Вербное воскресенье: приметы и суеверия. Традиции и обычаи праздника. Евангелие в Вербное Воскресенье: Навстречу смерти твоей и моей Кто умер в вербное воскресенье

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) Православная церковь отмечает в последнее - шестое - воскресенье Великого поста. В 2017 году этот день выпадает на 9 апреля.

Вход Господень в Иерусалим - один из 12 двунадесятых (главных) праздников в православии. Этот преходящий праздник бывает ровно за неделю до Христова Воскресения.

Что мы празднуем в Вербное воскресенье?

Вход Господень в Иерусалим описан всеми четырьмя евангелистами. О нём повествуют и Матфей (в 21 главе своего Евангелия), и Марк (в 11 главе), и Лука (в 19), и Иоанн (в 12 главе).

Так, в Евангелии от Матфея (21:1–7) сказано, что апостолы по указанию Иисуса взяли в Вифании ослёнка и ослицу. Иоанн Богослов в своём Евангелии просто упоминает, что Христос, найдя молодого осла, сел на него.

В Евангелиях Марка и Луки говорится, что Иисус, приближаясь к Иерусалиму и находясь вблизи Елеонской горы рядом с Виффагией и Вифанией, отправил двух учеников за молодым ослом, указав, где он привязан и что ответить, если спросят. Так и произошло.

Ученики нашли животное, отвязали его, на вопрос «Зачем отвязываете?» отвечали, что ослик надобен Господу, и привели к Иисусу.
Так, на осле, Иисус Христос въехал в Иерусалим. У иудеев существовал древний обычай, согласно которому правители, одержав победу над врагами, въезжали в город на конях или ослах. А ещё на Востоке въезд в город на осле был символом мира, а верхом на коне - символом войны.

В то время Иудея была захвачена римлянами, и иудеи ожидали обещанного священным писанием и пророками освободителя от иноземного господства. Верили, что Мессия - Спаситель Израиля - явится на Пасху. Иисуса Христа встречали как Мессию, так как знали о чуде воскрешения Лазаря, совершённом накануне.

Встречали его иудеи, как Царя, согласно той же древней традиции, - с пальмовыми ветвями, цветами, постилая на Его пути свою одежду.

Они кричали Христу: «Осанна* Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне (т. е. - достоин хвалы, от Бога посланный) Царь израилев! Осанна в вышних!»

Исполняя пророчества Ветхого Завета, Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель на войне. А как Царь, царство которого не от мира сего, как победитель греха и смерти. Ворота, через которые, по преданию, въехал Иисус, существуют до сих пор. Только они уже многие века наглухо замурованы.

Как ещё называют праздник «Вход Господень в Иерусалим»?

Последнее воскресенье перед Пасхой также называют «Неделей ваий» - «вайи» по-гречески означает «пальмовые ветви».
Латинское название праздника - Dominica in palmis (Пальмовое воскресенье, буквально: «Господень день в пальмах»). В современных европейских языках сегодня используется именно название «Пальмовое», например в английском - Palm Sunday.

В русских богослужебных книгах называется также Неделей Цветоносной (потому что Христа в Иерусалиме встречали цветами), а в просторечии - Вербным воскресеньем. Это связано с тем, что пальмовые ветви в славянских странах заменяют ветками вербы (а также ивы и ветлы). Эти растения распускаются в России одними из первых.

Как празднуют Вербное воскресенье православные христиане?

Вербу освящают в храмах накануне, в субботу вечером на Всенощном бдении: после прочтения Евангелия читается 50-й псалом, затем святой водой окропляют ветви. После этого их раздают молящимся, и прихожане стоят до конца службы с вербой и зажжёнными свечами. Обычно окропление повторяют и в само Вербное воскресенье на Литургии (служится Литургия Иоанна Златоуста).

Традиции праздника

В допетровскую эпоху в Вербное воскресенье совершался торжественный выезд патриарха «на осляти» (белом коне, снаряжённом наподобие осла; он символизировал въезд Иисуса Христа в Иерусалим). Патриарх раздавал с Лобного места вербы и листья папоротника (вместо пальмовых ветвей) царю, архиереям, боярам, окольничим, думским дьякам и народу.

У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.

В Вербное воскресенье за трапезой разрешается рыба.
________________________________________
*Осанна (ивр. הושיע נא‎, hôšî‘â-nā’ - спаси, мы молим) - торжественное молитвенное восклицание (краткая молитва), древний хвалебный возглас.

Вербное воскресенье: зачем перед Пасхой освящают веточки вербы?

На этот вопрос можно ответить очень просто. В центральной части России верба единственное общедоступное растение, ожившее после зимы и распустившее свои кисточки.

Вербочками заменили отсутствующие в наших краях пальмовые ветви, которые являются обязательным атрибутом древнего православного праздника в честь входа Господня в Иерусалим. Этим событием - торжественным въездом Иисуса Христа в Иерусалим - начинается крестное восхождение Христа к смерти и воскресению. Жители святого города встречали Христа как Мессию - с пальмовыми ветвями в руках, отсюда и исконное название праздника - «пальмовое воскресенье».

О каких событиях идет речь?

