Житие сергия радонежского. «Образ Сергия Радонежского в творчестве Б. К. Зайцева Какой была реальная жизнь Сергия

Сергий Радонежский - истинный зиждитель русского иночества.

Кочнева Надежда, ученица 11 б класса МБОУ СОШ № 49г. Мурманска.


Эпоха Сергия совпала с важным историческим процессом - становлением Руси Московской. Подвижник считал, что жизнь созидающего государства должна основываться на трех факторах - внутреннем единстве, внешней независимости и Православной культуре - источнике нравственной силы народа.
Власть при Сергии Радонежском была не от Бога, а от людей и за справедливую власть надо было бороться. Церковь Сергия Радонежского отрицала обращение «раб Божий». Сергий с особым вниманием следил за тем, что происходило внутри самой церкви. После кончины митрополита Алексия началось “мятежное время” - период ожесточённой борьбы за власть между различными церковно-политическими группировками. Сергий глубоко переживал это. Сергий избегал открытых конфликтов со светской властью.
Предпосылками становления и развития духовно-нравственной концепции Сергия Радонежского явились: 1)деятельность трудового народа, князей, передовых людей Руси, направленная на созидание государства и развитие отечественной культуры; 2)пробуждение национального самосознания, выразившегося в духовном противостоянии русского народа иноземным завоевателям; 3)политическое, экономическое и духовное возвышение Московского княжества в середине 14 столетия; 4)восстановление тесных культурных связей между Москвой и Византией, влияние исихазма на древнерусскую культуру.
Преподобный Сергий никогда не был политическим деятелем. После победы на Куликовом поле Троице-Сергиев монастырь становится центром духовно-нравственного возрождения русского народа, а понятие Святой Троицы как категории высшей и нераздельной начинает отождествляться с идеей национального единения, с идеей духовного оздоровления нации.
Основу духовно-нравственной концепции Сергия Радонежского составляют следующие принципы:
1)непрерывное самосовершенствование личности осуществляется через систематический труд, молитву, внутреннее самосозерцание, через самоотверженное служение Богу, народу, Отечеству; 2)воспитание инока в общине будет эффективным, если эта община представляет собой духовное содружество личностей - союз, основывающийся на гармонии личного и общественного; 3)духовно-нравственное возрождение нации возможно при условии соблюдения государственной целостности, обретения внешней независимости и распространения христианского просвещения, при условии единения церкви и народа на основе служения идеалам Православия и государственности; 4) огромное значение в деле воспитания имеет личный пример духовного наставника.
Центральное место в духовно-нравственном наследии Сергия Радонежского занимают педагогические идеи, имеющие важное значение в деле воспитания молодого поколения.
1) идея преемственности
2) идея целостного и комплексного воспитания
3) идея гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой
4) идея непрерывности воспитания
5) идея общинного (соборного) единения
6) идея бескорыстного служения обществу.
Сергий утверждал еще одну важную педагогическую идею - идею преемственности поколений.
Одна из идей Преподобного Сергия Радонежского состоит в том, что человек, стремящийся воспитать в себе высокие, благородные чувства, должен избегать порочной атмосферы, стараясь обрести гармонию между своими духовными помыслами и окружающей внешней средой.
Сергий полностью сохранил механизм духовной эволюции человеческого сознания.
На Западе, особенно в Константинополе, хорошо знали, что московский князь Дмитрий «подстрекаемый» Сергием Радонежским, настроен отмежевать Русскую православную церковь от византийской. Поставить над ней своего, московского патриарха и этим объединить в единое целое все русские земли. Великий князь включил Сергия в число московских святых не специальным актом, а по частному случаю, в договорной грамоте 1448 года с князем Иваном Можайским. С одобрения папы римского Сергий Радонежский почитается лишь восточнокатолическими церквями.
Сергий причислен к лику святых в 1452 году. Сергий Радонежский совершил множество чудес. 25 сентября 1392 Сергий скончался. В Москве Сергию Радонежскому посвящены 67 храмов и часовен: 1) собор Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре (1690-1694); 2)храм Сергия Радонежского в Бибиреве (1893-1894); 3)храм Сергия Радонежского в Бусинове (2-я пол. 1850-х); 4)храм Сергия Радонежского в Зеленограде (1997); 5)храм Сергия Радонежского в Новоспасском монастыре (1787); 6)храм Сергия Радонежского в Крапивниках (1678).

Рассказ о жизни Преподобного Сергия Радонежского

ученика 6 класса 1-Гавриловского филиала МБОУ 2-Гавриловской СОШ

Породина Максима Михайловича

Руководитель – учитель русского языка и литературы

Породина Марина Викторовна

Жизнь во Христе

«Дивен Бог во святых Своих!

