Воздвижение честного и животворящего креста. Воздвижение креста господня. иконография


Несмотря на то что праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу древнейших праздников христианской церкви, достоверно не известны ни точное время, ни обстоятельства его возникновения. В искусстве Древней Руси были широко распространены образы Воздвижения Креста, зачастую входившие в праздничный ряд иконостасов, в то время как в Византии отдельные иконы с подобным сюжетом не встречаются


На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.


В греческом тексте Евангелия апостолы называются "со-учениками". 12 июля Церковь чтит память двух из них: Петра, самого стойкого из учеников Христа, на краеугольном камне его веры Спаситель метафорически обещал построить Церковь, и Павла, бывшего гонителя палестинских христиан, уверовавшего в Сына Божьего и обратившего в христианство греческий мир.


Преображение Господне - один из центральных летних праздников православного календаря. В это день мы вспоминаем евангельский сюжет: Христос на горе Фавор явил трем ученикам достоинство собственного Богосыновства. Церковь верит, что свет увиденный учениками в тот день был светом не физическим, а духовным, к концу византийской эпохи учение о фаворском свете заняло ключевое место в церковной мистике, а Преображение стало не только эпизодом евангельской истории, но и символом нашего обожения.


28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.


Термин "Знамение Пресвятой Богородицы" употребляется в двух значениях: как определенный тип иконы Божией Матери и как русский православный праздник этой Иконы, отмечаемый 10 декабря. Что это за икона, и что за праздник рассказывает Юрий Рубан.


Двенадцатилетний Иисус в храме поражает учителей Израиля своим знанием Закона и мудрыми ответами. Отрок изображается сидящим на троне, ведь Он находится «в том, что принадлежит Отцу». Об иконе Преполовения из Пскова рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА


Равноапостольные мать и сын, утвердившие христианство, Константин и Елена – святые, которые на иконах изображаются символически. А как они выглядели на самом деле? Показываем и их прижизненные изображения с портретными чертами, и иконописные. ФОТОГАЛЕРЕЯ


В этом 2013 году Православная Церковь празднует Вознесение Господне 13 июня, к празднику мы подготовили коллекцию изображений Вознесения Господня от сирийских книжных миниатюр и византийских фресок до сицилийских мозаик и деревянной резьбы в римской базилике Санта-Сабина.


Почему на армянской миниатюре из Балтимора апостолы бурно жестикулируют и почему на ней изображен Павел, который в то время еще был врагом Церкви, рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА

"Спас Нерукотворный" Симона Ушакова: икона или портрет Христа?
29 августа Церковь празднует перенесение из Едессы в Константинополь плата, на которым отобразился Лик Спасителя -- Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа. Одна из самых удивительных икон "Нерукотворного Спаса" написана царским иконописцем Симоном Ушаковым в XVII в. -- в то время, когда иконопись в церкви начала сменяться реалистической живописью


27 сентября празднуется Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – двунадесятый праздник, установленный в память обретения Креста Господня, которое произошло в Иерусалиме около Голгофы - на месте Распятия Иисуса Христа.

Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон: "Пусть нас считают дураками, безумцами и сумасшедшими"
"Долгое время, больше 20 лет мы говорили о христианстве, как о силе, мудрости, красоте. Может быть пришла пора сказать правду о том, что означает последовать за Христом и стать христианином?" -- епископ Смоленский Пантелеимон размышляет о значении Креста Христова для всех нас.

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко,
и Святое Воскресение Твое славим».
(Припев праздника)

Икона концентрирует внимание на воздвижении Креста епископом Макарием, который иногда держит пучок травы базилика. Ему помогают двое служителей в светлых одеждах. Обыкновенно действие происходит на фоне церкви о семи главах, Церкви Гроба Господня, в присутствии народа, императрицы Елены, иногда – ее сына, императора Константина Великого, наконец – знати, пришедшей преклониться перед Крестом, воздвижение которого напоминает о том, что он царствует над всем миром, искупленным им. Хотя равноапостольные Константин и Елена и не присутствовали на этом празднике в Иерусалиме, на иконе их изображают обязательно. Любая праздничная икона не является только живописным документом чествуемого события, она свидетельствует о том, какое место занимает это событие в истории спасения рода человеческого, и о всех тех, кто причастен к этому.