Чтобы понять, что мы празднуем в этот день, чем отличался этот приход Христа в Иерусалим от других, почему он стал торжественным, нам придется, как всегда, обратиться сначала к свидетельству евангелистов - учеников Христа, оставивших об Учителе письменные воспоминания.

Важно помнить также, что для еврейского народа это время римской оккупации, время, когда наиболее популярной была идея независимости, время активного поиска Мессии, как главы этого движения и будущего независимого царства.

Вот, что мы читаем в Евангелии

Иисус узнал, что его друг Лазарь вот уже четыре дня, как в могиле. Место, где он жил - Вифания было недалеко от Иерусалима, верстах в двух и много иудеев пришло погоревать с сестрами Лазаря Марфой и Марией. Марфа, как только услышала, что Иисус идет к ним, пошла Ему навстречу. «Господи, если бы Ты был здесь, мой брат не умер бы!» - сказала она. «Твой брат снова воскреснет. Я - Воскресение и Жизнь. Тот, кто верит в Меня, даже если умрет, будет жить. А всякий, кто жив и верит в Меня, вовек не умрет.

Веришь ты в это?» «Да, Господи, - отвечает она, - Я верю, что Ты - Помазанник, Сын Бога, который должен прийти в мир».

Сказав это, Марфа позвала свою сестру Марию. Иисус, увидев, что она и пришедшие с ней плачут, тяжело вздохнул и сказал: «Где вы его похоронили?» - и Сам заплакал. Пришли к склепу - небольшой пещерке, заваленной камнем. «Уберите камень!» - говорит Иисус. «Уже четвертый день, наверное, пошел запах», - говорит Ему Марфа. «Разве Я не сказал тебе, что если будешь верить, то увидишь славу Бога?» - ответил Иисус.

Камень убрали. Иисус поднял ввысь глаза и сказал: «Отец, благодарю Тебя, что Ты Меня услышал. Я знал: Ты слышишь Меня всегда, но Я сказал так для народа, что стоит здесь. Пусть поверят, что Я послан Тобою!» И, сказав это, воскликнул громким голосом: «Лазарь, выходи!» И умерший вышел - ноги и руки у него были связаны погребальными пеленами, лицо окутано повязкой. Многие из тех, что были тут и видели, что Иисус сделал, поверили в Него. Но некоторые пошли к учителям закона и старейшим священникам и рассказали им все.


Вход в гробницу Лазаря в Вифании.

Через несколько дней Иисус и ученики Его шли в Иерусалим. На подходе, около Масличной горы Иисус послал двух учеников: «Отправляйтесь в деревню напротив, вы сразу же увидите ослицу на привязи и с ней молодого осла. Отвяжите их и ведите ко Мне. А если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, они нужны Господу. Тотчас вам позволят их увести». Это произошло, чтобы исполнилось сказанное через пророка: «Скажите дочери Сиона: «Вот Царь твой к тебе направляется. Он кроток нравом, восседает на на молодом осле, сыне ослицы вьючной».

Ученики пошли и, сделав все так, как велел им Иисус, привели ослицу и осленка, положили на них одежды и усадили Иисуса. Тем временем толпы людей, узнав, что Иисус здесь, пришли туда, но не только из-за Него, но и для того, чтобы увидеть Лазаря, которого Он поднял из мертвых. Многие шли навстречу и устилали дорогу своей одеждой, другие же ломали ветви с деревьев и так же устилали ими путь. Толпы людей, шли впереди Иисуса и сзади, кричали: «Осанна Сыну Давида! Да будет благословен Идущий во имя Господа Осанна в небесах!» Когда Иисус входил в Иерусалим, весь город был в волнении. «Кто это такой?» - спрашивали люди. «Это пророк Иисус из Назарета, что в Галилее», - отвечала толпа.

Иисус пришел в Храм и выгнал оттуда всех, кто продавал и покупал в Храме, опрокинул столы менял и скамьи торгующих голубями. Он сказал им: «В Писании сказано, что дом Божий - дом молитвы, а вы превратили его в разбойничий притон!»

Видя все это, старшие священники собрались на заседание Совета и стали думать, как погубить Иисуса и взять Его под стражу. Решили убить и Лазаря, потому что из-за него многие стали покидать их и верить в Иисуса.

Все это случилось за 5 дней до распятия и смерти Иисуса.

Зачем же нужны вербы

Вход Господень в Иерусалим предваряет страдания Христа, Его смерть и Воскресение. Иными словами он предваряет Пасху. Кроме того, что распустившиеся веточки вербы заменили в северной России ветви более привычных для юга пальм, эти вестники наступающей весны стали символом Пасхи - праздника новой жизни. Каждому христианину хочется не только помолиться в храме, вспомнить о торжественной встрече Иисуса в Иерусалиме, но и принести домой частичку этого праздника.

Однако есть в Вербном воскресенье и нечто более глубокое, более важное для христиан, чем весенние букетики.

Что означают евангельские события входа Иисуса Христа в Иерусалим?