Прославляя Своих избранников,

он через них устраивает и наше

спасение…»

Архиепископ Никон.

«Житие Сергия Радонежского».

Одним из таких великих избранников Божиих был Преподобный Сергий Радонежский. Ему суждено было обновить дух подвижничества на земле Русской, зажечь благодатный огонек во многих отдаленных пределах Русской земли и чрез то сделаться духовным родоначальником бесчисленного лика монашествующих.

8 октября Православная церковь чтит память преподобного Сергия Радонежского. Сергий Радонежский поистине народный святой, близкий каждому православному человеку. Как при жизни святого по молитвам его, так и в наши дни многие получают от него исцеление – духовное и телесное.

Так что же мы знаем о жизни святого, и кем является Преподобный Сергий для нашей Русской Церкви, для Русского государства, для русского народа?

Верстах в четырех от славного в древности, но смиренного ныне Ростова Великого, на ровной открытой местности по пути в Ярославль уединенно расположилась небольшая обитель во имя Пресвятой Троицы – это благословенная родина великого печальника и заступника Русской земли, Преподобного Сергия, Игумена Радонежского и всея Руси Чудотворца. Здесь было поместье его родителей, благородных и знатных бояр Ростовских Кирилла и Марии. Кирилл и Мария были люди добрые и богоугодные.

Задолго до рождения святого младенца дивный Промысел Божий дал о нем знамение, что это будет великий избранник Божий. В один воскресный день во время Божественной литургии младенец вскрикнул во чреве матери три раза.

Благоговейный описатель жития Сергиева преподобный Епифаний сопровождает свое повествование об этом необыкновенном происшествии таким размышлением: «Достойно удивления, что младенец, будучи во чреве матери, не вскрикнул где-либо вне церкви, в уединенном месте, где никого не было, но именно при народе, как бы для того, чтобы многие его услышали и сделались достоверными свидетелями сего обстоятельства. … как бы давая понять, что по всей земле распространится слава о нем …, и сам он будет совершенной святыней Господа в страхе Божием.»

3 мая 1319 года в доме боярина Кирилла была общая радость и веселье: Марии Бог дал сына. Во Святом Крещении нарекли младенцу имя Варфоломей. Это имя по своему значению - «сын радости». Мать, а потом и другие стали примечать в ребенке нечто необыкновенное: когда матери случалось насыщаться мясною пищею, то младенец не брал сосцов ее, а по средам и пятницам вовсе оставался без пищи. Но на ребенке не было никаких признаков болезни. Блаженный Епифаний говорит: «…Будучи по естеству еще младенцем, он выше естества уже предначинал пощение.»

Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте. Учение давалось ему с большим трудом, так что он далеко отставал даже от своего младшего брата. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним, родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума, проводил ночи над книгою и часто горько плакал о своей неспособности и молился Господу Богу.

Однажды отец послал его в поле искать жеребят. Там на поле, под дубом, увидел Варфоломей незнакомого старца, приносящего молитвы Богу. Не желая прерывать беседы с Господом, Варфоломей дождался окончания молитвы и на вопрос старца: «Что тебе надобно, чадо?» попросил помолиться за него Богу об учении книжном. Молитва таинственного старца слилась с чистой детской молитвой блаженного Варфоломея и достигла Престола Всевышнего. Взяв благословение от старца, отрок начал читать Псалтирь. И сам он, и родители, и братья не могли надивиться, как хорошо он читает. А святой сказал родителям: «Знайте, что велик будет сын ваш пред Богом и людьми за его добродетельную жизнь!»

В душе Варфоломея, рано воспитанной примерами и уроками благочестия, раскрылось чувство любви к молитве и готовность к подвигам для угождения Богу. Он совершенно уклонялся от детских игр, шуток, смеха и пустословия, питался только хлебом и водой, а по средам и пятницам постился. «Поступь его, - пишет блаженный Епифаний, - была полна скромности и целомудрия, лицо его чаще всего было задумчиво и серьезно, а на глазах нередко замечались слезы – свидетели его сердечного умиления. Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смиренный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался и от всех любовно принимал случайные неприятности. Ходил он в плохой одежде, а если встречал бедняка, то охотно отдавал ему свою одежду».

Благоговейное устроение юной души Варфоломея располагало его искать уединения, где бы наедине с Богом изливать слезные молитвы. Особенно любил он молиться по ночам, иногда совсем проводя ночи без сна. И так отрок становился юношей и, возрастая летами, возрастал и в благочестии.

В 1328 году отец Кирилл со своим семейством переселился в Радонеж, где Варфоломей продолжал свои подвиги. Варфоломей стал просить у своих родителей благословения на избрание пути иноческой жизни. Но отец сказал: «Проводи нас в могилу, тогда уже и исполни свое заветное желание». И благодатный сын прилагал все свои старания.

