

Ну а кроме того, никто не мешает родителям самим устанавливать сроки передышки для своего отпрыска. Видите, что ваш ученик устал (см. главку «Признаки школьной усталости»), - не гоните его в школу, мол, так вырабатывается воля и формируется дисциплина. Напротив, если ребенок устал, школьная учеба ему не пойдет впрок. Вызовите педиатра, попросите, чтобы он дал вам справку, которая позволит отпрыску передохнуть пару дней. Повод вполне достойный - усталость, депрессия.

Если ваши сын или дочь просто отоспятся, подпитаются витаминами, укрепят иммунитет, будьте уверены - они и пропущенные несколько дней быстро наверстают, и заниматься дальше станут с большим усердием. Главное - понимать и чувствовать своего ребенка. Конечно, не потворствовать симулянтам (и такое, увы, часто случается), но выручать в трудную минуту того, кому действительно нужна помощь.

Ответы давал психолог Амир Тагиев.

Наталья Барложецкая

Многие из нас ещё могут вспомнить собственные школьные годы и бесконечную третью четверть, когда каждый день школьной недели тянется и тянется, неделя никак не кончается и кажется, что до весенних каникул уже не дожить...

Третья четверть по праву считается самым долгим и трудным периодом в учебном году. Погодные условия (короткий световой день, перепады атмосферного давления, температур и т. д.), монотонная длительная работа, постоянное напряжение, отсутствие перспективы близкого отдыха (до каникул целых 2 месяца) нагнетают внутреннюю тревогу, подрывают здоровье ребенка и провоцируют депрессивные настроения в детском коллективе. На фоне всеобщей усталости и повышенной раздражительности мелкие проблемы и зоны напряжения во взаимоотношениях с учителями и одноклассниками вырастают в острые конфликты. По данным статистики, именно на третью четверть приходится максимальное количество обращений к школьному психологу и социальному педагогу. В лексиконе этих специалистов даже появился новый термин – «синдром третьей четверти», который подразумевает ярко выраженную усталость, жалобы на плохое самочувствие, головную боль, сонливость, сниженное внимание.

К этому следует добавить, что на большей территории России третья школьная четверть (с середины января до конца марта) приходится на период максимального эпидемиологического неблагополучия. В некоторых регионах из-за эпидемий гриппа и ОРВИ приходится останавливать учебный процесс.

Свой вклад в тревожную картину третьей четверти вносит и учебный план. Все предметные программы построены так, что самый сложный и объемный материал изучается именно в третьей четверти. Чаще всего в феврале-марте проходят всевозможные олимпиады, тестовые испытания, ответственные контрольные, влияющие на годовые отметки. Для выпускников начинается финишная прямая, которая заканчивается самыми сложными и ответственными аттестационными испытаниями – ГИА (государственная итоговая аттестация, сдается выпускниками 9-х классов) и ЕГЭ (единый государственный экзамен, 11-й класс).

Нельзя сказать, что школа ничего не делает для того, чтобы облегчить детям этот сложный период. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» в настоящее время образовательные учреждения имеют возможность выбирать режимы обучения: главное, чтобы время, отведенное на каникулы в течение учебного года, составляло не менее 30 календарных дней. То есть каждая школа теперь сама устанавливает график каникул, который подписывается директором. В том же законе в целях профилактики школьной утомляемости и укрепления здоровья школьников было принято положение о введении обязательных дополнительных зимних каникул для первоклассников (10 дней в феврале). Многие школы этим не ограничились и ввели для малышей так называемый «динамический час», когда первоклассники выходят на прогулку после второго урока и возвращаются к занятиям на четвертом.

Отказ от единообразия в организации учебного процесса коснулся также возможности пересматривать периоды чередования учебного и каникулярного времени. Многие образовательные учреждения перешли на индивидуальный каникулярный график. Чаще всего это обучение по триместрам, когда учебный год разделен на шесть учебных периодов – дети пять недель учатся, одну отдыхают. Благодаря такому графику ребята имеют возможность отдыхать не три, а пять раз в течение учебного года. Оценки выставляются по триместрам. При этом протяженность учебного года, число каникулярных дней и продолжительность летнего отдыха остаются неизменными. Врачи-гигиенисты установили существенное преимущество этого варианта по сравнению с традиционным режимом работы школы. Он препятствует переутомлению школьников, избавляет от длительного напряжения в третьей учебной четверти. Подобный график каникул можно встретить во многих европейских странах.

