Бог аид в древней греции. Гадес (Аид, Аидоней, Ад, Плутон), бог подземного царства мертвых Аида богиня смерти

Аид , Гаде́с ("безвидный", "невидный", "ужасный"), в греческой мифологии бог - владыка царства мертвых. Аид - олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. В тоже самое время Аид - это царство мёртвых, где владычествует сам Бог Аид и его жена Персефона , местообиталище душ умерших.

Семья и окружение

Аид - сын Кроноса и Реи , брат Зевса и Посейдона , с которыми разделил наследие свергнутого отца. У Аида нет детей, и ему посвящено довольно мало мифов, хотя согласно Суде - крупнейшему энциклопедическому словарю, составленному в Византии во второй половине X века, дочерью Аида можно считать Макарию - богиню блаженной смерти.

Супругой Аида стала богиня Персефона , дочь Зевса и Деметры , похищенная Богом царства мёртвых. Вместе с ней рука об руку Аид царствует в подземном мире.

Одной из возлюбленных Аида была прекрасная нимфа -океанида Левка (от др.-греч. "белый тополь"). Аид похитил Левку и увёз в свой подземный мир. Когда, по истечении отпущенного ей срока жизни, Левка умерла Аид превратил её в белый тополь. После того как Геракл победил Кербера и вывел его из Аида (царства мёртвых) он был покрыт листвой этого дерева, именно так Белый тополь появился и на поверхности земли.

Рассказывают также о Минфе (или Кокитида по названию реки Кокит), которая сделалась наложницей Аида, богиня Кора (Персефона) превратила её в садовую мяту.

В Аиде (в подземном царстве) проживают чудовища, жуткие и ужасные, все они являются помощниками или слугами Бога Аида, руководит чудовищами жуткая трёхголовая (или трёхликая) богиня Геката. Гелло - ведьма, похищающая детей, ходили слухи, что Гелло была людоедкой и поедала похищенных младенцев. Гидра с пятьюдесятью пастями сторожит порог Тартара в Аиде. Кампа страшное чудовище сторожило киклопов в Тартаре, пока не было убито Зевсом . Трёхглавый пёс Кербер (Цербер) охраняет выход из царства мёртвых, не позволяя умершим возвращаться в мир живых, из его пастей течёт ядовитая жижа, у него змеиный хвост, на спине головы змей. Кербер был побеждён Гераклом в одном из его подвигов. Эмпуса - женщина-демон с ослиными ногами, высасывающая кровь по ночам у спящих, она родственница Эриний, богинь мести.

Харон - перевозчик душ умерших через реку Ахеронт (по другой версии через Стикс), сын Эреба - вечного мрака и Никты - богини ночи. Его изображали как мрачного уродливого старца в рубище. Он не просто так перевозит души умерших, а берёт за это плату в один обол (название монеты), который родственники умершего клали по обряду покойному под язык. Он перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле. Все остальные должны были вечно томиться на берегу Ахеронта без упокоения и надежды на покой. Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны , открывает живому человеку путь в царство смерти и ни при каких условиях Харон никого не перевозит обратно.

Танатос - олицетворение смерти, сын Никты и Эреба, брат-близнец бога сна Гипноса. Танатос живет в Тартаре, но обычно обитает рядом с троном бога царства мёртвых. Танатос является человеку, когда срок его жизни, отмеренный мойрами, подходит к концу. Он срезает своим мечом у умирающих прядь волос для посвящения ее Аиду, а затем уносит души в царство мёртвых. Танатоса всегда сопровождает его брат Гипнос, приносящий смертный сон.

Садовником Аида называют Аскалафа, сына речного бога Ахеронта (Ахеронт - река подземного царства, через которую Харон провозит тени умерших).

Мифы

После раздела мира между Зевсом , Аидом и Посейдоном , Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших. Он - один из двенадцати олимпийских богов и входит в число трёх основных, правящих миром. Гомер называет Аида Зевсом Хтонием (Зевсом подземным) и представляет его лично стерегущим врата своего царства.

Один из самых известных мифов древней Греции о похищении Персефоны Аидом . Однажды, когда Персефона гуляла одна, собирая цветы, Аид вышел из недр земли и похитил Персефону . Деметра , расстроившись пропажей дочери, перестала следить за природой и вся растительность на земле стала засыхать и гнить, когда еды совсем не осталось и люди взмолились о помощи, Зевс потребовал вернуть Персефону матери. Но Аид уже дал Персефоне семена граната и она по древнему правилу, вкусившая еду или питьё в подземном мире, должна была там и оставаться. Чтобы земля вновь расцвела, Зевс постановил, что четверть года Персефона будет проводить с матерью на земле, всё остальное время будет оставаться в подземном царстве Аида в качестве супруги своего брата. Этот миф описывает появление четырёх времен года. Летом Персефона проводит с матерью Деметрой , тогда цветут цветы и деревья плодоносят. Осенью - Персефона отправляется в Аид и Деметра начинает грустить, поэтому опадают листья и засыхают цветы. Зимой - всё покрывается снегом, Деметра в печали вдали от своей возлюбленной дочери не желает следить за природой. Весной - Деметра ожидает появления своей дочери и готовится к её прибытию, потому и вся природа вокруг возрождается после зимы. Есть и другая версия, рассказывающая, что только треть года Персефона проводит с Аидом, а две трети с Деметрой , что не противоречит существующим законам природы.

Большую часть времени он проводит в подземном царстве, невидимый для окружающих. Лишь дважды он выходил на поверхность: согласно Гомеру, Аид отправился на Олимп за помощью, когда Геракл ранил его стрелой и когда он поднялся наверх, чтобы похитить Персефону . Но в то же время в неприступное царство Аида проникают герои и некоторым даже удаётся забрать оттуда своих близких.

Миф о ранении Аида Гераклом свидетельствует о возросшей самостоятельности и дерзости подросшего поколения людей в эпоху классической олимпийской мифологии. Аид сражался на стороне жителей Пилоса и их царя Нелея. За это в Пилосе поклонялись Аиду, там же был его храм. Геракл ранит Аида в плечо и его исцеляет божественный врачеватель на Олимпе Пеон. По другому мифологическому сюжету Геракл похищает из царства мертвых Аида пса-стража Цербера для Еврисфея.

Аид был обманут хитрецом Сизифом, покинувшем однажды царство мертвых. Он запретил своей жене совершать после своей смерти погребальные обряды. Аид и Персефона , не дождавшись погребальных жертв, разрешили Сизифу ненадолго вернуться на землю - наказать жену за нарушение священных обычаев и велеть ей устроить подобающие похороны и жертвоприношения. Но Сизиф не вернулся в царство Аида, он остался в пышном дворце пировать и радоваться тому, что единственный из всех смертных сумел вернуться из мрачного царства теней. Отсутствие Сизифа обнаружилось спустя несколько лет и за хитрецом пришлось отправлять Гермеса . За все проступки хитрого и подлого Сизифа его жестоко наказали, заставив раз за разом вкатывать тяжёлый камень на гору, отсюда пошло известное выражение о бесполезной работе "сизифов труд".