В 1329 году после смерти родителей, Варфоломей раздал большую часть своего имущества бедным и решился всецело посвятить себя Богу. Вместе со старшим братом Стефаном он нашел в десяти верстах от Хотьковского монастыря уединенное место, которое было очень удобно для отшельнической жизни. Так сделан был решительный шаг, и святой юноша на 21-м году жизни бодро вступил на новый путь, полный скорбей и лишений, и устремился к подвигам духовным. У Варфоломея было одно заветное желание: укрыться навсегда от мира в глубине непроходимой чащи лесной, укрыться так, чтоб мир никогда не нашел его и совсем позабыл отшельника.

На избранном месте отшельники устроили себе сначала шалаш из древесных ветвей, а потом убогую келийку; наконец подле келии поставили и малую церквушку. Все это сделали своими руками, потому что телесный труд был необходимым условием жизни подвижнической. Церковь по желанию братьев была освящена во Имя Пресвятой и Живоначальной Троицы. Так скромно было положено основание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, столь прославленной впоследствии именем Преподобного Сергия!

Стефан, не выдержав тяжелой жизни отшельника, короткое время спустя ушел в Москву. Варфоломей же остался тверд в своих замыслах. 7 октября 1342 года в убогой церквице пустынника совершилось пострижение двадцатитрехлетнего юноши. В сей день церковь празднует память святых мучеников Сергия и Вакха: по обычаю того времени Варфоломею и было дано имя Сергий.

Твердость его на избранном пути была удивительной. По словам Епифания, с принятием обета, он не только отложил власы со своей головы, но и отсек навсегда всякое свое хотение. Стужу, голод, жажду, изнурительную работу – неизменных спутников суровой отшельнической жизни – сносил он с неизменной твердостью и смирением. Особенно много скорбей и искушений претерпел он от бесов в начале своего пустынного подвига. Невидимые враги нередко принимали видимый образ страшных зверей и отвратительных гадов, чтобы устрашить подвижника. Но Господь хранил его Своею благодатью, а он день и ночь прославлял Господа.

Через два-три года в соседних селениях заговорили о молодом пустыннике. Один за другим стали приходить к нему, сначала ради душевной беседы и совета духовного, а потом нашлись желающие и жить близ него. Жаль было Сергию расставаться со своим уединением, но, видя их благое произволение и крепкую веру в Бога, решился принять. Когда построено было 12 келий, Преподобный обнес их высоким деревянным тыном от зверей. Тихо и безмятежно потекла жизнь пустынников. Сергий, по своему глубокому смиренномудрию, не хотел принять на себя ни игуменства, ни сана священного. Он управлял только посредством своего примера. Сам он работал больше всех: построил несколько келий, сам рубил и колол дрова, носил их к келиям, молол на ручных жерновах, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду и обувь, носил воду. «Однажды не случилось хорошего сукна в его обители; была одна лишь половинка, гнилая, какая-то пестрая и плохо сотканная. Никто из братии не хотел ею пользоваться. Но Сергий взял ее, скроил из нее рясу и надел, не хотел уже расставаться с нею, пока в продолжение одного года вся не распалась от гнилости.».

Когда число монахов умножилось, сложилось желание поставить на игуменство Сергия, но он об этом и слушать не хотел. В 1354 году все же принужден был принять священство и был поставлен в игумены. Но и после этого продолжал учить не столько словом, а сколько своим примером.

В последующие годы обитель приняла вид благоустроенного монастыря. Сергий решился ввести в своей обители общежитие, что было большим новшеством по тем временам. Монахам запрещалось иметь личную собственность, все должны были трудиться на благо монастыря. Монахи нуждались во многом, уделом иноков была самая суровая бедность.

В это время, по свидетельству сподвижников Сергия, его молитвами стали совершаться чудеса. Так, например, во время сильного голода к монастырским воротам кто-то привез хлеба, рыбы и других припасов, вблизи обители из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды, от воды этой случилось несколько чудесных исцелений. Слава о Сергии стала греметь по всей округе. Епифаний рассказывает, как один человек принес ему тяжелобольного своего ребенка. Пока он просил Сергия помолиться за него и пока Преподобный готовился к молитве, ребенок умер. Отец впал в отчаяние и вышел, чтобы приготовить гробик. А когда вернулся, ребенок был жив. Епифаний передает еще о тяжелобольном, который три недели не мог спать и есть и которого исцелил святой Сергий, окропив святой водой.