Из повествования мы видим, что Иисус Христос, прослывший в народе проповедником, пророком и чудотворцем, на глазах у многих людей воскрешает Лазаря - известного человека, да еще и на четвертый день после смерти. Это чудо не только всколыхнуло народный интерес к Иисусу, но и обнадежило многих: вот он, новый религиозный лидер, способный стать освободителем и могущественным правителем израильского народа. Это видно из воздаваемых Христу почестей, какими по свидетельству историков чествовали тогда царей или полководцев: пальмовые ветви в руках, одежды на земле, особые радостные возгласы приветствия.

Но все это не более чем обрамление главного, сокровенного. Если внимательно читать и этот отрывок, и рассказ о последних днях жизни Христа: Его аресте, издевательствах над Ним, суде, распятии, смерти, погребении и воскресении, то становится понятен смысл торжественного входа в Иерусалим - столицу Израильского государства. Это торжество и ликование обнажило пропасть между ложными надеждами народа и правдой Божией. Это - начало крестного пути Христа, и с этого дня события складываются так, что единственно возможным завершением становится Его смерть.

И дело тут не в заговоре против Него, а в том, что к этому дню Христос сделал все возможное, чтобы открыть людям Себя и образ той жизни, к которой Он призывает. Он уже все сказал, в знак о Своем будущем воскресении Он даже даровал жизнь Лазарю, пролежавшему в могиле три дня. Те из израильтян, кто был готов к этому, те, кто ждал этого - приняли Христа, но большинство - нет. Бессмысленно было дальше проповедовать и творить чудеса, все это лишь подогревало желание народа посадить Христа на трон, желание сделать Его своим царем. Вместо слов и чудес нужно было сделать что-то, что покажет людям истинную цель пришествия Христа, что подтвердит делом, что «Бог так полюбил мир, что отдал Своего единственного Сына, чтобы мир через Него был спасен и всякий верующий в Него, не погиб, но обрел вечную жизнь».

Уже через три дня после входа в Иерусалим Иисус будет арестован, а через пять те же толпы людей, что встречали Его, будут кричать римскому судье: «Распни Его! Кровь Его на нас и на наших детях!»

Уроки праздника

Христос пришел не для того, чтобы решать за людей их проблемы, пусть даже это вопросы жизни и смерти нации, плененной оккупантами, как было с израильским народом. Экономический кризис, коррумпированность государственного аппарата, недоразвитость общественных инициатив, несправедливое распределение благ, упадок нравственности и культуры, высокая смертность и малая рождаемость - это все дела человеческие, это то, за что люди отвечают перед Богом. Строить рай на земле, пусть даже в стране с великой христианской историей, Бог никогда не будет.

Христиане обязаны помнить, что Христос предлагает Свое Царство и настаивает, что только там Он Правитель и Царь, Его царство «не от мира сего», оно не много ни мало - Царство Божие. Царство, где восстановлена связь человека с Богом, где преодолено зло и разделение, где полнота жизни и счастья. Христос научил своих последователей, что вступить в Его Царство можно только путем веры. Он показал место и цену власти, государственности и всему человеческому. Царствам мирским суждено быть, и невозможно жить только небесным, но все это лишь почва, на которой может вырасти живое растение. Почва может быть плохой или хорошей, государства могут быть разные, но живое растение - это не почва, Царство Божие - это не общество и тем более не государство.

Спасение людей от греха смогло совершиться на краю Римской Империи среди оккупированного народа, значит, при необходимости может совершиться и в России 21 века. Лишь бы была вера, вера как личное доверие Христу и вера как ответственное отношение к вверенному людям достоянию.

Главное, о чем говорит христианам этот праздник - Вход Господень в Иерусалим, - это то, что невозможно обрести истинную веру во Христа и передать ее другим, погрузившись в строительство только земного царства, пытаясь реализовать свои собственные интересы, будь они интересами государства, нации, общества или семьи.

В тропаре Вербного воскресения поется: «…мы яко отроцы победы знамения носяще». Знамя нашей победы — не боевой штандарт, а ветка вербы - символ победы жизни над смертью, веры над отчаянием, любви над ненавистью. Об этом говорит и праздничное евангельское чтение. Комментирует протоиерей Сергий ГАНЬКОВСКИЙ
Вход Господень в Иерусалим. XVII в. Северные письма

1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
10 Первосвященники же положили убить и Лазаря, 11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та"к было о Нем написано, и это сделали Ему.
17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
(Иоанн, 12:1-18).

Комментирует прот. Сергий ГАНЬКОВСКИЙ, настоятель храма священномученика Владимира в Королеве:
— Что общего у сегодняшних чтений из Апостола и Евангелия? Сначала я заметил лишь одно — «Господь близко» . К Своему народу, к Иерусалиму, к смерти и славе Своим, к нам. И «множество народа, пришедшего на праздник», потому и кричит Иисусу «осанна!», что Он — близко. Но чего каждый из них, из нас ждет от такой близости, от встречи с Господом?

