Для чего нужны иконы? Что такое икона и зачем она нужна

Истинная икона вдохновляет человека
молиться Богу в уверенности,
что Он близ, что Он слышит молитву,
что Он готов прийти на помощь
и исполнить прошение

Иногда приходится слышать недоуменные вопросы людей - для чего в наше время, время высоких технологий, нужно тратить время и деньги на поиск и заказ рукописной иконы.

Ответ на этот вопрос кроется в самом вопросе. Современному человеку нужно как в сказке Льюиса Кэролла "Алиса в Зазеркалье" бежать изо всех сил, только чтобы остаться на том же месте, а чтобы продвинуться вперед, надо бежать еще быстрее. И в этой бешеной гонке совсем не остается времени остаться наедине с самим собой, подумать о сокровенном.

В океане суеты икона поможет создать островок вечности. Вы приобретаете не картину, вкусы на которые меняются и которая может со временем быть выброшена или отвезена на дачный чердак вами или вашими детьми. Вы приобретаете икону, сакральное изображение, духовно связывающее вашу семью из поколения в поколение.

Ни для кого не секрет, что по русскому обычаю мы обращаемся к Богу, когда гром уже гремит во всю. Но сейчас у некоторых уже не получается даже в самых критических жизненных ситуациях вспомнить о Боге, о церкви. Зачастую именно из-за этого мы и совершаем непоправимые поступки, о которых потом долго жалеем.

Как случается, что мы приходим в храм, где разрешаются наши беды? Да просто шли по улице – увидели храм и зашли. А если бы не увидели? Если по маршруту дом-работа-дом нет храмов? Икона в вашем доме сможет стать таким напоминанием, якорем в нашем неспокойном мире.

Порой бывает, что взгляда на икону хватает, чтобы сдержаться, не вспылить, не натворить глупостей. Недаром на Руси говорили – хоть святых выноси. Здесь под святыми имелись в виду именно иконы. В присутствии священных изображений святых, мучеников испокон веков людям было совестно вести себя не по-человечески.

Самое дорогое, что есть у нас - это семья, дети, близкие нам люди. Если у вас мир и благополучие в семье, вам не страшны никакие невзгоды и жизненные неурядицы. Но как часто бывает, что сердце болит за близких, хочется помочь им, но как это сделать - не знаем. Дети выросли, хотят быть во всем самостоятельными, не позволяют вмешиваться в их жизнь. А ведь помочь можно не только советом, звонком влиятельному другу, деньгами, - можно помочь молитвой... Искренняя молитва о любимом, дорогом человеке не останется не услышанной Господом - Он поможет, направит, исцелит.

Современным людям очень трудно научиться молитве – мы не привыкли к этому с детства, об этом не знали наши родители, у многих – и дедушки с бабушками. А так хочется иногда поговорить с Богом, попросить Его, объяснить... А слова застревают в горле, не идут. И здесь вам поможет икона, одно из главных предназначений которой – помогать людям возноситься над мирской суетой, помогать молиться. Как говорил архимандрит Зинон: «Икона - это воплощенная молитва. Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему, как к совершенной Красоте».

Главное, к чему призвана икона, - пробуждать в предстоящем перед ней духовную потребность молиться, припадать к Богу в покаянии, искать утешение в скорбях.


Вы можете заказать у нас мерную или именную икону для ваших детей. Специалистам в области дошкольной психологии и педагогики известен тот факт, что в возрасте трех – четырех лет многие дети начинают играть с выдуманными друзьями. Как правило, это объясняется потребностью в надежном друге, которому можно не только все рассказать, но и в случае необходимости оказаться под его надежной защитой. Такую защиту, настоящую, не сказочную, безусловно, дает ребенку его небесный Покровитель.

Надо только научить ребенка говорить со своим святым покровителем через икону. Надо научить его видеть не живописное изображение, а истинного Покровителя, готового помочь малышу. Тогда в будущем одного мимолетного взгляда на икону будет достаточно, чтобы все доброе в душе поднималось как воспоминание, как опыт, как знание. В этом смысле мерная икона – прекрасная возможность для духовного воспитания и усиления связи между родителями и детьми, между ребенком и дарителем иконы.


Ещё одна старинная православная традиция – создание и передача из поколения в поколение семейных икон (икон, на которых изображены святые покровители всех членов семьи). Чаще всего на таких иконах изображается Богородица в окружении святых. Это могут быть святые, чьи имена носят члены семьи или особо почитаемые заступники и покровители рода.