Известен также миф о Пирифое, царе лапифов, сыне Иксиона. Ему захотелось похитить Персефону и жениться на ней самому. Он попросил Тесея помочь ему в этом. Вместе они проникли в Аид и затребовали у Бога царства мёртвых отдать им Персефону . Аид не показал гнева, но предложил героям отдохнуть и присесть на трон у входа в царство. Оказавшись на троне, они тут же приросли к нему (или по другой версии их опутали змеи). Тесею удалось освободиться, когда в Аид спустился Геракл , а Пирифой навсегда остался в царстве мёртвых, наказанный за свой проступок.

Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику. Аид и Персефона предупредили Орфея о том, что выходя из царства мёртвых он не должен оглядываться ни при каких условиях и что бы он не услышал за своей спиной, но по пути Орфей захотел удостовериться, что Эвридика всё ещё идёт за ним и оглянулся, чем нарушил поставленное ему богами условие, и Эвридика навсегда осталась в царстве мёртвых.

Когда Асклепий достиг такого мастерства в искусстве врачевания, что начал оживлять мёртвых людей, отнимая у Аида его новых подданных, уязвлённый Аид заставил Зевса убить Асклепия молнией.

Имя, эпитеты и характер

Аид в значении "имя бога", видимо, является вторичным по отношению к значению "название мира мёртвых". Аида называют "водителем народа" Агесилаем, "неодолимым" Адметом, "тёмным" Скотием, "правящим золотыми вожжами" Хрисением в гимне Пиндара.

Гомер называет Аида "щедрым" и "гостеприимным", т.к. смертная участь не минует ни одного человека. Люди старались не произносить имя этого бога, а упоминали его иносказательно. Его называли "незримым" (Aidoneus). Другой эпитет Аида "богатый" (по-гречески Плутон, откуда и произошло римское имя этого бога, а по-латыни Дис, от слова dives - "богатый"), т.к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. Таким образом Аид полностью вобрал в себя образ Бога Плутоса, первоначально самостоятельного божества богатства и плодородия. В связи с этой интеграцией и вместе с переменой имени произошла и перемена самого представления об Аиде, значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое существо. Вероятно под влиянием элевсинских мистерий, ему стали приписываться качества бога богатства и плодородия в связи с мистико-аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как бы погребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни в колосе) с загробной судьбой человека. Этому возможно также способствовал образ Персефоны - покровительницы плодородия.

Другие, менее распространенные имена - Добрый, Советник, Прославленный, Гостеприимный, Запирающий Врата и Ненавистный.

В отличие от буйного Посейдона и гневливого Зевса , Аид всегда спокоен и умиротворён. В мифах, где так или иначе участвует Бог Аид, он всегда рассудителен и спокойно принимает те или иные события. С одной стороны Аид ужасен и страшен, с другой стороны Аид способен сочувствовать, о чём говорит миф об Орфее, и способен на любовь, о чём говорят мифы о похищении Персефоны и о Пирифое.

Сфера влияния Аида в царстве душ, это сфера бессознательного, поэтому его называли незримым. Хотя Аид и является правителем царства мертвых, не следует путать его с Сатаной. Как бог смерти, Аид угрюм, непреклонен и бескомпромиссно справедлив. Его решения не подлежат обжалованию, однако он не олицетворяет зло и не является ни врагом человечества, ни искусителем. Его царство подземного мира сравнивают со смертью в том плане, что смерть лишь является сменой одной проявленной материальной формы на другую не доступную к восприятию, то есть переход из одного качества в другое, преобразование. Конечно этот процесс как правило болезненный, поэтому Аид представлялся как управляющий временем упадка. И первое его проявление в душе ощущалось, привнесением в жизнь сумрак, и как источник тревог, спадов и печалей, - однако он же способен нести просветление и обновление.

В древнеримской мифологии Аиду соответствует Плутон.

Царство мёртвых

Аидом именуется также пространство в недрах земли, где обитает владыка над тенями умерших, которых приводит Гермес . Представление о топографии Аида усложнялось с течением времени. Гомеру известны: вход в царство мертвых, который охраняет пес-страж Аида на крайнем западе ("запад", "закат" - символ умирания) за рекой Океан, омывающей землю, асфоделиевый луг, где блуждают тени умерших, мрачные глубины Аида - Эреб, реки Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон. Тартар находится под царством Аида, но в Аиде расположены врата в Тартар.

Поздние свидетельства добавляют Стигийские болота или Ахерусийское озеро, в которое впадает река Кокит, огненный Пирифлегетон (Флегетон), окружающий Аид, реку забвения Лету, перевозчика мертвых Харона, трехглавого пса Кербера. Суд над мертвыми вершит Минос, в дальнейшем праведные судьи Минос, Эак и Радаманф - сыновья Зевса . Орфико-пифагорейское представление о суде над грешниками: Титием, Танталом и Сизифом в тартаре - как части Аида нашло место у Гомера (в поздних слоях "Одиссеи"), у Платона, у Вергилия. Подобное описание царства мертвых со всеми градациями наказаний у Вергилия ("Энеида") опирается на диалог "Федон" Платона и на Гомера с уже оформленной у них идеей искупления земных проступков и преступлений. Гомер называет также в Аиде место для праведников - Елисейские поля или Элизиум. Об "островах блаженных" упоминают Гесиод и Пиндар, так что разделение Вергилием Аида на Элизиум и Тартар также восходит к греческой традиции.

В царство Аида нельзя войти будучи живым и нельзя оттуда выйти. Однако существуют мифы о том, как некоторые герои спускались в Аид и выходили оттуда живыми. В случае Психеи это было последнее из ее героических заданий - единственная возможность воссоединиться с Эротом. Так же любовь сподвигла Орфея спуститься в Аид за своей возлюбленной Эвридикой. Дионис входил в подземный мир, чтобы найти свою мать Семелу. Кроме любви, человека может сподвигнуть к нисхождению в подземное царство стремление к мудрости и знанию. Так, Одиссей решился спуститься в подземный мир ради встречи со слепым провидцем Тиресием, который мог указать ему путь домой. Добровольное нисхождение сопряжено с большим риском, ибо никогда нет гарантии, что смельчаку удастся вернуться.

С проблемой Аида связаны также представления о судьбе души, соотношении души и тела, справедливом возмездии - образе богини Дике, действии закона неотвратимости (см. Адрастея).