Между тем известность распространилась далеко за пределы Радонежа. Теперь уже бояре и великие князья искали его советов и благословения. Собираясь в 1380 году в поход против татар, московский князь Дмитрий Донской посетил Троицкую обитель и принял напутствие от Сергия. Воодушевленное пророческими словами старца, войско одержало победу в Куликовской битве. Сам Сергий, как повествует его жизнеописание, телом стоял в храме, а духом был на поле боя. Он видел все, что там происходит, и как очевидец рассказывал братии о ходе сражения.

В 1385году, когда между Дмитрием Донским и рязанским князем Олегом разразилась война, Сергий принял роль миротворца. Он много беседовал с Олегом, и тот переменил свирепость свою на кротость и заключил с московским князем вечный мир.

Как корабль, обремененный множеством сокровищ, тихо приближается к доброму пристанищу, так богоносный Сергий приближался к исходу временной жизни. В последние годы жизни ему сообщились все дары Божии: дар чудотворения, дар пророчества, дар утешения и назидания. Однажды во время литургии Сергию прислуживал Ангел, в другой раз к нему явилась Богородица.

За полгода до кончины великий подвижник удостоился откровения о времени своего пришествия к Богу. Управление обителью передал своему ученику, преподобному Никону, а сам принял обет безмолвия. Перед самым исходом души своей старец пожелал в последний раз вкусить от Чаши Христовой и промолвил: «В руце Твои предаю дух мой, Господи!» Это было 25 сентября 1391 года. Похоронили его у правого клироса в церкви Пресвятой Троицы. В 1447 году преподобный Сергий Радонежский был канонизирован.

Своей жизнью, своими подвигами и своим непререкаемым авторитетом он оказал огромное влияние на духовную жизнь России. Преподобный Сергий Радонежский стал подлинным «светильником» для современников и потомков – человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. Избегая «искуса судить и назидать», он учил даже не столько словом, сколько своим образом жизни, своим отношением к окружающим. И народ услышал его безмолвную проповедь. Поэтому жизненный путь «великого старца», как его называли, выглядит и парадоксальным – всю жизнь он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем. Уже при жизни преподобного Сергия Радонежского рассматривали как воплотившийся в реальном человеке символ единства Руси.


В первую очередь хочется сказать, что Житие - это повествование о жизни человека, который достиг христианского идеала - святости, дает образцы правильной христианской жизни, убеждает, что так прожить ее может каждый. Герои жития - простые крестьяне, горожане, князья, которые однажды избрали этот путь, идут по нему и стараются уподобиться Иисусу Христу.
Жития святых создавались на протяжении всего периода древнерусской литературы. Большинство авторов нам неизвестны. Житийный канон оказался самым устойчивым из всех жанров древнерусской литературы.
Агиографическая повесть Епифания Премудрого «Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца» рассказывает о выдающемся религиозном деятеле. Она содержит сведения об устройстве и быте монастырской жизни, о духовной помощи братии Дмитрию Донскому во время войны с татарами.
Произведение начинается с самоуничижения автора и с благодарности Богу.
Автор наполняет описание жизни преподобного Сергия чудесами. Всеми мерами он пытается доказать врожденную праведность учителя, прославить его как угодника Божия, как истинного служителя Божественной троицы. Рассказывая о жизни и деяниях великого подвижника, автор проповедует исполнившиеся на нем «дела Божии». Причем проповедует, как сам признается, с помощью самого Бога, Богоматери и Сергия. Отсюда и мистико‑символический подтекст его произведения.
Стоит отметить, что Епифаний с большим мастерством использует библейские числа. Наиболее заметно в «Житии Сергия Радонежского» использование числа «три». Автор придавал ему особое значение. Фон троичной символики неравномерен. Особой насыщенностью отличаются первые три главы. Вступление в жизнь будущего основателя Троицкого монастыря было ознаменовано чудесами, что предвещало ему необыкновенную судьбу. В главе «Начало житию Сергиеву» рассказывается о четырех таких предзнаменованиях. Самое значительное предвестие произошло тогда, когда еще не родившийся ребенок прокричал из чрева матери во время ее пребывания в церкви. «И свершилось некоторое чудо до рождения его. Когда ребенок был еще в утробе матери, однажды в воскресенье мать его вошла в церковь во время пения святой литургии. И стояла она с другими женщинами, когда должны были приступить к чтению святого Евангелия, и все стояли молча, младенец начал кричать в утробе матери. Перед тем как начать петь херувимскую песнь, младенец начал кричать вторично. Когда же иерей возгласил: „Вонмем, святая святым!“ младенец в третий раз закричал. Когда наступил сороковой день после рождения его, родители принв случае если ребенка в церковь Божию… Иерей окрестил его именем Варфоломей… Отец и мать рассказали иерею, как их сын еще в утробе матери в церкви три раза прокричал: „Не знаем, что означает это“. Иерей сказал: „Радуйтесь, ибо будет ребенок, избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы“».
Важно заметить, что создавая «Житие Сергия Радонежского», автор использует не только сокровенные изобразительные средства для выражения троической идеи. В процессе написания повести «Житие Сергия Радонежского» Епифаний Премудрый проявил себя вдохновеннейшим и тончайшим богословом. Создавая данное житие, он размышлял о литературно‑художественных образах, о Святой Троице. Сергий Радонежский при жизни скрывал свой истинный лик, не позволял ученикам рассказывать о чудесах, связанных с ним.
В повести не описываются бурные переживания, сдержанно рассказывается о тяжелых испытаниях, умалчивается о внутренней борьбе. Житие, как икона, показывает нам образец святости, не лицо, а лик.
Ключевский В. О. в своей речи «Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства» назвал Сергия Радонежского носителем чудодейственной искры, способной вызвать действие нравственной силы, скрытой в людях, утверждал, что нравственный подвиг Сергия Радонежского очень высок и достоин подражания.

