Зигмунд Фрейд - цитаты, высказывания и афоризмы (1 фото). Зигмунд Фрейд - цитаты, высказывания и афоризмы (1 фото) Теории психосексуального анализа

ФРЕЙД

ФРЕЙД

(Freud) Зигмунд (1856-1939) - австр. врач и психолог, основоположник психоанализа. На формирование концепции Ф. огромное влияние оказала 19 и 20 вв. Фундаментальным достижением Нового времени явилось открытие природы как радикально нового феномена, впервые предстала перед исследователем как чуждая . Вместе с тем ученые приступили к изучению ее законов. В . 19 в. родилась о взаимосвязи всех природных процессов и явлений. Ф. находился под влиянием т.н. вульгарного материализма К. Фохта, Я. Молешотта и Л. Бюхнера. Не случайно психические процессы нередко трактуются Ф. в духе общих биосферных принципов.
Однако Ф. удалось сделать принципиальный прорыв в психологии. Его работы отличаются не только целостностью, в них - филос. глубина, основательность в понимании психических процессов, попытка опереться на весь естественно-научных знаний своего времени. Пытаясь следовать идеалу точной науки, Ф. оказался тем не менее философом, родоначальником целого филос. направления - фрейдизма. Его открытия радикально изменили представления о философии, человеке, сознании. Он высказал Ф. полагал, что не является наукой: она ограничена в своих возможностях создания системных образований и критически относится ко многим рождающимся научным открытиям. Он задумывался над тем, какого рода знания содержат в себе религиозные и филос. учения. Он сомневался в том, что религиозные учения подлежат критике разума: они выше разума. Ф. занимала проблема: если религиозных учений зависит от внутреннего переживания, доказывающего эту истинность, то с множеством людей, которые такого редкостного переживания не испытывают?
Анализируя различные мировоззренческие системы, складывавшиеся в истории человечества, Ф. выделял три великих мировоззрения: анимистическое, религиозное и научное. Предложив и опробовав свою методику в области душевной жизни отдельного человека, Ф. задался целью применить эти воззрения для анализа психологии народов. Это был серьезный шаг в сторону философии. Ф. считал, что в душевной жизни народов должны быть открыты такие же процессы и связи, какие были выявлены при помощи психоанализа у индивида.
Феномен религии Ф. исследовал в работах «Навязчивые действия и религиозные обряды» (1907), «Тотем и » (1913), «Будущность одной иллюзии» (1927), «Неудовлетворенность культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая » (1938). Как и типы мировоззренческих систем, Ф. выводил религию из психоаналитического толкования природы и особенностей функционирования психики. Религия в этой трактовке оказывается не чем иным, как психологией людей, проецированной во . Ф. сравнивал навязчивые действия невротиков с религиозными переживаниями, которые сопровождают обряды. Частный , по Ф., характеризует религиозность одного человека, массовый же невротизм приводит к феномену религии.
Изучая детскую сексуальность, Ф. обнаружил дополнительные аргументы в пользу своей филос. концепции. Получалось, что между Эдиповым комплексом и верой в Бога есть несомненная близость. Бог - это идеализированный отец. В этом плане религия - общечеловеческий невроз, который основан на Эдиповом комплексе. Ф. оценивал религии как иллюзии и настаивал на том, чтобы устранить их из человеческого обихода.
Ф. предложил психологическое бессознательного и учение о бессознательном. Бессознательное - это, во-первых, психические процессы, которые проявляются активно и не доходят до сознания переживающих их лиц, и, во-вторых, основная и наиболее содержательная психики человека ( - - сознательное), которая регулируется принципом удовольствия и включает в себя различные врожденные и вытесненные , влечения, импульсы, желания, установки, стремления, комплексы, характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, асоциальностью.
В бессознательном, по Ф., постоянно идет Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, разрушительности и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо). Бессознательное и его Ф. рассматривал как источник неврозов и личностных конфликтов. Он создал психоаналитическую терапию, ориентированную на бессознательного и на исцеление через бессознательного.
Стремясь наглядно представить душевную структуру человека, Ф. использовал психического аппарата, построенного из нескольких систем. В процессе развития человеческого рода и отдельного человека первым возникает бессознательное. Бессознательная система не могла бы, однако, существовать сама по себе, она была бы нежизнеспособной. Сознательная система нужна ей как инстанция, играющая роль посредника. Она выясняет, каковы внешнего мира (испытание реальности), и приноравливает к ним , что означает работу мысли в соотнесении с причинно-следственными связями.
Основываясь на феноменах табу и тотемизма у первобытных людей, Ф. в книге «Тотем и табу» выдвинул гипотезы (повторенные затем в работе «Человек Моисей и монотеистическая религия») о происхождении совести, вины, этики и религии. По мнению Э. Фромма, общей почвой, на которой произросла таких исследователей, как К. Маркс и Ф., является гуманизма и человечности, которая, восходя к иудейско-христианской и греко-романской традициям, вновь вошла в европейскую историю в эпоху Возрождения и полностью раскрылась в 18- 19 вв. Ф. был любознательным и зорким наблюдателем фактического поведения людей, а также различных проявлений бессознательного. Открытие бессознательного стало огромным прорывом в филос. постижении человека. Революция, совершенная Ф. в антропологической теории, состояла в том, что он помог обнаружить бессознательный человеческого мышления. Не менее важным антропологическим достижением Ф. было и его учение о характерах.
Просветители много внимания уделяли человеческой природе. Они пришли к мысли, что, будучи единой, человеческая природа раскрывается во множестве конкретных человеческих версий. Дальше этой констатации просветители, однако, и не продвинулись. Ф. же показал, что можно выделить специфические психологические характеры. Характер - это стойкая чувств, типичное , обусловленное историей развития личности. Ф. выдвинул весьма интересное о невротическом характере культуры. Вместе с тем он показал, что может внести гармонию в душу человека и «отладить» массово-психологические процессы.
В 20 в. сложилось социальных и культурологических концепций. Исследователи пытались понять, что заставляет людей жить в сообществе? Каким образом возникла нравственность? Почему в культуре есть такие феномены, которые никак не объяснишь действием разума, сознания человека? Ф. пытался ответить на эти вопросы с помощью психоаналитического учения о сексуальности. Можно сказать, что содержание культуры представлялось ему слишком упрощенно. Однако идеи Ф. сохраняют свое для трактовки многих проблем культуры.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ФРЕЙД