Культ и символика

В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса , недаром Зевс именуется Хтонием - "подземным" и "спускающимся вниз". Аиду не приносят жертв, у него нет потомства и даже жену он добыл незаконным путем. Его побеждает Геракл . Однако Аид внушает ужас своей неотвратимостью. Например, Ахилл готов быть скорее поденщиком, чем царем среди мертвых. Поздняя античная литература (Лукиан) создала пародийно-гротескное представление об Аиде ("Разговоры о царстве мертвых", имеющие истоком, видимо, комедию "Лягушки" Аристофана). Согласно Павсанию, Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому как люди только раз спускаются в царство мертвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.

Во всех других случаях культ Аида соединён с культом других хтонических божеств, причём Аид является в качестве подателя благ земных, чем в смысле страшного бога смерти. Места почитания Аида локализовались обыкновенно близ глубоких пещер, расселин в земле и т.д., в которых суеверие видело "входы в подземное царство". В жертву Аиду приносился обыкновенно чёрный скот.

Аид - обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались Зевс во время битвы с титанами , богиня Афина , помогая Диомеду против Ареса, чтобы не быть узнанной, и герой Персей, добывая голову Горгоны, Гермес в гигантомахии. Этот шлем был подарен Аиду циклопами (киклопами) за то, что он по приказу Зевса освободил их. Скипетр Аида изображает трёх псов.

Аид в искусстве и литературе

Аид - действующее лицо комедии Аристофана "Лягушки", поставленную автором на Ленеях в 405 году до н.э. и получившую первую награду.

Изображения Аида сравнительно редки; большая их часть относится к позднейшему времени. Он изображается сходно с Зевсом - могучим, зрелым мужем, восседающем на троне, с двузубцем или жезлом в руке, иногда с рогом изобилия, иногда рядом с ним Персефона . У ног Аида обычно лежит кербер (цербер).

Подробное описание царства мёртвых можно прочесть у Вергилия в "Энеиде".

В художественном искусстве чаще всего встречается сюжет о похищении Аидом Персефоны (или Плутоном Прозерпины).

Аид в современности

Аид - один из главных персонажей фильма "Битва Титанов" и двух продолжений, где Аид активно противодействует олимпийским богам и героям. В роли Аида британский актёр Рэйф Файнс.

Аид является одним из главных действующих лиц в американском мультфильме "Геркулес" в качестве главного злодея.

ретьему сыну Кроноса и Реи, Аиду (Гадесу, Айдесу), досталось подземное царство мертвых, в которое никогда не проникают лучи солнца, кажется, по жребию, ибо кто добровольно согласился бы им управлять? Впрочем, его характер был настолько мрачным, что он не мог бы ужиться где-либо в другом месте, кроме преисподней.


Во времена Гомера вместо того, чтобы сказать "умереть", говорили "уйти в дом Аида". Воображение, рисовавшее этот дом мертвых, питалось впечатлениями прекрасного верхнего мира, в котором имеется немало несправедливого, устрашающе мрачного и бесполезного. Дом Аида мыслился окруженным крепкими воротами, самого Аида называли Пилартом ("запирающим ворота") и на рисунках изображали с большим ключом. За воротами, как и в домах богатых людей, опасающихся за свое добро, появился трехглавый свирепый и злобный сторожевой пес Цербер, на шее которого с шипением шевелятся змеи. Цербер впускает сюда всех и не выпускает никого.


У каждого хозяина такого крепкого дома на земле были владения. Ими обладал и Аид. И, конечно же, там не наливалась золотая пшеница, не радовали прячущиеся в зелени ветвей алые яблоки и синеватые сливы. Там росли грустные на вид, бесполезные деревья. Одно из них до сих пор сохраняет восходящую к гомеровским временам ассоциацию со смертью и разлукой - плакучая ива. Другое дерево - серебристый тополь. Не увидеть душе-скиталице ни травы-муравы, которую жадно щиплют овцы, ни нежных и ярких луговых цветов, из которых плелись венки для людских пиров и для жертв небесным богам. Куда ни кинь взгляд - сильно разросшиеся асфодели, бесполезный сорняк, высасывающий из скудной земли все соки, чтобы поднять жесткий, длинный стебель и синевато-бледные цветы, напоминающие щеки лежащего на смертном одре. По этим безрадостным, бесцветным лугам бога смерти ледяной, колючий ветер гонит туда и сюда бесплотные тени мертвых, издающие легкий шелест, наподобие стона замерзающих птиц. Ни один луч света, не проникает оттуда, где протекала озаренная солнцем, сиянием луны и мерцанием звезд верхняя земная жизнь, не доходят ни радости, ни печали. На золотом троне восседает сам Аид и его жена Персефона. У трона сидят судьи Минос и Радамант, здесь же бог смерти - чернокрылый Танат с мечом в руках, рядом мрачные керы, а прислуживают Аиду богини мщения эринии. У трона Аида и прекрасный юный бог Гипнос, он держит в руках головки мака, а из рога льет снотворный напиток, от которого засыпают все, даже великий Зевс. Царство полно привидений и чудовищ, над которыми властвует трехголовая и трехтелая богиня Геката, в темные ночи она выбирается из Аида, бродит по дорогам, посылает ужасы и тяжкие сны тому, кто забывает призвать ее как помощницу против колдовства. Аид и его свита страшнее и могущественнее богов, живущих на Олимпе.


Если верить мифам, лишь единицам удавалось ненадолго вырваться из рук Аида и когтей Цербера (Сисиф, Протесилай). Поэтому представления об устройстве подземного мира были неясными и порой противоречивыми. Один уверял, что попадали в царство Аида морским путем и что находилось оно где-то там, куда опускается Гелиос, совершив свой дневной путь. Другой же, напротив, утверждал, что в него не плыли, а спускались в глубокие щели тут же, рядом с городами, где протекала земная жизнь. Эти спуски в царство Аида показывали любопытствующим, но мало кто из них торопился воспользоваться ими.


Чем больше людей уходило в небытие, тем более определенными становились сведения о царстве Аида. Сообщали, что оно девять раз опоясывалось священной для людей и богов рекой Стиксом и что Стикс соединялся с Кокитом, рекой плача, вливавшейся, в свою очередь, в выходящий из недр земли источник Лета, дающий забвение всему земному. Обитатель греческих гор и долин при жизни не видел таких рек, какие открывались его несчастной душе в аиде. Это были настоящие могучие реки, какие текут на равнинах, где-нибудь за Рифейскими горами, а не жалкие, пересыхающие знойным летом ручьи его каменистой родины. Их не перейти вброд, не перепрыгнуть с камня на камень.


Чтобы попасть в царство Аида, надо было дождаться у реки Ахеронт лодки, которой управлял демон Харон - безобразный старец, весь седой, с всклокоченной бородой. Переезд из одного царства в другое надо было оплатить мелкой монеткой, которую покойнику в момент погребения клали под язык. Безмонетных и живых - попадались и такие - Харон отталкивал веслом, остальных сажал в челн, и они должны были сами грести.