Сочинение

Произведение Б. К. Зайцева “Преподобный Сергий Радонежский” было написано в 1925 году в эмиграции. Это жизнеописание самого почитаемого на Руси святого старца. По признанию автора, такая тема - “никак не явилась бы автору и не завладела бы им в дореволюционные годы”. Читая жизнеописание знаменитого русского святого XIV века, я отметил, что именно во времена потрясений могут появляться такие произведения, дышащие страданием и надеждой, печалью и любовью - всеми высокими чувствами, которые могут возникнуть в душе человека, болеющего за свое Отечество.
Я понял, что автору этого произведения эти чувства близки и понятны. Мне пришлось по душе также и то, что автор изобразил Сергия именно как русского национального святого, со всеми присущими русскому человеку душевными каче- ствами, из которых автор выделил ярче всех “скромность подвижничества”. Черта очень русская. Не зря в жизнеописании своими человеческими приметами и самой сутью подвига Сергию противопоставляется другой, католический святой - Франциск Ассизский. Преподобный Сергий не отмечен особым талантом, даром красноречия. Он “бедней” способностями, чем старший брат Стефан. Но зато он излучает свет - незаметно и постоянно.
Б. К. Зайцев в своем произведении поставил перед собой задачу, как я полагаю, раскрыть образ Сергия в постепенном, ясном, непрерывном и даже не в драматическом восхождении к святости. Святость растет в нем органично.
Сергий последовательно тверд и непреклонен в своей кротости, смирении, скромности. Когда монастырская братия вдруг начала роптать, игумен не впал в пастырский гнев, не стал обличать своих “детей” за греховность. Он, уже старый человек, взял посох свой и ушел в дикие места, где основал скит Киржач. И другу своему, митрополиту московскому Алексию, не позволил наложить на себя золотой крест митрополичий: “От юности я не был златоносцем, а в старости тем более желаю пребывать в нищете”.
Таким мировоззрением св. Сергий на Руси завоевывает великий нравственный авторитет, который, как показала история, только и позволяет ему совершить главный подвиг жизни - благословить Дмитрия Московского на битву с поработителями Отечества.
В произведении Зайцева св. Сергий - неотъемлемая часть России. Я был в Радонеже на открытии памятника св. Сергию. Там, на фоне русской природы, острее почувствовал эту великую связь св. Сергия с нашей Родиной, столь же кроткой, светлой в своей печали и притихшей как бы в ожидании чуда.
Но, к сожалению, светлые чудеса на Руси случаются гораздо реже, чем великие потрясения. Во времена ордынского ига Русь испытывала двойной удар: “разоряли и чужие, и свои”. Все эти несчастья испытала на себе семья отрока Варфоломея. Отец будущего святого, Кирилл, получил в Радонеже поместье, но сам уже, по старости, не мог вести хозяйство. Его заменил сын Стефан. На Варфоломея надежды не было, потому что отрок все больше стремился к уединению, к молитве, к Богу. Тяжелая жизнь еще сильнее укрепляла его в мысли покинуть родной дом и стать иноком.
Автор показывает Варфоломея еще до конца не представляющим, от чего и ради чего он решает отказаться в жизни. Перед читателем предстает скромный, погруженный в общение с Богом отрок. Отец, как мог, сдерживал сына от этого шага: “Мы стали стары, немощны; послужить нам некому; у братьев твоих немало заботы о своих семьях. Мы радуемся, что ты стараешься угодить Господу. Но твоя благая часть не отнимется, только послужи нам немного, пока Бог возьмет нас отсюда; вот, проводи нас в могилу, и тогда никто не возбранит тебе”.
Варфоломей пожалел родителей и остался. Пожертвовал своим влечением к зовущей к себе новой жизни ради родных людей. В связи с этим вновь вспомню о противопоставлении св. Сергия св. Франциску. Автор уверен, что “Св. Франциск ушел, конечно бы отряхнул прах от всего житейского, в светлом экстазе ринулся бы в слезы и молитвы подвига. Варфоломей сдержался. Выжидал”.
Здесь, по-моему, разрешился более вопрос нравственный, чем религиозный. Разрешился таким образом, что для русской души нравственное и религиозное неразрывно. Во всяком случае, русская душа всегда в подобных случаях мучается и мечется перед выбором, Сейчас трудно сказать, как поступил бы Варфоломей, если бы эти сдерживающие его житейские обстоятельства затянулись. Автор жизнеописания считает, что, “наверное, не остался бы. Но, несомненно, как-нибудь с достоинством устроил бы родителей и удалился бы без бунта. Его тип иной. А отвечая типу, складывалась и судьба...”.
После ухода в дикие места вместе с братом Стефаном им пришлось нелегко. В ските надо было много трудиться. Брат оказался много слабее Варфоломея, и большая часть трудов легла на плечи будущего святого.
Вскоре, после пострижения его в иноки и ухода от него игумена Митрофана, св. Сергий остался совсем один среди дикой природы.
Автор особо подчеркивает расположенность св. Сергия к аскетизму: “Аскетический подвиг - выглаживание, выпрямление души к единой вертикали. В таком облике она легчайше и любовнейше соединяется с Первоначалом, ток божественного беспрепятственней бежит по ней...”
Наивно полагать, мне кажется, что св. Сергию в особенно трудные, первые месяцы одиночества помог тысячелетний опыт монашества. Опыт одиночества передать невозможно. К этому человек приходит сам, перешагнув через себя, и учась у самого себя, и поддерживая сам себя.
Как всякий отшельник, св. Сергий прошел сквозь тоску, отчаяние, упадок чувств, утомление, обольщение более легкой жизнью святой Сергий вышел победителем из этой борьбы, подчинив дух свой линии Бога.
Интересно в изображении образа св. Сергия раскрытие широты его взглядов. Известно, что он, будучи православным, насаждал среди своих подопечных в некотором смысле западную культуру: труд, порядок, дисциплину. Он не был проповедником, ни он, ни ученики его не занимались миссионерской деятельностью. И это только еще более повысило его авторитет в народе.
Не буду описывать подвиг преподобного Сергия, его роль в победе русских войск на Куликовом поле. Это всем известно. И сам автор жизнеописания заострил свое внимание на моментах восхождения преп. Сергия к подвигу его жизни. Ни он, ни Дмитрий Донской не дожили до окончательного освобождения Руси от поработителей, но они заложили прочный духовный фундамент, на котором Россия твердо стоит до сих пор.
Б. К. Зайцеву удалось создать образ народного героя, который во времена крови и насилия поддерживал дух соотечественников.
Автор заканчивает жизнеописание, накладывая последний важнейший штрих на облик преп. Сергия. Он говорит о том, что, “не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим - немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере”.
В этом, я считаю, самая главная ценность образа великого старца, изображенного рукой талантливого русского художника слова Б. К. Зайцева.

