Армянская архитектура. Храмовая архитектура армении Архитектурные памятники армении

), которые, кроме обеспечения жизнедеятельности городов, составляли часть их оборонительной системы.

Шедевром античной архитектуры Армении является Гарни , построенный армянским царём Трдатом I (54-88 гг.) в 76 г., о чём свидетельствует обнаруженная там же его над­пись на греческом языке.

Кроме собственно городов, архитектура развивалась также в отдельных княжеских владениях, крепостях и особенно церковных комплексах, которые, переживая быстрое развитие, становятся культурными центрами своего времени. В недавно освобожденной от арабского ига стране вначале строились сравнительно небольшие здания, самые ранние из которых известны в горном Сюнике, на побережье Севана .

Первые построенные в IX веке церкви воспроизводили композиции трёхабсидных и четырёхабсидных крестообразных в плане центральнокупольных храмов VII века (построенные в 874 году две церкви на острове Севан - Севанаванк и Айраванк). Однако в остальных сооружениях того же типа наблюдается пристройка угловых приделов (монастырь Шогакаванк, 877-888 гг.), а также тенденция включения этих приделов в общую композицию сооружений (монастыри Котаванк, Макеняц). Купольная композиция VII века с четырьмя отдельно стоящими пилонами была использована при возведении храма Погосо-Петроса в Татеве (895-906 гг.), причём угловые стены двух добавочных приделов заменили несущие купол пилоны. Результатом подобного творческого подхода к композиционной задаче и явилась сооружение главной церкви монастыря Каракоп в Вайоц-дзоре (911 г.), в которой нет несущих купол пилонов, и купол опирается на угловые стены четырёх пределов . В 903 г. строится церковь Котаванк, к первой четверти X века относится церковь Бюракана , в 936 году строится купольный храм Гндеванк в гаваре Вайоц-Дзор, в конце X века - церковь Макеняц.

Более плодотворным становится архитектурная школа Ани-Ширака, развивавшаяся на владениях Багратидов (центральное владение гавар Ширак). Столицей Анийских Багратидов изначально являлось Багаран , позже - Ширакаван , где в конце IX века по примеру Аручского храма (VII в.) царь Смбат I возвел новый храм . Позже в Карсе в 940-гг. царь Аббас строит центральнокупольный храм . Один из классических образцов Ани-Ширакской школы архитектуры - церковь Мармашен , строительство которого был начат в 988-ом и завершилась в начале следующего века.

В Х-XI вв. с распространением парусной конструкции гранёная форма барабана купола уступает место круглой; при этом купола часто увенчиваются покрытием зонтичной формы. В этот же период под влиянием народного жилища - глхатуна - получает развитие оригинальная центрическая форма покрытия монастырских зданий-гавитов (гавиты - своеобразные церковные притворы, выполнявшие различные функции: усыпальниц, мест для прихожан, залов для собраний и занятий).

Крепости

Крепость Амберд , 1026 г. Крепость Тигнис , IX век Городские крепостные стены Ани, X-XI века

В середине X века развивается Ташир-Дзорагетская школа архитектуры: в 957-966 гг. строится монастырь Санаин , в 976-991 гг. царица Хосровануйш и его младший сын Гурген основывают монастырь Ахпат - один из крупшнейших архитектурных и духовных центров Армении. Почти все архитектурные типы VII века были реализованы а храмах X столетия , но особенно часто армянские архитекторы обращались к структуре купольных залов . В архитектуре X века начинает формироваться композиция притворов - гавитов . Армянские архитекторы X века обладали международным признанием .

До середины XI века армянская архитектура бурно развивается в Ани. Среди памятников других областей страны, особо выделяются монастырь Кечарис (1033), церковь св. Богородицы в Бджни (1031), Ваграмашен (1026), Бхено Нораванк (1062), Воротнаванк (1007) и некоторые др.. В начале XI века строились монастырь Варагаванк и Хцконк (1029 г.) в Западной Армении.

Развитие каменных зданий гражданского назначения тесно связано с развитием монастырских комплексов, замечательных образцов архитектурных ансамблей. Значительное место в них отводилось жилым и хозяйственным постройкам, а также таким светским зданиям, как трапезные, школы, книгохранилища, гостиницы, гавиты (монастыри в Санаине, Х-ХIII вв., в Ахпате (X-XIII вв.).

Интерьер Гегарда, начало XIII века

Особенно сильное влияние на армянскую архитектуру оказывают светские здания в XII-XIV вв. Выделяются оригинальные чытырёхстолпные залы и бесстолпные помещения с перекрытием на пересекающихся арках, особенно характерные для широко строившихся в монастырях гавитов. Четырёхстолпные гавиты чаще всего были квадратными в плане с арками, перекинутыми между колоннами и стенами. В центре на четырёх колоннах делается купол или шатёр с круглым проёмом в вершине (гавит в Санаине 1181 г.).

В 1188 году на месте старой церкви Гетик Мхитар Гош основывает новое здание - крестовокупольную зерковь Нор Гетик или Гошаванк . Строительство главной церкви св. Аствацацин (Богородицы) осуществляется в 1191-1196 гг. архитектором Хюсн.

Вместе со строительством благоустроенных магистралей широкое распространение получило сооружение мостов, о чём может свидетельствовать строительство одноарочного моста в Санаине через р. Дебед в 1192 г.

Бесстолпные залы с перекрытием на пересекающихся арках - выдающееся изобретение армянских зодчих, в котором оригинальная конструктивная система позволила построить интерьер нового типа. Яркая пластика и основные членения здесь целиком образуются конструктивными элементами, создающими ясную и логичную тектоническую структуру центрического нервюрного свода; являвшегося основной конструкцией и главным украшением просторного зала. Устраиваемый над квадратом пересечённых арок световой фонарь в виде купола или шатра обогащал композицию, придавая ей стройность и вертикальную устремлённость. Характерным примером может служить Большой гавит монастыря Ахпат (1209 г.). В его композиции завершающий «купол» сам представляет собой систему пересекающихся арок, несущих световой фонарь.

Наряду с монастырскими постройками в рассматриваемый период в Армении интенсивно застраивались и благоустраивались города. Получили развитие общественно-коммунальные здания: караван-сараи , бани, производственные и инженерные сооружения: водяные мельницы, оросительные каналы, дороги и др.

Новый подъём армянской архитектуры начинается с последней четверти XII века при правлении Закарянов . Памятники конца XII - первой четвери XIII века показывают непрерывность развития архитектурных традиции, несмотря на более чем вековое сельджукское иго. Новые стилевые особенности, разработанные в X-XI веках полностью сохраняются, декоративные способы становятся более тонкими . Церковные комплексы с XIII века начинают расширяться новыми сооружениями. Среди наиболее крупных и известных архитектурных памятников начала XIII века Аричаванк (1201), Макараванк (1205), Тегер (1213-1232), Дадиванк , (1214), Гегард (1215), Сагмосаванк (1215-1235), Ованаванк (1216), Гандзасар (1216-1238) и т. д.. Элементами построения церковных ансамблей, кроме собственно гавитов , являлись также гавиты-мавзолеи, библиотеки, колокольни, трапезные, водоемы и прочие мемориальные здания .