По преданию, близ выкопанных из земли крестов совершалось погребальное шествие, и, чтобы узнать, какой из вырытых крестов является подлинным Крестом Христовым, поднятые из земли кресты были приложены к покойнику, и, когда коснулись скончавшегося одним из крестов, произошло чудо воскресения. Так, по церковному преданию, была удостоверена с несомненностью подлинность обретения Креста.

На иконе Воздвижения Креста это чудо изображается по-разному. Иногда изображается не воскресший покойник, но старец в тяжелой болезни, исцеленный прикосновением к Кресту. Так или иначе, сохраняется свидетельство о том, что Крест был опознан совершившимся чудом. Патриарх на площади, при стечении множества народа, трижды поднял обретенный Крест. Этот совершенный патриархом чин,– Воздвижение Креста, составляет основу изображения на иконах праздника и навечно запечатлен в литургическом действии, в церковном обряде совершения праздника.

В богослужении праздника Воздвижения Честного Креста Церковь прославляет его Божественную силу как залог победы над злом, как причину нового неба и обетование вечной жизни.

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II СОВЕРШАЕТ ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ. 1996 г.

Епископ или старший священник, в монастыре обычно игумен, в сопровождении сослужащих ему священников, по славословии, при пении «Святый Боже» выносит из алтаря крест, украшенный цветами, как древо жизни, становится посредине храма и при пении «Господи, помилуй», повторенном 40 раз медленно, совершает осенение храма крестом, склоняясь, как бы погружаясь, в крестную смерть Христову, и вновь выпрямляясь в образ Воскресения. Это воздвижение креста совершается пятикратно – на четыре стороны света и дважды на восток.
«Явися днесь от недр земных спасительное Древо, в храме честно возносимо архиереовыма рукама…»

Воздвижение Креста не есть только праздник обретения Креста, но, по существу, полное и совершенное прославление Креста как спасительного знамени Церкви. И не только видимого Креста, но Креста как силы Божией, содержащей мир.

«Четвероконечный мир днесь освящается, четверочастному воздвизаему Твоему Кресту» (Стихиры на целование Креста. Гл. 6).

ИКОНОГРАФИЯ РАСПЯТИЯ

Почитание Креста было не только благочестивым обычаем всех христиан. Оно закреплялось и канонически. Догмат об иконопочитании VII Вселенского Собора гласил: «Со всякой достоверностью и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению Честного и Животворящего Креста полагати во всех Божиих церквах, на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях…».

С развитием почитания Креста Господня в Церкви зарождается иконография Распятия, в которой художественными методами решается сложная догматическая задача – показать в равной степени и единстве две сущности Христа – Человеческую и Божественную, одновременно показать и смерть, и победу Спасителя, передать конкретный исторический образ и в нем раскрыть другую реальность – реальность духовную и пророческую.

Такая иконография получает свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м правиле Трульского Собора. Собор создает канон, который определяет дальнейшее развитие иконописных изображений Креста и Распятия.

На древних крестах прямая фигура Христа с поднятой головой и открытыми глазами только обозначает Распятие. Спаситель представлен живым, воскресшим.

«Отчего радостное чувство объемлет нас при виде водружения креста на храме? – размышляет великий тайновидец, святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Потому, мне кажется, что христианская мысль привыкла не разделять креста от Христа распятого и в кресте видит Христа, как и во Христе видит крест, ибо распятый Христос представляет Собою крест». «Без креста не увидишь и Христа». Православного храма не бывает без креста, ибо он ставится на маковку во славу Главы Церкви – Иисуса Христа.