Кому-то из стоявших тогда на дороге в Иерусалим с пальмовыми ветвями кажется близким исполнение всего их упования, упования на мессию, который освободит их от поработителей, исполнит «всякую правду» (Мф.3.15), восстановит мир и справедливость, утвердит их веру. Но упования эти, эти справедливость и вера — их упование и справедливость, а не Бога. Не тАинственной и безграничной, а потому непредсказуемой и страшной, встречи со Спасителем ждут они, а исполнения своих представлений и надежд, да просто — своего же представления о чуде, которое не дает увидеть животворящую любовь Иисуса к человеку, а влекущего всего лишь подивиться на ожившего мертвеца, ведь «потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо». Они ждут царя, а Бог пришел, приняв на Себя «зрак раба» (Флп.2.7), совсем не так, как приходят цари земные, — не в славе и торжестве, а в кротости и уничижении.

И потому, хотя возглас «осанна» (הושיע נא‎) дословно переводится как «спаси, мы молим», молим мы на деле о своем, и когда получаем Божье — не приемлем.

Конечно, Господь знает, что трагедия потомков падшего Адама заключается в том, что теоретически мы готовы искать «прежде Царства Божия и правды Его» (Мф.6.33), а на «практике» озабочены именно «остальным», тем, что только «прилагается» к главному, к тому, ради чего стоит жить. Подобно тому, как предатель-ученик увидел только бессмысленную трату драгоценного мира в том, что на самом деле было приготовлением к Жертвоприношению Спасителя, так и весь Иерусалим трагически обознался: они встречали царя земного, а явился Царь Небесный!

И тогда становится понятно, почему крик «распни Его!» раздается почти сразу после ликования, ведь Бог «не оправдал» наших надежд. И сразу забываем мы, что не потому Бог творит что-либо, что оно добро, а напротив — оно — добро, потому что это Он его творит.

Бог приходит к нам, чтобы встретиться, а не оправдывать наши ожидания. И тогда становится заметным второе, что роднит сегодняшние чтения Апостола и Евангелия — радость . В день, когда Церковь с ужасом и трепетом празднует Вход Господень в Иерусалим, напоминая, куда и зачем идет Христос сегодня, восседая на осленке, в день, когда, глядя с Елеонской горы на город, Спаситель плачет о нем и об этих людях, потому что они выбрали смерть, а не жизнь, - в этот день апостол Павел говорит нам слова, которые кажутся неуместными, почти кощунственными перед лицом того, что предстоит Сыну Человеческому: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп.4.4.). Только это радость разная — в одном случае — экзальтированное ликование толпы, а в другом — тихая радость встречи с Тем, Кого давно ждал. Радость о Господе очень редко похожа на радость мирскую. Вспомним, что в Своей Нагорной проповеди наш Господь призывает нас радоваться, «когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф.5.11).

Чего же ищем мы, ныне стоящие в храме? Успеха, бесскорбного жития, здоровья? Разве не успели мы заметить за долгие или короткие наши церковные годы, что чем ближе Господь, тем сильнее противостояние сил зла, мощнее их напор? Разве мы не знаем, что стоит нам хоть на одно мгновение преодолеть бушующие в нас страсти, как силы ада восстают на нас, и в результате те, кто еще совсем недавно кричал «осанна», начинают яростно скрежетать зубами. Недаром протоиерей Александр Ельчанинов заметил: «Только первые шаги приближения к Богу легки; окрыленность и восторг... сменяются постепенно охлаждением, сомнением, и для поддержания веры нужны усилия, борьба...». Кто-то продолжает бороться, а кто-то почитает себя обманутым, «не получившим знамения», покинутым на произвол судьбы.

И потому, чтобы радость наша не обернулась горькими слезами «неразумных дев» (Мф.25.3) - дщерей Иерусалимских, не забудем, что не за тем «грядет Господь на вольную страсть», чтобы нам легче и проще жилось, а затем, чтобы напомнить нам о том, где наш настоящий дом, в чем наша истинная радость и где спрятано истинное «сокровище наше» (Мф.6.21).

Сегодня - канун Страстных дней, а еще вчера, когда вся Церковь вспоминала воскрешение праведного Лазаря, мы за литургией, вместо привычного Трисвятого услышали: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Церковь поет это песнопение накануне Страстных дней, не только отдавая дань древнему обычаю - крестить новообращенных на Пасху, но в первую очередь напоминая верным, что быть с Богом, воссесть по правую и по левую сторону от Христа в славе Его (Мк.10.37), как просили об этом апостолы, можно только «крестившись», погрузившись в скорбь Страстей Господних, разделив в меру своих сил с Господом Его страдания, чтобы потом разделить с Ним радость Воскресения.

В тропаре Вербного воскресения есть и такие слова: «…мы яко отроцы победы знамения носяще». Этими словами Православная Церковь сравнивает чад своих со знаменосцами победы, с теми, кто возвещает и войску, и народу, и солдатам противника, и всему миру грозную и радостную весть о падении вражеской крепости, об окончании сражения, о победе.

Знамя нашей победы, символ победы Церкви — не боевой штандарт, а маленькая веточка вербы, подобная той зеленой оливковой веточке, которую принесла голубка на Ноев ковчег как знак прекращения потопа, как символ примирения Бога и человека (Быт.8.11), как знамение надежды и прощения. И мы сегодня, «яко отроцы победы», стоим в наших храмах, имея в руках, так мало похожие на боевые, знамена победы жизни над смертью, веры над отчаянием, любви над ненавистью!