Обитатели мрачного подземного мира подчинялись строгим правилам, установленным самим Аидом. Но нет правил без исключений, даже под землей. Тех, кто обладал золотой ветвью, не мог оттолкнуть Харон и облаять Цербер. Но на каком дереве растет эта ветвь и как ее сорвать, никто в точности не знал.


Здесь, за глухим порогом,
Не слышен волн прибой.
Здесь места нет тревогам,
Всегда царит покой...
Созвездий мириады
Сюда не шлют лучи,
Ни радости беспечной,
Ни скорби быстротечной -
Один лишь сон, сон вечный
Ждет в вечной той ночи.
Л. Сулнберн


Аид

Буквально "безвидный", "невидный", "ужасный" - бог - владыка царства мертвых, а также само царство. Аид - олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Деметры, Геры и Гестии, с которыми разделил наследие свергнутого отца, Аид царствует вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры), которую он похитил в то время, как она собирала на лугу цветы. Гомер называет Аида "щедрым" и "гостеприимным", т.к. смертная участь не минует ни одного человека; Аид - "богатый", именуется Плутоном (от греч. "богатство"), т.к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. Аид - обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались богиня Афина и герой Персей, добывая голову Горгоны. Но были и среди смертных способные обмануть владыку царства умерших. Так, он был обманут хитрецом Сисифом, покинувшим однажды подземные владения бога. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену еще до выхода из царства Аида). Геракл похищает из царства мертвых пса - стража Аида.


В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса, недаром Зевс именуется Хтонием - "подземным" и "спускающимся вниз". Аиду не приносят жертв, у него нет потомства, и даже жену он добыл незаконным путем. Однако Аид внушает ужас своей неотвратимостью.

Просьба не смеятся



Поздняя античная литература создала пародийно-гротескное представление об Аиде ("Разговоры в царстве мертвых" Лукиана, имеющие истоком, видимо, "Лягушек" Аристофана). Согласно Павсанию, Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому, как люди только раз спускаются в царство мертвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.


В римской мифологии Аиду соответствовал бог Орк.


Аидом именуется также пространство в недрах земли, где обитает владыка над тенями умерших, которых приводят бог-посланник Гермес (души мужчин) и богиня радуги Ирида (души женщин).


Представление о топографии аида усложнялось с течение времени. Гомеру известны: вход в царство мертвых, который охраняет Кербер (Цербер) на крайнем западе ("запад", "закат" - символ умирания) за рекой Океан, омывающей землю, мрачные луга, заросшие асфоделями, дикими тюльпанами, над которыми носятся легкие тени умерших, чьи стоны подобны тихому шелесту сухих листьев, мрачные глубины аида - Эреб, реки Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон, тартар.


Более поздние свидетельства добавляют также Стигийские болота или Ахерусийское озеро, в которое впадает река Кокит, огненный Пирифлегетон (Флегетон), окружающий аид, реку забвения Лету, перевозчика мертвых Харона, трехглавого пса Цербера.


Суд над мертвыми вершит Минос, в дальнейшем праведные судьи Минос, Эак и Радаманф - сыновья Зевса. Орфико-пифагорейское представление о суде над грешниками: Титием, Танталом, Сисифом в тартаре, как части аида, нашло место у Гомера (в поздних слоях "Одиссеи"), у Платона, у Вергилия. Подробное описание царства мертвых со всеми градациями наказаний у Вергилия ("Энеида" VI) опирается на диалог "Федон" Платона и на Гомера с уже оформленной у них идеей искупления земных проступков и преступлений. У Гомера в XI книге "Одиссеи" намечаются шесть историко-культурных напластований в представлениях о судьбе души. Гомер называет также в аиде место для праведников - елисейские поля или элизиум. Об "островах блаженных" упоминают Гесиод и Пиндар, так что разделение Вергилием аида на элизиум и тартар также восходит к греческой традиции.


С проблемой аида связаны также представления о судьбе души, соотношении души и тела, справедливом возмездии - образе богини Дике, действии закона неотвратимости.

Персефона Кора

("девушка", "дева") . богиня царства мертвых. Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который с разрешения Зевса похитил ее (Hes. Theog. 912-914).


В гомеровском гимне "К Деметре" рассказывается о том, как Персефона вместе с подругами играла на лугу, собирала ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы. Из расселины земли появился Аид и умчал Персефону на золотой колеснице в царство мертвых (Hymn. Hom. V 1-20, 414-433). Горевавшая Деметра наслала на землю засуху и неурожай, а Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием Аиду вывести Персефону на свет. Аид отправил Персефону к матери, но дал вкусить ей насильно зернышко граната, чтобы Персефона не забыла царство смерти и снова вернулась к нему. Деметра, узнав о коварстве Аида, поняла, что отныне ее дочь треть года будет находиться среди мертвых, а две трети с матерью, радость которой вернет земле изобилие (360-413).



Персефона мудро правит царством мертвых, куда время от времени проникают герои. Царь лапифов Пирифой пытался вместе с Тесеем похитить Персефону За это он был прикован к скале, а Гераклу Персефона разрешила вернуть Тесея на землю. По просьбе Персефоны Геракл оставил в живых пастуха коров Аида (Apollod. II 5, 12). Персефона была растрогана музыкой Орфея и вернула ему Эвридику (однако по вине Орфея та осталась в царстве мертвых; Ovid. Met. X 46-57). По просьбе Афродиты Персефона спрятала у себя младенца Адониса и не пожелала вернуть его Афродите; по решению Зевса Адонис треть года должен был проводить в царстве мертвых (Apollod. III 14, 4).


Персефона играет особую роль в орфическом культе Диониса-Загрея. От Зевса, обернувшегося змеем, она рождает Загрея (Hymn. Orph. XXXXVI; Nonn. Dion. V 562-570; VI 155-165), впоследствии растерзанного титанами. Персефона связана также с элевсинским культом Деметры.



В Персефоне тесно переплетены черты хтонического древнего божества и классического олимпийства. Она против собственной воли царствует в аиде, но вместе с тем чувствует там себя вполне законной и мудрой повелительницей. Она уничтожила, буквально растоптав, своих соперниц - возлюбленных Аида: нимфу Кокитиду и нимфу Минту. Вместе с тем, Персефона помогает героям и не может забыть землю с ее родителями. Персефона как супруга хтонического Зевса-змея относится к глубокой архаике, когда сам Зевс был еще "Подземным" царем царства мертвых. Рудиментом этой связи Зевса Хтония и Персефоны является желание Зевса, чтобы Аид похитил Персефону вопреки воле самой Персефоны и ее матери.


В римской мифологии ей соответствует Прозерпина - дочь Цереры.