Есть два основных вида изображения распятого Спасителя. Древний вид Распятия изображает Христа простершим руки широко прямо вдоль поперечной центральной перекладины: тело не провисает, а свободно покоится на Кресте. Второй, более поздний вид, изображает Тело Христа провисшим,– руки подняты вверх и в стороны.

Второй вид представляет взору образ страдания Христа нашего ради спасения; здесь видно страдающее в пытке человеческое тело Спасителя. Но такой образ не передает собою всего догматического смысла этих крестных страданий. Смысл этот заключен в словах Самого Христа, сказавшего ученикам и народу: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32).

РАСПЯТИЕ. ИКОНА. VIII в. СИНАЙ

Первый, древний вид Распятия как раз являет нам образ вознесенного на Крест Сына Божия, распростершего руки в объятии, в которое призывается и привлекается весь мир. Сохраняя образ страдания Христа, такой вид Распятия в то же время удивительно точно передает догматическую глубину смысла его. Христос в Своей Божественной любви, над которой смерть не властна и которая, страдая, и не страдает в обычном смысле, простирает к людям со Креста Свои объятия. Поэтому Тело Его не висит, а торжественно покоится на Кресте. Здесь Христос, распятый и умерший, удивительным образом жив в самой смерти Своей. Это глубоко соответствует догматическому сознанию Церкви. Привлекающее объятие Христовых рук объемлет всю Вселенную.

В лучших образцах русской иконописи XIV–XVI веков Спаситель изображается умершим на кресте. Глава склонена вправо, тело прямое или слегка изогнуто. Руки имеют горизонтальное положение, открытые ладони пробиты гвоздями. Ступни ног пригвождены, каждая отдельно своим гвоздем. Его фигура выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на крест, и Господь, как и в древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с креста навстречу людям. Крестчатый нимб с греческой надписью, что значит сущий, символически подтверждает Божественную сущность Христа и говорит о Крестной Жертве Господа.

В католических образах Христос на кресте изображается как умерший или испытывающий муки крестной казни человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни ног пригвождены одним гвоздем, глава увенчана терновым венцом. Такое реалистическое изображение с достоверными анатомическими подробностями является правдивой иллюстрацией казни, но ничего не говорит о главном – торжестве Господа, победившего смерть и открывшего нам жизнь Божественную. Концентрируя внимание на муках и смерти, оно обладает лишь эмоциональным воздействием.

Многие из существующих икон посвящены важным событиям в жизни христиан. Икона «Воздвижение Креста Господня» описывает обретение царицей Еленой Святого Креста, на котором был распят Иисус Христос. Есть праздник, который посвящен этому событию.

Что означает праздник Воздвижения Креста Господня?

Праздник принято отмечать 27 сентября, и посвящен он возвращению Креста Христова верующим. Его считают двунадесятым днем, посвященным Иисусу, поэтому и называют Господским днем. В 326 году произошло обретение Креста возле горы Голгофы. В VII веке также произошло возвращение Креста из плена персов. В честь возвращения Креста император дал приказ построить на этом месте храм Воскресения Христова . В этот день рекомендуется придерживаться строгого поста, благодаря чему получится жить счастливо удачно. Запрещено в этот день начинать что-то новое и строить какие-то планы, поскольку они не будут успешными. Уборка дома в этот день помогает выгнать нечистую силу. Есть примета, что если человек в этот день увидит птиц и загадает желание, тогда можно рассчитывать на его осуществление.

Как выглядит икона «Воздвижение Креста Господня»?

В центре композиции находится Крест, который стоит на ступенчатом возвышении и его поддерживают несколько священнослужителей. Вокруг помоста находятся верующие, которые радуются возвращению святыни. На заднем плане изображен храм. На разных изображениях некоторые из указанных деталей могут отсутствовать, но только Крест остается неизменным.