(Freud) Зигмунд (6.5. 1856 , Фрайберг, Австро-Венгрия,-23.9.1939, Хэмпстед, близ Лондона) , австр. невропатолог, психиатр, психолог, основоположник психоанализа. Проф. Венского университета (с 1902) . После захвата Австрии фаш. Германией (1938) эмигрировал в Великобританию.

Ранние работы Ф. посвящены физиологии и анатомии головного мозга. Под влиянием франц. школы (Шарко, Бернхайм) с кон. 80-х гг. занимался проблемами неврозов, с сер. 90-х гг. разрабатывал психоанализ - пси-хотерапевтич. лечения неврозов, основанный на технике свободных ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как способе проникновения в бессознательное. Одним из первых начал изучать психологич. аспекты развития сексуальности, в кром выделил стадий. В 1900-х гг. выдвинул общепси-хологич. теорию строения психич. аппарата как энергетич. системы, в основе динамики которой лежит между сознанием и бессознат. влечениями, в 1920-х гг.- учение о психич. структурах личности («Я и Оно», 1923 , рус. пер. 1924) . Неправомерно расширяя сферу применения психоанализа, Ф. попытался распространить его принципы на сферу социальной психологии («Психология масс и че-ловеч. Я», 1921 , рус. пер. 1925) и различные области человеч. культуры - мифологию («Тотем и табу», 1913 , рус. пер. 1923) , фольклор, художеств. и т. д., вплоть до истолкования религии как особой формы коллективного невроза («Будущность одной иллюзии», 1927 , рус. пер. 1930) . Сублимация - центр. понятие у Ф. в его психологич. трактовке культуры, которая рассматривается им как неизбежного компромисса между стихийными влечениями и требованиями реальности («Неудовлетворённость в культуре», 1930) . В целом идейная взглядов Ф. шла от «физиологич. материализма» к утверждению автономии психического и антропологич. построениям, близким натуралистич. разновидностям философии жизни. Влияние идей Ф. сказалось на самых различных направлениях бурж. философии, социологии, социальной психологии, литературы? искусства.(см... Фрейдизм, Неофрейдизм) .