ТОГБОУ «Казачья кадетская школа-интернат имени графа И.И. Воронцова-Дашкова»

«Избранник Божий - Сергий Радонежский»

(сочинение в жанре эссе)

Выполнил ученик 8б класса

Лазарев Максим

Научный руководитель:

учитель русского языка,

литературы и ДНВ

Бирюкова Людмила Сергеевна

г. Тамбов, 2016

Мы, русские люди, гордимся тем, что мы православные, тем, что нас любит Господь. Посещая храм Божий, в котором лики Святых внимательно смотрят на нас, а наша душа устремляется к Богу, мы стоим и перед иконой Сергия Радонежского, молимся и благодарим за помощь этого великого заступника Русской земли.

Подвиги людей, рождённых на русской земле, всегда вызывали уважение у народа. Люди совершали подвиги во имя жизни, ведь жизнь - главный подарок, данный человеку Богом.

Сергий Радонежский достойно прожил свою жизнь и оставил в памяти поколений чувство уважения и благодарности. Святой даёт людям, обращающимся к нему, надежду и веру, исцеление, душевную стойкость, познание и вдохновение, способность жить и быть лучше.

Я знаю, что Преподобный Сергий был из рода бояр Ростовских, Кирилла и Марии, которые жили скромно и просто. Они помогали бедным и странникам, придерживались заповедей Божиих. У добрых родителей родился сын, которого назвали Варфоломей, по дню празднования святого. Варфоломей и его брат Стефан с детства понимали, что Господа надо почитать, любить, жить по заповедям, которые он передал людям через Моисея.