В чем помогает икона «Воздвижение Креста Господня»?

Этот образ обладает огромной силой, поэтому он творит чудеса. Молиться перед иконой необходимо женщинам, которые страдают от бесплодия, а также людям с серьезными заболеваниями. Помогает икона верующим обрести покой и душевное равновесие , в период смятения и сомнений.

Есть специальная молитва «Воздвижение Креста Господня»:

«Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным Христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

В церковном искусстве есть изображения, когда требуется некоторое время, чтобы понять, о каком именно событии рассказывает икона, фреска или мозаика. Но есть и другой пласт сакральной живописи - там человек, даже слабо знакомый с Писанием и Преданием, легко узнаёт изображенный сюжет. К таким иконам относится и образ праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.

Что изображено на иконе Воздвижения Креста Господня?

В общих чертах канонический иконографический сюжет Крестовоздвижения выглядит следующим образом: в центре композиционного поля находится крест. Он стоит на высоком ступенчатом возвышении, а его поддерживают несколько священнослужителей, при этом хотя бы один из них всегда облачен в епископские одеяния. Помост, на котором стоят клирики, окружен верующими людьми, а позади помоста виднеется большой однокупольный храм. На разных изображениях некоторые их перечисленных деталей могут отсутствовать, но центральная часть - Крест и держащие его священнослужители - всегда остается неизменной. Собственно, центральная часть - это и есть первоначальный и наиболее древний вариант иконы Крестовоздвижения, который сформировался в IX веке и передает сразу три исторических события.

Первое произошло в 326 году. Провозгласив в Римской империи политику веротерпимости и лично симпатизируя христианству, император Константин на государственном уровне развернул программу по поиску и сохранению тех артефактов, которые так или иначе связаны с жизнью Христа, Богородицы и наиболее известных святых. Непосредственное руководство программой взяла на себя мать Константина - императрица Елена. Стараниями этой сильной женщины были найдены и привезены в Рим многие христианские святыни, но практически всю свою жизнь в Церкви Елена посвятила поиску одной-единственной реликвии - Креста, на котором был казнен Спаситель.

Поиски были долгими и трудными. Агенты римских спецслужб исходили поначалу всю Палестину, но после нескольких лет неудач надежда почти покинула их. Однако Елена оставалась непоколебимой, и после очередного извещения о безрезультатных поисках села на корабль и отплыла в Святую Землю, чтобы лично возглавить экспедицию. Императрица верила, что Крест цел. Не мог же Господь допустить, чтобы такой ценный предмет, связанный с нашим спасением, бесследно пропал!

Царица решила сконцентрировать поиски в Иерусалиме, и интуиция не подвела ее. После того, как были допрошены все старожилы, один старый еврей сказал, что знает место, где его предки закопали Крест. Это был холм, на котором стоял храм римской богини Венеры. Елена приказала разрушить святилище и буквально по миллиметру снести холм. Старания экспедиции увенчались успехом. Была найдена гробница Спасителя, где Он покоился три дня до Своего воскресения. А спустя некоторое время нашли и сам Крест, засыпанный различным строительным мусором. Когда святыню, в конце концов, нашли, ликованию народа не было придела - все хотели видеть бесценную реликвию. И тогда иерусалимский святитель Макарий с помощью нескольких священников поднял Древо на высокий помост, и все присутствовавшие могли узреть великую святыню.

Второе событие, к которому возводит зрителя икона праздника, произошло в первой половине VII столетия. Незадолго до начала арабских завоеваний между Византией и Персией развязалась война, в ходе которой персидский царь Хозрой II разграбил Иерусалим, пленив патриарха и увезя с собою Крест Христов. Однако спустя 14 лет императору Ираклию удалось разгромить персов и освободить патриарха вместе с главной реликвией христиан. Торжественной процессией святитель и монарх несли Крест в Иерусалим, но у входа в Храм Гроба Господня их остановил ангел и приказал Ираклию снять с себя все царские знаки отличия и нести Древо так, как его нес Сам Христос - то есть как простой человек. Только выполнив веление ангела, император смог внести Крест в храм. И снова - как и при Елене - Крест был воздвигнут на высоком помосте, чтобы весь собравшийся люд мог увидеть орудие нашего спасения.