Такие иконы передают из поколения в поколение, ими благословляют детей, они являются семейной святыней.

Такая икона помогает осуществить соборную молитву, то есть общую молитву семьи, когда каждый просит не только за себя, а за всю семью: родители о своих детях, дети о родителях. Именно такая семейная молитва дает надежду на преодоление всех семейных споров, неурядиц, создает благоприятную почву для доверия, взаимопонимания, терпения и любви. Традиция семейных икон имеет вековые корни, соединяя невидимой нитью семью и поколения. Как это важно чтобы не превратиться в «Иванов родства не помнящих»...

Марина Чижова

Почему православные молятся перед святыми иконами?

Сегодня ни один православный храм или дом невозможно представить себе без святых икон. Вместе с тем, очень часто можно услышать всевозможные нападки и обвинения в идолопоклонстве со стороны сектантов, приверженцев других религий. К сожалению, иногда даже среди единоверцев не все способны доступно объяснить главные причины и основания для иконопочитания в православии. В этой статье мы постараемся восполнить этот пробел.

Почему в православии принято иконопочитание?

Самым популярным аргументом, который протестанты пытаются употреблять, отрицая почитание икон, является вырванная из Библии цитата: Бога не видел никто никогда (Ин. 1:18). «Как можно изображать Бога, если он невидим?» ― возмущаются они. Но традиционно для своей веры поступают хитро и немудро. Потому что человек, хорошо знающий Священное Писание, сразу же ответит, что далее за этой цитатой в Евангелии от Иоанна содержатся следующие слова: Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1:18).

Это и есть главный аргумент в защиту иконопочитания в православии. Святые иконы появились после пришествия в мир Бога Сына во плоти. Бог воплотился, стал видим через Своего Сына, и теперь ничего не мешает делать Его изображения. Так писал преподобный Иоанн Дамаскин:

В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога.

Сегодня иконопочитание является догматом (утвержденной истиной) православной Церкви, однако не всегда было так. В начале VIII века император Лев III инициировал преследование священных образов, запретил поклонение им, для чего иконы помещались так высоко, чтобы люди не могли их достать.

Все это вылилось в иконоборческую ересь, в связи с которой в 787 году в Никее был организован Седьмой Вселенский Собор . Именно на нем и был принят догмат, который фактически «легализировал» почитание икон, объясняя, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.

Чем икона отличается от простого изображения?

Чем же святой образ отличается от любого другого изображения? Причины почитания икон невозможно понять без этого объяснения. Очевидно, что не только предметом изображения, хотя и им тоже. Освященный образ не может быть, как картина, лишь источником эстетического, чувственного переживания. Поэтому главное назначение любого священного изображения — молитва перед ним, а не украшение храма или дома.

Иконописный образ направляет ум и сердце человека к духовному созерцанию, отсылает к миру невидимому, надчувственному. В основе такого изображения всегда лежит символ, связывающий внешний мир с духовным, невидимым. Святые иконы обладают благодатной силой, исходящей от того, кто на них изображен. Поэтому люди, когда молятся, покланяются не самому материалу, доске и краскам, как это любят говорить, но тем, кто изображен на них.

Зачем молиться перед образом?

Может, однако, возникнуть вопрос: разве, чтобы помолиться, обязательно нужны святые иконы? Без них никак нельзя? Конечно же, нет. Господь видит и слышит нас на всяком месте, независимо от того, будем ли мы молиться перед образом или без него. Но тем не менее, во втором случае существует опасность, что у нас может возникнуть свое субъективное, искаженное представление о Личности Бога или святого.

Воображение человека устроено таким образом, что оно требует существования некоторых видимых форм, представлений. И здесь кроется большая опасность, если мы станем представлять что-то «свое». Очень легко из-за этого можно впасть в духовную прелесть.

Святые иконы, написанные в соответствии с канонами и, как правило, людьми с более очищенным от страстей сердцем, способны оградить человека от подобной ошибки. Одним словом, если вы собрались помолиться не перед святым образом, то главное — не пытаться перед собой ничего представлять.

Когда появились самые первые иконописные изображения?

Несмотря на то, что рождение иконописи стало возможно, как мы сказали, в связи с событием Боговоплощения, в ветхозаветные времена тоже встречались изображения бесплотных сил. Так, хорошо известно, что Ковчег Завета был украшен фигурами херувимов.