Однако подобные нововведения не всегда положительно оцениваются родителями. Одним некуда девать малыша в период дополнительных каникул, другие сетуют на несовпадение графика с каникулярным временем друзей. Все привыкли к традиционным каникулам, поэтому так сложно перестраивать собственное рабочее расписание и перекраивать график отпусков, но в интересах ребенка сделать это необходимо.

Исследования показывают, что работоспособность детей быстро снижается после пяти недель учебных занятий, а непрерывное обучение в течение периода, превышающего восемь недель (традиционная третья четверть длится 10 недель), приводит к тому, что младшие школьники прекращают набирать вес или даже начинают его терять. Триместровая структура учебного года более соответствует психофизиологическим особенностям детей. Она существенно улучшает их самочувствие и успеваемость: снижается количество заболеваний учащихся; уменьшается нагрузка на сердечно-сосудистую систему, снижается невротизация, психоэмоциональное состояние детей становится более устойчивым.

Справедливости ради следует отметить, что на триместровое обучение в настоящее время перешли не все школы, хотя их количество неуклонно растет. В Москве это лишь треть учебных заведений, а в регионах и того меньше. Что же делать остальным? Вот несколько простых советов.

На формирование «синдрома третьей четверти» оказывают влияние три основных показателя:

1. Распределение учебной нагрузки

Расписание каникул в школе вы вряд ли сможете поменять, но обратиться к директору с подобной инициативой можно. Если же ваша школьная администрация сама выступает с подобным нововведением, настоятельно советуем его поддержать. Конечно, в этом случае каникулы вашего ребенка могут не совпасть с каникулами его приятелей, зато вам проще будет взять пару отгулов на работе, купить турпутевку по доступной цене (не сезон, нет ажиотажа) и прекрасно отдохнуть в узком семейном кругу, где-нибудь на природе.

Иногда полезно дать ребенку лишний день отдыха, но не позволяйте себе делать это слишком часто. Напишите записку с извинениями, договоритесь с классным руководителем, возьмите отгул к выходным и проведите это время на даче, в доме отдыха, просто погуляйте в соседнем парке. Ни в коем случае не оставляйте в этот период ребенка одного дома, т. к. в дальнейшем это может спровоцировать прогулы и просьбы: «Ну, мам, можно я дома останусь, ты записку напишешь?»

Можно раз в месяц забрать ребенка с последнего урока, особенно если успеваемость по данному предмету на высоком уровне. Только не учите ребенка врать и не делайте этого под предлогом посещения поликлиники или встречи бабушки на вокзале. Любой преподаватель пойдет вам навстречу и поймет ваше желание сходить с ребенком на выставку или в театр.

Старайтесь разбивать монотонность школьных будней яркими событиями. Отпускайте ребенка-подростка раз в неделю на дискотеку, на концерт любимой группы или на матч любимой команды. Для детей помладше устраивайте веселые праздники у себя дома с приглашением гостей. Детям любого возраста нравится проводить «пижамные вечеринки», когда несколько ребят по взаимной договоренности родителей ночуют у одного из них дома. Желательно делать все это под выходные, чтобы, загулявшись допоздна, дети успели выспаться на следующий день.

2. Физиологическое здоровье ребенка

Во многом здоровье ребенка зависит от того, что делают родители для его поддержания. Современные дети страдают, прежде всего, от недостатка свежего воздуха, движения, полноценного питания и полноценного сна. Отсюда основные рекомендации:

Купите собаку! Посмотрите на этот шаг как на средство поддержания здоровья вашего чада. Если ребенок ещё мал – гуляйте с собакой вместе! И ему, и вам пойдут на пользу ежедневные часовые утренние и вечерние прогулки в любое время года и в любую погоду. Пребывание на свежем воздухе должно длиться час-полтора (для учащихся начальной школы 2-2,5 часа). Причем хорошо бы минут сорок погулять именно перед сном.

Если вы не можете пойти на столь радикальные меры, организуйте совместный поход на лыжах или семейный выезд за город.

Купите всем членам семьи коньки, проведите хотя бы одни выходные на катке.

Прокатитесь вместе с ледяной горки, а потом сходите в сауну или бассейн.