Мы прошли долгую Четыредесятницу Поста. Мы, пусть и в малом, но все же победили свою, вечно несытую, плоть; пусть в малом, пусть в самом ничтожном, но мы постарались в прошедшие постные дни преодолеть насилующий нас грех. И эти нежные, чуть зеленеющие побеги вербы - символ и знак нашей решимости оставаться с Богом до конца, быть верными Ему «даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2.8).

Некоторым из нас может показаться, что слишком рано мы вспомнили о победе. Не Жизнь и Вечность, а «Смерть и Время царят на земле». И все же именно в эти трагические дни, за несколько часов до казни, Господь говорит Своим ученикам: «…мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16.33). Он говорит так потому, что победа, знаменосцами который мы все сейчас являемся, совершается, по слову апостола, «в немощи» (2.Кор.12.9). И не сила силу ломит, не победитель легионов и армий входит во Святой Град, но «Царь твой грядет, сидя на молодом осле» (Ин.12.15).

Вот как Сам Господь говорит об этом Своим ученикам: «…вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин.16.20). То, что внешне выглядит как триумф и победа, на поверку выходит скорбным путем на Голгофу. То, что представляется завистливой душе Иуды бессмысленной тратой драгоценного мира, на деле является приготовлением к жертвенному закланию Того, про Которого сказано: «…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1.29). Наконец и сама смерть Распятого становится залогом жизни погибающего мира, потому что, как вновь и вновь напоминает нам Святитель Иоанн Златоуст: «Ад надеялся схватить тленное тело, а нашел Бога. Ад надеялся схватить прах, а встретил Небо. Ад надеялся схватить то, что видел, а напал на то, чего не видел!»

Отец Димитрий, на Вербное мы привыкли освящать веточки верб в храмах, но не каждый понимает, что это за праздник, какие события мы вспоминаем в этот день…

За неделю до Пасхи православная церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. Мы вспоминаем событие двухтысячелетней давности, когда Христос за несколько дней до своих страданий, смерти и воскресения вошёл в Иерусалим со славой, встреченный народом как истинный Мессия. В календаре этот день именуется неделей Ваий, то есть пальм, а на Руси за отсутствием пальм издревле люди приходили в храм с веточками вербы, благодаря чему и появилось русское наименование этого дня - Вербное воскресенье. В богослужении этого дня церковь прославляет Христа как Спасителя мира, но вместе с тем вспоминает и последующие события, как бы начиная этим днём богослужение Страстной седмицы.

Часто слышишь о разных обычаях и традициях, которые якобы необходимо соблюсти в Вербное воскресенье. Что же надо и что не надо делать в этот день?

Существует благочестивый обычай освящать приносимые в этот день веточки вербы. Освящение происходит за всенощным бдением в субботу после полиелея. Сам чин освящения подразумевает только чтение молитвы над вербами, но по сложившейся традиции священник кропит святой водой приносимые веточки. К сожалению, часто людское неведение приводит к сильному шуму в храме, и вместо того чтобы внимательно молиться, люди требуют от священника, чтобы он обильнее окропил их вербу, считая, что если на неё попало мало воды, то она, мол, меньше освятится. Чаще всего так ведут себя люди малоцерковные, которые приходят в храм всего несколько раз в год на самые значимые праздники. Конечно, хотелось бы, чтобы люди избавлялись от подобных суеверий. Ещё одно заблуждение этого праздника - стремление людей «выбить» из себя всё негативное с помощью освящённой вербы. Это также происходит по неведению людей, не понимающих, что исправиться человек может только сам, если будет каяться и участвовать в церковной жизни. Это тяжёлая работа над собой, которую не заменят суеверные ритуалы.

- Как православный человек должен провести Страстную неделю перед Пасхой Христовой?

Период между двумя значимыми праздниками именуется Страстной седмицей, потому что в эти дни мы вспоминаем события смерти и погребения Спасителя. Если посмотреть на этимологию слова «страстная», то становится ясно, что акцент делается на воспоминании страданий Христовых. Православные христиане стремятся на этой неделе как можно чаще посещать богослужения, чтобы вместе со всей церковью напомнить себе о тех событиях, благодаря которым стало возможным спасение любого человека на земле.

В первые три дня Страстной седмицы богослужение ещё приближено к великопостному чину, но оно уже имеет свои индивидуальные особенности. Например, на утрене поются тропарь «Се жених грядет в полунощи» и светилен «Чертог Твой», которые исполняются только в эти дни года. Начиная с четверга богослужения становятся неповторимыми: в таком виде они совершаются именно в эти дни. В четверг утром совершается Божественная литургия по чину святителя Василия Великого. Все верующие стараются в этот день причаститься Святых Христовых Тайн. Есть одно суеверие, связанное с этим днём: люди считают, что для очищения души в этот день непременно надо очистить тело в ванной или душе. Люди, к сожалению, не понимают, что очищение души происходит в таинстве Покаяния - на исповеди. В четверг вечером в храмах читаются двенадцать отрывков из Евангелия, в которых повествуется о страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа. В пятницу с утра читаются Царские часы, а после обеда обычно совершается вечерня с выносом плащаницы и читается умилительный канон, получивший наименование «Плач Богородицы». В Великую субботу с утра совершается вечерня с чтением пятнадцати паремий - ветхозаветных пророчеств о Воскресении Христовом, после чего совершается Божественная литургия. В этот день после литургии освящаются куличи и яйца, но важно понять, что это вторично. Гораздо важнее побывать на службе и получить освящение душе, а после этого освятить пищу.