Собственно самым первым иконописным ликом принято считать образ, который получил название «Спас Нерукотворный» и был сделан еще при жизни Христа, когда святые иконы еще не писали. История лика такова. Некий царь Авгарь, правивший Едессой, заболел страшной болезнью, черной проказой, от которой невозможно было исцелиться.

Он был наслышан о чудесах, которые совершал Спаситель, и отправил к Нему своего художника, чтобы тот сделал портрет с Иисуса Христа, так как сам попасть к Нему царь не мог. Авгарь верил, что это поможет ему исцелиться. Как ни старался придворный художник, но не мог запечатлеть лика Спасителя.

Тогда Иисус, видя его желание, попросил принести воды, умыл лицо и вытер его платком, после чего протянул этот плат художнику. И случилось чудо: на ткани отобразился лик. Второе чудо произошло уже в Едессе, когда царь, приложившись к этому платку, исцелился. Это предание является еще одним основанием для почитания икон.

Мы знаем также, что первые изображения Богородицы принадлежать кисти апостола Луки и делались с Ее согласия. Сама Пресвятая Дева благословила написанные образы словами: Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сими иконами да будет!

В раннехристианские времена, известные своими жестокими преследованиями верных, было распространено символическое изображение Спасителя. Его изображали в виде Пастыря Доброго с ягненком на руках, в виде агнца, но чаще всего в виде рыбы. Как известно, последнее слово на греческом звучит как «ихтис », и являются своеобразной аббревиатурой слов «Иисус Христос Сын Божий Спаситель ». Подобные изображения часто встречаются на стенах древних катакомб.

Такие символические начертания вряд ли напоминают нам святые иконы. Иконопись в собственном смысле рождается не раньше VI века. Первые такие изображения были выполнены в манере выжигания (энкаустики), свойственной еще античному, эллинистическому искусству.

Краска в этом случае замешивалась на основе разогретого воска. Самым известным святым образом Спасителя этого периода является лик, написанный на Синае с характерной для эллинизма ассиметрией. До сих пор это изображение вызывает много споров и дискуссий у исследователей.

Чудесные явления в защиту святых образов

Несомненно, почитание икон связано еще и с множеством чудес, которые совершаются по молитве перед образами. Существуют особо чтимые, чудотворные лики, часто из них истекает миро, происходят другие необъяснимые явления вещественного характера. Как будто сам мир невидимый, небесный свидетельствует в их защиту. О двух таких особенных случаях стоит упомянуть особо.

Золотая рука Богородицы

Когда в VIII веке Византию охватило иконоборчество, отвергавшее святые иконы, против этого выступил преподобный Иоанн Дамаскин. Он писал свои знаменитые «Слова» в их защиту. И поскольку Иоанн обладал удивительным даром слова, и к тому же занимал почетную должность при правителе столицы Сирии, его послания имели большую силу убедительности. За это святому вскоре и пришлось пострадать.

Хитростью оклеветанный византийским царем, Иоанн Дамаскин был жестоко наказан: его лишили кисти правой руки. Однако после молитвы перед иконой Пречистой Девы, его рука чудом приросла назад и написала еще много творений, защищавших почитание икон. За это чудесное исцеление преподобный одарил священное изображение вылитой золотой рукой, по которой мы сегодня и узнаем образ «Троеручица».

Раненый лик Пречистой

Другое событие произошло приблизительно в то же время в Никее. Тогда разъяренные иконоборцы пришли в дом к одной вдове и в гневе проткнули копьем хранившийся у нее старинный образ Богоматери. Однако были поражены тем, что из раны сразу же засочилась кровь, и уверовали. Позже женщина, спасая, пустила этот образ по морю, и он пришел в свое время на Афон. По названию обители икона получила наименование Иверской. По сей день она охраняет монастырь от множества неприятностей, являясь его «Вратарницей».

В каких религиях еще существуют святые иконы?

Из христианских конфессий иконописные изображения существуют еще у католиков. Правда, западные христиане отдают предпочтение более чувственным, живописным образам, а также витражам и мозаикам. Особенно же распространены в католицизме скульптурные изваяния святых. Протестанты иконописные образы вовсе не признают. Собственно, как и исламисты, и иудаисты.

Некое подобие святых образов есть в индуизме и тибетском буддизме. В последнем они носят свое название — танка. Впрочем, как в буддизме, так и в индуизме, ничего общего с православными иконами они, конечно же, не имеют.