Геката

Богиня мрака, ночных видений и чародейств. В предложенной Гесиодом генеалогии она - дочь титанидов Перса и Астерии и, таким образом, не связана с олимпийским кругом богов. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Геката - древнее хтоническое божество, которое после победы над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях, в спорах, в войне), охраняет детей и молодых людей. Она - подательница метеринского благополучия, помогает рождению и воспитанию детей; дает путникам легкую дорогу; помогает покинутым возлюбленным. Полномочия ее, таким образом, распространялись когда-то на те области человеческой деятельности, которые впоследствии ей пришлось уступить Аполлону, Артемиде, Гермесу.



По мере распространения культа этих богов Геката теряет своей привлекательный облик и притягательные черты. Она покидает верхний мир и, сближаясь с Персефоной, которую она помогала искать матери, неразрывно связывается с царством теней. Теперь это зловещая змееволосая и трехликая богиня, появляющаяся на поверхности земли лишь при лунном, а не солнечном свете, с двумя пылающими факелами в руках, в сопровождении черных, как ночь, собак и чудовищ подземного мира. Геката - ночная "хтония" и небесная "урания", "непреодалимая" бродит среди могил и выводит призраки умерших, насылает ужасы и страшные сны, но может и защитить от них, от злых демонов и колдовства. Среди ее постоянных спутников были ослоногое чудовище Эмпуса, способное менять облик и устрашать запоздалых путников, а так же духи-демоны керы. Именно такой представлена богиня на памятниках изобразительного искусства начиная с V в. до н.э.



Ночная страшная богиня с пылающими факелами в руках и змеями в волосах, Геката - богиня колдовства, волшебница и покровительница волшебства, совершающегося под покровом ночи. К ней обращаются за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Миф вводит ее в род волшебников, превращая в дочь Гелиоса и устанавливая тем самым родство с Киркой, Пасифаей, Медеей, которая пользуется особым покровительством богини: Геката помогала Медее добиться любви Ясона и в приготовлении зелий.


Таким образом, в образе Гекаты тесно переплетаются демонические черты доолимпийского божества, связывающие два мира - живой и мертвый. Она - мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Селене и Артемиде, что уводит происхождение Гекаты в пределы Малой Азии. Гекату можно считать ночной аналогией Артемиды; она тоже охотница, но ее охота - это мрачная ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней, она носится в окружении своры адских псов и ведьм. Геката также близка Деметре - жизненной силе земли.



Богине чародейств и повелительнице призраков Гекате три последних дня каждого месяца, которые считались несчастливыми.


Римляне отождествляли Гекату со своей богиней Тривией - "богиней трех дорог", так же как и ее греческая аналогия, она имела три головы и три тела. Изображение Гекаты помещалось на распутье или на перекрестке дорог, где, выкопав глубокой ночью яму, приносили в жертву щенков, или в мрачных пещерах, недоступных для солнечного света.

Танатос Фанат

Бог-олицетворение смерти (Hes. Theog. 211 след.; Гомер "Илиада", XIV 231 след.), сын богини Никты (Ночи), брат Гипноса (Сна), богинь судьбы мойр, Немесиды.


В древности существовало мнение, что лишь от него зависит смерть человека.



Эта точка зрения выражена Эврипидом в трагедии "Алкестида", где рассказывается о том, как Геракл отбил от Танатоса Алкестиду, а Сисифу удалось заковать зловещего бога в цепи на несколько лет, в результате чего люди стали бессмертными. Так было до того момента, пока Танатос не был освобожден Аресом по приказу Зевса, так как люди перестали приносить жертвы подземным богам.



У Танатоса есть жилище в тартаре, однако обычно он находится у трона Аида, есть также версия, по которой он постоянно перелетает от одного ложа умирающего к другому, срезая при этом мечом прядь волос с головы умирающего и забирая его душу. Бог сна Гипнос всегда сопутствует Танатосу: очень часто на античных вазах можно видеть росписи, изображающие их вдвоем.


Рыщут и Злоба, и Смута, и
страшная смерть между ними:
Держит она то пронзенного, то непронзенного ловит,
Или убитого тело за ногу волочит по сече;
Риза на персях ее обагровлена кровью людскою.
В битве, как люди живые, они нападают и бьются,
И один пред другим увлекают кровавые трупы.
Гомер "Илиада"


Керы

 . демонические существа, духи сметри, дети богини Никты. Они приносят людям беды, страдания и смерть (от греч. "смерть", "порча").


Древние греки представляли кер крылатыми женскими существами, которые подлетали к умирающему человеку и похищали его душу. Керы находятся также среди битвы, хватают раненых, тащат трупы, обагряясь кровью. Обитают керы в аиде, где постоянно находятся у трона Аида и Персефоны и прислуживают богам подземного царства мертвых.



Иногда кер сближали с эриниями. В литературе по истории мифологии иногда связываются греческие керы и славянские "кары".

Словно ропот моря в час тревожный,
Словно плач потока, что стеснен,
Там звучит протяжный, безнадежный,
Болью вымученный стон.
Мукой лица исказились,
В их глазницах нет очей. Разверстый рот
Изрыгает брань, мольбы, угрозы.
С ужасом глядят они сквозь слезы
В черный Стикс, в пучину страшных вод.
Ф. Шиллер


Эринии Эриннии

Богини мести, рожденные Геей, впитавшей кровь оскопленного Урана. На древнее доолимпийское происхождение этих устрашающих божеств указывает также другой миф о рождении их от Никты и Эреба.



Число их было первоначально неопределенным, позднее стало считаться, что существуют три эринии, и им дали имена: Алекто, Тисифона и Мегера.


Древние греки представляли себе эриний в виде отвратительных старух с волосами, перевитыми ядовитыми змеями. В руках они держат зажженые факелы и бичи или орудия пыток. Из страшной пасти чудовищ высовывается длинный язык, и капает кровь. Их голоса напоминали и рев скота, и собачий лай. Обнаружив преступника, они преследуют его неотступно, как свора гончих псов и карают за неумеренность, заносчивость, персонифицированную в абстрактном понятии "гордыни", когда человек берет на себя чересчур много - он чрезмерно богат, слишком счастлив, слишком многое знает. Рожденные примитивным сознанием родового общества, эринии в своих деяниях выражают присущие ему уравнительные тенденции.



Место обитания безумных демонов - подземное царство Аида и Персефоны, где они прислуживают богам подземного царства мертвых и откуда они появляются на земле среди людей, чтобы возбудить в них месть, безумие, злобу.


Так, Алекто, напоенная ядом горгоны, проникнув в виде змеи в грудь царицы латинов Аматы и наполнив злобой ее сердце, сделала ее безумной. Та же Алекто в образе страшной старухи побудила к бою вождя рутулов - Турна, вызвав тем самым кровопролитие.


Ужасная Тисифона в тартаре бьет бичом преступников и устрашает их змеями, полная мстительного гнева. Существует предание о любви Тисифоны к царю Киферону. Когда Киферон отверг ее любовь, эриния умертвила его своими волосами-змеями.