- О чём должен задуматься человек, встречая Пасху Христову? Как лучше всего провести этот день?

В воскресенье (в этом году Пасха приходится на 8 апреля) наступает главный день церковного года в жизни каждого христианина - день Воскресения Христа. После страшных страданий, смерти и положения во гроб Спаситель воскрес. Богочеловек Иисус Христос своими смертью и воскресением нарушил общий жизненный порядок и даровал нам возможность получить спасение. В этот день все, кто считает себя верующим христианином, должны посетить богослужение, чтобы почувствовать радость этого праздника праздников и торжества торжеств. В храмах обычно совершается ночное богослужение, а для немощных - поздняя литургия.

Здесь скажу ещё об одном заблуждении, сохранившемся от советского времени, - посещении кладбищ в день Пасхи. Несмотря на все попытки советской власти искоренить в людях веру, это до конца не удалось. И люди, часто сами не понимая цели, вроде бы не веря в Бога и загробную жизнь, шли на кладбище. Казалось бы, если не веришь, то жизнь заканчивается, когда человек перестаёт дышать, но что-то всё равно тянуло людей посетить родные могилки; как мне представляется, это было некое понимание того, что смерть - это не полный конец жизни. Для посещения кладбищ церковь отвела особый день - Радоницу - вторник после Фомина воскресенья. В этом году это 17 апреля. Люди, желающие помянуть родных и совершить на их могиле заупокойное богослужение, обращаются к священнику с этой просьбой.

- Отец Димитрий, что вы можете пожелать читателям «Орловской правды» в преддверии светлого праздника?

Хочется пожелать, чтобы все верующие православные христиане смогли провести последние дни накануне великого праздника Светлого Христова Воскресения благоговейно, подготовиться к принятию Святых Христовых Тайн и испытать радость праздника Светлого Христова Воскресения. Все обиды и неурядицы должны забыться и затмиться светом Воскресения Христова. Даже те, кто по немощи не смог выдержать весь пост, должны идти в храм и вместе со всеми разделить радость. Ведь радость, поделённая на многих, не уменьшается, а лишь приумножается!

По мере того как приближается Вербное Воскресенье, приметы становятся особо важными и значимыми. В это время принято делать прогнозы практически на год вперед о погоде и будущем урожае.

Лазарева суббота

Еще один праздник, который отмечают в субботу Вербной недели, - Воскрешение Лазаря.

Иисусу прислали весть, что его друг и сподвижник Лазарь из Вифании серьезно болен, и просили поспешить. Непонятно было, почему Христос не спешил. И лишь после известия, что Лазарь умер, он тронулся в путь.

Когда он прибыл в Вифанию, то со дня смерти прошло уже четыре дня. Родные и близкие почившего были в глубокой скорби. Иисус же усердно молился возле пещеры, где похоронили Лазаря.

Он взывал к Богу с просьбами совершить чудо. После молитвы отодвинули закрывающий вход камень, и присутствующие увидели чудо воскрешения. 4 дня назад Лазарь оказался живым.

Лазареву субботу христиане празднуют с IV века. Спустя три с половиной столетия выработался определенный канон проведения богослужений в этот день. Песнопения во время службы указывают не на случайное чудо, а на важный символ укрепления веры.

После заката, во время вечерней службы, начинают освящать ветки вербы. Это и есть начало празднования Вербного воскресенья.

Праздник Вербное воскресенье

Как уже писалось выше, Вербное Воскресенье по церковным канонам начинается с вечера субботы. Но основные службы и освящение вербы проводятся в воскресенье.

Кроме всего прочего, на Руси этот праздник олицетворяет пробуждение природы после долгой зимы. Недаром северные славяне выбрали символом этого дня вербу. Дерево является предвестником весны. Как только солнце прогревает воздух, проклевываются на свет пушистые комочки. Именно они дарят веру в скорые теплые дни.

Православные христиане с радостью встречают Вербное воскресенье. Как празднуют этот день в России? Люди любого возраста отправляются в воскресное утро в ближайшую церковь, чтобы освятить веточки вербы. Оцерковленные прихожане стоят службу, совершая молитвы и участвуя в песнопении. По возвращении домой принято слегка отстегать домашних вербой с пожеланиями здоровья и благодати.

Освященные ветки ставят рядом с иконами, заплетают в косы, делают из них обереги, прибивают на хозяйственные постройки. Через год, в преддверии нового праздника, вербу сжигают.