Дополнить свои знания по теме вам поможет видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Православный человек обращается к Богу. Как икона помогает человеку? Ее значение в жизни человека.

Икона - это источник вдохновения души.

«И сначала было Слово…» - слово рождает все. Начав со слов молитвы, мы способны идти и идти по пути, все ближе и ближе к Богу. И не важно сколько раз мы забывали молится… Постоянно, после каждого падения, встаем вновь и продолжать идти.

Человек рождается, живет и умирает. Это три основных факта, как бесспорная основная аксиома, потому как это суть жизни любого человека. Меняется в жизни людей только эпохи, времена, события, декорации, персонажи, места, роли.

Этот цикл продолжается тысячелетиями. В этой бесчисленной череде появлений и исчезновений человека, встает законный вопрос «А для чего все это?»

Рано или поздно, любой человек приходит к духовному, пытаясь понять смысл жизни и ответить на самые важные в жизни вопросы. Жизнь «затягивает» своим действом, да, прям как зритель в театре увлеченный пьесой. В молодости мы думаем думать о Боге еще рано, да и некогда, ведь настали приятные минуты влюбленности. В среднем возрасте человек занят на столько делами, что заниматься духовным как он считает просто некогда. И вот приводит старость - тут уже и силы не те и желаний все меньше - где уж тут думать о Боге. В общем, жизнь такова, что существуют тысячи причин не вспоминать о Боге, и только одна причина приводит нас к Нему. Проходят годы, и часто, человек понимает, что шел не туда, что много ошибок сделал, что хотел то совсем другого.

Мы все материалисты, только лишь по тому, что каждый день нас окружает мир материальный.

Периодами, либо от сильной радости, либо от сильного горя и отчаяния, в нас возникают проблески света. Того света, который дает нам смысл существования, в котором мы видим ответы на те важные вопросы, которые мучили нас.

Вы же помните, да, эти моменты?

Свет - это и есть то, как мы ощущаем тот мир - Мир Небес. Мы его ощущаем. Как то же ощущаем его, хотя он неуловим для наших чувств и ума. И ощущаем мы его душой, которая упивается и радуется этому Небесному Свету. Хочется расправить крылья и лететь!

Зов души, тяга к духовному - это часто и радость и печаль. Радость от того что, мы нашли куда идти, а печаль от того, что мы поняли это только сейчас, потеряв долгие годы. Точнее променяв их на бренное.

Становление на путь духовный, на возвращение к Богу, ознаменует в жизни человека новое рождение. Однако путь этот не так прост. Ежедневно мы увлекаемся обыденным, забываем о главном для чего пришли в этот Мир. Такова переменчивая суть человека - то вспоминать, то забывать, то падать, то вставать и продолжать идти. И скажем «Спасибо» Господу за те страдания что дает нам, ибо страдания эти помогают нам помнить о вечном. И восхвалим Его в благодарность тех моментов благодати, которые Он нам подарил и таким образом напомнил о себе.

Суть молитвы - это обращение к Богу. А это есть общение с Ним. Ведь обращаясь к нему словами, мы ощущаем от Него Любовь. Любовь эта вылечивает и наполняет благодатью наши «обезвоженные» страстями сердца, помогает уму выпутаться из омрачённых мыслей, пробуждает чувства ото сна, позволяя нам более чутко и остро взаимодействовать нам со своими родными и близкими, а также со всем внешним миром. Мы начинаем оживать, ощущать свет Небесный и Благодать, в минуты горя и отчаяния получаем утешение. Жизнь наполняется радостью и смыслом. К нам и к нашим родным и близким приходит радость и благополучие.

В современном мире, хоть и много людей вокруг нас, но ощущение одиночества не уходит, а наоборот, оно усиливается с каждым годом. И проблема не в том, что мы мало общаемся и говорим, проблема в том, что это одиночество - это ощущения души, заточенной в клетке, отрезанной от внешнего Божественного мира. Мы как роботы - вроде между собой взаимодействуем, но наши души не прикасаются между собой. Соединение с Богом, объединяет наш внутренний мир с внешним, с душами других людей. Мы начинаем чувствовать, что вокруг нас родное, близкое.

Некоторые люди и вещи способны нести больше божественного света, или делать так, что, когда мы глядим на них или взаимодействуем с ними, чаще вспоминаем о Боге. Одни из таких вещей - это иконы. Разве глядя на икону можно не вспомнить о Боге, о духовном? Иногда бывает мимолетный взгляд на икону способен изменить человека, вырвать его из печальных мыслей, страстных чувств, и напомнить о Вечном.