Их сестра, Мегера - олицетворение гнева и мстительности, до настоящего времени Мегера остается нарицательным обозначением злой, сварливой женщины.


Переломный момент в понимании роли эриний наступает в мифе об Оресте, описанном Эсхилом в "Эвменидах". Являясь древнейшими хтоническими божествами и охранительницами материнского права, они преследуют Ореста за убийство матери. После суда в ареопаге, где эринии спорят с Афиной и Аполлоном, защищающими Ореста, они примиряются с новыми богами, после чего получают имя эвмениды,  ("благомыслящие"), тем самым меняя свою злобную сущность (греч.  , "быть безумным") на функцию покровительниц законности. Отсюда представление в греческой натурфилософии, у Гераклита, об эриниях как "блюстительницах правды", ибо без их воли даже "солнце не преступит своей меры"; когда Солнце выходит за свою колею и грозит миру гибелью, именно они заставляют его вернуться на место. Образ эриний прошел путь от хтонических божеств, охраняющих права мертвых, до устроительниц космического порядка. Позднее их также называли семнами ("досточтимыми") и понтиями ("могущественными").


Досточтимыми, благосклонными эринии выступают применительно к герою раннего поколения Эдипу, убившему, того не ведая, родного отца и женившемуся на своей матери. Они дают ему успокоение в своей священной роще. Тем самым богини осуществляют справедливость: чаша мучений Эдипа переполнилась через край. Он уже сам ослепил себя за невольное преступление, а оказавшись в изгнании, страдал от эгоизма сыновей. Также как защитницы правопорядка эринии гневно прерывают пророчества коней Ахилла, вещающих о его скорой гибели, ибо не лошадиное это дело заниматься вещанием.


С эриниями иногда отождествлялась богиня справедливого возмездия Немесида.


В Риме им соответствовали фурии ("безумные", "яростные"), Furiae (от furire, "неистовствовать"), богини мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершенные грехи.


Царство мертвых греческая мифология описывает как очень мрачное место. Каким образом бог подземного мира Аид стал верховным правителем царства мертвых и смог превратить его в темное царство.

В прошлый раз мы остановились на том, что Аид и остальные сыновья Кроноса, будучи детьми, были проглочены собственным отцом. Разумеется, будучи богами, они не умерли, а просто оказались в его чреве. Аид и его братья и сестры росли в чреве отца, все кроме Зевса – ему удалось избежать гнева Кроноса. После когда Зевс вырастет он возвратиться к отцу и освободит своих братьев и сестер.
Выйдя на свободу, дети Кроноса объединились между собой и стали олимпийскими богами. Они силой захватили власть, свергнув своих отцов в грандиозной битве – титаномахии.

Победив в этой битве, провозглашенные олимпийские боги должны были как-то поделить власть. Три брата Зевс Посейдон Аид – трое мужчин олимпийцев согласились разграничить свои владения. Для Аида это был решающий момент, навсегда определивший расстановку сил среди богов. По закону тех времен, как старший сын Аид имел преимущество. Он имел право унаследовать большую часть. Но его младший брат Зевс не хотел уступать Аиду, он предложил тянуть жребий. Тот, кому выпадет небо, станет верховным правителем мира.
Боги тянули жребий. Посейдону досталось море, Зевсу выпало небо, тем самым он стал верховным правителем в древнегреческой мифологии. Аиду же достался худший вариант – страна мертвых.

В древней Греции отношение к мертвым не сильно отличалось от сегодняшнего. Поэтому Аида почитали совсем не так, как остальных богов. Другие боги также не приходили к нему, так как ненавидели смерть. Его царство мертвых всегда мрачное и давящее, место полное страданий множества душ. Царство мертвых греческая мифология представляла себе как бескрайний край темных пещер и рек. Это серое и мрачное место, где над водой нависает запах распада.
Пещеры в древней Греции были чем то вроде точками перехода от наземной жизни в подземную. Древние греки боялись Аида и его царство. Но еще больше они боялись мёртвых душ, которые не могли войти в царство мертвых. По мифу эти души возвращались и преследовали живых.

Спустя какое-то время бог подземного мира Аид начал превращать свой мир мертвых в настоящее царство. Как и положено царю он воздавал хорошим и наказывал плохих. Таким образом, Аид собрал группу охранников следящих за душами умерших. Цербера – жестокого трехголового пса. Гекатонхейров или сторуких охранников Тартара. И самого верного своего последователя – Харона. Именно Харон перевозил на реке Стикс души умерших людей. Лишь с помощью Харона можно было попасть в Аид. К тому же никто не мог пересечь Стикс бесплатно. За перевозку каждая душа обязана была дать перевозчику монету. Если у души нет денег, чтобы заплатить Харону, она будет вечно скитаться без отдыха около берега Стикса. Отсюда Греки всегда клали монету покойному либо на веки, либо под язык. Это был обязательный ритуал, за его невыполнение строжайше наказывали. Ведь иначе усопший мог бы вернуться в этот мир, а это могло бы отразиться уже на всех.

В мифологии древней Греции люди, покинувшие этот мир молодыми, умершие насильственной смертью и те, кто не был похоронен по всем правилам, становились неприкаянными духами. Эти духи не могут войти в царство мертвых, поэтому они неприкаянные, несчастные и злые. Те же души что попали в Аид, оставались там навсегда.


Наказание для тех, кто пытался сбежать из царства мертвых, было очень жестоким. Но некоторые все же принимали попытки к бегству.
Миф сизифов труд рассказывает о человеке, который первый осмелился пойти против воли Аида. Его имя Сизиф. Под самый конец своей земной жизни Сизиф задумал обмануть смерть. Он попросил свою жену не хоронить его. Он знал, что если его не похоронят его душа останется между миром живых и мертвых.
Обмануть самого Аида достаточно тяжело, поэтому Сизиф обратился к Персефоне. Он поведал ей, как он возмущен, ведь его жена даже не похоронила его! Персефона почувствовала к нему симпатию и рассердилась на его жену. Она разрешила Сизифу вернуться наверх и устроить жене взбучку. Конечно же, Сизиф даже не думал возвращаться в царство мертвых.

Как гласит легенда о сизифе , Аид, узнав о том, что он обманут, очень разгневался. Он тотчас вернул Сизифа обратно в подземный мир. Его наказание было болезненным и вечным. Он был послан в тартар, где на огромную гору он должен был катить вверх огромный круглый камень. А вечером добираясь почти до вершины, он измученный должен был смотреть, как камень вновь срывается и катится вниз. Он должен был терпеть эти муки ежедневно во веки веков, отсюда пошло выражение - сизифов труд.

Аид – правитель нижнего мира, подземного царства, где пребывают тени умерших людей и некоторые бессмертные персонажи мифологии, проигравшие Зевсу и олимпийцам битву за власть.