Если знать точную дату празднования, можно заблаговременно подготовиться. Как просчитать, какого числа Вербное воскресенье будет отмечаться в тот или иной год? Для определения даты нужно знать, в какой день будет Пасха. Ровно за неделю до Воскресения Господня отмечают вход Иисуса Христа в Иерусалим.

Чего не нужно делать

Вербное Воскресенье - значимый праздник для христиан. Любые работы в этот день нежелательны. Некоторые даже не рекомендуют приготовление пищи. В современном мире все намного упростилось. Есть такие службы и профессии, которые подразумевают ежедневное выполнение работы, вне зависимости от календарных дат. Но если нет особой нужды в каком-либо деле, то лучше, конечно, его отложить.

В старину женщинам запрещалось расчесывать волосы в этот день, так же, как и на Благовещенье. Понятно, что сейчас такое вряд ли возможно. Хотя обладательницам длинных локонов можно и соблюсти запрет. Заплетенные в косу волосы, прикрытые сверху косынкой, вполне могут обойтись сутки без расчесывания.

Какие еще существуют запреты в Вербное воскресенье? Что делать совершенно недопустимо, так это предаваться чревоугодию. Конец шестой недели поста не подразумевает обильного застолья. Немного вина, постные блюда, приготовленные с растительным маслом, рыба - вот основа праздничного стола.

Традиции праздника

Главной и основной традицией праздника является освящение веточек вербы. Считается, что их должно быть ровно столько, сколько человек в семье. У некоторых народов из этих веток плетутся семейные обереги. Сила их велика. Они защищают дом от недобрых людей и огня, спасают от ураганов и наводнений, от бедности, уныния и болезней.

На Вербное Воскресенье приметы на погоду и урожай особо достоверны. Поколениями поддерживаются они в семьях. Особо важно это для жителей, занимающихся сельским хозяйством.

Традиция закладывать в хлебцы монетки родом из Беларуси. Таким образом можно определить, кому будет сопутствовать удача и благополучие весь год.

В отдельных областях принято вкладывать освященные ветви в гроб к покойнику. Эта традиция уходит корнями в самое начало христианства. Считается, что благодаря вербе можно войти во врата рая и там приветствовать Спасителя. Кроме всего прочего, дерево вербы является символом жизни и пробуждения.

Традиционны вербные базары. Особо любят это развлечение дети, так как основным товаром являются сладости. Кроме этого, предлагаются приятные мелочи для хозяйства и все та же верба, собранная в букеты и украшенная лентами и бумажными ангелочками.

Деревце, выращенное из освященной ветки, приумножает достаток в доме. Поэтому принесенные из церкви букеты ставят в воду и тщательно следят, не появятся ли корешки.

Обряды и обычаи

Многие народные приметы на Вербное воскресенье давно переросли в обряды, обычаи и ритуалы.

Если вы живете возле реки, то попробуйте опустить веточку вербы на воду. Если она поплывет от вас, то в ближайшем будущем ожидается прибавление достатка в доме.

Ветки, прикрепленные к крыше, защитят обитателей дома от болезней и душевных терзаний.

Хлестание детей ветками в праздник - самый распространенный обряд. С каждым ударом наговаривается и пожелание здоровья.

А вот еще один обычай на преумножение достатка. При полном запрете что-либо делать в этот день все равно рекомендуется посадить комнатное растение с толстыми круглыми листьями. Если цветок примется и будет бурно расти - можно быть уверенным, что богатство в дом придет.

Обряды на Вербное Воскресенье - традиции, уходящие в глубину веков. Верить им, соблюдать ли - каждый решает для себя сам. Для одних это - принцип жизни, а для других - лишь красивое приложение к выходному дню.

Использование освященной вербы в народной медицине

Издавна считалось, что в вербе заключена огромная лечебная сила. Окропление святой водой приумножает ее в несколько раз. Как можно использовать веточки, принесенные из церкви в Вербное воскресенье? Что делать с ними для улучшения здоровья? Вот некоторые примеры использования вербы в лечебных целях:

  • Принимая отвар из веток, можно избавиться от головной боли, лихорадки, температуры, бессонницы.
  • Втирание отвара в больные места избавляет от ревматических болей.
  • Настой ивы на водке поможет справиться с кишечными инфекциями и расстройствами.
  • Листья способны заживлять раны.
  • Глотание освященных распустившихся почек помогает при бесплодии.
  • Младенцы спят спокойнее после купания в воде, настоянной на ивовых ветках.

Верба в народной медицине используется повсюду, где она произрастает, и пользуется заслуженным уважением.

Народные приметы

Народные приметы на Вербное воскресенье давно вошли в обиход. Они передаются от старших к младшим и становятся частью нашей жизни.

Спокойная солнечная погода обещает теплое безветренное лето и богатый урожай. Сильный ветер сулил прохладную погоду.

Холодный, но ясный день давал надежду на урожайность яровых.

Вербное воскресенье без заморозков повышает шанс на обилие фруктов.

Количество распустившихся сережек также служило показателем будущего урожая.

А еще в этот день принято мысленно призывать любимого человека, и встреча обязательно состоится.