Иконы в нашей жизни - как «маятники», они светят нам и указывают правильный путь в каждодневном плавании по просторам бушующей жизни.

Поиск Божественного происходит не только вокруг нас. «Что внутри, то и снаружи». Икона напоминает нам о своем внутреннем мире - мире чувств, эмоций, мыслей. Тонкость внутреннего мира такова, что многие люди не могут даже ответить на вопрос «Что есть внутренний мир», потому как эта «тонкость» может быть различаема и наблюдаема более тонкими частями человека - душой и духом.

Икона способствует тому, что бы мы заглядывали внутрь себя , и искали в себе те высокие части, которые способны духовно развиваться и идти к Всевышнему.

Икона меняет человека . Человек, стоя перед иконой, может ощутить присутствие образа святого. Это может выражаться по-разному. Кто то чувствует исходящее тепло или свет, кто то ощущает взгляд святого не себе, причем взгляд может отражать разные эмоции: от скорби и укореняя, до благодатной радости и прощения.

Икона в доме (на работе) способна удержать человека от злобы и гнева , от плохих дел и поступков, вспоминая о которых ему потом может стать постыдно и о которых он потом будет жалеть.

Человек сложное существо. Помимо множества разных органов чувств, он способен воспринимать мир разными способами. Кроме слов существуют еще и образы. Восприятие мира образами более тонко, быстро и полно. Образы и символы наиболее лучше воспринимаются душой. Христианство построено таким образом, что позволяет задействовать оба способа восприятия человека для его духовного развития. Священные тексты представлены словами, а иконы - образами. Образы эти несут в себе важную составляющую для развития духовного мира человека. Традиции иконописи складывались таким образом, что отточенные веками технологии создания икон, определенные в виде канонов, позволяли создавать образы мира духовного, которые наиболее лучше воспринимались человеческой натурой.

Икона ни в коем случае не является идолом , и не правильно считать, что люди молятся иконам. Икона в православии имеет другой статус. Это своего рода «инструмент», позволяющий быть ближе в Божественному. Икона - это вещественный носитель образа. А молитва к образу, изображенному на иконе - есть почитание святого.

Как нельзя стать монахом, не находясь в монастыре, как не возможно просить Бога, не обращаясь к нему с молитвой, так и не возможно стать православным отрицая иконы и их существование. Икона - это традиция православного христианства. Отрицая иконы и недопонимая их сущность, мы тем самым разрушаем традицию, разрушаем свой путь к Богу.

Не люди делают икону, как строили Вавилонскую башню. Создание иконы - это творческий процесс, где человек (иконописец) является лишь проводником божественной воли и благодати. Кроме того, многие знаменитые старинные иконы, являлись на свет нерукотворным способом, чудесным образом. Первая икона была сотворена самим Иисусом Христом, причем не с помощью кисти и краски, а чудом, через проявление божественной силы и благодати.

Икона - это проекция мира божественного в наш мир . Люди, по существу своему, потерявшие благодать Божию, не в силах узреть Силы небесные воочию. Греховность человека, не позволяет видеть их, по причине неразвитости или отсутствия «глаз души», а тонкие миры не восприимчивы для глаз тела бренного. Вот, видимо, Господь, и решил даровать людям возможность узреть образы божественные хотя бы глазами физическими, тем самым создал икону и отдал ее людям.

Истинная молитва - это сложный и тяжелый труд. Она требует от человека мобилизацию и сосредоточения всего его существа: действа, мыслей, чувств, эмоций. Икона в этом процессе занимает важную роль, концентрируя внимание, уводит от прелестей, отводит чувства страстные, напоминает о необходимости постоянного «делания» (молитвы). Этот опыт пережит многими отцами церкви. Вспомним жизнь преподобных Серафима Саровского и Николая Чудотворца, все они свершали молитвы, стоя пред иконами.

Икона - это окно, и в тоже время дверь в мир духовный, Мир Небес. Это больше можно воспринимать символически. Наши молитвы и прошения усиливаются через «окно», когда мы обращаемся к образу святого, изображенного на иконе. Душа вновь и вновь открывает дверь в духовный мир, заглядывая туда, и понимая где есть дом ее. Силы же небесные открывают эту дверь, дабы возлиять волю свою нам, помочь, наставить на Путь истинный, ниспослать благодать.