Оба брата учились в церковной школе, но учёба тяжело давалась одному из братьев, Варфоломею. Мальчик знал много молитв, часто душой устремлялся к Богу, испытывая при этом чувство радости и благодати, но когда сидел перед учебниками, ощущал, что не может запомнить тексты, правила, математические приёмы. Он испытывал затруднения при ответах, ощущал чувство неловкости, когда учитель смотрел на него. Маленькое сердечко сжималось, и ощущение страха сковывало всё тело. Варфоломей не мог понять, почему он испытывает неловкость, страх и очень страдал. Ученики смеялись над товарищем, над его неловкостью и косноязычностью речи. Варфоломей убегал, стараясь побыть один, разобраться в себе, и только молитва, которую он читал, укрепляла его и давала ему силы.

Встреча Варфоломея со старцем черноризцем, которому он поведал свою печаль, помогла мальчику излить боль насмешек, находящуюся в его душе. Внимание старца породило доверие у Варфоломея, укрепило благодатное состояние души страдающего ребёнка. Варфоломей чувствовал, что старец сможет ему помочь. Старец тут же стал молиться, а мальчик с глубоким чувством веры ждал исхода. Монах дал Варфоломею просфору в знак разумения Священного писания и велел съесть, и Варфоломей с безграничным чувством веры её принял. Слова черноризца о том, что эта просфора даётся ему в знак понимания Священного писания, утроила веру мальчика в то, что он достигнет желаемого. Он молился рядом с пресвитером и испытывал чувство благодати. Варфоломей изведал новое состояние, ещё не понимая того, что он избранник Божий и, что он станет славой России.

Варфоломею не хотелось расставаться с человеком, который принёс ему радость и новые ощущения. Мальчик приглашает черноризца к себе домой, зная, что родители будут рады новому гостю, ведь отец и мать любили странников, помогали нуждающимся, приучали детей к гостеприимству.

Родители радушно приняли странника и стали беседовать. Они о многом говорили, а Варфоломей не сводил глаз со своего нового знакомого, жадно ловя каждое слово беседы. Когда зашла речь о Варфоломее, черноризец предложил мальчику почитать Священное писание. Варфоломей боялся читать, зная свой прошлый опыт в чтении, но верил словам странника и был удивлён своему правильному чтению и разумению прочитанного, а старец предрёк, что Варфоломей будет обителью Пресвятой Троицы и многих приведёт к уразумению Божественных заповедей. Чувство благодати окутало Варфоломея, и в душе родилось чувство безграничной благодарности к Господу, он понял, что его дорога - служение Богу.

Мы видим, что Варфоломей был добр, скромен, трудолюбив, терпелив, часто молился, обладал огромной верой в Бога, обладал качествами, которые присущи достойным людям, поэтому он и стал избранником Божиим.

Варфоломей стал учиться хорошо, даже обогнал многих ребят в школьных науках. Он чувствовал связь с Господом, ему хотелось быть постоянно в церкви, Варфоломей посещает службы, молится, читает летописи, священные книги, с двенадцати лет постится. Скромный, обходительный с людьми, милосердный, Варфоломей помогает бедным.

Варфоломей жил во времена татарщины. Он чувствовал горе народа, угнетение. Князья ссорились, брались за оружие, лилась кровь междоусобиц. Часто молясь, юноша мысленно устремляется к Богу и ощущает, что должен покинуть дом и стать молитвенником за весь мир, а значит стать иноком. После смерти родителей с братом Стефаном Варфоломей за десять километров от Хотькова уходит в Радонежские леса. Они находят красивое место, пригорок (позже названный Маковицей) и строят «келийку и церквицу». Молодой строитель испытывает чувство восторга и, вспоминая слова странника, решает, что церковь должна носить имя Святой Троицы. С благословения митрополита Фиогноста церковь была освящена. Жизнь в лесу была сурова и тяжела, Стефан не выдерживает трудностей и уходит в Москву в Богоявленский монастырь.

Варфоломей терпеливо переносит все испытания и просит о пострижении игумена Митрофана, который совершает обряд, приобщает Сергия святых тайн и даёт юноше новое имя Сергий, а также благословляет на жизнь пустынную.