Каждый год уже много веков подряд церковь распахивает двери каждому, кто верит в спасение. Вербное воскресенье - праздник, символизирующий силу веры, ее возрождение. Ветки и букеты вербы приносят в дом спокойствие и защиту. Вслед за первыми солнечными лучами в сердцах зарождается надежда на лучшее. И пусть этот день таит много грусти, все равно он - предвестник Светлого Христова Воскресенья и спасения всего человечества.

«Вербное воскресение», «Вербница» - шестая неделя Великого поста, последнее воскресение перед Пасхой, праздник Входа Господня в Иерусалим. В этот день Иисуса встречали пальмовыми ветвями и хвалебными песнями. На Руси пальмовые ветви заменила верба. Вербу мы освящаем, украшаем, она – оберег, олицетворение жизни и роста.

Когда воскресенье бывает в субботу?

Канун вербного воскресенья - Лазарева суббота - день, когда Иисус исцелил Лазаря через несколько дней после его смерти. С тех пор христианство отмечает праздник Воскресения Святого Лазаря. В этот день у русских крестьян было принято ходить в лес за вербой до восхода солнца. Принесенные веточки тут же украшали бумажными цветами, плодами, часто к веточкам подвешивали бумажного ангелочка, "вербного херувима". Святить вербу ходили в церковь в этот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставились в переднем углу на божницу или клали за иконы. В Сибири для вербы делали специальный "теремок" из соломы, который украшали тряпочками, лентами, затем вешали перед иконой.

"Не я бью-верба бьет, верба хлёст бьет до слез"

Как только возвращались домой с заутрени, все домочадцы непременно ударяли друг друга освященными ветками вербы, приговаривая: "Верба красна бей до слез, будь здоров". Этот обычай имел магический характер: во время соприкосновения верба передавала свои живительные силы человеку, наполняла его энергией. Так, когда прихлестывали вербой детишек, говорили-заклинали: "Как вербочка растет, так и ты расти", тем самым перенося свойства растения на ребенка. Верба и ее распускающиеся сережки, появление которых было первым видимым проявлением весны, в народном представлении являлась средоточием плодородия, растительной силы, здоровья.

Егорьев день

Как детей хлестали, так и скот в день первого выгона на пастбище, в Егорьев день, ударяли освященной вербой, чтобы защитить животных от падежа, дурного глаза, змей, волков, чтобы обеспечить хороший приплод, а так же чтобы усмирить скот, заставить его слушаться пастуха. Затем ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или пускали по воде, иногда сжигали в печи, или скармливали скоту. Но выбрасывать вербу после первого выгона было грешно. Порой освященные ветви хранили целый год за образами до следующей «Вербницы», и только потом сжигали и ставили новую освященную вербу. Также в Егорьев день, после выгона скота веточки могли разламывать и разбрасывать по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для будущего посева, тем самым воздействуя на силы природы, приумножая урожай.

"Барашки", "бабашки", "акатушки"

Чтобы овцы водились и не переводились, а плодились их кормили специально приготовленными караваем и хлебцами, внутри которых запекали вербные почки. В некоторых местах пекли печенье в форме почек по числу скотины и птицы в доме, а в других местных традициях и для всех членов семьи. Печенье было принято освящать вместе с вербой. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской - «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской - «орешки», «кытька».

Окликание молодух

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух. В полночь накануне Вербного воскресенья молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и возле ворот кричала: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодой ничего не оставалось,кроме, как отпереть ворота, после чего толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», - а также: «Вставай рано, бей барана». Последней хлестали молодую, когда она кланялась, провожая незваных гостей.

Верба-целительница

Верба в народном сознании была способна не только наделять живительной силой, но и предохранять от болезней и исцелять от них. Вербные почки глотали в качестве профилактического средства от различных хворей. Съедали по девять вербных почек, считая это лекарством от лихорадки. Бесплодным женщинам так же советовали есть освященные почки, после чего они благополучно рожали. На Кубани вербу применяли при лечении детских заболеваний. Для этого рано утром до восхода солнца отправлялись на реку, где срезали три пучка вербы по девять веток. Затем дома клали один пучок в горячую воду и купали ребенка у окна, которое выходило на восток. В полдень в воду опускали вторую связку и купали ребенка у того окна, где стояло солнце в тот момент. На закате аналогичные действия совершались с третьим пучком перед окном, смотрящим на заходящее солнце. После все ветки и воду в сопровождении молитвы выливали в реку. Считалось, что после этих омовений болезнь уйдет. Также вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали в раны, делали из нее отвар и пили, использовали в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Верба-оберег

Веточка вербы с незапамятных дохристианских языческих времен наделялась магическими сверхъестественными свойствами: помимо того, что она обогащала и исцеляла, она была способна уберечь, защитить от молнии, бури, нечистой силы. Согласно поверью, верба, брошенная против ветра, может отвратить бурю, а брошенная в огонь – усмирить его. Повсеместно считали, что верба, защитит дом от грома и молнии, так как верба в верованиях славян дерево Громовержца, Перуна, который поражает очистительным огнем. Вербным веткам, несмотря на христианскую символику, приписывалась также колдовская сила, с ними связывалось поэтическое вдохновение, волхвование, ведьмовство. Так, если верить поверью, весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.