Учение Церкви «об иконопочитании», сформулированное Седьмым Вселенским Собором гласит:

"...Чем чаще при помощи икон они (изображения) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на сии иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и приобретают более любви к ним….»

И наконец, икона связана с основным столпом православия - с Верой.

По объяснению апостола Павла: «вера есть… осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). То есть: уверенность в невидимом, как бы в видимом, и уверенность в желаемом и ожидаемом, как в настоящем.

Т.е. понимание сущности икон связано с тем, насколько мы сами Истинно Верим.

21 октября Православная Церковь празднует память святых отцов VII Вселенского Собора, защищавших православное учение о почитании святых икон.

В современном мире всё чаще поднимается вопрос: зачем нужны иконы? Многие, даже христианские, конфессии давно отказались от икон. В самом деле, как можно изображать невидимого Бога? Бога, Которой сказал пророку Моисею на горе Синай: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33: 20)?

Те, кто поначитаннее, вспоминают фразу Священного Писания: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1: 18), но стоит продолжить эту фразу святого апостола Иоанна Богослова до конца, и всё сразу станет ясно. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1: 18).

Приход в мир Сына Божия нашего Спасителя Господа Иисуса Христа сделал возможным изображение Бога. Бог воплотился и люди Его увидели, Бог воплотился и теперь Его можно изображать. Эта мысль является общей для всех святых отцов, говоривших о святых иконах.

Иконы - это святое напоминание о приходе в мир Спасителя - Его вочеловечения. В тексте богослужения дня святых отцов VII Вселенского Собора подробно объясняется, зачем православные христиане пишут иконы, изображая Бога, Пресвятую Богородицу и святых. Для удобства читателя приводим параллельный перевод с сайта Православная энциклопедия Азбука веры :

Хотяй Всещедрый Бог нас воздвизати присно / к памяти совершенней Своего вочеловечения, / подлог сей предаде человеком, / шароделаньми икон честный возображати зрак; / яко да сия во зрениих видяще, / веруем, яже словом слышахом, / разумеюще яве деяние и имя, / начертание и страдания святых мужей, / и Христа Венцодавца, / венцы подающа святым, страдальцем же и мучеником. / Ихже ради яснейше истинную веру держащи, Церковь лобызает икону вочеловечения Христова. Всемилосердный Бог, / всегда желающий нас побуждать / к совершенной памяти Своего вочеловечения, / передал людям этот способ: / через писание красками икон / воспроизводить досточтимый образ; / чтобы его перед очами видя, / мы веровали тому, что в слове слышали, / познавая ясно деяния, и имя, / облик и подвиги святых мужей, / и Христа, венцов Подателя, / венцы подающего святым, / подвижникам и мученикам. / Благодаря им ныне Церковь, / еще определеннее веры истинной держась, / лобызает икону вочеловечения Христова.

Иконы помогают помнить о Боге, священных событиях, наглядно изображая то, во что мы веруем. Содержание православной иконы настолько глубоко, что верующий, глядя на неё всегда может иметь богатую пищу для размышлений о Боге.

Кроме того молиться гораздо удобнее, видя перед собой изображение Того, к Кому обращена молитва. Это очень понятно современному человеку, общающемуся при помощи переписки во всемирной сети Интернет, когда люди используют фото или иную картинку, которую хотят отождествлять с собой.

В день памяти святых отцов Вселенского Собора, посвящённого почитанию икон, неслучайно чтение отрывка Евангелия о святом апостоле Фоме. В нём говорится о том, как Господь явился Своим ученикам после Воскресения, но Фомы не было среди них. Святой не поверил в то, что Господь воскрес, пока не вложил палец в отверстия от гвоздей на Его руках, пока не осязал рукой след от копья в рёбрах Господа. После этого святой апостол воскликнул от всего сердца: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20: 28)

Воскресшего Господа, Которого можно осязать, можно и изобразить для молитвы. Видя Господа, апостол Фома обрёл веру. Смотря на иконы, обретаем веру все мы, особенно через чудеса, происходящие, благодаря чудотворным иконам.

Церковь прославляет святых VII Вселенского Собора такими словами:

Смысл этих слов в том, что святые, достойно почтившие изображение Господа Иисуса Христа при жизни, ныне всегда видят Господа на Небесах. Немощь человеческого тела не позволяет видеть Бога при жизни, но после смерти святым ничего не мешает узреть Бога своим духовным зрением.