Люди старались не произносить имя этого бога (Аид), а упоминали его иносказательно. Его называли "Незримым" (Aidoneus – Аид) или "Богатым". Последнее имя по-гречески звучало как "Плутон" (откуда произошло римское имя этого бога), а по-латыни – Дис (от слова dives – "богатый"). Другие, менее распространенные имена – Добрый Советник, Прославленный, Гостеприимный, Запирающий Врата и Ненавистный. И еще его называли Зевсом Подземелья или Зевсом Нижнего Мира.

Хотя греки считали Аида угрюмым, холодным и беспощадным, они не видели в нем злых или сатанинских черт. Аида – так же как Зевса и Посейдона – изображали в виде зрелого бородатого мужчины. Одним из атрибутов Аида является дающий невидимость шлем, подаренный ему циклопами, а в качестве бога богатства его изображают с рогом изобилия.
Происхождение

Аид , сын Кроноса и Реи, сразу же после рождения был проглочен отцом. Когда Зевс и Метида дали Кроносу рвотное и он отрыгнул всех своих детей, братья – Аид и Посейдон – присоединились к Зевсу в его борьбе против Кроноса и титанов. Одержав победу, братья разделили между собой мир. Аиду по жребию досталось подземное царство.

У Аида не было детей, и ему посвящено мало мифов. Большую часть времени он проводит в подземном царстве, невидимый для окружающих. Лишь дважды он выходил на поверхность. Один раз, согласно Гомеру, Аид отправился на Олимп за помощью, когда Геракл ранил его стрелой. Более известный случай, когда он поднялся наверх, чтобы похитить Персефону.

Сфера влияния

Его сфера влияния в царстве душ, это сфера бессознательного, поэтому его называли незримым. Хотя Аид (Аид) и является правителем царства мертвых, не следует путать его с Сатаной. Как бог смерти, Аид угрюм, непреклонен и бескомпромиссно справедлив. Его решения не подлежат обжалованию. Однако он не олицетворяет зло и не является ни врагом человечества, ни искусителем. Его царство подземного мира сравнивают со смертью в том плане, что смерть лишь является сменой мерности, сменой одной проявленной формы например то что мы называем материальной, на другую не доступную к восприятию из материи, то есть переход из одного качества в другое, преобразование. Иначе выразить, то что было в сфере подсознательного переходит в осознание, вследствие чего происходит качественное изменение, отсюда и добавка к уже существовавшему ранее, то есть богатство.

Поэтому другое имя Аида – Плутон, что по-гречески означает "богатство", "достаток". Незримая полнота этого бога символически изображалась в виде рога изобилия, который он держал в руках. Этот рог переполнен разнообразными плодами или же драгоценными камнями и металлами.

Конечно этот процесс как правило болезненный поэтому Аида – связывали как, управляющего временем упадка. И первое его проявление в душе ощущалось, привнесением в жизнь сумрак, и как источник тревог, спадов и печалей, – однако он же обладает способностью нести просветление и обновление.

Поэтому бога подземного мира и его царство называются одним словом – Аид, или Аид. Он наименее известен ведь пока не осуществится переход из одной мерности в другую он остается "незримым".

А чтобы познакомиться с его царством, необходимо спуститься «вниз». Лишь тогда можно обнаружить несметные богатства в сумраке и холоде того пространства, которое мистики называют "темной ночью души", а психологи – глубокой депрессией, когда человек отрезан от привычной реальности и "солнечный свет" повседневной жизни кажется ему нестерпимым.

В Аид человека приводит дух смерти. Туда же нас может привести "смерть" взаимоотношений, привычного образа жизни, надежд, целей, смысла. Сам опыт ожидания физической смерти, – когда ее близость вероятна или неизбежна, – тоже знакомит человека с подземным царством.

Большинство людей спускаются в Аид для встречи с Аидом не по своей воле. Подобно Ахиллу в Трое, герой – мужчина (или женщина), чье эго и достоинство отождествляется с успехом, – может "умереть" вследствие крупного поражения в сражении или состязании. Такое поражение знаменует гибель его образа непобедимого героя и ощущения собственной неуязвимости. Вынужденное нисхождение в подземный мир может произойти, когда человек становится жертвой. Приходит момент когда каждый может почувствовать себя беспомощным, испытать ужас – и войти в темное, холодное, отрезанное от мира подземное царство. Когда человек чувствует себя жертвой, он оказывается "похищен" Аидом, – что и произошло с Персефоной.

Некоторые добровольно спускаются в Аид для встречи с царем подземного мира. В случае Психеи это было последнее из ее героических заданий – единственная возможность воссоединиться с Эротом. Орфеем, спустившимся в Аид за Эвридикой, тоже двигала любовь. Дионис ходил в подземный мир, чтобы отыскать свою мать, Семелу. В шумерской мифологии Инанна-Иштар добровольно идет в подземный мир для встречи со своей темной сестрой, Эрешкигаль. Кроме любви, человека может побудить к нисхождению в подземное царство стремление к мудрости или знанию. Так, Одиссей решился спуститься в подземный мир ради встречи со слепым провидцем Тиресием, который мог указать ему путь домой. Добровольное нисхождение сопряжено с большим риском, ибо никогда нет гарантии, что смельчаку удастся вернуться.

Царство Аида

Царство Аида – это бессознательное, как личное, так и коллективное. Там пребывают подавленные нами воспоминания, мысли и чувства – все, что кажется слишком болезненным, постыдным или неприемлемым, чтобы показать это при свете дня, – неосуществленные желания, не оформившиеся возможности. В подземном мире коллективного бессознательного находится все, что только возможно себе представить, все, что когда-либо было. Должно быть, именно познав этот мир, римский поэт Теренций произнес свое знаменитое изречение: "Ничто человеческое мне не чуждо".

Вестник богов Гермес провожал души в подземный мир, он же вывел оттуда Персефону. Менее известная вестница богов Ирида-радуга тоже могла спускаться в подземный мир, когда хотела. После того как, съев семена граната, Персефона вернулась в верхний мир, она также обрела возможность периодически спускаться в Аид. Как царица подземного царства, она встречает и служит провожатой для тех, кто спускается туда добровольно. Хотя подземный мир достался Аиду по жребию, но он живет там постоянно. Хотя властелин подземного мира может покидать свои владения, однако, согласно мифам, он воспользовался этой возможностью лишь дважды.

В жизни, как и в мифологии, некоторые люди могут спускаться в подземное царство и возвращаться оттуда, некоторые могут сопровождать в это царство другие души, а некоторые даже очень хорошо знают подземный мир, поскольку живут там постоянно или периодически.

Для того чтобы работать в глубинах души, ищущему требуется архетипическая связь с Гермесом, Персефоной, Дионисом или Аидом. Эти архетипы помогают человеку познакомиться с областью бессознательного и всем, что там находится, включая безумие. Эти же архетипы позволяют человеку плодотворно работать с вопросами смерти и умирания. Так что депрессии и околосмертные переживания, в каком то роде – наиболее распространенные способы инициации для вхождения в царство Аида. После этого человек больше не боится смерти – как, говорят, не боялись ее те, кто прошел инициацию в элевсинских мистериях.