К середине XIII века относятся Гтчаванк (1241-1246), Хоракерт (1251), к концу XIII века Танаде (1273-1279) и Агарцин (1281).

Особое развитие в XIII веке получила именно архитектура монастырей. Существовали весьма разнообразные принципы планировки монастырских комплексов . При сохранении типологии храмов, были изменены их пропорции, в частности значительно повысились барабан, фасадные щипцы и шатер . Гавиты строятся с весьма разнообразными пространственными решениями . Прочерченная схема свода центральной ячейки сохранившаяся на южной стене гавита монастыря Аствацнкал считается ранней среди известных средневековых архитектурных рабочих чертежей .

В XIII столетии среди архитектурных школ особо выделяются Лорийская, Арцахская и Сюникская, с конца того же века такжа Вайоц-Дзорская . Вайоц-Дзор становится одним из центров армянской культуры в конце XIII - первой половине XIV века. Здесь действовал также Гладзорский университет и где развилось отдельное направление армянской миниатюрной школы . В Вайоц-Дзоре строятся такие памятники архитектуры как Нораванк (1339 г.), церковь Арени (1321 г.), Зорац (не позднее 1303 г.) и др.. Подъем Вайоц-Дзорской школы архитектуры связан с деятельностью княжеского дома Орбелян.

Видные архитекторы, мастера по камню и художники эпохи - Момик , Погос, Сиранес (гавит церкви Аратес, 1262, родовая усыпальница Орбелянов, 1275) и другие.

В XII-XIV веках развиваются здания княжеских мавзолеев-церквей (церковь Егварда, 1301, Нораванк, 1339, Капутан, 1349). В то же время иноземное иго привело экономику страны в катастрофическое положение, усиливалась эмиграция населения, почти приостановилась строительство монументального типа. В XII-XIV веках процветала архитектура в Киликийском царстве , где традиции классической армянской архитектуры сочетались с особенностями византийского, итальянского, французского искусства и архитектуры. Развитие архитектуры большей частью было обусловлено развитием армянских городов, которые стали центрами развития светской городской архитектуры. Для армянской архитектуры новым явлением становится строительство портовых городов. Принципы строительства горных городов и сёл было в основном то же, что и в собственно Армении.

Галерея. VIII-XIV века

Архитектура Ани

В IX-XI вв. на территории Армении возникает независимое государство Багратидов со столицей в Ани . Архитектура этого времени продолжает развивать принципы зодчества VII в. В культовых зданиях продолжают разрабатываться центрические и базиликальные структуры. В центрических зданиях становится всё более определённой тенденция объединения интерьера вокруг центральной оси, господство подкупольного пространства в традиционных схемах крестово-купольного храма и купольного зала. Пропорции храма вытягиваются. Большое значение приобретает декоративное убранство, резьба по камню (церковь Григория в Ани, конец Х в.; церковь Аракелоц в Карсе , середина Х в.).

О развитии купольной базилики даёт представление кафедральный собор Ани , построенный выдающимся армянским зодчим Трдатом . Его строительство было начато при Смбат II в 989 г. и завершилась в период правления Гагика I в 1001 г.. В структуре храма выделена крестообразность, что говорит о влиянии на композицию крестово-купольной системы. Средний и поперечный нефы значительной высоты (20 м) доминируют в интерьере и на фасадах. Стремление к пластическому богатству проявилось на фасадах - в изящной декоративной аркатуре, а в интерьере - в сложном профиле пучкообразных колонн, подчёркивающих вертикальную устремлённость членений, которой отвечает и стрельчатая форма основных арок. Отмеченные детали (стрельчатость, вертикальная расчленённость устоев, аркатура и др.) в некоторой степени предвосхищают приёмы романских и раннеготических зданий, развившихся несколько позднее в странах Европы.

Собственно армянская архитектура на протяжении XV-XVI веков развивается в местах компактного проживания армян на территории России, Грузии, Украины, Крыма, Польши.

Начиная со второй половины XVII века в Армении отмечается сравнительный мир, после трёхвекового перерыва создаются условия для развития национальной архитектуры. Строительство развивается в основном по трём направлениям: 1) восстановление старых церквей и храмов, 2) строительство новых, 3) развитие уже существующих за счёт новых сооружений. Значительные строительные работы ведутся в Вагаршапате , восстанавливаются главный собор и храм св. Гаянэ. Новые церковные сооружения строились по принципам армянской архитектуры IV-VII веков - купольные базилики, купольные залы и особенно трёхнефные базилики. Трёхнефные базилики XVII века, в отличие от своих раннесредневековых аналогов, более простые, без особой декоративной роскоши, часто из малообработанного камня. Типичные примеры архитектуры эпохи: церкви Гарни, Татева (1646), Гндеваза (1686), Егегиса (1708), Нахичевана (св. Богоматери в Бисте (1637), св. Шмавона в Фараке (1680), св. Григоря Просветителя в Шороте (1708)) и другие.

В XVII веке купольных церквей строилось сравнительно немного. Строение купольного зала имели большая церковь Хор Вирапа (1666) и Шогакат (1694) Эчмиадзина. Купольные базиликальные цервки строились в основном в Сюнике и Нахичеване. В этот период основным строительным материалом являлся базальт , использование которого требовало больших затрат. По этой причине начинают использоваться более простые материалы, в основном кирпич .

Галерея

XIX век. Начало XX века

В XIX веке градостроительство и архитектура городов западной Армении (Ван , Битлис , Карин , Харберд, Ерзнка и т. д.) переживали незначительные изменения. Присоединение Восточной Армении к России в начале того же века создало условия для экономического подъёма и сравнительного развития архитектуры и градостроительства. Города частично (Ереван) или полностью (Александраполь , Карс , Горис) обустраивались по каноническим планам главных планировок. Реконструкция и сооружение городов развивалось особенно в конце XIX, начале XX веков, когда перечисленные города становились центрами капиталистического развития Армении.

История армянской архитектуры XX века начинается с инженера-архитектора В.Мирзояна. Им были спроектированы здания Ереванской мужской гимназии на ул. Астафьяна (ныне Концертный зал им. Арно Бабаджаняна на ул. Абовяна), Казначейство и казённая палата (ныне банк на ул. Налбандяна), Учительская семинария.

XX век

В 2005 г. началось строительство третьего корпуса Центрального Банка РА (арх. Л. Христафорян).

Армянские архитекторы XXI века участвуют в международных конкурсах. Армяне отличились на международном конкурсе на проект застройки одного из центральных кварталов Дохи - столицы Катара. Они заняли второе место (первое место заняли испанцы). Авторы проекта: Л. Христафорян (руководитель группы), М. Зороян, Г. Исаханян, В. Мхчян, М. Согоян, Н. Петросян.

Примечания

  1. К. В. Тревер . Очерки по истории культуры древней Армении (II в. до н. э. - IV в. н. э.). - М. Л., 1953. - С. 187.
  2. Армяне - статья из Большой советской энциклопедии (3 издание)
  3. Ксенофонт, Анабасис
  4. Большая советская энциклопедия
  5. Армянская советская энциклопедия. - Т. 6. - С. 338. (арм.)
  6. Плутарх . Сравнительные жизнеописания, Красс, § 33
  7. Плутарх. Сравнительные жизнеописания, Лукулл, § 29
  8. В. В. Шлеев. Всеобщая история искусств / Под общей редакцией Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. - М .: Искусство, 1960. - Т. 2, кн. 1.
  9. Армянская советская энциклопедия. - Т. 7. - С. 276. (арм.)
  10. Сокровища армянских гор - Севанаванк
  11. М. Акопян. Армянская архитектура сквозь века
  12. Аль-Масуди «Золотые копи и россыпи самоцветов» стр 303
  13. Armenian Architecture - VirtualANI - The church at Shirakawan
  14. Armenian Architecture - VirtualANI - The Cathedral of Kars
  15. Армения // Православная энциклопедия . - М ., 2001. - Т. 3. - С. 286-322.
  16. Cyril Toumanoff . Armenia and Georgia // The Cambridge Medieval History . - Cambridge, 1966. - Т. IV: The Byzantine Empire, part I chapter XIV. - С. 593-637. :

    Armenian architects enjoyed an international reputation; thus Odo the Armenian took part in the construction of the Palatine chapel at Aix and Tiridates of Ani restored the church of Holy Wisdom at Constantinople after the earthquake of 989.

  17. Armenian Architecture - VirtualANI - The Monastery of Varagavank
  18. Армянская советская энциклопедия. - Т. 1. - С. 407-412. (арм.)

Архитектура

Внимание европейских ученых к армянским памятникам древности впервые было привлечено французскими и английскими путешественниками XIX века. Основываясь на их описаниях, рисунках и планах, Огюст Шуази в своей «Истории архитектуры», опубликованной в 1899 году, впервые предпринял попытку систематического изучения армянской архитектуры. Рассматривая эту архитектуру как местное выражение византийского искусства, Шуази тем не менее указал на некоторые специфические формы и методы строительства, так же как на возможное армянское влияние на балканские, и в первую очередь сербские памятники. Связь между армянской и византийской архитектурой была изучена в 1916 году Милле в его книге L"Ecole grecque dans I"architecture Byzantine («Греческая школа в византийской архитектуре»). К этому времени стали известны новые памятники, чему способствовали раскопки в Ани и других городах Армении, экспедиции русских археологов и исследования армянских ученых, особенно архитектора Тороса Тораманяна. Результаты их работ широко использовались И. Стржиговским в монографии «Архитектура Армении и Европы», увидевшей свет в 1918 году. С тех пор армянские памятники включались во все масштабные труды, посвященные средневековой архитектуре, а работы, выполненные армянскими и иностранными учеными на протяжении последних сорока лет, значительно расширили область исследований.

Стржиговский утверждал, что Армении принадлежит главная роль в происхождении и развитии христианской архитектуры. Он считал, что армяне воплотили в камне купол на поддерживающих выступах, распространенный в кирпичной архитектуре северного Ирана. Он также полагал, что армяне первыми возвели церковь в форме квадрата с небольшими нишами, увенчанную куполом. По мнению Стржиговского, армяне ввели и другие типы купольных зданий, он проследил их влияние на искусство не только Византии и других христианских стран Ближнего Востока, но и Западной Европы, как в Средние века, так и в эпоху Возрождения. «Греческий гений в Святой Софии и итальянский гений в Святом Петре, – писал Стржиговский, – только реализовал более полно то, что создали армяне».

Признавая большое значение книги Стржиговского – первого систематического исследования армянской архитектуры, – большинство ученых все же отвергают крайности его оценок. Раскопки в разных странах явили миру много новых памятников раннего христианства, и ученые смогли удостовериться в существовании одинаковых типов построек, удаленных друг от друга на гигантские расстояния. Исследования А. Грабара мемориальных часовен христианских мучеников и их отношение к мавзолеям поздней Античности поставили проблему происхождения и развития христианской архитектуры на более широкую основу. Ни одна страна не может считаться первоисточником, от которого все остальные лишь черпали вдохновение.

Противоположная точка зрения была высказана грузинским ученым Г. Чубинашвили. Без каких бы то ни было на то оснований датируя армянские памятники более поздними веками, часто со сдвигом в несколько столетий, этот человек доказывал приоритет и превосходство грузинских образцов, считая, что армянские церкви являются не более чем бледной копией грузинских прототипов. Такие заявления, сделанные с полным пренебрежением к исторической информации, недопустимы и опровергаются другими авторитетными учеными. В действительности же шло параллельное развитие в обеих странах, особенно в ранние века, когда грузинская и армянская церкви были объединены и между ними поддерживались постоянные и частые контакты. Нет сомнений, что происходил взаимный обмен: армянские и грузинские архитекторы, должно быть, нередко сотрудничали, о чем свидетельствуют армянские надписи в грузинских церквях Джвари и Атени-Сион (Атенский Сион). В последней упомянуто имя архитектора Тодосака и его помощников. Не противопоставляя архитектурные памятники двух стран, а рассматривая их вместе, можно раскрыть тайны, сокрытые от нас веками.

Памятники Гарни являются единственными известными нам остатками языческой архитектуры Армении. В процессе раскопок были найдены стены мощных фортификационных сооружений и четырнадцати прямоугольных башен, большого сводчатого зала и нескольких помещений меньшего размера, составлявших царский дворец (см. фото 8), а также части бань, построенных к северу от дворца и состоящих из четырех комнат с апсидальным завершением.


Рис. 10. План бань Гарни (по Аракеляну)


Самые ценные руины – это остатки храма, построенного во время правления Тиридата I вскоре после 66 года нашей эры. Храм простоял до 1679 года, когда был разрушен землетрясением. Сейчас остался только аналой, к которому ведет девять ступенек, нижняя часть стен наоса и пронаоса, части двадцати четырех ионических колонн и антаблемента. Этот тип римского окруженного колоннами храма известен благодаря памятникам в Малой Азии – храмам Сагаласа и термам Писидии.

Несколько веков отделяет храм Гарни от христианских святынь, самые ранние сохранившиеся образцы которых датируются концом V века. И пока другие памятники не будут найдены, мы не можем проследить ранние этапы развития христианской архитектуры в Армении. Но в период с конца V века до середины VII века происходило бурное развитие архитектуры, свидетельством чему являются многочисленные памятники. Если на первый взгляд всплеск строительной активности в то время, когда Армения лишилась независимости и страна оказалась разделенной между Византией и Персией, покажется удивительным, стоит вспомнить, что ранее говорилось о нахарарах, богатствах, накопленных ими и церковью, и станет ясно, почему так сложилось. Имена заказчиков построек, увековеченные в посвятительных надписях или записанные историками, свидетельствуют, что храмы возводились католикосами и главами феодальных родов, таких как Аматуни, Мамиконяны, Камсараканы и Сагаруни. Таким образом, феодальная организация благоприятствовала распространению церквей в разных областях страны. Отсутствие центральной власти, которая могла бы ограничить церковную архитектуру определенными типами, также частично объясняет широкое разнообразие проектов и стилей этого периода.

Армянские церкви построены из местного вулканического камня, имеющего желтый, коричневато-желтый и более темные оттенки. Каменная кладка обшита тонкими, тщательно вырезанными и отшлифованными панелями; только угловые блоки являются монолитными. Этот метод строительства использовался и для тяжелых колонн, и для сводов. Отчего церкви, часто имеющие небольшие размеры, производят впечатление основательности и силы. Форма внутренних помещений не всегда совпадает с единой внешней формой. Прямоугольный контур может маскировать круглые, многоугольные или более сложные формы, и только треугольные углубления в наружных стенах иногда отмечают места соединения разнотипных элементов. Иногда резные украшения и аркады вокруг стен помогают смягчить аскетический внешний вид фасада. В стенах относительно небольшое количество окон. Начиная с VII века и далее, когда основным типом построек стали купольные конструкции, пирамидальная или коническая крыша, покрывающая барабан купола, стала характерной чертой внешнего вида армянских церквей.


Рис. 11. Церковь Авана, возведенная католикосом Иоанном. 590–611 гг.


При возведении куполов над квадратными или восьмиугольными конструкциями армянские архитекторы обычно прибегали к тромпу, небольшой арке или полуконической нише по углам, которая позволяет перейти от квадрата к восьмиугольнику, а от восьмиугольника – к многоугольному основанию для барабана купола. Там, где купол поддерживался свободно стоящими колоннами, они использовали пендантивы (паруса) – перевернутые сферические треугольники, помещенные между смежными арками, чтобы создать непрерывную базу для барабана.

Все более ранние сохранившиеся армянские церкви являются базиликами. Этот проект в конечном счете восходит, как и везде в христианском мире, к языческим святилищам. Армянские базилики, независимо от того, имеют они боковые нефы или нет, всегда сводчатые. В них нет трансептов (поперечных нефов), и ничто не нарушает единства внутреннего пространства. Поперечные арки, часто имеющие подковообразную форму, опираются на Т-образные колонны и укрепляют своды нефа и боковых приделов. Одна крыша иногда покрывает все три предела, как в Касахской базилике, одной из самых древних. В других церквях центральный неф поднимается выше, чем боковые, и покрыт другой крышей. Базилика в Ереруке и те, что первоначально создавались в Текоре и Двине, будучи больше, имели боковые портики, заканчивающиеся небольшими апсидами. Церковь Ерерука имеет фасад с двумя башнями – единственный в Армении пример подобного проекта, использованного в нескольких сирийских церквях, но эти башни выступают сбоку, как в Анатолийских святынях.


Рис. 12. Базилика Ерерука. V–VI вв. (по Хачатряну)


Церкви базиликального типа не оставались «в моде» долго. С конца VI века они уступили место разнообразным конструкциям центрального купольного типа. Они ведут свое происхождение от мавзолеев поздней античности и первых христианских часовен мучеников, но их неожиданное появление в Армении и разнообразие проектов предполагает, что еще до VI века на месте были испробованы разные схемы. Это подтверждают раскопки собора в Эчмиадзине. Вскрытый фундамент церкви V века идентичен в плане дошедшим до нас строениям VII века, имеющим форму квадрата с четырьмя выступающими осевыми нишами и четырьмя свободно стоящими колоннами, поддерживающими купол.


Рис. 13. Собор в Талише. 668 г. 1:500


В VI веке широкое использование куполов изменило проекты базилик. В церквях без приделов арки, поддерживающие барабан купола, опираются на композитные колонны (Зовуни) или на невысокие стены, тянущиеся с севера, и южные стены (Птгни, Талиш). В трехнефных базиликах колонны, на которые опираются арки, стоят свободно (Одзун, Багаван, Мрен (см. фото 9), церковь Святой Гаянэ в Вагаршапате), образуя крест внутри квадрата. Части, идущие от центрального пролета, покрыты сводом выше, чем приделы, следовательно, форма креста передается и в покрытии. В отреставрированном соборе Талина (см. фото 10) северный и южный лучи креста вытянуты таким образом, чтобы образовать соответствующие ниши или небольшие апсиды, напоминая в плане трилистник.


Рис. 14. Собор в Мрене. 638–640 гг. 1:500


В ряде проектов появляется строго центральный вариант плана. В простейшей форме квадрат подкрепляется четырьмя выпуклыми нишами, а купол на тромпах покрывает все центральное пространство (Аграк). Когда ниши прямоугольные и по внешнему периметру и нет боковых помещений в восточной части, свободно стоящий крест внешне выражен более отчетливо. Иногда, как в Лмбате и церкви Аштарака, известной как Кармравор (см. фото 11), лучи креста, кроме восточного, также имеют прямоугольный контур внутри. Трилистник – это вариант нише-контрфорсного квадрата, где западный луч длиннее других и имеет прямоугольный периметр (Аламан, Святой Анания). В другом варианте этого же базового типа диаметры осевых выпуклых ниш меньше, чем стороны квадрата, таким образом определяя угловые выступающие части, которые обеспечивают восемь точек опоры для барабана (Мастара, Артик, Воскепар) (см. фото 12). В этих церквях купол покрывает все центральное пространство, однако в церкви Святого Иоанна Баптиста в Багаране, теперь почти полностью разрушенной, был использован другой метод. Ниши имели диаметр, который был меньше, чем стороны квадрата, но купол, опиравшийся на четыре свободно стоящие колонны, больше не покрывал все центральное пространство. Такой метод использовался в Эчмиадзине, где, из-за больших размеров здания, угловые квадратные участки были равны центральному квадрату.


Рис. 15. Собор Талина, VII в.


Рис. 16. Церковь Артик. VII в. (по Хачатряну), 1:500


В своей простейшей форме нише-контрфорсный квадрат, по существу, является четырехлистником, и лучший пример четырехлистника – большая церковь Звартноц, возведенная между 644 и 652 годами католикосом Нерсесом III Строителем рядом со своим дворцом. Согласно легенде, он был поставлен на том месте, по дороге в Вагаршапат, где царь Тиридат встретил Григория Просветителя, и церковь была посвящена ангелам, «бдящим силам» (звартноц), которые явились святому Григорию в видении.


Рис. 17. План церкви Звартноц. 644–652 гг. (по Хачатряну), 1:500


С конца IV века и далее четырехлистные конструкции возводились главным образом как часовни мучеников в разных частях света. Мы находим их в Милане (Сан-Лоренцо), на Балканах и в Сирии – в Селевкии, в Пиерии, Апамее, Босре и Алеппо, и это далеко не полный список. По своему общему замыслу Звартноц связан с этими святынями, хотя и несколько отличается от них. Круглая обходная галерея окружает тетраконх, за пределы круглой стены на востоке выходит квадратное помещение. Из четырех ниш только восточная имеет сплошную стену, остальные три являются открытыми экседрами, каждая с шестью колоннами, и обеспечивают свободный доступ в галерею.



Рис. 18. Секционный вид церкви Звартноц (рисунок Кеннета Дж. Конанта)


Церковь Звартноц была уничтожена в Х веке. До наших дней сохранился только фундамент, остатки стен, основания, капители и отдельные секции колонн, но сравнение с другими церквями, имеющими аналогичный проект, позволило Тораманяну предложить проект реконструкции, принятый большинством ученых. Церковь поднималась на большую высоту, стены над экседрами были пронизаны серией арок, выходивших в сводчатую галерею, и выше в стенах экседр располагались окна. Купол с круглым барабаном, пронизанный окнами, установлен с помощью пендитивов на арках, соединяющих четыре колонны. К нему примыкали полукуполы четырехлистника, а к ним, в свою очередь, примыкал свод над обходной галереей.


Рис. 19. Вагаршапат. План церкви Святой Рипсимэ. 618 г. (по Хачатряну), 1:500


Рис. 20. Вагаршапат. Церковь Святой Рипсимэ, огибающая схема (рисунок Кеннета Дж. Конанта)


Самым армянским из всех считается проект церкви Святой Рипсимэ в Вагаршапате (см. фото 14). Он представляет собой усовершенствованный вариант нише-контрфорсного квадрата, в котором четыре маленькие цилиндрические ниши расположились между аксиальными полукруглыми нишами, открывающими доступ в четыре угловых помещения. Купол покрывает центральное восьмиугольное пространство, к нему примыкают и аксиальные, и диагональные ниши. С внешней стороны глубокие треугольные ниши отмечают места сочленений. Такой же тип конструкции с небольшими изменениями повторен при возведении церкви Святого Иоанна в Сисиане. Церковь Эчмиадзин в Сорадире, известная под названием Красная церковь, демонстрирует, по-видимому, более раннюю ступень развития. Нет угловых помещений в западной части, и как аксиальные, так и диагональные ниши ясно выражены на внешней стороне, а в восточной части две узкие комнаты располагаются по бокам апсиды. В церкви Авана, наоборот, весь ансамбль из помещений и ниш спрятан в массивной каменной кладке гладкого прямоугольного сооружения, при этом угловые помещения круглые, а не квадратные, как в церкви Святой Рипсимэ (см. рис. 11). В этих церквях добавление диагональных ниш определяет восьмиугольное пространство, в других – восьмиугольник полностью вытесняет центральный квадрат, и восемь ниш находятся с восьми сторон (Иринд, Зотавар).


Рис. 21. Ани. Собор, 989-1001 гг. (по Хачатряну), 1:500


Как мы видим, армянские архитекторы VI и VII веков, воздвигая купол над квадратным пространством, принимали разные решения. На протяжении всего этого периода Армения находилась в контакте с Персией, так же как с восточными провинциями Византийской империи и Грузией, где велись аналогичные постройки. Инженерные проблемы, которые приходилось решать архитекторам, были идентичными, особенно в тех районах, где строительным материалом был камень, как и в Армении. Степень взаимного влияния за давностью лет установить уже не представляется возможным. Храм Гарни располагается за линией развития армянской архитектуры, но здесь тоже мог существовать купольный мавзолей, который, как и в других странах, послужил прототипом. Следует только подчеркнуть, что в своих экспериментах армяне часто следовали независимым курсом.

С началом эпохи Багратидов возобновилась строительная активность, а вместе с ней возродился и обширный набор структурных форм, созданных в более ранние века. Ани, город тысячи и одной церкви, защищенный двойной линией фортификационных сооружений, был наиболее важным центром. Более того, царю Гагику I повезло заполучить на службу архитектора Трдата, работавшего над восстановлением купола церкви Святой Софии в Константинополе, поврежденного во время землетрясения 989 года. Сам факт участия Трдата в строительстве и восстановлении наиболее известных зданий Византийской империи говорит о его широкой известности. В Ани шедевром Трдата является собор, возведенный между 989 и 1001 годами. В этом варианте построения креста в прямоугольнике Трдат подчеркнул вертикальный эффект и элегантность общего вида. Заостренные уступчатые арки, поднимающиеся со свободно стоящих пучков колонн, поддерживают круглый барабан на пендитивах. Купол, покоившийся на барабане, теперь разрушен. Утопленные пилястры, помещенные в южной и северной стене, обращены к центральным колоннам. Узкие боковые апсиды почти полностью скрыты невысокими стенами, десять полукруглых арок открываются в стене широкой центральной апсиды. Собранные пучками колонны Ани напоминают конструкцию, использованную намного позже в готической архитектуре, но с другой структурной функцией. С внешней стороны собора глубокие треугольные углубления, которыми отмечены места сочленения в проекте, создают затененные участки и подчеркивают элегантность изящных колонн сплошной аркады. Собор в Ани очень гармоничен, пропорционален (см. фото 13), когда-то имел величественный купол и по праву считается одним из самых ценных примеров средневековой архитектуры.


Рис. 22. Ани. Церковь Спасителя. 1035–1036 гг., 1:350


В церкви Святого Григория, также возведенной Гагиком I в Ани, Трдат скопировал план церкви Звартноц. Сегодня от нее остался только фундамент, по которому видно, что Трдат заменил сплошную стену восточной ниши Звартноца открытой экседрой. Другие церкви в Ани являются примерами шести-и восьмилепестковых планов, обычно с двумя боковыми апсидами у восточного лепестка, а вся конструкция окружена многоугольной стеной (пример – церковь Спасителя, см. фото 15), иногда имеющей треугольные углубления между лепестками (пример – церковь Святого Григория Абугамренца).


Рис. 23. Ани. Церковь Святого Григория Абугамренца, 1:350


В этот период также появляются модификации нише-контрфорсного квадрата, в котором ниши меньше, чем стороны, например в соборе Карса (см. фото 16) и в церкви, известной под названием Кюмбет Килисе, расположенной недалеко от города. План церкви Святого Креста в Ахтамаре (см. фото 17), возведенной царем Гагиком из Васпуракана между 915 и 921 годами, с полукруглыми аксиальными нишами по диагоналям, в основе повторяющий типовой проект церкви Святой Рипсимэ, все же более похож на церковь Сорадира в области Васпуракан. В обоих случаях отсутствуют угловые помещения, а узкие боковые апсиды располагаются по бокам восточной апсиды. Это была зальная церковь, в которой купол поддерживался колоннами, выступающими от боковых стен, и именно такие церкви чаще всего возводились в более поздние века. Собор Мармашен (см. фото 18) – один из лучших сохранившихся примеров церквей такого типа.


Рис. 24. Ахтамар. Церковь Святого Креста. 915–921 гг. (по Хачатряну), 1:350


Рис. 25. Церковь Мармашен. 986-1029 гг. (по Хачатряну), 1:350


Архитекторы Х и последующих веков не всегда возвращались к старым моделям и часто создавали новые, более прогрессивные типы конструкций. В это время возводились крупные монастырские комплексы, например в Татеве, в области Сюник, а также в Санахине и Ахпате – на севере Армении. Такие комплексы включали, помимо монашеских келий, библиотеку, трапезную, звонницу, несколько церквей с большими гавитами (жаматун), причем в первую очередь в последних проявился новый метод постройки (см. фото 19). Самый ранний из известных примеров нового типа – это не гавит, а церковь Пастыря, построенная в XI веке за пределами городских стен Ани. В плане это трехэтажное строение имеет форму шестиконечной звезды, запечатленной в тяжелой каменной кладке. С внешней стороны в стенах прорублены двенадцать треугольных выступов – между лучами звезды.


Рис. 26. Монастырь в Санахине: 1 – церковь Божьей Матери. Х в.; 2 – церковь Спасителя. 966 г.; 3 – сводчатый зал, известный как Академия Григория Магистра; 4 – часовня Святого Григория. 1061 г.; 5 – библиотека. 1063 г.; 6 – гавит (жаматун). 1181 г.; 7 – гавит. 1211 г.; 8 – звонница.

XIII в. (по Хачатряну), 1:500


Шесть арок, поднимающихся от собранных в пучки в углах звезды колонн, встречаются в замковом камне и несут всю нагрузку, создаваемую вторым этажом. Этот этаж круглый внутри и шестиугольный снаружи, над ним поднимается круглый барабан, на который опирается конический купол.


Рис. 27. Ани. Часовня Пастыря. XI в. Вид сверху


Рис. 28. Ани. Часовня Пастыря. XI в. Огибающая схема (по Стржиговскому), 1:200


Для сооружения крыш античасовен использовались разные системы. В одной из них, пристроенной к южной стороне церкви Святых Апостолов в Ани (см. фото 19), шесть колонн, примыкающих к стенам, делят прямоугольное пространство на два квадратных пролета. Над каждым из них арки из каменной кладки опираются на эти колонны, пересекают друг друга по диагонали, а невысокие стены, поднимающиеся над арками, поддерживают потолок. Боковые стены укреплены стеновыми арками, которые поддерживают низкие колонны. Центральное пространство увенчано куполом в форме сталактита. Более сложные формы использованы в большом квадратном гавите церкви Хоромос, построенной в 1038 году. Зал перекрывается двумя парами пересекающихся арок, идущих параллельно боковым стенам. Над пролетами к востоку и западу от центрального квадрата потолок опирается на небольшие стены, поднимающиеся над арками, как в церкви Святых Апостолов в Ани, но своды боковых пролетов опираются непосредственно на арки.


Рис. 29. Ахпат. Гавит. XIII в. Огибающая схема (рисунок Кеннета Дж. Конанта)


Четыре угла прямоугольников закрыты секциями треугольного свода, пересекающимися под прямыми углами. Восьмиугольный барабан с облицовкой из резных панелей поднимается над центральным квадратом и увенчан небольшим куполом, опирающимся на шесть несущих колонн. Как можно видеть, здесь использовались разные своды, что явилось начальной стадией исследований завершившихся в XII и XIII веках таких сооружений, как большой гавит Ахпата. Большие арки, пересекающиеся под прямыми углами, снова перекрывают квадратный зал, но только теперь пролеты покрыты сводами из каменной кладки, которые опираются непосредственно на арки.

Такой метод строительства благоприятствовал возведению двух-и трехэтажных зданий. Первые являются по большей части погребальными часовнями, в которых нижний этаж использовался непосредственно для погребения, а верхний, имевший обычно меньшие размеры, служил часовней. Несколько таких церквей были возведены в XI–XIV веках, главным образом в провинции Сюник. Одной из самых богато украшенных является часовня монастырского комплекса Нораванк в Амагу (см. фото 20). Трехэтажные строения – башни-звонницы – возводились в крупных монастырях. В монастыре Ахпат в нижних этажах располагались одна или несколько небольших часовен для религиозных отправлений, а колокольня наверху была увенчана конической крышей (см. фото 21). Во всех этих сооружениях подчеркнуты вертикальное строение и облегченные формы.

С развитием транзитной торговли во время правления Багратидов на главных торговых путях в разных частях страны строились караван-сараи и гостиницы. Караван-сараи в принципе являются трехнефными сводчатыми базиликами, покрытыми единой крышей. В стенах отсутствуют окна, свет и воздух попадают внутрь только через небольшие отверстия в крыше. Руины караван-сарая в Талине демонстрируют более сложную конструкцию. Обширная центральная площадка была открыта и окружена сводчатой галереей с трех сторон, на северной стороне располагалось пять маленьких комнат, выходящих на центральную площадку. Трехнефные базиликальные залы стояли по бокам от центральной площади, но не были соединены. Большая гостиница в Ани состояла из двух отдельных, но смежных зданий. В каждом из них к центральному прямоугольному залу с обеих сторон примыкали небольшие комнаты, выходящие в зал. Считается, что большие помещения, расположенные в коротких сторонах прямоугольника, служили магазинами. В северо-западной части города Ани находятся руины дворца, вероятно построенного в XIII веке. Здесь мы имеем, хотя и в меньшем масштабе, еще один пример строения с комнатами, окружающими центральный зал. Большой портал до сих пор сохраняет остатки сложных мозаичных украшений и узоров.

Армянская архитектура является важной главой в истории христианской архитектуры. Она внесла свой вклад в решение инженерных проблем, связанных с возведением купольных каменных сооружений. Поддерживая контакт с Западом и Востоком, Армения использовала опыт других стран, но ее архитекторы всегда и все делали по-своему, придавая стандартным решениям национальный колорит. Даже ученые, отвергающие крайние оценки Стржиговского, признают, что созданные в Армении архитектурные формы проникли в другие страны и оказали влияние на их архитектурные решения. Яркий пример – типовая византийская церковь Х века, в которой купол над квадратным пролетом опирается на угловые тромпы. Как отметил Р. Краутхаймер в работе по ранней христианской и византийской архитектуре, «из всех пограничных стран империи только Армения была на равных с византийской архитектурой. Но разница между византийскими и армянскими сооружениями – в замысле, конструкции, масштабе и украшениях – не подчеркивается слишком сильно».

December 28th, 2015 , 06:05 pm

Во все века, в какие бы края не забрасывала судьба армян, они строили свои храмы там, где жили. Это не просто национальная традиция возводить армянские церкви в диаспоре, а скорее духовная потребность народа, для которого Христианство — это цвет кожи. И сегодня, с возрождением веры народа, с тягой армян диаспоры к своим духовным корням, повсеместно в диаспоре строятся наши храмы.

Безусловно логично, что строительство армянских храмов в диаспоре почти всегда начиналось с крупных городов. Где больше община, где больше состоятельных меценатов, тем скорее можно реализовать такое начинание. Но и в относительно небольших городах, и даже поселках могут быть построены и строятся храмы. Главное — наличие армянской общины и неравнодушных, инициативных людей, готовых вложить свои, совсем не маленькие средства в это, прежде всего богоугодное и, во-вторых, патриотичное дело.

Как показывает опыт, часто, человек решивший возложить на себя ответственную миссию инициатора и организатора строительства армянской церкви в своем городе, не знает с чего начинать это дело и с какими трудностями он может столкнуться в процессе. Поэтому, на страницах своего блога я постараюсь описать все возможные вопросы и проблемы, и дать на них по возможности подробный ответ.

Кроме этого, одной из своих задач я вижу ознакомление посетителей блога с армянской культовой архитектурой, с великими классическими образцами нашего храмового зодчества, а также с наиболее интересными (а иногда и наоборот) примерами современных церквей. Естественно, будет даваться архитектурный анализ и комментарий по поводу достоинств или недостатков представленных примеров. Это поможет людям не разбирающимся в тонкостях храмовой архитектуры и строительства оценить тот или иной храм или проект храма, а меценатам, собирающимся заказывать проект у архитектора и строить храм, поможет отличать хорошие, профессиональные проекты от плохих и дилетантских, коих, к великому сожалению, тоже не мало.

Надеюсь этот блог окажется полезным тем, кто интересуется армянской храмовой архитектурой, особенно армянам диаспоры, что собираются строить в своем городе церковь. И если вы собрались строить армянскую церковь и вам нужен проект, то вы попали туда, куда нужно! Заказчик, обратившийся ко мне, может быть уверен, что построенная им по моему проекту церковь, станет еще одним оригинальным образцом армянской храмовой архитектуры, а не ее бездарной имитации.

Впрочем, надеюсь быть полезным и в вопросах церковной архитектуры иных христианских конфессий. Возможно кто-то на постсоветском пространстве захочет построить русскую церковь в древнем византийском стиле, т.е. из камня. Заказчик может быть уверен, что обратившись с этим ко мне, он обратился по адресу. Ведь византийская греко-православная церковная архитектура на самом деле намного ближе армянской, нежели русской. Так или иначе, но тема византийского каменного храма гораздо ближе армянскому архитектору, нежели русскому. Тем более, что построить каменный храм (а не его имитацию) на территории бывшего СССР могут только армянские строители.

Все выше сказанное по поводу греко-православных церквей может быть интересным и римо-католикам с протестантами. Ведь и им не чужд дух древнего восточного христианства, видимым проявлением чего может стать каменная церковь, даже если она построена с соблюдением особых, сложившихся в римо-католичестве и протестантизме традиций.

Свои, связанные с церковной архитектурой вопросы вы можете задавать мне как в комментариях к статьям в этом блоге, так и в личных сообщениях в ЖЖ. Учитывая же то, что большая часть моих читателей не зарегистрированы в Живом Журнале, писать мне можно и по электронным адресам:

С уважением, архитектор Самвел Макян.

___________________________________

Мои проекты армянских церквей.
На страницу с каждым проектом отдельно можно перейти нажав на ее надпись.


На древней армянской земле любители старины и искусства найдут великое множество разнообразных памятников и достопримечательностей: рукотворные артефакты первобытных мастеров и уникальные творения средневековых зодчих; языческие святилища; старинные памятные объекты христианства и урартские крепости; спрятанные высоко в горах замки и пещерные города; ущелья-галереи, сохранившие коллекции барельефов; покрытые тонкой резьбой хачкары и неповторимые фрески в полуразрушенных монастырях. Армению часто называют «музеем под открытым небом».

Армянский монастырь Хор Вирап находится вблизи границы с Турцией. Монастырь славится местоположением у подножия библейской горы Арарат, где по преданию, на ковчеге очутился праведник Ной после всемирного потопа.

Согласно предания, царь Армении Трдат III после возвращения в Армению в 287 году держал в заточении Св. Григория Просветителя за исповедание христианства. Григорий исцелил Тиридата от безумия, после чего тот в 301 году крестился и объявил христианство государственной религией. Впоследствии над подземной тюрьмой, в которой Святой Григорий Просветитель провел около пятнадцати лет, был возведен монастырь Хор Вирап («глубокая темница»).

На месте древней армянской столицы Арташат, образованной царем Арташесом I около 180 года до нашей эры, расположен холм Хор Вирап. Вход в подземную тюрьму находится в часовне Святого Григория, построенной в 1661 году. Подземная тюрьма в глубину составляет от трех до шести метров. На территории Хор Вирапа находится также церковь Богоматери.

Эчмиадзинский монастырь (или «Сошествие Единородного») Армянской апостольской церкви расположен в Армавирской области, в городе Вагаршапат. С 303 года по 484 год и с 1441 года в монастыре находится престол Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян. Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В состав древнего монастырского комплекса входят Эчмиадзинский кафедральный собор – древнейший христианский храм мира, богословские учебные заведения. Место для возведения собора Григорию Просветителю указал сам Иисус Христос, откуда и произошло название. После введения в стране христианства в 303 году был построен деревянный собор, а в пятом, седьмом веках перестроен в камне.

Интерьер собора украшают фрески, выполненные в 17-18 веках (Овнатан Нагаш), в конце 18-го века (О. Овнатанян). В соборе находится музей (основан в 1955 году), в котором хранится коллекция произведений средневекового декоративно-прикладного искусства.

В Эчмиадзине расположены храм Святой Рипсимэ, купольная базилика Гаянэ с трехарочным гавитом, церковь Шокагат. Трехъярусная колокольня возведена в 1653-1658 годах. В 18-м веке с трех сторон появились шестиколонные ротонды. В комплексе монастыря – трапезная (17 век), гостиница (18 век), дом Католикоса (18 век), школа (1813 год), каменный водоем (1846 год) и др. постройки.

Окрестности Эчмиадзина в 1827 году разорил кызылбашский полководец Гассан-хан. В этом же году колокольный звон приветствовал фельдмаршала И. Ф. Паскевича, который деблокировал монастырь. Снова Эчмиадзинский монастырь был спасен в ходе Персидской кампании генералом Красовским в августе 1827 года. По Туркманчайскому договору в 1828 году Эчмиадзин включен в состав Российской империи.

В соборе в 1869 году для хранения драгоценных реликвий и церковной утвари с восточной стороны была пристроена ризница.

В 1903 году вышел указ, согласно которому все недвижимое имущество, капитал – принадлежность духовных учреждений и Армянской церкви переходили в ведение государства. Благодаря массовой протестной кампании армянского народа, Николай II в 1905 году подписал указ о возврате конфискованного имущества армянской церкви; вновь разрешалось открыть национальные школы.

Братией Эчмиадзинского монастыря в 1915 году была оказана самоотверженная помощь беженцам из Западной Армении.

В период советской власти в Эчмиадзине строились общественные здания, многочисленные жилые дома. В 1965 году сооружен памятник жертвам Геноцида 1915-1922 годов.

Вблизи Еревана и Вагаршапата расположен Звартноц – храм раннесредневековой армянской архитектуры. С древнеармянского «Звартноц» означает «Храм Бдящих ангелов». С 2000 года развалины храма и территория вокруг внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм построен в 640-650 годах при католикосе Нерсесе III Строителе, в планах которого было перенести резиденцию из Двина в Вагаршапат. На обряде освящения колоссального храма пребывал византийский император Констант II, возжелавший в Константинополе возвести такой же. Из-за слабости узлов опор верхнего яруса храм в десятом веке во время землетрясения обвалился. Раскопки 1901-1907 года открыли руины Звартноца. К настоящему моменту реконструирован почти весь первый ярус.

По реконструкции Т. Тораманяна храм представлял круглое купольное трехъярусное сооружение. В основании круга вписан крест, шесть колонн по полукругу образовывают три крыла, восточное крыло-апсида – это была глухая стена, покрытая мозаикой и фресками. Алтарная апсида имеет высокое возвышение, впереди – крестильная купель, с одной стороны – амвон. Сзади примыкало квадратное помещение, вероятно, ризница. Из нее по лестнице поднимались в коридор первого яруса.

Фасады храма украшала аркатура, резьба, рельефные плиты с орнаментами, гроздьями винограда и граната. Колонны Звартноца венчали массивные капители с изображениями крестов и орлов. С юго-западной стороны храма находятся развалины жилых помещений Нерсеса III, патриаршего дворца, вино давильни.

Влияние Звартноца явно отражается на памятниках второй половины седьмого века – храмы в Зораворе, Аруче, Егварде, Талине; церкви Пастушья и Спасителя в Ани. Звартноц повторяют храмы Гагикашен в Ани и в Банак, церковь в селе Лекит.

Церковь Маштоц Айрапет находится в селе Гарни, Котайской области. Церковь Маштоца Патриарха была построена из туфа на месте языческого святилища в 12-м веке.

Справа от входа установлен резной камень с изображением птиц, который неразрывно связан с прошлым языческим святилищем на этом месте. Церковь небольшой формы. На фасаде, входе, куполе вырезаны разные орнаменты. Возле храма – насколько хачкаров. Кроме церкви Маштоца Айрапета в селе Гарни есть армянский языческий храм, Церковь Св. Богородицы, остатки храма Манук Тух, остатки церкви четвертого века, святилище царицы Катраниде, церковь Св. Сергия. Недалеко, в Хосровском заповеднике находится монастырь Авуц Тар.

Языческий храм в Гарни (I в. н. э.) расположен в долине реки Азат, в 28 км от Еревана, Котайской области. Из руин храм восстановлен в советское время.

Крепость Гарни упоминается древнеримским историком Тацитом ещё в первом веке н. э. в связи с событиями в Армении. Построил ее армянский царь Трдат в 76 г. Крепость – яркое свидетельство многовековой культуры Армении дохристианского периода. Строительство началось во втором веке до нашей эры, продолжалось в античную эпоху и в средние века. Армянские правители создали ее неприступной. Цитадель служила для жителей защитой от иноземных нашествий более тысячи лет.

Это было излюбленное место армянских царей: неприступность и благоприятный климат превратили Гарни в летнюю резиденцию. Месторасположение крепости в стратегическом отношении выбрано чрезвычайно удачно. Из урартской клинописи известно, что крепость завоевывал урартский царь Аргишти в восьмом веке до н. э. Он собрал в качестве рабочей силы население Гарни, повел их в сторону современного Еревана. Народ был задействован в строительстве крепости Эребуни, позже ставшей Ереваном.

Крепость Гарни расположена на треугольном мысе, господствующем над прилегающей местностью, его с двух сторон огибает река Азат, глубокое ущелье, отвесные склоны – неприступный естественный рубеж. Ущелье отличается восхитительными, кажущимися ненатуральными склонами, от подножья до верха состоящими из правильных шестигранных призм, называемых «Симфонией камней». Остальную часть крепости защищает мощная крепостная стена с четырнадцатью башнями – непреодолимая оборонительная система.

Башни и крепостные стены построены из огромных глыб местного с голубым оттенком базальта, их соединяют железные скобы, в углах соединения залиты свинцом. Толщина крепостных стен от 2.07 м до 2.12 м, длина по периметру 314.28 м. В крепость вход был только через одни ворота, имеющие ширину одной колесницы.

Историко-архитектурный комплекс Гарни расположен возле поселка с таким же названием. Храм Гарни представляет единственный оставшийся в Армении памятник эпохи язычества и эллинизма.

Сложен храм из блоков гладкотесанного базальта. Здание выполнено в эллинистических архитектурных формах. Торжественность и величественность сооружению придают девять массивных ступеней, растянутых по ширине фасада. Рельефы с изображением обнаженных атлантов, стоящих на одном колене, воздевающих вверх руки и поддерживающих жертвенники, украшают пилоны по сторонам лестницы.

Храм по композиции представляет периптер – прямоугольный зал с портиком, окруженный снаружи колоннами. Элементы храма разработаны с присущим местному искусству многообразием. В орнаментах наряду с вариантами акантового листа присутствуют армянские мотивы: виноград, гранат, цветы, листья орешника. В прямоугольное святилище ведут неглубокие сени, богато орнаментированный наличник украшает вход. В небольшом святилище находилась лишь статуя божества. Храм обслуживал только царя и его семью.

В 1679 году произошло мощное землетрясение, в результате которого храм был сильно разрушен. В 1966-1976 годах его восстановили. Вблизи храма сохранились некоторые элементы царского дворца, древней крепости, здание бани, построенное в третьем веке. В южной части крепости находился дворцовый комплекс. На северной территории крепости размещался обслуживающий персонал и царское войско. Западнее храма, на краю обрыва занимал место парадный зал, к нему примыкал жилой корпус. На штукатурке сохранились остатки красной и розовой краски, напоминающие о роскошном убранстве парадных и жилых покоев дворца. Полы украшала эллинистическая мозаика.

В 19-м веке к развалинам храма проявили интерес многочисленные ученые и путешественники: Мориер, Шарден, Кер-Портер, Шантр, Шнаазе, Телфер, Смирнов, Романов, Марр, Буниатян, Манандян, Тревер. В 1834 году ученый из Франции Дюбуа де Монпере попытался с небольшой точностью создать проект реконструкции храма.

В начале 20-го века небольшая экспедиция под руководством Н. Я. Марра занималась археологическими работами по обмерам храма и обнаружению деталей. Главный архитектор Еревана Буниатян в начале 30-х годов обследовал храм в Гарни и представил проект реконструкции первоначального вида в 1933 году. Работы по восстановлению в 1960-е года поручили архитектору А. А. Саиняну. В 1976 году гарнийский храм был полностью восстановлен.

Монастырский ансамбль Кечарис (11-13 века) находится в городе Цахкадзор Котайской области, в гаваре («уезде») Варажнуник провинции Айрарат (Древняя Армения). Туристы могут найти монастырский комплекс на склоне Памбакского хребта, северо-западнее Цахкадзора. Комплекс включает четыре церкви, две часовни, гавит, древнее кладбище с хачкарами 12-13 веков.

Кечарис основали князья из рода Пахлавуни в 11 веке. Строительство его длилось до середины 13 века. Григор Магистрос в монастыре в 1033 году построил церковь Святого Григория Просветителя. Широкий купол церкви венчает просторный сводчатый зал.

Маленькая прямоугольная часовня (11 век) размещена между церквями Знамения (Сурб Ншан) и Св. Григория Просветителя. До настоящего времени она сохранилась в полуразрушенном состоянии, это была усыпальница основателя монастыря Григора Магистроса Пахлавуни. Рядом с часовней располагалось помещение школы.

В 12 веке построен притвор церкви, его причисляют к ранним сооружениям такого типа. Южнее церкви, за хачкарами – небольшая церковь Сурб Ншан (11 век), крестово-купольного типа, в 1223 году восстановлена.

Князь Васак Хахбакян в 1203-1214 годах возвел на территории монастыря третью церковь – Катогике. В ознаменование этого события восточнее церкви установлен хачкар. В 1220 году возведена в 120 метрах от построек четвертая церковь Святого Воскресения. Небольших размеров храм имеет прямоугольную форму и высокий купол. Во всех четырех углах молитвенного зала церкви есть двухэтажные приделы.

Монастырь в 12-13 веках являлся крупным духовным центров Армении, при нем действовала школа.

На средневековом кладбище Кечариса можно увидеть захоронения князя Григора Апиратяна (1099 г), великого князя Проша (1284 г), зодчего Вецика.

В период землетрясения 1828 года сильно пострадал церковный купол. Восстановительные работы в храме проводились в 1947-1949 годах и в 1995 году.

Армения – «страна камня» открыта для всех отважных путешественников, которые не боятся дальних дорог; готовых спуститься и изведать труднодоступное ущелье или вскарабкаться высоко в гору. За малый срок на небольшой территории можно ощутить ход тысячелетий, увидеть одновременно значимые явления первых тысячелетий и современности.