Третье же событие - это не столько некое «одноразовое» происшествие, сколько традиция, которую свято блюли в Константинополе. В особые дни года на возвышение перед алтарем храма Святой Софии выносилась часть Животворящего Древа, и патриарх поднимал ее над всеми верующими. Этот чин возник как подражание тому воздвижению, которое произошло в Иерусалиме. Церемонию поднятия Креста можно увидеть до сих пор в большинстве православных и униатских кафедральных соборов. Посреди храма устанавливается помост (кафедра), куда восходит епископ и на четыре стороны осеняет верующих крестом, хранящемся в алтаре. По благословению правящего владыки этот чин может совершать и заслуженный приходской священник, но это почетное право дается единицам как особая привилегия.

Символика иконы Крестовоздвижения

Изначальная композиция праздничного изображения, как мы уже отмечали, была весьма простой. На ступенчатом возвышении стоит священнослужитель в епископских одеяниях и держит Крест. Руки человека нарисованы так, что создается впечатление, будто он либо только-только начинает поднимать Крест, либо уже его опускает. То есть налицо желание художника передать момент благословения молящихся. Со временем фигура архиерея дополнилась предстоящими клириками - священниками и диаконами, которые помогают епископу держать тяжелый Крест.

С течением времени вместе со священнослужителями на возвышении стали изображать императрицу Елену. Она либо просто стоит вполоборота к Кресту, либо еще и держит в руках блюдо с гвоздями, найденными вместе с Крестом. Иногда к Елене присовокупляется Константин. Исторически такой вариант композиции неверен, но изображение императора на иконе вполне логично, ведь это он был инициатором собирания воедино христианских реликвий. Иногда Крест держат исключительно Константин и Елена, как это показано, например, на мозаике Святой Софии в Константинополе.

В Московском государстве XVII века встречались и такие иконы, на которых рядом с римскими государями можно увидеть русского царя и московского патриарха. Это, конечно, крайность с точки зрения истории, но, тем не менее, эта деталь была очень важна для московитов, поскольку подчеркивала идею духовного единства и преемственности Рима Древнего, Рима Нового и Рима Третьего, коим Москва себя и считала.

Нижнюю часть иконы занимает народ. Иногда изображено много людей, иногда - мало, а иногда - и вовсе нет никаких фигур. Однако такое бывает довольно редко, и чаще всего на иконах есть изображения молящихся. По одной трактовке - это жители Иерусалима, которые с ликованиями встречали обретенную святыню. По другой версии, фигуры символизируют собою всех христиан, всю совокупность земной Церкви, которая почтительно покланяется Святому Кресту, сделавшемуся орудием нашего спасения.

Икона “Воздвижение Честного Креста” Россия, XIX – ХХ век.

И, наконец, позади центральной композиции просматривается схематическое, но очень отчетливое и ни с чем не перепутываемое изображение храма (чаще всего – однокупольного). Иногда храм показан не снаружи, а как бы изнутри, как бы в разрезе, а само воздвижение происходит, по сути, под его сводами. Этот элемент можно трактовать по-разному. Исторически и первый Храм Гроба Господня, и Святая София имели по одному гигантскому куполу. Также это изображение символизирует любой христианский храм, в котором совершаются Евхаристия и Таинства. Но еще важно вспомнить, что храмовые или городские постройки на канонической иконе имеют и более глубокий аллегорический смысл. Они символизируют собою Небесный Иерусалим - нашу небесную отчизну и главную вожделенную цель, которую стремятся достичь все те, кто истинно и искренне верит во Христа Спасителя.