Gesammelte Werke, Bd l-18, Stufig., 1966-69; в русском пер.- Избранное, т. 1-2, Лондон, 1969-; Психопатология обыденной жизни, М., 1910 ; Толкование сновидений, М., 1913 ; Лекции по введению в психоанализ, т. 1-2, М., 1922 ; Осн. психологич. теории в психоанализе, М.- П., 1923 ; Очерки по психологии сексуальности, М.- П., [б. г.]; Остроумие и его к бессознательному, ?., 1925.

Лит.: Виттельс Ф., Фрейд. Его личность, учение и школа, пер. с нем., Л., 1925; Dаlbiez R., La méthode psychanalytique et la doctrine freudienne, 2 éd., Bruges, 1949; Puner H., Freud. His life and his mind, ; Jones E., The life and work of S. Freud, v. 1–3, N. Y., ; Choisy M., S. Freud, N. Y., ; Fine R., Freud. A critical re-evaluation of his theories, L., ; Rieff Ph., Freud, the mind of the moralist, L., 1965. См. также лит. при ст. Психоанализ .

Д. Ляликов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .



1. Мы выбираем не случайно друг друга... Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании.
2. Идеальная, вечная, очищенная от ненависти любовь существует только между зависимым и наркотиком.
3. Всё, что вы делаете в постели, - прекрасно и абсолютно правильно. Лишь бы это нравилось обоим. Если есть эта гармония - то вы и только вы правы, а все осуждающие вас - извращенцы.
4. Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несет.
5. В основе всех наших поступков лежат два мотива: желание стать великим и сексуальное влечение.
6. Мы никогда не бываем столь беззащитны, как тогда, когда любим и никогда так безнадежно несчастны, как тогда, когда теряем объект любви или его любовь.
7. Иллюзии привлекают нас тем, что избавляют от боли, а в качестве замены приносят удовольствие. За это мы должны без сетований принимать, когда, вступая в противоречие с частью реальности, иллюзии разбиваются вдребезги.

8. В любовных отношениях нельзя щадить друг друга, так как это может привести лишь к отчуждению. Если есть трудности, их надо преодолевать.
9. Ограниченность удовольствия только увеличивает его ценность.
10. Ничего не бывает случайного, все имеет первопричину.
11. У каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он не сознается даже себе самому.
12. Только воплощение в жизнь мечты детства может принести счастье.
13. Невроз - это неспособность переносить неопределенность.
14. Почему мы не влюбляемся каждый месяц в кого-то нового? Потому что при расставании нам пришлось бы лишаться частицы собственного сердца.
15. Каким смелым и самоуверенным становится тот, кто обретает убежденность, что его любят.
16. Каждый нормальный человек на самом деле нормален лишь отчасти.
17. Первый человек, который бросил ругательство вместо камня, был творцом цивилизации.
18. Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира.
19. Остроумие - это отдушина для чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим способом.
20. Большинство людей в действительности не хотят свободы потому, что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит.
21. Мы не всегда свободны от ошибок, по поводу которых смеемся над другими.
22. Человеку свойственно превыше всего ценить и желать того, чего он достичь не может.
23. Люди более моральны, чем они думают и гораздо более аморальны, чем могут себе вообразить.
24. Кто наблюдал, как насытившись малыш отстраняется от груди и засыпает с порозовевшими щеками и счастливой улыбкой не может избежать мысли, что эта картина продолжает существовать всю последующую.

Наркотики, женоненавистничество, толкование сновидений, зависть к беременности - по какому только поводу не упоминается имя Фрейда

Перевод для – Сева Бардин

1. Наркотики

Зигмунд Фрейд так сильно подсел на кокаин, что открыто обсуждал эту тему со своей невестой и проводил над собой эксперименты. Он написал несколько статей, в которых подробно рассказывается обо всех «чудотворных» свойствах этого наркотика.