Время жизни пустынника очень трудное, ведь он долгое время остаётся в одиночестве и должен перенести тяготы существования, чтобы закалить душу, ощутить связь с Богом. Сергий читал Святое писание, жития святых, молился, постился, размышлял, уходил в ощущения, чтобы испытать связь с Богом. Он незримо чувствовал, что Господь рядом, и это ощущение давало силы жить в одиночестве и переносить страхи,

являвшиеся к нему. Стараясь устрашить и запугать Сергия, к нему являлись змеи и мерзкие звери, приходил Сатана с бесами, который приказывал ему покинуть церквушку и уйти из глухого леса. Сергий молился и верил в помощь и защиту Бога. Трудно жилось избраннику Божьему осенью и зимой в лесу, молясь, он преодолевал трудности, искушения. Сергий был терпелив, упорен, дух его закалялся, ведь он обладал неиссякаемой верой в Бога.

Слух о Сергии, о его пустынной жизни дошел до людей. К нему шли люди и просили взять их к себе спасаться вместе. Отшельник отговаривал их, рассказывая о трудности пустынной жизни, но уступил просьбе, видя их горячее желание помогать ему в строительстве. Сергий вместе с помощниками срубил двенадцать келий. В работе Сергий бал образцом для подражания, так как сам рубил толстые сосны, таскал брёвна, плотничал, шил одежду, обувь, готовил еду. Люди удивлялись его мастерству и работоспособности, ведь на скудной еде Сергий имел выносливость, силу и работал за двух человек. Сергий же знал: во всём его поддерживает Бог, даёт здоровье и силу.

Община жила под началом Сергия, монастырь рос. Братья хотели, чтобы Сергий стал игуменом, но он отказывался от предложения, оставаясь простым в общении, работящим, не пропускающим ни одной церковной службы молитвенником. Его душа жаждала повиноваться, нежели повелевать, работать, нежели руководить. Но когда братья пригрозили, что уйдут, Сергий уступил. Епископ Афанасий «положил его во игумена».

Сергий получил поручение от Церкви: воспитывать монастырскую братию. Число его послушников возрастало. Игумен заботился о своих братьях. Вел духовную скромную жизнь, молился, много работал. Сергий понимал, что Бог незримо помогает ему, он ощущал свою связь с Господом. Сергий старался своей праведной жизнью и молитвами воздать должное Господу.

Великий Бог даёт Сергию Радонежскому за праведную жизнь дар провидца . Многие люди приходили в монастырь, чтобы увидеть Преподобного Сергия. Нередко они видели работающего на огороде человека в поношенной и заплатанной одежде, не сразу признав в нём Преподобного. Люди рассказывали о своих горестях и печалях, Преподобный Сергий давал совет, утешение. Он принимал всех, так как сердце его было милосердным. Он благословил Дмитрия Донского на битву с татарами на Куликовом поле и предсказал победу, эта победа положила начало крепости Московской Руси, заставила народ поверить в свои силы. К скромному игумену Святотроицкой обители обращались также князья, бояре, военачальники, митрополиты за советами, так как знали, что дар пророчества даётся избранным, которые достигли высокой духовной жизни.

Господь наградил Сергия Радонежского даром исцелять людей. Святой исцелял слепых, немых, хромых, бесноватых касанием руки и просил об этом

не рассказывать, но слух передавался из уст в уста. Преподобный молился, читал молитву, и Господь помогал ему.

Мы видим, что Преподобный Сергий Радонежский являлся избранником Божиим. Господь помогал ему в благих делах. Святой имел огромное терпение, кротость, трудолюбие, милосердие к людям и огромную веру в Бога, а также чувствовал свою избранность перед лицом Господа. Всей своей жизнью он показал людям, как надо служить Господу.

Сергий Радонежский построил Троицко-Сергиеву Лавру, заложил несколько монастырей, наставлял учеников на путь истины - служение Богу. Последователи Святого построили более пятидесяти обителей на Руси, имя Преподобного Сергия Радонежского живёт, увековеченное Богом и людьми.

Народ чтит Святого и считает покровителем и заступником Руси и церкви.

Взрослея, мы понимаем, что без нравственности не действуют никакие законы общества, Сергий Радонежский всей своей жизнью проповедовал любовь к Господу, призывал творить добро. Соблюдать традиции своей страны, защищать свою страну, проявлять заботу и милосердие к людям, жить по совести, любить красоту земли нашей, на это способен человек высокого духовного развития, каким был Сергей Радонежский.

Литература, использованная в работе:

1. Кучкин В. А. Сергий Радонежский. - Вопросы истории. - 1992. - № 10.

2. Борисов Н.С. И свеча бы не угасла...

Исторический портрет Сергия Радонежского. - М., 1990;

3. Кучкин В. А. Сергий Радонежский. - Вопросы истории. - 1992. - № 10.

4. А. Васянин "АЛФАВИТ" No.51-1, 1999-2000.

5. Георгиевский Г. Заветы Преподобного Сергия. - Сергий Радонежский, М. 1991.

6. Журналы «Божий мир».