Принимайте витамины всей семьей.

Следите за рационом ребенка, зимой организм особенно нуждается в полноценном и разнообразном питании. Обязательны поливитамины, и пусть ребенок налегает на фрукты, а также на мясо и рыбу: белки стимулируют работу мозга.

Поставьте в детской вазу с фруктами (яблоками, апельсинами, мандаринами, хурмой и т. д.).

Установите в комнате ребенка увлажнитель воздуха, в период работы центрального отопления воздух становится очень сухим, что может способствовать возникновению респираторных заболеваний.

Введите строгий распорядок сна и бодрствования. Период сна должен составлять не менее 9 часов для учащихся начальной школы и не менее 8 часов для всех остальных. Придерживайтесь правила – лучше раньше вставать, чем поздно ложиться.

3. Микроклимат в семье

Хорошее здоровье и бодрость духа – непременное условие успешной учебы. Но даже очень здоровый ребенок нуждается в родительской поддержке и ободрении. От того, какой психологический микроклимат окружает ребенка в семье, зависят его психоэмоциональное состояние и способность справляться с высокими учебными нагрузками.

Именно родители должны помочь ребенку поверить в собственные силы и справиться с трудностями, особенно в тех ситуациях, когда многое не получается. Очень важно адекватно реагировать, к примеру, на школьные неудачи, которые неизбежны в любом случае.

Не ориентируйтесь на оценку учителя, она всегда субъективна. Цените вклад, который делает ребенок в выполнение заданий, и его познавательную активность. «Двойку» по литературе, например, можно получить и за прекрасно сделанную работу, только написанную подростком на свободную тему (не захотел писать то, что требовали) или вразрез с мнением учителя.

Сравнивайте достижения ребенка только с его собственными предыдущими достижениями. Избегайте сравнений с другими детьми, особенно одноклассниками. Оценку «два» малыш-третьеклассник мог получить за диктант, в котором он допустил 12 ошибок, а через неделю их уже 6. Динамика налицо, но отметка будет та же, т. к. нормы оценивания не предусматривают подобных нюансов. За вторую двойку ребенка следует даже похвалить!

Ищите выход из сложной ситуации, вместо того, чтобы наказывать за то, что уже произошло. «Двойки» по математике или русскому, возможно, еще не повод лишить ребенка и без того редких прогулок на улице. Сидение в своей комнате над раскрытым учебником не поможет понять пропущенный материал, порой для этого требуется помощь взрослых. Иногда более продуктивным будет нанять репетитора на несколько занятий для устранения пробелов или позаниматься с ребенком самостоятельно.

Если в школе не все благополучно и справиться с этим никак не удается – не стоит отчаиваться. Чтобы не считать себя вечным неудачником, ребенок должен ощутить вкус победы в любом другом деле: в театре, в спорте, в изостудии. Сложно быть успешным во всем, но быть лучшим в чем-то узкоспециализированном – вполне реальная и достижимая задача.

Школьные проблемы решаются совсем не просто. Как бы ни старались родители сгладить негативные стороны, избежать их удается не всегда. Попробуйте ответить, наблюдаются ли у вашего ребенка следующие особенности поведения:

Делает «глупые» ошибки в тетрадях по тем предметам, в которых раньше был успешен;

Подолгу сидит без дела, погруженный в себя, или бессмысленно манипулирует предметами;

Не может заставить себя сесть за уроки либо делает их быстро и плохо, чтобы отделаться, хотя раньше этого не наблюдалось;

Более обычного вял, плаксив или сонлив;

Засыпает в непривычное для него время;

Часто грубит или обижается;

Не сразу реагирует, когда к нему обращаются;

Во время письма часто меняет почерк;

Сидя на стуле, принимает следующую позу: нога под себя, голова на руке;

Стал прогуливать уроки;

Когда рисует, использует в основном коричневые и черные тона;

Испытывает головные боли во второй половине дня;

Появились темные круги под глазами;

Подхватывает любую инфекцию.

Если хотя бы на семь вопросов вы ответили «да», то ваш ребенок стал жертвой синдрома третьей четверти. И одного сочувствия, дополнительного отдыха может оказаться недостаточно – потребуется консультация врача. В современном арсенале медиков есть средства, помогающие справиться с повышенной интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой.