Церковь на старой деревне. Благовещенская церковь на приморском проспекте

Возглавил Божественную литургию в Благовещенском храме на Приморском проспекте .

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Приморского округа протоиерей Ипполит Ковальский, настоятель протоиерей Феодор Гуряк с клиром, протоиерей Стефан Витько и другие священнослужители.

Чтец храма Рождества Христова на Песках Иоанн Витько был рукоположен во диакона.

"Мы отмечаем сегодня замечательное событие евангельской истории, которое поистине стало началом нашего спасения, - сказал владыка в проповеди. - Небо пять тысяч лет наблюдало за людьми и не находило никого, кто мог бы осуществить план, замысел Пресвятой Троицы о спасении рода человеческого. Господь не хотел, чтобы Его любимое творение окончательно погибло. Он искал в роде человеческом ту Деву, которая могла бы принять Сына Божия. И наконец, в неприметном городе Назарете, в котором было много язычников, и иудеи говорили, что ничего хорошего в нем быть не может, Господь усмотрел Деву Марию. Он послал к Ней архангела Гавриила, который открыл Ей, первой из всех людей, тайну Боговоплощения. От Девы Марии требовалась только вера в то, что Господь хочет сделать, и принятие воли Божией. Она имела эту веру и ответила архангелу Гавриилу: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк. 1:38). Что Господь решил, то и будет".

"Мы видим, что для спасения нам нужны вера и смирение, - продолжил архипастырь. - Апостол Павел в одном из посланий говорит, что верою вселяется в сердца людей Христос (Еф. 3:17). Если веры нет, Христос не вселится. Нужно еще смирение, и с этим у нас все не так-то просто. Если в Господа мы все же веруем, то смиряемся с большим трудом. Смирение - это целая наука, и святые отцы ее осуществили в своей жизни, пользуясь примером Божией Матери. У нас бывают различные состояния. Приходит в сердце скорбь - а кто она такая? Скорбь - это наша сестра. В нашем состоянии падения не может быть у нас других сестер, как только скорбь. А пришли к нам похвала, тщеславие, гордость, пытаясь нам представиться как родные и близкие. Такие "друзья" нам не нужны, они у бесов отнимают работу. Поэтому таких состояний мы не должны допускать. Это не наши родственники. Мы должны постоянно думать о том, как стяжать смирение".

"Когда читаешь жития святых, видишь, какие они показывают примеры смирения, - отметил правящий архиерей. - Открываешь Отечник - и читаешь: вот, жил некогда монах Евфросин. Простой был человек, неученый, безграмотный. Пришел в монастырь - куда его поставишь? На клиросе надо петь по книжкам, а он грамоте не обучен. Игумен определил его на кухню - там, дескать, пригодишься - кашу братии варить. Он пошел на кухню. И все про него забыли, никто его ничему не учил. Изо дня в день он готовил пищу, смотрел на огонь в печи и думал: "Вот, здесь меня огонь жжет, а как же он меня будет жечь там, в будущей вечной жизни!" И постоянно себя смирял, смотря на огонь. Однажды игумен решил попросить Господа ответить, кто из братии его обители будет удостоен Царствия Небесного. Три года он молился, и Господь дал ему откровение. Он оказывается в раю, ходит среди прекрасных деревьев райского сада, смотрит - о чудо: Евфросин повар сидит в саду на золотом престоле. Подходит, спрашивает: "Ты как здесь?" - "Да вот, по твоим молитвам, отец игумен, Господь поставил меня сторожить этот сад". - "А можно в этом саду что-нибудь взять?" - "Конечно, бери, что хочешь!" - "Вот, сорви мне три яблока!" Евфросин сорвал три яблока, игумен завернул их в мантию - и проснулся. Он обнаружил, что в его мантии лежат три яблока. Утром, собрав в храме всю братию, игумен попросил позвать Евфросина. Приводят его, настоятель спрашивает: "Евфросин, ты где был ночью?" - "Отец игумен, я был там, где ты меня видел". - "Где?" - "В саду". - "А что я у тебя попросил?" - "То, что ты попросил, я тебе дал". - "И что ты мне дал?" - "Три яблока". Игумен показал эти три райских яблока, которые за смирение Господь дал этому монаху".

"Мы видим, что Господь избирает людей за простоту, смирение. Так в Назарете Он избрал смиренную Деву Марию, которая стала Ковчегом нового спасения. Через Нее мы спасаемся, к Ней обращаемся, просим, чтобы Она покрывала нас Своим омофором, чтобы помогала нам, была Заступницей нашей усердной. Поэтому сегодня, когда Дева Мария получает радостную весть о рождении Спасителя, Она будет носить в Своей утробе Того, Кто вмещает всю вселенную. Она не превознеслась выше херувимов, а смиренно приняла эту весть и несла Свою миссию до Голгофы, когда так же смиренно стояла у Креста Господня и сораспиналась вместе с Сыном во спасение рода человеческого", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.


Храму было подарено Евангелие.

Благовещение Пресвятой Богородицы - двунадесятый праздник, посвященный явлению архангела Гавриила Деве Марии. Согласно Евангелию от Луки, архистратиг поведал Ей, что вскоре Она станет Матерью Господа, воплощающегося в облике человека.

Первый петербургский храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был построен в Старой Деревне в 1760-е по проекту Пьетро Трезини - сына первого зодчего города. В 1803 году он сгорел, вскоре на его месте по проекту Виктора Мочульского возвели новую церковь в стиле ампир. В 1900 году к ней пристроили колокольню и ризницу. Некоторое время храм принадлежал обновленцам, в 1937 году его закрыли, а имущество передали в Госфонд. Храм был возвращен Церкви в 1992 году и вновь освящен 5 апреля 2003 года.

После того, как он оказался в опале и был сослан Елизаветой Петровной, владельцем участка стал гофмейстер двора императрицы Анны Иоанновны, Петр Михайлович Бестужев-Рюмин. Позднее мыза «Каменный нос»принадлежала его сыну канцлеру, графу Алексею Петровичу. Для благоустройства своих имений (кроме правого берега Большой Невки, он владел и Каменным островом), канцлер переселил из Малороссии своих крестьян. Сначала они селились в деревне напротив Елагина острова. Следующую партию крестьян поселили у . Таким образом эти поселения и стали называть Старой и Новой Деревнями.

Пыляев пишет о Бестужеве-Рюмине: «Жизнь этого вельможи богата приключениями. Воспитывался он в Берлине, начал службу у ганноверского курфюрста, впоследствии короля английского, затем был отозван Петром к себе на службу, где был осыпан милостями. После Бестужев служил при императрицах Екатерине I и Анне, с падением Бирона был заключен в Шлиссельбург, вскоре оправдался и получил свободу; при Елисавете шестнадцать лет был у кормила правления; затем арестован, выставлен на поругание как «бездельник, клятвонарушитель, изменник отечеству, состарившийся в злодеяниях и проч.», приговорен к смерти, но прощен и отправлен в наказание в ссылку в свое село Горстово, где долго жил в дымной избе, как простой мужик, нося лапти и простой тулуп. Наконец ему дозволено было выстроить дом, названный им «обитель печали». Ссылка его продолжалась до восшествия Екатерины на престол. Государыня возвратила ему все ордена и чины. По словам современников Бестужев был очень образован, знал все языки, очень трудолюбив, но вместе горд, хитер и мстителен, неблагодарен и невоздержанной жизни. В медицине известны изобретенные им капли, секрет которых императрица Екатерина II купила у него за тридцать тысяч рублей.
Под конец жизни граф Бестужев отличался большой набожностью. Он построил в Новой Деревне, в 1762 году для своих крестьян, переселённых из разных губерний, церковь во имя Благовещения».
Храм строили по проекту П.А. Трезини, сына Доменико Трезини. Но так как Бестужев-Рюмин отправился в ссылку, то строительство было приостановлено. По возвращению в Петербург в 1762 году строительство было продолжено. Вскоре храм был достроен и освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В те же годы мыза приобрела свое второе название – село Благовещенское. Позднее рядом с храмом была проложена Благовещенская улица (сейчас Приморский проспект).

В 1766 году скончался А.П. Бестужев, а вскоре в 1768 году умер его единственный сын Андрей Алексеевич. В Конце XVIII века поместье приобрел Сергей Саввич Яковлев – младший сын одного из богатейших купцов Петербурга Саввы Яковлева.

В 1733 году Савва Собакин (такова была подлинная фамилия будущего миллионщика) пришёл пешком в Петербург с котомкой за плечами и с гривенником в кармане. Начинал с торговли вразнос, ходил по улице с лотком. Говорят, что однажды Елизавета Петровна заметила проходившего мимо молодого продавца и приказала привести его. С тех пор Савва стал поставщиком припасов для императорской кухни. Скорее всего это легенда. Но во всяком случае бывший крестьянин вскоре разбогател, записался в купечество, взял на откуп таможню в Риге и нажил миллионы. Фамилию Собакин сменил на Яковлев, а в 1762 году «за особые оказанные услуги» был возведен в потомственные дворяне.
По смерти Саввы Яковлева раздел его огромного состояния, ввиду раздоров между родственниками, производился специальным именным указом Екатерины II. Согласно ему Сергей Яковлев стал владельцем девяти уральских заводов, сел, торговых лавок и пр. Его движимое и недвижимое имущество оценивалось почти в миллион рублей.

В 1789 году Сергей Саввич приобрел у княжны Анны Алексеевны Волконской земли на севернной окраине столицы вместе со Старой Деревней, Новой Деревней и Коломягами. Южной границей была река Большая Невка, западной и северной – речка Каменка, восточной – Суздальские озёра и Черная речка.

Предполагаемые владения С.С. Яковлева на карте 1792 года:

Между деревнями Старой и Новой Сергей Яковлев построил усадьбу, в которой жил с женой Маврой Борисовной, урожденной Струговщиковой, и семью дочерьми - Екатериной, Еленой, Любовью, Софией, Анной, Надеждой и Варварой. Все они родились до официального брака и только в 1801 году специальным указом Сената были признаны законнорожденными.
Для осушения болотистой территории вокруг усадьбы прорыли канал, называвшийся Калиным или Калиновой канавкой. Через него по оси нынешнего Приморского проспекта перебросили Стародеревенский мост, по оси улицы Савушкина – Крупновский. Со временем канал постепенно засыпался и окончательно исчез в 1957 году.

Мавра Борисовна Яковлева (1773-1805):

Пыляев пишет: «Самая красивая из дач была Яковлева. На этой даче почти каждый день устраивались попойки, которые нередко творились и на берегу Невы, на тонях. Публика обходила эту дачу, несмотря на частую музыку, пение цыган и иллюминацию».

О Благовещенской церкви Пыляев сообщает: «Храм этот, в 1803 году, пострадал от молнии, ударившей в деревянный купол. Церковь, впрочем, не совсем сгорела, утварь и иконостас были спасены. В 1809 году он был возобновлен помещиком Сергеем Саввичем Яковлевым».

Сразу после пожара Сергей Яковлев начал подготовку к постройке новой церкви на месте прежней. Храм предполагалось возводить как и прежде – с одним приделом святого Александра Невского. Но в 1805 году умерла Мавра Борисовна. В память о ней Сергей Саввич решил освятить в строящемся храме ещё один придел – во имя святых мучеников-супругов Тимофея и Мавры. Этот придел Благовещенской церкви – единственный в Петербурге, освящённые в честь святых Тимофея и Мавры, память которых празднуется 16 мая.

Новый каменный храм – уже с двумя приделами – был построен в 1805-1809 годах по проекту Василия Осиповича Мочульского. Церковь необычна: ротонда с тосканской колоннадой венчает купол храма и одновременно была и его колокольней. Подобных церквей в России очень мало. В Петербурге есть храм-колокольня – Екатерининская церковь в Мурино.

В 1900-1901 годах гражданский инженер В.К. Теплов переделал купол и пристроил колокольню.

При Благовещенской церкви с XVIII было большое кладбище, на котором первоначально хоронили крестьян из деревень, принадлежавших А.П. Бестужеву-Рюмину. Впоследствии на нём были похоронены члены семьи С.С. Яковлева.

Посетив это кладбище в 1836 году, А.С. Пушкин написал стихотворение:

Когда за городом, задумчив, я брожу
И на публичное кладбище захожу,
Решетки, столбики, нарядные гробницы,
Под коими гниют все мертвецы столицы,
В болоте кое-как стесненные рядком,
Как гости жадные за нищенским столом,
Купцов, чиновников усопших мавзолеи,
Дешевого резца нелепые затеи,
Над ними надписи и в прозе и в стихах
О добродетелях, о службе и чинах;
По старом рогаче вдовицы плач амурный;
Ворами со столбов отвинченные урны,
Могилы склизкие, которы также тут,
Зеваючи, жильцов к себе на утро ждут, -
Такие смутные мне мысли все наводит,
Что злое на меня уныние находит.
Хоть плюнуть да бежать...
Но как же любо мне
Осеннею порой, в вечерней тишине,
В деревне посещать кладбище родовое,
Где дремлют мертвые в торжественном покое.
Там неукрашенным могилам есть простор;
К ним ночью темною не лезет бледный вор;
Близ камней вековых, покрытых желтым мохом,
Проходит селянин с молитвой и со вздохом;
На место праздных урн и мелких пирамид,
Безносых гениев, растрепанных харит
Стоит широко дуб над важными гробами,
Колеблясь и шумя...

В конце XIX века население Старой Деревни и Новой Деревни выросло во много раз. Было желание расширить кладбище, но местные крестьяне заломили такую цену на землю, что начальство было вынуждено выделить землю для нового кладбища за железной дорогой. Кладбище назвали Серафимовским, а прежнее кладбище было закрыто для погребений в 1905 году.

С 1872 года при церкви действовало Общество пособия бедным. На средства Общества содержался сиротский приют. Последним настоятелем церкви был протоиерей Иаков Львович Журавский, расстрелянный в 1937 году. Церковь в 1937 году была закрыта, имущество передано в Госфонд.

В 1946-1947 годах, в связи с расширением Приморского проспекта, была снесена колокольня. Тогда же уничтожили кладбище вокруг храма. В церкви был завод резиновых изделий и игрушек.

Видно, что от старой деревянной набережной уже ничего не осталось, а новой гранитной пока нет:

В 1960 году Благовещенскую церковь поставили на учет как памятник архитектуры, поэтому она не была снесена. В 1992 году церковь возвратили верующим, ремонтные работы начались в 1995 году. Полностью восстановили церковь в прошлом году. В 2011-2012 годах на новом месте построили звонницу

Ниже мои фото:

Я была в церкви в будний день, людей почти не было. В церкви тихо и спокойно. Купила там прекрасно изданную брошюру (под редакцией протоиерея Феодора Гуряка). Все иллюстрации из этой брошюры.

НА ТАИНСТВО - ТАЙКОМ

К Таинству Крещения верующий человек готовится основательно. Встречи и беседы со священником, чтение Библии, Таинства Покаяния и Причастия...

Согласно канонам церкви, на крещении детей обязательно должны присутствовать их родители.

Однако история, которая приключилась с жительницей Гатчины Анастасией Крыловой , показала – иногда обходятся и без них.

Двух Настиных детей, шестилетнего мальчика и восьмилетнюю девочку, покрестили… без ее ведома! Ее супруг также оказался не в курсе.

Это произошло 29 июня. Я была на образовательном форуме «Ладога », муж на работе. Попросила свою маму посидеть с детьми у нас дома, но она их забрала и уехала к себе. А потом повезла в церковь, - рассказала «Комсомолке» 31-летняя Анастасия.

Позже ее дочка призналась: бабушка даже не объяснила, куда и зачем они едут. И правда – зачем?

После крещения мама Насти отправила ей фотографию детей с крестиками на шее.

Оставим в стороне вопросы личного характера – вероятно, отношения Анастасии с мамой далеки от идеальных.

Но факт остается фактом: детей крестили без согласия родителей и без всякой подготовки.

Получается как-то неправильно, - рассуждает Настя в разговоре с «КП ». - Плати 3 тысячи (это за двух детей – прим. Ред.) и крести, кого хочешь?

Анастасия подчеркивает: она не имеет ничего против Русской православной церкви. Но такие важные решения в жизни своей семьи, как крещение детей, хотела бы принимать самостоятельно.

ПРИЗНАЛИ ОШИБКУ

В общем, Настя решила, что случай ее не должен повториться. Проведя собственное, «материнское» расследование, она выяснила, в какую именно церковь повезли детей – оказалось, речь о Храме Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Приморском проспекте.

Дети узнали и священника, который проводил обряд – им оказался отец Вадим. Увы, с самого начала диалога не получилось.

Я спросила у отца Вадима – как так? Почему обряд провели против воли родителей, без их присутствия? На это он ответил – мол, юридические аспекты нас не интересуют. Сказал, что очень занят, и все вопросы к настоятелю, - вспоминает тот странный разговор Крылова.

После этого она написала письмо настоятелю храма Феодору Гуряку (бумажное) и Благочинному Приморского округа (по электронной почте).

11 июля через секретаря Благочинного я получила ответ по телефону: все было по правилам. Мол, крестная привела, а мнение родителей никого не интересует. В письменном виде, по словам секретаря, мне никаких ответов не дадут, - возмущается Анастасия.

В конце концов, Крылова дошла до Санкт-Петербургской Епархии. А заодно и до районного отделения полиции – с просьбой провести проверку.

Историей заинтересовались журналисты. И вот тогда из Храма Благовещения Пресвятой Богородицы позвонили сами.

Настоятель сказал, что хотел бы попросить прощения за то, что произошло, - говорит Крылова. - Он признал, что отец Вадим был неправ.

Протоирей Феодор Гуряк также сообщил Анастасии, что отец Вадим будет наказан. Но главное – диалог все-таки состоялся.

Мы с настоятелем очень хорошо поговорили. Мы оба понимаем: крещение – это нечто большее, чем просто крест на шею повесить. И не нужно таинство превращать в профанацию, - говорит Крылова.

В первой половине XIX века здесь находилась мыза "Каменный Нос" графа А.П. Бестужева-Рюмина. Каменная церковь Благовещения с теплым приделом во имя Святого Александра Невского, выстроенная при мызе в 1765 году, сгорела в 1803 году от молнии. Постройку нового храма предпринимает Сергей Саввич Яковлев. Построенный в 1805-1809 годах по проекту архитектора В.О. Мочульского храм близок по композиции к усадебным церквам-ротондам. Его цилиндрическое здание увенчивает плоский купол, покоящийся на барабане, окруженном тосканской колоннадой. Стены нижнего яруса храма рустованы; верхний их ярус заканчивается с четырёх сторон щипцовыми невысокими фронтонами, под которыми расположены трехчастные полуциркульные окна. Благовещенская церковь была далеко видна из соседних деревень. Архитекторы, ныне участвовавшие ее восстановлении, не нашли в России подобной по замыслу церкви.

В начале XX века Благовещенский храм был главным в округе. Чтобы улучшить условия богослужения, в 1903 году к церкви по проекту В.К. Теплова пристроили колокольню. Внутри храма был интересен придел во имя Святого Александра Невского. Здание храма является памятником истории и культуры, состоит под охраной государства. По некоторым данным, внутри храма был похоронен сам граф Алексей Петрович и некоторые земляки его - герои Отечественной войны 1812 года, а также Севастопольской обороны и русско-турецкой войны. В храме находились ценные иконы, в золотом напрестольном кресте хранились мощи святых и частица Животворящего Древа Господня. Около церкви и за ней располагалось огромное кладбище. Ныне от него сохранился участок за железной дорогой, известный как Серафимовское кладбище. С 1872 года при церкви действовало Общество пособия бедным, содержавшее детский приют.

В 1937 году храм был закрыт. В 1946-1947 годах при реконструкции Приморского проспекта была снесена колокольня церкви и уничтожена большая часть кладбища. В здании церкви был размещен завод резиновых изделий. После его закрытия здание, находившееся, как гласила мемориальная доска, "под охраной государства", пустовало и было приведено в полное запустение.

В 1992 году храм был возвращён православному приходу. С тех пор в уникальном здании велись восстановительные работы в соответствии с сохранившимися обмерными чертежами начала века, которые были завершены вчерне к концу 2001 года. Был полностью восстановлен внешний вид храма, выполнена роспись внутри его купола, установлены все три иконостаса. 5 апреля 2003 года после полного завершения реставрационных работ митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил освящение храма.



На набережной Большой Невки в Старой Деревне в 1760-е гг. Бестужев-Рюмин построил деревянную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Тогда мыза и приобрела свое второе название — село Благовещенское. Строительство церкви началось еще в конце 1740-х гг. по проекту архитектора П.А. Трезини — сына первого архитектора города Доменико Трезини. Однако арест и ссылка Бестужева-Рюмина в 1758 г. приостановили работы, строительство было завершено только после его помилования и возвращения в Петербург. Деревянный храм в виде ротонды был возведен к 1762 г., тогда и состоялось его первое освящение. Поскольку сооруженная церковь была холодной, через три года началось сооружение теплого придела. В 1770 г. он был освящен во имя святого князя Александра Невского. Сюда перенесли из домовой церкви графа иконостас, находившийся прежде в первом (во время сооружения) Исаакиевском соборе.

12 июня 1803 г. храм сгорел от удара молнии (иконостас удалось спасти), и вскоре был восстановлен новым владельцем имения С. Яковлевым. Новую церковь с тремя приделами по проекту архитектора В.О. Мочульского - в стиле ампир - строили с 1805 по 1809 г. Общая композиция постройки близка классическим усадебным церквам-ротондам второй половины XVIII в. Завершался храм также ротондой, оформленной тосканской колоннадой из 12 колонн, между которыми размещались колокола. В церкви находился красивый ампирный иконостас, в золоченом напрестольном кресте «хранились мощи нескольких святых и частица Животворящего Креста». В церкви долгое время сохранялся старый колокол с изображением герба и медали, выбитых в честь графа Бестужева-Рюмина. На колоколе виднелась надпись, что его «вылил колокольный мастер Ден. Евдокимов, а украшения и надпись делал крепостной графа Прохор Невзоровский в Санкт-Петербурге в 1765 г.». Однако в 1856 г. этот колокол разбился.

Церковь освятили в 1809 г. во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Кроме главного придела, в ней есть еще придел Александра Невского и святых мучеников Тимофея и Мавры. Недалеко от церкви новый хозяин земли А.Н. Авдулин в 1818 г. поставил придорожную часовню. В праздник Преображения от церкви в соседние Коломяги направлялся крестный ход. После эпидемии холеры в 1848 г. вокруг церкви стали проводиться 28 июля, в день Смоленской Богоматери, ежегодные крестные ходы в поминовение умерших от той болезни. В начале 1850-х гг. в храме проводились реставрационные работы под руководством архитектора А.И. Кракау, а полстолетия спустя, в 1900 г., гражданский инженер В.К. Теплов пристроил колокольню и ризницу, освященные 25 ноября 1901 г. При храме действовало Общество пособия бедным и детский приют. В самой церкви находились семейные усыпальницы Никитиных и Орловых-Денисовых.