Однако на горе Олимп, где правил Зевс, Аида не любили и очень боялись. Патриархия и патриархальные религии видят в подземном мире царство зла, где правит Сатана, – люди предпринимают массу усилий, чтобы не попасть туда после смерти, а при жизни недооценивают это измерение. До тех пор пока культура в целом и отдельные индивидуумы отождествляют себя только с Зевсом и небесными богами, подземный мир будет восприниматься скорее как царство ужаса, чем источник богатств. А ведь в подземном мире есть все, что необходимо человеку для обретения целостности. Живущие там тени суть образы коллективного бессознательного, или архетипы, – формы, нуждающиеся в жизненной энергии; бесплотные потенциалы, ожидающие рождения.

Подземный мир в наиболее негативном христианском описании называется адом и ассоциируется с вечным огнем и проклятием. Английское слово hell ("ад") происходит от имени норвежской богини подземного мира Хел (Hel). Кельтского властелина смерти зовут Хелман. Как и в случае с Аидом, имена божеств подземного царства тут совпадают по звучанию с названием самого царства. Исследовательница Барбара Г. Уокер отмечает, что дохристианский "ад" (hell) у кельтов представлял собой маточный символ – святилище, или священную пещеру перерождения, которая на норвежском языке называлась hellir. Согласно еще более ранним мифологическим представлениям Hel – это котел-матка, наполненный очищающим огнем. Изначально подземный мир был царством Матери, и лишь потом он перешел во владение к Отцу. И по мере того, как в мире все больший вес обретали ценности небесного бога, подземный мир стал восприниматься в негативном свете и внушать страх.

Аид также представляет собой один из подавленных аспектов архетипа отца. В патриархальной культуре, как и на Олимпе, правит Зевс. Именно по его подобию сформулирован превалирующий образ отца. В отдельных индивидуумах и в культуре в целом Аид существует как бессознательный фактор, и для того, чтобы познать и оценить его, необходимо совершить нисхождение.

Владыка царства мертвых – Аид Аид (Галес)- старший сын Кроноса и Реи и два его брата поделили весь мир между собой.

Аид

Громовержец правит над землей и всеми ее обитателями, Океан – над морскими и речными просторами и, Аид- внушающий, страх и почтение, властитель царства мертвых.

Уважали и трепетали смертные перед верховными божествами, но самый большой страх и трепет внушал им Аид – царь подземного царства, откуда нет возврата.

Смертные так боялись его, что старались никогда не произносить вслух его имя. «Незримый», «Бессмертный», «Богатый», «Гостеприимный», «Получатель даров» - это только несколько имен, называющих владыку царства теней.

Нет, его не считали кровожадным и жестоким, он был справедлив и разумен, но его суда никто не мог избежать. В его взгляде не было ненависти к людям, но когда он устремлял на смертного свои холодные глаза, никто не мог лгать.

Все дурные и хорошие поступки были открыты перед этим мрачным Богом, и только он мог решить, что произойдет с душой в его царстве: будет ли она обречена на вечные страдания или упокоится в тиши и беспамятстве.

Подземное царство мертвых

Три темные холодные реки преграждали смертным путь в царство Аида:

  • через первую Ахеронт перевозит души старый перевозчик Херон, но он повезет только тех, кто может заплатить за его работу, поэтому родственники умерших обязательно вкладывали им в руки мелкую серебряную монетку,
  • вторая – Лета - река забвения,
  • третья Стикс- она омывает берега царства теней.

Самая страшная и нерушимая клятва у Богов и людей – водами Стикса, никто не посмеет нарушить ее. Никогда не проникают лучи солнца в подземный мир, никогда тени умерших не выйдут на поверхность земли, никогда живой человек не сможет проникнуть в царство мертвых.

Чтобы этого не случилось, строго охраняет вход в преисподнюю пес Цербер (Кербер), все его три головы зорко следят за порядком, ядовитые змеи сплетаются в клубок на его шее и ядовитая слюна капает с его клыков на землю.

Подданные Аида

Не сам великий Аид забирает смертные души, у него в подчинении его слуга и сподвижник Бог смерти Танатос. В черном широком плаще на смоляных огромных крыльях летает он над землей и уводит с собой души людей. Кто попал в его сильные руки, уже не вырвется! Безжалостные Эринии – богини-мстительницы с бичами в руках преследует людей, преступивших закон.

Нигде не спрятаться от их гнева, они стегают бичами и язвят змеями людей с нечистой совестью, и рано или поздно заберут их души на суд Аида. Души добрых благодетельных людей в царство, откуда нет возврата, провожает Гермес. Он доводит их до перевоза и помогает сесть в лодку.

Огромен, мрачен и прекрасен дворец Аида (Галеса). Стоит он в самом центре царства мертвых, не проникают туда ни стоны, ни крики, ни радости, ни ликования. В огромном зале стоит золотой трон, на котором и восседает Владыка мира. С его решениями никто не спорит. Он ни с кем не враждует. Он никого не боится. Он не пытается искушать людей, он не требует от них любви и уважения.

Аид знает, что когда-нибудь все прибудут в его владения на его суд. В руках у Аида рог изобилия, спелые плоды и драгоценные камни сыпятся из него, но умершим душам уже это ничего не нужно. Около трона стоит грозный Танатос и его милосердный брат Гипнос – бог Сна. Смерть безжалостна и беспощадна, а сон - всем желанен, он дает отдых, возвращает силы и здоровье, утешает и успокаивает в горе.

Неумолимая Геката

Одна из самых страшных богинь греческой мифологии неумолимая Геката также живет в царстве Аида. Покровительница черной магии, колдунов и привидений, часто сама является на землю в безлунные ночи и бродит в поисках жертвы. Три тела и три страшных лица имеет Богиня, поэтому храмы для нее строили на перепутье трех дорог. Колдуны и ведьмы поклоняются этой Богине, она помогает им в их черных делах. Кровавые жертвы приносят ей в храмах: собак, кошек, а иногда и младенцев.

Персефона

Рядом с Аидом сидит его молодая красавица жена Персефона, дочь Деметры. Полюбил ее никогда не любивший Аид и похитил у матери. Все боятся Владыку царства мертвых и лишь Персефона может замолвить доброе словечко за кого-нибудь.

Есть смельчаки, что живыми спускались в мир теней:

  • Орфей, чтобы спасти любимую Эвридику,
  • нежная Психея за Амуром,
  • Геракл по приказанию царя за псом Цербером.

Но нельзя покинуть царство мертвых по своему желанию, нужно, чтобы такое разрешение дал сам Аид. И не следует живым показываться в этом мире раньше срока, ведь всем назначен его срок.