2. Женоненавистничество

Фрейд полагал, что причина всех психологических проблем женщин кроется в том, что природа обделила их пенисами. Более того, по мнению великого психолога, прекрасный пол не обладает способностью к объективному суждению. Он считал их инфантильными, ревнивыми и невежественными. И если в обществе возникает проблема – её причину, по мнению Фрейда надо искать именно в женщине, особенно когда речь идёт о сексуальной напряженности между полами.

3. Теории психосексуального анализа

Фрейд разработал ряд очень странных теорий, множество которых со временем были опровергнуты. Он был убеждён, что маленькие дети (включая новорождённых) обладают бессознательным сексуальным влечением. По мнению Фрейда, существовуют три психосексуальные стадии развития личности: оральная, анальная и фаллическая. У ребёнка, который получал недостаточную стимуляцию в младенчестве, скорее всего, сформируется орально-пассивный тип личности: человек будет испытывать постоянное желание грызть что-либо или просто занять свой рот. Ровным образом приучение ребёнка к туалету влияет на его характер в будущем. Фрейд также имел несколько теорий, связанных с Эдиповым комплексом (когда маленьких мальчиков привлекают их мамы) и комплексом Электры (когда маленьких девочек привлекают их папы).

4. Рак

Многим даже в голову не приходило, что долгое время Фрейд боролся с раком ротовой полости, причиной которого послужило чрезмерное пристрастие к сигарам. В какой-то момент ему даже удалось бросить эту вредную привычку, но спустя год он опять поддался соблазну. По некоторым сведениям он выкуривал до 20 сигар в день. Фрейд пережил 34 операции, одна из которых едва не стоила ему жизни.

5. Основатель психоанализа

В первую очередь Фрейд известен изобретением психоанализа, хотя на этот счет имеется ряд сомнений. Он был первым, кто популяризировал этот метод, и тем самым повлиял на деятельность многих великих психологов (например, таких как Карл Юнг). В его основе лежит анализ раннего детства пациента и бессознательных аспектов личности. Однако данная теория была подвергнута критике и даже сегодня многие психологи считают её противоречивой. Несмотря на это вклад Фрейда в психологию достаточно велик.

6. Зависть к беременности

В ответ на теорию Фрейда о том, что причиной многих женских бед была зависть к мужскому половому органу, женщины придумали альтернативную теорию зависти к беременности, согласно которой на самом деле сильный пол завидует слабому ввиду своей физиологической неспособности давать жизнь. Таким образом, они начинают заниматься построением карьеры, чтобы ощутить, что тоже способны создавать что-либо.

7. Толкование сновидений

Фрейд написал книгу «Толкование сновидений», в которой рассказывается, что кроме явного сновидения существует еще и бессознательное скрытое. То, что вы запомнили — непосредственно ваши мысли во время сна, которые призваны замаскировать бессознательное.

8. Бессознательное

Фрейд был одним из первых, кто выдвинул теории, затрагивающие эту тему. Проще говоря, бессознательное – это любые процессы в мозгу, которые происходят без нашего участия. Однако Фрейд был уверен, что существует нечто большее. Бессознательное непосредственно влияет на наше поведение, а самим бессознательным руководят подавленные в юности эмоции. Он твёрдо верил, что действия человека являются результатом бессознательных процессов. Поэтому «свободный» выбор не так уж свободен, как нам кажется.

9. Оральная стадия развития

По слухам как-то раз Фрейд закурил сигару перед группой студентов, один из которых высказался, что великий психолог испытывает нужду постоянно чем-то занять свой рот, находясь, таким образом, на оральной стадии развития личности. На что Фрейд ответил: «Иногда сигара – просто сигара». Как ни странно, позже выяснилось, что эта история была всего лишь выдумкой. Но учёный действительно любил сигары. По его словам, сигары играли важную роль в его жизни, помогая улучшить продуктивность работы. Короче говоря, если такое понятие как оральная стадия развития личности действительно существует – оно имело к Фрейду самое непосредственное отношение.

10. Полиглот

Зигмунд Фрейд отлично владел немецким, итальянским, греческим, английским и латинским языками, а также ивритом. Для большинства людей это впечатляющий перечень, так как они могут похвастаться разве что хорошим владением своего родного языка. К тому же Фрейд был определённо одарённым человеком. В восемь лет он уже читал Шекспира. Вскоре его приняли в престижный вуз, который он закончил с отличием.