К Благовещенской церкви были приписаны два кладбища: приходское, открытое в 1765 г. в полуверсте от нее (в районе современной Дибуновской улицы), и в ограде при церкви — более богатое, содержавшееся на средства зажиточных прихожан. Эти места во время летних прогулок 1833-1835 гг. посещал А.С. Пушкин, живший на даче неподалеку, на Черной речке.

Кладбище было уничтожено в начале 1940-х гг., но следы нескольких безымянных склепов можно было увидеть и в середине 1990-х гг. Храм был закрыт в 1937 г. В 1947 г. в связи с расширением Приморского шоссе была снесена колокольня. В 1992 г. храм возвращен Православной церкви. В 1995 г. при церкви был основан русско-белорусский приход, усилиями которого и началась реставрация храма. В 2003 г. храм был вновь освящен, и в нем проводятся богослужения.

Адрес: Приморский проспект: 79
Архитектор: Василий Мочульский
Годы постройки: 1805-1809
Стиль: классицизм, храм-ротонда

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы расположена на Приморском проспекте, на берегу Большой Невки. Первым хозяином этой земли был генерал А. И. Остерман, затем канцлер А. П. Бестужев-Рюмин. В первой половине XVIII века здесь находилась мыза Бесту­жева-Рюмина "Каменный нос".
Для переселяемых сюда крепостных крестьян Бестужевым-Рюминым было решено строить церковь. Её заложили в конце 1740-х годов по проекту Дж. Трезини. Из-за ссылки Бестужева-Рюмина в срок построить здание не удалось, работы были приостановлены в 1758 году. Освящение деревянного здания храма во имя Благовещения Божьей Матери состоялось лишь после возвращения Бестужева-Рюмина в Санкт-Петербург в 1762 году.
Так как построенное здание было холодным, не отоплялось, было решено строить тёплый придел. Таковой в 1770 году был освящён во имя святого князя Александра Невского. В хра­ме находился иконостас первой Исаакиевской церкви. Рядом с храмом была проложена Благовещенская улица (ныне Приморский проспект).
12 июня 1803 года церковь Благовещения Пресвятой Богородицы сгорела из-за удара мол­нией. Иконостас и церковную утварь удалось спасти. Новый хозяин, статский советник Сер­гей Саввич Яковлев, решил восстановить храм. Новое каменное здание храма в виде ротонды в 1805-1809 годах построил Василий Мочульский. Подобное решение церковного здания было в новинку не только для Санкт-Петербурга, но и для всей России.
В новой церкви Яковлевым было решено открыть второй придел - во имя святых мучени­ков Тимофея и Мавры, единственный подобный придел в Санкт-Петербурге. Его появление связано со смертью супруги Сергея Саввича Мавры Борисовны.
Рядом с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы появилось кладбище. Кроме по­томков Яковлева здесь были похоронены герои войны 1812 года, писатели, актёры, музыкан­ты. Находящееся за железной дорогой Серафимовское кладбище ведёт историю именно от этих захоронений.
В 1850-х годах архитектором А. И. Кракау проводилась реставрация здания.
В XIX веке храм пользовался популярностью у всех, посещавших этот дачный пригород Санкт-Петербурга. Бывал здесь и Александр Сергеевич Пушкин. Прогулке по церковному кладбищу посвящено его стихотворение 1836 года "Когда за городом, задумчив, я брожу". К началу XX века Благовещенский храм стал главной церковью этого района города. В 1901 году к зданию по проекту В. К. Теплова были пристроены колокольня и ризница.
При храме работал детский приют и Общество пособия бедным. В церкви находились усы­пальницы Орловых-Денисовых и Никитиных.
В 1937 году церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была закрыта. В 1946-1947 го­дах при реконструкции Приморского проспекта разобрали колокольню и уничтожили большую часть кладбища. Долгое время в церковном здании работал цех завода резиновых изделий.
В 1992 году здание вернулось церкви. В 1995 году здесь был основан русско-белорусский приход, силами которого началась реставрация здания. К 2001 году оно было восстановлено и вновь освящено 5 апреля 2003 года Митрополитом Петербургским и Ладожским Влади­миром.